Художественный конкурс как средство актуализации процесса становления субъекта культуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Афанасьева, Ирина Владимировна

  • Афанасьева, Ирина Владимировна
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2011, Кемерово
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 181
Афанасьева, Ирина Владимировна. Художественный конкурс как средство актуализации процесса становления субъекта культуры: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Кемерово. 2011. 181 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Афанасьева, Ирина Владимировна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ СУБЪЕКТА КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ КОНКУРСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

1.1 Культура как способ деятельности человека, средство его развития и самовыражения.

1.2. Способы регуляции культурной деятельности.

1.3. Конкурсная деятельность как форма презентации субъекта культуры.

Выводы по первой главе.

ГЛАВА 2. РЕГУЛЯТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОНКУРСА В СТАНОВЛЕНИИ СУБЪЕКТА КУЛЬТУРЫ.

2.1. Влияние феномена состязательности художественного конкурса на становление субъекта культуры.

2.2. Механизмы культурной регуляции художественных конкурсов.

Выводы по второй главе.

ГЛАВА 3. ЦЕННОСТНАЯ АКТУАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТА КУЛЬТУРЫ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ КОНКУРСАХ.

3.1. Социокультурная ценность художественных конкурсов

3.2. Ценностное содержание процесса подготовки к художественным конкурсам.

3.3. Практика актуализации субъекта культуры в конкурсной деятельности на примере Кемеровской области.

Выводы по третьей главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественный конкурс как средство актуализации процесса становления субъекта культуры»

Актуальность проблемы исследования. Становление субъекта культуры связано с освоением коллективного культурного опыта, формированием собственных норм и представлений и осознанием своей индивидуальности. Одним из ресурсов, обеспечивающих развитие и становление личности в качестве субъекта культуры, являются различные социокультурные институты. К таким институтам относятся образовательные учреждения, в том числе и учреждения дополнительного образования детей, так как их деятельность направлена на интеллектуальное, духовное, творческое развитие личности, удовлетворение ее культурных и образовательных потребностей. Система дополнительного образования детей позволяет обеспечить комплексное воздействие на личность, формируя общую культуру деятельности, культуру мышления, культуру общения, этико-художественную культуру, в результате чего осуществляется ин-культурация и становление субъектов культуры.

В то же время серьезные трудности в процессе становления субъекта создает массовая культура, зачастую оказывая негативное влияние посредством тиражирования стереотипов мышления и поведения. Это приводит к диверсификации жизненных и ценностных ориентиров молодежи, девальвации ценностей старшего поколения. В качестве нормы, необходимой при осуществлении процессов социализации и инкультурации личности, требуется обращение к традициям. Именно традиция выступает культурным каноном, который предлагается усвоить и реализовать индивиду в его жизни. В сложившейся ситуации важно создавать условия для формирования субъекта культуры, обращаясь к образцам художественного творчества, закрепляющим в себе традиционные ценности и нормы, необходимые для становления личности в различных видах культурной деятельности.

Культурная деятельность носит регламентированный характер, а благодаря социальным институтам вырабатываются соответствующие регулятивные регламенты. Художественный конкурс, как форма культурной активности, предоставляет возможность индивиду проявить собственную уникальность, в то же время регулирует его поведение, оценивает его с точки зрения установленных культурно-ценностных норм. Конкурс позволяет выявить лидирующих участников в каком-либо виде творчества, предоставляет возможность проявить себя в процессе презентации собственного культурного опыта. Важным компонентом конкурсного взаимодействия является реализация принципа состязательности. Состязательность в условиях конкурса является мощным стимулом для развития креативности субъекта, инициирует появление нововведений и инноваций в художественной деятельности, а сравнение уровня результатов субъектов культурной деятельности (творческих коллективов, индивидуальных исполнителей и др.) дает представление о степени их культурного развития. В связи с этим возрастает значимость конкурсной деятельности, которая предполагает развитие инициативы и активности индивида, способствует его творческой самореализации. Одновременно конкурсы содействуют приобщению участников к различным видам художественного творчества, сохранению лучших традиций во всем многообразии жанров и форм.

Правомерность ориентации нашего исследования на изучение конкурсной деятельности подтверждается ежегодным увеличением количества проводимых художественных конкурсов, усилением внимания к ним со стороны общества и государства. Проблема заключается в том, что реальное состояние художественных конкурсов диктует необходимость изменения отношения к их подготовке, организации и содержанию. Имеет место некоторое непонимание сущности молодежной субкультуры и отдельных ее проявлений. Стихийность подходов к решению возникающих в конкурсной деятельности проблем ведет к тому, что не в полной мере используются возможности социокультурной регуляции в организации художественных конкурсов.

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие креативных личностей, реализация их потенциальных возможностей является одной из приоритетных задач современного общества, это обстоятельство еще более актуализирует тему исследования.

Степень научной разработанности темы. На сегодняшний день в научной литературе накоплен значительный фонд теоретических знаний, характеризующих сущность процесса становления личности как подлинного субъекта культуры. Вместе с тем анализ многочисленных концепций социализации и ин-культурации показывает, что не существует единой всеохватывающей теории становления субъекта культуры; из всего многообразия подходов, тенденций и научных школ можно выделить ряд основополагающих направлений, являющихся основными в решении вопросов, поставленных в диссертационном исследовании.

