Концепт личности в христианской культурно-антропологической традиции как основание современной коммуникативной модели человека тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Бабич, Владимир Владимирович

  • Бабич, Владимир Владимирович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Томск
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 162
Бабич, Владимир Владимирович. Концепт личности в христианской культурно-антропологической традиции как основание современной коммуникативной модели человека: дис. кандидат наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Томск. 2013. 162 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Бабич, Владимир Владимирович

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ «ЛИЧНОСТЬ» В ХРИСТИАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ

§ 1. Методологические проблемы онтологического обоснования природы человека

§2. Антропологические представления античности и их рецепция в христианской философии

§3. Соотношение понятия «личность» (шгоашок;) с категориями: «сущность»

(ойаСа), «природа» (сртЗсид) и «энергия» (еуерувкх)

п.1 Особенности понимания категорий «сущность», «природа», «ипостась» и

«энергия» в восточно-христианском и западно-христианском дискурсе

п.2. Концепция перихоресиса (7гер1%(Ьрт1а1с;)

п.З. Онтологические предпосылки теории личности

§4. Апофатический метод формирования понятия личности

п.1. Основные положения апофатического метода

п.2. Понятие «воипостасное бытие»

п.2. От субстанции к личности

п.4. Антропологическая граница: природа и энергия

п.5. Необходимые предпосылки и основные следствия апофатического метода экспликации личности

ГЛАВА II. КОНЦЕПТ ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВАНИЕ ГЕНЕЗИСА ФОРМ

КУЛЬТУРНОГО ОПЫТА В ХРИСТИАНСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ

§1. Концепт личности и пространство коммуникации

п.1. Понятие «образа» и «подобия» в человеке

п.2. Концепция обожения как основание культурных практик

п.З. Самотождественность личности

п.4. Основные коммуникативные аспекты личности

§2. Экклезиологический аспект существования личности

п.1. Личность в пространстве соборности

п.2. Личность в сакраментальном топосе евхаристической общины

§3. Этико-аскетический аспект существования личности

п.1. Основные положения аскетического дискурса

2

п.2. Исихазм как архетип восточной аскетики

п.З. Система духовных упражнений Игнатия Лойолы как эталон западной аскетики

п.4. Личность: причина антропологической трансформации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованной литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Концепт личности в христианской культурно-антропологической традиции как основание современной коммуникативной модели человека»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования

В условиях построения новой модели онтологии человека, когда предельные основания человеческого бытия подлежат радикальному пересмотру, представляется актуальной проблема преодоления логических и методологических противоречий между элементами эссенциальной и неэссенциальной онтологии используемых при конструировании современной антропологической модели. Особую значимость для такого поиска приобретает задача формирования целостного методологического подхода к проблеме анализа религиозно-философского концепта личности1, его места в учении о сущем. Такой методологический подход должен учитывать основополагающие доктри-нальные положения античной философии человека, христианского онтологического и антропологического учения, опыт культуротворческой христианской традиции, историко-философский опыт и современные исследования в области философской антропологии. Настоящий методологический подход является необходимым в историко-философском анализе христианской онтологии. Этот подход может служить базисом для современного комплексного анализа феноменальных проявлений природы человека и её границ посредством процедуры экспликации онтологических критериев существования человека и мира, что способствует раскрытию персоналистической онтологии в контексте коммуникативного аспекта человеческого бытия.

По нашему мнению, именно в понятии «личность», сформированном в христианской философии, заключено необходимое и достаточное представление о природе человека, способное на новом этапе развития антропологи-

1 Мы обращаемся к концепту личности, исходя из признания за концептом основного смыслового элемента культуры в ментальном мире человека. Мы рассматриваем «концепт» как акт схватывания фундаментальных смыслов в единстве речевого высказывания. Так как «смысл» не существует без понимания, включающего в себя оценку субъекта (смыл всегда, кто-то эксплицирует, распознает, концептуализирует), то смысл подразумевает наличие воспринимающего сознания и его носителей (коммуникантов), в диалектическом процессе становления культуры.

ml-* "i

ческого дискурса обозначить абсолютную ценность человека, его свободы и способности к коммуникативной открытости в качестве современных культурных норм.

Итак, проблема, на решение которой направлено данное исследование, заключается в противоречии между утратой онтологического основания самотождественности человека в условиях деконструкции классического антропологического дискурса и потребностью в формировании антропологической модели, релевантной коммуникативной онтологии современной культуры.

Степень теоретической разработанности проблемы

Проблема определения понятия личности как методологического основания сложной коммуникативной конституции человека представлена в ряде философских и богословских работ, посвящённых частным аспектам проблемы существования человека. Значимой для данного исследования представляется классическая антропология, сформировавшаяся на базе античной и христианской традиции.

Проблема рецепции античных философских категорий в процессе концептуализации понятия личности христианской культурой исследована в работах H.H. Страхова, A.A. Спасского, В.В. Болотова, Г.В. Флоровского, В.Ф. Асмуса, А.Ф. Лосева, протопресвитера И.Ф. Мейендорфа, И.С. Кона, К. Вальверде.

Попытки описания христианской концепции личности с помощью апофа-тического метода представлена в исследованиях П. Адо, В.Н. Лосского, X. Яннараса, Д.Ю. Лескина. Для данных авторов характерно обращение к апофатическому методу познания, выраженному в восточно-христианской традиции (прежде всего в трудах Дионисия Ареопагита).

Философская рефлексия над проблемой личности в качестве основания бытия в христианской онтологии представлена работами H.A. Бердяева, А.Ф. Лосева, В.Н. Лосского, А. Нестерука, Э. Левинаса, X. Яннараса, И. Зизиуласа, архим. Софрония (Сахарова), митр. Каллиста Уэра.

Различные коммуникативные аспекты существования личности представлены в трудах М. Шелера, С.С. Хоружего, М. Бубера, Э. Мунье,

Ж. Маритена, З.И. Холодного, Е.В. Зайцева, А.Л. Анисина, А. Делл'Астра,

5

М.М. Бахтина, М. Фуко и др. В работах, посвященных коммуникативным аспектам существования личности, следует также отметить труды представителей русской религиозной философии A.C. Хомякова, B.C. Соловьева, С.Н. Булгакова, Л.П. Карсавина, С.Л. Франка.

