Художественный мир прозы Ахмета Бокова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат наук Бекова, Мадина Руслановна

  • Бекова, Мадина Руслановна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2016, Магас
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 162
Бекова, Мадина Руслановна. Художественный мир прозы Ахмета Бокова: дис. кандидат наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Магас. 2016. 162 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Бекова, Мадина Руслановна

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Жизненный и творческий путь А.Бокова

...3

Глава 2. Сюжетно-композиционные особенности повестей А.Бокова «Старый дом», «Райхант», «Трудный путь», «Буран

2.1.Образы женщин в произведениях А.Бокова

Глава З.Интерпретация исторических фактов в художественном повествовании романов А.Бокова

3.1.Нравственные искания героев в романах «Сыновья Беки» и «Багровые зори»

3.2. Проблематика и система образов в романах «Узкие ворота» и «Юрский горизонт»

3.3. Конфликты и характеры в романе «Разорванный круг»

3.4. Основные мотивы и художественные особенности романа «Судьба»

Глава 4. Особенности языка и стиля произведений А. Бокова

4.1.Значение и роль пейзажа в прозе Ахмета Бокова

Заключение

Список использованной литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественный мир прозы Ахмета Бокова»

ВВЕДЕНИЕ

Обращение к художественному миру известного представителя национальной литературы всегда поднимает комплекс актуальных проблем. «Художественный мир писателя - это тот центр, от которого расходятся и к которому сходятся все нити, все направления его творческого «я», определяющие во многом особенности национального литературного процесса в целом» [Шадова 2009: 3].

Характерными носителями социального сознания ингушского народа и ингушской культуры являются писатели и поэты, в творчестве которых ярко проявляются общие черты духовной жизни народа. Одним из таких ярких художников слова, воплотившим в своем творчестве социально-историческое сознание народа и эпохи, является народный писатель Чечено-Ингушетии Ахмет Хамиевич Боков. Невозможно переоценить значение его художественного мира в формировании и развитии ингушской литературы. В его произведениях сосуществуют и национальная история ингушского народа, и достижения эпохи.

Актуальность диссертационного исследования заключается в необходимости изучения художественного мира прозы известного ингушского писателя Ахмета Хамиевича Бокова, сыгравшего значительную роль в развитии ингушской литературы ХХ века. Его произведения и творчество продолжает находиться в центре читательских интересов и внимания широкой общественности. Отметим, что многие его произведения, отмеченные лишь в литературно-критических работах, требуют дальнейшего научного осмысления. Изучение проблематики произведений А.Бокова, эволюции его художественной системы будет способствовать постижению общих процессов в историко-культурной и литературно-художественной жизни народов Российской Федерации.

На современном этапе остаются открытыми вопросы, связанные с жанровыми и стилистическими особенностями, с поэтикой прозы Ахмета

Бокова. Необходимость решения этих вопросов, обусловливают актуальность темы данного исследования.

Степень изученности темы. Нельзя сказать, что творчество Ахмета Бокова не привлекало внимание литературных критиков. Однако отклики на его произведения носили исторически и методологически ограниченный характер. Как правило, критики ограничивались лишь рассмотрением сюжетных линий в повестях и романах писателя, выявлением в них положительных героев, анализом мужественных и смелых поступков персонажей. В статьях Д.Брудного, Гальперина, Ю.Айдаева, И.Дахкильгова и других были определены многие важные стилевые черты произведений писателя, в значительной степени выявлены конфликты и характеры в них. Новаторские подходы в понимании идейно-художественных основ его произведений, порождавших новые мысли при анализе повестей и романов писателя на разных уровнях, стали проявляться в работах И.А. Дахкильгова, Р. Кафриэлянц, А.У. Мальсагова, Х.М. Мартазановой, Л. Тасуевой, Х.В. Туркаева, Р.К. Ужаховой, М.Д. Яндиевой и других исследователей. Их критические и собственно литературоведческие материалы дают представление о масштабности таланта А.Бокова как крупного художника слова и мыслителя, поднимают его писательскую и личностную репутацию на высшую ступень.

Особое место в национальном литературоведении занимают «Очерки истории чечено-ингушской литературы» (1975), а также четырехтомное издание на ингушском языке «Х1анзара г1алг1ай литература» («Современная ингушская литература», 2009-2013), в основу которых положен принцип литературных портретов национальных деятелей словесного искусства.

Тем не менее, проза Ахмета Бокова остается той областью в

творчестве писателя, которая не подвергалась последовательному

концептуальному исследованию, кроме как в монографии М.Д. Яндиевой

4

«Ингушский исторический роман» (Грозный, 1990), в которой рассматривается проблема поэтики ингушской исторической прозы («Из тьмы веков» И. Базоркина и «Сыновья Беки» А. Х. Бокова). На сегодняшний день остается неизученным целый комплекс проблем, требующих рассмотрения в контексте жанрово -родовой принадлежности прозы писателя.

Объектом исследования. В качестве объекта исследования нами выбраны идейно-композиционные и художественные особенности повестей («Буран»,«Райхант», «Трудный путь», «Старый дом») и романов («Сыновья Беки», «Багровые зори», «Разорванный круг», «Юрский горизонт», «Судьба») Ахмета Бокова.

Предмет исследования - художественный мир прозы ингушского писателя Ахмета Бокова.

Цель данной работы заключается в том, чтобы всесторонне раскрыть художественный мир прозы Ахмета Хамиевича Бокова, прослеживая, как писатель организует его на разных структурных уровнях. Для достижения этой цели намечено решение следующих задач:

- изучить научно-теоретическую литературу и основные источники по творчеству писателя;

- выявить круг проблем, поставленных Ахметом Боковым в своих произведениях;

- осуществить анализ мировоззренческих и нравственно -этических представлений автора в связи с его концепцией героя;

-описать структурно-поэтические особенности произведений А.Бокова, реализуемые автором на разных уровнях художественного целого;

- определить место писателя в ингушской, да и северокавказской в целом, литературе ХХ века;

- выявить этно-фольклорную основу прозы А.Бокова.

Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что в ней впервые предпринята попытка системного изучения проблематики и поэтики произведений писателя в их эволюционном развитии. Особое внимание в работе уделяется проблеме художественной индивидуальности

A.Бокова. Анализируется не только содержательный уровень произведений писателя, но и жанровые и стилистические особенности поэтического языка.

