Художественно-философские идеи в драматургии Л. Андреева тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Мамай, Наталья Николаевна

  • Мамай, Наталья Николаевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2001, ТверьТверь
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 194
Мамай, Наталья Николаевна. Художественно-философские идеи в драматургии Л. Андреева: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Тверь. 2001. 194 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Мамай, Наталья Николаевна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА LФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ В МИРОВОЗЗРЕНИИ И ТВОРЧЕСТВЕ Л. АНДРЕЕВА В КОНТЕКСТЕ ДУХОВНОЙ АТМОСФЕРЫ "СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА"

1.1. Кризис сознания и русская литература к. XIX - н. XX в.в.

1.2. Истоки трагического мироощущения в творчестве Л. Андреева.

1.3. Пессимизм и альтернатива мировому хаосу.

ГЛАВА П.ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В ДРАМАТУРГИИ Л. АНДРЕЕВА 2. h Структура художественного мира в драмах Л. Андреева. 2.2.Противопоставление иллюзии и реальности как прием художественного изображения в пьесах драматурга.

ГЛАВА Ш.ТИПЫ ГЕРОЕВ-ИНДИВИДУАЛИСТОВ В ДРАМАТУРГИИ Л. АНДРЕЕВА

3.1. Герои - индивидуалисты с психологическим комплексом сверхчеловека.

3.2.Бунт как основная тенденция личности героев-индивидуалистов ("Савва", "Жизнь Человека", "Черные маски").

3.3.Альтруизм героев-индивидуалистов в пьесах "К звездам",

Анатэма", "Самсон в оковах", "Тот, кто получает пощечины", "Милые призраки".

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественно-философские идеи в драматургии Л. Андреева»

Выбор темы диссертационного исследования обусловлен тем, что проблема изучения драматургии Л. Андреева в философском аспекте частично рассматривалась в дореволюционной и современной науке и критике, но до сих пор не существует ее целостного осмысления, которое представляется необходимым, так как для творчества писателя характерен интерес к вечным, философским вопросам: о смысле бытия и назначении человека, о жизни и смерти, борьбе добра и зла, Бога и дьявола. Художника интересовали не только процессы замкнутого в себе сознания, но и человек "подпольный", не только смысл обыденной, социальной действительности, но и изначальные, метафизические законы бытия, не поддающиеся человеческому контролю, что было свойственно уже ранним его произведениям: "Работа в "Курьере" для меня была тяжела. Я совсем не публицист по натуре; ненавижу день с его злобами и весь, с головою, сижу в "проклятых" вопросах: о цели жизни, о Боге, о смерти, о нравственности" [3, 3], - утверждал Л. Андреев в начале своей творческой деятельности.

Не случайно современники писателя говорили о нем, как о "художнике-философе" [93, 85], "художнике мысли" [121, 39]. ". Он . плохо ли, хорошо ли, - всегда в своих книгах касался извечных вопросов, трансцендентных, метафизических тем, - пишет об Андрееве К. Чуковский. - Другие темы не волновали его" [75, 258].

На главную проблему своего творчества указывал и писатель: "Проблема бытия - вот чему безвозвратно отдана мысль моя, и ничто не заставит ее свернуть в сторону" [цит. по 126, 105].

Философские идеи получили наиболее яркое выражение в драматургии JI. Андреева, создавшего новые театральные формы для воплощения сложных философских проблем, что отвечало запросам времени, когда в художественном творчестве усилился философский аспект идейного содержания и в иерархии литературных родов важное место заняла драматургия, занятая темой поисков нового мировоззрения, так как в силу своих особенностей в значительной степени подходила для анализа острых конфликтов и противоречий в сферах общественного и индивидуального сознания начала XX века, поскольку, по справедливому мнению Т. Родиной, "театр, взятый в действии, со всем тем, что к нему относится, являет собой такую клетку общества, в которой с относительной полнотой представлены почти все характеризующие живую общественную структуру элементы и связи, и что поэтому театр, в силу самой природы своей, дает возможность художнику экспериментировать как бы уже над самой реальной действительностью, но только взятой в обозримом масштабе" [182, 30 - 31].

Эту особенность творчества драматурга часто отмечала дореволюционная и современная критика, выделяя среди драматических произведений JI. Андреева символико-философскую драму [169, 526], "драму идей" [203], театр "сущностей" [141, 260].

На философскую направленность своей драматургии указывал и автор, например, в письме В. И. Немировичу-Данченко, в котором излагал замысел написания целого цикла философско-драматических произведений о жизни человека и человечества [цит. по 203, 96]. Позднее JI. Андреев развил эту идею в "Письмах о театре", где писал о необходимости создания нового театра, театра интеллекта, разрешающего основные вопросы человеческого бытия [10, т.6, 509-558].

Изучение в таком аспекте драматургии JI. Андреева представляется наиболее актуальным, поскольку культурно-исторические ситуации настоящего времени и начала XX века имеют общие черты, одна из которых выражается в возросшем интересе к религии, оккультизму, философии.

Философские идеи в творчестве писателя, исследуемые в диссертации, частично рассматривались в работах Иванова - Разумника [136], И. Баранова [93], Г. Прохорова [180], М. Рейснера [181], Т. Ганжулевич [121], М. Моклицы [166], О. Осмоловского [175], А. Пашкевича [177], Г. Курлянд-ской [149], В. Келдыша [140; 141], Е. Михеичевой [165] и др. Среди работ, посвященных изучению драматургического наследия JI. Андреева, наибольший интерес представляют исследования К. Дрягина [132], Ю. Чирвы [201; 203; 204], Б. Бугрова [113], А. Татаринова [191] и Д. Башкирова [96], подчеркивавших философскую направленность творчества драматурга.

Цель работы состоит в создании целостной концепции мира и человека в драматургии JI. Андреева с учетом особенностей литературного процесса начала XX века и историко-культурной атмосферы времени и предполагает решение следующих задач:

1) охарактеризовать духовную атмосферу Серебряного века и выявить основные тенденции литературного процесса этого периода;

2) изучить мировоззрение J1. Андреева с акцентированием внимания на философских идеях, наиболее интересовавших писателя;

3) исследовать художественно-философские идеи в драматургии JI. Андреева в соотношении с восприятием им учений Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, Э. Гартмана;

4) проанализировать авторский образ мира а пьесах, объединяющий эмпирическую и метафизическую сферы;

5) выделить и исследовать типы героев-индивидуалистов в драматургических произведениях JL Андреева.

