Коллекционирование как социокультурный институт тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Макарова Елена Александровна

  • Макарова Елена Александровна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2022, ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва»
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 169
Макарова Елена Александровна. Коллекционирование как социокультурный институт: дис. кандидат наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва». 2022. 169 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Макарова Елена Александровна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

1.1 Институционализация коллекционирования: генезис и развитие

1.2. Коллекционирование в научной мысли

1.3. Коллекционирование в России: историко-культурный аспект

ГЛАВА 2. КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ВОСПРОИЗВОДСТВА КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

2.1. Ценностные и функциональные принципы коллекционирования

2.2. Коллекционирование как самореализация личности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Коллекционирование как социокультурный институт»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования обусловлена изменениями культурной парадигмы развития современного общества. Коллекционирование появилось как признак культурной рефлексии с опорой на собственную историю и ознаменовало собой начало цивилизационного развития. Как культурный институт, коллекционирование представляет собой упорядоченные нормы культурных артефактов, которые образуют мощный пласт культуры, определяющий, по мнению П. Бурдье, «символический капитал» общества. Институт коллекционирования, однако, нацелен не только на сбор, освоение, систематизацию, хранение и выставочную деятельность. Коллекционирование культурных, научных и художественных ценностей создает многофакторное пространство коммуникативных взаимодействий с общественными институтами: институтом музейного и архивного дела, институтом художественного рынка, системой образования и иными, а также создает каналы коммуникативных связей с общественностью посредством информационных и коммуникационных ресурсов, проведения выставочной деятельности, а в современном мире и с помощью виртуализации. Это делает его уникальным активным источником информации и вневременной коммуникации, воспроизводящей культурные смыслы и символы культурного наследия.

В то же время коллекционирование представляет собой уникальную форму участия личности в культуре, способ ее культурной самореализации, изначально представляющую собой форму независимых решений и целеполагания, индивидуализацию сублимированного выбора коллекционера как личности; в нем активно проявляется творческий индивидуализм, стремление коллекционера выразить всю совокупность своих личностных качеств и способностей. В исследовании коллекционирование рассматривается с позиций, установленных в

научной практике и позиционируется как индивидуальное целеполагание в собирательстве предметов, объединенных однотипными признаками, имеющих

научное или художественное значение, представляющих научный интерес и

1

предусматривающее их исследование и систематизацию .

В работах, посвященных феномену коллекционирования, проводится различие между «собирательством» и «коллекционированием». Собирательство определяется как сбор и накопление определенного набора предметов, в большинстве случаев свободного и случайного, не всегда связанного с эмпирическим основанием2. Коллекционирование подразумевает под собой создание систематизированной совокупности предметов, обладающих общими свойствами и интегрирующихся в единое целое (коллекцию) посредством равнозначных смыслов и однотипных содержательных характеристик, то есть, как знаково-смысловую систему «эмпирически обобщенных фактических материалов»3. Ключевое различие коллекционирования и собирательства прослеживается в очевидности целеполагания коллекционирования, нацеленного кроме сбора и хранения предметов на их систематизацию и полноценное изучение: «Частное коллекционирование по сравнению с собирательством - это всегда культурная деятельность, то есть деятельность по сохранению (иногда созданию), освоению и распространению культурных ценностей и, более того, распространению теоретико-художественного сознания и тиражированию культурных норм. Вероятно, в ряде случаев собирательство имеет смысл рассматривать как первичный или начальный этап коллекционирования, но, во всяком случае, весьма не про-

1 Каулен М.Е. Коллекция // Российская музейная энциклопедия. В 2 т. Т. 1. - М.: Прогресс,

Рипол классик, 2001. - С. 274.

2

Фролов А.И. Русские коллекционеры и формирование музейного фонда России // Шахма-

товский вестник. - 1993. - № 3. - С. 10.

3

Акинша К.А. Проблемы изучения частного собирательства // Актуальные проблемы развития культуры и искусства в свете решений XXVII съезда КПСС: Материалы Московской конференции аспирантов ВУЗов и НИИ. - М., 1988. - С. 155.

сто четко определить, когда и в каком порядке одно переходит во второе и како-

4

вы характеристики этого качественного изменения» .

В рамках культурологического подхода концептуальная сущность коллекционирования как явления культуры наиболее полно раскрывается в синтезе институционального и духовно-содержательного (аксиологического) подходов, в рамках которых коллекционирование представляет собой совокупность культурных практик, предполагающих сбор, хранение и популяризацию коллекций общественного и/или художественного достояния, обуславливающих через коллекционные объекты коммуникационное взаимодействие в формате «здесь и сейчас» и обеспечивающих транзит и воспроизведение знаковых смыслов как «вечных ценностей». «Традиционно в этот перечень, - пишет Л.Г. Клюканова, -не включается научное изучение артефактов, что не вполне, может быть, отвечает современным реалиям по причине того, что научная атрибуция коллекционных предметов и возможность обретения частными коллекциями "академического характера становится так же важна, как и музейных» .

Институциональный подход обуславливает необходимость изучения как динамики развития коллекционирования, так и трансформации данного вида деятельности в культурный институт, а также подразумевает проведение комплексной типологизации частных собраний и коллекций, формирование совокупности признаков и характеристик. Подобная типологизация позволяет не только выявить типы коллекций, состав которых будет в значительной степени различен (например, систематические коллекции и любительские собрания, научные коллекции и фамильные собрания, видовая коллекция и эклектическая

4

Клюканова Л. Г. Междисциплинарный статус современного частного коллекционирования как феномена культуры // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 6 (49). - С. 532.

5 Клюканова Л.Г. Частное коллекционирование как предмет культурологического исследования // Труды Санкт-петербургского государственного института культуры. - 2015. - № 3. - С. 247.

коллекция и т.п.), но и применить в изучении сущностных характеристик феномена коллекционирования разноспектронные научные подходы. В данном контексте к типологизации применимо понимание коллекции, которое рассматривается в работе «Собрание графа Павла Петровича Шувалова» Д. Шмидт, а именно «научные собрания, "коллекция", в строгом смысле слова основана на систематических, абстрактных началах, она составляется ввиду возможности полноты работ известного исторического периода или известного рода производства;

так собираются монеты или гравюры, русские древности или голландские кар-

6

тины» .

Второй вектор, в рамках которого наиболее емко раскрывается концептуальная сущность феномена коллекционирования, аксиологический, позволяет рассматривать не только качественные характеристики коллекции, многообразие культурных практик, которые синтезируют процесс коллекционирования, но и динамику развития коллекционирования как духовно-творческой практики, формы и степень ее влияния на социально-общественный прогресс и культурное развитие человечества в целом.

Особенно актуальным становится применение инструментария аксиологического подхода в настоящее время, когда новая парадигма общественного развития современного общества привнесла иные культурные императивы. Тех-нологизация практически всех сфер жизни трансформировала жизненное пространство, повлияла на поведение и самое главное, изменила мировоззрение человека. Данные процессы усугубляются модусами парадигмы массового потребления, базирующимися на понимании товара как лишенного длительного исторического бытования и редуцированного до единовременной функции. «Стереотипизация поведенческих характеристик человека - сегодня все более

6 Шмидт Д. Собрание графа Павла Петровича Шувалова // Художественные сокровища России. - 1902. - № 11. - с. 271.

набирающая силу тенденция, которая уже вносит существенные коррективы в представления о человеке как субъекте культуры»7.

