Идея ценности зрелой личности в европейской культуре тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Николенко, Оксана Федоровна

  • Николенко, Оксана Федоровна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2007, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 154
Николенко, Оксана Федоровна. Идея ценности зрелой личности в европейской культуре: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Ростов-на-Дону. 2007. 154 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Николенко, Оксана Федоровна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ ЗРЕЛОЙ ЛИЧНОСТИ В

ЭПОХУ АНТИЧНОСТИ.

§1.1 Ценность «пайдейи» в формировании зрелой личности в эпоху

Античности.

§1.2 Концептуальное изменение «пайдейи» и ценность зрелости в концепциях эпохи Высокой классики и эллинизма.

ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ КОНЦЕПЦИИ ЦЕННОСТИ ЗРЕЛОСТИ В ЗАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ

КУЛЬТУРЕ.

§2.1 Познание Творца и самопознание - основные ценности акмеологической проблематики в Средние века.

§2.2 Формирование разносторонне развитой личности как ценности, акме» в культуре Ренессанса.

§2.3 Влияние рационализма и протестантизма на изменение ценности акме» в западноевропейской культуре.

ГЛАВА III. КОНЦЕПЦИИ ЗРЕЛОСТИ ЛИЧНОСТИ В КУЛЬТУРЕ

XX ВЕКА.

§3.1 Проблематика ценности зрелости с позиции постмодернизма.

§3.2 Анализ концепций зрелости личности с позиции философской антропологии XX века.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Идея ценности зрелой личности в европейской культуре»

Актуальность темы исследования

Актуальность темы исследования обусловлена новым восприятием проблем определения и сущности зрелости личности в современном обществе. Растущее безответственное отношение человека к социальным ценностям, причиной которого являются процессы инфантилизации личности в обществе, побуждает современное обществознание пересмотреть основные условия и предпосылки развития зрелой личности, ценность человеческой «зрелости» в современном мире.

Оборотной стороной развития современного общества является острый дефицит личностных качеств у человека, которые вытесняются сугубо деловыми и обывательскими чертами личности, характеризующими ее как потребителя. Этот и другие факторы приводят к опасности деградации личности в современном гражданском обществе, где проявляется торможение процесса самореализации и самосовершенствования личности, приводящее в результате к усилению девиантных форм ее поведения. Отмеченные негативные факторы способствуют проявлению и нарастанию бездуховности общества.

Все эти и другие реалии современной жизни диктуют необходимость изучения акмеологии - философско-антропологического учения о зрелости. Э. Эриксон определяет зрелость как наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей личности. Эта базовая характеристика зрелого возраста определила интерес к нему представителей различных областей знания и перевернула развитие акмеологии. Акмеология изучает закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости, проблемы высших форм самореализации личности.

Открытия этнологии и этнографии в 20-е гг. XX в. (К. Леви-Брюль, М. Мид, К. Леви-Стросс, Р. Бенедикт, Ф. Боас и др.) вновь пробудили интерес к проблеме возраста. Во-первых, речь идет о сведениях, касающихся редкостных сообществ не тронутых современной цивилизацией, во-вторых, о трудах ученых и путешественников XIII -начала XIX вв., содержащих описания жизни аборигенов Австралии, Африки, Полинезии, Дальнего Востока, Сибири, Южной и Северной Америки, которых застали на стадии первобытного развития. Собранный этнографами богатый материал позволил установить важные различия между европейской цивилизацией и так называемыми «традиционными» обществами буквально по всем параметрам процесса развития человека: и детство другое, и отрочество другое, а иногда, как, например, установила М. Мид1 на островах Самоа и в Новой Гвинее, переход от детства к взрослой жизни совершается вовсе без периода отрочества.

Эти открытия заставили пересмотреть отношение к различным возрастным этапам, прежде всего к зрелости, и выявить зависимость возрастных периодов не только от психофизиологических причин, но и от конкретных культурно-исторических условий2, а также определить ценность того или иного отрезка жизни в различных культурах на разных исторических этапах развития этих культур. Сказанное, разумеется, касается и Европейской культуры, где понимание сущности личности, ее зрелости неоднократно менялось.

Проблематика ценности зрелости личности привлекает большое внимание европейских мыслителей-философов, ученых

1 Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведение. М., 1988.

2 Цит по: Толстых А. Возрасты жизни. М., 1988. С. 14. естественнонаучных направлений, психологов, политических деятелей, писателей, поэтов на протяжении всей истории европейской культуры, что дополнительно стимулирует разработку проблемы акмеологии в рамках философской антропологии. Содержание диссертации позволяет в системном целостном виде теоретически представить проблему формирования зрелости личности в европейской культуре, что важно для понимания жизненного мира человека, взятого во всей совокупности его бытия. Материал диссертации позволяет лучше понять природу становления личности и ее развитие.

Степень научной разработанности проблемы

Исследования личности сквозь призму ценности зрелости предпринимались давно. Первые попытки осмысления зрелости личности представлены еще в философии Платона. Значительный вклад внесли Феофраст и Аристотель, эллинистическая мысль, во многом определившие направление исследований возраста человека. Мы рассматриваем наследие античности сквозь призму трудов П. Гиро, детально описавшего в своем произведении быт и нравы древних греков, В. Йегера, исследовавшего процесс воспитания личности, А. Марру, эксплицировавшего категорию зрелости и раскрывшего ее культурно-историческое содержание на разных этапах развития античной культуры и основные этапы античной зрелости, Р.Ю. Виппера, А.Ф. Лосева, изучавшего полисное мировосприятие древнего грека, Г.В. Драча, исследовавшего рождение и начало античного способа философствования. В этих и многих других работах был дан историко-сравнительный и тестографический анализ, раскрыты культурно-исторические предпосылки развития учения о личности в античной культуре и влияние парадигмы Античности на дальнейшее учение о личности.

