Сущностная характеристика человека в онтологии культуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Мозговая, Татьяна Ивановна

  • Мозговая, Татьяна Ивановна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2008, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 196
Мозговая, Татьяна Ивановна. Сущностная характеристика человека в онтологии культуры: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Ростов-на-Дону. 2008. 196 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Мозговая, Татьяна Ивановна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. КУЛЬТУРА КАК СУЩНОСТНАЯ

СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОНТОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ

1.1 Культура в философском и культурологическом дискурсе

1.2 Культурология - научный взгляд на культуру и онтологические основания культуры

ГЛАВА 2. АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

ОНТОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ

2.1 Человек как культурная онтологическая проблема

2.2 Экзистенциальный ракурс антропологической проблематики как сущностный аспект онтологии культуры

2.3 Феномен личности как сущностной характеристики человека в онтологии культуры

ГЛАВА 3. ТРАНСФОРМАЦИЯ СУЩНОСТНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЧЕЛОВЕКА В ОНТОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ

3.1 Проблема отчуждения личности как проблема антропологической трансформации в онтологии культуры (в трактовке западной философии)

3.2 Трансформация сущностной характеристики человека в ориентальных философских концепциях

3.3 Сущностные антропологические перемены в онтологии культуры

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Сущностная характеристика человека в онтологии культуры»

Актуальность темы исследования. Актуальность предложенной темы исходит из современного состояния культуры, рассматриваемой как сущностная составляющая онтологии культуры, ее бытийствующих предельных оснований. Культура в философском и культурологическом дискурсе претерпевает определенную трансформацию. Данные изменения наиболее ярко отражаются в антропологической составляющей онтологии культуры. Человек становится не просто некой мировоззренческой проблемой, а в первую очередь онтологической проблемой, имманентной онтологии культуры. Сущностным аспектом онтологии культуры является экзистенциальный ракурс антропологической проблематики. Феномен человека при этом становится сущностной-антропологической характеристикой в онтологии культуры.

Также в рамках онтологии культуры с необходимостью следует говорить о трансформации сущностной характеристики человека, представленной сквозь призму проблемы отчуждения личности в трактовке западной и восточной философии. Данный подход позволяет более четко выделить сущностные антропологические перемены в онтологии культуры.

Таким образом, вопрос самоопределения человека есть вопрос о его сущности, сущностной характеристике. Что же формирует человека, что делает его бытие осмысленным, ценностно и духовно наполненным?

В философии культуры, культурологии и философской антропологии данный вопрос перерастает в проблему соотношения человека и культуры. Культура является тем пространством, которое одновременно человек создает и сам формируется посредством культурного влияния.

Онтология культуры и есть то условие, без которого человека нет и быть не может. Именно здесь рождается человек; складываются основные его характеристики, из которых наука и, стремится выявить сущностную характеристику, определяющую антропологическую основу культуры.

При этом культурология, как научный взгляд на культуру, призвана рассматривать онтологические основания культуры в их, сопряжении с насущностными проблемами человека.

Таким образом, сам человек становится культурной онтологической проблемой, где наиболее интересным является экзистенциальный ракурс антропологической проблематики как сущностный аспект онтологии культуры в целом. Только в рамках онтологии культуры возможно формирование феномена личности как сущностной характеристики человека.

Динамичность антропологической составляющей онтологии культуры также требует глубокого изучения трансформации сущностной характеристики человека, где особую роль играет проблема отчуждения личности, как на востоке, так и на западе, что и отражает современная западная и ориентальная философия.

Рассмотрение сущностных антропологических переменных в онтологии культуры есть фундаментальная задача современного гуманитарного знания.

Объектом исследования является человек в онтологии культуры.

Предмет исследования. Сущностная характеристика человека в сфере онтологии культуры.

Исходная гипотеза исследования. Предполагается необходимость выделения онтологической сущностной характеристики человека в культуре, анализ их взаимоотношений И' взаимопроникновений.

Степень научной разработанности проблемы.

Весь библиографический материал по искомой проблематике следует подразделить на три основные группы:

1. Философскиеикультурологическиеисточники, рассматривающие сущность культуры, ее научный дискурс:

Из множества работ по проблеме культуры следует выделить исследования А. Кребера и К. Клакхона (понятийный анализ культуры), классические концепции культуры И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля, трактовку культуры в «философии жизни» А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, А. Бергсона, иррациональные теории экзистенциалистов, концепцию социально-экономического кризиса К. Маркса, аксиологический подход к культуре неокантианцев: марбургская школа (П. Наторп, Г. Коген, Э. Кассирер), баденская школа (Г. Риккерт, В. Виндельбанд), школа неогегельянцев (Г. Грин, Дж. Ройс, Ф. Брэдли, Дж. Мак-Таггарт, Б. Кроче, Г. Глокнер Д. Джентиле, И.А. Ильин).

Также следует отметить труды позитивистов (О. Конта, Э. Литтре, П. Лаффита, Дж. Милля, Г. Спенсера), предложивших проблемы социальной динамики, исторической типологии культуры, институционального деления культуры и др.

Типология культуры представлена работами О. Шпенглера, А. Тойнби, Н. Данилевского, П. Сорокина, К. Ясперса. Своеобразный анализ культуры встречается в психоанализе 3. Фрейда, аналитической психологии К. Юнга. Постмодернистские концепции Р. Паннвица, Ч. Дженкса рассматривают культуру с точки зрения глобальных международных изменений.

Нельзя не отметить принципиальное значение идей и традиций Э. Гуссерля, М. Фуко, Дерриды, Ж.-Ф.Лиотара, Ж. Лакана, П. Рикёра, Ж. Делёза и др.

