Литературно-философская критика в творческом наследии Н. А. Бердяева и Х. Ортеги-и-Гасета тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Валехо Ольга Мурсия

  • Валехо Ольга Мурсия
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 1999, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 164
Валехо Ольга Мурсия. Литературно-философская критика в творческом наследии Н. А. Бердяева и Х. Ортеги-и-Гасета: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Москва. 1999. 164 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Валехо Ольга Мурсия

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Процессы литературного развития в Испании и России 14 конца XIX начала XX века

§1. Серебряный век в России и "второй золотой век" в Испании:

а) Русский символизм

б) Модернизм и поколение 1898 года в Испании

§2. Проблематика национальной идеи в России и Испании

а) "Русская идея" и "Русский соблазн" Н.А. Бердяева

б) Концепции интраистории и "Hispanidad"

ГЛАВА 2. Проблемы и особенности нового искусства в крити- 44 ческой интерпретации Н.А. Бердяева и X. Ортеги-и-Гассета

§1. Н.А. Бердяев о кризисе искусства

а). "Предсмертные мысли Фауста"

б). Характеристика "развоплощенной формы" и аналитического 53 начала в искусстве

§2. X. Ортега-и-Гассет и его эстетическое отношение к ис- 64 кусству XX века

а) Анализ нового стиля и формирование концепции дегуманиза- 67 ции искусства

б) Специфика подхода к искусству со стороны социологии:

проблема омассовления

ГЛАВА 3. Литературно-философская критика Н.А. Бердяева и X. 89 Ортеги-и-Гассета с точки зрения мастерства: своеобразие ее форм и жанров

§1. Н.А. Бердяев о русской литературе

а) Русская классика как источник философско-эстетических об- 97 общений

б) Статьи о русской литературе первой половины XX века

§2. X. Ортега-и~Гассет — критик

а) Осмысление европейской классики и теория романа

б) Статьи о творчестве современников

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Литературно-философская критика в творческом наследии Н. А. Бердяева и Х. Ортеги-и-Гасета»

ВВЕДЕНИЕ

В развитии литературной критики на определенных этапах возникают качественно новые явления, открываются новые способы понимания художественных произведений. Эпоха рубежа XIX-XX веков вызвала к жизни новый взгляд на литературу с точки зрения развертывания единого художественного сознания, в котором взаимодействуют индивидуальные, национальные, общечеловеческие начала, проявляются своего рода универсалии творчества. Художественное произведение становится своеобразным центром, притягивающим внимание всех направлений мысли — психологических, социологических, исторических, философских, эстетических, литературно-теоретических.

Синтез всех этих подходов — главная черта новых явлений в критике начала XX века, которая соответствует характеру самих литературных движений. Синтез литературы и философии составляет внутреннюю сущность русского символизма и испанского "поколения 1898 года", их вклад в культуру—вклад синтеза, художественный и философский одновременно. Участниками этих движений были философы и поэты, писатели, что часто совмещалось в одной личности. Достаточно назвать имена: Вл. Соловьев, А. Белый, Д. Мережковский, Вяч. Иванов, Н. Бердяев, М. де Унамуно, А. Ганивет, Асорин (Хосе Мартинес Руис), X. Ортега и-Гассет.

Целью данной работы является попытка сравнительно-сопоставительного изучения той части творческого наследия H.A. Бердяева (1874-1948) и X. Ортеги-и-Гассета (1883-1955), которая связана с проблемами развития литературы как в плане теоретико-литературных и философски-эстетических обобщений, так и в плане оценок конкретных литературных явлений.

Задачи исследования:

• Охарактеризовать типологическую общность литературных эпох русского серебряного века и второго золотого века Испании как контекстную основу сходства главных тем в творчестве H.A. Бердяева и X. Ортеги-и-Гассета.

• Показать полноту аналогий, даже зеркальные совпадения в трактовке H.A. Бердяевым и X. Ортегой-и-Гассетом проблематики национальной идеи России и Испании.

• Проанализировать роль X. Ортеги-и-Гассета и H.A. Бердяева в общей для всех национальных литератур начала XX века проблеме осмысления кризиса классического искусства, определить моменты различия сточки зрения масштаба обобщения признаков и свойств нового искусства в целостную эстетическую теорию.

• Выделить корпус текстов H.A. Бердяева и X. Ортеги-и-Гассета литературно-критического характера и показать общее и специфическое в принципах оценки художественного произведения и подхода к нему со стороны социологии.

• Рассмотреть особенности собственной поэтики H.A. Бердяева и X. Орте-rvi-и-Гассета, ее форм и жанров, своеобразия терминов-метафор, эффект присутствия автора.

Актуальность и научная новизна данной диссертационной работы определяется целым рядом факторов. В работе обосновывается новый для русского и испаноязычного литературоведения ракурс сопоставления творчества H.A. Бердяева и X. Ортет-и-Гассета как литературных критиков, с точки зрения общих особенностей критической интерпретации литературных произведений. Выдвигается тезис о литературно-философской критике («к характерном для обоих мыслителей феномене много-составного синтеза художественно-эстетических, философских, социологических, теоретико-литературных подходов к произведению. Многие статьи и рецензии H.A. Бердяева и X. Ортеги-и-Гассета впервые становятся предметом литературоведческого анализа, — например, "О "Литературном распаде", "Предсмертные мысли Фауста", "О творческой свободе и фабрикации душ" H.A. Бердяева. Некоторые статьи получают новое осмысление, — например, такие ключевые статьи в литературнокф>илософской концепции

каждого мыслителя, как "Астральный роман. Размышление о "Петербурге" А. Белого" и "Дегуманизация искусства".

В собственном переводе диссертанта привлечены неопубликованные на русском языке статьи Ортет-и-Гассета и некоторых другмх испанских критиков.

Необходимость сопоставительного изучения наследия Н.А. Бердяева и X. Ортеги-и-Гассета ощущалась как одна из актуальных задач фазу нескольких наук: истории, философии, социологии, эстетики и литературоведения, всех его частей — теории и истории литературы, литературной критики. И. Петровский формулирует это как своего рода призыв: "среди единомышленников Ортеги должен, наконец, быть назван Бердяев"1.

