Плафоны Чарльза Камерона в Царском Селе. Опыт исторической реконструкции тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат наук Бобров, Филипп Юрьевич

  • Бобров, Филипп Юрьевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 202
Бобров, Филипп Юрьевич. Плафоны Чарльза Камерона в Царском Селе. Опыт исторической реконструкции: дис. кандидат наук: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Санкт-Петербург. 2013. 202 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Бобров, Филипп Юрьевич

Оглавление

Введение

Глава 1. Чарльз Камерон - архитектор эпохи неоклассицизма

§1. История изучения творчества Чарльза Камерона

и русской плафонной живописи эпохи классицизма

§2. Чарльз Камерон в России. Очерк творчества

§3. Чарльз Камерон и стиль братьев Адам

§4. Английский стиль в России

§5. Чарльз Камерон и росписи русского классицизма

§6. "Grand Tour" и распространение античных образцов

Глава 2. Плафон Арабескового зала в Екатерининском дворце

§1. История создания росписи

§2. Плафон Арабескового зала. Первоначальная композиция

§3. Плафон Арабескового зала. Осуществленный проект

§4. Декорация стен Арабескового зала

§5. Заключение

Глава 3. Росписи Большого зала Агатовых комнат

§1. История создания комплекса

§2. Плафон Большого зала Агатовых комнат. Первоначальный замысел

§3. Плафон Большого зала Агатовых комнат. Осуществленный проект

§4. Заключение

Глава 4. Росписи сводов Библиотеки

и Кабинетца в Агатовом павильоне

§1. Роспись Библиотеки

§2. Росписи свода Кабинетца

§3. Барельефы на стенах Библиотеки и Кабинетца

§4. Росписи перекрытий других помещений Агатового павильона

Глава 5. Методология консервации

и реставрации росписей Камерона

Заключение

Список литературы

Источники интернет

Список иллюстраций

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Плафоны Чарльза Камерона в Царском Селе. Опыт исторической реконструкции»

Введение.

Творчество шотландского архитектора и декоратора Чарльза Камерона давно вошло в историю русского искусства, благодаря его великолепным постройкам в летней резиденции Российской империи - Царском Селе под Петербургом. Архитектура возведенных по проектам/Камерона комплекса так назы-

/ т ту Л г \—(1(МГАСОСиА&АЯГЪ

ваемых ^Терм Камеронам и перестроенных им комнат Большого »Шатеринин-скогс!к дворца, привлекала внимание исследователей со времени первых описаний XVIII века. В полной мере изучены творческая биография архитектора, его постройки и сохранившиеся чертежи, античные образцы, вдохновлявшие архитектора и его британских современников, в произведениях которых сложились черты европейского неоклассицизма (рис. 1).

Однако плафоны и росписи, выполненные по его замыслу и эскизам, остались в тени исследований архитектуры интерьеров Арабескового зала

„ I иточлшлъкягъ м

Большого /Екатерининскогодворца и помещении Агатовых комнат.

Исследователи росписей русского классицизма сосредоточились на именах П. Гонзаго, Дж. Кваренги, Д^>. Скотти и других итальянских мастеров и лишь кратко упоминали росписи Чарльза Камерона.

Одна из главных причин, несомненно, связана с разрушениями Царского Села в годы Второй мировой войны и длительной реставрацией дворцового ансамбля, не завершенной еще и сегодня. Только в последнее время в связи с реставрацией Арабескового зала Екатерининского дворца и Агатовых комнат вопрос о росписях Чфряьз^ Камерона стал действительно актуальным. Проблема возникла сразу в двух аспектах. Во-первых, необходимость искусствоведческого и технико-технологического исследования сохранившихся подлинных фрагментов росписей и их историческая реконструкция. Во-вторых, решение проблем практической консервации и реставрации подлинных росписей и разработка методологии включения их в интерьеры музейного комплекса.

Решению этих вопросов и посвящено настоящее исследование, в котором росписи Ч^рльЦ Камерона впервые стали объектом изучения. В связи с необходимостью решения практических реставрационных задач обнаружилось, что неясны семантика общего замысла плафонов и отдельных фигур, а также сюжеты композиций, техника живописи и вопросы стиля росписей. Оказалось, что

О

собственноручные эскизы росписей Камерона перерабатывались в процессе ра- "7 боты, и потому они не могли служить исходным материалом для реставраторов. Многие живописные вставки на потолках и сводах сохранились во фрагментах, подчас незначительных, что ставит непростую проблему восстановления интерьера в целом (рис.

Актуальность исследования обусловлена отсутствием научных трудов по живописным плафонам Ч^рльз^ Камерона - одного из самых ярких архитекторов и декораторов эпохи раннего русского классицизма.

Реставрация интерьеров, созданных по проекту Ч|ррльз^ Камерона в Царском Селе, начатая несколько лет назад и еще не законченная, сделала изучение росписей этих залов крайне актуальной задачей. Без достоверной реконструк-\ ции состава^ тематики, сюжетов, иконографии росписей, изучения их стилистики и техники невозможна была бы научно обоснованная реставрация ансамбля.

Исследование плафонов Ч. Камерона, определение их идейного замысла и сюжетного состава позволило восполнить пробел в истории развития отечественной монументальной живописи. Без реконструкции росписей Камерона, украсивших главную резиденцию русских императоров, невозможно воссоздание общей картины становления русского классицизма, особенно ввиду многочисленных утрат, которые понесла эта область русского искусства за прошедшие столетия.

Первые эскизы воссоздания центрального медальона, предпринятые реставраторами без достаточных исследований, оказались совершенно ошибочными. Окончательный вариант, созданный на основе нашего исследования и установленный в Арабесковом зале, достоверен и соответствует сюжетному замыслу Камерона.

Анализ фрагментов росписи сводов Агатовых комнат раскрывает методику работы художников, которые использовали гравюры с воспроизведением античных росписей Помпей и Геркуланума. Творческое использование культурного наследия остается актуальной проблемой современной художественной практики, искусствознания и реставрационной науки. Реставрационная методология, получившая свое обоснование в диссертации и примененная на практике в Агатовых комнатах, дает новые возможности применения современных технологий в деле сохранения памятников культуры.

Автором раскрыт индивидуальный метод Камерона^-Декоратора, показано своеобразие стиля мастера, отличающегося от работ других представителей «россики» этого периода.

Методология реставрации таких сложных объектов, каким является ансамбль Царскосельских дворцов, на протяжении десятилетий остается темой дискуссий.

Вскоре после окончания Второй мировой войны, когда многие города Европы лежали в руинах, и реставрация разрушенных войной памятников культуры еще только начиналась, польский архитектор Януш Кубяк отмечал в одной из своих статей, что «у нас становится все больше и больше памятников и все меньше и меньше оригинальных творений». Эта статья «Консервировать или реставрировать?», впервые изданная в 1946 г., была вновь напечатана в 1983 г., когда стало казаться, что боль от разрушений времен войны ушла в прошлое, а руины все больше приобретают статус исторических памятников [140, с.101].

Действительно, в послевоенные десятилетия воссоздание разрушенных памятников носило безальтернативный характер, потому что происходило в годы, когда были живы очевидцы первоначального состояния памятников. Они были абсолютно уверены в том, что могут точно восстановить произведение искусства в том виде, в каком оно было до разрушений.

По всей Европе восторжествовала реставрация согласно принципу Д'Оссато «где было, как было» (do v4 era, com4era). Практика восстановления

памятников «в первоначальном виде» возродила дискуссию по поводу фундаментальной дилеммы «Консервировать или Реставрировать» (Conservare о Restaurare). Невозможность ее разрешения впервые показал еще в XIX в. Камилл Бойто (Camillo Boito). В своих эссе он доказывал, что ни одна из позиций не может быть приоритетной. Обе методологии взаимосвязаны [118, 119].

Отечественные реставраторы, столкнувшись с катастрофическими разрушениями памятников культуры на оккупированных в годы Великой Отечественной войны территориях, не придавали серьезного значения теоретическим постулатам, которые могли бы удержать их от максимально полного воссоздания утраченного. Дворцы в петербургских пригородах по сей день воссоздаются по принципу «где было - как было».

Лишь десятилетия спустя после начала реставрационных работ настает пора их теоретического осмысления. Одним из главных проектов в истории отечественной и мировой практики стало восстановление из руин дворцово-паркового ансамбля Царского Села - летней резиденции российских императоров [7]. Его реставрация, начавшаяся в конце 1940-хх годов, продолжается до сих пор, и поэтому вопросы методологии и практики реставрационных работ применительно к этому объекту^остаются актуальными, как и в послевоенные десятилетия. Каждый раз, когда реставратор оказывается перед лицом новой задачи - необходимости восстановления разрушенного шедевра, созданного столетия назад, перед ним вновь встают трудности теоретического, художественного и практически-исполнительского характера. При реставрации архитектурно-художественного ансамбля возникает проблема разрешения неизбежного противоречия между желанием воссоздать памятник в его первоначальном виде и необходимостью сохранить те изменения, которые возникли в процессе его исторического бытования.