Предметом исследования является драматургия JI. Андреева. В качестве вспомогательного материала привлекаются художественная проза, письма и статьи писателя, воспоминания о нем современников. Изучение творчества драматурга в контексте литературного процесса начала XX века в связи с культурной атмосферой времени обусловило необходимость включения в сферу анализа произведений Достоевского, J1. Толстого, Вересаева, Короленко, Куприна, Бунина, Чехова, Горького, Блока, А. Белого, Брюсова, Сологуба, Арцыбашева, Мережковского, Э. По, Ницше, Шопенгауэра, Гартмана и др.

Методологическую основу диссертации составляют следующие работы: М. Бахтин "Проблема текста в лингвистике, филологии и др. гуманитарных науках. Опыт философского анализа" [95], Т. Родина "А. Блок и русский театр начала XX века" [182], А. Федоров "А. Блок - драматург" [197], В. Келдыш "Русский реализм начала XX века" [141], J1. Колобаева "Концепция личности в русской литературе рубежа XIX - XX веков" [146], В. Мескин "Кризис сознания и русская проза к. XIX - н. XX в.в." [161], А. Лосев "Проблема символа и реалистическое искусство" [153] и другие исследования в области теории и истории литературы.

В диссертации в рамках метода системного анализа используются сравнительно-исторический, сравнительно-типологический и биографический методы.

Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые дается:

1) целостная картина мировоззрения и драматургии JI. Андреева в связи с восприятием и интерпретацией им в художественном творчестве философских идей Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, Э. Гартмана в контексте духовной атмосферы "серебряного века";

2) развернутая характеристика концепции мира и человека в драматургии JI. Андреева;

3) анализ иерархической структуры авторского образа мира с точки зрения эзотерической философии и вышеназванных философских идей;

4) сравнительно-типологический анализ героев-индивидуалистов в творчестве драматурга.

Гипотеза исследования состоит в том, что на основании изучения философских идей в мировоззрении и творчестве JI. Андреева в контексте духовной атмосферы "серебряного века", особенностей авторского мироощущения в прозе и драматургии художника анализируются приемы идейно-художественного изображения действительности и структура художественного мира в драматургии Л. Андреева, выделяются социальный, метафизический, мистический и другие уровни идейного содержания пьес драматурга.

Под социальным здесь понимается материальный (в значении "эмпирический") план, включающий различные формы деятельности людей, в первую очередь те, которые имеют общественный характер или выражают отношение индивида к тем или иным сторонам жизни общества; под метафизикой - область знаний об объективно существующих законах бытия, познание которых выходит за пределы чувственного опыта; сферой мистики является сфера действия надэмпирических сил и отношение к ним человека.

В связи с охарактеризованной концепцией мира в драматургии Л. Андреева проводится анализ типов героев-индивидуалистов, главным критерием классификации которых является их мироотношение и методы переустройства несовершенной действительности.

Под индивидуализмом здесь понимается философско-этическая концепция, суть которой - абсолютизация позиции индивида, противостоящего определенным сторонам окружающей действительности и стремящегося к ее переустройству в соответствии со своими идеалами.

Полученные данные могут быть использованы для преподавания истории русской литературы конца XIX - начала XX века в вузах, лицеях, гимназиях, общеобразовательных школах, спецкурсов и спецсеминаров по соответствующей тематике.

Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры зарубежной литературы Запорожского государственного университета. Результаты работы нашли отражение в докладах на международных научных конференциях "Литература и история" (Запорожье, 1996, 2000), "Поэтика художественного произведения" (Запорожье, 2000) и нескольких научных статьях, использовались при проведении практических занятий по истории русской литературы конца XIX - начала XX века в Запорожском государственном университете. Некоторые положения исследования легли в основу учебного пособия "Библия на уроках мировой литературы", прошедшего апробацию в СШ N 103 г. Запорожья.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Мамай, Наталья Николаевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование художественно-философских идей в драматургии Л. Андреева в контексте литературного процесса начала XX века в связи с историко-культурной атмосферой времени позволяет сделать следующие выводы.

1. Развитие литературного процесса начала XX века характеризуют такие основные тенденции:

1) политические и социальные факторы, естественнонаучные открытия и теории из областей гуманитарного, теологического и эзотерического знания, обуславливающие атмосферу катастрофизма, пронизывающую русское общество, находили выражение в эсхатологизме художественного сознания;

2) в этот период происходит сильное взаимопроникновение естественнонаучной, философской и художественной мысли, поскольку выдающиеся открытия в сфере естественных наук (теория относительности Эйнштейна, закон энтропии, открытие превращаемости химических элементов, гипотеза четырех пространственных измерений Хинтона, обнаружение сложной структуры атома и др.) перевернули представление об устройстве Вселенной и месте в ней человека: мир стал рассматриваться во взаимосвязи структурных общностей, заключающих в себе многоуровневые отношения человека и Вселенной;

3) стремление в кризисную эпоху к осмыслению своего времени способствовало углублению в художественном творчестве философской проблематики: на первый план выдвигаются "вечные" вопросы, происходит интенсивный поиск сущностных начал;

4) для литературы начала XX века характерно появление множества литературных течений, генетически восходящих к различным методам художественного изображения, размывание границ между основными литературными направлениями.

2. На формирование мироощущения Л. Андреева повлияли следующие факторы:

1) историко-культурная атмосфера времени: кризис во всех сферах общественного и индивидуального сознания, интерес к человеческой личности в философском масштабе, усиление метафизического аспекта философской мысли и т.д.;

2) философские идеи Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, которыми увлекался писатель;

3) особенности его личности: антиномичность, двойственность, проявляющаяся как на сознательном, так и на подсознательном уровнях; склонность к обостренному восприятию мрачных, трагических сторон жизни; интерес к "вечным", философским вопросам и др.

3. Художественную концепцию мира и человека Л. Андреева, темы бунта и рока, проходящие через все творчество художника, обусловили:

1) взгляд на природу человека Ф. Ницше, А. Шопенгауэра,

Э. Гартмана, по мнению которых, сущность человека составляют эгоистические инстинкты;

2) идея трансцендентного зла и необходимости немецких философов, выдвигающих теорию иррационального, хаотического начала, лежащего в основе мироздания, и зависимость от него человека;

3) эзотерическая философия;

4) трагическое мироощущение художника.

4. Пессимизм JI. Андреева неоднозначен: во многих произведениях художника он отразился в той или иной своей мотивировке; основной тенденцией в этом отношении является то, что писатель на протяжении всего творчества стремится к светлому идеалу, любит человека и верит в него, ищет истины и смысла жизни, гармоничного единства антагонистических начал мироздания.

