Литературоведческое наследие и литературные воззрения М. Бахара тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат наук Камбаров, Ниёзали Чоршанбиевич

  • Камбаров, Ниёзали Чоршанбиевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, Душанбе
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 161
Камбаров, Ниёзали Чоршанбиевич. Литературоведческое наследие и литературные воззрения М. Бахара: дис. кандидат наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). Душанбе. 2015. 161 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Камбаров, Ниёзали Чоршанбиевич

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ И ЛИТЕРАТУРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИРАНА В НАЧАЛЕ XX ВЕКА

1.1. Социально-политическое положение Ирана в начале XX века

1.2. Литературная обстановка в Иране в годы конституционной

революции

ГЛАВА II. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ М.БАХАРА

2.1. Краткая биография М. Бахара

2.2. М.Бахар в контексте социально-политической и литературной критики

2.3. Публицистическая и журналистская деятельность М. Бахара

ГЛАВА III. ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ М.БАХАРА

3.1. Труды в области стилистики и литературного стиля

3.2. М. Бахар и вопросы текстологии

3.3. М. Бахар и вопросы теории классической поэзии

3.4. М. Бахар о роли и сущности поэзии в обществе

3.5. Отношение М.Бахара к классическим и современным направлениям

в поэзии

а. М. Бахар и поэты - классики

б. М. Бахар и современные поэты

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Литературоведческое наследие и литературные воззрения М. Бахара»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. История литературы Ирана, созвучная с его социально-политической жизнью, с самого начала отражала ее качественные и фундаментальные преобразования. Произошедшие в начале XX века волнения и революции обусловили сходство социальных явлений во многих странах Востока, и Иран не был исключением. Не случайно в контексте различных явлений и событий данного исторического периода наше внимание сконцентрировано на литературе Ирана, сыгравшей важную роль в отображении социально-политических событий и развитии общества. Изучение и надлежащая оценка литературоведческой деятельности и значимости литературных воззрений и произведений зачинателей новой литературы Ирана в контексте конституционной революции являются одной из важнейших задач литературоведения.

Настоящая диссертационная работа «Литературоведческое наследие и литературные воззрения М. Бахара» посвящена обзору литературных воззрений и литературоведческой деятельности одного из выдающихся литераторов и мыслителей Ирана - Маликушшуаро Мирза Мухаммед Таги Бахара (1886-1951) - автора знаменитого трёхтомника «Стилистика, или История развития персидской прозы», автора многочисленных стихов, очерков и публицистических выступлений, представителя хорасанского стиля в литературе, историка персидской литературы и т.д.

Богатое литературно-художественное наследие поэта содержит такие бесценные мысли и воззрения, что всестороннее их изучение, а также стремление сделать их достоянием широкого круга исследователей и читателей никогда не потеряют своей актуальности. Несмотря на тот факт, что о жизни и творчестве М. Бахара написано огромное число книг и статей, многие грани его жизнедеятельности до сих пор не получили соответствующей оценки и надлежащего признания, чем также определяется актуальность данного исследования.

В литературоведении Маликушшуаро Бахар, прежде всего, известен как поэт-панегирик, стихотворец периода конституционной революции, а также литератор-борец, глашатай свободы и выдающийся языковед, автор известного произведения «Стилистика».

В творчестве М. Бахара важной темой для изучения и исследования является оценка его литературных воззрений на поэзию, роль поэта в обществе и воздействие окружающей среды на поэта, недостаточно изученных литературоведами.

При оценке литературоведческой деятельности М. Бахара .важным фактором является изучение воззрений поэта на оценку поэтического мастерства поэтов-классиков и современных литераторов. Исследования М. Бахара отличаются значительностью постановки проблемы и широтой охвата материала, которые способствуют изучению произведений и творчества отдельных поэтов. М. Бахар излагает свои литературные воззрения, аргументируя их различными и яркими примерами.

Другим направлением в творческой деятельности М. Бахара, заслуживающим особого внимания и исследования, являются его научные работы в области текстологии. Специфика, особенности и стиль М. Бахара во взаимосвязи с текстологией и наследием предков, которое было им откорректировано и отредактировано, нашли свое всестороннее отражение в настоящем диссертационном исследовании.

Знакомство с жизнью, деятельностью и наследием М. Бахара дает все основания признать его великим поэтом и страстным публицистом - политиком, который высказывал новые взгляды и воззрения. Написанные им литературные произведения, политические статьи, книги по политике, текстологии в совокупности подтверждают многогранность научно-литературной и политической деятельности М. Бахара, изучение которой представляется весьма актуальным и ценным.

В начале XX века журналистика стала одной из новых сфер социально-политической жизни. Бахар являлся учредителем и редактором известных газет

«Ноубахар» и «Тазебахар» О^). Поэт, наряду с журналистикой,

проявлял особый интерес к истории. Но особенно велик вклад М. Бахара в изучение истории персидской прозы. М. Бахар издал ряд исторических трудов, например книги: «История политических партий» ( сг^Ь-1 ч^З*-' ¿чи^), «История Систана» (о^Ц^ ¿и^), «История Балъами» би^) и др.

Актуальность и важность темы определяется и тем, что до настоящего времени литературоведческая деятельность М. Бахара, её многовекторность и многоплановость остаются предметом многосторонних дискуссий.

Степень изученности и научная новизна исследования. Следует отметить, что жизнь и различные грани творческой деятельности М. Бахара, в том числе содержание его поэзии, стали предметом большого числа исследований как в Иране, так и за его пределами.

