Гуманитарные проблемы обустройства социального пространства: философия хосписа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Ведерникова, Валерия Георгиевна

  • Ведерникова, Валерия Георгиевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2010, Пермь
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 184
Ведерникова, Валерия Георгиевна. Гуманитарные проблемы обустройства социального пространства: философия хосписа: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Пермь. 2010. 184 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Ведерникова, Валерия Георгиевна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ ХОСПИСНОГО ДВИЖЕНИЯ.

1.1. История развития хосписного движения в России и за рубежом.

1.2. Концептуальные основания философии хосписа.

Глава 2. ТЕМПОРАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ХОСПИСНОГО

ДВИЖЕНИЯ.

2.1. Социальное партнерство как пространство взаимопомощи.

2.2. Антропологические границы времени жизни.

Глава 3. ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ОНКОБОЛЬНЫХ - ГУМАНИТАРНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУСТРОЙСТВА СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА.

3.1. Экспликация барьеров взаимодействия в социальном пространстве пациентов с диагнозом «рак».

3.2. Паллиативная антропология в коллизиях права.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Гуманитарные проблемы обустройства социального пространства: философия хосписа»

Актуальность темы исследования. Необходимость социально-философского исследования гуманизации социального пространства, в частности, такого феномена, как хосписное движение, обусловлена рядом причин. Наше общество вступило на путь реформ более двадцати лет назад, но и сейчас эти реформы не закончены. В гуманитарной сфере мы находимся в стадии переходного периода, хотя многие социальные институты адаптировались к рыночным условиям (производство, торговля).

Социальный институт отечественного здравоохранения и социальной помощи находятся в ситуации бесконечных пертурбаций, в которых акценты расставляются не комплексно, а в предполагаемых точках роста, соответственно, многие виды заботы, в частности, о неизлечимо больных людях, не относятся к стратегическим ориентирам. Согласно статистике, в России насчитывается около 2,5 миллионов онкобольных. Ежегодно выявляется более 450 тысяч новых случаев, т.е. один диагноз в минуту. В Пермском крае наблюдается постоянный рост онкологической заболеваемости, на конец прошлого года на учете состоит 22631 человек. Выживаемость более 5 лет после постановки диагноза - менее 50%. Гуманитарные проблемы обустройства тяжелобольных людей в социуме далеки от разрешения.

Традиционно российской медицине был присущ патернализм, сейчас исторически сложившиеся особенности российского общества не учитываются. Существует тенденция сделать здравоохранение сегментом рынка, но в медицине формула «товар-деньги-товар» не так действенна, как многим кажется. Не отрицая необходимости развития коммерческих услуг в сегменте оказания помощи инкурабельным больным, следует подчеркнуть, что наполнение времени жизни тяжелобольных людей за счет расширения социального пространства - это не только развитие отношений врача и пациента, но и освоение современных гуманитарных технологий взаимопомощи (волонтёрство, благотворительность, глубокие социальные дискурсы по экзистенциальным проблемам, обустройство семей, попавших в сложные жизненные обстоятельства и т.д.).

Учитывая специфику развития российского общества, где всегда была и сейчас остается наиболее психологически приемлемой патерналистская модель отношения к немощности, можно предположить, что именно гуманитарные технологии обустройства социального пространства для тяжелобольных людей, обязательно под патронатом государства, нуждаются сегодня в пропаганде и внедрении в практику повседневности.

Степень разработанности проблемы. Проблема отношения к смерти рассматривается во всемирной литературе в разных аспектах. В основном превалирует философская традиция в его изучении. Это классические работы Эпикура, стоиков, экзистенциалистов. Способность человека выходить за пределы непосредственно данного существования, преодолевать тотальность небытия представлена работами С.С.Аверинцева, В.А.Бачинина, Р.А.Будалова, Б.П.Вышестлавцева, Л.В.Карасева, Х.Э.Керлота, К.Леви-Стросса, В.Л.Круткина, М.М.Маковского, В.И.Россмана, В.Н.Топорова, Р.Тернера, Ю.В.Чернявской. Антропологическая вариативность завершения жизненного пути осмысливается нами на основе теории интегральной индивидуальности В.С.Мерлина, который понимал индивидуальность как особый, выражающий индивидуальное своеобразие характер связи между всеми свойствами человека, обеспечивающий приспособление человека к меняющимся обстоятельствам жизни. Проблема взаимодействия личности и общества является фундаментальной для социальной философии. Один из исследователей природы социальности В.Е.Кемеров, ссылаясь на исследование К.А.Абульхановой, считает, что объективная необходимость психического вытекает из диалектики социального и индивидуального, что нашло отражение в современных дискурсах о достойных способах покинуть этот мир, трансформировавшихся в философию хосписа — концепцию гуманитарной поддержки достоинства человека в конце пути.

В работах В.А.Рыбина заявлена попытка описания проблемного поля ухода человека из жизни как поля мультидисциплинарного синтеза естественных, социальных и гуманитарных наук, как раздела социального естествознания, в котором «Нравственный закон внутри нас» становится определяющим «антропным» принципом совершенствования медицинской деятельности, а клятва Гиппократа ее метафизикой, «антропологической границей», обеспечивающей статус «антропологической неприкосновенности».

Проблемы человеческого взаимопонимания и взаимодействия — предмет пристального интереса в конце XIX, начале XX века в трудах Н.Бердяева, М.Бубера, М.Шелера, К.Ясперса, М.Хайдеггера, Э.Мунье, Г.Марселя, Ж-П.Сартра, К.Роджерса, А.Маслоу, Н.Аббаньяно, Э.Пачи, У.Баррета и др. Работы этих авторов индуцировали философию становящегося хосписного движения.

Философия хосписа стала известна в нашей стране благодаря работам Роберта Дж. Твайкросса и Дэвида Р.Фрамптона, обобщивших опыт разных специалистов в хосписе «Сэр Майкл Собелл Хаус». Философия хосписа подняла проблемы сознательного отношения к онкологическим заболеваниям (К.В.Петингэйл), качества жизни больных раком (К.Кальман), заботы о родственниках умирающих (Б.Лунт, С.Нил, Буда Франческо), воспитания надежды у неизлечимо больных людей (К.Херт), религиозного сопровождения (П.Спек), поведения в период утраты (М.Остервейс, Ф.Солмон, Г.Морис), морального выздоровления после понесенной утраты (С.М.Паркс), терапии горя (Ж.В.Ворден). В нашей стране в начале перестройки эту проблематику в книге «О человеческом в человеке» начинает разрабатывать Ф.Е.Василюк. Философия хосписа чувствительна к проблемам, обсуждаемым биоэтикой (АЛ.Иванюшкин, В.В.Миллионщикова, Е.П.Михайлова, Б.Г.Юдин, П.Д.Тищенко и др.). В рамках философии хосписа в качестве альтернативы эвтаназии разработаны принципы «хорошей смерти» (Е. О'Салливан), опирающиеся на систему контроля симптомов у смертельно больных пациентов (Р.Партридж).

Выявленные нами барьеры в обустройстве социального пространства инкурабельных больных усиливают аргументированную позицию, согласно которой патернализм является имманентно присущим национальной модели медицины и его элиминирование ведет к ее разрушению (Н.Н.Седова). Убедительно при этом выглядит апелляция к православным традициям (И.В.Силуянова). Изменение реального положения Русской православной церкви (как и других конфессий) в постсоветском обществе повлекло за собой существенное изменение в ее социальной позиции, резко активизировалась ее благотворительная, милосердная деятельность, ищутся современные способы взаимодействия гражданского общества, государства и церкви в вопросе обустройства социального пространства вокруг тяжелобольного человека (Э.Н.Анциферова, О.М.Базарова, К.Е.Гуревич и др.). Эти проблемы остро звучат в контексте обсуждения прав человека (Ю.Сергеев, Г.Стеценко, А.Мохов, В.В.Суворов, З.Н.Миндубаева), формирования толерантного отношения к различным категориям больных людей (Л.И.Геращенко), а также путей реформирования системы здравоохранения (А.К. Хетагурова, Н.В.Эккерт, В.З.Кучеренко, М.Я.Подлужная, О.А.Березикова, Т.А.Кузнецова, В.И. Семенов и др.).

