Научно-просветительская деятельность и педагогические воззрения Х. А. Уруймагова, 1864-1919 гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Хатаева, Рима Александровна

  • Хатаева, Рима Александровна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2001, Владикавказ
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 159
Хатаева, Рима Александровна. Научно-просветительская деятельность и педагогические воззрения Х. А. Уруймагова, 1864-1919 гг.: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Владикавказ. 2001. 159 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Хатаева, Рима Александровна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I Краткая характеристика школы, общественно-педагогического движения на Северном Кавказе во второй половине XIX - начале XX века и участия в нём ХА.Уруймагова.

1.1. Исторические и духовные предпосылки становления и развития школы и педагогической мысли пародов Северного Кавказа.

1.2. Состояние школы и педагогической мысли народов Северного Кавказа во второй половине XIX-начале XX века.

1.3. Общественно-политическое и педагогическое движение на Северном Кавказе в конце XIX - начале XX века и участие в нём ХА. Уруймагова.

1.4. X Уруймагов - общепризнанный руководитель левого демократического крыла осетинского учительства.

1.5. Общие сведения об общественной и научно-педагогической деятельности ХА. Уруймагова (1864-1919 гг.).

ГЛАВА II. Общепедагогические идеи Х.Уруймагова и критика им существующей на Кавказе системы образования.

2.1. X Уруймагов о роли и назначении школы в прогрессивном развитии общества и подготовке подрастающих поколений к жизни.

2.2. Проблема всестороннего и гармонического развития личности в педагогической публицистике X. Уруймагова.

2.3. Критика X Уруймаговым существующей системы образования и защита им желательных типов школ для горских пародов Северного Кавказа.

2.4. X. Уруймагов о проблеме подготовки учащихся-горцев к труду, к жизни.

ГЛАВА III. Дидактические воззрения X. Уруймагова и его взгляды иа. актуальные проблемы воспитания.

3.1. X Уруймагов о развивающем обучении, совершенствовании учебных планов и программ, учебников и методов обучения.

3.2. Оценках Уруймаговым роли родного и русского языков в обучении и развитии детей горских народов Северного Кавказа.

3.3. X Уруймагов о положении и назначении учителя в обществе и проблеме подготовки его к педагогической деятельности.

3.4. Отношение ХА. Уруймагова к традиционной культуре горских народов и критика им вредных обычаев старины.

3.5. ХА. Уруймагов о взаимодействии семьи, школы и общественности по воспитанию и подготовке детей к жизни.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Научно-просветительская деятельность и педагогические воззрения Х. А. Уруймагова, 1864-1919 гг.»

Постановка и актуальность проблемы. Достижения современной школы являются закономерным результатом длительного развития педагогической мысли и практики обучения и воспитания детей народов нашей страны, в том числе и народов Северного Кавказа. Поднять качество обучения и воспитания подрастающих поколений на уровень современных требований можно путем критического и творческого освоения богатейшего воспитательно-образовательного опыта этих народов и педагогических идей их выдающихся деятелей культуры, общественной и прогрессивно-педагогической мысли.

Решение этой задачи расширило бы и значительно углубило бы наши представления об общественно - политической мысли наших народов в целом и прогрессивно-педагогической - в частности.

Оно диктуется объективно-исторической необходимостью выявления теоретически и рационально значимых элементов прошлого воспитательно-образовательного опыта с целью улучшения современной практики обучения и воспитания детей.

И в современных условиях перманентного углубления социально-экономических и школьных реформ, осуществляемых в нашей стране, нужны знания о прошлой духовной жизни и педагогическом наследии наших народов с целью извлечения из них определенных уроков истории. В этих условиях школа не должна быть в стороне от этого наследия, а призвана изучать и умело использовать его в своей деятельности для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Школа и ученые призваны обеспечить смену менталитета в обществе, в корне изменив прежние классово-идеологические подходы к духовным ценностям прошлого.

В наше время нужны взвешенные оценки объективно проходив-• шим в прошлом историко-педагогическим процессам и деятельности видных народных просветителей и педагогов нашей страны и Северного Кавказа.

В этих условиях историко-педагогические исследования ученых должны обеспечить диалог современности с прошлым на основе социально-исторической правды и формирования общественно-% исторического и духовно-нравственного сознания людей.

Нужна связь времен - прошлого, настоящего и будущего в нашей духовной жизни, без чего невозможно познание подлинной истории народов. Вместе с тем современность определяет те координальные проблемы педагогического наследия и отечественного образования, которые актуальны сегодня и подлежат изучению. Для показа генезиса школы и педагогической мысли народов Северного Кавказа ^ важное значение имеют не только историко-этнографические, историко-педагогические труды русских и зарубежных ученых-кавказоведов, но и труды самих народных просветителей и современных авторов, а также произведения фольклора.

Интерес к истории и традиционной культуре горцев со стороны русских и иностранных путешественников и ученых возник еще в период средневековья, но более отчетливо проявился он в XVIII -XIX веках.

Из русских ученых, занимавшихся изучением истории, этнографии и просвещения горцев, особо выделялись дворянско-буржуазные историки: Н.Ф.Дубровин, Ф.И.Леонтович, П.П.Надеждин, Н. Данилевский и др., которые подчас отзывались о них необъективно, тенденциозно, а по незнанию дела, иногда изображали их людьми, не 4 желавшими заводить у себя школы. Тем не менее, их информация о горцах имеет определенное научно-познавательное значение. Но в русской историографии известны имена и таких ученых-кавказоведов, как Н.И.Пирогов, А.П.Берже, М.М.Ковалевский, П.Г. Бутков, Л.Я.Люлье, В.Ф.Миллер, П.К.Услар, Д.Д.Семенов, К.П. Яновский и др., проживавших среди горцев целые десятилетия и оставивших после себя капитальнейшие труды об их жизни, нравах, обычаях, культуре и просвещении. Они и многие другие прогрессивно настроенные русские ученые, руководствуясь, разумеется, в первую очередь задачами просветительского курса правительства, а затем и гуманными целями, предпринимали ряд практических шагов по созданию определенных условий для развития школы и педагогической мысли горских народов.

Одними из первых, кто собрал ценные сведения об истории, этнографии, духовной культуре и воспитании горцев были П.С.Паллас, С.Г.Гмелин и др.

Определенный интерес для изучения духовной культуры и педагогической мысли горцев Северного Кавказа имеет информация о горцах Г.Ю.Клапрота, немецкого ученого-лингвиста, в которой речь шла о зарождении осетинской письменности на основе церковнославянской графики и появлении в Осетии первых печатных книг на русском и родном языках.