5. Индивидуализм андреевских героев отражает тенденцию развития индивидуалистического мировоззрения начала XX века, поскольку стремление к преодолению замкнуто-личностного мироощущения героев-индивидуалистов в творчестве художника отчетливо намечается лишь в конце 1910-х годов. В этот период в сознании русского общества происходит переход от индивидуализма замкнутого, обособленного к индивидуализму соборному, в котором личность также выдвигалась на первый план, но говорилось уже не о собственной индивидуальности, а об индивидуальности всех, и для развития и сохранения индивидуальности считалось необходимым не обособление ее от других людей, а непосредственное общение с миром.

6. Идеал "сверхчеловека" Л. Андреева более близок к романтической концепции героической личности, чем к сверхчеловеку Ф. Ницше, так как в андреевском "сверхчеловеке" самым ценным является духовное содержание, сострадание и любовь к обыкновенным людям, побуждающие к борьбе за их счастье, а не эгоистическое самоутверждение.

7. Индивидуализм такого "сверхчеловека" ближе к соборному индивидуализму, хотя и без религиозного оттенка, поскольку надежда на помощь с неба в творчестве писателя представляется бесплодной.

8. Художественно-философские идеи нашли наиболее яркое выражение в драматургии Л. Андреева, создавшего новые театральные формы для воплощения сложных философских проблем: в своих драматургических произведениях писатель стремился изложить целостную концепцию мира и человека, чему способствовали и специфические особенности драмы как литературного жанра.

9. Художественная концепция мира в драматургии Л. Андреева включает следующие уровни:

1) социальный - материальный (в значении "эмпирический" план), включающий различные формы деятельности людей, в первую очередь те, которые имеют общественный характер или выражают отношение индивида к тем или иным сторонам жизни общества;

2) мистический - сфера действия надэмпирических сил и отношение к ним человека;

3) религиозный - область, включающая поведение человека, определяемое его верой в существование Бога как высшей правящей силы;

4) метафизический - положение человека в мире по отношению к объективно существующим законам бытия, познание которых выходит за пределы чувственного опыта.

10. Эти уровни находятся во взаимосвязи и взаимодействии, органически входя в целостную картину мира, представляющую собой синтез реального и условного, тесное переплетение условной символики с реалистическим изображением жизни, что объясняется превалированием бытийного аспекта осмысления действительности, требующего широких обобщений и необходимо включающего анализ всех планов мироздания и человеческого существования в нем.

11. Одним из главных приемов художественного изображения в драматургии J1. Андреева является противопоставление видимого и сути, иллюзии и реальности для выявления истинного смысла происходящего и раскрытия характеров героев.

12. Главная особенность психологической концепции личности у Л. Андреева - тесная взаимосвязь рационального начала со сферой подсознания, имеющей превалирующее значение в определении поведения индивида.

13. В отношении понимания иррационального слоя человеческой психики художник более близок к Э. Гартману, чем к А. Шопенгауэру и Ф. Ницше. В подсознательной сфере, по JI. Андрееву, наряду с разрушительными инстинктами находятся и положительные, выступающие противовесом злу. Кроме того, для писателя интуиция, непосредственный опыт являются областями, реализующими созидательные силы жизни, поскольку, в отличие от рационалистического сознания, содержат более полное знание о сущности и законах бытия.

14. Типы героев-индивидуалистов, главным критерием классификации которых выступает их мироотношение и методы переустройства несовершенной действительности, характеризуют следующие признаки:

1) первый тип героев-индивидуалистов отличает наличие психологического комплекса сверхчеловека: обожествление собственной личности, эгоистическое самоутверждение с презрением к обыкновенным людям, нигилизм по отношению к моральным и духовным общественным ценностям;

2) героям-индивидуалистам второго типа характерно сознание высоких прав и достоинства своей личности, стремление к самопожертвованию во имя светлого идеала;

3) героям третьего типа свойственна идея активного переустройства жизни, выражающаяся не столько в индивидуалистическом протесте против тех или иных негативных сторон действительности, сколько в творческом преобразовании ее ради других людей, страдающих от несовершенства существующего мироустройства.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Мамай, Наталья Николаевна, 2001 год

1. Авессалом Подводный. Каббала чисел. М.: Гуманитарный центр астрологических исследований НРф ,1997.- 157с.

2. Андреев В.Л. Детство. М.: Советский писатель, 1966. - 276с.

3. Андреев Л.Н. Автобиография. РГАЛИ. - Ф. 608, оп.1, ед. хр.2. - Кр.д. 1.5.1901- 5.1.1910.-К.л.9.

4. Андреев Л.Н. Два письма к В.И. Немировичу // Театр и драматургия. -1934. №3. - С.43.

5. Андреев Л.Н. Леонид Андреев о своей пьесе "Мысль" и о театре панпсихе.- РГАЛИ. Ф. 11, оп.2, ед.хр. 11.-1914.- К.л.4.

6. Андреев Л.Н. Ответ на анкету о самоубийцах // Новое слово. 1912. - №6.- С.5 6.

7. Андреев Л.Н. Отрывок из письма Андреева по поводу его "Рассказа о семи повешенных". РГАЛИ. - Ф.11, оп.2, ед.хр.28. - 1908. - К.л.1.

8. Андреев Л.Н. Письмо К. Незлобину. РГАЛИ. - Ф.11, оп.2, ед.хр.39. - Б.д.- К.л.З.

9. Андреев Л.Н. Письма К.С. Станиславскому (1913- 1917)// Ученые записки ТГУ. 1971. - Вып. 266. - T.XVIII. -С.231 - 312.

10. Андреев Л.Н. Собр. соч.: В 6т. М.: Художественная литература. - Т.1.1990. 559с.; Т.2. - 1990. - 639с.; Т.З. - 1994. - 653 е.; Т.4. - 1994. - 639 е.; Т.5. -1995. - 51 lc.; Т.6. - 1996. - 720с.

11. Андреев Л.Н. S.O.S. Дневник (1914 1919). Письма (1917 - 1919). Статьи и интервью (1919). Воспоминания современников (1918 - 1919). - М. - СПб.: Atheneum - Феникс, 1994. - 598с.

12. Беззубов В. И. Неизданные письма Леонида Андреева (К творческой истории пьес периода первой русской революции) // Ученые записки. ТГУ. -1962. Вып. 119. - С.378 - 393.

13. Белый А. Кризис сознания и Генрик Ибсен // Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. - С.210 - 238.

14. Белый А. Л.Н. Андреев // Белый А. Начало века. М.: Художественная литература, 1990. - С.402 - 410.