До конца 1980-ых годов это оказывалось неосуществимым. Неприятие официальной наукой в России культуро-социологических концепций Ортеги, в которых впервые с таким бесстрашием и силой ставилась проблема существования больших количеств людей, вышедших на первый план истории и неподготовленных к такой роли, тормозило саму публикацию произведений философа. Ортега, как и Бердяев, представляли особенную идеологическую опасность для авторитарных систем: требовали, чтобы человек сам создавал себя как личность, настаивали, что человек не может, не должен перелагать на другого задачу думать за себя, предупреждали, что "массовое сознание" губительно для творческого начала в человеке.

Когда произведения Бердяева и Ортеги, как и других представителей антропологически ориентированных философских напрвлений, начали издаваться, наступил своеобразный период предисловий, вступительных статей, т.е общего, суммарного осмысления. Этот необходимый этап, особенно когда издание сопровождалось квалифицированными комментариями или примечаниями, важен и значителен. Из всех специальных, дифференцированных ракурсов исследования наследия Ортеги наиболее разработан философский и эстетический. Книги

1Петровский И. Испания как метафора. Вступительная статья в кн.: Ортега-и-Гассет X. Этюды об Испании. Киев: Новый круг, Пор-Рояль, 1994. С. 21.

A. Зыковой 'Учение о человеке в философии X. Ортеги-и-Гассета", Ю. Давыдова "Искусство и элита", работы И.А. Тертерян, А. Руткевича, К. Долгова, С. Мамонтова, Ф. Фридпендера, И. Петровского, В. Багыо, П. Гайденко, О. Журавлева содержат ценный материал, дают неупрощенные трактовки многих сторон философских и эстетических концепций X. Ортеги-и-Гассета. Замечательно, что почти каждый из авторов указывает на те или иные аналогии с философским творчеством H.A. Бердяева.

В статье 1975 года, посвященной Бердяеву, С. Левицкий писал: "В советском Союзе о Бердяеве молчат, а в большой энциклопедии ему отведено лишь несколько строк, полных злобной клеветы"1. Теперь ситуация резко изменилась.

B. Безносов, исследователь архива Бердяева, переданного по завещанию философа в Российсский государственный архив литературы и искусства, свидетельствует, что все законченные работы Бердяева изданы в России2. Сам Безносов подготовил к публикации две последние книги Бердяева "Истина и откровение" и "На пороге новой эпохи". Но в основном работы Бердяева издавались без какой-либо координации, непоследовательно, случайно, "Бердяев прочитан нами с конца" , и Безносов характеризует степень осмысления наследия Бердяева в заголовке своей статьи: Неподведенные итоги Николая Бердяева.

Тем не менее, нужно отметить два издания, имеющие принципиальное значение. Серия "Русский путь" Российского христианско-гуманитарного института выпустила первую книгу "H.A. Бердяев: pro et contra", в которой собраны воспоминания и статьи современников — В. Розанова, Л. Шестова, С. Франка, Ф. Сте-пуна, П. Струве, Г. Федотова, Н. Лосского и многих других, включая статьи философов русской эмиграции второго поколения — В. Полторацкого, С. Левицкого. Ценность этих материалов трудно переоценить, к тому же готовится вторая книга, которая представит оценки нашего времени. Необходимая оговорка: проблемы

1 ЛевИцкий С. Бердяев: пророк или еретик. В кн.: Бердяев H.A.: pro et contra. Кн. 1. Спб.: РХИ, 1994, с. 501.

2 Безносов В. Неподведенные итоги Николая Бердяева. В кн.: H.A. Бердяев Истина и откровение. Спб.: РХГИ, 1996, с.342.

религиозно-христианской философии Бердяева, обсуждение которых занимает значительное место в "Pro et contra. Кн. 1", остаются за пределами данной работы.

Книга статей Н.А. Бердяева "О русских классиках", составленная Гришиным, снабженная его же содержательными и точными комментариями, открывающаяся глубокой статьей К. Исупова "Русская классика глазами персоналиста", является не обычным сборником, а образцом по-настоящему концептуального издания, фактически первым исследованием литературно-критической части наследия Бердяева.

Работы Р. Гальцевой, А. Епмичева, С. Мамонтова, М. Блюменкранц., посвященные Бердяеву, углубляют понимание проблематики его трудов. Характерно, что исследователи со стороны Бердяева, как и со стороны Ортеги, отмечают моменты совпадений отдельных положений обоих мыслителей. Перспектива сравнительно-сопоставительного анализа выявляется гак объективная необходимость.

В Испании философское, эстетическое и литературно-критическое творчество X. Ортеги-и-Гассета имело авторитет и влияние, воспринималось как мировоззренческая основа каждого испанца и изучена достаточно широко. Прежде всего, это работы ученика Ортеги, философа Хултана Мариаса, среди которых

л

можно вьщелить "Комментарии к Размышлениям о Дон Кихоте" как специальное литературоведческое исследование. Определенный интерес с этой точки зрения представляет также ряд статей испанских авторов 1960-80 годов2. Н.А. Бердяев в испаноязычном мире известен мало, только своими философскими произведениями, которые высоко оцениваются знатоками русской культуры. Это побудило диссертанта сделать переводы на испанский язык статей Бердяева о русской ли-

1 Marías J. Comentarios a "Meditaciones sobre el Quijote". Madrid, 1970.

2 См., например: Guillermo de Torre. El fiel de la balanza. Md, 1960. Uscatescu J. Introducción a la estetica y la sociología del arte. Md, 1984. Marias J. Ortega I. Circunstancia y vocacion. Md, 1960. Ortega II. Circunstancia y vocacion. Md, 1960. Blanco E. J. Ortega y Gasset. Significado de su critica literaria.Koln, 1976 и др.

тературе и проблемах развития искусства, чтобы расширить понимание концепций Бердяева среди испаноговорящих ученых.

Методологической основой диссертационного исследования является сравнительно-типологический анализ, теория которого разработана в фундаментальных трудах русских ученых А.Н. Веселовского, М.П. Алексеева, В.М. Жирмунского, Н.И. Конрада, И.Г. Неупокоевой. Используются тезисы о возникновении новой, интернациональной фазы в развитии литературных направлений в начале XX века, которая синхронизирует процессы развития многих национальных литератур и усиливает моменты типологической общности. Актуализируется созданное И.Г. Неупокоевой понятие литературной эпохи, привлекаются конкретные открытия русско-испанских параллелей в работах И.А. Тертерян и H.H. Арсентьевой.