Первоначально здание Екатерининского дворца было восстановлено так называемым «хозспособом» для целей военного училища, располагавшегося в нем сразу после войны. Затем, с 1957 г. начинается этап научной, планомерной реставрации ансамбля дворцов и парков, которыми с самого начала и до конца

своей жизни руководил архитектор Александр Александрович Кедринский (1917-2003). И только в 1999 г. свет увидела его монография «Основы реставрации памятников архитектуры» [51], в которой автор постарался определить цели реставрации памятников архитектуры. Косвенным образом, не соглашаясь с положениями Венецианской хартии 1964 года,1 А.^Кедринский возражает против тенденции ограничить реставрацию «только охраной и консервацией объекта». Он считает, что «Реставрация памятников архитектуры, базируясь на глубоком изучении архивных изобразительных материалов, изучении памятника в натуре, ставит целью максимально сохранить, выявить и, если возможно, восстановить все ценное в историческом, конструктивном и художественном отношении, обеспечить долголетнее существование сооружения» [51,8].

Восстановление разрушенных памятников наталкивается на целый ряд противоречий, которые отмечались разными авторами. Эти противоречия имеют онтологический, неизбежный характер. Венецианская хартия определяет, что «Консервация и реставрация памятников имеют целью сохранение памятников как произведений искусства и как свидетелей истории» [167, статья 3]. В том случае, если дополнения необходимы, они должны «гармонично вписываться в существующее целое и вместе с тем так отличаться от подлинных произведений, чтобы реставрация не фальсифицировала историческую и художественную документальность памятника» [167, статья 12]. При воссоздании противоречие между историческими и художественными ценностями лишь возрастают.

Воссоздание в значительной степени разрушенного памятника, каким являлся |эолыпой| Екатерининский дворец Царского Села, имеет своей целью, по определению Ю.Г. Боброва, «восполнение утраченных смыслов и значений, важных для национальной культуры в целом...Воссоздание есть полностью

1 Международная хартия по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест. Принята II-м Международным конгрессом архитекторов и технических специалистов по историческим памятникам. Венеция, 1964. Основной тезис хартии: «Реставрация прекращается там, где начинается гипотеза; что же касается предположительного восстановления, то любая работа по дополнению, сочтенная необходимой по эстетическим или техническим причинам, должна зависеть от архитектурной композиции и нести на себе печать нашего времени». (Статья 9).Текст Хартии опубликован: Реставрация музейных ценностей. Вестник. 1998. №1. С. 5558.

творческая деятельность, ограниченная лишь многими исходными условиями, главным из которых является необходимость повторения творческого акта, имевшего место в историческом прошлом. Поэтому основным критерием реконструкции-воссоздания может быть только достоверность новой формы...» [19, с. 194-195].

Многолетний опыт отечественной реставрации комплексных объектов выработал методологию восстановления на так называемую «оптимальную дату», в которой сочетаются различные подходы в зависимости от сохранности памятника и наличия документальных свидетельств.

Степень изученности проблемы. Междисциплинарный характер исследования сталкивается с фактом неравномерной изученности проблем, затрагиваемых в диссертации. Собственно вопросы истории создания и переделок плафонов Арабескового, Большого залов и библиотеки подробно не рассматривались ни в одной из публикаций. Сюжеты и семантика плафонов Арабескового зала Екатерининского дворца, Большого зала и Библиотеки Агатовых комнат в Царском Селе оказались полностью неисследованными - росписи воспринимали только как часть декорации интерьеру <

Например, в обобщающем очерке А.Н. Петрова по истории дворцов и парков г. Пушкина сказано лишь, что «...в немногих помещениях и в особенности в Арабесковой гостиной живопись получала у него (Ч. Камерона - Ф.Б^ значение не вспомогательного, а одного из равноправных декоративных средств» [80, с. 46]. Любые упоминания названных плафонов носят самый общий характер, не дающий возможности судить о сюжетах картин, составляющих плафон.

Фундаментальными трудами по исследованию творческого наследия Чарльза Камерона стали работы В.Н. Талепоровского [99], Г.К. Козьмян [58] и Д.О. Швидковского [105, 106, 107], посвященные, главным образом, архитектурным проектам мастера. При этом, если В.Н. Талепоровский, описывая плафон Арабескового зала, отмечает, что «плафон носит античный характер» и что «роспись - уже позднейшая» [99, с.110], то Д.О. Швидковский, давая подроб-

ное описание декорации стен Арабескового зала, композицию плафона бегло описывает по предварительному и неосуществленному^ эскизу Чарльза Камерона [107, с. 216]. Последние по времени издания труды Д.О. Швидковского также посвящены архитектурному творчеству Камерона и тому влиянию, которое на него оказывала британская архитектурная практика. Попытка назвать сюжеты композиций была предпринята в книге М. Г. Воронова и Г. JI. Ходасевич «Архитектурный ансамбль Камерона в Пушкине», целиком посвященной Термам Камерона [33, с.69]. Авторы называют сюжеты Большого зала с наиболее узнаваемыми мифологическими персонажами: Зевс, Минерва, Афродита, Марс, Меркурий, аллегории рек, морей и стихий. Другие изображения, носящие сюжетный, не орнаментальный характер, общим числом 33, остались за рамками исследования. Собственно живопись плафонов по эскизам Камерона, таким образом, остается вне исследовательских интересов.

Проблемам реставрации архитектурных ансамблей в отечественной науке посвящен фундаментальный труд A.A. Кедринского [51], в котором рассматриваются основные виды реставрационных работ и их методика, последовательно перечисляются такие виды работ, как подбор и систематизация исторических сведений и документов, работа с литературными источниками, подбор иконографических материалов и аналогов. Автор определяет состав подготовительных работ и их исключительное значение в практике научной реставрации. Труд A.A. Кедринского включает и описание методики восстановления основных залов Екатериниского дворца, в том числе и созданных по проекту Чарльза Камерона - Зеленой столовой, Голубой гостиной, Китайской голубой гостиной. Однако в связи с тем, что к реставрации Арабескового зала в те годы ещ^фи-ступали, в исследовании A.A. Кедринского вопросы его истории и реставрации не затронуты.

Воссозданию архитектурных памятников Петербурга посвящен ряд журнальных публикаций и книг общего характера [35, 52, 53]. Теория и методология реставрации памятников архитектуры в отечественной науке была сформулирована в трудах Е.В. Михайловского [74] и С.С. Подъяпольского [85]. В пуб-

ликациях этих авторов и в их практических разработках по реставрации архитектурных ансамблей и была сформулирована концепция реставрации «на оптимальную дату»: «Разрешается оно (внутреннее противоречие реставрации -Ф.Б.) определением оптимальных дат (то есть научно обоснованных данных по этапам существования памятника), их оценкой и выбором одной из них или нескольких» [51, с. 11]. В соответствии с названной концепцией, примененной к реставрации всего Екатериниского дворца, было выполнено и воссоздание плафона Арабескового зала.

Идентификация сюжетов росписей Камерона потребовала привлечения источников, содержащих атрибутированные изображения, либо описания аналогичных сюжетов, в том числе справочников по иконографии аллегорий. Одним из главных среди подобных руководств стала «Иконология или моральные эмблемы» Чезаре Рипы различных годов издания, а также исследования по истории европейского искусства.

В диссертации впервые предпринята историческая реконструкция росписей Камерона, основанная на примененной автором методологии иконографических аналогий. Благодаря методу сравнительной иконографии удалось достоверно воссоздать атрибуты и визуальную конкретность аллегорических образов.

Объект исследования - собственно сохранившиеся фрагменты росписей плафона Арабескового зала Большого Екатерининского дворца, росписи сводов Большого зала и Библиотеки Агатовых комнат, а также элементы их декоративного убранства. К ним относятся, в первую очередь, четыре медальона с изображением аллегорических фигур - фрагменты первоначальной композиции 1780-82 гг. Арабескового зала, все живописные вставки на бумаге, украшающие своды Библиотеки и Большого зала Агатовых комнат. Также исследуются, . чертежи и эскизы Чарльза Камерона к этим росписям: подшпщые^эисунки^__ Арабескового зала и Агатовых комнат с эскизами плафонов.

Важным свидетельством первоначального облика росписей является историческая визуальная документация: архитектурные акварели Э. Гау и Л.

Премацци, а также документальные фотографии 1900-х и 1930-х годов, и тек-етовые описания. Объектом внимания стал также современный проект реставрации, согласно которому в настоящее время осуществляется воссоздание декоративного убранства зала. Отдельную группу составляют копии композиций помпейских росписей, выполненные в смешанной технике художниками команды Камерона по гравюрам, ^ использовавшиеся в качестве подготовительного материала.

В качестве предмета исследования настоящей диссертации выступают два связанных между собой в практической реставрации аспекта: (1) идейный замысел и содержательная сторона плафонов Арабескового зала Екатерининского дворца, Большого зала и Библиотеки Агатового павильона как характерного явления искусства эпохи европейского неоклассицизма, и (2) методологические проблемы воссоздания утраченного памятника, с другой стороны. Автором рассмотрены сюжетные росписи Чарльза Камерона в Царском Селе, история их бытования и реставрации, место в развитии системы декоративных росписей второй половины XVIII века.

Цель исследования поэтому имеет специфический двойной характер. Первая состоит в том, чтобы реконструировать сюжетный состав росписей и раскрыть их идейный замысел как целостного художественного явления эпохи неоклассицизма. Вторая цель состоит в разработке научно обоснованной ^еш^ дики визуального воссоздания утраченной живописи на основе^шшюг^афиче-_ ских аналогий^внедрении практики обратимой консервации объекта.

Задачи исследования включают в себя: ■— Я/у '^к

1. описание сохранившихся подлинных росписей Камерона.

