Особенности конфессионального понимания роли социальной деятельности религиозных организаций тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.14, кандидат философских наук Ананьев, Эдуард Валерьевич

  • Ананьев, Эдуард Валерьевич
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2011, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.14
  • Количество страниц 209
Ананьев, Эдуард Валерьевич. Особенности конфессионального понимания роли социальной деятельности религиозных организаций: дис. кандидат философских наук: 09.00.14 - Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология. Москва. 2011. 209 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Ананьев, Эдуард Валерьевич

Введение.

Глава 1. Социальная доктрина: генезис и определение.

§ 1.1. Генезис роли социальной деятельности религиозных организаций.

§ 1.2. Методология и определение «социальной доктрины».

§1.3. Организационная структура социальной доктрины.

Глава 2. Конфессиональные обоснования роли социальной доктрины в деятельности религиозной организации.

§ 2.1. Религиозно-философские обоснования социальных доктрин с точки зрения религиозных организаций/традиций.

§ 2.2. Аксиологическое и социокультурное обоснование социальной доктрины с точки зрения религиозных организаций.

§ 2.3. Социально-политическое обоснование социальных доктрин.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Особенности конфессионального понимания роли социальной деятельности религиозных организаций»

Актуальность темы исследования. Проблема роли социальной деятельности, обусловленная отношением социальных доктрин« религиозных организаций к основным общественно значимым, социальным) понятиям и категориям в современной отечественной философской литературе практически не получила должного развития.

С одной стороны, на всем протяжении российской истории религиозные организации из-за их фактического подневольного состояния были лишены возможности принятия систематически изложенной, социальной доктрины, трактующей проблехмы политэкономии, социологии, права, политологии и т.д. С другой стороны, советская идеология отнюдь не способствовала осознанию конфессиональных возможностей в решении социальных проблем, а весь груз социального бремени лежал на плечах государства.

Насколько государство справлялось с взятой на себя ответственностью -это вопрос, остающийся за рамками данного исследования. Мы лишь отметим, что религиозные и конфессиональные объединения, безусловно, в состоянии выполнять традиционно принадлежавшие им функции нравственного воспитания подрастающих поколений, решения отдельных семейно-бытовых проблем, оказания помощи потерявшим работу, семью, привычную социальную среду и т.д.

Несмотря на убедительные уверения официальной власти России в стремительном улучшении экономического положения населения, трудно не заметить потерю престижа множества социально значимых и при этом низко оплачиваемых профессий, разрыв уровня жизни большинства фактически бедствующего населения и незначительной части экономической и политической элиты. Социологами поставлен неутешительный диагноз о вымирании нации в связи с традиционной для нее социальной болезнью -алкоголизмом1. Эти и ряд других социальных проблем нуждаются в скорейшем разрешении, что является задачей всех институтов общества и государства, включая и религиозные объединения.

Религия, отражая понимание человеком мира, в том числе и

1 См., напр.: Немцов A.B. Алкогольная смертность в России 1980-90-е гг. М., 2001; Он otee. Алкогольный урон регионов России. М., 2003; Халтурина Д.А., Коротаев A.B. «Русский крест»: факторы, механизмы и пути преодоления демографического кризиса в России. М., 2006. социального, будучи в определенных исторических сообществах доминирующим типом общественного сознания, содержит в себе емкую систему подробнейших знаний об устройстве общественной жизни как воплощении божественного проведения. В Средние века в христианской Европе, в мусульманских странах господствовало мнение, что в Откровении, содержатся все необходимые предписания относительно общественных порядков, устройства и характера власти, отношений господина и слуги, должника и заимодавца, семейной жизни. Природа и конкретные формы государственного устройства, правовые нормы выводились из Священного Писания. Секуляризация общества утвердила представление о государстве как о феномене, возникшем в процессе и результате деятельности самих людей2. И сегодня проблемам общественной жизни по-прежнему уделяется значительное место в религиозной системе взглядов на мир. Религиозные и конфессиональные объединения не остаются в стороне от насущных проблем современности, тревожащих человечество, выражают свою готовность принять деятельное участие в их разрешении3. Наиболее сильные позиции они могут занять в традиционной для себя сфере поддержки незащищенных слоев населения, без которой невозможно представить себе современное цивилизованное общество и правовое государство. Для этого религиозные организации не только осуществляют многовековую деятельность по оказанию практической помощи нуждающимся, но и вырабатывают религиозно-богословский фундамент этой деятельности - собственные социальные доктрины, которые отвечали бы потребностям социального развития сегодня, обращаясь ко всем людям без конфессиональных и иных ограничений.

Начало этому процессу положила Русская Православная Церковь (РПЦ). Юбилейный Архиерейский собор, состоявшийся в 2000 г., утвердил «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви».

Принятие РПЦ социальной концепции послужило для других исторически укорененных в России религиозных организаций (за у

См., напр.; Кисель В.Л Ноософия: Государство как явление, определение с позиции общей логики бытия // Вестник Российского философского общества. 2003. № 1. С. 39-46. 5

См.: Башкиров В., прот. Основы социальной концепции РПЦ (краткий аналитический обзор) // XII Международные Кирилло-Мефодиевские чтения, посвященные Дням славянской письменности и культуры (Минск, 24-26 мая 2006 г.): мат-лы чтений «Церковь и социальные проблемы современного общества» / отв. ред. и сост. А.Ю. Бендин. Минск, 2007; Блинков А. Е. Созидание Церкви. М., 2006. С. 89-101; Принс Дерек. Основы учения Христова. СПб., 1999. С. 139-145. исключением буддистских) стимулом к разработке аналогичных доктринальных документов. Уже через год Совет муфтиев России (СМР) выступил с «Основными положениями социальной программы< российских мусульман». В течение 2002-2003 гг. свои социальные концепции опубликовали Российский'объединенный союз христиан* веры евангельской («Основы социальной концепции РОСХВЕ»), Евро-Азиатское отделение Церкви христиан адвентистов- седьмого дня («Основы социального учения-Церкви христиан АСД России»). Этими религиозными организациями, с участием Российского союза Евангельских христиан-баптистов-и Российской церкви христиан веры евангельской, был выработан совместный документ -«Социальная позиция Протестантских Церквей России».

В декабре 2003 г. Конгресс еврейских религиозных общин и организаций России (КЕРООР) опубликовал «Основы социальной концепции иудаизма в России». В-августе 2010 г. увидела свет «Социальная концепция Евангелическо-Лютеранской Церкви Аугсбургского Исповедания» (ЕЛЦАИ).

Разработка и публикация- социальных доктрин этими религиозными организациями - событие беспрецедентное за всю их историю. Фактически это первое, свободное по внешним обстоятельствам, изъявление конфессиональных позиций по вопросам общественного развития, политических процессов в России, отношений с властью.