Методы исследования. В работе использован комплекс литературоведческих методов и приёмов анализа фактического материала. Нашли применение сравнительно-исторический и системно -типологический методы анализа, структуральный метод. Нами использовались принципы исследования литературных и историко-культурных явлений в их национальной специфике.

Материалом исследования послужили произведения Ахмета Бокова: повести «Райхант», «Старый дом», «Трудный путь», «Буран»; романы «Сыновья Беки», 1967-1968; «Багровые зори», 1978; «Разорванный круг» , 1989; «Узкие ворота», 1982; «Судьба», 2004; «Юрский горизонт», 1982. Для анализа и последующих обобщений послужили материалы литературной критики прозы Ахмета Бокова.

Теоретическую и методологическую основу работы составили труды русских критиков и исследователей современного литературного процесса

B. Белинского, М. Бахтина, Г.Поспелова В. Хализева, У.Б. Далгат. В диссертационной работе также использован опыт научных исследований северокавказских и ингушских литературоведов И.А. Дахкильгова, А. У. Мальсагова, Л.А. Бекизовой, А.Х. Мусукаевой, Г.Г. Гамзатова, Х.В. Туркаева, М.Д. Яндиевой, Х.М. Мартазановой и др.

Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что материалы данного исследования углубляют представления о художественном мире прозы Ахмета Бокова в связи с их национальной

спецификой, а также будут способствовать расширению научной базы для дальнейшего изучения творчества писателя.

Определение национальных истоков и особенностей формирования жанровой системы А.Бокова может способствовать дальнейшему комплексному изучению специфики жанрового развития, как всей ингушской литературы, так и в целом литератур народов Северного Кавказа.

Методы и результаты данного исследования послужат основой для анализа конкретных литературно-художественных явлений.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования ее основных положений при чтении курса истории и теории ингушской литературы в вузах, при составлении программ и учебников, монографий по ингушской литературе, при чтении специального курса по творчеству А. Бокова, в преподавании ингушской литературы в средних и высших учебных заведениях.

Материалы исследования могут быть использованы также при чтении спецкурсов по проблемам формирования литературных жанров и по творчеству отдельных ингушских писателей.

Положения, выносимые на защиту:

1.Творчество А. Бокова - значительный вклад в развитии ингушской, а также северокавказской литературы в целом.

2.Романы А. Бокова отличает единство исторического факта, художественности и поэтичности.

3.В произведениях Ахмета Бокова прослеживается исторический путь ингушей с 60-х годов Х1Х века и на протяжении всего ХХ века.

4.Романы «Сыновья Беки» и «Багровые зори» соединили в себе историзм повествования, драматизм формирования национального характера и поэтическое начало фольклора.

5.В произведениях Ахмета Бокова соединились объективный анализ

проблем личности и общества - исторических, социальных, нравственных,

7

с изображением глубинных изменений в психологии человека и в его духовном мире.

6. Обращение к ингушскому фольклору определило народный склад повестей и романов Ахмета Бокова. Для раскрытия духовной жизни героя писатель использует яркую метафоричность, эмоционально -окрашенную лексику, пословицы и поговорки, сравнения.

7. В создании национальной картины мира в прозе писателя центральную роль играют национальные образы, национальный характер, фольклорные традиции, как носители особой выразительности национального мироощущения.

8.Единая для всех произведений Ахмета Бокова система мотивов свободы, одиночества, тоски, дороги играет ведущую роль в обнаружении последовательного движения, развития нравственно-философских исканий автора и героев.

Апробация результатов.

Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в 10 научных статьях: в том числе 3 статьи в изданиях, рекомендованных ВАК (Горно-Алтайск, Санкт-Петербург).

Результаты исследований по отдельным проблемам диссертационной работы докладывались на международных научных конференциях в г. Магас [2009; 2010; 2015], г. Екатеринбург [2015], г. Махачкала [2015]. Отдельные положения работы обсуждались на кафедре ингушской литературы Ингушского государственного университета.

Структура работы. Цели и задачи диссертационного исследования определили структуру работы, которая состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА 1.

ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ А.БОКОВА

Наряду с мощным развитием русской литературы в XX веке широко развивалась и литература народов России, в частности Северного Кавказа. Ингушская литература развивалась в тесном взаимодействии с чеченской, близкой ей по языку, фольклорному наследию и сходству исторических судеб. Как отмечает профессор И.А. Дахкильгов, «сведения об ингушах и чеченцах имеются в замечательных произведениях и грузинских писателей А. Казбеги и В. Пшавелы, а И. Цискаров записывал и переводил образцы устного народного творчества этих народов, делал попытки в создании грамматики. Им же в середине Х1Х века было опубликовано произведение «Лозы любви» (кистинское предание)» [Дахкильгов 1975: 23].

1870-1875 годы в истории ингушей отмечены такими важными событиями, как публикация на страницах «Терских ведомостей" и в «Сборнике сведений о кавказских горцах» произведений Чаха Эльмурзаевича Ахриева, просветителя, публициста, этнографа, фольклориста и краеведа, получившего блестящее образование сначала в Ставропольской, а затем в Нежинской гимназии. По природе своей ему было присуще «подлинно исследовательское чутье. Он подбирал материал не случайного характера. Его описания точны, выводы осторожны и основаны, большею частью, на фактических данных... » [Семенов 2000].

Современник Ч.Ахриева Асланбек Базоркин в 1873 г. писал, «он сделал первую - весьма удачную - попытку соединить историко-этнографический материал с художественностью» [Туркаев 1991: 90].

Это был начальный этап: «литература эта только начиналась. Народ, у которого еще не было читателя, едва ли мог иметь национальной литературы. Зарождавшаяся литература была рассчитана на российского,

а точнее - русского читателя» [Там же: 512]. Первыми публикациями являлись историко-этнографические очерки, статьи, и бытовые зарисовки из жизни горцев, публицистические очерки - публиковавшиеся на страницах газет «Терские ведомости», «Кавказ», в «Сборниках сведений о кавказских горцах».