Особое значение для цели нашей работы имеют монографии митр. И. Зизиуласа «Бытие как общение» и X. Яннараса «Личность и Эрос», в которых актуализируется проблема существования личности в её непосредственном отношении к бытию. Анализируя личность в рамках традиции христианской философии, авторы поднимают проблему личного бытия и безличного сущего, представляя личность в качестве предельного онтологического основания.

Большое значение для данной работы имеют труды С.С. Хоружего, развивающие дискурс синергийной антропологии, в которых автор даёт глубокий анализ человеческой конституции в её онтологической репрезентации. Главной идеей С.С Хоружего является утверждение конституции человека в качестве энергийного феномена, а также её онтологической «разомкнутости», что квалифицирует синергийную антропологию как неклассический дискурс о человеке. Истоки методологии синергийной антропологии лежат в осмыслении древней христианской практики исихазма и его онтологических критериев, что определило наше обращение к работам С.С. Хоружего.

Анализ степени разработанности проблемы диссертационного исследования позволяет сделать вывод о том, что в современном антропологическом дискурсе и религиозной философии накоплен значительный концептуально-теоретический потенциал, позволяющий разносторонне рассмотреть концепцию личности в контексте современных философских теорий. Базовым методологическим основанием предпринятого анализа является положение об укоренённости концепта личности в христианской духовной культуре. Отметим, что фундаментальные философские исследования проблемы онтологии личности как основания коммуникативной конституции человека, выполненные на базе теоретического синтеза классических категорий христианской антропологии и неклассической антропологии (например, синергийной или трансформативной антропологии), до сих пор практически отсутствуют.

Гипотезой данного исследования является положение о том, что концепт личности, выработанный в христианской культурно-антропологической

6

традиции, является необходимым условием создания интегральной коммуникативной антропологической модели, утверждающей фундаментальными предикатами человеческого существования самотождественность и диало-гичность.

Цель исследования

Цель настоящего исследования состоит в построении и обосновании фи-лософско-антропологической модели, в которой христианское понятие личности выступает как онтологическое основание коммуникативной конституции человека и, следовательно, как базовый конструктивный элемент культурно-антропологических дискурсов и практик.

Для решения поставленной цели формулируются следующие задачи:

1. Проследить рецепцию античных антропологических понятий в процессе концептуализации личности в философско-теоретическом дискурсе.

2. Выявить понимание личности, в котором представлены философские основания онтологического статуса человека, сформулированные в основных положениях христианской культурно-антропологической традиции.

3. Соотнести выявленную концепцию личности с тенденцией современной неклассической философской антропологии.

4. Сформулировать понятие личности как основания коммуникативной конституции человека, и обозначить на базе этого определения возможные исследовательские перспективы, связанные с осмыслением христианского понимания личности как культурно-антропологического, этического и социального модусов человеческого существования.

Объект исследования

Объектом исследования выступает христианская культурно-антропологическая традиция.

Предмет исследования

Предметом исследования является христианский культурно-антропологический концепт личности в перспективе его значения в качестве основания для разработки современной коммуникативной модели человека.

Методологическая основа исследования

Для решения поставленных задач использовались две методологические установки:

1. Дискурс христианской онтологии. Под дискурсом христианской онто-

7

логии понимается история христианской философской мысли, в процессе которой выработана совокупность онтологических категорий и логических концептов, представляющих собой обозначение общего понятийного континуума, фундирующего подход к анализу проблемной ситуации данного исследования. В диссертации используются основные концептуально-методологические элементы христианской онтологии, а именно: персонали-стичность, неэссенциальность и апофатичность. Персоналистичностъ утверждает причиной существования не отвлеченные идеи или сущности, включенные в структуру родов и видов, а личность. Неэссенциальность выражает установку христианской онтологии на отказ от примата сущности над существованием. Апофатичность, как онтологический принцип, выражает определенную онтологическую недетерминированность. В христианской онтологии реальность утрачивает тотальную эссенциалистскую детерминированность, ведущую роль приобретают характеристики открытости и свободы.

2. Синергийная антропология. Метод синергийной антропологии является новым методом, позволяющий использовать особые методологические средства и понятийный аппарат для описания антропопрактик. Данный метод мыслится как продолжение развития традиции русской религиозной философской мысли. Метод синергийной антропологии заимствуется из философской концепции С.С. Хоружего и представляет собой уникальную категориальную систему, основанную на анализе феномена восточно-христианской аскетической традиции. В дискурсе синергийной антропологии человек рассматривается в качестве энергийного образования, совокупности разнородных импульсов, актов и пред-актов (волевых направленностей). Поскольку синергийная антропология анализирует преимущественно духовную практику в контексте динамических элементов человеческой конституции, она еще не образует целостной антропологической модели, однако содержащийся в ней энергийный подход к человеку может быть использован при конструировании современной целостной антропологической модели. Многие из концептуальных элементов синергийной антропологии не зависят от конкретного контекста аскетической практики, содержат универсальный, общеантропологический философский смысл. Выявляя этот универсальный смысл, используя полученную систему категорий и понятий, мы получаем возможность работать в новой антропологической модели.

8

Характерной чертой синергийной антропологии является ее неэссенци-альность, в контексте которой онтология человека рассматривается с точки зрения примата энергии над сущностью. Доминирующей онтологической категорией утверждаются ипостасно организованные энергии, способные изменять предикативные характеристики сущего, что позволяет рассматривать коммуникативные способности человека с точки зрения онтологического размыкания, реализованного во взаимодействии с «Другим».

В настоящем исследовании коммуникация понимается как предельный опыт, выражающий границы горизонта сознания и существования человека, опыт, образующийся в результате диалогического процесса определяющего взаимодействие «Я» - «Другой».

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

1. Утверждается и демонстрируется методологическая значимость актуализации философской традиции античности и элементов христианской духовной культуры для концепта личности в качестве основания модели коммуникативной конституции человека, описанной в контексте дискурса синергийной антропологии.

2. Продемонстрирована методологическая продуктивность синтеза классического религиозно-философского антропологического концепта личности и элементов неклассической синергийной антропологии, которые позволяют создать логически непротиворечивую антропологическую модель, утверждающую фундаментальным предикатом человеческого бытия способность к «онтологическому размыканию» себя и безличного сущего.

3. Экспликация коммуникативного аспекта антропологической конституции в элементах христианской духовной культуры позволяет констатировать «онтологическую разомкнутость», человека в качестве универсального антропологического принципа.

4. Обосновывается эвристическая ценность категорий «личность», «сущность, «энергия» в качестве антропологических универсалий.

