Христианская антропология немецких гуманистов XV - начала XVI века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.06, кандидат философских наук Заборских, Тамара Петровна

  • Заборских, Тамара Петровна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1999, МоскваМосква
  • Специальность ВАК РФ09.00.06
  • Количество страниц 193
Заборских, Тамара Петровна. Христианская антропология немецких гуманистов XV - начала XVI века: дис. кандидат философских наук: 09.00.06 - Философия религии. Москва. 1999. 193 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Заборских, Тамара Петровна

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. 8тш1а нцмамташ как основа

ренессансного антропоцентризма, исторические

предпосылки немецкого гуманизма

§ 1. Понятие БШсИа humanitatis и проблема идейного единства

гуманизма

§2. Социально-политические и культурные условия европейского

гуманизма

глава ii. религиозно-философский модус

рассуждений о человеке

§ 1. Становление философской христианской антропологии на Западе до XV в

§2. Христианская антропология немецких гуманистов конца XV -начала XVI вв. в соотношении с ее идейно-культурным контекстом

§3. Основные аспекты и принципы христианской антропологии немецких гуманистов конца XV - начала XVI вв. с точки зрения их

учения о Слове

ГЛАВА III. НРАВСТВЕННЫЙ И ЭСТЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ

АНТРОПОЛОГИИ НЕМЕЦКИХ ГУМАНИСТОВ

§1. Этический идеал немецких гуманистов и его составляющие

§2. Эстетический модус рассмотрения человека

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

А. Источники

Б. Литература

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии», 09.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Христианская антропология немецких гуманистов XV - начала XVI века»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования.

Повышенный интерес к антропологической проблематике составляет одну из особенностей философии XX века. Современная философская антропология существует во множестве вариантов. Наиболее значимые из них: религиозная, культурная, структурная антропология. «Вместе взятые они образуют своеобразный «антропологический ренессанс», всесторонний и обостренный интерес к феномену человека»1.

На особую роль в процессе самопознания человека претендуют религиозная философия и теология. Напряженное внимание к феномену человека вызвано прежде всего потребностью каждого индивида решать жизненные проблемы, возникающие в контексте его повседневного существования. Стремясь как можно полнее овладеть этим вниманием, религиозные философы и теологи расчитывают на то, что чем отчетливее и острее встает в сознании вопрос о сущности и экзистенции человека, «тем более этот вопрос может стать вопросом о Боге» . Этот расчет не лишен основания, поскольку, как неоднократно отмечалось в религиоведческой литературе, именно те элементы содержания внутреннего психического опыта человека, которые связаны с формированием и самопознанием личности, служат наиболее подходящим материалом для интерпретации в качестве религиозного опыта3. Иными словами, чем больше человек занят поисками самого себя, своей сущности,

1 Гуревич П.С. Предисловие: Религиозная философская антропология // Человек и общество: Проблемы человека на XVIII Всемирном философском конгрессе. Вып.1. М., 1990. С. 5.

2 Die Frage nach Gott als Frag nach dem Menschen. Düsseldorf, 1981. C. 19. Цит. по: Никонов К.И. Критика антропологического обоснования религии. М., 1989. С 3.

3 См.: Никонов К.И. Указ. соч. С. 89.

своего места в мире, тем больше возникает поводов для того, чтобы интерпретировать эти поиски как поиски Бога. Эта закономерность особенно ярко проявляется в кризисные эпохи истории религии4.

Одной из таких эпох в истории христианства в Западной Европе была эпоха, предшествующая Реформации, которую в истории культуры принято называть эпохой Возрождения, или Ренессансом. Именно к этой эпохе относится наследие немецких гуманистов конца XV - начала XVI вв., составляющее основной объект диссертационного исследования.

В духовном наследии гуманизма антропологическая проблематика занимает центральное место. В трактовку самого понятия человека гуманисты внесли особую новизну. Именно в рамках гуманистической парадигмы проблема человека стала интерпретироваться как проблема индивида и личности, которая с этого момента стала «одной из сквозных коллизий новоевропейского культурного сознания»5. При этом антропологическая ориентация гуманистов эпохи Возрождения явилась результатом влияния на философию зарождающейся светской культуры и светских знаний. Она порождена кризисом средневекового мировоззрения и становлением

индивидуалистического сознания, что, в свою очередь, было следствием становления раннебуржуазных общественных отношений.

При этом, однако, было бы неверным видеть в гуманизме полное отрицание религии и выражение чисто светского мировоззрения. Некоторым его представителям антицерковная и

4 Ср.: Габинский Г.А. Критика христианской апологетики. М., 1967. С. 9 - 10.

5 См.: Баткин Л.М. Макьявелли об индивиде как субъекте исторического действия (Письмо к Пьеро Содерини) // Идеи Возрождения и философия нового времени (сборник научных статей) М., 1986. С. 77.

антирелигиозная позиция была свойственна в большей степени, другим - в меньшей. Если первое справедливо по отношению к итальянским гуманистам6, то второе составляет специфическую особенность представителей так называемого Северного Возрождения, большинство из которых были религиозными мыслителями и разрабатывали антропологическую проблематику в рамках христианской идейной парадигмы.

Наиболее ярким и влиятельным из немецких гуманистов XV -начала XVI вв. по праву считается Эразм Роттердамский (1469 -1536). Другим значительным представителем гуманизма в Германии был Виллибальд Пиркгеймер (1470 - 1528), творчество которого в настоящее время пользуется незаслуженно малой известностью за пределами Германии, между тем как это был один из самых значительных немецких гуманистов7. Сочинения В.Пиркгеймера дошли до нас, главным образом, благодаря изданию профессора Риттерсгауса8, который делил его сочинения на четыре отдела: Política, Histórica, Philologica et Epistolica. При том, что это деление является весьма условным (в частности, его критикует Л.Гейгер)9, оно охватывает основные направления деятельности этого гуманиста.

Рудольф Агрикола (родился в 1444 или 1445 г.) был не только гуманитарием, но и прекрасным музыкантом, живописцем,

6 См. Тажуризина З.А. Понятие атеизма в истории западноевропейской мысли (от античности до нового времени) // Лекции по религиоведению. М., 1998. С. 83 - 84.

7 См.: Немилов А.Н. Немецкий гуманисты XV века. Л., 1979. С. 81 - 82; Гейгер Л. История немецкого гуманизма. Спб., 1899.С. 75 - 76.

8 Bilibaldi Pirckheimeri, Consiliarii qvondam dd. Maximiliani I. Et Caroli V. Impp. Avgg. Equitis Aurati, Senaturis & Patrisii Norin-bergenstis. Opera política, histórica, philologica et epistolica, cum Alberti Dureri, civis norimbergensis, vulgo. 1610. Это издание имеется в библиотеке Московского университета.

s Гейгер Л. История немецкого гуманизма. Спб., 1899.С. 78.

фехтовальщиком. В качестве знаменитого в свое время органиста он был приглашен в Феррару, а вскоре получил приглашение читать лекции по логике и диалектике в Феррарском университете. Л.Гейгер видит в Агриколе первого настоящего пропагандиста немецкого гуманизма за Альпами10.

С Агриколой, как и с Якобом Вимфелингом (1450 - 1528), выдающимся гуманистом из Страсбурга, обычно связывается «консервативно-церковное» направление гуманизма,

противопоставляемое «научно-филологическому»11, представителями которого, помимо Эразма Роттердамского и Виллибальда Пиркгеймера, являются Иоганн Рейхлин, Конрад Цельтис (1459 -1508), Муциан Руф и др.

В исследованиях, специально посвященных немецкому Возрождению, как правило, присутствует понимание специфичности идейного наследия немецких гуманистов. Однако по вопросу о том, в чем именно выражается эта специфичность и каковы ее причины, существуют различные мнения.