Заявленная тема исследования предполагает комплексный характер решения следующей проблемы: чем обусловлено социальное служение российских религиозных организаций - необходимостью выражения своей веры как значимого элемента в социальной жизни гаи потребностью влияния на социокультурную среду современного общества средствами аутентичными религиозной традиции или средствами, адекватными собственно среде бытования самой религии?

Объектом исследования являются социальные доктрины религиозных объединений Российской Федерации в контексте деятельности религиозных организаций; предметом изучения является концептуальное обоснование социальной деятельности религиозных объединений Российской Федерации, выраженное в социальных доктринах, описывающих «идеологию» отношений между религиозными организациями и общественно-государственными (социально-политическими) институтами.

Гипотеза. Религиозные объединения (организации) имеют свое специфическое понимание общественного устройства, функционирования-социальных институтов и т.д., выраженное в интерпретации социально значимых понятий, таких как наглея, государство, нравственность, личность, труд. Эти понятия обосновываются и определяются религиозными объединениями исходя из собственных теологических установок. Данный религиозный взгляд обусловлен восприятием общества и его институтов (в том числе и государства) через призму характерной для религиозных традиций функции - функции онтоаксиологизации бытия, а также несогласием религиозных объединений с той ролью, которую отводят им иные социальные институты, например, государство - в качестве условия (материала), необходимого для осуществления и утверждения своей власти, т.е. деификации и, как следствие, легитимации. Данные установки нашли отражение в социальных доктринах российских религиозных объединений, разработанных с целью обоснования и аргументации своих взглядов и убеждений на языке, понятном секулярному обществу.

Цель диссертационного исследования - определить особенности конфессионального понимания роли социальной деятельности религиозных организаций.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

- определить генезис социальных доктрин российских религиозных объединений в контексте развития социально-политических процессов, значимых с точки зрения религиозных традиций;

- провести методологический анализ «социальной доктрины» в вероучительном контексте религиозной организации;

- выявить специфику конфессионального понимания социального служения;

- изучить, описать и систематизировать основные элементы понятийно-категориального аппарата социальной концепции;

- определить особенности понимания в свете религиозного и философского осмысления отношение социальных доктрин: российских мусульман, иудеев, христиан (православных, католиков, протестантов) к обществу, основным общественным институтам и государству.

Теоретико-методологической базой диссертационного исследования являются принципы историзма, научной объективности, а также междисциплинарного, историко-философского, религиоведческого, историко-культурологического и других подходов, позволивших рассмотреть заявленную проблему в диалектической связи с элементами системы религиозно-философских воззрений религиозных объединений и бытующими представлениями в научном и общественном сознании российского общества начала XXI в.

В-рамках данных подходов применены общенаучные и отраслевые методы познания, среди которых: герменевтический, индуктивно-дедуктивный, типологизации, структурно-функциональный и другие виды анализа; что позволило конкретизировать философско-религиоведческие аспекты изучения предмет-объектной1 области, а также обеспечить достоверность и новизну полученных выводов. При организации исследования учитывались сложившиеся в теории и истории социальной работы положения и выводы.

Степень научной разработанности темы, нсточниковая база исследования. Изучение публикаций, связанных с различными аспектами интересующей нас темы, показало, что она привлекала исследователей фрагментарно, эпизодически, и лишь в связи с их обращением к таким проблемам как духовное образование, церковное право, социальное служение религиозных организаций, государственно-религиозные отношения, религиозная политика государства.

Отметим наиболее значимые труды, непосредственно посвященные пониманию конфессиями своего положения* в обществе, а также теории и практике взаимоотношений между конфессиями и государством.

Говоря о взаимоотношении РПЦ и государства, уместно назвать исследования священника А. Николина4 и обобщающую монографию В.А. Федорова5. Определенные методологические установки, взгляд на проблему соотношения «царства и священства» был почерпнут из подобных работ В. 7

Саввы . В трудах известного философа B.C. Соловьева представлена оригинальная концепция взаимоотношений церкви и государства. В их основе лежит представление о божественной природе, как. Церкви, так и общества, что и выступает в качестве социального идеала православной традиции.

Идею «живого общественного организма, а не мертвого государственного механизма», обосновал A.C. Хомяков8. Герой славянофильской общественности - народ, а не государство. Сама идея царя у славянофилов - не государственная и даже антигосударственная.

4 Никопгт А. Церковь и государство. М., 1999.

5 См.: Федоров В. А. Русская Православная Церковь и государство: Синодальный период 1700-1917 гг. М., 2003.

6 См.: Савва В. Московские цари и византийские басилевсы: к вопросу о влиянии Византии на образование идеи царской власти Московских государей. Харьков, 1901.

7 См.: Соловьев В. Россия и Вселенская Церковь. Минск, 1997.

8 См.: Хомяков A.C. Несколько слов. по поводу одного окружного послания. М., 2002.

Славянофилы всем сердцем своим отвергали этот «идол», не любили его и противились ему.

Значительный вклад в понимание православного взгляда на государственно-религиозные отношения внесен Ф.А. Голубинским (1797-1854), В'.И. Несмеловым (1863-1920), В.Н. Карповым (1798-1867), П.Д. Юркевичем (1827-1874), С.С. Гогоцким (1813-1889) и др.9.

Рассматривая взаимоотношения государства и Церкви с точки зрения католической мысли, уместно вспомнить постулаты неотомизма, базирующиеся на учении Фомы Аквинского, а также Августиновскиш синтез государственной и церковной власти. Сочетание христианского религиозно-мифологического мировосприятия с философским осмыслением проблем мироздания Аврелия Августина легло в основу таких теоретиков католической мысли, как Этьен Жильсон (1884-1978), Жак Маритен (1882-1973), Эмерих Корет (1919-2006), Карл Ранер (1904-1984) и др.10.

Конфессионально-государственные отношения с точки зрения ислама описывались в трудах Абу Юсуф аль-Кипди, Абу Наср аль-Фараби, Абу Али Ибн Сина и др.11.

Анализируя протестантскую социальную философию уместно вспомнить Карла Барта (1886-1968); Пауля Тиллиха (1886-1965); Рейнхольда Нибура (1892-1971) и др.12.

Наконец, говоря об иудаизме, нельзя не упомянуть Филона Александрийского, соединившего иудейскую веру с греческой философией, а также классиков иудейской философии: Р. Иегуду Галеви, Авраама бен Меир ибн Эзра, Йешаяху Лейбовича, Пинхаса Полонского и др.13.

9 См., напр.: Голубинский Ф.А. Премудрость и благость Божия. М., 1900; Несмелое В.И. Метафизика жизни и христианское откровение. Казань, 1994; Карпов В.Н. Взгляд на движение философии в мире христианства и на причины различных ее направлений //Журнал Министерства Народного Просвещения. 1836. Ч. 92.

10 См., напр.: Жгтъсон Э. Томизм: Введение в философию св. Фомы Аквинского / пер. Г. Вдовиной. М., 1999; Ранер К. Основание веры: Введение в христианское богословие. М., 2006.