Новое, по отношению к античности, учение о ценности духовной зрелости личности отражено в работах средневековых мыслителей: «Исповеди» Августина Аврелия, «Истории моих бедствий» Абеляра, трудах Фомы Аквинского и др. Проблема становления зрелой личности в средневековую эпоху отражена в работах Ф. Ариеса, проанализировавшего разную ценность возрастных этапов развития личности в христианскую эпоху, Ж. Ле Гоффа, описавшего тип зрелой личности на примере средневекового ученого интеллектуала, Л. Олыики, рассмотревшего формирование новой научной парадигмы от Средних веков до эпохи Возрождения, в том числе и по вопросу о сущности человека, качеств личности. Из отечественных исследователей мы опирались на труды В.В. Бычкова, исследовавшего мировоззрения человека христианской эпохи, П. Бицилли, А. Гуревича и М. Бахтина, раскрывших сущность личности и ее основных ценностей в контексте средневековой культуры. О воспитании гуманиста писали М. Монтень, Л. Валло, А.Л. Бруни. Проблема становления зрелой личности Возрождения освещена в трудах Л.М. Бахтина.

В качестве предмета философского анализа ценность зрелости личности выступает с начала Нового времени. Гердер считал, что зрелость является вторым рождением человека. Его взгляды развивал Гумбольд, определяющий зрелость как всестороннее развитие человека. Эту тенденцию продолжили философы немецкой классической философии И. Кант и Г.Ф.В. Гегель. Они применили понятие практической зрелости, полагая, что человек делает себя во всех отношениях духовным существом.

Существенный вклад в разработку данной проблематики внесло формирование различных подходов при рассмотрении феномена зрелости. Мы опираемся на деятельностный подход, который на наш взгляд является наиболее продуктивным для нашего исследования.

Деятельностный подход в культуре разрабатывался в ростовской школе философии В.Е. Давидовичем и Ю.А. Ждановым, этот же подход в становлении личности разрабатывал В.В. Давыдов, В. Межуев и многие другие советские философы, опирающиеся на диалектико-материалистическое понимание культуры и человека.

Рассматривая ценность зрелой личности, мы обратились к аксиологическим воззрениям древнегреческих философов: Сократу, Платону, Аристотелю. Рассматривая идею зрелой личности в философии XX в., мы опирались на труды зарубежных антропологов и психологов: Э. Фромма, интересующегося проблемой смысла жизни человека, его духовного роста; Э. Эриксона, разрабатывавшего проблематику идентичности человека; А. Маслоу, исследовавшего иерархию человеческих потребностей и рассматривающего влияние их на «самоактуализацию» личности; К. Роджерса, изучающего проблемы становления личности; К. Хорни интересующейся проблемой зрелой личности и конкурентной культуры; Г. Плеснера, М. Шелера, определяющего «положение человека в космосе», а также духовные основы, конституирующие его человеческое бытие; труды отечественных философов и антропологов.

Из ростовской школы следует назвать Ю.Г. Волкова, П.С. Гуревича, М.В. Заковоротную, рассматривающую поэтапное формирование идентичности человека в зависимости от содержания культуры эпохи, Е.В. Золотухину-Аболину, занимающуюся проблемами антропологической повседневности, судьбы человека, Е.Е. Несмеянова, Е.Я. Режабека, О.М. Штомпеля, исследовавшего понятие социокультурного кризиса и его влияние на личность и общество.

В данном исследовании мы опирались на труды классиков отечественной педагогики, внесших свой вклад в создание теории формирования всесторонне развитой личности и представителей системно-деятельностного и комплексного подходов: Ю.В. Андреева,

П.П. Блонского; отечественных психологов и антропологов, изучающих проблемы личности: JI.C. Выгодского, C.JI. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, Е.А. Заики, В.Н. Мясищева, B.C. Мерлина, К.К. Платонова и др.; акмеологов Н. Рыбникова, Н. Кузьминой, А. Деркача, К. Абульхановой-Славской, А. Реана.

Объектом исследования выступают философско-антропологические концепции человека.

Предметом исследования являются теоретические представления о ценности зрелости личности в западноевропейской философской антропологии.

Гипотеза исследования заключается в том, что процесс становления ценности зрелости личности обусловлен социально-культурными предпосылками, содержание которых меняется в зависимости от эпохи. Существуют закономерности изменения «теоретической картины» ценности зрелости личности в зависимости от социокультурного фона, которые мы попытаемся выявить сообразно рамкам исследования.

Цель диссертационного исследования заключается в том, чтобы продемонстрировать как под воздействием культуры изменяется содержание понимания ценности зрелости личности и, соответственно, основываясь на этом материале, выделить основные этапы развития акмеологической проблематики, проследить, что ценилось в зрелой личности в различные эпохи, как она определялась в качестве «зрелой».

Достижение цели предполагает решение следующих задач:

1. Проследить динамику теории «пайдейи» в формировании зрелой личности в античной философии.

2. Рассмотреть прорыв в понимании ценности зрелости личности в сфере духа и свободы в Средние века, в связи с христианскими ценностями.

3. Рассмотреть сквозь призму гуманистических концепций Возрождения формирование гуманистических ценностей зрелой личности и ценность телесной зрелости.

4. Проанализировать влияние рационализма, романтизма и протестантизма на изменение ценности «акме» в Новое время и ценность юности как качественно нового этапа в становлении зрелой личности в философско-антропологических концепциях, начиная с романтизма и заканчивая концепциями XXI в.

