Мотивационные средства развития творческой активности личности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.01, кандидат психологических наук Бирюкова, Татьяна Анатольевна

  • Бирюкова, Татьяна Анатольевна
  • кандидат психологических науккандидат психологических наук
  • 2005, Новосибирск
  • Специальность ВАК РФ19.00.01
  • Количество страниц 207
Бирюкова, Татьяна Анатольевна. Мотивационные средства развития творческой активности личности: дис. кандидат психологических наук: 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии. Новосибирск. 2005. 207 с.

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Бирюкова, Татьяна Анатольевна

Введение.

Глава 1. Психологическая природа творческой активности личности.

1.1. Изучение творческой активности личности в психологии.

1.2. Составляющие творческой активности личности.

1.3. Проявление творческой активности личности.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Мотивационные средства развития творческой активности личности»

Актуальность исследования.

Творческая активность, отражая высокий уровень социальной зрелости личности, является результатом ее воспитания, самовоспитания, обучения и воздействия на нее общественных отношений. Все это убедительно свидетельствует о том, что для развития творческой активности большое значение имеет создание необходимых условий и предпосылок, позволяющих максимально стимулировать проявление и развитие творческого потенциала личности.

Истинно творческой личностью может быть человек увлекающийся, одержимый какой-то идеей, может быть ученый и музыкант, рабочий и врач, дворник и художник, но в любом случае творческая личность предполагает высокий уровень творческой активности.

Творческая активность - активность творческой личности, направленная на создание новых и оригинальных материальных и духовных ценностей [210, с. 245]. В нашем исследовании творческая активность определяется как стремление и мера усилий, направленных на созидание качественного нового в ментальной картине мира.

Определить направление исследований мышления можно по тому, как ученый решает одну из ключевых проблем творчества - проблему интуитивного «озарения». Такое название было дано психическому явлению, в основе которого лежит «неожиданное высвечивание» правильного решения творческой проблемы, поглощавшей внимание ученого многие годы. Роль бессознательного в творчестве сводится в основном к предоставлению в распоряжение подсознательных творческих механизмов необходимой энергии, эмоциональных компонентов и ощущения органического благополучия или неблагополучия. Само же бессознательное мало приспособлено для осуществления самих творческих процессов.

Многих выдающихся ученых, работающих в самых различных областях науки, всегда интересовал вопрос о психологических особенностях творческой деятельности и тех условиях, которые необходимы для продуктивного творчества. Наиболее последовательно охарактеризовал эти условия В.И. Вернадский. Главными из них он считал следующие:

- проводить детальный анализ;

- видеть за частным общее;

- не ограничиваться описанием явления, а глубоко исследовать его сущность и связь с другими явлениями;

- не избегать вопроса «почему?»;

- прослеживать историю идей;

- собрать как можно больше сведений о предмете исследований из литературных источников (преимущественно научных), обращаясь к оригиналам;

- изучать общие закономерности научного познания (думать о том, как думаешь);

- связывать науку с другими областями знания, с общественной жизнью;

- не только решать проблемы, но и находить новые, нерешенные [24].

Главным критерием духовного развития человека является овладение полным и полноценным процессом творчества. Тот вид деятельности, в котором лучше всего, свободнее всего проявится творческая активность личности, и в том объеме, в каком человек может ее проявить, зависит от склада личности, от привычек, от особенностей жизненного пути. Объединение всех сущностных сил человека, проявление всех его личностных особенностей в деле способствует развитию индивидуальности, подчеркивает, наряду с общими для многих признаками, его уникальные и неповторимые черты [65, с.127].

Творческая активность личности включает в себя внедрение созданного в жизнь. В противном случае это будет отражение нецельной личности, непоследовательности, незавершенности деятельности. Поэт, художник, писатель, если он верит тому, что создал, всецело предан этому, если весь выражается в создаваемом произведении - отстаивает его, защищает, делится лучшим из того, что ему доступно, с другими. Уже в начале творчества в нем проявляется его творческая активность и направляет его социальные устремления. Новатор обращается не только к самому себе или своему непосредственному окружению, но, в силу характера творчества, - ко многим: вносит изменения в жизнь многих, влияет на настроения, чувства, взгляды, образ жизни, ход мыслей многих.

