Перспективы консервативной доктрины в политическом пространстве России тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.02, кандидат политических наук Мюллер, Дмитрий Георгиевич

  • Мюллер, Дмитрий Георгиевич
  • кандидат политических науккандидат политических наук
  • 2004, КазаньКазань
  • Специальность ВАК РФ23.00.02
  • Количество страниц 148
Мюллер, Дмитрий Георгиевич. Перспективы консервативной доктрины в политическом пространстве России: дис. кандидат политических наук: 23.00.02 - Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии. Казань. 2004. 148 с.

Оглавление диссертации кандидат политических наук Мюллер, Дмитрий Георгиевич

Оглавление

Введение

Глава

Эволюция, опыт практического применения и тенденции

развития консервативной доктрины

§1. Становление доктрины и основные постулаты консерватизма

§2. Идейные основы неоконсерватизма

§3. Особенности консервативной политики в западных странах

Глава

Консерватизм в политическом пространстве современной России

§1. Консерватизм в истории российской политической мысли

§2. Консерватизм в политической мысли и политической практике постсоветской России

§3. Опыт и тенденции российского консерватизма

Заключение

Литература

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Перспективы консервативной доктрины в политическом пространстве России»

Введение

Сегодня, в начале нового тысячелетия, российское государство и общество стоят перед непростой задачей сохранения, развития и укрепления России, преодоления кризисных явлений и упрочения позиции нашей страны в быстро меняющемся мире. Ускоряющиеся темпы научно-технического прогресса, глобализация, революция в области информатизации и все те проблемы, с которыми сталкивается сегодня человечество, непосредственным образом затрагивают и Россию, одно из крупнейших государств на планете.

Полтора десятилетия, прошедшие после распада СССР, стали для России временем поиска путей строительства государства со здоровым обществом и сильной экономикой. В девяностые годы общество перенесло целый ряд экспериментов, имевших своей целью скорейшее достижение светлого капиталистического будущего. Однако реформирование, осуществлявшееся революционными по сути методами шоковой терапии, привело к тому, что к началу 2000-х годов Россия оказалась на пороге необратимых процессов распада всех отраслей хозяйства, разложения государственного аппарата, деградации системы национальной безопасности. Кризис, в котором находится наше государство, охватывает не только экономическую и в целом хозяйственную сферы, но и сферу морально-нравственного здоровья российского народа. Идейный вакуум, ставший результатом быстрого разочарования в «либеральном эксперименте» первой половины 1990-х, ведет к деградации и маргинализации общественного сознания и не может быть нормальным его состоянием.

Консервация нынешнего состояния недопустима - ускоряющиеся темпы технического и социального прогресса настоятельно требуют такой политической идеологии, которая будет способна обеспечить модернизацию всего российского общества. Без осознания этого положения Россия рискует превратиться в сырьевой придаток ведущих мировых держав.

Актуальность темы исследования. В то время, как в России на протяжении 70 лет происходило строительство социалистического государства, страны Запада развивались по другому пути, обусловленному в значительной степени особенностями индустриального и постиндустриального периода развития современной западной цивилизации. Слова «консерватизм», «консерватор» и «консервативный» прочно вошли в обиход даже на обыденном уровне. Политический консерватизм является неотъемлемой составляющей политической жизни в любом государстве.

Говоря о политическом консерватизме в широком смысле надо отметить, что со времени своего оформления на рубеже ХУШ-Х1Х веков и до настоящего времени он является важным элементом, обеспечивающим политическое, экономическое и духовное развитие стран Запада, несмотря на то, что по определению он противостоит изменениям. В XX веке консерватизм претерпел значительные трансформации вместе с другими политическими теориями.

Основным идейным оппонентом консерватизма традиционно служит либерализм, который также претерпел значительные изменения под влиянием практического применения в условиях быстрых темпов социального прогресса и НТР. Результатом идейного соревнования и взаимовлияния консервативных и либеральных идей наряду с неолиберализмом стал неоконсерватизм, обеспечивший условия для усиленного развития многих стран Запада в последние два десятилетия XX века. С неоконсерватизмом связан важный этап в эволюции системы экономических, политических и духовных отношений современного постиндустриального общества. Практическое утверждение этих новых отношений продемонстрировало высокие адаптационные способности капитализма, наличие неиспользованных резервов его саморазвития и совершенствования. Сегодня Россия включена в мировые хозяйственно-экономические отношения, находится в процессе интенсивного информационного обмена со всеми остальными странами мира и, таким образом, является частью мирового общественно-политического, экономического

и духовного процесса. Поэтому явления, которые переживают ведущие мировые державы в процессе своего развития, неизбежно оказывают самое непосредственное влияние на Россию.

Актуализация темы связана также и с поиском путей выхода современной России из кризиса. В 2000 году российская власть провозгласила обращение к политическому консерватизму, как одному из рычагов вывода страны из кризисной ситуации. Рост этого интереса обусловил формирование партии власти «Единая Россия» и обращение ее к опыту практического применения консервативной доктрины. В настоящее время власть декларирует консерватизм как один из столпов создаваемой современной российской национальной идеи. Именно поэтому научное исследование, осмысление и критический анализ опыта практического применения консерватизма в странах Запада и его перспектив в современной России являются сегодня актуальными.

Степень научной разработанности темы. Исследованию политического консерватизма в отечественной и зарубежной науке посвящено значительное количество работ как отечественных, так и зарубежных авторов. Консерватизм стал объектом внимания не только политологии, но и исторической науки, философии, социологии.

В современной политической и философской науке существуют три основных подхода к определению политического консерватизма: ценностный, ситуационный и конкретно-исторический.

Сторонники ценностного подхода - Д.Аллен, К.Ленк, Ф.Шталь (91, 94) видят в консерватизме неизменную идеологию, определяемую абсолютными ценностями, действительными всегда и во все времена. Ядром ценностей, составляющих идею консерватизма, Д.Аллен считает набор из таких ценностей, как отрицательное отношение к революции, приверженность идеям аристократии и монархии, клерикализм, неприятие промышленного прогресса и т.д. (91). В этом перечислении оказываются смешаны собственно ценности и принципы подхода к ситуации.