Целью исследования является выяснение особенностей хосписного движения в современном обществе, его смысла, места, значения в общественной жизни; концептуальное и ситуационно-конкретное осмысление взаимосвязи категорий «пространство», «время», «движение» в социуме; выявление гуманитарных технологий расширения социального пространства и увеличения продуктивного времени жизни человека, а также проблематизация хосписного движения в России.

В соответствии с этой целью сформулированы следующие задачи:

1. Выяснить основные этапы становления хосписного движения и его особенности в различных странах и культурах;

2. Раскрыть сущность хосписного движения как типа социального движения и определить продуктивные направления его развития.

3. Обобщить опыт социального партнерства в решении проблем умирающего человека.

4. Выявить свойства социального пространства пациентов с диагнозом «рак».

5. На основе «Декларации прав онкобольных» проанализировать барьеры взаимодействия в социальном пространстве тяжелобольного и умирающего человека.

Объект исследования — отношение человека и общества к смерти и бессмертию.

Предмет исследования - хосписное движение в социальном пространстве.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в отечественной литературе старость представлена как внутренне дифференцированный этап жизни человека, требующий исследования различных техник преодоления приземленности физиологических и психологических подходов к ней, изучения возможностей общества сохранить достоинство человека в состоянии немощи. Показано, что немощь имеет существенные философские характеристики. А именно: угасание субъектных качеств личности, для сохранения которых необходима опора на родовую сущность человека; транскрипция субъектно-объектных отношений разных уровней на принципах дистрибутивной справедливости, обеспечивающих достойный уход человека из жизни; наличие статуса «подлинного бытия» с соответствующей позицией переинтерпретации смыслов; способность иметь будущее в продолжение начатых дел; способность остро чувствовать время и ценить пространство жизни. Выявлено, что особое положение умирающего человека в мире вызвало к жизни философию хосписа, которая индуцировала становление и развитие хосписного движения, меняющего пространство повседневности.

Научная новизна исследования раскрывается в положениях, выносимых на защиту:

1. Выделены три этапа становления хосписного движения: первый — открытие первых приютов, второй — установление режима регулярного приема морфина, третий - создание хосписов нового типа, обеспечивающих пациентам свободу, где открыто говорят с пациентами о смысле жизни и смерти. Анализ истории хосписного движения в России и за рубежом показывает, что мировое хосписное движение находится сегодня на стадии совершенствования структуры. Речь идет о разделении функций радикальной, паллиативной и хосписной помощи тяжелобольным людьми, о совершенствовании различных видов страхования, об изменении стандартов оказании медицинской помощи пациентам с качеством жизни ниже минимального. В России хосписное движение, видимо, находится на стадии мобилизации - поиска средств для решения проблем умирающего человека. Доказано, что принцип дистрибутивной справедливости по отношению к умирающим не работает ни в части выделения достаточных ресурсов на решение проблемы обезболивания, ни в части достойной оплаты труда персонала, обеспечивающего терапию присутствия.

2. Хосписное движение как тип социального движения отнесено к движению реформ, направленному на преобразование структуры оказания медицинской, социальной, психологической и духовной помощи тяжелобольному человеку, целью которого является улучшение качества жизни умирающего человека, оптимизация метрик пространства и времени его жизни. К продуктивным элементам хосписного движения отнесены институализация хосписной помощи в структурах системы здравоохранения, развитие хосписной помощи средствами различных институтов гражданского общества и расширение возможностей семей для обустройства человека на последнем этапе его жизни. Показано, что у хосписного движения имеются элементы «контрдвижения», такие как организация хосписов на платной основе, использование «агрессивных» мероприятий продления жизни, попытки узаконить активную эвтаназию.

3. Философия хосписа представлена как концептуальная и мировоззренческая идея, расширяющая пространство жизни тяжелобольных людей. Показано как силами гражданского общества философия хосписа работает на обеспечение права человека жить, а не изнурять себя жизнью, до смерти. Обобщение опыта социального партнерства выявило наиболее эффективные формы его работы: создание групп самопомощи и поддержки, деятельность специальных благотворительных организаций и фондов, привлечение волонтеров к решению проблем умирающего человека. Выявлено, что заполненное пространство жизни дает эффект живого времени, что доказывает проведенное нами исследование стратегий преодоления стресса среди участников групп самопомощи, работающих при Пермской общественной благотворительной организации (ПОБО) «Хоспис». Исследование показало, что для всех участников групп самопомощи характерны адаптивные варианты копинг-стратегий.

4. Социально-философский анализ социального пространства пациентов с диагнозом «рак» позволил зафиксировать следующие его свойства:

- неоднородность социального пространства, возможность установления нужного мне порядка в рамках безликого порядка законов обеспечивают социальные движем ия, меняющие ландшафты повседневности (на последних этапах жизненного пути человека эту функцию берет на себя хосписное движение);

- конфигурация социального пространства производна от гражданских инициатив по защите прав человека, прав врачей и пациентов;

- изометрия социального пространства - объемность нормативно-правовых решений с координатами «гуманизм, справедливость, перспектива»;

- искривление социального пространства - расширение сферы прямого или скрытого насилия посредством бюрократического внедрения принципа информированного согласия, провокаций неоправданных ожиданий и надежд на сохранение человеческого достоинства, создание правовых коридоров в Никуда в сфере страхования медицинских рисков, трансформация социального пространства в криминальное в решении проблемы боли;

- правовое поле неоднозначных законодательных решений обеспечения льготами;

- виртуальное пространство свободы выбора врача;

- насыщенность и плотность социального пространства -экспликация правовых и социальных пустот и лабиринтов в обустройстве умирающего человека.

5. Наше исследование барьеров взаимодействия в социальном пространстве онкобольных показало, что в России трудно реализуемы следующие права граждан: на уважение и достоинство, на серьезное отношение к физическим, эмоциональным, духовным, социальным и психологическим потребностям человека на протяжении всей его жизни, независимо от прогноза болезни; на получение работы, продвижение по службе и возвращение на прежнее место работы в соответствии со способностями и опытом, а не в соответствии с предположениями о болезни и ее развитии; на знание диагноза и деликатное его сообщение, на участие в принятие всех решений относительно лечения и ухода в ходе честных и обстоятельных обсуждений с соответствующими специалистами и работниками здравоохранения; на включение в любые клинические испытания только после осведомленного согласия на них.

Методологическую основу исследования составляют работы, в которых анализировалась проблема власти социума над телом. Это мыслители постмодернистского направления (М.Фуко, Р.Барт, Ж.Лакан, Ж.Бодрийяр, Ж.Делез, Ф.Гваттари) и труды отечественных философов (Г.В.Мокроносова, А.М.Мосорова, Д.Е.Кемерова, В.П.Кашперского, К.Н.Любутина, Д.В.Пивоварова, Л.В.Жарова). Отдельно необходимо упомянуть о сборнике, вышедшем в 2005году под названием «Психология телесности между душой и телом». Большое влияние на формирование мировоззрения автора данной работы оказала интегративная концепция человека В.В.Орлова и Т.С.Васильевой.

Активно поддерживает тренд препятствия развития культуры умирания в танаталогию с середины XX в. биоэтика. Именно биоэтика пропагандирует слитное употребление слов «тренд», «развитие», «культура», «умирание», что концептуально для нашей работы, ибо позиционирует проблематику хосписа в контекстах развития драмы жизни. На наш взгляд, первый принцип философии хосписа - постулат благоговения перед жизнью А.Швейцера «Добро - то, что служит сохранению и развитию жизни, а зло есть то, что уничтожает ее или препятствует ей»1. Обозначенный тренд абстрактного гуманизма актуализируется как альтернатива прагматически обоснованной Ф.Ницше «морали для врачей», которая гласит, что «в известном состоянии неприлично продолжать жить. .»2.