Поскольку понятие «стереотип» является одним из основных в изучении феномена коллекционирования в современном обществе, следует сразу определить данное понятие. Общеизвестно, что сам термин «стереотип» был введен в У Липпманом, предложившим под ним понимать совокупность неких смысловых схем, в большинстве случаев, искажающих представления обыденного сознания о каком-то социальном процессе и/или объекте8. Уже в самой этой дефиниции налицо две составляющие - социокультурологическая (детерминированность обществом и культурой) и психологическая (реконструкция окружающей среды по упрощенной модели). Стереотип представляет собой искусственно сконструированный алгоритм действий и/или представлений, смысловые характеристики которого напрямую отражают конкретные национально детерминированные модели стратегий. В этом ракурсе мы рассматриваем стереотипы как некий общественный конструкт, который определяет поведенческие стратегии индивидов в конкретных ситуациях и формирует смысловые характеристики мировоззренческих установок большинства членов социальной группы, общества, этноса или национально-культурного ареала. Через стереотипы проходит важнейший процесс развития индивида - его включенность в социум и социокультурная специфика, которая складывается из ряда взаимосвязанных факторов, к которым относятся: разрешенные/запрещенные в данном обществе разновидности общения; стереотипные ситуации общения; понятия, которые отражаются в системе традиционных образов и сравнений; парадигма речевых жанров;

7

Иванова С. Проблема технизации культуры XXI в. / Historicus. Общественно политический журнал. URL: https://historicus.ru/problema_tehmzatsii_kulturi_XXI_veka/ (дата обращения 18.05.2019) ' '

8 Денисова Г.В. Социокультурные стереотипы в межкультурной коммуникации // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология - 2020. - № 3 (26). - С. 112.

закрепившиеся в национальной энциклопедии стереотипы, играющие основополагающую роль в процессе усвоения и передачи информации, а также отвечающие за социализацию личности, позволяющие индивиду осмыслить, принять и использовать всю совокупность знаний, общесоциальных норм и пове-

9

денческих регуляторов .

В настоящее время в системе института культуры идут мощнейшие процессы трансформации ценностных установок и переосмысление традиционных морально-этических, идеологических, культурных стереотипов. Под влиянием факторов технологизации, глобализации, коммерциолизации и иных трендов современного развития сформировались качественно новые социокультурные стереотипы, которые, будучи дополненными преобладанием форм «креативного консьюмеризма», в конечном счете, определили кризис ценностно-мировоззренческих установок личности и духовный упадок современного общества. Парадигмальные трансформации выдвинули на передний план глобальную проблему современности, а именно: определение места и сущности культуры в контексте технологического развития и массового потребления. Новая парадигма, концептуально изменившая отношение к культуре в целом, затронула и ее отдельные сегменты, в частности коллекционирование. Исследование феномена коллекционирования, его роли в качестве культурного института имеет принципиально важное значение, т.к. позволяет проследить сущность произошедших трансформаций в одной из традиционно наиболее «закрытых» сфер жизни человека. Кроме того, совокупность социального и личностного, проявляющаяся через практику культурного взаимодействия, выявляет концептуальную сущность коллекционирования, обусловливает актуальность избранной темы, определяет цели и задачи диссертационного исследования.

9

Флиер А.Я. Культурная компетентность личности: между проблемами образования и национальной политики // Общественные науки и современность. - 2000. - №. 2. - С. 152.

Степень научной разработанности проблемы представляет собой нескольких научных направлений, а ее многогранность оправдывает анализ разнопланового комплекса научных источников, авторы которых, опираясь на различные концептуальные подходы, положения и направления, осмысливали отдельные аспекты сущностных характеристик исследуемой темы.

Следует выделить, прежде всего, работы зарубежных и отечественных ученых, рассматривающих коллекционирование как форму особой культурной деятельности в контексте ее институционализации и освещающих проблематику коллекционирования в контексте парадигмальных культурных изменений XX-XXI вв.: речь идет об исследованиях Х. Арендта, В. Беньямина, Ж. Бодрийяра, П. Бурдье, В.С. Вахштайна, Б. Гройса, П. ван дер Грийпа, К. МакЛафлина,

B. Мюнстербергера, В.А. Дудакова, А.Н. Дьячкова, Н.М. Зоркой, А.В. Карпова, и др.

Важно также указать на исследования культурологов, в работах которых представлены теоретические основания культуры, а коллекционирование рассматривается как культурный институт, выполняющий запросы и потребности общества и личности. Прежде всего, это работы Т.А. Алешиной, Н.И. Ворониной, В.И. Грачева, Г.В. Денисовой, В.Л. Иноземцева, М.С. Кагана, Г.С. Кнабе, Л.Г. Клюкановой, Д.С. Лихачева, А.П. Лободанова, Ю.М. Лотмана,

A.Ю. Тихоновой, А.Я. Флиера и др.

Большой вклад в концептуализацию коллекционирования как культурного института вносят труды искусствоведов М.В. Алпатова, В.И. Грачева,

C.И. Козловой, А.А. Николаевой, Т.Ю. Юреневой, Р. Колингвуда, И. Санчез, Д.В. Фролова и др.

Другое направление исследований представлено работами в области коллекционирования как музейного дела. Начиная с музейных программ

B. Боргини, трактата С. Квиккеберга «Заглавия или заголовки обширнейшего

театра вселенной» (1565), приложения Дж. Вазари к «Жизнеописаниям наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550), которые стали основой научного подхода к пониманию коллекционирования как научно-методической деятельности, методика коллекционирования рассматривается в работах ведущих отечественных музееведов М.П. Боткиной, В.П. Грицкевича, О.В. Игнатьевой, Л.С. Именновой, Т.П. Калугиной, О.И. Карпухина, В.Ф. Левинсон-Лессинг, О.А. Неверова, М.Б. Пиотровского и др.

Концептуальную сущность коллекционирование как набор социально-психологических действий индивида получило в рамках психологического подхода. В работах Л.С. Выготского (рассмотрено понятие «идеальная форма»), А.Н. Леонтьева (исследование коллекционирования с позиций понятия «деятельность») предпринята попытка изучения и осмысления мотивации поведенческих установок коллекционера; факторов, определяющих стиль и направленность коллекционирования, а также исследование его деструктивных форм. К числу работ, раскрывающих концептуальное содержание личности и деятельности коллекционера, можно отнести, в частности, труды З. Фрейда, Э. Фромма, а также работы Е.В. Барабанова, Д.Н. Дубницкого, В.И. Ильина, Л.С. Клейна, Г.Д. Костаки, Э.Т. Кренкеля, А. Е. Личко, А.Н. Малинкина, Е.А. Сергеевой, И.Я. Цуканова и др., касающиеся социопсихологических особенностей коллекционирования.

Несмотря на достаточно большой спектр научных исследований, затрагивающих концептуальную сущность и специфику развития коллекционирования на современном витке культурного развития, данный феномен еще не получил всестороннего теоретического осмысления, что объясняется чрезвычайно сложным и междисциплинарным характером вопроса коллекционирования.

Исследовательская гипотеза заключается в том, что в современном обществе в условиях кризиса идентичности изменяются поведенческие приорите-

ты и ценностные ориентации массовой культуры, а в центре культурной сегментации оказываются стереотипы. Как показывает мировой опыт, культура и искусство обнаруживают позитивный потенциал, формируя новые формы социальных институтов, выступая пространством для реализации креативности, полем созидания новых культурных смыслов и их ценностных прочтений. Рассмотрение коллекционирования как социального института, таким образом, соответствует, с одной стороны, направлению фундаментальных исследований в области новых подходов в гуманитарной парадигме в поликультурном пространстве современного общества; с другой - выступает в качестве корректировки представлений и восприятий духовно-ценностных ориентиров и художественных образцов, что и является социально значимой задачей.

Объект исследования: коллекционирование как форма культурной деятельности современного общества.

Предмет исследования: коллекционирование как социокультурный институт.

Цель исследования: анализ коллекционирования как культурного института и определение его места в культурной практике в современном обществе.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- Исследовать генезис и развитие процесса институционализации коллекционирования.

- Проанализировать историю и теорию коллекционирования в аспекте научной мысли.

- Раскрыть специфику феномена коллекционирования в культуре России.

- Изучить основные принципы коллекционирования как средства самопрезентации личности коллекционера.

- Выявить те структурные трансформации современного социокультурного пространства, которые определяют вектор коллекционирования.

Теоретико-методологические основания исследования.