Положения, выносимые на защиту:

1. Теоретическая экспликация личности в коммуникативной конституции человека делает возможным создание логически непротиворечивой антропологической модели, сочетающей в себе элементы христианской духовной

9

культуры, классической (эссенциальной) онтологии и современного неклассического антропологического дискурса, утверждающего «онтологическое размыкание» человека и его неэссенциальную природу.

2. Демаркация категорий «личность», «сущность» и «энергия» в христианской философии позволяет представить всё сущее как воипостасированную реальность, тем самым расширяя коммуникативное пространство человека до масштабов космогенеза. В христианской духовной культуре такая коммуникация выражена в учениях о воипостасном бытии, перихоресисе и богочело-вечестве.

3. Обоснованная в исследовании антропологическая модель синтезирует наиболее значимые достижения христианского антропологического дискурса, философского персонализма и синергийной антропологии, и на этом основании может быть представлена как максимально релевантная с точки зрения личностно ориентированного подхода к бытию человека. Разработанная модель человека дает возможность на новом этапе развития культурологического дискурса теоретически обосновать такие взаимодополняющие социально-антропологические нормы как абсолютная ценность человека, его свобода и способность к коммуникативной открытости.

4. Антропологические универсалии: «личность», «сущность», «энергия» позволяют структурировать и систематизировать культурно-антропологический опыт до уровня единой целостной антропологической модели.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования определяется выявлением и актуализацией новых перспектив в осмыслении соотношения теологического и философского дискурса в качестве методологической основы анализа современных феноменов культуры и норм коммуникации. Результаты данной работы могут быть использованы при разработке специальных учебных курсов, ориентированных на решение актуальных проблем философской, культурологической, антропологической и социальной теории в контексте опыта духовной культуры.

Апробация исследования

Основные положения исследования получили апробацию в материалах

следующих семинаров и конференций:

10

1. На XVIII, XIX духовно-исторических чтениях в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, проходивших в г. Томске в мае 2008 и 2009 года.

2. На VIII всероссийском семинаре молодых ученых «Дефиниции культуры» в г. Томске в октябре 2008 года.

3. На IV международной научной конференции «Философские вопросы естественных, технических и гуманитарных наук» в г. Магнитогорске в апреле 2009 года.

4. На семинарах в рамках программы «Летнего богословского института», проводимых Библейско-богословским институтом св. ап. Андрея, посвященных диалогу богословия и науки, проходивших в г. Москве в августе 2009 и июне 2010 года.

5. На XIV всероссийской с международным участием конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование», проходившей в г. Томске в апреле 2010 года.

6. На I всероссийской научной конференции «Международные коммуникации и идеология миротворчества» в г. Тюмени в мае 2010 года.

7. В рамках семинаров философского факультета ТГУ по дисциплине религиоведение, проведённых автором в 2011 году.

Структура диссертации

Структура настоящего диссертационного исследования подчиняется логике поставленных задач. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 186 источника.

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ «ЛИЧНОСТЬ» В ХРИСТИАНСКОЙ

ФИЛОСОФИИ

§1. Методологические проблемы онтологического обоснования природы человека

Одной из традиционных задач философии как исследовательской деятельности является построение моделей мира и человека, эксплицирующих смысл и ценность существования человека в контексте его взаимодействия с природой и обществом. Проблема выявления природы, сущности человека, рассмотрения мира в человеческом видении является одной из главных проблем философской антропологии.

Человеческое бытие получает свое выражение в материальных феноменах, искусстве, социальной деятельности, которые формируют взаимодействие человека и общества, тем самым создавая общее пространство культуры. Существование человека в нормативной и духовной культуре, образует целостное измерение бытия в системе координат социокультурной «горизонтали» и религиозно-духовной «вертикали». Одной из целостных антропологических моделей является устойчивая модель человека, сконструированная в рамках христианской культуры. В границах этой модели было сформировано понятие «личность», ставшее основанием всей классической европейской антропологии.

Многие современные исследователи, занимающиеся антропологическими проблемами, сталкиваются с неопределенностью самого предмета антропологии, с разработкой темы укорененности человека в мировом бытии и проблемой адекватного раскрытия смысла существования человека и его ценности в культурном поле [23, 123,132, 154].

Попытки решения обозначенной проблемы осуществляются на основе анализа отдельных аспектов природы человека, что приводит к синтезу методов философской антропологии с методами естественнонаучных и гуманитарных дисциплин. Этот путь приводит к образованию спектра «региональных» антропологий (социальной, культурной, психологической, исторической, педагогической и др.), что требует методологического обоснования

разработки онтологического содержания природы человека. Современное

12

i 1 к

теоретическое осмысление поиска и определения предмета философской антропологии обнаруживает проблему потери человека. «Все яснее становится глубина антропологического кризиса, связанного с потерей идеи человека как высшей ценности, с одной стороны. С другой стороны, острее осознается необходимость поисков новых путей развития антропологического знания» [135. С. 3].

Методологическая продуктивность антропологического синтеза вряд ли достижима без обоснований философии человека - античной философии и христианской духовной культуры, определивших направление и содержание классической европейской антропологии. Построение современной модели человека в качестве непременного условия требует осуществления ретроспективного антропологического анализа.

Христианское понимание личности, выстроенное на базе воспринятого философского тезауруса античности, задает вектор западноевропейской антропологической традиции, утверждая, что личность имеет безусловное достоинство. Подобное утверждение до сих пор инерционно транслируется европейской культурой, несмотря на то, что сам человек как предмет философского анализа был потерян, а невозможность определить онтологическое основание человека привела к теоретической констатации смерти последнего. Тем самым утверждение безусловной ценности человека, его свободы и способности к нравственному самоопределению, декларативно провозглашаемое современной социокультурной парадигмой, требует своего переосмысления в контексте современных антропологических теорий.

Философия, анализируя новейшие явления социокультурного бытия, все чаще вынуждена говорить о «постчеловеке». При этом спектр обозначенных явлений постепенно расширяется: это виртуальные практики, генные технологии, тендерные трансформации, новые технологии репродукции, психоделические практики, эксперименты над телесностью и т.д. Специфической чертой этих феноменов является то, что они формируют новый образ человека, уходя все дальше от классических представлений о его природе. «Нельзя уже отрицать, что существо «Человек» испытывает сильные изменения, которые затрагивают самую его природу - и затрагивают так глубоко, что является необходимость в пересмотре и переосмыслении самого понятия «человеческой природы»» [175. С. 82].

