Христианско-педагогическая антропология В. В. Зеньковского в современном контексте тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Любан, Татьяна Никифоровна

  • Любан, Татьяна Никифоровна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1999, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 142
Любан, Татьяна Никифоровна. Христианско-педагогическая антропология В. В. Зеньковского в современном контексте: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Москва. 1999. 142 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Любан, Татьяна Никифоровна

Введение.

Глава 1. Теоретико-методологические проблемы анализа христианско-педагогической антропологии В.В. Зеньковского.

1.1.Истоки и основные исторические вехи отечественной педагогической антропологии.

1.2.Современный контекст существования педагогической антропологии.

1.3. Общий анализ мировоззренческих установок, научных интересов и творческого наследия В.В. Зеньковского.

1.4. Русская философия как источник христианско-педагогической антропологии В.В. Зеньковского.'.

1.5. Систематизация идей христианско-православной антропологии В.В.Зеньковского.

Выводы по главе.

Глава 2. Психолого-педагогические идеи В.В. Зеньковского как опыт педагогической антропологии.

2.1. Социальное воспитание в понимании В.В. Зеньковского.

2.2. Психологические взгляды В.В. Зеньковского.

2.3. Проблемы воспитания с позиций православной антропологии.

2.4."Вера в детскую душу как "оправдание" всего воспитания".

2.5. Метафизика сердца как антропологическая и педагогическая проблема.

Выводы по главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Христианско-педагогическая антропология В. В. Зеньковского в современном контексте»

Актуальность проблемы исследования. Воспитание личности свободного человека, живущего в демократическом обществе, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих жизненных ценностей, с учетом традиций своего народа, его национальной культуры, обычаев, менталитета, зависит от того, каким будет образование, на какие фило-софско-мировоззренческие основания оно будет опираться и насколько образовательный процесс будет иметь личностный смысл.

На исходе 20-го века напряженное внимание к феномену человека поставило задачу обновления многих наук, занимающихся проблемами человека, в том числе и педагогики. Отечественная теория и практика воспитания длительное время существовали в условиях дефицита подлинной духовной культуры, а именно, вне отечественной нравственной философии, обращение к которой было практически невозможно.

Сегодня наследие русских мыслителей возвращено из исторического небытия. Задача принципиально нового осмысления проблем воспитания и его радикального обновления не будет решена в полной мере, если в многообразии педагогических мировоззренческих представлений мы не станем опираться на духовно-нравственный потенциал отечественной философской мысли.

Чтобы преодолеть взгляд на человека как на объект разнообразных манипуляций, придать процессу воспитания личностный смысл, вернуться к отечественной традиции педагогико-антропологического основания теории и практики воспитания, необходим глубокий и системный анализ учений о природе и сущности человека.

Современные науки накопили об этом множество разноречивых сведений, которые требуют анализа, педагогической рефлексии. Все чаще за ответом на вопросы о человеке как особом роде сущего, о его природе и бытии, о модусах человеческого существования педагогика обращается к философской антропологии, и что особенно важно, не только к зарубежной, но и отечественной. В этом отношении особый интерес представляет наследие В.В. Зеньковского, религиозного философа, культуролога, педагога. Изучение творчества мыслителя обогащает современную педагогическую культуру, побуждает к пересмотру педагогических стереотипов, способствует появлению новых подходов к теоретическим и практическим проблемам воспитания и образования.

В.В. Зеньковский продолжил традиции, которые привнесены в педагогику

Н.И. Пироговым, К.Д. Ушинским, П.Д. Юркевичем, М.И. Демковым, С.А. Ра-чинским. Вслед за ними он применил антропологический принцип в построении педагогической концепции.

В начале 20-го века педагогическая антропология как альтернатива официальной педагогике получила интенсивное развитие, но дальнейшие события в истории нашей страны не позволили развиваться педагогике, в центре которой стоял человек и его личность.

В советский период социологизаторские принципы воспитания, постулат о детерминации человеческой личности факторами наследственности и среды, взгляд на человека как на продукт общественных отношений, сузили антропологическую базу теории и практики воспитания. Сегодня предпринимаются усилия по возрождению антропологической традиции в педагогике, сущность и направленность которой раскрываются в трудах Б.Г. Ананьева, Н.К. Гончарова, Б.М. Бим-Бада, В.М. Богуславского, Э.Д. Днепрова, P.JI. Доватор, С.Ф. Егорова, Ф.Ф. Королева, В.Б. Куликова, М.В. Михайловой, Е.Н. Осовского, Ф.Г. Па-начина, В.Г. Пряниковой, З.И. Равкина, В.А. Сластенина, Б.К. Тебиева, Ф.А. Фрадкина и др.

Человек, его природа и сущность не исчерпывается только факторами наследственности и среды. Такой подход становится несостоятельным при решении экзистенциальных проблем, проблем человеческой субъективности, человеческой духовности.

Не постигнув сущности человека, нельзя определить феномен воспитания, поэтому воспитанию необходимы разнообразные знания в области человековедения, а внутренним стержнем, скрепляющим начала педагогического мышления, фундаментом всего знания о воспитании должна стать педагогически интерпретированная, прошедшая через педагогическую рефлексию, антропология. Таким образом одной из задач современной педагогической науки является расширение ее антропологической базы.

Исследование христианско-педагогической антропологии В.В. Зеньков-ского, его видения проблем воспитания, безусловно, способствует углублению и развитию содержания и структуры человековедческого фундамента педагогики.

Жизнь, творчество, деятельность В.В. Зеньковского - это оригинальная, интересная и очень важная страница в истории русской педагогики.

По количеству обращений В.В. Зеньковский - один из самых читаемых сегодня авторов среди философской и педагогической аудитории. Однако его педагогические, педагогико-антропологические, историко-педагогические, психолого-педагогические воззрения в целом мало изучены.

В философских кругах имя В.В. Зеньковского зазвучало в начале 20-го века, в связи с его диссертацией - "Проблема психической причинности". По поводу этой диссертации Г.Г. Шпет написал критические заметки, в которых работа оценивалась . . не как проблемы психической причинности, а только как собрание материалов по этому поводу" ( 223, 284). Э. Радлов в "Очерке истории русской философии" более положительно оценивает работу В.В. Зеньковского, подчеркивая, что широкая философская постановка проблем психологии в "Проблеме." представала как ". единственная возможность спасти ее (психологию - Т.Д.) от механистического и атомистического воззрения, к которому неминуемо приводит одностороннее рассмотрение содержания душевной жизни, в ущерб активной ее стороны" ( 168, 68 ).