Методология исследования коллекционирования как феномена культуры предполагает междисциплинарный подход, обусловленный пониманием самой культуры как целостной совокупности многообразия сегментов и объектов в динамике их генезиса. Это многообразие предполагает необходимость комплексного и системного анализа с использованием соответствующих методов междисциплинарного характера, принимающих во внимание весь комплекс характеристик и условий формирования и развития коллекции. Современные культурологические подходы к пониманию сущности коллекций предполагают методологию таких концепций как постмодернизм, структурализм, эволюционизм, функционализм.

Таким образом, в основу исследования концептуальной сущности коллекционирования как культурного института был положен культурологический подход и применен комплекс взаимодополняющих методов:

- историко-культурный, на основе которого прослежено появление коллекционирования как явления в культурном пространстве разных общественных формаций;

- компаративный, дающий возможность сравнительного анализа коллекционирования в культурном пространстве разных общественных формаций;

- интегративный, способствующий рассмотрению в сетевом обществе особенностей коллекционирования на основе знаний о культурных трансформациях.

Научная новизна:

- разработано собственное определение феномена коллекционирования как целенаправленной культурной практики;

- предложен комплексный анализ классических и современных западных и отечественных теорий, раскрывающих сущностные особенности коллекционирования, его функционала и механизмов, обеспечивающих динамику воспроизводства культурных традиций;

- систематизирована специфика феномена коллекционирования в культуре России;

- впервые показаны основные принципы коллекционирования как средства самопрезентации личности коллекционера;

- выявлены структурные трансформации современного социокультурного пространства, которые определяют вектор коллекционирования.

Положения, выносимые на защиту:

1. Институт коллекционирования формируется в культурном пространстве в результате ряда парадигмальных изменений. Само понятие коллекционирования основано на творческой активности индивида-коллекционера и предполагает систематизацию объектов, представляющих научный, познавательный и/или художественный интерес как единое целое; коллекция же являет собой систему структурированных конструктов и интегрированных идеей.

2. Автором предложена собственная классификация процесса институ-ционализации коллекционирования, которая включает следующие этапы:

- с древнейших времен до XV в. - коллекционирование как собирательство. Основные характеристики: бессистемность, латентная форма, элитарность;

- XV-XVП вв. - коллекционирование как культурный феномен. Основные характеристики: целенаправленный характер (специализация), экспонирование, систематизация коллекций, стратификационный состав коллекционеров, зарождение рынка агентов, формирование терминологии и идеологии;

- с XVIII в. по настоящее время - коллекционирование как социальный институт. Основные характеристики: рост музеев, как государственных, так и частных, научный и системный характер, рынок профессиональных услуг по собиранию, оценке, экспонированию коллекций, научная систематизация и описание; научные подходы; связь с конкретными областями знаний, науками и искусствами, техникой и производством; публичное функционирование.

3. В рамках научной мысли как западноевропейской, так и отечественной, понимание коллекционирования как культуротворческого механизма сформировалось к рубежу Х1Х-ХХ вв., что ознаменовало появление музея как культурного института со всеми его основными признаками и функциями (просвещение, экспозиционный показ, комплектование, хранение, описание). Коллекционирование позиционируется, с одной стороны, как «сокровищница» нации и достояние государства, с другой - используется как мощнейший идеологический инструментарий.

4. В России, начиная от сбора и накопления артефактов в первых крупных частных собраниях первой половины XVIII в., их последующей систематизации, каталогизации, экспонирования и популяризации, история развития коллекционирования представляет собой явление эволюционирующее. В культурной парадигме современного общества просматриваются следующие два пути как развития самого феномена коллекционирования, так и экспонирования самих коллекций, а именно: переход в информационное («виртуальное») пространство и изменение отношения к музею как к месту хранения знаков-артефактов и его преобразованию в культурный центр.

5. Главная задача коллекционирования как института культуры заключается в воспроизводстве культурных ценностей и обеспечивается коммуникативным характером коллекционирования. Представленные и рассмотренные основные принципы коллекционирования (предмет, мотив, целеполагание, комму-

никационный характер) служат средством самопрезентации личности коллекционера и актом его творческой активности посредством которых обеспечивается целеполагание коллекционера и включенность коллекционирования в систему социокультурных процессов. Логика коллекционера, базирующаяся на собирании, исследовании и сохранении артефактов как системе вечных ценностей, исторических, научных и художественных сокровищ, формирует систему коллекций как носителей традиций, ценностных установок и ориентиров коллективной памяти. С этих позиций коллекция способствует раскрытию и демонстрации культурных смыслов конкретной эпохи, нации, этноса и обеспечивает приобщение индивида и общества в целом к культурным кодам. Это позволяет позиционировать коллекцию как мощнейший инструмент воспроизводства культурного наследия.

6. Пассионарное напряжение истории коллекционирования всегда базировалось на идее сохранения историко-культурного наследия, преемственности культурных традиций, способах освоения культурных ценностей, включенности самого коллекционера в культуру, что обусловливало такие основные мотивации коллекционеров, как эстетическая, сакральная, патриотическая, познавательная, охранительная, а также мотивация доказательства родства с легендарными предками, саморазвития и пр.

7. Трансформация цивилизационной парадигмы современного общества привели к тому, что феномен коллекционирования превратился в способ инвестирования, а в комплексе мотиваций коллекционирования акцент сместился со способа восприятия коллекционером культурных ценностей и осознания собственного места в культуре (что до конца XX в. было определяющим в потребности осуществлять коллекционерскую деятельность) на мотивацию экономическую, ориентирующуюся, прежде всего, на социальный престиж.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что выводы, содержащиеся в работе, расширяют и углубляют теоретическую базу исследований относительно проблематики функционирования коллекционирования как института современной культуры. Проведенное исследование, имеющее многоаспектный характер, затрагивает как социально-деятельностное начало, так и психологическую природу коллекционирования, осмысляя различные формы культурных практик современного общества и позволяя изучить структуру и мотивационные факторы коллекционирования в современных условиях.

Практическая значимость исследования состоит в обосновании авторских выводов и основных положений диссертационного исследования, которые могут использоваться в практической деятельности органов культуры, осуществляющих взаимодействие с коллекционерами при организации культурных мероприятий.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе при подготовке специалистов в области культурологии, социологии культуры, а также при разработке и реализации курсов по дисциплинам «Коммуникативистика», «Музейное и галерейное дело», «История и практика коллекционирования».

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Макарова Елена Александровна, 2022 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акинша, К. А. Время коллекций. Универсальные собрания России 60-80-х годов / К. А. Акинша // Типология русского реализма второй половины XIX века. - М.: Прогресс, 1990. - С. 39-64.

2. Акинша, К. А. Проблемы изучения частного собирательства / К. А. Акинша // Актуальные проблемы развития культуры и искусства в свете решения XXVII съезда КПСС : материалы Московской конф. аспирантов вузов и НИИ. - М.: Прогресс, 1988. - 207 с.

3. Алешина, Т. А. Музей как феномен культуры : дисс. ... канд. филос. наук / Т. А. Алешина. - Новочеркасск: Инфо, 1999. - 142 с.

4. Алпатов, М. В. Художественные проблемы искусства Древней Греции / М. В. Алпатов. - М.: Искусство, 1987. - 221 с.

5. Аренда, X. Вашътер Бешьямин. 1Ü92-1940 / X. Аренда; пер. © апнпг. Б. Дубина. - М.: Grundrisse, 2014. - 168 е.

6. Арендт, Х. Скрытая традиция: Эссе / Х. Арендт; пер. с нем. и анг. Т. Набатниковой, А. Шибаровой, Н. Мовниной. - М. : Текст, 2008. - 221 с.

7. Астафьева, О. Н. Музей в современной культуре : на пересечении эстетического и практического / О. Н. Астафьева // Музей в социокультурных реалиях : материалы XXV науч.-метод. семинара (Москва, 10 апр. 2008 г. / под общ. ред. В. К. Егорова, О. Н. Астафьевой. - М. : Канон+, 2008. - Вып. 5. - С. 11-31.

8. Барабанов, Е. Искусство на рынке или рынок искусства? / Е. Барабанов // Художественный журнал. - 2002. - № 46. - С. 8-24.