В отечественной философии культуры следует выделить труды М. Бахтина, А. Лосева, H.H. Трубникова, Э.В. Ильенкова, Г.С.Батищева, М. К. Мамардашвили, Ю.М. Лотмана, А.В.Михайлова, Ю.А. Жданова, Е.Я. Режабека, В.Е. Давидовича, Ю.Н. Солонина, Г.В. Драча и др.

2. Философские источники, рассматривающие онтологические основания культуры, т.е. саму онтологию культуры:

Онтология культуры выходит из классической философской онтологии античных натурфилософов (Эмпидокла, Демокрита, Анаксимандра, Анаксагора), Платона, Аристотеля,, новоевропейских мыслителей Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница, И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля. Новая линия в развитии онтологии связана с проблемой культуры, представлена концепциями «философии жизни» А. Шопенгауэра, Ф. Ницше; Г. Зиммеля, В. Дильтея.

Онтология культуры также выражена ярко в работах О. Шпенглера^ Н. Данилевского, А. Тойнби, П.Сорокина.

Также интересной, на наш взгляд,, является «критическая; онтология» Н. Гартмана. С религиозной точки зрения- онтологию культуры анализирует П. Тиллих. С феноменологической точки зрения онтологию культуры рассматривает Э. Гуссерль, с эстетической - Т. Адорно. Особый экзистенциальный ракурс онтологии культуры представлен; работами экзистенциалистов С. Кьеркегора, М; Хайдеггера, Г. Марселя, Ж.П. Сартра. Символические аспекты онтологии культуры выделяет Э. Кассирер.

Из российских философов проблематикой онтологии: культуры занимались П. А.Флоренский, М.М. Бахтин, B.C. Библер, М. Бубер, Ю.М. Лотман, М. К. Мамардашвили, А.Я. Гуревич, Л.М. Баткин, Н.К. Бонецкая, Е.А. Богатырева, М.С. Уваров, Ф.И. Гиренка, Д.В. Белобородов, Г.И. Петрова^ Н.С. Розов, А.И;

Субетто, В.И. Моисеев, Н.Ю. Колодий, H.A. Суворова и др.

3. Философские и философско-антропологические источники, рассматривающие проблему сущностной характеристики человека, проблему личности, проблему отчуждения:

Поиском сущностной характеристики человека занимались античные философы Сократ, Протагор, Платон, Аристотель, средневековые богословы-мыслители Бл. Августин, Ф. Аквинский, философы периода классической немецкой философии И. Кант (антропологические вопросы), Г. В.Ф. Гегель, материалисты Л. Фейербах, Ф. Энгельс, К. Маркс, представители «философии жизни», экзистенциалисты, представители философской^ антропологии М. Шелер, А. Гелен, Э. Хэйвлок, К. Келли, X. Плеснер, Д. Хант, Дж. Гуди и др.

В восточной философии можно выделить работы следующих авторов: Фэн Юланя, Нисида Китаро, Сарвепалли Радхакришнана, Мухаммада Икбала, Османа Амина, Шри Ауробиндо, Мухаммада Маяна Шарифа и др.

Проблемой отчуждения в философии занимались Т. Гоббс, Ж. Руссо (в теории общественного договора), Г.В.Ф. Гегель (Entäußerung - овнешнение), Дюргейм (концепция аномии), К. Маркс (учение об общественно-экономических формациях), О. Шпенглер (противопоставление культуры и цивилизации), М. Вебер (обезличивание человека), Г. Зиммель (теория рациональной одномерности), экзистенциалисты (проблемы технократизации общества): К. Ясперс (техническое отчуждение), Ж.-П. Сартр (синхроническое и диахроническое отчуждение), М. Хайдеггер (теория обезличенного мира - Man). Проблемой отчуждения также занимались неофрейдисты Э. Фромм, К. Хорни, Г.С. Салливан (концепция межличностных отношений и социально-психологических явлений). Г. Маркузе интерпретирует проблему отчуждения через концепцию «одномерного человека», X. Аренд рассматривает отчуждение в соотношении с частной собственностью.

Цель исследования. Основной целью диссертации является анализ сущностной характеристики человека в культуре, рассмотрение имманентных онтологических связей человека и культуры.

Эта цель предполагает решение ряда конкретных задач:

1. Рассмотреть культуру как сущностную составляющую онтологии, сформулировать основные положения исследования культуры в философском и культурологическом дискурсе.

2. Провести анализ культурологии, формирующей научный взгляд на культуру и онтологические основания культуры.

3. Выделить и описать антропологическую составляющую онтологии культуры, представить феномен человека как культурную онтологическую проблему, проанализировать экзистенциальный ракурс антропологической проблематики как сущностный аспект онтологии культуры.

4. Доказать, что феномен личности является сущностной характеристикой человека в онтологии культуры, проследить трансформацию сущностной характеристики человека посредством изменения типов культурного бытия.

5. Рассмотреть проблему отчуждения личности в онтологии культуры (в трактовке западной философии), описать особенности трактовки личности в ориентальных философских концепциях.

6. Выявить сущностные антропологические перемены в онтологии культуры.

Теоретико-методологическая база исследований.

Основной метод исследования - диалектический, дополняемый историко-сравнительным методом. Также в основу^ исследования положен принцип единства исторического и логического, формы и содержания, диалектики общего, особенного и единичного, исторической обусловленности сущностной характеристики человека в культурном поле бытия.

В диссертационной работе применяется компаративный подход в процессе сравнительного анализа философских, культурологический, антропологических концепций.

Феноменологический метод используется в исследовании для выявления и описания смыслов антропологической проблематики и онтологии культуры.

Исследование осуществлено на основе изучения обширной философской, антропологической, социологической, психологической, культурологической литературы по проблемам человека в бытии культуры.