Первую группу работ составляют концепции деятельностного подхода. В культурологии это работы таких авторов, как А. И. Арнольдов, Э. А. Балл ер, В. Е. Давидович, Ю. А. Жданов, М. С. Каган, Л. Н. Коган, В. М. Межуев, Э. С. Маркарян и др. Несмотря на то, что перечисленные авторы являются представителями различных направлений, существующих в рамках деятельностного подхода, их идеи имеют общую методологическую основу. Деятельность определяется учеными как форма социокультурной активности, направленная на преобразование действительности, специфическое субъектно-объектное отношение к миру. Различные теории деятельности созданы в психологии в работах К. А. Абульханова-Славской, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, В. И Слободчикова, Э. Г. Юдина и др. Включение в деятельность — основной путь развитая индивида, формирования в нем личностных качеств. Как отмечают исследователи, реализовать себя человек может только в деятельности.

Вторую группу составляют работы, посвященные изучению проблемы развития личности в пространстве культуры (М. М. Бахтин, Н. А. Бердяев, Г. С. Батищев, В. А. Конев, Н. Б. Крылова, К. Леви-Строес, Ю. М. Лотман, Ю.А. Лукин, Б. Малиновский, Т. И. Ойзерман, С. И. Олифер, П. Тейяр де Шарден, Э.

Фромм, А. Я. Флиер, Н. Е. Щуркова и др.) Субъекты культуры эволюционируют от природных оснований бытия к социальным и гуманистическим. Становление и развитие субъекта культуры рассматривается как многоэтапный процесс вовлечения человека в культуру. Насыщенная культурная среда задает высокий ценностный уровень отношений, определяющий индивидуально-личностное развитие человека и формирующий его как субъекта культуры.

Третья группа работ посвящена аксиологической интерпретации культуры, заключающаяся в исследованиях сферы бытия человека, которую называют миром ценностей (М.С. Каган, Э. Кассирер, А. Н. Максимов, Б. Г. Ольшанский, Н.С. Розов, Г. Риккерт, К.Б. Соколов, М. Шелер, и др.) Признание культуры ценностно-нормативной системой, регулирующей и определяющей всякую социальную практику и синтезирующей все виды деятельности человека, формирует специфический предмет научного знания о культуре. Для данного исследования важно, что приобщение к художественной культуре означает приобщение к процессу создания, распространения и потребления ценностей культуры, которые оказывают воздействие на процесс становления субъекта культуры и влияют на духовную культуру общества в целом.

Четвертая группа работ характеризуется обращением к проблематике ин-ституционализации культуры, ее соционормативного регулирования (А. И. Арнольдов, М. Вебер, Э. Дюркгейм, В. С. Жидков. Н. С. Злобин, JL Г. Ионин, О. Конт, Г. Спенсер, К.Б. Соколов, П. Г. Щедровицкий и др.) Работы A.C. Абакумова, Ж. Гурвича, В. С. Нерсесянца, Т. Парсонса посвящены проблеме социального контроля и его функциям. Существенным для нашего исследования является положение о том, что функция социального контроля заключается в том, чтобы минимизировать расхождения между социальными ожиданиями и фактическим поведением индивидов.

Пятую группу составляют работы, посвященные рассмотрению различных видов конкурсной деятельности. Анализ исследований показывает, что из всех видов конкурсов достаточно широко рассматривается проблема профессиональных педагогических конкурсов (Е. И. Власова, В. А. Дубровская, Г. И. Зимина, К. А. Митрофанов, Н. В. Немова, Е. М. Пахомова, С. В. Старобинский, Т. А. Соколова, 3. Ю. Смирнова и др.)

Проведенный анализ позволяет нам сделать вывод о том, что монографические издания по теме исследования практически отсутствуют, поэтому мы обращаемся к материалам авторефератов кандидатских и докторских диссертаций. Для прояснения теоретического аппарата в процессе исследования были использованы справочные издания. Отдельную группу работ составили публикации периодических изданий по анализу результатов конкурсной деятельности.

Актуальность данной тематики, ее недостаточная разработанность, насущная потребность пересмотра традиционных подходов к определению художественных конкурсов как способа реализации субъекта культуры обусловили формулировку основной проблемы, решаемой в данном исследовании. Проблема исследования связана с определением потенциальной меры преодоления бинарных оппозиций, возникающих в осуществлении конкурсной деятельности и связанных с противоречием норм, выступающих в качестве регулятивных оснований культурной деятельности, и актуальных ценностей, способствующих самореализации субъекта в контексте социокультурных практик.

Объект исследования — институциональная сфера художественной культуры.

Предмет исследования — художественный конкурс как организационная форма культурной деятельности.

Цель исследования — выявление влияния феномена художественного конкурса на актуализацию процесса становления субъекта культуры.

Целевая установка обусловила соответствующий ей комплекс задач:

1. Исследовать условия и принципы организации конкурсов в контексте деятельностного подхода.

2. Проанализировать содержание конкурсной деятельности и её влияние на процесс становления субъекта культуры.

3. Выявить регулятивные механизмы организации и проведения художественных конкурсов.

4. Исследовать ценностное содержание процесса актуализации субъекта культуры в художественных конкурсах.

5. Рассмотреть различные практики организации художественных конкурсов и их влияния на становление субъекта культуры.

Методологической основой исследования являются следующие подходы к определению сущности феномена конкурсного движения: деятельностный, аксиологический и соционормативный.

В качестве базы для диссертационного исследования использовались методологически значимые идеи следующих авторов: М. С. Кагана, Н. Б. Крыловой, Э. С. Маркаряна, А. М. Новикова, Т. Парсонса, В. И. Слободчикова, А. Я. Флиера и др.