Ценностный подход к пониманию консерватизма не раз становился объектом критики, на том, например, основании, что понимание консерватизма как стиля жизни и мировоззрения приводит к противоречию: приверженцы консервативных партий отнюдь не всегда испытывают потребность в консервативном мышлении, а носители консервативного мировоззрения отнюдь не всегда оказываются сторонниками консервативных партий.

Сторонники ситуативного подхода к консерватизму - С.Хантингтон, Ф.Мейер и другие (104) определяют его как тенденцию к сохранению status quo. Как утверждает Хантингтон, являющийся одним из основоположников данного подхода, консервативная идеология возникла из определенной, повторяющейся исторической ситуации, в которой носители стабильной организации используют консервативную идеологию как защиту существующего порядка от изменений. Для ситуативного подхода характерно понимание консерватизма в контексте недоверия к индивидуальному человеческому разуму, предположения «божественной тактики» в истории, понимания порочности человеческой натуры и безусловного допущения социальной дифференциации. В данной ситуации суть консерватизма - рационализация существующих институтов в терминах истории, Бога, природы и человека.

Третьим подходом к рассмотрению политического консерватизма является конкретно-исторический подход, попытка понимания консерватизма, как явления Нового времени, вызванного к жизни необходимостью защиты существующих устоев от свежих веяний в европейской общественно-политической жизни. По мнению сторонников данного подхода (К.Маннхейм и др.), именно вследствие Великой французской революции в общественно-политической жизни развилась тенденция к поляризации мышления (42, 43).

Консерватизм во многом связан с понятием традиции и иногда понимается исследователями как традиционализм. М.Вебер определял традиционализм, как установку на повседневно привычное и веру в него, как в непрере-

каемую норму поведения (7). Похожим образом трактует традиционализм К.Маннхейм и ряд ученых, принявших терминологию последнего.

В целом для первых трех четвертей ушедшего столетия был характерен некоторый застой в развитии консервативной мысли. На рубеже 1960-70-х годов XX века западный консерватизм перешел в качественно иное состояние. Старый консерватизм тесно связывался с идеологией традиционализма как комплекса «святых истин» и принципов. Консерватизм трансформировался в тип исторической идеологии, призванной удерживать социально-политическую ситуацию в ее настоящей форме, сохранять и обеспечивать дальнейшую сохранность «рациональной культуры» и уберечь ее от потрясений. Современный западный консерватизм по существу оказывается одной из форм модернистской идеологии, перекликаясь с идеями М.Вебера, и значительно отличается от идей «консервативных романтиков». Смысл, который вкладывали в понятие консерватизма его автор, Ф.Де-Шатобриан, и один из главных прародителей, Э.Берк, теперь в значительной мере трансформировался.

Наиболее существенная трансформация политического консерватизма произошла в 1960-70-х годах и связана с появлением, становлением и практической реализацией новой политико-экономической доктрины - неоконсерватизма.

Несмотря на то, что в США традиционно считают родиной неоконсерватизма Соединенные Штаты, на наш взгляд, именно европейская научная мысль дала многое для формирования неоконсервативной идейной платформы.

Среди европейских теоретиков и исследователей неоконсерватизма нужно отметить Р.Крихбаумера, М.Грайфенхагена, Г.К.Кальтенбруннера, А.Гелена и других (99, 101, 102, 109, 110). Говоря об исследователях данной темы в США, прежде всего нужно назвать И.Кристола, Д. Белла, Н. Глейзера, И. Хоува, Н.Подгореца, Д.Мойнихена, А.Вольштеттера и др. Значительное влияние на современную американскую неоконсервативную мысль оказали

идеи Jleo Штраусса (117, 118). Говоря о современном американском неоконсерватизме, нужно отметить, что отличительной чертой современных американских аналитиков, особенно в годы правления Дж.Буша-младшего и республиканского большинства в конгрессе, является исследование вопросов текущего состояния и эволюции неоконсервативной доктрины через призму мессианской роли Соединенных Штатов и применительно именно к современному положению США в мире. Подобный подход практически оставляет вне зоны внимания исследование стран Европы и, таким образом, из анализа выпадают целые регионы.

Следует отметить, что для теоретического осмысления неоконсерватизма в рамках американской науки была свойственна следующая особенность: европейские аналитики в большей степени рассматривают ее в контексте неолиберализма, в то время как американские авторы чаще склонны считать неоконсерватизм отдельной теорией, которая возникла именно в США в ответ на кризис либерализма. На наш взгляд, эволюция неоконсерватизма шла как в Западной Европе, так и в США со своими особенностями, но в целом характер этой эволюции определялся закономерностями развития постиндустриальных капиталистических государств. Вместе с тем, представляется необходимым по прошествии полутора десятилетий после «неоконсервативной волны» 1980-х подвести некоторые итоги этого периода. Также нужно оценить со стороны и политику современной республиканской администрации США, неоконсервативный характер которой подчеркивается современными западными исследователями.

В советской науке определения консерватизма носили практически всегда негативный характер. Понимание консерватизма строилось на основе трактовки данного понятия К. Марксом и Ф. Энгельсом: они рассматривали консерватизм как тенденцию к стабилизации, упрочению условий существования, вытесняемых с исторической арены общественных слоев.

