Метафизика жизни и смерти: экзистенциально-онтологический подход тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат наук Кушова, Ирина Андреевна

  • Кушова, Ирина Андреевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Б.м.
  • Специальность ВАК РФ09.00.01
  • Количество страниц 196
Кушова, Ирина Андреевна. Метафизика жизни и смерти: экзистенциально-онтологический подход: дис. кандидат наук: 09.00.01 - Онтология и теория познания. Б.м.. 2013. 196 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Кушова, Ирина Андреевна

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Метафизика жизни

§ 1.1. Экзистенциально-онтологический подход как возвращение к проблеме жизни и смерти

§1.2. Феномен жизни - от феноменологии к фундаментальной онтологии М. Хайдеггера

§ 1.3. Философия существования Ж.-П. Сартра и А. Камю: основные противоречия

Глава 2. Сознание и время - фундаментальные основания человеческой реальности

§2.1. Проблема жизнепереживания в проекции сознания

§ 2.2. Сознание, определяющее свободу и ответственность, в экзистенциализме Ж.-П. Сартра

§ 2.3. Осознание времени: роль и свойства временных экзистенциалов в человеческой реальности

§ 2.3.1. Проблема времени в феноменологии и фундаментальной онтологии М. Хайдеггера

§ 2.3.2 Сознание и время в экзистенциальных исканиях Ж.-П. Сартра

Глава 3. Метафизика смерти

§3.1. Концептуальное развитие метафизики смерти

§ 3.2. Экзистенциальное понимание смерти и суицидального поведения в философии А. Камю, К. Ясперса, Ж.-П. Сартра

Заключение

Список литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Метафизика жизни и смерти: экзистенциально-онтологический подход»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Начало нового тысячелетия ознаменовано духовно-интеллектуальным кризисом, преодоление которого возможно путём переосмысления фундаментальных оснований человеческого существования, духовных приоритетов, границ и необходимости свободы. Теоретически важным представляется критический анализ положения философии постмодернизма о том, что свобода заключается в способности поступать по-другому; сейчас формируется новое видение свободы и ответственности, и здесь, на наш взгляд, оказываются востребованными и продуктивными идеи философии экзистенциализма. Выбор темы данного исследования обусловлен необходимостью экспликации социально-онтологических оснований учений о жизни и смерти, уже наметившейся в рамках развития современной философии. Данная тема относится к числу незыблемых, «вечных», требующих постоянных уточнений, и каждая эпоха предлагает свой вариант решения проблемы, раскрывающий, так или иначе, тайну и смысл человеческого существования. В метафизическом аспекте, исследование жизни и смерти позволяет выявить и раскрыть сущностные, глубинные основания бытия человека.

Тема диссертационного исследования актуальна и в практическом аспекте, поскольку непосредственным образом связана с постижением реалий современного общества. К ним относятся, во-первых, антропосоциальные проблемы (межнациональные и межконфессиональные войны, мировой терроризм, экономические и социальные кризисы, имунные и онкологические заболевания, и др.).

Во-вторых, трансформация и адаптация личности в условиях научно-технического прогресса, последствия которого, как известно, противоречивы. В свете научных достижений возникают различного рода концепции, например такие, как «Россия 2045», ставящие проблему кибернетического бессмертия в контектсе новой модели цивилизации (Давид Дубровский «Фантастика или

научная проблема». М., 2012).1 Но иллюзия бессмертия равноценна бессмысленности существования. «Вечная жизнь, где нет ни зачатия, ни роста, ни созревания, ни распада - существование столь же застывшее, бесплодное, лишённое любви, бесцельное и неизменное, как у царской мумии, - и есть не что иное, как смерть, только смерть в иной форме».2

В-третьих, информационно-компьютерная революция и связанная с ней виртуализация жизни. Виртуальный мир модифицировал привычные методы и формы самопроектирования жизни и деятельности человека. Кроме того, виртуальная реальность фантомирует безграничность возможностей, человек всё чаще и чаще представляет себя в роли Бога, вершителя судеб. Благодаря виртуальной реальности можно получить свою копию, живущую в виртуальном пространстве. Знакомство человека с компьютером, Интернетом, привело к новой форме зависимости - от виртуальной реальности.

В-четвертых, стремительные перемены - политические, социально-экономические, культурные — и сопровождающее их ухудшение духовно-нравственного и психологического состояния, выраженного в таких понятиях, как «депрессия», «фрустрация», «экзистенциальный вакуум», «пограничная ^ ситуация», «суицид».

В-пятых, смена типа цивилизационного развития человечества, которая связана с глубокими и всесторонними преобразованиями общества, деятельности людей. Исследовательский интерес в данном контексте представляет вопрос о ^ том, что происходит на уровне фундаментальных оснований бытия человека и на

уровне смысложизненных ориентиров, как они проявляются в «цивилизационном дрейфе», как влияют на него.

Проблема жизни и смерти человека находится в центре внимания многих направлений современного социально-гуманитарного знания. Среди

■ч _

1 URL: http://vz.ru/opinions/2012/10/25/604264.html

2 Мамфорд Л. Миф машины. Утопия и утопическое мышление. М., Прогресс, 1991. С. 97.

многочисленных философских штудий, занимающихся исследованиями основных форм и уровней человеческого бытия, одним из самых известных является экзистенциализм. Основы философии экзистенциализма были заложены ещё в XIX веке в сочинениях датского теолога С. Кьеркегора. Окончательно это философское направление сформировалось после Первой мировой войны в странах Западной Европы (Германии, Франции), а по окончании Второй мировой войны философия существования стала черезвычайно популярна и молниеносно распространилась по всей территории Европы, а также в странах Латинской Америки и США.1

Зачастую мнения, характеризующие деятельность философов-экзистенциалистов, не всегда правомерны, их обвиняют в излишней эпатажности и идейной утопии. Но позиционировать высокие нравственные убеждения, объявляя свободу высшей ценностью существования, очень сложно в условиях принципиального расхождения с господствующей идеологией. С первого дня своего возникновения экзистенциальная философия, погружаясь в тайны сознания и времени, размышляя о свободе и ответственности, проводя тщательный анализ феномена смерти, пыталась определить роль и значимость человеческой жизни в мире.

Современная гуманитарная наука обращается к проблеме человека, пытаясь выявить, определить и исследовать глубинные основания его существования, обнаружить важное и непреходящее в непрерывном процессе становления утратившего индивидуальность, тождественность с самим собой и проектирующего свой жизненный проект человека XXI века. Современная цивилизация, построенная на иллюзии бесконечных возможностей, открыла невиданное по масштабу отчуждение человека от окружающей его природы, от общества и, прежде всего, от самого себя. Причиной столь глобальной отстраненности человека служит утрата личностью смысловых ориентаций,

1 Панцхава И. Д. Человек его жизнь и бессмертие. М., Политиздат, 1967. С. 70-71.

базовых константных определений своего бытия. Идеи экзистенциализма находятся в центре внимания современных исследователей в области гуманистической и экзистенциальной психологии, психиатрии,танатологии, политологии, социологии и социальной философии, филологии, культурологии и музыкального искусства, в рамках экзистенциального понимания истории, при всём многобразии методологических подходов.

Степень разработанности проблемы

1. Основные экзистенциалы человеческого существования такие, как жизнь и смерть, а также неотделимые от них феномены сознания, времени, свободы и ответственности стали предметом исследования преимущественно в философии Х1Х-ХХ веков, хотя отдельные мыслители предшествующих эпох сделали эти экзистенциалы предметом особого анализа.

