Музыкальная психотерапия в комплексном лечении больных кардиологического профиля тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.04, кандидат психологических наук Евдокимова, Ирина Анатольевна

  • Евдокимова, Ирина Анатольевна
  • кандидат психологических науккандидат психологических наук
  • 2007, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ19.00.04
  • Количество страниц 188
Евдокимова, Ирина Анатольевна. Музыкальная психотерапия в комплексном лечении больных кардиологического профиля: дис. кандидат психологических наук: 19.00.04 - Медицинская психология. Санкт-Петербург. 2007. 188 с.

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Евдокимова, Ирина Анатольевна

Введение.

Глава 1. Музыка в медицине и психологии

1.1. Музыка как духовная составляющая в жизни людей.

1.1.1. Музыка как стержневой компонент духовной культуры.

1.1.2. Роль музыки в первобытных обрядах и фольклоре.

1.1.3. Светская музыка и ее культурно-историческое значение.

1.2. Психология музыкального восприятия в контексте задач музыкальной психотерапии.

1.2.1. Воздействие музыки на психические процессы и состояния.

1.2.2. Музыка как разновидность невербальной коммуникации.

1.2.3. Музыка и воспитание.

1.2.4. Музыка и психическая жизнь человека.

1.3. Психофизиологические основы музыкального воздействия.

1.3.1. Музыка, движение и ритмы человеческого организма.

1.3.2. Средства музыкальной выразительности и их воздействие на человека (динамика, темп, ритм).

1.3.3. Взаимосвязь музыки и речи.

1.3.4. Музыка и трансовые состояния сознания (катарсис).

1.4. Музыкальная психотерапия

1.4.1. История музыкальной терапии.

1.4.2 Современное состояние музыкотерапии и перспективы дальнейших исследований: общие положения и тенденции.

1.4.3. Музыкотерапия в лечении соматических расстройств.

1.4.4. Художественное мышление как процесс моделирования системы отношений.

1.5. Резюме по литературному обзору.

Глава 2. Организация исследования

2.1. Организация исследования и общая характеристика обследованных пациентов.

2.2. Обоснование и характеристика музыкальных методов.

2.2.1. Дыхательная гимнастика под музыку.

2.2.2. Описание дыхательных упражнений.

2.2.3. Простая распевка с закрытым ртом.

2.2.4. Пропевание несложных мелодий.

2.2.5. Простые двигательные упражнения под музыку.

2.2.6. Игра на простых музыкальных инструментах.

2.2.7. Прослушивание музыкальных произведений.

2.2.8. Проблема выбора музыкальных произведений.

2.2.9. Особенности метода комплексной музыкотерапии.

2.3. Характеристика методов психологической оценки.

2.3.1. Роль психологического фактора в развитии заболеваний сердечнососудистой системы.

2.3.2. Опросник Mmi-Mult.

2.3.3. Шкала астенического состояния (ШАС).

2.3.4. Метод «Шкала самооценки».

2.3.5. Тест «Несуществующее животное».

2.3.6. Цветовой тест А.Н. Лутошкина.

2.4. Методы математико-статистической обработки данных.

Глава 3. Результаты исследования

3.1. Результаты сравнения психологических данных контрольной и экспериментальной групп по тестам Mini-Mult и ШАС.

3.2. Результаты линейного корреляционного анализа.

3.3. Описание индивидуальных профилей пациентов по опроснику Mini-Mult и ШАС.

3.4. Результаты, полученные с помощью цветового теста

А.Н. Лутошкина.

3.5. Результаты анализа психологического состояния пациентов по «Шкале самооценки».

3.6. Результаты теста «Несуществующее животное».

3.7. Результаты катамнестического исследования.

3.8. Результаты бесед, наблюдений и анализ индивидуальных отзывов пациентов о результатах лечения.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Медицинская психология», 19.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Музыкальная психотерапия в комплексном лечении больных кардиологического профиля»

Актуальность темы исследования. Резкие и разнонаправленные изменения жизни в современной России предъявляют повышенные требования к личности человека, ее адаптивным возможностям, затрудняя плодотворное социальное функционирование. Широкая распространенность соматических заболеваний (особенно кардиологического профиля) в нашей стране, а также рост их социальных последствий требуют совершенствования психологической помощи (коррекции) в этой области. Сердечно-сосудистые заболевания относятся к патологическим расстройствам, которые влияют на личность больного, его нервно-психическую и соматическую структуру и обуславливают заметные изменения в эмоциональной и волевой сферах. Нарушается и отношение к социальной среде, что ограничивает участие больного в общественной жизни. Профилактика, лечение и реабилитация таких больных - одна из серьезных проблем современной медицины. Несмотря на большое число опубликованных исследований [33; 61; 65; 70; 81; 82, 84; 123; 159; 169; и др.], данная проблема не может считаться окончательно решенной.

Хорошо известно, что рациональное сочетание фармакологических и немедикаментозных средств воздействия повышает эффективность лечебных мероприятий, потенцирует лекарственную терапию, дает возможность снизить дозу медикаментозных препаратов, которые нередко дают побочные эффекты или даже вызывают зависимость. В этих условиях особое значение приобретают интегративные методы восстановления, укрепления и сохранения физического и психического здоровья человека, тем более, что в многочисленных публикациях подчеркивается необходимость поиска и разработки таких методов (60; 64 и другие]. Одним из таких перспективных методов признана музыкальная психотерапия (психокоррекция) [29; 75; 127; 132; 143; 180].

Музыкальная психотерапия - это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний. Ее широко применяют во многих странах для лечения и профилактики различных нарушений, включая отклонения в развитии, эмоциональную нестабильность, поведенческие нарушения, сенсорный дефицит, спинномозговые травмы, психосоматические заболевания, пограничная психическая патология, заикание, аутизм. В зависимости от активности пациентов, степени их участия в музыкотерапевтическом процессе и поставленных задач музыкотерапия может быть представлена в пассивной (рецептивной) форме, когда предлагается только прослушать музыку, и активной, когда больные активно выражают себя в музыке (поют, танцуют, играют на инструментах и ДР-).

К настоящему времени в странах Западной Европы и Америки разработаны методы активного взаимодействия музыкотерапевта и пациента в форме совместного музицирования [50; 98; 188; 191; 195; 223]. Для России на практике более традиционна рецептивная форма, хотя проводились отдельные исследования и «активного» направления [28; 56; 77; 94; 181; 175]. На наш взгляд, остаются неисследованными: стратегия комплексного применения активных музыкальных методов в лечении психосоматических больных кардиологического профиля, методическое обоснование применения этих методов, роль музыкальной психокоррекции в общем комплексе лечебных мероприятий в лечении соматических больных. Недостаточно изучены и неясны вопросы выбора музыкальных произведений. Возможности музыкального ритмического воздействия и обучения в ходе сеансов психотерапии до сих пор недооценивались и не использовались в полной мере. Большие перспективы этот метод имеет в системе лечения психосоматических больных, особенно кардиологического профиля. Это связано с эмоциональной природой сердечно - сосудистых заболеваний и преимущественно «эмоциональным действием» музыки.