Основными фундаментальными исследованиями, посвященными жизни и творчеству М. Бахара, являются работы таких русских учёных и исследователей, как К. И. Чайкин, Е. Э. Бертельс, В. Б. Кляшторина, Л. С. Пейсиков, Б. Н.Заходер, Д. С. Комиссаров, Л. Г. Шехоян и др., а также работы А. Никухеммата, М.Маликзадэ, И. Афшара, Ж. Бади, А. Деххудо, А. Дастгайба, А. Зарринкуба, Р. Озарахши, Я. Ориянпура, Ш. Лангруди, X. Фаршедварда, М. Надушана, Г. Юсуфи, М. Сипонлу, А.Тамимдари, пакистанского исследователя А. Ирфани и таджикских литературоведов А. Абдуманнонова, Ф.Наджмонова, О. Ходжамуродова, X. Шарифова, А. Кучарова, X. Асозода. У. Сафарова и других.

Несмотря на изученность многих аспектов творчества М. Бахара и его роли в литературно-политической жизни иранского общества, недостаточно исследовано литературоведческое наследие и литературные воззрения М. Бахара.

Новизна диссертации заключается в том, что впервые литературная деятельность М. Бахара была рассмотрена в рамках отдельного монографического исследования. На основе установленных в иранистике норм разработана также классификация литературной деятельности поэта, которая включает вопросы текстологии, изучения поэзии и литературных связей и языкознания.

Новизна диссертации также проявляется в определении литературно-лингвистической деятельности и литературных воззрений М. Бахара, а также выявлении значения и роли этого поэта и мыслителя в литературе, культуре и науке Ирана.

Объектом исследования реферируемой диссертации является творчество представителя современной персидской литературы Ирана Маликушшуаро Бахара. В работе было обращено внимание на его литературоведческое наследие и литературные воззрения.

Цель и задачи исследования. Основная цель настоящей диссертационной работы заключается в изучении и рассмотрении литературоведческого наследия М. Бахара, которое впервые стало объектом отдельного монографического исследования. Для достижения указанной цели предпринята попытка решения следующих задач:

• изучение периода вхождения поэта в сферу литературы, особенностей политической и литературной обстановки данной эпохи;

• определение изменений в современной персидской литературе;

• рассмотрение проблем социальных воззрений исследователей литературы;

• исследование биографии М. Бахара;

• оценка критических высказываний о творчестве М. Бахара;

• определение роли Бахара в сфере журналистики и выявление причин кратковременности издания газет «Ноубахар» ( JÍ&JJ) и «Тазебахар» (

, которым поэт отдавал предпочтение;

• изучение литературоведческой деятельности поэта.

Методология исследования. Методологическую основу исследования составляют успехи и достижения учёных-литературоведов, литераторов и критиков разных школ и направлений.

В работе использован метод исторической взаимосвязи культуры и литературы в социальном познании действительности, применен сравнительный анализ истории и литературного наследия. Совмещение традиционной точки

зрения, взгляда «изнутри», с позициями современного литературоведения обеспечивает необходимый историзм, позволяет более адекватно интерпретировать рассматриваемую проблему и делать важные теоретические выводы о характере творческой деятельности М. Бахара в целом.

Источниками исследования послужили произведения поэта и другие исследовательские материалы на персидском и русском языках, касающиеся истории, литературы и новых явлений в современной поэзии, перечень которых помещен в конце диссертации. В качестве основного источника исследования послужили следующие произведения поэта: «Сборник стихов» и1^ )

(Тегеран, 1974 г), «Стилистика, или История развития персидской прозы»

би^5 ^ ^^ ( Тегеран, 1940 г) в трёх томах, «Поэзия в Иране» ( и^Ь-^ У^) ( (Тегеран, 1964 г), «Бахар и персидская литература» (сг^и^ ч^ J Jlн) (Тегеран, 1973 г) в двух томах.

Теоретическая и практическая значимость работы. Результаты диссертационного исследования имеют важную теоретическую и практическую значимость. Они могут быть использованы при чтении лекций по истории персидской литературы и текстологии для студентов филологического и восточного факультетов.

В практическом плане материалы исследования могут быть использованы при создании общей академической истории персидской литературы, а также при составлении методических пособий и материалов для спецкурсов и спецсеминаров но истории персидской литературы.

Основные положения, выносимые на защиту:

• Иранская революция Машруте привела к ряду важных преобразований в жизни иранского общества в целом и в литературе в частности. Изменения в поэзии коснулись, прежде всего, содержательной стороны произведений, трансформации стиля изложения, появления ярко выраженного социального «я».

• М. Бахар в период революционных преобразований занимал активную гражданскую позицию, что отразилось на изменении его стиля и метода в

литературе. Публицистическая деятельность М. Бахара являлась средством выражения его политических и социальных взглядов, а также средством освещения преобразований в литературе и культуре.

• Литературоведческая деятельность М. Бахара многогранна и включает в себя исследования в области стилистики персидской классической прозы, текстологический анализ древних книг, изучение теоретических аспектов стихосложения и классификацию персидских стихов, изучение роли и сущности поэзии в обществе, а также формирование теоретических аспектов современного персидского литературоведения.

Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографии.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, характеризуется степень её научной разработанности, формулируются цель и задачи исследования, определяются научная новизна, источники и научные методы анализа, теоретическая и практическая значимость диссертации, а также формулируются положения, выносимые на защиту.