В работах Августина Аврелия, Аристотеля, М. Аврелия, А. Бергсона, Ф. Брентано, Г. В. Ф. Гегеля, Т. Гоббса, Э. Гуссерля, А. Камю, И. Канта, Т. Л. Кара, С. Кьеркегора, Ф. Ницше, Платона, Ж.-П. Сартра, Б. Спинозы, И. Г. Фихте, М. Хайдеггера, Ф. Шеллинга, А. Шопенгауэра, К. Ясперса представлены и раскрыты основные категории человеческого бытия, придающие ему смысл или абсурдность.

2. Базовые социально-онтологические категории (сознание, свобода, ответственность, время) связаны с проблемой жизнепереживания, которая исследуется в работах А. Бергсона, Ф. Брентано, Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, Ж.-П. Сартра, А. Камю. Проблема жизнепереживания представлена и в работах российских ученых: С. Духновского, О. Ф. Больнова, Б. Т. Григорьяна, П. С. Гуревича, А. Б. Демидова, Н. Я. Ивановой, Л. Н. Когана, И. Д. Панцхавы, И. С. Шкловского.

Исследование перечисленных выше категорий органично связано с изучением становления и формирования «философии существования» как самостоятельного философского направления.1

3. Изучая экзистенциально-онтологический подход, мы опирались на работы следующих авторов: А. Камю, Е. Коссака, А. В. Михайлова, И. А. Михайлова, Э. Мунье, А. И. Погорелого, Ж.-П. Сартра, В. В. Трещева, С. Финкелстайна, И. Франка, М. Хайдеггера.

Так, например, в произведениях польского философа Е. Коссака «Экзистенциализм в философии и литературе» и американского критика-марксиста С. Финкелстайна «Экзистенциализм в американской литературе» представлен критический анализ философии экзистенциализма.

В работах раскрывается сложный, неоднозначный характер взглядов представителей данного направления, прослеживается социальная функция «философии существования», а также влияние на культуру Запада. Авторы показывают, что пытаясь ответить на вопросы о смысле жизни человека, о его позиции в мире, экзистенциальная философия предлагает иллюзорное решение этих вопросов, поскольку делает своим предметом внутрений мир личности, изолированной от общества. В работах перечисленных выше авторов

1 Бергсон А. Избранное: Сознание и жизнь. М., РОССПЭН, 2010., Брентано Ф. О различии психических и физических феноменов. М., Дом интеллектуальной книги, 1996., Гуссерль Э. Идея феноменологии. СПб., Гуманитарная академия, 2008., Избранные работы. М., Территория будущего, 2005., Камю А. Посторонний. Миф о Сизифе. Недоразумение. М., ACT, 2010., Камю А. Бунтующий человек. М., Политиздат, 1990., Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. М., Республика, 2000., Хайдеггер М. Бытие и время. М., Ad Marginem, 1997., Разговор на просёлочной дороге. М., Высшая школа, 1991., Больнов О. Ф. Философия экзистенциализма. СПб., Лань, 1999., Григорян Б. Т. Философия о сущности человека. М., Политиздат, 1973., Человек. Его положение и призвание в современном мире. М., Мысль, 1986., Гуревич П. С. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., Республика, 1995., Демидов А. Б. Феномены человеческого бытия. Минск, 1999., URL: http://www.psylib.ukrweb.net/books/demid01/index.htrn, Духновский С. Переживание дисгармонии межличностных отношений. Курган, Изд-во КГУ, 2005., Иванова Н. Я. Философский анализ проблемы смысла бытия человека. Киев, Наукова думка, 1980., Коган Л. Н. Цель и смысл жизни человека. М., Мысль, 1984., Человек и его судьба. M., Мысль, 1988., Панцхава И. Д. Человек его жизнь и бессмертие. M., Политиздат, 1967., Шкловский И. С. Вселенная, жизнь, разум. М., Наука, 1976.

экзистенциализм анализируется, как правило, с позиций марксистской философии.1

Следует отметить также, что экзистенциальная философия связана с феноменологией, в диссертации рассматриваются учения и идеи её представителей Ф. Брентано и Э. Гуссерля.

Влияние феноменологии на становление и развитие экзистенциализма и на творчество Ж.-П. Сартра, в частности, раскрывается в работах В. Бабушкина, А. Ф. Зотова, К. Твардовского.

В монографиях, относящихся к советскому периоду - М. А. Киссель «Философская эволюция Ж.-П. Сартра» (JL, 1976 г.), В. Кузнецова «Жан-Поль Сартр и экзистенциализм» (М., 1969 г.) - рассматриваются основные этапы творческого пути Ж.-П. Сартра, раскрыта личность философа, но, опять-таки, с позиции марксизма. Авторы пишут о Ж.-П. Сартре как об одном из главных

идеологов «новых левых» - экстремисткого течения, противопоставляющего себя

2

мировому коммунистическому движению.

Помимо всего прочего, в работах современных авторов, например таких, как А. Н. Сидоров «Жан-Поль Сартр и либеральный социализм во Франции (5070-е гг. XX в.)» (Иркутск, 2006 г.) и JI. Андреев «Ж.-П. Сартр. Свободное сознание и XX век» (М., 2004 г.) личность философа рассматирвается через анализ левого движения послевоенной Франции. Более личностный подход представлен в предисловии к философскому трактату Ж.-П. Сартра «Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии» (М., 2004 г.); переводивший данное

1 Коссак Е. Экзистенциализм в американской литературе. М., Политиздат, 1980., Михайлов А. В. М. Хайдеггер: человек в мире. М., Знание. 1990., Михайлов И. А. Ранний Хайдеггер: между феноменологией и философией жизни. М., Дом интеллектуальной книги, 1999., Э. Мунье. Надежда отчаявшихся. М., Искусство, 1995., Погорелый А. И. Эволюция экзистенциализма М. Хайдеггер и кризис современной буржуазной философии: автореф. дис. ... канд. философ, наук: 09.00.03. Киев., 1975., Трещев В. В. Репрезентация экзистенциализма в художественной культуре Франции и Германии 1900 - 1970: автореф. дис. ... канд. культуролог, наук: 24.00.01. СПб., 2006., Финкелстайн С. Экзистенциализм в американской литературе. М., Прогресс, 1976 г., Франк И. Введение в экзистенциализм. М., Технотран, 1995.

2 Андреев Л. Ж-П. Сартр. Свободное сознание и XX век. М., Гелеос, 2004., Киссель М. А. Философская эволюция Ж.-П. Сартра. Л., Лениздат, 1976., Кузнецов В. Жан-Поль Сартр и экзистенциализм. М., Изд-во МГУ, 1969.

3 Сидоров А. Н. Жан-Поль Сартр и либеральный социализм во Франции (50-70-е гг. XX в.). Иркутск, Изд-во ИГТУ, 2006.

произведение В. И. Колядко пытается раскрыть личность французского философа, проанализировать причины, повлиявшие на становление и формирование его фундаментально-онтологической концепции.1

4. Анализируя категории сознания, времени и проблему смерти, мы обращаемся к философским трудам М. Хайдеггера, а также критическим работам, посвященным его личности и творчеству.

Особый интерес представляет монография М. Хайдеггера «Разговор на проселочной дороге» (М., 1991 г.) и более раннее произведение, философский трактат «Бытие и время» (М., 1997 г.). Нельзя было оставить без внимания ключевую категорию хайдеггеровской философии «Dasein», подробный анализ которой представлен в публикации И. О. Инишева.

