Народно-певческая традиция терского казачества тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Марахтанова, Галина Николаевна

  • Марахтанова, Галина Николаевна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2007, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 196
Марахтанова, Галина Николаевна. Народно-певческая традиция терского казачества: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Москва. 2007. 196 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Марахтанова, Галина Николаевна

Введение.3-8 +

Глава I. Историко-культурные предпосылки возникновения и этнографические свидетельства музыкального быта терских казаков на территории Чеченской Республики.9

1.1. Возникновение и формирование терского казачьего войска (XVI - начало XVIII вв.).9

1.2. Роль терского казачества в создании кавказской оборонной линии (XVIII -начало XIX вв.).25

1.3. Исторический период XIX - XXI веков (хронология событий).39-46 +

1.4. Полиэтнические основы терской традиционной культуры.47-52 +

Глава II. Певческая культура терского казачества: особенности становления и бытование.53-90 f

2.1. О собирателях терского казачьего фольклора.53-57f

2.2. Характеристика музыкального быта терских казаков.58-64+

2.3. Тематика и поэтика песенных жанров.65-90 f

Глава III. Музыкальный стиль песен терского казачества.91-135 f

3.1. Свадебные песни.93-96 Д

3.1.1. Прощальные.97-102^

3.1.2. Величальные.103

3.2. Былины.108

3.3. Лирические песни.112-116 J

3.4. Плясовые песни.117-124i

3.5. Песни воинского быта (строевые, походные).125-129 f

3.6. Общие черты музыкального стиля.130-135^

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Народно-певческая традиция терского казачества»

Терские казаки были передовыми отрядами российской территориальной колонизации в направлении южных границ и по мере складывания, расширения, укрепления централизованного государства постепенно утрачивали свою «вольницу», элементы автономности, превращались в часть служилого сословия.

Казачья общность вообще, и терская в частности, характеризовалась традициями самоуправления, восходящими к военным структурам, организованным на принципах демократии. Прибывая в экстремальной ситуации постоянного вызова, казаки выработали в качестве ответа специфический образ жизни и самозащиты, эффективную систему хозяйствования, органичное сочетание военного дела и земледелия, скотоводства, рыболовства, бортничества, охоты. Воин, пастух, пахарь, охотник в одном лице - казак был способен как к автономному жизнеобеспечению, так и к совместным действиям в артели, станице, отряде, войске.

Северный Кавказ, место проживания терского казачества, по многим признакам считается уникальнейшим регионом мира: он обладает неповторимыми природными и социальными особенностями этнической культуры (едва ли найдется в мире столь высокая плотность разнообразных этносов на сравнительно небольшой территории).

Чтобы изучить культуру народа, традицию, нужно понять обычаи и нравы, язык, песни, игры, поверия и сказания, сохранившиеся в народной среде. История терского казачества и к настоящему времени еще не достаточно изучена. Современное большинство казачьего населения о великих делах своих предков знает не очень много: в основном по устным преданиям и легендам, принимаемым за достоверные факты.

Необходимо отметить, что в большинстве сохранившихся исторических текстов часто упоминаются гребенские казаки. Гребенскими именовались казаки, поселившиеся на склонах Сунженского хребта (Гребня) за Тереком, вероятно, в начале XVI века; позднее, в XVIII веке они перешли на левый берег Терека, где образовали, пять станиц, существующих и сегодня: Червленная, Старощедринская, Новогладковская, Старогладковская, Курдюковская (см.карту с.2). Гребенских казаков считают старейшими поселенцами на Северном Кавказе [Путилов, 1960]. Терское войско, в отличие от гребенского, жившего на гребнях гор, располагалось в низовьях Терека, на морском побережье. Возникновение терского казачьего войска в более поздние сроки, чем гребенского, является важным историческим фактом.

На протяжении определенного периода титульное название, понятное многим, терские казаки, приобретало в результате объективных исторических процессов различное наполнение: казаков называли гребенскими, терскими, семейными, линейными, сунженскими, кизлярскими. Поэтому для удобства, мы применяем в данном исследовании их общее титульное название терские казаки, за исключением случаев упоминания гребенских казаков в тех случаях, когда это необходимо.