Глава I «Социально-политическое и литературное положение Ирана в начале XX века» состоит из двух разделов и посвящена политической и литературной ситуации Ирана в начале XX века. В первом разделе этой главы «Социально-политическое положение Ирана в начале XX века» нами была осуществлена попытка отражения и исследования революционных событий, выявления их места и роли в развитии иранского общества. Как показывает практика, на формирование, развитие и становление таланта поэта сильное воздействие оказывают временные факторы и окружающая среда.

В начале XX века в Иране произошла конституционная революция Машруте, которая оказала влияние на социально-политическое и экономическое развитие государства. О причинах и формах проявления данной революции написаны десятки книг, авторы которых придерживаются мнения, что при оценке революции необходимо обращать внимание на такие факторы, как вхождение западной культуры в Иран и её столкновение с восточной культурой, отношения

Ирана н соседних государств в рассматриваемый период, народные волнения на Западе и Востоке и другие.

Эти факторы стали причиной революции, которая была направлена против тирании и колонизации. Большая часть населения страны стала бороться за свои права, и первое условие, которое было выдвинуто перед государством, заключалось в создании законодательного органа.

Во втором разделе - «Литературная обстановка в Иране в годы конституционной революции» - был осуществлен анализ литературной жизни в исследуемый период. Революционная литература Ирана была всесторонне изучена отечественными и зарубежными учёными, и важно подчеркнуть, что все они сходятся во мнении о том, что Иранская революция Конституционализма послужила тем мощным двигателем, который повлек за собой целый ряд важнейших преобразований в жизни иранского общества.

Литература периода конституционной революции с самого начала вела борьбу со старой литературой, старалась открыть новые горизонты и по причине того, что имела дело с простым народом, стремилась к понятному, общедоступному языку. Хотя поэзия с точки зрения формы не претерпела значительных изменений, однако в стиле наблюдалась заметная трансформация изложения, также родился особый язык с ярко выраженным «я» социального характера.

Поскольку настоящей целью было исследование литературной, политической и культурной деятельности М.Бахара, мы посчитали необходимым как можно точнее описать его биографию во второй главе «Жизнь и творческое наследие М. Бахара».

Маликушшуаро Бахар относится к числу учёных, чья жизнь и наследие привлекали внимание огромного числа исследователей. О его жизнедеятельности издано много статей, помимо этого его жизнедеятельность подробно описана им самим, что является ценным при изучении и исследовании его жизни и творчества.

Во втором разделе - «М. Бахар в контексте социально-политической и литературной критики» - даются критические оценки различных сторон

творчества М. Бахара в разных журналах и изданиях на протяжении достаточно долгого времени.

Исследователи и ученые ценность и значение наследия поэта, прежде всего, видят в том, что он сумел творчески и со свойственной ему тонкостью ума использовать выразительный и красноречивый язык и стиль классиков и на этой основе со всей полнотой чувств и мыслей обогатить этот бессмертный источник новым содержанием.

Роль поэта в развитии народного языка, в использовании слов, которые ранее не были признаны официальной литературой, является выдающейся. Он подарил вторую жизнь множеству старинных и забытых слов и создал прочную основу для персидского языка, расширив его возможности.

Третий раздел - «Публицистическая и журналистская деятельность М. Бахара» - связан с отражением журналистской деятельности поэта, так как его деятельность невозможно представить без изучения и исследования этой стороны его жизни.

Учитывая ценность и значимость литературного наследия поэта, в данном разделе диссертации осуществлена попытка описания и оценка его литературоведческих статей. Сделана попытка показать роль написанных Бахаром в газетах и журналах статей об отражении сложных литературных явлений, литературных диспутов и споров, новых поэтических течений. Также особое внимание посвящено объяснению и изложению литературных диспутов времени, касающихся проблем новаторства в литературе. С другой стороны, в период, когда Бахар начал заниматься литературной деятельностью, единственной доступной народу инстанцией была газета.

Для подведения итогов журналистской деятельности Бахара, прежде всего, необходимо подчеркнуть, что печать для Бахара являлась средством, при помощи которого он выражал свои политические и социальные взгляды. Содержание статей, которые печатались в газетах «Ноубахар», «Тазебахар» и в журнале «Данишкаде» было разнообразным, но их характеристика является отдельным вопросом, который не входит в задачи нашего исследования. Определённая часть

статей, напечатанных в данных газетах и журнале, связана с персидским языком и персидской литературой, особенно с преобразованиями, которые произошли на культурном и литературном поприще.

Одним из очень ценных фактов жизни Бахара является его литературоведческая деятельность, которая рассматривается в третьей главе «Литературоведческая деятельность М. Бахара» и состоящая из пяти разделов. Изучение литературоведческой деятельности М. Бахара осуществлено на основании трёх составляющих: языкознания, текстологии и литературоведения. Относительно литературоведческой работы Бахара исследователи высказывали свои суждения, а также писали отдельные статьи. Но следует признать, что до сих пор в отношении его литературной деятельности ещё не проведено специального исследования в монографической форме. Советский учёный Л. С. Пейсиков является единственным исследователем, который изучил эту область его деятельности в своей подробной статье под названием «М. Бахар как учёный филолог».

В первом разделе - «Труды в области стилистики и литературного стиля» -мы в большей степени опирались на книгу поэта «Стилистика, или История развития персидской прозы», но необходимо отметить, что этот труд касается не только проблем языкознания. Появление этой ценной книги в иранском обществе является, прежде всего, инициативой самого Бахара. Поэт гораздо раньше понял, что сегодняшнее поколение и особенно студенты нуждаются в такой книге, которая рассматривает литературу и язык с разных сторон. Бесконечная любовь Бахара к персидскому языку, культуре и литературе, познание древних памятников, обширное изучение прошлой культуры стали той благодатной почвой, на основе которой Бахар создал это уникальное произведение. Данное исследование включает многие вопросы филологии Ирана.

