Новая художественная модель адыгского просветительства и отражение ее особенностей в творчестве Т. Керашева и А. Евтыха: теоретико-литературный анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат наук Яхутль, Юлия Арамбиевна

  • Яхутль, Юлия Арамбиевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 151
Яхутль, Юлия Арамбиевна. Новая художественная модель адыгского просветительства и отражение ее особенностей в творчестве Т. Керашева и А. Евтыха: теоретико-литературный анализ: дис. кандидат наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Махачкала. 2015. 151 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Яхутль, Юлия Арамбиевна

Содержание

Введение

I Конгуры новой моцели адьискою просвсiиic ibciва в новописьменнои альнсйскои ли1срат>ре первых not lcptBo поциомиых юсяiи шии

1 1 Мировоззренческая и \\ Ю/ktu венная <_iiciщс|)ика лапа рево понионною npotBcrn rejibci ва в адьп tKon кчльгуре 20 - 30-\ 11 XX века 2

1 2 Ранняя проза Гембога Керашева в контекеге ицеино-\\дожеетвеннои пара ап мы ревочюпионно! о просвсi и iс ibt i ва 3

II Oto6ciiiioc i и обра ja повою 1сроя npotBti и к 1я в романах k\iöoia Керашева «Дорога к tчастью» и «Соаязапис с мечюи»

2 1 Формирование новою шпа 1ероя - просвсiиiс 1Я-итст lurema в романе 1 Керашева «Дорога к счас1ЫО»

2 2 Х\ »южес I венное воп ютснис просвсч и к 1ьски\ ицеи в романе I Керашева «Соиямиие t мечюй» S9

III Влияние новой модели аиьискою просветигельава на исюрическии эпос Аскера 1_вгы\а («I ююк ро тиковой во 1ы» «Ьаржа» «Ьычья кровь»)

3 I Эвопюция концепции шчност в \\ южесiвенно эистчсскои сискме AtKcpa 1 Bi ы\а Ь2

3 2 Вчияние новой модечи а^ьиекою просвет иicubciBa на формирование образа I ар\на ЛГпекова 9S

3 3 I IpotBcnnc ihckiic и ich и \с ю/кненпс \\ io/KCCibuiiioh концепции шчносш в ui Ю1 ии «Ьаржа» «Ьычья кровь» (Исме и, Ma_ia\) 1

Зак иочение

Бпбпно! рафическпП список

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Новая художественная модель адыгского просветительства и отражение ее особенностей в творчестве Т. Керашева и А. Евтыха: теоретико-литературный анализ»

Введение

Адыгское просветительство представляет собой уникальное явление культурно-исторической реальности народа на протяжении XIX - начала XX веков. Оно стало источником исторических и эi hoi рафичсскич сведений, д) човно-нравст венным двшагелем процесса развитя национальной литературы, средством формирования человеческого единения и толерантности. Активное совмещение этих и других граней в широком понятии «адьпекое просветительство» делас! сю идейно- х* ie i ическим феноменом, что позволяет развивайся на про1яжении сюлсжй, умножая достигнутое и расширяя сферу влияния.

Ключевым понятием заявленной работы является новая модель адьпекою просвет и i ел ьства в новописьмениом a,u.neiicKOM романс XX века, поэтому важнейшее значение приобретаем прежде всего, ишерпретация проблемы адыгского просветительства, определение его сути, его природы.

Известно, что понятие «адыгское просветительство» - широкое, так до конца и не получившее четкою определения Написаны /iuccepiaiimi. ciarbu. mohoi рафии, но его суть, природа, границы, периоды, художес i венно-эсгетическое своеобразие до сих пор остаются проблемой дискуссионной. В то же время адыгское просветительство предстает в науке как явление, не только занявшее свое место в истории культуры адыгов, но и определившее ее разви гие.

Первопроходцами в формировании основ адыгского просветительства были Хан-Гирей, Шора Ногмов, Кази-Бек Ахметуков, Сафербий Сиюхов, Ибрагим Цей — деятели кулыуры и просвещения, во мпоюм обьедипенные общими идеями и задачами. Надо полагать, что адыгское просвещение XIX века, конечно же, не литературное направление, а скорее интеллектуальное движение, характерное для национальной интеллигенции, приобщившейся к русской культуре и пишущей в основном на русском языке.