Литературно-философская критика H.A. Бердяева и X. Ортет-и-Гассета как материал исследования невольно выводит на сопоставления своеобразных структур авторского присувствия, которые свойственны художественному творчеству. Природа синтеза, лежащего в основе литературно-философской критики, предполагает особое качество личностносги, сильное личностное начало. Образы самых авторов—Бердяева и Ортеги —, как они явлены в своих статьях, объединяет удивительная культура личной ответственности. Темы их статьей являются частью их жизни, проживаются годами, десятилетиями, прежде чем стать статьей или книгой. В них горит внутренний огонь, страстная жажда раскрыит свою мысль, часто бесстрашно, до конца истинную, раскрыть ее для всех, чтобы каждый мог стать "немногим избранным", тем "счасливым меньшинством", которому еще Стендаль посвящал свои романы. Можно говорить о различиях — огненный пафос Бердяева и блестящая ирония, игровые моменты у Ортеги, но вывод будет один: творчество обоих выгладит органично и в ряду философов, и в раду писателей своего времени.

Структура диссертационной работы подчинена задачам сравнительно-сопоставительного анализа литературно-философских концепций Н.А. Бердяева и X. Ортеги-и-Гассета. В начале трех глав диссертации формулируются основные проблемы сопоставления и дается их обще-теоретическая характеристика, затем в двух параграфах каждой из глав, первый из которых посвящается Н.А. Бердяеву, второй — X. Ортеге-и-Гассету, рассматриваются конкретные особенности, черты сходства и различия в решении этих проблем обоими мыслителями. Таким образом диссертация состоит из введения, трех глав (шести параграфов, двенадцать подпунктов), заключения и списка использованной литературы.

Первая глава — "Процессы литературного развития в Испании и России конца XIX начала XX века" освещает основные теорико-методологические принципы диссертации, а именно положения сравнительно-типологического метода изучения литератур. В этом смысле большой интерес представляют работы И.Г. Неупокоевой "История всемирной литературы. Проблемы системного и сравнительного анализа" и И.А. Тертерян "Испытание историей. Очерки испанской литературы XX".

•Первый параграф "Серебряный век в России и "второй золотой век" в Испании", содержит характеристику русского символизма и испанского модернизма и поколения 1898 года с точки зрения моментов сходства в общих и конкретных сопоставлениях, проводится анализ их своеобразия.

Во втором параграфе "Проблематика национальной идеи в России и Испании" на материале книги Бердяева Н.А "Русская идея" (1947), и его статьи "Русский соблазн" (размышления по поводу романа А. Белого "Серебряный голубь") (1910) анализируется проблематика русской идеи. Вопрос об испанской национальной идее разрабатывается на основе деятельности писателей поколения 1898 года, и работ X. Ортеги-и-Гассета "Бесхребетная Испания" (1915), "Изящность вульгарного" об очерках Асорина "Кастилия" (1917).

Во второй главе — "Проблемы и особенности нового искусства в критической интерпретации H.A. Бердяева и X. Ортеги-и-Гассета" проводится сопоставление творческого наследия НА Бердяева и X. Ортеги-и-Гассета по отношению к проблемам и особенностям нового искусства.

В первом параграфе "H.A. Бердяев о кризисе искусства" концепция кризисных явлений рассматривается на основе работ Бердяева "Смысл творчества. Опыт оправдания человека" (1916), "Кризис искусства" (1918), "Предсмертные мысли Фауста" (1922), и "Конец ренессанса и кризис гуманизма. Разложение человеческого образа" (1923). На материале статей "Пикассо" (1916) и "Астральный роман (размышление по поводу романа А. Белого "Петербург")" (1916) характеризуется оценки Бердяевым кубо-футуристического искусства и выдвинутое им понятие "развоплощенной формы".

Анализ эстетических взглядов X. Ортеги-и-Гассета, а также возникновения и развития понятия "дегуманизации искусства" проводится на основе его статей "Летняя соната Д. Рамона Валье-Инклана" (1904), "Адам в раю" (1910), "Размышления о Дон Кихоте" (1914), "Эссе на эстетические темы в форме предисловия" (1914), "Воля к барокко" (1915), "Эстетика в трамвае" (1916), "Musicalia" (1919), "Время, расстояние и форма в творчестве Пруста" (1922), "О точке зрения в искусстве" (1924), "Две главные метафоры" (1925), "Дегуманизация искусства" (1925), "Мысли о романе" (1925), "Искусство в настоящем и в прошлом" (1926). Проблема "омассовления" рассматривается исходя из положений, представленных Ортегой в книге "Восстание масс" (1930). Данный анализ помещен во втором параграфе "X. Ортега-и-Гассет и его эстетическое отношение к искусству XX века".

Необходимо упомянуть огромную ценность, которую для написания данного параграфа представляли работы русских исследователей,

например: Г.М. Фридлендера "Философия искусства и искусство философа", К.М Долгова. "Философия культуры и эстетика Хосе Ортеги-и-Гассета". Ю.Н. Давыдова "Искусство и элита" и др.

Третья глава — "Литературно-философская критика H.A. Бердяева и X. Ортеги-и-Гассета с точки зрения мастерства: своеобразие ее форм и жанров" посвящена разбору особенностей критической позиции, роли автора и собственной поэтики статей литературно-философского критического характера, написанных H.A. Бердяевым о русской классике и русской литературе первой половины XX века, и анализу аналогичных работ X. Ортеги-и-Гассета о творчестве современных ему писателей, а на примере осмысления им европейской классики излагается его теория романа.

Поскольку в литературно-философской концепции Бердяева Ф. Достоевский и А. Белый являются главной основой всех обобщений, в параграфе первом "H.A. Бердяев о русской литературе"исследуется цикл статей, посвященных творчеству Ф.М. Достоевского, а именно: "Великий Инквизитор" (1907), "Ставрогин" (1914), Откровение о человеке в творчестве Достоевского" (1918), и книга "Миросозерцание Достоевского" (1918). Статьи о Статьи о русской литературе первой половины XX века рассматриваются по трем группам: выступления о писателях-современниках, соратниках по участию в движении русского символизма (о Д. Мережковском, Вяч. Иванове, А. Белом (19051916); полемический цикл о марксистской литературной критике (1905-1908) и статья о советской литературе "О творческой свободе и фабрикации душ" (1946).

