Композиция пейзажа как фактор эффективного развития художественно-образного мышления студентов художественных факультетов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат наук Беляева, Ольга Михайловна

  • Беляева, Ольга Михайловна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2011, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 206
Беляева, Ольга Михайловна. Композиция пейзажа как фактор эффективного развития художественно-образного мышления студентов художественных факультетов: дис. кандидат наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2011. 206 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Беляева, Ольга Михайловна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 Развитие методов выполнения пейзажа в истории

изобразительного искусства и художественном образовании

1.1. Пейзаж, как один из жанров изобразительного искусства

и его роль в художественном образовании

1.2. Особенности развития западноевропейского пейзажа

1.3. Развитие отечественного пейзажа и его место в художественном образовании

ГЛАВА 2 Разработка методики развития художественно-образного

мышления студентов средствами композиции пейзажа

2.1. Изучение процесса художественно-образного мышления и возможностей его развития

2.2. Методы создания художественного образа в композиции пейзажа

2.3. Разработка экспериментальной методики, направленной на развитие художественно-образного мышления студентов в процессе работы над композицией пейзажа

ГЛАВА 3 Экспериментальное исследование процесса развития

художественно-образного мышления студентов в процессе работы

над композицией пейзажа

3.1. Выявление уровня сформированности умений выполнения пейзажных композиций у студентов и влияние этого уровня на художественно-образное мышление

3.2. Диагностика уровня развития художественно-творческих способностей студентов на начальном этапе обучения

3.3. Результаты экспериментального исследования эффективности методики направленной на развитие художественно-образного мышления студентов в процессе работы над композицией

пейзажа

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Композиция пейзажа как фактор эффективного развития художественно-образного мышления студентов художественных факультетов»

ВВЕДЕНИЕ

Проблема исследования и ее актуальность. Проблема развития художественно-образного мышления студентов в новых условиях уровневой подготовки является в настоящее время одной из наиболее актуальных, поскольку современное общество нуждается в творчески мыслящих специалистах, способных успешно выполнять профессиональные задачи, свободно воплощать творческие идеи, быть конкурентоспособными. Это также относится к будущим художникам-педагогам, дизайнерам, художникам декоративно-прикладного искусства.

В процессе обучения изобразительному искусству на художественных факультетах педагогических вузах студенты имеют дело с предметами и явлениями, которые надо наглядно представить и отразить целостной художественно-образной форме, определив для этого необходимые художественные, композиционно-выразительные средства. К сожалению, на практике такой процесс часто носит пассивный характер и вызывает затруднения у студентов.

Обращение к разработке теоретических и методических основ развития художественно-образного мышления студентов средствами пейзажной композиции связано с определенными трудностями, возникающими у будущих художников-педагогов, дизайнеров, художников декоративно-прикладного искусства при творческом подходе к изображению природы. В учебном процессе композиции пейзажа отводиться мало времени, в недостаточной мере используется самостоятельная работа. Большинство студентов не стремятся к выразительности композиции, к передаче и нахождению художественного образа, который во многом определяет уровень развития художественно-образного мышления. Изучение природных мотивов и выполнение композиции пейзажа носит ограниченный характер. В результате чего творческое нестандартное решение воплощения композиции пейзажа вызывает у студентов серьезные затруднения. Это приводит к низкому уровню знаний законов композиционного построения, техники изображения и образного решения пейзажной композиции студентами. Все вышеперечисленное определило выбор темы исследования:

«Композиция пейзажа как фактор эффективного развития художественно-образного мышления студентов художественных факультетов».

Актуальность исследования заключается в том, чтобы вывести студентов из такого пассивного состояния и активизировать их творческие способности, развить художественно-образное мышление. Как известно, композиция, как специальная учебная дисциплина, активизирует визуальное восприятие, память, воображение, предполагает выразительное художественное формообразование и тем самым является мощным фактором развития художественного-образного мышления. Без грамотного композиционного построения, невозможно образное решение художественного произведения. В свою очередь окружающая нас природа является неисчерпаемым источником образов. Учитывая характер современного развития изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна, необходимо отметить, что пейзажные композиции присутствуют в проектировании архитектуры, ландшафтов, в рекламных композициях, предметах декоративно-прикладного искусства.

При изучении теории и практики обучения композиции пейзажа мы опирались на труды художников-педагогов конца XIX начала XX вв. - П.П.Чистякова [33], К.Ф. Юона [187], Н.П. Крымова [71], H.H. Волкова [25] и современных ученых в области изобразительного искусства: Г.В. Беды [11], В.Н. Стасевича [157], Е.В. Шорохова [183], Н.Г. Козлова [66], С.П. Ломова [81], O.A. Авсияна [1], В.В. Визер [22], В.М. Соколинского [149], A.C. Хворостова [172] и др.

Большую роль в решении проблемы эффективного развития художественно-образного мышления в работе над композицией пейзажа играет анализ истории развития зарубежного, русского и советского пейзажа. С этой целью были изучены труды А.Н. Бенуа [12], М.В. Алпатова [3], А.Д. Алехина [2], А.А.Федорова-Давыдова [166], O.A. Лясковской [83], М.Г. Неклюдовой [103], H.H. Ростовцева [139], Н.В. Яворской [188], К.Г. Богемской [118], B.C. Манина [142], Н.М. Сокольниковой [153], Е.В. Шорохова [183] и др.

Анализируя особенности работы на пленэре и роль пленэра в процессе обучения студентов художественных факультетов, мы познакомились с работами

Н.Я. Маслова [187], Г.Б. Смирнова [137], A.A. Унковского [137], М.Д. Базановой [10]. Также изучили программы пленэрных практик художественных факультетов: Московского городского педагогического университета, в том числе пленэрная практика для уровня подготовки «бакалавриат», Московского педагогического государственного университета, Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Гуманитарно-Экологического института, Столичной финансово-гуманитарной академии, Московского политехнического колледжа им. МОССОВЕТА.

В ходе исследования были тщательно изучены научные работы, в которых отражены важнейшие психологически особенности художественного мышления. К таким работам относятся труды известных ученых: Б.Г. Ананьева [4], Р. Арнхейма [8], Л.С. Выготского [30], Ж. Годфруа [34], B.C. Кузина [74],

A.Н.Леонтьева [77], СЛ. Рубинштейна [141], П.М. Якобсона [190], А.Г. Асмолова [9], A.A. Деркача [43], Л.Б. Ермолаевой-Томиной [47], С.Е. Игнатьева [51],

B.К.Лебедко [75], Л.Г. Медведева [88], P.C. Немова [105], Д.И. Фельдштейна [170], Н.К. Шабанова [177], В.Д. Шадрикова [179] и др.

Необходимо отметить, что некоторые проблемы развития художественного-образного мышления в изобразительной деятельности рассматривались в диссертационных исследованиях O.E. Колоколовой [67], A.A. Голуба [36], Н.Л.Стариченко [156], И.Б. Ветровой [21], H.A. Терещенко [160]. Вопросы обучения композиции пейзажа исследовались в работах Л.А. Выходцевой [31], Л.Г. Ушаковой [165], В.М. Соколинского [150], H.H. Ломаевой [79], Р.В.Биценко [15], Н.В. Грибакина [40], С.Б. Никитина [107], И.П. Грошева [42].

Ряд исследований: Н.Я. Маслова [86], A.A. Васильева [19], О.Ю. Соколовой [152], Е.В. Ворониной [28], В.В. Морозовой [102], О.И. Булавина [17] посвящены развитию творческих способностей в условиях пленэрной практики. В перечисленных работах, несмотря на столь широкое изучение проблемы художественно-образного мышления, упор в основном делается на развитие специальных и профессиональных способностей учителей изобразительного искусства в условиях пленэрной практики, живописи пейзажа. Развитие

творческих способностей на факультетах дизайна при обучении пейзажу не рассматривается. В том числе исследуются вопросы обучения в рамках реалистического направления в изобразительном искусстве, что, несомненно, важно, однако полностью не решает вопросы, связанные с организацией процесса развития художественно-образного мышления у студентов в работе над композицией пейзажа. В перечисленных исследованиях не рассматриваются подходы, которые включают формальное решение композиций. Использованию выразительных возможностей различных художественных материалов и техник при создании композиции пейзажа в диссертационных работах уделяется не заслуженно мало внимания.

Проблема данного исследования состоит в противоречии между необходимостью решения композиционно-образных задач в пейзаже и низким уровнем развития художественно-образного мышления у студентов, а также в отсутствии эффективной методики работы над композицией пейзажа.