В XIX веке преобладал взгляд на немецкий гуманизм как на духовное порождение итальянского гуманизма12 либо некоторую форму его идейного «гибрида» с явлениями немецкой религиозно-духовной жизни, такими, как «новое благочестие» движение

13

«братьев общей жизни и др. При этом стала намечаться тенденция рассматривать творчество немецких гуманистов преимущественно сквозь призму идей Реформации14, которая получила законченное

10 См. также: Немилов А.Н. Немецкий гуманисты XV века... С. 106 - 120.

11 Там же. С. 15.

12 См., например, Буркгардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. В 2-х тт. Т.1. СПб., 1905; Т.П. СПб., 1906; Штраус Д. Ульрих фон Гутген. СПб., 1896.

13 Гейгер Л. История немецкого гуманизма. СПб., 1899.

14 См. Об этом; Логутова М.Г. О некоторых идеологических предпосылках Северного Возрождения и Реформации // Вестн. Ленингр. Ун-та. 1974. №14. С. 50 - 56 и др.

выражение у протестантских теологов, видящих в них предтеч Реформации15. К концу XIX - началу XX вв. возобладал взгляд на немецкий гуманизм, в соответствии с которым в качестве его определяющей черты подчеркивается его религиозный характер16. Противоположного подхода придерживались отечественные

17

исследователи советского периода . В соответствии с этим подходом, христианство выступало лишь в качестве внешней оболочки для антропоцентрической концепции немецких гуманистов.

Каждая из этих позиций получает частичное подтверждение в тех или иных высказываниях или рассуждениях немецких гуманистов, поэтому ни одна из них не может быть полностью отвергнута. Совмещение рациональных моментов этих позиций для

15 См., например: Гейссер. История Рефрмации / ред. В.Михайловского. Б.М.(М.), 1882. С. Х1Х-ЬХХХШ.

16 См., например, статьи «Гуманизм» М.С. Корелина и А.Г. Вульфиуса, соответственно, в 1-м и 2-м изданиях словаря Брокгауза и Ефрона, а также: Вульфиус А.Г. Ренессанс и Реформация // Научный исторический журнал. 1914. Т.1. Вып. 3. С. 1 - 18; Вульфиус А.Г.Проблемы духовного развития: Гуманизм, Реформация, католическая реформа. Пб.,1922; Висковатов П.А.Эпоха гуманизма в Германии // Журнал министерства Народного Просвещения. 1872. Т. 161 и др.

17 Немилов А.Н. Немецкий гуманисты XV века. Л., 1979; Немилов А.Н. Значение Реформации для культурной общности Северного Возрождения // Культура эпохи Возрождения и Реформация. Л., 1981. С. 146 - 151; Смирин М.М. Немецкий гуманизм // Историк-марксист. 1941. №3. С. 94 - 105; Смирин М.М. Очерки истории политической борьбы в Германии перед Реформацией. М., 1952; Каган Ю.А. Конрад Цельтис - немецкий поэт-гуманист// Ученые записки МГПИ им. Ленина. 1958. Т. XXI; Логутова М.Г. О некоторых идеологических предпосылках Северного Возрождения и Реформации // Вестн. Ленингр. Ун-та. 1974. №14. С. 50 - 56; Брагина Л.М. Гуманизм и предреформационные идеи во Флоренции в конце XV века // Культура эпохи Возрождения и Реформация. Л., 1981. С. 49 - 61; Володарский В.М. Эрфуртские гуманисты и Реформация // Культура эпохи Возрождения и Реформация. Л., 1981. С. 151 - 163 и др.

выработки адекватной оценки философского наследия немецких гуманистов и, соответствующей современному уровню историко-философского и религиоведческого исследования, составляет одну из актуальных задач.

Актуальность изучения наследия немецких гуманистов XV -начала XVI вв. в части, выражающей их антропологическую концепцию, обусловлена еще и тем, что в этой концепции, не получившей оформления в виде завершенной философской системы, соединились разнородные элементы духовной жизни переходной эпохи, анализ которых проливает свет на многие явления культуры нашего времени.

В свете сказанного философско-религиоведческий анализ христианской-антропологии немецких гуманистов XV - начала XVI вв. является весьма актуальным.

Цель исследования состоит в том, чтобы на основании изучения и систематизации антропологических идей немецких гуманистов XV - начала XVI вв., как религиозных, так и светских, в том числе этических и эстетических, с учетом их отношения к религиозно-философской традиции и современной им духовной среде, выявить структуру их антропологической концепции, построить ее систематическое изложение и решить вопрос о правомерности и границах применения к ней понятия христианской антропологии.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи.

1) исследовать проблему идейного единства гуманизма как мировоззрения, выявить роль принципов эйкНа ЬшпапкаЙБ в обеспечении его целостности как мировоззренческой парадигмы;

2) рассмотреть социально-политические и культурные предпосылки христианской антропологии немецких

гуманистов,определить их отношение к современным им

философским и религиозно-философским течениям и традициям.

3) выявить особенности содержания христианской антропологии немецких гуманистов XV - начала XVI вв. и ее место в • "истории религиозно-философской мысли, а также систематизировать те антропологические идеи этих мыслителей, которые непосредственно не вытекают из их христианско-антропологической концепции, с учетом их обусловленности

- содержанием культурно-духовной среды эпохи.

4) на основании обобщения всех полученных в ходе исследования результатов определить место христианской антропологии немецких гуманистов конца XV - начала XVI вв. в системе их антропологических воззрений.

Структура диссертации соответствует последовательности поставленных задач.

у

Методологической основой решения поставленных задач являются принципы и методы религиоведческого анализа (принцип каузальности, типологический метод, метод рациональной реконструкции), общефилософские принципы научности, объективности и историзма в подходе к явлением религиозно-философской мысли, позволяющие избежать идеологической предвзятости и модернизации в интерпретации изучаемых источников, а также метод сравнительного анализа, позволяющий адекватно отразить наиболее специфические черты объекта изучения.

При работе над диссертацией существенную помощь автору оказали труды отечественных исследователей, внесших вклад в разработку проблем философии религии, религиоведения, истории (Г.А.Габинского, М.М.Боришанской, Л.М.Брагиной,

В.М.Володарского, В.С.Глаголева, П.С.Гуревича, И.А.Красновой,

К.И.Никонова, А.Н.Немилова, М.М.Смирина, З.А.Тажуризиной, З.П.Трофимовой, И.Н.Яблокова, А.Я.Ястребицкой,

•ЮА.Чуковенкова, И.Х.Черняк и др.).

Научная новизна исследования. Новизна данной работы определяется в первую очередь избранной темой исследования. Впервые в отечественной традиции предметом религиоведческого анализа становится христианско-антропологическая концепция немецких гуманистов XV - XVI вв. в составе всей совокупности их антропологических воззрений, а объектом анализа - ранее не опубликованные на русском языке тексты немецких гуманистов. Кроме того, новизна настоящей работы заключается в ряде конкретных теоретических результатов, полученных в ходе исследования а именно:

впервые исследована структура антропологических воззрений немецких гуманистов, показано, что эклектичность этих воззрений не является негативной характеристикой учения, поскольку означает не хаотичное сочетание разнородных и взаимно противоречивых идей, а особый способ их соподчинения, в соответствии с принципом «арШБ», в рамках единой герменевтической структуры, в основе которой лежит христианская антропология;

- уточнен взгляд на мистические и пантеистические учения XIII - XV вв., а также школы «нового благочестия» как на один из источников христианской антропологии немецких гуманистов, показано, что эти учения, как и развившаяся на их основе идеология Реформации, представляют собой альтернативный по отношению к немецкому гуманизму подход к решению вопроса о возможности непосредственного контакта человека с Богом, оценке таких проявлений человеческой природы, как рациональное познание,практическая деятельность,социальное общение и др;

-исследованы тексты немецких гуманистов, имеющие антропологическую направленность, но при этом реализующие те аспекты рассмотрения человека,которые не имеют прямой связи с проблемой его отношения к Богу,а именно морально-практический (прагматический) и эстетический аспекты; показано, что в структуре общей концепции человека, развиваемой немецкими гуманистами,учение с наиболее развитым понятийным и логическим аппаратом и в наибольшей степени опирающееся на философскую традицию составляет христианская антропология.