Показательно, что идеология и эстетика просветительства оказывает влияние и на формирование национальной культуры других народов Северного Кавказа - кумыков, аварцев, балкарцев, карачаевцев, абазин и т. д. Об этом свидетельствует деятельность дагестанского мыслителя и писателя Г.- Э. Алкадари, которая складывается под влиянием арабо-мусульманского просветительства и передовой культурно-исторической мысли России XIX века. О сказанном говорят также жизнь карачаевского поэта и художника, сподвижника народного просвещения И. Г1. Крымшамхалова, многогранное творчество абазинского писателя Т. 3. Табулова, стоявшего у истоков национального алфавита. Углубленное изучение творчества авторов, испытавших влияние просветительства, как русского, так и арабо-мусульманского, может содействовать решению важнейших проблем формирования неповторимого колорита национального искусства слова, с одной стороны, и разностороннему исследованию диалога культур, принципов формирования идейно-эстетических связей разных литератур.

Адыгское просветительство как культурологический феномен -сложный, многогранный процесс, па что указывают многочисленные научные труды исследователей. Но в то же время он неичерпаем, поскольку просветительство в своем развитии не имеет временных границ.

Проблема исследования феномена адыгского просветительства заключается как в неоднозначности самого понятия, гак и в выявлении национальных основ, принципов периодизации. Ее спорность проявляется в оценках роли произведений адыгских просветителей, создававших свои творения в разных странах и испытавших различное инонациональное вл ияние.

Следует отметить, что развитие национальной просветительской интеллигенции развивалось в основном в двух направлениях. Первое испытывало влияние арабской письменности и культуры. Второе, можно

назвать его евразийским, было ориентировано на русскую и европейскую культуры, что отчетливо обозначилось в творчестве деятелей национального просвещения, получивших образование в «горских заведениях» России.' Представителей обоих направлений объединяют патриотические побуждения к художественно-публицистическому творчеству в целях создания литературной летописи народной жизни.2

Своеобразие русскоязычного просветительства адыгов определилось к

I

концу XIX века. Оно отражено в работах Г. Саськовой,' Ю. Тхагазитова и других, которые в своих исследованиях отмечают значение русского языка для формирования письменной культуры адыгского этноса. Просветителям был близок сам тип русской литературы, которая воспринималась народом не просто как искусство слова, а являлась его настоящей историей/ Этим определяется гот факт, что русскоязычная проза адыгов также стала выражением социальных чаяний народа.

Следует отметить, что и европейское, и русское просвещение явились реакцией на кризис феодализма и сложились на волне общественного подъема, на основе возрождения гуманистических идей. Сущностная основа адыгского просветительства определяется системой взглядов просветителей XIX века на следующие идеи:

1) руссоистская идея «золотого века»:

2) идея «природного равенства людей»;

3) преклонение перед разумом;

4) изучение прошлого в целях пробуждения самосознания нации;

5) уважение к принципу историзма.

1 Налоев 3. Этюды по истории культуры адыгов. Нальчик. 1985. 36 с.

"Агержанокова С. Р. Художественное осмысление жизни адыгов в творчестве адыгских просветителей конца XIX - начала XX вв. Майкоп: Адьнея. 2003. С. 28.

Саськова. Т. В. Образ Кавказа в русском литератч ре '' Советская ли к'ратура КаикаI ро ¡нып. I с)1> I. С. 5-1 I. Тхагазитов Ю. М. Эводюпия художественного сознания адыгов: (Омы г георет ической истории, шис. литература, роман). Нальчик. 1996.256 с.

^ Тхагазитов Ю. М. Эволюция художественного сознания адыгов... С. 65-66.