Краткие сведения о жизни и философских взглядах В.В. Зеньковского можно почерпнуть из статей А. Полякова в Советской философской энциклопедии (М., 1962, т.2, с. 174) и Большой Советской энциклопедии (М., 1972, т.9, с.68) Здесь указывается, что "основу взглядов Зеньковского составляет мистицизм, близкий по своей философской окраске к персонализму. В гносеологии Зеньковский - эмпирический интуитивист: признание идеирующей абстракции сближает его с Гуссерлем".

В советский период отдельные черты историко-философской концепции В.В. Зеньковского разбирались в очерках Н.Г. Тараканова, И.Л. Щипанова, В.А. Малинина. Серьезнейшая работа В.В. Зеньковского "История русской философии" рассматривалась с позиций марксистско-ленинской философии и оценивалась, естественно, только как "фальсификация" (200).

В настоящее время, в связи с выходом в свет на Родине книг В.В. Зеньковского, многие философы работают над предисловиями, послесловиями и приложениями к ним. Так можно указать на послесловие А.В. Полякова к "Истории русской философии" (Ленинград. 1992, т.2, ч.2, с.236-242), предисловие М.А. Маслина к отрывкам из книги "Русские мыслители и Европа" (Сб. "Русская идея". М., 1992, с.341-342), на вступительную статью В.Н. Жукова и М.А. Маслина к полному изданию выше названной книги(М., 1997, с.3-8), на приложение к работе "Основы христианской философии" В.В. Сапова (М., 1996, с.550-557). Безусловно, из в этих статей можно получить некоторую информацию о творчестве и научных интересах В.В. Зеньковского, но в них нет какого-либо развернутого исследования, так как они выполняют свои задачи, продиктованные их жанром.

В вышедшем в свет в 1995году словаре "Русская философия" ( 174, 203205) В.В. Зеньковскому посвящена объемная статья, где подчеркивается многообразие научных интересов мыслителя, а его мировоззрение определяется как "православный универсализм". Здесь также указывается, что интерес к педагогике у В.В. Зеньковского связан с размышлением над проблемой человеческой личности. "С проблемой личности (ключ к которой дает то или иное решение психофизической проблемы) тесно связана проблема воспитания личности. Без преувеличения можно сказать, что Зеньковский - один из немногих русских мыслителей, которые в XX в. разработали целостную философско-педагогическую систему. В этом отношении рядом с Зеньковским можно поставить только С.И. Гессена, который построил свою педагогическую систему на других философских основаниях." (174,204).

В 1997 году была защищена диссертация Е.Н. Горбач на тему "Историко-философские исследования В.В. Зеньковского" (56), в которой предпринята попытка дать цельное представление о философской системе последнего, основываясь прежде всего на текстах его работ, которые, по крайней мере до последнего времени, не анализировались вообще.

В эмигрантской литературе философско-богословское творчество, а также общественная и пастырская деятельность В.В. Зеньковского исследовалось такими авторами как И.О. Лосский (116), К. А. Ельчанинов, К .Я. Андроников, Л.А. Зандер, С. Верховский ( 148) У И.О. Лосского философская концепция В.В. Зеньковского представлена скорей описательно, чем аналитически, а у других выделяется только одна особенность - религиозность философствования В.В. Зеньковского, обусловленная его вероисповеданием.

Несколько иная картина складывается в отношении педагогического наследия В.В. Зеньковского, которое только становится предметом научного исследования педагогов и психологов и вводится в научный оборот. Анализ немногочисленной научно-педагогической литературы показывает, что современных исследователей интересуют различные аспекты творчества В.В. Зеньковского: проблема духовно-нравственного развития личности и оценка Зеньковским учения о человеке в вальдорфской педагогике ( В.М. Мальцева, Р.М. Капралова, А.А. Корольков, Е. Шестун); проблема цели воспитания ( Ю.С. Пе-репелова); система, задачи и традиции православного воспитания (А.Е. Лихачев, О.В. Савина, О.Е. Кошелева). К творчеству В.В. Зеньковского обращаются в контексте вопросов истории педагогики конца 19-го начала 20-го века ( Б.М. Бим-Бад, Г.Б. Корнетов); педагогического наследия русского Зарубежья и истории русской школы в условиях эмиграции (Е.Г. Осовский, В.А. Владыкина, В.А. Сухачева, М.В. Богуславский), педагогической аксиологии (В.И. Додонов), педагогической антропологии (Б.М. Бим-Бад, А.Е. Лихачев), христианской психологии (Б.С. Братусь).

Теме нашего исследования близки исторические психолого-педагогические очерки "Православная педагогика" священника Е. Шестуна (177), в которых автор стремится показать, что обращение к духовно-нравственным традициям отечественного образования наиболее перспективно для восстановления традиций, уклада жизни и форм национального опыта. В работе Е. Шестуна определяется предмет православной педагогики, даются основные понятия, рассматривается ветхозаветное учение о воспитании, педагогические идей отцов Церкви и русских святых, историко-педагогические и ис-торико-церковные основы православной педагогики, освещаются общие и теоретические ее проблемы, выявляется соотношение светского и православного в образовании, определяются современные проблемы православного образования и православное отношение к светскому образованию. В частности, в историческом обзоре основных педагогических течений приводится их анализ В.В. Зеньковским (177, 352-376), разделяется точка зрения В.В.Зеньковского на антропософское учение о человеке и антихристианскую сущность Вальдорфской педагогики ( там же, 376-385). Однако работа Е.Шестуна преследует иные цели и решает другие задачи, нежели данное исследование, в ней не дается всесторонний анализ наследия В.В. Зеньковского.

Таким образом, на сегодняшний день отсутствует полное и развернутое исследование педагогической системы В.В. Зеньковского, а рассмотрение ее в контексте современной педагогической антропологии, вообще, остается за пределами исследовательского интереса ученых. Данные обстоятельства и обусловили выбор темы нашего исследования.

Объект исследования - философско-педагогическое творчество В.В. Зеньковского.

Предмет исследования - христианско-педагогическая антропология В.В. Зеньковского.

Цель исследования - на основании анализа философско-педагогических идей В.В. Зеньковского выявить сущность христианско-педагогической антропологии и показать ее современное значение.

Задачи исследования:

1. Осуществить теоретический анализ источников по истории становления и развития педагогической антропологии.

2. Проанализировать творческое наследие В.В. Зеньковского и выделить его основные аспекты.

3. Систематизировать основные положения православной антропологии В.В. Зеньковского.

4. Раскрыть содержание основных идей христианско-педагогической антропологии В.В. Зеньковского.

5. Показать решение современных проблем воспитания в контексте православной антропологии.

Источники исследования: философское и педагогическое наследие В.В. Зеньковского, философская, историческая, историко-педагогическая, педагогическая и мемуарная литература по проблеме исследования.

Методы исследования: контент-анализ основных источников, педагоги-ко-антропологический анализ, метод интерпретации, структурный и системный анализ, метод систематизации.