По мере развития своей творческой активности человек все больше становится выразителем своего времени, культурных традиций, создает новое, движется дальше других и вследствие этого многих ведет за собой. Творческая активность личности создает ту подъемную силу, которая выносит человека на новый культурный уровень, на новый уровень социальной личности, субъекта общественных отношений независимо от того, каков масштаб его деятельности, быстро или медленно оказывает он свое влияние на развитие общества и культуры в целом.

С изучением вопроса о творческой активности личности были связаны многие направления в психологии. Феноменологическим описанием творческой активности занимались Д.Б. Богоявленская (1971, 1983, 1987); М.Н. Морозов (1976); B.C. Роттенберг и В.В. Аршавский (1984); Л.П. Гримак (1989); Э.А. Куруленко (1990); Р. Милгрем и Е. Гонг (1997). Над рассмотрением ее взаимосвязей с креативностью, творческими способностями и творческим мышлением работали Я.JI. Пономарев (1960); А.В. Брушлинский (1967); В.Н. Пушкин (1967); J. Guilford (1967); S. Mednick (1969); B.C. Библер (1975); Л.Б. Ермолаева-Томина (1975, 1977); A.M. Матюшкин (1982); Е. Torrance (1982); М. Вертгеймер (1987); В.Н. Дружинин (1995); R. Sternberg (1995); Э. де Боно (1997).

Тем не менее, многие проблемы творческой активности личности остаются недостаточно изученными: среди них вопрос о причинах и условиях проявления творческой активности личности, средствах ее развития и их эффективности. Таким образом, возникла необходимость проведения теоретического анализа и организации специальных экспериментальных исследований, направленных на выявление эффективных мотивационных средств развития творческой активности.

Данными положениями обусловлена актуальность нашей темы «Мотивационные средства развития творческой активности личности».

Проблема исследования заключается в разрешении вопроса о мотивационных средствах, способствующих развитию творческой активности личности.

Цель исследования - выявить мотивационные средства развития творческой активности личности и исследовать их влияние на развитие творческой активности личности.

Объект исследования - творческая активность личности.

Предмет исследования - мотивационные средства развития творческой активности личности.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что существуют мотивационные средства, влияющие на развитие творческой активности личности.

В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой в ходе исследования решались следующие задачи:

1) изучить психологические концепции развития творческой активности личности, выявить ее составляющие и рассмотреть проявления творческой активности личности;

2) определить влияние мотивационных средств на развитие творческой активности личности;

3) выявить мотивационные средства развития творческой активности личности;

4) установить экспериментальным путем наиболее эффективное средство развития творческой активности личности.

Методологическую основу исследования составляют: 1) идеи гетеро-хронности и полифакторной обусловленности развития (Бюлер К., 1930; Рубинштейн С.Л., 1946; Якобсон П.М., 1958; Ананьев Б.Г., 1959; Выготский JI.C., 1982; Леонтьев А.Н., 1983); 2) теории мотивации и мотивов поведения деятельности (Ломов Б.Ф., 1984; Якобсон П.М., 1969; Асеев В.Г., 1976; Леонтьев В.Г., 2002; Ильин Е.П., 2002; Вилюнас В.К., 1990; Маслоу А., 1999); 3)психологические теории творчества и творческой активности (Фрейд 3., 1923; Юнг К.Г.,1994; Маслоу А., 1999; Богоявленская Д.Б., 1971, 1983, 1987; Пономарев Я.Л., 1976; Isen A.M., 1987, Куруленко Э.А., 1990, Sternberg R., 1995, Милгрем Р.и Гонг Е., 1997); 4) положения о взаимосвязи творческой активности, творческих способностей и творческого мышления в структуре личности (Пономарев Я.Л., 1960; Torrance Е., 1962; Брушлинский А.В., 1967; Guilford J., 1967; Библер B.C., 1975; Дружинин В.Н., 2000; Боно Э., 1997).