Всплеск интереса к консерватизму на Западе в третьей четверти XX века не остался незамеченным советской политической наукой. Прежде всего,

хотелось бы отметить работы таких исследователей вопроса, как П.Ю.Рахшмир (30), К.С.Гаджиев (33), А.А.Галкин (7), С.П.Перегудов и др. Кроме того, в 1980-х годах Институтом Научной Информации по Общественным Наукам Академии Наук СССР был выпущен ряд сборников, посвященных исследованию «неоконсервативной волны» в странах Запада в 1980-е годы. Многие авторы в указанный период рассматривали предмет с позиций, определенных постулатами советской идеологии, неизменно подвергая критике события общественно-политической жизни на Западе. Однако эти работы и сегодня представляют немалый интерес при изучении проблем возникновения и практического воплощения неоконсервативных идей в западных странах. На наш взгляд, некоторые работы этого периода, особенно работы второй половины 1980-х годов, отличаются меньшей предвзятостью, что можно объяснить тем, что к тому моменту уровень идеологизированно-сти в отечественной науке был снижен.

С ростом интереса к консерватизму, появилось достаточное количество серьезных научных исследований по данной теме. Это работы, вышедшие в Пермском государственном университете, в том числе под редакцией П.Ю.Рахшмира (32), посвященные проблемам развития консервативной мысли за рубежом и в России в прошлом и настоящем. В 90-е годы вышел ряд исследований по истории консерватизма в России, в частности, работы Г.И.Мусихина (49, 50). По данной проблематике в 1999-2003 годах прошел ряд научных конференций 18). Кроме того, 1990-е годы ознаменовались и первыми попытками формирования «консервативных проектов» для России: например, В.А. Никоновым (54).

Всплеск интереса к истории и современности консерватизма вызвал обсуждение данной темы на страницах периодической печати - в том числе целый ряд публикаций вышел на страницах журнала «Полис: политические исследования» (исследования О.Подвинцева, С.Григорова, С.Алленова и др.) (2, 14, 60, 61). Указанные статьи посвящены рассмотрению широкого круга вопросов, связанных с изучением как теории консерватизма, так и его исто-

рии, в том числе в России. При анализе перечисленной выше литературы, прежде всего, обращает на себя внимание факт отсутствия идеологических ограничений, обращение к истории и современности консервативной мысли в России.

В 1999-2002 годах проявился интерес к изучению консерватизма со стороны некоторых политических партий, среди них нужно отметить партию «Единая Россия», при поддержке которой в 2001 году Московским Общественным Научным Фондом был выпущен сборник научных докладов «Новая консервативная альтернатива для России и россиян» (55).

При изучении проблемы нельзя обойти вниманием и публикации, размещенные в сети Интернет (в частности, сетевые ресурсы, которые поддерживаются американскими неконсервативными кругами).

Цель и задачи исследования. Целью данной работы является изучение эволюции неоконсервативной доктрины и практики на Западе и в России, определение тенденций развития консервативной политической доктрины и перспектив ее реализации в политическом пространстве России. Для достижения поставленной цели был определен ряд взаимосвязанных задач:

1. Выявить основные эволюционные изменения консервативной доктрины во второй половине XX века в странах Запада и дать их характеристику.

2. Определить эффективность практической реализации неоконсервативной политической доктрины в западных странах.

3. Изучить особенности развития консервативной политической мысли в России.

4. Определить концептуальные основы консервативной политической доктрины в современной России.

5. Изучить консервативную политическую практику в России и оценить ее результативность.

6. Разработать практические рекомендации по эффективному использованию консервативной доктрины в политической практике России.

Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования является консервативная политическая доктрина и практика в современном мире.

Предметом исследования являются основные тенденции в развитии консервативной теории и практики за рубежом и в России.

Теоретико-методологические основы исследования. В качестве теоретико-методологических основ диссертационного исследования использованы общенаучные методы социального познания: системный, сравнительный, исторический, логический.

Системный метод изучения политического консерватизма позволил дать его характеристику как сложного многоуровневого феномена, основные постулаты которого выражаются в предпочтении существующих ценностей и порядков, преемственности, эволюции сложившихся государственных институтов и политических процедур.

Сравнительный метод использовался, главным образом, при выявлении -динамики консервативной доктрины, сопоставлении консервативной практики в различных странах и определении ее эффективности.

Исторический метод был важен с точки зрения понимания эволюции консервативной идеологии и политики, выявлении факторов, ее вызывающих и обуславливающих.

Использование указанных методов стало результативным благодаря логическому методу, без которого невозможно ни одно теоретическое исследование.

Научная новизна диссертационного исследования определяется как постановкой самой научной проблемы, так и полученными результатами и заключается в следующем: 1. Дана характеристика и оценка эволюционным изменениям консервативной доктрины и политической практики.

2. Определен потенциал политики консерватизма в западном мире и мера его реализации.

3. Выявлены основные элементы консервативной политической концепции для реализации в политической практике в России, прежде всего в политико-идеологической, экономической и социальной областях.

4. Разработаны практические рекомендации по использованию и повышению эффективности консервативной доктрины в российской политической практике.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Консервативная политическая доктрина представляет собой сложный многоуровневый феномен, включающий личностную, идеологическую и политико-практическую составляющие. Личностная составляющая представлена взглядами, воззрениями, моделями поведения отдельных людей и групп, образующих в совокупности консервативный тип сознания и поведения. Идеологическая составляющая включает консервативные теоретические постулаты и принципы, определяющие место человека в мире и способ его существования. Политико-практическая составляющая представлена набором методов и приемов, используемых в политической практике для реализации консервативной стратегии.

2. В современном своем состоянии консервативная доктрина, являющаяся результатом синтеза либеральной и классической консервативной теории, находится в постоянном развитии, обусловленном общим ходом общественно-политического прогресса. Синтез либеральной и консервативной доктрин прошел два основных этапа: на первом этапе, на рубеже 1960-70-х годов, вследствие комплексного социально-экономического кризиса в западных странах произошло сближение концептуальных основ консервативной и либеральной доктрин. В 1980-е - 1990-е годы с переходом общества к постиндустриальному этапу развития консерва-

тивная доктрина, сохранив ряд принципиальных отличительных черт, испытала значительное влияние либеральной доктрины, впитав ряд ее положений в части экономической и социальной составляющих.