Методологической базой исследования являются философско-педагогические идеи

• о целостности и неделимости личности, единстве общего, особенного и отдельного в каждой личности;

• о целостном и универсальном познании человека;

• о зависимости понимания природы и сущности воспитания от понимания природы и сущности человека.

• о построении педагогических учений, закономерностей, прогнозов и рекомендаций только на основе целостного и системного знания о развивающемся и растущем человеке.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующем: психолого-педагогическое наследие В.В. Зеньковского рассмотрено с позиций антропологического подхода; систематизированы основные положения православной антропологии В.В. Зеньковского; охарактеризованы основные методологические идеи православной педагогики В.В. Зеньковского; раскрыта сущность христианско-педагогической антропологии В.В. Зеньковского, показана ее связь с современными задачами воспитания.

Практическая значимость исследования. Материалы исследования могут быть использованы в процессе обновления содержания историко-педагогического образования в педагогических учебных заведениях при разра-^ ботке курсов "Философия и история образования", "Педагогические теории и ^ системы", спецкурсов и спецсеминаров по педагогике и психологии, в системе повышения квалификации преподавателей педагогических дисциплин, а также в педагогических классах общеобразовательных школ и школ инновационного типа, в преподавании школьного курса "Человековедение".

Основные положения выносимые на защиту:

1. Христианско-педагогическая концепция В.В. Зеньковского, антропологический принцип положенный им в основу решения проблем воспитания, отвечают современным духовным потребностям общества, задачам современной педагогической теории и практики и вписываются в контекст существования современной педагогической антропологии.

2. Христианско-педагогическая антропология В.В. Зеньковского - это целостный взгляд на человека, одновременное видение его в происхождении, сущности, бытии и назначении, познание человека в социальном, психологическом, духовном, иррациональном, метафизическом отношении и открывающихся из этого возможностях воспитания.

3. Педагогическая антропология В.В. Зеньковского построена на следующих идеях: идее не выводимости духовного начала в человеке из природной эволюции, понимания надиндивидуальной, супернатуральной его причины; идее образа Божия в человеке как центра человеческой природы; идее соотнесенности всей жизни человека к его духовному началу, которое имеет светлую и темную стороны; идее антино-мичности человеческой природы и личности; созидательной и разрушительной силы человеческой свободы; идее соотношения духовного и эмпирического состава человека; идее внутренней иерархичности человека.

4. Гуманистическая сущность воспитания состоит в подготовке не только к земной, но и вечной жизни и представляется в трех взаимосвязанных аспектах: исцелении духовного начала; достижении светлодуховного равновесия; решении проблемы смысла жизни.

5. Идеи В.В. Зеньковского имеют не только историко-педагогическое, но и методологическое значение для современной науки воспитания.

Организация исследования. Исследование проводилось в течение 19941999 годов.

На подготовительном этапе ( 1994-1996 г.г.) изучалась источниковедческая база исследования, проводился теоретический анализ философской, педагогической и историко-педагогической литературы, определялась библиографическая база исследования.

На втором этапе ( 1996-1997 г.г.) на основе первоисточников сделан анализ творческого наследия В.В. Зеньковского, определены философско-мировоззренческие основания и проведена систематизация его педагогических идей, реконструирована христианско-педагогическая антропология.

На заключительном этапе (1998-1999 г.г.) подготовлен текст диссертации, сформулированы выводы и заключение, проведена апробация результатов исследования через спецкурсы и спецсеминары.

Апробация результатов диссертационного исследования. Основные положения исследования докладывались на научно-практических конференциях "Развитие педагогических систем в регионе: личностно-ориентированное образование" (г.Волгоград,1994 г.),"Профессиональное творчество педагога" (г. Москва, 1994 г.), на ежегодных Ломоносовских чтениях Поморского государственного университета ( 1994, 1996, 1998 г.г.), на межвузовской научной конференции, посвященной 285-летию со дня рождения М.В. Ломоносова ( г. Северодвинск 1996 г.), на Всероссийской научной конференции "Россия: истоки и пути духовного обновления" ( г. Архангельск, 1996 г.).

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Любан, Татьяна Никифоровна

Выводы по главе.

Анализ психолого-педагогического наследия В.В. Зеньковского позволяет сделать вывод о том, что оно может быть рассмотрено как опыт создания христианско-педагогической антропологии, в котором отражено стремление философа к познанию человека во всех отношениях.

Таким образом, христианско-педагогическая антропология В.В. Зеньковского - это целостный взгляд на человека, одновременное видение его в происхождении, сущности, бытии и назначении, познание человека в социальном, психологическом, духовном, иррациональном, метафизическом отношении и открывающихся из этого возможностях воспитания.

С точки зрения социальной сущности человека В.В. Зеньковский видит глубокий смысл в развитии социальной активности, которая являясь составляющей природы ребенка, выступает средством его индивидуального развития. Воспитание социальной и индивидуальной сторон личности - залог нормального развития.

В области психологии В.В. Зеньковский выступает как теоретик и практик. Сферой его интересов является, прежде всего, возрастная и педагогическая психология. Особое внимание уделяется задаче развития эмоциональной сферы и ее связи с развитием интеллекта и проблемой творчества. Творчество и сила интеллекта проявляются при условии положительного эмоционального отношения к какой либо задаче.

Для религиозного сознания, утверждает В.В. Зеньковский, жизнь человека только тогда действительна и обретает подлинный смысл, когда она устремлена к Высшему, Абсолютному, Иному бытию, нежели то, которое открывается в его непосредственном существовании.

Подобное стремление человека предполагает наличие в нем особого начала не сводимого ни к его природному бытию, ни к общественному; не объяснимого ни наследственностью, ни окружающей средой. Это начало - духовное, и оно составляет основу бытия человека во всех его измерениях; во всем, что в человеке (и с ним самим) совершается в пределах его индивидуальной жизни.

Детство В.В. Зеньковский рассматривает как этап становления человеческого духа, на котором ребенку особенно нужна педагогическая помощь взрослого.

С христианской точки зрения, которую выражает В.В. Зеньковский, становление и воспитание человека как целого - это преодоление сил греха, это отсечение периферии души и осуществление своего Прообраза - образа Божия в своей индивидуальной жизни, подготовка не только к земной, но и вечной жизни ; в этом цель и смысл воспитания. Поэтому воспитание рассматривается им в трех взаимосвязанных аспектах: как исцеление духовного начала, как достижение светлодуховного равновесия и как решение проблемы смысла жизни.

Практика веры, деятельность искупления и спасения являются деятельными формами становления и развития "собственно человеческого в человеке".

Важнейшей темой христианско-педагогической антропологии В.В. Зеньковского является тема личности, где главное внимание уделяется ее иррациональной стороне, иерархическому принципу строения и огромному не соответствию подлинной глубины личности ее эмпирическим проявлениям.