Говоря о структуре диссертационного исследования важно отметить, что осуществляемый в первой главе «панорамный обзор» исторического пути народа, условное деление его на временные периоды, избраны нами умышленно. Рассматриваемая цепь исторических событий, их взаимосвязь явились базовым фактором появления и формирования народной музыкальной традиции в исследуемом локусе. Применение подобного подхода к построению работы дает возможность осмыслять и анализировать эволюционное движение, подтверждая правильность вывода о природе формирования терской народно-певческой традиции как традиции синтезированной, позднего смешанного формирования.

Актуальность настоящего диссертационного исследования «Народно-певческая традиция терского казачества» связана с необходимостью исторических «реставраций» памятников культуры, включения их в контекст современной культуры, в том числе и музыкальной и принадлежит к числу важнейших задач современного эпномузыкознания. Из всего спектра направлений, в русле которых может развиваться исследование, в данной работе избрано изучение песенной традиции как музыкально-этнографического целого.

Особую остроту названное направление научных исследований приобретает по отношению к фольклорным традициям позднего формирования, сложившихся в результате вторичной локализации и взаимной адаптации разнородных элементов коренных народно-песенных систем европейской России, не только важностью регионального аспекта изучения русской народной песешюсти, но и разрушенностью этой культуры вследствие известных военных событий на Северном Кавказе на территории современной Чеченской Республики в местах традиционного проживания терских казаков (бассейн реки Терек).

Обращение к данной теме также сопряжено с решением ряда проблем историко-культурного и этномузыкального развития народно-певческой традиции терского казачества, уникальной своей синтетической природой формирования, а именно: комплексным изучением - исторических предпосылок возникновения, особенностей становления и бытования певческой культуры, музыкального стиля песен исследуемой локальной народной традиции, рассмотрение проблематики во всем объеме и взаимодействии его составляющих. До настоящего времени изучение терской народной традиции осуществлялось в рамках различных исследований: исторических - как этнополитических, филологических, музыковедческих, без сопоставления их данных.

Целью настоящего исследования является комплексное описание певческой традиции терского казачества, которое в отечественной науке осуществляется впервые. С этой целью в диссертации решается основная задача-на основе многостороннего изучения реконструировать народ! ю-певческую традицию терского казачества, выявить ее основные стилистические признаки. В связи с этим нужно отметить, что в сложившейся ситуации объективной разрушенности всего уклада жизни терского казачества неоценимую роль играет тот факт, что традиция сохраняется в памяти старшего поколения, что и позволяет совершить ее реконструкцию.

Основная задача диссертации предполагает решение рада более чаатыхзадач:

Выделение этапов формирования и развитая терского казачьего войска; определения специфики этногенеза терского казачества; исследование жанровой музыкальной системы, поэтики текстов песен; осуществление структурно-типологического исследования песен данной народно-певческой трад иции; определение места песенного фольклора терского казачества в системе диалектов русской песни.

Материал исследования составили расшифровки аудиозаписей песен и бесед с исполнителями, записанные в фольклорных экспедициях: И.Горсковой (1984г.), Т.Стариковой (1988г.), автором (1992г.); аудиозаписи, датированные 1967, 1969 годами, из архива фольклорно-этнографической студии «Забава» (под рук.А.Глумовой) областного Дома искусств г.Саратова; архивные аудиозаписи и нотации песенного материала, зафиксированные известным фольклористом А.С.Кабановым (г.Москва); этнографические материалы и нотации песен архива Фольклорной Комиссии Союза композиторов Российской Федерации, архива Проблемной научно-исследовательской лаборатории (ПНИЛ) по изучению традиционной музыкальной культуры РАМ им.Гнесиных, архива Московской Государственной Дважды Ордена Ленина Консерватории (МГДОЛК).