5. Проблема свободы и ответственности, затронутая в нашем исследовании не в меньшей степени, чем проблемы жизнепереживания и сознания, раскрывается в философских произведениях А. Бергсона, А. Камю, И. Канта, Ж.-П. Сартра, М. Хайдеггера. Более подробно проблема ответственности рассматривается в статье И. В. Ветошкиной «Культурно-исторический анализ

л

феномена ответственности» (Томск, 2006 г.).

Кроме того, в нашей работе представлен анализ природы социально-исторической временной реальности; проблема времени человеческого бытия, как одна из фундаментальных мировоззренческих проблем, имеет самые непосредственные выходы к широкому кругу актуальных естественнонаучных, социологических, психологических, эстетических и других вопросов. Для полноценного качественного исследования поставленного нами вопроса о причинности, свойствах и значении времени, мы использовали работы

1 Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. M., Республика, 2004.

2 Хайдеггер M. Разговор на проселочной дороге. M., Высшая школа, 1991., Хайдеггер М. Бытие и время. М., Наука, 2002., Инишев И. О. О термине «Dasein» // Топос. 2000. № 1. С. 46-49.

3 Ветошкина И. В. Культурно-исторический анализ феномена ответственности // Вестник ТГПУ. 2006. Вып. 12 (63). С. 97-100.

следующих авторов: П. П. Гайденко, В. Молчанова, H. Н. Трубникова, А. Г. Чернякова.

6. Характеристика смерти как феномена, определяющего конечность нашего существования, представлена в работах Ж.-П. Сартра, А. Камю, М. Хайдеггера, К. Ясперса. Кроме того, проблеме смерти в экзистенциализме посвящена публикация Н. Т. Роговой, феномен смерти рассматривается в монографии Ф. Арьеса «Человек перед лицом смерти» (M., 1992 г.) и В. Янкелевича «Смерть» (М., 1999 г.), представляющего в своей работе, первую в истории мировой мысли систему философии смерти.1

Анализ суицидального поведения человека опирается на философские размышления А. Камю, Ж.-П. Сартра, К. Ясперса. Более подробно проблема самоубийства раскрыта в научной статье Д. А. Леонтьева «Экзистенциальный смысл суицида: жизнь как выбор» (М., 2008 г.).

Объектом исследования выступают фундаментальные онтологические феномены «жизнь» и «смерть».

Предмет исследования — феномены жизни и смерти в контексте экзистенциально-онтологического подхода.

Цель исследования заключается в экспликации экзистенциально-онтлогических оснований учений о жизни и смерти.

Достижение поставленной цели предполагает решение целого ряда задач:

1. Исследовать идейно-теоретическое значение и возможности экзистенциально-онтологического подхода для решения современных фундаментально-онтологических проблем - жизни и сознания, жизни и смерти, сознания и времени и др.

1 Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., Прогресс, 1992., Янкелевич В. Смерть. М., Изд-во Литературный институт им. А. М. Горького, 1999.

"Камю А. Посторонний. Миф о Сизифе. Недоразумение. М., ACT, 2010., Бунтующий человек. М., Политиздат, 1990., URL: http://institut.smysl.ru/article/Leon_DA_Ekzistencialniy_smysl_suicida_20091218.php

2. Исследовать соотношение жизни и сознания, выявить и обосновать определяющую роль жизнепереживания в феномене жизни.

3. Исследовать взаимосвязь сознания, свободы и ответственности в философии экзистенциализма.

4. Раскрыть, основываясь на материале экзистенциально-онтологического подхода, фундаментальное значение феномена времени для ответа человека на вопрос о смысле его жизни, для самоопределения человека, для понимания сущности сознания.

5. Выявить основные концептуальные подходы к исследованию феномена смерти и суицидального поведения.

Методология исследования. Жизнь и смерть, сознание и время, свобода и ответственность, как фундаментальные основания бытия человека, находятся в поле зрения не только философии, но и всех сфер социально-гуманитарного познания. В связи с этим теоретической и методологической основой диссертационного исследования выступает историко-философский материал, непосредственно связанный с заявленой темой, целью и задачами исследования, и выраженный в трудах представителей различных философских штудий: А. Бергсона, Ф. Брентано, Э. Гуссерля, И. Канта, а, также, в работах представителей экзистенциально-онтологического направления: А. Камю, Ж.-П. Сартра, М. Хайдеггера , К. Ясперса.

Исследование опирается на методологию фундаментально-онтологического подхода, рассматривающего бытие как таковое в его целостности, а бытие человека как его органическую часть. Фундаментальные категории - жизнь, смерть, сознание, время - выражают осмысление и понимание не только человека, но и бытия вообще.

Важную роль в диссертационном исследовании играют общенаучные методы анализа и синтеза, которые способствуют формированию представления о связях между составляющими объекта исследования, выявлению глубинных

оснований самого экзистенциально-онтологического процесса осмысления фундаментальных категорий человеческого бытия, а также выяснению места и роли философского наследия в изучении вышеуказанных проблем в рамках конкретной исторической эпохи. Данные методы позволяют получить философские выводы общего характера и многосторонне подойти к рассматриваемым проблемам. Следует отметить, что в исследовании использован сравнительный метод, в том числе историко-сравнительный; методы герменевтический (интерпретация философских текстов) и феноменологический (выяснение смысловой сущности различных подходов и учений, рассматривающих проблематику жизни и смерти, сознания и времени, свободы и ответственности); системный, диалектический методы.

Научная новизна исследования

1. Обоснована и раскрыта социальная направленность экзистенциально-онтологического подхода.

2. Раскрыто методологическое значение экзистенциально-онтологического подхода, заключающееся в разработке и разъяснении фундаментальных онтологических проблем, в частности, взаимообусловленности жизни и смерти, соотношения сознания и времени, неотъемлемости свободы от ответственности.

3. Выявлена имманентная, глубинная взаимосвязь и корреляция феноменов жизни, смерти, сознания и времени, свободы и ответственности.

4. Исследованы феномены «жизнь» и «смерть» через их соотношение с сознанием и временем.

5. Феномены жизни и смерти, сознания, времени и свободы представлены как части целостного бытия человека.

6. Выявлены и исследованы концептуальные подходы к пониманию феномена смерти: смерть как феномен жизни (М. Хайдеггер), смерть как предел человеческого существования (Ж.-П. Сартр).

7. Исследованы концептуальные подходы к изучению суицидального поведения: суицид как выражение свободы и преодоления страха перед смертью (А. Камю), как проявление рефлексивного сознания и утраты смысложизненных оснований (Ж.-П. Сартр).

Положения выносимые на защиту

1. Экзистенциально-онтологический подход имеет принципиально важное значение для нового осмысления фундаментальных оснований бытия человека, смысла его жизни и смерти, свободы и ответственности, сознания и времени: он раскрывает целостность и социально-активную направленность бытия человека.

2. Экзистенциально-онтологический подход по своему содержанию является метафизикой жизни (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю).

3. Диалектика жизни и смерти может быть раскрыта следующим образом: смысл жизни заключён в человеческом существовании «Здесь-бытие» («Dasein»), но само существование есть «Бытие-к-смерти». Страх перед смертью является определяющим в жизни человека и делает свободу собственного выбора нецелесообразной, направляя человека на поиски своего места в коллективно-неопределённом «Man», что означает «мыслить и действовать как все».

4. Первооснову успешной реализации человеком своего жизненного проекта составляет постоянное присутствие в его существовании свободы, свободы выбора.