Русский же историк П.Г.Бутков в своем трехтомном труде «Материалы для новой истории Кавказа» (СПб, 1869) характеризует деятельность «Общества православного христианства на Кавказе» по созданию здесь церквей и церковноприходских школ.

Важную информацию о миссионерско-просветительской деятельности «Осетинской духовной комиссии» дает нам и Л.Л.Штедер, офицер русской армии на Кавказе, в своем дневнике.

О семейно-бытовых отношениях и традиционной культуре воспитания горцев Северного Кавказа мы узнаем их двухтомного труда

Ф.И.Леонтовича «Адаты кавказских горцев» и дневника того же Л.Л.Штедера. Что касается вопросов о похоронных обычаях и верованиях горцев, то они рассматривались в статьях и очерках Л.Я.Люлье - «Верования, религиозные обряды и предрассудки у черкесов» и А.А.Шегрена - «Религиозные обряды осетин, ингушей и их соплеменников при разных случаях».

Полезную информацию об истоках школы и просвещения, о прогрессивных начинаниях в школьных делах первых миссионерско-просветительных организаций и радикально настроенных педагогов и руководителей учебного ведомства на Кавказе мы получаем из трудов М.В.Краснова «Просветители Кавказа» (Ставрополь, 1913) и «Историческая записка о ставропольской гимназии (Ставрополь, 1887).

Из других материалов и трудов, отображающих общую картину становления и развития школ на Северном Кавказе, значительный интерес представляют собой «Заметки об Осетии и осетинах» Д.Я.Лаврова, в которых их автор показал прогрессивно-историческую роль православно-духовных организаций на Кавказе в распространении грамотности и знаний среди горцев через русское православно-христианское просвещение.

Для общей характеристики генезиса просветительско-педагоги-ческой мысли народов Северного Кавказа важное научно-теоретическое значение имеют труды и материалы научных экспедиций на Северный Кавказ выдающихся деятелей русской науки и ученых-кавказоведов В.Ф.Миллера (1848-1913) и М.М.Ковалевского (1815-1916).

В результате проведения ими этих экспедиций на Северный Кавказ в 80-х гг. первый из них издал «Осетинские этюды в трех томах» (М., 1881-1884), содержащие материалы о языке, фольклоре и нравах и обычаях осетин. Второй же из них издал в Москве в 1886 году двухтомный труд «Современный обычай и древний закон. Обычное право осетин в историко-сравнительном отношении», в котором проанализировал традиционную культуру осетин и кабардинцев.

Для разработки нашей проблемы важное методологическое и научно-теоретическое значение имеют историко-педагогические труды Е.Н.Медынского, Н.А.Константинова, Ф.Ф.Королева, М.Ф. Шабае-вой, З.И.Равкина и др. о становлении и развитии школы и педагогической мысли народов нашей страны в до - и постоктябрьские периоды.

Для воссоздания целостной картины развития школы и педагогической мысли горских народов второй половины XIX - начала XX века очевидный интерес имеют историко-этнографические и истори-ко-педагогические труды дореволюционных и современных авторов: М.Косвена, М.Абаева, М.Гарданова, А.Гассиева, И.Канукова, К. Хе-тагурова, Г.Цаголова и др.

Проблемам истории просвещения, школы и общественно-просветительской мысли народов Северного Кавказа до и после Октябрьского периодов посвящены работы М.С.Тотоева, В.Д. Магоме-това, Е.Е.Хатаева, Г.С.Багдасарова, А.О.Хоретлова, И.П.Копачева, С.Б.Узденовой, М.У.Умарова, М.З.Саблирова и др. Исследованы также важнейшие проблемы этнопедагогики отдельных национальных образований Северокавказского региона И.А.Шоровым (Адыгея), М.Б.Гуртуевой (Балкария), Р.Т.Битиевой (Чечня), Е.Е.Хатаевым (Северный Кавказ) и др.

Однако анализ вышеуказанных работ показывает, что проблемы становления и развития прогрессивно-педагогической мысли как в рамках отдельных национальных образований, так в целом по Северному Кавказу до сих пор остаются почти неизученными. Серьезные пробелы имеются в изучении просветительских и педагогических воззрений дореволюционных писателей, мыслителей, педагогов и просветителей. Мало опубликованных работ по этим проблемам.

В исследованиях, посвященных деятелям культуры и видным представителям общественной мысли горских народов, основное внимание их авторы уделяли анализу общественно-политических взглядов или литературной деятельности этих деятелей культуры, а их педагогические идеи или воззрения оставались неизученными.

Что касается научно-просветительской и педагогической деятельности Харитона Александровича Уруймагова (1864-1919), одного из крупных педагогов Северного Кавказа конца XIX - начала XX в., то она до сих пор совершенно не изучена. Нет о нем опубликованных работ, нет о нем и защищенной диссертации.

Между тем, Х.А.Уруймагов принадлежит к числу тех деятелей культуры кавказских народов, чьи имена навечно остаются в их памяти. Не было, пожалуй, ни одного более или менее значительного события, имевшего место в культурной жизни Осетии и Северного Кавказа рассматриваемого периода, на которое бы он не откликнулся в периодической печати.

Его выступления по школьным вопросам печатались почти во всех русских изданиях всего Кавказа. Они посвящались таким злободневным проблемам педагогической науки, как определения места и роли школы в жизни общества, идеала воспитания, разумного использования возможностей родного и русского языков в обучении горских детей, выявления факторов развития детей, совершенствования психолого-педагогической подготовки учителя, критике вредных обычаев старины и др.

Педагогические идеи X.Уруймагова отвечали духу времени, соответствовали прогрессивным тенденциям демократической педагогики Запада и России рассматриваемого периода, выдвигались с по* зиций простого народа и оказали благотворное влияние на развитие народной школы и педагогической мысли народов Северного Кавказа.

Таким образом, актуальность настоящей диссертационной работы определена необходимостью научного подхода к исследованию избранной проблемы, ее неразработанностью. % Перестроечные процессы, происходящие во всех сферах нашей действительности, проходят не гладко, а болезненно. Они вскрыли все негативные стороны нашей воспитательной системы, свернули на нет деятельность ученических общественных организаций. С них началось падение престижа образования в обществе. Среди определенной части молодежи они породили тунеядство, рэкет, разбои и другие деяния уголовного характера. ^ Наблюдается в обществе утрата веками передаваемых из поколения в поколение обычаев почитания старших и женщин, нежелание, незнание и неуважение частью молодежи не только своей национальной культуры, но и культуры других народов.