В основе диссертационного исследования лежит концепция гражданского общества, ориентированная на соблюдение прав и свобод граждан, на верховенство закона, на практическую реализацию деклараций, провозглашаемых общественными организациями.

Методологическим основанием нашего исследования послужило представление о социальном пространстве, которое начинает активно развиваться в семидесятые годы ХХв. в отечественной философии, парадоксальным образом синтезируя взгляды Канта и Лейбница. В работах Г.Е.Зборовского, В.А.Канке, A.B. Ласточкина, В.Г.Черникова, А.М.Бекарева, В.К.Потемкина, Ю.Д.Мишина и др. социальное пространство осмысливается и как объективное, и как субъективное: оно имеет протяженность, но мерой протяженности выступают субъективные человеческие чувства. Социальное пространство понимается как поле взаимодействия человека и общества. Методологические основания диссертации включают следующие подходы и принципы: релятивности пространства, времени, движения и материи, антропологической вариативности, системности человеческого существования, единства личности и общественных отношений, а также мультидисциплинарный синтез и компаративный анализ. Обозначенные принципы сопряжены в работе с применением экзистенциально-феноменологического метода и деятельностного подхода. В работе использованы также методы медицинской и гуманистической психологии и методики социологических исследований.

1 Швейцер А. Культура и этика. - М., 1973. - С. 7.

2 Ницше Ф. Сумерки кумиров. Соч. в 2-х т. - М., 1990. - Т.2. - С. 611.

Теоретическая и практическая значимость исследования связана с необходимостью адаптации социальных реформ к реалиям жизни подавляющего числа россиян. Социальные эксперименты, пережитые страной в XX веке, разрушили и православную соборность, и пролетарскую солидарность, оставив надежду на европейские ориентиры -развитие гуманитарного мышления. Гуманитарные технологии обустройства социального пространства не органичны рыночным отношениям, требуют активного вмешательства государства и гражданского общества для обеспечения принципов дистрибутивной справедливости, для укоренения через воспитание в менталитете молодежи традиционных смыслов жизни (исторической памяти, преемственности и смены поколений, духовного наследования). Концепция философии хосписа может служить основанием для развертывания общественных дискурсов о границах пенсионного возраста, о легализации эвтаназии, о комфортной размещенности на рынке труда представителей разных поколений и людей с компрометированным состоянием здоровья.

Положения и выводы диссертации могут быть использованы в курсах философии, биоэтики, истории и философии науки, спецкурсах по философии, в разделах «философия и мировоззрение», «человек», «общество и природа», «общественное сознание», в развитии медицинской педагогики, а также в формировании региональной и местной политики в области здравоохранения.

Диссертантом подготовлен и прочитан элективный курс «Психологические, социальные и духовные аспекты работы с тяжелобольными людьми и их родственниками» для медицинских работников. Диссертант принимала участие в переводе и адаптации методических пособий: «Организация работы групп самопомощи и поддержки» (2001, 2003), «Спутник волонтёра» (2001), «Как помочь человеку, который тяжело болен» (2001). Материал диссертации использовался при разработке цикла усовершенствования «Вопросы паллиативной помощи в работе специалистов сестринского дела».

Апробация исследования осуществлялась на научных конференциях разных уровней. Основные положения работы докладывались на семинарах: «Психотерапия семьи с терминальным больным»; «Горе и скорбь»; «Помощь скорбящим детям и взрослым»; «Организация школ для пациентов и их родственников»; «Паллиативная помощь в геронтологии»; «Перспективы совершенствования и развития сестринского дела» (Пермь, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008). Результаты исследований обсуждались на Международной научно-практической конференции «Развитие системы Паллиативной помощи: опыт регионов» (Пермь, 2005); на Первом Российском конгрессе с международным участием «Биоэтика и права человека» (Казань, 2008); на научно-практической конференции с международным участием «Современные проблемы развития паллиативной помощи» (Пермь, 2009). По материалам диссертации опубликовано 19 печатных работ.

Структура и объем диссертации. Диссертация изложена на 153 страницах машинописного текста, состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы, 3 приложений. Работа иллюстрирована 3 рисунками, б таблицами. Список литературы содержит 241 источник.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Ведерникова, Валерия Георгиевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

История хосписного движения раскрывает изменяющиеся возможности общества для улучшения качества жизни тяжелобольных людей за счет философии хосписа — концепции, которая ментально расширяет пространство и удлиняет время человеческой жизни. История хосписного движения показывает как силами гражданского общества философия хосписа работает на обеспечение права человека жить, а не изнурять себя жизнью, до смерти.

Всеобщность принципа релятивистской концепции связи пространства, времени, движения, согласно которому метрики пространства определяются движущейся материей, позволяет думать, что социальное пространство изменяют социальные движения. В обществе постоянно возникают процессы, связанные с коллективными действиями людей, не объединенных в социальные группы и не входящих в организации. Социальное движение - совокупность коллективных действий, направленных на поддержку социальных изменений или поддержку сопротивления социальным изменениям в обществе или в социальной группе. В современной литературе выделяются следующие типы социальных движений: экспрессивные, утопические, революционные, движения реформ, движения сопротивления.

Хосписное движение по масштабам предполагаемых изменений однозначно можно отнести к движению реформ, поскольку оно стремиться изменить отдельные стороны общественной жизни, а именно, преобразовать структуру оказания медицинской, социальной, психологической и духовной помощи тяжелобольному человеку, переломить остаточный принцип финансирования здравоохранения. По действию в исторических эпохах - является новым, т.к. формирует современную культуру ухода человека из жизни. По качеству изменений хосписное движение является прогрессивным, ибо его цель - улучшение качества жизни умирающего человека. По «вектору» изменений -позитивным, поскольку оптимизирует метрики пространства и времени жизни, по «логике» действий - «инструментальным», т.к. предполагает институализацию хосписной помощи в структурах системы здравоохранения, развитие хосписной помощи средствами различных институтов гражданского общества и расширение возможностей семей для обустройства человека на последнем этапе его жизни. В то же время хосписное движение не может не быть экспрессивным вследствие экзистенциальности решаемых проблем. И, наконец, у хосписного движения имеются элементы «контрдвижения», такие как организация хосписов на платной основе, использование «агрессивных» мероприятий продления жизни, попытки узаконить активную эвтаназию.

В становлении хосписного движения выделяются три этапа: открытие первых приютов, установление режима регулярного приема морфина, создание хосписов нового типа, обеспечивающих пациентам свободу, где открыто говорят с пациентами о смысле жизни и смерти. Оценка современных черт хосписного движения в США, Германии, Польше, Канаде, Индии позволила сделать вывод о том, что мировое хосписное движение находится на стадии совершенствования структуры. Речь идет о разделении функций радикальной, паллиативной и хосписной помощи тяжелобольным людям, о совершенствовании различных видов страхования, об изменении стандартов оказании медицинской помощи пациентам с качеством жизни ниже минимального. В России хосписное движение, видимо, находится на стадии мобилизации - поиска средств для решения проблем умирающего человека.

Концептуальные основания философии хосписа интегрируют классические историко-философские представления об отношении человека и общества к смерти. Эпикурейское отношение (пока жизнь есть

- смерти нет) продолжается в философии хосписа в максиме - «достойно жить до конца», стоическое (осознание конечности жизни) - в максиме «знать правду», экзистенциалистское (конечность жизни вносит в нее смысл) - в установке торопиться успеть осуществить свои замыслы, религиозное («нет, весь я не умру») - в попытке найти свое продолжение, уйти с миром.