Правильная философия жизни, которая, несомненно, связана с философией воспитания и его смыслом может быть построена, утверждает В.В. Зеньковский, только в контексте понимания смерти как неизбежного разрыва души в движении к ее целям. Оправдание веры в душу ребенка возможно, по мнению В.В. Зеньковского, в контексте эсхатологического момента воспитания.

Нравоучительное понимание символа "сердце" в педагогической антропологии В.В. Зеньковского принимает воспитательный смысл и расширяет вопрос о задачах, смысле и сущности воспитания. Наличие добра и зла в сердце человека создает, с одной стороны возможность воспитания богоподобного ( идеального ) человека, а, с другой, создает колоссальные трудности, так как без связи свободы и добра, указывает В.В. Зеньковский, человек всегда стремится уйти с предначертанного ему свыше пути.

Заключение.

Свойство воспитуемости есть сущностное свойство человека, а воспитание - специфическая сфера человеческого бытия, через которую и проявляется сущность человека. Все стороны человеческой жизни имеют принципиальное значение для понимания его природы.

Следует признать, что вопрос о сущности человека в современном сознании превратился в открытый вопрос и в таком виде возвышается до методологического принципа. Не постигнув сущности человека, нельзя до конца определить феномен воспитания.

Одним из путей поиска ответов на вопросы современности является обращение к культурной традиции, поскольку культура является средой, которая растит и питает человека. Русская духовно-культурная традиция неразрывно связана с православием, которое располагает собственным учением о человеке. Православно-христианское учение о человеке выступает системообразующим элементом русской философской антропологии.

Обращение к философско-педагогическому наследию В.В. Зеньковского, приоритетами научной деятельности которого были, одновременно, православная антропология и проблемы воспитания, современно и способствует развитию педагогической антропологии, классическую формулу которой дал К.Д. Ушинский.

Антропологический принцип, который мы использовали для анализа научного наследия В.В. Зеньковского, объемлет все парадигмальные установки и реализуется в соотношении "человек - мир", где человек предстает одновременно и как природное, и как общественное, и как духовное, и как практическое существо.

Человек, его личность, вера - это то, с чего начинаются размышления В.В. Зеньковского. Именно поэтому одни и те же сюжеты, идеи, мысли переходят у него из одной работы в другую, обрастая новыми аргументами. Среди проблем человеческого существования, особенно актуальна для В.В. Зеньковского проблема внутренней неустроенности человека. Главную причину этой неустроенности он видит в том, что современный мир отошел от христианства.

Вместе с тем, именно христианство является фундаментом европейской культурной идентичности и вводит понимание гуманности в его современном смысле. Поэтому ценностный фундамент, заложенный христианством, остается незыблемым. Воплощенные в нем идеалы и нормы проявляются не только на уровне доктрин, официальной идеологии, формальной конфессиональной принадлежности, но и на уровне человеческих привычек, обычаев, сознания, в реальности культуры и образования.

Сегодня особое внимание уделяется истории русской педагогики, раскрытию национальных ценностных приоритетов образования, проблеме сохранения национального самосознания и соотношению национального и интернационального компонентов воспитания. На наш взгляд синтез русской православной духовности и лучших достижений педагогики позволил представителям русской эмиграции, к которым относится и В.В. Зеньковский, сохранить себя русскими и не ассимилироваться в иной культуре. В условиях радикального обновления общества, усиления интеграционных процессов в мире, возникновения угрозы уничтожения традиционной русской культуры, менталитета и образа жизни необходимо учесть уроки Русского зарубежья, представляющего собой уникальное культурно-образовательное пространство.

Педагогическое наследие В.В.Зеньковского представляет собой факт, свидетельствующий о сложном опыте теоретического, философского осмысления воспитания в XX веке. Этот опыт важен не только с точки зрения истори-ко-педагогического интереса, но и в аспекте ретрансляции его в будущие формы теоретического осмысления воспитания, которые найдут свое место в перспективе дальнейшего развития традиции педагогической антропологии в нашей стране, взаимодействия педагогики и философии, а также в плане генезиса других современных способов концептуального подхода к воспитанию, отразивших свое неоднозначное отношение к антропологическому подходу.

Сегодня можно уверенно констатировать влияние педагогической антропологии вообще и педагогического, психологического, философского наследия В .В .Зеньковского, в частности, на представления о системе воспитания нравственности, духовности, на сближение с религиозным подходом к воспитанию.

Практическую значимость имеет анализ социального смысла антропологического обоснования воспитания, так как лишь учитывая широкий спектр взглядов на природу и сущность человека и его воспитания, можно проводить всесторонний диалог по конкретным, сложным жизненным проблемам человеческого формирования. Необходимость такого диалога в современной педагогической ситуации очевидна.

Нам представляется, что в ходе проведенной работы была обоснована необходимость включения христианско-православного учения о человеке, понимание с позиций данного учения смысла и сущности воспитания в синтез подходов и методов педагогической антропологии.

Настоящая работа представляет собой попытку привнесения в педагогику и педагогическую антропологию такого подхода, который бы строился исходя из представлений о предельных, конечных смыслах бытия человека, его роли и назначении в этом мире.

Проблематика и выводы выполненной работы не являются исчерпывающими, так как наследие В.В.Зеньковского может рассматриваться и в контексте иных методологических принципов, в рамках различных педагогических дисциплин, не только потому, что творчество мыслителя многогранно, но и потому, что каждая из его работ не предлагает окончательного ответа, не "закрывает" тему, но приглашает к диалогу. Проблемы волновавшие В.В.Зеньковского - это современные проблемы образования, это - всегда "открытие" темы.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Любан, Татьяна Никифоровна, 1999 год

1. Абульханова-Славская К А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.

2. Акулин В.Н. Философия всеединства: От В.С.Соловьева к П.А.Флоренскому. Новосибирск: Наука, 1990 г. - С.41-112.

3. Алексеев П.В. "Каждая индивидуальность должна найти свой путь к своей идеальной форме. . ." //В.В.Зеньковский. Психология детства М., "Школа-Пресс", 1996 г. - С. 8-12.

4. Алексеева И.Ю. Философия в современной России и русская философия //Философы России XIX XX столетий. - М., 1995 г. С. 735 - 739.

5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. С.336.

6. Ананьев Б.Г. Важная проблема современной педагогической антропологии ( взаимосвязь онтогенетических свойств человека ) // Сов. Педагогика. 1966 г. № 1 С. 33-53.

7. Ананьев Б.Г. "Педагогическая антропология К.Д.Ушинского и ее современное значение // Вопросы психологии, 1969. № 2 С. 3-14.

8. Ананьев Б.Г. Проблемы педагогической антропологии // Сов. Педагогика. 1966 г. № 5 С. 27-37.