Помимо музыкального материала мы опирались на исторические и историко-этнографические публикации конца XIX и начала XX веков. Наиболее важные из них: Е.П. Савельев. Предки древнего казачества.т.1-Владикавказ, 1904.-185 е.; И.Д. Попко. Терские казаки со стародавних времен. Ист.очерк. Вып.1.-СПб.,1880г.; Ю.И. Сухарев, Лазоревый цвет (Страницы казачьей истории).-Чапаевск,2001.-337с.; Л.Б. Заседателева. Терские казаки (сер. XVI - нач. XX веков). Историко-этнографические очерки.-М.,1974.; Б.Н. Путилов. Песни гребенских казаков. Исторические песни на Тереке.-Грозный, 1946,1948; фундаментальный отечественный труд, посвященный обобщенному изучению русских исторических песен XIII - XVI веков, а в частности и терских, подготовленный и изданный в цикле «Памятники русского фольклора» в 1960 году Б.Н.Путиловым1 в соавторстве с Б.М.Добровольским. Вместе с тем в работе была использована мемуарная и эпистолярная литература, современная научная литература, в которой данные источники интерпретированы.

Задачами диссертации определяются методы исследования. Исследование народно-певческой традиции терского казачества опирается на комплексный (или междисциплинарный) метод, предполагающий изучение традиции во всех ее составляющих: так структурно-типологический метод, сформулированный как методологическое направление в фольклористике второй половины XX века в трудах крупнейших отечественных этномузыкологов Е.В.Гиппиуса, Б.Б.Ефименковой, М.А.Енговатовой, а также исследования по народному музыкальному ритму и звуковысотному строению песен (Т.С.Бершадской, Б.Б.Ефименковой, И.И.Земцовского, К.В.Квитки, Ф.Колессы, С.Людкевича, О.А.Пашиной, Ф.А.Рубцова, П.П.Сокальского, В.М.Щурова и других) и русского народного стиха, представленные трудами отечественных филологов Х1Х-ХХ веков, Е.Белецкой, А.Востокова, П.Голохвастова, Д.Дубенского, В.Классовского, Ц.Неймана, И.Пенинского, А.Потебня, Б.Путилова, И.Срезневского, М.Штокмара.

Помимо этого мы руководствовались системным подходом, который со

Б.Н.Путилов, в 40-е гг. XX века руководил кафедрой литературы Грозненского пединститута. Являлся организатором фольклорных экспедиций 1945 года в станицы Старогладовскую, Червленную и Старощедринскую. Результаты экспедиций были опубликованы им в сборниках «Фольклор терского казачества», «Песни гребенских казаков» под редакцией Н.И.Пруцкова в 1946 году, а в 1948 году вышел второй выпуск серии «Фольклор терского казачества». второй половины XX века активно применяется в гуманитарных науках. В нашем случае системный подход предполагает рассмотрение терской певческой традиции как сложноорганизованной этномузыкальной системы, со своим набором компонентов (жанров, песен), с определенными функциями этих компонентов в традиции и наличии различных форм их взаимосвязи. Системный подход осуществляется и в отношении музыкально-поэтических текстов (песен), которые понимаются нами как синтез компонентов поэзии, ритма, лада, мелодики, многоголосия напевов. Безусловно, в своей диссертации мы также опирались на методы, сформировавшиеся в музыкознании и смежных науках, таких как этнография, история, социология, культурология, семиотика.

Работа состоит из Введения, Трех глав, Заключения, Списка литературы и Приложения. В первой главе, носящей вводный характер, рассмотрены историко-культурные предпосылки, этапы становления и этногенез народной традиции терских казаков. Во второй главе дана характеристика певческой культуры, рассмотрена тематика песенных жанров. В третьей главе предпринято структурно-типсшогическое исследование систематики песен, выявлены общие черты музыкального стиля терской народной традиции. В Заключении подведены итоги исследования. Приложение содержит нотные примеры, фото- и иконографические материалы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Марахтанова, Галина Николаевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Поставив задачу реконструировать народно-певческую традицию терского казачества, выявить ее основные стилистические признаки, мы пришли к следующим выводам.

Процесс формирования и развития терского казачьего войска условно делится на три этапа: первый - ранний период (середина XVI - начало XVIII вв.), второй - период преобразований (XVIII - начало XIX вв.), третий -период исторической зрелости и упадка (XIX - XX века). При наличии многоразличия, «многосоставности» исторических фактов существования казаков на территории Северного Кавказа замечается единый принцип, объединяющий их в некую целостность. Присутствие казаков в бассейне реки Терек, возникновение их поселений (станиц, городков) формировалось, несмотря на различие временных условий, единым стремлением служения Отечеству, защиты границы. Сравнение этапов становления и развития войска позволило обнаружить единство целей, объединенных идеей защиты южных рубежей Российского государства.