Все исследуемые в книге вопросы тем или иным образом связаны с персидской прозой. Автор в начале исследования пишет подробное предисловие о роли стилистики и объясняет важность и актуальность написания книги. В предисловии также даётся разъяснение значения термина «стиль» и его видов и

оценивается восприятие и понимание стиля предшественниками. Важнее всего для Бахара было то, что «Стилистика» в университете должна преподаваться как обязательный предмет для студентов филологических отделений.

Бахар по каждой изложенной теме даёт точные литературные, языковые и исторические разъяснения и пояснения. Тема взаимовлияния языков, особенно воздействия арабского языка на персидский язык, персидского языка на арабский язык, морфологических и синтаксических несовпадений, развития и изменения отдельных явлений в произведениях писателей не остались без внимания автора. Для подтверждения своих взглядов Бахар приводит свидетельства из известной персидской книги.

Следует особо подчеркнуть, что в части исследуемых М. Бахаром вопросов языкознания, одним из распространённых вопросов является язык дари и его история. Исследователь на основании множества фактов раскрывает условия появления и развития языка на территории персоязычных стран.

Другим направлением, которое привлекает внимание в литературоведческой деятельности Маликушшуаро Бахара, является текстология литературного наследия, рассматриваемая во втором разделе - «М. Бахар и вопросы текстологии». Причина особого внимания Бахара к текстологии заключалась в том, что текстология играет важную роль в составлении текстов значимых в истории литературы произведений. М. Бахар также внёс корректировки и поправки в некоторые древние книги, которые до сих пор не потеряли своей научной значимости.

Привлекает внимание, то что Бахар при критической корректировке той или иной известной книги использует особый стиль и методы, которые очень помогают для понимания произведения, его ценности и достоинства.

«М.Бахар и вопросы теории классической поэзии» является другой темой, вокруг которой ведётся дискуссия в третьем разделе. Бахар был тем исследователем, который завершил значимые исследования о законах стиха и его формообразовании, существовавшие в литературе Ирана. Бахар тщательно и глубоко занимался изучением поэзии, выявлением её значимости и достоинств в

жизни человечества. Он на основе существующих первоисточников впервые написал фундаментальный труд, в котором произведена классификация различных персидских стихов. В статьях, которые касаются изучения поэзии, также отражены другие важные задачи, такие как значение и первооснова стиха, его темы. Исследователь при разъяснении и объяснении различных особенностей стихосложения анализирует и оценивает их внутреннее поэтическое значение. Для подтверждения данной мысли приводятся многочисленные примеры из персидской литературы.

В XVIII веке в литературе Ирана возникло течение под названием «литературное возвращение», и в учениях Бахара высказываются ценные взгляды об этом течении и его представителях. Бахар в подробной статье впервые передаёт сведения об индийском стиле, его двухсотлетней истории и течении литературного возвращения. Взгляды Бахара на это литературное течение критичны. Поэт также перечисляет имена передовых поэтов - последователей этого стиля Мушток, Нишот, Сабо, Коони и отмечает художественные особенности их произведений. Но в то же время М. Бахар, оценивая произведения данных поэтов с точки зрения их актуальности в пропаганде научных и литературных знаний, восхваляет инициативу и избранный путь авторов.

В четвёртом разделе - «М. Бахар о роли и сущности поэзии в обществе» -рассматривается тематика стихов поэта. Бахар сам был поэтом и его важнейшим оружием на протяжении всей его жизни были стихи, он старался совершенствовать это оружие с целыо создания нового стиля. Конечно, мысли и размышления Бахара приобрели форму и получили развитие под воздействием древней персидской литературы и исследований арабских и персидских учёных. Но его стихи говорят о врождённом таланте поэта. Человек может получить знания об арузе, познать правила и порядок стихосложения, но если у него нет таланта, то он не может достигнуть большого успеха на поэтическом поприще. Бахар, наряду с теми задачами, которые ставил при написании стиха, превращал его в оружие, которое способствовало достижению социальных целей.

Бахар видит значение и суть стихов в выражении правды и действительности, в преданности, искренности и чистоте помыслов поэта. Бахар верит в то, что стих является национальным сокровищем и богатством, и это сокровище должно принадлежать народу, потому что стихи могут выполнить важную социальную задачу.

Также в произведениях Бахара много говорится о необходимости новаторства в поэзии. Как сын своего времени, он ощущал, что за временными преобразованиями произойдут литературные преобразования. Новое время требует от поэта нового взгляда, нового изложения и изменённого мировоззрения. Он, как и некоторые его соратники, являющиеся сторонниками старого и традиционного, никогда не упускал из виду изобретений и новшеств молодого поколения Ирана. Наоборот, всеми возможными путями оказывал в их работе помощь и покровительствовал. Он придерживался мысли, что перед сторонниками классического направления или приверженцами нового течения в поэзии неправильно ставить преграды. Поэты должны быть свободными на избранном ими пути. Только народ может дать хорошую или плохую оценку интеллектуальному материалу. Эти мысли Бахара, как известно, нашли в будущем своё подтверждение в литературном обществе Ирана.

Пятый раздел называется «Отношение М. Бахара к классическим и современным направлениям в поэзии». Известно, что литературное объединение становится той творческой средой, которая необходима для общения поэта. Стихи требуют от своего создателя, чтобы он посвятил этому всю свою жизнь и самого себя осознанно и полностью. Эта цель достигается только посредством литературных связей с другими поэтами и литераторами, путём ознакомления с произведениями других мастеров слова, сопоставления и оценки их произведений, встреч и переписок.