3. Критерием состоятельности и жизнеспособности консервативной доктрины является ее успешное использование в политической практике в странах Запада на протяжении последней четверти века. В конце XX века практическое применение неоконсервативной доктрины позволило Великобритании, США и Германии во многом преодолеть тот кризис, в котором находились капиталистическое государство, общество и экономика в конце 1970-х годов и обеспечить высокие темпы экономического и социального развития.

4. В России консервативная мысль в своем развитии формировалась под влиянием ряда специфических факторов (обращение к православной религии, монархии, национальным традициям) и, в отличие от западной консервативной мысли, не всегда была непосредственной реакцией на общественные потрясения и перевороты, имея своей целью сохранение традиции и сложившегося политического и общественного уклада. Специфика развития отечественной консервативной мысли в XIX веке обуславливалась особенностями внутриполитической обстановки, прежде всего наличием абсолютной монархии, которая постоянно апеллировала к русской консервативной традиции в процессе формирования национальной идеологии. В этом заключается существенное отличие отечественного консервативного опыта от опыта большинства западных стран. Этим во многом обусловлено отсутствие четких консервативных политических традиций и, как следствие, отсутствие целостной консервативной доктрины в современной России.

5. Применительно к России прямое применение западного опыта реализации неоконсерватизма является некорректным, так как условия развития

общества и сам ход исторического развития страны на протяжении последних нескольких столетий во многом отличны от западных стран. В этой связи некритическое, простое соотнесение российского и западного опыта политико-социального развития не совсем правильно. В постсоветскую эпоху попытки шаблонного наложения западного консервативного опыта на практике оказались несостоятельны без учета специфических условий в политической и экономической сферах. Вместе с тем опыт западных стран может быть своеобразной точкой отсчета и представляет несомненную ценность для современного этапа развития российской политической практики.

6. В России консервативная политическая доктрина не сформирована как целостная система, которая может действительно стать эффективным инструментом для закрепления результатов постсоветского десятилетия. Таким образом, несмотря на то, что на практике существуют попытки внедрения отдельных элементов консервативной доктрины, пока нет четко сформированной единой консервативной доктрины и четко сформулированной концепции ее реализации в политической практике.

Научная и практическая значимость диссертации состоит в приращении знаний в области теоретического анализа процесса развития консервативной политической мысли и практики на Западе и в России, в выработке рекомендаций по повышению эффективности использования консервативного опыта при разработке политической стратегии России.

Выводы исследования могут быть использованы политическими партиями и движениями, а также органами государственной власти при разработке в рамках консерватизма концепций и программ, направленных на стабилизацию всех аспектов политического процесса в современной России. Материалы диссертационного исследования также могут быть полезны в

преподавательской работе при чтении специализированных курсов политического цикла.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы. Диссертация включает 142 печатных страницы и список использованных источников и литературы, включающий 122 наименования, в том числе 33 на иностранных языках.

Глава 1

Эволюция, опыт практического применения и тенденции развития консервативной доктрины

81. Становление доктрины и основные постулаты консерватизма

Консерватизм как система политических воззрений обязан своим появлением Великой Французской революции. Просвещение и революция во Франции стали причиной противодействия со стороны аристократии и духовенства. Сам термин «консерватизм» впервые был употреблен французским писателем Р. Шатобрианом, который в 1818 году стал издавать журнал «Консерватор».

Политический консерватизм как комплекс теоретико-мировоззренческих установок, оформившийся на рубеже XVIII-XIX веков с самого начала не был монолитен в плане взгляда мыслителей на историко-политический процесс. Консервативную традицию принято подразделять на виды по нескольким основаниям. Изначально среди консервативных традиций выделялись две - европейская и англо-американская. Европейская консервативная традиция в своем происхождении во многом являлась реакцией на события Великой Французской революции, как, впрочем и английская -уместно вспомнить, что крестным отцом консерватизма считается британец Эдмунд Берк. В то же время принципиальное значение для формирования и развития консервативной мысли имели идеи европейских мыслителей данной эпохи - Де Местра и Де Бональда.

Английский политический деятель, философ и публицист Эдмунд Берк (1729-1797) считается общепризнанным «пророком консерватизма». В 1790 году вышла в свет его книга «Размышления о революции во Франции» (92), в которой впервые были теоретически обоснованы и классифицированы основные ценности консерватизма. Среди важнейших Берк выделил следую-

щие: абсолютизация религиозных и духовных норм и принципов в политической деятельности; культ нравственности; незыблемый авторитет семьи, церкви, школы; культ традиций национальной культуры; патриотизм; приоритет государства над интересами отдельных групп и индивидов; сильное, иерархически выстроенное государство; конкретно-историческая обусловленность прав и свобод человека; прагматизм, здравый смысл, постепенность и осторожность в осуществлении перемен.

Похожие диссертационные работы по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», Мюллер, Дмитрий Георгиевич

Заключение

Прогресс в развитии политической консервативной доктрины во второй половине XX века ознаменовал качественно новый этап в развитии политической мысли в целом и консерватизма в частности. Становление и развитие неоконсервативной доктрины было обусловлено комплексом социально-экономических, политических и социально-психологических предпосылок, рожденных конфликтом между кейнсианской моделью развития капитализма и новыми требованиями времени к содержанию и направлению этого развития. Формирование и практическая реализация неоконсервативной политической доктрины ознаменовали качественное изменение в политическом, экономическом и социальном развитии постиндустриальных государств. Неоконсерватизм стал результатом синтеза установок классической консервативной доктрины с практическим опытом либерализма.