- введен в научный обиход ряд источников на латинском и немецком языках,ранее не переведенных на русский язык и не подвергавщихся религиоведческому анализу, в частности ,письма Р.Агриколы, Я.Вимфелинга, В.Пиркгеймера, М.Руфа, трактаты Я.Вимфелинга «О непорочности»,В .Пиргеймера «Апология Подагры» и др.

Теоретическое и практическое значение работы определяется научной ценностью и новизной перечисленных результатов. Содержание диссертации, ее основные выводы и положения могут быть использованы для дальнейшего углубленного изучения отдельных аспектов христианской антропологии немецких гуманистов, а также при изучении эволюции антропологических учений в истории западной философии.

Основные результаты данного исследования могут быть использованы в педагогических целях, в общих курсах по истории философии, истории религии, религиоведению, эстетике, а также спецкурсах, посвященных отдельным персоналиям.

Структура диссертации определяется целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, и библиографии.

Апробация работы. Материалы диссертации использованы автором в процессе подготовки цикла лекций (спецкурса) «Человек как объект философского исследования» в Красноярской Государственной Технологической Академии. Диссертация обсуждена на заседании кафедры религиоведения философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова и рекомендована к защите.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии», 09.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия религии», Заборских, Тамара Петровна

заключение

Итак, наше исследование подошло к концу. Подведем общие итоги.

Цель работы, как было сказано во Введении, заключалась в том, чтобы на основании изучения и систематизации антропологических идей немецких гуманистов XV - начала XVI вв., как религиозных, так и светских, в том числе этических и эстетических, с учетом их отношения к религиозно-философской традиции и современной им духовной среде, построить систематическое изложение их антропологической концепции и решить вопрос о правомерности и границах применения к ней понятия христианской антропологии.

Иными словами, учитывая общепризнанную и небезосновательную характеристику гуманизма как эклектичной и логически незавершенной совокупности воззрений, нам предстояло ответить на следующие вопросы.

Прежде всего, возможно ли в принципе представление всей совокупности антропологических воззрений немецких гуманистов в виде единой концепции, и если да, то, во-первых, не является ли эта концепция внутренне противоречивой, во-вторых, можно ли назвать эту концепцию, или какую-то ее часть, христианской антропологией, и, наконец, какое положение занимает христианская антропология немецких гуманистов по отношению к остальным частям их антропологии.

Чтобы ответить на первый вопрос, необходимо было в первую очередь четко определить свою позицию по отношению к проблеме идейного единства гуманизма как мировоззрения, с учетом того, что в литературе это мировоззрение обычно характеризуется как эклектичное и тематически незавершенное, то есть не охватывающее всей совокупности отношений человека к миру, а потому не могущее претендовать на статус философии. Учитывая, что это широко распространенное мнение имеет под собой достаточные основания (исходя даже из жанрововых особенностей гуманистических текстов, большинство из которых посвящены конкретным вопросам, а не построению целостной философской системы), мы обратились к высказываниям самих гуманистов с целью выяснить их собственное отношение к вопросу идейного единства их мировоззрения.

Приняв во внимание, что основное содержание деятельности гуманистов заключалось в анализе и преобразовании текстов, а также что свои методологические принципы они выводили из принципов классической риторики, главным из которых был принцип соответствия, выражаемый понятиями арШэ и с1есошт, мы установили, что именно этот принцип гуманисты сделали идейной основой своего мировоззрения. Это позволило им включить в сферу своего исследования множество разнородных объектов, применяя по отношению к ним, в соответствии с принципом арйю, различные методы описания и исследования, в соответствии с природой исследуемого объекта. Иными словами, объективно содержательный эклектизм гуманистической антропологии оправдывается формально-методологическим единством, субъективно же, в представлении самих гуманистов, это единство, которое они сами создали путем обобщения и гипостазирования своего методологического принципа, является не только методологическим, но и теоретическим.

В этом и заключается объяснение эклектизма гуманистической парадигмы, который, следовательно, нужно рассматривать не как проявление ее несовершенства, а как единственно возможный способ охватить в рамках единого мировоззрения все множество идейных явлений кризисной эпохи.

В свою очередь, плюралистическая духовная парадигма Возрождения отразила особенности экономической и политической жизни Западной Европы XIII - XV веков. По сравнению с предшествующими веками, для этого периода характерно оживление политической конкуренции между различными общественными силами, причем некоторые из них (а именно, бюргерство и университетская интеллигенция) выступили на политическую арену впервые. И если политика стала одной из самых животрепещущих тем для общественного сознания XV века, то, в свою очередь, все политические вопросы группировались вокруг центрального вопроса - вопроса об отношении к Римской католической церкви, ее политическим претензиям и проблемам ее реформирования.

Это нашло отражение в творческом наследии немецких гуманистов, многие тексты которых посвящены актуальным вопросам политики Римской католической церкви, ее отношения к еретическим и антицерковным выступлениям, в частности, борьбе с Лютером и его учением. Имея в виду основную цель нашего исследования, мы выделяли в этих текстах аспекты, связанные с антропологической проблематикой.

Говоря о социально-экономических предпосылках гуманизма, таких, как развитие товарно-денежных отношений, фабричного производства и международного торгового обмена, мы учитывали, что непосредственным результатом их воздействия, который, в свою очередь, повлиял на характер культуры и содержание идейной парадигмы эпохи, следует считать возникновение бюргерства как нового социально-психологического типа, и бюргерской культуры, выражающей более широкий взгляд на человека, чем вгляд, реализуемый в традиционной христианской антропологии. Если в средние века основные характеристики человека располагались в одной плоскости, вокруг его отношения к Богу, в связи с проблемой вечного спасения, то с развитием бюргерского мировоззрения вгляд на человека стал многомерным, открылись новые модусы его существования.

Во-первых, объектом активного осмысления стали качества человека, необходимые для успешного ведения дел, его отношения с согражданами, соседями, деловыми партнерами, и т.д. Иными словами, независимо от религиозной этики, начала формироваться этика практическая, не игнорирующая тему отношения человека к Богу и церкви, но включающая ее в качестве подчиненного момента.

Во-вторых, человек, со всеми своими достоинствами и недостатками, впервые, со времен античности, вновь стал объектом эстетического отношения. Обострению эстетического чувства эпохи во многом способствовала атмосфера всеобщего страха смерти, господствовавшая в Западной Европе на протяжении XIV и XV веков, под влиянием массовых эпидемий и войн. Образ смерти, неотступно следовавший за человеком, постепенно приблизился к образу собственного существования, слился с повседневным ощущением жизни. Благодаря этому и сам человек, как бы «породнившись» со смертью, возвысился в собственных глазах. Пока смерть выступала в сознании средневекового европейца как начало абсолютно внеположное по отношению к посюстороннему бытию человека и в то же время всецело довлеющее ему, обладающее абсолютной властью над его как земным, так и загробным существованием, мировоззрение эпохи могло быть только теоцентрическим, сам человек как элемент мироздания мог играть в нем лишь самую незаметную и случайную роль. По мере же того, как смерть принимала все более реальные и обыденные формы и образы, сливаясь с повседневным существованием человека, с самой жизнью во всем многообразии ее конкретных проявлений, сам человек постепенно перемещался от периферии к центру мировоззренческого поля, пока, освещенный (и в каком-то смысле даже освященный) лучом смерти, не занял в нем центрального положения.