Разбор литературно-философских критических статьей X. Ортеги-и-Гассета, — "Летняя соната Д. Рамона Д. Валье-Инкпана" (1904), "О новой книге Асорина" (1912),"Мысли о Пио Барохе. Воспоминания о человеке действия. T.V. Приемы хитрости" (1914), "П. Бароха: Анатомия рассеянной души" (1916), "Асорин. Изящность вульгарного" (1917),"Прокаженный епископ. Роман Габриэля Миро" (1926) — составляет второй параграф — "Х.Ортега-и-Гассет —

критик". На материале статей Ортеги: "Воля к барокко" (1910) "Размышления о Дон Кихоте". (Первое размышление) (1914), "Мысли о романе" (1925) показано становления его теории романа. Для разработки этого вопроса полезными оказались "Комментарии к "Размышлениям о Дон Кихоте", написанные испанским философом X. Мариасом.

Заключение содержит основные выводы, обобщающие проведенный в диссертации анализ.

Практическое значение диссертации. Основные положения диссертации могут использоваться при дальнейшей разработке теоретических проблем литературоведения, при чтении общих и специальных курсов в высших учебных заведениях России и, например, Колумбии. Материалы диссертации могут быть учтены при подготовке лекционных курсов по истории критики, испанской и русской литературы XX века, при чтении спецкурсов по русской и испанской теории литературы и эстетике.

Апробация работы. Основные научные идеи излагались и обсуждались на научно-практической конференции "A.C. Пушкин и А.П. Чехов" (в рамках реализации государственной программы Московской области "A.C. Пушкин и современность"), проходившей 15-17 декабря 1998 г. в городах Бронницы, Большие Вяземы и Мелихово, на Первой межвузовской студенческой научно-практической конференции "Актуальные проблемы языка и литературы" (Москва, РУДН, 22 апреля 1998 г.) и на заседании кафедры русской и зарубежной литературы Российского университета дружбы народов.

Кроме того, основные положения и результаты исследования опубликованы в отдельном сборнике научных статей автора1, в который вошли следующие статьи: "Процессы литературного развития в Испании и России конца XIX - начала XX веков","Хосе Ортега-и-Гассет и его эстетическое отно-

10льга Вальехо Мурсия. Очерки литературно-философской критики в России и Испании рубежа XIX—XX веков. М.:1999.

шение к искусству XX века", "Осмысление наследия Ф.М. Достоевского (на материале критических статей Н.А Бердяева)", "Особенности критико-философского подхода Н.А. Бердяева к оценке русской литературы XX века", "Русская тоска по смыслу жизни (Н.А. Бердяев) и творчество А.П. Чехова", "Русская идея или Русский соблазн? (Н.А. Бердяев о А. Белом)", Та vida como una obra de arte: Andrey Biely y el simbolismo en Rusia" и "Breve esbozo sobre Nicolás Berdiaev". Научные переводы по теме диссертации: "Nicolás Berdiaev. "Los Caminos del Humanismo", Nicolás Berdiaev. "Sobre la libertad de Creación" и "Andrey Biely. "Simbolismo".

Статья "Процессы литературного развития в Испании и России конца XIX - начала XX веков" также опубликована на страницах "Филологического сборника молодых ученых" и статья "Русская идея или Русский

соблазн? (Н.А. Бердяев о А. Белом)" — "Вестника Университета дружбы на-

»1

родов .

1Она же. H.A. Бердяев: русская идея или русский соблазн? // "Вестник Российского университета дружбы народов. Филология и журналистика. М., 1999. № 4. (находится в процессе издания); она же. Процессы литературного развития в Испании и России конца XIX - начала XX в. - В кн.: Филологический сборник молодых ученых "Северные цветы на 1999 год". М., 1999.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Валехо Ольга Мурсия

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обобщая проведенный в данной работе анализ творческого наследия H.A. Бердяева и X. Ортеги-и-Гассета — той части наследия каждого из них, которая посвящена проблемам развития искусства, — можно сделать следующие основные выводы.

1. В творчестве Бердяева и Ортеги сформирован новый тип понимания художественных явлений, новый тип критики, который совмещает принципы исторического, философского, эстетического, литературно-критического подходов. Художественное произведение просвечивается лучами истории, национальной и общечеловеческой психологии, опытом и традициями культуры, проходит через анализ разными направлениями и системами мышления во всех его областях. Художественное произведение всегда предстает и рассматривается в качестве одного из самых серьезных и важных, наиболее адекватных и подлинных свидетельств и ценностей человеческого творчества, как одна из его вершин. Сложный, многосоставный синтез такого рода можно определить как литературно-философскую критику.

2. Феномен литературно-философской критики в творчестве Бердяева и Ортеги возникает на пересечении характерных для начала XX века новых направлений в философии и новых направлений в искусстве, непосредственными участниками и авторами тех и других были оба мыслителя. Новыми антропологически ориентированными философскими течениями в центр философии поставлен человек и его жизнь: личностные структуры бытия, личностный характер истины, обязанность быть собой, создавать собственные убеждения и противостоять омассовляющему давлению социального целого. Акцент на значи-

мости индивидуальных проявлений человека усиливал внутреннюю соотнесенность новой философии и нового искусства.

3. Литературно-философские концепции Бердяева и Ортеги складывались в процессе осмысления и обобщения особенностей типологически сходных литературных эпох русского серебряного века и второго золотого века Испании, с привлечением той классической традиции, которая была актуализирована литературой каждой страны. Для Бердяева классика - это Достоевский и современность - это русские символисты, для Ортеги соответственно - Сервантес и писатели своеобразного комплекса испанского модернизма и поколения 1898 года. Концепция Ортеги, кроме того, включает опыт авангардистских направлений, главным образом испанского ультраизма (Рамон Гомес де ла Серна).

4. Общность литературно-философской позиции Бердяева и Ортеги наиболее полно проявлена в их подходе к проблематике национальных идей России и Испании, которая в начале XX века стала основой всех художественных, исторических и философских исканий. Орте-га, пользуясь его метафорой, именно испанца выводит в мир и помещает в центр своей философии. И именно русского - Бердяев. Бердяеву и Ортеге удалось создать целостную картину своих национальных культур, оба выступают как объединители, сторонники синтеза противоречий, которые характерны для русской и испанской национальной идеи. Эти противоречия не просто похожи, они зеркально отражаются друг в друге: русское народничество и почвенничество во всем спектре позитивных и консервативных сторон - концепция интраистории и крайности испанского традиционализма, "испанскости" (hispanidad). Бердяев и Ортега аргументируют свою позицию, обращаясь к литературным яв-

лениям, произведениям писателей современников. (Статья Бердяева "Русский соблазн. По поводу романа А. Белого "Серебряный голубь", письма к Мигелю де Унамуно и статьи об Унамуно Ортеги, его полемика с Рамиро де Маэсту). Ортеге, кроме того, удалось стать живым центром синтеза "европеизированной Испании" и "испанизированной Европы" (его деятельность в университете Мадрида в 1910-1936 годах).