Цель исследования: разработка и обоснование нового комплексного метода активной музыкальной психокоррекции в лечении психосоматических больных кардиологического профиля и его психологическая оценка.

Задачи:

1) изучить клинико-психологические особенности исходного состояния пациентов кардиологического профиля при поступлении в стационар (нуждаемость в психотерапии в результате психических, эмоциональных особенностей; жалобы);

2) сопоставить и проанализировать известные методики музыкальной психотерапии (психокоррекции);

3) создать и клинически апробировать методику комплексной активной музыкальной психокоррекции в практике лечения психосоматических больных кардиологического профиля;

4) дать психологическую оценку эффективности комплексного подхода музыкальной психокоррекции (по данным «после сеансов»);

5) проанализировать индивидуальные типы реакции на сеансы музыкальной психотерапии.

Объект исследования: пациенты кардиологического профиля, проходящие стационарное лечение в терапевтической клинике.

Предмет исследования: личностные особенности и психологическое состояние пациентов в процессе музыкальной психотерапии.

Гипотезы исследования:

1. оптимизация психического состояния пациентов (уменьшение выраженности астении и признаков агрессии, а также повышение настроения) в результате воздействия факторов музыкотерапии;

2. повышение адаптационных возможностей личности (коммуникабельности, способности к саморегуляции, самооценки) на фоне длительной стабилизации в эмоциональной сфере;

3. потенцирование итоговых результатов стационарного лечения, включающего комплексную музыкотерапию.

Положения диссертации, выносимые на защиту: 1. В результате применения комплексного метода музыкальной психотерапии достигнуто снижение выраженности психопатологических признаков (по данным психологических опросников), отмечены позитивные сдвиги эмоционального состояния (по данным проективных тестов).

2. Под влиянием данного метода психотерапии существенно снизилось число и уровень выраженности субъективных соматических жалоб (улучшился сон, повысилась активность, увеличилась общительность).

3. Наиболее полный эффект психотерапии (по всем исследованным показателям) наблюдался у 31% обследованных; частичный положительный эффект - у 44%; у остальных 23% имели место отдельные позитивные изменения.

4. По результатам катамнестического обследования положительный эффект психотерапии (включая улучшение общего самочувствия и жизненной активности) сохранялся на протяжении 4-х месяцев после окончания стационарного лечения.

Научная новизна исследования: 1. Предложен и обоснован комплексный метод активной музыкальной психотерапии для психосоматических больных, включающий пение, движение, игру на музыкальных инструментах в сопровождении фортепиано.

2. Впервые получены положительные результаты активного варианта музыкотерапии на кардиологических больных пожилого возраста.

3. Выявлены особенности индивидуальных реакций в ответ на психотерапевтические сеансы.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты углубляют представления об эмоциональных нарушениях, сопутствующих кардиологическим заболеваниям у больных пожилого возраста. Возможность коррекции этих нарушений с помощью комплексного метода активной музыкотерапии подтверждает перспективность бихевиоральной медицины - систематического использования современных психотерапевтических методов в лечении соматических заболеваний.

Практическая значимость настоящей работы может служить средством дополнительной коррекции, потенцирующей возможности лекарственной (и других форм) традиционной терапии, а также ускоренной и более эффективной реабилитации больных с разнообразной соматической патологией.

Определенную сложность при применении данного метода может вызвать необходимость участия в сеансах профессионального музыканта или человека, владеющего музыкальным инструментом (это может быть не обязательно фортепиано, но и баян, аккордеон). Эта проблема решается приглашением указанных специалистов в качестве помощника психотерапевта.

Достоверность результатов исследования обеспечена теоретической обоснованностью и непротиворечивостью основных методологических положений, адекватностью методов исследования целям и задачам работы, репрезентативностью выборки, корректностью применения методов математической статистики, согласованностью результатов с данными, полученными другими исследователями.

Апробация и внедрение результатов: полученные результаты были доложены на научно - практической конференции «Ананьевские чтения» в СПбГУ в 2006 г., а также на заседаниях кафедры пропедевтики внутренних болезней (2006) и кафедры общественных наук Военно-медицинской академии в 2006 г. Результаты работы используются в лечебной работе терапевтических клиник ВМедА, в частности, пропедевтики внутренних болезней и ТУВ- 1.

Структура и объем работы. Диссертация изложена на 186 страницах. Состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, списка литературы из 238 источников (из них 189 отечественных и 49 зарубежных авторов). Работа содержит 6 таблиц, 26 рисунков, 2 приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Медицинская психология», 19.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Медицинская психология», Евдокимова, Ирина Анатольевна

159 ВЫВОДЫ

1. По данным анализа исходного состояния пациентов при поступлении в стационар установлено, что абсолютное большинство из них нуждается в психокоррекционных и психотерапевтических воздействиях. Как правило, у пациентов наблюдалось пониженное настроение, замкнутость, тревожность, повышенная агрессивность, утрата уверенности в себе, снижение самооценки, что расценивается как проявления эмоционального стресса и личностной дезадаптации.

2. В результате применения комплексного метода музыкальной психотерапии достигнуты: снижение выраженности негативных предпатологических психологических проявлений (по данным психологических опросников), позитивные сдвиги эмоционального состояния, снижение агрессивности (по данным проективных тестов).

3. Под влиянием использованного метода психотерапии достигнуто существенное снижение основных ситуативных показателей самооценки (общее самочувствие, общее настроение, сон, активность, общительность).

4. Уменьшение количества корреляционных связей под влиянием психотерапевтических сеансов свидетельствует о снижении напряженности функционального состояния, о широкой вариативности индивидуальных реакций на психотерапевтическое воздействие. В частности, число связей уменьшилось в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой почти в 2 раза (в контрольной группе - с 50 до 41; в экспериментальной группе - с 51 до 27).

5. Наиболее полный эффект психотерапии (по всем исследованным показателям) наблюдался у 31% обследованных; частичный положительный эффект - у 44% ; у остальных 23% имели место отдельные позитивные изменения.

6. По результатам катамнестического обследования положительный эффект психотерапии (включая улучшение общего самочувствия и жизненной активности) сохранялся на протяжении 4-х месяцев после окончания стационарного лечения.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Методы работы с пациентом в процессе реабилитации должны воздействовать комплексно на все сферы его жизни: поведенческую, эмоционально-волевую, интеллектуально-духовную, нравственную, социальную, профессионально-образовательную.