В работе использовался следующий комплекс методов: теоретические методы, включающие изучение и анализ философской, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение, сравнение, систематизацию; эмпирические методы, включающие формирующий эксперимент, тестирование с помощью «Батареи задач на выявление уровня творческой активности личности», анализ продуктов деятельности; методы статистической обработки: корреляционный анализ по критерию Пирсона; установление общего направления сдвига ТАЛ для различных мотивацион-ных средств G-критерием знаков и анализ по определению силы и направления корреляционной связи между двумя профилями признаков по коэффициенту ранговой корреляции Спирмена.

Основные этапы исследования. Диссертационное исследование проводилось в 2001 - 2004 гг. и включало три этапа.

На первом этапе (2001-2002 гг.) осуществлялся анализ философской, психологической, педагогической литературы по исследуемой проблеме; уточнялись тема, объект и предмет исследования, его цели, задачи, гипотезы, методы, а также составлен эмпирический план исследования.

На втором этапе (2002-2003 гг.) формировался и разрабатывался банк диагностических методик исследования; организовывалась и проводилась опытно-экспериментальная работа по изучению мотивационных средств развития творческой активности личности; проверялись экспериментальные гипотезы; проводился количественный и качественный анализ результатов и их интерпретация.

На третьем этапе (2003-2004 гг.) были обобщены результаты теоретического и экспериментального исследования. На этом этапе обсуждались и оформлялись результаты диссертационного исследования, были определены перспективные направления дальнейшего изучения проблемы.

Экспериментальная база исследования: Новосибирский государственный педагогический университет, Сибирский независимый институт. Участники экспериментального исследования - студенты данных вузов. Общее число испытуемых составило 268 человек, в экспериментальную группу из них отобрано было 100 человек.

Научная новизна и теоретическое значение исследования состоят в следующем:

1 .Осуществлен анализ состояния проблемы творческой активности личности в отечественной и зарубежной науке.

2.Разработаны и научно обоснованы параметры и эмпирические показатели творческой активности, позволяющие определить степень ее выраженности и эффективность мотивационных средств ее развития, особенно таких, как престиж, мотивация профессионализма и новизна деятельности.

3.Экспериментально установлено и доказано, что творческую активность личности можно развивать с помощью мотивационных средств: престижа, мотивации профессионализма, новизны деятельности

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что результаты, полученные в ходе теоретического и эмпирического исследования, могут быть использованы как в целях более эффективного развития творческой активности у студентов вузов, что приведет к улучшению качества процесса образования, так и в массовой практике, способствуя совершенствованию системы подготовки высококвалифицированных кадров. Творческая активность каждого человека, реализуемая им в личной, профессиональной и общественной сферах, является существенным ресурсом развития общества. Проявление и воплощение творческого потенциала людей является основным источником социально-экономического совершенствования, поступательного развития истории, культуры и цивилизации в целом. Приводимые в исследовании мотивационные средства, развивающие творческую активность личности, могут быть использованы в комплексной психокоррек-ционной и психотерапевтической практике для развития творческой активности личности. Данные диссертационного исследования могут быть основанием для последующей исследовательской работы: выявления влияния различных мотивационных факторов и средств на развитие творческой активности личности в процессе жизнедеятельности.

Апробация результатов исследования.