5. Человек стремится к осмыслению основных экзистенциалов собственного существования только тогда, когда озабочен достижением какой-либо цели, когда процес познания окружающей действительности неразрывно связан с процессом саморазвития и самосовершенствования человека. Жизнь, свобода, ответственность, пространство и время, а также смерть являются основанием правоспособности человека, они определяют его статус быть существом творческим, самопроектирующимся с мерой ответственности за свой выбор цели

и смысла жизни, за своё отношение к миру. Определяющее значение в реализации человеком своего жизненнго проекта имеет будущее.

6. «Бытие к смерти» как модус «Здесь-бытия» предстает в качестве конкретно-жизненного опыта постижения индивидом предельности собственного существования.

Научная и практическая значимость исследования. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при разработке и чтении общих курсов по истории философии, феноменологии,социальной онтологии, социальной философии и антропологии; специальных курсов, посвященных изучению представленных в работе философских концепций в рамках той или иной проблематики; при разработке специальных факультативов, посвящённых личности А. Бергсона, Ф. Брентано, Э. Гуссерля, А. Камю, Ж.-П. Сартра, М. Хайдеггера, К. Ясперса,а также возникновению и развитию философии экзистенциализма. Более того, на представленные в исследовании положения и выводы можно опираться при написании учебно-методических пособий по данной тематике.

Соответсвие диссертации паспорту научной специальности. В соответствии с формулой специальности 09.00.01 Онтология и теория познания, включающей исследования и разработки в области теории, методологии, закономерности формирования и развития онтологии и теории познания, представленная диссертационная работа является теоретическим исследованием фундаментально-онтологических феноменов «жизнь» и «смерть», сопряженных с проблемами соотношения сознания и времени, свободы и ответственности в рамках философии экзистенциализма.

Полученные научные результаты соответствуют пункту 1 «Закономерности формирования и развития научной онтологии и теории познания на основе концептуальной интеграции достижений фундаментальных наук в построение научной картины мира, а также в критический анализ религиозно-

идеалистической, метафизической и натурфилософской онтологии и гносеологии»; пункту 4 «Структура бытия, реальности, существования и его онтологические критерии; соотношение объективной, субъективной и виртуальной реальности»; пункту 10 «Онтология пространства и времени, их всеобщих и локальных свойств, а также модификации этих свойств в микромире и мегамире, в биологических и социальных системах»; пункту 18 «Закономерности формирования и обновления философских категорий и общенаучных понятий в сфере онтологии и гносеологии, в процессах дифференциации фундаментальных и прикладных наук»; пункту 22 «Социальная онтология человеческого бытия и общественного развития, её соотношение со структурой, проблемами и достижениями в области социальной философии и теоретической социологии» паспорта специальности 09.00.01 - «Онтология и теория познания».

Апробация результатов исследования Основные выводы и положения диссертационного исследования были представлены в форме докладов, сообщений, отчётов и выступлений на Международных, Всероссийских, межрегиональных научных и научно-теоретических конференциях, в частности на международной научно-теоретической конференции «Ценности современной науки и образования» (Киров, 2008 г.); межрегиональной научной конференции «Философия - культура - социум: аспекты взаимодействия» (Киров, 2010 г.); III всероссийской научной конференции «Философия и методология науки» (Ульяновск, 2011 г.); I всероссийской научной конференции с международным участием «Целостность в мире философии и социально-гуманитарного знания» (Липецк, 2011 г.)

Основные выводы исследования прошли апробацию на заседании кафедры философии и социологии Вятского государственного гуманитарного университета.

Ключевые идеи и положения диссертации отражены в восьми работах автора. Три статьи опубликованы в журналах, входящих в Перечень ВАК.

Структура работы определяется целью, решением поставленных задач и логикой исследования. Работа включает введение, три главы, заключение и список литературы. Содержание изложено на 196 страницах. Библиография содержит 201 наименование

Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Кушова, Ирина Андреевна, 2013 год

Список литературы

1. Автономова, Н. С. Философские проблемы структурного анализа / Н. С. Автономова- М.: Наука 1977. - 269с.

2. Андреев, JI. Ж.-П. Сартр. Свободное сознание и XX век / J1. Андреев -М.: Гелеос, 2004.-416 с.

3. Антисери, Д., Реале, Дж. Западная философия от истоков до наших дней / Д. Антисери, Дж. Реале; под общ. ред. Мальцева С. А. - СПб.: Петрополис, 1997.-850 с.

4. Аристотель. О душе / Аристотель. Собрание соч.: В 4 т. Т. 1- М.: Мысль 1976.-532 с.

5. Арзамасцев, А. М. Аксиологическая функция философии / А. М. Арзамасцев - Магнитогорск: Изд-во МГТУ, 2004. - 119 с.

6. Аршинов, В. И., Свирский, Я. И. От смыслопрочтения к смыслопорождению / В. И. Аршинов, Я. И. Свирский // Вопросы философии. -1992.-№2.-С. 145-152.

7. Арьес, Ф. Человек перед лицом смерти / Ф. Арьес - М.: Прогресс, 1992.-528 с.

8. Асмус, В. Ф. Античная философия / В. Ф. Асмус - М.: Высшая школа, 1976.-543 с.

9. Асмус, В. Ф. Диалектика необходимости и свободы в философии истории Гегеля / В. Ф. Асмус // Вопросы философии - 1995. - № 1. - С. 52-69.

10. Бабушкин, В. Феноменологическая философия: критический анализ [Электронный ресурс] / В. Бабушкин - М.: Наука, 1985. - 188 с. Режим доступа: //http://www.psylib.ukrweb.net/books/babus01/index.htm

11. Бакарадзе, К. С. Очерки по истории новейшей и современной буржуазной философии / К. С. Бакарадзе - Тбилиси, 1960. - 530 с.

12. Барг, О. А. Феномен смысла жизни, природа сознания и научная философия / О. А. Барг // Новые идеи в философии. - Пермь, 2000. - Вып. 9. - С. 132-139.

13. Барг, О. А. Человек и мир: как материя заставляет человека её усложнять / О. А. Барг // Новые идеи в философии: Межвузовский сб. науч. трудов. Перм. ун-т. - Пермь, 2000. - Вып. 6. - С. 55-59.

14. Барулин, В. С. Социально-философская антропология: Общие начала социально-философской антропологии / В. С. Барулин - М.: Онега, 1994. - 252 с.

15. Батенин, С. С. Человек в его истории / С. С. Батенин - Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1976. - 295 с.

16. Батишев, Г. С. Деятельная сущность человека как философский принцип / Г. С. Батишев // Проблема человека в современной философии. - М.: Наука, 1969.-С. 73-144.

17. Башков, Д. А. Заметки по феноменологии [Электронный ресурс] / Д. А. Башков // Парадигма. - СПб. - 2004. - № 4. Режим доступа: //http://www.paradigma.narod.ru/04/contents04.html

18. Бек, У. Общество риска. На пути к другому модерну / У. Бек - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 384 с.

19. Бек, У. Что такое глобализация? / У. Бек - М.: Прогресс-Традиция, 2001.-304 с.

20. Белл, Д. Возобновление истории в новом столетии / Д. Белл // Вопросы философии. - 2002. - № 5. - С. 13-25.

21. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Д. Белл - М.: Academia, 2004. - 788 с.

22. Бергсон, А. Два источника морали и религии / А. Бергсон - М.: Канон, 1994.-384 с.

23. Бергсон, А. Избранное: Сознание и жизнь / А. Бергсон - М.: РОССПЭН, 2010.-399 с.

24. Бергсон, А. Собрание сочинений в 4-х томах. Т. 1. Опыт о непосредственных данных сознания. Материя и память / А. Бергсон - М.: Московский клуб, 1992. - 336 с.