5. Исследовать новую попытку понимания ценности зрелости личности и этапов ее становления в философской антропологии Постмодерна.

6. Дать анализ различных философско-антропологических направлений и подходов в акмеологии при изучении ценности зрелости на современном этапе.

Теоретико-методологическая база исследования

Особая значимость в работе придается ретроспективному рассмотрению ценности зрелости личности с позиции методов сравнительного анализа и синтеза, используются методы исторического компоративного анализа, диалектико-материалистический метод. Теоретической базой диссертационного исследования послужила совокупность научных положений о социально-деятельностной сущности личности, ее индивидуально-психологических особенностях, о роли природной и социальной среды в формировании зрелости личности, о духовном развитии в процессе ее активной деятельности.

Научная новизна исследования:

1. Исследована концепция зрелой личности в античной классике, в теории «пайдейи», где на первый план выходит мудрость.

2. Охарактеризован этап развития средневековой культуры как прорыв к новому пониманию ценности зрелости личности в сфере духа и свободы.

3. Рассмотрено формирование гуманистических ценностей зрелой личности и интеграция физических, волевых, интеллектуальных качеств зрелой личности в концепциях мыслителей Возрождения.

4. Проанализировано влияние рационализма, романтизма и протестантизма на изменение ценности «акме» в Новое время, рассмотрена ценность юности как качественно нового этапа в становлении ценности зрелости личности, начиная с романтизма.

5. Исследована новая попытка понимания ценности зрелости личности и этапов ее становления в культуре Постмодерна.

6. Дан анализ различных подходов и направлений в акмеологии при изучении ценности зрелости на современном этапе.

Тезисы, выносимые на защиту:

1. Античная философия заложила базисные регулятивы развития зрелой личности, поэтому актуализация ее непреходящего наследия представляется нам особенно значимой. Античное осмысление роли воспитания в развитии личности - это «парадигма» всей западноевропейской традиции, которая начинается в античности. Именно в античности появляются первые школы Платона, Аристотеля, деятельность которых была направлена на то, чтобы воспитать гармонически развитую личность. В Древней Греции культура выступала как процесс воспитания личности («пайдейя»), результатом которого было формирование зрелой личности, находящейся в гармонии с собой и с окружающим миром. Ценность «пайдейи» заключается в том, что она воспитывала внутренне свободного человека, действия которого можно было подвести под принцип «калокагатии», так как они не нарушали гармонию мирового порядка и социума.

В концепциях софистов, Платона и Аристотеля традиционно «спортивный» соматический идеал зрелой личности противопоставлялся идеалу мудрости, всесторонне развитому человеку. Античные концепции зрелой личности были нацелены на формирование образа разносторонне развитого человека, которому все под силу, но в пределах нравственного порядка. Идеалом «зрелой» личности для античной культуры выступил мудрец, знающий чувство меры и неподдающийся импульсивным и хаотическим порывам. Предельно схематично и заостренно, в сравнении с классической эпохой, рисуется его образ в учении римского стоицизма. Однако где бы грек ни достиг вершин: на физическом или интеллектуальном поприще, он - «вершитель деяний». Это возможно во время «акме» -периода наивысшего расцвета жизненных сил. Поэтому в античности ценится зрелость.

2. В эпоху Средневековья личность под влиянием христианства совершает «прорыв» в сферу духа и свободы. Самопознание и интроспекция выступили при этом как новая мера и свобода зрелой личности. Принцип калокагатии, сформированный античной культурой под влиянием христианства был реформирован. Сущность личности оказалась менее зависима от природной жизни и поставлена вне ее. Внешняя свобода человека была поставлена под угрозу, поэтому чтобы сохранить свободу, личность обратилась к сфере духа, к внутренней свободе, тем самым пытаясь сохранить свою «самость», т.е. целостность. В зрелой личности стала цениться интенция на богопознание, ставшее движущей силой развития средневековой науки и философии.

3. Алогические элементы средневекового метафизического мышления заменились мышлением зрелого человека эпохи Возрождения. В эпоху Ренессанса происходит переосмысление ценности зрелости в развитии жизненных этапов становления личности. Эпоха Ренессанса выставила человеческое самосознание личности как высшую добродетель, что привело к гражданской гордости и гуманизму как одной из ценностей зрелости. Но гуманистическая идея ценности зрелости была востребована у философов Возрождения наряду с идеей физической зрелости, что ясно свидетельствует о преемственности античной традиции в философии Возрождения. Мыслители Ренессанса в своем понимании зрелой личности приходят к мысли об интеграции соматических, волевых, интеллектуальных качеств человека.

4. В культуре Нового времени мы наблюдаем смену приоритетов. Ценность зрелости уступает место юности, тесно связанной с процессом индивидуализации личности. Сама же личность под влиянием протестантизма наделяется качественно новыми чертами: утилитаризмом, прагматизмом, рационализмом. В европейской культуре ценность юности была переосмыслена романтиками. Европейский романтизм: Байрон, Ките, Гюго, Мюссе, Шуберт, Делакруа, Петефи и др. продемонстрировал новое понимание ценности юности в сравнении со скучной рассудительной зрелостью. Романтики были молоды физически, но внутренне зрелы. Юность была привлекательна потому, что в этот период жизни человек полон амбиций, решимости перевернуть мир, действовать.