Научная новизна исследования:

В отличие от результатов, имеющихся в существующей литературе:

1. Рассматривается понятие онтологии культуры, как актуальной значимости сущностных характеристик человека, являющейся системообразующим фактором становления онтологии человека, неотъемлемым условием его существования.

2. Аргументируется положение о том, что проблема поиска сущностной антропологической характеристики есть вопрос о структуре бытия культуры и онтологии самого человека.

3. В философском, антропологическом и культурологическом ракурсе в сопряжении рассматриваются сущностная характеристика человека и онтология культуры. В этом соотношении формулируются сущностные критерии онтологического статуса человека.

4. Определяется, что в онтологии культуры как философии существования культуры центральным структурным элементом является человек, его онтология. Сущностью онтологии человека становится процесс формирования личности посредством культуротворчества. При рассмотрении личности как сущностной характеристики человека учитывается базовый фактор ее формирования - онтология культуры.

5. Предполагается, что связующим моментом сущностной характеристики человека и онтологии культуры является «экзистенция» в ее классическом понимании (в западноевропейском экзистенциализме).

6. Выделяются сущностные антропологические переменные в онтологии культуры, под которыми понимаются варианты изменения личности посредством влияния социокультурных процессов и онтологии культуры в целом.

На защиту выносятся следующие положения, являющиеся результатами проведенного исследования:

1. Культура в онтологическом аспекте приобретает форму культурного поля бытия. Под культурным полем бытия понимается модель объяснения бытия, как результата человеческой деятельности, имеющего особое влияние на формирование сущностной характеристики человека, его онтологии в целом.

2. К основным составляющим онтологии культуры относятся: а) культура как всеобщий аспект существования всех феноменов, попадающих в круг антропологической экзистенции; б) человек как творческая сила формирования культурного поля бытия и как продукт данного бытия. Человек является не только центральным объектом постижения культуры, но и абсолютным условием' функционирования онтологии культуры и культурного поля бытия.

3. Под сущностной характеристикой человека в онтологии культуры понимается базовая личностная характеристика человека, формирующаяся под влиянием бытия культуры, зависящая от нее в полной мере и содержащая в себе механизм обратной связи.

Под механизмом обратной связи понимается непрерывное воздействие культурного бытия на человека, его характеристики, а также встречное воздействие человека на социокультурные процессы и объекты. Онтология культуры есть онтология человека, онтология человека есть онтология культуры.

4. Экзистенция как связующий момент сущностной характеристики человека и онтологии культуры определяется как «свобода» формирования личности посредством влияния культурных феноменов.

Личность выступает целостным единством рефлексии и самосознания, совокупностью устойчивых культурно- и социально-значимых черт, характеризующих человека и формирующих онтологию культуры. Проблема отчуждения личности в онтологии культуры есть проблема устранения основного условия* формирования личности (как сущностной характеристики человека) - свободы, и, одновременно, разрушение онтологии культуры.

5. Человек в онтологии культуры обретает дуальную природу: как волевое творческое начало и как результат воздействия культуры. В совокупности двойственность разрешается в личности.

6. К сущностным антропологическим переменным в онтологии культуры относятся ценностные мотивационные изменения, а также изменения в целеполагании культурного развития, онтологии культуры и онтологии человека. Ценностные мотивационные изменения побуждают личность к формированию новых мировоззренческих установок, созданию идеальных моделей культурного развития, всего культурного поля бытия. Изменения в целеполагании культурного развития показывают новые возможности и способы существования культуры и человека.

Теоретическая значимость исследования. Результаты проведенного исследования позволяет расширить проблему выявления сущностной характеристики человека в культурном онтологическом поле: выдвигается культурно-философское понятие личности как сущностной характеристики человека в онтологии культуры, формулируются основные положения, в тесном сопряжении рассматриваются феномены личности и самой онтологии культуры, формулируются возможные тенденции их изменения.

Практическая значимость исследования выражается в том, что результаты работы могут играть определенную научную роль в философских и антропологических исследованиях, а также в философии культуры и культурной антропологии. Также выводы работы могут быть использованы при рассмотрении проблемы формирования гармоничной личности посредством влияния элементов онтологии культуры. Отдельные положения результатов исследования могут быть интегрированы в лекционные курсы по философии, философии культуры и антропологии.

Апробация результатов исследования.

Основные положения диссертационного исследования были апробированы в процессе чтения лекций и проведении практических занятий по философии, философии Востока и культурологии в Ростовской академии сервиса Южно-Российского государственно университета экономики и сервиса, а также на научных семинарах кафедры «Социально-гуманитарные дисциплины» Ростовской академии сервиса ЮРГУЭС, СевероКавказского научного центра высшей школы Южного Федерального университета. Также результаты работы апробировались на региональных и российских научных конференциях, на Первом Российском культурологическом конгрессе, на Третьем Российском философском конгрессе «Рационализм и культура на пороге 3-го тысячелетия».

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих В параграфов, заключения и списка литературы из 288 наименований, из них 78 источников на иностранном языке.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Мозговая, Татьяна Ивановна

Вывод: структурах образа жизни и культуры, а также о том, как эти изменения выражаются в антропологических константах культур. В процессе рассмотрения внимание фокусируется вокруг основного обсуждаемого понятия антропологической константы культуры. Изложение культурно-антропологической перспективы можно уподобить конструированию культурной метареальности.

Человек один из видов животного царства с высокоразвитым мозгом, сложной социальной организацией и трудовой деятельностью, формирующими сознание и делающими малозаметными биологические первоосновы организма. Способ культуротворчества и самоосуществления человека определяется через отношение к антропологической границе: в ареале виртуальной реальности антропологическое и культурное бытие может становиться недооформленным, неполным; в сущностной характеристике человека как личности идентичность цельного сознания не является исключенной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Необходимо наметить дальнейшую перспективу исследования сущностной характеристики человека в онтологии культуры.

