Развитие художественно-образного восприятия в процессе создания композиции в декоративно-прикладном искусстве у студентов ХГФ заочной формы обучения тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Томиленко, Марина Ивановна

  • Томиленко, Марина Ивановна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2009, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 160
Томиленко, Марина Ивановна. Развитие художественно-образного восприятия в процессе создания композиции в декоративно-прикладном искусстве у студентов ХГФ заочной формы обучения: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Ростов-на-Дону. 2009. 160 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Томиленко, Марина Ивановна

Введение.

Глава 1. Психолого-педагогические основы развития художественно-образного восприятия в результате в подготовки учителя изобразительного искусства.

1.1. Художественно-образное восприятие действительности и его роль в учебно-творческой деятельности студентов ХГФ.

1.2. Обоснование проблемы развития художественно-образного восприятия в процессе подготовки учителей изобразительного искусства на отделении заочного обучения.

1.3. Композиция в ДЛИ как фактор развития художественно-образного восприятия.

Выводы по главе 1.

Глава 2. Экспериментальное исследование развития художественно- образного восприятия действительности в процессе создания декоративной композиции у студентов ХГФ заочной формы обучения.

2.1. Организация образовательного процесса в период проведения констатирующего эксперимента на занятиях ДЛИ.

2.2. Разработка и обоснование методической системы развития художественно-образного восприятия в процессе создания композиции в ДЛИ (роспись ткани).

2.3. Формирующий эксперимент.

2.4. Экспериментальная проверка эффективности методической системы, анализ и обобщение данных.

Выводы по главе 2.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие художественно-образного восприятия в процессе создания композиции в декоративно-прикладном искусстве у студентов ХГФ заочной формы обучения»

Проблема исследования, её актуальность. Успех и благополучие страны во многом определяются уровнем образованности и компетентности специалистов — результатом образовательной деятельности, важнейшим на сегодняшний день приоритетом модернизации российского образования. В связи с этим акцент в подготовке специалиста в высшей школе делается на активизацию учебно-познавательной деятельности, творческую активность и самостоятельную работу студента, который в будущем должен стать квалифицированным специалистом в своей области, умеющим самообразовываться, адаптироваться к изменяющимся общественным и социальным условиям, стремиться к активной профессиональной деятельности. Эти изменения требуют принципиальной переориентации педагогического процесса от репродуктивной деятельности обучающихся до творческого начала на всех этапах учебного процесса.

Повышение качества художественно-педагогического образования в высших учебных заведениях согласно «Национальной доктрине образования Российской Федерации» на период до 2025 года и «Концепции художественного образования Российской Федерации» обеспечивает достижение этих целей и требует новых подходов к процессу подготовки учителей изобразительного искусства на отделении заочного обучения.

Анализ, диагностика и изучение опыта обучения студентов заочной формы показали, что сегодня на художественно-графических факультетах педвузов существует необходимость поиска новых путей решения проблемы подготовки студентов-заочников.

Особенность заочной формы обучения на художественно-графических факультетах педвузов состоит в том, что она, как правило, предполагает наличие у студента среднего специального образования (художественное училище, педагогический колледж). Студенты отделения заочного обучения художественно-графических факультетов фактически уже являются учителями изобразительного искусства, работающими в школах и образовательных учреждениях, и получают высшее образование по сокращенной программе. Соответственно у них возникают иные проблемы, чем у студентов ХГФ дневной формы обучения. Так как студенты заочной формы обучения уже владеют знаниями и навыками изобразительной грамоты, декоративной композиции, техниками и технологиями различных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусств и т.д., то основной целью обучения в вузе для них является совершенствование уже имеющихся знаний, умений, навыков, совершенствование своего профессионального уровня как педагога, так и художника для самореализации и саморазвития, творческого поиска, а также для приобретения новых научно-методических знаний, для преобразования (реформирования) устаревших принципов, обучающих процессов в школах, удаленных от индустриальных и культурных центров. Поэтому применяемое нами в исследовании понятие «педагог-художник» к студентам отделения заочного обучения художественно-графического факультета неразделимо.

Педагогу-художнику, обучающемуся в вузе, необходимо выходить на высокий уровень профессионализма, необходимо внедрять в школе инновационные методы обучения и развития в соответствии с изменениями, происходящими в мировом образовании. Профессиональная занятость, удаленность мест проживания не позволяют им в отличие от студентов стационарной формы обучения достигнуть этого самостоятельно без помощи преподавателей вуза.

Наше диссертационное исследование предполагает развитие художественно-образного восприятия действительности у художникапедагога, обучающегося по заочной форме на ХГФ в процессе создания композиции в декоративно-прикладном искусстве. Это необходимо для того, чтобы студенты могли понимать семантику декоративного образа и развивать это понимание у своих учащихся, выходить при этом на более высокий профессиональный уровень.

Сегодня существует много исследований, посвященных развитию художественно-образного восприятия и мышления студентов ХГФ и учащихся, результаты которых внедрены в образовательные процессы педагогических вузов и общеобразовательных школ. Но по-прежнему остается актуальным вопрос, связанный с разработкой методики развития художественно-образного восприятия для студентов ХГФ заочной формы обучения в рамках специальных дисциплин, позволяющей с максимальной эффективностью совершенствовать профессионализм педагогических кадров требуемого уровня.

Противоречие между осознанной необходимостью развития художественно-образного восприятия действительности у студентов ОЗО ХГФ и недостаточным научно-методическим обоснованием этого процесса, определяет актуальность исследования, которая заключается в том, что нерешенность проблемы развития художественно-образного восприятия у студентов ОЗО ХГФ отражается на их компетентности, способности качественно осуществлять процесс творческого развития и художественно-эстетического воспитания школьников.

Использование учебных программ дневной формы обучения в образовательном процессе студентов-заочников не гарантирует достижения положительных результатов развития их художественно-образного восприятия. Эти программы рассчитаны на гораздо большее количество часов, чем отведено студентам заочной формы обучения в связи с рядом специфических характеристик, таких как проблема сокращения аудиторных часов, переориентация на самостоятельный путь приобретения знаний и ограниченные возможности (только в рамках сессионного периода) пребывания студентов-заочников в учебном заведении.

Это обосновывает необходимость разработки методической системы развития художественно-образного восприятия у студентов ХГФ в условиях заочной формы обучения средствами декоративно-прикладного искусства, формирующей личность высококвалифицированного учителя изобразительного искусства, что и определило проблему нашего исследования: «Развитие художественно-образного восприятия в процессе создания композиции в ДНИ у студентов художественно-графических факультетов заочной формы обучения».

Определению теоретических и методологических подходов к решению проблемы способствовал анализ дидактической, философской, психологической, педагогической литературы. В поисках решения проблемы исследования мы обратились к трудам таких ученых, как Б.А. Ананьев, JI.C. Выготский, П.Л. Гальперин, A.B. Запорожец, В.П. Зинченко, Е.П. Ильин, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, Ф.Х. Оллпорт, Ч. Осгуд, А.Д. Столяренко, Б.М. Теплов, Дж. Хохберг, Дж. Гибсон и др., исследовавших психофизиологию восприятия и его механизмы.

Разрабатывая методику развития художественного восприятия средствами ДЛИ, мы опирались на труды Е.А. Горячевой, Л.А. Буровкиной В.К. Чумариной, О.В. Емельяновой, Н.В. Зарали, А.П. Дроздова, P.A. Гильман и др.

Весьма ценными для нашего исследования оказались труды, посвященные процессам образного мышления и восприятия B.C. Кузина, И.Я. Якиманской, О.Г. Даутовой, О.В. Новоселовой.