Недостаточная решенность этой проблемы говорит о необходимости поиска новых, наиболее эффективных методов преподавания. Использование таких методов в процессе изображения объектов природы, должно являться огромной силой эмоционального воздействия на студентов и способствовать формированию у них эстетического вкуса и восприимчивости к миру прекрасного.

Существующая проблема определила цель исследования: разработать, обосновать и экспериментально проверить методику работы над композицией пейзажа, способствующую эффективному развитию художественно-образного мышления студентов художественных факультетов высшего профессионального образования на начальном этапе обучения.

Именно на начальном этапе обучения студенты приобретают основные навыки работы над композицией пейзажа в условиях летней пленэрной практики. Освоение навыков композиционного творчества и умение применить разные подходы при изображении природных мотивов, позволит студентам в дальнейшем лучше справляться с решением учебных задач.

Объект исследования - развитие художественно-образного мышления студентов художественных факультетов высшего профессионального образования.

Предмет исследования - методика, способствующая развитию художественно-образного мышления студентов художественных факультетов в процессе работы над композицией пейзажа.

В ходе исследования была выдвинута следующая гипотеза. Художественно-образное мышление студентов будет наиболее эффективно развиваться, если процесс работы над композицией пейзажа реализуется через использование методики, в основе которой лежит:

- поиск художественно-образного решения изобразительной задачи, осуществляемый в процессе совместной личностно ориентированной деятельности педагога и студента;

- наличие творческих заданий, направленных на развитие художественно-образного мышления студентов;

- использование широкого спектра художественных материалов и техник, оригинального их сочетания в композиции.

Задачи исследования:

1. Изучить, обобщить и систематизировать теоретические сведения в области методов работы над композицией пейзажа в западноевропейском и отечественном художественно-педагогическом образовании.

2. Изучить и проанализировать философскую, психолого-педагогическую, методическую литературу в области исследования художественно-образного мышления.

3. Разработать критерии оценки художественно-образного мышления студентов.

4. В ходе экспериментальной работы выявить уровни развития художественно-образного мышления студентов в процессе работы над композицией пейзажа.

5. Разработать и экспериментально проверить научно-

обоснованную методику работы над композицией пейзажа, направленную на эффективное развитие художественно-образного мышления студентов художественных факультетов. Методологическую и теоретическую основу исследования составили:

- фундаментальные положения философии (А.Г.Баумгартен [185], И. Гете [41], Г.Гегель [185], H.A. Бердяев [185], А.Ф. Лосев [45], П.А. Флоренский [41], М.С.Каган [129], Ю.А.Огородников [111] и др.);

- психологии и педагогики (Б.Г. Ананьев [4], Р. Арнхейм [8], Л.С. Выготский [30], С.Л.Рубинштейн [141], А.Г.Асмолов [9], A.A. Мелик-Пашаев [148], В.Д.Шадриков [179], Д.И.Фельдштейн [170] и др.);

- искусствоведения (A.A. Федоров-Давыдов [169], М.В.Алпатов [3],

A.Д.Алехин [2], О.А.Лясковская [83], Н.В. Яворская [188], К.Г. Богемская [118],

B.C. Манин [142] и др.);

- творческое наследие и рекомендации выдающихся художников-педагогов (П.П.Чистяков [30], И.Н. Крамской [158], И.Е. Репин [133], А.К. Саврасов [142], И.И.Левитан [76], И.И.Шишкин [5], А.И. Куинжди [189], В.А. Серов [103], К.А.Коровин [101], К.Ф.Юон [187], А.А.Дейнека [44], Д.Н. Кардовский [125], Н.П. Крымов [71], H.H. Волков [25], В.А. Фаворский [135] и др.);

- ведущие положения истории, теории и методики обучения изобразительному искусству (Н.Н.Ростовцев [139], B.C. Кузин [73], Г.В. Беда [11], Е.В.Шорохов [183], А.П. Яшухин [192], Г.Б.Смирнов [137], A.A. Унковский [137], С.П. Ломов [81], В.В.Корешков [134], С.Е. Игнатьев [51], А.С.Хворостов [172], Л.Г. Медведев [88], В.К. Лебедко [75], Р.Ч. Барциц [38], Н.К. Шабанов [177], А.А.Ковалев [65], А.А.Прищепа [114], Л.А. Буровкина [134], С.П.Рощин [140], Н.М. Сокольникова [153] и др.);

- современная художественная практика преподавания композиции;

- государственные постановления и директивные документы в области образования.

При проведении исследования были использованы следующие методы:

- изучение и анализ научной и учебно-методической литературы по философии, психологии, педагогике, искусствоведению, эстетике;

- анализ современного состояния практики преподавания композиции пейзажа и изучение программ по пленэрной практике на художественных факультетах педвузов;

- тестирование;

- беседы с преподавателями и студентами;

- анализ результатов наблюдения за творческим процессом студентов;

- экспериментальная работа. Исследование проходило в несколько этапов:

Первый этап (2005 - 2006 гг.) заключался в теоретическом изучении проблемы исследования, включающий в себя:

- анализ психолого-педагогической, искусствоведческой, философской литературы;

- анализ опыта работы над композицией пейзажа мастеров отечественного и зарубежного искусства;

- определение возможности развития художественно-образного мышления студентов при обучении композиции пейзажа;

- определение актуальности темы, разработка научного аппарата.

К концу этого этапа были определены исходные позиции исследования, предмет, задачи, рабочая гипотеза и методы экспериментальной работы.

На втором этапе (2006 - 2008 гг.) экспериментального исследования был проведен констатирующий эксперимент, намечены наиболее эффективные методы развития художественно-образного мышления в процессе работы над композицией пейзажа. Разрабатывалась специальная методика работы над композицией пейзажа, способствующая активизации художественно-образного мышления студентов. Выявлялись критериальные характеристики и уровни развития художественно-образного мышления.

Третий этап (2007 - 2011 гг.) посвящен проведению формирующего

эксперимента и обработке полученных результатов исследования, формулированию выводов, подтверждающих гипотезу исследования, разработке методических рекомендаций, позволяющих использовать полученные данные в системе художественного образования студентов, оформлению диссертации.

Научная новизна исследования состоит в:

- научном обосновании необходимости развития художественно-образного мышления студентов, составляющего основу профессионального мастерства в сфере художественного образования;

- научном обосновании представленной комплексной методики, способствующей наиболее эффективному развитию художественно-образного мышления студентов в процессе работы над композицией пейзажа;

- научном обосновании положительного влияния включения в учебный процесс (занятия в аудитории и пленэрная практика) разработанного комплекса образно-творческих заданий и применения широкого спектра художественных материалов и техник на уровень развития художественно-образного мышления студентов;

- ориентации профессиональных знаний и практических навыков, полученных студентами в процессе обучения композиции пейзажа на дальнейшее самостоятельное их творческое применение.

- расширении возможностей пленэрной практики, способствующих наиболее эффективному развитию художественно-образного мышления, ориентированного на профессиональную подготовку студентов.

Теоретическая значимость исследования заключается в:

- внесении вклада в теорию и методику обучения и воспитания изобразительному искусству в высшей и средней профессиональной школе в новых уровневых условиях подготовки студентов;

- систематизации и обобщении теоретического материала в области истории методов обучения пейзажу;

- разработке уровней и критериев развития художественно-образного мышления;

- теоретическом обосновании методики направленной на развитие художественно-образного мышления студентов в процессе работы над композицией пейзажа.

Практическая значимость исследования заключается в:

- совершенствовании методов и приемов обучения студентов начальных курсов педагогических вузов композиции пейзажа с целью развития у них художественно-образного мышления;

- разработке научно-обоснованной методики, которая может быть использована при корректировке содержания учебных планов и программ художественных факультетов педвузов, учебных учреждений высшего и среднего профессионального образования, при подготовке художников-педагогов, дизайнеров, художников декоративно-прикладного искусства, а также в системе дополнительного образования;

- возможности использования материалов данного исследования при разработке методических рекомендаций для проведения занятий по композиции пейзажа, подготовке учебных пособий, для обучения студентов и школьников.