Онтология культуры является культурным полем бытия, определяет качество и специфику онтологии человека.

В этой связи, возникает обширная задача или скорей круг задач:

- необходимо увидеть и проанализировать специфические отличительные черты человека в онтологии культуры. Исходной определяющей чертой служит тип антропологической постоянной, обеспечивающий выход на антропологическую границу. Это необходимо для положительной трансформации человека как творца тела культуры, языка диалогии между различными культурными типами.

- для стратегий бессознательного, именно бессознательное и определяет антропологический тип: оно - также источник исторического культуротворчества.

- только онтология культуры ориентирована к горизонту антропологического бытия, т.е. к онтологии человека, является культурной и онтологической границей.

- в духовных стратегиях происходит антропологическая и культурная самоидентификация и формируется культурная латентность.

Что до других особенностей выявления сущностной характеристики человека в культурном поле бытия, то следует отметить глубокую связь, которая существует между процессом формирования личности и качественными характеристиками данного культурного онтологического поля.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Мозговая, Татьяна Ивановна, 2008 год

1. Аверинцев С.С., Давыдов Ю.Н., Турбин В.Н. и др. М.М. Бахтин как философ: Сб. статей / Российская академия наук, Институт философии. М.: Наука, 1992.

2. Агасси Д. Наука в движении// Структура и развитие науки. М.,1978.

3. Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах. М., 1974.

4. Андреев А.Н. Культурология. Личность и культура. Минск, 1998.

5. Антология исследования культуры. СПб., Т.1, 1997.

6. Арсеньев A.C. Философские основания понимания личности. М., Академа, 2001.

7. Афанасьев Ю.Н. Понятие цивилизации во французской историографии. М. 1983.

8. Бакунин М.А. Философия, социология, политика. М., 1989.

9. Барт Р. S/Z / Пер. с фр. Т.К. Косикова, В.П. Мурат; общ. ред. и ст. Г.К. Косикова. М.: РИК "Культура": Ad Marginem, 1994.-302с.

10. Барт Р. Мифология. // Барт Р. Избранные работы. М. 1994.

11. П.Бауман 3. Философия и постмодернистская социология //

12. Вопросы философии. 1993 - №3.

13. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Художественная литература, 1979. - 412 с.

14. Белинский В.Г. Человек, люди. //Жемчужины мысли. Минск. 1991.

15. Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика. 1994.

16. Бердяев И.А. Истоки и смысл русского коммунизма. Париж, 1955.

17. Бердяев Н. Опыт эсхатологической метафизики. М, 2003.

18. П.Бердяев H.A. Дух и сила // Вестник РХД. Т. 155. Париж-М., 1989.

19. Бердяев H.A. О назначении человека. М., 1993.

20. Бердяев H.A. О рабстве и свободе человека. М., 2005.

21. Бердяев H.A. О русской философии. Свердловск, 1991.

22. Бердяев H.A. Самопознание. Д., 1991.

23. Бердяев H.A. Смысл истории. М., 1990. С. 93.

24. Бердяев H.A. Собр. соч. Т. 3. Париж, 1989.

25. Бердяев H.A. Философия неравенства // Русское зарубежье. Л., 1991.

26. Бердяев H.A. Философия свободного духа. Париж, 1926. Т. 1.

27. Бердяев H.A. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. Париж, 1952.

28. Бердяев Н. Философия свободного духа М., 1994.

29. Берлянд И.Е. Игра как феномен сознания. Кемерово, 1992.

30. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. - М.: Политиздат, 1990.

31. Булгаков С.Н. Свет невечерний. М. Изд-во «Республика». 1994.

32. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М., 1990.

33. Вайнштейн О. Леопарды в храме: Деконструктивизм и культурная традиция // Вопросы литературы. 1989. - №12.

34. Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. М. 1991.

35. Велып В. Постмодернизм: Генеалогия и значение одного спорного понятия// Путь. 1992. №1.

36. Виндельбанд В. Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия. М., 1910.

37. Виндельбанд В. Философия культуры и трансцендентальный

38. Виндельбанд. От Канта до Ницше. 1998.

39. Выготский Л.С. Игра и её роль в психологическом развитии ребенка //Вопросы психологии. 1966, №6.

40. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. М., 1994.

41. Гадамер Г. Истина и метод. М.: Наука. 1988.

42. Гайденко П. Экзистенциализм и проблема культуры, М., 1963.

43. Гегель Г.В.Ф. Философия истории // Гегель Г.В.Ф. Соч. в Нт.Т.8. М.-Л.: Политиздат, 1955.

44. Гёльдерлин. Гиперион.//Гёлдерлин Ф. Сочинения.- М., 1969.

45. Гердер Г.И. Идеи к философии истории человечества. М. 1976.

46. Глобальные вопросы. Электронный журнал ЮСИА, том 2, № 3, июнь 2005.

47. Грамши А., Избранные произведения, т. 3, М., 1959.

48. Грязнов М.П. Классификация, тип, культура. В кн.: Теоретические основы советской археологии. М. 1969

49. Губин В., Некрасова Е. Философская антропология. М.: ПЕР СЭ; Университетская книга, 2000. 240 с.

50. Гулыга П.С. Философское постижение человека. / Человек.

51. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти ибессмертии. М. Издательство политической литературы. 1991. с.6.

52. Гумилев Этносфера. История людей и история природы. М. 1993.

53. Гуревич П.С. Игра / Культурология. XX век. Словарь. СПб., 1997.;

54. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология // Гуссерль Э. Философия как строгая наука. -Новочеркасск: Сагуна, 1994. .