9. Ананьев Б. Г. Структура индивидуального развития как проблема современной педагогической антропологии ( к столетию "Педагогической антропологии" К.ДУшинского) // Сов. Педагогика, 1966 г. № 1 С. 11-31.

10. Ананьев Б. Г. Человек как предмет воспитания (Перспективы педагогической антропологии) // Сов. Педагогика, 1965 г. № 1 С. 24-36.

11. Апресян Р.Г. Одухотворенность // Человек. 1996. № 4. 60-74.

12. Апрышко П.П., Мысливченко А.Г. Философская антропология // Русская философия. Словарь /под общей ред. М.А.Маслина/. М.: Издательство "Республика", 1995. С. 553- 557.

13. Архиепископ Лука. Сердце как орган высшего познания // Человек. 1991. №6.- 109-111.

14. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский инОт, 1997.

15. Асмолов А.Г. Образование в России: от культуры полезности к культуре достоинства // Воспитание школьника. 1995 г. № 5 С. 2-6.

16. Асмус В.Ф. Философия в Киевском университете в 1914-1920 г.// Вопросы философии.- 1990.- №8.- С. 90-108.

17. Барулин B.C. Социально-философская антропология. Общие начала социально-философской антропологии. М.: Онега, 1994.

18. Беляева В.А., Бажанов А.А. Общее и различное в мировоззренческих представлениях православной и протестантской школ воспитания духовности. Рязань. 1996. - С. 56-57.

19. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век. М., 1991 г.

20. Библер B.C. На гранях логики культуры. Книга избранных очерков. -М., 1997 г.

21. Бим-Бад Б.М. О перспективах возрождения педагогической антропологии // Сов. Педагогика. 1988 г. № 11 С. 38-43.

22. Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология // Программа курса. М., 1994г.

23. Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале двадцатого века: Лекции по педагогической антропологии и философии образования. М., 1994 г.

24. Бим-Бад Б.М. Антропологическое основание теории и практики современного образования // Очерк проблем и методов их решения. М., 1994г.

25. Бим-Бад Б.М. Воспитание человека человеком: начала современной педагогической антропологии. М., 1994.

26. Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология. М., 1998г.

27. Бим-Бад Б.М. Путь к спасению: педагогическая антропология Иммануила Канта сегодня. М., 1994 г.

28. Бим-Бад Б.М. Воспитание человека обществом и общества человеком // Педагогика, 1996 г. № 5 С. 3-9.

29. Бим-Бад Б.М. Идеи педагогической антропологии в России // Сов. Педагогика. 1990. № 9 С. 102-109.

30. Блонский П.П. Место К.Д.Ушинского в истории русской педагогики // Избранные педагогические произведения. М., 1961 г. - С. 70-78.

31. Богуславский М.В. Творческий поиск российских школ начала XX века // Свободное воспитание. М., 1993. Вып.2 С. 54.

32. Богуславский М.В. Значение изучения истории русского педагогического зарубежья для развития современного образования // Образование и педагогика российского зарубежья ( Сборник статей и материалов). М., 1995г. -С.78-85.

33. Бондарев П. Путь к национальному возрождению // Народное образование. 1996 г. № 10 С. 62-65.

34. Борисенков В.П. Школа России: прошлое и будущее // Педагогика, 1993 г. № 4. С. -10.

35. Братусь Б.С. Двойное бытие души и возможность христианской психологии // Вопросы психологии, 1998. № 4. С. 71-79.

36. Булгаков С. Свет Невечерний. СПб., 1917 г. - С. 76.

37. Буржуазная философская антропология XX в. М., 1986 г.

38. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. М., Наука, 1991г. С. 191-234.

39. Владыкина В.А. Российская эмиграция: вопросы воспитания молодежи // Педагогика, 1996 г. № 6 С. 67-70.

40. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974 г. С. - 172-231.

41. Вышеславцев Б.П. Вечное в русской философии // Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. М., 1994. - С. 154-324.

42. Вышеславцев Б.П. Сердце в христианской и индийской мистике // Вопросы философии. 1990. № 4. С. 63.

43. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. -М., 1980г. -409 с.

44. Галагузова М.А. Категориально понятийные проблемы социальной педагогики // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. Науч. Тр. / Отв. Ред. М.А. Галагузова. - Вып. 3. - Екатеринбург. Изд-во "СВ-96", 1998. -С. 168-184.

45. Гейдебранд К. О душевной сущности ребенка: Реф. пер. С нем. -"Полифакт", 1991. 80 с.

46. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию.- М., 1995 г.

47. Гессен С.И. Мое жизнеописание // Гессен С.И. Основы педагогики" -М., 1995 г. С. 432-434.

48. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века ( в поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М., 1997 г.

49. Гершунский Б.С. Стратегические приоритеты развития образования России // Педагогика. 1996 г.№ 5 С. 46-54.

50. Геффдинг Г. Очерки психологии, основанной на опыте. М., 1896 г.

51. Гончаров В.Н., Филиппов В.Н. Философия образования в условиях духовного обновления России. Барнаул, 1994 г. С.337-347.

52. Гончаров Н.К. "Педагогическая антропология" К.Д.Ушинского начало новой эры в педагогике // Советская педагогика, 1968 г. № 1 - С.9-20.

53. Гончаров Н.К. Человек как предмет воспитания и изучения // Советская педагогика. 1973 г. № 11, С. 104-115.

54. Гончаров И.Ф. Духовное сердце грядущей России // Народное образование. 1994 г. № 4 С. 18-23.

55. Голобова Т.А., Емельянов Б.В. Концепции христианского воспитания в философско-педагогической мысли России конца XIX начала XX века. // Понятийный аппарат педагогики и образования. Сб. Научных трудов. Вып.З.- Екатеринбург, 1998 г. С.141-151.

56. Горбач Е.Н. Историко-философские исследования В.В. Зеньковского: Авториф. дис. канд. филос. наук. М., 1997.

57. Григорьян Б.Т. Философская антропология. М., 1982 г.

58. Григорьян Б.Т. Человек: его положение и призвание в современном мире. М., 1986 г.

59. Гуревич П.С. Философская антропология /Учебное пособие/. М.,1997.

60. Деркач А.А. Проблема смысла жизни // Вопросы психологии. 1999. № 1.-С. 119-122.

61. Додонов В.И. О системе "Личность"// Вопросы психологии.- 1985г., №5, С.36-45.

62. Додонов В.И. Педагогические аспекты трактовки отечественными философами к. 19 н. 20 века гуманистических духовных ценностей // Образование: Идеалы и ценности (историко-теоретический аспект) Учебное пособие / Под ред. З.И.Равкина - М., 1995 г.

63. Дубинин Н.П. Что такое человек? М., 1983.