- разработке и опубликовании учебной программы «Развитие художественно-образного мышления школьников в процессе работы над композицией пейзажа» для учащихся ГОУ Художественная школа Северного окружного управления образования г. Москвы. Программа была апробирована на курсах повышения квалификации педагогов дополнительного образования (изобразительное искусство) Московского института открытого образования в 2011г. и в процессе обучающего семинара для педагогов дополнительного образования северного округа в рамках работы методического кабинета окружного уровня ГОУ Художественная школа Северного окружного управления образования г. Москвы.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается использованием современных достижений психологии, педагогики и методики в области художественного образования и творческого развития личности, проверкой основных положений диссертационного исследования в ходе эксперимента в условиях пленэрной практики и аудиторных занятий.

Апробация и внедрение результатов исследования

Ход исследования и его основные положения обсуждались на заседаниях кафедры живописи и композиции факультета изобразительных искусств ГОУ ВПО города Москвы «Московский городской педагогический университет». Материалы исследования отражены в статьях, опубликованных в научных сборниках и в журналах «Начальная школа плюс До и После», рекомендованных ВАК. Результаты диссертационного исследования обсуждались на XV Международной конференции: «Ребенок в современном мире. Искусство и дети» (Санкт-Петербург 2008); XVI Международной конференции: «Ребенок в современном мире. Детство и социокультурная прогностика» (Санкт-Петербург 2009); XVII Международной конференции: «Ребенок в современном мире. Духовные горизонта детства» (Санкт-Петербург 2010); XVIII Международной конференции: «Ребенок в современном мире. Процессы модернизации и ценности культуры» (Санкт-Петербург 2011); на II Международной научно-практической конференции: «Молодежь и наука: реальность и будущее» (Невинномысск 2009), на IV Международной научно-практической конференции: «Молодежь и наука: реальность и будущее» (Невинномысск 2011, в межвузовских конференциях: «Художественное образование и эстетическое воспитание: вопросы теории и практики» (Карачаевск 2007), «Современные тенденции развития декоративно-прикладного искусства и дизайна» (Москва-Магнитогорск 2009). Апробация результатов осуществлялась в процессе экспериментального обучения студентов начальных курсов на пленэрных занятиях, факультативах факультета изобразительных искусств Московского городского педагогического университета (2007 - 2009 гг.), Гуманитарно-Экологического института, в Московской открытой социальной академии на факультете дизайн, Московского политехнического колледжа им. МОССОВЕТА (2008 - 2009 гг.); в творческой студии при информационно-деловом центре молодежи администрации г. Химки; в творческой студии при Московской областной общественной организации «Союз художников»; в старших классах ГОУ Художественная школа Северного окружного управления образования г. Москвы.

ГЛАВА 1 Развитие методов выполнения пейзажа в истории изобразительного искусства и художественном образовании

1.1. Пейзаж, как один из жанров изобразительного искусства и его роль

в художественном образовании

Пейзаж можно считать одним из самых распространенных и любимых среди художников жанров изобразительного искусства. Даже если художник не работает непосредственно в жанре пейзажа, так или иначе в его произведениях присутствуют природные мотивы. Как любой другой жанр, пейзаж имеет свою историю развития, претерпевает различные изменения, распадается на «поджанры» — виды.

Что включает в себя понятие «пейзажа» и как этот жанр возник в истории изобразительного искусства? Если обратиться к словарю [7], то пейзаж (франц. paysage, от pays - «страна, местность»; лат. pagus - «село, деревня»; англ. landscape; нем. landschaft) - жанр изобразительного искусства, главным образом станковой живописи и графики, изображение естественной или преображенной человеком природы, определенной среды, характер ландшафтов, видов гор, лесов, полей, городов, исторических памятников, всего богатства и разнообразия растительности. В пейзаже важным моментом является сам избранный художником естественный или сочиненный (идеальный) природный мотив, который становится как бы "героем" произведения. Отдельные фигурки людей или животных, а также небольшие сюжетные сценки в пейзажной композиции существенной роли не играют и являются стаффажем, т.е. средством дополнения и оживления пейзажа. Подлинный герой картины - мир окружающей нас природы, с которой человек живет в согласии и гармонии. При этом в изображениях природы выражается мировоззрение художника и его эпохи, национальные, исторически обусловленные особенности восприятия природного мира. Действительно, если в качестве критерия избрать уровень развития общества логичным окажется выделение картины мира первобытного

общества, картины мира древнего Египта, Греции или Рима, средневековой картины мира и т.д.

Изображения природы встречаются еще в глубокой древности, эпоху неолита: условные обозначения небесного свода, сторон света, земли, планет. Впрочем, о композиции говорить особо не приходится: рисунки первобытного человека достаточно хаотичны и разбросаны на плоскости стены. Первобытный человек при рисовании опирался на непосредственное наблюдение с натуры и подражание.

УГК'А

Зы С- -Г-";

«Охотники» (неолит). Первобытное искусство. Другое дело Древний Восток, где элементы пейзажа встречаются на украшениях стен гробниц и дворцов (Ассирия, Египет) преимущественно в сценах охоты, рыбной ловли. Изображения в основном несли мифологический смысл, и в своем творчестве художник должен был следовать строгому канону. При этом в своих работах древние мастера умело стали применять

композиционные правила симметрии, ассиметрии, передачи ритма.

5 '.Щр^Б

V \ --V ^г -V1

«Охота на Ниле» - фрагмент стенной росписи из гробниц в Фивах. Середина II тысячелетия до н. э.

Картина мира египтянина воплощала идею «вечного настоящего», составляющего стержень египетской культуры. Вся жизнь и искусство были направлены на подготовку человека к загробной вечной жизни. Поэтому образы, создаваемые древнеегипетскими художниками вневременные, вечные, монументальные, имеющие свою форму и определенную религиозную символику, закрепленные каноном. Египетское изобразительное искусство тесно взаимосвязано с архитектурой. Этим объясняется отсутствие объема и перспективных сокращений. Изображение трехмерных объектов окружающего мира они подчиняют законам двухмерной плоскости. Все изображения носят плоскостной линейный характер. Природные мотивы мы можем увидеть в настенных росписях, так называемые сады, которые часто напоминают план (вид «сверху»).

«л»ы* fk*

ш*

■«.«ш, •••Тт.- аНИ

II»

1ни>м<»и

i; ' ; ¿f«Ml6

iMWffl*_

жшашщк

Гробница Сен-нефера: сад. Около 1410 года до н.э.

Сцена представляет роскошный сад, расположенный прямо на берегу Нила или канала (справа) и окруженный стеной. Вход также расположен со стороны воды. В центре находится виноградник, слева - жилой дом. По всему саду разбросаны пруды с утками, лотосами, папирусами, которые чередуются с небольшими рощицами. Подобный сад, которым умерший, несомненно, гордился, имел и символическое значение как место отдохновения в знойном египетском климате и аллегория вечной блаженной жизни.

Может встречаться пейзажный мотив похожий на орнамент, например, такой как в гробнице Сен-неджема. На рисунках мы видим, что такие композиции пейзажа носят декоративный характер и напоминают ковер со стилизованным изображением природных объектов.

Фрагмент росписи восточной стены погребальной камеры. Около 1294 года до н.э. (правление Рамсеса II). Фрагмент большой композиции восточной стены погребальной камеры с изображением полей Иару - древнеегипетского "рая", куда желал попасть каждый умерший. Там вдоль каналов растут прекрасные деревья, в тени которых может освежиться хозяин гробницы. Это представление было актуально в жарком климате Древнего Египта.

Античность в противоположность Древнему Египту видела прекрасное не в загробной жизни, а в действительности. В основу искусства была положена красота, высшей формой которой считалась человеческая фигура в гармоничном единстве души и тела. Художники стремились к передаче телесного зрительно воспринимаемого мира во всем его многообразии и богатстве. Большое внимание уделяли вопросам пространственной передачи действительности. Об античном пейзаже мы можем иметь представление по некоторым сохранившимся фрагментам стенных росписей и по римским копиям греческих оригиналов, на стенах древних построек в Помпеях, Геркулануме, Риме. Например, в Эксвилине в Риме была найдена роспись комнаты, по всем стенам которой изображены композиции пейзажей со сценами путешествий мифологического героя Одиссея. Они задуманы как пейзажи перспективные и оживлены свободно расположенными человеческими фигурами.

Мастера Древней Греции и Рима в своем творчестве используют метод наблюдения, элементы пейзажа передаются с поразительной достоверностью, хотя они обычно неотделимы от изображения человека. Образ природы воспринимается как сфера идиллистического существования человека и богов. При этом реальность пейзажей кажется призрачной, человек будто не твердо стоит на земле.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Беляева, Ольга Михайловна, 2011 год

Список использованных источников

1. Авсиян, O.A. Композиция. На пути к творчеству [Текст] / O.A. Авсиян. - М. : Линор, 2004. - 92 с. : ил.