Еще одним результатом длительного и постоянного воздействия страха смерти на массовую психологию стало усиление такого нехарактерного для средневековья модуса сознания, как ирония.

Трем основным модусам самореализации и самоосмысления человека эпохи Возрождения: религиозно-этическому, морально-практическому и эстетическому - соответствовали и различные группы источников. Первый модус реализовался на теоретическом уровне, в виде религиозно-философских концепций, продолжающих классическую традицию. Второй модус реализовался главным образом в практической морали, и лишь отчасти - в таких текстовых источниках, как личная переписка, педагогические трактаты и т.п. Третий модус нашел выражение, кроме практической эстетики (вкусах, предпочтениях, излюбленных способах времяпрепровождения и т.д.), главным образом в художественной литературе, искусстве и фольклоре. Поэтому, если по отношению к первому модусу перед гуманистами стояла задача развития теоретической традиции религиозно-философской мысли, то по отношению ко второму и третьему модусам могла стоять лишь задача первоначального теоретического оформления соответствующих идей, или даже только словесного их выражения.

В свете этих сображений среди всей совокупности идейных источников антропологии немецких гуманистов мы выделили в особую группу теоретические источники. К ним мы отнесли, вопервых, уже получившие теоретическое оформление антропологические концепции итальянских гуманистов, во-вторых, сочинения античных авторов, в-третьих, сочинения раннехристианских авторов, в-четвертых, классическую средневековую теологию.

Эти источники легли в основу христианской антропологии немецких гуманистов. Религиозно-философский модус их рассуждений о человеке в наибольшей степени опирается на текстовую традицию. Это двухтысячелетняя традиция западной философии, соединившая в себя традицию античной антропологии и библейско-христианский подход к проблеме человека.

При этом отношение немецких гуманистов к теологической традиции было свободным от слепого следования авторитету. Их отношение к христианским авторам, позиции которых они разделяли, было основано на рациональном анализе и трезвой оценке вклада каждого из них в дело исследования священных текстов и изучения вопросов вероучения.

Что касается таких источников, как сочинения немецких мистиков, а также сочинения представителей движения «нового благочестия» (в частности, Фомы Кемпийского), то, как показал анализ, основные выраженные в них идеи не могли быть в чистом виде восприняты немецкими гуманистами из-за противоположности исходных принципов.

В частности, немецкие гуманисты принципиально иначе, нежели мистики и представители «Нового благочестия» определяли понятие Слова как обращения, направленного от Бога к человеку. Под Словом они понимали обращение, облеченное в форму человеческой речи и потому допускающее и предполагающее применение всех процедур, применимых к обычному высказыванию, таких, как пересказ, перевод, истолкование, обсуждение и т.д. Поэтому однажды высказанное божественное Слово предполагает передачу устами людей и посредством текстов, написанных людьми. Подобие человека Богу, с точки зрения немецких гуманистов, состоит именно и в первую очередь в его способности обращаться к себе подобным при помощи слова и создавать тексты, подобно тому, как Господом было создано Священное писание. Что же касается приверженцев «Нового благочестия», то для них божественное Слово по своей природе и форме принципиально отлично от слов, произносимых людьми. Оно не только не нуждается в переводе или истолковании, но прямо исключает их, не допуская вообще никакой переработки. Поэтому, если для Фомы Кемпийского кратчайший путь к Богу - это молчание и уединение, то для гуманистов таким путем является путь проповедника или слушателя проповеди.

Из различной трактовки Слова вытекают и другие важные различия между христианской антропологией немецких гуманистов и антропологией, развиваемой в русле названных течений. Эти различия подтверждают, что разногласия немецких гуманистов с приверженцами Лютера носили принципиальный, а не конъюнктурный характер, как это представляется некоторым исследователям.

В целом христианско-антропологическое учение немецких гуманистов представляет собой принципиально новый этап развития христианской антропологии, характеризующийся появлением элементов, существенно отличающих ее от схоластического подхода средневековой теологии и непосредственно выражающих антропоцентрическую сущность гуманизма. К этим элементам можно отнести рационалистический подход к священным текстам и церковным авторитетам, предполагающий анализ и разумное обоснование; устранение непроходимой грани между божественным и человеческим Словом (а следовательно, и мышлением), включение всей совокупности социальных институтов и форм социальной и исторической практики в предметную сферу христианской антропологии.

К тому же, христианская антропология не исчерпывает всего содержания антропологических воззрений немецких гуманистов. Дополнив ее отражением других модусов человеческого существования, впервые открывшихся для философского осмысления в эпоху становления индивидуалистического сознания, немецкие гуманисты тем самым заложили идейные предпосылки для последующего формирования светской философской и научной антропологии.

Рассматривая морально-практический модус рассуждений немецких гуманистов о человеке, мы отметили, что эклектизм здесь более заметен, поскольку источником служит необработанное в текстовом отношении многообразие концепций, только начинающих отливаться в теоретическую форму. Мозаичность сословных идеалов находит отражение в мозаичности и кажущейся противоречивости гуманистической концепции практического идеала.

Особенностью морально-практической концепции гуманистов является то, что эта концепция не содержит универсального идеала, идеала человека как такового. Если христианская мораль немецких гуманистов - одна для всех, то их практическая мораль дискретна, относительна и обретает внутреннее принципиальное единство лишь благодаря универсальному принципу арШэ.

Наконец, рассматривая человека в эстетическом модусе, гуманисты также демонстрируют эклектизм критериев и подходов. В качестве противоположных полюсов выступают человек, взятый во всем своем ничтожестве, подверженный смерти, болезням, неразумию и т.д., но эстетически оправданный при помощи иронии и игры - и триумфатор, герой, увенчанный лаврами (поэт или политик).

Итак, основной вывод исследования заключается в том, что антропологические воззрения немецких гуманистов конца XV -начала XVI вв., при всей их эклектичности и кажущейся противоречивости, представляют не хаотический конгломерат случайным образом совместившихся мнений, а сложно организованную теоретическую структуру, центральным звеном которой является религиозно-этическая теория человека, рассматривающая его в отношении к Богу, с точки зрения проблемы спасения (христианская антропология). Эта теория свои основные теоретические источники черпает в многовековой традиции западной философской и религиозно-философской мысли. Мистические и пантеистические учения, послужившие идейными источниками протестантизма, не получили прямого позитивного отражения в христианской антропологии немецких гуманистов.

Кроме того, в наследии немецких гуманистов мы находим первые попытки теоретического отражения таких модусов человеческого существования, которые впервые открылись для философского осмысления в эпоху становления индивидуалистического сознания и явились органическим дополнением их христианской антропологии.

Осознавая важность задачи рассмотрения христианской антропологии немецких гуманистов конца XV - начала XVI вв. в общем контексте западной философии, мы тем не менее в настоящей работе сконцентрировали все свое внимание на ее идейной связи с предшествующей философской традицией. Что же касается влияния идей немецких гуманистов на последующее развитие западной философской мысли, то эта тема заслуживает отдельного глубокого изучения.

Судьба идейного наследия немецких гуманистов в настоящее время представляет собой серьезную исследовательскую проблему. При том, что огромное влияние их трудов на развитие немецкой национальной культуры, в первую очередь, филологии, истории и других отдельных областей гуманитарного знания является общепризнанным, роль их философских, и в частности, антропологических идей в дальнейшем развитии западной философии представляется еще не до конца выясненной. Это касается даже Эразма Роттердамского, творчество которого, одного из немногих среди немецких гуманистов, широко известно за пределами Германии.