5. Одним из главных импульсов для сопоставительного анализа литературно-философских и эстетических концепций Бердяева и Ортеги является ярко выраженное сходство их интерпретации той проблемы, которая в начале XX века приобрела глобальное теоретическое значение для всех национальных литератур мира - проблемы кризиса классического искусства и осмысления характера новизны нового искусства. Бердяев, как и Ортега, как их общая традиция - Ф. Ницше, О. Шпенглер, раскрывают радикальный характер переживаемого искусством кризиса, радикальную смену законов формотворчества: отказ от миметического принципа воплощения жизни в формах самой жизни и сосредоточенность на чисто эстетическом, освобождении творческого акта от жизнеподобных форм и извлечении на поверхность внутренней сути явлений.

Сравнение сборника Бердяева 1918 года "Кризис искусства", "Пикассо", "Астральный роман. Размышление о "Петербурге" А. Белого"), статьи Бердяева 1922 года "Предсмертные мысли Фауста" с работами Ортеги "Дегуманизация искусства" 1925 года, "Искусство в настоящем и прошлом" 1927 года, года показывает разные подходы к общей теме. Бердяев сконцентрирован на констатации кризиса, главный симптом кризиса видит в том, что художественные достижения нового искусства не так велики, как его искания и муки, хотя охотно признает

гениальность отдельных проявлений - творчество Пикассо, роман "Петербург" А. Белого, кубиста и футуриста в прозе.

Ортега идет дальше, и в "Дегуманизации искусства" выделяет и классифицирует признаки нового искусства, осмысляет их и создает но- ; вую эстетическую теорию, универсальную для всех направлений искусства XX века

6. Литературно-философская критика Бердяева и Ортеги с точки зрения ее собственной поэтики, особенностей ее форм и ее жанров определяется тем фактом, что она создается философом, критиком и писателем в одном лице. В произведениях Бердяева и Ортеги возникает образ человеческого сознания, мысли и концепции предстают как добываемые личным усилием, ощущается живое присутствие автора, автор становится героем своего произведения, оно включает моменты его исповеди. "Достоевский - моя духовная родина, - пишет Бердяев. "Унамуно для меня не тема, а часть моей жизни", - пишет Ортега. Размышления и обобщения превращаются во внезапные метафоры необычной емкости, почти каждая из них приобретает значение культурологического образа-термина и не сходит со страниц эстетических трудов до сегодняшнего дня. Многочисленные примеры приведены в тексте диссертации.

Эти качества можно было бы обозначить как эссеизм, а жанр литературно-философской критики как эссе, но литературно-философской критике Бердяева и Ортеги свойственна особая жанровая подвижность, неуловимость, изобретательность, в которой проявляется чисто художественное начало. Вопрос о своеобразии литературно-философской критики нельзя решить на путях обобщения, это явление индивидуальное, не типичное, она по природе не может быть массовой

и нуждается в конкретном, "единичном анализе" как проявление художественного творчества. Попыткой такого анализа является проведенная в диссертации характеристика корпуса статей Бердяева и Ортеги о русских и испанских писателях и общих проблемах искусства.

Трудно разрешимым оказывается вопрос о последователях, о традициях литературно-философской критики. Легко назвать современников, которые в разной мере принимали участие в формировании этого явления: Д. Мережковский, Вяч. Иванов, В. Розанов, Л. Шестов, М. де Унамуно, Р. Хименес, А. Ганивет, Асорин, Гомес де ла Серна. Дальше - в России А. Лосев, Ю. Лотман; в Испании - ученик Ортеги Хулиан Мариас, Дамасо Алонсо, Америко Кастро. И кто еще? Оставляем вопрос открытым.

7. Различия между литературно-философскими концепциями Бердяева и Ортеги указаны в выводах 3-ем, 4-ом и 5-ом. Не касаясь таких категорий, как масштаб и характер одаренности, можно как возможное предложить объяснение той значительно меньшей роли в мировой эстетической и теоретико-литературной мысли, которую имели работы Бердяева по сравнению с работами Ортеги.

Бердяев после эмиграции 1922 года не смог реализовать свой потенциал критика: он был отрезан от текущей русской, теперь уже советской литературы, много сил отдавал религиозно-христианскому философствованию. Скорее всего, для него остались неизвестными даже произведения А. Белого, творчество которого было основой его понимания нового искусства, трудно предположить, чтобы критик, писавший о "Петербурге", не откликнулся бы на цикл романов "Москва". Статья "О творческой свободе и фабрикации душ" показывает, с какой болью Бердяев воспринимал судьбу литературы в России. Слова Бердяева о рус-

ских разрывах и прерывании традиций, которых в такой форме не знала культура ни одного народа, не были просто метафорой.

Но важнее подчеркнуть главное: Ортега и Бердяев особо созвучны друг другу, защищая человека, свободу, творчество, раскрывая опасную "склонность человека быть дрессируемым", открытую еще Ф. Ницше, протестуя против стандартизирующего насилия тоталитарных режимов - итальянского, германского, испанского, советского. Их эстетические и литературно-философские концепции были формой борьбы за творческое начало в человеке и несут помощь человеку, каждому отдельному человеку.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Валехо Ольга Мурсия, 1999 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бердяев H.A. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. М.:// Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х томах. М.: Искусство, 1994, Т1.

2. Бердяев H.A. Конец ренессанса и кризис гуманизма. Разложение человеческого образа. // Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х томах. М.: Искусство, 1994, Т1.

3. Бердяев H.A. Русский соблазн (по поводу "Серебряного голубя" А. Белого) // "Русская мысль", М.: 1910, кн. XI.

4. Бердяев H.A. Русская идея. Судьба России. М.: "Сварог и К", 1997.

5. Бердяев H.A. Новое средневековье. // Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х томах. М.: Искусство, 1994, Т1.

6. Бердяев H.A. О новом религиозном сознании. // Бердяев H.A. О русских классиках. М.: Высшая школа, 1993.