В современной персидской литературе нет поэта, в литературной деятельности которого были бы столь часто упомянуты, как у Бахара, другие поэты и писатели. Его внимание к поэтам является выборочным и целенаправленным, позволяющим прийти к серьезным умозаключениям. Бахар,

упоминая того или иного литератора в своих произведениях, статьях и литературном наследии, непременно дает оценку его произведениям, стилю, способам построения образа и определяет место и роль поэта в персидской литературе.

Поэты, упомянутые в произведениях Бахара, разделены на две группы. Поэты классической литературы, в том числе Рудаки, Фирдоуси, Саади, Хафиз и Джами, и современные поэты - Парвин Этисами, Мухаммад Хусайн Шахрияр, Лдибулмамолик Фарохони, Мирзаде Ишки, Эрадж Мирза, Ареф Казвини, Садик Сармад, Пури Хусайн, Мухаммад Ибрагим Дониши, Адибусатана Самеъи, Адиб Нишопури, Бахар Шервани, Мирза Абдуазим Кариби Гаракони. Каждая группа оценена отдельно.

Из современных мастеров слова наше внимание привлекли поэты, пользующиеся известностью и славой, чьи произведения переиздавались неоднократно. Но с учётом важности темы также упомянуты отдельные иранские поэты, малознакомые широкому кругу читателей.

В произведениях Бахара также упоминаются персоязычные поэты других стран. Чтобы охарактеризовать этот пласт литературоведческой деятельности поэта, была осуществлена попытка отразить взгляды Бахара на великого персоязычного поэта Пакистана Мухаммад Икбале Лахури. Конечно, здесь можно было бы поразмышлять относительно творчества и других стихотворцев, чьи имена указаны поэтом, но цель сводилась к тому, чтобы ограничиться только персоязычными поэтами и литераторами.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Камбаров, Ниёзали Чоршанбиевич, 2015 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

а) Научная литература на русском и таджикском языках

1. Абдуманнонов, А. Касыда и её традиции в творчестве Малек ош-Шоара Бахара: автореф. дис.... канд. филол. наук: 10.01.06 / Абдурахмон Абдуманнонов,- М., 1973. - 26 с.

2. Абдуманнонов, А. Точка зрения / А. Абдуманнонов. - Душанбе: Адиб, 1990. - 239 е.- на тадж.яз.

3. Азер, A.A. Рифма персидского стиха: Проблемы восточного стихосложения / А. А. Азер. - М., 1973.- 183 с.

4. Айни, К. Двадцать высказываний о духовности / К.Айни.- Душанбе: Адиб, 2004.-186 е.- на тадж.яз.

5. Актуальные проблемы иранской филологии. - Душанбе, 1985.-335с.

6. Акбарзода, Ю. Послание поэта и стих/ Ю. Акбарзода.-Д.- 2009.- 215 с.

7. Алиев, P.M. О новаторстве в современной персидской поэзии: Ритмические основы стиха / Р. М. Алиев. -М.: Наука, 1963. -15с.

8. Асозода, X. Персидская литература и три её направления/ X. Асозода,-Душанбе: Маориф, 1991. - 127 с. - на тадж. яз.

9. Афсахзод, А. Лирика Абд-ар-Рахмана Джами / А. Афсахзод. -М.: Наука, 1988.-326 с.

10. Бахар, М. Стилистика, или история развития персидской прозы/ М.Бахар/ под ред. Кодира Рустама. -Д.: Бухоро, 2012. -570 с. на тадж.яз.

11. Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет / М. М. Бахтин. - М.: Худож. лит., 1975. - 500 с.

12. Беляев, В. Персидские тасиифы: К вопросу о персидском квантитативном стихосложении / В. Беляев. - М.: Наука, 1964. - 71 с.

13. Белинский, В.Г. Сочинение. Т.1. / В.Г.Белинский; под ред. Ф.М.Головенченко.- М., 1948. - 796 с.

14. Бертельс, Е.Э. История литературы и культуры Ирана / Е. Э. Бертельс. - М.: Наука, 1989. - 557 с.

15. Бертельс, Е.Э. История персидско-таджикской литературы / Е.Э. Бертельс. -М.: Изд-во вост. лит., 1960. - 555 с.

16. Бертельс, Е.Э. Очерк истории персидской литературы / Е. Э.Бертельс.-Л.: ЦИК СССР, 1928.-203 с.

17. Бертельс, Е.Э. Суфизм и суфийская литература / Е. Э. Бертельс.- М.: Наука, 1965.-523 с.

18. Бехар. Стихотворения / Под.ред. Ч.Байбурды, В. Шефнер.-Л.: Гос. изд-во худ. лит. 1959. -223с.

19. Блок, А. О литературе / А.Блок.-М.,1989.-478с.

20. Болдырев, А.Н. Отражение древних традиций в классической литературе Ирана. История иранского государства и культуры / А.Н.Больдырев,- М., 1971.- 168 с.

21. Брагинский, И.С. 12 миниатюр: от Руми до Джами / И.С.Брагинский. -М.: Худож. лит., 1976. - 303 с.

22. Брагинский, И.С. Из истории персидской и таджикской литературы/ И.С.Брагинский.- М.: Наука, 1972. -524 с.

23. Брагинский, И.С. Персидская литература: Краткий очерк/ И.С.Брагинский, Д.С.Комиссаров.- М.: Изд-во вост. лит., 1963. - 213 с.