В этих условиях необходимы переосмысление всей нашей воспитательной системы, использование в ней живых примеров, лучших образцов нравственного поведения из прошлой жизни наших народов, рациональных элементов из богатейшего педагогического наследия этих народов.

Для совершенствования деятельности школы необходимо возродить традиционную культуру воспитания горских народов.

Обращение к истории и педагогическому наследию выдающихся деятелей культуры нашего прошлого может подсказать нам много * полезного для решения многих сложных проблем современной практики воспитания, помочь жить в мире и согласии с другими народа* ми. В этих условиях проблема, избранная автором для изучения значительно актуализируется.

Таким образом, с учетом сказанного был определен выбор темы исследования, проблема которой формулируется так: каковы условия и факторы формирования просветительских и прогрессивно-педагогических воззрений Х.А.Уруймагова и его вклад в развитие школы и педагогической мысли горских народов Северного Кавказа. Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объектом исследования явились школа и педагогическая мысль народов Северного Кавказа (вторая половина XIX - 1919 г.).

Предметом исследования является научно-просветительская деятельность и педагогические взгляды Х.А.Уруймагова.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью воспитания поставлены следующие задачи исследования:

- выявить исторические и духовные предпосылки становления и развития школы и педагогической мысли народов Северного Кавказа;

- систематизировать научно-педагогическую биографию X. Уруймагова и определить его вклад в развитие народной школы и педагогической мысли народов Северного Кавказа;

- раскрыть сущность идей развивающего обучения X.Уруймагова и методов работы учителя;

- дать оценку научной разработке Х.Уруймаговым вопроса о роли родного и русского языков в обучении горских детей;

- показать отношение X.Уруймагова к вопросу о возможности использования в деятельности школы традиционной культуры воспитания горцев и его критику вредных обычаев старины.

Методологическую основу исследования составляют философ* ские положения о взаимосвязи общественного развития и воспитания, о социально-исторической обусловленности характера деятельности школы и педагогов, о диалектике обшего и особенного, о бережном отношении людей к духовному наследию прошлого и критическом, творческом его освоении.

Для решения поставленной цели и задач исследования использованы следующие методы исследования:

- изучение и анализ архивных документов;

- сравнительно-сопоставительный анализ историко-этнографи-ческих, историко-педагогических, философских и литературно-фольклорных произведений.

Источниковую базу диссертации составляют:

- архивные документы, извлеченные в центральных архивах городов Москвы, С-Петербурга, Владикавказа;

- труды дореволюционных и современных авторов о школе и просвещении народов Северного Кавказа.

Организация и этапы исследования: исследование проводилось в три этапа:

1-й этап: 1996-1997 гг. - Определение темы исследования и изучение научной литературы по проблеме;

2-й этап: 1998-1999 гг. - Сбор научной информации и материалов для диссертации, издание статей по проблеме исследования;

3-й этап: 2000-2001 гг. - Систематизация, обобщение и литературное оформление текста диссертации. Издание монографии по проблеме.

Основные положения, выносимые на защиту:

- решающими факторами становления, развития школы и педагогической мысли народов Северного Кавказа Х.Уруймагов считал присоединение их к России и прогрессивные последствия этого исторического акта для их последующего социально-экономического и духовного развития;

- для формирования прогрессивных педагогических взглядов Х.Уруймагова решающее значение имели педагогические идеи К.Ушинского, Н.Пирогова и др. русских прогрессивных педагогов, но педагогические взгляды его питались не только передовой русской культурой, но имели свою собственную национальную физиономию и почву, не были точной копией педагогических идей других педагогов;

- Х.Уруймагов, Г.Дзасохов, М.Гарданов и другие его единомышленники разработали свои особые подходы к созданию народных начальных, женских, педагогических и других профессиональных учебных заведений и тем самым оказали прогрессирующее влияние на развитие педагогической мысли горских народов;

- в общественно-педагогическом движении Х.Уруймагов был общепризнанным руководителем левого демократического крыла осетинского учительства;

- в своих очерках и педагогических статьях Х.Уруймагова содержится много ценных высказываний о развивающем характере обучения и необратимости совершенствования учебных планов, программ, учебников и методов работы учителя;

- его деятельность была направлена на научную разработку вопроса о разумном использовании развивающих возможностей родного и русского языков в обучении горских детей;

- будучи последовательным защитником светского образования и народной школы, Х.Уруймагов настаивал на постепенной реорганизации церковных школ в народные и выступал против засилья духовенства о школьных делах;

- требуя возрождения традиционной культуры воспитания, Х.Уруймагов вместе с тем проявил себя стойким непримиримым борцом против вредных обычаев старины.

Достоверность полученных научных результатов обеспечена широкой источниковой базой исследования, соответствием методов и задач целям исследования, апробацией результатов.

Практическая значимость исследования. Содержащие в нем теоретические положения и выводы автора могут быть использованы в процессе школьного и вузовского обучения и в системе подготовки и переподготовки учительских кадров.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

- поставлена и решена одна из актуальных проблем историко-педагогического регионоведения - вклад Х.Уруймагова в развитие школы и педагогической мысли горских народов Северного Кавказа;

- систематизирована его научно-педагогическая биография;

- выявлены факторы формирования педагогических воззрений Х.Уруймагова;

- раскрыта сущность его общепедагогических идей и критика им существующей школьной системы на Кавказе;

- охарактеризованы его дидактические взгляды и положения о развивающем обучении;

- дана оценка его усилиям по определению роли родного и русского языков в обучении горских детей;

- выявлен вклад Х.Уруймагова в рациональную постановку обучения и воспитания горских детей;

- показаны защита им идеи возрождения традиционной культуры воспитания и критика вредных обычаев старины.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику 6существлялись по мере завершения его частей. Результаты исследования обсуждались и получили одобрение на научных конференциях (Владикавказ, Карачаевск, Пятигорск), проведенных в 19982001 гг. Они внедряются в вузовский процесс обучения в условиях Северо-Осетинского государственного университета в процессе чтения лекционного курса «Традиционная система воспитания северокавказских народов» на факультете социологии и психологии.

Материалы диссертационной работы используются студентами университета при написании ими дипломных сочинений. Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях автора:

1. Х.Уруймагов - видный осетинский педагог //Вестник СОГУ. Владикавказ, 1999, № 1. С.306-314.