25. Бергсон, А. Творческая эволюция / А. Бергсон - М.: ТЕРРА -Книжный клуб, 2001. - 384 с.

26.

27. Бердышев, Г. Д. Реальность долголетия и иллюзия бессмертия / Г. Д. Бердышев - К.: Политиздат Украины, 1989. - 254 с.

28. Бехман, Г. Современное общество как общество риска / Г. Бехман // Вопросы философии. - 2007. —№ 1. - С. 26-46.

29. Блауберг, И. И. Субстанциональность времени и «позитивная метафизика»: из истории рецепции философии Бергсона в России / И. И. Блауберг // Логос. - 2009. - 3 (71). - С. 107 - 114.

30. Блаватская, Е. П. Смерть и бессмертие / Е. П. Блаватская - М.: Сфера, 1992.-476 с.

31. Блауберг, И. И. Анри Бергсон и философия длительности / И. И. Блауберг Бергсон А. Собр. соч. в 4-х т. Т. 1. - М.: Московский клуб, 1992. - С. 644.

32. Бодрийяр, Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / Ж. Бодрийяр - М.: Республика, 2006. - 269 с.

33. Богомолов, А. С. Буржуазная философия США XX века / А. С. Богомолов - М.: Мысль, 1974. - 344 с.

34. Больнов, О. Ф. Философия экзистенциализма / О. Ф. Больнов - СПб.: Лань, 1999.-224 с.

35. Бородай, Ю. М. Эротика смерть - табу: Трагедия человеческого сознания / Ю. М. Бородай - М.: Наука, 1996. - 416 с.

36. Бросова, Н. 3. История между «жизнью» и «смертью» О. Шпенглер и М. Хайдеггер / Н. 3. Бросова // Вестник Московского университета. - 2001. -Серия 7. Философия - № 2- С. 16-26.

37. Бурдье, П. Практический смысл / П. Бурдье - СПб.: Алетейя, 2005. -

576 с.

38. Брентано, Ф. О различии психических и физических феноменов. Избранные работы / Ф. Брентано - М.: Дом интеллектуальной книги, 1996. - 176 с.

39. Васильев, В. В. Трудная проблема сознания [Электронный ресурс] / В. В. Васильев - М.: Прогресс, 2009. - 272 с. Режим доступа: //http://books.tr200.net/v.php?id=673019/

40. Ватин, И. В. Человеческая субъективность / И. В. Ватин - Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1984. - 200 с.

41. Вишев, И. В. Некоторые философские аспекты проблемы смерти и бессмертия человеческого индивида / И. В. Вишев // Новые идеи в философии: Межвуз. сб. науч. трудов. Перм. ун-т. - Пермь, 1992. - Вып. 1. - С. 27-30.

42. Вишев, И. В. Философия жизни философия смерти философия бессмертия / И. В. Вишев // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - 2003. - № 3 (19). - Серия «Социально-гуманитарные науки». -Вып. 2-С. 130-134.

43. Ветошкина, И. В. Культурно-исторический анализ феномена ответственности / И. В. Ветошкина // Вестник ТГПУ. - 2006. - Вып. 12 (63). -Серия: Гуманитарные науки (Социология). - С. 97-100.

44. Володихин, Д. М. Философия абсолютной печали: (Экзистенциалистские разыскания) / Д. М. Володихин - М.: Витязь, 1996. - 113 с.

45. Габитова, Р. М. Человек и общество в немецком экзистенциализме / Р. М. Габитова - М.: Наука, 1972. - 222 с.

46. Гайденко, П. П. Прорыв трансцендентному: Новая онтология XX века / П. П. Гайденко - М.: Республика, 1997. - 495 с.

47. Гайденко, П. П. Проблема времени у Канта: время как априорная форма чувственности и вневременность вещей в себе / П. П. Гайденко // Вопросы философии. - 2003. - № 9. - С. 134-150.

48. Гарин, И. И. Пророки и поэты: Воскрешение духа / И. И. Гарин - М.: Терра, 1992.-640 с.

49. Гвардини, Р. Конец нового времени / Р. Гвардини // Вопросы философии. - 1990. - № 4. - С. 127-163.

50. Гвишиани, Д. М. Наука и глобальные проблемы современности / Д. М. Гвишиани // Вопросы философии. - 1981. - № 3. - С. 97-108.

51. Григорьян, Б. Т. Философия о сущности человека / Б. Т. Григорян -М.: Политиздат, 1973. - 319 с.

52. Григорьян, Б. Т. Человек. Его положение и призвание в современном мире / Б. Т. Григорян - М.: Мысль, 1986. - 224 с.

53. Гроф, С., Галифакс, Дж. Человек перед лицом смерти / С. Гроф, Дж. Галифакс - М.: ИНИОН, 1995.-301 с.

54. Гуревич, П. С. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии / П. С. Гуревич - М.: Республика, 1995. - 576 с.

55. Гуссерль, Э. Идея феноменологии / Э. Гуссерль - СПб.: Гуманитарная Академия, 2008. - 224 с.

56. Гуссерль, Э. Начало Геометрии/ Э. Гуссерль - М.: Наука, 1996. - 269

с.

57. Гуссерль, Э. Избранные работы [Электронный ресурс] / Э. Гуссерль -М.: Территория будущего, 2005. - 464 с. Режим доступа: http://yanko.lib.ru/books/philosoph/gusserl- ¿2Ьг_гаЬ-2005-а.111:т#_Тос 165224943

58. Гуссерль, Э. Феноменология внутреннего сазанина времени. Т. 1. / Э. Гуссерль. - М.: Академический проект, 2010.-389 с.

59. Гуссерль, Э. Логические исследования / Э. Гуссерль - СПб.: Образование, 1990. - 224 с.

60. Гуссерль, Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология / Э. Гуссерль - СПб.: Владимир Даль, 2004. - 399 с.

61. Давидович, В. Е., Аболина, Р. Я. Кто ты человечество? Теоретический портрет / В. Е. Давидович, Р. Я. Аболина - М.: Молодая Гвардия, 1975. - 176 с.

62. Демидов, А. Б. Феномены человеческого бытия [Электронный ресурс] / А. Б. Демидов - М.: Экономпресс, 1999. - 190 с. Режим доступа: http://www.psylib.ukrweb.net/books/demid01/index.htm

63. Демичев, А. В. Философские и культурные основания современной танатологии: дис. ... д-ра философ, наук: 09.00.13 / Демичев Андрей Витальевич -СПб., 1997.-280 с.

64. Джиоев, О. И. О некоторых типических постановках проблемы смысла жизни в истории философии / О. И. Джиоев // Вопросы философии. -1981.-№ 6.-С. 153-163.

65. Достоевский, Ф. М. Братья Карамазовы / Ф. М. Достоевский - М.: Эксмо, 2005.- 1008 с.

66. Дроздов, В. Н., Беридзе, М. 3., Разин, П. С. Медицинские, социально-психологические, философские и религиозные аспекты смерти человека: В помощь лектору / В. Н. Дроздов, М. 3. Беридзе, П. С. Разин - Киров, 1992. - 31 с.

67. Дубровский, Д. И. Смысл смерти и достоинство личности / Д. И. Дубровский // Философские науки. - 1990. - № 5. - С. 116-120.

68. Дубровский, Д. И. Новая реальность: человек и компьютер/ Д. И. Дубровский // Полигнозис. - 2003. - № 3 (23) - С. 20-32.