Литературно-просветительская деятельность ингушской

интеллигенции периода рубежа Х1Х - ХХ вв.: Чаха Ахриева, Асланбека Базоркина, Адиль-Гирея Долгиева, Магомеда Катиева, Албаста Тутаева, Магомеда и Вассан-Гирея Джабагиевых, Ибрагима Базоркина, Османа Мурзабекова и других - способствовала зарождению художественных традиций ингушского народа, художественно-эстетического вкуса писателей последующих поколений. В 19 веке они не только стремились создать национальную письменность: «опираясь на устно-поэтические традиции народа, а также осваивая достижения русской словесной культуры, создают произведения, в которых изображают социальные, общественные условия жизни народа, его обычаи, традиции, величественную природу родного края» [Мартазанова 2013: 90]. Как справедливо отмечает М. Яндиева, «несмотря на их титанический труд по просвещению народа, отмеченные высокими достижениями, письменность и литература до 20-х годов ХХ в. не стали в Ингушетии общенациональным явлением, не стали той реальной духовной силой, которая внесла бы свой вклад в общественное движение народа в процессе становления национального самосознания» [Яндиева 2007: 6].

Новый этап в становлении ингушской литературы приходится на 20-е годы ХХ столетия, когда социально-политические и экономические преобразования в жизни народа привели к коренным изменениям. Указанный период отмечен «в области культуры переходом от фольклора как единственной формы художественного сознания к письменным формам уже собственно литературного творчества» [Там же: 6].

Как отмечает М.Д. Яндиева, «ведущие жанры сложились за

10

сравнительно короткий срок. Движение шло от поэтических жанров, занимавших ведущее место и имевших фольклорную основу, к жанру рассказа, повести и романа» [Яндиева 2007: 7].

Первые произведения создавались на русском языке, что было явлением объективно-закономерным, так как печатная база появилась только в 1923 году. Без преувеличения можно констатировать: рождению национальной литературы способствовала газета «Сердало», которая выполняла функции привлечения и воспитания молодых талантов, развития их творческих способностей и публикации их произведений. В дальнейшем, как отмечает профессор И.А. Дахкильгов, «с увеличением числа пишущих, газета стала издавать "литературные страницы». Из номера в номер в газете печатались новый алфавит и руководство по его применению. Именно таким путем некоторые литераторы (поэт А. Озиев) освоили письменность родного языка» [Дахкильгов 1975: 37].

У истоков создания национальной литературы стоял Абдул-Гамид Сипсоевич Гойгов, писавший на русском языке. Как и национальные писатели в целом, он испытывает влияние передовой русской культуры. Активный участник гражданской войны на Северном Кавказе, соратник Серго Орджоникидзе, Гойгов был знаком со многими известными писателями эпохи, в том числе и с А.Серафимовичем, М. Булгаковым, с М. Горьким.

Как отмечалось выше, первые произведения на ингушском языке появились уже в начале 1920-х годов. Это произведения З. Мальсагова («Похищение девушки» 1923, «В конце» Тембота Бекова и других). На этом этапе получают особенное развитие малые жанры эпоса.

Процесс освоения в литературе реального исторического времени и пространства и реального исторического человека, раскрывающегося в них, протекал осложненно и прерывисто. Осваивались отдельные стороны времени и пространства, доступные на данной исторической стадии развития человечества, вырабатывались и соответствующие

жанровые методы отражения и художественной обработки освоенных сторон реальности [Бахтин 1975: 43]. Интенсивное развитие происходит в 30-40е годы прошлого столетия, но наиболее активно

Вторая половина ХХ века - качественно новый этап в развитии художественной культуры народа. «Это эпоха возрождения ингушской литературы. Процесс оживления культурной, общественной жизни шел очень интенсивно. В 1959 году в Москве, в издательстве «Художественная литература» была издана антология «Поэзия Чечено-Ингушетии». Продолжают активную творческую деятельность представители старшего поколения ингушских писателей и поэтов - И. Базоркин, А. Ведзижев, Б.Зязиков, Х.-Б. Муталиев, С. Озиев, Х. Осмиев, Дж. Яндиев. Ингушская литература пополнилась молодым поколением, которая «осваивая художественный опыт предшествующих десятилетий и своих коллег -литераторов, ... деятельно включилась в решение актуальных проблем, выдвигаемых временем во всех сферах жизни» [Дахкильгов, Мартазанова 2014: 383].

Ингушская литература все больше и глубже художественно осваивает современную действительность, происходит ее жанровое и стилевое обогащение, на первый план выходят прозаические произведения, исторический роман. На этом этапе развития национальной литературы «появилась действительно концептуальная проза, проявившая огромный интерес к проблемам историзма, к концепции человека, мира, истории» [Мартазанова 2005: 9], что нашло широкое отражение как в творчестве И. Базоркина, так и в прозе А. Бокова.

Значительным достижением ингушской литературы второй половины ХХ века явилось творчество Ахмета Хамиевича Бокова (1924 - 2006). Проза писателя, формируясь в тесных культурных контактах и связях с русской литературой и литературой народов России, вместе с тем вырастала на почве национальных традиций. Главный предмет его размышлений - Родина, родная земля.

Произведения писателя полны жажды жизни, народной мудрости, тонких наблюдений, которые раскрывают противоречия окружающего его мира. Ахмет Боков правдиво отразил социальные и политические катаклизмы на Северном Кавказе начала 20 века. Писатель донес до наших дней надежды и разочарования, раскрыл сложности духовной жизни, мысли и чувства простого человека того времени.

Ахмет Хамиевич Боков родился в 1924 году в с.Сагопши Малгобекского района Чечено-Ингушетии в крестьянской семье. После окончания школы два года учился сначала в зооветеринарном техникуме в г. Назрани, а затем на рабфаке в г.Грозном. В 1941 году там же, окончив краткосрочные учительские курсы, возвращается в родное селе Сагопши и работает в школе учителем. Как отмечает, исследователь ингушской литературы Х.М. Мартазанова, «А. Боков - свидетель и участник поистине трагических событий ХХ века. Не по рассказам, а на собственной судьбе испытал, что такое война и репрессии, под вражеским обстрелом в 1942 году строил оборонительные рубежи на подступах к городу Малгобек, а в феврале 1944 года подвергся депортации в Казахстан, где был очевидцем жестокости и беззакония, творимых в отношении его народа. Эти трагические реалии в судьбе родного народа, как они отложились в личной памяти писателя, на художественно переосмысленном уровне были воспроизведены в многочисленных повестях и романах с символическими названиями» [Мартазанова 2015:219].