2. Алехин, А.Д. Когда начинается художник: книга для учащихся [Текст] / А.Д. Алехин. -М. : Просвещение, Владос, 1994. - 160 с.

3. Алпатов, М.В. Искусство. Книга для чтения. Живопись, скульптура, графика, архитектура [Текст] / М.В. Алпатов. - Изд. 3-е, испр. и доп. - М. : Просвещение, 1969, - 544 с. : 196 л. ил.

4. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды [Текст] : В 2-х т. T. II / Б.Г. Ананьев ; под ред. A.A. Бадалева и др. - М. : Педагогика, 1980. - 288 с. : ил.

5. Анисов, JIM. Шишкин [Текст] / JI.M. Анисов. - М. : Мол. гвардия, 1991. -301 с. : ил.

6. Аньчжи, Ч. История китайской живописи [Текст] / Ч. Аньчжи ; пер. с англ. С. Демина. - Ростов н/Д. : Феникс ; Краснодар : Неоглори, 2008. - 350 с. : ил.

7. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь [Текст] / под общ. ред. A.M. Кантора. - М. : Эллис Лак, 1997.-736 с.

8. Арнхейм, Р. Новые очерки по психологии искусства [Текст] : [пер. с англ.] / Р. Арнхейм. -М. : Прометей, 1994. - 352 с.

9.Асмолов, А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа [Текст] / А.Г. Асмолов. - М. : ИЦ Академия, 2002. - 416 с.

10. Базанова, М.Д. Пленэр. Учебная летняя практика в художественном училище [Текст] : учеб. пособие / М.Д. Базанова. - М. : Изобраз. Искусство, 1994. - 160 с. : ил.

11. Беда, Г.В. Основы изобразительной грамоты: рисунок, живопись, композиция [Текст] / Г.В. Беда. - М.: Просвещение, 1981. - 239 с.

12. Бенуа, А. История живописи всех времен и народов [Текст] : Т. 1 / А. Бенуа. - СПб. : Издательский дом Нева, 2002. - 544 с.

13. Бесчастнов, Н.П. Изображение растительных мотивов [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. дипломир.

специалистов «Художеств. Проектирование изделий текстил. и лег. промети.» / Н.П. Бесчастнов. - М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 175 с. : 32 с. ил.

14. Бесчастнов, Н.П. Графика пейзажа [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. дипломир. Специалистов «Художеств. Проектирование изделий текстил. и лег. пром-сти.» / Н.П. Бесчастнов. - М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 301 е.: 32 с. ил.

15. Биценко, Р.В. Возможности использования аудиторных занятий для развития специальных и профессиональных способностей студентов ХГФ педвузов в работе над пейзажем по памяти и представлению [Текст] : дис. канд. пед. наук : 13.00.02. / Биценко Роман Викторович. - Курск, 2001. - 192 с.

16. Боголюбов, Н.С. Принципы индивидуального подхода к развитию художественно-творческих способностей средствами изобразительного искусства на разных возрастных этапах [Текст] / Н.С. Боголюбов - Краснодар, 1992.-27 с.

17. Булавин, О.И. Формирование художественно-педагогический умений у студентов в процессе пленэрной практики в педагогическом вузе [Текст] : дис. канд. пед. наук : 13.00.02. / Булавин Олег Иванович. - Курск, 2002. - 182 с.

18. Василий Поленов [Текст] : альбом : художник в Третьяковской галерее / учредитель Государственная Третьяковская галерея. - М. : Трилистник, 2001. -32 с.

19. Васильев, A.A. Теоретические и методические обоснования начальной стадии обучения пленэрной живописи при подготовке художника-педагога: [Текст] : дис. канд. пед. наук : 13.00.02. / Васильев Александр Александрович. -М., 1982.- 174 с.

20. Ветрова, И.Б. Неформальная композиция: от образа к творчеству [Текст] : учебное пособие / И.Б. Ветрова. - М.: Ижица, 2004. - 174 с. : ил.

21. Ветрова, И.Б. Формирование художественно-образного мышления в процессе композиционной деятельности будущего педагога изобразительного

искусства [Текст] : автореферат диссертации док. пед. наук : 13.00.02. / Ветрова Ирэна Борисовна. - М., 2004. - 34 с.

22. Визер, В.В. Живописная грамота. Основы пейзажа [Текст] / В.В. Визер -СПб. : Питер, 2006. - 192 с.: ил.

23. Власов, В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства [Текст] : В 10 т. Т. VI: Н-О / В.Г. Власов. - СПб. : Азбука-классика, 2007. - 592 с. : ил.

24. Власов, В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства [Текст] : В 10 т. Т. VII: П. / В.Г. Власов. - СПб.: Азбука-классика,

2007.-912 с. : ил.

25. Волков, H.H. Композиция в живописи [Текст] / H.H. Волков. - М. : Искусство, 1977. - 263 с.

26. Волков, H.H. Цвет в живописи [Текст] / H.H. Волков. - М. : Искусство, 1984.

- 320 с. : ил.

27. Воробьева, В.И. Сочинение по картинам [Текст] / В.И. Воробьева - Тула: Родничок; М. : Астрель, 2003 - 222 с.

28. Воронина, Е.В. Формирование колористического видения у студентов художественно-графических факультетов педвузов на занятиях пейзажной живописью в условиях пленэра [Текст] : дис. канд. пед. наук: 13.00.02. / Воронина Елена Владимировна. - М., 2004. - 273 с.

29. Воспитай в себе художника [Текст] : библиотечка Юного художника / учредитель ЗАО «Юный художник». - 2008. - № 6. - М. : Юный художник,

2008. - 32, [3] с.

30. Выготский, JI.C. Педагогическая психология [Текст] / JI.C. Выготский ; под ред. В.В. Давыдова. - М. : Педагогика-Пресс, 1996. - 536 с.

31. Выходцева, JI.A. Формирование у подростков способности к художественному изображению природы (в процессе работы с цветом) [Текст] : дис. канд. пед. наук : 13.00.02. / Выходцева Лидия Александровна. - М., 1984.

- 168 с.

32. Гамезо, M.B. Атлас по психологии [Текст] : информ.-метод. пособие курсу «Психология человека» / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. - М. : Педагогическое общество России, 2004. - 276 с.

33. Гинзбург, И. П.П. Чистяков и его педагогическая система [Текст] / И. Гинзбург. - JI. - М.: Искусство, 1940. - 204 с.

34. Годфруа, Ж. Что такое психология [Текст] : В 2-х т. Т.1: [пер. с франц.] / Ж. Годфруа. - М. : Мир, 1992. - 496 с. : ил.

35. Голованова, И.Л. Активизация творческих способностей дошкольников и младших школьников в процессе работы различными художественными материалами [Текст] : дис. канд. пед. наук : 13.00.02. / Голованова Ирина Львовна. - М., 1995. - 272 с.

36. Голуб, A.A. Развитие художественно-образного мышления у учащихся 5-6 классов на уроках тематического рисования [Текст] : дис. канд. пед. наук : 13.00.02. / Голуб Александр Анатольевич. - М., 1997. - 219 с.

37. Голубева, О.Л. Основы композиции [Текст] : учеб. для студентов образоват. учреждений высшего и сред, худож. образования, изуч. курс. / О.Л. Голубева -М. : Изобраз. искусство, 2001. - 119 с. : ил.

38. Городской пейзаж [Текст] : библиотечка Юного художника / учредитель ЗАО «Юный художник». - 2006. - № 6. - М. : Юный художник, 2006. - 32, [3] с.

39. Грамматика композиции [Текст] : библиотечка Юного художника / учредитель ЗАО «Юный художник». - 2007. - №5. - М. : Юный художник, 2007. - 32, [3] с.

40. Грибакин, Н.В. Формирование образного мышления у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях композицией в живописи пейзажа [Текст] : дис. канд. пед. наук : 13.00.02. / Грибакин Николай Викторович. - М., 2000. - 183 с.

41. Громов, Е.С. Начала эстетических знаний [Текст] / Е.С. Громов. - М. : Советский художник, 1971. - 248 с. : ил.

42. Грошев, И.П. Развитие чувства колорита у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях живописью пейзажа [Текст: автореферат диссертации канд. пед. наук : 13.00.02. / Грошев Иван Петрович. -М., 2010. - 19 с.