9. Барт, Р. Система моды: ст. по семиотике культуры / Р. Барт ; сост., пер. с фр. и вступ. ст. С. Зенкина. - М. : Изд-во им. Сабашниковых, 2003. - 512 с.

10._Басин, Е. Я. Искусство и коммуникация : очерки из истории филос.-эстет._ мысли / Е. Я. Басин. - М. : Моск. обществ, науч. фонд, 1999. - 237 с.

11. Белов, А. М. Частные книгохранилища и музеи в Москве / А. М. Белов // Bibliografiia. - 2018. - № 2. - C. 80-83.

12. Беляев, Ю. Душа вещей / Ю. Беляев // Столица и усадьба. - 1914. - № 22. - С. 5-23.

13. Беивямии, В. Произведение иежуеетва. в эпоху его техижмеежои воеиро-изводимоети [Элежтроиивш рееуре]. — Режим доетупа: http://forlit.philol.msu.ru/pages/Biblioteca_Benjamin.htm.

14. Беньямин, В. О коллекционерах и коллекционировании / В. Беньямин. -М. : ЦЭМ, V-A-G press, 2018. - 103 с.

15. Беньямин, В. Я распаковываю свою библиотеку (речь собирателя книг) / В. Беньямин; пер. Н. Тишковой // Человек читающий. HOMO LEGENS. Писатели XX века о роли книги в жизни человека и общества / сост. С. И. Бэлза. -М., 1983. - С. 278-287.

16. Берестецкая, Т. В. К истории отдела нумизматики ГИМ (1918-1965 гг.) / Т. В. Берестецкая // Очерки по истории отдела нумизматики : Нумизматический сборник. - М., 1993. - Вып. 83, ч. 12.

17. Бестужев-Рюмин, К. Биографии и характеристики: Татищев, Шлецер, Карамзин, Погодин, Соловьев, Ешевский, Гильфердинг / К. Бестужев-Рюмин. - СПб., 1881. - 358 с.

18. Бодрийяр, Ж. Система вещей / Ж. Бодрийяр. - М. : Рудомино, 2001. -168 с.

19. Большаков, В. П. Хронотоп современной России в его воздействии на межкультурные коммуникации / В. П. Большаков // Современные проблемы межкультурных коммуникаций. - СПб. : СПбГУКИ, 2005. - С. 286-290.

20. Бонами, З. А. Литературный музей и общество / З.А. Бонами // Музееведение. Музеи мира : сб. науч. тр. / НИИ культуры. - М. : Прогресс, 1991.

21. Борисов, Н. С. Иван Калита / Н. С. Борисов. - М. : Молодая гвардия, 1995. —302 с.

22. Боткина, А. П. Павел Михайлович Третьяков в жизни и в искусстве / А. П. Боткина. - М. : Искусство, 1993. - 376 с.

23. Боханов, А. Н. Коллекционеры и меценаты в России / А.Н. Боханов. -М., 1989. - 206 с.

24. Бохоров, К. Ю. Процессы глобализации в художественной культуре России 1990-х годов : дисс. ... канд. культурологии : 24.00.03 / К.Ю. Бохоров. -М., 2008. - 175 с.

25. Броделъ, Ф. Структуры повседневности : возможное и невозможное / Ф. Бродель. - М. : Весь мир, 2007. - 592 с.

26.=Бродсми, Б. Золото© дао / Б. Бродсжии // Зержало. - 2013. - URL: http://zerkalo~Ktartcom/?p=MÜ4

27. Бубнов, А. С. Пиевмо-привететвие. I Веероееииежии музеинвш съезд / А. С. Бубнов // Музееведавеежаж мзыспь в России XVIII=XX вежов : сб. документов и материалов. - М.: ACT, 2010. - С. С. 644-645.

28. Бурдье, П. Рынок символической продукции / П. Бурдье // Вопросы социологии. - 1993. - № 1/2. - С. 49-62.

29. Бурулв, Е. Коллекционирование жаж способ инвестирования! / Е. Бурулв [Элежтроннвш ресурс]. — Режим доступа : http://dengi.com

30. Бурышкин, П. А. Москва купеческая : мемуары / П.А. Бурышкин. - М.: ЭСМО, 2015. - 352 с.

31. Важеелв, Л. В. Изображении разнвих памжтнижов древности, наиденнвих на берегах Чернаго моря принадлежащих Роееииежой империи: С приложени-

ем географичеежой жарты тех меет, где оные памжтнижи обретены е древними наименовавшими / Л „В. Важеелв. - СПб. : Печатано у И. К. Шнора, 1ВД1. — §> с.

32. Вахштайн, В. Социология вещей и поворот к материальному в социальной теории / В. Вахштайн. - М. : Алетейя, 2006. - С. 7-42.

33. Веблен, Т. Теории праздного жлаееа / Т. Веблен. - М. : Прогреее, 19Ü4. -120 е. - URL http://www„library.fa„rUfiles/Veblen.pdf (дата обращении 01.02.2020).

34. Винокур, Г. О. Биография и культура / Г. О. Винокур. — 2-е изд., испр. и доп. - М. : Изд-во ЛКИ, 2007. - 86 с.

35. Витале, С. Пуговица Пушкина / С. Витале; пер. с анг. Е. М. Емельяновой. - Калининград : Янтар. сказ, 2001. - 418 с.

36. Возникновение музея жаж еощиожулвтурного учреждении в период Возрождения // Иежуеетвоед.ру — еетевой рееур© об иежуеетве и жулвтуре : [еайт]. - 201Ü. - URL http://iskusstvoedjU201W6/ll/vozniknovenie-muzeja-kab sociokultU

37. Власов, В. Г. Стили в искусстве : словарь (архитектура, графика, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура) / В. Г. Власов. - СПб. : Кольна, 1995. - 215 с.

38. Волькович, А. Ю. Музейная экспозиция как семиотическая система : автореф. дис. ... канд. культурологии : 24.00.03 / А. Ю. Волькович. - СПб., 1999. - 23 с.

39. Воробьев, H. A. Поговорим о собирателях / Н. А. Воробьев // Памятники Отечества. - 1985. - Вып. 2. - С. 127-145.

40. Воронина, Н.И. Лики провинциальной культуры. - Саранск: Тип. Кр. Октябрь, 2006. - 232 с.

41. Воронов, B. C. Русское народное искусство и его собиратели / В. С. Воронов. - М. : Сов. художник, 1972. - С. 142-149.

42. Воронов, В. С. О крестьянском искусстве / В. С. Воронов; [вступ. ст. Т. Разиной]. - М. : Сов. художник, 1972. - 350 с.

43. Воронова, Г. И. Основные подходы к определению понятия дискурс / Г. И. Воронов, М. Э. Рябова // Nulla dies sine linea. - Вып. 8. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2012. - 195 с.

44. Вострышев, М. И. Московские обыватели. Среди кошек и книг. Библиофил Федор Федорович Мазурин (1845-1898) / М. И. Вострышев. - М. : Молодая гвардия, 1999. - 248 с.

45. Гёте, И. В. Коллекционер и его близкие / И. В. Гёте. - М.: Классическая проза, 1980. - 140 с.

46. Грачев, В. И. Коммуникативное пространство современного арт-рынка / В. И. Грачев // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2008. - № 56. - С. 198-203.

47. Грачев, В. И. Коммуникации ценности - культура (опыт информационно-аксиологического анализа) / В. И. Грачев. - СПб. : Астерион, 2006. - 248 с.

48. Грийп, П. Страсть и выгода : к антропологии коллекционирования / П. Грийп. - Минск, 2016. - 197 с.

49. Гриц, Т. Словесность и коммерция : Книжная лавка А. Ф. Смирдина / Т. Гриц, В. Тренин, М. Никитин / под ред. В. Б. Шкловского, Б. М. Эйхенбаума. -М. : Аграф, 20011. - 304 с.

50._Грмщшнюв, А. А. Постмодернизм / А. А. Грищанов, М.А. Можейжо. — Минеж : Июгерпреееервие; Кншжнвш Дом, 2001. — 792 е„

51. Грицкевич, В. П. История музейного дела до конца XVIII в. В 2 ч. / B. П. Грицкевич. - СПб. : Изд-во СПбГУКИ, 2001. - 242 с.