7. Бердяев H.A. Очарования отраженных культур. В.И. Иванов. // Бердяев H.A. О русских классиках. М.: Высшая школа, 1993.

8. Бердяев H.A. О "Литературном распаде". // Бердяев H.A. О русских классиках. М.: Высшая школа, 1993.

9. Бердяев H.A. О творческой свободе и фабрикации душ. // Истина и откровение. СПб.: Р.Х.Г.И, 1996.

10. Бердяев H.A. Миросозерцание Достоевского. // Бердяев H.A. О русских классиках. М.: Высшая школа, 1993.

11. Бердяев H.A. Темное вино. // Русская идея. Судьба России. М.: "Сварог и К", 1997.

12. Бердяев H.A. Великий Инквизитор. // Бердяев H.A. О русских классиках. М.: Высшая школа, 1993.

13. Бердяев H.A. Ставрогин. // Бердяев H.A. О русских классиках. М.: Высшая школа, 1993.

14. Бердяев H.A. Откровение о человеке в творчестве Достоевского. // Бердяев H.A. О русских классиках. М.: Высшая школа, 1993.

15. Бердяев H.A. Духи русской революции. // Бердяев H.A. О русских классиках. М.: Высшая школа, 1993.

16. Бердяев H.A. Предсмертные мысли Фауста. // Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х томах. М.: Искусство, 1994, Т1.

17. Бердяев H.A. Революция и культура. // "Полярная звезда" 1905, №2. и // Бердяев H.A. О русских классиках. М.: Высшая школа, 1993.

18. Бердяев H.A. Sub especie aternitatis. Опыты философские, социальные и литературные. СПб.: М.В. Пирожков, 1907.

19. Бердяев H.A. На пороге новой эпохи. // Истина и откровение. СПб.: .: Р.Х.Г.И, 1996.

20. Бердяев H.A. Самопознание. М.: Эскмо-пресс, Харьков: Фолио, 1998.

21. Бердяев H.A. Католический модернизм и кризис современного сознания. // Бердяев H.A. Духовный кризис интеллигенции. М.: "Канон + ОИ Реабилитация", 1998.

22. Ортега-и-Гассет X. Летняя соната. // Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991.

23. Ортега-и-Гассет X. Бесхребетная Испания. // Этюды об Испании. Новый круг— Пор Рояль. Киев, 1994.

24. Ортега-и-Гассет X. Адам в раю. // Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991.

25. Ортега-и-Гассет X. Эстетика в трамвае. // Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991.

26. Ортега-и-Гассет X. Размышления о Дон Кихоте. // Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991.

27. Ортега-и-Гассет X. Эссе на эстетические темы в форме Предисловия. //Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991.

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41.

42

43

Ортега-и-Гассет X. Две главные метафоры. К двухсотлетию со дня рождения Канта. //Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991.

Ортега-и-Гассет X. Воля к барокко. // Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991.

Ортега-и-Гассет X. Musicalia. // Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991.

Ортега-и-Гассет X. Время, расстояние и форма в творчестве Пруста. // Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991. Ортега-и-Гассет X. О точке зрения в искусстве. // Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991.

Ортега-и-Гассет X. Искусство в настоящем и прошлом. // Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. // Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства. // Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991. Ортега-и-Гассет X. Мысли о романе. // Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство 1991. Ортега-и-Гассет X. Стихи Антонио Мачадо. // Этюды об Испании. Новый круг— Пор Рояль. Киев, 1994.

Ортега-и-Гассет X. Тема нашего времени. // Ортега-и-Гассет X. Что такое философия?. М.: Наука, 1991.

Ортега-и-Гассет X. Вокруг Галилея. // Ортега-и-Гассет. Избранные труды. М.: Весь мир. 1997.

Ортега-и-Гассет X. Размышление о Дон Кихоте. Составление, перевод, примечания к книге, послесловие и примечания О. Журавлева. СПб.: СПбГУ. 1997.

Ортега-и-Гассет X. Записки о Гойе и Веласкесе. М.: Республика, Ortega у Gasset J. Ideas sobre Pió Baroja. // El Espectador. Biblioteca Básica Salvat. Navarra, 1970.

Ortega y Gasset J. Ensayos sobre la generación del 98 y otros escritores contemporáneos. Madrid, 1967.

44.

45.

46.

47.

48.

49,

50,

51,

52,

53

54

55

56

57

58

59

Ortega y Gasset J.. El Obispo leproso. Una novela de Gabriel Miro. Obras Completas. T III. Madrid, 1962

Ortega y Gasset J. Nuevo libro de Azorin. Obras Completas. T I. Madrid, 1963

Ortega y Gasset J. Azorin: primores de lo vulgar. Obras Completas. T II. Madrid, 1962

Ortega y Gasset J. Pió Baroja. Anatomía de un alma dispersa. Obras Completas. T IX. Madrid, 1960-1962

Ortega y Gasset Jos. Glosas. De la cmtica personal. Obras Completas. T I. Madrid, 1963

II.

Аврил Пайман. История русского символизма. M.: Республика, 1998

"Андрей Белый": Мастер слова, искусства, мысли. Bergamo, Париж, 1991.

Арсентьева H.H. Серебряный век в русской и испанской поэзии.

Опыт сопоставления. М. Изд-во МГПУ, 1995.

Багно В. Мысли о культуре и культура мысли X. Ортеги-и-Гассета.

Избранные труды. М.: изд-во "Весь мир" 1997.

Бальмонт К.Д. Стихотворения. Большая серия. Библиотека поэта.

Л.: 1969.

Бальмонт К.Д. Испанец - песня. // Русская мысль 1908 , № 19. Вейдле В. Умирание искусства. Размышления о судьбе литературного и художественного творчества. СПб.: Axioma, 1996. Белый А. Отцы и Дети русского символизма. // Белый А. Арабески. М.: 1911.

Белый А. Россия. // Утро России, 1910, №3. Цитируется по перепечатке// "Интеллигент", 1911, №1-2.

Белый А. Символизм как миропонимание. М.: "Республика", 1994. Безносов В. Неподведенные итоги Николая Бердяева. Истина и откровение. СПб РХГИ, 1996

60. Блюменкранц М.А. Романтик духа. Вст. ст., примечания в кн. Бердяев H.A. Самопознание. М.: ЭКСМО-Пресс; Харьков: Фолио, 1998.

61. Бойчуг А.Г. Андрей Белый и Николай Бердяев: к истории диалога. Известия РАН, серия литературы и языка. М.: 1992. Т 51, №2.