У „ >ли ¿самл^

реконструкция первоначального идеиного замысла и сюжетов ком/ позиций плафонов Арабескового зала, Большого зала и Библиотеки ! Агатового павильона, в контексте русской придворной культуры /

XVIII века. ... '

_______<

о

3. ^ детальное восстановление иконографии изображений^атрибутов, поз, деталей одежды, орнаментики и тому подобных форм, без которых невозможна достоверная реконструкция.

4. изучение истории бытования и реставрации плафона Арабесково-

^ го зала. Г¡и>Г.ш; ЪЪрёлй*' г V > ^¿ули^ '' -< , \

"Л «ч. I ^ /

г глР { 5. лА изучение и обобщение исследовательских и документальных дан-

^ У

Ч/' 'ч ных 0 Ра^отах Чарльза Камерона в России и, в частности, о его дея-

•' ( V тельности в Царском Селе.

6. ^ стилистическое и технико-технологическое исследование сохра-^ нившихся оригинальных фрагментов, которые впоследствии могут

быть использованы при атрибуции других произведений декоративной живописи.

7. 4) внедрение методики виртуальной реконструкции в реставрацион-

ную практику.

8.^ внедрение обратимых методов консервации интерьерных росписей на бумажной основе.

1

Методология и методика исследования носит комплексный, междис

, в а?, " -1

/

циплинарныи характер. В её основе лежит сочетание историко-культурного, искусствоведческого, иконографического и технико-технологического методов анализа. Фундаментом исследования является натурное описание подлинных фрагментов росписей, систематизация данных старинных руководств по изображению аллегорических образов.

Идентификация росписей Камерона основана на методе иконографических сопоставлений атрибутированных аналогов. При этом стилистические/и ^ композиционные различия играют второстепенную роль. Главным критерием является тождественность ключевых элементов и атрибутов, позволяющих отнести произведение к тому или иному типу сюжетов.

Большое значение в работе над исследованием имел практический опыт диссертанта в качестве художника-реставратора и преподавателя методологии реставрации живописи. В своей работе диссертант опирался на работы отечественных и зарубежных историков и теоретиков русского и европейского искусства и архитектуры, исследователей монументально-декоративной живописи эпохи Ренессанса, барокко, европейского неоклассицизма и русского классицизма, труд^исторшшв^антнг^ рос^ писей Помпей и Геркуланума.

Источники. Диссертация основывается на документах и фотографиях архива Государственного музея-заповедника «Царское Село», в том числе исторических справках сотрудников музея, реставрационных описаниях и протоколах, на материалах Российского государственного исторического архива (РГИА), относящихся к «истории Села Царского».

Важнейшим источником являются собственноручные чертежи и рисунки Чарльза Камерона, хранящиеся в отделе рисунков Государственного Эрмитажа и опубликованные лишь в малой части, а также альбом из ста пятнадцати рисунков архитектора «Drawings 1764» (Рисунки 1764) в библиотеке Санкт-Петербургского университета инженеров железнодорожного транспорта.

Отдельную группу источников составляют редкие издания XVIII в. Это, в первую очередь, труд самого Камерона «Термы римлян» {английское издание 1772 г., русское издание 1939 г.), многотомное издание гравюр с изображениями росписей Помпей и Геркуланума (Le Antichita di Ercolano esposte, 17571792), описание аллегорий Чезаре Рипы (Iconología or Moral Emblems, 1709) и его русская версия (1803).

Однако главным основанием для выводов в диссертации послужили сами росписи, которые впервые удалось детально обследовать, описать и изучить в процессе их реставрации. К ним относятся, в первую очередь, четыре медальона с изображением аллегорических фигур - фрагменты первоначальной композиции 1780-82 гг. Арабескового зала, все живописные вставки на бумаге, украшающие своды Библиотеки и Большого зала Агатовых комнат. Также чертежи

и эскизы Чарльза Камерона к этим росписям: подлинный чертеж Арабескового зала с эскизом плафона («Плафон первой комнаты со стороны Старого дворца», Арабесковая комната»).

Огромное значение имела натурная фотофиксация всех сохранившихся фрагментов, проделанная автором и реставраторами. Такой возможности не было ни у одного из предшествующих исследователей - росписи практически были недоступны для изучения, так как были искажены поздними записями, темным лаком и были вмонтированы в потолки, ^роме того в послевоенный* период и вплоть до последних леТзальГбылй закрытый j-1 ( С * 7 ^ ■ » ^ J&

Важным свидетельством первоначального облика росписей является историческая документация: акварели Э. Гау «Вид Арабескового зала» (ок. 1857) и JI. Премацци «Вид Большого зала Агатовых комнат» (1859), документальные фотографии 1900-х и 1930-х годов, описания и современный проект реставрации, согласно которому в настоящее время осуществляется воссоздание декоративного убранства залов. Отдельную группу составляют копии композиций помпейских росписей, выполненные в смешанной технике художниками команды Камерона, по гравюрам в качестве подготовительного материала.

В качестве дополнительного материала привлечены источники по иконологии и эмблематике - в первую очередь, европейские издания XVII-XVIII вв. сборников моральных эмблем итальянского иконографа Чезаре Рипы (15601645), сопровождаемых гравюрами и «объяснениями» аллегорических фигур. Его первое итальянское издание вышло в 1593 г. а русская версия была опубликована в двух томах в Москве в 1803 году. А также античные росписи Геркуланума, Помпей и Стабии, росписи по проектам английского архитектора Роберта Адама, аллегорические композиции настенных росписей итальянских палаццо XVI-XVIII веков, потолочные росписи петербургских дворцов и особняков эпохи классицизма.

2 Отдел рисунков ГЭ, инв. 11035.

Хронологические рамки исследования - с 1781 г. по наши дни -обусловлены тем, что работа над созданием росписей интерьеров Екатерининского дворца и Агатовых комнат велась Ч. Камероном в 1782-1787 гг., а история их бытования и реставрации отражена в документальных и библиографических материалах начиная с XVIII в. по настоящее время. При этом для атрибуции сюжетов к работе привлечены материалы по античным росписям I в. н.э., и изображениям аллегорических фигур в европейском искусстве XIII-XVIII вв.

Научная новизна исследования состоит в том, что в научный оборот вводятся росписи Камерона в Царском Селе как целостное художественное произведение, а именно впервые:

- установлены сюжеты плафонов Ч^рльза[ Камерона, выполненных мастерами его «живописной команды», проведено их комплексное изучение на основе натурного обследования, систематизации и обобщения полученных данных.

- определены иконографические источники композиций, в частности, античные фрески Помпей и Геркуланума, росписи Рафаэля в Папском дворце в Ватикане;

- реконструирован первоначальный аллегорический замысел плафонов Арабескового зала, Большого зала и Библиотеки Агатового павильона, которые были искажены поздними переделками XIX века;

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Бобров, Филипп Юрьевич, 2013 год

Список литературы

1. Алексеев С.С. Архитектурный орнамент. М.: Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1954.

2. Алпатов М.В. Ч. Камерон и английский классицизм// Доклады филологического факультета МГУ. Вып. I. М., 1946.

3. Антонов В.В. Живописцы-декораторы Скотти в России // Русское искусство второй половины XVIII - первой половины XIX в. Материалы и исследования. Под ред. Т.В. Алексеевой. М., 1979. С. 69-180.

4. Архитектурно-реставрационные термины. Методическое пособие. Под ред. И.А. Игнаткина. Украинский специальный научно-реставрационный и проектный институт «Укрпроектреставрация». Киев: Издательство УСХА, 1990, с. 67.

5. Барановская В.И., Воронов М.Г. Кваренги или Камерон. Об авторе южных интерьеров Екатерининского дворца//Ленинградская панорама, 1983,№1, с. 34-35.

6. Бардовская Л.В. Рафаэлевская комната в Большом Царскосельском двор-це.//Судьбы музейных коллекций. Сборник докладов. Материалы VI Царскосельской научной конференции. СПб., ГМЗ «Царское Село», 2000.

7. Бардовская Л.В., Ботт И.К. Интерьеры Чарльза Камерона в Большом Царскосельском дворце.// Царское Село. «Любимец двух столетий». Санкт-Петербург: «Медный всадник», 2004, стр. 35-39.

8. Бардовская Л.В. Царское Село. Летняя императорская резиденция. Посвящается 300-летию Царского Села. СПб. Апьфа-колор, 2005.

9. Бардовская Л.В., Ходасевич Г.Д. Царское Село. Екатерининский дворец. Парадные залы. Жилые помещения. СПб.: Альфа-колор, 2010.

10. Бардовская Л.В. Шедевры живописи в Царском Селе. СПб.: ОАО «Издательство Аврора», 2008.

11. Бардовская Л. Династия Нееловых // Архитекторы Царского Села. От Растрелли до Данини. Под ред. И.К. Ботт. СПБ., Аврора, 2010, с. 51-75.

12. Бартенев И. А. Основы архитектурных знаний для художников. Москва: Искусство, 1964.

13. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Русский интерьер ХУШ-Х1Х вв. М: Сварог и К, 2000.

14. Баттистини М. Символы и аллегории. М.:Омега. 2008.

15. Белявская В.Ф. Росписи классицизма. Под ред. Г.Г. Гримма. М-Л: Искусство, 1940.

16. Бенуа А. «Царское Село в царствование Елизаветы Петровны. СПБ. 1910.

17. Бобров Ф.Ю. Странности интерпретации: плафон Арабескового зала в большом Царскосельском дворце.// Курьез в искусстве и искусство курьеза. Материалы XIV царскосельской научной конференции. СПб, 2008.