В соответствии с целью и задачами, поставленными в исследовании, имеющем междисциплинарный характер, использовался комплекс теоретических и эмпирических методов: анализ, систематизация и сравнительное сопоставление эмпирических данных, методы экспертных оценок и проектирования; эмпирические методы - изучение документации и результатов творческой деятельности субъектов художественных конкурсов (участников, экспертов), наблюдение, опросные методы (анкетирование, интервьюирование).

База исследования. В диссертационном исследовании рассмотрение художественных конкурсов осуществлялось в учреждениях дополнительного образования детей (ОУ ДОД), ранее известных как внешкольные учреждения. Социальная и культурообразующая ценность дополнительного образования заключается во взаимодействии полипрофессиональных и поливозрастных общностей, его личностно-ориентированном, личностно-деятельностностном подходах. Добровольный выбор видов деятельности, эмоционально насыщенные отношения, подвижные границы между культурно-познавательными, культурно-творческими и рекреационными элементами значительно ускоряют и облегчают процесс их адаптации к различным видам деятельности, создают условия для самовыражения и самоутверждения жизненной позиции субъекта, активного проявления потенциальных творческих возможностей. Основной базой исследования явились Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Областной центр дополнительного образования детей» г. Кемерово и 78 муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей, подведомственных департаменту образования и науки Кемеровской области (ДоиН КО).

Научная новизна диссертационного исследования.

1. Выявлено, что специфика художественных конкурсов заключается в организационном оформлении феномена творческой состязательности и в преобразовании его результатов в такие свойства субъекта, как активность в освоении культуры и ценность представленных художественных моделей деятельности, их аутентичность, традиционность либо оригинальность и иннова-ционность.

2. Установлено, что процесс становления и развития субъекта культуры управляемый, регулируется средовыми влияниями и основан на творческой деятельности, в процессе которой осваивается художественная действительность в конкретном виде искусства, создаются артефакты. При этом личность избирательно относится к культуре и строит свою индивидуальную модель культуры.

3. Доказано, что регулятивная функция художественных конкурсов, с одной стороны, акцентирует культурные нормы, такие как эстетические идеалы, образцы, каноны, традиции, допустимые технологии деятельности, а с другой стороны, стимулирует художественно-творческую деятельность в направлении заданного вектора социального развития и дает возможность индивидуальной оценки ее культурной значимости. При этом совокупность традиционных образцов не только воспринимается и усваивается субъектом, но и интерпретируется, наделяется конкретным смыслом, ценностно и эмоционально окрашивается.

4. Выявлено, что к функциональным задачам социокультурной регуляции в художественных конкурсах можно отнести согласование во времени и процессуальной последовательности осуществляемых действий, их взаимную корректировку в процессе совместной деятельности, выработку критериев оценки достигнутых результатов, их утилитарную эффективность и социальную приемлемость последствий этой деятельности. В художественных конкурсах социокультурная регуляция не отличаются чрезмерной жесткостью, оставляя субъектам деятельности возможности для творческой импровизации, варьирования, поиска, инноваций, что имеет большое значение с точки зрения адаптивной пластичности форм социокультурной практики в интересах развития технологий в различных видах художественной деятельности.

5. Установлено, что критерии конкурса являются культурными эталонами, которые не только задают определенный язык общения для участников различных видов художественной деятельности, но и предполагают культурную самостоятельность субъектов, позволяют им вступать в различные взаимодействия, направленные на освоение, создание, а также сохранение и распространение культурных ценностей.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Конкурсная деятельность — это сложное социокультурное взаимодействие, которое выполняет функции сохранения и обновления культурных традиций общества, это процесс системной передачи нормативно-ценностного и творческого опыта, способствующий активному культурному самоопределению, саморазвитию и самореализации субъекта.

2. Процесс становления и развития субъекта культуры в конкурсной деятельности управляемый, регулируется влияниями среды и основан на творческом освоении художественной действительности в конкретном виде искусства. При этом субъект избирательно относится к культуре и строит свою индивидуальную модель.

3. Художественный конкурс — это специально разработанная процедура включения участников в соревнование, условия организации и проведения которого определяются в положении о конкурсе. Одним из регулятивных механизмов конкурсов является состязательность. Это проявление творческих действий субъектов, которые обеспечивают ценностное единение его участников и формирует условия и средства самореализации индивидов.

4. Участники конкурсной деятельности включены в процесс присвоения ценностей художественной культуры, в постижение воплощенных в них художественных образов, это выводит их на качественно новый уровень культурного развития и является стимулом самореализации в культурном пространстве.

5. Для успешного становления субъекта культуры необходимо создание насыщенной, культурно-познавательной среды, где индивидуальность каждого может проявиться в продуктивной деятельности. Разнообразные организованные формы по системной передаче культурного, ценностного опыта реализуются при подготовке к художественному конкурсу в учреждениях дополнительного образования детей. Конкурсы регионального уровня расширяют поле самореализации субъектов, способствуют самоопределению и становлению субъектов культуры, динамика которых определяется через создание условий и выбора новых смыслов деятельности.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно вносит вклад в осмысление процесса организации и проведения художественных конкурсов на основе деятельностного и аксиологического подходов.

Материалы и выводы проведенного исследования обращают внимание на специфику экспертной оценки результатов художественно-творческой деятельности, определяют основные подходы к установлению нормативных критериев оценки художественных конкурсов, что является определенным вкладом в разработку вопросов культурологии.