Мы опирались на традиции современной науки в области теории и практики обучения изобразительному искусству, развитые в наиболее близких нашему кругу проблем исследованиях отечественных педагогов:

B.C. Кузина, П.П. Чистякова, Д.Н. Кардовского, H.H. Волкова, С.П. Ломова, В.В. Корешкова, В.К. Лебедко, В.И. Козлова, Е.В. Шорохова, С.Е. Игнатьева, A.A. Унковского, H.H. Ростовцева, Г.В. Беды и других.

Мы также использовали достижения ученых А.Л. Ярбус, К. Коффка в сфере изучения механизмов работы глаза и зрительного восприятия.

Основу исследования составляют ведущие положения гуманистической философии, основным вопросом которой выступает человек, способный к развитию, самореализации в субъект-субъектных отношениях (П.П. Блонский, H.A. Бердяев, М.М. Бахтин, И.А. Ильин); компетентностный подход в образовании (В.В. Гузеев, И.А. Зимняя, Л.М. Митина, Г.К. Селевко, И.С. Фишман, A.B. Хуторской и др.), а также опыт практического обучения студентов 030 ХГФ педагогических вузов художественной росписи ткани.

В качестве источников использовались различные нормативные документы, регламентирующие организацию учебного процесса, базисный учебный план художественно-графического факультета, учебные программы по декоративно-прикладному искусству для учреждений высшего профессионального образования, учебные пособия, специальная литература, публикации в научных сборниках, специализированных журналах, монографии и диссертации по теме исследования, а так же материалы, полученные на основе поиска в системе Internet.

Анализ научной литературы позволили сделать вывод, что проблема развития художественно-образного восприятия рассмотрена в научных исследованиях широко, однако в отношении студентов ХГФ заочной формы обучения не представлена.

Решение этой проблемы в области теории и методики обучения и воспитания (изобразительное искусство) способствует развитию творческого потенциала, эстетического вкуса, становлению общей и коммуникативной культуры, развитию художественно-образного t восприятия и воспроизведению композиции в декоративно-прикладном искусстве, творческому подходу к обучению специальным знаниям, умениям и навыкам.

Нерешенность проблемы развития художественно-образного восприятия в процессе создания композиции в ДНИ у студентов ХГФ заочной формы обучения требует специального изучения и указывает на её актуальность.

Объект исследования: процесс обучения студентов-заочников ХГФ созданию композиции в декоративно-прикладном искусстве на примере художественной росписи ткани.

Предмет исследования: средства развития художественно-образного восприятия в процессе создания композиции в декоративно-прикладном искусстве у студентов ХГФ заочной формы обучения — разработка методической системы.

Цель исследования: решение данной проблемы (научно обосновать, экспериментально проверить и разработать методическую систему развития художественно-образного восприятия у студентов ОЗО ХГФ в процессе обучения художественной росписи ткани).

Гипотеза исследования: процесс развития художественно-образного восприятия действительности у студентов ХГФ заочной формы обучения в процессе создания композиции в ДНИ будет наиболее эффективным, если разработанная методическая система, состоящая из:

- целей, задач, содержания учебной дисциплины;

- дидактических принципов, форм проведения занятий, методов и методических приемов;

- средств обеспечения учебного, воспитательного и развивающего процессов, ТСО, наглядных пособий, будет обладать следующими ценными качествами:

- содержание целей и задач имеет индивидуальную направленность с учетом специфики обучения декоративной композиции;

- структура содержания обучения включает в себя художественно-образный, композиционный, технологический и творческий блоки;

- приемы обучения, направленные на развитие художественно-образного восприятия, опираются на следующие составляющие: восприятие объектов окружающего мира и произведений декоративно-прикладного искусства, создание декоративной композиции с учетом авторской интерпретации переложения реального образа в художественно-образную композиционную структуру;

- использование проблемного, эвристического и исследовательского методов обучения обеспечивает включение студентов художественно-графических факультетов заочной формы обучения в творческую (продуктивную) деятельность;

- процессу самостоятельной работы студентов уделяется особое внимание как необходимой составляющей заочной формы обучения;

- процесс обучения основывается на компетентностном подходе и комплексном, сочетающем совершенствование специальной подготовки в области ДЛИ (роспись ткани) и повышение профессионального мастерства учителя изобразительного искусства. В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой необходимо было решить следующие задачи исследования:

1. Проанализировать сложившуюся ситуацию в образовательной сфере вуза, изучить историю вопроса, отечественный и зарубежный опыт решения данной проблемы, используя наблюдение, беседу, опрос, экспертную оценку, тестирование, изучение литературы и др. источников.

2. Провести диагностику уровней развития художественно-образного восприятия действительности в процессе создания композиции в ДЛИ у студентов ОЗО ХГФ по разработанным критериям.

3. Выявить взаимосвязь и взаимовлияние художественно-образного восприятия и процесса создания композиции в ДЛИ.

4. Теоретически обосновать и разработать модель методической системы развития художественно-образного восприятия в процессе создания композиции в ДЛИ у студентов ОЗО ХГФ.

5. Экспериментально проверить предложенную методическую систему развития художественно-образного восприятия в условиях вуза. • Приступая к работе, мы выбрали определенную совокупность методов, подходящих для решения проблемы развития художественно-образного восприятия. Выбор методов определялся спецификой избранной темы исследования, его целью и задачами.

Эмпирические методы исследования:

1. Метод педагогических наблюдений, методы беседы и интервью, анкетирования помогли получить количественные данные об уровнях развития художественно-образного восприятия у студентов ОЗО ХГФ и о способности развивать это восприятие у своих учащихся.

2. Метод диагностирующих контрольных практических работ позволил получить оперативную информацию о фактических знаниях студентов ОЗО ХГФ, о специальных умениях и навыках создания композиции в ДНИ и сделать объективные выводы об уровне их профессионализма на данной ступени обучения.

3. Метод педагогического эксперимента помог решить ряд задач исследования:

- установить прямую зависимость между определенными применяемыми принципами и методами педагогического воздействия, направленными на развитие художественно-образного восприятия студентов ХГФ заочной формы обучения и достигаемыми при этом положительными результатами в процессе обучения декоративной композиции;

- выявить зависимость между наличием определенного уровня развития художественно-образного восприятия студентов ХГФ заочной формы обучения и достигаемыми результатами процесса развития художественно-образного восприятия;

- сравнить эффективность разработанной и существующих методических систем развития художественно-образного восприятия, в соответствие с этим выбрать предложенную нами как оптимальный вариант с точки зрения критерия эффективности средств развития художественно-образного восприятия;

- доказать эффективность предложенной методической системы по ряду критериев.

4. Обобщение педагогического опыта позволило нам высветить механизмы рождения новой модели методической системы развития художественно-образного восприятия в процессе создания композиции в ДЛИ у студентов 030 ХГФ. Анализ передового опыта стал источником новых идей, уточнений, вариантов, стимулятором совершенствования и создания собственных вариантов.

Теоретические методы исследования:

1. Педагогическое проектирование использовалось для построения концептуальной модели методической системы развития художественно-образного восприятия на основе выделенных содержательных представлений о ней и включало в себя 3 основных этапа:

- прогнозирование — для составления прогноза на основе выяснения того, как пойдет развитие художественно-образного восприятия у студентов 030 ХГФ, если его факторы и сопутствующие условия развития, применяемая методика останутся неизменными, а выявленные тенденции низкого уровня развития и как следствие некомпетентности художника-педагога будут действовать в тех же направлениях и масштабах, что и в предшествующий период и для составления ситуаций варианта развития при внесении запланированных изменений в процесс, которые способствуют устранению помех и открытию новых источников и импульсов развития художественно-образного восприятия у студентов ХГФ заочной формы обучения;

- моделирование - для построения и мысленного воплощения модели методической системы развития художественно-образного восприятия с учетом помех, трудностей и факторов риска;

- программирование - для продумывания вопроса «о встраивании» проектируемой методической системы развития художественно-образного восприятия в процесс функционирования на ХГФ ОЗО;

2. Метод математической статистики использовался для обработки полученных данных.