Как правило, в своих суждениях о влиянии гуманистической философии на дальнейшее развитие философской мысли историки философии на первый план выдвигают ее рационалистические моменты, что позволяет говорить об отражении ее идей и методов в философии Лейбница, Декарта, Вольтера, французских философов-материалистов конца XVII в. и др. Эти суждения, безусловно истинны, однако они не должны заслонять религиозного и идеалистического содержания этой философии, что приобретает особое значение, когда речь идет о «Северном» гуманизме.

В этом случае не менее, а быть может, и более важно выделить те идейные мотивы, которые составляют идейную альтернативу декартовскому принципу непосредственной достоверности самосознания, методологическим эквивалентом которого является опора на логику как единый и самодостаточный метод достижения истины. Необходимо детально изучить ту линию идейной эволюции, связанную с исследованием языка как особого способа выражения истины и особой реальности, которая идет от немецких гуманистов в первую очередь Эразма и Рейхлина) через В.Гумбольдта и немецких романтиков (Ф.Шлегеля и Ф.Шлейермахера) к В. Дильтею, М.Хайдеггеру, Г.-Г. Гадамеру, П.Рикеру и др.

При этом религиоведческий подход обусловливает специфическое содержание исследовательских задач. В частности, особую актуальность приобретает задача соотнесения позиций католических и протестантских философов по вопросу о толковании библейских текстов. Если, как мы видели, на начальном этапе именно вопрос о возможности и допустимости толкования Священного Писания составлял принципиальный пункт разногласий между немецкими гуманистами как продолжателями класссической линии католической теологии, с одной стороны, и сторонниками Лютера, с другой стороны, то в дальнейшем позиция протестантских теологов по этому вопросу принципиально изменилась. Именно из их стремления к достижению истинной интерпретации Священного Писания, независимой от церковного предания, выросла вся традиция герменевтики.

Заметим, что первоначальный импульс развитию герменевтики, возможно, дал сам Эразм Роттердамский, когда в своей «Диатрибе», уступая Лютеру, не признававшему никаких авторитетов, кроме Священного Писания, согласился ограничить круг своей аргументации только ссылками на Библию, не обращаясь к другим авторитетам305. Тем самым он фактически заложил первый камень в фундамент будущей протестантской герменевтики.

Глубокое изучение этого вопроса, как и решение других задач, предполагающих углубленный сравнительный анализ философских текстов в сопоставлении его результатов с

305 Эразм Роттердамский. Философские произведения. М., 1986. С. 226. содержанием широкого историко-культурного контекста, определяет перспективы дальнейших исследований.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Заборских, Тамара Петровна, 1999 год

В. Литература

1. Абрамсон M.JI. От Данте к Альберти. М., Наука, 1979.

175 с.

2. Аллеш Г. Фон. Ренессанс в Италии, (пер Е.Ю. Григоревич) М., Наука 1916. 559 с.

3. Апт С. Два поэта или к вопросу о предтечах. К 400-летию со дня смерти У. Фон Гуттена // Иностранная литература. 1973. №8. С. 191 - 197.

4. Арнольд Р. Культура эпохи Возрождения / пер. С нем. Н.М.Даниловской, под ред. В.В.Битнера. СПб., Вестник знания, 1905.64 с.

5. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., Прогресс-Академия, 1992 г. 526 с.

6. Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. М., Мысль, 1984.319 с.

7. Асмус В.Ф. Платон. (Мыслители прошлого) М., Мысль, 1969. 245 с.

8. Ауганбаев М.А. Эразм и Агрикола // Эразм Роттердамский и его время. М., Наука, 1989. С. 206 - 217.

9. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: Стиль жизни, стиль мышления. М., Наука, 1978. 199 с.

10.Баткин Л.М. Итальянский гуманистический диалог XV века // Из истории культуры средних веков и Возрождения / ред.

B.А.Карпушкина. М., Наука. 1976. С.175 - 221.

11.Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., Наука, 1989. 270 с.

12.Баткин Л.М. Макьявелли об индивиде как субъекте исторического действия (Письмо к Пьеро Содерини) // Идеи Возрождения и философия нового времени (сборник научных статей) М., АН СССР. И-т философии. 1986. С. 77 - 103.

13.Баткин Л.М. О социальных предпосылках итальянского Возрождения // Проблемы итальянской истории. М., Наука. 1975.

C. 220-258.

М.Баткин Л.М. Понятие об индивиде по переписке Никколо Макьявелли с Франческо Веттори и другими //Человек и культура. М., Наука. 1990. С.204 - 239.

15.Беер М. Всеобщая история социализма и социальной борьбы. М.-Л., Гос. Изд-во 1927. 556 с.

16.Белов Г. Городской строй и городская жизнь средневековой Германии / пер. Е. Петрушевской, под ред. Д.М.Петрушевского. М., Сабашниковы, 1912. 224 с.

17.Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. Его связь с современными духовными и интеллектуальными движениями / общ. Ред и предисл. В.Н.Гращенкова. М., Искусство, 1973. 222 с.

18.Бессмертный Ю.Л. Жизнь и смерть в средние века: Очерки демографической истории Франции. М., Наука, 1991.235 с.

19.Библер В.С. Образ простеца и идей личности в культуре средних веков //Человек и культура. М., Наука, 1990. С. 81 - 125.

20.Богомолов A.C. Диалектический логос: становление античной диалектики. М., Мысль, 1982. 263 с.

21.Богуславский В.М. Скептицизм Возрождения и Реформация // Культура эпохи Возрождения и Реформация. Л., Наука, 1981. С. 19-29.

22.Богуславский В.М. Эразм и скептицизм XVI в. // Эразм Роттердамский и его время. М.,Наука, 1989. С. 218 - 226.

23.Боргош Ю. Фома Аквинский.(Мыслители прошлого) М.,Мысль, 1975.182 с.

24.Борев Ю.Б. Комическое, или о том, как смех казнит несовершенство мира, очищает ~ и обновляет человека и утверждает радость бытия. М., Искусство, 1970. 268 с.

25.Борев Ю.Б.Основные эстетические категории. М., Высшая школа, 1960. 445 с.

26.Боришанская М.М. Педагогические идеи в культуре Западной Европы XIII - XIV вв.// Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи средневековья и начала нового времени. М., Просвещение. 1990. С. 5 - 21.

27.Брагина Л.М. Гуманизм и предреформационные идеи во Флоренции в конце XV века // Культура эпохи Возрождения и Реформация. Л., Наука, 1981. С. 49 - 61.

28.Брагина Л.М. Идеи гражданского гуманизма в речах флорентийских манистратов XV в. // Средние века. Наука. Вып. 47. 1984.

29.Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. Этические учения XIV - XV вв. М., Высшая школа, 1977. 252 с.

30.Брагина Л.М. Социально-политические проблемы в итальянском гуманизме XV в. // Становление капитализма в Европе. М., Институт всеобщей истории АН СССР, 1987.

С. 144-159.

31 .Брагина Л.М. Социально-этические взгляды итальянских гуманистов (вторая половина XV в.) М., Московский университет, 1983. 303 с.

32.Брагина Л.М. Эразм и итальянские гуманисты // Эразм Роттердамский и его время. М.,Наука, 1989. С. 47 - 58.

33.Брагина Л.М. Этические взгляды Джованни Пико делла Мирандола // Средние века. Вып. 28. М., Наука. 1965. С. 129 -139.

34.Буркгардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. В 2-х тт. T.I. СПб., Пирожков. 1905; Т.П. СПб., Пирожков. 1906.

35.Бурлина Е.Я. Культура и жанр: Методологические проблемы жанрообразования и жанрового синтеза. Саратов, изд-во Саратовского университета, 1987. 165 с.

36.Бэрд Ч. Реформация XVI века в ее отношении к новому мышлению и знанию / Перевод Е.А.Звягинцева. Под ред. И с предисловием проф. Н.И.Кареева. Спб., 1897. 362 с.

37.Вайнштейн О. Л. Западноевропейская средневековая историография. М. - Л.,Наука, 1964.483 с.