69. Дубровский, Д. И. «Фантастика или научная проблема?» [Электронный ресурс] / Д. И. Дубровский // «ВЗГЛЯД.РУ» Деловая газета, г. Москва, 2012. Режим доступа: http://vz.ru/opinions/2012/10/25/604264.html

70. Дугин, А. Г. Мартин Хайдеггер: философия другого Начала / А. Г. Дугин - М.: Академический проект, 2010. - 389 с.

71. Духновский, С. Переживание дисгармонии межличностных отношений / С. Духновский - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2005. - 175 с.

72. Дынник, М. А. Материалисты Древней Греции: Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура / М. А. Дынник - М.: Политиздат, 1955. - 238 с.

73. Иванова, В. С. Проблема жизненного самоопределения в контексте повседневных практик: автореф. дис. ... канд. философ, наук: 09.00.11 / Иванова Вера Степановна - Томск, 2003. - 13 с.

74. Иванова, Н. Я. Философский анализ проблемы смысла бытия человека / Н. Я. Иванова - К.: Наукова Думка, 1980. - 187 с.

75. Игнатьев, В. А. Проблема человека и «мировая проблематика» (Шестой доклад «Римскому клубу») / В. А. Игнатьев // Вопросы философии. — 1981.-№3.-С. 161-167.

76. Ильенков, Э. В. Об идолах и идеалах / Э. В. Ильенков - М.: Политиздат, 1968. - 319 с.

77. Ильенков, Э. В. Философия и культура / Э. В. Ильенков - М.: Политиздат, 1991. - 464 с.

78. Имятинов, Н. С. Объективные смыслы жизни и существования/ Н. С. Имятинов // Вопросы философии. - 2006. - № 7. - С. 84-94.

79. Инишев, И. О термине «Dasein» / И. О Инишев // Философско-культурологический журнал «Топос». - Минск. - 2000. - № 1. - С. 46-49.

80. Иноземцев, В. J1. Глобализация - наивная мечта XX века / В. JI. Иноземцев // Человек. - 2003. - № 5. - С. 38-45.

81. Исупов, К. Г. Русская философская танатология / К. Г. Исупов // Вопросы философии. - 1994. - № 3 - С. 106-114.

82. Зотов, А. Ф. Мельвиль, Ю. К. Западная философия XX века / А. Ф. Зотов, Ю. К. Мельвиль - М.: Проспект, 1998. - 432 с.

83. Зотов, А. Ф. Ранний Гуссерль и формирование феноменологического движения в европейской философии [Электронный ресурс] / А. Ф. Зотов // Логос.

1991. -№ 2. - С. 41-52. Режим доступа: http://anthropology.rinet.ru/old/ranni_husserl.htm

84. Захаров, В. Герой абсурда и его бунт (А. Камю трагедия счастья) / В. Захаров - М.: Терра, 1998. - 464 с.

85. Камю, А. Посторонний. Миф о Сизифе. Недоразумение / А. Камю -М.: ACT, 2010.-448 с.

86. Камю, А. Бунтующий человек / А. Камю - М.: Политиздат, 1990. - 415

с.

87. Камю, А. Сочинения в 5-ти томах / А. Камю - Харьков: Фолио, 1998.

88. Кандалинцева, Л. Е. Проблема свободы в социальной философии Франции (А. Камю, Ж.-П. Сартр): автореф. дис. ... канд. философ, наук: 09.00.11 / Лада Евгеньевна Кандалинцева - М., 2000. - 23 с.

89. Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант - СПб.: Эксмо, 2007. -1120 с.

90. Кант, И. Собрание сочинений в 8-ми томах / И. Кант - М.: ЧОРО,

1994.

91. Кант, И. Религия в пределах только разума. Трактаты и письма / И. Кант - М.: Наука, 1980. - 712 с.

92. Катречко, С. Л. Трансцендентальная (кантовская) модель сознания как новая парадигма «искусственного разума» [Электронный ресурс] / С. Л. Катречко - г. Москва - 2005. Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/katr/kant_cogn.html

93. Киссель, М. А. Философская эволюция Ж.-П. Сартра / М. А. Киссель -Л.: Лениздат, 1976. - 239 с.

94. Клевцова, Э. С. Социальная свобода человека: сущность и реализация: автореф. дис. ... канд. философ, наук: 09.00.11 / Эмма Сергеевна Клевцова -Черкесск, 2004. - 23 с.

95. Клагес, JI. Сознание и жизнь [Электронный ресурс] / J1. Клагес // Русское самосознание. Философско-исторический журнал, издание Русского философского общества им. Н. Н. Страхова. Вып. № 2. Режим доступа: http://russamos.narod.ru/02-05.htm

96. Князева, Е. Н., Курдюмов, С. П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов - М.: Наука, 1994. - 238 с.

97. Коган, JI. Н. Цель и смысл жизни человека / Jl. Н. Коган - М.: Мысль, 1984.-252 с.

98. Коган, Л. Н. Человек и его судьба / Л. Н. Коган - М.: Мысль, 1988. -

285 г.

99. Кораблев, В. В. Метафизика жизни и смерти в «Зимних сонетах» Вяч. Иванова [Электронный ресурс] / В. В. Кораблев / Филологические штудии: сборник научных трудов. - Иваново: Изд-во Ивановского государственного университета, 1999. - Вып. № 3. Режим доступа: http://www.v-ivanov.it/wp-content/uploads/2011/04/korablev_metafizika_zhizni_i_smerti_v_zimnikh_sonetakh_iv anova_1999_text. pdf

100. Коссак, E. Экзистенциализм в американской литературе / Е. Коссак -М.: Политиздат, 1980. - 395 с.

101. Крашенинников, Е. Выстраивание понятия личности в концепции Ф. Аквинского / Е. Крашенинников // Развитие личности. - М. - 2003. - С. 113-132.

102. Крывелев, И. А. Критика религиозного учения о бессмертии / И. А. Крывелев - М.: Наука, 1979. - 175 с.

103. Кузнецов, В. Жан-Поль Сартр и экзистенциализм / В. Кузнецов - М.: Изд-во МГУ, 1969. - 258 с.

104. Кьеркегор, С. Страх и трепет / С. Кьеркегор - М.: Республика, 1993. -

383 с.

105. Кьеркегор, С. Заключительное научное послесловие к «Философским крохам» / С. Кьеркегор - Мн.: И. Логвинов, 2005. - 752 с.

106. Кюнг, Г. Великие христианские мыслители / Г. Кюнг - СПб.: Длетейя, 2000. - 442 с.

107. Лаврин, А. П. 1001 смерть/А. П. Лаврин-М.: Ретекс, 1991. -416 с.

108. Лекторский, В. А. Субъект, объект, познание / В. А. Лекторский - М.: Наука, 1980.-359 с.

109. Лекторский, В. А. Умер ли человек? / В. А. Лекторский // Человек. -2004.-№4.-С. 10-16.

110. Леонтьев, Д. А. Экзистенциальный смысл суицида: жизнь как выбор [Электронный ресурс] / Д. А. Леонтьев // Московский психотерапевтический журнал. - 2008. - № 4. - С. 58-82. Режим доступа: http://institut.smysl.ru/article/Leon_DA_Ekzistencialniy_smysl_suicida_20091218.php

111. Макаров, Б. В. Человек, государство и Бог в философии Ф. Ницше / Б. В. Макаров - СПб.: Русский остров, 2005. - 786 с.

112. Мантров, А. В. Философские аспекты права человека на жизнь и смерть. / А. В. Мантров // Вестник ОГУ - 2007. - № 7. - С. 128-134.