Этногенез народа не есть нечто изолированное, а есть часть объективно сложных исторических процессов жизни казачьего войска. Испытав многочисленные влияния (этнического, религиозного, социального характера), казакам удалось выявить общность мировосприятия и средств выражения, на глубоко русских корнях казачьей культуры.

Разнообразие жанровой музыкальной системы и поэтика текстов песен в терской традиции сформировалось под влиянием прежде всего южнорусской песенной культуры, национальных культур других переселенцев, а также в результате долговременного воздействия культуры горских народов.

Результатом структурно-типологического исследования систематики песен традиции явилось выявление особых, индивидуальных особенностей, присущих местному певческому стилю, позволяющее сделать вывод о наличии локальной народно-певческой традиции позднего смешанного формирования.

Песенность терского казачества является неотъемлемой частью системы диалектов русской песни. При исследовании южнорусских песенных сталей она становится важным стилевым показателем южного региона.

Научные перспективы дальнейших исследований представляются достаточно широкими. Безусловно, шесть веков, которые отделяют нас от времени возникновения первых казачьих поселений на Тереке, не позволяют проследить все детали формирования и развили народной традиции. Однако, те факты, та система взаимоотношений, которые удалось реконструировать, оставляют ощущение удивительной силы и полнокровносш терской народно-певческой традиции.

Публикации по теме диссертации:

1. Марахтанова Г. Народная традиция терского казачества, проблематика современных реалий // Воспитание гражданина на национально-региональных традициях / Материалы I научно-практической конференции. - Коломна, 2003. -с.79-81.-(03 п. л.).

2. Марахтанова Г. К вопросу об истории певческой традиции терского казачества / Сборник научно-методических статей под редШаминой ЛБ- Москва, 2003. -с.89-97.-(0,6пл.).

3. Марахтанова Г. Исполнительская интерпретация аутентичного песенного фольклора // Фольклор народов России /Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Астрахань, 2003. - с.105-108. - (03 пл.).

4. Марахтанова Г. Песни Терского казачества / Сборник народных песен. -Москва: Изд-во РАМ имГнесиных, 2003. -77 стр. - (33 пл.)

5. Марахтанова Г. Народная песня на сцене: грани современной интерпретации //«Народноетворчество», 2006, №6. С. 9.- (0,4 пл.)

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Марахтанова, Галина Николаевна, 2007 год

1. Абрамов-Зябловский 1992 И.Б.Абрамов-Зябловский. Казачий словарь справочник.- Москва: 1992. - 76 с.

2. Агаджанов 1974 Ю.Г.Агаджанов. Песни Терека: Песни гребенских и сунженских казаков // Тексты, вст.статья и примечания Ю.Г.Агаджанова,-Грозный: 1974.- С.4-8.

3. Айларова 2000 З.А.Айларова. Культуроведческий подход к изучению древнего и средневекового осетинского фольклора памятников письменности и литературы в национальной осетинской школе: Дис. .канд.культурологии. -Москва, 2000. -С.46-53.

4. Акимова 1974 Т.М.Акимова. О лиризме русских свадебных песен / Фольклор и этнография. - СПб.: 1974.-С.30-32.

5. Ананичева 1997 Т.М.Ананичева, Е.А.Самоделова. Обряды и обрядовый фольклор. Фольклорные сокровища Московской земли / Вступ.ст., сост., комментарии. - М.: РАН, 1997. - 424 с.

6. Аникин 1970 В.П.Аникин. Календарная и свадебная поэзия.- М.: МГУ, 1970.- С.7-9.

7. Аникин 1993 В.П.Аникин. Система фольклорных жанров // Восточнославянский фольклор: Словарь научной и народной терминологии. -Минск: Наука и техника, 1993. - С.308-309.

8. Арановский 1998 М.Г.Арановский. Музыкальный текст. Структура и свойства. - М.: Композитор, 1998. - 343 с.