11 Rasa'il al-Kindi / ed. by M. Abu Ridah. Vol. 1-2. Cairo, 1950. P. 53 (в рус. пер. см.: Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока. М., 1961. С. 37-132).

12 См., напр.: Барт К. Толкование посланий к Римлянам и к Филлипийцам. М., 2010; Nibur R. An Interpretation of Christian Ethics. Michigan, 1935; The Nature and Destiny of Man. Vol 2. Michigan, 1941-1943; Faith and Politics. Washington, 1967; Тиллих П. История и царство Божие II Философия истории: антология. М., 1995.

13 См. напр.: Эзра ибн Авраам. Комментарий на книгу Бытия // Классические библейские комментарии: Книга Бытия: Сборник переводов с древнееврейского,

Проблемы социологии и права с точки зрения религиозных организаций не раз поднимались на светских конференциях, например: на II научно-практической конференции «Актуальные вопросы и перспективы развития государственно-конфессиональных отношений в Санкт-Петербурге и субъектах РФ» (май 2008 г., Санкт-Петербург), научно-практической конференции «Государственно-конфессиональные отношения» в регионах России: опыт социального партнерства' и профилактики религиозно-политического экстремизма» (февраль 2009 г., Москва), Всероссийской* научно-практической конференции «Религиозные течения в современной России: стратегия взаимодействия общества, религии, власти» (апрель 2009 г., Ульяновск), Международной конференции «Ислам победит терроризм» (июль 2009 г., Москва), Международном миротворческом форуме «Межконфессиональный и межэтнический диалог как основа формирования толерантных отношений в обществе» (октябрь 2009 г., Грозный), Международной конференции «Ислам - религия мира» (май 2010 г., Грозный); в рамках Международных Рождественских образовательных чтений состоялась конференция «Церковь, общество, государство: современные подходы к проблеме» (январь 2010 г., Москва)14; в сентябре 2010 г. в г. Сочи прошла XII межрегиональная научно-практическая конференция «Свобода совести в поликонфессиональном и многонациональном обществе: проблемы правового и организационного обеспечения», где поднимались вопросы социологии и социального учения с точки зрения религиозной организации.

Так, в рамках II Международной научно-практической конференции «Религии России: проблемы социального служения» (Нижний Новгород, октябрь 2010 г.) в докладе «Светское государство как фактор социальной стабильности и демократического развития общества» М.И. Одинцов, рассуждая об этапах реализации принципа свободы вероисповедания и свободы совести в российской истории ХХ-ХХ1 вв., заявил: «1) лишь сохранение модели светского государства в России будет служить залогом стабильности в межконфессиональных отношениях; 2) как только происходит отступление от принципа светскости государства, это сразу отражается на общей обстановке в стране, поскольку нарушаются базовые права и свободы граждан. Примером тому служит статистика жалоб на несоблюдение прав арамейского и средневекового иврита. М., 2010; Йешаяху Лейбович. Иудаизм. Еврейский народ и государство Израиль. Иерусалим, 1975.

14 См.: 11йр://ту\у.8еаш11га.ш/1паех.Ь1т1?а1с1=20825. верующих»15. Говоря о современных моделях государственно-конфессиональных отношений в мире, проф. Е.М. Мирошникова отметила практическую значимость для России кооперационной модели (или модели нейтралитета) как условия оптимизации российской государственной, политики в области свободы совести. Данная модель позволяет всесторонне реализовать лринцип, отделения Церкви от государства16.

Материалы данных конференций позволяют судить, о современном состоянии исследований по данной проблематике, на основании которых можно утверждать, что проблемы социальной основы и функциональности религиозных объединений разработаны не в достаточной мере, отсутствуют описания церкви, синагоги, уммы современным социологическим языком.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Выявлена тенденция смещения акцентов, под давлением конфессионального богословия, в формулировании религиозными организациями определения социальной доктрины, а также основных социальных понятий и категорий, в частности: нация, государство, нравственность, труд, личность.

2. Дано определение понятия «социальной доктрины» как документа, выражающего идеологию отношений между религиозной традицией и обществом, а также между религиозной традицией и государством, в то время как стратегия и практика этих отношений определяются конфессиональным богословием и сложившимися обычаями.

3. Определено, что организационная структура социальной доктрины вытекает из задачи, стоящей перед Документом, а очередность заявленных тем определяет их значимость с точки зрения конфессионального богословия.

4. Социальные доктрины религиозных объединений, являясь регламентированным выразителем богословских установок, в первую очередь обосновывают религиозно-философскую идею своей традиции, а лишь затем, создают платформу для выстраивания диалога между конфессией и обществом или конфессией и государством.

5. В результате сопоставления социальных программ и концепций различных религиозных объединений обнаружена общность взглядов на характер социальных проблем и перспективы их решения: а) взаимодействие между социально-культурными и религиозными нормами

15 См.: Одинцов М.И. Вероисповедные реформы в Советском Союзе и в России: 1985 -1997 гг. М., 2010. С. 5-26.

16 См.: Мирошникова Е.М. Кооперационная модель государственно-церковных отношении: опыт и проблемы. М.; Тула, 2007. происходит на функциональном уровне; б) взаимодействие между религией и политикой происходит на структурном уровне.

6. Обосновано, что социальное служение является одним из факторов устойчивого развития общества и государства.

На защиту вынесены следующие положения.

1. Особенностью вероисповедной политики российского государства советского периода была его тесная связь с коммунистической идеологией и программными установками Коммунистической партии. В связи с этим отношение светской власти к религии и ее носителям в советский период оставалось неизменно негативным. В свою очередь, целью религиозных организаций на протяжении этого времени было преимущественно «выживание» в условиях тоталитарного режима. Появление религиозных социальных доктрин обусловлено теми процессами, которые проходили в российском обществе в конце 90-х и начале 2000-х гг. и характеризовались изменением отношения общества к религии и религиозным объединениям. Многообразное воздействие религиозных институтов на разные сферы личной и общественной жизни, на поведенческие нормативы людей привело к необходимости официального декларирования основных принципов этих отношений, а со стороны государства к формулированию политики (основ) государственно-религиозных отношений.

2. Все социальные доктрины российских религиозных объединений, с одной стороны, преследуют единую и общую цель - сформулировать ответ на социально-значимые вопросы современного общества, продемонстрировать собственное участие и духовную поддержку обществу, с другой - продемонстрировать индивидуальность своих взглядов, сформированную конфессиональным богословием, а также обособленным пониманием своей роли в социальной деятельности и своего места в современном обществе.

3. Религиозная социальная докфина определяется как документ, на инсппущюнальном уровне решаменгирующий отношение религиозной традиции к обществу, государству, иным религиозным традициям, мировому сообществу; формализуя свое отношение к социально значимым понятиям, выражает идеологию этих отношений, в то время как стратегия и практика взаимодействия с этими институциями определяются вероучением и сложившимися обычаями.