Эксплицированы понятия: «конкурсная деятельность», «художественный конкурс», «состязательность в художественном конкурсе», «самовыражение», «самореализация», «самоактуализация», «экспертиза результатов конкурса», которые позволяют интегрировать достижения культурологии, психологии, социологии, философии, расширяют проблемное поле культурологии.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в разработке областной программы по организации конкурсной деятельности в учреждениях дополнительного образования детей «Юные звезды Кузбасса» департамента образования и науки Кемеровской области (ДОиН КО); учебно-методического пособия «Организация художественных конкурсов»; методических материалов по организации и проведению художественных конкурсов в учреждениях дополнительного образования детей; учебной программы спецкурса «Конкурсное движение - основа повышения мастерства педагога», для работников сферы образования, сборников положений о проведении художественных конкурсов и аналитических материалов по их результатам в рамках областной программы «Юные звезды Кузбасса» ДОиН КО. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы на курсах повышения квалификации работников культуры и образования; в учебном процессе подготовки будущих специалистов сферы культуры и дополнительного образования в институтах и колледжах; в научно-методических лабораториях по изучению проблем художественной культуры, в практической деятельности организаторов художественных конкурсов.

Обоснованность и достоверность исследования обеспечена использованием исходных методологических положений, междисциплинарным подходом к изучению предмета исследования; целесообразным сочетанием теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его предмету; востребованностью предлагаемых научно-методических разработок в системе образования Кемеровской области.

Апробация исследования осуществлялась посредством публикаций и выступлений автора на научно-практических конференциях различного уровня: международного — «Теоретические и практические основы профильного и профессионального самоопределения учащихся и молодежи в условиях реформирования общего и профессионального образования РФ» (Кемерово, 2009); всероссийского — «Народно-певческое образование в России: проблемы и пути развития» (Москва - Кемерово, 2006); «Создание интегрированного образовательного пространства для развития детской одаренности: детский сад - школа -университет» (Томск, 2010); «Проблемы социализации детей, нуждающихся в поддержке государства, и опыт их преодоления» (Кемерово,2010); меэюрегио-налъного — «Компетентностный подход в дополнительном образовании» (Томск, 2009); регионального — «Дополнительное образование детей как ресурс развития муниципальной системы образования» (Новокузнецк, 2010); на проблемных семинарах, курсах повышения квалификации педагогов и руководителей учреждений дополнительного образования детей Кемеровской области с 2003 по 2010 годы.

Материалы, полученные в процессе исследования, отражены в публикациях автора в научной печати. В настоящее время результаты исследования внедрены в практику работы ГАОУ ДОД КО «Областной центр дополнительного образования детей» и ОУ ДОД Кемеровской области, ГОУ ДПО (ПК) С «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования».

Диссертация в полном объеме обсуждалась на кафедре социологии, политических отношений и права ФГОУ ВПО «Кузбасский государственный технический университет».

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Список литературы включает 196 источников.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Афанасьева, Ирина Владимировна

Выводы по третьей главе

Для успешного становления субъекта культуры необходимо создание насыщенной, эмоционально богатой, культурно-познавательной среды, где индивидуальность каждого может проявиться в продуктивной деятельности, ведущей к самореализации с последующим достижением значимых для субъекта результатов.

Роль художественных конкурсов заключается в организации культурной среды, которая способствует развитию индивидуальных интересов субъектов, влияет на формирование мировоззрения и содействует становлению субъекта культуры.

Несмотря на различие направленности художественных конкурсов, их цели совпадают и ориентированы на приобщение субъектов к традиционной и современной культуре и выявление наиболее талантливой молодежи в современных и традиционных жанрах художественного творчества.

Создание таких ситуаций, как творческо-художественная деятельность в процессе подготовки к конкурсу, предоставляет субъекту условия для самовыражения и является возможностью сохранения национально-культурного своеобразия в качестве отечественной и общечеловеческой ценности. Определены условия активизации творчества субъекта в процессе подготовки к художественному конкурсу.

В процессе конкурсной деятельности происходит усвоение, как традиционных норм культуры, так и инновационных образцов художественно-творческой деятельности. Интеграция индивидуальной и групповой работы субъектов создает формы художественной деятельности, стимулирующие их развитие. Происходит индивидуальное становление субъектов в современном культурно-историческом пространстве, происходит культурное самоопределение и творческий поиск, активное накопление разнообразного культурного опыта.

На этапе становления субъекта культуры приоритет отдается индивидуализации и связанной с ней культурной идентификации, основанной на культурном интересе и творческой, продуктивной деятельности. В итоге культурного самоопределения во время подготовки к конкурсу субъект присваивает общечеловеческие и культурные ценности, идентифицирует себя с определенной культурой.

В художественном конкурсе ценности служат ориентиром деятельности, так как с их помощью конкурсная деятельность становится мотивированной и целенаправленной. Самостоятельный мотивированный выбор деятельности значительно усиливает интерес и активность субъекта. В процессе подготовки к конкурсу субъект осмысливает, принимает культурнозначимую для него лично информацию и выстраивает собственные ценности и нормы.

Несмотря на различие в протяженности, в формах и содержании художественных конкурсов, в них можно выделить четыре основных этапа: подготовительный, презентационный, аналитический и постконкурсный.

Подведение итогов художественных конкурсов направленно на выявление уровня развития художественной деятельности, которое заключается в анализе способов достижения целей, значимых с точки зрения их культурной ценности, творческого самовыражения.

Представленный экспертами публичный анализ и прогноз тенденций развития художественного творчества позволяет влиять на ценностные ориентации его участников. В когнитивном аспекте позволяет систематизировать их знания о национальных духовных ценностях современного общества, в эмоциональном аспекте отражать степень личностного переживания художественных образов и определяет их художественную ценность, в деятельностном аспекте позволяет корректировать проявившиеся негативные тенденции художественной деятельности и рекомендовать план действий по их устранению.