5. Новая попытка понимания ценности зрелости личности и этапов ее становления происходит в Постмодернизме во второй половине XX в. (Ж. Делез, Ф. Гваттари, Ж. Деррида, М. Фуко, Лакан, Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Батай, Ю. Кристева и др.), который констатировал «усталость» личности, потерю ею пытливости мышления и индивидуальности. Постмодернисты предложили новую попытку ориентации в современном обществе, совершив «второе открытие человека», поставив чувства выше разума, разуверившись в последнем. Особую роль постмодернисты отводят молодежи, считая, что именно ее поведение является зеркалом современного общества. Оказавшись в ситуации крушения культуры, когда старое разрушено, а новое не создано, человек может черпать силы только в самом себе. Старые системы воспитания личности путем разума уже не действуют. Перед зрелой личностью Постмодерна стоит выбор - отказаться от гуманистической системы ценностей, создавая нечто новое, возможно еще не известное, или развивать их, учитывая ошибки прошлого. Сделать такой выбор сознательно в состоянии только личность, достигшая зрелости.

6. Со второй половины XX в. понимание ценности зрелости личности в философской антропологии характеризуется плюрализмом мнений. М. Шелер, Г. Плеснер, А. Гелен провозгласили ценность свободной, открытой для саморазвития и самостановления личности, которая имеет возможность обернуть свою «ущербность как биологического существа» для своего преображения. Доминантой жизни человека становится не детерминистические установки, а позиция волюнтаризма, предложенная еще в XIX в. А. Шопенгауэром. Главенствующим остается тот факт, что личность сама планирует свой путь с детства и в юности. Решающую роль при этом играют ее потребности, полная классификация которых была предложена А. Маслоу. У Э. Фромма зрелая личность определяется здоровьем и продуктивностью. В современном обществе наблюдается раннее взросление человека и, как следствие этого, ранняя зрелость личности, пребывающей в этом состоянии довольно длительный период. В связи с этим границы старости существенно сдвигаются.

Теоретическая и практическая значимость исследования

Выводы и материал диссертации могут быть использованы в научных исследованиях, лекциях и методических разработках по философской антропологии, философии культуры, социальной психологи, психологии личности.

Апробация работы

Апробация работы проходила на IV философском конгрессе «Философия и будущее цивилизации» (Москва, 2005 г.), на 9 Международной научной конференции «Ильенковские чтения» (Ростов н/Д, 2007 г.), на кафедре философии, культурологи и теологии РГПУ ЮФУ и заседании отдела социальных и гуманитарных наук СКНЦ ВШ ЮФУ.

Объем и структура работы

Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих семь параграфов и заключения. Объем диссертации составляет 154 страницы машинописного текста.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Николенко, Оксана Федоровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Долгое время именно зрелый человек остается эталоном красоты в физическом, интеллектуальном, нравственном смысле. Представления о телесном и духовном претерпели в истории культуры значительные изменения. Философия, опираясь на богатый опыт культуры, включила в сферу своих интересов историческую антропологию. Ценность «акме» меняется под воздействием культуры. Ведь человек такое существо, которое ищет и находит представления о собственной сущности, строит свою жизнь в соответствии с этим идеалом. Человек - творец, но ему необходимы образцы. Чтобы найти их, нужно прежде всего понять себя самого. Так, успехи греческой цивилизации во многом обязаны становлению самопонимания человека как разумного социального существа. В Средневековье важен приоритет духовности. Ренессансный антропоцентризм с новой силой выдвинул идею человека, подчеркнув в нем не только духовную, но и телесную стороны. В Новое время господствует идея человека, разуму которого все подвластно, с помощью которого можно управлять душевными страстями и телесными желаниями. Именно понимание сущности человека приводит к ценности тех или иных качеств, которые в свою очередь определяют ценность того или иного возрастного периода жизни человека.

В Античности физической зрелости отдается приоритет. Мужчина здесь прежде всего воин и спортсмен, в ментальности греков господствует атональность. Стремление быть первым, лучшим требует постоянной хорошей физической формы. Тело, ставшее не природным, а культурным, наделенным общественно значимыми символами, нуждается в постоянных тренировках и уходе. Внешность, манеры, жесты, одежда свидетельствовали о происхождении и положении человека, демонстрировали его отношение к системе общественного порядка. Главным было поведение человека, его соответствие принятым в обществе нормам, формировавшимся согласно гармонии космоса. Это достигалось посредством «пайдейи» - системы воспитания, предполагающей подготовку телесных и душевных качеств, необходимых для жизни. Большая роль отводилась и интеллектуальным занятиям. Однако где бы грек ни достиг вершин: на физическом или интеллектуальном поприще, он - «вершитель деяний». Это возможно во время «акме» - периода наивысшего расцвета жизненных сил. Поэтому в Античности ценится зрелость.

На смену античным идеалам, воспевающим красоту тела, пришла аскетичная и суровая эпоха христианства. Меняется понимание сущности человека. «Христианское понимание человека отличается от античного прежде всего тем, что человек не чувствует себя органической частью, моментом космоса; он вырван из космической, природной жизни и поставлен вне ее; по замыслу бога, он выше космоса, должен быть его господином; но в силу своего грехопадения его положение господина пошатнулось, и хотя он не утратил и не может утратить своего сверхприродного статуса, но в своем испорченном состоянии он полностью зависит от божественной милости»166. Аскетичная и суровая эпоха христианства изменила понимание сущности человека и, соответственно, ценность его зрелости. В зрелой личности стала цениться интенция на богопознание. Новый тип человека в сложившейся теоцентрической картине мира ориентируется на духовные образцы, так как для средневековой мысли человек не был просто природным существом, а существом духовным. Отдаваясь любви к Богу, человек достигает духовной зрелости.

Возрожденческая концепция человека стремилась восстановить социальные гарантии существования, избавить личность от самопринуждения и реабилитировать человека. Для человека

166 Гайденко П. П. Эволюция понятия науки. М., 1980. С. 408-409.