55. Данилевский Н.Я Россия и Европа. М., 1991.

56. Делез Ж. Различение и повторение. Спб., 1998. 358 с.

57. Деррида; Эссе об имени; 1998.

58. Дильтей В. Введение в науки о духе. // Зарубежная эстетика итеория литературы ХЗХ-ХХ века. Трактаты, статьи, эссе. М., 1987.

59. Дильтей В. Описательная психология. М., 1924. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах// Новые идеи в философии. № 1. СПб., 1912.

60. Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах// Новые идеи в философии. № 1. СПб., 1912. С. 77-79

61. Дюргейм Э. О разделении общественного труда. Методсоциологии. М., 1990.

62. ДюргеймЭ. Самоубийство. СПб., 1912.

63. Дюргейм Э. Социология и теория познания// Новые идеи всоциологии. СПб., 1914.

64. Жемчужины мысли. Минск. 1991. С. 23.

65. Зинченко А.И., Шмаков А.Г. К вопросу о классификации мотивационных факторов трудовой деятельности и профессионального выбора. Вестник МГУ сер. 14, 4/1987.

66. Зуев С.Э. Гуманитарные исследования и культурная политика. М., 1994.идеализм. //Сб.ст. Культурология. XX век. Антология. М.:Юрист.1995.

67. Ильин В.Н. Религия революции и гибель культуры, Париж 1987.

68. Ильин И.П. Постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм. М.: Интрада, 1996. 235 с.

69. Иовчук М.Т., Коган Л.Н. Советская социалистическая культура: исторический опыт и современные проблемы. М., 1979.

70. Ионин Л. Социология культуры. М., 1996.

71. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1966.

72. История и культурология. М., 1999.

73. История современной зарубежной философии: Компаративистский подход. СПб.: Лань, 1997.

74. Каган М.С. Системное рассмотрение основных способов группировки. В кн.: Философские и социологические исследования. Л.: ЛГУ. 1977.

75. Какабадзе. Проблема отчуждения человека. Статьи, Тбилиси, 1972.

76. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М., 1990.

77. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде. М.: Политиздат, 1990.

78. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения; 1999.

79. Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане; Сочинения; т. 8; 1994.81 .Кант И. Основоположения метафизики нравов; Сочинения; т. 4; 1994.

80. Кант И. Что значит ориентироваться в мышлении?; Сочинения; т. 8; 1994.

81. Кант И., Соч., т. 4, ч. 2, М., 1965.

82. Кант; Основоположения метафизики нравов; Сочинения; 1994; т. 3.

83. Карсавин Л.П. Восток, Запад и русская идея // Русская идея. М.: Республика, 1992.

84. Кассирер Э. Альберт Швейцер-критик современной морали XIX века//Культурология. XX век. Антология. М.: Юрист, 1995.

85. Кассирер Э. Лекции по философии и культуре. // Сб.: Культурология. XX век. Антология. М. 1995.

86. Кассирер Э. Опыт о человеке: введение в философию человеческой культуры //Проблема человека в западной философии: Переводы / Сост. и послесл. П.С. Гуревича; Общ. ред. Ю.Н. Попова. М.: Прогресс, 1988.

87. Квинси Райт Q.Wright A Study of War, Chicago, 1941.

88. Коллингвуд P. Идея истории. Автобиография. М., 1980.

89. Кондрашин И.И. Истины бытия в зерцале сознания. Системный подход к диалектике менталитета. МЗ-ПРЕСС. Москва. 2001.

90. Конт О. Дух позитивной философии./ Антология мировой философии. В 4-х т. Т.З. М., 1971. с. 550.

91. Копалов В.И., Коновалова Н.П. Проблема взаимовлияния мировоззренческих систем Запада и Востока // Политика как фактор ускорения. Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1988.

92. Краткий словарь когнитивных терминов. Сост. Е.С. Кубрякова, В.З. Демьянков, Ю.Г. Панкрац, Л.Г. Лузина. М., 1997.

93. Культурология. XX век. Антология. М., 1995.

94. Кун Т. Структура, научных революций. М., 1977.

95. Курицын В. О сладчайших мифах //Знамя. 1995. - №4. - С. 191199; Курицын В. Постмодернизм: Новая первобытная культура // Новый мир. - 1992. - №2. - С.225-231.

96. Лагунова В.Н. Игры преследования и введение в теорию игр. Тверь, 1993.

97. Левинас Э. Философское определение идеи культуры. // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. Под ред. Леонтьева В.М. М. Издательство «Прогресс». 1990.

98. Леви-Стросс Структурная антропология. М., 1985.

99. Леонгард К. Акцентуированные личности. Ростов-на-Дону, 1998.

100. Леонов Л.М. Жемчужины мысли. Минск. 1991. С.21.

101. Лиотар Ж.-Ф. Ситуация постмодерна . Спб.: Алетейя, 1998. -159с.

102. Локк Дж. Избранные философские произведения, В 4-х тт. Т. 1,М., 1960.

103. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.

104. Лотман Ю. Статьи по типологии культуры. Тарту. 1970.

105. Лотман Ю., Успенский Б. О семиотическом механизме культуры.-В кн.: Труды по знаковым системам. Тарту, 1971. т.5.

106. Макиавелли Н. Государь. М. 1984. С.

107. Малявин В.В. Чжуан-цзы. М., 1985.

108. Мамардашвили M.K. Как я понимаю философию. М.:1. Прогресс. 1990.

109. Мамардашвили М.К. Сознание и цивилизация. «Природа», 1988, № 11.

110. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. Спб.: Алетейя, 2000. 346 с.

111. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука (логикометодологический анализ М.: "Мысль". 1983.

112. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука (логико-методологический анализ М.: "Мысль". 1983.