Конкурсная деятельность участников художественных конкурсов - это сложное социокультурное взаимодействие ее субъектов, которое выполняет функции сохранения и обновления культурных традиций общества, это процесс системной передачи нормативно-ценностного и творческого опыта и форма деятельности, способствующая культурному самоопределению, саморазвитию и самореализации субъекта.

Сформулированы ведущие ориентиры конкурсной деятельности, способствующие активному становлению субъекта культуры, в числе которых следующие принципы: состязательности, свободы, успеха, поддержки, индивидуальности, становление активной личностной позиции, рефлексивности. Определены условия их реализации.

Оптимизация конкурсной деятельности означает достижение такого качества организации культурной деятельности, которая обеспечивает реальную возможность вхождение субъекта в культуру посредством восприятия культурных ценностей, положительной динамики субъективного проявления значимых качеств личности, продуктивности культурной деятельности, выраженной в соответствующих предметно-практических достижениях, готовность воспринять что-то новое и реализовать его с пользой для своего развития.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В соответствии с целью и задачами диссертационной работы проведено исследование художественных конкурсов в практике деятельности ОУ ДОД. Методология исследования позволила выявить степень влияния художественных конкурсов на активизацию процесса становления субъекта культуры и определить условия, оказывающие существенное воздействие на данный процесс.

Ведущими методологическими принципами построения исследования являются деятельностный и аксиологический подходы, благодаря чему стало возможным раскрытие взаимосвязи интересов, мотивов и целей и технологий художественной деятельности в процессе конкурсной деятельности. Подводя итоги нашей научно-исследовательской работы, мы можем сформулировать следующие основополагающие выводы:

Конкретизировано понятие «конкурсная деятельность», под которым понимается сложное социокультурное взаимодействие ее субъектов, которое выполняет функции сохранения и обновления культурных традиций общества, это процесс системной передачи нормативно-ценностного и творческого опыта и форма деятельности, способствующая культурному самоопределению, саморазвитию и самореализации субъекта.

Установлено, что участие в конкурсе позволяет демонстрировать общекультурную компетентность и способности его участников в условиях состязательности и общественного признания, а компетентность и самореализация взаимосвязаны в личностных достижениях. Оценить компетентность возможно через оценивание достижений, удовлетворенность процессом и результатом художественной деятельности (самореализацию). Такой способ оценки используется в процессе конкурсной деятельности.

В ходе проведенного исследования обоснованы ключевые теоретические идеи и принципы, раскрывающие специфику художественных конкурсов. Пришли к заключению, что это феномен культурной реальности, самоценный вид деятельности, имеющий свои ценности, традиции и способствующий активному самоопределению, саморазвитию и самореализации субъекта. Художественный конкурс — вид культурной деятельности, в котором осуществляется активное взаимодействие его участников, в результате чего изменяется личностное отношение к художественно-творческой деятельности всех его субъектов, проявления культурной активности осуществляется за счет притока усилий субъектов, которые «синтезируют» культуру в личностных формах

Специфика художественных конкурсов выражается в том, что они ориентированы на деятельность, в процессе которой осваивается культурная действительность в конкретном виде художественного творчества. Ее результаты могут быть индивидуальными или групповыми и ориентированными на обеспечение свободы самоопределения, саморазвития, становления субъективной позиции, в освоении культуры и создают условия для свободного развития способностей, талантов, компетенций, необходимых для успешной социализации. Также выступают катализатором проявления индивидуальности и в то же время наполняют индивидуальную деятельность социальным содержанием через потребность в самовыражении, в признании другими людьми достижений субъекта, представляют перспективу творческого отношения к реальности. Субъект воспринимает реальность как совокупность различных возможностей для реализации своего жизненного побуждения, то есть являются действенным средством развития творческой активности субъектаего эмоциональной сферы, формирования духовной культуры, а получение признания в конкурсе мотивирует субъекта к дальнейшей деятельности и нацеливает на развитие компетенций.

Установлено, что особенность художественных конкурсов организуемых в системе дополнительного образования детей, в том, что в них принимают участие субъекты, которые находятся на этапе инкультурации, культурного становления и культурной идентификации. Понимание идеального в художественной деятельности участников конкурса различно, объединяющим фактором в этом случае становятся современные нормы культуры.

Выявлено, что создание художественного образа, предъявляемого в конкурсе воспитанников ОУ ДОД, основывается на творческом сотрудничестве субъектов в художественной деятельности по достижению общей цели. При такой организации участники конкурса, дополняя друг друга, образуют систему отношений содействия, в которой творческие возможности, способности партнеров реализуются достаточно полно и достигают качественно нового уровня развития и изменения личных установок всех участников конкурса. Итог этой деятельности представляет собой индивидуальные результаты личности, которые в случае успеха переходят в результаты общекультурные.

Установлено, что в процессе подготовки к художественному конкурсу субъект осваивает не только актуальную художественную культуру, но и потенциальную (забытую, неизвестную или инновационную), формирует индивидуальный эстетический идеал и проявляет его через создание художественного образа, с его помощью социальные идеи, моральные нормы, эстетические ценности общества становятся частью его личности, а получение признания в кон! курсе мотивирует субъекта к дальнейшей деятельности, нацеливает на развитие компетенций.

Доказано, что взаимодействие норм культуры, с одной стороны, фиксируют констатацию общепризнанных культурных норм, таких как эстетические идеалы, образцы, каноны, традиции, допустимые технологии деятельности, а с другой стороны, стимулируют художественно-творческую деятельность в направлении заданного вектора социального развития и дают возможность индивидуальной оценки ее культурной значимости. При этом совокупность традиционных образцов не только воспринимается и усваивается субъектом, но и интерпретируется, наделяется конкретным смыслом, ценностно и эмоционально окрашивается.