4. Организационная структура социальной доктрины вытекает из стоящей перед Документом задачи. Очередность заявленных в Документе тем определяет приоритеты отношения к различным общественным институциям, в том числе к самому обществу и государству. В адресате Документа формализуется богословское осмысление места и роли, как самого общества; так и отдельного человека в жизни религиозных организаций.

5. Социальные доктрины, принятые религиозными организациями с целью сформулировать ответ на общие вызовы современного общества, по сути являются регламентированным выразителем собственных богословских установок в форме социальной деятельности, а отсюда они реализуют и обосновывают, в первую очередь, религиозно-философскую идею своей традиции и лишь затем создают платформу для выстраивания межинституционального диалога.

6. Аксиологическая и социально-культурная* ценность социальных категорий, в частности, труда - определяется социальными доктринами конфессий с точки зрения социального идеала, определенного их собственным богословием, без учета ее (<категории) общественной значимости. С точки зрения христианских конфессий, таким идеалом является учение о Царстве Божием, с точки зрения иудеев - учение об избранности, с точки зрения мусульман - о справедливости.

7. Социальные доктрины религиозных объединений заявляют/декларируют о своей готовности: давать оценки социально-политическим процессам, происходящим в обществе и государстве с богословской точки зрения, а не с точки зрения политической конъюнктуры (как это у Общества) или управления общественными отношениями (как у Государства); предлагать личности и обществу модель-образец отношения к общественно значимым понятиям и категориям, а также регламентируют действия своих структур как институциализированных форм религиозно-культовых систем (приходов, умм, синагог), аккуратно вплетая/вписывая объемы разработанных категорий и понятий в объем существующих общественно-значимых понятий.

Теоретическая и практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы: во-первых, для дальнейшего исследования процесса обновления, переживаемого современными мировыми религиями; во-вторых, для изучения социального служения и его роли в становлении правового государства и гражданского общества по принципам справедливости, солидарности, милосердия, значимости каждого человека; в-третьих, в преподавании лекционных курсов по религиоведению, философской антропологии, социальной философии в государственных и духовных учебных заведениях; в-четвертых, средствами массовой, информации, влияющими на формирование общественного мнения, отношения к происходящим в обществе социальным изменениям.

Кроме этого, материалы диссертации могут быть приняты во внимание представителями властных структур в осуществлении политики взаимодействия с религиозными организациями, отвечающей современным требованиям и способствующей решению проблем, стоящих перед нашим обществом.

Апробация полученных результатов. Результаты исследования нашли отражение в выступлениях на следующих научных конференциях: «Ислам - религия мира» (Грозный, май 2010); «Религии России: проблемы социального служения» (Нижний Новгород, октябрь 2010г.); Социальное учение Церкви и современность (Орел, май 2011г.).

Основные результаты исследования отражены в публикациях общим объемом 9,6 п.л.

Диссертация обсуждена на заседании кафедры государственно-конфессиональных отношений Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации и рекомендована к защите.

Структура и объем диссертации определены ее целями и задачами. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, приложения и библиографического списка, включающего 196 наименований. Общий объем диссертации составляет 209 страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», Ананьев, Эдуард Валерьевич

Заключение.

1. Особенностью вероисповедной политики российского государства советского периода была его тесная связь с коммунистической идеологией и программными установками Коммунистической партии. В связи с этим отношение светской власти к религии и ее носителям в советский период оставалось неизменно негативным. В свою очередь, целью религиозных организаций на протяжении этого времени было преимущественно «выживание» в- условиях тоталитарного режима. Появление религиозных социальных доктрин обусловлено теми процессами, которые проходили' в российском обществе в конце 90-х и начале 2000-х гг. и характеризовались изменением отношения общества к религии и религиозным объединениям. Многообразное воздействие религиозных институтов на разные сферы личной и общественной жизни, на поведенческие нормативы людей привело к необходимости официального декларирования основных принципов этих отношений, а со стороны государства к формулированию политики (основ) государственно-религиозных отношений.

2. Все социальные доктрины российских религиозных объединений, с одной стороны, преследуют единую и общую цель - сформулировать ответ на социально-значимые вопросы современного общества, продемонстрировать собственное участие и духовную поддержку обществу, с другой - продемонстрировать индивидуальность своих взглядов, сформированную конфессиональным богословием, а также обособленным пониманием своей роли в социальной деятельности и своего места в современном обществе.

3. Религиозная социальная доктрина определяется как документ, на институциональном уровне регламентирующий отношение религиозной традиции к обществу, государству, иным религиозным традициям, мировому сообществу; формализуя свое отношение к социально значимым понятиям, выражает идеологию этих отношений, в то время как стратегия и практика взаимодействия с этими институциями определяются вероучением и сложившимися обычаями.

4. Организационная структура социальной доктрины вытекает из стоящей перед Документом задачи. Очередность заявленных в Документе тем определяет приоритеты отношения-к различным общественным институциям, в том числе к самому обществу и государству. В адресате Документа формализуется богословское осмысление места и роли, как самого общества, так и отдельного человека в жизни религиозных организаций.

5. Социальные доктрины, принятые религиозными организациями с целью сформулировать ответ на общие вызовы современного общества, по сути являются регламентированным выразителем собственных богословских установок в форме социальной деятельности, а отсюда они реализуют и обосновывают, в первую очередь, религиозно-философскую идею своей традиции и лишь затем создают платформу для' выстраивания межинституционального диалога.

6. Аксиологическая и социально-культурная ценность социальных категорий, в частности, труда - определяется социальными доктринами конфессий с точки зрения социального идеала, определенного их собственным богословием, без учета ее (категории) общественной значимости. С точки зрения христианских конфессий, таким идеалом является учение о Царстве Божием, с точки зрения иудеев - учение об избранности, с точки зрения мусульман - о справедливости.

7. Социальные доктрины религиозных объединений заявляют/декларируют о своей готовности: давать оценки социально-политическим процессам, происходящим в обществе и государстве с богословской точки зрения, а не с точки зрения политической конъюнктуры (как это у Общества) или управления общественными отношениями (как у Государства); предлагать личности и обществу модель-образец отношения к общественно значимым понятиям и категориям, а также регламентируют действия своих структур как институциализированных форм религиозно-культовых систем (приходов, у мм, синагог), аккуратно вплетая/вписывая объемы разработанных категорий и понятий в объем существующих общественно-значимых понятий.

На основании результатов исследования и сделанных выводов сформулированы научные теоретические и практические рекомендации.

1. Рекомендуется продолжить исследовательскую работу по обозначенным в диссертации проблемам в следующих направлениях: а) изучение вопросов, связанных с аспектами осмысления роли социальной деятельности конфессий с точки зрения общества. б) изучение вопросов, связанных с осмыслением роли социальной деятельности с точки зрения государства.

2. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы в практической деятельности государственных учреждений, взаимодействующих с конфессиональными образованиями.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Ананьев, Эдуард Валерьевич, 2011 год

1. Г. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. М:: «Российское библейское общество», 2001. -т 1420 с.

2. Тора. Пятикнижье и Гафтарот / коммент. Й. Герц. Иерусалим: «Гешарим», 2007.- 1456 с.3; Священный Коран; / Пер. с арабского Кулиевой Эльмиры. Королевство Саудовская Аравия. Медина: «Комплекс имени короля Фахда» 2002. 1070 с.

3. Постановления * и рекомендации Совета исламской академии * правоведения (ФИКХА) / Пер. с арабского Муртазина М.Ф. М.: «Ладомир», 2003. — 278 с.5. ас-Суюты Дж. Аль-джами' ас-сагыр Малый сборник. Бейрут: аль-Кутуб аль-'ильмийя, 1990. 850 с.

4. Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 21. Ст.240.

5. Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верхового Совета СССР. 1990. №41. Ст. 813 .

6. Собрание узаконений РСФСР. 1918. № 18. Ст. 263.

7. Собрание узаконений РСФСР. 1922. № 19: Ст. 217.

8. Собрание узаконений РСФСР. 1929. № 35. Ст. 353.

9. Материалы Пленума ЦК КПСС. 19-21 сент. 1989г. М., 1989.

10. Законодательство о религиозных культах: (Сборник материалов и документов). М., 1971. С. 150- 160.

11. Независимая газета. 10 июня 1992 г.

12. Общая газета. 23-29 июля 1998 г.

13. Документы религиозных организаций:

14. Основы социальной концепции Русской православной церкви. М: Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП), 2008. -174 с.

15. Социальная позиция Протестантских Церквей России. М., 2009. 80 с.

16. Основные положения социальной программы российских мусульман. Ярославль: «ДИА-пресс», 2001. -43 с.

17. Основы социальной концепции иудаизма в России. М., 2002. 84 с.

18. Катехизис Католической Церкви. М.: «Истина и жизнь», 1998.- 758 с.

19. Компендиум социального учения Церкви / Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве. М.: «Пайолине», 2004. 623 с.1. Справочная литература:21 .АеанесянВ.В. Большая юридическая энциклопедия. М: «Эксмо», 2008 -688 с.

20. Астахова В.И. Политологический словарь. X.: «Прапор», 2008.- 199 с.

21. Баргагш А.Б. Большая юридическая энциклопедия. М.: «Книжный мир», 2010.-960 с.

22. Василенко JI.M. Краткий религиозно-философский словарь. М.: «Республика», 2009. 848 с.

23. Гайслер Н. Энциклопедия христианской апологетики. СПб.: «Библия для всех», 2004.- 1184 с.

24. Забияко А.П. Религиоведение. Энциклопедический словарь. М.: «Академический проект», 2006. 1256 с.

25. Ивин A.A. Философия. Энциклопедический словарь. М.: «Гардарика», 2006. 1072 с.

26. Осипов Г.В., Москвичев JI.H. Социологический словарь. М.: «Норма», 2008.-608 с.

27. Переверзев C.B. Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения. М.: «Олма-Пресс», 2001.-448 с.

28. Солодовников С.Ю. Большой энциклопедический словарь: философия, социология, религия. Минск: УП «Минская фабрика цветной печати», 2002. 1500 с.

29. Элуэлл У. Евангельский словарь библейского богословия. СПб.: «Библия для всех», 2000. 1232 с.

30. Миллард Э. Христианское богословие. СПб.: Библия для всех, 1999.-1088 с.1. Литература:

31. Абу-Дайе Айуб. Философские и религиозные основания справедливости в исламе // Глобализация и справедливость. М. «ACT», 2007. С. 31-51.

32. Али Ахмад Тариху. Фикри-Аль-Арабий, Аль-Исламий. Дамаск.: «Ар-рауда», 1997.-270 с.

33. Аль-Газали Идрис Абдуллах, имам. Гордость уммы. Основы духовности. // Уроки Имама аль- Газали. Диля, 2007. 192 с.

34. Алексий, патриарх Московский и всея Руси. Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на Архиерейском Соборе // Журнал Московской Патриархии. 2008. № 9. С. 18-45.

35. Агафанаип, митрополит Одесский и Измаильский. Патриарший визит в Украину: отвечая на вызовы времени. Доклад на международной конференции: состоявшейся 24.11.2009г. в Москве (см. интернет-ресурс: http://vww.mospat.ru/ru/2009/ll/24/news9493/).

36. Агапов М.Г., Бобров И.В. Протестантизм в Тюменском крае: История и современность. СПб.: «Изд-во С.-Петерб. ун-та», 2006. 221 с.

37. Аванесова Г.А. Роль православия в развитии отечественной культуры // Социал.-гуманит. знания. 2007. № 23. С. 52-67.

38. Адиль Оксюз. Священный Коран и Тора о наказании за убийство // Ислам о терроре и акциях террористов смертников. М.: «ФАИР», 2005. С. 157-173.

39. Антоненко С., Гавриляченко С. Домостроительство Божие и воинское служение // Родина. М., 2007. № 6. С. 119-123.

40. Асеев О.В. Протестантская этика и современное предпринимательство // Сборник научных работ: Материалы 5-ой научной конференции профессоров и преподавателей Ин-та экономки и предпринимательства. М., 2002. Вып. 5 С. 68-72.

41. Апрелева В.А. Сакральное и формирование понятий преступления и наказания // Юрид. Науки. 2007. № 2. С. 20-24.

42. Афанасьева В.В. Эсхатология иудаизма // Человек. История. Культура. 2005. №4. С. 73-77.

43. Барт К. Толкование посланий к Римлянам и к Филлипийцам. М.: ББИ, 2010.-190 с.

44. Бердяев H.A. Диалектика божественного и человеческого. М.: «ACT», 2007. 624 с.

45. Бердяев H.A. Русская идея. М.: «Азбука», 2008. 320 с.

46. Бердяев H.A. Философия свободного духа. М.: «ACT», 2006. 416 с.

47. Бердяев H.A. О назначении человека. М.: «ACT», 2006. 480 с.

48. Бестужев E.JI. Современное русское православие как политическая религия // Диалог, толерантность, образование: совместные действия Совета Европы « религиозных конфессий. К.: «Изд-во Казанского Государственного ун-та», 2006. С. 142-149.

49. Батурин С.П., Батурина Т.В. К вопросу о взаимоотношениях церкви, государства и общества в России // Культура как предмет комплексного исследования. Кемерово. 2005. С. 249-255.

50. Бачинин В.А. Национальная идея для России: выбор между византизмом, евангелизмом и секуляризмом. Ист. Очерки полит, теологии и культ, антропологии / Ассоциация христианских церквей «Союз христиан». СПб.: «Алетейя», 2005. 365 с.