В 1970-е годы, время комплексного кризиса западного общества, консерваторы предложили перемены именно в тот момент, когда большинство избирателей желало перемен. При этом неоконсерватизм отличался от классического консерватизма тем, что из противника научно-технического прогресса он превратился в его сторонника. Антисциентизм стал идеей левых и либеральных сил. Неоконсерватизм в 1980-х годах оказался эффективной и взвешенной моделью развития капиталистического общества в условиях ускоряющейся НТР. Неоконсерваторы оказались способны корректировать политический курс и идейно-политическую программу, сделав ее приемлемой для широких слоев населения. Им удалось внести второе дыхание в традиционные ценности и идеалы буржуазного общества, исходя из того, что только обновленный и в идейном плане гибкий консерватизм может стабилизировать существующую систему. Именно поэтому неоконсерватизм часто называют новым либерализмом - консерваторы 1970-80-х годов действительно оказались не только критиками, но и наследниками либерализма и здесь нельзя не согласиться с Г.К.Кальтенбруннером, сказавшим о неоконсерваторам «.они консервативны, потому что они либеральны». Эти слова вполне применимы к неоконсерватизму и на современном этапе.

В 1980-х годах применение неоконсервативной доктрины на практике позволило Великобритании, США и Германии во многом преодолеть тот кризис, в котором находились капиталистическое государство, общество и экономика в конце 1970-х годов. Вместе с тем, противники неоконсерватизма, например Ф.Миттеран, на практике часто проводили политику, по сути имевшую много общего с положениями неоконсервативной доктрины. Результаты «консервативной волны» 1980-х годов проявили себя и в 1990-х годах, хотя они и не смогли предотвратить кризисов в политической и экономической сферах на Западе, а в США 8 лет пребывания у власти Б.Клинтона явили собой вполне успешную альтернативу неоконсервативной политике. В 1990-х годах дальнейшее ускорение темпов НТР, глобализация экономики и изменение политической карты мира, связанное, прежде всего, с распадом СССР, поставили мир перед новыми проблемами.

В настоящее время консервативная доктрина несомненно сохраняет свою актуальность и находится в процессе динамического развития, что хорошо можно проиллюстрировать на примере США. Неоконсерватизм является составной частью современной консервативной мысли и развитие последней происходит в тесном взаимодействии с другими направлениями политической мысли.

В России консервативная мысль в своем развитии формировалась под влиянием ряда специфических факторов (обращение к религии, монархии и т.д.) и, в отличие от западной консервативной мысли, не всегда была непосредственной реакцией на общественные потрясения и перевороты, имея своей целью сохранение традиции и сложившегося политического и общественного уклада. Традиционализм является важной чертой русской консервативной мысли и практики, нашедшей наиболее явное выражение в конце XIX века. При этом концепции русских консерваторов в это время отличались существенной долей утопизма. Революционные потрясения начала XX века и 70 лет советской власти прервали развитие русской консервативной традиции.

Перестройка второй половины восьмидесятых и распад Советского Союза в 1991 году обусловили ряд изменений в общественном сознании в России. Тяжелый экономический кризис, разочарование в новых, рыночных принципах функционирования экономики, деградация общественных нравов как следствие общественно-политических и экономических изменений во многом дискредитировали либерализм в глазах значительной части российского общества. При всем этом российский либерализм 1990-х годов при всей своей парадоксальности не мог не испытывать влияния значительного консервативного наследия советской эпохи в том, что касается сложившегося образа действий и менталитета политической элиты среднего звена, а по сути своей во многом был схож с «тетчеризмом» или «рейганомикой», однако результаты его применения оказались неудовлетворительными - не удалось ни построить стабильную экономику, ни сформировать четкую национальную идею.

Подобное положение обусловило рост интереса к консерватизму со стороны руководства страны в конце 1990-х - начале 2000-х годов. Современному российскому «государственному консерватизму» присущ ряд явных парадоксов. «Путинский неоконсерватизм» сконструирован и устремлен в будущее к тем формам государственной и общественной жизни, которых никогда еще не существовало. Необходимая правовая культура еще не существует в том виде, в каком она необходима сегодня. На сегодняшний день в России нет единого понимания консерватизма как доктрины, в том виде, в каком она нужна государству. Тем не менее, большинство определений и положений сходятся в том, что события в политической жизни страны последнего времени убедительно доказывают, что власть стремится к выработке четких ориентиров консервативного типа. Цели «консервативной модернизации» поставлены относительно четко. Кроме того, в той или иной мере, для успеха этой модернизации служит и некоторая социально-политическая база, создающаяся в российском обществе.

Критериями эффективности консервативной политической практики являются соответствие конкретных результатов поставленным целям - то есть стабилизация в политической, экономической и социальной сферах жизни общества. Эта стабилизация является ключевым условием роста и эффективности внутренней и внешней политики в меняющихся условиях. В этом смысле использование мирового опыта и в том числе наработок консервативной политической мысли представляется необходимым. Так как современная Россия включена в мировые хозяйственно-экономические отношения, использование неоконсервативной доктрины имеет хорошие перспективы при условии трезвого ее осмысления в соотнесении с комплексом исторических, экономических и политических традиций и особенностей развития страны.

Оценивая эффективность консервативной политической практики в современной России, нужно констатировать, что отнюдь не все то, что декларировалось в рамках консервативной альтернативы для России 4 года назад, достигнуто к настоящему времени. Правящая элита России в своём стремлении создать четкую концепцию развития страны и вывода ее из кризиса постаралась объединить в ней целый набор положений, свойственных разным теориям. В реальности, прежде всего в экономике, проявляется некоторое несоответствие декларируемой «неоконсервативной доктрины» и практических шагов правительства. Представляется более корректным говорить о наличии элементов консерватизма в идеологических установках того проекта российской национальной идеи, которая сегодня предлагается российскому обществу.

Консервативные ценности в современной России несомненно могут иметь положительное практическое применение как в политической практике, так и в сфере создания новой национальной идеи, которая будет способствовать формированию гражданского общества и правового государства.