Возрождения характерна вера в величие человека, его неограниченные возможности. Эпоха Ренессанса вновь открывает физическую красоту человека. Полнокровные, «телесные» фигуры смотрят на нас с полотен «титанов Возрождения» - Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля. Теперь ценится пышущая здоровьем зрелость: пышные формы, здоровый румяный цвет лица. В мужчине ценят «геркулесовское сложение», «он должен быть Аполлоном и Геркулесом в одном лице», а женщина «Венерой и Юноной»167

Ренессанс ценит людей достигших вершины жизни: сильных, целеустремленных, способных на любые подвиги и деяния во имя славы. Вследствие такого понимания идеала человека, Эдуард Фукс констатирует: «Не обещающий юноша, не девушка, похожая на нераспустившийся бутон, ценятся выше всего в такие эпохи, а мужчина, находящийся в зените своей силы, творящий, и женщина,

1 Лй достигшая вершины развития, понимающая» . Возникает образ «универсального человека» как творца самого себя, своей судьбы, который может и должен принимать решения и нести ответственность. Зрелый человек Возрождения - это человек творящий.

Эпоха Нового времени отмечена рационализацией всех сторон жизни. Появляется новый тип зрелой личности - купец, делец. Новые черты зрелой личности, ценимые в обществе: предусмотрительность, бережливость, трудолюбие, терпение и упорство, сила воли и деловитость, прежде всего направлены на достижение материального успеха.

Человек в неклассической картине мира, особенно в обществе «позднего модерна» приобрел новые возможности выбора, новый уровень самосознания, но вместе с тем и груз проблем «научно

167 Фукс Э. История нравов. Смоленск, 2002. С.15.

168 Там же: С.6. технического» мира. Достижение вершин зрелости в современном обществе отождествляется с профессионализмом. Профессиональные ценности приобретают все более важное, первостепенное значение, зачастую подавляя духовные ценности, провоцируя застой личностного развития. В современной ситуации назрела необходимость заботиться о становлении зрелости, начиная с раннего возраста и на протяжении всей жизни. Эта необходимость связанна с тем, что традиционные механизмы становления зрелой личности в обществе Постмодерна нарушены в силу изменений, происходящих в обществе и культуре.

Очевидно, что исследование столь многогранного процесса как зрелость не может быть охвачено со всех сторон. Невозможно в рамках одной работы дать исчерпывающие ответы на все связанные с данной проблемой вопросы, дать законченное решение проблемы. В данной работе зрелость рассматривается лишь с позиции социо-культурного анализа. Значимость проблемы зрелости проникает в массовое сознание. Современный человек начинает осознавать, что к зрелости нужно готовиться. Лишь тогда возможно пожинать плоды этого плодотворнейшего периода жизни. Вне круга предпринятого исследования остался ряд важных аспектов, выходящих за рамки обозначенных целей. Эти проблемы требуют своего дальнейшего изучения.

Каноны физической, личностной зрелости динамичны, так как «природа» человека не является чем-то заданным, а строится в каждой культуре по-своему. Это связанно с изменением понимания самого человека, его места и роли в культуре. Человек является историческим, социальным и культурным существом. Он творит историю, но и сам подвержен ее влиянию. Каждая эпоха имеет свой образ зрелости, так как человеку невозможно изолировать себя от окружающей среды, которая навязывает культуре личности свои категории, приемы, способы выражения, пристрастия. Но при всей важности общественных отношений, главное - понимание своего культурного предназначения, общезначимых целей и идеалов. Благодаря этому, человек осуществляет себя в культуре, познает самого себя. Именно понимание сущности человека приводит к ценности тех или иных качеств, которые, в свою очередь, определяют ценность того или иного возрастного периода жизни человека.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Николенко, Оксана Федоровна, 2007 год

1. Абеляр П. История моих бедствий. М., 1959.

2. Августин Аврелий. Исповедь. М., 1997.

3. Блаженный Августин Иппонийский. Творения. М., 1997.

4. Августин Аврелий, еп. Иппонийский. Творения. Спб.- Киев, 1998. Т. III.

5. Гусейнов A.A., Иррлитц Г. Краткая история этики. М., 1987.

6. Адо П. Что такое античная философия? М., 1999.

7. Акмеология: учебное пособие СПб., 2003.

8. Альперович В. Социальная геронтология. Ростов-н/Д, 1997.

9. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М., 1980. Т. I.

10. Ю.Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.,1997.

11. П.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М., 1998.

12. Философия древности и средневековья // Антология мировой философии. В 4-х т. М., 1969-1971. Т. I-III.

13. Антология педагогической мысли христианского средневековья. В 2-х т. М., 1994. Т.П.

14. Антология средневековой мысли: (Теология и философия европейского Средневековья): В 2 т. СПб., 2001.

15. Ариес Ф. Возрасты жизни.// Философия и методология истории. М.,1978.

16. Аристотель. Политика. VIII. Шва.

17. Аристотель. Соч. В 4 т. М., 1976-1983.

18. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989.

19. Батай Ж. Внутренний опыт. СПб., 1997.

20. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль мышления, стиль жизни. М., 1978.

21. Баткин Л.М. Воспитание души // Итальянское возрождение: проблемы и люди М., 1995.

22. Баткин Л.М. Два способа изучать историю культуры // Вопросы философии. 1986. № 12.

23. Батлук О.В. Философия образования Сенеки: кризис цицероновского идеала // Вопросы философии. 2000. №1.

24. Батлук О.В. Цицерон и философия образования в Древнем Риме // Вопросы философии. 2000. №2.

25. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990.

26. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Л., 1992.

27. Бестужев-Лада И.В. Деградация искусства XX века глазами социолога // Искусство и образование. 1998.