113. Марков Б.В. Человек и глобализация мира. // Отчуждение человека в перспективе глобализации мира. Сб. статей. Выпуск I /Под ред. Маркова Б.В., Солонина Ю.Н., Парцвания В.В. Издательство «Петрополис», Санкт-Петербург, 2001.

114. Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, 1956.

115. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 издание, т. 3. М. 1983.

116. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов.// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 46. Ч. 1.

117. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. М. 1988.

118. Марсель Г. К трагической мудрости и за ее пределы //

119. Проблема человека в западной философии. М., 1988.

120. Материалы Девятой Всероссийской научной конференции РАН от 26 27 мая 2003г. «Философия Восточноазиатскогорегиона и современная цивилизация». Издательство «Институт Дальнего Востока РАН». 2003.

121. Межу ев В.М. Культура и история. М., 1977.

122. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 1982. с.7.

123. Менегетти А. Онтопсихология: наука о субъективности. Перевод: Славянская ассоциация онтопсихологии, 1997.

124. Меркулов И.П. Когнитивная наука // Новая философскаяэнциклопедия в четырех томах. Т.2. М., 2001. С.264).

125. Методология и методы исследования культуры. Сб. научных трудов. Ленинград: ЛГУ. 1984.

126. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.

127. Миркин Б.Г. Анализ качественных признаков и структур. М.: Статистика. 1980. С. 45-46.

128. Миркин Б.Г. Анализ качественных признаков и структур. М., 1980.

129. Морфология культуры: Структура и динамика. М., 1994.

130. Несмелов В.И. Наука о человеке. Т. 1-2. Казань, 1905-1906.

131. Нисида Китаро: буддистско-конфуцианско-западный синкретизм // История современной зарубежной философии: Компаративистский подход. СПб.: Лань, 1997.

132. Новое в синергетике. Загадки мира неравновесных структур. М.: Наука. 1996.

133. Онтопсихология: наука о субъективности Мир Психологии.http://psychology.net.ru Онтопсихология: наука о субъективности А.1. Менегетти.

134. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию М., 1994.

135. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Вопросы философии.1989. № 3-4.

136. Ортега-и-Гассет X. Новые симптомы // Проблема человека взападной философии. М., 1988.

137. Панарин A.C. Иное. Хрестоматия нового российского самосознания.// Панарин А. С. К реконструкции "Второго мира". Цивилизация против истории.

138. Пархоменко И.Т., Радугин A.A. Культурология в вопросах и ответах.- М.:Центр, 2001.

139. Плеханов В.Г К вопросу о роли личности в истории. М. 1976. С.22.

140. Режабек Е. Я. Становление мифологического сознания и егокогнитивности. Вопросы философии. 2002. № 1.

141. Ремизов А.М. Взвихренная Русь. М., 1990.

142. Розанов В.В. Религия и культура. М., 1990.

143. Розов М.А. Знание и механизмы социальной занятости. В кн.: На пути к теории научного знания. М. 1984. С. 178-197.

144. Сапронов П.А. Культурология. Курс лекций по теории и истории культуры. СПб., 1998.

145. Сартр Жан-Поль Экзистенциализм это гуманизм// Сумеркибогов М., 1989.

146. Соколов Э.В. Культура и личность. Л., 1972.

147. Соловьев B.C. Сочинения в 2-х тт. Т. I. М. 2003.

148. Соловьев B.C. Сочинения в 2-х тт. Т. II. М., 1988.

149. Соловьев Э. Проблема философии истории в поздних работах1. Канта; 1978.

150. Соловьев Э. Ю., Экзистенциализм, "Вопросы философии",1966, № 12; 1967, № 1;

151. Сорокин П. О концепциях основоположников цивилизационных теорий. В кн.: Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия. Под ред. Ерасова Б.С. М.: Аспект Пресс. 2001. С.39.

152. Становление цивилизационного подхода в исторических исследованиях). Ростов-на-Дону: РГУ. 1993.

153. Столович JI.H., Искусство и игра / Эстетика. М., 1987.

154. Тарнас Р. История западного мышления: Пер. с анг. Т.А. Азаровича. М.: Изд. Дом "Крон-Пресс", 1995. - 444 с.

155. Тейяр де Шарден. Феномен человека. М., 1965.

156. Типология и классификация в социологических исследованиях. М. 1982.

157. Типология и классификация в социологических исследованиях. Под ред. В.Г. Андреенкова. М., 1982.

158. Типология и классификация в социологических исследованиях. Под ред. В.Г. Андреенкова. М., 1982.

159. Тойнби А. Постижение истории. М. 1991.

160. Токарев С.А. Венская школа этнографии // Вестник истории мировой культуры. 1958. № 3.

161. Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М., 1978.

162. Трубецкой E.H. Смысл жизни. Берлин, 1922.

163. Трубецкой С.Н. Собр. соч. Т. IL М., 1908.

164. Философское наследие народов Востока и современность. -М.: Наука, 1983.

165. Финк Э. Основные феномены человеческого бытия./Шроблема человека в западной философии: Переводы / Сост. и послесл. П.С. Гуревича; Общ. ред. Ю.Н. Попова. М.: Прогресс, 1988.

166. Флоренский П.А. Собрания сочинений. Т. I. Париж, 1985.

167. Фоллмер Г. Мезокосмос и объективное познание. (Опроблемах, которые решены эволюционной теорией познания)//

168. Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. 1994. № 6. С. 48.

169. Франк C.JI. Духовные основы общества // Русское зарубежье. Л., 1991.

170. Франк С.Л. Реальность и человек. Париж, 1956.

171. Франк С.Л. Свет во тьме. Париж, 1939 С. 123.

172. Франк С.Л. Сочинения. М., 1990.