24. Взаимосвязи литератур Востока и Запада - М.\ Изд-во вост. лит., 1961. - 215 с.

25. Ворожейкина, З.Н. Иредж Мирза. Жизнь и творчество/ З.Н. Ворожейкина.-М:. Изд-во вост. лит., 1961. - 163 с.

26. Гаджиев, А.Г. Поэзия Фарроха Йезди. автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01. 06 / Абдурашид Гаджиевич Гаджиев.- Баку, 1964 - 21 с.

27. Гаемпанах, Г.Г. Ареф Казвини - гражданский поэт Ирана/ Г. Г. Гаемпанах. -М.: Наука, 1917.-22 с.

28. Дадашева, У.М. Поэзия современного иранского поэта Ахмеда Шамлу: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.06 / Умханум Манафгазы Дадашева. -Баку, 1975.-34 с.

29. Дорри, Дж. X. Персидская сатирическая поэзия 40-50-е гг. XX в./ Дж.Дорри. -М.: Наука, 1965.-234 с.

30. Жале Бади. Нима Юшидж - отец новой поэзии в Иране / Жале Бади // Проблемы теории литературы и эстетики в странах Востока.-М.: Наука, 1964,-с. 319-339.

31. Жале Бади. Малек-ош-Шоара Бахар: (Жизнь и поэтическое творчество): автореф. канд. филол. наук: 10.01. 06 / Жале Бади,- М.: 1959. - 19с.

32. Заходер Б.Н. Бахар / Б.Н.Заходер // Краткие сообщения института востоковедения. Иранский сборник.-М.1959. Вып. 36. - с.3-8

33. История Систана. Серия: памятники письменности Востока ХЫ1 / Перевод Л.П. Смирновой,- Л., 1974-1031 с.

34. Историко-филологические исследования: сб. ст. памяти академика Н.И. Конрада. -М.: Наука, 1974. - 456 с.

35. История персидской и таджикской литературы / Под ред. Яна Рипки.- М.: Прогресс, 1970.-440 с.

36. К вопросу о ленинской оценке иранской революции 1905 -1911гг // Революционный Восток,- М., 1936.-№1. С. 132- 147

37. Кляшторина, В.Б. Иран 60-70-х годов. От культурного плюрализма к исламизации духовных ценностей / В.Б. Кляшторина,- М., 1990. - 208 с.

38. Кляшторина, В.Б. К вопросу о развитии литературной критики в Иране и на рубеже 50-60-х гг/ В.Б.Кляшторина,- М.: Наука, 1977.-С. 185-189.

39. Кляшторина, В.Б. Современная персидская поэзия: Очерки / В.Б.Кляшторина.- М.: Изд-во вост. лит., 1962. -148 с.

40. Кляшторина, В.Б. Структура образа в персидской поэзии XX вв. (М.Бахар-Нима Юшидж) // В.Б.Кляшторина,- Народы Азии и Африки.- 1965.- №1. - С. 124-135.

41. Комиссаров, Д.С. О современном иранском литературоведении / Д.С.Комиссаров.- М.: Наука, 1984. - 99с.

42. Комиссаров, Д.С. Очерки современной персидской прозы/ Д.С.Комиссаров.-М: Изд-во вост. лит., 1960.-215 с.

43. Комиссаров, Д. С. Пути развития новой и новейшей персидской литературы/ Д.С.Комиссаров.- М.: Наука, 1982. - 294 с.

44. Кучаров, А. Подражание Дойка Шерали из стихотворения М. Бахара / А.Кучаров / / Слово любви. - 1386.- № 33. - С. 61-64 на перс.яз.

45. Литература Востока в новое время.- М.: Изд-во МГУ, 1975. - 706 с.

46. Литература стран зарубежного Востока 70-е годы. Реализм на современном этапе.- М.: Наука, 1982 . - 300 с.

47. Мовсисян, Г.О. Очерки истории современной персидской литературы (19411978) / Г.О. Мовсисян, Л.Г. Шехоян. - Ереван.: Изд-во АН Арм. ССР, 1989. -с.67-73.

48. Мусульмонкулов,Р. Персидско-таджикская поэтика/Р. Мусульмонкулов. -М., 1989.-240 с.

49. Наджмонов, Ф. Стих, который идёт от сердца / Ф.Наджмонов// Голос Востока. - 1987.-№7.- с. 113-117. на тадж.яз.

50. Наджмонов, Ф. Стих и общество / Ф.Наджмонов// Сб.ст.ТГУ.- Душанбе, 1990. - с.3-15. на тадж.яз.

51. Насриддин, А. Текстология литературного наследия / А.Насриддин,-Душанбе, 2011. с. 392. на тадж.яз.

52. Некоторые актуальные вопросы иранской филологии: Сб.ст. -Душанбе.-1990. с. 108.

53. Османова, З.Г. Фаррухи Йезди / З.Г.Османова- Краткие сообщения Института востоковедения.- М., 1958. Вып. 27 - С. 67-72.

54. Пейсиков, Л.С. М.Бахар-как учёный филолог / Л.С.Пейсиков.- Краткие сообщения Института востоковедения.- М., 1959. Вып. 36.- С. 9-23.

55. Пригарина, Н.И. Поэтика творчества Мухаммада Икбала / Н.И.Пригарина.-М.: Наука, 1978.-213 с.

56. Проблемы восточного стихосложения. -М.: Наука, 1973. - 184 с.

57. Расулов, А.Б. Персидская газель в 20 веке: автореф. дис... доктора филол. наук: 10. 01. 03 / Алидод Бобоевич Расулов,- Д.,2009. - 24 с.