В 1945 году, сдав экзамены за десятый класс, поступил в Казахский горно-металлургическом институт, но не окончил его. Учебу продолжил в Алма-Атинской киноактерской школе. Профессиональным актером он не становится, но знания, полученные здесь, помогли ему в режиссерской работе народного театра, а затем и в руководстве коллективом художественной самодеятельности, редактора студии телевидения и литературного альманаха «Утро гор».

Первый его рассказ «Буран» был напечатан в 1956 году в Алма-Ате, в газете «Казахстанская правда», хотя сочинять стихи и небольшие рассказы он начинает еще в 1940 году. Но война и последовавшая за ней депортация народа изменили планы будущего писателя. С 1958 года произведения А. Бокова выходят в коллективных сборниках, альманахах. После возвращения на свою историческую родину произведения писателя публиковались в газетах Чечено-Ингушетии, Северной Осетии и т.д.

С 1959 года Ахмет Боков работает собкором газеты «Сердало».

В 1960 году вышел в свет первый сборник произведений писателя «Райхант». В дальнейшем А. Боков создает ряд повестей на современную тематику - «Буран», «Трудный путь», «Бача и его жены».

С конца 60-х годов писатель активно издается в ведущих издательствах Советского Союза. Особый интерес у читателей вызывают его романы «Сыновья Беки», «Багровые зори», «Разорванный круг», «Юрский горизонт», «Узкие ворота» и другие.

В 1962 году Ахмет Боков первым из литераторов восстановленной Чечено-Ингушской АССР был принят в члены Союза писателей СССР. Стремление уловить влияние времени, показать духовный мир современников стало характерной чертой его произведений. Он одним из первых художественно изобразил процессы формирования у молодежи нового мировоззрения.

Приход в литературу Ахмета Бокова совпал со временем активизации романного мышления в национальных, в том числе в ингушской и чеченской литературах. Внимание писателя привлек к себе тот исторический рубеж, который круто изменил судьбу его народа. Книги Ахмета Бокова востребованы в обществе, имеют большую социальную и эстетическую значимость, чем приобретают еще большую актуальность.

В силу своих стилистических, семантических и художественных особенностей они стали достоянием ингушской национальной литературы.

Творчество писателя развивается в русле ингушской литературы как новый эстетический феномен. Оно имеет все основания для вхождения в мировой культурный контекст.

С 60-х годов он обращается к жанру повести и за короткий промежуток времени пишет «Буран», «Трудный путь» (1963), «Бача и его жены» (1964) и т.д. В повести «Бача и его жены» открывается новая грань его творчества, как писателя-сатирика. К сатирическим произведениям относятся его рассказы «Миска капусты», «Среда - день неудач», «Однажды вечером», «Жених, что надо» и др. Сатирическое перо писателя высмеивает бездельников и тунеядцев, ведущих паразитический образ жизни.

Сюжетным ядром повестей А. Бокова является судьба личности в условиях новой общественной морали отстаивающей свои нравственные убеждения, осознающей свою роль и место в жизни общества. «Прослеживая судьбы своих героев на большом пространственно-временном отрезке, писатель показывает, что социальная среда и условия жизни создают личности мыслящие, способные отстаивать свои нравственные ориентиры, определить свое место в обществе. Нельзя не отметить, что в изображении некоторых фактов и явлений быта ингушей, А. Боков отходит от правды жизни, опережая их естественное развитие, но это связано с авторской идеей, с его субъективным взглядом. В то же время в них присутствует дух времени, передана правда характеров, выражено общее настроение ингушского общества середины 50-х годов ХХ века» [Мартазанова 2015: 321].

Наиболее активно разрабатываемы е жанры в творчестве писателя -

повесть и роман, так как более дают наибольший простор для

15

художественного осмысливания событий. Но А. Боков не только общепризнанный прозаик, но и талантливый драматург, по пьесам которого на сценах республиканских драматических театров ставились спектакли: «Бача и его жены», «Мы вернемся, нани!», «Юрский горизонт» и др. Как отмечает критика, «опытный прозаик А.Боков впервые выступил в творческом содружестве с республиканским театром... Театр по справедливости оценил главное - идейную целенаправленность пьесы, ее гражданственное звучание и сделал многое, чтобы выразить это в сценическом образе драмы» [Е. Полокская Газета «Грозненский рабочий» 1973г.].

Драма А. Бокова «Мы вернемся, нани!», посвященная теме Великой Отечественной войны, отражая ратный подвиг народа, утверждает идеи бессмертия, великой дружбы, сплотившей людей разных национальностей в единую семью защитников Родины. Вечно живая тема подвига в пьесе неотрывна от человека, его богатого внутреннего мира, его чувств, мыслей переживаний и поступков, в основе которых осознание своей ответственности за судьбы мира, страны и народа.

В мирное время герои писателя активно включаются в решение жизненно важных проблем, участвуют в общественно значимых событиях, отстаивая в борьбе со старым, отживающим новые устремления, идеалы добра и справедливости. И в этом А. Боков предстает тонким художником, со своим, присущим ему как мыслителю взглядом на вопросы морали, нравственности. От произведения к произведению растет художественное мастерство писателя, активнее звучит его голос в утверждении добра, истины.

Ахмет Боков вошел в литературу с темой современности, изображая людей для которых профессия стала поистине смыслом всей их жизни. Богат и универсален тематический диапазон его произведений, сложна и остра их проблематика. Но главной в них является изображение

общественных процессов, формирования нового характера, нового человека, личности, наделенной высокими нравственными качествами, формирование новой жизненной позиции у подрастающего поколения.

Его всегда интересовал внутренний мир человека. Он тщательно исследовал истоки формирования характеров героев своего непростого времени. Он один из тех писателей Чечено-Ингушетии, который смело взялся за решение сложной задачи: силой художественного слова способствовать становлению новой личности, представителя горской среды. При этом А. Боков показывает, что изменение взглядов на жизнь, отказ от традиций и обычаев народа, складывавшихся веками, является не сиюминутным, а длительным процессом.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Бекова, Мадина Руслановна, 2016 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абадиев Б. «Беке къонгаш». «Сердало», 1986, 18 декабрь.