52. Гройс, Б. О музее современного искусства / Б. Гройс // Художественный журнал. - 1998. - № 23. - С. 31-35.

53. Гройс, Б. О новом. Опыт экономики культуры / Б. Гройс. - М. : Ад Маргинем Пресс, 2015. - 238 с.

54. Гронас, М. «Чистый взгляд» и взгляд практика : Пьер Бурдье о культуре / М. Гронас // Новое литературное обозрение. - 2000. - № 45. - С. 6-21.

55. Груздов, Е. Общие ириищишпыт жолшежщиоиироваииж / Е. Груздов [Элеж-троиивш рееуре]. - Режим доетуиа. : http://nubo„ru^beercap/mfo/ theory.htm.

56. Дмитриенко, Н. М. К Истории изучения историографии и методологии музейного менеджмента в России / Н. М. Дмитриенко, М.Д. Кроуфорд // Вестник Томского государственного университета. Серия Культурология и искусствоведение. - 2018. - № 30. - С. 210-221.

57. Гудков, Д. Б. Теория и практика межкультурной коммуникации / Д. Б. Гудков. - М. : Гнозис, 2003. - 288 с.

58. Гужова, Л. Г. Музееведение / Л. Г. Гужова; под. ред. доц. Н. В. Мягти-ной; Владимир. гос. ун-т. - Владимир: Изд-во Владимир. гос. ун-та, 2010. - 116 с.

59._Дадамян, Г. Г. Культура и хозрасчет: соблазны аукциона / Г. Г. Дадамян // Театр между прошлым и будущим. - М. : Гнозис, 1989.

60. Денисова, Г. В. Лингвокультурное сознание и эстетика стереотипов / Г. В. Денисова // EuropeanSocialScienceJournal (Европейский журнал социальных наук).- 2017. - № 10. - С. 30-37.

61. Денисова, Г. В. Социокультурные стереотипы в межкультурной коммуникации / Г. В. Денисова // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология- 2020. - № 3 (26). - С. 106-126.

62. Дженкс, Ч. Зрелищный музей - между храмом и торговым центром. Осмысление противоречий Ч. Дженкс / Ч. Дженкс // Пинакотека. - 2000. - № 12. - С. 5-15.

63. Долгин, А. Капитализация сакрального / А. Долгин // Музей и личность. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://polit.ru/article/2008/01/14/dolgin/ Дата обращения 24.09.2020

64. Досси, П. Как устроен рынок современного искусства / П. Досси [Электронный ресурс]. - Режим доступа: forbes.ru/lifestyle/26 Июнь 2013.

65. Досси, П. Продано! Искусство и деньги / П. Досси. - СПб. : Лимбус Пресс, ООО «Издательство К. Трублиани», 2017. - 288 с.

66._Дриккер, А.С. Эволюция культуры : информ. отбор / А. С. Дриккер. -СПб. : Акад. проект, 2000. - 184 с.

67. Думова, Н.Г. Имени Бахрушина / Н. Г. Думова // Знамя. - 1991. - № 3. -С. 5-36.

68. Думова, Н. Г. Чутье изящного (из истории московских собирателей) / Н. Г. Думова // Москва. - 1987. - № 7. - С. 169-178.

69. Думова, Н. Г. Московские меценаты / Н. Г. Думова. - М.: Мол. гвардия, 1992. - 333 с.

70. Дубницкий, Д. Н. Факторы культурной мотивации / Д.Н. Дубницкий. -СПб. : Алтейя, 2009. - 334 с.

71. Дудаков, В. Привилегия частного коллекционирования / В. Дудаков // Русское искусство. - 2004. - № 1. - С. 80-91.

72. Дьячков, А. Н. Коллекционирование / А. Н. Дьячков // Российская музейная энциклопедия / ред. В. Л. Янин, А. А. Сундиева. - М. : Мол. гвардия, 2001. - Т. 2. - С. 416 с.

73. Еремина, И. Ю. Информационно-коммуникационные технологии как механизм социокультурных процессов современного общественного развития / И. Ю. Еремина, Н. Б. Ефимочкина // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. - 2020. - № 4 (184). - С. 68-73.

74. Етоев, А. Книгоедство. Выбранные места из книжной истории всех времен, планет и народов: роман-энциклопедия / А. Етоев. - Новосибирск : Сибир. универ. изд-во, 2007. - 392 с.

75. Жидков, В. С. Системный подход в исследованиях культуры и искусства / В. С. Жидков, К. Б. Соколов // Системные исследование культуры : 2005. -СПб. : Алтейя, 2006. - С. 11-38.

76. Завадский, С. А. Искусство и цивилизация / С. А. Заводский, Л. И. Новикова. - М.: Искусство, 1986. - 271 с.

77. Запесоцкий, А. С. Современная культурология как научная парадигма / А. С. Запесоцкий, А. П. Марков // Вопросы философии. - 2010. - № 8. - С. 7687.

78. Запесоцкий, А. С. Культурология Дмитрия Лихачева / А.С. Запесоцкий. - СПб. : Наука, 2007. - 528 с.

79. Зиммель, Г. Избранное: в 2 т. / Г. Зиммель. - М. : Юристъ, 1996.

80. Зоркая, Н. М. Уникальное и тиражированное / Н. М. Зоркая. - М. : Искусство, 1981. - 167 с.

81. Иванова, С. Проблема технизации жулвтурви XXI вежа II Historicus: Об= щеетвенно политмнеежии журнал. — [Элежтроннвш ресурс]: М!р§ :/М§1ои©те.т/ргоЫета_1еМ1жа1§и_кАж1_ХХ1_¥ека/ (дата обращении 18.05.2019).

82. Игнатьева О. В. Частное коллекционирование в процессе европеизации России в XVIII-начале XX века / О. В. Игнатьева // Вестник Пермского университета. - 2014. - Вып. 2 (25). - С. 22-27.

83. Издан Первый каталог Картинной галереи Эрмитаж / Официальный сайт Государственного Эрмитажа. Раздел Новости. - [Электронный ресурс]: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/news/news-item/news/2018/news 165 18.

84.Ильин, В. И. Поведение потребителей / В. И. Ильин. - СПб. : Питер, 2000. - 224 с.

85. Ильин, И. П. Постмодернизм : словарь терминов / И.П. Ильин. - М. : ИНИОН РАН (отдел литературоведения), 2001. - 340 с.

86. Ильина, Т. В. История искусств. Отечественное искусство / Т. В. Ильина. - М. : Высш. шк., 2000. - 407 с.

87. Именнова, Л.С. Музей в социокультурной системе общества: миссия, тенденции, перспективы : дис. ... д-ра культурологии / Л.С. Именнова. - МГУ. - М., 2011. - 350 с.

88. Именнова, Л. С. Экспозиция как семиотическая система / Л.С. Именнова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2010. - № 5. - С. 134-140.

89. Иноземцев, В.Л. Современное постиндустриальное общество : природа, противоречия, перспективы : учеб. пособие для студентов вузов / В. Л. Иноземцев. - М. : Логос, 2000. - 304 с.

90. Каган, М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений / М. С. Каган. - М. : Политиздат, 1998. - 319 с.

91. Каган, М.С. Музей в системе культуры / М.С. Каган // Вопросы искусствознания. - 1994. - № 4. - С. 445-460.

92. Каган, М. С. Эстетика как философская наука / М.С. Каган. - СПб.: Петрополис, 1997. - 554 с.

93. Казарова, О.Г. Роль музея в социокультурной среде города / О.Г. Каза-рова // Научно-исследовательская работа в музее : тез. докл. VIII Всерос. науч.-практ. конф. МГУКИ / науч. ред. И.Г. Самарина; сост. Н.И. Решетников, И. Б. Хмельницкая. - М.: Изд-во МГУКИ, 2006. - С. 8-23.

94. Калугина, Т.П. Художественный музей как феномен культуры / Т.П. Калугина. - СПб. : Петрополис, 2001. - 224 с.