64. Еременко Л.И. Русская эмиграция как социально культурное явление // Обновление культуры: проблемы и перспективы. - М., 1993. С. 74-90.

65. Есюков А.И. К реконструкции христианской философии Тихона Задонского // Проблемы культуры, языка, воспитания / Отв. Ред. А.И. Есюков. Архангельск: Изд-во Поморского педуниверситета, 1996. -Вып. 2. С. 84-99.

66. Есюков А.И. Тема "сердца" в творениях Тихона Задонского // Проблемы культуры, языка, воспитания. Выпуск 3. / Отв. Ред. С.В. Козлов. Архангельск: Изд-во Поморского гос. Университета, 1997. С. 34-40.

67. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М., "Педагогика", 1990.

68. Жуков В.Н., Маслин М.А. В.В.Зеньковский о России, русской философии и культуре. // Зеньковский В.В.Русские мыслители и Европа. Критикаевропейской культуры у русских мыслителей. М., издательство "Республика", 1997-С. 3-8.

69. Зериов Н. Русское религиозное возрождение. 2-е издание, исправленное. YMKA-PRESS. 1991.

70. Зеньковский В.В. Наша эпоха // Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии М., издательство Свято-Владимирского Братства, 1993 г. - С. 172-223.

71. Зеньковский В.В. О педагогическом интеллектуализме // Зеньковский В.В. Психология детства М.; Школа-Пресс, 1996. - С. 321-333.

72. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Издательство Свято-Владимирского Братства. - М., 1993г.

73. Зеньковский В.В. История русской философии // В 2-х т. YMKA-PRESS, PARIS, 1989 Г.

74. Зеньковский В.В. Психология детства. Екатеринбург. "Деловая книга" - 1995г.

75. Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. Критика европейской культуры у русских мыслителей. Париж, 1955. - С. 119.

76. Зеньковский В.В. На пороге зрелости// 2-ое переработанное издание -YMKA-PRESS, Париж, 1953г.

77. Зеньковский В.В. Основы христианской философии. М., Канон.,1996.

78. Зеньковский В.В. Гоголь. М., 1997 г.

79. Зеньковский В.В. Проблемы философской антропологии // Современные записки. 1938. Т. 66.

80. Зеньковский В.В. Принципы православной антропологии. // Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси. М., изд. "Столица", 1991 г. - С. 115-148.

81. Зеньковский В.В. Окамененное нечувствие // Там же. С. 200-212. 82. Зеньковский В.В. Русская педагогика в XX веке. Париж, 1960.

82. Зеньковский В.В. Принцип индивидуальности в педагогике и психологии // Вопросы философии и психологии. 1911. Кн. 110. С.369-393.

83. Зеньковский В.В. Курс общей психологии. Прага. 1925.

84. Зеньковский В.В. Пять месяцев у власти (15 мая 19 октября 1918 г.). Воспоминания. М., 1995.

85. Знаков В.В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры // Вопросы психологии. 1998. № 3. С. 104-114.

86. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991 г.

87. Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993.

88. Ильин И.А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний // Сочинения в двух томах М., 1994. Т.2.

89. История педагогики как учебный предмет // Учебное пособие (Международный опыт) М., Роспедагенство, 1996. - С. 10-99.

90. История философии. Запад-Россия-Восток. Кн.З // под ред. проф. Н.М.Мотрошиловой и проф. А.М.Руткевича// уч. для высших уч. заведений., М., 1998г.-С. 248-261.

91. Кант И. О педагогике. Трактаты и письма М., 1980 г.

92. Касьян А.А. Контекст образования: наука и мировоззрение. -Н.Новгород, 1996г.

93. Каптерев П.Ф. Общий ход развития русской педагогики и ее главные периоды // Избр. пед. Соч. М., 1982.

94. К.Д. Ушинский и русская школа ( беседы о великом педагоге ) // Под общей редакцией Е.П. Белозерцева М., 1994.

95. Коган JI.H. Цель и смысл жизни человека. М., 1984 г.

96. Концепция общего среднего образования ( проект) // Учительская газета. 1988. 11 августа. С. 2.

97. Корнетов Г.Б. Гуманистическое образование: Традиции и перспективы. М., 1993.

98. Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики // Учебное пособие -М, 1994 г., С. 119-120.

99. Корольков А.А. Читая Зеньковского // Педагогика, 1996 г. № 4 С.61.65.

100. Костюк Г.С. Прогрессивные педагогические идеи педагогической антропологии К.Д.Ушинского // Сов. Педагогика. 1974, № 2 С. 18-28.

101. Костюк Г.С. Психологические основы педагогической антропологии К.Д.Ушинского (К 150-летию со дня рождения) // Вопросы психологии. 1974 г. №2. С. 19-31.

102. Кошелева О.Е. "Душевное строение" в Древней Руси // Свободное воспитание. М., 1992. Вып. 1.

103. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Учебное пособие для курсов повышения квалификации научно-педагогических кадров. Самара: Издательство СамГПИ, 1994.

104. Крымский С.Б. Контуры духовности: новые контексты индивидуальности // Вопросы философии. 1992. № 12. С. 21-28.

105. Ксенофонтов В.И. Духовность как экзистенциональная проблема // Философские науки. 1991. № 12. С. 41-52.

106. Куликов В.Б. Педагогическая антропология: истоки, направления, проблемы. Свердловск, издательство Урал. Университета, 1988 г.

107. Куликов В. Б. Философско-педагогическая антропология: проблемы и тенденции // Вопросы философии. 1985 г. № 6 С. 132-139.

108. Кумбс Ф.Г. Кризис образования в современном мире. Системный анализ. М.: Прогресс. 1970.

109. Лесгафт П.Ф. Антропология и педагогика // Северный вестник, 1899 г. №10.

110. Лихачев Д.С. О национальном характере русских // Вопросы философии. 1990. №4.-С.6

111. Лихачев А. Система православной педагогики протопресвитера

112. B.В.Зеньковского. //Культура. Образование. Православие. Сб. Материалов региональной научно-практической конференции. Ярославль, 1996 г., с.54-58.

113. Лихачев А.Е. Возвращение к В.В.Зеньковскому. //Педагогика. 1998г.1. C.88-92.

114. Лихачев Д.С. Раздумья. М., 1991.

115. Лордкипанидзе Д.О. "Человек как предмет воспитания" венец русской классической педагогики // Советская педагогика. 1968 г. № 1. С. 32-42.

116. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1994 г.

117. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия восточной церкви. Догматическое богословие. М., 1991.

118. Лукина С.Ф. Антропокосмическая педагогика В.И.Вернадского: Авториф. дис. канд. пед. наук. Петрозаводск, 1998.