Философия хосписа строится на основании «ЭКО плюс ПАЛЛИУМ», ибо, прежде всего, дом выполняет функцию укрытия от невзгод, помогает пережить периоды несчастий. Паллиативная помощь - это укрытие больного и умирающего человека от страданий, помощь, обеспечивающая возможность реализации принципов «хорошей смерти».

Формой существования и необходимым условием социализации, поддержания, развития социальности больного человека и его ресоциализации (восстановления утраченных из-за болезни социальных качеств) является социальное пространство. Социальное пространство больного человека работает через его отношения с медицинским персоналом, с коллегами (сослуживцами), друзьями, родственниками, членами семьи, соседями по дому, по больничной палате и также стремится к свободе.

Существованием в социальном пространстве больных и беспомощных людей традиционно занималось и занимается здравоохранение. Однако, гуманитарные вопросы во всем мире - забота гражданского общества -общества, которое создает неформальные объединения для обустройства социального пространства на принципах соблюдения прав человека и гражданина, в частности, на основе «Декларации прав людей, больных раком».

• Философия хосписа актуализирует идеи Гегеля о соответствии трех ступеней развития нравственной субстанциальности трем уровням организации социальной жизни.109 Первый уровень - семья, второй -гражданское общество, третий — государство. Принципиальное значение имеет тот факт, что три последовательные формы развития нравственности иерархически соотнесены друг с другом и образуют диалектическое единство. Анализ гуманитарных технологий обустройства человека в пространстве паллиума показывает, что нравственный потенциал семьи, гражданского общества серьезно работает на решение проблемы. Не случайно для участников групп самопомощи характерны адаптивные варианты копинг-стратегий. Усилия же государственных структур однозначно недостаточны. Принцип дистрибутивной справедливости по отношению к умирающим не работает ни в части выделения достаточных ресурсов на решение проблемы обезболивания, ни в части достойной оплаты труда персонала, обеспечивающего терапию присутствия. Общество не может быть здоровым ни морально, ни физически, если по экономическим соображениям перестает заботиться о неизлечимо больных людях.

В идеале гуманитарные технологии обустройства человека в паллиативном пространстве в нашей стране могут быть представлены следующим образом:

Основное звено — выездная служба помощи на дому, предусматривающая:

• консультации семейного врача ( в перспективе врача паллиативной помощи) не реже 1 раза в неделю и, при необходимости, «узких» специалистов;

• возможность лабораторного и инструментального обследования;

• регулярные посещения медицинской сестры для контроля состояния, проведения манипуляций, назначенных врачом, обучения

109 Гегель. Философия права. - М.,1990. - С. 95. родственников правилам ухода за тяжелобольным человеком, решение психологических проблем пациента и родственников;

• возможность круглосуточного дежурства медицинской сестры, контактов с ней или врачом по телефону;

• специальная помощь социального работника;

• помощь волонтёров (транспорт, досуг, хобби);

• возможность помещения одиноких в дом инвалидов. Дневной стационар (на базе хосписа или отделения сестринского ухода, дома ветеранов) с часами работы с 10.00 до 17.00 для решения социальных (одиночество), психологических и некоторых медицинских проблем. Длительность пребывания: 3-4 недели 1 раз в квартал.

Круглосуточный стационар с не регламентируемым временем пребывания при невозможности управления симптомами в домашних условиях:

• ежедневный осмотр врача,

• при необходимости, консультации узких специалистов, участкового терапевта,

• необходимый объём обследований и манипуляций: малые операции, кислород, массаж, арттерапия, музыкотерапия и пр.,

• питание по заказу,

• круглосуточный доступ родственников,

• наличие детского уголка для посетителей с детьми,

• наличие домашней церкви и траурной комнаты. Служба помощи скорбящим.

Работа специалистов на дому или в специальном помещении хосписа (психологи, юристы, социальные работники, волонтеры). Работа групп самопомощи.

Служба поддержки детей и подростков, один из родителей которых умер: специальные выездные (лагерные) группы в период каникул, помощь волонтеров в учебе, организации быта и досуга.

Все виды помощи для больного (и родственников) бесплатны.

Служба благотворительности.

Наше исследование барьеров взаимодействия в социальном пространстве онкобольных показало, что в России трудно реализуемы права, задекларированные онкобольными Великобритании. Реализация пунктов 2, 3, 4, 5, 7, 8 «Декларации.» забаррикадирована в пространстве нашего социума ментальными, финансовыми, организационными обстоятельствами.

Контент-анализ барьеров взаимодействия показал высокую озабоченность онкобольных существованием информационных, эмоциональных, административно - организационных барьеров.

Социально-философский анализ социального пространства пациентов с диагнозом «рак» позволил зафиксировать следующие его характеристики:

- неоднородность социального пространства возможность установления нужного мне порядка в рамках безликого порядка законов обеспечивают социальные движения, меняющие ландшафты повседневности, на последних этапах жизненного пути человека, эту функцию берет на себя хосписное движение;

- конфигурация социального пространства протяженность действия законов, порядок их смены, влияние конфигурации пространства на развитие социальной структуры общества, на изменение настроений людей производна от гражданских инициатив по защите прав человека, и прав врача и пациента;

- изометрия социального пространства - объемность правовых решений с координатами - гуманизм, справедливость, перспектива реализованы в Декларации прав онкобольных Великобритании;

- искривление социального пространства - расширение сферы прямого или скрытого, латентного насилия посредством бюрократического внедрения принципа информированного согласия, провокации неоправданных ожиданий и надежд на сохранение человеческого достоинства, создание правовых коридоров в Никуда в сфере страхования медицинских рисков, обеспечения льготами, нередко не облегчающих, а усугубляющих существование простого человека; превращения социального пространства в криминальное в решение проблемы боли;

- виртуальное пространство свободы выбора врача;

- насыщенность и плотность социального пространства -экспликация правовых и социальных пустот и лабиринтов в обустройстве умирающего человека.

Осуществленная проблематизация хосписного движения делает очевидными перспективы исследования: поиски путей реализации в рыночных условиях принципа дистрибутивной справедливости, изучение механизмов развития и взаимодействия различных элементов и структур гражданского общества для обустройства тяжелобольных людей, анализ процессов торможения внедрение гуманитарных технологий превращения социального пространства в пространство свободы.

Знаменитый трактат о смерти Радищева начинается с надежды увидеться с друзьями своими, чтобы сказать им: «Люблю вас по-прежнему!».

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Ведерникова, Валерия Георгиевна, 2010 год

1. Аббаньяно Н. Мудрость философии и проблемы нашей жизни. -СПб.: Алетейя, 1998.-312 с.

2. Абульханова К.А. Березина Т.Н. Время личности и время жизни. -СПб.: Алетейя, 2001. - 304 с.

3. Агамов А.Г.и др. Работа центра дневного пребывания в структуре Хосписа // Паллиатив.медицина и реабилитация. 2001. - №3/4. - С. 83-86.

4. Антипин П.А. Медицинский персонал хосписа как объект изучения влияния профессиональной деятельности на личность // Пробл. социал. гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2006. - №4. - С. 25-28.

5. Антипов М.А. Гуманизм в системе социальной танатологии: Автореф. дис. канд. филос. наук. Саранск, 2009. — 23 с.

6. Антоновски А. Факторы, способствующие укреплению здоровья: чувство связности // Психосоциальные факторы на работе и охрана здоровья. Женева, 1989.-С. 143-155.

7. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти: Пер. с франц. М.: Прогресс-Академия, 1992.-528 с.

8. Бачинин В.А. Диалектика нравственных противоречий. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1988. - 132 с.

9. Бачинин В.А. Духовная культура личности: Философские очерки. -М.: Политиздат, 1986. 111 с.

10. Бекарев A.M. Свобода человека в социальном пространстве. -Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского ун-та, 1992. - 172 с.

11. Бердяев H.A. Диалектика божественного и человеческого. М.: ООО «Издательство ACT», 2003. - 620 с.

12. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры: Пер. с англ. СПб.: Специальная Литература, 1995. - 397 с.