43. Деркач, A.A. Психология развития личности : развитие познавательных способностей [Текст] / A.A. Деркач, B.C. Пазаренко. - Луганск : Шлях, 1998. -176 с.

44. Дейнека, A.A. Учитесь рисовать [Текст] / A.A. Дейнека. - М. : Издательство Академии художеств СССР, 1961. - 68 с.

45. Ермаш, Г.Л. Искусство как мышление [Текст] / Г.Л. Ермаш. - М. : Искусство, 1982. - 277 с.

46. Ермолаева, Л.П. Основы дизайнерского искусства [Текст] : учебное пособие / Л.П. Ермолаева. - М. : Архитектура-С, 2009. - 152 с. : ил.

47. Ермолаева-Томина, Л.Б. Обучение через развитие познавательных процессов [Текст] / Л.Б. Ермолаева-Томина, И.А. Акопянц, В.К. Воеводкина. -М. : Издат-школа, 1998. - 176 с.

48. Ермолаева-Томина, Л.Б. Психология художественного творчества [Текст] / Л.Б. Ермолаева-Томина : учебное пособие для вузов. - 2-е изд. - М. : Академический Проект : Культура, 2005. - 304 с.

49. Залькова, Л.А. Практикум по компьютерной графике [Текст] / Л.А. Залькова. - М. : Лаборатория Базовых знаний, 2001. - 320 с. : ил.

50. Зинченко, В.П. Мышление и язык [Текст] : учеб. пособие /В.П. Зинченко; Междунар. ун-т природы, о-ва и человека «Дубна». Каф. психологии. - Дубна: Междунар. ун-т природы, о-ва и человека «Дубна», 2001. - 141 с. : ил.

51. Игнатьев, С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей [Текст] : учебное пособие для вузов / С.Е. Игнатьев. - М. : Академический Проект; Фонд Мир, 2007. - 208 с.

52. Ингенкамп, К. Педагогическая диагностика [Текст] : [пер. с нем.] / К. Ингенкамп. - М. : Педагогика, 1991. - 240 с.

53. Иттен, И. Искусство формы [Текст] / И. Иттен ; пер. с нем. JI. Монахова. - М. : Д. Аронов, 2001. - 136 с. : ил.

54. Иттен, И. Искусство цвета [Текст] / И. Иттен ; пер. с нем. Л. Монахова. - М. : Д. Аронов, 2008. - 96 с. : ил.

55. Казимир Малевич. Художник и теоретик [Текст] : альбом. - М. : Советский художник, 1990. - 240 с.: ил.

56. Кайнова, Э.Б. Основы организации научного исследования в педагогике [Текст] / Э.Б. Кайнова. - М. : ИПР СПО, 2004. - 75 с.

57. Кандинский, В. О духовном в искусстве [Текст] / В. Кандинский. - М. : Архимед, 1992.-107 с.

58. Кандинский, В. Точка и линия на плоскости [Текст] / В. Кандинский. - СПб. : Азбука - классика, 2005. - 240 с.

59. Киплик, Д.И. Техника живописи [Текст] / Д.И. Киплик. - М. : Сварог и К, 1998.-503 с.

60. Киселев, М.Ф. Мария Васильевна Якунчикова, 1870-1902 [Текст] / М.Ф. Киселев. - М. : Искусство, 1979. - 192 с. : ил.

61. Китайская живопись [Текст] : 2-е изд. / учредитель ООО «Неоглори», ООО «Феникс». - Можайск ОАО Можайский полиграфический комбинат, 2008. -159, [1] с. : ил. - (мировое искусство).

62. Кларк, К. Пейзаж в искусстве [Текст] / К. Кларк ; пер. с англ. H.H. Тихонова. - СПб. : Азбука-классика, 2004. - 304 с. : ил.

63. Клевер [Текст] : альбом / учредитель ООО Издательство «Белый город». -М.: Белый город, 2007. - 48, [4] с.

64. Князева, В.П. Н. Рерих [Текст] / В.П. Князева. - М. : Искусство, 1968. - 46 с.

: ил.

65. Ковалев, A.A. Теория и практика формального метода построения изображения в системе профессиональной и специальной подготовки художника-педагога [Текст] : автореферат диссертации док. пед. наук: 13.00.02. / Ковалев Александр Анатольевич. - М., 2006. - 32 с.

66. Козлов, Н.Г. Композиция. Вводные лекции [Текст] : пособие для студентов-заочников худ.-граф. фак. / Н.Г. Козлов. - М. : Просвещение, 1968. -28 с. : ил.

67. Колоколова, O.E. Формирование художественной наблюдательности студентов в системе развития образного мышления на занятиях изобразительным искусством [Текст] : дис. канд. пед. наук : 13.00.02. / Колоколова Ольга Евгеньевна. - М., 1989. - 282 с.

68. Композиция [Текст] : библиотечка Юного художника / учредитель ЗАО «Юный художник». - 2006. - № 3. - М. : Юный художник, 2006. - 32, [3] с.

69. Коровин, С. Романс о России [Текст] / С. Коровин // Художественный совет. - 2007. - №3. - С. 36-39.

70. Коцюбинский, А.О. Компьютер для художника [Текст] : практ. пособ. / А.О. Коцюбинский, C.B. Трошев - М. : Триумф, 1999. - 448 с. : ил.

71. Крымов Н.П. - художник и педагог [Текст] : статьи, воспоминания. - М. : Из-во Академии художеств СССР, 1960. - 264 с.

72. Кудрявцев, Ю. Этюд как самостоятельный жанр [Текст] / Ю. Кудрявцев // Художественный совет. - 2007. -№ 4. - С. 32-36.

73. Кузин, B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания [Текст] / B.C. Кузин. - М. : Просвещение, 1984. - 319 с.

74. Кузин, B.C. Психология [Текст] : учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. / B.C. Кузин. - М. : АГАР, 1999. - 304 с.

75. Лебедко, В.К. Представление о пространстве и искусство [Текст] / В.К. Лебедко. - М. : Прометей, 1993. - 106 с.

76. Левитан, И.И. Письма. Документы. Воспоминания [Текст] / под. ред. А. Федорова-Давыдова. - М. : Искусство, 1956. - 336 с.

77. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения [Текст] : В 2-х т. T. II. / А.Н. Леонтьев. - М. : Педагогика, 1983. - 320 с. : ил.

78. Логвиненко, Г.М. Декоративная композиция [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство» / Г.М. Логвиненко. - М. : Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2008. - 144 с. : ил.

79. Ломаева, H.H. Формирование образного мышления студентов ХГФ педвузов на занятиях композицией [Текст] : дис. канд. пед. наук : 13.00.02. / Ломаева Наталья Николаевна. - М., 1998. - 187 с.

80. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии [Текст] / Б.Ф. Ломов. - М. : Наука, 1984. - 444 с.

81. Ломов, С.П. Дидактика художественного образования [Текст] / С.П. Ломов.

- М. : Педагогическая академия, 2010. - 210 с.

82. Ломов, С.П. Живопись [Текст] : учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. / С.П. Ломов. - М. : АГАР, 2008. - 232 с. : ил.

83. Лясковская, O.A. Пленэр в русской живописи XIX века [Текст] / O.A. Лясковская. -М. : Искусство, 1966. - 316 с.

84. Макарова, М.Н. Практическая перспектива [Текст] : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М.Н. Макарова. - М. : Академический Проспект, 2005.-400 с.

85. Малевич, К.С. От Сезанна до супрематизма [Текст] : критический очерк / К.С. Малевич. - М. : Издание отдела Изобразительных искусств НАРКОМПРОСА, б. г. - 16 с

86. Маслов, Н.Я. Пленэр как процесс обучения и воспитания художника-педагога [Текст] : дис. канд. пед. наук : 13.00.02. / Маслов Николай Яковлевич. -М., 1989.- 192 с.

87. Маслов, Н.Я. Пленэр [Текст] : практика по изобразит, искусству, учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. / Н.Я. Маслов. - М. : Просвещение, 1984. - 112 с.: ил.

88. Медведев, Л.Г. Критерии оценки художественного образа как фактор развития творческих способностей студентов [Текст] : учебное пособие / Л.Г. Медведев - Алма-Ата. : КазПИ имени Абая, 1990. - 68 с.

89. Мелехов, О. Пленэр [Текст] : из опыта летней практики / О. Мелехов // Художественный совет. - 2006. - №3. - С.29-32.

90. Мировое искусство (Мастера японской гравюры) [Текст] / сост. И.Г. Мосин.