Определено, что в художественном конкурсе ценности играют роль эталонов, так как с их помощью конкурсная деятельность становится мотивированной и осмысленной. Это могут быть ценности, выработанные историей культуч ры конкретного общества, и ценности свойственные представителям различных поколений и субкультур.

Уточнено, что к основным функциональным задачам социокультурной регуляции в художественных конкурсах относятся согласование целей, задач, принципов и технологий совместных действий; взаимокорректировка их в процессе совместной деятельности; выработка критериев оценки результатов, социальной приемлемости последствий этой деятельности. Одним из регулятивных механизмов конкурсов является состязательность, которая способствует проявлению творческих действий субъектов, обеспечивает ценностное единение его участников, формирует условия и средства самореализации индивидов.

Выявлено, что результатом конкурсной деятельности для его участников становятся духовно-нравственные приобретения: опыт эстетического самоопределения, опыт художественно-творческой самореализации, опыт взаимодействия, эмоционального переживания и позитивного отношения к культурным и национальным ценностям, опыт самостоятельного действия в открытом социуме.

Установлено, что культурный опыт, приобретаемый в процессе подготовки и участия в художественном конкурсе, выступая специфической характеристикой практики, не может рассматриваться только как категория деятельности. Наряду вычленением в нем цели, содержания, результатов, организации и специфики условий художественной деятельности, к компонентам культурного опыта субъекта можно отнести и такие особенности, как знание национальной культуры, социально-исторического наследия, технологий художественной деятельности (умение выбрать оптимальное сочетание приемов и средств и использовать их для реализации художественного замысла) и личностные качества (инициатива, активность, работоспособность, мобильность и т.п.).

Выявлено, что критерии конкурса являются теми культурными ориентирами, которые не только задают определенный язык общения для участников различных видов художественной деятельности, но и предполагают культурную самостоятельность индивидов, позволяют им вступать в различные взаимодействия, позволяют обнаружить устойчивую взаимосвязь между отдельными элементами творческой деятельности и прогнозировать «зону ближайшего развития» культурной деятельности и обусловливать соответствующие этому направлению способы регулятивного воздействия.

Установлено, что мониторинг результатов художественных конкурсов обеспечивает своевременную коррекцию и стимулирование оптимальной организации культурной деятельности творческих коллективов ОУ ДОД. Диагностика результатов культурной деятельности, как разновидность познания, имеет свои специфические особенности. Они заключаются в следующем: во-первых, это выявление степени совпадения реального состояния диагностируемого объекта с нормативно-оптимальным уровнем на данный момент времени; во-вторых, это срезовое исследование; в-третьих, этот процесс несет отпечаток субъективности, так как деятельность эксперта - сверхсложная деятельность, призванная идентифицировать и реконструировать уникальное содержание результатов культурной деятельности

Выявлено, что конкурсная деятельность предоставляет широкий диапазон форм и методов развития рефлексивной культуры его участников, способствует формированию умений самоанализа и самооценки, потребности в рефлексии событий коллективной и индивидуальной деятельности. Формирует индивидуальное отношение субъекта к миру человеческой культуры, позволяет приобрести опыт творческого созидания, самопроектирования и саморефлексии. Чем богаче указанный опыт, тем ярче и многограннее личность, а сочетание в конкретном человеке общих и уникальных черт и качеств содействует становлению субъекта, впитавшего ценности культурного достояния человечества.

Эффективность предполагаемых теоретических подходов доказана в процессе практической деятельности по организации художественных конкурсов, которая подтвердила основные теоретические положения диссертации.

Проведенное исследование не претендует на полноту всестороннего раскрытия исследуемой проблемы. За рамками данного диссертационного исследования оставлена детальная проработка и обоснование и технологий подготовки конкурсантов различных жанров искусства и особенности создания художественного образа. Перспективными направлениями дальнейших исследований могут стать определение профессионально ведущих качеств личности эксперта, разработка показателей индикаторов и определения культурного уровня творческих коллективов различных жанров. В этом мы видим логическое продолжение наших исследований.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Афанасьева, Ирина Владимировна, 2011 год

1. Абакумов С. А Развитие гражданского общества как фактор — оптимизации социального контроля над деятельностью государства в условиях глобализации: социологический аспект: дис. . канд. социологических наук — М., 2006.-С.65.

2. Абдуллаев А. М. Эстетическая культура (теоретико-методологический аспект): монография. — Ташкент: «Фан», АН УзССР. — 1991. — 91 с.

3. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности — М.: Наука, 1980.-336 с.

4. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. -М.: Изд во МГУ, 1990. - 239 с.

5. Алексеев Н. Г. Принципы и критерии экспертизы программ развития образования // Вопросы методологии. 1994. - № 1-2. - С. 59-68.

6. Альтшуллер, Г. С. Творчество как точная наука: монография М.: Наука, 1979. —175 с.

7. Ананьев, Б. Г. Формирование одаренности (способности и склонности) -// Развитие индивидуальности человека: сб. статей / под ред. Б. Г. Ананьева. — Л.: Наука, 1962.-С.15-36.

8. Ананьев Ю. В. Культура как интегратор социума-Н. Новгород.: Изд-во ННГУ, 1996.-174 с.

9. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. -М.: Прогресс, 1984. -386 с.

10. Арнольдов А. И. Наука постижения культуры // Народное образование. 1998.-№ 5.-С. 184-203.