И русское, и адыгское просветигельсгво при и\ отличиях имели исторически конкретную основу, общую систему взглядов и, как следствие, породили определенную просвещенческую культуру Основными идеями просвещенческих взглядов были обращение к природе человека, которая давала людям равные возможности, вера в ею Iуманисгическое пача ю, освобождение от церковного фанатизма, равные права, и далее -рационализм, то есть вера в разум, способный помочь наши исшн} о человеке, и, наконец, идея нрофссса, коюрая 1ссно увязывается с поняшем «разума».

Адыгское просвети гельст во сформировалось под влиянием идей русских просветителей, что наложило свой отпечаток па его природу Именно поэтому оно пришло к общим просвещенческим идеям через русское просвет ительство.

Разумеется, у адыгского просветительства не было той ыубокой философской базы, разнообразия традиций, идей и мотивов, которые присутствовали в европейской (Дж. Локк, Волыср, Дефо, Монтескье, Дидро и др.). В нем также не столь сильно иросмафивастся разверпч гая, демократически заостренная, зачастую радикальная, социально-критическая традиция, характерная для русскою просвещения (Фонвизин. Ьелинскии. Добролюбов и др.).

В то же время черты адыгского просвещения, безусловно, определяются именно общими тенденциями русскою и западною Речь идс1 о модификации таких сторон этого явления, как идея равенства и свободы, мотивы веры в человека, в возможности сю вони и разума И что не менее важно, вера в человека и его возможности приводит адыгских просветителей вслед за русскими к высокой оценке роли и значения народного просвещения.

Фундаментальная задача - приобщение народа к npoipeccy, цивилизации через образование и просвещение - основывалась также на убежденности в высоких идейно-эстетических возможностях искусс1ва и литературы. Именно последнее и определяет появление самобытной литературы адыгского просветительства XIX - начала XX веков.

Просвещение по своей природе не было жестко привязано к одной исторической эпохе. Во-первых, имела место ею эволюция Fcih развитие и у адыгскою просветительства. Отсюда попьпки сю деления на определенные этапы. Разделяя точку зрения современных ученых, в частности А. Хакуашева, Л. Голубевой, III. Хуга, JI. Векизовой, X. Бакова. И. Хатковой, относительно трудностей периодизации адьнского просветительства XIX века по причине размытости границ (и хронологических, и художественно-мировоззренческих), мы поддерживаем идею обоснованноеiи трех периодов сю развития.

Первый период связываекя с 20-ми - началом 60-х юдов XIX века. Ото деятельность Шоры Но!мова, Султана Хан-Гирея, Султана Казы-Гирея. Султана Адиль-Гирея, Умара Бсрсся, Адыль-Гирея Ксшева Х>дожес гвенная практика этих писа1слей-просвети гелей совпала с расцветом романтизма в русской литературе. Для их 1ворчес1ва характерно романтическое осмысление национального материала.

Второй период - вторая половина 60 - 90-е годы XIX века. К этому периоду следует о тест и дся тельное i ь Су.пана Крым-I прея. Казн Атажукина, Дмитрия Кодзокова и дру| их просветителей, отличительной чертой творчества которых является реалистическая направленность, о1ход от традиционного романтически приподнятого изображения действительности и обраюв юрцев. Следует также отмстшь npoi рессивную тенденцию к демократ изации объекта изображения

Третий период охватывает 90-е годы Х1Х-века - начало XX века. К этому времени относится деятельность Бекмурзы Пачсва, Сафербия Сиюхова, Ибра1има Цся, Ю Кази-Бека (Лхмстукова). ПагоТамбиева и дру1их. Их творчество характеризуйся офажснием новых проблем, связанных с проникновением буржуазных отношений в жизненный уклад горцев, появлением нового героя - выходца из простою народа

След>ет подчеркнув, что наиболее ица1елыю изучены первый и второй периоды. Однако в первое дссяжлсжс XX века ак!иви шроваиось внимание и к третьему периоду национального просвет и гельсгва

Очевидно, что просветительская деятельность в Адыгее и на Северном Кавказе этими тремя этапами не исчерпывается Эю опрснепяегся особенностями культурно-исторической реальное ж 20 - 30-х 11 XX века Такая тенденция особенно ярко проявляется в характере формирования новописьменных культур, которым в это время пришлось решать особые задачи. В связи с этим представляется возможным юворигь о формировании новой революционной модели адьпекого просве1 и 1ельства в 20-\ и - конце 30-х I г. и четвертого этапа в ею развитии