18. Бобров Ф.Ю. Плафоны Чарльза Камерона. Новые методы реставрации. РАХ. Научные труды. Выпуск 22. СПБ. Июль-сентябрь 2012

19. Бобров Ю.Г. Теория реставрации памятников искусства: закономерности и противоречия // ВХНРЦ им. Акад. И. Грабаря. Москва: ООО «Эдсмит», 2004.

20. Богословский В.А. Кваренги - мастер русского классицизма. Л.; М., 1955

21. Ботт И.К., Канева М.И. «Помпейский вкус» и стиль неогрек// Русская мебель. СПб., Искусство-СПб, 2003.

22. Ботт И.К. Царскосельская мебель и ее коронованные владельцы. Аврора, СПб., 2009.

23. Британцы и русские в век Екатерины II. Англофилия у трона. Каталог выставки. Сост. Э.Г. Кросс. Британский совет. Манчестер, 1992.

24. Бронштейн С.С. Архитектура города Пушкина. Государственное архитектурное издательство Академии архитектуры СССР Москва 1940.

25. Бумаги имп. Екатерины II, хранящиеся в госуд. Архиве М.И.Д.// Сборник Имп. Русского исторического Общества. Изд. Я.К. Грота. Т. XIII. СПб., 1874.

26. Буткевич Л.М. История орнамента. М.: Гуманитарное издательство ВЛА-ДОС, 2003.

27. Васильев Б. Архитекторы Нееловы.// Архитектурное наследство, № 4. Гос. Издательство литературы по строительству и архитектуре. Ленинград, 1953.

28. Вильчковский С. Н. Царское Село. Санкт-Петербург: Типография Т-ва Р. Голике и А. Вильборг, 1911.

29. Винкельманн И.И. История искусств древности. Предисловие М.А. Лившица. М.-Л., 1933.

30. Винкельманн И.И. история искусств древности. Малые сочинения. Составитель: И. Бабанов. Алетейя. Гос. Эрмитаж. СПб., 2000.

31. Воронихина А.Н., Коршунова М.Ф., Павелкина A.M. Архитектурные проекты и рисунки Кваренги: Каталог выставки. Л., 1967.

32. Воронов М.Г. К истории создания Ч. Камероном Агатовых комнат // Научные сообщения ГИОП Ленинграда. Л, 1959, с. 60-70.

33. Воронов М.Г., Ходасевич Г.Д. Архитектурный ансамбль Камерона в Пушкине. Лениздат. 1982.

34. Врангель H.H. Иностранные художники в России XVIII века // Старые годы, 1911, июль-сентябрь.

35. Гапочкин В.К., Денисов Ю.М., Михайлов Г.В., Турбинов Ю.В. Ключ к воссозданию памятника // Строительство и архитектура Ленинграда, 1978, №5, с. 33-37.

36. Гармония стиля в архитектуре. Рисунки и чертежи Джакомо Кваренги из Муниципальных собраний Италии. Кваренги. Под ред. А. Пьервалериано. СПб.: Гос. Эрмитаж, 2003.

37. Голлербах Э. Камерон в Царском Селе // Чарльз Камерон. Москва-Петроград. Гос. Издательство, 1924.

38. Голлербах Э. Детскосельские дворцы-музеи и парки // Путеводитель. Петроград: Гос. Издательство, 1922.

39. Грабарь И. История архитектуры. Том 3. Петербургская архитектура. XVIII- XIX век.. М.: Кнебель. 1912.

40. Грейвз Р. Мифы Древней Греции. М.: Прогресс. 1992.

41. Гримм Г.Г. Архитектура перекрытий русского классицизма. JI: Изд-во Всесоюзной академии архитектуры, 1939.

42. Гузанова А. Архитектурный ансамбль Чарльза Камерона в Царскосельском парке // Британская культура на берегах Невы. Материалы конференции 19 апреля 2003. ГЭ, СПБ., 2004, с. 29-35.

43. Даниэль С.М. Европейский классицизм. СПб., 2003.

44. Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения. Курс лекций. Т. 2. XVI столетие. М., 1978.

45. Древности Геркуланума. Каталог выставки. Под ред. Стефано Де Каро. Государственный Эрмитаж, СПб., 2011.

46. Иконологический лексикон. О. Лакомб де Презель. СПб.: Издание Императорской Академии Наук, 1786.

47. Иконология объясненная лицами; или Полное собрание аллегорий, емблем, и пр. Сочинение полезное для Рисовалыциковъ, Живописцовъ, Граверовъ, Скулпторовъ, Стихотворцевъ, ученыхъ людей, а особливо для воспитания юношества, содержащее 225 фигуръ Гравированныхъ Г. Штойберомъ въ Париже. В 2-х т. Москва: У книгопродавцевъ Куршенера и Компании, 1803.

48. Ильина Т.В. Русское искусство XVIII века. Москва: Высшая школа, 2001.

49. История села Царского в трех частях. Составленная Из дел архива правления села царского Ильею Яковкиным». СПб. В типографии департамента народного просвещения. 1829-1831.

50. Камерон Ч. Термы римлян, их описание и изображение вместе с

исправленными и дополненными реставрациями Палладио, чему предпосылается вводное предисловие, указывающее на природу настоящего труда, а также рассуждение о состоянии искусств на протяжении различных периодов Римской империи. Ред. Г.И. Котов, В.Н. Талепоровский, прим. В.П. Зубова. Пер. с англ. А. А. Войтов, В.К. Макаров и Е. Н. Якоби Москва: Изд-во Всесоюзной академии архитектуры, 1939. Британское издание: Charles Cameron. The Baths of the Romans. London. 1772.

51. Кедринский A.A. Основы реставрации памятников архитектуры. Обобщение опыта школы ленинградских реставраторов М.: Изобразительное искусство, 1999.

52. Кедринский A.A. Восстановление дворцово-парковых ансамблей пригородов Ленинград. Серия «Лучшее в архитектуре». 1987, №9, с. 3-12.

53. Кедринский A.A., Колотов М.Г., Ометов Б.Н., Раскин А.Г. Восстановление памятников архитектуры Ленинграда. Л.. 1987, 486 с.

54. Ковалевская H.H. Русский классицизм. М.: Искусство. 1964.

55. Коваленская H.H. История русского искусства XVIII века. М.:.Изд. Московского университета, 1962.

56. Коваленская H.H. Из истории классического искусства. Избранные труды. М.: Советский художник, 1988.

57. Колотов М., Трубинов Ю. Триптих работы Якоба Меттенлейтера в галерее Рафаэля Михайловского замка (поединок венценосцев).// Реликвия № 19, 2008-2009, с. 4-13.

58. Козьмян Г.К. Чарльз Камерон. Л: Лениздат, 1987.

59. Коттё С., Клёриссо Ч.-Л., Пиотровский М.В., Григорьева И.С., Шевченко В. Г. Шарль-Луи Клериссо: архитектор Екатерины Великой. Рисунки из собрания Государственного Эрмитажа. Каталог выставки. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Славия, 1997.

60. Корш М. Краткий словарь мифологии и древностей. СПб., изд. А. С. Суворина, 1894.

61. Кузнецов A.B. Своды и их декор. Москва: Всесоюзная академия архитектуры, 1938. Переиздание: М.: изд-во В. Шевчук, 2003.

62. Кузнецова Л. Петербургские ювелиры. Век восемнадцатый, бриллиантовый. Москва-Санкт-Петербург: Центрполиграф, 2009.

63. Кузовникова В.Н. Материалы к восстановлению плафона Большого зала Екатерининского дворца в Пушкине // Научные сообщения ГИОП. Л., 1959; Белоусов Б.И. Описание состояния росписи плафона в Танцевальном зале Юсуповского дворца. Л., 1983.

64. Кун Н.А. Мифы древней Греции. Москва: ООО «издательство АСТ» 2004.

65. Кучумов А.М. Павловск. Дворец и парк. Л., Аврора, 1976.

66. Лансере Н. Архитектор Чарльз Камерон// Чарльз Камерон. Москва-Петроград: Гос. Издательство, 1924.

67. Лансере Н.Е. Виченцо Бренна. СПб.:Изд.дом «Коло», 2006.

68. Лукомский Г.К. Дворцы-музеи Царского Села. Краткий каталог музея Большого Екатерининского дворца. Пг., 1918.

69. Лукомский Г.К. Дворцы-музеи Царского Села. Краткий каталог музея Александровского дворца. Пг., 1918.

70. Лукомский Г. К. Царское Село. Описание дворцов, сада и павильонов. Мюнхен, 1923.

71. Лукомский Г. Камерон в Батурине // Чарльз Камерон. Москва-Петроград: Гос. Издательство, 1924.

72. Мелетинский Е.М. Мифологический словарь. М.: Советская энциклопедия. 1991.

73. Менар Р. Мифы в искусстве старом и новом. Лениздат.1994.

74. Михайловский Е.В. Реставрация памятников архитектуры. Развитие теоретических концепций. М., 1971.

75. Мюллер А.П. Иностранные живописцы и скульпторы в России. М., 1925.

76. Нащокина М.В. Античное наследие в архитектуре позднего русского классицизма // Русский классицизм второй половины XVIII - нач. XIX в. М., 1994.С. 181-193.

77. Описание Села Царскаго или спутник обозревающим оное, с планом и краткими историческими объяснениями. Сост. И. Яковкин. СПб., 1830.

78. Павлова М.А. Интерьеры Большого Ораниенбаумского дворца XVIII-середины XIX века// Ораниенбаумские чтения. СПб.: Историческая иллюстрация, 2006, вып. VI.