38.Вайнштейн О.Л. История советской медиевистики. Л., Наука, 1968.422 с.

39.Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М. Прогресс, 1990. С. 44 -306.

40.Вернан Ж.П. Происхождение древне-греческой мысли. М., Прогресс, 1988. 222 с.

41.Виппер Б.Р. Итальянский Ренессанс XIII - XVI веков. М., Искусство, 1977. 222 с.

42.Висковатов П.А.Эпоха гуманизма в Германии // Журнал министерства Народного Просвещения. 1872. Т. 161. С. 156 - 169.

43.Володарский В.М. Гуманистические воззрения У. Фон Гуттена // Средние века. 1963. Вып. 26. С. 54 - 79.

44.Володарский В.М. Спор Эразма и Гуттена // Эразм Роттердамский и его время. М., Наука, 1989. С. 137 - 148.

45.Володарский В.М. Эрфуртские гуманисты и Реформация // Культура эпохи Возрождения и Реформация. Л.,Наука, 1981.

С. 151-162.

46.Вульфиус А.Г. Ренессанс и Реформация // Научный исторический журнал. 1914. Т.1. Вып. 3. С. 1-18.

47.Вульфиус А.Г.Проблемы духовного развития: Гуманизм, Реформация, католическая реформа. Пб.,1922. Наука и школа, 168 с.

48.Гейгер Л. История немецкого гуманизма. СПб., Попова, 1899. 354 с.

49.Гейссер (Hausser Профессор всеобщей истории Гейдельбергского университета). История реформации / перевод под ред. В.Михайловского, преподавателя IV Московской гимназии. С приложением статьи редактора о предшественниках Реформации. Б.М.(М.), Мамонтов. 1882. 276 с.

50.Гиляров А.Н.Греческие софисты, их мировоззрение и деятельность в связи с общей политической и культурной историей Греции. М., Сабашниковы. 1888. 207 с.

51.Глаголев B.C. Религиозно-идеалистическая культурология: Идейные тупики.М.,Мысль, 1985.222 с.

52.Горфункель А.Х. Гуманизм - Реформация контрреформация // Культура эпохи Возрождения и Реформация. Л., Наука, 1981. С. 7-19.

53.Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. М., Мысль, 1977.358 с.

54.Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., Высшая школа, 1980.368 с.

55.Грабарь В.Э.Вселенские соборы западно-христианской церкви и светские конгрессы XV в. // Средние века. 1946. Вып.1.

56.Грановский Т.Н. Лекции по истории позднего средневековья. М., Наука, 1971. 339 с.

57.Григорьева И.Л. Античные источники антропологических представлений Эразма Роттердамского // Античное наследие в культуре Возрождения. М., Наука. 1984. С. 126-131.

58.Григорьян Б.Т. На путях философского познания человека // Проблема человека в современной философии. М., Наука. 1969. С. 17-26.

59.Гуковский М.А. Итальянское Возрождение / А.Н.Немилова. Изд. Лен. Ун-та. 1990. 612 с.

60.Гуревич П.С. Предисловие: Религиозная философская антропология // Человек и общество: Проблемы человека на XVIII Всемирном философском конгрессе. Вып.1. М., 1990. С. 5 -25.

61.Гуревич П.С., Фролов И.Т. Антропоцентризм как мировоззренческая установка // Философская антропология: Истоки, современное состояние и перспективы. Тезисы VIII Ежегодной конференции Кафедры философии РАН (6-7 февраля 1995 г.). М. РАН. И-т философии. 1995. С. 17 - 21.

62.Де Гофф Ж. С небес на землю: (Перемены в системе ценностных ориентаций на христианском Западе XII - XIII вв.) // Одиссей: человек в истории: Культурно-антропологическая история сегодня. М., 1991. С. 25 - 47.

63.Делюмо Ж. Развитие организационного сознания и методической мысли в западноевропейском мышлении эпохи

Возрождения (XIII Международный конгресс исторических наук. Москва, 16-23 августа 1970). М., 1970. 10 с.

64.Дживелегов А. Новая культура и новое просвещение // Б.м., Б.г. С. 21-54.

65.Дживелегов А.К. Средневековые города в Западной Европе. Б.м., 1902. 107 с.

66.Дживелегов А.К.Торговля на Западе в средние века. Б.м., 1904. 47 с.

67.Джохадзе Д.В. Диалектика эллинистического периода. М., Высшая школа, 1979. 127 с.

68.Доброхотов A.JI. Послесловие // Мейстер Экхарт. Духовные проповеди и рассуждения. М., 1991. С. 188-191.

69.Дрич Г.В. Проблема человека в раннегреческой философии. Ростов-на-Дону. Изд-во Ростовского ун-та. 1987.

87 с.

70.3арождение элементов протестантской этики в Западной Европе в позднее средневековье // Человек: Образ и сущность (гуманитарные аспекты). Homo Faber. Homo oeconomicus (ИНИОН). M., ИНИОН РАН. 1993. С. 95 - 112.

71.Игнатович В. Болонский университет в средние века. Спб., 1846. 136 с.

72.Игнатович В. Немецкие университеты в развитии их исторической и современной жизни //Журнал Министерства Народного Просвещения. 1862. X; 1863. LIV,V,VI.

73.История диалектики XIV - XVIII вв. М., Мысль, 1974.

356 с.

74.Каган Ю.А. Генрих Бебель - немецкий поэт начала XVI в. // Вестн. Ист. Миров. Культуры. 1961, №2. С. 48-63.

75.Каган Ю.А. Из истории немецкого гуманизма начала XVI в. Автореф. дисс. канд. Ист. наук. М., 1962.

76.Каган Ю.А. Конрад Цельтис - немецкий поэт-гуманист// Ученные записки МГПИ им. Ленина. 1958. Т. XXI. С. 51 - 69.

77.Канарский А.С.Диалектика эстетического процесса: Генезис чувственной культуры. Киев, 1982. 192 с.

78.Кимелев Ю.А. Современная западная философия религии. М, Наука, 1989. 286 с.

79.Корелин М.С. Этический трактат Лоренцо Баллы «Об удовольствии и об истинном благе» // Вопросы философии и психологии. 1895. №4 (29). С 21 - 39; №5 (30). С. 32 - 54.

80.Косминский Е.А. Были ли XIV и XV вв. временем упадка европейской экономики? (По поводу доклада на X Международном Конгрессе историков «Европейская экономика в течение двух последних столетий средневековья» // Средние века. АН СССР. 1957. Вып. 10. С. 257-271.

81.Краснова И.А. Проблемы вопитания делового человека во Флоренции XIV в. (по педагогическим трактатам, семейным выпискам и домашним хроникам) // Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи средневековья и начала нового времени. М., Просвещение. 1990. С. 58-73.

82.КрюковскийН.И. Homo pulcher = Человек прекрасный. Очерк теоретической эстетики человека. Минск, БГУ им. В,И, Ленина, 1983. 303 с.

83.Кудрявцев О.Ф. Гуманистический идеал общежития: Фичино и Эразм // Эразм Роттердамский и его время. М., Наука, 1989. С. 67-78.

84.Кудрявцев О.Ф. Проблемы гуманизма и Реформации в Италии в современной зарубежной историографии // Культура эпохи Возрождения и Реформация. Л., Наука, 1981. С. 116 - 123.

85.Левен В.Г. К оценке народных восстаний в трактатах С. Франка // Учен. Зап. Ряз.ГПИ. 1953. №10. С. 16 - 25.

86.Левен В.Г. Общественно-политическая мысль Германии XVI в. (Теофраст Парацельс) // Учен. Зап. Ряз.ГПИ. 1961. Т. 29. С. 29 - 40.

87.Левен В.Г. Философские взгляды С.Франка // Вопросы философии. 1953. №10. С. 57-73.