Идеи и мотивы адьпекою просвежтельсжа и художееI венный мир, сложившийся в его рамках, в силу своеобразия, значимости и приверженности фундаментальным общечеловеческим ценностям оказались актуальными и востребованными и в начале XX века Это обусловлено в том числе и своеобразием новой эпохи, которая оказалась временем переоценки ценностей, периодом невиданных перемен и акжвных поисков в обпасти философии и в сфере эстетики

Сказанное подтверждается характером формирования новых атьиских нигератур 20 - 30-х 11 . в которых революционная и гея сфоше 1ьс[ва новой жизни зачастую соединяется с духовным бо1атством просвещения и на этой основе создаются образцы нового искусства, что определяет новый тип героя

- просветителя-революционера. Обращение к идеалам просветигельства и их художественное освоение происходило в разное время и в различных условиях. Это наложило свой ошсчаюк на характер влияния и типологических связей новописьменной литературы с адьиским просветительством, что отмечено в ряде основательных научных трудов. На современном этапе актуальной становится задача суммирования научного материала и создании сио^мнои раоо1ы о формировании новой моче ш просветительства в литературе XX века, отражения ее форм и вариашов В данной работе предпринимается попытка решения этой задачи на примере анализа прецедентных текстов (именно романов) двух писателей национальной литературы.

Такой подход к решению поставленной цели определил выбор названия научно-исследовательской работы, план, задачи, основные положения, структуру и содержание диссер!ации. В данном случае речь идс1 не просто о жанровых и структурно-стилевых особенностях произведений двух художников, а о воплощении модели просветительства нового типа и представлении проблемно-тематических и структурообразующих элементов, которые были призваны сформировать эту модель.

В адыгейском литературоведении первенство ыубоких набиочений и системных выводов по теме просветительства принадлежит А. Схаляхо.6 Удачной считаем монографию С. Агержаноковой, сосрсдоючившей внимание на деятсльносж просветителей гре1ье10 периода и, чю особенно ценно, на художественном показе важных социально-нравственных пробпем национальной жизни. Если для первого этапа становится характерным тип просветителя - выходца из военной среды, а для второю - из образованною

6 Схаляхо А А Писатели-публицисты конца XIX - начала XX вв //История ацыгейской питерат\ры в 2-х I

1 I Майкоп АРИГИ 1999 С 175-188

слоя зажиточного гражданского населения, то третий период представлен, как правило, «типом разночинца-интеллигента».7

Идеологические взгляды просветителей третьего периода строились на основе глубокого анализа истории своего народа, роста интереса к другим национальностям и толерантного отношения к ним. Эта особенность нашла свое выражение в синкретизме фольклорных и литературно-публицистических начал. Свидетельством тому является творчество Юрия Кази-Бека Ахмегукова и Ибрагима Цея, публицистика Сафербия Сиюхова, Ислама Супака, Довлет Гирея Хаткоко, Химиша Хаджимукова и других, являющихся основоположниками русскоязычной адыгской литературы.

Таким образом, три периода просветительства оказались преемственно связанными. В то же время для них характерна динамика в отражении духовного сознания, открывавшего позитивные качества своеобразной формы народной культуры.

Литературное движение 20-х - конца 30-х гг., с которым связывается новый период просветительства, характеризовалось, как правило, преимущественным вниманием к проблемам революционного переустройства реальности на Северном Кавказе. В художественной литературе в этом случае выходил па первый план герой-революционер, содержание жизни которого концентрируются на борьбе с политическим врагом и консервативно-реакционными обстоятельствами. Как справедливо замечает X. Хапсироков, «Адыгские прозаики показали судьбы народа в прошлом, в ярких публицистических картинах продемонстрировали обновляющее значение социальных идей».8

' Агержанокова С. Р. Художественное осмысление жизни адыгов в творчестве адыгских просвети гелей конца XIX - начала XX вв. С. 32.