2. Абадиев Б. Ираза никъ. Театре - премьера. - «Сердало», 1987, 22 январь.

3. Абдулатипов А.-К. Ю. Литература правды жизни. Махачкала, 1984.

4. Абкаров М. Боков Ахьмада «Щийенна сайре» яхача романах. -«Ленина никъ», 1977, 16 январь.

5. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. М., «Просвещение». 1979.

6. Аверинцев С.С. Символ // БСЭ. 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1976.-Т. 23.

7. Айдаев Ю. А. «Звезда среди звезд». - «Дон», 1981, №12, стр. 173.

8. Айдаев Ю.А. Найти свою звезду. «Грозненский рабочий», 1980, 14 мая.

9. Айдаев Ю.А. Пробуждение (О романе «Сыновья Беки»). «Грозненский рабочий», 1970, 22 февраля.

10.Акавов З.Н. Диалог времен. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1996.

11.Александрова М. Разговор о спектаклях (О пьесе «К юрскому горизонту» в театре имени М. Ю Лермонтова). «Грозненский рабочий», 1981, 3 февраля.

12.Алиева С. Верность очагу. //Литературная Россия. 11 июня 1976г. №24

13.Апухтина В.А Современная художественная проза (60-е начало70-х годов). - М.: Высшая школа, 1977.

14.Асанов Л. «Багровые зори». «Литературное обозрение», 1977, №10, стр. 34—35.

15.Ахмедов С.Х. Художественная проза народов Дагестана: История и современность. Махачкала, 1996.

16.Ахриев Ч. Ингуши, «Сборник сведений о кавказских горцах», VIII, 1875.

17. Ахриев Ч. Ингушские праздники, «Сборник сведений о кавказских горцах», V, 1871.

18.Ахриев Ч. Несколько слов о героях в ингушских сказаниях, «Сборник сведений о кавказских горцах», IV, 1870.

19.Багрий А. В. Народная словесность на Кавказе, материалы для библиографического указателя, Баку, 1926.

20.БахтинМ.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худож. лит., 1975.

21.Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М.: Художественная литература, 1986.

22.Бек А. Дика кхаъ (ВЦСПС-а преми яларах). «Сердало», 1984, 13 октябрь. Айдаев Ю. А. Цуънан кхоллам -халкъан кхоллам. «Ленина никъ»,1984, 9 декабрь.

23.БекизоваЛ. Литература в потоке времени. Черкесск, 2008.

24. Бекизова Л. По законам взаимодействия и художественной самобытности (северокавказский роман). В кн.: Советский роман. Новаторство. Поэтика. Типология. - М.: Наука, 1978, 695 с.

25.Белая Г.А. Художественный мир современной прозы. М.: Наука, 1983.

26.Белинский Г.В. Полн. собр. соч. Т.Х. М., 1956.

27.Берберов Б. А-Ю. Тема народной трагедии и возрождения в карачаево-балкарской поэзии// Автореферат кандидатской диссертации. Нальчик, 2002.

28.Березин Н. Кавказ. Петербург, 1919.

29.Богданов В. К глубинам недр - к глубинам характеров (О романе «Юрский горизонт»). - «Грозненский рабочий», 1983, 3 декабря.

30.Брудный Д. «Звезда среди звезд». «Литературное обозрение», 1981, №1, стр. 69.

31.Брудный Д. Горизонты жизни. «Советская Россия», 1983, 24 ноября.

32.Брудный Д. Мы вернемся, нани! (Пьеса А. Бокова на сцене театра им. Лермонтова). - «Театр», 1974, №2, стр. 99-100.

33.Брудный Д. Нерастожима связь времен (О повести «Старый дом»). «Литературное обозрение», 1973, №8, стр. 30-31.

34.Брудный Д. Родом из Малгобека// ЛитературнаяРоссия. 1985. 7 июня.

35.ВагаповЯ. Яздархочун юбилей. - «Сердало», 1984, 13 декабрь.

36.Ведзижев А. А. Г1алг1ай литературера къахьегама тема. «Сердало», 1974, 18 сентябрь.

37.Вертепов Г.А. В горах Кавказа, «Терский сборник», VI, 1903.

38.Виноградов Б. С. Две повести Ахмета Бокова. «Грозненский рабочий», 1966, 26 февраля.

39.Вопросы советской литературы: сб. ст. JL: Изд-во ЛГУ, 1968.

40.Вуколов Л. Сокровища земные (О романе А. Бокова «Юрский горизонт»). «Труд», 1984, 7 сентября.

41.Газгиреева А. В основе его произведений - судьба народа. «Сердало». № 70 (9285) 22 мая 2003.

42.Газета «Сердало», орган Ингушского Обкома ВКП(б), Облисполкома, Владикавказ, 1924-1929; на ингушском и русском яз.

43.Гальперин Ю. Рецензия на роман «Сыновья Беки» /«Дружба народов»,

№ 7, 1970.

44.Гамзатов Г.Г. Взаимодействие литературы и фольклора: проблемы и суждения// Взаимосвязи фольклора и литературы народов дагестана. Махачкала, 1986.

45.Гамзатов Г.Г. Национальная художественная культура в калейдоскопе памяти. - М.: «Наследие», 1996.

46.Гамзатов Г.Г. Дагестан: историко-литературный процесс: Вопросы истории, теории, методологии. Махачкала: Дагучпедгиз, 1990.

47.Гей Н.К., Пискунов В.М. Художественное богатство литературы социалистического реализма. М.: Знание, 1971.

48.Генко А. Из культурного прошлого ингушей. Записки коллегии востоковедов. Т.5, Л.: 1931, 733-737 с.

49.Гойгов А-Г. Ингушский народ. Страдания ради свободы. Газ. "Народная власть", - Владикавказ: 1918, 17 октября, 135.

50.Горбунова В., Тайсумов М. «Багровые зори». - «Дон», 1978, №1, стр. 173-174.

51.Городецкий Б. М. Указатель библиографической литературы Кавказа, журн. «Северо-Кавказский край», 1927, № 2.

52.ГорькийМ. О литературе. - М.: СП, 1955.

53.Грен А. Библиографический список карт, картин, сочинений и статей, относящихся к Терской области, «Терский сборник», II, 1892.