Экспериментальная работа проводилась на художественно-графическом факультете Педагогического института Южного федерального университета. В эксперименте участвовало 200 студентов. Исследование проводилось с 2005 по 2009 гг. в три этапа. Этапы исследования:

На первом этапе (2005-2007 гг.) был осуществлен анализ состояния и изучения степени теоретической разработанности проблемы, опыт преподавания дисциплин ДПИ на отделении заочного обучения, был проведен констатирующий эксперимент с целью определения исходного уровня развития художественно-образного восприятия у студентов ОЗО ХГФ в процессе создания декоративной композиции на -занятиях художественной росписи ткани и определены содержательные и методологические основы обучения ДПИ. Для этого были проанализированы и оценены по ряду критериев учебно-творческие работы студентов ОЗО художественно-графического факультета, что позволило нам выявить уровни развития художественно-образного восприятия как каждого студента, так и всей группы целиком. На основе этого разрабатывалась методическая система развития художественно-образного восприятия в процессе обучения композиции в ДЛИ у студентов ОЗО ХГФ. В результате проведения констатирующего эксперимента был выявлен ряд недостатков учебно-творческих работ студентов ОЗО ХГФ и процесса их обучения на отделении заочного обучения.

На втором этапе (2007-2008 гг.) проводился формирующий эксперимент, осуществлялась апробация методов развития художественно-образного восприятия у студентов ОЗО ХГФ, формировалась методическая система и содержание дисциплины «Основы теории ДЛИ с практикумом», а также определялось влияние художественно-образного восприятия и композиционной подготовки в ДЛИ на решение учебно-творческих задач в процессе обучения ДЛИ и профессиональной деятельности.

На третьем этапе эксперимента - контрольном (2008-2009 гг.) был проведен сравнительный анализ и описаны результаты теоретического и экспериментального исследования. Проведена систематизация и обобщение материалов всех этапов исследования. Анализ данных контрольной и экспериментальной выборки позволил сделать вывод о положительной динамике уровней художественно-образного развития студентов экспериментальной группы ОЗО ХГФ.

Научная новизна исследования состоит в следующем: Разработана методическая система развития художественно-образного восприятия у студентов ОЗО ХГФ в процессе создания композиции в ДЛИ, которая включает в себя:

- цели, задачи, содержание учебной дисциплины;

- дидактические принципы, формы проведения занятий, методы и методические приемы;

- средства обеспечения учебного, воспитательного и развивающего процессов, ТСО, наглядных пособий и обладает следующими ценными качествами:

- содержание целей и задач имеет индивидуальную направленность с учетом специфики обучения декоративной композиции;

- структура содержания обучения включает в себя художественно-образный, композиционный, технологический и творческий блоки;

- приемы обучения, направленные на развитие художественно-образного восприятия, опираются на следующие составляющие: восприятие объектов окружающего мира, создание произведений декоративно-прикладного искусства с учетом авторской интерпретации переложения реального образа в художественно-образную композиционную структуру;

- использование проблемного, эвристического и исследовательского методов обучения обеспечивает включение студентов художественно-графических факультетов заочной формы обучения в творческую (продуктивную) деятельность;

- процессу самостоятельной работы студентов уделяется особое внимание как необходимой составляющей заочной формы обучения;

- процесс обучения основывается на компетентностном подходе и комплексном, сочетающем совершенствование специальной подготовки в области ДЛИ (роспись ткани) и повышение профессионального мастерства учителя изобразительного искусства. Теоретическая значимость результатов исследования.

Выводы и обобщения исследуемого процесса развития художественно-образного восприятия представляют собой один из существенных источников разработки концептуальных идей, связанных с проблемой развития художественно-образного восприятия у студентов ОЗО ХГФ и ее решением средствами ДПИ (художественной росписью ткани), в условиях вуза; все это составляет важную теоретическую основу дальнейшей экспериментальной работы в исследуемой области.

Практическая значимость результатов исследования. Предложенная методическая система позволяет наиболее эффективно протекать процессу развития художественно-образного восприятия у студентов ОЗО ХГФ, что значительно повышает качество подготовки педагогических кадров, обладающих высоким уровнем развития художественно-образного восприятия, и вследствие этого способных эффективно развивать художественно-образное восприятие у школьников в рамках соответствующих дисциплин.

Материалы исследования теоретических и методических аспектов развития художественно-образного восприятия используются для модернизации учебных программ дисциплин отделения заочного обучения ХГФ педагогических вузов и разработки учебных и наглядных пособий к ним.

Достоверность результатов исследования подтверждается опорой на теоретические основы наук, на результаты опытно-экспериментальных занятий по дисциплине «Основы теории ДПИ с практикумом» со студентами ХГФ заочной формы обучения ряда художественно-графических факультетов, в том числе в педагогическом институте Южного федерального университета.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Опираясь на ставшие традиционными точки зрения, что успех в профессиональной деятельности учителя изобразительного искусства определяется только наличием специальных знаний, умений, навыков и психологической готовностью к деятельности, мы утверждаем, что от степени развития художественно-образного восприятия во многом зависит успех учебно-творческой деятельности студента ХГФ.

2. В отличие от подходов, которые предусматривают узкую предметную подготовку, художественно-образное восприятие формируется на основе гармоничного единства когнитивного, сенсорного и индивидуального компонентов, причем индивидуальный играет системообразующую роль.

3. Для развития художественно-образного восприятия студента ОЗО ХГФ следующие условия являются необходимыми и достаточными:

- ориентация студентов на осознание творческого характера профессиональной деятельности;

- организация проблемного обучения;

- организация процесса развития художественно-образного восприятия, где обучение использованию технологических знаний, навыков в процессе создания композиции в ДПИ - не самоцель, а средство для решения поставленных задач, средство совершенствования профессионализма художника-педагога.

Апробация результатов исследования осуществлялась посредством докладов результатов исследования на заседаниях кафедры дизайна и декоративно-прикладного искусства ПИ ЮФУ г. Ростов-на-Дону, публикаций основных положений работы и проведения эксперимента с 2005 по 2009 гг. на базе отделения заочного обучения художественно-графического факультета Педагогического института Южного федерального университета г. Ростов-на-Дону. Результаты исследования нашли отражение в научных статьях, были внедрены в практику работы Педагогического института Южного федерального университета г. Ростова-на-Дону, Московского городского педагогического университета, Карачаево-Черкесского государственного университета им. У.Д. Алиева, а также использовались соискателем при разработке курса «Основы теории ДЛИ с практикумом» для студентов художественно-графических факультетов заочной формы обучения.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 198 источников, и приложения. Объем диссертации 160 страниц, работа включает 13 таблиц, 4 диаграммы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Томиленко, Марина Ивановна

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2

С учетом данных, полученных на различных этапах опытно-экспериментальной работы, мы пришли к следующим выводам:

1) Причиной многих недостатков учебно-творческих работ, выявленных в результате метода экспертной оценки продукции испытуемых, явился низкий и средний уровень развития художественно-образного восприятия окружающей действительности.

2) Нерешенность комплекса средств развития художественно-образного восприятия отрицательно сказывается на уровне подготовки учителей изобразительного искусства, что обусловило разработку модели методической системы развития художественно-образного восприятия окружающей действительности у студентов ОЗО ХГФ.

3) Реализация разработанной экспериментальной программы «Основы теории ДПИ с практикумом» в учебном процессе осуществлялась при помощи проблемного, эвристического и исследовательского методов обучения на основе комплексного и компетентностного подходов.