79. Переписка М. Гримма с Екатериной II // Сборник Имп. Русского исторического Общества. Изд. Я.К. Грота. Т. XXIII. СПб., 1878.

80. Петров А.Н. Пушкин. Дворцы и парки // Ленинград: Искусство, 1969.

81. Петров П.Н. Сборник материалов для истории С.-Петербургской Академии художеств за сто лет ее существования // В 3 т. / Под ред. и с прим. П. Н. Петрова. — СПб.: 1864—1866.

82. Петров П.Н. История Санкт-Петербурга с основания города до введения в действие выборного городского управления по учреждениям о губерниях // 1703-1782. СПб., 1885.

83. Петров П. Н. Значение архитектора Камерона // Зодчий, год XIV, № 3-4, 1885, март и апрель, стр. 17—18..

84. По М.Р. Мифы в искусстве старом и новом. СПб.: Лениздат. 1994.

85. Подъяпольский С.С., Бессонов Г.Б., Беляев Л.А., Постникова Т.М. Реставрация памятников архитектуры. Учебное пособие для архитектурных вузов. М., 1988.

86. Помпеи. Под ред. Ф. Коарелли. Пер. с ит. O.A. Уварова. М.: Слово, 2002.

87. Пронина И.А. Декоративное искусство в Академии художеств. Из истории русской художественной школы XVIII - первой половины XIX века. Москва: Изобразительное искусство, 1983.

88. Пыляев М.И. Забытое прошлое окрестностей Петербурга. СПб., 1989.

89. Ракова А.Л. Орнаментальная гравюра в XVII века в собрании Эрмитажа. Каталог выставки. Л.: Искусство, 1986.

90. Ротенберг Е.И. Западноевропейское искусство XVII в. М., 1971.

91. Свидерская М.И. Искусство Италии XVII в. М., 1999.

92. Семевский М. Павловск - Очерк истории и описание // 1777-1877. СПб. 1877.

93. Собко Н.П. Камерон // Русский Большой Словарь, СПб : Т-во. Ибан-Ключарев., 1897.

94. Соколова Т.М. Орнамент - почерк эпохи. Л.: Аврора, 1972.

95. Стебицкий Г. Из архивных материалов// Чарльз Камерон. Москва-Петроград: Гос. Издательство, 1924.

96. Степаненко И. Лепка, скальола и декоративная живопись // Царское Село. Императорское наследие. Изд. Эммануэль Дюкамп. Swanediteur, 2010.

97. Степаненко И. Камерон.// Архитекторы Царского Села. От Растрелли до Данини. Под ред. И.К. Ботт. СПБ., Аврора, 2010, с. 105-143.

98. Талепоровский В. Камерон в Павловске // Чарльз Камерон. Москва-Петроград: Гос. Издательство, 1924.

99. Талепоровский В.Н. Чарльз Камерон // М., Издательство Всесоюзной академии архитектуры, 1939.

100. Тит Лукреций Кар. О природе вещей. Москва: Издательство художественной литературы, 1983.

101. Тресиддер Дж. Словарь символов // Москва. ФАИР-ПРЕСС. 2001.

102. Трефилова И.В. Декоративные росписи итальянских художников в интерьерах Петербурга конца XVIII - первой трети XIX века. Автореферат диссертации. М: ПроСофт, 2005.

103. Успенский А.И. императорские дворцы. Т.2 Ораниенбаум - Царское Село -Павловск. М.: Печатня А.И. Снегиревой, 1913.

104. Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве». Москва: ООО «Издательство ACT», 2004.

105. Швидковский Д.О. Архитектор Ч. Камерон. Новые материалы и исследования // Автореферат дисс. На соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М., 1984.

106. Швидковский Д.О. Чарльз Камерон при дворе Екатерины II // Москва: Наше наследие, 2001.

107. Швидковский Д.О. Чарльз Камерон и архитектура императорских резиденций // М., издательство Улей, 2008.

108. Шевченко В.Г Сто рисунков французских орнаменталистов (вторая половина XVII - первая половина XVIII вв. Каталог выставки).СПб:Гос. Эрмитаж, 1995.

109. Шпинарская E.H. Классицизм и барокко: историографический анализ. СПб, 1998.

110. Царское Село. Справочник-Путеводитель. Под ред. И. Ботт. ГМЗ «Царское Село». СПб., 1999.

111. Цилли JI.Б. Декоративная роспись плафона в архитектуре интерьера. М., 1953.

112. Эфрос A.M. Живопись Гонзаго в Павловске. М.; Л., 1948.

113. Яковкин И. Ф. Краткая летопись о Селе Царском, тип. К. Крайя. 1827.

114. Яранцев В.Н., Жерихина Е.И., Симкина С.А. Плафон// Три века Санкт-Петербурга. Энциклопедия в 3-х томах.т. 2. Девятнадцатый век. Кн.5 П-Р. СПБ: Филологический факультет СПбГУ, 2006.

115. Arnold D., Bending S. Tracing Architecture. The Aesthetics of Antiquarianism // Oxford. Blackwell. 2003.

116. Barber T. Thornhill, Sir James (1675/6-1734.// Oxford Dictionary of National Biography. Oxford University Press, 2004.

117. Bertholet J. Histoire ecclésastique et civile du Duché de Luxembourg et Comté de Chiny, 1.1. Paris, 1741.

118. Boito C. Restaurare о conservare? // Questioni pratiche di Belle Arti. Milan: Ulrico Hoepli, 1893, p. 3-67.

119. Boito С. I nostril vecchi monumenti: Conservare о restaurare? // Nuova Antologia 87, No. 3 (1886).

120. Bristow I. Architectural Colour in British Interiors 1615-1840. Yale University Press, London, 1996.

121. Chaney E. The Evolution of the Grand Tour. Anglo-Italian Cultural Relations since the Renaissance. London: Frank Cass Publishers, 1998.

122. Chaney E. Inigo Jones's "Roman Sketchbook". Vol. 1-2. London: Roxburghe Club, 2006.

123. Classical Dictionary of Biography, Mythology and Geography by William Smith. London, 1858.

124. Colvin H. Charles Cameron // A Biographical Dictionary of British Architects, 1660-1840. London, 1980.

125. Colvin H. A Scottish Origin of English Palladianism ?// Architectural History, XVII, 1974.

126. Cross A. Cameron Scottish Workers.// Scottish Slavonic Review. Glasgow, 1988.

127. Darley G. John Soane An Accidental Romantic. Yale University Press, 1999.

128. Dipinti murali di Pompei. Edited E. Cerillo. Medaglie Institute d4Incoraggiomento di Napoli. Espozioni di londra e Milano. Richter&Co. Napoli, 1906.

129. Ercolano e Pompei. Gli affrechi nelle illustrazione neoclassiche dell4album delle "Peintures d4Herculanum" conservato al Louvre. Pino de Villechenon M-N, Napoleone C. Milan: Franco Maria Ricci, 2000.

130. Esche С. Die Libreria Piccolomini in Siena. Studien zu Bau und Ausstat-tung//Europaische Hochschulschriften. Vol 36, series 28, Frankfurt am Main, 1992.

131. Ferguson G. Signs and Symbols in Christian Art. Oxford University Press: London, Oxford, New York, 1961.

132. Fleming J. Robert Adam and His Circle. London, 1962.

133. Friedman J. Caracciolo M. Inside Rome. Discovering the Classic Interiors of Rome. London, 1993.

134. Grand Tour: The Lure of Italy in the 18th Century, edited by A. Wilton, I. Bignemini, London, 1996.

135. Harris J. The Palladians. London: Rizzoli, 1981.

136. Harris E. The Genius of Robert Adam. New Haven-London: Yale University Press, 2001.

137. Harris L. Robert Adam and Kedleston. The Making of a Neo-Classical Masterpiece. The National Trust, London, 1987.

138. Iconologia or Moral Emblems by Cesar Ripa. Various Images of Virtues, Vices, Paffions, Arts, Humours, Elements and Celeftial Bodies as Designed by the Ancient Egyptians, Greeks, Romans and Modern Italians. London, Printed by Benjamin Motte, MDCCIX (1709). Современное переиздание: Ripa Cesare. Baroque and Rococo pictorial imagery. New York. 1971.

139. Kliemann J., Rohlmann M. High Renessance and Mannerism. 1510-1600. Ed. C. Lyon. New York - London: Abbeville Press Publshers, 2004.

140. Kubiak J. Konserwowac czy restaurowac? // Ochrona zabytkow. 1983. №1-2., p. 100-108..

141. Lacopi I. The House of Augustus Wall Paintings. Milan: Electa, 2008.

142. La Pittura Pompeiana. Museo Archeologico Nazionale di Napoli. A cura di I. Bragantini, V. Sampaolo. Napoli: Electa, 2009.

143. Le Antichita di Ercolano esposte. Le Pittura Antiche dvErcolano e Contorni incise con qualche spiegazione. Vol. I-VII. Napoli: Regia stamperia, 1757-1792.

144. Lo Gatto E. Gli artisti italiani in Russia. Vol. 1-4. Milano, 1991-1994.

145. Loukomski G. Charles Cameron. An illustrated monograph on his life and work in Russia. London: Nicholson & Watson - The commodore press, 1943.

146. Lewis D. Classical Texts and Mystic Meanings: Daniele Barbarous Program for the Villa Mazer.// In Klassizismus: Epoche und Probleme: Festschrift fur Erik Forssman zum 70 Geburstag. Ed. By J. Meyer zur Capellen and G. Oberreuther-Krornabel. Hildesheim, 1987.