113. Маритен, Ж. От Бергсона к Фоме Аквинскому. Очерки метафизики этики / Ж. Маритен - М.: Изд-во Институт философии, теологиии истории св. Фомы, 2006.-216 с.

114. Мацына, А. И. Смерть как онтологическая категория: Метафизика смерти: автореф. дис. ... канд. философ, наук: 09.00.01 / Мацына Андрей Иванович - Челябинск, 2006. - 150 с.

115. Михайличенко, Д. Г. Интенсивная стратегия развития современного человека как этос: автореф. дис. ... канд. философ, наук: 09.00.11 / Дмитрий Георгиевич Михайличенко - Уфа, 2006. - 24 с.

116. Михайлов, А. В. М. Хайдеггер: человек в мире / А. В. Михайлов - М.: Знание, 1990.-35 с.

117. Михайлов, И. А. Ранний Хайдеггер: Между феноменологией и философией жизни / И. А. Михайлов - М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. -289 с.

118. Мень, А. Тайна жизни и смерти / А. Мень - М.: Знание, 1992. - 64 с.

119. Мерло-Понти, М. Феноменология восприятия / М. Мерло-Понти -СПб.: Наука, 1999.-606 с.

120. Мечников, И. И. Этюды оптимизма / И. И. Мечников - М.: Наука, 1964.-339 с.

121. Митрохин, JI. Н., Мысливченко, А. Г., Ойзерман, Т. И. Современный экзистенциализм / JI. Н. Митрохин, А. Г. Мысливченко, Т. И. Ойзерман - М.: Мысль, 1966. - 566 с.

122. Молчанов, В. И. Время и сознание. Критика феноменологической философии [Электронный ресурс] / В. И. Молчанов - М.: Высшая школа, 1998. -144 с. Режим доступа: http://www.philosophy.rU/library/mol/l l_3_2.html

123. Молчанов, В. И. Гуссерль и Бергсон: введение времени / В. И. Молчанов // Логос. - 2009. - № 3 (71). - С. 82-97.

124. Мордовцева, Т. В. Идея смерти в культурфилософской ретроспективе [Электронный ресурс] / Т. В. Мордовцева // Таганрог: Изд-во ТИУиЭ, 2001. - 120 с. Режим доступа: http://anthropology.ru/ru/texts/mordov/ idea_46.html

125. Мунье, Э. Надежда отчаявшихся / Э. Мунье - М.: Искусство, 1995. -

237 с.

126. Мысливченко, А. Г. Человек как предмет философского познания / А. Г. Мысливченко - М.: Мысль, 1972. -190 с.

127. Неретина, С. С. Смерть как условие бессмертия / С. С. Неретина // Человек. - 2002. - № 4. - С. 48-62.

128. Ницше, Ф. Так говорил Заратустра / Ф. Ницше - М.: ACT, 2004. - 340

с.

129. Осипова, Н. О. Введение в методологию гуманитарных исследований / Н. О. Осипова - Киров: Изд-во ВГГУ, 2011. - 151 с.

130. Овчинников, А. Г. Зимние картины в лирике А. Пушкина и П. Вяземского и пушкинская метафизика жизни и смерти [Электронный ресурс] / А. Г. Овчинников // Филологический класс. - 4(30). - 2012. - Режим доступа: ЬИр://]оигпа18.изри.ш/аиас11шеп18/аП1с1е/270/Филологический%20класс_4( 30)_ 2012_ст.%2013.pdf

131. Панов, С. В. Проблема смерти в философии: онтологический аспект: автореф. дис. ... канд. философ, наук: 09.00.01. / Панов Сергей Владимирович -Москва, 2002. - 24 с.

132. Панцхава, И. Д. Человек его жизнь и бессмертие / И. Д. Панцхава -М.: Политиздат, 1967. - 191 с.

133. По дорога, В. А. Выражение и смысл / В. А. Подорога - М.: Ad Marginem, 1995. - 427 с.

134. Погорелый, А. И. Эволюция экзистенциализма М. Хайдеггера и кризис современной буржуазной философии: автореф. дис. ... канд. философ, наук: 09.00.03 / Погорелый Александр Иванович - Киев, 1975. - 24с.

135. Платон. Собрание соч. в 4-х томах. Т. 3 / Платон - М.: Мысль, 1994.

136. Прист, С. Теории сознания [Электронный ресурс] / С. Прист - М.: ДИК, 2000. - 288 с. Режим доступа: //http://psylib.org.ua/books/prist01/index.htm

137. Рикёр, П. Память, история, забвение / П. Рикёр - М.: Изд-во Гуманитарной литературы, 2004. - 728 с.

138. Риккерт, Г. Науки о природе и культуре / Г. Риккерт - М.: Республика, 1998.-416 с.

139. Романец, В. А. Жизнь и смерть в научном и религиозном истолковании / В. А. Романец - Киев.: Здоровье, 1989. - 191 с.

140. Руткевич, А. М. От Фрейда к Хайдеггеру: Критический очерк экзистенциального психоанализа / А. М. Руткевич - М.: Политиздат, 1985.-175 с.

141. Сартр, Ж.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии / Ж.-П. Сартр - М.: Республика, 2000. - 639 с.

142. Сартр, Ж.-П. Тошнота / Ж.-П. Сартр - М.: ACT, 2010. - 320 с.

143. Сартр, Ж.-П. Экзистенциальный театр / Ж.-П. Сартр - М.: ACT, 2010. -320 с.

144. Сартр, Ж.-П. Что такое литература? [Электронный ресурс] / Ж.-П. Сартр - М.: Попурри, 1999. - 448 с. Режим доступа: //http://www.lib.ru/SARTR/s_literatura.txt

145. Сартр, Ж.-П. Проблемы метода / Ж.-П. Сартр - М.: Академический проект, 2008. - 224 с.

146. Сартр, Ж.-П. Воображаемое. Феноменологическая психология воображения / Ж.-П. Сартр - СПб.: Наука, 2001. - 319 с.

147. Сартр, Ж.-П. Бытие и ничто (в сокращении) / Ж.-П. Сартр // Философские науки. - 1989. -№ 3. - С. 87-88.

148. Сартр, Ж.-П. Дороги свободы. В 3-х томах. Т. 1. Возраст зрелости / Ж.-П. Сартр - Харьков: Фолио, 1997. - 368 с.

149. Сартр, Ж.-П. Слова. Мухи. Почтительная пастушка. За закрытыми дверями / Ж.-П. Сартр - М.: ACT, 2010. - 320 с.

150. Сартр, Ж.-П. Эпоха, лишенная морали. Из интервью 1975 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: //http://www.sartre.ru/librazd-ar-avtor-1032/

151. Ницше Ф., Фрейд 3., Фромм Э., Камю А., Сартр Ж.-П. Сумерки Богов / Под общ. ред. А. А Яковлева. - М.: Политиздат, 1989. - 398 с.

152. Сидоров, А. Н. Жан-Поль Сартр и либеральный социализм во Франции (50-70-е гг. XX в.) / А. Н. Сидоров- Иркутск: Изд-во ИГТУ, 2006. - 103 с.

153. Силуянова, И. Современная медицина и православие [Электронный ресурс] / И. Силуянова. - М.: Изд-во Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1998. - 105 с. Режим доступа: http://www.lib.eparhia-saratov.ru/ books/ 17s/siluanova/medicine/medicine.pdf

154. Серл, Д. Открывая сознание заново / Д. Серл - М.: Идея-Пресс, 2002. -256 с.