Практическое применение элементов консервативной доктрины необходимо прежде всего в экономической сфере, а также в области консолидации и объединения российского общества на основе базовых, традиционных ценностей, что должно способствовать преодолению кризисных явлений и социальных пороков. Исследования данной области и разработка практических мер по использованию современной консервативной теории применительно к российским реалиям представляет собой поле для дальнейших научных исследований.

Список литературы диссертационного исследования кандидат политических наук Мюллер, Дмитрий Георгиевич, 2004 год

Литература

1. 100 вопросов - 100 ответов. Народная библиотека «Единой России» - М. -2003. - 105с.

2. Алленов С.Г. - Русские истоки немецкой «консервативной революции». Артур Меллер ван ден Брук. // Полис. - 2001.-№3 - с.123-139.

3. Антонау С.Н. - Об одной проблеме американского неокоснерватизма. // http://conservatism.samara.ni/artivcles/ artic/Antonau_ru.html

4. Белл Дениэл - Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования / Пер. с англ. Под. Ред. В.Л.Иноземцева. - М. -Academia, 1999. - 177 с.

5. Большая Советская Энциклопедия. Т.13. Гл. ред. А.М.Прохоров.- М.- Советская энциклопедия, 1973.

6. Большой Энциклопедический Словарь. Гл. ред. А.М.Прохоров.- М - Советская энциклопедия, 1989.

7. Вебер М. - Избранное. Образ общества: Пер. с нем. - М.: Юрист, 1994. -702с.

8. Вулф А. - Революция, которой не было // The New Republic 07/06/1999; http ://if.russ .ru/authors/vylf. html

9. Гайденко ПЛ., Давыдов Ю.Н. - История и рациональность: Социология М.Вебера и веберовский ренессанс. - М.: Политиздат, 1991. - 366 с.

Ю.Галкин A.A., Рахшмир П.Ю. Консерватизм в прошлом и настоящем. - М.: Наука, 1987.-242 с.

11 .Гарбузов В.Н. - Консерватизм: понятие и типология: Историогр. обзор // Полис: - 1995. - №4 - с.60 - 68.

12.Гатагова Л.С. - Империя: идентификация проблемы. - Исторические исследования в России. Тенденции последних лет. Сб. - М., 1996. - с. 332353.

13.Герасимов Г. - Румб Рамсфелда. Американский министр обороны в наступлении. // Новое время. - 2002. - №16, 15.04

14.Григоров С.Г. - Преодоление заданности (размышления о консерватизме) // Полис. - 2000.-№3 - с.31-40.

15.Гущин В. - Быть России имперской.// Независимая газета. - 1993. - № 57 от 23-VII.

16. Дегтярева М.И. - Загадочный Жозеф де Местр//Консерватизм: идея и люди/ Под. Ред. П.Ю.Рахшмира. - Пермь. Издателство Пермского ун-та, 1998. - С.51-64.

17.Жоспен сложил полномочия/Л\^гуу.(1ш.ги, 6 мая 2002г.

18.3агородников А.Н. - Либеральный консерватизм на Западе: истоки и перспективы./ Либеральный консерватизм: история и современность: материалы Всероссийской научной конференции. Ростов-на-Дону, 25-26 мая 2000 г. - Ростов-на-Дону - Ростовский Государственный Университет. -М. - РОССПЭН, 2001. - С. 371-380.

19.Иванян Э.А. Рональд Рейган - хроника жизни и времени. - М.: Мысль, 1991. -411с.

20.Идейная платформа клуба консервативных аналитиков, //www. tireus. ni/plat. html

21.Ильин И. А. - Собрание сочинений: в 10 т. Т. 6: Кн. 1. - М.: Русская книга, 1996. - 568 с.

22.Каган Р. - «США знают чего хотят, а Европа - нет». Немец Даниэль Кон-Бендит и американец Роберт Каган рассуждают о войне и мире. //

http :// inosmi. ru/translation/175278 .html

23.Казаков А.П., Карчевский П.А. Реферат-дайджест учебника: К. Маконелл, С. Брю «Экономикс: принципы, проблемы и политика» в 2 т. - М.: «Менеджер», 1993 - 176с.

24.Кива Л.П. - Сверхдержава, разорившая сама себя. // Международная жизнь. -1992. - №1 - с. 20-25.

25.Консервативное правительство Великобритании, идеология и внутренняя политика. Сб.обзоров/АН СССР, ИНИОН: отв. редактор Ю. А.Борко - М., 1985 - 159с.

26.Консерватизм в идейно-политической жизни США начала 80-х годов: Реф.сб./АН СССР, ИНИОН; Редкол.: К.Г.Бойко и др. - М.,1983.- 235с.

27.Консерватизм в политическом и духовном измерениях. Исследования по консерватизму, вып.2. Материалы международной научной конференции. Пермь 12-13 мая 1994 года./ Перм. Ун-т. - Пермь, 1995. - 124 с.

28.Консерватизм в США: прошлое и настоящее./Редкол.: Е.Ф.Языков (отв.ред,) и др. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 342с.

29.Консерватизм в ценностных ориентациях канадского общества: научно-аналитический обзор/ ИНИОН АН СССР; отв. ред. Л.Г. Меняйленко. - М., 1990. - 235с.

30.Консерватизм и цивилизационные вызовы современности / Под ред. П.Ю.Рахшмира. Пермь: Изд. Перм. ун-та, 2003. - 252с.

31 .Консерватизм как течение общественной мысли и фактор общественного развития: Материалы «круглого стола».// Полис. - 1995. - №4 - с.33-59

32.Консерватизм: идеи и люди. / Под. Ред. П.Ю.Рахшмира. - Пермь: Изда-телство Пермского ун-та, 1998. - 200с.

3.Консерватизм: современные интерпретации: научно-аналитический об-

34 3оР/АН СССР, ИНИОН; (К.С. Гаджиев). - М., ИНИОН, 1990. -50с.