Обоснованный и испытанный комплексный метод музыкальной психотерапии целесообразно применять в лечении больных с другими формами психологической патологии: болезни органов дыхания, пищеварения, эндокринной системы. Серьезные перспективы, на наш взгляд, этот метод имеет в работе с беременными женщинами.

Считаем полезным использовать этот метод в рамках работы с детьми (аутизм, заикание), подростками. Сеансы могут проводиться как в стационарах, так и амбулаторно.

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Евдокимова, Ирина Анатольевна, 2007 год

1. Абабков, В.А. Исследование художественного потенциала личности больных неврозами Текст. / В.А. Абабков, В.М. Зобнев // Обозрение психиатрии. 1992. - № 2. - С. 57 - 59.

2. Алексеев, Э.Е. Раннефеодальное интонирование: Звуковысотный аспект Текст. / Э.Е. Алексеев. М.: «Советский композитор», 1986. -238 с.

3. Античная музыкальная эстетика Текст. / под ред. проф. А.Ф. Лосева. М.: Музгиз, 1960.-304 с.

4. Антология мировой философии Текст.: в 4 т. / под ред. И.С. Нарского. М.: «Молодая гвардия», 1971, - Т. 3. - 760 с.

5. Арановский, М.Г. Синтаксическая структура мелодии: Исследование Текст. / М.Г. Арановский. М.: «Музыка», 1991. - 317с.

6. Арановский, М.Г. Структура музыкального жанра и современная ситуация в музыке Текст. / М. Арановский // Музыкальный современник / под ред. В.В. Задерацкого. М.: «Советский композитор», 1987. - С. 5 - 44.

7. Арановский, М. Г. Что такое программная музыка? Текст. / М. Арановский. М.: Музгиз, 1962. -119 с.

8. Аристотель. Об искусстве поэзии текст. / Аристотель; под ред. Ф.А. Петровского; пер. с древнегреч. В.Г. Аппельрота. М.: Гослитиздат, 1957.-183 с.

9. Асафьев, Б.В. Речевая интонация Текст. / Б.В. Асафьев // Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.: «Музыка», 1965.-С. 61 -69.

10. Асафьев, Б.В. Русская музыка XIX и начала XX века Текст.: в 2 т. / Б.В. Асафьев // Избранные статьи о русской музыке. М.: Музгиз, 1952.-Т.2.-79 с.

11. Асафьев, Б. Музыкальная форма как процесс Текст. / Б. Асафьев. -JI.: Музыка, 1971.-376 с.

12. Афасижев, М. Научно-техническая революция и некоторые особенности развития искусства Текст. / М. Афасижев // Искусство и научно-технический прогресс / под ред. Л.И. Новиковой, B.C. Соколова. М.: «Искусство», 1973. - 463 с.

13. Балунов, О.А. Динамика психологических показателей у постинсультных больных в процессе реабилитации Текст. / О.А. Балунов, В.А. Журавель, А.Ю. Алемасова // Обозрение психиатрии и мед. психологии им. В.М. Бехтерева. -1992. № 2. - С. 51 - 53.

14. Башаева, Т.В. Развитие восприятия у детей Текст. / Т.В. Башаева. -Ярославль: Акад. Развития, 1997. 237с.

15. Беляева-Экземплярская, С.Н. Заметки о психологии восприятия времени в музыке Текст. / С.Н. Беляева-Экземплярская // Проблемы музыкального мышления: Сб. статей / сост. и ред. М.Г. Арановский. -М.: «Музыка», 1974. 336 с.

16. Беляева-Экземплярская, С.Н. Исследование психологии современного массового слушателя Текст. / С.Н. Беляева-Экземплярская // Музыкальное образование-1929. № 4. - С. 17- 21.

17. Беляева-Экземплярская, С.Н. О психологии восприятия музыки Текст. / С.Н. Беляева-Экземплярская. М.: Русский книжник, 1923. -116с.

18. Березин, Ф.Б. Методика многопрофильного исследования личности (в клинической медицине и психогигиене) Текст. / Ф.Б. Березин, М.П. Мирошников, Р.В. Рожанец. М.: Медицина, 1976. - 176 с.

19. Берлиоз, Г. Избранные статьи Текст. / Г. Берлиоз; под ред. В.Н. Александровой; пер. с франц. М.: Музгиз, 1956. - 406 с.

20. Бернштейн, Н.А. Физиология движений и активность: сборник трудов Текст. / Н.А. Бернштейн / под ред. О.Г. Газенко, М.: «Наука», 1963. -494с.

21. Бехтерев, В.М. Вопросы, связанные с лечебным и гигиеническим значением музыки Текст. / В.М. Бехтерев // Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии. -1916. № 1. - С. 2124.

22. Бехтерев, В.М. Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства Текст. / В.М. Бехтерев. М.: Типо-лит. т-ва И.Н. Кушнерев и К0,1916. -13 с.

23. Бехтерева, Н.П. Мозговые коды психической деятельности Текст. / Н.П.Бехтерева, П.В.Бунзен, Ю.Л.Гоголицын. Л.: «Наука», 1977 -65 с.

24. Бонфельд, М.Ш. Музыка как речь и мышление: Опыт системного исследования музыкального искусства Текст.: автореф. дис. . д-ра искусствовед. / М.Ш. Бонфельд. М.: Рос. ин-т искусствознания, 1993.-41 с.

25. Брусиловский, JI.C. Музыкотерапия: Руководство по психотерапии Текст. / Л.С. Брусиловский / под ред. В.Е. Рожнова. Ташкент: Медицина, 1985.-719 с.

26. Бурно, М.Е, Терапия творческим самовыражением Текст. / М.Е. Бурно. М.: Медицина, 1989. - 302 с,

27. Валентайн, К. Психология красоты: Результаты экспериментальных исследований Текст. / К. Валентайн; под ред. проф. Н.Д. Виноградова; пер. с англ. Л.-М.: «Пучина», 1926. - 136 с.

28. Васина-Гроссман, В.А. Музыка и поэтическое слово Текст.: в 3 ч. / В.А. Васина-Гроссман. М,: «Музыка», 1978. - Ч.З. - 366 с.

29. Вахеметса, А.Л. Человек и искусство: Проблемы конкретно-социальных исследований искусства Текст. / А.Л. Вахеметса, С.Н. Плотников. М: «Мысль», 1968. - 1% с.

30. Волков, В.Т. Личность пациента и болезнь Текст. / В.Т. Волков. Томск: СибУн-т, 1995. 328 с.

31. Володин, А.А. Психологические аспекты восприятия музыкальных звуков Текст.: автореф. дис. . канд. психол. наук / А.А. Володин. -М.: Научно-исслед. ин-т обществ, и пед. психологии, 1972. 36 с.