155. Согомонов, Ю. В. Добро и зло / Ю. В. Согомонов - М.: Политиздат, 1965.-96 с.

156. Сотникова, H. Н. Смерть как нравственный идеал в философии А. Шопенгауэра [Электронный ресурс] / H. Н. Сотников // Фигуры Танатоса. Философский альманах. Пятый специальный выпуск. СПб., 1995. Режим доступа: http://anthropology.ru/ru/texts/ sotnikova/tanatos5 .html

157. Стретерн, П. Сартр за 90 минут [Электронный ресурс] / П. Стретерн -М.: ACT, 2005. - 96 с. Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/stret01/txtl9.htm

158. Стретерн, П. Ницше за 90 минут [Электронный ресурс] / П. Стретерн - М.: ACT, 2006 - 76 с. Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/stret01/txtl8.htm

159. Стретерн, П. Кьеркегор за 90 минут [Электронный ресурс] / П. Стретерн - М.: ACT, 2004. - 96 с. Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/stretO 1/txtl 7.htm

160. Суворова, О. С. Телесность и смертность человека: философско-мировоззренческие и методологические проблемы: автореф. дис. ...канд. философ, наук: 09.00.01 / Суворова Ольга Семеновна. - М., 1995. - 93 с.

161. Твардовский, К. Логико-философские и психологические исследования / К. Твардовский - М.: Российская политическая энциклопедия, 1997.-252 с.

162. Тит Лукреций Кар. О природе вещей / Тит Лукреций Кар - М.: Изд-во Художественной литературы, 1983. - 383 с.

163. Тихонравов, Ю. В. Экзистенциальная психология / Ю. В. Тихонравов - М.: ЗАО Бизнес-школа, 1998. - 238 с.

164. Трещев, В. В. Репрезентация экзистенциализма в художественной культуре Франции и Германии 1900 - 1970 гг.: автореф. дис. ... канд. культуролог, наук: 24.00.01 / Трещев Виктор Вячеславович - СПб., 2006 - 21 с.

165. Трубников, Н. Н. Время человеческого бытия / Н. Н. Трубников - М.: Наука, 1987.-255 с.

166. Уитроу, Дж. Естественная философия времени / Дж. Уитроу - М.: Едиториал УРСС, 2003. - 400 с.

167. Финкелстайн, С. Экзистенциализм в американской литературе / С. Финкелстайн - М.: Прогресс, 1967. - 318 с.

168. Франк, И. Введение в экзистенциализм / И. Франк - М.: Технотран, 1995.- 117 с.

169. Фрейд, 3. Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа [Электронный ресурс] / 3. Фрейд - СПб., Алетейя, 1999. -251 с. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/freyd/och_ist.php

170. Фрумкин, К. Пространство-время-смерть: Метафизика Иосифа Бродского [Электронный ресурс] / К. Фрумкин // Культурология: теория школы история практика. Режим доступа: http://www.countries.ru/ library /twenty /brodsky/ frumkin.htm

171. Хайдеггер, М. Слова Ницше «Бог мертв» [Электронный ресурс] / М. Хайдеггер // Вопросы философии. - 1990. - № 7. - С. 143 - 176. Режим доступа: http ://ec-dej avu.ru/g/God.html

172. Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер - М.: Ad Marginem, 1997. -453 с.

173. Хайдеггер, М. Основные проблемы феноменологии / М. Хайдеггер -СПб.: Изд-во Высшая Религиозно-Философская школа, 2001. - 446 с.

174. Хайдеггер, М. Что зовется мышлением? / М. Хайдеггер - М.: Территория будущего, 2006. - 320.

175. Хайдеггер, М. Разговор на проселочной дороге / М. Хайдеггер - М.: Высшая школа, 1991. - 192 с.

176. Хайдеггер, М. Исток художественного творения / М. Хайдеггер - М.: Академический проект, 2008. - 528 с.

177. Харитонова, О. В. Небытие определяет сознание [Электронный ресурс] / О. В. Харитонова // Фигуры Танатоса. Философский альманах. Пятый специальный выпуск. СПб. 1995. Режим доступа: http://anthropology.ru/ru/texts/kharitonova/tanatos5.html

178. Цветков, Р. А. Понятия «другой» и «смерть другого» в исследовании феномена смерти / Р. А. Цветков // Вестник Башкирского университета - Т. 14. — 2009.-№3,-С. 976-980.

179. Черняков, А. Г. Онтология времени. Бытие и время в философии Аристотеля, Гуссерля и Хайдеггера / А. Г. Черняков - СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 2001. - 460 с.

180. Чудинов, Э. М. Природа научной истины / Э. М. Чудинов - М.: Политиздат, 1977. - 312 с.

181. Шенкао, М. А. Основы философской танатологии / М. А. Шенкао -Черкесск: КЧТИ, 2002. - 252 с.

182. Шопенгауэр, А. Избранные произведения / А. Шопенгауэр - М.: Просвещение, 1992. - 479 с.

183. Шкловский, И. С. Вселенная, жизнь, разум / И. С. Шкловский - М.: Наука, 1976.-368 с.

184. Штейнберг, А. 3. Система свободы Ф. М. Достоевского / А. 3. Штейнберг-Берлин: Скифы, 1923. - 144 с.

185. Шумский, В. Б. Онтологическое и персоналистическое направления в экзистенциальной психологии: сравнительный анализ: автореф. дис. ... канд. психолог, наук: 09.00.01 / Шумский Владимир Борисович - М., 2008. - 27 с.

186. Юлина, Н. С. Тайны сознания: альтернативные стратегии исследования. (Часть первая) / Н. С. Юлина // Вопросы философии. - 2004. - №

10.-С. 125-135.

187. Юлина, Н. С. Тайна сознания: альтернативные стратегии исследования. (Часть вторая) / Н. С. Юлина // Вопросы философии. - 2004. - №

11.-С. 150-164.

188. Яковлев, В. А., Суркова, JI. В. Философия жизни на пороге XXI века: новые смыслы / В. А. Яковлев, JI. В. Суркова // Вестник Московского университета. - Серия 7. Философия. - 2000. - № 6. - С. 101-119.

189. Янкелевич, В. Смерть / Янкелевич В. - М.: Изд-во Литературный институт им А. М. Горького, 1999. - 432 с.

190. Ясперс К. Философия. Книга вторая. Просветление экзистенции / К. Ясперс - М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2002. - 448 с.

191. Яценко, H. Е. Толковый словарь обществоведческих терминов / Под общ. ред. H. Е. Яценко - СПб.: Лань, 1999. - 528 с.

Источники на иностранном языке

192. Andrew Leak Jean-Paul Sartre Reaktion Books. 2006. - 168 с.

193. Angus Brook The Early Heidegger and Ethics. 2010.- 100 c.

194. D Mccall The Theatre of Jean Paul Sartre. 1969. - 195 c.

195. Emine Yasemin Senyurt Importance of Artin Authenticating Dasein. 2010.

-72 c.

196. Gilbert V Lepadatu Early Heidegger. 2010. - 196 c.

197. Glen Hill Design, Heidegger, and the Earth. 2010. - 192 c.

198. Frederic P. Miller Existential therapy. 2010.- 172 c.

199. Jean-Paul Sartre Cognitive Developmnt - Its Cultural & Social Foundations. 2007. - 142 c.

200. Julia Mortyakova Existential Piano Teacher The Application of Jean-Paul Sartre's Philosophy to Piano Instruction in a Higher Educational Setting. 2010.-100 c.

201. Sharon R. Harvey Heidegger and Eco-Phenomenology. 2010. - 96 c.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.