147. Lewis D. The Iconography of Veronese^ Frescoes in the Villa Barbara at Mazer.// Nuovi studi su Paolo Veronese. Ed. By V. Gemin. Venice, 1990.

148. Poeschke J. Italian Frescoes. The Age of Giotto.1280-1400. New-York - London: Abbeville Press Publishers, 2005.

149. Rae I. Charles Cameron, Architect to the Court of Russia. London: Elek, 1971.

150. Raffael Santi d^Urbino. Le Loggie di Rafaele nel Vaticano. Grav. G. Volpato, G. Ottaviani. Rome, 1772-1777.

151. Roettgen S. Italian Frescoes. The Early Renessance 1400-1470. Ed. Abigail Asher. New York-London: Abbeville Press Publishers, 1996.

152. Richardson A. E. Classic Architecture in Russia. Architectural Review, № 38, 1915, p. 87-99.

153. Iconologia del cavaliere Cesare Ripa. In Perugia, MDCCLXV. Nella Stamperia Di piergiovanni Constantini.

154. Roettgen S. Italian Frescoes. The Flowering of the Renessance. 1470-1510. Ed. Abigail Asher. New York-London: Abbeville Press Publishers, 1997.

155. Roettgen S. Italian Frescoes. The Baroque Era. 1600-1800. Translated by R. Stockman. Ed. S. Castello. New York - London: Abbeville Press Publishers, 2007.

156. Schultz J. Pinturicchio and the the Revival of Antiquity//Journal of the Warburg and Courtlaud Institutes 25 (1962), pp.35-55.

157. Smith C.S. Eighteenth-Century Decoration. Design and the Domestic Interior in England. London. Weidenfeld & Nicolson, 1993.

158. Talbot Rice T. Charles Cameron, Architect to the Imperial Russian Court//Charles Cameron.1740-1812. Catalogue of the Cameron Exhibition. London, 1967, p. 7-24.

159. The Antiquities of Herculaneum / Translated from the Italian; by Thomas Martyn and John Lettice, Bachelors of Divinity, and Fellows of Sidney College, Cambridge. Containing pictures. London : Printed for S. Leacroft, at the Globe, Charing-Cross, MDCCLXXIII [1773].

160. Venuti M. Descripzione delle prime scoperti delPantica citta d'Ercolano . Ve-nezia, 1748.

161. Watkin D. The English Vision. The Picturesque in Architecture, Landscape and Garden Design. London: John Murrey, 1982.

162. Wither G. A Collection of Emblems, Ancient and Modern, 1635. Kessinger Publishing. LLC September 10, 2010.

Источники интернет

163. Болотина Н.Ю. Английский садовник У. Гульд при дворе светлейшего князя Г.А. Потемкина // Россия - Британия. Материалы научной конференции. ГИМ - интернет-ресурс:

http://www.kremlin.museum.m/ru/main/science/conferences/2003/Russia-Britain/thesis/Bolotina/

164. Давидова М.Г., Трефилова И.В. Искусство петербургского интерьера эпохи русского классицизма в контексте европейских традиций.

http://www.portal-slovo/ru/art/36140/рЬр/

165. The Alexander Palace Association. Bob Acheson. Lukomski on Cameron. http://www.alexanderpalace.org/cameron/one.html (18.06.2010)

166. INTERNATIONAL CHARTER FOR THE CONSERVATION AND RESTORATION OF MONUMENTS AND SITES

(THE VENICE CHARTER 1964). http://www.internationa1.icomos.org/charters/venice e.pdf

167. ГМЗ "Царское Село". www.tzar.ru

168. ГМЗ "Павловск". http://www.pav1ovskmuseum.ru/

169. Музей Поля Гетти. http://www.gettv.edu/museum/

170. Католическая Библия. Добродетели. hltp://www.catholicbiblel 01.com/thevirtues.htm

Список иллюстраций.

1. Н.х. Портрет Чарльза Камерона. 1800-е гг.

2. Плафон Арабескового зала в Екатерининском дворце. Фотография 1930-х гг.

3. Холодные бани. Вид сос стороны Фрейлинского сада. Современная фотография.

4. Фасад Агатовых комнат. Вид со стороны Висячего сада. Современная фотография.

5. Чарльз Камерон. Термы римлян. Титульный лист английского издания 1772 г.

6. Иконология кавалера Чезаре Рипа. Титульный лист итальянского издания 1766 г.

7. Иконология. Объясненная лицами; или полное собрание аллегорий, ем-блем и пр. Титульный лист русского издания 1803 г.

8. Роберт Адам. Архитектурная фантазия. Рисунок.

9. Роберт Адам. Проект росписи плафона в Столовой. Кедлстон. 1765-68.

10. Роберт Адам. Эскиз плафона. Нью-Бай холл. 1770-80.

11. Роберт Адам. Эскиз плафона.

12. Роберт Адам. Эскиз плафона. Кедлстон. Ок. 1762.

13. Ч. Камерон. Чертеж стены Арабескового зала. Екатерининский дворец. 1782.

14. Арабесковый зал. Фотография 1910-е гг.

15. Ч. Камерон. Печи в Арабесковом зале. Акварель. 1781-84.

16. Плафон Арабескового зала. Фотография ЛенТАСС, 1933.

17. Арабесковый зал. Фотография 1944.

18. Ч. Камерон. Эскиз плафона Арабескового зала. Акварель. 1781 - 1784. Г.Э. № 11035.

19. Э. Гау. Вид Арабескового зала. Акварель. 1856.

20. Арабесковый зал. В процессе реставрации. Фотография. 2010.

21. Плафон Арабескового зала. После реставрации. Фотография. 2012.

22. Ч. Камерон. Венер и амур. Эскиз плафона Арабескового зала. Фрагмент центрального медальона.

23. Г. Рени. Лежащая Венера и купидон. 1639. Дрезденская галерея.

24. Б. Досси. Венера и купидон. 1540. Музей искусств. Филадельфия.

25. Ч. Камерон. Аллегория Правосудия. Эскиз плафона Арабескового зала.

26. Аллегория Справедливости. Гравюра из «Иконологии» Ч. Рипа. 1758-60.

27. Аллегория Справедливости. Гравюра из русского издания «Иконологии». 1803.

28. Ч. Камерон. Аллегория Силы. Эскиз плафона Арабескового зала.

29. Д.-М. Морлайтер. Аллегория Силы. Скульптура фасада дворца в Гатчине. 1776.

30. Ч. Камерон. Аллегория Благоразумия. Эскиз плафона Арабескового зала.

31. Аллегория Благоразумия. Гравюра из «Иконологии» Ч. Рипа. 1758-60.

32. Аллегория Благоразумия. Перино дель Вага. Италия. 1501-1504.

33. Ч. Камерон. Аллегория Истины. Эскиз плафона Арабескового зала.

34. Ж.-Ф. Труа. Время срывает покров с Истины. 1733. Национальная галерея, Лондон.

35. Ч. Камерон. Аллегория Познания. Эскиз плафона Арабескового зала.

36. Аллегория Познания. Гравюра из русского издания «Иконологии». 1803.

37. Ч. Камерон. Аллегория Благоденствия. Эскиз плафона Арабескового зала.

38. А. Бронзино. Аллегория Счастья. 1564. Галерея Уфицци, Флоренция.

39. Ч. Камерон. Аллегория Смелости. Эскиз плафона Арабескового зала.

40. Аллегория Смелости. Гравюра из русского издания «Иконологии». 1803.

41. Ч. Камерон. Аллегория Искренности. Эскиз плафона Арабескового зала.

42. К. Дольчи. Аллегория искренности. 1659-65. Музей истории искусств, Вена.

43. Джулио Романо. Плафон зала Палаццо Те. Мантуя. 1525.

44. Д. Бернини. Роспись сводов Овального зала. Палаццо Барберини, Рим. 1625-1633.

45. Э. Гау. Центральный медальон росписи Ч.Камерона в Арабесковом зале. Акварель. 1856.

46. Н. Куапель. Суд Париса. 1728. Национальный музей, Стокгольм.

47. Д. Вольпато. Аллегория Скромности и Тщеславия. Гравюра. 1770. Британский музей.

48. Д. Капанья. Св. Агнесса-Смирение. 1592. Скульптура. Санта-Мария Гло-риоза деи фрари, Венеция.

49. X. Бехам. Аллегория Терпеливости. Гравюра. 1540. Музей изобразительных искусств, Бостон.

50. П. Батони. Аллегория Кротости. 1752. Аппарк, Западный Суссекс, Великобритания.

51. Эскиз воссоздания росписи Камерона, предложенный художниками-реставраторами. 2008.

52. Ч. Камерон. Аллегория Мира: слева - фотография ЛенТАСС, справа -фрагмент акварели Э. Гау.

53. Э. Де Луне. Мир и Война. Гравюра. 1575. Британский музей, Лондон.

54. П. Баратта. Аллегория Ништадского мира. 1721. Скульптура Летнего сада, Санкт-Петербург.

55. Ч. Камерон. Аллегория Патриотизма: слева - оригинал росписи, справа -фотография ЛенТАСС.

56. Аллегория Патриотизма. Гравюра из «Иконологии» Ч. Рипа. 1758-60.

57. Ч. Камерон. Аллегория Дружбы. Фотография ЛенТАСС. 1933.