13. Биктимиров Т.З. Медико-психологическое обеспечение в системе лечения онкологических больных / Т.З. Биктимиров, Д.Г. Модников // Психология и практика. Т. 4, вып. 4. Ярославль, 1998. - С. 106-110.

14. Биомедицинская этика / под ред. Т.В. Мишаткиной. — Минск: Тетра Системс, 2003.-318 с.

15. Биоэтика и права человека: сб. тез. докл. 1-го Российского конгресса с международным участием, Казань, 26-27 сент. 2008г. / под общ. ред. Б.Г.Юдина, А.С.Созинова. Казань: Медицина, 2008. - 112 с.

16. Бирлидис Г.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности медицинских работников / Г.В. Бирлидис, И.В. Ремизов, Е.П.Калиниченко. Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 313 с.

17. Бич Г.Р. Поведенческая терапия соматических реакций на стресс // Психосоциальные факторы на работе и охрана здоровья. Женева, 1989. -С. 198-207.

18. Бодрияр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального: Пер. с фр. Екатеринбург.: Изд-во Урал, ун-та, 2000. - 96 с.

19. Болгария: Обзор системы здравоохранения / Л. Георгиева и др.; Под ред. О.Авдеевой, 2007. 180 с. - (Системы здравоохранения: время перемен. Т.9, №1).

20. Бубер М. Я и Ты. М.: Высшая школа, 1993. - 175 с.

21. Буда Ф. Некоторые аспекты терминальной фазы онкологического заболевания, а также их влияние на пациента и членов его семьи // Современные проблемы развития паллиативной помощи: материалы межрег. научн.-практ. конф. Пермь, 2009. - С. 145-149.

22. Бэкон Ф. Сочинения в 2 томах. Т. 1. М: Мысль, 1972. - 582 с.

23. Бялик М.А. К вопросу об истории развития и организации паллиативной помощи тяжело и неизлечимо больным детям: Обзор лит. и личных наблюдений // Вопр. гематологии/онкологии и иммунопатологии в педиатрии. -2005. №2. - С. 40-48.

24. Бялик М.А. Хоспис: этический выбор // Медицинское право и этика. 2002. -№3. — С. 48-55.

25. Васильева Т.С. Проблема соотношения биологического и социального. Пермь: ПГУ, 1996. - 98 с.

26. Васильева Т.С., Орлов В.В. Социальная философия. 4.2. Научная теория общества. Пермь, 1993. - 207 с.

27. Василюк Ф.Е. Пережить горе // Человеческое в человеке. М.: Политиздат, 1991. - С. 230-247.

28. Введенская Е.С. Паллиативная помощь и биоэтика // Мед.сестра. -2008. -№ 5.-С. 18-20.

29. Всемирная декларация добровольчества. URL: www.volonte.ru (дата обращения 15.02.2010)

30. Вышестлавцев Б.П. Христианство и индуизм. М.: Свято-Владимирское изд-во, 1992. - 164 с.

31. Гегель. Философия права. М., 1990. - 228 с.

32. Геращенко Л.И. Факторы социального воздействия на биологический потенциал человека. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. -184 с.

33. Гиппократ. Избранные книги. М.: Сварог, 1994. - 736 с.

34. Гнездилов A.B. Проблемы хосписной службы в России // Обзор психиатрии и мед. психологии им. В.М. Бехтерева. 1994. - № 1 - С. 175179.

35. Гнездилов A.B. Путь на Голгофу. СПб.: Клинт, 1995. - 136 с.

36. Гнездилов A.B. Проблемы социальной психологии в зеркале хосписной службы. // Социальная психология: Практика. Теория. Эксперимент Практика. Т. I. Ярославль, 2000. - С. 148-151.

37. Гнездилов A.B. Терминальные состояния и паллиативная терапия. -СПб., 2000.-63 с.

38. Гнездилов A.B., Лептуга М.Е. Духовные аспекты помощи больным в хосписе. // Тезисы докладов на научно-практической конференции «Смерть рождает философию». СПб., 2000. - С. 13-15.

39. Гнездилов A.B. Психология и психотерапия потерь. СПб.: Речь, 2002.-162 с.

40. Гроф С., Галифакс Д. Человек перед лицом смерти. М., 1995. -304с.

41. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. -М.: Русский Язык, 1978. Т.4. С. 284.

42. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998. -241 с.

43. Демичев А. Дискусы смерти. Введение в философскую танатологию. Спб: Инапресс, 1997 - 144 с.

44. Домострой. Минск.: ТПЦ Полифакт, 1991.

45. Досталова О. Как сопротивляться раку (как примириться с собственной смертью). СПб., 1994. - 172 с.

46. Зильбер Л.П. Трактат об эвтаназии. Петрозаводск: Изд.: Петр-ГУ, 1998.-464 с.

47. Зорза Р., Зорза В. Путь к смерти: Жить до конца. М.: Прогресс, 1990.-248 с.

48. Зощенко М.М. Собр. соч. Т.З. Перед восходом солнца. Ленинград: Художественная литература, 1987. - С. 447 - 693.

49. Иванюшкин А.Я., Новая медицинская этика приходит из хосписа // Человек.- 1994.-№5. с. 105-108.

50. Иванюшкин А .Я., Дубова Е.А. Эвтаназия: проблема, суждения, поиск альтернативы // Вестник АМН СССР. 1984. - №6. - С. 72-77.

51. Иванюшкин А.Я. Профессиональная этика в медицине: Философские очерки. М.: Медицина, 1990. - 221 с.

52. Иеромонах Серафим (Роуз). Душа после смерти. СПб.: Царское село, 2000. - 272 с.

53. Индейкин E.H. Паллиативная помощь в Великобритании: Обзор // Гл.врач. 2004. - №5. - С. 43-53.

54. Кашперский В.П. Отражение и функция: Роль процессов отражения в детерминации развивающихся систем: Филос.-методол. анализ. -Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1980. 232 с.

55. Кемеров В.Е. Взаимопонимание: Некоторые филос. и психол. пробл. -М.: Политиздат, 1984. 109 с.

56. Керлот Х.Э. Словарь символов: Мифология. Магия. Психоанализ. -М.: REFL-BOOK, 1994. 608 с.

57. Козьминых Е.В. Права пациента и их защита: анализ и комментарии законодательства с практическими рекомендациями / Е.В .Козьминых; Пермский медицинский правозащитный центр. Пермь, 2001. - 74 с.

58. Проблемы организации паллиативной помощи и реабилитации больных: тез. докл. конгресса с международ, участием, IV «Паллиатив, медицина и реабилитация в здравоохранении» 21-28.04.02; Алания // Паллиатив, медицина и реабилитация. 2002. — №2/3. — С. 6-12.

59. Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. М.: Когнито-центр: ин-т психологии РАН, - 1997 - 431 с.

60. Крюкова Т.Д. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними. Монография / T.JI. Крюкова, М.В. Сапоровская, Е.В. Куфтяк. -Кострома: КГУ, 2004. 292 с.

61. Кучеренко В.З., Эккерт H.B. Организационные и социально-медицинские проблемы паллиативной помощи в России // Вестн. Росс. Акад. мед. наук. 2008; 10 - С. 24-33.

62. Кэрол У. Пэрриш-Харра. Смерть и умирание: новый взгляд на проблему М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2003. - 224 с.

63. Кюблер Росс Э. О смерти и умирании. - М.: София, 2001. - 350с.

64. Лаврин А.П. Хроники Харона. Энциклопедия смерти. М., 1993 -483с.

65. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс. Л., 1970. - С. 178-208.

66. Лакан Ж. Семинары. Книга 5: Образования бессознательного (19571958) М.: Гнозис, 2002. - 600 с.

67. Ларионова О.В. Привлечение волонтеров к работе с умирающими больными // Мед.сестра. 2008. - №5. - С. 26-28.