62. Бондаренко Н.Д. Некоторые аспекты проблемы человека в философии X. Ортега-и-Гассет. // Историко-философский сборник. М.: 1968.

63. Бронникова Е.В. Примечания. // Бердяев H.A. Истина и откровение, СПб.: РХГИ 1996. -

64. Брюсов В. Избранные сочинения. М.: Художественная литература, 1980.

65. Вадимов А. (Цветков) "Жизнь Бердяева". II "Новая Юность", 1996. № 19-20.

66. Долгов K.M. Философия культуры и эстетика Хосе Ортеги-и-Гассета. // О современной буржуазной эстетике. М.: Искусство, 1972. Выпуск 3.

67. Гайденко П.П. Ортега-и-Гассет X. Философская энциклопедия. Т.4. М.: 1967. с, 169.

68. Гайденко П.П. "Соблазн святой плоти" (Сергей Соловьев и русский серебряный век.) // "Вопросы литературы" М.: 1996. №4.

69. Гайденко П.П. Хосе Ортега-и-Гассет и его "Восстание масс". // Вопросы философии. М.: 1989 №4.

70. Гальцева P.A. Н. Бердяев — Философ творчества и теоретик культуры. // Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х томах. М.: Искусство ИЧП "Лига", 1994.

71. Гальцева P.A., Роднянская И.Б. Ответственность художника перед миром гуманного. В кн: Судьба искусства и культуры в западноевропейской мысли XX века. М.: ИНИОН АН СССР, 1980. Выпуск 2.

72. Герцык Е. Воспоминания: мемуары, записные книжки, дневники, письма. М.: 1993. (о Н. Бердяеве, Вяч. Иванове, И. Ильине, Л. Шестове и др.)

73.

74.

75.

76.

77,

78.

79

80,

81

82

83

84

85

86

87

Гиндин С. "Программа поэтики нового века. О теоретических поисках В. Брюсова в 1890-ые годы" // Серебряный век в России. Избранные страницы. М.: Радикс, 1993.

Гришин A.C. Примечания, комментарии к Бердяев H.A. О русских

классиках. М.: Высшая школа, 1993.

Давыдов Ю.Н. Искусство и элита М.: "Искусство", 1966

Диас Плаха Гильермо. Модернизм лицом к лицу с поколением

1898 г. От Сервантеса до наших дней. М.: Прогресс, 1981.

Долгов K.M. Философия культуры и эстетика Хосе Ортеги-и-

Гассета. В кн: О современной буржуазной эстетике. Выпуск 3 М.:

1972.

Долгополов Л.К. Творческая история и историко-литературное значение романа А. Белого "Петербург". В кн. А. Белого "Петербург". М.: Академия наук СССР. Литературные памятники, 1981.

Долгополов. Л.К. На рубеже веков: О русской литературе конца XIX начала XX века. Л.: Советский писатель, 1985. Зайцев Б. Бердяев. II H.A. Бердяев: Pro et contra. Антология. Кн. 1. СПб.: РХГИ, 1994.

Зыкова А. Б. Учение о человеке в философии X. Ортеги-и-Гассета. М.: 1978.

Жан Кассу и др. Энциклопедия символизма. Живопись, графика и скульптура. Литература. Музыка. М.: Республика, 1998 Жирмунский В.М. Преодолевшие символизм. // Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. М.: Наука, 1977. Журавлев О.В., Миролюбова А.Ю. Комментарий к книге X. Орте-га-и-Гассет. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991. Ильин. И. О тьме и просветлении. Книга художественной критики. Бунин. Ремизов. Шмелев. М.: 1991.

История всемирной литературы. М.: 1997 . Т. 8. Под редакцией

*

Неупокоевой И.Г., Конрада Н.И. и др.

История русской литературы. XX век. Серебряный век.(под редакцией Ж. Нива, И. Серман, В. Страда, Е. Эткинд) М.: 1995.

88. История русской литературы в 4-х томах. П.: 1983. Т 4.

89. Исупов К.Г. В школе философской критики. // Вопросы философии, М.: 1991, № 7.

90. Исупов К.Г. Русская классика глазами персоналиста. Вступительная статья к книге H.A. Бердяева "О русских классиках". М.: 1993.

91. Левицкий С. Бердяев: пророк или эретик. // Бердяев H.A. Pro et contra, кн. 1 Спб РХГИ, 1994.

92. Литературное наследство. М.: 1937, Тома 27-28. (О русских сиво-листах).

93. Литературное обозрение. М.: 1995, № 4-5. (Весь выпуск посвящен Андрею Белому.)

94. Литературно-эстетические концепции в России конца XIX начала XX века. М.: Наука, 1975.

95. Лосев А. Ф. Теория стиля у модернистов. // Литературная учеба. М.: 1988. №5.

96. Мамонтов С.П. Ибероамерика и Евроазия: цивилизационные параллели. // Латинская Америка, 1995.

97. Мамонтов С.П. Философия над схваткой (К 50-летию со дня смерти Николая Александровича Бердяева)// Общественные науки и современность// 1998, № 3.

98. Мережковский Д.С. О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы. Сб. статей, СПб.: 1893.

99. Мережковский Д.С. Символы. СПб.: изд-во. А. Суворина 1892.

100. Мережковский Д.С. Дон Кихот. Собрание сочинений в 4-х томах. Т. IV. М.: Изд-во Правда, Огонек, 1991.

101. Небольсин С.А. Литературно-эстетические концепции русского & модернизма в оценках современного буржуазного литературоведения Запада. // Литературно-эстетические концепции в России конца XIX начала XX века. М.: Наука, 1975.

102. Неупокоева И.Г. История всемирной литературы. Проблемы системного и сравнительного анализа. М.: Наука, 1973.

103. О России и русской философской культуре. Русская идея. Основные проблемы русской мысли конца XIX и начала XX вв. М.: 1990.

104.

105.

106.

107.

108,

109

110,

111

112

113

114

115

116

117

118

119

120

Петровский И. Испания как метафора. // Этюды об Испании. Новый круг— Пор Рояль. Киев, 1994.

Пискунов В.М. Тема о России: Россия и революция в литературе начала XX века. М.: Советский писатель, 1983. Пискунов В.М. Россия вне России. // Русская идея. В кругу писателей и мыслителей русского зарубежья. М.: Искусство, 1994. Пискунова С. И., Пискунов В.М. Культурологическая утопия Андрея Белого. // Вопросы литературы. М.:1995, Выпуск 111. Полторацкий В. H.A. Бердяев и Россия. // Н. Бердяев: Pro et contra. Кн. Спб.: РХГИ, 1994.