15. Белый А. Пути культуры // Белый А. Символизм как миропонимание. -М.: Республика, 1994. С.308 - 311.

16. Бенуа А.И. Мои воспоминания: В 2т. М.: Наука, 1990. - Т.2. - 744с.

17. Бердяев Н.А. Кризис искусства. М.: СП "Интерпринт", 1990. - 47с.

18. Бердяев Н.А. Новое средневековье: Размышления о судьбе России и Европы. М.: Феникс: ХДС - прессП991. - 81с.

19. Бердяев Н.А. О русской философии: Сб.: В 2ч. Свердловск: Издательство Уральского университета, 1992. - 4.1. - 240с.; 4.2. - 238с.

20. Бердяев Н.А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. - 173с.

21. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. М.: Искусство, 1994. T.l. - 542с.; Т.2. - 510с.

22. Бердяев Н.А. Царство духа и царство кесаря. М.: Республика, 1995. -383с.

23. Блок А., Белый А. Диалог поэтов о России и революции. М.: Высшая школа, 1990.-686с.

24. Блок А. Душа писателя // Блок А. О литературе. М.: Художественная литература, 1989. - С.223 - 226.

25. Блок А. О театре // Блок А. Искусство и революция: Статьи и выступления. М.: Современник, 1979. - С.65 - 97.

26. Блок А. Памяти Леонида Андреева // Блок А. Собр. соч.: В 8т. М. - Л . Художественная литература. - Т.6. - 1962. - С. 129 - 135.

27. Блок А. Противоречие // Блок А. О литературе. М.: Художественная литература, 1989. - С.237 - 244.

28. Блок А. Собр. соч.: В 6т. Л.: Художественная литература, 1982. - Т.5. -408с.

29. Блок А. Стихия и культура // Блок А. О литературе. М.: Художественная литература, 1989. - С.214-222.

30. Брюсов В.Я. Вехи // Брюсов В.Я. Среди стихов: 1894 1924: Манифесты. Статьи. Рецензии. - М.: Советский писатель, 1990. - С.114 - 119.

31. Булгаков С.Н. Воскресение Христа и современное сознание // Русские философы к. XIX сер. XX века. - М.: Книжная палата, 1993. - С.81 - 89.

32. Булгаков С. Н. Героизм и подвижничество. М.: Русская книга, 1992.528с.

33. Булгаков С.Н. Интеллигенция и религия // Наука и религия. 1989. -№11. - С.24 - 29.

34. Вересаев В.В. Воспоминания. М.: Гослитиздат, 1936. - 475с.

35. Гартман Э. Сущность мирового процесса или философия Бессознательного: В 2т. Пер. с нем. - М.: Типография Грачева и Ко. - Т.1. - 1873. - 323с.; Т.2. - 1875. -431с.

36. Горький М. Собр. соч.: В 30т. М.: Художественная литература. - Т. 29. - 1955.-657с.

37. Гофман М. Соборный индивидуализм: Религиозно-философский очерк. -СПб.: Кружок молодых, 1907. 116с.

38. Гроссман Л.П. Беседы с Леонидом Андреевым // Россия. 1925. - №4. -С.242 - 251.

39. Гроссман Л.П. Собр. соч.: В 4т. М.: Современные проблемы, 1928. -Т.4: Мастера слова. - 346с.

40. Д-н Ф. Герои ликвидации // На рубеже. (К характеристике современных исканий): Критич. сб. СПб.: Наше время. - 1909. - С.76 - 117.

41. Замятин Е.И. Сочинения. М.: Книга, 1988. - 574с.

42. Иванов В. Идея неприятия мира // Иванов В. По звездам: Статьи и афоризмы. СПб.: Оры, 1909. - С. 103 - 122.

43. Иванов В. Кризис индивидуализма // Иванов В. По звездам: Статьи и афоризмы. СПб.: Оры, 1909. - С. 95 - 102.

44. Иванов В. Родное и вселенское: Статьи (1914-1916).-М.: Издание Г. А. Лемана и С. И. Сахарова, 1917. 205с.

45. Иванов В. Ты еси // Иванов В. По звездам: Статьи и афоризмы. СПб.: Оры, 1909.-С.425-434.

46. Иванов Разумник. История русской общественной мысли. - СПб.: Типография М.М. Стасюлевича, 1907. - 498с.

47. Ильин И.А. К истории дьявола // Ильин И. А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948 1954 годов: В 2т. - М.: МП "Рарог", 1992.-Т.1.-271с.

48. Кандинский В.В. О духовном в искусстве. М.: Архимед, 1992. - 107с.

49. Клизовский А. Основы миропонимания новой эпохи: В 3 т.- Рига: Виеда, 1994.-Т.З.-288с.

50. Книга о Леониде Андрееве. Берлин - Пб. - М.: Издательство З.И. Гржебина, 1922. - 194с.

51. Литературное наследство. М.: Наука. - Т.72: Горький и Леонид Андреев: Неизданная переписка. - 1965. - 632с.

52. Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М.: Республика, 1994. - 431с.

53. Лосский Н.О. Изменения в умонастроениях русской интеллигенции в начале XX века // Лосский Н. О. История русской философии. М.: Прогресс, 1994.-С.222-227.

54. Луначарский А.В. Леонид Андреев // Луначарский А. В. Собр. соч.: В 8т. Литературоведение. Критика. Эстетика. М.: Художественная литература,1963. T.l: Статьи, доклады, речи (1903 - 1933). - С.416 - 424.

55. Мережковский Д.С. Грядущий хам // Мережковский Д. С. Больная Россия: Избранное. Д.: Издательство Ленинградского университета, 1991. - С. 11-110.

56. Мережковский Д. С. Мистическое движение нашего века // Мережковский Д. С. Акрополь. М.: Книжная палата, 1991. - С.172 - 178.

57. Минский Н.М. На общественные темы. Пб.: Общественная польза, 1909.-284с.

58. Минский Н.М. При свете совести: Мысли и мечты о цели жизни. СПб.: Типография Ю.Н. Эрлих, 1897. - 228с.

59. Ницше Ф. Из наследия (осень 1887 март 1888 года) // Иностранная литература. - 1990. - №4. - С. 186 - 204.

60. Ницше Ф. Сочинения: В 2т. М.: Мысль, 1990. - T.l. - 832с.; Т.2. - 830с.

61. Ортега-и-Гассет X. Избранные произведения. К.: Основы, 1994. - 420с.

62. Реквием: Сборник памяти Леонида Андреева. М.: Федерация, 1930. -284с.

63. Розанов В. В. Несовместимые контрасты жития. М.: Искусство, 1990. -605с.