• Костюк К.Н. - Русская Православная Церковь и общество: нравственное

35 ^0трудничесво или этический конфликт?//Полис. - 2002.-№1 - с. 105-117. •^отц Дэвид М. - Неолиберализм и экономическое развитие США в 90-е

■: 3g Проблемы теории и практики управления № 1 - 2003, С.24-37.

расильников В.А. Консерватизм - идеология прогресса?: Идеи прошлого

37 ^Развитие Запада II Свобод. Мысль. - 1992. - №9. - с.10-20.

редер A.A. Новейшая история. XX век. - М.: Центр гуманитарного образования, 1995. - 384с.

38.Кристол И. В конце II тысячелетия. Размышления о западной цивилизации. Статьи 1970-х - 1990-х годов. Редактор Рената Гальцева. Перевод Владимира Ошерова. М., ТОО "Полиграф", 1996. - 209 с.

39.Макс Вебер и методология истории (Протестантская этика): К XVII Международному консгрессу исторических наук, (Штутгарт, ФРГ, 1985). -М.1985. - 152 с.

40.Мамитов А.К. - Консервативный либерализм в политическом спектре современной России. / Либеральный консерватизм: история и современность: материалы Всероссийской научной конференции. Ростов-на-Дону, 25-26 мая 2000 г. - Ростов-на-Дону - Ростовский Государственный Университет. - М. - РОССПЭН, 2001. - с. 325-330.

41 .Манифест Всероссийской политической пратии «Единство и Отечество» -Единая Россия. Путь национального успеха. - М., 2003. - 16с.

42.Маннхейм К. Консервативная мысль. (Из кн. нем. социолога) //Социол. Исслед,- 1993. - №1.- С. 126-138.

43.Маннхейм К. Избранное. Социология культуры. М., Университетская книга, 1996.-416с.

44.Мартин А. - «Допотопный» консерватизм Александра Семеновича Шишкова. // Консерватизм: идеи и люди. - Пермь - Изд-во Пермского ун-та, 1998, - с.54-67.

45.Матвеева С.Я. - Консервативный либерализм в современной России. Либерал-радикальный проект в консервативной среде.// www.libertarium.ru

46.Мельвиль А.Ю. Социальная философия современного американского консерватизма. М.,1980. - С.56-140.

47.Мельвиль А.Ю. США — сдвиг вправо? Консерватизм в идейно-политической жизни США 80-х годов. М.,1986. - С.37-44.

48.Морозов А. - Политический консерватизм и церковный опыт. //Независимая газета, 23.03.2000

49.Мусихин Г .И. - Противоречия авторитета и традиции в мировоззрении немецких и российских консерваторов. // Полис. - 1999.-№1 - с.175-184.

50.Мусихин Г.И. - Россия в немецком зеркале (сравнительный анализ германского и российского консерватизма). СПб., - Алетейя, 2002. - 255с.

51.Навстречу будущему - Предвыборная программа Татарстанского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия». Казань, 2004. - 15с.

5 2. Неоконсервативные тенденции в экономической и политической жизни Японии: Реф. Сб. /АН СССР, ИНИОН; Редколл.: А.М,Григорьев и др. -М, 1984.-224с.

53.Неоконсерватизм в странах Запада: Реферат. Сборник /АН СССР, Ин-т науч. информации по общественным наукам: Отв. ред. Б.С.Орлов. М., 1982.

54.Никонов В.А. - Эпоха перемен: Россия 90-х глазами консерватора. - М. -Языки русской культуры, 1999. 882 с.

55.Новая консервативная альтернатива для России и россиян. Сб. докладов. Авт. коллектив. М., - Московский общественный научный фонд, 2001 .-55с.

56.Основы социальной концепции РПЦ. - М. - 2000.

57,Оукшот М. - Рационализм в политике и другие статьи. Перевод с англ. -М.: Идея-пресс, 2002. - 288с.

58.Пеленский Я. «Современный консерватизм - это либерализм XIX века": (Интервью с амер. ученым Я.Пеленским /Взял Ю.Д.Прилюк: записал В.П.Недашевский) // Филос. и социол. мысль . - 1990. - №11

59.Перегудов С.П. - Тетчер и тетчеризм. - М.: Наука, 1996. - 301с.

60.Подвинцев О.Б. - Постимперская адаптация консервативного сознания: благоприятствующие факторы. // Полис. - 2001.-№3 - с.25-34.

61.Подвинцев О.Б. - Сложности постимперской адаптации консервативного сознания: постановка проблемы и опыт классификации // Полис. - 1999-№3 - с.52-61.

62.Поляков J1. - Либеральный консерватор // Независимая газета №18-2000

63.Проблемы американистики. Вып. 8: Консерватизм в США: прошлое и настоящее: Сборник/Под ред. Е.Ф.Язькова. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 342с.

64.Пфафф В. - «Моральная чистота» людей из окружения Буша//Е1 periodico -01/07/2003.

65.Рахшмир П. Ю. Три консервативные традиции: Общее и особенное // Исследования по консерватизму. Вып. 2. Консерватизм в политическом и духовном измерениях. Пермь, 1995. С. 4-17.

66.Ремизов М. - Опыт антропологии консерватизма.//Русский журнал №12001

67.Реморенко И. - Возвращение консерватизмa.//www.plamer.narod.ru

68.Рормозер Г., Френкин А.А. Новый консерватизм: вызов для России. - М.,

- 1996.-376с.

69.Руткевич А. - Возможен ли консерватизм в России?//Независимая газета 12.01.2000

70.Секиринский С. - Консерватизм, каким Бог нам его дал.// Независимая газета 20.04.2000

71.Современный консерватизм - Гаджиев К.С., Перегудов С.П., Скороходов В.А. и др. - М.: Наука, 1992. - 264с.

72.Современный словарь иностранных слов. Колл.авт. - М - Русский язык,

1992.

73.Сокольская И.Б. - Консервативна ли консервативная революция? // Полис.

- 1999.-№6 - с, 119-126.

74.Сокольская И.Б. - Консерватизм: идея или метод? // Полис. - 1998.-№5 -с.48-59.