Райнхард Лау|$. Философия Достоевского. В систематическом изложении. М.: 1996.

Самопознание европейской культуры XX в. Высказывания О. Шпенглера, X. Ортеги-и-Гассета, В. Вейдле о месте культуры в обществе XX в. М.: 1991.

Сараскина Л. Ф. Достоевский Одоление демонов. М.: 1996. Сараскина Л. "Бесы": роман-предупреждение. М.: 1990. Сборник о Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931. М.: 1990.

Серебряный век в России. Избранные страницы. М.: Радикс, 1993.

Серна де ла Гомес Р. Избранное. М.: 1983.

Силард Лена. Русская литература конца XIX - начала XX века.

Том 1. ISBN, 1981.

Смирнова Л.А. Русская литература конца XIX — начало XX века. М.: 1993.

Собенников A.C. Между "есть Бог" и "нет Бога". Иркутск.: изд-во Иркутского госуниверситета, 1997.

Солженицын А.И. "Угодило зернышко промеж двух жерновов. Очерки изгнания" Часть I: 1974-78 гг. М.: "Новый мир", 1998, № 11.

Сологуб Ф. Стихотворения. Библиотека поэта. Большая серия. Л.: 1978.

121. Сологуб Ф. Мечта Дон Кихота (Айседора Дункан). Собрание сочинений. Т.Х СПб.: 1912.

122. Тертерян И.А. Испытание историей. Очерки по испанской литературе XX века. М.: Наука, 1973.

123. Тертерян И.А. Проблема развития реализма в испанской литературе первой трети XX в. М.: 1975.

124. Тертерян И.А. Философско-психологические истолкования образа Дон Кихота в Испании. Сервантес и всемирная литература. М.: 1962.

125. Тертерян И.А. У истоков эстетики Хосе Ортеги-и-Гассета. Вопросы философии. М.: 1984, № 11.

126. Франк С.Л. Смысл жизни. Париж, 1905.

127. Фридлендер Г. М. Философия искусства и искусство философа. // Хосе Ортега-и-Гассет. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991.

128. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в 30-ти томах. М.: Наука, 1973-1984. Письма Т8.

129. Шпенглер Освальд. Закат Европы. Ростов-на- Дону: Феникс, 1998.

130. Штейнберг А. Система свободы у Достоевского. М.: 1923.

131. Энциклопедия символизма. Живопись, графика и скульптура. Литература, музыка. М.: Республика, 1988.

132. Эпштейн М. Парадоксы новизны. М.: Советский писатель, 1988.

III

133. Aparicio López Teofilo. Grandes Maestros de ayer y hoy. Literatura crítica, social y religiosa. Valladolid, 1985.

134. Araya Guillermo. Claves filológicas para la comprensión de Ortega. Madrid, 1971.

135. Blanco Sacristan Esperanza. José Ortega y Gasset. Significado de su crítica literaria. Koln, 1976.

136. Damaso Alonso. Poetas españoles contemporáneos. Madrid, 1969.

137,

138,

139,

140,

141

142

143

144

145

146

147

148

149

150

151

Davison Ned. El concepto de Modernismo en la crítica hispánica. Buenos Aires, 1971.

Diaz Plaja Guillermo. Modernismo frente a 98. Madrid, 1966. Ferreres Rafael. Verlaine y los modernistas españoles, iadrid, Gredos, 1975.

Granjel Luis S. La Generación literaria del 98. Salamanca, 1966.Gullon Ricardo. La Invención del 98 y otros estudios. Iadrid, Gredos, 1961.

Gullon A. y G., Teoría de la novela (aproximaciones hispánicas), Madrid, Taurus, 1974.

Hernaiz Juan Ignacio. Ortega y la deshumanización del arte // Estética y creatividad en Ortega. (Volumen de homenaje a José Ortega y Gasset en el centenario de su nacimiento). Madrid, Sociedad Iberoamericana de filósofos. REUS S. A. ,1984. Historia crítica de la literatura española. Bajo la dirección de Francisco Rico. T.6 Modernismo y Generación del 98. Madrid, 1977. Historia de la literatura española. Volumen 3. Siglos XIX — XX. Madrid, 1975

Historia de la literatura española. Volumen 4. El siglo XX. Madrid, 1980.

Historia de la literatura española. Volumen 4. Del Realismo a nuestros dias. Madrid, 1982.

Jimenez Juan Ramón. El Modernismo. Notas en torno de un curso. México, 1962.

Lain Entralgo José . La Generación del 98. Iadrid, Espasa-Calpe. 1970.

Lafuente Ferrari Enrique Las artes visuales y su historia en el pensamiento de Ortega. En "La Torre", Puerto Rico, # 15-16, julio-diciembre, 1956.

López Morillas Juan. Hacia el 98. Literatura, sociedad, ideología. Barcelona, 1972.

Lozano Carlos. Rubén Darío y el Modernismo en España. New York, 1968.

152. Mainer José Carlos. Modernismo y 98. Barcelona, 1980.

153. Marías Julián. Ortega, I: Circunstancia y vocación. Madrid, 1960

154. Marías Julián. Ortega, II: Circunstancia y vocación. Madrid, 1960

155. Marías J. Artículo de introducción. José Ortega y Gasset. La Rebelión de las masas. Madrid, Revista de Occidente. 1960.

156. Marías J. Comentarios a "Meditaciones sobre el Quijote". // José Ortega y Gasset. "Meditaciones sobre el Quijote". Madrid, Revista de Occidente, 1973.

157. Perez de la Dehesa Rafael. El grupo Germinal. Una clave del 98. Madrid, 1970.

158. Salinas Pedro. Literatura española siglo XX. Madrid, 1970.

159. Salinas Pedro. El concepto de generación literaria aplicado a la del 98. Literatura española. Siglo XX. Madrid, 1923.

160. Torre de Guillermo. El fiel de la balanza. Madrid, Taurus, 1961.

161. Uscatescu Jorge. Introducción a la estética y la sociología del arte. // Estética y creatividad en Ortega. Volumen de homenaje a J. Ortega y Gasset en el centenario de su nacimiento. Sociedad Iberoamericana de filosofía. REUS S.A. Madrid, 1984.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.