68. Лебедева О.С. Развитие системы паллиативной помощи и проблемы подготовки медицинских кадров // Материалы юбилейной науч. сессии. Перм.гос.мед.академия. Пермь, 2006. - Т.1. - С. 96-100.

69. Левил Л. Психосоматические заболевания как следствие профессионального стресса // Психосоциальные факторы на работе и охрана здоровья. Женева, 1989. - С. 78-89.

70. Леви-Стросс К. Структурная антропология: Пер. с фр. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. -511с.

71. Левин С. Кто умирает? Исследование проблем осознанной жизни и осознанного умирания. Киев: София, 1996. - 351с.

72. Лешкевич Т.Г. Философия науки. М.: ИНФРА-М, 2005. - 272 с.

73. Либин A.B. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. — М.: Смысл, 1999. -532 с.

74. Линдеманн Э. Клиника острого горя. / Психология эмоций. Тексты. -2-е изд. М., 1993. - С. 224-232.

75. Липтуга М.Е., Поляков И.В., Зелинская Т.М. Паллиативная помощь. Краткое руководство; Комитет по здравоохранению мэрии Санкт-Перербурга. СПб., 2001. - 160с.

76. Лопастейский Д.С., Андреев Ю.М. Что думают студенты-медики об эвтаназии // Биоэтика. 2008. - №2. - С. 46-48.

77. Любутин К.Н., Чупров А.С. Истоки философской антропологии: Кант, Шопенгауэр, Фейербах. Челябинск: Вост.ворота, 2005. - 297с.

78. Лях К.Ф. Хоспис: помощь умирающим // Врач. 2007. - №5. Спец.вып. - С. 63-65.

79. Лях К.Ф. Смерть как проблема истории философии и биоэтики: Автореф. дис. канд. филос. наук. Мурманск, 2007. - 23 с.

80. Малая Е.В. Биоэтические проблемы паллиативной помощи // Современные проблемы развития паллиативной помощи: материалы межрегиональной научно-практической конференции. Пермь, 2009. -С.230-234.

81. Марков Б.В. Философская антропология. СПб.: Лань, 1997, - 382 с.

82. Марсель Г. Опыт конкретной философии. М.: Республика, 2004. -224 с.

83. Маслоу А. Мотивация и личность: Пер. с англ. 3-е изд. - М.: Питер, 2008-351 с.

84. Мерлин B.C. Об интегральном исследовании индивидуальности // Проблемы интегрального исследования индивидуальности. Пермь, 1977. вып. 1. - С. 7-23.

85. Мерлин B.C. Очерк психологии личности. — Пермь: Пермское кн.изд-во, 1959. 171 с.

86. Мокроносов Г.В., Москаленко А.Т. Методологические проблемы исследования общественных отношений и личности. Новосибирск: Наука, 1981.-295 с.

87. Моуди Р. Жизнь после жизни. Киев, 1994. - 352 с.

88. Мунье Э. Манифест персонализма. М.: Республика, 1999. - 559 с.

89. Новик A.A. Качество жизни квинтэссенция парадигмы паллиативной помощи в онкологии // Паллиативная медицина и реабилитация. - 2002. -№1. - С. 9-15.

90. Ницше Ф. Сумерки кумиров. Соч. в 2-х т. М.: Мысль, 1990. - Т.2. - 830 с.

91. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1972. - С. 692.

92. Организационно-методические и научно-педагогические аспекты развития системы паллиативной помощи больным в России / Г.А. Новиков и др. // Паллиативная медицина и реабилитация. 2003. - №2. - С. 6-7.

93. О'Сулливан Э. Принципы «хорошей смерти» // Развитие системы паллиативной помощи: материалы международной научно-практической конференции. Пермь, 2005. - С. 98-106.

94. Орлов В.В. История человеческого интеллекта. Ч. 1,2 Пермь, 2002. -363 с.

95. Пак Г.С. Многомерное время истории как человеческой деятельности. Нижний Новгород, 1998. - 182 с.

96. Паллиативная помощь. Убедительные факты / под. ред. Elizabeth Davies и Irene J. Higginson. ВОЗ, 2005. - 32 с.

97. Папеева К.О. Проблемы уголовно-правовой охраны медицинской тайны // Медицинское право. 2007. - № 4(20) - С. 26-31.

98. Партридж Р. Контроль распространённых симптомов у смертельно больных пациентов // Развитие системы паллиативной помощи: материалы международной научно-практической конференции. Пермь, 2005. -С.109-117.

99. Подлужная М.Я. Оценка состояния здоровья в Пермском крае // Современные проблемы развития паллиативной помощи: материалы межрегиональной научно-практической конференции. Пермь, 2009. -С. 16-20.

100. Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия. М., 1996.-538 с.

101. Перес Ловелле Р. Психологические основы деятельности врача / Р.Перес Ловелле, Н.В. Кудрявая. М.: ВУНМЦ, 1999. - 202 с.

102. Петров В.И., Седова H.H. Практическая биоэтика: этические комитеты в России. М.: Триумф, 2002. - 192 с.

103. Петров В.И., Седова H.H. Проблема качества жизни в биоэтике. -Волгоград: Издатель, 2001. 96 с.

104. Пивоваров Д.В. Диалектика субъекта и объекта. Екатеринбург: Из-во Урал, ун-та, 1993, - 412 с.

105. Полное собрание федеральных законов об охране здоровья граждан. Комментарии, основные понятия, подзаконные акты / сост. Н.Ф.Герасименко, О.Ю. Александрова. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. -544с.

106. Попогребский А.П. Смысл жизни и отношение к смерти // -Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. М.: Смысл, 1997.-С. 177-200.

107. Порус В.Н. Функционализм: методологическая программа или философская парадигма // Эпистемология и философия науки. 2006. -Т.8, - № 2. - С. 5-15.

108. Проект ФЗ от 30 июля 2010 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» URL:www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/ projects/530 (дата обращения 15.08.2010)

109. Психология смерти и умирания: хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. -Мн.: Харвест, 1998. 656 с.

110. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека М.: Прогресс, Универс, 1994. - 480 с.

111. Русина H.A. Социально-психологические проблемы в онкологии // Проблемы социальной психологии XXI столетия. Ярославль, 2001. - Т.З. -С. 18-22.

112. Руткевич М.Н., Лойфман И .Я. Диалектика и теория познания. М., 1994.-383 с.

113. Рыбин В. А. Эвтаназия. Медицина. Культура: Философские основания современного социокультурного кризиса в медико-антропологическом аспекте. Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2006. - 391 с.

114. Рыбин В. А. Гуманизм как этическая категория. М.: Логос, 2004. -271 с.

115. Саймонтон К. Возвращение к здоровью: Новый взгляд на тяжелые болезни / К. Саймонтон, С. Саймонтон. СПб., 1995. - 172 с.

116. Сартр Ж.П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии. -М.: Республика, 2000. 639 с.

117. Сартр Ж.П. Проблемы метода. М.: Прогресс, 1993. - С. 117-118.

118. Сартр Ж.П. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов. - М.: Политиздат, 1989. - С. 319-344.

119. Седова H.H. Правовые основы биоэтики: Монография. М.: Триумф, 2004. - 224 с.

120. Серова И.А. Вкус меры. Очерки философии здоровья. М.: Стратегия, 2007. - 160 с.

121. Серова И.А., Ягодина А.Ю. Проблема формализации информированного согласия. // Материалы международной научно-практической конференции. Пермь: ГОУ ВПО ПГМА Росздрава, 2005. -С. 119-221.

122. Сигель Б. Чему меня научили пациенты // Человек. 1994. - № 4. -С.153-159.

123. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы // Медицинское право и этика. 2001. - № 1. - С. 27-30.

124. Силуянова И.В. Антропология болезни. М.: Изд. Сретенского монастыря, 2007. - 304 с.

125. Совершенствование паллиативной помощи пожилым людям / под. ред. Elizabeth Davies и Irene J. Higginson. ВОЗ, 2005. - 40 с.