173. Фрейд 3. «Я» и «Оно». Труды разных лет. Перевод с немецкого. В 2-х книгих. Кн. 1. Тбилиси: Мерани. 1991. С. 194.

174. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии // Ницше Ф., Фрейд 3.,

175. Фромм Э., Камю А., Сартр Ж.П. Сумерки богов. М., 1989.

176. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии // Ницше Ф., Фрейд 3., Фромм Э., Камю А., Сартр Ж.П. Сумерки богов. М., 1989. С.95.

177. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.

178. Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук / Пер. с фр. В.П. Визгина. М. 2004.

179. Фуко М. Что такое автор? // Лабиринт. 1991. - №3. - С. 29-43.

180. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997.

181. Хайдеггер М. Время картины мира. Поворот. // Новая технологическая волна на Западе. М., 1986.

182. Хайдеггер М. Европейский нигилизм; Письмо о гуманизме //

183. Проблема человека в Западной философии. М., 1988.

184. Хайдеггер М. Кант и проблема метафизики. М., 1997.

185. Хайдеггер М. Что такое метафизика?; Вопрос о технике;

186. Наука и осмысление; Время картины мира; Поворот // Новаятехнократическая волна на Западе. М., 1986.

187. Хайдеггер Мартин. Письмо о гуманизме//Время и бытие.1. М.,1993.

188. Халипов В. Постмодернизм в системе мировой культуры // Иностранная литература. 1994. №11.

189. Хейзинга Й. Homo Ludens; Статья по истории культуры, М., 1997.

190. Хейзинга И. В тени завтрашнего дня. Homo Iudens. M., 1992.

191. Хомяков A.C. Собрание сочинений. T. I. М., 1912.

192. Хоружий С.С. Род или недород? Заметки к онтологии виртуальности // Вопросы философии, 1997, №6.

193. Шапинский В.А., Шапинская Е.М. Постановка и разработка культурной маргинальное™ теоретиками постмодернизма // Постмодернизм и культура: Сб. статей / АН СССР. М.: Наука, 1991.

194. Шварц Т. От Шопенгауэра к Хейдеггеру, пер. с нем., М.,1964.

195. Шел ер М. Положение человека в космосе// Проблемачеловека в западной философии: Переводы / Сост. и послесл.

196. П.С. Гуревича; Общ. ред. Ю.Н. Попова. М.: Прогресс, 1988.

197. Шер Я.А. Типологический метод в археологии и статистика. -В кн.: Доклады и сообщения археологов СССР на 7 Международном конгрессе доисториков и протоисториков. М. 1966.

198. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969.

199. Ширшов И. Динамика культуры. Минск, 1980.

200. Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск, 1993. Т.1. С. 255.

201. Э. Левинас Философское определение идеи культуры. //

202. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. Под ред.

203. Леонтьева В.М. М. Издательство «Прогресс». 1990.

204. Эко У. Инновация и повторение: Между эпистемой модерна и постмодерна // Философия эпохи постмодерна: Сб. пер. и реф. -Мн.: ИООО «Красико-принт», 1996.

205. Эко У. Острова накануне // Иностранная литература. 1999. -№2.

206. Эльконин Д.Б. Психология игры. М. 1978.

207. Эпштейн Н.П., "Игра в жизни и искусстве // Советская драматургия, М., 1982, №2.

208. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. М.: Наука. 1972.

209. Ян Шепаньский. Элементарные понятия социологии. М., 1969.

210. Ясперс К. Истоки истории и ее цель //Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

211. Ясперс К. Истоки истории и ее цель. Вып. 1,2. М., 1978.

212. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

213. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Издательство «Республика». 1994.

214. Ясперс К. Современная техника // Новая технократическаяволна на Западе.

215. Abbagnano N. La struttura delFesistenza. Torino, 1953.

216. Agassi D. Faraday as a Natural Philosopher/ Chicago. L/1971.

217. Arend A. Between Past and Future. Six Exercises in Politikal Thought. N.Y. 1961.

218. Arend A. The Human Condition. Chicago. 1958.

219. Arend A. The Life of Mind. V. 1-2. N.Y. -L. 1978.

220. Arend A. The origins of Totalitarism. N.Y. 1966.

221. Arend A. Vita activa, jder Vom tatigen Leben. München. 1960.

222. Barth K. Der Römerbrief. München, 2001.

223. Bateson G., Mead M. Balinese Character, a Photographic Analysis. N.Y., 1942.

224. Benedict R. Patterns of Culture. Boston; N. Y., 1934.

225. Benedict R. The Chrysanthemum and the Sword. Boston, 1946

226. Bourdieu P. Distinction. Critique sociale du jugement. P., 1974.

227. Brock-Utne B. Feminist Perspectives on Peace and Peace Education, Oxford, 1989.

228. Buber M. Bilder von Gut und Böse. Heidelberg, 1964.

229. Buber M. Das Problem des Menschen. Heidelberg, 1948.

230. Buber M. Zwei Reden. Heidelberg, 1962.

231. Buber M. Das Problem des Menschen. Hdlb., 1948.

232. Bultman R. Neues Testament und Mythologie. Das Problem der Entmythologisierung der neutestamentischen Verkündigung. Tübingen, 1996.

233. Cassirer E. Individuum und Kosmos in der Philosophie der Renaissance. Leipzig, 1927.

234. Childe V.G. Social Evolution. N.Y., 1951.

235. Connor EM, Sperling RS, Gelber R, et al. Reduction of maternal-infant transmission of human immunodeficiency virus type 1 with zidovudine treatment. N Engl J Med 1994.