51. Белова Т.П. Позиция русской православной церкви в отношении гражданского общества // Государство, общество, церковь в истории России XX века. Иваново, 2008. С. 43-50.

52. Бренер И.С. История Биробиджанской синагоги // Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке: история и современность. 2006. Вып. 1 (23). С. 108-120.

53. Будов A.M. Государственно-церковные отношения в гражданском обществе России // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. № 1 С. 55-61.

54. Блинков АЕ. Созидание Церкви. М.: (Альварес Паблишинг», 2006. -110 с;

55. Васильева О.Ю. Второй Ватиканский собор и русская православная церковь: решения и исторические последствия // Церковь в истории России. М., 2005. С. 75-80.

56. Васильева О.Ю. О церковном праве в новейший период истории Русской православной церкви // Религии мира: история и современность. М., 2004.1. С. 197-210.

57. Васъков Д.Н. Положение церкви, в системе общества и государства. // Государство, общество, церковь в истории России XX века. Ч. 2: Иваново; 2009. С. 23-26.

58. Вениамин (Новик), игумен. Христианское понимание прав человека // Религия, в-' современной системе международных отношений: Либерализм и традиционное самосознание.- СПб., 2007. С. 18-30.

59. Водянова Н.В. Трудовая этика православного менталитета и проблема самореализации личности // Православие* на Урале: исторический; аспект, актуальность развития и укрепления* письменности и культуры. Ч: 2. Челябинск, 2007. С. 149-153.

60. Василенко М.А. Особенности заключения брака по шариату и с точки рения христианской православной традиции // Вестник Владимирского юридического института. 2007. № 2. С. 251-254.

61. Вебер М: Протестантизм и капитализм // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М.: Аспект Пресс, 1996. С. 596-622.

62. Ворнелъ. А. Еврейская энциклопедия: свод знаний о еврействе и его культуре в прошлом и настоящем. М.: «Терра», 1991. 960 с.

63. Гайнутдин Р. Ислам в современной России. М.: «ФАИР-ПРЕСС», 2004. -С. 15-70.

64. Гарипов Я.З., Нуруллина Р.В. Социальные и этноконфессиональные установки мусульманской молодежи // Человек. 2009. № 1. С. 42-48.

65. Гончаров ЮМ Религиозная жизнь евреев Западной Сибири в XIX XX веках // Сибирь на перекрестье мировых релип ш. Новосибирск, 2006. С. 208-211.

66. Голубинский Ф.А. Премудрость и благость Божия. М.: «Издательство П.П. Сойкина», 1900. 105 с.

67. Дмитриева Л.М., Костылева Т.А. Социальное служение религиозных организаций. М.: «Наука», 2006. 322 с.

68. Дивногорцева С.Ю. Религиозно-нравственное воспитание как внутренняя потребность личности // ХУПГ Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. М., 2008. Т. 2. С. 145-158.

69. Догерти Б. Созидая крепкие браки и семьи. СПб.: «Библейский взгляд», 1999.- 187 с.

70. Дышкант В.В. Жизнь в России: что об этом говорят религиозные лидеры. Сборник интервью. М.: «Философская книга», 2006. 240с.

71. Дурнова С.И. Мораль и религия в духовной жизни общества // П.О.И.С.К. 2007. №3. С. 78-87.

72. Евланникова И.В. Понимание личности в православной и философской антропологиях // Социальная структура и социальные процессы в современном обществе. Вып. 2. Новочеркасск, 2007. С. 87-95.

73. Ефименко М.Н. Ислам и политика» // Ислам как духовная традиция и» фактор современных общественных отношений. Оренбург, 2008. С. 6-14.

74. Жшъсон Э. Философия в средние века. М.: «Республика», 2010. 680с.

75. Жшъсон Э. Томизм. Введение в'философию св. Фомы> Аквинского / пер. Галины Вдовиной. М.: «Университетская книга», 1999.-210 с.

76. Зеньковский С.А. Русское старообрядчество: духовные движения семнадцатого века. Репринтное воспроизведение. М.: «Церковь», 1995.528 с.

77. Златоуст Иоанн. О христианском браке и обязанностях мужа и жены. Калининград: «Янтарный сказ», 2001. 171 с.

78. Зубакова Н. С. Труд как ценность в протестантском вероучении // Человек и его ценности в современном мире: III Международная научно-практическая конференция, 6-8 июня 2008 г. 4.1. Чита, 2008. С. 91-95.

79. Иваненко С.И. Основные религиозные центры современной России. М.:

80. Научная книга», 2004. 205 с.i

81. Иларион (Алфеев), арх. Патриарх Кирилл. Жизнь и миросозерцание. М.: «Эксмо», 2009.- 180 с.

82. Иоанн Павел II. Теория нравственности. Сочинения в 2 т. Т. 2. М.: «Издательство Францисканцев», 2003. 480 с.

83. Казибердов А.П., Муталнбов С.А. Абу Наср-аль-Фараби. Исследования и переводы. М.: «Гранд», 1986. 156 с.

84. Кальвин Ж. Наставление в Христианской вере. Книга 3. Т. 2 / Перевод с французского Бакулова А.Д. М.: «РГГУ», 1999.-705 с.

85. Кёстенбергер А., Джонс Д. Бог. Брак и семья: Как восстановить библейские основы / Пер. с англ. СПб.: «Библия для всех», 2009. 431 с.

86. Костомаров Н.И. история раскола у раскольников // Собрание сочинений. Т. 12. СПб.: «Изд-во П.П. Сойкина», 1905.-350 с.

87. Калъвез Ж.И. Глобализация и Церковь // Полис. 2008. № 2. С. 61-67.

88. Каримова JI.A. Второй Ватиканский собор и формирование современной социальной доктрины католической церкви // Научные труды Московского педагогического государственного университета. М.: «Наука» 2005. С. 321-326.

89. Каргина КГ. О динамике развития христианских конфессий // Социологические исследования 1998. № б С. 111-118.

90. Керимов Г.М. Шариат: Закон жизни мусульман. Ответ Шариата на проблемы современности. С.Пб.: «Диля», 2007. С. 130-146.

91. Керимов Г.М. Ислам: семья и брак // Государство, религия; Церковь в России и за рубежом. № 2. М.: Изд-во РАГС, 2010. С. 244-251.

92. Кисель В: Л. Ноософия:'Государство как явление, определение с позиции общей логики бытия. // Вестник Российского философского общества. 2003. № 1. С. 39-46.

93. Кирилл митрополит. Православие и образование // Полис. 2008. № 2. С. 6-12.

94. Кирилл митрополит. Творчество и свобода // Церковь и время. 2007. № 3. С. 5-11.

95. Кирилл митрополит. Богатство и бедность: исторические вызовы России // Церковь и время. 2007. № 2. С. 5-16.