2. Социально-политические и духовные предпосылки становления и развития школы и педагогической мысли северокавказских народов //Вестник СОГУ. Владикавказ, 1999, № 1. С.314-329.

3. Педагогические идеи Х.А.Уруймагова //Проблемы общей педагогики. Тезисы докладов научно-практической конференции. Владикавказ, 1999. С.54-55.

4. Х.Уруймагов о положении и назначении учителя в обществе и проблеме подготовки его к педагогической деятельности //Вестник СОГУ, 2000, № 2.

5. Х.Уруймагов о роли и назначении школы в жизни общества //Вестник СОГУ, 2001, № 1.

6. Х.А.Уруймагов - видный педагог-просветитель Северного Кавказа Монография: Изд-во СОГУ. Владикавказ, 2001.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Хатаева, Рима Александровна

Выводы

Подытоживая оценку дидактическим воззрениям Х.Уруймагова и его взглядам на актуальные проблемы воспитания, следует сказать, что они имели важную научно-практическую значимость для развития подлинно-народной школы для горских народов и явились творческим применением дидактических положений К.Д.Ушинского об этой школе на практике в условиях горской действительности Северного Кавказа.

Актуальные его советы и рекомендации родителям и педагогам о взаимодействии школы, семьи и всей общественности по воспитанию и подготовке детей к жизни, труду.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволяет автору выявить социально исторические и духовные предпосылки развития школы и просвещения северокавказских народов конца XIX - начала XX века. И факторы, определившие формирование педагогических воззрений Х.Уруймагова, крупного педагога-просветителя и публициста этих * народов рассматриваемого периода, систематизировать его научно-педагогическую биографию и показать вклад, внесенный им в развитие школы и педагогической мысли горцев Северного Кавказа.

Исследование проблемы позволяет диссертанту воссоздать целостную картину изучаемого процесса.

Окончив с отличием Кутаисскую учительскую семинарию в 1887 году, Х.Уруймагов в последующие десятилетия упорно трудился на è> поприще народного просвещения в Терской области, получив всеобщее признание со стороны народа как истинно-народного педагога и как педагога-публициста и вместе с тем оставив нам богатое педагогическое наследие.

Прогресс школьного образования в Северокавказском регионе стал реальностью лишь после присоединения горцев к России.

Присоединение Северного Кавказа к России имело судьбоносное значение для социально-экономического и духовного развития горцев. Оно положило начало распространению среди них знаний и грамотности.

Этот исторический акт имел прогрессивные последствия для развития школы и просвещения на Северном Кавказе.

Присоединение горских народов к России явилось важной пр&д-9 посылкой и для начала разработки горских письменностей. Рабс^У в этом направлении проводили как лица горского происхождения, так и русского происхождения. Из ученых Российской Академии решающую роль сыграли в этом процессе Пахомий, А.Шегрен, П.Услар, Л.Люлье, создавшие на русской графической основе осетинскую, абхазскую, кабардинскую, аварскую и чеченскую письменности.

Рассадниками образования среди горцев в XIX веке были «Осетинская духовная комиссия» (1745) и «Общество православного христианства на Кавказе» (1860), открывавшие среди них церковноприходские школы и способствующие изданию церковной и учебной литературы на русском и горском языках.

Будучи последовательным защитником принципов светского образования и народной школы, Х.Уруймагов настаивал на постепенной реорганизации церковных школ в народные и выступал против засилья духовенства в школьных делах.

Для формирования прогрессивных педагогических взглядов Уруймагова решающее значение имела передовая русская культура и прогрессивная педагогика Запада и России XVII - XX веков. Однако педагогические воззрения X.Уруймагова питались не только передовой русской культурой, но и имели свою национальную почву, не были точной копией педагогических идей выдающихся русских педагогов XIX века К.Д.Ушинского, Н.И.Пирогова и др.

Х.Уруймагов, Г.Дзасохов, М.Гарданов и другие его единомышленники из Осетии разработали свои подходы к созданию народных, начальных, женских, педагогических, профессиональных и других учебных заведений и тем самым оказали важное влияние на развитие педагогической мысли народов Северного Кавказа. Вопросы школьной жизни заинтересованно и бурно обсуждались народной интеллигенцией в обществе в ходе развернувшегося на Северном Кавказе в конце XIX - начале XX века общественнопедагогического движения, активным участником которого был и Х.Уруймагов. Более того, с 80-х годов XIX века он стал общепризнанным руководителем левого демократического крыла горского учительства на Северном Кавказе.

В общественно-педагогическом движении рассматриваемого периода продолжали действовать три основные направления: 1) клерикальное, 2) прогрессивно-демократическое, и, 3) либерально-буржуазное. К концу XIX века на Северном Кавказе стали распространяться и идеи социал-демократии и марксизма. Участвуя в этом движении, Х.Уруймагов выступал в печати с многочисленными статьями и очерками, посвященными проблемам школы, просвещения и образования горцев. В них он затрагивал вопросы защиты в гражданских и духовных прав и интересов трудящихся, всего обширного Северокавказского края, народного учительства, отстаивал идею развития народных школ.

Он критиковал школьную политику правительства на Кавказе, осуждал вредные обычаи старины, мешавшие прогрессивному развитию горцев, но поощрял и поддерживал из народных обычаев те, которые соответствовали демократическим тенденциям развития их жизни.

Будучи активным участником педагогического движения, Х.Уруймагов был одновременно и активным организатором учительских съездов в Терской области, проходивших здесь в дореволюционный период и первые годы существования Советской власти. На них он часто выступал в качестве основного докладчика по обсуждаемым вопросам.

Х.Уруймагов возглавлял деятельность Северо-Осетинского училищного Совета (СОУС), демократического органа осетинского учительства, сформированного на I Всеосетинском (Южной и Северной Осетии) учительском съезде, состоявшемся в июле 1917 года, на котором он выступал главным докладчиком о желательном типе осетинской начальной школы.

В очерках и публицистических выступлениях Х.Уруймагова содержится много ценных высказываний о роли и назначении школы в прогрессивном развитии общества и подготовке подрастающих поколений к жизни. В них он подчеркивал и проблему всестороннего и гармонического развития личности, указав на условия, средства и пути её осуществления в условиях жизни и реальной действительности горских народов.

Критикуя школьную политику правительства на Кавказе, Х.Уруймагов указывал на её неадекватность духовным запросам горских народов и выдвинул ряд ценных положений о желательных типах школ и подлинно-народной школьной системы образования для них.

В педагогической публицистике видного педагога прослеживается много ценных идей о развивающем характере обучения и необходимости совершенствования учебных планов, программ, учебников и методов работы учителя.