В ситуации актуальности антропологической ревизии возникают вопросы, связанные с острой теоретической и практической необходимостью опираться на обоснованные критерии оценки культурных, онтологических, эпистемологических, коммуникативных, социальных, аксиологических, эсхатологических и иных аспектов существования человека. Поиск таких критериев требует комплексного подхода к пониманию сущности человека; задачей такого подхода является решение проблемы укоренённости человека в бытии, создания целостной, логически непротиворечивой антропологической модели.

Говоря о проблеме укорененности человека в бытии, следует отметить, что «новоевропейское мировоззрение в целом отнюдь не имело антропологической ориентации, хотя одним из его лейтмотивов было активное утверждение автономии и прав человека-индивида. То был скорее социальный, чем собственно антропологический мотив. Интегральное видение феномена Человека в его целокупности и полноте было почти утрачено; в философии прогрессировали антиантропологические тенденции, редуцирующие человека или разлагающие его на абстрактные метафизические категории» [175. С. 86].

Позже, в XIX-XX веках, представления о человеке как о целостной личности, самотождественном и самоценном субъекте подвергаются критике со стороны марксизма, психоанализа, структурализма и ряда других направлений гуманитарного знания, личность (субъект) начинает пониматься исключительно как продукт социальных процессов и как их выражение. Такой подход привёл к возникновению антропологической модели, которая описывала человека как децентрализованную систему социальных связей (К. Маркс), где коммуникация или совокупность набора формализованных структур (К. Леви-Стросс) выступает первичным конституирующим основанием человека. В парадигме неклассической философии целостность субъекта также разрушается процессуальным противостоянием «Оно» и «Сверх-я» (3. Фрейд), заимствованных представлений о структуре человека из дискурса классического фрейдизма.

Философия второй половины XX в. утверждает радикальную децентрализацию и деперсонализацию индивидуально «Я». Данное положение было обозначено М. Фуко в качестве концепта «смерти субъекта», включающего в

себя сумму когнитивных стратегий, направленных на критическое пере-

14

осмысление представлений о субъекте, принятых в классической философии. В общем виде положение о «смерти субъекта» утверждает лишение субъекта его статуса в качестве лица, наделенного самоидентичностыо, фундированной личностной автономией.

Анализ развития антропологических представлений европейской философии в XX веке показывает, что в ней явственно зреет сознание исторической необходимости реорганизации своего проблемного поля, изменения иерархии ценностей в ее теоретических интересах [132].

Современность демонстрирует принципиально новый спектр антропологической проблематики. Впервые в истории становится технологически осуществима трансформация самого себя, собственной природы и конституции (генная инженерия, трансплантология, компьютерные технологии, кибернетика). «На этом рубеже возникает необходимость поставить заново едва ли не все базовые вопросы антропологии: о существовании «природы» и возможности «определения» человека, о личности, об идентичности индивидуальной и видовой, о ценностных и этических основаниях человеческого существования и last but not least, о критериях выбора и оценки трансформативных стратегий, пределах допустимости трансформаций» [175. С. 87].

Новой становящейся антропологической реальности не может адекватно отвечать известная классическая парадигма конституции человека, имеющая в своем основании фундаментальные концепты субъекта, субстанции и сущности человека. Назревает потребность формирования новой парадигмы, основанной на синтезе классической и неклассической онтологии, способном более полно описать и критически исследовать современную антропологическую реальность.

XX век и современность обнаружили неполноту представлений об онтологии человека в классическом европейском рационализме, что послужило причиной к разработке новых антропологических моделей, в которых «природа человека» выступает не как законченная конструкция, но как открытый топос, существующий в мыслимой сложности космо-антропогенеза. Назревшая потребность изменения отношения человека к своей собственной природе, а значит, обретение нового взгляда на соотношение природного, социального и культурного элементов своего бытия, стало стимулом к поиску новых

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Бабич, Владимир Владимирович, 2013 год

Список нспользованной литературы

1. Аваиесов С.С. Личность как синергийная конституция // Философские науки. - 2008.- № 2. - С. 32-46.

2. Аванесов С.С. Проблема и тайна // Вестник ТГУ. Философия. Социология. Политология. - 2010. - № 2 (10). - С. 7-11.

3. Аванесов С.С. Статус тела в христианском антропологическом дискурсе // Парадигма: Философско-культурологический альманах / отв. ред. М.С. Уваров. - СПб: Изд-тво СПбГУ, 2011. - № 17. - С. 73-83.

4. Августин Блаженный, свт. Исповедь. - М.: ACT, 2003. - 400 с.

5. Августин Блаженный, свт. О книге Бытия, буквально. // URL: http:// www.ccel.org/contrib/ru/Augustine/title.htm (Дата обращения 12.10.2011).

6. Аверинцев С.С. Бахтин, смех, христианская культура / М.М. Бахтин: pro et contra. Т. 1. - СПб., 2002. - С. 468-484.

7. Агапов О.Д. Понимание смысла интерпретации в контексте концепций духовных практик // Учёные записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. Т. 153. - 2011. - № 1. - С. 7-14.

8. Адо П. Духовные упражнения и античная философия: пер. с фр. - М.: Степной ветер, 2005. - 448 с.

9. Амфилохий (Радович), митр. Встреча Божественного и человеческого существования: пер. с серб. С. Луганской // Альфа и Омега. - 2001. - № 2 (28). - С. 265-273.

10. Амфилохий (Радович), митр. Человек - носитель вечной жизни: пер. с серб. С. Луганской. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2005. - 304 с.

11. Анисин А.Л. Истоки и судьба идеи соборности в России. - Тюмень: Тюменский юридический институт МВД РФ, 2005. - 133 с.

12. Анисин А.Л. Соборность: феномен понятие и принцип // Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - № 33. - С. 8-11.

13. Аристотель. Метафизика // Сочинения в 4 т. - М.: Мысль, 1975. - Т. 1. -552 с.

14. Аристотель. Метафизика. Переводы. Комментарии. Толкования: сост. и подготовка текста С.И. Ефремова. - СПб.: Алетейя, 2002. - 823 с.

15. Армстронг А.Х. Истоки христианского богословия. Введение в античную философию: пер. с англ. В.А.Самойлова. - СПб.: Изд-тво Олега Абышко, 2006. - 256 с.

16. Асмус В.Ф. Античная философия. - М.: Высшая школа, 2005. - 408 с.