9. Асафьев 1965 Б.В.Асафьев. Речевая интонация.- М.; Л.: Музыка, 1965. - 142 с. Асафьев 1978 - Б.В.Асафьев (И.Глебов). Путеводитель по концертам: Словарь наиболее необходимых терминов и понятий. - 2-е изд., доп. - М.: Сов.композитор, 1978.-200 с.

10. Банин 1982 А.А.Банин. К изучению русского народно-песенного стиха // Методологические заметки / Фольклор: Поэтика и традиция. - М.: Наука, 1982.-С.41-43.

11. Безъязычный 1950 В.И. Безъязычный. Кавказ в жизни и творчестве Л.И.Полежаева. - Грозный: 1950. - С.76-111.

12. Белецкая 1986 Е.М.Белецкая. Песенный фольклор гребенских казаков: Дис. .канд.искусствоведения. - Л.: 1986.-С.21-67.

13. Белинский 1954 В.Г.Белинский. Полное собрание сочинений. - М.:1954. - Т.5.-46 с.

14. Бершадская 1961 Т.С.Бершадская. Основные композиционные закономерности многоголосия русской народной крестьянской песни

15. Ред.Х.С.Кушнарева.- Ленинград:Государственное музыкальное издательство, 1961.-С.16-152.

16. Буртный 1998 К.П.Буртный. Место и роль казачества в военной политике

17. России: традиции и современность: Дис.канд.политических наук. М.:1998.-С.3-18,140,338.

18. Бутова 1889 Е.Бутова. Станица Борознинская, Терской области, Кизлярского округа / Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. -Тифлис: 1889. - Вып.7.-С.8-9.

19. Вальченко 2004 А.В.Вальченко. Хоровое пение в музыкальной культуре Дона (XVIII - начало XX веков). Специфика жанра и организация цикла: Дис. .канд.искусствоведения. - Москва:2004.-С.95.

20. Виноградова 1982 Л.Н.Виноградова. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян. Генезис и Типология колядования.-М.: Наука, 1982. - С.З-65.

21. Гранадчиков 1876 П.Гранадчиков. Сборник Сунженских военных песен Терского казачьего войска, собранных и положенных на ноты казаком Терского войска П.Гранадчиковым. - СПб.: 1876.

22. Гребенец 1909 Ф.С.Гребенец. Из быта гребенских казаков. Свадебные обычаи / Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. -Тифлис: 1909. - Вып.40. - Часть 2.

23. Гребенец 1915 Ф.С.Гребенец. Новогладковская станица в ее прошлом и настоящем / Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. - Тифлис: 1915. - Вып.44. - Часть 1.

24. Грица 1983 С.И.Грица. Парадигматическая природа фольклора и принципы идентификации вариантов // Народная песня. Проблемы изучения / Сборник научных статей. - Л.: ЛГИТМИК, 1983. - С.22-35.

25. Гусев 1970 В.Е.Гусев. Философские труды Ленина и теоретическое изучение фольклора//Ленинское наследие и изучение фольклора. - Л.:1970. - С.195-201.

26. Дигун 1989 Т.В.Дигун. Песенное многоголосие народов России//Тезисы докладов НПК. - Москва: 1989.

27. Дунюшкин 1996 И.Е.Дунюшкин. Терское казачество в межнациональных отношениях на Северном Кавказе: Дис. .канд.полит.наук. -Екатеринбург: 1996. - С.25-32.

28. Елатонцев 1949 С.Г.Елатонцев. Основы бытия казачества // Общеказачий журнал. - Краснодар: 1949. - Вып.8. - С.3-7,20.

29. Емельянов 1971 Л.И.Емельянов. Русские исторические песни XVIII века // Исторические песни XVIII века.-Л.: Наука, 1971. - 13 с. Емельянова 1987 - Л.И.Емельянова. Русская историческая песня / Сборник, вст.ст. - Л.: Советский писатель, 1987. - 544с.

30. Еремина 1977 В.Н.Еремина. Классификация народной лирической песни в советской фольклористике.-М.: 1977. - Т.17.-С.118.

31. Ефименкова 1993 Б.Б.Ефименкова. Ритмика русских традиционных песен: Учебное пособие по курсу «Народное музыкальное творчество». - М.: РАМ им.Гнесиных; Изд-во МГИК, 1993. - С. 128-146,154.