54.Григорьев И. Лично ответственен. «Грозненский рабочий», 1984, 24

ноября.

55.Губин В. Готовится к постановке (О работе над спектаклем по пьесе «Мы вернемся, нани»). «Грозненский рабочий», 1973, 25 января.

56. Гудиева Л.Х- У.Начальный этап развития образовательного пространства Ингушетии (1865-1920 гг.) - Ростов-на-Дону, 2005.

57.Гулыга A.M. Миф и современность // Иностранная литература, 1984. № 2.-С. 167-174.

58.Гуляев Н.А. О формах романтической типологии // Проблемы теории и истории литературы. М.: Издательство МГУ, 1971.

59.Давыдова Т.Т. Пронин В.А.Теория литературы. - м.: Логос, 2003. с. 232.

60.Далгат Б.К. Страничка из северо-кавказского эпоса, «Этнографическое обозрение», IV, 1901.

61.Далгат У. Литература и фольклор. М., 1981.

62.Дахкильгов И. А., Мартазанова Х. М. Национальная литература. В кн. Ингуши / - М.: Наука, 2014. Стр. 378-389.

63.Дахкильгов И. Современный ингушский роман. Альманах "Утро гор", № 2, 1969, 72 с.

64.Дахкильгов И.А. В творческом поиске // Грозненский рабочий. 1974,

65.Дахкильгов И.А. Ингушская литература (период развития до 40-х годов). Грозный: Чечено-Ингушское книжн. изд-во, 1975,186 с.

66.Дахкильгов И.А. Ингушская литература (период развития до 40-х годов). - Грозный, 1975. - 208с.

67.Дементьев А.Г., Кузнецов М.М. Введение // История русской советской литературы. В 4-х т. М.: Наука, 1971. - Т. 4.

68.Джабагиев В. -Г. Мусульмане России. // Ислам и проблемы мусульманского мира.1905-1956гг.Назрань - Москва, 2007г.

69.Дзагуров Г.А. Переселение горцев в Турцию. Материалы по истории горских народов. - Ростов-Дон: Северо-Кавказское краевое изд-во, Севкавкнига, 1925.

70.Дзыба А.Х. Абазинская литература. Векторы развития//Материалы Всероссийской научной конференции. Майкоп, 2006. С. 30-36.

71.Добин Е.С. Герой. Сюжет и действительность. Искусство детали. М.-Л.: Советский писатель, 1981.

72. Дубровин А. История войны и владычества русских на Кавказе, Библиографический указатель, т. I, кн. 3, 1871.

73.Ефимов А.И. Стилистика художественной речи. М., 1957.

74. Землянникова Л. Главный герой нашего времени (Об итогах

Всесоюзного конкурса). - «Литературная газета», 1984, 17 октября. 75.Золотцев С. О времени надежд и перемен. «Наш современник», 1977, №4, стр. 186-188.

76.Исаев А.И. Спектакль о разведчиках недр. (О премьере спектакля «К юрскому горизонту»). «Труд», 1981, 8 января.

77.История русской литературы ХХ века: в 2 ч. : Ч. 2/ под общей ред. В.В. Агеносова. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 687.

78.Калита Л. Спектакль энтузиастов. «Грозненский рабочий», 1962, 8 апреля.

79.Кафриэлянц Р. Радость встречи. (О романе «Сыновья Беки»). «Литературная Россия», 1969, №31.

80. Кедрина 3. Национально-особенное и всеобщее в методе реалистического искусства. В кн.: Национальное и интернациональное в советской литературе. - М.: Наука, 1971, 518 с.

81.Ковалев О. В театре - премьера (О спектакле по пьесе А. Бокова «К юрскому горизонту»). - «Грозненский рабочий», 1980, 8 ноября.

82.Кожинов В.В. Композиция // Краткая литературная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1966. - Т. 3.

83.Кожинов В.В. Повесть // Литературный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1987.

84. Костоев Алихан. Ахмед Боков (этюд). В кн. Ореховое дерево. -Москва, 2007. стр. 340-343.

85.Костоев А. Повести и рассказы Ахмета Бокова. «Комсомольское племя», 1966, 26 февраля.

86.Костоев А. Революце бокъо (Боков Ахьмада «Беке къонгаш» яхача романах). «Сердало», 1968, 15 август.

87.Костоев Б. «Райхант». «Комсомольское племя», 1960, 12 января.

88. Краткая литературная энциклопедия под редакцией Суркова А. А.. Москва. 1971.

89.Кузьмичев И. Герой и народ. Раздумья о судьбах эпопеи. М., 1973.

90.Курбанов М.Р., Курбанов Ж.М. Народы Дагестана: история депортаций и репрессий. Трагедия и уроки. Махачкала, 2009.

91.Леонтьев А. Сплав традиций и современности (О романе «Звезда среди звезд»). «Литературная Россия», 1981, 10 апреля, стр. 20.

92.Ликашин В. Преображение души // В мире книг, 1970. № 12.- С. 4-25.

93.Литература. Справочные материалы под редакцией Тураева С. В.. Москва. «Просвещение». 1979.

94. Ломидзе Г. И. Зрелость молодости (Литературное обозрение). «Правда», 1978, 29 ноября.

95.Ломидзе Г. Национальная культура и народность литературы. Сб.статей: Единство. М.: Художественная литература, 1972, 432 с.

96.Мальсагов А. Горизонты новой жизни (О романе «Багровые зори»). -«Грозненский рабочий», 1977, 18 января.

97.Мальсагов А. Навстречу времени (А. Бокову - 50 лет). -«Комсомольское племя», 1974, 19 декабря.

98.Мальсагов А. Писатель и его герои. «Грозненский рабочий», 1984, 11 декабря.

99.Мальсагов А.О. История публикации и изучения народного эпоса. В кн.: Нарт-орстхойский эпос вайнахов. - Грозный: Чечено-Ингушское книжн. изд-во, 1970, 179 с.

100. Марков Г. Герои жизни — герои книг (Об итогах Всесоюзного конкурса на лучшее произведение художественной прозы о людях труда). - «Труд», 1984, 30 сентября.

101. Марков Е. Кавказ в его настоящем и прошлом, «Живописная Россия», IV, 1883.