28. Бестужев-Лада И.В. Молодость и зрелость. М. 1984.

29. Бицилли П. Элементы средневековой культуры. СПб., 1995.

30. Бицилли П. Место Ренессанса в истории культуры. СПб., 1996.

31. Бодалев A.A. Вершина в развитии взрослого человека. М., 1998.

32. Бодалев A.A. Воспитание и акме // Мир психологии. 2000. №3.

33. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.-Воронеж, 1995.

34. Болыиая советская энциклопедия. 1969-1978. http//slovari.yandex.ru

35. Боннар, А. Греческая цивилизация: От Илиады до Парфенона. М., 1992. T.I.

36. Бочаров В.В. Антропология возраста. Учебное пособие. СПб., 2000.

37. Бродель Ф. Структуры повседневности: возможное и невозможное // Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. М., 1986. Т. I.

38. Бродель Ф. Игры обмена // Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. М., 1988. Т. И.

39. Бродель Ф. Время мира // Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. М., 1992. T.III.

40. Бруни A.JI. О научных и литературных знаниях // Эстетика Ренессанса. М., Т.1. 1981.41.Бубер М.Я и Ты. М., 1993.

41. Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. СПб., 1904. Т. I.

42. Бычков В.В. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica. В 2-х т. Т. 1. Раннее христианство. М.-Спб., 1999.

43. Бычков В.В. Эстетика: Учебник. М., 2005.

44. Вебер М. Избр. Произведения. М.,1990.

45. Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. М., 1899,1991.

46. Виндельбанд В. Философия культуры: Избранное. М., 1994.

47. Виндельбанд В. История философии. Киев, 1997.

48. Виппер Р.Ю. Очерки истории Римской империи. Берлин, 1923.

49. Виппер Р.Ю. Лекции по истории Греции. Очерки истории Римской империи (начало). Ростов-н/Д, 1995. Т. 1.

50. Волков Ю.Г. Личность и гуманизм. 1995. http://www.i-и.ги/ЫЫю/фксршму/volkov-licnoct

51. Вольней К.-Ф. Избранные атеистические произведения. М., 1962.

52. Всемирная энциклопедия: Философия. М.; Минск, 2001.

53. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.,1996.

54. Выготский Л.С. Соч. В 6 т. М., 1982-1984.

55. Гайденко П. П. Эволюция понятия науки. М., 1980.

56. Гайденко П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М., 2000.

57. Гальцева Р.А. Самосознание культуры и искусства XX века. Западная Европа и США. М.- СПб, 2000.

58. Гамезо М. «Возрастная психология», М., 1999.

59. Гарнцев М.А. Западноевропейская философия (IV-XIVbb.)// Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения. М., 1991.

60. Гваттари Ф. Машинное бессознательное // Архетип. Философский психоаналитический журнал. 1995. № 1.

61. Гегель, Г.В.Ф. Философия истории // Соч. Т. 8 . Л., 1935.

62. Гете И.В. Избранные философские произведения. М., 1964.

63. Гете И. В. Соч. В 13 т. М.- Л., 1937. Т.Х.

64. Гештор А. Средневековый университет: управление и ресурсы // Aima mater. 1996. №5.

65. Гилберт К.Э., Кун Г. История эстетики. СПб., 2000.

66. Григорьян Б.Т. Новейшие течения и проблемы философии в ФРГ. М., 1988.

67. Губман Б.Л. Западная философия культуры XX в. Тверь, 1997.

68. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984.

69. Гуревич П.С. Философская антропология. М., 1987.

70. Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М., 1989.

71. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981.

72. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.

73. Давыдов В.В. Анализ структуры мыслительного акта // Доклады АПН РСФСР. 1960. №2.

74. Дворкин А. Введение в сектоведение. Новгород, 1998.

75. Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950.

76. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? СПб., 1998.

77. Делез Ж. Философия Ницше. М., 2003.

78. Демокрит в его фрагментах и свидетельствах древности. М., 1935.

79. Деррида Ж. Театр жестокости и завершение представления // От структурализма к постструктурализму. М., 2000.

80. Деррида Ж. Структура, знак и игра в дискурсе гуманитарных наук // От структурализма к постструктурализму. М., 2000.

81. Дживелегов А.К. Творцы итальянского Возрождения. М., 1998. Кн. 1.

82. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях, изречениях, максимах и афоризмах знаменитых мудрецов, философов.- Современное слово,. 1998.

83. Драганов М. Переход к зрелости как этап становления социализации личности // Идеологический процесс и воспитание личности. М., 1980.

84. Драч Г.В. Проблема человека в раннегреческой философии. Ростов-н/Д., 1987.

85. Драч Г.В. Рождение античной философии и начало антропологической проблематики. М., 2003.

86. Древнегреческо-русский словарь. М., 1958.

87. Дюби Ж. Европа в средние века. Смоленск, 1994.

88. Дюмон Л. Эссе об индивидуализме. Дубна: ИЦ "Феникс", 1997.

89. Дюркгейм Э. Социология образования. М.,1996.

90. Егоршева О.И. Мифология модерна в индустриальной цивилизации. Учебное пособие. Волгоград, 2002.

91. Егоршева О.И. Культурно-исторические смыслы «современности», или Когда начинается «Новое время»? // О.И. Егоршева, В.П. Римский. Современная социокультурная динамика и духовная жизнь: Сб. статей. Белгород, 2003.

92. Ермолаева М.В. Психология зрелого и позднего возрастов в вопросах и ответах: учебное пособие. М., 2004.

93. Журавский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. М, 1965.

94. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М, 1996.

95. Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М., 1998.