Основные теоретические положения и материалы экспериментального исследования докладывались и обсуждались на IV Международной научно-практической конференции «Образование XXI века. Космос и одаренность», проходившей в г. Красноярске [2002], на Всероссийской научной конференции «Образование в культуре и культура в образовании», проходившей в г. Новосибирске [2002, 2003], на заседаниях кафедры педагогики дополнительного образования ФКиДО НГПУ и кафедры общей психологии и истории психологии [2002, 2003, 2004], аспирантских семинарах. Результаты теоретических и эмпирических изысканий по проблеме используются в психолого-педагогических курсах для студентов, получающих высшее психологическое и педагогическое образование, а также дополнительное педагогическое образование в НГПУ, на инструктивных сборах, проходящих в детском санатор-но-оздоровительном лагере круглогодичного действия «Чкаловец» (с.Бурмистрово) и детском санаторно-оздоровительном лагере круглогодичного действия «Тимуровец» (пос.Новый). Основные идеи и результаты экспериментальной работы отражены в пяти публикациях.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Творческая активность определяется как стремление и мера усилий человека, направленных на создание качественно нового в ментальной картине мира. Определение творческой активности носит инте-гративный характер, так как изучается на стыке проблем общей активности и творчества.

2. Анализ проблем творческой активности личности, проведенный с целью выявления мотивационных средств развивающих творческую активность личности, позволил установить, что на развитие творческой активности личности действительно влияют мотивационные средства: престиж, мотивация профессионализма и новизна деятельности.

3. Творческую активность личности можно развить при помощи мотивационных средств: престижа, мотивации профессионализма и новизны деятельности.

Структура диссертационной работы обусловлена логикой исследования и включает следующие разделы: введение, три главы, заключение, список литературы и приложения. Общий объем диссертации составляет 207 страниц. Работа содержит 15 таблиц, 25 диаграмм, 7 приложений. Библио

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая психология, психология личности, история психологии», Бирюкова, Татьяна Анатольевна

Основные выводы

Проведенное нами экспериментальное исследование позволяет говорить о закономерности влияния мотивационных средств: престижа, мотивации профессионализма и новизны деятельности на развитие творческой активности личности. Наиболее эффективное влияние на развитие параметров творческой активности личности оказывает воздействие мотивационного средства новизны деятельности. На втором месте по результативности влияния мотивационных средств на развитие творческой активности личности находится средство мотивации профессионализма. Мотивационное средство - престиж - оказалось наименее эффективным. Это мы можем увидеть на Диаграмме 25.

Диаграмма 25

36% i П новизна профессионализм ' □ престиж

33%

Характерно то, что для творческой личности в процессе её развития, мотивационное средство престижа выступает как привлечение в творческую деятельность, далее оно сменяется по значимости на мотивационное средство профессионализма, т.к. быть профессионалом в своей сфере деятельности является важным фактором. Итак, наша гипотеза о том, что можно развить творческую активность личности с помощью мотивационных средств: престижа, мотивации профессионализма и новизны деятельности подтвердилась экспериментальными данными. Самым эффективным мотивационным средством развития творческой активности личности оказалась новизна деятельности.

31%

162

Заключение

Результаты проведенного нами исследования свидетельствуют о том, что поставленные задачи в целом были решены. Термин «творческая активность» нами используется для обозначения как интенсивной плодотворной работы по созданию нового, оригинального, так и способности к рождению творческих замыслов, к их воплощению в реальность.

Творческая активность личности предполагает наличие у нее таких специфических компонентов, как внимательность, самостоятельность, самодеятельность, инициативность, вдохновение, развитость мышления, наличие необходимых для ее проявления знаний и умений, способность доводить начатое дело до конца. Здесь важно единство, органическое соединение вдохновения, мышления и жизненного опыта.

Активность человека невозможно понять, не выяснив источники, побудительные силы, мотивы этого явления. Активность личности достигает высшей эффективности, когда она оптимально организована и целенаправленна, что обеспечивается принципом доминанты, иерархией мотивов активности личности. Будучи системообразующим качеством, определяющим ее психический склад, направленность детерминирует стиль, характер, особенности поведения, деятельность человека. Однако этим далеко не ограничивается все многообразие мотивации людей.

Наиболее значимой для психологии личности является ее характеристика как субъекта жизни и деятельности. Определяющим для личности является ее собственная внутренняя активность. Возможность преодолевать ограниченность своих взглядов, многое начинать сначала, начать противоречить самому себе прежнему - в этом есть основа подлинного личностного роста, творческого развития.