17. Асмус В.Ф. Диалектика необходимости и свободы в философии Гегеля // Вопросы философии. - 1995. - №1. - С. 52-69.

18. Афанасьев H.H. Народ святой // Православная мысль. Париж, 1948. - № 6. -С. 5-17.

19. Бабич В.В. Концепт богочеловечества в философии B.C. Соловьева как рецепция христианской догматической доктрины // Вестник ТГУ. - 2010. - № 336. - С. 32-34.

20. Бабич В.В. Понятие соборности в русской религиозной философии // Вестник 1ГУ. - 2009. - № 324. - С. 63-66.

21. Бабич В.В. Современные проблемы биоэтики в контексте христианского учения о личности // Проблемы этики: Философско-этический альманах. Вып. II. - М.: МАКС Пресс, 2009. - С. 109-118.

22. Бахтин М.М. К философии поступка. Работы 1920-х годов. - Киев: Next, 1994.-С. 9-69.

23. Бакшутов В.К. Философская антропология: Смена парадигм. - Екатеринбург: Внешторгполиграфия-ХХ1, 1998. - 24 с.

24. Бердяев H.A. О назначении человека. - М.: Республика, 1993. - 383 с.

25. Бердяев H.A. О назначении человека. О рабстве и свободе человека. - М.: ACT, 2006. - 657 с.

26. Бердяев H.A. Проблема человека (к построению христианской антропологии). - Париж: Путь, 1936. - №50. - С. 3-26.

27. Бибихин В.В. Мир. - Томск: Водолей, 1995. - 144 с.

28. Бибихин В.В. Энергия. - М: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2010. -488 с.

29. Благова Т.И. Соборность как философская категория у A.C. Хомякова // Славянофильство и современность. - СПб.: Наука, 1994. - С. 177-191.

30. Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. В 4 т. - М.: Алина-Москва, 1994.. т. 4.-600 с.

31. Больнов О.Ф. Философия экзистенциализма: Философия существования / науч. ред. A.C. Колесников, В.П. Сальников. - СПб.: Лань, 1999. - 222 с.

32. Борисов В.Н О смысле категории «усия» в философии Аристотеля // URL: http:/^osof.historic.ra^oks/item/ffl0/s00/z0000199, (Дата обращения 25.02.2011).

33. Боэций А. Утешение философией и другие трактаты. - М.: Наука, 1990. - 414 с.

34. Брейкин О.В. Философия поступка М. Бахтина и проблема Абсолюта // Бах-тинология. - СПб., 1995. - С. 217-224.

35. Брюшвайлер С. Тайна и измерение личности: Очерк христианской антропологии //Альфа и Омега. - 2004. - №1 (39). - С. 155-169.

36. Брянчанинов И. В помощь кающемуся. - М.: Издание православного братства во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, 2005. -31 с.

37. Брянчанинов И. Слово о человеке. Полное собрание сочинений в 8 т. -М.: Паломник, 2006. - Т. 1. - С. 533-594.

38. Бубер М. Я и Ты. - М.: Высшая школа, 1993. - 173 с.

39. Булгаков С. Евхаристия. - М.: Русский путь: Париж: YMCA-Press, 2005. - 208 с.

40. Вальверде К. Философская антропология. - М.: Христианская Россия, 2000. -416 с.

41. Василий Великий, св. Письмо 181. К Евстафию, первому врачу. URL: http://www.lib.eparhia-aratov.ru/books/03v/vasily/vasily 1/187.html (дата обращения 8.10.2011).

42. Василий Великий, св. Письмо Григорию брату о различии сущности и ипостаси //URL: http://www.pagez.ru/lsn/0083.php (дата обращения 8.10.2011).

43. Василюк Ф.Е. Переживание и молитва (Опыт общепсихологического исследования). - М.: Смысл, 2005. - 191 с.

44. Ващева И.Ю. Античные категории в мировосприятии первого церковного историка. Древнее Средиземноморье: религия, общество, культура: сборник статей / под ред. О.П. Смирновой, A.JI. Смышляева. - М.: ИВИ РАН, 2005. - С. 230-254.

45. Вдовина И.С. Ключевые понятия философии Э. Левинаса // Эмманюэль Левинас. Избранное: Трудная свобода. - М.: РОССПЭН, 2004. - С.733 -744.

46. Вениамин (Новик), игумен. О православном миропонимании (онтологический аспект) // Вопросы философии. - 1993. - № 4. - С. 135-149.

47. Виндельбанд В. История древней философии. - Киев: Тандем, 1995. - 358 с.

48. Витгенштейн Л. Избранные работы: пер. с нем. и англ. В. Руднева. - М.: Территория будущего, 2005. - 440 с.

49. Воронов JT. Догматическое богословие // URL: http: //klikovo .ru/db/book/msg/4651 (дата обращения 7.10.2011).

50. Гаврилина Л.М. Русская культура: Проблемы, феномены, историческая типология: учебное пособие. - Калининград: Калининградский ун-т, 1999. - 98 с.

51. Гайденко. П.П. Субстанция. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Преде, научно-ред. совета B.C. Степин. //URL: http://iph.ras.ru/elib/2864.html (дата обращения 10.10.2011).

52. Горбунова Л.И. Философские идеи общения в антропологическом материализме Л. Фейербаха // Вестник Мурманского государственного технического университета. - Т.Н. - 2008. - № 4. - С. 590-594.

53. Григорий Богослов, свт. Слово 29. О Богословии третье о Боге Сыне первое // URL: http://www.orthlib.ru/Gregory_Nazianzen/theolog03.html. (дата обращения 9.10.2011).

54. Григорий Богослов, свт. Слово св. Григория Назианзина, произнесенное в присутствии ста пятидесяти епископов собора. Деяния Вселенских Соборов. В 3 т. - Спб.: Воскресение, 1996. Т. 1. - С. 101-116 с.

55. Григорий Нисский, свт. Большое огласительное слово. Мистическое богословие Восточной Церкви. - М.: ACT, 2001. - С. 307-380.

56. Григорий Палама, свт. Об исхождении Святого Духа. - Краснодар: Текст, 2006. - 192 с.

57. Григорий Палама, свт. Сто пятьдесят глав. - Краснодар: Текст, 2006. -224 с.

58. Гутнер Г.Г. Христианское понимание личности и современная философия сознания. Личность в церкви и обществе // Материалы Международной научно-богословской конференции. - М.: Свято-Филаретовская московская высшая православно-христианская школа, 2003. - С. 152-164.