88.Лей Г. Очерк истории средневекового материализма. М., Изд-во Иностр. Лит-ры, 1962. 586 с.

89.Либманн М.Я. Дюрер и его эпоха. М.,Искусство, 1972.

240 с.

90.Либманн М.Я. Искусство Германии XV и XVI вв. М., Искусство, 1964. 247 с.

91.Логутова М.Г. О некоторых идеологических предпосылках Северного Возрождения и Реформации // Вестн. Ленингр. Ун-та. 1974. №14. С. 50 - 56.

92.Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., Мысль, 1978. 624

с.

93.Лосев А.Ф., Тахо-Годи A.A. Платон. Аристотель. М., Наука. 1993. 383 с.

94.Лосев А.Ф.История античной философии в конспективном изложении. М., ЧеРо. 1998. 191 с.

95.Лук А.Н.Юмор, остроумие, творчество. М., Искусство, 1977. 183 с.

96.Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии: Латинская патристика. М., Мысль, 1979. 431 с.

97.Михайловский В. Предвестники и предшественники реформации в XIV и XV веке (исторический очерк) // Гейссер (Hausser. Профессор всеобщей истории Гейдельбергского университета). История реформации / перевод под ред. В.Михайловского, преподавателя IV Московской гимназии. С

приложением статьи редактора о предшественниках Реформации. Б.М.(М.), 1882. С. XIX - LXXXIII.

98.Некрасов Ю.К. Большая Равенбургская компания на рынках Западной Европы (поел. Четв. XV - нач. XVI в.) //Вопросы всеобщей истории. Вологда, Изд. Вологодского пед. Инст-та. 1967. С. 31-66.

99.Немилов А.Н. Виллибальд Пиркгеймер и его место среди нюрнбергских гуманистов нач. XVI в. // Средние века. 1965. Вып. 28. С. 140-157.

100. Немилов А.Н. Грюневальд. Жизнь и творчество мастера Матиса Нитхарта Готхарта. М., Искусство, 1972. 108 с.

101. Немилов А.Н. Значение Реформации для культурной общности Северного Возрождения // Культура эпохи Возрождения и Реформация. JL, Наука, 1981. С. 146- 150.

102. Немилов А.Н. Идеал «ученого отшельничества» у немецких гуманистов // Античное наследие в культуре Возрождения. М., Наука. 1984. С. 111-116.

103. Немилов А.Н. Изучение немецкого гуманизма эпохи Возрождения в русской дореволюционной и советской историографии // Проблемы отечественной и всеобщей истории. Вып. 2. Л., 1973. С. 159- 163.

104. Немилов А.Н. Лукас Кранах старший. М., Изобразительное искусство, 1973. 118 с.

105. Немилов А.Н. Немецкие гуманисты XV века. Л., Изд. Лен. Ун-та. 1979. 167 с.

106. Немилов А.Н. Первые гуманистические кружки в Нюрнберге и их роль в развитии раннего немецкого гуманизма // Учен. зап. Ленингр. Ун-та. 1958. №28. С. 59 - 72.

107. Немилов А.Н. Развитие уманистической культуры в Нюрнберге (XV - начало XVI в.). Автореф. Дисс. ... канд. ист. наук. Л., 1959.

108. Немилов А.Н. Энгельс о Реформации в Германии как о «буржуазной революции №1» // Материалы общениверситетской научно-практической конференции, посвященной 150-летию со дня рождения Ф.Энгельса. Л., Изд. Ленинг. Ун-та. 1971. С. 53 - 54.

109. Немилов А.Н. Эразм Роттердамский и Северное Возрождение // Эразм Роттердамский и его время. М., Наука. 1989. С. 9-19.

110. Несселынтраус Ц.Г. Альбрехт Дюрер. М.-Л., Искусство, 1961.220 с.

111. Неусыхин А.И. Проблемы европейского феодализма. М., Наука, 1974. 538 с.

112. Никонов К.И. Критика антропологического обоснования религии. М., Изд. Моск. Ун-та, 1989. 192 с.

113. Никонов К.И.Христианская антропология: история и современность // Лекции по религиоведению. М., Изд. Моск. Ун-та, 1998. С.25-37.

114. Парфенов А.Т. Легенда о Фаусте и гуманисты Северного Возрождения // Культура эпохи Возрождения и Реформация. Л., Наука, 1981. С. 163 - 170.

115. Петров М.Т. О критериях сопоставления Возрождения и Реформации // Культура эпохи Возрождения и Реформация. Л., Наука, 1981. С.40 - 48.

116. Пинский Л. Реализм эпохи Возрождения. М., Гослитиздат, 1961. 367 с.

117. Пискорский B.K. Начало академической свободы в Западной Европе. Речь, произнесенная на годичном акте Нежинского института 30 августа 1899. Нежин, 1900. 27 с.

118. Пискорский В.К. Итальянские университеты. Казань, 1910. 59 с.

119. Пуришев Б.И, Зарубежная литература средних веков: Латинская, кельтская, скандинавская, провансальская, французская литература. Вып.1. М., Просвещение. 1976. 638 с.

120. Пуришев Б.И. Своеобразие немецкого Возрождения // Литература эпохи Возрождения и проблемы всемирной литературы. М., Наука, 1967. С. 212 - 244.

121. Пуришев Б.И.Очерки немецкой литературы XV -XVI вв. М., Гослитиздат. 1955. 263.

122. Ранке Л. Римские папы, их церковь и государство в XVI и XVII столетиях. Т. 1 - 2. Спб., 1874.

123. Ревуненкова Н.В. Ренессансное свободомыслие и идеология Реформация.М.,Мысль. 1988.206 с.

124. Ревуненкова Н.В. Использование античных источников Жаном Кальвином. // Культура эпохи Возрождения. Л.,Наука. 1986.С. 174-184.

125. Ревуненкова Н.В. О преемственности элементов картины мира в ренессанской народной ереси.// Культура Возрождения и Средние века.М.,Наука. 1993.С. 119-125.

126. Ревякина Н.В. Проблемы человека в итальянском гуманизме второй половины XIV - первой половины XV в. М., Наука, 1977.277 с.

127. Ревякина Н.В. Учение о человеке итальянского гуманиста Джаноццо Манетти // Из истории культуры средних веков и Возрождения. Сб статей под ред В.А.Карпушина. М., 1976. С. 245-275.

128. Рожков В. Очерки по истории Римско-католической церкви. М., «Колокол», 1994. 304 с.

129. Рутенбург В.И. Античное наследие в культуре Возрождения (Некоторые вопросы историографии) // Античное наследие в культуре Возрождения. М., 1984. С. 40 - 50.

130. Рутенбург В.И. Италия и Европа накануне Нового времени. JL, Наука, 1974.323 с.

131. Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. Л., Наука, 1976.144 с.

132. Савин А.Н. (Профессор Императорского Московского Университета). История Западной Европы XIV и XV вв. (По запискам слушателей). Издание О-ва Взаимопомощи ст.-филологов при И.М.У. Б.М.(М.), 1912. 416 с.

133. Савин А.Н. (Профессор Императорского Московского Университета). Религиозная история Европы эпохи Реформации. (По запискам слушателей. Без редакции лектора). Издание О-ва Взаимопомощи ст.-филологов при И.М.У. М., 1914.

134. Сказкин С.Д. К вопросу о методологии истории Возрождения и гуманизма // Сказкин С.Д. Избранные труды по истории. М., Наука, 1973. 454 с.

135. Смирин М.М. К истории раннего капитализма в германских землях (XV -XVI вв.).М., Наука, 1969.405 с.

136. Смирин М.М. Народная реформация Томаса Мюнцера и Великая крестьянская война. М. - Л., 1947. 532 с.

137. Смирин М.М. Немецкий гуманизм // Историк-марксист. 1941. №3. С. 94- 105.