8 Хапсироков. X. X. Пути развития адыгских литератур. Черкесск. 1968. С. 272.

Свидетельством тому являются прозведения А. Схаляхо, Л. Ьекизовой, К. Шаззо и других авторов, коюрые определяли в своих прозведениях просветительскис задачи, пытаясь осветить проблемы гуманисжчсскою начала в человеческой личности через художественное раскрыше психологии народа. Однако попыткам достоверною художественного воплощения популярной темы народною просвещения мешали о!сугсгвие опыта и навыков отражения психологически досюверных персонажей.

На формировании литературы сказывалось также вмешательс1во власти в творческий процесс, сориентированное на идеологические штампы. Отразилось это, к примеру, в кришческой оценке I Керашевым «ч)жды\ элементов» в литературе на I съезде адыгейских писателей в 1936 юду. К ним были отнесены представители «духовно-арабистской интеллигенции», в том числе писатели-просветители Сафербий Сиюхов и Ибрагим Цей, эфенди Хусен Хамхоков, некоторые молодые авюры - Исмаил Ашклн, Битлюстен Кобле и другие.10 Просветительская деятельность в ее прежнем виде не поощрялась, официальной критикой ей предъявлялось обвинение в национализме, «абстрактно-религиозном романтизме».

Тем не менее, следует признан^ чю революционная перестройка приблизила мастеров слова к массам, обострила обра зова[епьно-просвещенческие проблемы, сообщила новое содержание фундаментальным темам ответственности и выбора.

Традиции просве I и I ельс I ва обре1али нов\ю жизнь и, вопреки крайностям и идеоло! ическим перегибам, оказывали ощутимое влияние не только на творчество писателей, но и на формирование литературного процесса. Деятельностный тип нового героя унаследовал в новых условиях такие особенности, как обращенное I ь к человек) независимо 01 сю социального положения, веру в разум и силы огдепьной чичносж.

4 Бекизова Л А От богатырско! о эпоса к роману Черкесск 1974 С 119

10 Тпепперше X Критерий - вшскшспьность Майкоп 2008 С 18

заряженность на труд во благо Отечества и развития национальной культуры, - то есть культурно-просветительскую составляющую идейно-эстетического подхода.

С начала XX века просвещенческие задачи решались писателями -просветителями И. Цеем, С. Сиюховым, X. Хамхоковым и другими по -новому и приобретали новые направления. Основательные перемены в культурно-исторической реальности потребовали не только политического и идеологического переосмысления реальности, отражения больших морально-этических проблем назначения человеческой жизни, но и решения множест ва практических задач - всеобщего образования, вовлечения этноса в массовое культурное строительство. Пути деятельности молодых сподвижников, призванных реализовать эти цели и представляющих в большинстве случаев трудовое сословие, безусловно, оказались непростыми, поэтому они нередко обращались к опыту и знаниям предшественников. По справедлиму замечанию Т. Чамокова, «<...> зарождающаяся социалистическая культура унаследовала многие темы и проблемы национального просветительства»." Следовательно, не учитывать эти традиции национальной литературы нслыя.

К формирующемуся таким образом революционному этапу обновленного адыгского просвещения можно, прежде всего, отнести Тембота Керашева и его творчество. Имя основоположника адыгейской литературы, как и имена А. Хагкова, И. Цея, других прозаиков и поэтов, шедших за ними, составили целую эпоху в истории новонисьменной литературы. Отличительная особенность деятельности молодого поколения литераторов в том, что оно пытается совместить активную просветительскую работу с решительной революционной деятельностью. Об этом свидетельствуют как

" Чамоков T Н В ритме шохи Пальчик-Эльбрус. 1Ч8А С %

первые публицистические произведения Тембота Керашева, 1ак и его рассказы, что не раз подчеркивалось исследованиями творчества писчпеля Р

Показательно, что Тембог Керашев начинал свой творческий пу!ь как культурно-революционный просвети гель. Позже в романе «Доро1а к счастью» автор обращается к образу просветителя новою типа, вобравшею в себя концепцию революционной личное!и и йены Iывающеч о 15 то же время влияние эстетических предпочтений просветительства Такая тенденция оказывает влияние и на роман «Состязание с мечгой», который выходит в 50-е годы.