64. Россия перед вторым пришествием: Материалы к очерку русской эсхатологии. (Пророчества русских святых) / Сост. С. В. Фролов . М.: Посад, 1993.- 186с.

65. Соловьев B.C. Сочинения: В 2т. М.: Правда, 1989. - T.l. - 687с.; Т.2.735с.

66. Соловьев B.C. Три разговора: О войне, прогрессе и конце всемирной истории. М.: Знание, 1991. - 63 с.

67. Спиро С.У Леонида Андреева // Русское слово. 1909. - 29 сентября. -С.4.

68. Телешов Н.Д. Записки писателя. Орджоникидзе: Северо-Осетинское кн. изд., 1957.-386с.

69. Успенский П.Д. Психология возможной эволюции человека. Космология возможной эволюции человека. СПб.: АО "Комплект", 1995. - 160с.

70. Фатов Н.Н. Молодые годы Леонида Андреева. М.: Земля и Фабрика, 1924.-368с.

71. Философов Д.В. Слова и жизнь: Литературные споры новейшего времени (1901 1908 г.г.). - СПб.: Типографское дело, 1909. - 324с.

72. Флоренский П.А.: Сочинения: В 2т. М.: Правда, 1990. - Т.1. Столп и утверждение истины. - 494с.; Т.2. - У водоразделов мысли. - 446с.

73. Франк С.Л. Сочинения. М.: Правда, 1990. - 607с.

74. Фрейд 3. "Я" и "Оно": Труды разных лет. М.: ЭКСМО-ПРЕССГХарьков: Фолио, 1998.- 1037с.

75. Чуковский К.И. Леонид Андреев // Чуковский К. И. Из воспоминаний. -М.: Советский писатель, 1958. С.243 - 270.

76. Чулков Г.И. Леонид Андреев // Чулков Г. И. Годы странствий: Из книги воспоминаний. М.: Федерация, 1930. - С. 108 - 120.

77. Чулков Г.И. Письма Леонида Андреева. Л.: Колос, 1924. - 48с.

78. Шестов Л. Сочинения: В 2т. М.: Наука, 1993. - Т.1. - 667с.; Т.2. - 559с.

79. Шопенгауэр А. Собр. соч.: В 2т. М.: Наука, 1993. - Т.1: О четвертом корне закона достаточного основания. - 672 е.; Т.2: Мир как воля и представление. Критика кантовской философии. - 671 с.

80. Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск: Наука, 1993. - Т.1: Образ и действительность. - 592 с.

81. Штейнер Р. Как достигнуть познания высших миров: Путь посвящения. -Дорнах: Философско-антропологическое изд., 1928. 165с.

82. Штейнер Р. Мистика на заре духовной жизни нового времени и ее отношение к современным мировоззрениям. Дорнах: Парабола, б.г. - 168с.

83. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс-Универс, 1993.-336с.

84. Авраменко А.П. Русский символизм и немецкая литература // Из истории русско-немецких литературных взаимосвязей: Сб. ст. М.: МГУ, 1987.1. С.158- 170.

85. Андреевич. Опыт философии русской литературы. СПб.: Знание, 1905. -538с.

86. Анненский И.Ф. Театр Леонида Андреева // Анненский И. Ф. Книги отражений. М.: Наука, 1979. - С.321 - 328.

87. Арабажин К.И. Леонид Андреев. Итоги творчества: Литературно-критический этюд. СПб.: Общественная польза, 1910. - 279с.

88. Архиепископ Арсений. "Жизнь Человека" Л. Андреева // Театр и искусство. 1909.-№11. - С.211.

89. Бабичева Ю. В. Драматургия Л.Н. Андреева эпохи первой русской революции. Вологда: Издательство Вологодского гос. пед. инст., 1971. - 184с.

90. Баран X. Поэтика русской литературы начала XX века: Сб. статей: Пер. с нем. М.: Прогресс-Универс, 1993. - 365с.

91. Баранов И.П. Леонид Андреев как художник, психолог, мыслитель. К.: Издание книжного магазина С. И. Иванова, 1907. - 87с.

92. Батюшков Ф. "Жизнь Человека" Л. Андреева // Современный мир. 1907. -№3. - С.80 - 84.

93. Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и др. гуманитарных науках. Опыт философского анализа // Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. М.: Художественная литература, 1986. - С.473 - 500.

94. Башкиров Д.Л. Неореалистическая драма Л. Андреева (1905 1910 годы): Дис. канд. филол. наук: 10.01.01. - Минск, 1993. - 232с.

95. Беззубов В.И. Леонид Андреев и традиции русского реализма. Таллин: Ээсти раамат, 1984. - 335 с.

96. Белый А.Л. Андреев. Рассказы, т. II. Спб., 1906 // Весы. 1906. - №5. -С.64 - 66.

97. Белый А. Настоящее и будущее русской литературы // Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. - С. 346 - 361.

98. Белый А. Фридрих Ницше // Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. - С.177 - 195.

99. Берлина М.С. Пьесы Леонида Андреева на Александринской сцене // Русский театр и драматургия 1907 1917 годов: Сб. науч. тр. - Л.: Издательство Ленингр. гос. инст. театра, музыка и кинематографии. - 1988. - С. 68 -93.

100. Блок А. О драме // Блок А. О литературе. М.: Художественная литература, 1989.-С. 140- 161

101. Блок А. О реалистах // Блок А. О литературе. М.: Художественная литература, 1989. - С.76 - 103.

102. Богданов А.В. Комментарии // Андреев Л. Н. Собр. соч.: В 6 т. М.: Художественная литература. - Т. 2. - 1990. - С. 503 - 558.

103. Богданов А.В. Между стеной и бездной // Андреев Л. Н. Собр. соч.: В 6 т. М.: Художественная литература. - Т.1. - 1990. - С. 5 - 40.

104. Богородский Я.А. Странная апология. Нечто о Леониде Андрееве и его ценностях. Казань: Центральная типография, 1909. - 20с.

105. Болхонцева С.К. Леонид Андреев и Новый драматический театр в Петербурге // Русский театр и драматургия начала XX века: Сб. науч. тр. Л.: Издательство Ленингр. гос. инст. театра, музыки и кинематографии. - 1984. -С.92- 112.

106. Боцяновский В. Ф. Леонид Андреев: Критико-биографический этюд. -СПб.: Герольд, 1903. 64с.

107. Брусянин В.В. Леонид Андреев: Жизнь и творчество. М.: Книгоиздательство К.Ф. Некрасова, 1912. - 128с.