Осуждая практику механической зубрежки, схоластики и догматизма в церковноприходской школе, Уруймагов говорил, что своим формализмом и нежизненной практикой она не только не воспитывала в детях охоту к знаниям, но была для них «страшилищем». Таким же «страшилищем» для детей в школе он считал и древнесла-вянский язык, которого они не понимали и которым, по его выражению, заволакивали их рассудок, «не давая им решительно никакой пищи»: ни духовной, ни умственной». Поэтому Уруймагов важнейшее значение придавал рациональной постановке обучения в школах.

В условиях отсутствия национальных учебников Х.Уруймагов настаивал на создании для горских народов русско-горских учебников с параллельными текстами на родном и русском языках, по которым обучение горских детей в первые три года должно было вестись на родном, а в последующие годы - на русском языках. При этом особое предпочтение отдавалось Уруймаговым использованию текстов учебников К.Д.Ушинского «Родное слово» и «Русской речи» Я. Го-гебашвили.

Оригинальность такого подхода Х.Уруймагова к проблеме школьного учебника очевидна и логически оправдана его целевым назначением - развитиям детей.

В своем педагогическом творчестве Х.Уруймагов чрезвычайно важное значение придавал раскрытию вспомогательно-образовательной и развивающей роли в обучении горцев не только родного, но и русского языков. Он подчеркивал психолого-педагогическую необходимость их сочетания в процессе обучения. Его деятельность была направлена на разработку научно-методических основ родного языка с одной стороны, и поиски рационального использования возможностей русского языков в обучении с целью развития детей.

Исходя из этой цели, Х.Уруймагов рекомендовал вести обучение горских детей первые три года в школе на родном языке, а в последующие годы - на родном и русском языках.

Подобно великим классикам педагогики, Х.Уруймагов рассматривал проблему педагога с разных сторон: он требовал от учителя высокой гражданственности, профессионализма и глубокого понимания своего назначения в обществе. По мысли Х.Уруймагова, учитель для выполнения этой миссии должен был обладать истинною любовью к делу, терпением, профессиональной подготовкою, развитостью и знанием индивидуально-психологических особенностей развития ребенка. Вместе с тем, он выступал против нищенского материального положения учителя в школе и правительственного надзора, регламентировавшего каждый шаг учителя и сковывавшего его творческие силы.

Важнейшей задачей школы, семьи и общества Х.Уруймагов считал их тесное взаимодействие по воспитанию и подготовке детей к жизни.

Такое взаимодействие он считал важнейшим фактором всестороннего формирования детей.

Определяя воспитательные функции каждого из названных социальных институтов, он вместе с тем подчеркивал преимущества общественной системы воспитания, её координирующую роль в системе воспитательных влияний всех факторов во всестороннем развитии детей.

В историю культуры и просвещения северокавказских народов Х.А.Уруймагов вошел как видный педагог, педагогический публицист, просветитель и общественный деятель. Тем самым он внес большой вклад в развитие школы и педагогической мысли этих народов.

Х.Уруймагов был последовательным борцом за национальное и культурное возрождение горских народов, участником российских революций 1905-1917 годов, участником и организатором всех 9-ти съездов Осетинского народа и его учительства. Он был на переднем крае борьбы с контрреволюцией на Северном Кавказе, вместе с тем строил новую школу в первые постоктябрьские годы существования новой власти.

Х.Уруймагов умер на своем посту в мрачные дни разгула белогвардейщины и деникинской оккупации на Северном Кавказе в апреле 1919 года, будучи тяжело больным в своей подпольной квартире в своем родном селении Христиа-новском (ныне гор. Дигора).

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Хатаева, Рима Александровна, 2001 год

1. Антология педагогической мысли Северной Осетии (в дальнейшем АПМСО). Владикавказ, 1993. С.251.

2. АПМСО. Владикавказ, 1993. С.367-392.

3. Аристова Т.Ф. Развитие народного просвещения //Культура и быт народов Северного Кавказа. М.: Наука, 1968. С.274-276.

4. Атеистический словарь. Эдем. М.: Изд-во политической литературы, 1985. С.497.

5. Баев А. О горцах в Государственной Думе //Терек, 1906, 22 июня

6. Березов Б. Друг Коста Хетагурова //Социалистическая Осетия, 1989,11 марта

7. Берзенов А.Г. Очерки Осетии //ППКОО, Цхинвали, 1981, кн. I. С.98-103.

8. Большевистская периодическая печать (Декабрь 1900 1917): Библ. указатель. М., 1964. С.5, 52-168.

9. Бутков П.Г. Материалы для новой истории Кавказа. СПб., 1869. Т.1. С.237-238.

10. Горький A.M. О литературе. М., 1961. С.20.

11. Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей //Дистервег А. Избр. соч. Изд-во МП РСФСР. М., 1956. С.68-69,' 142.

12. Дубровин Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. СПб., 1871. Т.1. Кн.1. С.168-169.

13. Дзасохов Г.И. Дневник педагога //АПМСО. Владикавказ, 1993. С.287-290.

14. Дзасохов Г.И. К вопросу о переводе Ардонской семинарии во Владикавказ //Казбек, 1905, 28 июля.

15. Дзасохов Г.И. К осетинскому народу //Казбек, 1905, № 2354.

16. Загурский А.П. П.К.Услар и его деятельность на Кавказе //Записки Кавказского отдела Императорского Русского Географического общества (ЗКОИРГО), Тифлис, 1881. С. 1-33.

17. История Кабардино-Балкарской АССР. М.: Наука, 1967. Т.1. С.170-172.

18. История Кабардино-Балкарской ПАССР. М.: Наука, 1967. Т.1. С.120-122.

19. История народов Северного Кавказа (конец XVIII в. 1917 г.). М.: Наука, 1989. С.369, 372.

20. История народов Северного Кавказа (конец XVIII в. 1917 г.). М.: Наука, 1989. С.515.

21. Кудзаева А.Г., Хатаев Е.Е. Научно-педагогическая деятельность и просветительские воззрения Казн Атажукина. Владикавказ, 2000. С.74.

22. Кумыков Т.Х. Экономическое и культурное развитие Кабарды и Балкарии в XIX в. Нальчик, 1965. С.396-397.

23. Кумыков Т.Х. Экономическое и культурное развитие Кабарды и Балкарии в XIX в. Нальчик, 1965. С.45, 337.