58. Рейснер. М.Л. Эволюция классической газели (Х-Х1Увв) /М.Л.Рейснер.-М.: Наука, 1989. -223с. на яз. фарси

59. Саидзода, Дж. «Шахнамэ» и национальный менталитет / Дж. Саидзода.-Душанбе.-2015.-112 с.

60. Сафаров, У. Конституционная революция Машрута и современная поэзия Ирана / У.Сафаров.- Душанбе, 2007. - 87 с. на тадж.яз.

61. Стеблева, И.В. Семантика газелей Бабура / И.В.Стеблева.- М.: Наука, 1982. -326 с.

62. Табатабаи, А. Заметки о рифме в «Шахнаме» / А.Табатабаи // Проблемы восточного стихосложения.- М., 1973. - С.77-79

63. Тамимдари, А. История персидской литературы/ А.Тамимдари //под ред. Е.А.Морозова. - СПб.: Петербургское востоковедение. 2007. -240с. на русс.яз.

64. Теоретические проблемы восточных литератур. -М., 1969. - 416 с.

65. Ходжамуродов, О. М. Бахар / О.Ходжамуродов// Садои Шарк.- 2013.-№1.-С. 117-135 с. на тадж.яз.

66. Ходжамуродов, О. Литература периода Машруте Ирана/ О.Ходжамуродов. -Душанбе, 2002,- 66с. на тадж.яз.

67. Ходжамуродов, О. Устод Рудаки и Маликушшуаро Бахар (подражание и творческое влияние) / О.Ходжамуродов.- Вестник АНРТ. 2010.- №4.-С. 96-98. на тадж.яз.

68. Чайкин, К.И. Краткий очерк новейшей персидской литературы/ К.И. Чайкин.- М.: Книгосоюз, 1928. - 157 с.

69. Шарипов, У. Иранскую нефть - иранцам/ У. Шарипов // Народы Азии и Африки:.- 1965. - №5.- С. 34-35.

70. Шарифов, X. Птица зари / Х.Шарифов, М.Низом-Душанбе.: Пайванд, 2006. -110 с.

71. Шарифов, X. Поэт и стихи / Х.Шарипов.- Душанбе, 1998. - 218 с.

72. Шомухаммедов, Ш.М. Эхсон Табари / Ш.М. Шомухаммедов.- Ташкент: Фан, 1959.-213 с.

б) Научная литература на персидском языке

•О^ ^ 1 ^ -. ^ ° - .ùLj^ CLulaj^ioLo < " ь >i g 'i Jj ^gC.1 I (^^JJIJ^WOJ j^i .(jjJJ^ 1J*oî ,73

ул О О » — ) VAT '(jlj^J - . л J-i jj^jj J Cjjbui . JI jjjjj-el .74

X Л \ — X 0X0 t^jlj^j - .¿IjjI '*nJ-ijjJô^ i_j!iaj( jà tjjjj ,75

^ V*VV - .CjVULo л 3 'j ù'ji' (^^iLuil .76

. ï VÎT I* О - .(jl jjI jJ jxJi лллл jlgj .77

. 1375 - -ls^j^ J3^ • ^ ц,.'^ .a J^-J .78

. 1375 - • <_S"'"UJ^ . f*^ W 1У'^gSH Л д.ть. д ji^j .79

•l)^ 323 -1378 ' Ù'j^' t^^^J1^ .80

1375 'û'jé-' - .('j-"1 -lt^j^ j-" • ^ la ■ nl ilo^-boi .Ijauill ijsh лдгча .81

1300- .1352 'jl^- .2 J 1 .J-IS jia.jl^j ciU-Jljjj .1 JX^I^L jl^ .82

.oJÙjl (jj л .ejljjLi. j Ajliw jlg-J .jl-ij^-e .83

.1351 'ù1 - .LSJ1 .(JWÎ 1 3 All«- 100 ti^j*^) ^Чг1^ j J& .84

.1351 'j'- ^ .(J*?1 j^l j1 All«- 100 iJ^ja**) ^J* j j4-? .85

.(J-3 1 . ^ V11 jj jl i_jjl Ала-jj jjulic. jljLi. jUjI jjj .(jLaXi j.^r.) ¿¡I jjI ^jjL-ajâl ¿JjU .86

•o^ 400 -1377 ùljé2 ' j®' Î-Ы -^'¿p-« jijji. lSj^U. .87

431 .-1369 ijljf lJiJJ} .88

352-1927 Ù'J^5 tja j j*** 'j^jjJ (J2^ .89

О** 320 -.1354 'Ù*- .fj-1 АлШа-ьл . 4сЛJA ¿yAjUJl jj j jrla. .90

.(j-a £ Û » — ^ ТУГ i(jlj$J - -ii?- .¿^-pl iluî£jL ajjJ jA (jljjl iliLu.il ¿JJ^ .-^aä! ^j-ojIä .91 jla. Í<jo ^ .(Jj^ -A?» . ^ W У t JJ-el - -5 .Ajf1-''"^ j jm-v .92

.^rvi

,lK> VOT, _

• ù'j^ J"1 AJLojui J llljLaJ ¿jjlj .l-JJJ-iall (jj-ol ^-La. »>п* Л JJJ^ .93 .(J-3 V « 4 — . ^ VV ^ tLñák. j¿j .(jljjl J■ if^ * " lli-lfil jj jL^alti j£ LJJ¿ l.-liuJ .94