58. Аллегория Дружбы. Гравюра из «Иконологии» Ч. Рипа. 1758-60.

59. Л.-С. Буазо. Четыре элемента приносят дары Дружбе. Ок. 1783. Париж.

60. Ч. Камерон. Аллегория Приветливости: слева - оригинал росписи, справа - фотография ЛенТАСС.

61. Тициан. Флора. 1515. Галерея Уфицци, Флоренция.

62. Аллегория Приветливости. Гравюра из русского издания «Иконологии». 1803.

63. Ч. Камерон. Аллегория Великодушия: Слева - оригинал росписи, в центре - фотография ЛенТАСС, справа - фрагмент акварели Э. Гау.

64. Д. Торнхилл. Щедрость. Четыре добродетели. Рисунок. Кон. XVII- нач. XVIII в. Институт искусств Курто, Лондон.

65. Аллегория Щедрости. Гравюра из «Иконологии» Ч. Рипа. 1560-1645.

66. Л. Джордано. Аллегория Великодушия. 1670. Музей Поля Гетти, Калифорния.

67. Аллегория Великодушия. Гравюра из русского издания «Иконологии». 1803.

68. Ч. Камерон. Аллегория Доверия. Слева- оригинал росписи, в центре - фотография ЛенТАСС, справа - фрагмент акварели Э. Гау.

69. Н.х. Аллегорический портрет Данте. Ок. 1530. Национальная галерея искусств, Вашингтон.

70. Аллегория Доверия. Гравюра из «Иконологии» Ч. Рипа. 1758-60.

71. Ч. Камерон. Аллегория Милосердия. Слева- фрагмент фотографии ЛенТАСС, справа - фрагмент акварели Э. Гау.

72. Аллегория Милосердия. Гравюра из «Иконологии» Ч. Рипа. 1603.

73. Аллегория Милосердия. Гравюра из русского издания «Иконологии». 1803.

74. Ч. Камерон. Гений Поэзии. Слева - фрагмент фотографии ЛенТАСС, справа - фрагмент акварели Э. Гау.

75. Р. Морген. Поэзия. XVIII в. Музей искусств, Сан-Франциско.

76. Б. Вест. Гений зовет искусства украсить производство и коммерцию. 1789. Музей Де Янг, Сан-Франциско.

77. Танцующие купидоны. 45-79 гг. до н.э. Национальный археологический музей, Неаполь.

78. Б. Торвальдсен. Гений поэзии. 1836. Музей Торвальдсена, Копенгаген.

79. Э. Гау. Вид Арабескового зала. Акварель. 1856. Фрагмент с медальоном «Аллегория Истории».

80. Аполлодор Дамасский. Нике. Колонна Траяна. 113 г. Форум Траяна, Рим.

81. Аллегория Истории. Гравюра из «Иконологии» Ч. Рипа. 1560-1645.

82. Ч. Камерон. Медальон «Аллегория Силы духа»: слева - фрагмент эскиза Ч. Камерона, справа - фрагмент акварели Э.Гау.

83. Ч. Камерон. Медальон «Аллегория Веры». Эскиз росписи.

84. Д.-Б. Чечи. Портрет Андреа дель Сарто между аллегориями Веры и Надежды. Фрагмент: Персонификация Веры. 1794. Вилла Реале. Монца, Италия.

85. Андреа Пизано. Аллегория Веры. Бронзовый рельеф на южных дверях Баптистерия во Флоренции. 1330.

86. Э. Гау. Вид Арабескового зала. Акварель. 1856. Фрагмент с медальоном Ч. Камерона «Аллегория Доброты».

87. Л. Камбьясо. Венера и Купидон. Ок. 1500. Институт искусств, Чикаго.

88. Д. Торнхилл. Аллегория Доброты. Рисунок. Кон. XVII - нач. XVIII в. Институт искусств Курто, Лондон.

89. Э. Гау. Вид Арабескового зала. Акварель. 1856. Фрагмент с медальоном Ч. Камерона «Аллегория Милосердия».

90. П. Веронезе. Урбан II между Справедливостью и Милосердием. Ватикан.

91. Аллегория Милосердия. Гравюра из «Иконологии» Ч. Рипа. 1560-1645.

92. Э. Гау. Вид Арабескового зала. Акварель. 1856. Фрагмент с медальоном Ч. Камерона «Аллегория Изобилия».

93. А. Караччи. Аллегория Правы и Времени. 1585. Национальная галерея, Лондон.

94. Аллегория Счастья (Изобилия): слева - фрагмент картины А. Бронзино. Аллегория Счастья. 1564. Галерея Уфицци, Флоренция. Справа - Ч. Камерон. Фрагмент эскиза росписи Арабескового зала.

95. Э. Гау. Вид Арабескового зала. Акварель. 1856. Фрагмент с медальоном Ч. Камерона «Аллегория Сохранения (Вечности)».

96. Уроборос. Гравюра XVII в.

97. Г. Каньячи. Аллегория человеческой жизни. XVII в. Художественный музей Сакраменто, США.

98. Аллегория «Сохранение». Гравюра из русского издания «Иконологии». 1803.

99. План Агатового павильона.

100. Большой зал Агатового павильона. Современная фотография.

101. Ч. Камерон. Вид центрального зала Агатовых комнат. Акварель. 1783-84 (?)

102. Вверху - лепные орнаменты. Большой зал Агатовых комнат.

Внизу - рисунки Ш. Клериссо. ГЭ.

103. Слева - Ч. Камерон. Танцующая вакханка. Фрагмент акварели. Справа -Танцующая вакханка. Гравюра. Le Antichita di Ercolano, т. III, XVIII.

104. Д.-Б. дель Эра. Танцовщица. 1790-е г. ГМЗ «Царское Село».

105. Э. Гау. Танцовщица. Фрагмент акварели «Интерьер кабинета императрицы Александры Федоровны в Зимнем дворце». 1870. ГЭ.

106. Слева - Ч. Камерон. Танцующая вакханка. Фрагмент акварели. Справа -Танцующая вакханка. Гравюра. Le Antichita di Ercolano, т. III, XXIX .

107. Слева - Ч. Камерон. Вакханка с амфорой и подносом. Фрагмент акварели. Справа -Вакханка с амфорой и подносом. Гравюра. Le Antichita di Ercolano, т. I, XXII.

108. Слева - Ч. Камерон. Вакханка с корзиной и жезлом. Фрагмент акварели. Справа -Вакханка с корзиной и жезлом. Гравюра. Le Antichita di Ercolano, т. I, XXXI.

109. Слева - Ч. Камерон. Вакханка с благовониями. Фрагмент акварели. Справа -Вакханка с благовониями. Гравюра. Le Antichita di Ercolano, т. I, XXXI.

110. Ч. Камерон. Фрагмент росписи Большого зала. Современная фотография.

111. Ч. Камерон. Гелиос в колеснице. Фрагмент акварели.

112. Гелиос (Фаэтон) в солнечной колеснице. Рельеф. V, в. Британский музей, Лондон.

113. Ч. Камерон. Суд Париса. Фрагмент акварели.

114. Л. Лагрене-Старший. Суд Париса. 1758. ГТГ.

115. Б.-Я. Дзангвиди. Купидон ведет Венеру к мертвому Адонису. 1560-66. Лувр.

116. Ч. Камерон. Венера и Адонис. Фрагмент акварели.

117. Ч. Камерон. Аполлон и Дафна. Фрагмент акварели.

118. Ф. Тревизани. Аполлон и Дафна. 1708-17. ГЭ.

119. Л. Премацци. Вид Большого зала Агатовых комнат. Акварель. 1859.ГМЗ «Царское Село».

120. Л. Премацци. Фрагмент акварели с видом Большого зала: Венера и Адонис.

121.Ч. Камерон. Венера и Адонис. Роспись Большого зала Агатовых комнат.

122. А. Лосенко. Смерть Адониса. 1764. Национальный художественный музей республики Беларусь, Минск.

123. Ч. Камерон. Сатурн (Аллегория Времени). Роспись Большого зала Агатовых комнат.

124. Д. Марторано. Время, Слава и Искусство. Рисунок. 1782. Музей искусств. Сан-Франциско.

125. Ч. Камерон. Венера, угощающая Амура нектаром. Роспись Большого зала Агатовых комнат.

126. П.-Ф. Базан. Венера поит Амура нектаром. Гравюра. 1730-е г.

127. Ч. Камерон. Аллегория Весны. Роспись Большого зала Агатовых комнат.

128. Аллегория Весны. Фонтан Аполлона. 1780-1803. Мадрид.

129. Ч. Камерон. Обучение Амура. Роспись Большого зала Агатовых комнат.

130. П.-Ф. Базан. Меркурий обучает Амура. Гравюра. 1750-е г.

131. А. Корреджо. Венера с Меркурием и Купидоном (Школа любви). 1525. Национальная галерея, Лондон.

132. Ч. Камерон. Воспитание Амура. Плафон Библиотеки Агатовых комнат. Реконструкция автора.

133. Ч. Камерон. Меркурий. Роспись Большого зала Агатовых комнат. Фрагмент.

134. Ф. Альбани. Меркурий и Аполлон. 1623-25. Национальная галерея искусств, Рим.

135. Ч. Камерон. Бахус. Роспись Большого зала Агатовых комнат. Фрагмент.

136. Караваджо. Дионис. 1596-97. Галерея Уфицци, Флоренция.

137. Ч. Камерон. Афина-Минерва. Роспись Большого зала Агатовых комнат. Фрагмент.