32. Ворожцова, О.А. Музыка и игра в детской психотерапии Текст. / О.А. Ворожцова. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2004. - 90 с.

33. Восприятие музыки Текст. / под ред. В.Максимова. М.: Музыка, 1980.-256 с.

34. Выготский, Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка Текст.: в 6 т. / Л.С. Выготский // Собрание соч. / под ред. А.В. Запорожец. М.: Педагогика, 1984. - Т. 6. - 397 с. - С. 214 - 251.

35. Выготский, Л.С. Мышление и речь Текст.: в 6 т. / Л.С. Выготский // Собр. соч. под ред. А.В. Запорожец. М.: Педагогика, 1982. - Т.2. -412 с.

36. Выготский, Л.С. Психология искусства Текст. / Л.С. Выготский. -М.: Искусство, 1986. 572с.

37. Гарбузов, Н.А. Зонная природа динамического слуха Текст. / Н.А. Гарбузов. М.: Музгиз, 1955. -108 с.

38. Гарбузов, Н.А. Зонная природа темпа и ритма Текст. / Н.А. Гарбузов.- М.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1950. 75 с.

39. Гиляровский, В.А. Старые и новые проблемы в психиатрии Текст. / В. А. Гиляровский. -М: Медгиз, 1964. -198 с.

40. Горюхина, Н. Общение как элемент художественного мышления Текст. / Н. Горюхина // Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования: сборник статей / под ред. Дыс Л.И.- Киев: Муз. Украша, 1989. 178с. - С. 47 - 54.

41. Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология Текст. / А.Л. Готсдинер.-М.: Малое изд. Предприятие «NB Магистр», 1993. -190 с.

42. Гродзенская, Н.Л. Школьники слушают музыку Текст. / Н.Л. Гродзенская. М.: Просвещение, 1969. - 78 с.

43. Гусев, Н. Лев Толстой и музыка. Воспоминания Текст. / Н. Гусев, Гольденвейзер. М.: Музгиз, 1953. - 47 с.

44. Дебюсси, К. Русская музыка и французские композиторы Текст. / К.Дебюсси // Статьи. Рецензии. Беседы. М.-Л.: Музыка, 1964. - 287 с.

45. Декер-Фойгт, Г.-Г. Введение в музыкотерапию Текст. / Г.-Г. Декер-Фойгт. М. - СПб.: ПИТЕР, 2003. - 208 с.

46. Денисов, Э. О композиционном процессе Текст. / Э. Денисов // Эстетические очерки: Избранное / Сост. И.А. Константинов, С.Х. Раппопорт. М.: «Музыка», 1980. - 254 с.

47. Дыс, Л.И. Музыкальное мышление как объект исследования: сборник статей Текст. / Л.И. Дыс // Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования / под ред. Дыс Л.И. -Киев: Муз. Украша, 1989. С. 35 - 44.

48. Дьяконов, И.Ф. Медицинская психология: учебное пособие Текст. / И.Ф.Дьяконов, А.И.Колчев, Б.В.Овчинников. СПб.: ВМедА, 2005. -172 с.

49. Евдокимов, В.И. Проективная психодиагностика Текст. / В.И. Евдокимов. Кировоград: ГЛАУ: МАКЧАК, 2000. - 199 с.

50. Емельянова, М. Музыкальная азбука Текст. / М.Емельянова // Музыка и ты: альманах / под ред. М.А. Зильберквит. Вып. 3. - М.: «Советский композитор», 1983. - С. 28 - 31.

51. Завьялов, В.Ю. Музыкальная релаксационная терапия Текст. / В.Ю. Завьялов. Новосибирск, 1995. - 287 с.

52. Золтан, Д. Этос и аффект: История философской музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля Текст. / Д. Золтан; пер. с нем. -М.: «Прогресс», 1977. 371 с.

53. Зубов, В.П. Западная Европа Текст.: в 6 т. / В.П. Зубов, М.В. Зубова // История эстетической мысли. Становление и развитие эстетики как науки / под ред. В.В. Бычкова. М.: Искусство, 1985.-Т. 1. - С.276-327.

54. Иванченко, Г.В. Психология восприятия музыки Текст. / Г.В. Иванченко. М.: Смысл, 2001. - 264 с.

55. Кабанов, М.М. Больной и среда в процессе реабилитации Текст. / М.М. Кабанов // Вестник АМН СССР. 1977. - №4. - С.55 - 60.

56. Кабанов, М.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике Текст. / М.М. Кабанов, А.Е. Личко, В.М. Смирнов. Л.: Медицина, 1983. - 312 с.

57. Кабанов, М.М. Некоторые проблемы психопрофилактики Текст.: в 3 т. / М.М. Кабанов // Труды V Всеросс. съезда невропатологов и психиатров, 4-6 сент. 1985г., Иркутск. М.: Б.и., 1985. Т.2. - 373 с. - С. 239-242.

58. Калашников, А.А. К вопросу о влиянии функциональной музыки на физиологические показатели и работоспособность при умственной работе Текст. / А.А. Калашников // Физиологический журнал. 1979, №2.-С. 37-39.

59. Карвасарский, Б.Д. Медицинская психология Текст. / Б.Д. Карвасарский. Л.: Медицина, 1982.- 271с.

60. Карвасарский, Б.Д. Групповая психотерапия как предмет исследования Текст. / Б.Д. Карвасарский, В.А. Мурзенко. Л.: Медицина, 1979.-383 с.

61. Кассиль, JI. Доверяясь музыке Текст. / Л. Кассиль // Рассказы о музыке / под ред. О. Очаковской. М.: Музыка, 1968. - С.12-14.

62. Кашапов, Р.Р. Типология личности или какие мы разные Текст. / Р.Р. Кашапов.-М.: ACT -пресс кн., 2002.-316 с.

63. Квасенко, А.В. Психология больного Текст. / А.В. Квасенко, Ю.Г. Зубарев. Л.: Медицина, 1980. - 183 с.

64. Кечхуашвили, К.Н. К характеристике наглядных образов при восприятии музыки Текст. / К.Н. Кечхуашвили // Вопросы психологии.- 1957.- № 1.-С. 116- 124.

65. Кирнарская, Д.К. Музыкальное восприятие Текст. / Д.К. Кирнарская. М.: Кимос-Ард, 1997. - 160 с.

66. Кирнарская, Д.К. Музыкально-языковая способность как компонент музыкальной одаренности Текст. / Д.К. Кирнарская // Вопросы психологии. 1989, № 2. - С. 47 - 57.

67. Клюев, А.С. Музыка и жизнь: о месте музыкального искусства в развивающемся мире Текст. / А.С. Клюев. СПб: Ut, 1997. -158 с.

68. Ковалев, В. Эстетикотерапия Текст. / В. Ковалев. М.: «Смена», 1971.-226 с.