95. Калугина, Т.П. Современная культура : музей или мумия? / Т. П. Калугина // Человек. - 1994. - № 2. - С. 30-45.

96. Карпов, А.В. Понятие «художественный рынок» в социально-гуманитарных науках / А. В. Карпов // Художественный рынок как объект гуманитарного знания : материалы ежегодной межвуз. науч.-практ. конф. - СПб., 2004. - С. 13-24.

97. Карпухин, О.И. Российский фонд культуры / О.И. Карпухин // Российская музейная энциклопедия: в 2 т. / ред. В.Л. Янин, А.А. Сундиева. - М., 2001. - Т. 2.

98. Карцева, Г. А. Содержание и форма произведения искусства / Г.А. Карцева // Вестник Тамбовского университета. Серия : Гуманитарные науки. -2013. - № 1 (117). - С. 205-209.

99. Клейн, Л. С. «Человек дождя»: коллекционирование или природа человека / Л. С. Клейн // Музей в современной культуре : сб. науч. тр. / Санкт-Петербургская гос. академия культуры. - СПб., 1997. - С. 10-21.

100. Клюканова, Л.Г. Междисциплинарный статус современного частного коллекционирования как феномена культуры / Л.Г. Клюканова // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 6 (49). - С. 530-533.

101. Клюканова, Л.Г. Частное коллекционирование как предмет культурологического исследования / Л.Г. Клюканова // Труды Санкт-петербургского государственного института культуры. - 2015. - № 3. - С. 246-254.

102. Кнабе, Г. С. Категория престижности в жизни древнего Рима / Г. С. Кнабе // Быт и история в античности / отв. ред. Г. С. Кнабе. - М.: Летний сад, 1988. - С. 143-169.

103.Кнабе, Г. С. Образ бытовой вещи как источник исторического познания / Г.С. Кнабе // Вещь в искусстве: матералы науч. конф. - М.: Летний сад, 1989. Вып. XVIII/

104. Кнабе, Г. С. Внутренние формы культуры / Г. С. Кнабе // Декоративное искусство СССР. - М., 1981. - № 5. - С. 37-41.

105. Кнабе, Г. С. Избранные труды : Теория и история культуры / Г. С. Кнабе. - М. ; СПб.: Летний сад: РОССПЭН, 2006. - 1198 с.

106. Кнабе, Г. С. Русская античность. Содержание, роль и судьба античного наследия в культуре России / Г. С. Кнабе. - М. : РГГУ, 1999. - 240 с.

107. Кнабе, Г. С. Язык бытовых вещей / Г. С. Кнабе // Декоративное искусство СССР. - М., 1985. - № 1. - С. 39-43.

108. Кнорр-Цетина, К. Социальность и объекты: Социальные отношения в постсоциальных обществах знания К. Кнор-Цетина // Социология вещей. - М., 2006. - С. 270-271.

109. Козлова, С. И. Искусство круга Медичи во Флоренции XV века // Из истории стилей : эпохи, регионы, виды искусства / отв. ред. Е.Д. Федотова . -М., 2018. - С. 72-96.

110. Кошешщионерв! старой Москвы. Мазурии Федор Федорович (1Ü45-1Ü9Ü). - URL http://www.artpanorama.su/?category=article&show=subsection &id=183 (дата обращении 26.05.2020).

111. Колшешщиоиироваиие в античную эпоху. Колшежщионирование в Древ= ней Греции. - URL https://greecehist.ru/drevnij/kollekcionirovanie-v-drevnej-grecii.html

112. Колшешщии Ипви Самойповича Зипвбершппгейна / Государственнвш музей изобразителвнвих искусств им. А. С. Пушкина. Отдел личнвих жолпежщий. — URL http://www.artprivatecollections.ru/collection/i_s_zilberschtein/

113. Коллингвуд, Р. Дж. Принципы искусства / Р. Дж. Коллингвуд; пер. с анг. А. Г. Раскина, под ред. Е. И. Стафьевой. - М. : Языки русской культуры, 1999. - 328 с.

114. Костаки, Г. Д. Мой авангард. Воспоминания коллекционера / Г.Д. Костаки. - М. : Модус Граффити,1993. - 127 с.

115. Костюхина, М. С. Игрушка в детской литературе / М.С. Костюхина. -СПб. : Алетейя : Ист. кн., 2008. - 158 с.

116. Котляр, И.А. Коллекционирование - феномен культурный и психологический / И.А. Котляр // Культурно-историческая психология. - 2007. - № 3(4). - С. 11-29.

117. Коханова, Л.А. Медиатеки как хранилище информации об истории науки (о проекте «Золотой фонд МГУ имени М.В. Ломоносова») / Л.А. Коханова, В.И. Штепа // Современные наукоемкие технологии. - 2010. - № 10. - С. 162-165.

118. Кравцова, М. Краткая истории жоллежшронированиж в современной России : от корпоративной жоллешщии ж частному собранию. Ч. 1 - URL: https://artguide.com/posts/536-kratkaia-istoriia-kolliektsionirovaniia-v-sovriemiennoi-rossii-ot-korporativnoi-koniektsii-k-chastnomu-sobraniiu-chast-piervaia

119. Кренкель, Э. Т. Право на любительство / Э. Т. Кренкель // Советский коллекционер. - 1964. - № 2. - С. 7-12.

120. Крючкова, В. А. Антиискусство : теория и практика авангардистских движений / В. А. Крючкова. - М. : Наука, 1985. - 304 с.

121. Куклинова, И. А. Французские естественноисторические коллекции XVIII в. в процессе формирования новоевропейской научной картины мира / И. А. Куклинова // Вопросы музеологии. - 2015. - № 1 (15). - С. 3-11.

122. Очерки по истории мировой культуры / под ред. Т. Ф. Кузнецовой.-М. : Языки культуры, 1998. - 495 с.

123. Лазаревский, И. В. Среди коллекционеров / И. В. Лазаревский. - 3-е изд. - Берлин : Изд-во З. И. Гржебина, 1922. - 121 с.; Репринт: М.: Изд-во В. Секачев, 2019. - 178 с.

124. Лапшин, В. А. Социокультурная активность населения и музей / В.А. Лапшин // Музейное дело и охрана памятников. Обзорная информация. -М., 1989. - Вып. 2. Музей и современная социокультурная ситуация. - С. 3-26.

125. Латур, Б. Когда вещи дают отпор : возможный вклад «исследований науки» в общественные науки / Б. Латур // Социология вещей : сб. ст. / под ред. В. Вахштайна. - М., 2006. - С. 342-343.

126. Лебедев, Д. В. Очерки по ботанической историографии (XIX - начало XX в.) / Д. В. Лебедев; отв. ред. М. Э. Кирпичников. - Л. : Наука, 1986. - 165 с.

127. Левинсон-Лессинг, В.Ф. История Картинной галереи Эрмитажа: (17641917) / В.Ф. Левинсон-Лессинг. - Л. : Искусство, 1986. - 426 с.

128. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н. Леонтьев. -М.: Изд-во МГУ, 2004. - 156 с.

129. Липский, В. Н. Эстетическая культура и личность / В.Н. Липский. - М. : Знание, 1987. - 128 с.

130. Лихачев, Д. С. Декларация прав культуры (проект идей) / Д. С. Лихачев. - М. : Логос, 2000. - 280 с.

131. Лихачев, Д. С. Заметки о русском. - М. : Сов. Россия, 1981. - 71 с.

132. Лихачев, Д. С. Избранное : Воспоминания / Д. С Лихачев. — СПб. : Logos, 2000. - 608 с.

133. Лихачев, Д. С. Прошлое-будущему. Статьи и очерки / Д. С. Лихачев. -Л. : Наука, 1985. - 575 с.

134. Лихачев, Д. С. Развитие русской литературы X-XVII вв. Эпохи и стили / Д. С. Лихачев. - Л., 1973. - 254 с.

135. Личко, А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. -СПб.: Питер, 2019. - 134 с.

136. Лосев, А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии / А. Ф. Лосев. - М. : Наука, 1993. - 672 с.