- СПб. : ООО СЗКЭО Кристалл, 2007. - 208 с. : ил.

100. Михайлов, A.M. Искусство акварели [Текст] : учеб. пособие для уч-ся сред. спец. худож. учеб. заведений / A.M. Михайлов. - М. : Изобраз. Искусство, 1999.- 197 с. : ил.

101. Молева, Н.М. Жизнь моя - живопись (Константин Коровин в Москве) [Текст] / Н.М. Молева. - М. : Моск. рабочий, 1977. - 232 с.

102. Морозова, В.В. Развитие специальных и профессиональных способностей студентов художественно-графических факультетов в процессе выполнения набросков и зарисовок на пленэре [Текст] : дис. канд. пед. наук : 13.00.02. / Морозова Виктория Викторовна. - М., 2000. - 159 с.

103. Неклюдова, М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX -начало XX века [Текст] / М.Г. Неклюдова. - М. : Искусство, 1991. - 391 с.

104. Неменский, Б.М. Культура - Искусство - Образование [Текст] : цикл бесед / Б.М. Неменский. - М. : Центр ХКО, 1993. - 79 с.

105. Немов, P.C. Психология [Текст] : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / P.C. Немов. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 688 с. -(Общие основы психологии: в 3 кн. / P.C. Немов ; кн. 1).

106. Немов, P.C. Психология [Текст] : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / P.C. Немов. - 4-е изд.- М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. -640 с. - (Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики: в 3 кн. / P.C. Немов ; кн. 3).

107. Никитин, С.Б. Развитие художественной наблюдательности студентов ХГФ на занятиях живописью пейзажа как основа формирования образного мышления [Текст] : автореферат диссертации канд. пед. наук : 13.00.02. / Никитин Сергей Борисович. - М., 2007. - 14 с.

108. Новиков, A.M. Как работать над диссертацией [Текст] : пособие для начинающего педагога-исследователя / A.M. Новиков. - 4-е изд. - М. : Эгвес, 2003.- 104 с.

109. Новиков, Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи) [Текст] / Д.А. Новиков. - М. : МЗ-Пресс, 2004. - 67 с.

110. Немыкина, И.Н. Кандидатская диссертация [Текст] : особенности написания и правила оформления: методические рекомендации / И.Н. Немыкина. - М. : АПКиППРО, 2005. - 28 с.

111. Огородников, А.Ю. Особенности воздействия искусства на человека [Текст] : учеб. пособие / А.Ю. Огородников. - М. : Б. и., 1992. - 96 с.

112. Орлова, М. Пейзаж в художественном текстиле [Текст] / М. Орлова // Русская галерея. - 2009. - №3. - С.76-78.

ИЗ. О тоне в живописи [Текст] : библиотечка Юного художника / учредитель ЗАО «Юный художник». - 2001. - № 3. - М. : Юный художник, 2001. - 32, [3] с.

114. О тоне в живописи [Текст] : библиотечка Юного художника / учредитель ЗАО «Юный художник». - 2002. - № 3. - М. : Юный художник, 2002. - 32, [3] с.

115. Панксенов, Г.И. Живопись. Форма, цвет, изображение [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. худ. учебных заведений / Г.И. Панксенов. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 144, [40] с.: ил.

116. Парамонов, A.B. Советская живопись [Текст] : кн. для учителя / A.B. Парамонов, С.М. Червонная. - М. : Просвещение, 1981. - 272 е., [8] л. ил.

117. Паранюшкин, Р.В. Композиция [Текст] / Р.В. Паранюшкин. - Ростов н /Д. : Феникс, 2001.-80 с.

118. Пейзаж. Страницы истории [Текст] / авт. сост. К.Г. Богемская. - М. : Галактика, 1992. - 336 с. : ил.

119. Педагогическая энциклопедия [Текст] : Т. 1. А - Ефимов. / под ред. И.А. Каиров, Ф.Н. Петров. - М. : Советская энциклопедия, 1965. - т. 1., 1964. 832 столб, с ил., [7] л. ил.

120. Педагогическая энциклопедия [Текст] : Т. 2. Ж - Мясищев. / под ред. И.А. Каиров, Ф.Н. Петров. - М. : Советская энциклопедия, 1965. - т. 2., 1965. 912 столб, с ил., [5] л. ил.

121. Петровский, A.B. Психология [Текст]: учебник для студ. высш. учеб. заведений / A.B. Петровский, М.Г. Ярошевский - 5-е изд., стер. - М. : Академия, 2006. - 512 с.

122. Пластические искусства [Текст] : краткий терминологический словарь / под общ. ред. A.M. Кантора. - М. : Пассим, 1995.- 158, [5] с.

123. Поздний академизм и салон [Текст] : альбом / учредитель ОАО Издательство Аврора, Золотой век. - СПб. : Аврора, Золотой век, 2004. - 469 с.

124. Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство [Текст] : Книга Ц. M - Я / гл.

ред. В.М. Полевой. - М. : Советская энциклопедия. 1986. - 432 е., [32] л. ил.

\

125. Пособие по рисованию [Текст] : учебное пособие для архитектурно-художественных вузов / под ред. проф. Д.Н. Кардовского. - M - JI. : ГОССТРОЙИЗДАТ, 1938. - 163 с.

126. Программа и методические рекомендации к пленэрной практике (живопись и рисунок) [Текст] / сост.: В.А. Кузмичев, В.В. Чиков, Е.П. Константинова. - СПб. : Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 1998. - 32 с.

127. Программа учебно-творческой практики (Пленэр) [Текст] / авт. сост. A.B. Борисов, С.П. Рощин. -М. : Издательство СГИ, 2001. - 12 с.

128. Психолого-педагогическая практика в системе образования [Текст] / М.В. Ермолаева, А.Е. Захарова, Л.И. Калинина, С.И. Наумова. - М. : Институт практической психологии; Воронеж : НПО МОДЭК, 1998. - 288 с.

129. Психология художественного творчества [Текст] : хрестоматия / сост. К.В. Сельченок - Минск : Харвест, 2003. - 752 с.

130. Пьянкова, Н.И. Изобразительное искусство в современной школе [Текст] / Н.И. Пьянкова. - М. : Просвещение, 2006. - 176 с.

131. Ракитин, B.C. Искусство видеть [Текст] / B.C. Ракитин. - М. : Знание, 1972.- 128 с.

132. Раппопорт, С.Х. Неизобразительные формы в декоративном искусстве [Текст] / С.Х. Раппопорт. - М. : Советский художник, 1968. - 272 с. : ил.

133. Репин, И.Е. Далекое близкое: Воспоминания [Текст] / И.Е.Репин. - М. : Захаров, 2002. - 399 е., [4] л. ил.

134. Рисунок, живопись, композиция, пленэр [Текст] : сборник рабочих учебных программ по дисциплинам для специальности 030800 «Изобразительное искусство» и 052400 «Дизайн» / сост. В.В. Корешков [и др.]. - М. : МГПУ, 2006. - 94 с.

135. Рисунок. Живопись. Композиция [Текст] : хрестоматия: учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пединститутов / сост. H.H. Ростовцев [и др.]. - М. : Просвещение, 1989. - 207 с.

136. Рисунок и живопись [Текст] : руководство для самодеятельных художников / авт. сост. Ю.Г. Аксенов [и др.]. - М. : ИСКУССТВО, 1961. - 205 с.

137. Рисунок и живопись пейзажа [Текст] : пособие по рисунку и живописи для студентов-заочников худ.-граф. фак. пединститутов / авт. сост. Г.Б. Смирнов, A.A. Унковский. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1975. - 40, [5] с.

138. Российская педагогическая энциклопедия [Текст] :в2тт. ; Т. 2 - М - Я / гл. ред. В.В. Давыдов. - М. : Большая Российская энциклопедия, 1998. - 672 с. :

ил.

139. Ростовцев, H.H. Методика преподавания изобразительного искусства в школе [Текст] : учебник для студентов худож.-граф.фак.пед.ин-тов / H.H. Ростовцев. - 3-е изд., доп. и перераб. - М. : АГАР, 2000 - 256 с.

140. Рощин, С.П. Живопись. Основы теории и практики [Текст] : учебное пособие / С.П. Рощин. - М. : Центр Медиа Проектов «АБФ», 2008. - 215 с.

141. Рубинштейн, C.JI. Основы общей психологии [Текст] / C.J1. Рубинштейн. -М.: Педагогика, 1989. - 488 с.