102. Мартазанова Х. М. Трагедия личности и народа (по роману Ахмеда Бокова «Узкие ворота»)//Матер. Межд. науч.конф.«Единая Калмыкия в единой России: через века в будущее», посвященной 400-летию добровольного вхождения калмыцкого народа в состав Российского государства (г. Элиста, 13-18 сентября 2009 г.). Элиста, 2009.

103. Мартазанова Х.М. Северокавказское просветительство. Ч.Э. Ахриев. //Известия Ингушского научно-исследовательского института гуманитарных наук им. Ч.Э. Ахриева. - Магас, 2013. № 1. стр.88-98.

104. Мартазанова Х.М. Художественное осмысление проблемы трагического в романе «Золотые столбы» С. Чахкиева. //Сборник статей. 70 лет депортации ингушского народа. Магас, 2014. стр.223245.

105. Мартазанова Х.М. Отражение трагедии народа в «Книге памяти моей (Зписки спецпереселенца)» Х-Б. Арапиева // Ученые записки. Серия «Филология». Выпуск 111. - Магас, 2010. стр. 86-99.

106. Мартазанова Х.М. Основные вехи творчества Ахмеда Бокова //Мир науки, культуры, образования 2015, №4 С.320-321.

107. Мартазанова Х.М. Повесть «Джан-Гирей» как новый этап в художественном мышлении А.-Г. С. Гойгова. //Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. №4 2014, стр. 163-166.

108. Мартазанова Х.М. Повесть А. Бокова «Буран» как значительное явление ингушской прозы начала 60 -х годов ХХ века//Научное Мнение. Санкт-Петербург, 2015. №11. С..

109. Мартазанова Х.М. Повесть А. Бокова «Буран» как значительное явление ингушской прозы начала 60 -х годов ХХ века//Мир науки, культуры, образования. Горноалтайск, 2015. № 4. С. 321.

110. Мартазанова Х.М. Проблема историзма в повести И. Базоркина «Призыв». //Культурная жизнь Юга России, № 1 (39), 2011. С.60-62.

111. Мартазанова Х.М. Художественная концепция человека и истории в прозе Идриса Базоркина. //Автореферат на соискание ученой степени кандидата филологических наук. - Нальчик, 2005.

112. Мартазанова Х.М.Литературно--просветительская деятельность Асланбека Базоркина. //Известия Ингушского научно -исследовательского института гуманитарных наук им. Ч.Э. Ахриева. -Магас, 2013. № 2. стр.150-159.

113. Матвеев Г.А. // Кавказский узел.https://www.kavkaz-uzel.ru/articles/152196/29 марта 2009.

114. Матиева О.Р. Религия и большевизм в романе А.Бокова «Сыновья Беки» // Ученые записки. Вып.2. Магас, 2009. С.180-184.

115. Межидов В. Не надо быть односторонним. «Грозненский рабочий», 1965, 1 августа.

116. Музаев Н.Д. Взаимосвязи литератур Северного Кавказа в процессе становления жанров. Грозный: Чечено-Ингушское книжн. изд-во, 1974, 235 с.

117. Мусукаева А.Х. Северокавказский роман. Художественная и этнокультурная типология. Нальчик, 1993.

118. Муталиев С. Сенах латт вахар? («Тхо ц1адоаг1аргда, нани» яхача пьесах оттаяьча спектаклах). -«Сердало», 1973, 10 февраль.

119. Нравственные искания в современной прозе и методология критики. М.: Советский писатель, 1978.

120. Нудушев X. В театре — премьера (О спектакле по пьесе «Мы вернемся, нани». Режиссер Е. Красницкий). — «Комсомольское племя», 1973, 6 февраля.

121. Обсуждение проблем романа (Дискуссия). Журнал "Вопросы литературы", 1978, Л 12, 6-62 с.

122. Озеров В. Под знаменем интернационализма. По законам братства. (Взаимодействие социалистических литератур на современном этапе). Журнал "Вопросы литературы", 1976, Л I, с.3-43.

123. Оскоцкий В. Роман и история. Журнал "Вопросы литературы", 1973, я 8, с.3-46.

124. Пагире Н. Перечень некоторых книг, статей и заметок о Кавказе, «Записки Кавк. отд. Русск. геогр. о-ва», XXX, 1913.

125. Полокская Е. Мы вернемся, нани. Театральные заметки.

«Грозненский рабочий», 1973, 17 февраля.

126. Поспелов Г.Н. Вопросы методологии и поэтики: сб. ст. М.: Издательство МГУ, 1983.

127. Поспелов Г.Н. Теория литературы. М.: Высшая школа, 1978.

128. Поспелов Т.Н. Сюжет // Литературный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1987.

129. Проблемы взаимосвязи и взаимообогащения литературы и искусства народов СССР: сб. ст. М.: Мысль, 1968.

130. Проблемы теории и истории литературы: сборник научных статей М. Издательство МГУ, 1971..

131. Роднянская И.Б. Художественное время и художественное пространство // Литературный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1987.

132. Розин Н.П. Гротеск // БСЭ. Т. 7. - М.: Советская энциклопедия, 1972.

133. Русская советская литература 50-70-х годов. М. «Просвещение», 1981. Белинский В.Г. О романе Пушкина "Евгений Онегин"

134. Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. - Тифлис, 188!,

135. Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1869. Сборник сведений о кавказских горцах, вып.1, - Тифлис: 1868,

136. Семенов Л. Ингушская и чеченская народная словесность, библиографический очерк, «Известия Ингушского Научно -исслед. инта краеведения», I, 1928.

137. Семенов Л.П. Чах Ахриев - первый ингушский краевед. / Чах

Эльмурзаевич Ахриев. Избранное. (Составитель, ответственный редактор и автор примечаний Абу Мальсагов). Назрань, 2000.

138. Семенюк Татьяна. Судеб серебряные нити // «Северный Кавказ» № 20, 20. 05, 03 («Сердало», № 116 (9331) 9 сентября 2003).

139. Сидоров Е.Ю. Время, писатель, стиль: О прозе и критике наших дней. -М.: Советский писатель, 1983.

140. Симин Г. Задумчиво сказал... (О романе «Звезда среди звезд»). -«Труд», 1980, 28 сентября.