11. Асмолов А. Г. Деятельность и установка — М., 1997. 151 с.

12. Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание, управление. М.: Наука, 1981.-212 с.

13. Афанасьев В. Г. Социальная информация. — М.: Наука, 1994. — 199 с.

14. Афанасьев Ю. Л. Социально-культурный потенциал художественной деятельности Львов: Сайт, 1990.-С. 112.

15. Ахиезер А.С. Архаизация в российском обществе как методологическая проблема // ОНС. 2001. - № 2. - С. 89.

16. Бабицкая М. А. Педагогические условия самореализации подростков во внешкольной работе: автореф. дис. . канд. пед. наук. — Минск: Белорусский гос. пед. ун-т, 2001. 18 с.

17. Баженов Л. М., Пеня Т. Г. Комплексное воздействие искусств в процессе художественного образования учащихся // Советская педагогика. — № 12. -1988.-С. 43-45.

18. Бажов С. И. Проблемы культуры и цивилизации в философско-исторической концепции Н. Я. Данилевского // Социальная философия в России в XIX веке., 1985. С. 111-134.

19. Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание М.: Нов. Москва, 1995.-190 с.

20. Балл ер Э. А. Социальный прогресс и культурное наследие. — М.: Наука, 1987.-225 с.

21. Баранова Е. В. Проблема самореализации личности (философско-культурологический аспект): дис. . канд. философ, наук. -М., 1992. 17 с.

22. Батищев, Г. С. Диалектика творчества: монография. М.: Наука, 1984.- 463 с.

23. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — изд.2-е, стереотипное-М.: Школа, 1986.-С. 17-19.

24. Бердяев Н. А. Философия свободы: смысл творчества.- М.: Правда, 1989.-607 с.

25. Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2-х томах М.: Искусство, ИЧП Лига, 1994. - Т. 1 - 541с.; Т. 2 - 50 8 с.

26. Берзин В. Ю. Особенности функционирования культуры как вида деятельности. Свердловск: Изд-во УНЦ АН СССР, 1979.- С. 58 - 59.

27. Библер В. С. Диалог. Сознание. Культура: (идея культуры в работах М. М. Бахтина). -М.: Одиссей, 1989.-70 с.

28. Библер В. С. Нравственность. Культура. Современность // Философские размышления о жизненных проблемах. -М., 1990. 285 с.

29. Библер В. С. От наукоучения к логике культуры. — М.: Политиздат, 1991.- 412 с.

30. Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981. - 95 с.

31. Богоявленская, Д. Б. Творческая работа просто устойчивое словосочетание // Педагогика 1998. - № 3. - С. 29-36.

32. Бодалев А. А. Восприятие и взаимопонимание человека человеком. -М.: Изд-во МГУ, 1982. 199 с.

33. Божович JI. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение. 1979. - 297с.

34. Борев Ю.Б. Эстетика. М,: Высш. шк., 2002. - 511с.

35. Брагинский В. П. Искусство и философия: монография. Калининград: Янтарный сказ, 1999. - 704 с.

36. Буева Л. П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. -216 с.

37. Булатов М. А. Деятельность и структура философского знания. — Киев, 1976.-215 с.

38. Бухвалов В. А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. - С. 3.

39. Ванслов В. В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. -М.: Прогресс, 1966. 118 с.

40. Васюков О. К. Художественная культура и гармоническое развитие личности. — Киев: Наукова думка, 1982. — 239 с.

41. Видт И. Е. Культурологические основы образования. Тюмень: Изд -во ТюмГУ, 2002. - 164 с.

42. Видт И. Е. Культурологическая интерпретация эволюции образовательных моделей:// Педагогика. 2003. - № 3. - С. 32-38.

43. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: учеб.- метод, пособие / под ред. Т. Я. Шпикаловой, Г. А. Покровской. М. : ВЛАДОС, 2000.-272 с.

44. Волков Ю. Г., Поликарпов В. С. Интегральная природа человека: Естественно-научный и гуманистический аспекты. — Ростов н. Д.: Изд-во Ростовского ун-та, 1993.-С.83.

45. Воспитание индивидуальности: учеб. метод, пособие / под ред. Е. Н. Степанова. - М.: ТЦ «Сфера», 2005. - 224 с.

46. Воспитание сегодня: традиции, инновации, результативность: Материалы научно-практической конференции / Состав. О. Лепнева, Е. А. Тимошко. Великий Новгород: Изд-во НРЦРО, 2003. - 76 с.

47. Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1977. - 379с.

48. Гегель Г. В. Ф. Эстетика: в 4 т.- М.: «Искусство», 1968. T. I - 331 с .

49. Гершунский Б. С. Образование как религия третьего тысячелетия: гармония знания и веры М.: Педагогическое общество России, 2001. - 127 с.

50. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. -М.: Школа-Пресс, 1995. 448 с.

51. Грановская Р. М., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб.: Изд-во OMS, 1994. - 192 с.

52. Гусев В. Е. Русская народная художественная культура (теоретические очерки). СПб, 1993. - 110 с.

53. Давидович В. Е., Жданов, Ю. А. Сущность культуры. Ростов н Д.: Изд-во Ростовского ун-та, 1979. - 264 с.

54. Давыдов В. В. Новый подход к пониманию структуры и содержания деятельности // Вопросы психологии. 2003. - №2. — С. 42-49.

55. Давыдов Ю. Н. Труд и искусство: Избранные сочинения / сост. В.В. Сапов. -М.: Изд-во Астрель, 2008. 670 с.