32. Ефименкова 2001 Б.Б.Ефименкова. Ритм в произведениях русского вокального фольклора. - М.: «Композитор», 2001. - 256 с.

33. Заседателева 1974- Л.Б.Заседателева. Терские казаки (середина XVI начало XX веков) / Историко-этнографические очерки. - М.: 1974. - Гл.1,2,5. - С.5-18,36,104-105,117.

34. Земцовский 1983 И.И.Земцовский. Песня как исторический феномен // Народная песня. Проблемы изучения / Сб.науч.ст. - Л.: ЛГИТМИК, 1983. -С.22-35.

35. Земцовский 1979 И.И.Земцовский. О творческой природе фольклора // Стилевые тенденции в советской музыке 1960-1970-х годов / Сборник научных трудов. - Л.: 1979. - С. 137-148.

36. Зырянов 1975 И.В.Зырянов. Сюжетно-тематический указатель свадебной лирики Прикамья. - 1975. - Вып.294. - 20 с.

37. Ивлева 1972 Л.М.Ивлева. Скоморошины: общие проблемы изучения // Славянский фольклор.- М.: Наука, 1972. - С.119-120.

38. Караулов 1912 М.А.Караулов. Терское казачество в прошлом и настоящем /Сб.тр.,сост. М.А.Караулов. - Владикавказ: 1912. - 24 с.

39. Караулов 1910 М.А.Караулов. Очерки казачьей старины. - СПб.: 1910. -Вып.1. -С.20,136.

40. Карпинский 1900 М.Карпинский. Гребенские казаки и их песни. - Тифлис: 1900.-Вып.27.-73 с.

41. Карпухин 1974 И.Е.Карпухин. Русская свадьба в Башкирии: Автореф. дисс.канд. филол. наук,- Уфа: 1974. - С.74-76.

42. Карташова 2004 Т.А.Карташова. Песенная традиция украинских крестьян в контексте народной культуры Дона: Дис. .канд.искусствоведения. - Ростов-на-Дону:2004.-С. 115-123.

43. Квитка 1971 К.В.Квитка. Об историческом значении календарных песен // Избранные труды. Т. 1. - М.: 1971. - С.73-102.

44. Квитка 1971 К.В.Квитка. Ангемитонные примитивы и теория Сокальского // Избранные труды. Т. 1. - М.: 1971. - С.286-307.

45. Кидайш-Покровская 1975 Н.В.Кидайш-Покровская. К проблеме жанровой дифференциации эпоса и сказки тюркоязычных народов // Типология народного эпоса. - М.: 1975. - С.37,236.

46. Киреева 1973 Л.С.Киреева. Народная поэзия терских казаков в ее связях с фольклором Дагестана и Чечено-Ингушетии: Дис. .канд.филологии. -Махачкала: 1973.-С.11-17.

47. Козлов 1997 С.А.Козлов. Российское казачество на Северном Кавказе в XVIII веке: Дис. канд. историч. наук. - СПб.: 1997. - С.33-37.

48. Колпакова 1962 Н.П.Колпакова. Русская народная бытовая песня. -М.,Л.:1962.-С.6-7.

49. Кондратьева 1977 С.Н.Кондратьева. О развитии средств музыкальности в фольклоре // Фольклор: Поэтическая система. - М.: Наука, 1977. - С.17-18. Кравцов 1977 - Н.И.Кравцов, С.Г.Лазутин. Русское устное народное творчество. - М.: 1977. - С.219-221.

50. Кравцов 1969 Н.И.Кравцов. Система жанров русского фольклора. - М.: 1969. -С. 1-4.

51. Кравченко 1936 И.Кравченко. Песни Донского казачества. - Сталинград: 1936.-С.2-10.

52. Круглов 1978- Ю.Г.Круглов. Русские свадебные песни. М.: Высшая школа, 1978.-5 с.

53. Круглов 1982- Ю.Г.Круглов. Русские обрядовые песни-М.: Высшая школа, 1982.- Гл.1. -С.3-7.

54. Кулаковский 1962 Л.В.Кулаковский. Песня. Ее язык, структура, судьба. - М.: Сов. Композитор, 1962. - С.7-11.