59. Гутнер Г.Б. Личность и коммуникативная рациональность //Личность. Культура. Общество. - 2008. Том X. Вып. 3-4 (42-43). - С. 226-232.

60. Давыденков О. Догматическое богословие. - М.: ПСТГУ, 2006. - 435 с.

61. Давыденков О. Концепции «сложная ипостась» и «сложная природа» в контексте христологических споров VI в. // Вестник ПСТГУ: Богословие, философия. - 2009. - №25. - С. 7-24.

62. Давыденков О. Воипостасная сущность в богословии Иоанна Грамматика // Вестник ПСТГУ: Богословие. Философия. - 2008. - № 22. - С. 7-13.

63. Давыдова Г.И., Семенов И.Н. Эволюция «Образа Я». Личность в рефлективном диалоге//Мир психологии. - 2009. - № 4. - С. 149-159.

64. Делль A.A. Соборность, личность и преображение против коммунальное™, индивидуализма и революции - пример и свидетельство русской религиозной философии в мире тоталитаризма // Личность в церкви и обществе. Материалы Международной научно-богословской конференции. - М.: Свято-Филаретовская московская высшая православно-христианская школа, 2003. -С. 105-119.

65. Дионисий Ареопагит, евмч. О божественных именах. Мистическое богословие Восточной Церкви. - М.: ACT, 2001. - С. 381-588.

66. Дорофеев Д.Ю. мистическая антропология личности. Антропология и другие формы понимания человека. // URL: http://anthropology.rchgi.spb.ru (дата обращения 16.07.2012).

67. Дорошин B.C. Взаимосвязь онтологии и антропологии в познании личности // Известия Российского государенного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - №110.- С. 113-120.

68. Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. - М.: Мартис, 1996. - 220 с.

69. Зайцев Е.В. Реальное различение божественной сущности и энергии как основная предпосылка в учении В.Н. Лосского о теозисе // Богословский Вестник. - 1999. -№ 2. - С. 47-62.

70. Зайцев Е.В. Учение В. Лосского о теозисе. - М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2007. - 296 с.

71. Зарин С.М. Понятие «страстей», их влияние на человека, разделение и происхождение страстей // URL: http://azbyka.ru/dictionary/01/zarin_pravoslavnaya_asketika_23-all.shtml_^aTa обращения 15.10.2011).

72. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2 т. - Ростов-на/Д.: Феникс, 2004. - Т. 2. - 554 с.

73. Зизиулас И. Бытие как общение: Очерки о личности и церкви. - М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2006. - 280 с.

74. Золотарев A.B. Смысл уголовного наказания в свете христианского вероучения // Юрист - Правовед. - 2007. - № 3. - С. 111-116.

75. Иоанн Дамаскин, преп. Творения. Источник знания: пер. с древнегреч. и комм. Д.Е. Афиногенова, A.A. Бронзова. - М.: Индрик, 2002. - 416 с.

76. Иоанн Дамаскин, преп. Точное изложение православной веры. - М.: Приазовский край, 1992. - 466 с.

77. Иоанн Дамаскин, преп. Три защитительных слова против порицающих святые иконы и изображения: пер. с греч. Репринтное издание. - М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра: РФМ, 1993. - 168 с.

78. Иоанн Лествичник, преп. Лествица. - СПб.: Печатный двор, 1996. - 252 с.

79. Иоанн Павел II, бл. Энциклика «Евангелие Жизни» (Evangelium Vitaq) // URL: http://www.catholic.uz/holy_material.html7icH475 (Дата обращения 11.10.2011).

80. Кабрин В.И. Ментальная структура и динамика коммуникативного мира личности: методология, методы, эмпирические исследования. - Томск: Изд-во Томского государственного университета, 2002. - 115 с.

81. Камю А. Человек бунтующий. Собрание сочинений в 5 т. - Харьков: Фолио, 1998.-Т 3.-360 с.

82. Карпицкий H.H. Присутствие и трансцендентальное предчувствие. - Томск: Изд-во Томского государственного университета, 2003. - 192 с.

83. Карсавин Л.П. Малые сочинения. - СПб: Алетейя, 1994. - 532 с.

84. Карсавин Л.П. Церковь, личность и государство // Человек. - 2005. - № 3. - С. 103-120.

85. Киселев Г.С. По образу и подобию // Вопросы философии. - 2008. - № 1. - С. 3-18.

86. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. - М.: Политиздат, 1984.- 335 с.

87. Кунцлер М. Литургия Церкви // URL: http://www.catholic.uz/tl_files/library/books/liturgiya_2/page01 .htm (дата обращения 12.10.2011).

88. Кураев А. Традиция. Догмат. Обряд. Апологетические очерки. - М.: Клин: Изд-во Братства Святителя Тихона, 1995. - 106 с.

89. Кучинский Г.М. М.М. Бахтин и феноменологический метод исследования личности //Методология и история психологии. Т.2. - 2007. - № 1. - С. 151-163.

90. Кушнаренко С.П. Онтология личности по учению Максима Исповедника и философская герменевтика Г. Гадемера // Вестник Томского государственного университета. - 2009. - № 324. - С. 84-92.

91. Кырлежев А.И. Благодать. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН. - М.: Мысль, 2001. - Т. 4. - 340 с.

92. Левинас Э. Избранное. Тотальность и бесконечное. - М.: Университетская книга, 2000.-416 с.

93. Левинас Э: Избранное: Трудная свобода. - М.: РОССПЭН, 2004. - 752 с.

94. Лескин Д.Ю. Апофатизм Дионисия Ареопагита и византийская теория образа как идейные источники онтологической теории имени // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. - 2009. - № 1. - С. 155-163.

95. ЛойолаИ. Духовные упражнения // URL: http://krotov.info/library/i/loyola/Loyolal.html (Дата обращения 11.10.2011).

96. Лойола И. Духовные упражнения//Символ. - 1991. - № 26. - С. 15-121.

97. Лосев А.Ф. Августин: pro et contra. - СПб.: РХГИ, 2002. - С. 822-853.

98. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. В 2 т. - М.: Искусство, 1994. - Т. 1. - 604 с.

99. Лосев А.Ф. История античной эстетики. - М.: ACT, 2000. - 624 с.

100. Лосев А.Ф. Дерзание духа. - М.: Политиздат, 1988. - 366 с.

101. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. - М.: ЧеРо, 1998.- 192 с.

102. Лосский В.Н. Боговидение. - М.: ACT, 2003. - 759 с.