56. Деятельность: теории, методология, проблемы Текст. / Сост. И. Т. Касавин. М.: Политиздат, 1990. -366 с.

57. Долматова Т. А. Организационно-педагогические условия развития качеств творческой личности детей в системе дополнительного образования: дис. канд. пед. наук / Т. А. Долматова. М., 2001. - 164 с.

58. Дыои Дж. Психология и педагогика мышления / пер. с англ. Никольской Н. М. М.: Изд-во Совершенство, 1997. - С. 116.

59. Егле JI. Ю. Музыкальный фольклор в контексте современной культуры Сибири: дис. канд. культурологии. Кемерово, 2005. - 160 с.

60. Емельянцев С. JI. Конкурсы достижений как средство самореализации старшеклассников: дис. . канд. пед. наук. СПб, 1999. — 172 с.

61. Ершов В. А. Агональное как предмет социально-философского исследования: диссертация. кандидата философских наук. М., 2007. - 163 с.

62. Жидков B.C. Культурная политика России: теория и история. М.: Изд-воРАГС, 2001. -314 с.

63. Журавлев В. В. Мир художественной культуры. — М.: Мысль, 1987. -С.16-17, 22,24

64. Завершинский К. Ф. Культура и культурология в жизни общества: учебное пособие / Под научи, ред. В. П. Большакова. Великий Новгород: Изд-во НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - С. 73-74.

65. Зайцев А. И. Культурный переворот в Древней Греции 8-5 вв. до н.э. -Л, 1985.-С. 81, 88.

66. Захаров А. А., Захарова Т. Г. Как написать и защитить диссертацию -СПб.: Изд- во Питер, 2003. 157 с.

67. Зеленов JI.A. Становление личности. — Горький.: Волго-Вятское кн. Изд-во, 1989.-103 с.

68. Зименко В. М. Гуманизация искусства: монография. М.: Изд-во Художник РСФСР, 1971. -141 с.

69. Зимина Г. И. Методическое обеспечение профессионального конкурса «Учитель года Москвы» на уровне учебного округа // Методист. 2004. - № 10. -С. 46-52.

70. Злобин Н. С. Культура и общественный прогресс. — М.: Наука, 1980. — 303 с.

71. Иванников В. А. Формирование побуждения к действию // Вопросы психологии 1985. - № 3 - С. 120 -126.

72. Ильенков Э. В. Философия и культура. М., 1991. - 464 с.

73. Ильин И. А. Путь к очевидности. М.: Изд-во Республика, 1993. -431 с. - (Мыслители XX века).

74. Илюшин JT. С. Ориентация педагога на личностные достижения учащихся в общеобразовательной школе: автореф. дис. . канд. пед. наук / Л.С. Илюшин. СПб.: Изд-во РГПУ, 1995. - 17 с.

75. Ион Э. Проблемы культуры и культурная деятельность. М.: Прогресс, 1969. С.-36-37, 99.

76. Ионин Л. Г. Социология культуры. М.: Логос, 1998. - 278 с.

77. Искусство и искусствоведение: теория и опыт: Сценическая педагогика: сборник науч. тр. / под ред. Г. А. Жерновой. Кемерово: Изд-во Кемеровск. гос. академия культуры и искусств, 2002. — Вып. 1. — 195 с.

78. Искусство и искусствоведение: теория и опыт: Театр в зеркале конфликта: сбор. науч. тр. под ред. Г. А. Жерновой. Кемерово: Изд-во КемГАКИ, 2003. - Вып. 2. - 250 с.

79. Искусство и искусствоведение: теория и опыт: Театральное пространство Сибири: сбор. науч. тр. / под ред. Г. А. Жерновой. Кемерово: Изд-во КемГУКИ, 2004.-Вып. 3. - 294 с.

80. Каган М. С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа. — М.: Политиздат, 1974. С. 185, 208 - 213.

81. Каган М. С. Философская теория ценности. СПб: Изд-во Петрополис, 1997. -С. 205

82. Каган М. С. Философия культуры. СПб: ПИТЕР, 1998. - 448 с.

83. Каргин А'. С. Народное художественное творчество: Структура, формы, свойства.-М.: Музыка, 1990. 141 с.

84. Каргин А. С. Народная художественная культура / А. С. Каргин. М. : Изд-во Гос. республ. центр рус. фольклора, 1997. — 288 с.

85. Кемеров В. Е. Социальная философия: учебник для высшей школы. -М. : Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. С.254.

86. Китаев П. М. Культура человеческое измерение (По материалам исследований в СССР в период 20 80-х годов). — СПб.: Изд-во СПб университета, 1997.- С. 21.

87. Коган, JI. Н. Культура и творчество масс.— Свердловск: Изд-во УНЦ АН СССР, 1976.-С. 11-13.

88. Коган, JT. Н. Всестороннее развитие личности и культура / JI. Н. Коiган. М.: Знание, 1981. -46 с.

89. Коган JI. Н. Теория культуры. Екатеринбург: Изд-во ЕГУ, 1989. -212 с.

90. Коган JI. Н. Художественное воспитание в системе ценностей культуры. -Л.: Лениздат, 1990. 118 с.

91. Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: Наука, 1980. - С.182

92. Конопкин О. А. Участие эмоций в осознанной регуляции целенаправленной активности человека // Вопросы психологии. М. Изд-во: РАО, 2006. — С.38- 48.

93. Красило А. И. Психология обучения художественному творчеству: монография — М.: Изд-во Ин-тут практической психологии, 1988. 126 с.

94. Краснухина Е. К. Образование: диалогичность и атональность. // Философия образования. Сборник материалов конференции. Серия "Symposium",j

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.