Следует отметить, чю новые ¡рани северокавказскою просветительства получили убедительное художественное выражение на следующем этапе развития национальной литературы в романах Аскера Ьв1ыха («Глоток родниковой воды», «Баржа», «Бычья кровь»), новаторство которого проявилось в отражении темы нравственного выбора в драматических условиях периода революции и гражданской войны

Надо полагать, что идеи и эстетические предпочтения адыгскою просветительства, в сил\ их значимое! и и приверженное I и

фундаментальным общечеловеческим ценностям, оказались

востребованными на протяжении ХХ-ю века Это обусловлено своеобразием новой эпохи, которая оказалась временем переоценки ценностей, периодом невиданных перемен и активных поисков в об1асш фииософии и в сфере эстетики. Отмеченное подтверждается характером формирования адыгских литератур, в которых революционная идея строительства новой жизни зачастую соединяется с духовным богатством просвещения, и на этой основе создаются образцы новою искусства, что опредепясг новый тип героя -просветителя-революционера Обращение к идеалам нросвс! и гельст ва и их художественное освоение, конечно же, происходило на различных этапах

''НансшУ Мамнй Р Тембсм Керашев Иыорпя ачьиыюкоЛ тшера^ры в 2 \ I I I Майкоп <\РИ1 П 1999 С 483

развития литературы по-разному. И это наложило свой огпсчаюк на характер связей новописьменной литературы с просвети 1ельст вом, что ошечено в ряде научных трудов. Го есть появилась необходимость выделения следующего, четвертого этапа, который можно назвать периодом формирования революционной модели адьпекою просветительства. Важным для развития литературоведческой науки преде 1авляегся сегодня определение его особенностей, систематизация форм и вариантов влияния Такая попытка предпринята в нашей работе на примере произведений двух известных писателей национальной литературы - Т. Керашсва и Д. Гвтыха, в чем и состоит актуальное! ь мое 1авленной 1ечы.

Степень разрабо!аннос1 и исследуемой гемы. Обозначенная в диссертационном исследовании проблема может обратить на себя внимание кажущейся неточностью характеристик самою понятия «адыгское просветительсгво», которое определяекя неоднозначноеiью оценок ею содержания и периодов развития. В то же время не вызывает сомнения высокий уровень в литературоведении научного исследования его истории. Осмысление проблем эволюции просветигельской мысли и ее эстетических предпочтений в эпоху революционных перемен 1акжс наш in офажение в фундаментальных трудах X. Хапсирокова, Л. Бекизовой. 3. Налосва, Л. Голубевой, Ю. Тхагазитова, И. Хатковой, Н. Шикова и др. и в работах таких зарубежных ученых, как М. Кандур, К Натхо, III. Кубов, Ахмет Мидхат и др.

Говоря о современных научных исследованиях, которые в том или ином аспекте оказываются значимыми для поставленной темы, следует назвать труд Ю. М. Тхагазитова «Художественное сознание адыгов»1', который органично включает художесгвенный опыт произведений адьпеких просветителей в художественное мировосприятие народа. Опрсдепенпос значение для изучения проблемы имеет монография М. Н. Хачемизовой

1 I \di aiiiiob Ю М Х\ ю/ксс i вс и нос еошание а и.ион Нальчик 2006

«Художественный мир 1смбога Керашева»14. в ко юрой хучожес I венные поиски писателя соотносятся с влиянием просветительской мысли Заслуживает внимания также работа Казбека Шаззо «Вместо предисловия. Керашев: в контексте духовных исканий эпохи», в которой делается попытка переосмысления романа «Дорога к счастью» как произведения социалистического реализма, метода, оказавшеюся, по мнению ученого, «неоднозначным культурно-историческим проектом».'3

Для осмысления просветительства в плане типологическом и выявления его роли и влияния на северокавказскую культуру интерес представляют труды дагестанских (I . Г. Гамзатов, 3 Н Акавов,

М. А. Гусейнов, Р. 3. Акавов, М. Ш. Абдулаева), балкарских (А. М. 1еппеев), карачаевских (А. И. Караев, Т. А. Чанкаева), абазинских (В. Б. 1угов, П. К. Чекалов) и др. ученых. Актуальные проблемы влияния просветительства, связанные с формированием общего культурного пространства в условиях взаимовлияния литератур, рассматриваются, к примеру, в основательном исследовании 3. Н. Акавова «Просветительские идеи в кумыкской литературе XIX - начала XX веков»16.