141. Советский роман. Новаторство. Поэтика. Типология. М.: Наука, 1978, 695 с.

142. СулаевМахмуд, Бадуев С-С.С. В кн.: Очерки истории чечено-ингушской литературы. - Грозным: Чечено-Ингушское книжн. изд-во, 1963, 227 с.

143. Тайсумов М., Горбункова В. «Сыновья Беки». - «Дон», 1975, №2, стр. 189-190.

144. Танкиев А.Х. Проблема эволюции образа человека в эпическом творчестве вайнахов. Автореф. на соискание ученой степени кандид. филол. наук. Тбилиси, 1978, 24 с.

145. Тасуева Л. Родословная героев (Заметки о творчестве А. Бокова). «Грозненский рабочий», 1973, 18 сентября.

146. Тимофеев Л. И. Основы теории литературы. М., «Просвещение», 1976.

147. Тимофеев Л.И. Основы теории литератур. Изд.4, испр. М.: Учпедгиз, 1959, с.447.

148. Толстой Л.Н. Полн.собр.соч. в 90 т. Т.46. М.: 1937 (примеч.).

149. Томашевский К. Кавказские сказки, 1926.

150. Туркаев Х.В. Тепло земной звезды (О романе «Звезда среди звезд»). «Комсомольское племя», 1980, 26 апреля.

151. Туркаев Х.В. В семье братских литератур. Грозный, 1989.

152. Туркаев Х.В. Исторические судьбы литератур чеченцев и ингушей. Грозный: Чечено-Ингушское книжн. изд-во, 1978, 348 с.

153. Туркаев Х.В. На переломе: Монография, литературоведческие, литературно-критические и публицистические статьи. Грозный,1991.

154. Чахкиева P.A. Истоки чечено-ингушской прозы. // Вопросы литературных связей. Том VIII. -Грозный, 1979. Стр.5-20

155. Тхагазитов Ю.М. Развитие жанра романа в адыгских литературах. Автореф. на соискание ученой степени кандид. филол. наук. М.: 1984, 24 с.173. Терские ведомости. 1868.174. Терский сборник. 1890.

156. Ужахова Р. К. Сийрдача новкъа. «Лоаман 1уйре», 1984, №3.

157. Фесенко Э.Я. Теория литературы. М.: Едиториал УРСС, 2005.

158. Фидарова Р. Развитие художественного сознания народов Северного Кавказа и проблема характера// Вопросы осетинской литературы и фольклора. Орджоникидзе, 1984.

159. Фидарова Р.Я. Проблема характера в современной северокавказской прозе. Автореф. на соискание ученой степени кандид. филол. наук. M.: 1984, 24 с.

160. Хализев В.Е. Теория литературы. - М.: Издательский центр «Академия», 2009.

161. Харчевников В. И. Новобранец сатирического отряда. «Грозненский рабочий», 1967, 11 августа.

162. Хачемизова М. Художественный мир Тембота Керашева. Майкоп, 2005.

163. Храпченко М.Б. Литература и моделирование действительности. В кн.: Художественное творчество, действительность, человек. Т.4. -М.: Советский писатель, 1978, 368 с.

164. Храпченко М.Б. Типологическое изучение литературы. В кн.: Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. Изд. 4. - М.: Художественная литература, 1977, 448 с.

165. Цомартова Р.Г. Становление жанра историко-революционного романа в литературах Северного Кавказа. Автореф. на соискание ученой степени кандид. дисс. (филол.). M.: 1971

166. Чахкиев Саид. Трудный путь писателя. «Грозненский рабочий», 1966, 28 марта.

167. Чахкиева P.A. Эволюция повествовательных форм в чечено-ингушской литературе (преемственность и национальные закономерности развития младописьменной литературы. Автореф. на соискание ученой степени кандид. филол. наук. - M.: 1975.

168. Чентиева М.Д. Черты современника и проблемы чечено-ингушской художественной литературы. Грозный: Чечено -Ингушское книжн. изд-во, 1967, 86 с.

169. Чернец JI.B. Литературные жанры: Проблемы типологии и поэтики. -М.: Изд-во МГУ, 1982.

170. Чичерин A.B. Возникновение романа-эпопеи. М.: Советский писатель, 1975, 375 с.

171. Шаззо К.Г. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах. - Тбилиси: Мецниереба, 1978. - 238с.

172. Шундик Н. Убежденность и достоверность. Предисловие к кн.: Боков Ахмет. Багровые зори. Роман. Авторизованный перевод с ингушского Николая Шундика. Грозный: Чечено-Ингушское книжн. изд-во, 1978, 272 с.

173. Эрзиев М. «Сыновьям Беки» не угрожает старость. «Сердало», 1997, 22 ноября, №78, стр.3.

174. Юсуфов Р. Ф. Расцвет национальных литератур и обогащение общесоветской художественной традиции. В сб.: Новая историческая общность людей - советский народ и литература социалистического реализма. 30 октября 1972. - М.: 1972,442 с.

175. Яблокова Г. И. Стойкость (О книге «Буран»). «Грозненский рабочий», 1971, 10 марта.

176. Якименко Л. Границы и возможности//ВЛ. 1978, №11.

177. Яковлев Н. Ф. Несколько слов о чеченской и ингушской народной песне. Орджоникидзе: Газ. "Сердало", 1927, №63.

178. ЯндиеваМ.Д .Становление ингушского романа и историческая проза 60-х 70-х годов. - Автореф. на соискание кандид. филол. наук. -M.: 1982, 24 с.

179. Яндиева М.Д. Депортация ингушей. Фальсификации и подлинные причины. Назрань-Москва, 2008.

180. Яндиева М.Д. Ингушская литература. Лит. нар. России: ХХ в.

М.,2005.

181. Яндиева М.Д. Ингушские смыслы в художественно-интеллектуальном наследии ХХ века. - Магас: Издательство «Сердало», 2007. - 528 с.

182. Яхьяев Л. Керттера турпал халкъ. «Бекий къонгаш» яхача спектаклех». — «Ленина никъ», 1987, 11 январь.

Электронный ресурс:

1. йИа1йИау.сот>2010/03/03/

2.http://feb-web.ru/feb/litenc/encvclop/le4/le4-4961.htm

3. https://www.kavkaz-uzel.ru/articles/152196/

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.