69. Коган, А.Г. Лечебная педагогика в детском санатории Текст. / А.Г. Коган. Л.: «Медицина», 1977. - 118 с.

70. Козина, Т.М. Дискриминация раздражителей и дифференциация времен Текст. / Т.М. Козина // Восприятие пространства и времени: материалы симпозиума / под ред. проф. Б.Г. Ананьева и проф. Э.Ш. Айрапетьянц. Л.: «Наука», 1969. - С. 57 - 59.

71. Конен, В. Рождение джаза Текст. / В. Конен. М.: «Советский композитор», 1990. - 319 с.

72. Коненков, С. Умей слушать Текст. / С. Коненков // Рассказы о музыке / под ред. О. Очаковской. М.: «Музыка», 1968. - С. 11-12.

73. Коржова, Е.Ю. Человек болеющий: личность и социальная адаптация: Психодиагностическое исследование больных с приобретенными пороками сердца Текст. / Е.Ю. Коржова. СПб.: ААН, 1994.-188 с.

74. Косенков, Н.И. Физиологические механизмы адаптации при психосоматической патологии Текст.: автореф. дисс. . д-ра мед. наук / Н.И. Косенков. СПб: ВМедА, 1997. - 35 с.

75. Котляревский, И. К вопросу о понятайности музыкального мышления Текст. / И. Котляревский // Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования: сборник статей / под ред. Дыс Л.И. Киев: Муз. Украша, 1989. - С. 28 - 34.

76. Куликов, П.Г. О значении психотерапии при медикаментозном лечении гипертонической болезни Текст. / П.Г. Куликов // Обозрение психиатрии и мед. психологии им. Бехтерева. 1992.- № 2.-С. 36-41.

77. Леонтьев А.А. Основные теории речевой деятельности Текст. / А.А. Леонтьев. М.: «Педагогика», 1974. - 332 с.

78. Ломов, Б.Ф. Категория общения и деятельности в психологии Текст. / Б.Ф. Ломов // Вопросы философии. -1979. № 8. - С. 34 - 47.

79. Лутошкин, А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива Текст. / А.Н. Лутошкин. -М.: Педагогика, 1988, 125 с.

80. Лучшие психологические тесты: описание и руководство к использованию Текст. / под ред. А.Ф.Кудряшова и Н.А. Волковой. -Петрозаводск: «Петроком», 1992. С. 62 - 66.

81. Любан-Плюцца, Б. Психосоматический больной на приеме у врача Текст. / Б. Любан-Плюцца, В. Пельдингер, Ф. Крегер; пер. с нем. -СПб.: ПНИИ им. В.М. Бехтерева, 1994. 245 с.

82. Лядов, А.К. Жизнь. Портрет. Творчество. Из писем Текст. / А.К.Лядов. Пг.: [б.и.] 1916. - 116 с.

83. Ляшенко, И. Целеполагание и деятельность музыкального мышления Текст. / И. Ляшенко // Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования: сборник статей / под ред. Л.И. Дыс. Киев: Муз. Украша, 1989. - С. 9 - 18.

84. Мазель, Л.А. О двух важных принципах художественного воздействия Текст. / Л.А. Мазель // Советская музыка. 1964. - № 3. -С. 47-54.

85. Мазель, Л .А. О системе музыкальных средств и некоторых принципах художественного воздействия музыки Текст. / Л.А. Мазель // Интонация и музыкальный образ / под ред. Б.И. Ярустовского. М.: «Музыка», 1965. - С. 184 - 207.

86. Макаров, П.О. Хронотроп в деятельности органов чувств Текст. / П.О. Макаров // Восприятие пространства и времени: материалы симпозиума / под ред. Б.Г. проф. Ананьева и проф. Э.Ш. Айрапетьянца. Л.: «Наука», 1969. - С. 74 - 77.

87. Макашева, В.А. Музыкотерапия в лечении соматического аутизма Текст. / В.А. Макашева // Немедикаментозные методы профилактики и лечения соматических заболеваний: материалы конференции. -Новосибирск: Новосиб. гос. мед. академия, 1997. С.63-65.

88. Малкина Пых, И.Г. Тренинг по ритмо-двигательной терапии Текст. / И.Г. Малкина - Пых // Возрастные кризисы взрослости. - М.: Эксмо, - 2005. - С. 118 -141.

89. Мархасин, B.C. Эксперименты по восприятию музыки в аспекте физиологии Текст. / B.C. Мархасин, В.М. Цеханский // Творческийпроцесс и художественное восприятие / под ред. Б.Ф. Егорова. JI.: «Наука», 1978.-С. 200-215.

90. Матвеев, Н.В. Экспериментальное исследование специального способа музыкотерапии Текст. / Н.В. Матвеев // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. Бехтерева. 1992. - № 2. -С. 65 - 67.

91. Матейова, 3. Музыкотерапия при заикании Текст. / З.Матейова, С. Машура. Киев: Вища школа, 1984. - 303 с.

92. Материалы и документы по истории музыки Текст.: в 2 т. / под ред. проф. М.В. Иванова-Борецкого; пер. с итал., фр., нем., англ. М.: Гос. муз. изд-во, 1934. - Т. 2 - 602 с.

93. Медушевский, В.В. Как устроены художественные средства музыки? Эстетические очерки Текст. / В.В. Медушевский. М.: «Музыка», 1977.-224 с.

94. Медушевский, В.В. Строение музыкального произведения в связи с его направленностью на слушателя Текст.: автореф. дис. .канд. искусствовед. / В.В. Медушевский. М.: Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского, 1971. - 26 с.

95. Медушевский, В.В. Интонационная форма музыки Текст. / В.В. Медушевский. -М.: «Композитор», 1993. 196 с.

96. Медушевский, В.В. Музыкальное мышление и логос жизни Текст. / В.В. Медушевский // Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования: сборник статей / сост. Л.И. Дыс. Киев: «Муз. Украша», 1989. - С.18 - 28.

97. Медушевский, В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки Текст. / В.В. Медушевский. М.: «Музыка», 1976.-254 с.

98. Юб.Мейлах, Б.С. Философия искусства и художественная картина мира Текст. / Б.С. Мейлах // Вопросы философии.-1983 № 7 - С. 116125.

99. Метелица, В.И. Профилактическая фармакология и диспансеризация кардиологических больных Текст. / В.И. Метелица, Р.Г. Органов // Кардиология. -1984 № 11. - С. 10 -14.

100. Морозов, В.П. Невербальная коммуникация: экспериментально -теоретические и прикладные аспекты Текст. / В.П. Морозов // Психологический журнал. 1993. - № 1. - С. 18 - 31.

101. Музыка и ты: Альманах Текст. / под ред. М.А. Зильберквит. вып.4. - М.: «Советский композитор», 1984. - 80 с.

102. Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения Текст. / под ред. В.П. Шестакова. М.: «Музыка», 1966.- 574 с.

103. Музыкальная эстетика Западной Европы XVII-XVIII веков: сборник переводов Текст. / под ред. В.П. Шестакова. М.: «Музыка», 1971. -688с.

104. Мясищев, В.Н. Личность и неврозы Текст. / В.Н. Мясищев. Л., 1960.-348 с.

105. Назайкинский, Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания Текст. / Е.В. Назайкинский // Восприятие музыки: сб.статей / под ред. В.Н.Максимова. М.: «Музыка», 1980. - С. 115121.

106. Пб.Назайкинский, Е.В. О музыкальном темпе Текст. / Е.В.

107. Назайкинский. М.: «Музыка», 1965. - 95 с. 117. Назайкинский, Е.В. О психологии музыкального восприятия Текст. /

108. Е.В. Назайкинский. М.: «Музыка», 1972. - 383 с. И8.Нейгауз, Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога

109. Текст. / М.: «Музыка», 1987. 238 с. И9.Нестьев, И. Как понимать музыку Текст] / И. Нестьев. - М.: «Музыка», 1962. - 218 с.

110. Нестьев, И. Музыка XX века. Очерки Текст. / И.Нестьев М.: «Музыка», 1976. - 574 с.

111. Нестьев, И. Народная песня как основа музыкального искусства Текст. / И. Нестьев. М.: «Советский композитор», 1961. - 43 с.

112. Николаева, В.В. Влияние хронической болезни на психику: Психологическое исследование Текст. / В.В. Николаева. М.: Изд-во МГУ, 1987.-168 с.

113. Орлова, Е.М. Лекции по истории русской музыки: Учеб. пособие Текст. / Е. Орлова. М.: Музыка, 1979. - 383 с.

114. Орлов, Г.А. Временные характеристики музыкального опыта Текст. / Г.А. Орлов // Проблемы музыкального мышления: Сб. статей / под ред. М.Г. Арановского. М.: «Музыка», 1974. - 336 С.

115. Основные методы психологической диагностики в практике врача Текст. / И.Ф.Дьяконов, А.И.Колчев, Б.В.Овчинников; под ред. проф. В.К.Шамрея. СПб.: ВМедА, 2005. - 144 с.

116. Павловские среды Текст.: в 3 т. / под ред. акад.Л.А. Орбели. М. Л.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1949. Т.1. - 360 с.

117. Пацявичус, Л. Цвет и музыка на производстве Текст. / Л. Пацявичус // Функциональная светомузыка на производстве, в медицине и в педагогике: респ. науч.-практ. семинар / под ред. Б.М. Галеева -Казань: КАИ, 1988. С. 82 - 83.

118. Петражицкий, Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности Текст. / Л.И. Петражицкий. СПб.:Лань, 2000. -606 с.

119. Петрушин, В.И. Музыкальная психотерапия Текст. / В.И. Петрушин. М.: ВЛАДОС, 2000. -176с.

120. Петрушин, В.И. С чего начинается музыка? Текст. / В.И. Петрушин // Музыка и ты: альманах / под ред. М.А. Зильберквит. Вып. 2. -М.: «Советский композитор», 1979. - С. 3 - 4.

121. Платон. Сочинения Текст.: в 3-х т. / Платон; под ред. А.Ф. Лосева и В.Ф. Асмуса; пер. с древнегреч. М.: Мысль, 1971. - Т. 3. - 687 с.

122. Подуровский, В.М. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности: Учебное пособие Текст. / В.М. Подуровский, Н.В. Суслова. М.: ВЛАДОС, 2001 .-318с.

123. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии: учебное пособие Текст. / под ред. А.А. Крылова. JI.: Изд-во ЛГУ, 1990. -С.131 -142.

124. Психологические методы исследования личности в клинике: сборник статей Текст. / под ред. М.М. Кабанова. Л.: ПНИИ им. В.М. Бехтерева, 1978. - 154 с.

125. Пуни, А.Ц. Очерки психологии спорта Текст. / А.Ц. Пуни. М.: «Физкультура и спорт», 1959. - 308 с.

126. Ражников, В.Г. Резервы музыкальной педагогики Текст. / В.Г. Ражников. М.: «Знание», 1980. - 94 с.

127. Реабилитация больных с сосудистыми заболеваниями головного мозга: Сборник статей Текст. / под ред. Т.Д. Демиденко. Л.: Ленингр. н.-и. пенхоневрол. ин-т им. В.М. Бехтерева, 1979. - 135 с.

128. НЗ.Робустова, Л.П. Взаимодействие музыки и речи в детском фольклоре Текст.: автореф. дис.канд. искусствовед. / Л.П. Робустова. М.: ВНИИ Искусствознания, 1987. - 24 с.

129. Рожнов, В.Е. Руководство по психотерапии Текст. / В.Е. Рожнов. -Ташкент: Медицина, 1985. 719 с.

130. Розин, В.М. Сравнительный методологический анализ концепций Курта и Асафьева Текст. / В.М. Розин // Вопросы методологии теоретического музыкознания: Сборник трудов / под ред. Ю.Н. Бычкова. М.: ГМПИ, 1983. - С. 18 - 34.

131. Розеншильд, К. История зарубежной музыки Текст. / К. Розеншильд. 4-е изд. - М.: «Музыка», 1978. - 544 с.

132. Романова, Е.С. Графические методы в психологической диагностике Текст. / Е.С. Романова, О.Ф. Потешкин. М.: Дидакт, 1992. - 256с.

133. Ротенберг, B.C. Стресс и поисковая активность Текст. / B.C. Ротенберг, В.А. Аршавский // Вопросы философии. 1979. - №4. -С.117-127.

134. Рыжкин, И. Назначение музыки и ее возможности Текст. / И. Рыжкин. М.: Музгиз, 1962. - 96 с.

135. Самойленко, Н.С. Логопедическая ритмика Текст. / Н.С. Самойленко, В.А. Гринер; под ред. проф. В.А. Гиляровского. М.: Учпедгиз, 1941.-80 с.

136. Сандомирский, М. Психосоматика и телесная психотерапия: практическое руководство Текст. / М. Сандомирский. М.: Независимая фирма «Класс», 2005. - 592 с.

137. Свидро, Н.Н. Использование цвета и музыки в комплексном лечении больных невротической депрессией Текст.: автореф. дис. . канд. мед. наук / Н.Н. Свидро. М.: Моск. науч.-исслед. ин-т психиатрии, 1998.-22 с.

138. Свидро, Н.Н. Об использовании цвета, запаха, музыки в работе врача-психотерапевта Текст. / Н.Н. Свидро // Проблемы современной сексопатологии: материалы науч.-практ. конфер. сексопатологов. -М., Б.и., 1996.-С. 98-103.