119. Малинин В. Тараканов Н. Щипанов И. Против современных буржуазных фальсификаторов истории русской философии // Коммунист. 1955, № 10. С. 62-77

120. Мальковская Т.Н., Мальковская И.А. Имперская идея и национально-религиозный идеал // Педагогика, 1994 г. № 5 С. 116-118.

121. Мальцева М.В. Учение о человеке в вальдорфской педагогике и его оценка В.В.Зеньковским.// Образование и педагогика русского зарубежья. Сб. Статей и материалов. М., 1995г. - С. 69-75.

122. Мальцева М.В. В.В.Зеньковский о духовно нравственном развитии личности // Педагогика, 1994 г. №4 С. 96-98.

123. Марченко О. Сковорода Г.С. // Русская философия. Словарь / под общей ред М.А. Маслина/ М.: Изд-во "Республика". 1995. С. 469-474.

124. Маслин М.А., Жуков В.Н. В.В.Зеньковский как историк русской философии и культуры // Философия и общество. Научно-теоретический журнал. -М., 1997г. №4.-С. 76-92.

125. Мечников И.И. Воспитание с антропологической точки зрения. -СПб., 1884. 41 с.

126. Миронов В.Б. Век образования. М.: Педагогика, 1990.

127. Мир философии // Книга для чтения. Ч. II М., Издательство политической литературы, 1991г.

128. Мосолов В.А. Приоритеты воспитания: прошлое и настоящее: опыт историко-педагогического исследования русской духовности. Спб., 1996.

129. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику: учебное пособие. Ч. 1. Пенза, 1994.

130. Мудрик А.В. Социальное воспитание как единство образования, организации социального опыта и индивидуальной помощи.// Десять концепций и эссе М., 1997 - С. 54-57.

131. Мурашев В.И. Дух как субъект-объект педагогики М.: РИЦ "Татьянин день", 1994 г.

132. Мягченков С.В. К педагогике духовности // Воспитание школьника. 1995 г. № 5 С. 10-12.

133. Назаров М.В. Три ветви русского зарубежного православия.// Вопросы истории. 1997 г., № 6, с. 3-13.

134. Найн Н.А. Общепедагогические понятия в педагогике // Педагогика, 1992. №7-8-С. 15-19

135. Начала христианской психологии: Учеб. пособие для вузов /Отв.ред. Б.С. Братусь, научн. ред. С.Л. Воробьев. М.: Наука,1995.

136. Национальные ценности образования: история и современность. Материалы XVII сессии Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки / Под ред. Чл.-корресп. З.И. Равкина -М.: ИТОП РАО, 1996 295 с.

137. Национальные ценностные приоритеты сферы образования и воспитания ( вторая половина XIX 90 г.г. XX в.в. ) / Под ред. З.И.Равкина М.: ИТП и О РАО, 1997 - 411 с.

138. Недетовский Г. О значении сердца в духовной жизни и деятельности человека. Воронеж, 1874.

139. Никандров Н.Д. Нравственные уроки православия. //Педагогика, 1997 г., №3 С. 3-9.

140. Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология дореволюционной России. Дубна, 1995 г.

141. Никитина JI.E. Социальное воспитание детей фактор стабилизации общества // Педагогика. 1998. № 7 - С. 36-41.

142. Образование в конце XX века ( материалы круглого стола) //Вопросы философии. 1992. № 9 С. 3-21.

143. Образовательный вестник //Отдел религиозного образования Архангельской и Мурманской епархии совместно с Отделом религиозного образования и катехизации Московского Патриархата. М., 1995. - С.6-13.

144. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1985. - С. 391.

145. Основы Православного образования в России // Педагогика, 1995 г. № 3 С. 74-81.

146. Осовский Е.Г. Образование и педагогическая мысль Русского Зарубежья: состояние, проблемы, исследования // Образование и педагогика российского зарубежья. Сб. Статей и материалов М., 1995г.- С. 4-22.

147. Осовский Е.Г. Образование и педагогическая мысль Российского зарубежья // Педагогика, 1995г. №3 - С. 41-47.

148. Памяти отца Василия Зеньковского. Р.С.Х.Д., 1984г.

149. Патриарх Московский и Всея Руси Алексий. Христианский взгляд на человека и образование // Вопросы психологии. 1993 г. №2 С.6-8.

150. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А.Смирнов, И.Б.Котова, Е.Н.Шиянова, Т.И.Бабаева и др.; Под ред. С.А.Смирнова. М.: Издательский центр "Академия", 1998. - С.5-186.

151. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И.Пидкасистого. М.: Роспедагенство, 1996.

152. Педагогическое наследие / Сост. В.М.Кларин, А.Н.Джуринский. -М.: Педагогика, 1989.

153. Педагогическое наследие русского зарубежья, 20-е годы: Кн. Для j учителя / Сост. И авт. Вступ. Ст. П.В.Алексеев. М.: Просвещение, 1993г.

154. Педагогический словарь // В 2-х т. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960г. -Т.1-С. 53.

155. Пирогов Н.И. Вопросы жизни // Избр. педагог. Соч. М., 1985 г. - С. -29-51.

156. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. М.: Гумант. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 2: Процесс воспитания.

157. Полторацкий Н.П. Русская религиозная философия // Вопросы философии, 1992 г. № 2, С. 123-140.

158. Поляков А. Зеньковский В.В. // Советская философская энциклопедия. М., 1962. Т. 2 С. 174.

159. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. М.: Новая школа. 1996.

160. Попов Л.А. Воспитательный потенциал религии // Педагогика. 1992г. № 7-8 С.

161. Проблема человека в западной философии: Переводы / Сост. И по-слесл. П.С. Гуревича; Общ. Ред. Ю.Н. Попова. М.: Прогресс, 1988.

162. Пряникова В.Г. Антрополого-гуманистическое направление в отечественной педагогике // Педагогика, 1995 г. № 2 С. 68-94.

163. Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли: Учебник справочник. - М.: Новая школа, 1994. - 96 с.

164. Психолого-педагогические и философские проблемы смысла жизни: (Материалы III симп.). М.: Психологический институт РАО, 1997.232 с.

165. Психология воспитания / Под редакцией В.А.Петровского /. М.,1995.

166. Равкин З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры // Педагогика, 1995г. №5 С. 87-90.

167. Радлов Э. Очерк истории русской философии. Петербург. 1920.

168. Ремезова И., Никишина Т. Проблема человека в историческом контексте // Almamater. 1991. № 2 С. 36 - 42.

169. Российское образование: история и современность // Под ред. С.Ф.Егорова М., 1994г. - С. 228-235.

170. Розов Н.С. Культура, ценности и развитие образования. Основания реформы гуманитарного образования в высшей школе. М., 1992 г.

171. Ромм ТА. Становление и развитие социальной педагогики в России начала XX века: Авториф. дис. канд. пед. наук. М., 1995 г.

172. Русская философия. Малый энциклопедический словарь М., 1995г.