24. Кайтукова З.М., Хатаев Е.Е. Аксо Колиев и проблемы женского образования в Осетии во второй половине XIX начале XX вв. Владикавказ, 2001. С.41-42.

25. Кануков И.Д. Пасмурный день //Дальний восток, 1894, 11 сентября.

26. КПСС в резолюциях и решениях съездов конференций и пленумов ЦК. М., 1953. Издание 7. С.40-41.

27. Коменский Я.А. Великая дидактика //Избр. пед. соч. М.: Педагогика, 1982. Т.1. С.281-284.

28. Коменский Я.А. Избр. пед. соч. М.: Педагогика, 1982. Т.1. С.7-16, 213-295.

29. Краснов М.В. Просветители Кавказа. Ставрополь, 1913. С.28.

30. Коменский А.Я. Материнская школа //Я.А.Коменский. Избр. пед. соч. М.: Учпедгиз. Т.2, 1939. С.20, 33.

31. Коменский Я.А. Великая дидактика //Избр. пед. соч.: В 2 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 1. С.229.

32. Коменский Я.А. Материнская школа //Избр. пед. соч.: В 2 т. М.: Учпедгиз НК РСФСР, 1939. Т.2. С.11-15.

33. Коменский Я.А. Пампедия //Избр. пед. соч.: В 2 т. М.: Педагогика, 1982. Т.2. С.422.

34. Лавров Д.Я. Заметки об Осетии и осетинах (СМОМК). Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1883. Вып.З. С.309-311.

35. Лавров Д.Я. Заметки об Осетии и осетинах //СМОМПК. Тифлис, 1883. Вып. 3. С.217.

36. Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. Одесса, 1882. Вып. 1. Т.1. 439 е.; Вып. 2. Т.2. 396 с.

37. Материалы по истории осетинского народа. Сборник документов. Орджоникидзе, 1942. Т.5. С.51-54.

38. Материалы по истории осетинского народа. Сборник статей. Орджоникидзе, 1942. Т.5. С.82-87.

39. Материалы по истории осетинского народа. Сборник статей. Орджоникидзе, 1942. Т.5. С.9-10.

40. Материалы по истории осетинского народа. Сборники статей. Орджоникидзе, 1942. Т.5. С.84-85, 91-94.

41. Материалы по истории осетинского народа. Сборник статей. Орджоникидзе, 1942. Т.5. С.250-251.

42. Материалы по истории осетинского народа. Сборник статей. Орджоникидзе, 1942. Т.5. С.367, 372-381.

43. Материалы по истории осетинского народа. Сборник статей. Орджоникидзе, 1942. Т.5. С.11-15.

44. Материалы I Всеосетинского учительского съезда //АПМСО. Владикавказ, 1993. С.367-392.

45. Магометов А.Х. Общественный строй и быт осетин (XVII-XIX вв.). Орджоникидзе, 1974. С.263.

46. Макаренко A.C. О воспитании молодежи. М.: Трудрезервиздат, 1951. С.306.

47. Медынский Б.Н. История педагогики в связи с экономическим развитием общества. М.: Работник просвещения, 1929. Т.З. С.36-44.

48. Модзалевский JI.H. Ход учебного дела в Кавказском крае с 1802 по 1880 год //Памятная книжка Кавказского учебного округа на 1880 год. Тифлис, 1879. С.65.

49. Неверов Я.М. Что нужно для образования России? //Русский педагогический вестник, 1857, ; 4. С.428-440.

50. Обзор деятельности Общества восстановления православного христианства на Кавказе за 1860-1910 гг. Тифлис, 1910. С. 108141, 200.

51. Обзор деятельности Общества восстановления православного христианства на Кавказе за 1860-1910 гг. Тифлис, 1910. С.86-198.

52. Осетинские народные изречения. М., 1973. С.141.

53. Отчет попечителя Кавказского учебного округа о состоянии учебных заведений за 1907 год. Тифлис, 1908. С.266-268.

54. Отчет начальника Терской области за 1906 год. Владикавказ, 1906. С.65.5 ¡5. Отчет попечителя кавказского учебного округа о состоянии учебных заведений за 1897 год. Тифлис, 1897. С.108-112.

55. Очерки истории Адыгеи. Майкоп, 1957. Т.1. С.62-63.

56. Очерки истории Чечено-Ингушской АССР. Грозный, 1967. Т.1. С.78, 267.

57. Очерки истории Чечено-Ингушской АССР. Грозный, 1967. Т.1. С.51-54.

58. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в. М.: Педагогика, 1976. С. 17-19.

59. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в. М.: Педагогика, 1976. С. 149-153.

60. Очерки истории Чечено-Ингушской АССР. Грозный, 1967. Т.1. С.313.

61. Памятная книжка Кавказского учебного округа на 1879 год. Тифлис, 1878. С.1-4.

62. Педагогический словарь в 2 т. М.: АПН, 1960. Т.1. С. 151, 227.

63. Педагогический словарь в 2 т. М.: АПН, 1960. Т.1. С.733.

64. Песталоцци И.Г. Избр. пед. соч. М.: Педагогика, 1981. Т.1. С.282-283.

65. Педагогическая энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1964. Т.1. С.427.

66. Педагогическая энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1968. Т.4. С.306.

67. Пригоршня жемчужин. Р-н-Д., 1988. С.46-47.

68. Песталоцци И.Г. Как Гертруда учит своих детей //Избр. пед. соч.: В 2 т. М.: Педагогика, 1981. Т.1. С.176.

69. Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах. Цхинвали, 1991. Кн.5. 410 с.

70. Революция 1905 года в Северной Осетии. Сборник материалов. Т.1. Орджоникидзе, 1934. С.253-254.

71. Руссо Ж.Ж. Эмиль, или о воспитании //Пед. соч.: В 2 т. М.: Педагогика, 1981. Т.1. Кн.З. С.257.

72. Руссо Ж.Ж. Эмиль, или о воспитании //Пед. соч.: В 2 т. М.: Педагогика, 1981. Т.1. Кн.З. С.190-195.

73. Северная Осетия в революции 1905-1907 гг. Документы и материалы. Орджоникидзе, 1955. С.75-76.

74. Сабанчиев М.А. Современная Балкария в отечественной историографии. Нальчик, 1989. С.153.

75. Смирнова Я.С. Семья и семейный быт //Культура и быт народов Северного Кавказа. М.: Наука, 1968. С.185-187.

76. Статистические сведения по учебным заведениям Кавказского учебного округа за пятнадцатилетний период (1879-1893 гг.). Тифлис, 1894. С.31.