96. Kpeoiceeoe B.C. Общество, государство и церковь в современной России // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 2007. № 5. С. 27-55.

97. Круглова Г. А. Свобода в западном и восточном христианстве (Сравнительный анализ философского и богословского понимания) // Вестн. Ленингр. Гос. Ун-та. Сер.: Философия. 2007. № 4. С. 7-17.

98. Коваль Т.Е. Христианская этика- труда: Православие, Католицизм, Протестантизм. (Опыт сравнительного анализа) // Общественные науки и современность. 1994. № 6. С. 55-66.

99. Костылева Т.А. Социальное служение в контексте социальных доктрин иудаизма и ислама // Омский научный вестник. 2008. № 2. С. 71-79.

100. Коротаев A.B. «Русский крест»: факторы, механизмы и пути преодоления демографического кризиса в России. М: «Логос»,2006.- 180 с.

101. Кудрявцев А. И. и Пинкевич В.К. Государственная политика в отношении религии и религиозных объединений в советский период // Вероисповедная, политика Российского государства: Учебное пособие / отв. ред. Шахов М.О. М.: РАГС, 2003. С. 17-58.

102. Кырлежев А.И. Взаимоотношение концепции прав человека и религиозных ценностей // Церковь и время. 2006. № 4. С. 25-34.

103. Jlay И. М. рае. Практика иудаизма: в свете устной Торы. Израиль, Масада, 1991.-240 с.

104. Лейбович Й. Иудаизм: Еврейский народ и государство Израиль. Иерусалим, 1975: 132 с.

105. Лопаткш P.A. Конфессиональный портрет России: к характеристике современной религиозной-ситуации // Вероисповедная политика-Российского государства / отв. ред. Шахов М.О: М.: РАГС, 2003. С. 59-76.

106. Лосский Н.О. История русской' философии. М.: «Академический-проект», 2007. 551 с.

107. Лютер М. Избранные произведения. СПб.: «Андреев и согласие», 1994. 427 с.

108. Макаева Г.З. О некоторых особенностях этики Ислама- // Вестник Башкирского университета. 2008. № 4. С. 1062-1064.

109. Мартен А. Католичество и Россия // Континент. 2006. № 127. С. 329-379.

110. Мирошникова Е.М. Кооперационная модель государственно-церковных отношений: опыт и проблемы. М.; Тула, 2007 110 с.

111. Мчедлов М.П. Католицизм. М: «Политиздат», 1970 130 с.

112. Мчедлов М.П. Религиоведческие очерки. М: «Научная книга», 2005.-445 с.118: Нарочницкая H.A. Россия и русские в мировой истории. М.: «Международные отношения». 2005. 536 с.

113. Неретина С. Аврелий Августин. Антология средневековой мысли. Теология и философия европейского Средневековья. М.: «Изд-во Русского Христианского Гуманитарного Института», 2001. 560 с.

114. Недзелюк Т.Г. структуры римско-католической церкви в Сибири как один из институтов формирующегося гражданского общества на рубеже XIX XX вв. // Неверовские чтения. Барнаул, 2007. С. 318-326:

115. Немгрв A.B. Алкогольная смертность в России 1980-90-е гг. М.: «NALEX», 2001. 60 с.

116. Немцов A.B. Алкогольный урон регионов России. М.: «NALEX»., 2003 -178 с.

117. Несмелое В. И. Метафизика жизни и христианское откровение. Казань: «Заря-ТАН», 1994 154 с.

118. Новиков Андрей, протоирей. Единство русской цивилизации и единство русской православной церкви (См. интернет-ресурс: http://yarcenter.ru/content/view/26334/78/).

119. Николин А. Церковь и государство. М.: «Слово», 1999. 540 с.

120. Овсиенко Ф.Г. Католицизм: Учебное пособие. М. РАГС., 2005.-314 с.

121. Одинцов М.И. Русская православная церковь в XX веке: история, взаимоотношения с государством и обществом // Центр духов, наследия. М.: «Изд-во Российского объединения исследователей религии», 2002 192 с.

122. Одинцов М.И. Вероисповедные реформы в Советском Союзе и в России: 1985 1997 гг. М.: «Изд-во Российского объединения исследователей религии», 2010. - 120 с.

123. Осипова JI.B. Религиозные объединения как институт гражданского общества в России // Федерация. 2007. № 7. С. 21-27.

124. Павлов В.Г. баптисты: церковь и государство. М.: «Логос», 2004.- 159 с.

125. Парилов О.Н. Основанный на православии органический консерватизм как модель развития России // Будущее религии: из настоящего в грядущее. Н. Новгород, 2008. С. 185-190.

126. Панкратов И.Е. Церковь и государство в социальной доктрине Русской Православной Церкви // Вестник Нижегородского университета. 2002. № 1. С. 147-152.

127. Панарж A.C. Философия Истории М.:<гГардарики», 2003. 432 с.

128. Полонский П. Введение в философию иудаизма. Тель-Авив: «Маханаим», 2009.-261 с.

129. Перцева И.В. Понятие социального служения Русской Православной Церкви // XVII Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. М., 2007. Т. 2. С. 238-244.

130. Переверзев C.B. Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения. М.: «Олма-Пресс», 2001.-410 с.

131. Принс Д. Основы учения Христова. СПб.: «Новый Завет», 1999. 540 с.

132. Покровский H.A. Основные проблемы гражданского права // Религия и Право. 2008. № 2. С. 22-27.

133. Прозоров С.М. Ислам как идеологическая система / РАН. С.Пб. фил. Инта востоковедения. М.: «Вост. Лит. РАН», 2004. — 230 с.

134. Пчелинцев A.B. Право на свободу совести в социальных концепциях религиозных объединений России // Религия и право. 2009.4. С. 4 12.

135. Ранер К. Основание веры. Введение в христианское богословие. М.: «ББИ», 2006: 662 с.

136. Ратик Эм< Иисус. Точка соприкосновения и предмет разногласий между христианами и мусульманами. Уфа.: «Сандал», 2005: 190 с.

137. Рашкова Р. Т. Католицизм. СПб.: «Питер», 2007. 239 с.

138. Родионова Н.М. Русская православная церковь и политика: (К выходу «Социальной концепции РПЦ») // Россия в контексте мировой истории. 2003. № 2. С. 93-97.

139. Розенбаум Ю.А. Советское государство и церковь. М.: «Знание», 1985. 180 с.

140. Ротенфельд Ю. Иудаизм: от стратегии консолидации к стратегии развития- // Материалы Седьмой Ежегодной Международной. Междисциплинарной конференции по иудаике. М., 2000.42. С. 194-199.

141. Рудкевич Е.Ю. Размышления о соотношении, протестантской и православной хозяйственной этики // Культурное наследие России: универсум религиозной философии. Уфа: «Сандал», 2004. С. 95-97.

142. Савва В. Московские цари и византийские басилевсы: к вопросу о влиянии Византии на образование идеи царской власти Московских государей^ Харьков, 1901 140 с.