236. Davis A., Dollard J. Children of Bondage. Wash., 1940.

237. Derrida J. Psyche: Inventions de I'autre P., 1987/

238. Dreher D. The Tao of Inner Peace. Harper Perennial, 1991;

239. Du Bois C.A. The People of Alor. Minneapolis, 1944.

240. Duijker H.C.J., Frijda N.H. National Character and National Stereotypes. Amsterdam, 1960.

241. Durkhaim E. Sociologie et philosophie. P., 1924.

242. Erikson E.H. Childhood and Society. N.Y., 1950.

243. Fauci AS. The human immunodeficiency virus: infectivity and mechanisms of pathogenesis. Science. 2004.

244. Fuko M. Uberwachen und Strafen. Die geburt des Gefaengnisses.1. Fr.a.M. 1976. S.42.

245. Fuko M. Wissen und Wahrheit. B., 1978. S.81.

246. Gao F, Bailes E, Robertson DL, et al. Origin of HIV-1 in the chimpanzee Pan troglodytes troglodytes, Nature 1999.

247. Gorei-G. Himalay-an Village. L., 1938.

248. Gorer G. The American People, a Study in National Character. N.Y., 1948.

249. Greverus I.-M. Kultur und Alltagswelt. Fr./M., 1987.

250. Hadamer H. Wahrheit und Methode. Tubingen. 1960. S. 75.

251. Haring D.G. Personal Character and Cultural Milieu. Syracuse; N.Y., 1948.

252. Harris M. Cultural Materialism: The Struggle for a Science of Culture. N.Y., 1979.

253. Heidegger M. Der Europaische Nihilismus. Pfulingen, 1967.

254. Heidegger M. Vortrage und Aufsatze. Pfulingen, 1954.

255. Hirsch VM, Olmsted RA, Murphey-Corb M, Purcell, RH, Johnson PR. An African primate lentivirus (SIVsm) closely related to HIV-2. Nature 2003.

256. Jaspers K. Philosophie. Bd. 1. B., 1999.

257. Kant I. Die Religion innerhalb der Grenzen der bloben Vernuft. WW (Cass.) VI, s. 166.

258. Kardiner A. The Psychological Frontiers of Society. N.Y.; L., 1945.

259. Kardiner A., Ovesey L. The Mark of Oppression. N.Y., 1951.

260. Kramer L. Reports from the holocaust: the story of an AIDS activist. London: Cassell, 1994.

261. Krause RM. Introduction to infectious diseases: stemming the tide. In: Krause RM, ed. Emerging infections. New York: Academic Press, 2004.

262. Kroner R. Die Seldstwirklichung des Geistes. Prolegomena zur Kulturphilosophie. Tubingen, 1928.

263. Lacroix G. Personne et amour. P., 1981.

264. Lebra T.S. Japanese Patternes of Behaviour. Honolulu, 1976.

265. Levy B. H. Eloge des intellectueles. P., Yrasset, 1987 - 118 p.

266. Linton R. The Cultural Background of Personality. N.Y.; L, 1945.

267. Lyotard J.-F. La condition postmoderne. Paris, 1970.

268. Marcuse Eros and Civilisation. Boston, 1955.

269. Marcuse Hegels Ontologie und Grundlegung einer Theorie der Geschichtlichkeit. Frankfurt/Main, 1932.

270. Mead M. And Keep Your Powder Dry. N.Y., 1943.

271. Mead M. National Character and the Science of Anthropology // Culture and Social Character. Glencoe, 1961.

272. Mead M. Soviet Attitudes toward Authority. N.Y., 1951.

273. Merleaue-Ponty M. Phenomenologie de la perception. P., 1971'.

274. Miller T. Fiction and Repetition. Cambridge, Mass., 2004.

275. Murdock G.P. The Common Denominator of Cultures // The Science of Man in the World Crisis. N.Y., 1967.

276. Quinn TC, Fauci AS. The AIDS epidemic: demographic aspects, population biology, and virus evolution. In: Krause RM, ed. Emerging infections. New York: Academic Press, 1998.

277. Redfield R. The Folk Culture of Yucatan. Chi., 1941.

278. Rikkert H. Geschichtsphilosophie //Die Philosophie im Beginn des Jahrhunderts, Festschrift fur Kuno Fischer. 1905. 2 Yer. 1907.

279. Ruesche Fr. Blut, Leben und Seele. Paderborn, 1930.

280. Sartre G.P. Cahiers pour une morale. P., 1983.

281. Sartre J.P. Being and Nothingniss: An essay on phenomenological ontology. London, 1969.

282. Scheler M. Die Stellung des Menschen im Kosmos. Darmstadt: Otto Reichl Verlag 1928.

283. Smoker P. Towards a New Definition of Global Security/ Ritsumeikan Review, 1991.

284. Sorokin P. Sociologikal Theories of Today. N.Y.; L., 1966. P. 177.

285. Spengler O. Der Untergang des Abendlandes. Zweiter Band. C.H. Becksche Verlagsbuchhandlung. Oskar Beck. München. 1992. S. 55.

286. Spolding A.S. 1953. Statistical technigues for the discovery of artifact types. American Antiquity, vol. 18, N 3.

287. Steward J.H. Theory of Culture Change. Urbana, 1955.

288. Tillich P. Das Dämonische: Ein Beitrag zur Sinndeutung der Geschichte. Tübingen, 1998.

289. Violence J. Galtung, Peace and Peace Research/ Journal of Peace Research, 1969, N3.

290. Weiss RA, Wrangham RW. From Pan to pandemic. Nature 1999.

291. Who comes after the Subject? / Ed. by E.Cadava, P.Connor, J.-L. Nancy. N.-Y.1991.

292. Wittfogel K.A. Die Theorie der orientalischen Gesellschaft // Zeitschrift fur Socialforschung. 1938. Jg. 7. №1,2.d

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.