108. Брюсов В.Я. "Жизнь Человека" в Художественном театре // Брюсов В.Я. Собр. соч.: В 7 т. М.: Художественная литература. - Т.6. - 1975. - С. 129 -133.

109. Брюсов В.Я. Сборники товарищества "Знание" на 1904г. Кн. IV и V. СПб., 1905 // Брюсов В. Я. Среди стихов: 1894 1924: Манифесты. Статьи. Рецензии. -М.: Советский писатель, 1990.- С.138-141.

110. Бугров Б.С. Комментарии // Андреев Л. Н. Пьесы. М.: Советский писатель, 1991.-С.643-668.

111. Бугров Б.С. Мятежная душа // Андреев Л.Н. Пьесы. М.: Советский писатель, 1991.-C.3-38.

112. Валентинов К. Мы еще придем: О современной литературе, "Жизни Человека" и "Царе Голоде" Л. Андреева. М.: Русский труд, 1908. - 80с.

113. Войтоловский Л.Н. Социально-психологические типы в рассказах Л. Андреева // Правда. 1905. - №8. - С. 123 - 140.

114. Войтоловский JI.H. Трагедия обыденной жизни (Основные мотивы творчества Леонида Андреева): Черновые наброски. Автограф. РГАЛИ. -Ф. 1423, оп.1, ед. хр.1. - 1900 - е г.г. - К. л. 5.

115. Волошин М.А. Леонид Андреев и Федор Сологуб // Волошин М.А. Лики творчества. Л.: Наука, 1989. - С.443 - 449.

116. Боровский В.В. Л. Андреев // Литературная критика. М.: Художественная литература, 1971. - С.261 - 279.

117. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1986. - 573с.

118. Г.Т. Религиозно-философские тенденции "Анатэмы" // Золотое руно. -1909. -№7 9. - С.141 - 142.

119. Ганжулевич Т. Русская жизнь и ее течения в творчестве Леонида Андреева. СПб.: Издательское бюро, 1908. - 124с.

120. Гарин И.А. Шопенгауэр // Гарин И. Пророки и поэты. М.: Терра, 1993. -Т.1.-С. 294-327.

121. Геккер Н. Леонид Андреев и его произведения. Одесса: Книгоиздательство М.С. Козмана, 1903. - 48с.

122. Геллер Л. Слово мера мира: Статьи о русской литературе XX века. М.: МИКГ1994.-248с.

123. Герасимов Ю. Кризис модернистской театральной мысли в России (1907 1917) // Театр и драматургия: Труды Ленинградского инст. театра, музыки и кинематографии. - Л.: ЛГИТМК. - 1974. - Вып. 4. - С.202 - 244.

124. Гречнев В.Я. Трагедия в повседневности // Гречнев В.Я. Русский рассказк. XIX XX в.в. - Л.: Наука, 1979. - С.101 - 153.

125. Гужиева Н. Драматургия Леонида Андреева 1910-х годов // Русская литература. 1965. - №4. - С.64 - 79.

126. Давыдов Ю. Н. Два понимания нигилизма (Достоевский и Ницше) // Вопросы литературы. 1981. - №9. - С.115 - 160.

127. Данилевский Р.Ю. К истории восприятия Ф. Ницше в России // Русская литература. 1988. - №4. - С.232 - 239.

128. Данилин Я. Леонид Андреев и общественная реакция. М.: Заря, 1909. -32с.

129. Долгополов Л.К. На рубеже веков. Л.: Советский писатель, 1985. -352с.

130. Дрягин К.В. Экспрессионизм в России: Драматургия Леонида Андреева. Вятка: Вятский пединст. им. Ленина, 1928. - 84с.

131. Дымщиц А.Л. Пьесы Леонида Андреева // Дымщиц А.Л., Избранные работы: В 2 т. М.: Художественная литература, 1983. - T.l. - С.91 - 107.

132. Епископ Гермоген. Об "Анатэме" и "Анфисе" Леонида Андреева. -РГАЛИ. -Ф. 553, оп.1, ед.хр.1301. Б.д. - К.л.1.

133. Ермакова М. Я. Романы Достоевского и творческие искания в русской литературе XX века (Л. Андреев, М. Горький): Дисс. докт. филол. наук: 10.01.01. Горький - Москва, 1973. - 440с.

134. Иванов Разумник. О смысле жизни. Федор Сологуб, Леонид Андреев, Лев Шестов. - СПб.: Типография М. М. Стасюлевича, 1908. - 313с.

135. Иезуитова J1.A. Творчество Леонида Андреева (1892 1906). - Л.: ЛГУ, 1976.-240с.

136. Кацис Л.Ф. Апокалиптика "серебряного века": Эсхатология в художественном сознании // Человек. 1995. - №2. - С.143-155.

137. Келдыш В.А. К проблеме литературных взаимодействий в начале XX века (о так называемых "промежуточных" художественных явлениях) // Русская литература. 1979. - №2. - С.З - 27.

138. Келдыш В.А. Повесть Леонида Андреева "Жизнь Василия Фивейского" и духовные искания времени // Русская литература. 1998. - №1. - С.35 - 44.

139. Келдыш В.А. Русский реализм начала XX века. М.: Наука, 1975. -280с.

140. Кен Л.Н. Леонид Андреев и немецкий экспрессионизм // Андреевский сборник: Исследования и материалы. Курск: КГПИ. - 1975. - С.44 - 66.

141. Козьменко М.В. Комментарии // Андреев Л. Н. Собр. соч.: В 6 т. М.: Художественная литература. - Т. 4. - 1994. - С.602 - 638.

142. Козьменко М.В. Комментарии // Андреев Л. Н. Собр. соч.: В 6 т. М.: Художественная литература. - Т. 5. - 1995. - С.477 - 510.

143. Колобаева Л.А. Горький и Ницше // Вопросы литературы. 1990. - № 10.-С.162- 173.

144. Колобаева Л.А. Концепция личности в русской литературе рубежа XIX -XX веков. М.: МГУ, 1990. - 336с.

145. Крайний А. О "Шиповнике". Человек и Болото // Весы. 1907. - №5.1. С.53 58.

146. Кулова Т. К. Творческие искания Леонида Андреева // Критический реализм XX века и модернизм: Сб. статей. М.: Наука, 1967. - С.254 - 285.

147. Курляндская Г.Б. Л.Н. Андреев и традиции Ф.М. Достоевского // Кур-ляндская Г.Б. Литературная срединная Россия (Тургенев, Фет, Лесков, Бунин, Леонид Андреев). Орел: Издательство Орловской гос. телерадиовещат. комн., 1996.-С.205-226.