126. Соловьев B.C. Сочинения: В 2-х т. Т.2. М.: Мысль, 1988. - 822 с.

127. Сондерс С. Помощь умирающим // Здоровье мира. 1982. - № 11. -С. 16-20.

128. Сурожский А. О современной медицинской этике. СПб., 2009. -63с.

129. Твайкросс Р. Дж., Фрамптон Д. Р. Введение в паллиативное лечение / Центр сотрудничества ВОЗ по паллиативному лечению. Собелл Пабликейшн, 1992. - 35 с.

130. Тернер Д. Социальное влияние. СПб.: Питер, 2003. - 256 с.

131. Тищенко П.Д. Эвтаназия: Российская ситуация в свете американского и голландского опыта // Медицинское право' и этика. — 2000. №2.-С. 30-38.

132. Толстой JI. Н. Смерть Ивана Ильича // Собр. соч. в 22 томах. Т.12. -М.: Худож. лит., 1982. С. 54 -107.

133. Транскультурный характер социальной работы в паллиативной медицине // Социальная психология XXI век. Т. 2 / Шмелева Н.Б. и др. -Ярославль, 1999. - С. 437-439.

134. Федоров Н.Ф. Собрание сочинений: в 4 томах. Т.З. М.: Традиция, 1997.-744 с.

135. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. Т.1. М., 1989-490с.

136. Франки В. Человек в поисках смысла. М., 1990. - 368 с.

137. Фрейд. 3. Мы и смерть. // Рязанцев С. Танатология СПб., 1994. - С. 3-27.

138. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб.: А-сас1, 1994.-408 с.

139. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997. - 396 с.

140. Харди И. Врач, сестра, больной. Психология работы с больными. -Будапешт, 1988.-338 с.

141. Хетагурова А.К. Паллиативная помощь: медико-социальные, организационные и этические принципы. М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2003. - 160 с.

142. Хосписы: сборник материалов / отв. ред. В.В. Миллионщикова. М.: Грантъ, 2003.-278 с.

143. Царегородцев Г.И., Кармазина Е.В. Проблема эвтаназии в зарубежной медицинской этике // Вопросы философии. — 1984. № 12. -С. 111-120.

144. Шамов И.А. Об отношении врача к эвтаназии // Казанск. мед. журнал. 1981. -№ 2. - С. 75-77.

145. Шарафутдинов М.Г. Оказание паллиативной помощи инкурабельным больным и их семьям: Опыт Ульяновской области // Зам.гл.врача. 2008. - №8. - С. 14-19.

146. Шелер М. Избранные произведения: Пер. с нем. — М.: Гнозис, 1994. -XII,-413 с.

147. Штомпка П. Социология социальных изменений. — М.: Аспект-пресс, 1996.-416 с.

148. Шутценбергер А.А. Драма смертельно больного человека. 15 лет работы в психодраме с больными раком // Психодрама вдохновение, и техника / под;ред; Холмс П., Карп М. - М., 1997. - С. 217-244.

149. Эккерт Н.В. и др. Хоспис на дому оптимальная форма организации внебольничной паллиативной помощи // Экономика здравоохранения; -2009.-№7.-С. 15-20.

150. Электронный помощник для пациентов с ВИЧ и их близких // URL: http://aidshelper.livejournal.com (дата обращения 26.05.2010)

151. Эпикур. Письмо к Менекею. // Тит Лукреций Кар. О природе вещей. М., 1983.-315 с.

152. Этическая мысль: Науч.-публицист. чтения. / отв. ред. А.А.Гусейнов. -М.: Политиздат, 1988. 384 с.

153. Юдин Б.Г. Жить или не жить? // Человек. 1990. - №2. - С. 36-44.

154. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. — М., 1999. — 576 с.

155. Ясперс К. Всемирная история философии: введение: Пер. с нем. -СПб.: Наука. 2000. 272 с.

156. Ann Couldrick. When Your Mum or Dad has cancer: Sobell Publications Sir Michael Sobell House Oxford, 2003. - 22 p.

157. Antiqua Medicina: From Homer to Vesalius. www.hsc.virginia.edu/hs-library/historical/antiqua/anthome.html (дата обращения 15.03.2010)

158. Aries P. The Hour of Our Death. Oxford: Oxford University Press, 1981.-614 p.

159. Aring C.D. The Understanding Physician. Detroit; MI: Wayne State, Univ Pr, 1971.-214 p.

160. Avril Stedeford. Facing Death. Patients, Families and Professionals. -London, 1985.- 178 p.

161. Basset G. Ethical problems in. nursing the terminally. ill'// European, Journal of Palliative Care. 1995. V.2. -N4. - P. 166-168. '

162. Bereavement and Health. The psychological and physical consequences of partner loss. Cambridge university press, 1989. - 287 p.

163. Blount R.L., Sturger J.W., PowersS.W. Analysis of child, and adult behavioral variations by phase of medical procedure // Behavioral Ther. -1990. V.21.-N1.-P. 33-48.

164. Budge E.A. Wailis. Egyptian Book of The Dead. -N. Y.: Dover, 1967.- 545 p.

165. Byock I., Miles S.H. Hospice benefits and phase I cancer trials //Ann Intern Med. 2003. V.138. - N4. - P. 335-337.

166. Carey D.A. Hospice inpatient environments: compendium and guidelines.- N. Y.: Van Nostrand Reinhold, 1986. 256 p.

167. Cartwright A. Changes in life and care in the year before death // J Pub Health Med. 1991.-N13.-P. 81-87.

168. Carver C.S., Scheier M.F., Weintraub J.K. Assessing coping strategies: a theoretically based approach // Journal of Personality and Social Psychology. -1989. V.56.-P. 267-283.

169. Children's Hospice International. URL: www.chionline.org (дата обращения 15.04.2010).

170. Christakis N.A., Iwashyna T.J. Impact of individual and market factors on the timing of initiation of hospice terminal care // Med Care. 2000. V.38 (5) - P. 528541.

171. Dame Cicely Saunders. URL: http://www.bmj.com/content/331/7509/ suppl/DCl (дата обращения 20.02.2010).

172. Davis FA: Medicare hospice benefit: early program' experiences // Health Care Financ Rev. 1988. - 9(4) - P. 99-111.

173. Declaration of rights of people with cancer. URL: http:// hosted.aware. eas5a1et.co.uk/contacts/clink/rights.htmv(дата обращения 10.07.2010)

174. Derek Doyle, Geoffey W.C. Hanks, Neil Macdonald. Oxford Textbook of Palliative Medicine. Oxford Univ. Pr., 1994. - 844 p.

175. Dunlop R.J., Hockley J.M. Hospital-based Palliative Care Teams. N. Y.: Oxford Univ. Pr., 1998. - P. 1-3.

176. Earle G.C., Neville B.A., et al. Trends in the a aggressiveness of cancer care near the end of life. // J* Clin Oncol. 2004. - P. 22-25.

177. Eccleston C. Chronic pain and attention: A cognitive approach // British Journal of Clinical Psychology. 1994. V. 33. - N4. - P. 535-547.

178. Edlund M., Tanercdi L. Quality of life: an ideological critique // Perspectives in Biology and Medicine. 1985. - № 85. - P. 591-607.

179. Elkinton J. Medicine and the quality of life // Annals Int. Mtd. -1966. -№64. P. 711-714.

180. Evans-Wentz W.Y. The Tibetan Book Of The Dead. N. Y.: Oxford Univ. Pr., 1960. - 205 p.

181. Fainsinger R.L., Demoissac D., Cole J., et al. Home versus hospice inpatient care: discharge characteristics of palliative care patients in an acute care hospital // J Palliat Care. —2000. P. 16-20.