55. Миллер 1924 В.Ф.Миллер. Очерки русской народной словесности. - М.: 1924.- Т.З. -С.257, 288.

56. Минский 1959- А.С.Минский. Терское линейное казачество в середине XVIII века // Ученые зап. Курганского госпединститута. Курган: 1959. - Вып.2. -234 с.

57. Неведомич 1915 В.Неведомич. Кавказские народные песни / сост. В.Неведомич. - Одесса: 1915. - 15 с.

58. Пашина 1999 О.А.Пашина. Картографирование и ареальные исследования в фольклористике // Сборник трудов. Сост.О.А.Пашина, РАМ им.Гнесиных. Вып. 154. - М.: 1999. - С.6-22.

59. Попова 1969 Т.В.Попова. О песнях наших дней. - М.: Музыка, 1969. - С.8, 58.

60. Потанина 1977 Р.П.Потанина. Свадебная поэзия семейских Забайкалья: конец XIX века -70-е годы XX века.- Улан-Удэ: Бурятск. кн. изд., 1977. -С.17-32.

61. Потанина 1984 Русская свадебная поэзия Сибири //Сб.науч.ст. сост. Р.П.Потанина. - Новосибирск: 1984. - 317 с.

62. Правдюк 1983 А.А.Правдюк. Межжанровая рецепция в песенном фольклоре // НППИз./ Сб. науч.ст. - Л.:ЛГИТМИК, 1983. - С.35-45.

63. Пропп 1976 В.Я.Пропп. Фольклор и действительность//Избранные статьи.-М.: 1976.-С.34-36.

64. Пропп 1986 В Л.Пропп. Исторические корни волшебной сказки.-Л.: Изд-во ЛГУ, 1986.-368 с.

65. Путилов 1946а Б.Н.Путилов. Песни гребенских казаков // Публ.текстов, вступ.статья и коммент. Б.Н.Путилова.- Грозный: 1946.- С.8-61. Путилов 1948 - Б.Н.Путилов. Исторические песни на Тереке // Подг.текстов, статья и прим. - Грозный: 1948.-С.13-28.

66. Путилов 1963 Б.Н.Путилов. Некоторые общие проблемы истории казачьего фольклора//Народная устная поэзия Дона.-Ростов-на-Дону: Изд. РГУ: 1963. -С. 14-28.

67. Путилов 1960 Русские исторические песни ХШ-ХУ1 веков // Исторические песни XIII - XIV веков / Изд.подг.Б.Н.Путилов и Б.М.Добровольский. - М.,Л.: Изд. АН СССР, 1960.-47 с.

68. Путилов 1946 Б.Н.Путилов. Фольклор терского казачества // Сборник по ред. Н.П.Пруцкого. - М.: 1946. - С.2-16.

69. Путилов 1997 Б.Н.Путилов. Эпическое сказительство. Типология и этническая специфика. - М.: «Восточная литература», 1997. - 295 с. Пушкина 1978 - С.И.Пушкина. По следам Н.Е.Пальчикова / Из коллекции фольклориста. - Москва: Советский композитор, 1978.

70. Разумова 2000 И.А.Разумова. Современный русский семейный фольклор как этнокультурный феномен: Дис. .канд.культурологии. - СПб.: 2000. - С.81-85.

71. Рубцов 1973 Ф.А.Рубцов. Основы ладового строения русских народных песен // Статьи по музыкальному фольклору. - М.: «Советский композитор», 1973. -С.8-81.

72. Рудиченко 2004 Т.С.Рудиченко. Донская казачья песня в историческом развитии / науч.ред.О.А.Пашина - Ростов-на-Дону: Изд-во РГК им.С.В.Рахманинова, 2004. - С.78-115,162-196.

73. Рунаев 1994 Ю.В.Рунаев. Военно-патриотические традиции казачества: Дис. .канд.историч.наук. - М.: 1994. - С.72-77.

74. Савельев 1904 Е.П.Савельев. Предки древнего казачества. - Владикавказ: 1904. - Т. 1. - С.2-256.

75. Северо-Кавказский большевик 1936 Северо-Кавказский большевик. Оказачестве / Публ.в газете. Ростов-на-Дону: 18.03.1936. - 2 с.