148. Курсинский А.Л. Андреев. Рассказы, т.т.П-III // Золотое руно. 1906. -№5. - С.84 - 87.

149. Леонид Андреев Л.С. Козловского // Русская литература XX века (1890 -1910) / Под ред. С.А. Венгерова. М.: Мир. - Т.1. - Кн.6. - 1914. - С.251 -280.

150. Лосев А.Ф. Послесловие // Хюбшер А. Мыслители нашего времени (62 портрета). М.: Издательство иностр. лит., 1962. - С.314 - 356.

151. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1976.-368с.

152. Львов Рогачевский В.Л. Две правды: Книга о Леониде Андрееве. - Пб.: Прометей, 1914. - 236с.

153. Львов Рогачевский В.Л. Новейшая русская литература. - М.: Типография М.Л. Френкеля, 1924. - 412с.

154. Люций. "Милые призраки" в Александринском театре // Вечернее время. -1917.-7 февраля.-С.З.

155. Мартынова Т.И. Творчество Леонида Андреева в оценке современников: Дисс. канд. филол. наук: 10.01.01. М., 1994. - 192 с.

156. Медынский. Мировая трагедия: Творчество Л. Андреева. РГАЛИ. -Ф.1666, оп.1, ед. хр. 1849. - Б.д. - К.л. 15.

157. Мережковский Д.С. В обезьяньих лапах // Мережковский Д.С. В тихом омуте. М.: Советский писатель, 1991. - С.12 - 39.

158. Мережковский Д.С. В тихом омуте // Мережковский Д.С. Акрополь. -М.: Книжная палата, 1991. С. 172 - 178.

159. Мескин В.А. Кризис сознания и русская проза к. XIX н. XX в.в. - М.: Прометей, 1997. - 138с.

160. Михайловский Н.К. Литературная критика: Статьи о русской литературе XIX н. XX в. - Л.: Художественная литература, 1989. - 608с.

161. Михеева Л.Н. Своеобразие русской реалистической прозы начала XX века (Философские истоки, жанровая специфика, творческие индивидуальности): Дисс. докт. филол. наук: 10.01.01. -М., 1993. 523с.

162. Михеичева Е.А. Творчество Леонида Андреева в контексте русской литературы начала XX века: Учебное пособие по спецкурсу. Орел: ОГПИ, 1993.-98с.

163. Михеичева Е.А. Творчество Леонида Андреева: Особенности психологизма и жанровой модификации: Дисс. докт. филол. наук: 10.01.01. М., 1995.-433с.

164. Моклица М.В. Л. Андреев и Ф. Ницше: К истории метода // Эстетикадиссонансов: Межвуз. сб. научн. тр. Орел: ОГПИ. - 1996. - С.60.

165. Московкина И.И. Развитие традиций Э. По в прозе Л. Андреева // Вопросы литературы: Республиканский межведомственный научн. сб. Львов: Издательство при Львовском гос. универс. издательского объединения "Вища школа".-1989. - Вып. 1 (53)-С. 106- 112.

166. Муратова К.Д. Леонид Андреев-драматург // История русской драматургии втор. пол. XIX нач. XX века (до 1917г.). - Л.: Наука, 1987. - С.511 -551.

167. Мущенко Е.Г. Формирование нового романного мышления в русской реалистической прозе конца XIX начала XX века: Дисс. докт. филол. наук: 10.01.01. - Воронеж, 1989. - 420 с.

168. Мыслякова М.В. Концепция творчества Леонида Андреева в символистской критике: Дисс. канд. филол. наук: 10.01.01. М., 1995. - 216 с.

169. Неведомский М. Песни безвременья ("Черные маски", "Дни нашей жизни" и "Мои записки" Л. Андреева) // На рубеже (К характеристике современных исканий): Критический сборник. СПб.: Наше время. - 1909. - С. 267 -301.

170. Негорев Н. Савва Антихристов // Театр и искусство. 1906. - № 38. - С.583 -585.

171. Неустановленный автор. Сущность содержания "Анатэмы" JI. Андреева.- РГАЛИ. Ф. 11, оп.2, ед. хр. 40. - 1909. - К.л.2.

172. Осмоловский О.Н. Принцип познания человека Ф.М. Достоевского и JI.H. Андреева ("Преступление и наказание" "Мысль") // Эстетика диссонансов: Межвуз. сб. научн. тр. - Орел: ОГПИ. - 1996. - С. 3 - 11.

173. Паперный В.М. Блок и Ницше // Ученые записки ТГУ. 1979. - Вып. 491.-С. 84- 106.

174. Пашкевич А.А. Универсальные проблемы в творчестве Леонида Андреева // Эстетика диссонансов: Межвуз. сб. научн. тр. Орел: ОГПИ. - 1996. -С. 61-62.

175. Петросов А. Лейтмотивы современного хаоса // На рубеже. (К характеристике современных исканий): Критический сборник. СПб.: Наше время. -1909.-С. 302-327.

176. Плеханов Г.В. План разбора драмы Леонида Андреева "Жизнь Человека" // Литературное наследство. М.: Журнально-газетное объединение. - Т.1: Неизданные и забытые литературоведческие работы Г.В. Плеханова. - 1931.- С. 90 94.

177. Прохоров Г.В. Индивидуализм в произведениях Леонида Андреева. -СПб.: Типография М. Меркулова, 1912. 27 с.

178. Рейснер М.А. Леонид Андреев и его социальная идеология: Опыт социальной критики. СПб.: Посев, 1902. - 152 с.

179. Родина Т.М. Александр Блок и русский театр начала XX века. М.: Наука, 1972.-312 с.

180. Рунин Б.М. Вечный поиск. М.: Искусство, 1964. - 176 с.

181. Рыбаков Ю. Эпохи и люди русской сцены: 1823 1917 г.г. - М.: Советская Россия, 1989. - 159с.

182. Сапаров М.А. Понимание художественного произведения и терминология литературоведения // Взаимодействие наук при изучении литературы. -Л.: Наука. 1981. - С. 214 - 243.

183. Семенова С.Г. Николай Федоров: Творчество жизни. М.: Советский писатель, 1990.-384 с.

184. Смирнова Л.А. Проблемы реализма в русской прозе начала XX века: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1977. - 208 с.

185. Смирнова Л.А. Русская проза 1908 1917 г.г.: Проблемы. Типология. Пути развития: Дис. докт. филол. наук: 10.01.01. - М., 1981. - 426 с.

186. Смирнова Л.А. Судьбы русского модернизма // Литература в школе.1983.-№5.-С. 11-16.