182. Family perspectives on end-of-life care at the last place of care. JAMA. 2004.-P. 88-93.

183. Feifel Herman. Death relevant variable in psychology // Existential psychology.-N.Y., 1969.-P. 58-71.

184. Feifel Herman. The Meaning of Death. N. Y.: McGrawHill, 1959. -298 p.

185. Field M.J., Cassel C.K., eds. Approaching Death: Improving Care at the End of Life. Washington, DC: National Academy Pr., 1997. - 456 p.

186. Finlay I. Setting standards for palliative care // J Royal Society of Medicine. 1994. V.87. - P. 179-181.

187. Garfield. C.A. Psychosocial care of the dying patient. N. Y.: MeCraw-Hill. - 1978. - 460 p.

188. Grande G.E., Todd C.J., Barclay S.J., Farguhar M.C. Does hospital at home for palliative care facilitate death at home? Randomized controlled trial. // BMJ. 1999. -N319 - P. 1472-1475.

189. Greenwald D.F., Harder D. W. Sustaining fantasies and psychopathology in a normal sample // Journal of Clinical Psychology. 1994. V.50. - N 5. - P. 707-710.

190. Handbook of Psychooncology: Psychological Care the Patient with Cancer. Oxford: Oxford Univ. Pr., 1989. - 785 p.

191. Harder D. W. Sustaining fantasies and psychopathology in a normal sample // Journal of Clinical Psychology. 1994. V.50. -N5. - P. 707-710.

192. Herth K. Fostering hope in terminally ill people // Journal of Advanced Nursing. 1990. -N15. - P. 1250-1259.

193. Higginson I.J., Edmonds P. Services, costs and appropriate outcomes in end of life care. // Annals of Oncol. 1999. - V.10 -N2 - P. 135-136.

194. Hinohara S. Sir William Osier's philosophy on death // Ann Intern Med. 1993. V.118-N8 -P. 638-642.199: Hornquist J.O. Quality of life: concept and assessment .// Scandinavian Journal of SocialMedicine. 1989. - N18. - P. 69-79.

195. Jackson Edgar N. Telling a Child About Death., N. Y.: ChannelPress, 1965. - 91 p.

196. Jill A. Rhymes. Barriers to Palliative Care // Cancer Control Journal. -1996. V. 3. N.3. URL: www.moffitt.org/pubs/ccj/v3n3/article5.html (дата1 обращения 19.03.2010)

197. Johnson C.B., Slaninka S.C. Barriers to accessing hospice services before a late terminal stage // Death Stud., 1999. 23(3) - P. 225-238.

198. Kastenbaum R., Aisenberg R. The Psychology of Death. N. Y.: Springer publishing Company, inc. 1984. - 498 p.

199. Kotlikoff L.J., Burns S. The Coming Generational Storm. Cambridge, MA: The MIT Pr., 2004. - 294 p.

200. Kubler-Ross E. On Death and Dying: What the Dying Have to Teach Doctors, Nurses, Clergy and Their Own Families. London, 1969. - 260 p.

201. Kubler-Ross E. Death: The Final Stage of Growth. — N. Y.: Simon and Schuster, Inc., 1997. 208 p.

202. Kubler-Ross E. To Live Until We Say Good-bye. N.J.: Simon & Schuster Adult, 2000. -160 p.

203. Lazarus R. S., Folkman S. Stress, Appraisal and Coping. N. Y., 1984. -218 p.

204. Lasser T. Reach Lo Recovery. Manual for women who had radical breast surgery. N. Y., 1953. - 41 p.

205. Lorber J. Good patients and problem patients: conformity and deviance in ageneral hospital // J Health Soc Behav. 1975. V. 16. - N2. - P. 213-225.

206. Lunt B., Neale C. A comparison of hospice and hospital: care goals set by staff//Palliative Medicine. 1987. -N1 -P. 136-148.

207. Lynn J. Serving patients who may die soon and their families: the role of hospice and other services // JAMA. 2001. V.285. -N7. - P. 925-932.

208. Lyons A., Petrucelli R.J. Medicine: An Illustrated History. N. Y.: Harry N.Abrams, 1987 — 94 p.

209. Maclusker J. The terminal period of-cancer; definition and descriptive epidemiology // J. of chronic diseases. 1984. -N37. - P. 377-385.

210. McCarthy E.P., Burns R.B., Ngo-Metzger Q., et al. Hospice use among Medicare managed care and fee-for-service patients dying with cancer. // JAMA. 2003. V.289. -N17. - P. 2238-2245.

211. Medical Ethics: A Guide for Health Professionals. / edited by John F. Monagle, David C. Thomasma. Aspen Publication, 1988. 552 p.

212. Mitford I. The American Way of Death. -N. Y., 1963. 879 p.

213. National Hospice and Palliative Care Organization. Hospice Facts and Figures. URL: www.nhpco.org (дата обращения 15.05.2010).

214. O'Neill В. Fallon M. ABC of palliative care: Principles of palliative care and pain control. //BMJ. 1997. V.315 -N7111. - P. 315-323.

215. O'Neill W.M., O'Connor P., Latimer E.J. Hospital palliative care services: three models in three countries // J Pain Symptom Manage. 1992. -N7.-P. 406-413.

216. Outcome Project. Accreditation Council for Graduate Medical Education. URL: www.acgme.org/Outcome/ (дата обращения 12.03.2010)

217. Rao J.K., Anderson L.A., Smith S.M. End of Life Is a Public Health Issue // American Journal of Preventive Medicine. -2002. 23 (3) - P. 20-24.

218. Relf M., Couldrick A., Barrie H. Grief and Bereavement. Oxford: Sir Michael Sobell House, 2003. - 14 p.

219. Parkes C.M., Weiss R.S. Recovery from bereavement. N. Y.: Basic Books, 1983.-329 p.

220. Parkes C.M. Bereavemet counseling: does it work? // Br Med J. 1980. -P. 3-6.

221. Pettingale K.W. et al. Mental attitudes to cancer: an additional prognostic factor // Lancet. 1985. Mar 30 - 750 p.

222. Ring Kenneth. The Experience of Dying // Anabiosis. 1980. -N2. -P. 13-15.

223. Ring Kenneth. Life at Death. N. Y.: Coward, McCann & Geoghegan, 1980. - 256 p.

224. Internet Encyclopedia of Philosophy. URL: www.utm.edu (дата обращения 12.09.2009)

225. Schonwetter R.S. Overview of Hospice and Palliative Care // Cancer Control Journal.-1996. V.3. -N3. -P. 197-203

226. Shirley du Boulay. Cicely Saunders the Founder of the Modern Hospice Movement. London: SPCK, Hodder and Stoughton, 2007. - 278 p.

227. Speck P., Higginson I., Addington-Hall J. Spiritual needs in health care // BMJ, 2004. V.329 N.7458 — P. 123-124.

228. Starr P. The Social Transformation of American Medicine. N. Y.: Basic Books, 1982.-362 p.

229. Susan C. Miller, True Ryndes. Quality of Life at the End of Life: The Public Health Perspective // Public Health and Aging. 2005. Summer. P.41-47.

230. Tandon P.K. et al. Analysis of quality of life data from a randomized, placebo controlled heart-failure trial // J. Clin. Epidemiol. 1989. -N42. -P. 955-962.

231. Teno J.M., et al. Family perspectives on end-of-life Care at the Last Place of Care // JAMA 2004. V.291. - N1. - P.88-93.

232. Twycross R. Introducing Palliative Care. Third edition, 1999. 179 p.

233. Tyler B., et al. The quest to die with dignity: analysis of Americans' values, opinions and attitudes concerning end of life care. // American Health Decisions. 1997.-P. 12-13.

234. Wald F.S., Zoster Z., Wald H.J. The hospice movement as a health care reform // Nursing Outlook. 1980. -N3 - P. 173-178.

235. Wood-Dauphinee S. Assesing quality of life in clinical research: from where have we come and were are we going? // J. Clin. Epidemiol. -1999. -N52. -P. 355-363.

236. Worden J.W. Crief counseling and crief therapy, 1 st. ed. London: Tavistock. - 1983. - 146 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.