4) Анализ данных экспериментальной выборки по результатам контрольного эксперимента показал положительную динамику уровней художественно-образного развития студентов ОЗО ХГФ. А также, что изменения уровня художественно-образного развития происходят благодаря систематической работе студента в процессе создания декоративной композиции в росписи ткани с дидактическим материалом, разработанным с учетом развития художественно-образного восприятия, и стремления обучающегося совершенствовать свое восприятие.

5) Разработанная нами методическая система, по которой осуществлялось экспериментальное обучение, способствовала эффективному развитию художественно-образного восприятия студентов, что позитивно отразилось на качестве выполняемых учебно-творческих работ. Предложенная методика развития художественно-образного восприятия существенно повлияла на развитие способностей к художественному анализу объектов декоративно-прикладного искусства, методическую подготовку проведения занятий по декоративно-прикладному искусству для школьников, понимание и способность вербально выразить специфику художественного языка росписи ткани, степень самостоятельности решения учебно-творческих задач.

6) Методическая система развития художественно-образного восприятия действительности у студентов ОЗО ХГФ, пройдя экспериментальную проверку в условиях предусмотренной государственной программой дисциплины «Основы теории ДЛИ с практикумом», подтвердила свою эффективность и, соответственно, предложенную гипотезу развития художественно-образного восприятия в процессе создания композиции в ДЛИ у студентов художественно-графических факультетов заочной формы обучения педвузов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основной целью нашего исследования было научно обосновать, экспериментально проверить и разработать методическую систему развития художественно-образного восприятия действительности у студентов ОЗО ХГФ в процессе обучения художественной росписи ткани.

Опираясь на полученные результаты, можно констатировать, что поставленные нами задачи исследования решены:

1. Изучена и проанализирована сложившаяся ситуация, история вопроса, отечественный и зарубежный опыт решения проблемы, используя наблюдение, беседу, опрос, экспертную оценку, тестирование, изучение литературы и др. источников.

2. Проведена диагностика уровней развития художественно-образного восприятия в процессе создания композиции в ДЛИ у студентов ОЗО ХГФ по разработанным критериям.

3. Выявлена взаимосвязь и взаимовлияние художественно-образного восприятия и процесса создания композиции в ДНИ.

4. Теоретически обоснована и разработана модель методической системы развития художественно-образного восприятия в процессе создания композиции в ДЛИ у студентов ОЗО ХГФ.

5. Экспериментально проверена предложенная методическая система развития художественно-образного восприятия в условиях вуза. Практический результат нашего исследования состоит в разработке работоспособной методической системы развития художественно-образного восприятия у студентов ОЗО ХГФ, основанной на использовании проблемного, эвристического и исследовательского методов обучения, обеспечивающих включение студентов в творческую (продуктивную) деятельность; применении приемов обучения, направленных на развитие художественно-образного восприятия и опирающихся на восприятие объектов окружающего мира и произведений декоративно-прикладного искусства, создание декоративной композиции с учетом авторской интерпретации переложения реального образа в художественно-образную композиционную структуру и пр.

Предложенная методическая система позволяет наиболее эффективно протекать процессу развития художественно-образного восприятия у студентов 030 ХГФ, что значительно повышает качество подготовки педагогических кадров, обладающих высоким уровнем развития художественно-образного восприятия, и вследствие этого способных эффективно развивать художественно-образное восприятие у школьников в рамках соответствующих дисциплин.

Методическая система развития художественно-образного восприятия, пройдя экспериментальную проверку в условиях предусмотренной государственной программой дисциплины «Основы теории ДЛИ с практикумом», подтвердила свою эффективность и предложенную гипотезу, что процесс развития художественно-образного восприятия студентов ХГФ заочной формы обучения в ходе создания композиции в ДЛИ будет наиболее эффективным, если разработанная методическая система, состоящая из:

- целей, задач, содержания учебной дисциплины;

- дидактических принципов, форм проведения занятий, методов и методических приемов;

- средств обеспечения учебного, воспитательного и развивающего процессов, ТСО, наглядных пособий будет обладать следующими ценными качествами:

1) содержание целей и задач имеет индивидуальную направленность с учетом специфики обучения декоративной композиции;

2) структура содержания обучения включает в себя художественно-образный, композиционный, технологический и творческий блоки;

3) приемы обучения, направленные на развитие художественно-образного восприятия, опираются на следующие составляющие: восприятие объектов окружающего мира и произведений декоративно-прикладного искусства, создание декоративной композиции с учетом авторской интерпретации переложения реального образа в художественно-образную композиционную структуру;

4) использование проблемного, эвристического и исследовательского методов обучения обеспечивает включение студентов художественно-графических факультетов заочной формы обучения в творческую (продуктивную) деятельность;

5) процессу самостоятельной работы студентов уделяется особое внимание как необходимой составляющей заочной формы обучения;

6) процесс обучения основывается на компетентностном подходе и комплексном, сочетающем совершенствование специальной подготовки в области ДЛИ (роспись ткани) и повышение профессионального мастерства учителя изобразительного искусства. Система достаточно эффективно функционирует в рамках существующего учебного процесса. Ее внедрение потребовало некоторых изменений сложившейся практики обучения студентов на отделении заочного обучения в вузе, существенно дополнив ее и гармонично войдя в раздел дисциплин предметной подготовки учебного плана специальности 050602 «Изобразительное искусство» в форме разработанной нами экспериментальной программы дисциплины «Основы теории ДЛИ с практикумом (Роспись ткани)».

Данное исследование может послужить основой для дальнейшего изучения особенностей развития художественно-образного восприятия действительности у студентов ХГФ на занятиях по декоративно-прикладному искусству и другим дисциплинам.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Томиленко, Марина Ивановна, 2009 год

1. Адаскина, A.A. Художественное восприятие действительности у детей и взрослых Электрон, ресурс.: Автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.13 / А.А.Адаскина; ПИ РАО. М., 2001. - Режим доступа: http://www.humanities.edu.rWdb/msg/41598.

2. Алехин, А.Д. Когда начинается художник / Текст.: учебно-методическое пособие / А.Д. Алехин. М.: Просвещение, 1984. - 160 с: ил.

3. Ананьев, Б.Г. и др. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия Текст.: теория и практика / Б.Г. Ананьев, М.Д. Дворяшина, И.А. Кудрявцева; АПН СССР. М: Просвещение, 1968.-235 с.

4. Ананьев, Б.Г. Психология чувственного познания Текст.: Памятники психологической мысли / Б.Г. Ананьев; Рос. акад. наук. Ин-т психологии. М: Наука, 2001. - 277 е.: ил.

5. Аполлон: Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура Текст.: Терминологический словарь / Под общ. ред. A.M. Кантора. -М,: Эллис Лак, 1997. 736 с.

6. Арманд, Т. Орнаментация ткани Текст.: Руководство по росписи ткани / Т.Арманд; Под ред. Соболева H.H. М.-Л.: Academia, 1931. -206 с: ил.

7. Арнхейм, Рудольф. Искусство и визуальное восприятие Текст.: Пер. с англ. / Рудольф Арнхейм. М.: Прогресс, 1974. - 392 е.: ил.

8. Арнхейм, Рудольф. Новые очерки по психологии искусства Текст.: Пер. с англ. / Рудольф Арнхейм. М.: Прометей, 1994. - 352 с.

9. Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды Текст.: теория и практика / Сост. Ю.К. Бабанский. М: Педагогика, 1989. - 560 с.

10. Басин, Е.Я. Психология художественного творчества Текст.: личностный подход / Е.Я. Басин. М.: Знание, 1985. - 64 с.

11. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества Текст. / М.М. Бахтин.- 2-е изд. М.: Искусство, 1986. - 445 с.

12. Беда, Г.В. Живопись и ее изобразительные средства Текст.: Учебное пособие для студентов худ-граф. фак пед. ин-тов / Г.В. Беда. — М.: Просвещение, 1977. 188 е.: ил.

13. Белова, А.Н. Формирование образовательных компетенций в этнохудожественном образовании Текст. / А.Н. Белова //Педагогика. 2009. - № 3. - С. 70-73.

14. Белозерцев, Е.П. и др. Педагогика профессионального образования Текст.: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и др.; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. 368 с.

15. Бердяев, H.A. Самопознание Текст. /H.A. Бердяев. М.: Мысль, 1991.-320 с.

16. Береснева, В.Я. Вопросы орнаментации ткани Текст. / В.Я. Береснева, Н.В. Романова. М.: Легкая индустрия, 1977. - 192 с: ил.

17. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии Текст. / В.П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. - 192 е.: ил.

18. Бесчастнов, Н.П. Изображение растительных мотивов Текст.: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.П. Бесчастнов. М.: Гумаиит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 176 с: ил.

19. Бесчастнов, Н.П. Черно-белая графика Текст.: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.П. Бесчастнов. М.: ВЛАДОС, 2002.- 272 с: ил.

20. Бикулов, Э.Р. Особенности художественного восприятия произведений изобразительного искусства в курсе «Мировая художественная культура» Электрон, ресурс. — Режим доступа: http://www.bestreferat.ru/referat-43899.html

21. Бирюкова, Н.Ю. Западноевропейские набивные ткани 16-18 века Текст. /Н.Ю. Бирюкова. М.: Искусство, 1973. - 176 с: ил.

22. Блонский, П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения Текст. / П.П. Блонский М.: Педагогика, 1979. - Т. 1. -304 с.

23. Блонский, П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения Текст. / П.П. Блонский. М.: Педагогика, 1979. - Т. 2. -399 с.

24. Боголюбов, Н.С. Преподавание с учетом инновационных процессов Текст. / Н.С. Боголюбов // Декоративно-прикладное искусство в педвузе и школе: Сб. ст. М.: Век книги, 2002. - С. 3-7.

25. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе Текст. / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. -2003. -№ 10.-С. 8-14.

26. Болычева, Т.В. Развитие образного мышления студентов 4-5 курсов средствами колористического решения эскиза живописной сюжетной композиции Электронный текст. / Болычева Т.В. // Вестник. № 2. Режим доступа: http://txts.mgou.ru/vestnik/2007/izo 1 .pdf

27. Бордовская, Н.В. Педагогика Текст.: Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, A.A. Реан. СПб.: Питер, 2001, - 304 с.

28. Бродецкий, А.Я. Внеречевое общение в жизни и искусстве: Азбука молчания: Текст.: Учебное пособие для творческих учеб. заведений, фак. Педагогики и психологии / А.Я. Бродецкий. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - 192 с.

29. Буткевич, Л.М. История орнамента Текст.: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.М. Буткевич. М.: Гуманит. изд.центр. ВЛАДОС, 2003. - 272 е.: ил.

30. Величковский, Б.М. Психология восприятия Текст. / Б.М. Величковкий, В.П. Зинченко, А.Р. Лурия. М: Изд-во Моск. ун-та, 1972.-268 с.

31. Величковский, Б.М. Современная когнитивная психология Текст. / Б.М. Величковский. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 336 с: ил.

32. Виноградова, H.A. Традиционное искусство Востока Текст.: Терминологический словарь. / H.A. Виноградова, Т.П. Каптерева, Т.Х. Стародуб; Под ред. Т.Х. Стародуб. М.: Эллис Лак, 1997. - 360 с: ил.

33. Виноградова Н.В. Развитие художественно-образного цветовосприятия учащихся ДШИ в живописи натюрморта Текст. / Н.В. Виноградова // Искусство и образование. 2009. -№ 1 (57). - С. 115-121.

34. Власов, В.Г. Иллюстрированный художественный словарь Текст. / В.Г. Власов. — СПб: АО «ИКАР», 1993. 272 с: ил.

35. Волков, И.Ф. Творческие методы и художественные системы Текст. / И.Ф. Волков. 2-е изд., доп. - М.: Искусство, 1988. - 253 с.

36. Волков, H.H. Восприятие картины Текст. / H.H. Волков. М.: Просвещение, 1969. -38 с: ил.

37. Волков, H.H. Восприятие предмета и рисунка Текст. / H.H. Волков.- М.: Искусство, 1950. 112 е.: ил.

38. Восприятие и деятельность Текст.: Сб. ст. / Под ред. А.Н. Леонтьева. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. - 320 с.

39. Выготский, Л .Я. Психология искусства Текст. / Л .Я. Выготский. -М.: Искусство, 1986. 573 с.

40. Гальперин, П.Я. Психология как объективная наука Текст.: Избранные психологические труды: В 70 т. / П.Я. Гальперин; Под ред. А.И. Подольского; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. М.: Воронеж, 1998. - 479 с.

41. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства Текст.: Учебное пособие / Ю.Я. Герчук.- М.: Учебная литература, 1998. 208 е.: ил.

42. Гершунский, Б.С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования Текст. / Б.С. Гершунский // Педагогика. 2003. - № 10. - С. 3-7.

43. Гильман, P.A. Художественная роспись тканей Текст.: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / P.A. Гильман. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 160 е.: ил., 2 л. вкл.

44. Голубева, О.Л. Основы композиции Текст.: Учеб. пособие / О.Л. Голубева. М.: Изобразительное искусство, 2001. - 120 е.: ил.

45. Горбунова, Г.А. Значение художественного восприятия в профессиональной деятельности студентов Текст. /Г.А. Горбунова, Н.Г. Томарова // Искусство и образование. 2008. - № 4 (54). - С. 109-115.

46. Грановский, Т.С. Строение и анализ ткани Текст.: Учебное пособие / Т.С. Грановский. М.: Легпромиздат, 1985. - 152 с.

47. Грегори, Р. Разумный глаз Текст.: Пер. с англ. / Р. Грегори. М.: Мир, 1972.-216 с: ил.

48. Горячева, Е.А. Система обучения батику Текст.: Учебное пособие / Е.А. Горячева. Ростов н/Д, 1998. - 56 с.

49. Гузеев, В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология Текст. /В.В. Гузеев. — М.: «Нар. образование», 2001. — 87 с.

50. Гулидов, И.Н. Педагогический контроль и его обеспечение Текст.: Учебное пособие / И.Н. Гулидов. М .: ФОРУМ, 2005. - 240 с. -(Профессиональное образование).

51. Гутерман, Л.А. Методические рекомендации по организации и проведению практики на отделении непрерывного и заочного образования Текст.: Методическое пособие / Л.А. Гутерман, В.Д. Цукерман. Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2007. - 26 с.

52. Даглдиян, К.Т. Декоративная композиция Текст.: Высшее образование / К.Т. Даглдиян. Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 312 е., цв. ил.

53. Данчук, М.И. Кружок ДЛИ как важная составляющая художественно-образовательной системы школьников Текст.: Тезисы студенческих научных конференций: Часть 2 / М.И. Данчук. Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2005. - С. 43.

54. Данчук, М.И. Роспись ткани. Сочетание техники узелкового батика с цветным контуром Текст.: Учебно-методическое пособие / М.И. Данчук, М.П. Данчук. — Ростов н/Д: Изд. Ростовского гос. пед. ун-та, 2005.-48 с. и цв. ил.