187. Столяров Суханов М. Символизм и Леонид Андреев как его представитель. - К.: Издание В.А. Просяниченко, 1903. - 26 с.

188. Татаринов А. В. Формирование мифологического реализма в творчестве Леонида Андреева (1898 1911 годы): Дис. канд. филол. наук: 10.01.01. -Уфа, 1996.-233с.

189. Творчество Леонида Андреева: Исследования и материалы. Курск:1. КГПИ, 1983.- 163 с.193 .Тихонов И.А. Формы и функции фантастики в русской прозе начала XX века: Дисс. канд. филол. наук: 10.01.01. Вологда, 1994. - 183 с.

190. Трубецкой Е.Н. Философия Ницше // Вопросы философии и психологии. 1903. - Янв./февр. - С. 1 - 35.

191. Урусов Н.Д. Бессильные люди в изображении Леонида Андреева: Критич. очерк. Пб.: Общественная польза, 1903. - 60 с.

192. Федоров А.А. Идейно-эстетические аспекты развития английской прозы (70 80-е годы XIX века). - Свердловск: Издательство Уральского университета, 1990.- 186 с.

193. Федоров А.В. Ал. Блок-драматург. Л.: ЛГУ, 1980. - 184 с.

194. Философов Д.В. Разложение материализма // Товарищ. 15.5.1907. -№200. - С. 3.

195. Фриче В. Леонид Андреев: Опыт характеристики. М.: Типография Ф.Я. Бурче, 1909.-76 с.

196. Храпченко М.Б. Собр. соч.: В 4т. М.: Художественная литература, 1981. - Т.З: Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. -431 с.

197. Чирва Ю.Н. Вселенная, человек, история. К столетию со дня рождения Леонида Андреева // Нева. 1971. - № 8. - С. 177 - 183.

198. Чирва Ю.Н. Комментарии // Андреев Л.Н. Собр. соч.: В 6 т. М.: Художественная литература. - Т. 6. - 1996. - С. 592 - 646.

199. Чирва Ю.Н. О "драме идей" Леонида Андреева. К столетию со дня рождения писателя // Театр. 1971. - № 9. - С. 90 - 99.

200. Чирва Ю.Н. О пьесах Леонида Андреева // Андреев Л.Н. Драматические произведения: В 2 т. Л.: Искусство, 1989. - Т.1. - С. 3 - 43.

201. Чирва Ю.Н. Островский и Леонид Андреев // А.Н. Островский и литера-турно-театральное движение XIX XX в.в.: Сб. - Л.: Наука, 1974. - С. 146 — 172.

202. Чуваков В. Комментарии // Андреев Л. Н. Собр. соч.: В 6 т. М.: Художественная литература. - Т. 1. - 1990. - С. 581 - 637.

203. Чулков Г.И. Третий сборник товарищества "Знание" за 1904 г. СПб, 1905 // Вопросы жизни. 1905. - №1. - С. 303 - 305.

204. Швецова Л.К. Творческие принципы и взгяды, близкие к экспрессионизму // Литературно-эстетические концепции в России к. XIX н. XX в. -М.: Наука. - 1975. - С. 252 - 283.

205. Шулятиков В М. Неаристократический аристократизм // Литературный распад: Критический сборник: В 2 кн. СПб.: Книгоизд. EOS. - 1909. - Кн. 2. - С. 231 -251.

206. Эткинд А. Культура против природы: психология русского модерна // Октябрь. 1993. - №7. - С. 168 - 192.

207. Unicus. Л. Андреев и его литературные герои. Нижний Новгород: Типография Губернского правления, 1910. - 10 с.193 III

208. Аверинцев C.C. Мистика // Большая советская энциклопедия: В 30 т. / Гл. ред. А. М. Прохоров 3-е изд. - М.: Советская энциклопедия. - Т. 16. -1974.-С. 333.

209. Батищев Г.С. Индивидуализм // Большая советская энциклопедия / Под ред. A.M. Прохорова. М.: Советская энциклопедия. - Т. 10. - 1972. - С. 187.

210. Блюменфельд В.М., Соловьева И.Н., Рабинович И.С., Муриан И.Ф. Драма // Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. / Гл. ред. А.А. Сурков. М.: Советская энциклопедия. - Т. 2. - 1964. - С. 777 - 797.

211. Гараджа В.И. Религия // Большая советская энциклопедия: В 30 т. / Гл. ред. А. М. Прохоров 3-е изд. - М.: Советская энциклопедия. - Т. 21. - 1975. -С. 629-631.

212. Драма // Краткий словарь литературоведческих терминов / Под ред. Л.И. Тимофееева, С.В. Тураева 2-е изд. - М.: Просвещение, 1985. - С. 36 - 38.

213. Корольков В.И. Метафизика // Большая советская энциклопедия: В 30 т. / Гл. ред. A.M. Прохоров 3-е изд. - М.: Советская энциклопедия. - Т. 16 -1974.-С. 423.

214. Михайлов А.В. Трагедия // Большая советская энциклопедия: В 30 т. / Гл. ред. A.M. Прохоров. 3-е изд. - М.: Советская энциклопедия. - Т. 26. -1977.-С. 132- 133.

215. Михайлов А.В., Шестаков Д.П. Трагедия // Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. / Гл. ред. А.А. Сурков. М.: Советская энциклопедия. - Т. 7. - 1972.-С. 588-593.

216. Религия // Энциклопедический словарь / Сост. Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. -СПб.: Типо-Литография И.А. Ефрона. Т. 26. - 1899. - С. 539 - 544.

217. Родина Т.М. Драма // Большая советская энциклопедия: В 30 т. / Гл. ред. A.M. Прохоров. 3-е изд. - М.: Советская энциклопедия. - Т.8. - 1972. -С.479 - 481.

218. Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.-511с.

219. Спиркин А.Г. Мировоззрение // Большая советская энциклопедия: В 30т. / Гл. ред. A.M. Прохоров. 3-е изд. - М.: Советская энциклопедия. - Т. 16. -1974.-С. 320-321.

220. Трагедия // Краткий словарь литературоведческих терминов / Под ред. Л.И. Тимофеева, С.В. Тураева 2-е изд. - М.: Просвещение, 1985. - С. 176 -178.

221. Философский словарь / Под ред. М.М. Розенталя. 3-е изд. - М.: Издательство политической литературы, 1972. - 496 с.

222. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Е.Ф. Губского, Г.В. Короблева, В.А. Лутченко М.: ИНФРА - М, 1999. - 576 с.

223. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Л.Ф. Ильичева, П.Н. Федосеева, С.М. Ковалева и др. М.: Советская энциклопедия, 1983. -839 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.