96. История всемирной литературы. В 9 т. М., 1983. T.I.

97. История всемирной литературы. В 9 т. М., 1989.

98. Йегер В. Пайдейя. Воспитание Античного грека (эпоха великих воспитателей и воспитательных систем). М., 1997.

99. Каганович Б.С. П.М. Бицилли и культура Ренессанса // Бицилли П. Место Ренессанса в истории культуры. СПб., 1996.

100. Ю5.Кессиди Ф. X. От мифа к логосу. М., 1972.

101. Коган JI.H. Человек и его судьба. М., 1988.

102. Кон И. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М., 1984.

103. Кон И.С. Социальная психология. М., 1999.

104. Кон И. Нагой мужчина в искусстве и жизни.- М., 2003. http://www.neuronet.ru/

105. Краткий психологический словарь. Ростов-н/Д, 1998.

106. Краткий философский словарь. Под ред. А.П.Алексеева. Изд.2-е, переработанное и дополненное.-ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2001.

107. Лакан Ж. «Стадия зеркала» и другие тексты. -М., 1994

108. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

109. Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в Средние века СПб., 2003.

110. Левикова С.И. Молодежная субкультура. М., 2004.

111. Лекторский В.А. Пайдейя и вопрошание в обучении // Лекторский В.А. Вестник Российского философского общества. 2002. №2 (22).

112. Лиотар Ж.-Ф. Ответ на вопрос «Что такое постмодерн?» // Ad Ма^пет.Ежегодник. Сборник. М., 1994.

113. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М.-СПб, 1998.

114. Лосев А. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957.

115. Лосев А.Ф. История античной эстетики: (ранняя классика). М., 1963.

116. Лосев А.Ф. История античной эстетики: Высокая классика. М., 1974.

117. Лосев А.Ф. История античной эстетики: Софисты. Сократ. Платон. М., 1969.

118. Лосев, А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.

119. Лосев А. Ф. Диоген Лаэрций-историк античной философии. Из истории мировой культуры. М., 1981.

120. Лосев А.Ф. Возрождение. Классицизм. Романтизм // А.Ф. Лосев -философ и писатель: К 110-летию со дня рождения. М., 2003.

121. Лукманова Х.Х. История образования и педагогической мысли. Учебное пособие. Уфа, 2002.

122. Лютер М. Время молчания прошло: Избр. произведения, 1520-1526 гг. Харьков, 1994.

123. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона / Изд. 1890-1907/ http//slovari.yandex.ru

124. Манфред А.З. Три портрета эпохи Великой французской революции. М., 1978.

125. Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994.

126. Маркс и Энгельс. Соч. М., 1961. Т.ХХ.

127. Маркузе Г. Одномерный человек: Исследование идеологии Развитого Индустриального Общества // Г. Маркузе. М., 1994.

128. Марру А.-И. Святой Августин и августинианство.- Вестком, Долгопрудный, 1999.

129. Марру. История воспитания в античности. М., 2003.

130. Маслоу А. Креативность личности и готовность к ней // Дальние пределы человеческой психики. М., 1991.

131. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 1999.

132. Монтень М. Опыты. М., 1960. Т. III.

133. Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведение. М., 1988.

134. Монтень М. Опыты. В 3 кн. СПб, 1998.

135. Неретина С.С. Понятие судьбы в пространстве высшего блага // Понятие судьбы в контексте разных культур. М., 1994.

136. Неретина, С.С. Возможности понимания // Антология средневековой мысли: (Теология и философия европейского Средневековья): В 2 т. СПб, 2001. Т. 1.

137. Нильс Гилье. Тезис Вебера-Мертона: протестантизм и прорыв современного ecTecTB03HaH^/http://www.rsuh.m/

138. Огурцов A.M. Постмодернистский образ человека и педагогика. // Человек. 2001. №3.

139. Огурцов A.M. Постмодернистский образ человека и педагогика. // Человек. 2001. №4.

140. Олыпки JI. История научной литературы на новых языках. -Сретенск, 2000. Т. 1.

141. Олыпки JI. История Научной литературы на новых языках. М., 1934. Т.Н.

142. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.

143. Оссовская М. Рыцарь и буржуа: Исследование по истории морали. М., 1987.

144. Панарин A.C. Молодежь на рубеже культур // Панарин A.C. Введение в политологию. М., 1994.

145. Петров М.К. Искусство и наука. Пираты Эгейского моря. М., 1995.

146. Петров М.К. Историко-философские исследования. М., 1996.

147. Петров М.К. Самосознание и научное творчество. Ростов н/Д,1992.

148. Пиняева С.Е., Андреев H.B. Личностное и профессиональное развитие в период зрелости // Вопросы психологии. 1998. №2.

149. Пискунов А.И Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М., 1971.

150. Платон. Государство // Платон. Соч. В 3 т. М., 1971. Т. III. ЧI.

151. Платон. Законы // Платон. Соч. В 3 т. М., 1972. Т. III. Ч И.

152. Платон. Политик // Платон. Соч. В 3 т. М., 1972. Т. III. Ч III.

153. Плеснер Г. Ступени органического и человек. Введение в философскую антропологию, /http://www.ru/biblio/search.aspx

154. Поливанова К.Н. Возраст: норма развития и метод // Педагогика развития: возрастная динамика и ступени образования: Материалы 4-й науч.-практ. конференции. Красноярск, 1997. 4.1.

155. Поликарпов B.C. Золотой век в истории мировой культуры» Ростов н/Д, 2000.

156. Проблема человека в западной философии. М., 1989.

157. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов. М., 2002.

158. Психология зрелости. Хрестоматия. Самара-М., 2003.