55. Даутова, О.Г. Развитие образно-пластического мышления студентов средствами декоративной керамики на факультете изобразительного искусства в педвузе Текст.: Автореф. диссер. канд. пед. наук / О.Г. Даутова. М., 2006.

56. Дворкина, И.А. Батик. Горячий. Холодный. Узелковый Текст.: Учебно-методическое пособие / И.А. Дворкина. -М.: ОАО изд-во Радуга, 2000. 160 е.: ил.

57. Дорошенко, С.Н. Формирование профессиональной компетентности учителя изобразительного искусства Текст. / С.Н. Дорошенко // Искусство и образование. 2009. - № 4 (60). - С. 139 - 150.

58. Дроздов, А.П. Роль художественного восприятия в процессе подготовки учителей изобразительного искусства Электрон, ресурс. Режим доступа: http://txts.mgou.ru/vestnik/izo2.pdf

59. Дубовис, Д.Н. Вопросы психологии художественного восприятия в трудах A.B. Запорожца Текст. / Д.Н. Дубовис, К.Е. Хоменко. -Вопросы психологии. 1985. - № 5. - С 117-122. - Режим доступа: http.7/www.psychiatry.ru/library/ill/dch.htm

60. Дубовицкая, Т.Д. Контексты содержания образования и их дидактическая интерпретация Текст. / Т.Д. Дубовицкая // Педагогика. 2003. - № 10. - С. 35-40.

61. Ерков, С.А. Формирование художественного восприятия произведений изобразительного искусства на уроках ИЗО в 5, 6 классах средней общеобразовательной школы Текст.: Дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / С.А. Ерков, Моск. пед. гос. ун-т. -М., 2006.

62. Ермолаева-Томина, Л.Б. Психология художественного творчества Текст. /Л.Б. Ермолаева-Томина. М.: Академический проект, 2005.- 304 с.

63. Жердев, Е.В. Художественное осмысление объекта дизайна Текст. /Е.В. Жердев. -М.: АУТОПАН, 1993. 132 с. : ил.

64. Живопись Текст.: Учеб. пособие для вузов / Н.П. Бесчаснов, В.Я. Кулаков, И.Н. Стор и др. М.: Легпромбытиздат, 1993. - 256 с: ил.

65. Загвязинский, В. И. Теория обучения: Современная интерпретация Текст.: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. -М.: Издательский центр «Академия», 2001. 192 с.

66. Запорожец, A.B. Восприятие и действие Текст. / A.B. Запорожец, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко, А.Г. Рузская; Под. ред. A.B. Запорожца.- М.: Просвещение, 1967. 323 с.

67. Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход Текст. / Э.Ф. Зеер, A.M. Павлова, A.A. Сыманюк и [др.]. М., 2005.

68. Зимняя, И.А. Педагогическая психология Текст. / И.А. Зимняя- М.:1. Феникс, 1997.-480 с.

69. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции — как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании Текст. / И.А. Зимняя. М., 2004.

70. Зинченко, В.П. Развитие творческих способностей на занятиях академическим рисунком Текст.: Автореф. дис. докт. пед. наук: 13.00.02 / В.П. Зинченко. Моск. пед. гос. ун-т им. В.И.Ленина. М., 1996.-31 с.

71. Зинченко, В.П. Развитие творческих способностей в процессе обучения рисунку Текст.: Учебное пособие / В.П. Зинченко; Ростовский-на-Дону гос. пед. ин-т; Науч. ред. А.П. Яшухин. -Ростов-на-Дону, 1987. 68 с.

72. Зуев, Д.Д. Какой должна быть педагогика XXI века? Текст. // Педагогика. -2003. № 10. - С. 97-101.

73. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности Текст.: Методическое пособие / Е.П. Ильин. СПб.: Питер, 2009. -448 е.: ил.

74. Ильин, И.А. Одинокий художник Текст. / И.А. Ильин. М.: Искусство, 1993. - 347 с.

75. Игнатьев, Е.И. Психология изобразительной деятельности Текст. / Е.И. Игнатьев. М.: Просвещение, 1967. - 228 с.

76. Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей Текст. : Учеб. пособие для вузов / С.Е. Игнатьев. — М.: Академический проект, 2007. 208 с.

77. Изобразительное искусство Текст.: 1-4 кл.: программа для общеобразовательных учреждений / В.С.Кузин, С.П.Ломов, Е.В.Шорохов и др. М.: Дрофа, 2008. - 43 с.

78. Изобразительное искусство и художественный труд Текст.: программа и темат. планирование / Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Н.Р. Макарова и др. М.: Просвещение, 2008. — 92 е.: ил.

79. Калмыкова, З.И. Развивает ли продуктивное мышление система обучения В.Ф. Шаталова Текст. / З.И. Калмыкова // Вопросы психологии. 1987. - № 2. - С. 71 - 80.

80. Каменская, В.Г. Психология развития: общие и специальные вопросы Текст. / В.Г. Каменская, И.Е. Мельникова. СПб., 2008.

81. Катханова, Ю.Ф. Развитие творческих способностей школьников и студентов художественно-графического факультета в графической деятельности Текст.: Дис. д-ра пед, наук / Ю.Ф. Катханова. — М.: 1994.-503 е.: прил.

82. Кибрик, Е.А. Объективные законы композиции в изобразительном искусстве Текст. / Е.А. Кибрик // Вопросы философии. 1966. - № 10.-С. 103 - 113.

83. Клевцов, А.А. Таблицы критических значений статистических критериев Электрон, ресурс. /А.А. Клевцов. Режим доступа: http://www.statanalyse.Org/articles/1

84. Козлов, В.Н Основы художественного оформления текстильных изделий Текст.: Учебник для вузов / В.Н. Козлов. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984. - 264 с: ил.

85. Константинова, С.С. История декоративно-прикладного искусства Текст.: Конспект лекций / С.С. Константинова. Ростов н/Д: Феникс, 2004.- 192 с.

86. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года Текст. М.: Министерство образования Российской Федерации. 2002.

87. Концепция непрерывного образования Текст.: Проект. Всесоюзный съезд работников образования. — М., 1988.

88. Концепция художественного образования Российской Федерации Текст. Министерство культуры РФ, 2001. - Режим доступа: http :/A¥WW.gnesm.ru/nA

89. Корзинова, Е.И. Развитие педагогических и специальных способностей студентов художественно-графических факультетов (На материале начертательной геометрии и черчения) Текст.: Дис. д-ра пед. наук : 13.00.02 / Е.И. Корзинова. М., 2005. - 448 с.

90. Корешков, В.В. Формирование личности в процессе декоративной деятельности Текст.: научная статья / В.В. Корешков // Декоративное искусство в процессе гуманизации образования: Межвуз. сб. науч. тр. М.: Прометей, 1995. - С. 3-7.

91. Костин, В.И. Что такое художественный образ Текст. / В.И. Костин.- М.: Сов. художник, 1962. 62 с: ил.

92. Краевский, В.В. Общие основы педагогики Текст.: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Краевский. 4-е изд., стер. -М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 256 с.

93. Краевский, В.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах Текст. /В.В. Краевский, A.B. Хуторской // Педагогика.- 2003. №2. - С.3-10.

94. Критерий Фишера Электронный ресурс.: Автоматический расчет углового преобразования. — Режим доступа: http://www.psychol-ok.ru/statistics/flsher/.

95. Кузин, B.C. Особенности профессиональной подготовки специалистов на художественно-графических факультетах педагогических университетов в современных условиях Текст. / B.C. Кузин // Научные труды МПГУ. М: Прометей, 2001. - С.248-250.

96. Кузин, B.C. Психология Текст.: Учебник / B.C. Кузин. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: АГАР, 1997. - 304 е., ил.

97. Кузин, B.C. Рисунок. Наброски и зарисовки Текст.: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / B.C. Кузин. М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 232 с.