Следует огметигь вместе с тем, чго феномен просвет и юльс I ва послереволюционного периода, этого важною явления в адыт ейской национальной культуре, персонифицированного в типах героев, не имеет своей научной концепции и не нашел системного теоретического воплощения. Налицо, таким образом, значимость проблемы эволюции и формирования нового этапа адыгского просветительства, его влияния на становление национальной адыгейской литературы XX века. Назрела также необходимость дальнейшего многопланового исследования творческих явлений новописьменной литературы в контексте формирования такою масштабного культурно-исторического явления, как социалистический

14

Хачемнзова М II Х\ южеспкчшып мир Т ембо i а Керашева (х\ юл ее i в с шю- к i<-1 ичес кий аспем) Майкоп 200> 276с

Icmóoi Керашев в кршикс со синей Майкоп ип-во MI 1У 2013 С S-I8

16 Акавов 3 Н Просветительские иаеи в кумыкской пи гcpai\pe XIX - начала XX веков - Махачкала 2000

реализм, который вобрал в себя различные теоре!ические положения и эсгетические установки.

Объект исследования - идейно-художественное содержание манифестов и деклараций адыгскою просветительства на новом этапе его развития в их связи с историей, национальным мен 1алитеюм, художественные тексты Тембота Керашева («Дорога к счастью», «Состязание с мечтой») и Аскера Евтыха («Глоток родниковой воды», «Баржа», «Бычья кровь»).

Предмет исследовании - социокулы>рпые чср1ы обновленной модели адыгского просветительства и их влияние на формирование новою типа образа в адыгейской новописьменной литературе - романах «Дорога к счастью» и «Состязание с мечтой» Т. Керашева, повести «Глоток родниковой воды», дилогии «Баржа» и «Бычья кровь» А. Гвгыха.

Цель исследования - изучение художественного воплощения формирующейся в адыгейской новописьменной литературе модели просветительства нового типа и отражение ее особенностей в известных произведениях Г. Керашева и А. \ втыха.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

исследовать влияние традиций классического адыгского просветительства на формирование новой его модели, определенной общественными и культурно-историческими переменами 20 - конца 30-х и XX века;

выявить контекст и нравственно-эстетическую основу художественной концепции личности в творчестве Г. Керашева 20 - 30-х 11 .

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Яхутль, Юлия Арамбиевна, 2015 год

Справочная литература

230. Большая литературная энциклопедия / В.Е. Красовский, A.B. Леденев, В.П. Ситников, В.В. Быкова; науч. ред. В.В. Славкин. - М.: СЛОВО: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. - 848 с. 23 1. Культурология. XX век: словарь. - СПб., 1 997. - 640 с.

232. Культурология. XX век: энциклопедия: в 2 т. - СПб., 1998. - 894 с.

233. Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. - М.: Сов. энциклопедия, 1987. - 752 с.

234. Мир Просвещения. Исторический словарь / под ред. В. Ферроне, /Г Роша; пер. с итал. Н.Ю. Плавинской. — М.: Памятники исторической мысли, 2003. - 669 с.

235. Руднев, В.П. Словарь культуры XX века. Ключевые понятия и тексты / В.П. Руднев.-М.: Аграф, 1997.- 381 с.

236. Литературы народов России. XX век: словарь / отв. ред. Н.С. Надъярных. - М.: Наука, 2005. - 365 с.

237. Современный словарь-справочник rio литературе / сост. и науч. ред. С.И. Кормилов. - М.: ОЛИМП: ACT", 2000. - 704 с.

238. Философский энциклопедический словарь. - М., 1997. - 389 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.