Творческая активность является атрибутивной характеристикой деятельности любого члена культуры, но мера нелинейности и ее направленность определяется «индивидуальной картиной мира», являющейся довербальным основанием осуществления личности в культуре. Уровень творческой активности и ее направленность на личностном уровне определяется степенью освоения личностью языка культуры. Уровень развития культур и их характер обусловливаются степенью многомысленности и мерой вариативности направления и развития творчества, сформированного в культуре. Горизонты творческой деятельности задаются индивидууму не только врожденными задатками, но определяются и инициируются культурой в ее структурной определенности.

В ходе исторического развития человечеством накоплен огромный эмпирический опыт использования действенной роли чувственных образов именно в целях активного управления состояниями психики. Гипноз, аутогенные тренировки и все другие методы самопрограммирования личности, выступающие в качестве основной составляющей, содержат приемы «манипулирования» чувственными образами. Особенность человеческой психики именно в том и состоит, что она может отвлечься от реальной действительности и руководствоваться актуализированным образом (символом, идеей, убеждением). И можно с уверенностью утверждать, что сила психики в этот момент становится равной силе и величию захватившего ее образа.

За счет реализации функции следующих психических феноменов также можно наблюдать развитие творческой активности личности: восприятия, эмоций, воли, мышления, памяти, воображения, интуиции. Механизм функционального взаимодействия указанных явлений выглядит следующим образом: поведенческие эталоны, сформированные в результате деятельности восприятия, пропущенные через эмоционально-волевую сферу личности, анализируются, отбираются и присваиваются (мышление, память), творчески преломляются через имажинитивные действия и проявляются в поведении, зачастую интуитивно.

Механизм функционального взаимодействия указанных явлений выглядит следующим образом: процесс преобразования окружающего мира на уровне сознания личности происходит в результате имажинитивных, мыслительных, мнемических операций с образами и понятиями, что способствует их перекомбинации в новые сочетания при поддержке эмоционально-волевого и интуитивного компонентов творческой деятельности личности.

В функциональном плане каждый из обозначенных психических феноменов выполняет в развитии творческой активности личности определенные функции. Так, ощущения и восприятие отражают отдельные стороны явлений окружающего мира в более или менее случайных сочетаниях. Представление ведет от единичного образа восприятия к понятию и обобщенному представлению. Эмоции способствуют протеканию творческого мышления личности, активизируют данный процесс. Воля обеспечивает целеустремленность и регулирование хода действия в соответствии с поставленной целью. Память отражает или воспроизводит прошлое, прежде пережитое индивидом. Мышление, опираясь на прошлый жизненный опыт, соотносит имеющиеся данные и раскрывает новые, непосредственно чувственно не данные абстрактные их свойства; выявляет взаимосвязи и постигает в них действительность. Воображение позволяет преобразовать уже имеющиеся и порождать на этой основе новые образы, являющиеся и продуктами творческой деятельности человека, и прообразами для нее. Интуиция предлагает путь разрешения творческой проблемы, осуществляя как бы подсказку в тот момент, когда мысль сосредоточенно ищет решение трудной задачи.

Творческая личность является целостной, интегральной, и поэтому преимущественное развитие отдельных ее черт не может не сопровождаться качественной перестройкой всей структуры. В свою очередь такая перестройка может послужить основанием для возникновения новых «производных» свойств личности. К основным качествам личности также можно еще отнести длительную психическую сохранность и творческое долголетие.

Творческая активность личности предполагает наличие у нее таких специфических компонентов, как внимательность, самостоятельность, самодеятельность, инициативность, вдохновение, развитость мышления, наличие необходимых для ее проявления знаний и умений, способность доводить начатое дело до конца. Здесь важно единство, органическое соединение вдохновения, мышления и жизненного опыта.