98. Кузнецов A.A. Разработка Федеральных государственных стандартов общего образования Текст. // Педагогика.- 2009. №4. - С. 3-10.

99. Кузнецов, Е.Ф. Психофизиологические основы формирования зрительного восприятия будущего художника-педагога Электрон, ресурс. Режим доступа: http://txts.mgou.ru/vestniky2007/izol.pdf

100. Кузнецов, Е.Ф. Формирование визуального восприятия в изобразительной деятельности (на примере обучения студентов ХГФ рисунку и живописи) Текст.: Автореф. диссер. докт. пед. наук. М., 2008.

101. Кукуев, А. И. Проблема подготовки преподавательских кадров для системы образованиия взрослых Текст. / А. И. Кукуев //Вестник непрерывного образования. № 1 2: научный журнал. - Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2008. - 120 с. - С. 90 - 94.

102. Кукушин, B.C. Теория и методика обучения Текст.: Учебное пособие / B.C. Кукушин. Ростов н/Д: Феникс, 200. - 474, 1. с. -(Высшее образование).

103. Лебедко, В.К. Представление о пространстве и искусство Текст. / В.К. Лебедко. М.: Прометей, 1993.- 106 с.

104. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А.Н. Леонтьев. 2-е изд. - М.: Политиздат, 1977. - 304 с.

105. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения Текст.: В 2-х т. / А.Н. Леонтьев. М.: Педагогика, 1983. - 392 и 320 е., ил.

106. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения Текст. / И.Я. Лернер. -М.: Педагогика, 1981. 186 с.

107. Логвиненко, А.Д. Зрительное восприятие пространства Текст. / А.Д. Логвиненко. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. - 224 с: ил.

108. Логвиненко, А.Д. Чувственные основы восприятия пространства Текст. / А.Д. Логвиненко. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. - 223 с: ил.

109. Логвиненко, Г.М. Декоративная композиция Текст.: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.М. Логвиненко. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004.- 144 с: ил.

110. Лукомская, C.B. Самостоятельная работа студентов как фактор интенсификации образовательного процесса в вузе Текст. / C.B. Лукомская, A.B. Резниченко // Известия АМИ. 2009. № 2. - С. 3 - 9.

111. Лук, А.К. Психология творчества Текст.: наука и технический процесс / А.К. Лук. М.: Наука, 1978. - 127 с.

112. Лунд-Иверсен, В. Ткацкие переплетения Текст.: теория и практика / В. Лунд-Иверсен. М.: Легпромиздат, 1997. - 107 с: ил.

113. Лурия, А.Р. Ощущения и восприятие Текст. / А.Р. Лурия. М.: Знание, 1975. - 278 с.

114. Львовский, Ф. Замкнутая и свободная композиция Текст. / Ф. Львовский // Юный художник. 1996. - № 12. - С. 37-40.

115. Львовский, Ф. Основы композиции в художественном текстиле Текст. / Ф. Львовский // Юный художник. 1996. - № 8. - С. 25-28.

116. Львовский, Ф. Основы композиции. Цвет и художественный текстиль Текст. / Ф. Львовский // Юный художник. 1995. - № 9. - С. 18-21.

117. Малахова, С.А. Специальная композиция печатного рисунка на текстильных материалах Текст.: Учебник для техникумов / С.А.

118. Малахова — М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984. 208 с: ил.

119. Мальцева, JLB. Инновационный подход к знакомству школьников с народным творчеством на уроках изобразительного искусства Текст. / J1.B. Мальцева //Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2009. № 3. - С. 82 — 88э

120. Маслоу, Абрахам. Дальние пределы человеческой психики Текст. / Абрахам Маслоу. СПб: Евразия, 1997. - 430 с.

121. Матисс, Анри. Статьи об искусстве Текст.: Письма. Переписка. Записи бесед. Суждения современников / Анри Матисс; Сост. Е.Б. Георгиевская. — М.: Искусство, 1993. 416 е.: ил.

122. Матюшкин, A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / A.M. Матюшкин. М.: Педагогика, 1972. - 208 с.

123. Махмутов, М.И. Проблемное обучение Текст.: Основные вопросы теории / М.И. Махмутов; АПН СССР;. М.: Педагогика, 1975. - 368 с.

124. Митина J1.M. Психология профессионального развития учителя

125. Текст. / JLM. Митина. М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998.

126. Моль, Абрахам. Теория информации и эстетическое восприятие

127. Текст.: / Абрахам Моль. М.: Мир, 1966. - 351 с.

128. Моран, Анри де. История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней Текст.: Пер. с франц. / Анри де Моран. М.: Искусство, 1982. - 576 с: ил.

129. Морозов, К. О преподавании композиции Текст.: Учебное пособие / К. Морозов // Искусство. 1957. - № 4. - С. 70 - 74.

130. Национальная доктрина образования в Российской Федерации

131. Текст.: Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. №751.

132. Неменский, Б.М. Мудрость красоты Текст. / Б.М. Неменский. изд. 2-е, доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1987. - 225 е.: ил.

133. Новоселова, О.В. Развитие эмоционально-образного восприятия цвета у студентов * художественно-графических отделений педагогических колледжей Текст.: Автореф. диссертации канд. пед. наук.

134. Образцов, П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования Текст.: Учебное пособие / П.И. Образцов. СПб.: Питер, 2004. - 268 е.: ил.

135. Павлова, Т.В. Проблема образа мира ребенка дошкольного возраста в психологии Текст. / Т.В. Павлова //Известия АМИ. 2009. Вып. 2. С. 64-68.

136. Педагогика Текст.: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И.Мищенко. E.H. Шиянов. 3-е изд. - М.: Школа-Пресс, 2000. - 512 с. - С.352.

137. Педагогика и психология высшей школы Текст.: Учебное пособие / Под ред. проф. М.В. Булановой-Топорковой. 3-е изд., перераб. и доп. — Ростов н/Д: Феникс,2006. - 512 с.

138. Педагогические технологии Текст.: Учебное пособие / Авт.-сост. Т.П. Сальникова. -М.: ТЦ Сфера, 2008. 128 с.

139. Педагогический энциклопедический словарь Текст. / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, JI.C. Глебова и др. -М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. — 528 е.: ил.

140. Петровский, A.B. Личность в психологии Текст.: теория и практика / A.B. Петровский. Ростов н/Д, 1996.

141. Попов, О. А.Угловое преобразование Фишера Электрон, ресурс. / O.A. Попов. Режим доступа: http://www.psystat.at.ua/publ/l-l-0-31

142. Программно методические материалы Текст.: Изобразительное искусство. Начальная школа / Сост. В.С.Кузин, Е.О.Яременко. - 3-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2001.- 224 с.

143. Программы общеобразовательных учреждений Текст.: Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы / Под ред. Б.М. Неменского. 5-е изд. — М.: Просвещение, 2009. - 142 с.

144. Психология Текст.: Словарь. / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. -494 с.

145. Пугач В.А. Активизация творческого воображения студентов в изобразительной деятельности Текст. / В.А. Пугач //Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2009. №3. С. 180-186.

146. Раушенбах, Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие Текст. / Б.В. Раушенбах. М.: ИНТЕРПРАКС, 1994. - 240 е.: ил.

147. Резник H.A. Технология визуального мышления Текст. // Школьные технологии. 2000. - № 4. - С. 127 - 141.

148. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию, становление человека Текст.: теория и практика / К. Роджерс. М., 1994.

149. Роспись по шелку Текст.: Методическая разработка // Валентина: Лицензионный журнал Издательского Дома ОВА-ПРЕСС. 1995. -№ 1. — С. 4 - 47.