139. Сидоренко, Г.И. Актуальные вопросы целенаправленной профилактики сердечно-сосудистых заболеваний Текст. / Г.И. Сидоренко // Кардиология. 1984. - № 11. - С. 5 - 10.

140. Слепневы, А. и Дм. Руки в музыке искупай Текст. / А. и Дм. Слепневы. М.: ГРАНД, 2000. - 256 с.

141. Смирнов, М.А. Эмоциональный мир музыки Текст. / М.А. Смирнов. М.: «Музыка», 1990. - 318 с.

142. Собчик, JI.H. СМИЛ. Стандартизированный многофакгорный метод исследования личности Текст. / Л.Н.Собчик. СПб.: Речь, 2003. -219 с.

143. Соловьева, С. Л. Эмоциональные состояния больных психологическими заболеваниями Текст.: автореф. дисс. . канд. психол. наук / С.Л. Соловьева. Л.: ПНИИ им. В.М. Бехтерева, 1991. -15 с.

144. Спрингер, С. Левый мозг, правый мозг Текст. / С. Спрингер, Г.Дейч; пер. с англ. М.: Мир, 1983. - 256 с.

145. Стадченко, Н.А. Современное состояние проблемы реабилитации больных инфарктом миокарда: научный обзор Текст. / Н.А. Стадченко, Ю.М. Алисова, Т.А. Курочкина / под ред. проф. О.С. Радбиля. М.: ВНИИМИ, 1976. - 94 с.

146. Сухомлинский, В.А. О воспитании Текст. / В.А. Сухомлинский. -М.: Изд-во политической лит-ры, 1975. 272 с.

147. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям Текст. / В. А. Сухомлинский. Киев: Радянська школа, 1969. - 268 с.

148. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей Текст.: в 2 т. / Б.М. Теплов // Избранные труды / под ред. Н.С. Лейтес, И.В. Равич-Щербо. М.: Педагогика, 1985. - Т.2 - 329 е.; С. 42 - 222.

149. Толстой, J1.H. Поли. собр. соч. Текст.: юбилейное издание 1828-1928 / J1.H. Толстой. М- Л.: Гос. изд-во худож. лит-ры, 1933. - Т.27. -766 с.

150. Уильяме, Р. Становление музыки Текст. / Р. Уильяме. М.: «Музыка», 1961. - 234 с.

151. Уколов, В. Музыка в потоке времени Текст. / В. Уколов, Е. Рыбакина. М.: «Молодая гвардия», 1988. - 317с.

152. Урванцев, Л.П. Психология в соматической клинике Текст.: Учебное пособие / Л.П. Урванцев. Ярославль: ЯрГУ, 1998. - 159 с.

153. Флоренская, Т.А. Катарсис как осознание Текст.: в 4 т. / Т.А. Флоренская // Бессознательное: природа, функции, методы исследования / под ред. А.С. Прангишвили, А.Е. Шерозия, Ф.В. Бассина. Тбилиси: Мецниерба, 1978. Т.2 - 686 е.; С. 562 - 570.

154. Фрейд, 3. Основные психологические теории в психоанализе Текст. / З.Фрейд // Сборник статей / под ред. И.Д. Ермакова; пер с нем. д-ра М.В. Вульфа. М. - Пг.: Гос. изд-во, 1923. - 206 с.

155. Холопова, В. Музыка как вид искусства: Учебное пособие для музыковедов консерваторий Текст.: в 2 ч. / В. Холопова. М.: Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского, 1990. - 4.2. - 121 с.

156. Цейтина, Г.П. Особенности личности больных гипертонической болезнью (в связи с задачами психотерапии и психопрофилактики) Текст.: автореф. дис. . канд. психол. наук / Г.П. Цейтина. Л.: ПНИИ им. В.М. Бехтерева, 1980. - 24 с.

157. Цыпин, Г. Музыкант и его работа: Проблема психологии творчества Текст. / Г.Цыпин. М.: «Советский композитор», 1988. - 382 с.

158. Чиж, Г. Память как компонент системы художественного мышления Текст. / Г. Чиж // Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования: сборник статей / под ред. Дыс Л.И. Киев: Муз. Украша, 1989. - С. 64 - 68.

159. Шацкая, В.Н. Музыка в школе: Художественное воспитание средствами музыкального искусства Текст. / В.Н. Шацкая. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1950. -176 с.

160. Шестаков, В.П. От этоса к аффекту: История музыкальной эстетики от античности до XVIII века Текст. / В.П. Шестаков. М.: «Музыка», 1975.-351 с.

161. Шилов, Г.Е. Простая гамма. Устройство музыкальной шкалы Текст. / Г.Е. Шилов. М.: «Наука», 1980. - 24 с.

162. Шипулин, Г.П. Терапевтическое влияние музыки Текст. / Г.П. Шипулин // Вопросы современной психоневрологии. 1966. - № 5. -С. 298-293.

163. Шостакович, Д. Мир музыки Текст. / Д. Шостакович // Рассказы о музыке / под ред. О.Очаковской. М.: «Музыка», 1968. - С. 5-6.

164. Шушарджан, С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма Текст. / С.В. Шушарджан. М.: АОЗТ «Антидор», 1998. -419 с.

165. Шушарджан, С.В. Руководство по музыкотерапии Текст. / С.В. Шушарджан. М.: Медицина: Шико, 2005. - 473 с.

166. Шушарджан, С.В. Фуга Баха вместо таблетки Текст. / С.В. Шушарджан // Труд. 2005. - 27.01. - С. 4.

167. Элькин, Д. Восприятие времени как моделирование Текст. / Д.Элькин // Восприятие пространства и времени: материалы симпозиума / под ред. проф. Б.Г. Ананьева и проф. Э.Ш. Айрапетъянц. JL: «Наука», 1969. - С. 129 -132.

168. Юнг, К. Проблемы души нашего времени Текст. / К. Юнг; под ред. А.М. Боковикова; пер. с нем. М.: Прогресс. Универс, 1993. - 329 с.

169. Якобсон, P.O. Мозг и язык Текст. / Якобсон Р. // Избранные работы / под ред. В.А. Звегинцева; пер. с англ., нем., фр. М.: «Прогресс», 1985.-455 с.

170. Яковлева, JI.M. Музыкотерапия как средство коррекции функционального состояния военнослужащих Текст. / Л.М. Яковлева// Материалы всеармейской науч.-практ. конфер. СПб: «ФАРМиндекс». - 2001. - С. 172-173.

171. Яковлев, С.Н. Музыка Текст. / С.Н. Яковлев // «Наука и религия». -1997,- №9.- С.24.

172. Alvin, J. Music fur das behinderte kind und Musictherapie fur das autistische kind. Stuttgsrt: Fischer, 1988. 238 p.