75.Соловьев Э.Г. - У истоков российского консерватизма . // Полис. - 1997. -№3,-С.137 - 147.

76.Струве П.Б. - О мере и границах либерального консерватизма.// Полис. -

1993. - №4, - с.128 - 134.

77.Студенцов В.Б. - Консервативные модели макроэкономической политики //Изв. АН СССР. Сер. экон. 1987. №3.

7 8. У став Всероссийской политической партии «Единство и Отечество» -Единая Россия. Путь национального успеха. М., 2003. - 64с.

79.Федоров A.B. - Теоретика неоконсерватизма в США в 1960-70-х го-дах.//Выборы в России 2000 №1

80.Филиппова Т. - Свобода и мера: (О консерватизме: Беседа с канд. ист. наук Т.Филипповой /Записал П.Спивак) //Родина. - 1994. - №2. - с.84-86.

81.Философский Энциклопедический Словарь. Колл.авт., М. - Советская энциклопедия, 1983.

82.Х0МСКИЙ Н. - Прибыль на людях. - М., «Праксис», 2002,- 468с.

83.Шаповал С. - Есть ли будущее у российских консерваторов? //Независимая газета №34 - 2000.

84.Шарова В. - Неоконсерватизм как теоретическая основа Рах Americana. // Космополис №1(7) - 2004, с. 106-113.

85.Шатобриан Ф. Р. - Опыт исторический, политический и нравственный. О древних и новейших переворотах, или взаимное сличение государств древнего и нового мира. Пер. Дмитрий Воронов. 4.2. СПб., 1847 - 303с.

86.Шмитт К. - Политическая теология. - М.: КАНОН-Пресс-ц, 2000. - 336с.

87.Шнейдер К.И. - Русская консервативная мысль в последней трети XIX века. // Консерватизм и люди. Исследования по консерватизму. Вып.2. Консерватизм и в политическом и духовном измеренеиях : Материалы международной научной конференции. Пермь 12-13 мая 1994 года/Перм. ун-т .- Пермь, 1995.-с.90-94.

88.Яковенко И Г. - От империи к национальному государству (попытка концептуализации процесса). // Полис. - 1996. - №6, - с.117 - 128.

89.Янов А.Л. - Россия против России. Очерки истории русского национализма 1825-1921. - Новосибирск: Сибирский хронограф, 1999. - 368с.

90.About the Project of Conservative Reform.// www.conservatismrefomi.com

91. Allen D. Modern Conservatism: the problem of definition. //"Review of politics", 1981, Vol. 16.

92.Burke E. Reflections on the Revolutions in France. - Harmondsworth, 1973.

93.Chesterton G.K. - Political conservatism.// www.wikipedia.com

94.Conservatism FAQ.// www.conservatism.com

95.Cooper R. - The New Liberal lmperialism. // "Observer Worldview", 2004.07.04

96.Dictionary of American Conservatism. -NY., 1987

97.Epstein K. Die Ursprünge des Konservatismus im Deutschland. Frankfurt a.M., 1973.

98.Flechtheim O.K. Das Dilemma des Konservatismus.// "Gewerkschaftliche Monatsschrifte", 1963.

99.Gehlen A. Die Seele im technischen Zeitalter. Sozialpsychologische Probleme in der industriellen Gesellschaft. Hamburg: Rowohlt 1957,131 S.

lOO.Gourevitch V. and Roth M.S. Strauss Leo On Tyranny, Revised and expanded edition, The Free Press, NY., 1991

101 .Greiffenhagen M. Das Dilemma des Konservatismus in Deutschland. München, 1977.

102.Greiffenhagen M. Der neue Konservatismus der siebzieger Jahre. Reinbeck bei Hamburg, 1974

103 .Hagemann R.P., Jones B.R., Montador R.B. - Tax reform in the OECD countries// OECD Department of Economics and Statistics. Working Paper №40. -P., 1987

104.Hayek F A. Why I Am not a Conservative? // What is Conservatism. N.Y., 1964

105.Huntington S.R. Conservatism as an Ideology.//"American Political Science Review", 1957, Vol.51.

106.Is US neoconservatism dead?//www.lsus.edu/6324.html

107.Junger Ernst - Der Arbeiter. Munich, Kramer Verlag, 2001

108.Kalb J. - The Tyranny of Liberalism.// www.conservatism.com

109.Kaltenbrunner G.-K. Der Schwierige Konservatismus: Definition. Theorien. Porträts. - Berlin West, 1975. - 236S.

110.Kriechbaumer R. Konservativ: Chance und Zukunft. Insbmck, 1979

111 .Lenk K. Deutscher Konservatismus. Frankfurt a.M., 1989.

112.Lewis R., Hatcher W. Margaret Thatcher: A personal and political biography. -London, 1991.

113 .Neoconservatism//www .wikipedia.com

114.Podhoretz Norman - How to Win World War IV //www.commentarymagazine.com/archive/digitalarchive.aspx/id=36890

115.Pollin Robert, "Anatomy of Clintonomics", New Left Review, 2nd Series, No.3, May/June, 2000, P. 17-46.

1 lö.Scruton R. The Meaning of Conservatism. Harmondswoth, 1984.

117.Strauss Leo Gesammelte Schriften, ed. Meier, Heinrich, Vol. 1, Die Religionskritik Spinozas und zugehörigen Schriften, Stuttgart, 1996

118.Strauss Leo Studies in Platonic Political Philosophy, Chicago, University of Chicago Press. 1983

119.Tyranny of Liberalism.//www.conservatism.org

120.Ulrich Beck - La fin du neoliberalisme // Le Monde, Le 24 May 2001

121 .Wallerstein I. - The Eagle has Crash Landed - Pax Americana is over. // "Foreign Policy", 2002, July/August.

122.Winkler A. Die Konservative Revolution in USA. // Die Zeit №18, July 2003

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.