143. Сикияйнен Л. Исламская политико-правовая культура и демократизация в мусульманском мире: конфликт или совместимость? // Религия и конфликт. М.: «ФАИР», 2007. С. 85-106.

144. Ситников А. Политика и религия // Свобод, мысль. 2007. №5. С. 81-87.

145. Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания. Т.2. Протестантизм / Отв. ред. Бурдо М., Филатов С.Б. М.: «Логос», 2003.-480 с.

146. Соловьев В. Россия и вселенская церковь. Минск: «Литера», 1997. 260 с.

147. Семенов Тян-Шанский А.П. Православный катехизис. М.: «ДарЪ», 2005. -288 с.

148. Савинов A.A. Иудаизм от А до Я. М.: «ACT», 2008. 288 с.11

149. Соломон Н. Иудаизм. Краткое введение. М.: «Астрель»,2009.- 160с.I

150. Татлы А. Земная жизнь и ее блага с точки зрения ислама: пер. с тур. 2-е изд. М.: «САД», 2009. 319 с.

151. Телушкин Й, рае. Еврейский мир. М.: «Лехаим», 1992. 240 с.

152. Телушкин Й, рае. Важнейшие знания о еврейском народе, его история и религия. М.: «Мосты культуры»; Иерусалим: Изд-во «Гешарим», 2005. 591 с.

153. Трубецкой. E.H. Смысл жизни. М.: «ACT», 2003. 400 с.

154. Тихменева В.А. Роль СМИ в защите нравственности и норм, общественной жизни // Религиозное и светское образование: традиции и современность: сб. докл. VII Рождественских образоват. чтений, 9 февр. 2007г. Магадан. 2008. С. 29-36.

155. Филарет (Булеков) игумен. Эволюция понятия прав человека: поиск диалога// Церковь и время. 2006. № 4. С. 15-24.

156. Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Вильнюс: «Ивантис» 1991. 600 с.

157. Фролов И.Т. Западная религиозная философия. М.: «Наука», 1998. 416 с.

158. Хантер Дж. Церковь для невоцерковленных / перевод с англ. И. Клементьевой. М.: «Благая весть», 2001. 48 с.

159. Халтурина Д.А., Коротаев A.B. Русский крест: факторы, механизмы и пути преодоления демографического кризиса в России. М.: «Наука», 2006 132 с.

160. Хеффнер Й., кардинал. Христианское социальное учение. М.: «Пайолине», 2001. 288 с.

161. Холмогоров Е. Застенчивая иерократия // Отечественные записки. 2001. №1 С. 13-24.

162. Хомяков A.C. Несколько слов. По поводу одного окружного послания. М.: «Директмедиа Паблишинг», 2002. 230 с.

163. Хопко Ф., протоирей. Основы Православия. М.: «Православное слово», 2006.-334 с.

164. Хутуев И.Х. Мусульманское право в современных условиях // Вестник Саратовской государственной академии права. 2008. № 4. С. 230-232.

165. Цвингли У. Богословские труды. М.: «Икар», 2005. 556 с.

166. Усольцев С.А. Идея предтечи- в контексте развития древнеиудейского» миссианизма // Философия, религия, и культура стран Востока: Четвертые Торчиновские чтения. СПб., 2007. С. 93-99.

167. Уоррен Р: Целеустремленная церковь / перевод с англ. О. Лукмановой. H.H.: «Агапэ», 2003. 400 с.

168. Фарбер 3. Еврей кто он? Национальное и религиозное определение еврейства / Сост.: Фарбер 3. М.: «Мосты культуры»; Иерусалим: «Гешарим», 2007.-511 с.

169. Федоров В.А. Русская православная церковь и государство. Синодальный период 1700 1917гг. М.: «Церковь», 2003.-230 с.

170. Чапнин C.B. Церковь и масс-медиа: особенности коммуникации в современном мире // Церковь и время. 2008. №1(42). С. 27-39.

171. Черняев А. Патриархальная идеология. Вчитываясь в слова Предстоятеля РПЦ. (См. интернет-ресурс: http: //www.religare.ru /283067. html).

172. Шахов М.О. Вероисповедная политика Российского государства: Учебное пособие. М.: РАГС, 2003. 207 с.

173. Шахов М.О. Старообрядчество, общество, государство. М., РАГС. 1998. 120 с.

174. Шохин В.К. Иудаизм как «контрапозиция» христианству // Философия религии: Альманах 2006 2007. С. 467-495.

175. Шпидлик Т. Русская идея: иное видение человека / Перевод с франц. Вл. Зелинского, Н. Костомаровой. СПб.: «Ииздательство Олега Абышко», 2006. 464 с.

176. Шнеерсон ММ. Уроки Торы. Т.З / Пер. с англ., идиш., ивр., под ред. Горина Б.; сост.: Таубер Я., Рабейко И. М.: «Лехаим», 2004.-415 с.

177. Эзра ибн Авраам. Комментарий на книгу Бытия / пер. со ср.-век. иврита С.Г. Парижского // Классические библейские комментарии: Книга Бытия: Сб. пер. с древнеевр., арам, и средневекового иврита. М.: «Олимп», 2010. 320 с.

178. Экман У. Доктрины. М.: «Слово жизни», 1996. 273 с.

179. Яблоков И.Н. Религиоведение: Уч. пособ. и учебн. словарь-минимум по религиоведению. М.: «Гардарика», 1998. 570 с.

180. Rasa'il al-Kindi / ed. by M. Abu Ridah. V. 1-2. Cairo, 1950. 155 p. (в рус. пер. см.: Избр. произв. мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока / сост. Филимонов Э.Г. М.: «Просвещение», 1961 -410 с.)1. Диссертации:

181. Захаръяев Г.Р. Хасидизм: социально-исторический и религиозно-философские аспекты: Дисс. канд. филос. наук. М., 2006. 151 с.

182. Жданов A.A. Вопросы войны и мира в современной христианской идеологии: Дисс. . канд. филос. наук. Л., 1986. 130 с.

183. Ибрагимов P.P. Государственно-конфессиональные отношения в Татарстане в 1940-1980 гг.: Дисс. . канд. филос. наук. Казань, 2004. 225 с.

184. Круглова Г.А. Христианская глобалистика: генезис и эволюция: Дисс . д-ра филос. наук. СПб., 2008. 170 с.

185. Костылева Т.А. Социальное служение религиозных организаций: Дисс . канд. филос. наук. Омск, 2006. 167 с.

186. Третьяков A.B. Политико-правовые отношения Российского государства и Русской Православной Церкви: дисс. . канд. ист. наук. М., 2004.-234 с.

187. Шмидт В.В, Патриарх Никон и его наследие в контексте Русской истории, культуры и мысли: опыт демифологизации: Дисс. . д-ра филос. наук. М., 2007. 288 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.