138. С. Торелли. Екатерина II в образе Минервы, покровительницы искусств. 1770, Русский музей.

139. Ч. Камерон. Юпитер. Роспись Большого зала Агатовых комнат. Фрагмент.

140. Юпитер верхом на орле. Камея, I в.до н.э. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

141. Э. Виже-Лебрен. Юпитер. Музей искусств, Бостон.

142. Ч. Камерон. Диана. Роспись Большого зала Агатовыз комнат. Фрагмент.

143. С. Вуэ. Диана. 1637. Хэмптон Корт, Лондон.

144. Ч. Камерон. Минерва. Роспись Большого зала Агатовых комнат. Фрагмент.

145. Ч. Камерон. Фортуна. Роспись Большого зала Агатовых комнат. Фрагмент.

146. X. Бехем. Фортуна. 1541. Музей искусств Карнеги, Питтсбург.

147. Ч. Камерон. Аполлон. Роспись Большого зала Агатовых комнат. Фрагмент.

148. Д.-Б. Катинаро. Аполлон в окружении пути. Нач. XVIII в. Музей изящных искусств, Сан-Франциско.

149. Ч. Камерон. Юнона. Роспись Большого зала Агатовых комнат. Фрагмент.

150. Ж. Ресту. Юнона у Эола. XVIII в. Гос. Эрмитаж.

151. Ч. Камерон. Марс. Роспись Большого зала Агатовых комнат. Фрагмент.

152. А. Коллерт. Марс. XVII в. Музей изящных искусств, Сан-Франциско.

153. Ч. Камерон. Осень. Фрагмент. Роспись Большого зала Агатовых комнат.

154. X. Герард. Аллегория Осени. XVII в. Гос. Эрмитаж.

155. Ч. Камерон. Кибела. Роспись Большого зала Агатовых комнат. Фрагмент.

156. Кибела в повозке, запряженной львами. Рим. II в.до н.э. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

157. Ч. Камерон. Бог реки. Роспись Большого зала Агатовых комнат. Фрагмент.

158. А. Циннер. Бог реки Акис. 1749-65. Замок Чешске Крумлов, Чехия.

159. Ч. Камерон. Янус. Роспись Большого зала Агатовых комнат. Фрагмент.

160. Д. Романо. Победа, Янус, Хронос, Гайя. 1532-34. Музей Поля Гетти.

161. Ч. Камерон. Клио. Большой зала Агатовых комнат.

162. П. Миньяр. Клио. 1689. Музей изобразительных искусств, Будапешт.

163. Ч. Камерон. Нимфа с кувшином вина. Большой зал Агатовых комнат.

164. Менада с кувшином. Триклиний виллы Цицерона, Помпеи. Гравюра. Le Antichita di Ercolano, т. Ill, XXXIX.

165. Ч. Камерон. Муза поэзии и пения. Большой Агатовых комнат.

166. Э. Лесюэр. Каллиопа. 1652. Лувр.

167. Муза Эрато. II в.до н.э. Художественный музей, Копенгаген.

168. Ч. Камерон. Слава. Большой зал Агатовых комнат.

169. Б. Строцци. Аллегория Славы. 1635-36. Национальная галерея, Лондон.

170. Ч. Камерон. Аллегория Победы. Большой зал Агатовых комнат.

171. Аллегория Победы. Фреска в театре Геркуланума. Гравюра Ф. Моргена. Le Antichita di Ercolano, т. II, XL.

172. A. Корреджо. Аллегория добродетели. 1528-30. Лувр.

173. Ч. Камерон. Фауна. Большой зал Агатовых комнат.

174. Вакханка с виноградом и раковиной. Гравюра Ф. Моргена. T. I, с. 235.

175. Д. Валериани. Апофеоз героя. 1750-е гг. Плафон Строгановского дворца, Санкт-Петербург.

176. Д. Кваренги. Рисунок плафона для Английского дворца в Петергофе. 1781-1794.

177. Ч. Камерон. Плафон Библиотеки Агатовых комнат. Фотография 1930-х гг. ГМЗ «Царское Село».

178. Рафаэль. Росписи Лоджетты кардинала Бибиены. 1516-19. Ватикан.

179. И.Н. Бенуа. Рисунок Восточной стены и плафона. 1947. ГМЗ «Царское Село».

180. Ч. Камерон. Воспитание Амура. Фотография 1930-х гг. Фрагмент. ГМЗ «Царское Село».

181. Роспись сводов Библиотеки. Виртуальная реконструкция автора.

182. Ч. Камерон. Аллегория Славы. Реконструкция автора.

183. Ч. Камерон. Аллегория Просвещения. Роспись Библиотеки.

184. Ч. Камерон. Марсий и нимфы. Кессон 9. Вверху-фрагмент фотографии 1930-х гг. Внизу - сохранившийся фрагмент росписи.

185. Аполлон и Марсий. Колонна в Мантинее. IV в.до н.э.

186. Рафаэль. Аполлон и Марсий. Росписи Лоджетты кардинала Бибиены. 1516-19. Ватикан.

187. Рафаэль. Аполлон и муза. Росписи Лоджетты кардинала Бибиены. Гравюра Б. нель Дадо. Лувр.

188. Ч. Камерон. Аполлон и Диана. Кессон 8. Вверху - фрагмент фотографии 1930-х гг. ГМЗ «Царское Село». Внизу - сохранившийся фрагмент росписи.

189. Ч. Камерон. Афина и нимфы. Кессон 17. Вверху - фрагмент фотографии 1930-х гг. Внизу - сохранившийся фрагмент росписи.

190. Рафаэль. Состязание Аполлона и Марсия. Лоджетта кардинала Бибиены, Ватикан. Фрагмент. Гравюра Б. нель Дадо. Лувр.

191. Ч. Камерон. Марсий и нимфы. Вверху - фрагмент фотографии 1930-х гг. Внизу - сохранившийся фрагмент росписи.

192. Аллегория Мира (Пан). Гравюра из издания «Иконология» Ч. Рипа. 175860.

193. Ч. Камерон. Кибелла (?). Кессон 16. Вверху - фрагмент фотографии 1930-х гт. Внизу - сохранившийся фрагмент росписи.

194. Ч. Камерон. Жертвоприношение (?). Кессон 14. Фрагмент фотографии 1930-х гг.

195. Ч. Камерон. Игры кентавров. Кентавр и кентаврисса. Фрагмент фотографии 1930-х гг.

196. Ф. Морген по рис. К. Падерни. Кентаврисса и менада. Гравюра из Ье Ап-йсЪка (Н Егсо1апо, т. I, XXVI.

197. Ф. Морген по рис. К. Падерни. Кентавр и менада. Гравюра из Ье АпйсЬка & Егсо1апо, т. I, XXV.

198. Ф. Морген по рис. К. Падерни. Кентавр Хирон и Ахилл. Гравюра из Ье АпйсЬка сИ Егсо1апо, т. I, XXVII.

199. Ч. Камерон. Мифологическая сцена. Фрагмент фотографии 1930-х гт.

200. Ч. Камерон. Мифологическая сцена. Фрагмент фотографии 1930-х гг.

201. Ч. Камерон. Мифологическая сцена. Фрагмент фотографии 1930-х гг.

202. Ч. Камерон. Воспитание героя. Кентавры и маленький Геракл (Ахилл?). Фрагмент фотографии 1930-х гг.

203. П. Батони. Кентравр Хирон, обучающий Ахилла. 1770. Галерея Уфицци.

204. Ч. Камерон. Аллегория Справедливости. Роспись на стене Библиотеки. Фрагмент фотографии 1930-х гг.

205. Д.-Б. Тибальди. Справедливость. 1669. Правовая библиотека Лилиан Голдман, Брюссель.

206. Ч. Камерон. Аллегория Истории (Память). Роспись на стене Библиотеки.

207. Аллегория Памяти. Гравюра из издания «Иконология» Ч. Рипа.

208. П. Веронезе. Сатурн и История. Фреска. 1561. Вилла Барбаро, Мазер, Италия.

209. Ч. Камерон. Аллегория Астрономии. Роспись на стене Библиотеки.

210. Ч. Камерон. Аллегория Географии. Роспись на стене Библиотеки.

211. Г. Пенц. Астрология. 1541. Британский музей.

212. География. Гравюра из «Иконологии» Ч. Рипа.

213. Ч. Камерон. Аллегория Щедрости (Великодушие). Роспись на стене Библиотеки.

214. Ч. Камерон. Щедрость (Великодушие). Медальон плафона Арабескового зала.

215. Ч. Камерон. Роспись свода «Кабинетца» в Агатовых комнатах. Фотография 1930-х гг. ГМЗ «Царское Село».

216. Купидоны и тритоны. Фреска Геркуланума. Гравюра из «Ье АпйсЬка сН Егсо1апо», т. II, ХЫУ.

217. Купидоны и тритоны. Фреска Геркуланума. Цветная гравюра из Луврского альбома XVIII в.

218. Барельеф «Минерва». По рис. Ч. Камерона. «Кабинетец» Агатовых комнат.

219. Триумф Америки и посрамление Британии. Америка в образе Минервы. 1782. Библиотека Конгресса США.

220. Барельеф «Аполлон». По рис. Ч. Камерона. «Кабинетец» Агатовых комнат.

221. Ф. Бреска. Аполлон и змей Пифон. XVI в. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

222. Барельеф «Риторика». По рис. Ч. Камерона. «Кабинетец» Агатовых комнат.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.