137. Лободанов, А.П. Семиотика искусства: история и онтология / А.П. Лободанов. - М.: Дрофа, 2013. - 680 с.

138. Лотман, Ю. М. Статьи по типологии культуры / Ю.М. Лотман. - Тарту : Тарт. ун-т, 1973. - 95 с.

139. Лотман, Ю. М. Об искусстве / Ю. М. Лотман. - СПб. : Искусство-СПБ, 1998. - 702 с.

140. Лотман, Ю. М. История и типология русской культуры / Ю. М. Лот-ман. - СПб. : Искусство-СПБ, 2002. - 768 с.

141. Лотман, Ю. М. Семиосфера / Ю. М. Лотман. — СПб. : Искусство-СПБ, 2001. - 704.

142. Луков, В. А. Особенности субкультур в России / В. А. Луков // Социологические исследования. - 2002. - № 10. - С. 50-59.

143. Любимцев, С. В. Типология частного коллекционирования в России XVIII века и художественные коллекции : дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.04. / С. В. Любимцев - СПб., 2006. - 163 с.

144. Малинкин, А. Н. Коллекционер. Опыт исследования по социологии культуры / А. Н. Малинкин. - М. : Издательский дом Гос. ун-та-Высш. шк. экономики, 2011. -192 с.

145. Мамедов, А. К. Информационное общество: новая онтология социального / А. К. Мамедов // Вестник Московского университета. Серия: Социология и политология. - 2014. - № 2. - С. 187-199.

146. Мамедов, А. К. Роскошь в культурных контекстах: вариативность развития / Н. Б. Ефимочкина, Э. Д. Коркия, А. К. Мамедов. - М.: КАНОН+, 2020.

- 318 с.

147. Маркин, И. Моя частная коллекция / И. Маркин // Галерейный бизнес : практические советы, как эффективно управлять галереей / ред. В. Бабков. -Минск, 2006. - С. 154-158.

148. Матвеев, М. Ю. Образ библиотеки в произведениях художественной литературы : лит.-социол. очерки / М. Ю. Матвеев, Д. К. Равинский. - СПб. : Рос. нац. б-ка, 2003. - 136 с.

149. Мид, М. Культура и преемственность. Исследование конфликта между поколениями/ М. Мид // Левикова Л. И. Молодежная субкультура : учеб. пособие. - М., 2004. - С. 483-499.

150. Моль, А. Социодинамика культуры / А. Моль ; пер. с фр. - М. : ЛКИ, 2008. - 418 с.

151. Мравик, Л. Коллекционирование произведений искусства. Музей и общество / Л. Мравик // Museum. - 1983. - № 140. - С. 121-134.

152. Муратов, П. П. Новое собирательство / П. П. Муратов // Среди коллекционеров. -1921. - № 3. - С. 12-18.

153. Мюнстербергер, В. Коллекция : неуемная страсть / В. Мюнстербергер.

- Спб, 2016. - 210 с.

154. Неверов, О. Я. Г. А. Потемкин - коллекционер / О.Я. Неверов // Три века Санкт-Петербург : энциклопедия. В 3 т. - СПб., 2001. - Т. 1 Осьмнадцатое столетие. Кн. 2. Н-Я. - 672 с.

155. Неверов, О. Я. Геммы из собрания Е. Р. Дашковой / О.Я. Неверов // История Эрмитажа и его коллекций : сб. науч. тр.. - Л., 1989. - С. 44-48.

156. Неверов, О. Я. Дактилиотека дипломата Татищева / О.Я. Неверов // Советский музей. - 1987. - № 2. - С. 65-66.

157. Неклюдова, М. Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX - начала XX века / М. Г. Неклюдова. - М. : Искусство, 1991.-391 с.

158. Никитина, И. В. Искусство и обыденное сознание в социокультурной реальности современной цивилизации / И. В. Никитина // Общественные науки и современность. - 2005. - № 3. - С. 89-101.

159. Никишин, Н. А. «Язык музея» как универсальная моделирующая система музейной деятельности / Н. А. Никишин // Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности : сб. науч. тр. / НИИ культуры. - М. : Искусство, 1989. - С. 7-15.

160. Никишин, Н. А. «Язык музея» как универсальная моделирующая система музейной деятельности / Н. А. Никишин // Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. - М. : Искусство, 1988. -С. 7-15.

161. Николаева, А. А. Художественная критика как феномен художественной жизни Франции эпохи Просвещения : автореф. ... дис. канд. культурологи / А. А. Николаева. - СПб. : Алетейя, 1997.

162. Овсянникова, С. А. Частное коллекционирование в России в пореформенную эпоху (1861-1917) / С. А. Овсянникова // Очерки истории музейного дела в России. - М. : Прогресс, 1960. - Вып.2. - С. 66-144.

163. Орлова, Л. Коллекциям все возрасты покорны / Л. Орлова // Антиквар. - 2017. - № 7. - С. 66-69.

164. Ортега-и Гассет, Х. Восстание масс / Х. Ортега-и Гассет / Антология культурологической мысли / сост. С. П. Мамонтов, А. С. Мамонтов. - М. : Изд-во РОУ, 1996. - 384 с.

165. Павлов, И.П. Рефлекс щели. - URL http://vidsboku.com/articles/ip~ pavlov-refleks-celi

166.Панарин, А. В. О возможностях отечественной культуры / А. В. Пана-рин // Новый мир. - 1996. - № 9. - С. 177-185.

167. Полевой, В. Малая история искусств. Искусство XX в. / В. Полевой. -М. : Искусство, 1991. - 304 с.

168. Пономарев, Б. Б. Несовершенный музей в несовершенном мире / Б. Б. Пономарев. - М. : ИПК «Робин», 2002. - 186 с.

169. Поспелов, Г. Г. Русское искусство начала ХХ века. Судьба и облик России / Г. Г. Поспелов. - М. : Наука, 1999. - 128 с.

170. Почепцов, Г. Г. Теория коммуникации / Г. Г. Почепцов. - М. : Рефл-бук Вак-лер, 2006. - 656 с.

171. Пыляев, М. И. Замечательные чудаки и оригиналы / М. И. Пыляев. -М. : Три века истории, 2001. - 359 с.

172. Разлогов, К. Э. Истоки и основания культурологии / К. Э. Разлогов // Культурология от прошлого к будущему / Рос. ин-т культурологии. - М. : РГГУ, 2002. - С. 15-23.

173. Рахманкулова, Д. Р. Вещь как мера культуры человека : автореф. дис. ... канд. филос. наук: 24.00.01 / Д. Р. Рахманкулова; Нижегор. ГАСУ. - Н. Новгород, 2005. - 27 с.

174. Ривош, Я. Н. Время и вещи / Я. Н. Ривош. - М., 1990. - 304 с.

175. Руднев, В. П. Словарь культуры ХХ века / В. П. Руднев. - М. : Аграф, 1997. - 384 с.

176. Саверкина, И. В. История частного коллекционирования в России : учеб. пособие / И. В. Саверкина. - Изд. 2-е, испр. и доп. - СПб. : СПбГУКИ, 2006. - 207 с.

177. Савинская, Л. Ю. Коллекционирование французской живописи в России во второй половине ХУШ первой трети XIX веков (на материалах частных

коллекций) : автореф. дис. ... канд. искусствоведения / Л.Ю. Савинская. - М., 1991. - 23 с.

178. Савранский, И. Л. Коммуникативно-эстетическая функция культуры / И. Л. Савранский. - М. : Наука, 1979. - 231 с.

179. Сакович, С. И. Частные коллекции документальных материалов / С. И. Сакович. - М., 1958. - 87 с.

180. Санчез, И. Коллекционирование и литература / И. Санчез. - М., 2019. -214 с.

181. Сарабьянов, Д. В. История русского искусства конца XIX-начала XX века / Д. В. Сарабьянов. - М. : Изд-во МГУ, 1993. - 320 с.

182. Свендсен, Л. Философия моды / Л. Сведсен; пер. с норв. - М. : Прогресс-Традиция, 2007. - 256 с.