173. Русская философия // Словарь. М., изд-во "Республика", 1995.

174. Руссо Ж.Ж. Эмиль, или О воспитании // Руссо Ж.-Ж. Педагогические соч. В 2 т. -М. 1981.-Т.1.

175. Сапов В.В. В.В.Зеньковский. Очерк жизни и творчества //В.В.Зеньковский. Основы христианской философии. М., "Канон", 1996 - С. 550-557.

176. Священник Евгений Шестун. Православная педагогика. Самара: ЗАО "Самарский информационный концерн", 1998.

177. Скворцов JI.B. Культура самосознания. Человек в поисках истины своего бытия. М., 1989.

178. Склярова Т.В. Религиозно-педагогическая работа в русской эмиграции // Сборник докладов II Международных Рождественских образовательных чтений. М., 1995. - С. 35-36.

179. Сиземская И.Н. Новикова Л.И. Проблемы современного воспитания в философском контексте // Педагогика. 1998. № 7 С. 14-20.

180. Склярова Т.В. Традиции и современное состояние православного воспитания в России: Авториф. дис. канд. пед наук. М., 1995.

181. Сковорода Г.С. Сочинения в двух томах. М., 1973.

182. Слободчиков В.И. Исаев Е.И. Антропологический принцип в психологии развития // Вопросы психологии. 1998. № 6. С. 3-17.

183. Советский энциклопедический словарь. М., 1982. - С. 929.

184. Современные проблемы истории образования и педагогической науки: Монографический сборник: В. 3 т. / Под ред. чл.- корр. РАО З.И.Равкина -М., 1994.

185. Соколова Н.Д. Развитие гуманистических идей в отечественной и зарубежной педагогике. Екатеринбург, 1992г. - С. 24-27.

186. Соловьев В. О христианском единстве. М., 1994.

187. Соловьев В. Смысл любви. Избранные произведения. М., 1991. -С.236-282.

188. Соловьев В. Сочинения в 2 т. Т.1 М.: Мысль, 1990.

189. Солодкин Б.С. Философия человека философия образования -Краснодар, 1992 - 48 с.

190. Сотирова Д.В., Попова С.П. Прикладная этика и культура православия //Человек, 1996г. № 1. С.82.

191. Соэтар М. Портрет педагога. Жан-Жак Руссо (1712-1778) //Перспективы 1992. № 1/ 2 - С. 156-167.

192. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М. - Школа "Языки русской культуры" - 1997г. - С. 109-110.

193. Степашко JI.А. Отражение становления советской педагогики как официальной теории воспитания в ее основных понятиях и терминах // Современные проблемы историко-педагогических исследований. М., 1992. - С. 112.

194. Степашко Л.А. Отечественная педагогика советского периода: попытка осмысления // Педагогика. 1993. № 6 С. 54-59.

195. Стрельцова Г.Я. Сердца метафизика // Русская философия. Словарь, М., 1995.-С. 435-438.

196. Стрельцова Г.Я. Метафизика сердца // Стрельцова Г.Я. Паскаль и европейская культура. М., 1994.

197. Сто русских философов. Биографический словарь. М., 1995г.

198. Сухомлинский В.А. Что такое добро и зло // Свободное воспитание.- М., 1993. Вып. 3. С.4-5.

199. Тараканов Н. Фальсификаторы истории русской философской мысли // Вопросы философии. 1955. № 3. С. 73-86.

200. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1965.

201. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии //Собр. Соч. М., 1950, Т. 8,9.

202. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М., 1980. Т.1 С.171.

203. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. / под ред. С.Ф.Егорова М., 1988-1990.

204. Феномен человека. // Антология М., "Высшая школа", 1993 г., С.3-22.

205. Философско-педагогические учения // Хрестоматия по истории философии. Уч. пос. Для вузов. Ч. 1. М., 1994. С. - 516-530 ( Философско-антропологические идеи К.Н. Леонтьева, В.В. Розанова, B.C. Соловьева, И.А. Ильина относительно педагогики).

206. Философы России XIX XX столетий. - М., 1995г.

207. Философский словарь / под редакцией И.Т. Фролова. Издание пятое. -М. 1986. С.432-433.

208. Флит Н.В. Школа в России в конце XIX начале XX века. Л., 1991 г.

209. Флоренский П. Столп и утверждение истины // Сочинения: В 2 т. М.,1990. Т.1.

210. Франк С.Л. Сущность и ведущие мотивы русской философии // Философы России XIX XX столетий. - М., 1995 г. С. - 719 - 725.

211. Франк С.Л. Реальность и человек: метафизика человеческого бытия. Париж, 1956.

212. Франк С.Л. Смысл жизни // Педагогическое наследие русского зарубежья, 20-е годы: Кн. Для учителя / Сост. и авт. вступ. ст. П.В. Алексеев. М.: Просвещение, 1993. - С. 12-36.

213. Франкл. В. Человек в поисках смысла. М., 1990 г.

214. Фроловский Г. Пути русского богословия. YMKA-PRESS, 1993 Г.

215. Фейербах Л. Сущность христианства. С-Петербург, 1908 г.

216. Хофман Ф. Мудрость воспитания. Педагогия. Педагогика. М., 1979.

217. Чистяков В.В. Системный подход в современной педагогической антропологии. Ярославль, ЯГПУ, 1995г. - С. 8-22.

218. Школа и педагогическая мысль России периода двух буржуазных революций. М., 1984 - С. 128.

219. Школьник Г.И. От единого мировоззрения к личностным ценностям // Педагогика, 1994 г., № 5, С. 36.

220. Школьный философский словарь М., 1995г.

221. Шпет Г.Г. Философское наследие П.Д.Юркевича ( К сорокалетию содня смерти) // Юркевич П.Д. Философские произведения. М., 1990. С. 578.638.

222. Шпет Г.Г. Критические заметки к проблеме психической причинности ( по поводу книги В.В. Зеньковского "Проблема психической причинности", Киев. 1914 г.)// Вопросы философии и психологии. Книга 127.

223. Шубинский B.C. Человек как цель воспитания //Педагогика, 1992 г. № 3-4 С. 37-43.

224. Эрн В. Очерк теоретической философии Г.С. Сковороды М., 1911г.

225. Эстетика Ренессанса / В 2-х т. М., 1981. Т. 1 С. 248-264.

226. Юркевич П.Д. Сердце и его значение в духовной жизни человека, по учению слова Божия // ЮркевичП.Д. Философские произведения. М., 1990.-С. 69-103.

227. Юркевич Д.П. Из науки о человеческом духе // Философские произведения. М., 1990. - С. 181.

228. Юркевич П.Д. Курс общей педагогики. М., 1869.

229. Юркевич П.Д. Чтения о воспитании. М., 1865.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.