Для творчески активной личности характерна доминанта на будущее. И будущее, и творчество содержат в себе элементы неожиданности, непредсказуемости, незапрограммированности, импровизации. Прогностические функции свойственны и социально-психологической активности, реализуясь в установках, эмпатии, ожидании или антиципации, мечтах.

Многофункциональности психики соответствует и многообразие видов активности человека. Взаимосвязь, взаимообусловленность свойств, составляющих психику (ум, чувства, воля), делают поведение, все виды деятельности, формы активности человека целостным явлением, обнаруживаются в стиле, характере, направленности личности.

Мотивационные средства и условия развития творческой активности личности проявляются в процессе создания материальных и духовных ценностей, отличающихся новизной, оригинальностью, уникальностью. Психологической основой проявления средств развития творческой активности являются способности, мотивы, умения человека. Для проявления творческой активности важную роль играет уровень развития воображения, интуиции, неосознаваемые компоненты умственной активности, потребности личности в самоактуализации.

Мотивационные средства и условия развития творческой активности являются одними из существенных, в которых наиболее отчетливо и полно проявляются индивидуальные особенности личности. Проявление творческой активности личности связано с общими чертами творчески активных людей - ярко выраженная индивидуальность и эмоциональная гибкость.

В результате экспериментального исследования, проведенного нами на первоначальной выборке в 268 человек, было выявлено, что мотивационные средства престижа, мотивации профессионализма и новизны деятельности влияют на развитие творческой активности личности.

С целью выявления мотивационных средств влияющих на развитие творческой активности личности, было проведено эмпирическое исследование, в ходе которого среди прочих методов были использованы «Батарея тестов на определение творческой активности личности» и разработанная анкета - шкала, предназначенная для диагностики влияния мотивационных средств на развитие творческой активности личности.

Проведённая нами экспериментальная работа в диссертационном исследовании на выборке 100 студентов (3 экспериментальные группы и 1 контрольная группа), позволила установить, что продуктивное развитие творческой активности личности происходит в деятельности, побуждаемой и регулируемой мотивационными средствами престижа, мотивации профессионализма, новизны деятельности.

Из выделенных нами мотивационных средств, воздействующих на развитие творческой активности личности наиболее эффективным оказалось влияние новизны деятельности, далее по результативности влияния - находится средство мотивации профессионализма, а мотивационное средство престижа оказалось наименее эффективным. Наша гипотеза о том, что можно развить творческую активность личности с помощью мотивационных средств: престижа, мотивации профессионализма и новизны деятельности, -подтвердилась экспериментальными данными.

В целом поставленные задачи и цели реализованы, гипотеза исследования подтверждена.

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Бирюкова, Татьяна Анатольевна, 2005 год

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М., 1980

2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., Мысль, 1991

3. Адлер А. Понять природу человека. СПб., Академический проект, 1997

4. Акимова М.К., Козлова В.Т., Ференс Н.А. Теоретические подходы к диагностике практического мышления // Вопросы психологии. 1999. -№ 1. - С.21-31.

5. Алексеева Л.Ф. Активность в жизнедеятельности человека. Томск, 2000

6. Алексеева Л.Ф. Проблемы активности личности в психологии: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. Томск, 1997

7. Алексеева Л.Ф. Теоретический анализ ведущих концепций учения об активности личности в психологии: Автореф.дис.канд.психол.наук Н., 1996-53 с.

8. Аллахвердян А. Г., Мошкова Г. Ю., Юревич А. В., Ярошевский М. Г. Психология науки. М., 1998. - 311 с.

9. Алышуллер Г.С. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития творческого воображения // Шанс на приключение. Петрозаводск: Карелия, 1991 -с.282-295

10. Ананьев Б.Г. Очерки психологии. М., 1945. - 160с.

11. Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы// Учёные записки ЛГУ. Серия философских наук. 1959. - Вып.16. - С.41-61

12. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2002. - 288с.

13. Анастази А. Психологическое тестирование. В 2-х т. М.: Педагогика, 198214

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.