76. Селиванов 1973 Ф.М.Селиванов. О специфике исторической песни //

77. Специфика фольклорных жанров.-М.: 1973.-С.35-42.

78. Семенов 1941 Л.П.Семенов. Лермонтов и фольклор Кавказа. - Пятигорск:1941.-С.5-6.

79. Смирнов 2000 Д.В.Смирнов. Пути становления и развития отечественной музыкальной фольклористики в начале XX века: Дис. .канд.искусствоведения. - М.: 2000. - С.71-73.

80. Собрание законодательства 1999 Собрание законодательства Российской Федерации. - М.: 1999. - №4. - 557 с.

81. Соснина 1998 Е.Л.Соснина. Северный Кавказ по материалам графа Яна Потоцкого 1761-1815: Дис. .канд.исторических наук. - Владикавказ: 1998. -С. 18-40.

82. Тарабукина 2000 А.В.Тарабукина. Фольклор и духовная культура «церковных людей». Опыт исследования современного фольклора: Дис. .канд.филологии. -СПб.: 2000. -С.36-37.

83. Терещенко 1848 А.В.Терещенко. Быт русского народа. - СПб.: 1848. - Часть 2. -С.51-65.

84. Терский казак 1936 Терский казак / Ежемесячная информация Терской Канцелярии. - Белград: июль,1936. - №4. - С.7-9.

85. Ткачев 1911 Гребенские, терские и кизлярские казаки//Сост. Г.А.Ткачев.-Владикавказ: 1911.-С.37-45.

86. Торопова 1974 А.В.Торопова. К вопросу о жанровой классификации свадебного фольклора // Фольклор и этнография: Обряды и обрядовый фольклор.- Л.: Наука, 1974. - С.72-84.

87. Труханов 1998 В.А.Труханов. Казачество как субъект социально-политических отношений в истории России: Дис. .канд.исторических наук. -М.: 1998.-С.20-48.

88. Ухов 1957 П.Д.Ухов. Былины: Русская былевая поэзия //Вст.ст., подбор текстов и прим. П.Д.Ухова. - М.:1957. - С.3-8, 27.

89. Федина 1998 А.И.Федина. Формирование историко-культурной региональной традиции черноморских казаков: Дис. .канд.историч.наук. - Краснодар: 1998. - С.47-88.

90. Холмский 1910 Сборник казачьих песен // Собр. и изд. С.А.Холмского. -Курск: 1910. - С.2-40.

91. Холопова 1983 В.Н.Холопова. Русская музыкальная ритмика. - М.: Сов.композитор, 1983. - 280 с.

92. Холопова 1978 В.Н.Холопова. Ритм // Музыкальная энциклопедия. - М.: Сов.энциклопедия, 1978. - Т.4. - С.657-666.

93. Цыбин 2002 В.М.Цыбин, Е.А.Ашанин. История волжского казачества. -Саратов: 2002.-С.15.

94. Чеботарева 1968 В.Г.Чеботарева. Современное состояние традиционного казачьего фольклора на Тереке // Уч.зап. ЧИГПИ, филолог.серия. -Грозный: 1968. - Вып.15, №27. - С.59-76.

95. Шамина 1996 Л.В.Шамина. Теоретико-методические основы обучения русскому народно-певческому искусству: Дис. .д-ра пед.наук. - М/.1996. -С.43-46.

96. Шамина 2001 Л.В.Шамина. Народное пение - компонент традиционной культуры. Теория и практика народного пения. Вып.1. - М.: Изд-во РАМ им.Гнесиных,2001. -36 с.

97. Щуров 1971 В.М.Щуров. Особенности многоголосной фактуры песен южной России // Из истории русской и советской музыки / Сост.А.Кандинский. - М.: Музыка, 1971.-С 301-334.

98. Щуров 1980 В.М.Щуров. Принципы жанровой классификации русского музыкального фольклора // Вопросы драматургии и стиля в русской и советской музыке: Сб.тр. - М.: МГК, 1980. - С.144-162.

99. Щуров 1987 В.М.Щуров. Южнорусская песенная традиция: Исследование. -М.: Сов.композитор, 1987.-320с., ил.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.