173. Alvin, J. Music therapy. London: Baker, 1966. 274 p.

174. Berlyne, D.G. Measures of Aesthetic Preference Text. / D.G. Berlyne // Psychology and the visual arts. London: Academic press, 1970. - P.21-31.

175. Bolay, H.V. Musiktherapie als Hochschuldisziplin. Stuttgart, 1985.-281 p.

176. Bolton, T.L. Rhythm // American Journal of Psychology. 1894. Vol. 6. -p. 145 -238.

177. Clynes, M., Walker J. Music as time's measure // Music Perception, Fall 1986. Vol.4 (1), p. 85-119.

178. Corsini, R.J. Concise encyclopedia of psychology. New York: Willey and sons, cop. 1987, XXI -1242 p.

179. Decker-Voigt, H.-H. Handbuch der Musiktherapie. Bremen, Liliental, 1983.-160 p.

180. Dumensil, R. Le lythm musical. Paris: Univ. Claude-Bemard, 1921. -209 p.

181. Evans, J.-R., Clynes M. Rhythm in psychological, lingustic and musical processes. Springfield: Charles C. Thomas, 1986. 431 p.

182. Frances, R. La perception de la musique. Paris: Vrin, 1958. 194 p.

183. Gaston, E. Musas enloquecidas. Zaragona: Prensas university, 1987. -178 p.

184. Guilhot, Marie-Aimee. La musicotherapie et les methodes nouvelles dissociation des techniques. Paris, 1973. 232 p.

185. Harer, G. Grundlagen der Musiktherapie und Musikpsychologie. Jena, Fischer, 1975.- 272 p.

186. Hegi, F. Improvisation und Musiktherapie П / Boston: Houghton Miffin, 1986.-314 p.

187. Hoover, D.- M., Cullari S. Perception of loudness and musical preference: Comparison of musicans and nonmusicans // Perceptual and Motor Skills, Jun. 1992, Vol. 74 (3), p. 1149 1150.

188. Janet, P. L'evolution de la memoire et la notion du temps. Paris: Klincksieck, 1928.-183p.

189. Kamenetsky, S., Hill D., Trehub S. Effect of tempo and dynamics on the perception in music // Psychology of Music. 1997. Vol. 25 (2), p. 149 -160.

190. Kohler, Christa. Musiktherapie. Teorie und Methodik. Jena, Fischer. -1971.-378 p.

191. Kohler, L., Neuere Ergebnisse der Kleinkindforschung. Forum der Psychoanalyse, 1990. 596 p.

192. Konig, Werner. Psychotherapie Integration und Spezializierung. Leipzig: Thieme, 1980.-238 p.

193. Luchsinger, Richard und Gottfried, Arnold. Handbuch der Stimm-und Sprachheilkunde, Bol. 1, Wien New York, Springer-Verl, 1970. - 482 p.

194. Lundin, R.W. An Objective Psychology of Music. New York: Ronald Press, 1967.-326 p.

195. Maler, T. Klinische Musiktherapie. Hamburg, 1989. 372 p.

196. Meyberg, W. Trommelnderweise. Trommeln in Theorie und Selbsterfahrung. Hemmoor,1989. 390 p.

197. Meyer, L. Emotion and Meaning in Music. Musical Perceptions, ed. R.Aiello, J.Sloboda. New York, Chicago: University of Chicago Press, 1994.-295 p.

198. Mindell, A. Schlussel zum Erwachen, Sterbeerlebnisse und Bei-stand in Koma. Freiburg, 1989. 337 p.

199. Motte-Haber, H. Musikpsychologie. Koln,1972. 409 p.

200. Nocker-Riebaupierre, M. Auditive Stimulation nach Fruhgeburt. Hamburg, 1990.-418p.

201. Repp, B.H. Relational invariance of expressive microstructure across global tempo changes in music performance: An exploratory study // Psychological Research. Psychologiche Forschung, Jul. 1994. Vol. 56, p. 269-284.

202. Picht, G. Wozu braucht die Gesellschaft Musik? zitiert nach Rauhe H., Flender R.,Schlussel zur Musik. Munchen: Thieme, 1990. 238 p.

203. Pontvik, A. Grundgedanken zur psychishen Heilwirkung durch Musik. Zurich, 1958.-361 p.

204. Rauhe, H., Flender R. Schlussel zur Musik. Munchen: Thieme, 1990294 p.

205. Rogers, N. The creative connection: Expressive arts as heating. Palo Alto: Science, Behavior Books, Inc., 1993. - 327 p.

206. Schwabe, Christoph. Methodik der Musiktherapie und deren theoretische Grundlagen. Leipzig: Barth, 1980. 315 p.

207. Schwabe, Christoph, Musiktherapie bei Neurosen und funktionellen. Jena: Fischer, 1972.-226 p.

208. Seashore, C. Psychology of music. London, 1960. 322 p.

209. Sedlacek, J. Embiyophysiology of motivity Text. / J. Sedlacek, J. Sychra. Praha: Muzyka, 1987. -116 p.

210. Shuter-Dyson, R., Gabriel C. The Psychology of Musical Abilities. London, 1981.-384 p.

211. Sloboda, J.A. The musical mind: a cognitive psychology of music. Oxford: Clarendon Press, 1985. 389 p.

212. Spintge,R. Musik in der Medizin Text. / R. Spintge, R. Droh. -Heidelberg: Fischer-Taschenbuch-Verl, 1987. 226 p.

213. Stokvis, Berthold. Psychotherapie und Psychosen. Basel-New York: S.Karger, 1963.-94 p.

214. Spitz, R.A. Vom Saugling zum Kleinkind Text. / R.A. Spitz. Stuttgart: Hippokrates-Verl. Marquardt, 1974. - 269 p.

215. Stumpf, K. Tonpsychology. 2 Bande. Leipzig: Tieme, 1890. 360 p.

216. Sutermeister, H.M. Psychophysische Wirkungen der Musik, in: Ztschr. Grenzgebiete derMedizin, II, 1949. 342 p.

217. Teirich, H.R. Musik in der Medizin: Beitr. Zur Musiktherapie. Stuttgart: Fiaher, 1958.-207 p.

218. Tetzel, E. Rhythmus und Vortrag. Berlin: Im Auftrag der Karl-Marx Univ., 1926.-117 p.

219. Wang, C., Salzberg R. Discrimination of modulated music tempo by string students //Journal of Research in Music Education, Sum,1984. Vol. 32, p.123-131).

220. Winnicott, D. Vom Spiel zur Kreativitat. Stuttgart,1979. 348 p.

221. Weymann, E. Anzeichen des Neuen Improvisierens als Erkennt-nismittel und als Gegenstand der Forschung, Heidelberg, 1990. 374 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.