142. Русский пейзаж [Текст] / В.С.Манин. - М. : Белый город, 2001. - 631 с. : ил.

143. Садов, А. Колорит в композиции пейзажа [Текст] / А. Садов // Художественная школа. - 2008. — №6. - С.22-27.

144. Сапего, И.Г. Предмет и форма. Роль восприятия материальной среды художником в создании пластической формы [Текст] / И.Г. Сапего. - М. : Советский художник, 1984. - 304 с. : ил.

145. Сапожников, А.П. Полный курс рисования [Текст] / А.П. Сапожников ; под ред. В.Н. Ларионова. - М. : АЛЕВ, 1996. - 160 с.

146. Смольянинов, И.Ф. Природа в системе эстетического воспитания [Текст] : кн. для учителя / И.Ф. Смольянинов. - М. : Просвещение, 1984. - 207 с. : ил.

147. Современная практическая психология [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.К. Тутушкина, Е.А.Соловьева, О.Б. Годлинник [и др.]. ; под ред. М.К. Тутушкиной. - М. : Академия, 2005. - 432 с.

148. Современный словарь-справочник по искусству [Текст] / науч. ред. и сост. A.A. Мелик-Пашаев. - М. : Олимп: ООО ACT, 1999. - 816 с.

149. Соколинский, В. Жанр пейзажа и его виды [Текст] / В.Соколинский // Искусство и образование. - 2007. - №6. - С. 25-36.

150. Соколинский, В.М. Композиция этюда пейзажа как одно из средств развития творческих способностей студентов на начальных этапах обучения пленэрной живописи [Текст] : дис. канд. пед. наук : 13.00.02. / Соколинский Владимир Михайлович. - М., 1994. - 146 с.

151. Соколинский, В. Натурный этюд в живописи пейзажа [Текст] / В. Соколинский // Изобразительное искусство в школе. - 2008. - №3. - С. 3-26.

152. Соколова, О.Ю. Формирование навыков рисунка пейзажа у студентов 1 курса художественно-графических отделений педагогического колледжа в условиях пленэра [Текст] : дис. канд. пед. наук : 13.00.02. / Соколова Ольга Юрьевна. - М., 2000. - 201 с.

153. Сокольникова, Н.М. История изобразительного искусства [Текст] : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 2 т. Т. 1 / Н.М. Сокольникова. -2-е изд., стер. - М. : Академия, 2007. - 304 с. : ил.

154. Соловьева, В.В. Компьютерная графика для художников и дизайнеров. Первое знакомство [Текст] / В.В. Соловьев. - Нальчик, 1997. - 19 с.

155. Соловьева, H.H. Основы подготовки к научной деятельности и оформление ее результатов (для студентов и аспирантов) [Текст] / H.H. Соловьева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: АПК и ППРО, 2005. - 104 с.

156. Стариченко, H.JI. Развитие художественно-образного мышления студентов художественно-графических факультетов [Текст] : дис. канд. пед. наук : 13.00.01./Н.Л. Стариченко. - М., 1984.- 130 с.

157. Стасевич, В.Н. Пейзаж. Картина и действительность [Текст] : пособие для учителей / В.Н. Стасевич. -М. : Просвещение, 1978. - 176 с. : ил.

158. Стасов В.В. [Текст] : Избранные сочинения в трех томах. Том третий / сост. П.Т. Щипунов. - М. : Искусство, 1952. - 888 с.

159. Сюрреализм в цифровой фотографии. Фотография как искусство [Текст] : [пер. с англ.] / Б. Хаггинс, Я. Проберг. - М. : Омега, 2005. - 192 с. : ил.

160. Терещенко, H.A. Развитие художественно-образного мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства [Текст] : дис. канд. пед. наук : 13.00.02. / Терещенко Наталья Александровна. - Ростов-на-Дону, 2005. -285 с.

161. Тихоненко, И.Н. Развитие композиционного мышления на занятиях по живописи у студентов начальных курсов педвузов [Текст] : дис. канд. пед. наук : 13.00.02. / Тихоненко Ирина Николаевна. - Омск, 2005. - 172 с.

162. Томашевская, Л. Возвращение к природе [Текст] / Л. Томашевская // Художественная школа. - 2005. - №2. - С. 10-12.

163. Устин, В.Б. Композиция в дизайне. Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве [Текст] : учеб. пособие / В.Б. Устин. - М. : ACT : Астрель, 2008. - 239 с. : ил.

164. Учебно-исследовательская практика «Пленэр» [Текст] : учебная программа и методические рекомендации. ООП 050600.62 - «Художественное образование» Уровень подготовки: бакалавриат. Курс I-III, семестр 2, 4, 6, очная форма обучения / Авт.-сост. М.А. Семенова. - М. : МГПУ, 2009. - 24 с.

165. Ушакова, Jl.Г. Активизирующее воздействие занятий рисованием пейзажа на процесс развития творческих способностей студентов [Текст] : дис. канд. пед. наук : 13.00.02. / Ушакова Лариса Георгиевна. - М., 1991. - 211 с.

166. Федоров-Давыдов, A.A. Русский пейзаж XVIII - начала XX века. [Текст] / A.A. Федоров-Давыдов. - М. : Советский художник, 1986. - 304 с. : ил.

167. Федоров-Давыдов, A.A. Русский пейзаж конца XIX - начала XX века. Очерки [Текст] / A.A. Федоров-Давыдов. - М. : Искусство, 1974. - 208 е., [56] л. ил.

168. Федоров-Давыдов, A.A. Советский пейзаж [Текст] / A.A. Федоров-Давыдов. - М. : Искусство, 1958. - 120 с.

169. Федоров-Давыдов, A.A. Русское и советское искусство. Статьи и очерки [Текст] / A.A. Федоров-Давыдов. - М. : Искусство, 1975. - 739 с. : ил.

170. Фельдштейн, Д.И. Психология взросления : структурно-содержательные характеристики процесса развития личности [Текст] / Д.И. Фельдштейн. - М. : Флинта, 1999. - 672 с.

171. Хворостов, А. Как писать воду и отражение в ней [Текст] / А. Хворостов // Художественный совет. - 2007. - №4. - С. 29-31.

172. Хворостов, A.C. Книга начинающего пейзажиста [Текст] / A.C. Хворостов. - М. : ГАММА, 2010. - 175 с. : ил.

173. Художественная галерея. Констебл [Текст] : полное собрание работ всемирно известных художников / учредитель De Agostini UK Ltd., Griffin House. - 2006. - 71. - Киев, Украина : Юнивест-Маркетинг, 2006. - 31, [3] с.

174. Художественная галерея. Шишкин [Текст] : полное собрание работ всемирно известных художников / учредитель De Agostini UK Ltd., Griffin House. - 2005. - 65. - Киев, Украина : Юнивест-Маркетинг, 2005. - 31, [3] с.

175. Цифровая фотография. Творческие приемы работы со светом [Текст] : мастер-класс : [пер. с англ.] / Б. Хаггинс. - М. : Омега, 2006. - 192 с. : ил.

176. Чернышев, О.В. Формальная композиция [Текст] : творческий практикум / О.В. Чернышев. - Минск. : Харвест, 1999. - 312 с.

177. Шабанов, H.K. Художественно-педагогическая направленность в преподавании живописи и композиции [Текст] / Н.К. Шабанов. - Курск. : КГПУ, 1996.-34 с.

178. Шабанов, Н.К. Художественно-педагогическая подготовка учителя изобразительного искусства в вузе [Текст] / Н.К. Шабанов. - Курск. : КГПУ, 2008.- 146 с.

179. Шадриков, В.Д. Введение в психологию : способности человека [Текст] / В.Д. Шадриков. - М. : Логос, 2008. - 160 с.

180. Школа изобразительного искусства в девяти выпусках [Текст] : выпуск первый / под. ред. И. Абельдяева [и др.].. - М. : Издательство Академии художеств СССР, 1960. - 190 с.

181. Школа изобразительного искусства в девяти выпусках [Текст] : выпуск пятый / под ред. М.Г. Манизер [и др.]. - М. : Искусство, 1966. - 206 с.

182. Шорохов, Е.В. и Козлов, Н.Г. Композиция [Текст] : учебное пособие для учащихся пед. училищ по спец. № 2003 «Преподавание черчения и рисования» / Е.В. Шорохов, Н.Г. Козлов. - М. : Просвещение, 1978. - 160 с. : ил.