103. Лосский В.Н. Кафолическое сознание (антропологическое приложение догмата церкви) // Журнал Московской Патриархии. - 1969. - № 10. - С. 74-80.

104. Лосский В.Н. Богословское понятие человеческой личности. - М.: ACT, 2003. - 656 с.

105. Лосский В.Н. Искупление и обожение. - Минск.: Белорусский Экзархат, 2007. - 495 с.

106. Лях К.В., Третьяков О.В. Диалог как способ бытия личности в философии М.М. Бахтина // Современные гуманитарные исследования. - 2008. - № 1. - С. 111-111.

107. Майоров Г.Г. Роль Софии-Мудрости в истории происхождения философии // Логос. - 1991.-№2.-С. 139-151.

108. Макинтайр А. После добродетели: Исследование теории морали: пер. с англ. В.В. Целищева. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.-384 с.

109. Максим Исповедник, преп. Главы о богословии и о домостроительстве воплощения Сына Божия // URL: http://www.hesychasm.ru/library/max/maximus_teo.htm (Дата обращения 11.10.2011).

110. Маритен Ж. Избранное. Величие и нищета метафизики. - М.: РОССПЭН, 2004. - 608 с.

111. Марьон Ж.-Л. Перекрестья видимого. - М.: Прогресс-Традиция, 2010. - 176 с.

112. Мейендорф И.Ф. Жизнь и труды святителя Григория Паламы: введение и изучение. - СПб.: Византинороссика, 1997. - 479 с.

113. Мейендорф И.Ф. Введение в святоотеческое богословие / пер. с англ. Л. Во-лохонская. - СПб.: Светослов, 1997 // URL: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/12m/meendorf/theologyl/theology 1 .pdf (дата обращения 15.10.2011.).

114. Михайлов П.Б. Святоотеческая герменевтика таинства евхаристии // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: Богословие. Философия. - 2008. - № 24. - С. 40-51.

115. Мунье Э. Персонализм. Французская философия и эстетика XX века. -М.: Гуманитарная литература, 1995. - 216 с.

116. Мусхелишвили Н.Л. К проблеме сопоставления умного делания и системы «духовных упражнений Игнатия Лойолы» // Синергия. Проблемы аскетики и мистики Православия: научый сборник / под ред. С.С Хоружего. - М.: Ди-Дик, 1995.-С. 230-249.

117. Неллас П. Образ Божий: пер. с англ. Н.Б. Ларионовой // Человек. - 2000. - № 4.-С. 71-86.

118. Неретина С.С. Аврелий Августин: исповедь как философствование. - СПб.: РХГИ, 2002. - С. 757-799.

119. Неретина С.С. Верующий разум: к истории средневековой философии. - Архангельск: Изд-во Поморского педуниверситета, 1995. - 95 с.

120. Нестерук А. Логос и космос. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2006. - 443 с.

121. Новейший философский словарь. - Минск.: Книжный Дом, 2003. - 1280 с.

122. Новиков Д.В. Христианское учение о человеке // Человек. - 2001. - № 1. -С. 119-127.

123. Обухов B.JI., Зобов P.A., Сугакова Л.И., Ситников В.Л. Основы человековедения: Человек как микрокосм. - СПб.: Химиздат, 2001. - 212 с.

124. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви 2000 года // URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/141422.html (Дата обращения 11.10.2011).

125. Панайотис К. X. Преподобный Максим Исповедник о бесконечности человека // URL: http://www.hesychasm.ru/library/max/pan_m.htm (Дата обращения 11.10.2011).

126. Паскаль Б. Мысли / Пер. с фр. О.М. Хомы. - M.: REFL-book, 1994. - 528 с.

127. Петров В.В. «О трудностях» XLI Максима Исповедника: основные понятия, источники, истолкования. Космос и Душа. Учение о вселенной и человеке в Античности и в Средние века (исследования и переводы) : общ. ред. П.П. Гайденко, В.В. Петрова. - М.: Прогресс-Традиция, 2005. - 271 с.

128. Платон. Парменид. Сочинения. В 4 т. - М.: Мысль, 1993. - Т 2. - С. 346-412.

129. Платон. Теэтет. Сочинения. В 4 т. - Спб.: Изд-во СПбГУ, 2007. - Т. 2. -С. 229-328.

130. Платон. Федон. Сочинения. В 4 т. - Спб.: Изд-во СПбГУ, 2007. - Т. 2. - С.11-96.

131. Понцо А. «Другость» у Бахтина, Бланшо и Левинаса // Бахтинология. - СПб., 1995. - С. 60-78.

132. Ревич И.М. Человечность как философско-антропологическая проблема. -Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2001. - 138 с.

133. Рильке P.M. Великая ночь. Избранные стихотворения. - М.: Эксмо, 2006. -336 с.

134. Рождественская И.С. Понятие «Сверхъестественного экзистенциала» Карла Ранера в контексте проблемы соотношения природы и благодати // Религиоведение. - 2011.-№ 2. - С. 84-93.

135. Рудзит И. А. Феномен самосознания человека в динамике культуры. Автореферат диссертации. - СПб.: Изд-во ЛГУ им. A.C. Пушкина, 2006. - 21 с.

136. Русская философия: Словарь. - М.: Республика, 1995. - 655 с.

137. Сахаров С. О личностном начале в бытии Божественном и бытии человеческом // Человек. - 1993. - № 6. - С. 98-112.

158

138. Соловьев B.C. Смысл любви. // Сочинения. В. 2 т. - М.: Мысль, 1988. - Т. 2. -С. 493-547.

139. Соловьев B.C. // Сочинения. В 2 т. - М.: Мысль, 1988. - Т. 2. - 822 с.

140. Соловьев B.C. Чтения о богочеловечестве. - М.: Правда, 1989. - 174 с.

141. Спасский A.A. История догматический движений в эпоху вселенских соборов (в связи с философскими учениями того времени). - Сергиев Посад, 1914. -648 с.

142. Страхов H.H. Философские очерки. - Киев, 1906. - 412 с.

143. Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. - СПб.: Центр Петербургского Востоковедения, 1994. - 368 с.

144. Тертуллиан, свящ. Апология: пер. Н. Щеглова и еп. Василия (Богдашевско-го). В 3 т. - Киев, 1910. - Т. 1. - 204 с.

145. Тертуллиан, свящ. О душе: пер., вступ. ст. и комм. А. Ю. Братухина.; науч. ред. В. С. Дуров. - СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2004. - 256 с.