150. Ростовцев, H.H. История методов обучения рисованию. Русская и советская школы рисунка Текст. / H.H. Ростовцев. М.: Просвещение, 1982. - 240 е.: ил.

151. Ростовцев, H.H. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием Текст.: Учеб. пособие для студ. худ.-граф. ф-тов пед ин-тов / H.H. Ростовцев, А.Е. Терентьев. М.: Просвещение, 1987. - 176 е.: ил.

152. Рубинштейн, C.JI. Основы общей психологии Текст. / C.JI. Рубинштейн. СПб: Питер Ком, 1999. - 720 с.

153. Садомова, Н.И. Развитие образного мышления студентов на начальном этапе обучения изобразительному искусству Текст. / Н.И. Садомова // Искусство и образование. 2008. - № 3 (53). - С. 68 — 71.

154. Сборник нормативных документов. Искусство Текст. / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006. - 63, 1.с.

155. Селевко, Г.К. Компетентности и их классификация Текст. / Г.К. Селевко // Народное образование. М., 2004. - № 4. - С. 138- 143.

156. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии Текст.: Учеб. пособие. М.: Народное образование., 1998. - 286 с.

157. Система профессионального образования в Российской Федерации. Национальный доклад. Национальная обсерватория профессионального образования / Под общ. ред. В.И. Байденко, В.Д. Шадрикова. М., 1998.

158. Скаткин, М.Н. Методология и методика педагогических исследований Текст.: В помощь начинающему исследователю / М.Н. Скаткин. -М.: Педагогика, 1986. 151 с.

159. Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики Текст. / М.Н. Скаткин. -М.: Педагогика, 1980. 168 с.

160. Скворцов, К.А. Методические основы формирования творческого мастерства учителя трудового обучения на синтезе декоративно-прикладного искусства и технического творчества Текст.: Дис. д-ра пед. наук: 13.00.02 /К.А. Скворцов. М., 1997. - 369 с.

161. Сластенин, В.А. Психология и педагогика Текст.: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /В.А. Сластенин, В.П. Каширин. М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 480 с.

162. Соколов, М.В. Формирование профессиональной направленности студентов художественно-графических факультетов на занятияхдекоративно-прикладным искусством Текст.: Дис. д-ра пед. наук: 13.00.02 / М.В. Соколов; Моск. пед. гос. ун-т. М., 2002. - 437 с.

163. Соколинский, В.М. О жанре и его видах в связи с проблемой формирования личности художника-педагога Текст. / В.М. Соколинский // Искусство и образование. 2009. - № 1 (57). - С. 46 -52.

164. Стасевич, В.Н. Учеба, творчество, искусство Текст.: Учебно-методические и теоретические аспекты опыта изобразительной деятельности / В.Н. Стасевич. Издание исправленное и дополненное. - Ростов н/Д: Изд-во Рост. пед. ун-та, 2003. - 124 с.

165. Столяренко, Л.Д. Основы психологии Текст.: / Л.Д. Столяренко. -Издание третье, перераб. и доп. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 1999. - 672 с.

166. Теплов, Б.М. Труды по психофизиологии индивидуальных различий Текст. / Б.М. Теплов; Рос. акад. наук. Ин-т психофизиологии. М.: Наука, 2004. - 440 с. - (Памятники психологической мысли)

167. Томиленко, М.И. Психолого-педагогический анализ проблемы развития художественно-образного восприятия в процессе подготовки учителей изобразительного искусства Текст. / М.И.

168. Томиленко // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. -Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2009. № 9 . - С. 78 - 84.

169. Томиленко, М.И. Три составляющие художественно-образного восприятия как целостное отражение произведения искусства Текст. / М.И. Томиленко // Объединенный научный журнал. М.: АНП, 2009. -№ 10. - С. 48-54.

170. Томиленко, М.И. Ценностно-смысловые аспекты проектирования содержания образовательного компонента «Изобразительное искусство» Текст. / М.И. Томиленко // Известия АМИ. Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2009. - № 3. - С. 14 - 19.

171. Трубникова, JI.A. От ремесла к творчеству Текст.: Учебное пособие / JI.A. Трубникова. - Ростов н/Д: РГПУ, 1997. - 70 с.

172. Основы профессионального мастерства: Специальность «Изобразительное искусство» Текст.: Учебно-методический комплекс / Сост. Е.А. Горячева. Ростов н/Д, 2009.

173. Унковский, A.A. Живопись: Вопросы колорита Текст.: Учеб. пособие для студ. худ.-граф. ф-тов пед. ин-тов / A.A. Унковский. — М.: Просвещение, 1980. 126 е.: ил.

174. Философский словарь Текст. / Под ред. И.Т. Фролова. 5-е изд. — М.: Политиздат, 1986. - 590 с.

175. Фишман, И.С. Формирование ключевых компетентностей учащихся начальной школы Текст. / Фишман И.С. Изд-во: ИД "Федоров", 2007- 128 с.

176. Фокина, JI.B. Орнамент Текст.: Учебное пособие. 3-е изд. перераб. и доп. / JI.B. Фокина. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 176 с. и цв. илл.

177. Харламова, Т.М. Профессиональные способности учителя ИЗО: структура, детерминанты, индивидуальные особенности проявления Текст.: Автореф. дис. канд. пед. наук / Т.М. Харламова. Пермь, 2003.

178. Хворостов, A.C. Декоративно-прикладное искусство в школе Текст. / A.C. Хворостов. М. Просвещение, 1988. - 176 е.: ил.

179. Хрестоматия по ощущению и восприятию Текст. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтера и М.Б. Михалевской. М.: Изд. Московского университета, 1975. - 400 с.

180. Хуторской, A.B. Педагогическая инноватика Текст.: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / A.B. Хуторской. М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 256 с.

181. Хуторской, A.B. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций Электронный ресурс. / A.B. Хуторской. -Интернет-журнал «Эйдос». 2005. - 12 декабря. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm.

182. Чернышев, О.В. Формальная композиция. Творческий практикум Текст. / О.В. Чернышев. -М.: Харвест, 1999. 312 е.: ил.

183. Чумарина, В.К. Развитие творческих способностей студентов ХГФ средствами декоративной композиции (художественная обработка метала, техника филиграни) Текст.: Диссертация канд. пед. наук. -М., 2007.

184. Шлеюк, С.Г. Художественный образ и композиция в дизайне мебели периода XVIII-начала XXI веков Текст.: Автореф. канд. искусствоведения: 17.00.06 / С.Г. Шлеюк; Всерос. научно-исслед. инт техн. эстетики. — М.:2005. — 22 с.

185. Шорохов, Е.В. Композиция Текст.: / Е.В. Шорохов. М.: Просвещение, 1986. - 207 е., ил.

186. Щербакова, Т.Н. Психологическая компетентность учителя: содержание, механизмы и условия развития Текст.: Монография / Т.Н. Щербакова. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 2005. - 320 с.

187. Эльконин, Б.Д. Понятие компетентности с позиций развивающего обучения // Современные подходы к компетентностно ориентированному образованию: Сб. науч. тр. Красноярск, 2002. -С.25-32.

188. Эрдниев, П.М. Системность знаний и укрупнение дидактической единицы Текст. / П.М. Эрдниев // Сов. Педагогика. 1975. - № 4. -С. 72 - 80.

189. Gibson, J.J. An Ecological approach to Visual Perception / J J. Gibson. -Boston: Science press, 1979. 238 p.

190. Gibson, JJ. The Perception of Visual World / J.J. Gibson. L-NY: Owen-Franclin, 1950.- 154 p.: ill.

191. Gregory, R.L. The Concept and Mechanism of Perception / R.L. Gregory. -NY: Pet Yangers, 1990. 148 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.