183. Свиньин, П. П. Первое письмо из Москвы : Частные библиотеки, галереи, разные собрания, кабинеты и русские художники 1819 года / П. П. Свиньин // Отечественные записки. - 1820. - №1. - С. 59-83.

184. Секацкий, Н. Ю. Время/бремя артефактов. (Социальная аналитика непоправимости) / отв. ред. А. К. Секацкий. - СПб, 2004. - 226 с.

185. Семенова, Н. Ю. Роль коллекции живописи Румянцевского музея в формировании картинной галереи ГМИИ / Н. Ю. Семенова // Сообщения ГМИИ им. А. С. Пушкина. - М. : Наука, 1980. - Вып. 6.

186. Сергеева, Е. А. Частная коллекция произведений современного изобразительного искусства как явление художественной жизни России 19601980-х годов : автореф. дис. ... канд. искусствоведения / Е. А. Сергеева. - М., 2006. - 38 с.

187. Сергеевич, В. И. Древности русского права. - М. : Гос. публичная историческая б-ка России, 2007. - Т. 1. - 697 с.

188. Соколова, И. А. Социокультурный аспект частного коллекционирования / И. А. Соколова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6. -2006. - № 2. - С. 168-172.

189. Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество / П.А. Сорокин. - М.: Наука, 1992. - 307 с.

190. Спирин, В. А. Общение и ожидание. Феномен коммуникации в контексте культуры / В. А. Спирин. - СПб. : СПбГУВК, 2006. - 269 с.

191. Стюарт, Д. Коллекционер - это куратор общественных интересов / Д. Стюарт // Галерейный бизнес : практические советы, как эффективно управлять галереей / ред. В. Бабков. - Минск, 2006. - С. 146-153.

192. Таньчук, Р. Искусство коллекционирования. Коллекционирование как форма культуральной активности / Р. Таньчук. - Харьков : Гуманитарный Центр, 2016. - 372 с.

193. Томпсон, Д. Как продать за $12 миллионов чучело акулы. Скандальная правда о современном искусстве и аукционных домах / Д. Томпсон; пер. с анг. Н. И. Лисовой. - М. : Центрполиграф, 2016. - 382 с.

194. Федоров, Н. Ф. Музей, ©го емвиел и назначение / Н. Ф. Федоров. - URL : http ://dugward.ru/library/fedorov/fedorov_muzey.html

195. Флиер, А. Я. Культурология для культурологов / А. Я. Флиер. - М. : Академпроект, 2000. - 496 с.

196. Флиер, А. Я. Российская культурология и ее общие основания как сис-темы-знаний / А. Я. Флиер // Вестник Моск. гос. ун-та культуры и искусств. -2003. - № 1. - С. 34-45.

197. Фортунатова, В. А. Пушкинская культурология. - Большое Болдино, 2012. - 312 с.

198. Фридлендер, М. Знаток искусства / М. Фридлендер. - М. : Дельфин, 1923. - 42 с.

199. Фролов, А. И. Руеежие жоллежщионерви и формирование музейного фонда Роееии / А. И. Фролов // Шахматовежий веетниж. — 1993. — JC® 3. - С. 23-34.

200. Фромм, Э. Бзыппь или иметв? / Э. Фром. - URL: Mtp§://www.Ii¥eIib.ra/booIk/159722/ readpart=iimet4Ii=byt=erii=iBromi]iiüi]i/~i! (дата обращении 11.03.2020).

201. Хангельдиева, И. Г. Маркетинг: универсалии и специфические особенности в сфере культуры и искусства / И. Г. Хангельдиева // Культура и рынок : современные тенденции : сб. ст. - М., 2009. - С. 26-50.

202. Хренов, Н. А. Публика в истории культуры : феномен публики в ракурсе психологии масс / Н. А. Хренов. - М.: Аграф, 2007. - 494 с.

203. Цуканов, И. Я пытаюсь изменить стереотип [Электронный ресурс] / И. Я. Цуканов // Инвестиции. Профессиональный взгляд. - Режим доступа: http: //www.veles-capital .ru/ru/magazine/2014/2014_investments_tsukanov (дата обращении 12. 11. 2019).

204. Шибанов, П. П. Антикварная книжная торговля в России / П. П. Шибанов. - М. : Гос. изд-во, 1925. - 64 с.

205. Шмидт, Д. Собрание П. П. Шувалова / Д. Шмидт // Художественные сокровища России. - 1902. - Т. 2, ч. 11. - С. 271.

206. Шмидт, Д. Собрание графа Павла Петровича Шувалова / Д. Шмидт // Художественные еожровища Роееии. — 1902. — 1С® 11.

207. Шор, Ю. М. Культура как переживание. Гуманитарность культуры / Ю. М. Шор. - СПб. : СПбГУП, 2003. - 220 с.

208. Шторх, А. К. Систематическое обозрение литературы в России в течение пятилетия, с 1801 по 1806 год, сочиненные А. Шторхом и Ф. Аделунгом : [Ч. 1-2]. - СПб. : В тип. Шнора, 1810-1811. - 207 с.

209. Черняк, Э. И. Музей и современные технологии : материалы Всерос. науч. конф. - Томск, 20 - 23 мая 2003 г., 20 - 24 сент. 2004 г., 19 - 22 нояб. 2009 г. / отв. ред. Э. И. Черняк. - Томск : Изд-во Томск. ун-та, 2006. - 300 с.

210. Щербатов, С. А. Московские меценаты / С. А. Щербатов // Памятники Отечества. - 1993. - № 29 (1-2). - С. 11-19.

211. Щербатов, С. А. Художник в ушедшей России / С. А. Щербатов. - М. : XXI в. - Согласие, 2000. - 461 с.

212. Эк©, У . Vertigo: круговорот образов, понжтии, предметов / У. Эжо. — Мл Слово/Slovo, 2009. - 278 е.

213. Юренева, Т. Ю. Коллекции и коллекционеры античного мира / Т. Ю. Юренева // Вопросы истории. - 2002. - № 9. - С. 136-148.

214. Ямполвеми, М. Наблюдателв. Иеториж видении / М. Ямполвежии. -URL : https://textarchive.ru/c-2842665-pall.html

215. Frost, R. A cognitive-behavioral model of compulsive hoarding / R. O. Frost, T. L. Hartl // Behaviour research and therapy. - 1996. - T. 34, ввш. 4. - С. 341-350.

216. Ivanov, V. Z. Prevalence, comorbidity and heritability of hoarding symptoms in adolescence : a population based twin study in15-year olds / V.Z. Ivanov et al. // PLoS One. - 2013. - № 8 (7). - P. 13-28.

217. Mcintosh, W. D. Collectors and Collecting: A Social Psychological Perspective / W.D. Mcintosh, B. Schmeichel // Leisure Sciences. - 2004. - №26 (1). -P. 85-97.

218. Murray, D. Museums. Their History and their Use. Vol. 1. / D. Murray. -Glasgow, 1904 - 540 p.

219. Pearce, S. M. Collection in Contemporary Practice. - London, 1998. - 356

p.

220. Preda, A. «The Turn Things»: Arguments for a Sociological Theory of Things / A. Preda // «Sociological Quarterly». - 1999, №2(40). - P. 347-366.

221. Pomun, K. Drogi kultury europejskiej / K. Pomun. - Warszawa : IFiS PAN, 1996. - 32 p.

222. Steward, S. On Longing: Narratives of the Miniature, the Gigantic, the Souvenir, the Collection / S. Steward. - Baltimore, 1984 . - 268 p.

223. Tanczuk, R. Ars colligendi. Kolekcjonowanie kako forma aktywnosci kulturalnej / R. Tanczuk. - Wroclaw, 2011. - 312 p.

224. Tanczuk, R. Kolekcja - pami^c - tozsamosc. Studia o kolekcjonowaniu / R. Tanczuk. - Wroclaw, 2018. - 288 p.

225. Tolin, Dro F. Informants' Perceptions of Insight in Compulsive Hoarding / D. F. Tolin, K. E. Fitch, R. O. Frost // Cognitive Therapy & Research Journal.-2010. - № 1(34). - P. 69-81.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.