146. Тертуллиан, свящ. Против Гермогена или против вечности материи. В 4 т. -СПб.: Типография военно-учебных заведений, 1850. - Т. 4. - 126 с.

147. Тертуллиан, свящ. Против Праксея. В 4 т. - СПб.: Типография военно-учебных заведений, 1850. - Т. 4. - 198 с.

148. Тихонова Е.П. Диалог как универсальный способ развития культуры и всеобщая форма понимания личности // Вестник Томского государственного университета. - 2009. - № 327. - С. 69-73.

149. Торчинов Е.А. Религии мира: Опыт запредельного: Психотехника и трансперсональные состояния. - СПб.: Центр Петербургского Востоковедения, 1998.

- 384 с.

150. Уильяме Р. Богословие личности: анализ мысли Христоса Яннараса// Соборность. Сборник избранных статей из журнала Содружество SOBORNOST. -М.: Библейско-Богословский Институт св. апостола Андрея, 1998. - С. 170-188.

151. Уэр К. Внутреннее царство // URL: http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/osnovy/kallist_vnutrennee_tsarstvo_09-all.shtml (дата обращения 16.10.2011).

152. Уэр К. Святая Троица - парадигма человеческой личности // Альфа и Омега.

- 2002.-№ 2 (32).-С.110-123.

153. Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики. Начертание христианского нравоучения. - М.: Благовест, 2001. - 368 с.

159

154. Федоров Ю.М. Сумма антропологии: Антропологическая историософия. -Новосибирск: Издательство СО РАН, филиал «Гео», 2000. - 714 с.

155. Флоренский П.А. Имена. - М.: Фолио: ACT, 2000. - 411 с.

156. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. - М.: Правда, 1990. - 490 с.

157. Флоровский Г. Восточные отцы церкви. - М.: ACT, 2003. - 633 с.

158. Фомина З.В. Человеческая духовность: бытие и ценности. - Саратов: СГУ, 1997.-250 с.

159. Франк C.J1. Духовные основы общества. - М.: Республика, 1992. - 511 с.

160. Хаффнер П. Тайна таинств. - М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2007. - 244 с.

161. Холодный З.И. A.C. Хомяков и современность: Зарождение и перспективы соборной феноменологии. - М.: Академический проект, 2004. - 528 с.

162. Хомяков A.C. Полн. собр. соч. в 8 т. - М.: 1911. - Т. 1. - 404 с.

163. Хомяков A.C. Сочинения в 2 т. - М.: Философский фонд Медиум, 1995. - Т. 2. - 478 с.

164. Хоружий С.С. Конституция личности и идентичности в перспективе опыта древних и современных практик себя // Вопросы философии. - 2007. - №1. - С. 75-85.

165. Хоружий С.С. «Братья Карамазовы» в призме исихастской антропологии. Достоевский в мировой культуре. - М.: Изд-во С.Т. Корнеева, 2009. - С. 13-56 .

166. Хоружий С.С. Аналитический словарь исихастской антропологии. Синергия. Проблемы аскетики и мистики Православия / под ред. С.С Хоружего. - М.: Ди-Дик, 1995.-С. 42-150.

167. Хоружий С.С. К феноменологии аскезы. - М.: Изд-во гуманитарной литературы, 1998.-352 с.

168. Хоружий С.С. Православная аскеза - ключ к новому видению человека // URL: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/21h/horuzhy/ascetic/49.html (Дата обращения 11.10.2011).

169. Хоружий С.С. Практики себя - духовные упражнения - духовные практики // URL: http://www.antropolog.ru/doc/projects/antropseminar_2/Choruji (дата обращения 15.06.2011).

170. Хоружий С.С. Проблема личности в православии: мистика исихазма и метафизика всеединства // Философская и социологическая мысль. - 1992. - № 8. -С. 117-128.

171. Хоружий С.С. Философский процесс в России как встреча философии и православия // Вопросы философии. - 1991. - № 5. - С.26-57.

172. Хоружий С.С. Человек и его три дальних удела. Новая антропология на базе древнего опыта // Вопросы философии. - 2003. - № 1. - С. 38-62.

173. Хоружий С.С. Человек: сущее, трояко размыкающее себя // Человек. - 2006. -№2.-С. 31-56.

174. Хоружий С.С. Православно-аскетическая антропология и кризис современного человека // Учение Церкви о человеке: Материалы богословской конференции Русской Православной Церкви. - М.: Синодальная Богословская Комиссия, 2002. - С. 160-173.

175. Хоружий С.С. Проблема постчеловека, или трансформативная антропология глазами синергийной антропологии // Философские науки. - 2008. - № 2. - С. 82-100.

176. Цветков И. Триипостасность как антропологическая парадигма (проблема конфессионального типа). Православное учение о человеке. Избранные статьи. - М.: Клин, 2004. - С. 330-339.

177. Чурсанов С.А. Богословское понятие (prösopon) личности в структуре методологической парадигмы православной психологии и педагогики // Вестник ПСТГУ. Педагогика. Психология. - 2006. - № 2. - С. 63-80.

178. Чурсанов С.А. Богословское понимание личности как методологическая основа современной православной антропологии // Развитие личности. - 2006. -№ 3.- С. 115-138.

179. Чурсанов С.А. Понятие лица (prösopon) как основа православной богословской терминологической системы. XV Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2005.-Т. 1.-С. 92-103.

180. Шабалин И.В. Гносеологический потенциал понятия греха // Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - № 42. - С. 26-30.

181. ШелерМ. Ресентимент в структуре моралей: пер. с нем. А.Н. Малинкина. -М.: Наука: Университетская книга, 1999. - 231 с.

182. Шичалин Ю.А. История античного платонизма в институциональном аспекте. - М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2000. - 447 с.

183.Шмалий В. Проблематика пола в свете христианской антропологии (Быт

1:27). Учение Церкви о человеке. - М., 2002. - С. 281-320.

161

184. Шустов А.Г. Раскрытие понятия личности в восточнохристианском богословии. Концепции человеческой личности в богословии и религиозном сознании Нового и Новейшего времени. - М.: ИВИ РАН, 2008. - С. 11-23.

185. Яннарас X. Вера Церкви: Введение в православное богословие: пер. с ново-греч. Г.В. Вдовиной. - М.: Центр по изучению религий, 1992. - 232 с.

186. Яннарас X. Избранное: Личность и Эрос. - М.: РОССПЭН, 2005. - 480 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.