183. Шорохов, Е.В. Композиция [Текст] : учебник для студентов худож. - граф. фак. пед. ин-тов. / Е.В. Шорохов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1986.-207 с. : ил.

184. Энциклопедический словарь юного художника [Текст] / сост. Н.И. Платонова, В.Д. Синюков. - М. : Педагогика, 1983. - 416 с.

185. Эстетика [Текст] : учебное пособие для вузов / под ред. A.A. Радугина. -М. : Центр, 1998.-240 с.

186. Этюды об изобразительном искусстве [Текст] : кн. для учащихся / авт. сост. М. Алпатов, М. Алленов, А. Баранов [и др.]. - М. : Просвещение, ВЛАДОС, 1994.- 192 с.

187. Юон, К.Ф. О живописи [Текст] / К.Ф. Юон. - Л. : ИЗОГИЗ, 1937. - 281 с.

188. Яворская, Н.В. Пейзаж барбизонской школы [Текст] / Н.В. Яворская. - М. : Искусство, 1962. - 341 с.

189. Ягодовская, А.Т. О пейзаже [Текст] / А.Т. Ягодовская. - М. : Советский художник, 1963. - 72 с.

190. Якобсон, П.М. Психология художественного творчества [Текст] / П.М. Якобсон. - М. : Знание, 1971. - 46 с.

191. Яковлева, E.J1. Психология развития творческого потенциала личности [Текст] / E.JI. Яковлева. - М. : Флинта, 1997. - 224 с.

192. Яшухин, А.П. Живопись [Текст] : учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 2003 «Преподавание черчения и изобразительного искусства» / А.П. яшухин. - М. : Просвещение, 1985. - 288 е., [8] л. ил.

193. Allen, А. Imagination and reality in colour [Text] / Arthur Allen. - London : New York Warne, 1939. - 376 p.

194. Belth, M. The process of thinking [Text] / Marc Belth. - N.Y., 1977. - 547 p.

195. Lowenfeld, V. Creative and mental growth [Text] / Viktor Lowenfeld. - N.Y. : Macmillan, 1957.-255 p. : ill.

196. Munro, T. Art education. Its philosophy and psychology [Text] / Thomas Munro. - N.Y. : The Liberal arts press, 1956. - 346 p. : ill.

197. Osborn, A. Applied imagination. Principles and procedures of creative thinking [Text] / Alex Osborn. - N.Y. : Scribner, 1957. - 254 p.

198. Read, H. Education through art [Text] / Herbert Read. - London, 1944. - 289 p.

199. Wallas, C. The art of thought [Text] / Craham Wallas. - N.Y. : Harcought, Brance and со, 1926. - 257 p.

200. Winner, E. Invented worlds. The psychology of the arts [Text] / Ellen Winner. -London, 1982.- 196 p.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Результаты констатирующего эксперимента

Задание 1. Выполнение композиции пейзажа с натуры с передачей настроения, состояния природы. Высокий уровень

Рис. 1 Рис. 2

Средний уровень

Рис. 3 Рис.4

Низкий уровень (преобладающий)

Рис. 7 Рис. 8

Диагностика уровня развития художественно-творческих способностей студентов на начальном этапе (тестирование).

1 задание.

Высокий уровень - 4 балла

Рис. 13 Рис. 14 Рис. 15 _Выше среднего - 3 балла Средний уровень - 2 балла

Рис.16 Рис.17 Рис.18

Низкий уровень - 1 балл

2 задание.

Высокий уровень - 4 балла

Рис. 24

Рис. 25

Средний уровень - 2 балла

Рис. 26 Низкий уровень - 1 балл

Рис. 27

•ис. 28

Рис. 29

Рис. 23

Рис. 21

Выше среднего - 3 балла

Рис. 22

3 задание. Высокий уровень - 4 балла

Выше среднего - 3 балла

Рис. 30 «Генерал мыльный пузырь» Рис. 31 «Белокрыл»

Средний уровень - 2 балла Низкий уровень - 1 балл

Рис. 32 «Козерыб» 4 задание.

Высокий уровень - 4 балла

Рис. 33 «Собака» Выше среднего - 3 балла

Средний уровень - 2 балла Низкий уровень - 1 балл

Рис. 36 5 задание.

Рис. 37

Высокий уровень - 4 балла

Выше среднего - 3 балла

Рис. 38

Рис. 39

'< г

1

'и Й

Рис. 40 Низкий уровень - 1 балл

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Методический материал, используемый на этапе формирующего

эксперимента

Рис. 1 К. Моне «Руанский собор в разное время суток»

Рис. 2 К. Моне «Парламент, Лондон»

Рис. 3 К. Моне «Стога»

Рис. 4 И.И. Шишкин «Лесные дали»

Рис. 5 В.Д. Поленов «Ранний снег»

Рис. 6 А.И. Куинджи «Ночное»

Рис. 7 Н.К. Рерих «Небесный бой»

Рис. 8 В.Д. Поленов «Заросший пруд» Рис. 9. И.С. Остроухое «Золотая осень»

Композиции П. Мондриана с красным, желтым, синим и черным.

Рис. 10 1921г.

Рис. 11 1928 г.

СИ т и

Рис. 12 1920г.

Рис. 13 Торговый центр и жилой дом по мотивам работ П. Мондриана.

Рис. 14 Дизайнерские вещи и аксессуары по мотивам работ П. Мондриана.

Архитектурные проекты X. Хундертвассера

Рис. 16 Жилые дома. Рис. 17 Придорожный ресторан

Рис. 18 К. Хокусай «В морских водах у канагава»

Рис. 19 И .Я. Билибин Заставка к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

и Ям

Рис. 20 А.П. Остроумова-Лебедева «Санкт-Петербург. Летние сады»

Рис. 21 В.Д. Фалилеев «Слепая рожь»

Рис. 22 Э. Дега «Концерт в кафе "Амбассадор"»

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Результаты формирующего эксперимента

Приложение 3 I. Изображение простых мотивов пейзажа.

Задание 1. Зарисовки и наброски элементов растительного мира, небольших уголков природы, изображение мотивов пейзажа с домом и т.п.

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 5

Задание 2. Декоративное решение элементов пейзажа.

Рис.8 Рис.9 Рис.10

Задание 3. Изображение несложных мотивов пейзажа при разном освещении.

Упражнение по таблице Н.П. Крымова на изменение тона и цвета в разное

Рис. 13 Рис. 14

II. Изображение сложных мотивов пейзажа.

Задание 1. Изображение сложных природных мотивов: пейзаж с дорогой, облаками, рекой (отражение в воде) и т.п.

Приложение 3 III. Творческая интерпретация в работе над пейзажем.

Задание 1. Композиция городского и сельского пейзажа средствами формальной организации пространства.

Рис. 19

Рис. 20

Рис.21

Рис. 22

Рис. 23

Рис. 24

Рис. 25

Задание 2. Стилизация пейзажа на основе натурных зарисовок.

Рис. 28 Рис. 29 Рис. 30

Задание 3. Композиция пейзажа, выполненная в технике монотипии

Рис. 31 «Африка»

ис. 32 «Титаник». Рис. 33 «Морозное утро»

Задание 4. Пейзажная композиция, выполненная в технике граттаж.

Рис. 36 Рис. 37

Задание 5. Композиция пейзажа, выполненная в компьютерных программах.

Рис. 40 а. Натурная зарисовка.

Рис. 40 б. Компьютерная композиция.

Рис. 41 а. Натурная зарисовка.

Рис. 41 б. Компьютерная композиция.

Рис. 42 а. Натурная зарисовка. Рис. 42 б. Компьютерная композиция.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Результаты итогового эксперимента

Задание 1. Выполнение композиции пейзажа с передачей настроения, состояния природы.

Контрольная группа

Высокий уровень

Рис. 3 Рис. 4

Низкий уровень

Экспериментальная группа

Высокий уровень

Средний уровень

Рис. 13

Рис. 15

Низкий уровень

Рис. 14

Рис. 16

Задание 2. Формальная композиция на состояние времени года: зима, лето, весна, осень.

Контрольная группа

Высокий уровень

Рис. 19

Средний уровень

Рис. 20

Рис. 21

Рис. 22

Низкий уровень

Рис. 23

Экспериментальная группа

Высокий уровень

Рис. 27

Рис. 28

Рис. 29

Рис.30 Рис.31 Рис.32

Средний уровень

Рис. 33

Рис. 34

Рис. 35

Рис. 36

Рис. 37

Рис. 38

Рис. 39

Рис. 40

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.