159. Психология и новые идеалы научности // Вопросы философии.1993. №5.

160. Психология XXI века: пророчества и прогнозы. Круглый стол. // Вопросы психологии. 2001. № 1.

161. Психология развития. ^oBapb/http//slovari.yandex.ru

162. Рассел Б. История западной философии. Ростов н/Д, 2002.

163. Реан A.A. «Акмеология личности» // Психологический журнал. 2000. №3.

164. Роджерс К. Становление личности: Взгляд на психотерапию.-Издательство "ЭКСМО-Пресс 2001.

165. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.

166. Роджерс К. Клиентоцентрированный / Человекоцентрированный подход в психотерапии //Вопросы психологии. 2001. № 2.

167. Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969.

168. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или о воспитании: М., 1911.

169. Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. Д., 1976.

170. Сенека. О счастливой жизни // Древнеримские мыслители. Киев, 1958.

171. Сенека. Нравственные письма к Луцилию, 7-9 // Мыслители Рима. Наедине с собой. Соч. М., Харьков, 1998.

172. Словарь античности. М., 1989.

173. Словарь по общественным наукам/ http//slovari.yandex.ru

174. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.

175. Смирнов С.А. Культурный возраст человека. Философское введение в психологию развития. Монография. Новосибирск, 2004.

176. Солодовникова И.В. «Развитие человека в зрелости как проблема гуманитарных наук» // Общественные науки и современность. 2001. №2.

177. Социология сегодня: проблемы и перспективы.-М., 1965.

178. Спиркин А.Г. Основы философии. М., 1988.

179. Степин B.C. Философская антропология и философия науки. М„ 1992.

180. Страве Т. Академическая зрелость как интегральная ценность и показатель готовности студентов к профессиональной деятельности. Диссертация докт.пед.наук. М.,1999.

181. Субботин А.И. Антропологические корни проблемы самосознания. Ростов-н/Д, 2007.

182. Таранов П. Философия сорока пяти поколений. М., 1999.

183. Тимоти Лири: искушение будущим. М., 2004.

184. Толстых А. Возрасты жизни. М., 1988.

185. Толстых A.B. Опыт конкретно-исторической психологии личности. СПб., 2000.

186. Тоффлер Э. Футурошок. СПб, 1997.

187. Уемлянина Е.С. Пайдейя как образование личности. Автореферат канд.филос.наук. Архангельск, 2002.

188. Филипп Новарский Четыре возраста человека //Антология педагогической мысли христианского средневековья. В 2-х т. М., 1994. Т.Н.

189. Философская антропология: учебное пособие. М., 2005.

190. Философия. М., Ростов-н/Д, 2004.

191. Философия, культура и образование: (Материалы "круглого стола") // Вопр. философии. 1999. №3.

192. Философско-психологические проблемы развития образования. М.,1994.

193. Фишер К. История новой философии: Введение в историю новой философии. Френсис Бекон Веруламский: М., 2003.

194. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

195. Фрейд 3. «Я» и «Оно». Труды разных лет. В 2-х кн. Тбилиси, 1991.

196. Франклин Б. Автобиография // Избранные произведения М., 1956.

197. Фромм Э. Здоровое общество // Психоанализ и культура. М.,1995.

198. Фромм Э. Душа человека. М., 1998.

199. Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1998.

200. Фромм Э. Человек для самого себя // Психоанализ и этика. М.,1998.

201. Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя.- Изд. ACT, 2004

202. Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. М., 1977.

203. Фукс Э. История нравов. Смоленск, 2002

204. Фукуяма Ф. Великий разрыв. М. 2003.

205. Хабермас Ю. Понятие индивидуальности // О человеческом в человеке. М, 1991.

206. Хабермас Ю. Модерн незавершенный проект // Вопросы философии. 1992. № 4.

207. Хайдеггер М. Учение Платона об истине // Время и бытие. М., 1993.

208. Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992.

209. Хейзинга Й Осень средневековья. М., 1988.

210. Хобсбаум Э. Век революции. Европа 1789-1848. Ростов н/Д, 1999.

211. Хобсбаум Э. Век капитала: 1848-1875г. Ростов н/Д, 1999. Хобсбаум Э. Век Империи. 1875-1914. Ростов н/Д, 1999.

212. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М.,1993.

213. Швырев B.C. О деятельностном подходе к истолкованию «феномена человека» // Вопросы философии. 2001. №2.

214. Шелер М. Положение человека в Космосе // Проблемы человека в западной философии. М., 1988.

215. Шелер М. ORDO AMORIS // Избранные произведения. М., 1994.

216. Энциклопедия социологии. М., 2003.

217. Эриксон Э. Детство и общество. СПб, 1996.

218. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М. 1996.

219. Юнг К.Г. Сознание и бессознательное. СПб-М., 1997.

220. Юнг К.Г. Структуры психики и процесс индивидуации. М., 1996.

221. Юнг К.Г. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее. М., 1995.

222. Юнг К.Г. Психология бессознательного. М., 1994.

223. Проблемы души нашего времени. М., 1994 .

224. Юнг К.Г. Психологические типы. СПб-М., 1995.

225. Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов. Киев, 1996.

226. Юнг К.Г. AION. Исследование феноменологии самости. М., 1997.

227. В.Н. Ярхо. Античность и современность. М., 1972.

228. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.

229. E.Bethe, Die dorische Knabenliebe, ihre Ethik, ihre Idee, Rheinischts Museum.LXII (1907).

230. Thurow L. Creating Wealth. The New Rules for Individuals, Companies and Countries in a Knowledge-Based Economy. New York, 1999.

231. Heidegger M. Kant und das Problem der Metaphysik. Frankfurt a.M., 1938.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.