77. Смирнова Я.С. Семья и семейный быт //Культура и быт народов Северного Кавказа. М.: Наука, 1968. С. 186-191.

78. Терские ведомости, 1891, 14 марта.80. Терек, 1909, 9 ноября.

79. Тотоев М.С. Очерки истории культуры и общественной мысли в Северной Осетии в начале XIX века. Орджоникидзе, 1968. С.52.

80. Тотоев М.С. Народное образование и педагогическая мысль в дореволюционной Северной Осетии. Орджоникидзе, 1962. С.40-41, 50-57.

81. Тотоев М.С. Народное образование и педагогическая мысль в дореволюционной Северной Осетии. Орджоникидзе, 1962. С.76-77, 81.

82. Тотоев М.С. Очерки истории культуры и общественной мысли в Северной Осетии в начале XX века. Орджоникидзе, 1968. С.48-58.

83. Тотоев М.С. Народное образование и педагогическая мысль в дореволюционной Северной Осетии. Орджоникидзе, 1962. С.111-112.

84. Тотоев М.С. Народное образование и педагогическая мысль в дореволюционной Северной Осетии. Орджоникидзе, 1962. С. 116117.ф

85. Терский календарь на 1899 год. Владикавказ, 1898. С.165-168.

86. Терские ведомости, 1875, 10 января и 22 февраля.

87. Терские ведомости, 1907, 9 июля.

88. Тотоев М.С. Очерки истории, культуры и общественной мысли в Северной Осетии в начале XX века. Орджоникидзе, 1968. С.57, 48-58.

89. Тотоев М.С. Народное образование и периодическая мысль в дореволюционной Северной Осетии. Орджоникидзе, 1962. С. 107.

90. Тогошвили Г.Д. Взаимоотношения осетинского и грузинского народов в ХУ-ХХ вв. Тбилиси, 1971. С.69-82.

91. Уруймагов Х.А. Несколько слов по поводу статьи «К учащимся церковноприходских школ Северной Осетии //ППКОО, Цхинвал, 1991. С.115-117.

92. Уруймагов Х.А. Несколько слов по поводу статьи «К учащимся церковноприходских школ Северной Осетии //ППКОО, Цхинвал, 1991. С.118-123.

93. Уруймагов Х.А. Еще раз о директоре народных училищ Терской области Беляеве //Терек, 1915, 20 ноября.

94. Уруймагов Х.А. Из области педагогики //Терек, 1915, 10 апреля.

95. Уруймагов Х.А. Начальная школа в Осетии //Утро гор, 1910, № 1. С.37-47.

96. Уруймагов Х.А. Начальная школа в Осетии //Антология педагогической мысли в Северной Осетии. Владикавказ, 1993. С. 147162.

97. Уруймагов Х.А. Школьное дело в Осетии //Казбек, 1899, 28 ноября.

98. Уруймагов Х.А. Учебники в осетинских школах // ППКОО, Цхинвали, 1991. Кн.5. С.57-61.

99. Уруймагов Х.А. Школьное дело в Осетии //Казбек, 1899, 28 ноября.

100. Уруймагов Х.А. Учебники в осетинских школах //ППКОО, Цхинвали, 1991. Кн.5. С.57-58.

101. Уруймагов Х.А. Туземные языки в начальных школах Кавказского края //Терек, 1907, 25 марта.

102. Уруймагов Х.А. Учебники в осетинских школах //ППКОО, Цхинвал, 1991. Кн.5. С.57-59.

103. Уруймагов Х.А. Туземные языки в начальных школах Кавказского края //Терек, 1907, 25 марта.

104. Уруймагов Х.А. Русский язык в инородческих школах //Терек,1910, 8 апреля.

105. Уруймагов Х.А. Начальная школа в Осетии //Антология педагогической мысли Северной Осетии. Владикавказ, 1993. С. 153.

106. Уруймагов Х.А. Начальная школа в Осетии //АПМСО. Владикавказ, 1993. С.156-160.

107. Уруймагов Х.А. Из жизни народного педагога //Горская жизнь, 1917, 26 августа.

108. Уруймагов Х.А. Еще несколько слов о необходимости женских школ в горной Осетии //Казбек, 1900, № 875.

109. Уруймагов Х.А. Еще о калыме в Осетии //ППКОО, ЦфрМЬ,1989. Кн.З. С.341-343.

110. Уруймагов Х.А. Учительские курсы в селении Ардон //ППКОО, Цхинвал, 1991. Кн.5. С.72

111. Уруймагов Х.А. Осетинский женский приют //Казбек, 1901, 28 ноября и 1905, № 2384.

112. Уруймагов Х.А. Учительские курсы в селении Ардон //ППКОО, Цхинвал, 1991. Кн.5. С.68-74.

113. Уруймагов Х.А. Из области педагогики //ППКОО, Цхинвал,1991. Кн.5. С.167-171.

114. Уруймагов Х.А. Из области педагогики //ППКОО, Цхинвал,1991. Кн.5. С.170-171.

115. Уруймагов Х.А. Еще несколько слов о необходимости женских школ в горной Осетии //ППКОО, Цхинвал, 1991. Кн.5. С.61-64.

116. Уруймагов Х.А. Женские школы в Осетии //ППКОО, Цхинвал,1982. Кн.2. С.97-98.

117. Уруймагов Х.А. Еще несколько слов о необходимости женских школ в горной Осетии //ППКОО, Цхинвал, 1991. Кн.5. С.63-64.

118. Уруймагов Х.А. Несколько слов о школах в горах Осетии //ППКОО, Цхинвал, 1991. Кн.5. С.53-54.

119. Уруймагов Х.А. Из педагогического мира //Терские ведомости,1897, 3 августа.

120. Уруймагов .Х.А. Еще несколько слов о необходимости женских школ в Осетии //ППКОО, Цхинвал, 1991. Кн.5. С.62-63.

121. Уруймагов Х.А. Несколько слов о школах в горах Осетии //ППКОО, Цхинвал, 1991. Кн.5. С.50-51.

122. Уруймагов Х.А. Еще о калыме в Осетии //ППКОО, Цхинвал,1987. Кн.З. С.341-345.

123. Уруймагов Х.А. Старый, но вечно новый вопрос //ППКОР^ Цхинвал, 1987. Кн.З. С.357-359.

124. Уруймагов Х.А. Еще о калыме у осетин //ППКОО, Цхинвал,1987. Кн.З. С.343-344.

125. Уруймагов Х.А. Селение Христианское. Примирение кровников //ППКОО, Цхинвал, 1989. Кн.5. С.371-373.