.í'sjLoji i ) YTI ^a» ~ -cs-yjJ^ <.'У"- clluij .95

*a jL-oajü t 1 rrv «(jJjj -Lf^ ' 1 (JJJJJ (j'j^ ^ J* J jSä 1<-UA 1 ■ VIT. lllul.} ,96 .8 .1340 tig. jJjj j»bj i_5LLa с. y. diuij .97

.5 jLcui 1 340 .obi .(jJjj fbj .¿1 ¡j\a j ^JOIjlà jïij l_UC- illuO .98

• О"*3 £ — , ^ rw i(jlj£J - illliajjJLe Ji jJS (jljjl cllbjjl jiJ^jll-llC. (JJ. п-ч .99 ya У • V _ . У o X"[ J£J - (jl jjl ( " n к JJAjü .(J^Ltuil л . 100

Ï 'ajLaiï A1A «'a jLaJj . ^ ^ 4V t«Lttij» .(jljfcjl J ■ Л jxJù ц jbl (_$AC.J .101

talSÎ - ц »J i—iLáój) jljjl jjJa\ 'aOijS^j jl jj ¿}¿tjj . 1 02

.(^Г^Л — . ^ VV£ 'ijij^i - .A <_iLa. CjliXa Ui <L 4Jj .(j^üljjc. i_)jjjj .103 .(J^a í Vo _ ^ VVA .^AJjb i—lbb. -aii 4c. JA^O .4Í». ¿jljjl^ Ь tltíjj . 1 04

-Lyz Л оУ _ w \ ХАТ t¿,ljgj _ .^gjluül .^jc. ¿yjj .105

.(j-a oAA — . > Wo - .(j)jj) (jJjl jl .¿jJuulsJIjoc. 1_J¿tíj j .106

- oij UjS ¿Hjj .107

.L>aïTA И t^lijjU. t¿)lJéj - .I_jlij ^ J*ji ^JJÛ ^ jxJi. jjU^cJlAJt <_Jj£ jjjj .108

.(J¿5 oV£ _ ^Vl^ alSLi - jc-bi ,t_5ic. л jIÍUjui .} 09

.¡j¿j£ У V - ) V Ï ^ .ú'já'.110

.Ly° 476 .1379'-^^ lst^^jj j' u'u'jí (jjjjj ^LjSLí .111

.5-6 oJLojÍ -134 ч-1^ (^IajäIJ — j. (_g.112 ^ Л ^ — . } WA - i—lbliil j-i (_pajl*J .¿ill £ jj ^^sJL-a .113

.^»jj j (Jjl Ala. llffl '(j'jé2 - .úLtí' ¿¿J^ .114

•O-a 355' f^jj (_lU. ¿¡Ij^i ^ум лкл (ji^oi .ill IL-a .115

. Y Г £ SjLa^i '(jij^J - .ol£JLSta l1>I jLÜjl imH m — (_5AxiJa] j&jjjjua .116 Vf о - J rvi .jjli (-jUS j^ij .taiAj jjSI ^^Ic. j (JJI^I jjj-e .jb-elS .117

.o^ 446 .1371 ' Lgj>"'"'> jJ .118

.<_к> 554 — .1376 'ù'jé^ - .JWJ 1 J*" j j .LW^» .119

.1335 «ùL*3- .Ü'j^c.120 .о-3 764 '1369 .(j^lc- jLüsl «(j)j^j - -t>ijj ''Uia. .ts^jj .121

.и-3 548 -1386 Ú'jí2 ' j'-^»" j*-^ j-* iJJJ1 j jjj .122

.0a 562 — .1375 .LSjj^ LÍ^ U^J^-Í »-il jj^" t^biS .123 .uk» 649 — . 1370 'Jfij* .<Jj> .jj lsV''"' ¿dj^ LÍ-^JJ^ . 124 705 — .1377 « jSj- jí?. . jí (jAJI^ ¿JJJ .¡j^ LS^jß^ . 125

2 .1339 'LAj^ - cíaí?^ .126

807 -1379 f»y ù1 ^ j' cs^- л<о> д . 127 400 -1377 ú1 je2 ' ù*' <_sj^-e .128

.ск* 184 — .2537 .AJOj^iLo CJUJJI J <*n)-»j^La Aillai ¡jljjl .tij^-? LS-^*"^ .129

1330 'üb*2 - -J^ .j^*-* ís^J* J" .130

1 60 .1972 ú1 Jé2. ^ЬоыА (jl^ija. t^tbiJj Цй .131 У 1 Л- Ï Л í 1 ¿¡1 - -tjl jjl ¿l^AÍjjiJjj 'í j^JS ¿yloiáj ,132

220-.1333 jl líU^.jl+íjÜl >л3.133

, jUkli jj^aC. jJl ¿jljjl ^^Laii.1 ¿jjlj jl ^Ub . jjls ^Lllj . 1 34

.1330 'ú1 - .4 .ú1 Já' J .Jbaa-e j^a .135

Л

и

- .^Igo. i_5Liak IJ 4-jji. «Д ¿JÍJJJ ú^J^ cs^J^ ^í^JJ .LJajSi^jc. jä .136

.1375 «иЫ

,0a 422 .1379 Jjí .^jlàujjl cJU 150 ¿ájs UIáI^ jl .jy ¿¿J .137 .о* 540 .1379 .^jliujjl JU 150 ¿¿Jj .Цн^Ь^. j) .jjj ¿jJ ls^ .138

.си3 151 - .2536 'ú1 J^ - .ú'Já1 J^1 -^jj^ lsP*-} ■ 139

.1957- ú1 ' AjálSfJc. » ц^^Ц! 140

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.