138. Смирин М.М. Очерки истории политической борьбы в Германии перед Реформацией. Наука. М., 1952. 414 с.

139. Смирин М.М. Эразм Роттердамский и реформационное движение в Германии М., Наука, 1978. 237 с.

140. Стам С.М. Гуманизм и церковно-реформационная идеология // Культура эпохи Возрождения и Реформация. Л., Наука, 1981. С. 29-39.

141. Степанова А. Философия древней Стой. СПб., Алетейя, 1995. 248 с.

142. Стоклицкая-Терешкович В.В. Очерки по социальной истории немецкого города в XIV - XV вв. Изд. АН, 1936. 269 с.

143. СунягинГ.Ф. О некоторых предпосылках культуры Возрождения // Вопросы философии. 1985. №7. С. 94 - 106.

144. Тажуризина З.А. Понятие атеизма в истории западноевропейской мысли (от античности до нового времени) // Лекции по религиоведению. М., Изд. Моск. Ун-та 1998. С. 67 -86.

145. Тажуризина З.А. Учение Николая Кузанского о бытии и познании. Автореф. Дисс. ... канд. Филос. Наук. М., 1966.

146. Тажуризина З.А. Философия Николая Кузанского. М., Изд. Моск. Ун-та, 1972. 148 с.

147. ТрофимоваЗ.П.Гуманизм,религия,свободомыслие. М.,Изд-во Моск.ун-та, 1992.128 с.

148. Уваров П.Ю. Характерные черты университетской культуры Возрождения // Из истории университетов Европы XIII - XV веков: Межвуз. Сб. Н.тр. (Известия Воронежского гос. Пед. Ин-та, Т. 229). Воронеж, 1984. 137 с.

149. Февр Л. Бои за историю. М., Наука, 1991. 629 с.

150. Философский энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия. 1983.

151. Фойгт Г. Возрождение классической древности или первый век гуманизма. Т. 1 - 2. М., 1884 - 1885.

152. Фуко M. История безумия в классическую эпоху. СПб., 1997. Университетская книга. 574 с.

153. Хейзинга И. Homo Ludens. M., Прогресс, 1992.

464 с.

154. Хейзинга Й. Осень Среднивековья: Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV вв во Франции и Нидерландах. М, Наука, 1988. 540 с.

155. Хлодовский Р.И. Франческо Петрарка. М., Наука, 1974. 372 с.

156. Хоментовская А.И. Лоренцо Валла - великий итальянский гуманист. М-Л., Наука, 1964. 148 с.

157. Человек как объект философского исследования (Античность. Средние века): Тексты. М., ИНИОН, 1993. 456 с.

158. Человек: Мыслители прошлого о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир - эпоха Просвещения. М., Политиздат, 1991. 461 с.

159. Черняк И.Х. Гуманизм эпохи Возрождения и христианская мысль древности // Античное наследие в культуре Возрождения. М., Наука, 1984. С. 27 - 40.

160. Чиколини Л.С. Идеал человека и гражданина в позднем итальянском Возрождении // Античное наследие в культуре Возрождения. М., Наука, 1984. С. 79 - 89.

161. Чуковенков Ю.А. Антропология классической

патристики (по сочинениям грекоязычных авторов) //

Историко-философский ежегодник. 94. М., 1995. С. 13 - 57.

162. Шевкина Г.В. Сигер Брабантский и парижские авероисты в XIII в. М., Наука, 1972. 102 с.

163. Штекль А. История средневековой философии. М., Алетейя, 1996. 307 с.

164. Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии // .Маркс и Ф.Энгельс. Соч. Изд. 2-е. Т.7. С. 360.

165. Юсим М.А. Маккиавелли и Лютер. Христианская мораль и государство // Культура эпохи Возрождения и Реформация. Л., Наука, 1981. С. 61 - 76.

166. Яблоков И.Н. Основы теоретического религиоведения.М.Досмополис,1994.223 с.

167. Ястребицкая А.Л. Европейский город (Средние века - ранее Новое время). Введение в современную урбанистику. М., Российская Академия Наук ИНИОН, 1993. 272 с.

168. Abe H.R. Der Erfurter Humanismus und sein Zeit. Jena, 1953. 200 s.

169. Abe H.R. Die Universität Erfurt in ihren berühmten Persönlichkeiten. Jahresber. V.d. Med. Akad. Erfurt, 1953. 197 c.

170. Bach J. Meister Echart der Vater der deutschen Spéculation. Wien, 1864. 225 s.

171. Brezzi P. Economia e cocieta nel tardo medioevo. Roma, 1976. IX, 350 c.

172. Chartier R. Les arts de mourir 1450 - 1460 // Annales: économies, sociétés civilisations. Paris, 1976. A.31. № 1. P. 51-57.

173. Delumeau J. Le peche et la peur: La culpubilisation en Occident (XHIe - XVIII-e siecles). Paris, 1983. 741 p.

174. Delumeau J. Le peur en Occident (XIV - XVIIIe siecles): Une cite assiegee. Paris, 1978. 485 p.

175. Geanakoplos D.J.Interaction of the «Sibling» Byzantine and Western Cultures in the Middle Ages and Italian Renaissance (330 - 1600). New Häven; London, 1976. XII, 434 p.

176. Goetz M.P. The Concept of Nobility in German Literature of the Thirteen Century // A dissertation submitted to the Faculty of the Graduate School of art and science of the Catholic University of America in Partial fiillfillment of the requiremens for the degree of doctor of philosophy . Washington, 1935. 217 p.

177. Guerry L. Le theme du "triomphe de la mort" dans la peinture italenne, Paris, 1950. 254 p.

178. Hagen K. Deutschlands literarische und religiose Verhältnisse im Reformationszeitalter. Bd. I. XIV, 491 s; Bd. II. XVI. 408 s. Bd. III. XV, 463 s. Erlangen, 1841 - 1844.

179. Hartmann B. Konrad Celtis in Nürnberg / Mitt d. Ver. F. Gesch. d. Nürnberg, 1889, Bd. VIII, S. 1 - 68.

180. Hyma A. The christian Renaissance. A history of the «Devotio moderna» 2 ed. Grand Rapids (Michigan), 19 65. XI, 336 p.

181. Kristeller P.O. Renaissance Thought and its sources. Ed. By M.Mooney. N.Y., Columbia univ. press. XVI, 347 p.

182. Seifert Friedrich.Seele und Bewustsein.Munchen-Basel.1962.167 s.

183. Panofsky E. Erasmus and the visial arts // J. Of the Warburg and Courtauld Insnitute. Vol. 32. London, Warburg Insnit. Univ. Of London. 1969. P. 200-227.

184. Remer G. Rhetoric and the Erasmus defence of religious toleration // History of Political Thought. Vol. X. Issue 3. Autumn 1979. Sidmouth. Devon. England. P. 337 - 404.

185. Rice E.F. The humanist Idea of Christian Antiquity and the impact of greek patristic work on sixteenth-century thought // Classical influences on European Culture. A.D. 1500 - 1700. Cambridge, 1876. XI, 220 p.

186. Rupprich H. Die Fruhzeit des Humanismus und der Renaissance in Deutschland. Leipzig, 1938. 237 s.

187. Rupprich H. Humanismus und Renaissance in der deutschen Städte and den Universitäten. Leipzig, 1935. 354 s.

188. Tenenti A. La vie et la mort a travers l'art du XV siecle. Paris, 1952. 120 p.

189. Vovelle M. Les attitudes devant la mort: Problèmes de methode, approches et lectures différentes // Annales: economies, sociétés civilisations. P., 1976. A.31. № 1. P. 120-132.

190. Wulf M.de. Gescshichte der mittelalterlichen Philosophie. Tübingen, 1913. XV, 461 s.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.