126. Уруймагов Х.А. Суеверия и обычаи осетин //Владикавказские епархиальные ведомости, 1899, № 1.

127. Уруймагов Х.А. Епитрахиль и рубль //Казбек, 1905, 9 декабря.

128. Уруймагов Х.А. Начальная школа в Осетии /Утро гор. Баку,1910, № 1. С.50-51.

129. Уруймагов Х.А. Школьное дело в Осетии //Казбек, 1899, 28 ноября.

130. Уруймагов Х.А. Начальная школа в Осетии //Утро гор. Баку,1910, № 1. С.50-52.

131. Уруймагов Х.А. Желательные улучшения церковной школы в Осетии //Терек, 1909, 7 и 9 мая.

132. Уруймагов Х.А. О значении осетинских школ в сельскохозяйственном отношении //ППКОО. Кн.2. Цхинвали, 1882. С.88-94.

133. Уруймагов Х.А. Еще несколько слов о женских школах в горной Осетии //ППКОО, Цхинвал, 1991. Кн.5. С.61-63.

134. Уруймагов Х.А. Еще несколько слов о необходимости женских школ в горной Осетии //ППКОО, Цхинвал, 1991. Кн.5. С.62-63.

135. Уруймагов Х.А. Несколько слов о школах в горах Осетии //ППКОО, Цхинвал, 1991. Кн.5. С.50-51.

136. Уруймагов Х.А. Начальная школа в Осетии //Антология педагогической мысли Северной Осетии. Владикавказ, 1993. С. 147149.

137. Уруймагов Х.А. Несколько слов о школах в горах Осетии //ППКОО, Цхинвал, 1991. Кн.5. С.54.

138. Уруймагов Х.А. Несколько слов по поводу статьи «К учащимся церковноприходских школ Северной Осетии» //ППКОО, Цхин-вал, 1991. Кн.5. С.115-117.

139. Уруймагов Х.А. Школьное дело в Осетии //ППКОО, Цхинвал,1991. Кн.5. С.123-126.

140. Уруймагов Х.А. Начальная школа в Осетии //Антология педагогической мысли Северной Осетии. Владикавказ, 1993. С. 149.

141. Уруймагов Х.А. Желательные улучшения церковной школы в Северной Осетии //Антология педагогической мысли Северной Осетии. Владикавказ, 1993. С. 146.

142. Уруймагов Х.А. Начальная школа в Осетии //АПМСО, Владикавказ, 1993. С.147.

143. Уруймагов Х.А. Значение школ в народно-хозяйственном отношении //ППКОО, Цхинвал, 1991. Кн.5. С.49.

144. Уруймагов Х.А. О значении осетинских школ в сельскохозяйственном отношении //ППКОО, Цхинвал, 1982. Кн.2. С.88-94.

145. Услар П.К. О распространении грамотности между горцами //Услар П.К. Этнография Кавказа. Тифлис, 1887. Т.1. С. 1-29.

146. Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 т. M.-JL, 1950. Т.8. С.23.

147. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении //К.Д.Ушинский. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз Минпроса РСФСР, 1953. Т.1. С.323.

148. Ушинский К.Д. Руководство к преподаванию по родному слову //Ушинский К.Д. Собрание сочинений. M.-JI.: Изд-во АПН РСФСР, 1949. Т.6. С.241-336.

149. Ушинский К.Д. Родное слово //Пед. соч.: В : т. М.: Педагогика,1988. Т.2. С.228.

150. Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы //К.Д.Ушинский. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М.: Учпедгиз, 1953. Т.1. С.150.

151. Хан-Гирей. Записки о Черкессии. Нальчик, 1978. С.296.

152. Харламов К.Ф. Педагогика. М., 1997. С.46-47.

153. Хатаев Б.Е. Истоки школы и просвещения на Северном Кавказе //Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 1999, № 3. С.60-61.

154. Хатаев Е.Е. Педагогическая публицистика С.М.Кирова // Советская педагогика, 1988, № 5. С.86-97.

155. Хатаев Е.Е. Просветители горских народов XX века. Орджоникидзе, 1986. 84 с.

156. Хетагуров К.Л. Маленькая история //Собр. соч.: В 5 т. М.: Изд-во АН СССР, 1960. Т.4. С.128-138.

157. Хетагуров K.JI. «Владикавказские письма», «Развитие школ», «Церковные школы в Осетии» //Собр. соч.: В 5 т. М.: Изд-во АН СССР, 1960. С.64, 266, 292.

158. Хоретлев А.О. Влияние России на просвещение в Адыгее (XIX начало XX в.). Майкоп, 1957. С. 10, 62-64.

159. Хоруев Ю.В. 109 голосов. Орджоникидзе, 1966. С.5-10.

160. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., 1976. С.94.1. Архивные документы

161. Архив Северо-Осетинского института Гуманитарных исследований (СОИГСИ). Ф.10 (Г.И.Дзасохова). 0.1, д.71, л.290-291-331.1641651661671681691701711721731741751761771781791801811. Bs»

162. ЦГА PCO А. Ф.12 (Канцелярия начальника Терской области). Оп.7. Д.122, л.78-80.

163. ЦГА PCO А. Ф.138 (Общество распространения образования среди горцев Терской области). Оп.1. Д.17, л.34-47. ЦГА PCO - А. Ф.13 (Владикавказское реальное училище - 1871 - 1917 гг.). Оп.15. Д.966, л.73.

164. ЦГА PCO А. Ф.123 (Дирекция народных училищ Терской области). Д.17, л.30-31.

165. Архив СОИГСИ. Ф.10 (Народное образование в Осетии 1890 -1917 гг.). Оп.1. Д.13, л.1-24.

166. Центральный Государственный исторический архив Российской Федерации. Ф.1290. Оп.11. Д.2373, л.11-12.

167. Центральный Государственный исторический архив Российской Федерации. Ф.1290. Оп.11. Д.2373, л.12-13.

168. Центральный Государственный Архив Российской Федерации в Москве. Ф.102 (Учащиеся и учителя в революции 1905-1907 гг.). Оп.1898. Д.8. 4.26, л.1-3.

169. Центральный Государственный Архив республики Кабардино-Балкария (ЦГА РКБ). Ф.2. Д.322, л.9-20.

170. Макент (документы) по истории г.Дигоры. Орджоникидзе, 1972. С.283, 295-296.

171. Центральный Государственный исторический Архив Российской Федерации. Ф.1268. Оп.19. Д.177, л.31-33.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.