Постмодернистская парадигма культуры глобализирующегося мира тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Гревцева, Анна Анатольевна

  • Гревцева, Анна Анатольевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2009, Орел
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 147
Гревцева, Анна Анатольевна. Постмодернистская парадигма культуры глобализирующегося мира: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Орел. 2009. 147 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Гревцева, Анна Анатольевна

Введение

Глава 1. «Культурная глобализация» как главная тенденция развития современной культуры. )

1.1. Основные парадигмы развития современной культуры.

1.2. «Культурная глобализация» и «глобализация культуры»: соотношение понятий и явлений.

Глава 2. Постмодернизм как философская рефлексия культуры постмодерна.

2.1. Постмодернистский стиль мышления — философское основание культуры постмодерна.

2.2. Постмодерн и постмодернизм: культура и философия. 97 Заключение 127 Библиография

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Постмодернистская парадигма культуры глобализирующегося мира»

Актуальность темы исследования. Логика эволюции современного общества - логика перехода от двухполярного к однополярному миру, себя исчерпала. Будущее планетарного бытия возможно только на основе многополярности, несмотря на процесс глобализации с его универсализацией, унификацией аксиологических ориентиров. Возникли новые мировые мегатенденции в эволюции культуры, отвечающие на вызовы современной эпохи: культурная глобализация и процесс становления общечеловеческой культуры - культуры будущего — культуры антропокосмизма. Она, генетически основываясь на идеалах истины, добра и красоты, — шаг вперед по отношению к культуре антропоцентризма (современные культуры формируются на основе Западных духовных традиций).

С середины XX в. внимание философского сообщества обращено к двум проблемам современной культуры: формированию единого культурного пространства под воздействием глобализации (культурная глобализация, глобализация культуры) и развитию культуры постмодерна, постмодернистского стиля мышления — мировоззренческого ее основания.

При всем внимании к процессам культурной глобализации и глобализации культуры не раскрыто их соотношение, сущность, понятийные разграничения. Недостаточно определено как место постмодерна в структуре современной культуры, роль постмодернизма в ее возникновении, так и его роль в формировании культуры постмодерна. Дальнейшего осмысления от исследователей требует проблема постмодернистского стиля мышления, его роли в формировании культуры постмодерна.

Это выявляет необходимость обращения к проблемам развития современной культуры: влияние на нее процесса глобализации, определение места постмодерна, постмодернизма, постмодернистского стиля мышления в тенденциях формирования культуры будущего. О значительных пробелах в их исследовании свидетельствует и большое количество проводимых научных дискуссий, научных конференций, международных форумов философов (XXI -XXII Всемирные философские конгрессы).

Степень разработанности проблемы. Проводя анализ современной философской литературы, следует отметить, что наибольшее внимание ученых вызывает процесс глобализации: его экономические, социальные, политические аспекты. Вместе с тем культурная глобализация пока недостаточно изученное явление.

Исследование глобализации имеет свою историю становления. Начало изучения данного процесса связано с именами Э. Фромма, X. Ортега-и-Гассета, Э. Тоффлера, Ф. Фукуямы, Ю. Хабермаса, и др. Общетеоретическим аспектам глобализации посвящены работы ряда зарубежных и отечественных исследователей: М. Уотерса, Э. Перро, Ш. Айзенштадта, И. Кларка, Дж. Питерса, С. Хоффмана, С. Хантингтона, Э.А. Азроянц, В.М. Розина, А.Н. Чумакова, П.В. Малиновского, и др.

Сложный процесс глобализации приводит исследователей к , необходимости его структурирования и выделения системообразующих1 проблем: определение начала процесса глобализации, его структуры, основных тенденций развития. Проблеме возникновения процесса', глобализации посвящены работы В.М. Розина, Э. Паина, Ф. Дефаржа, С. Хантингтона, С. Хоффмана, и др.

Вопросу структурирования глобализации обращено внимание М. Уотерса, С. Хоффмана, П.В. Малиновского, А.И. Смирнова, Т.Е. Савицкой, и т.д. Формированию особого феномена глобализирующегося мира -информационному обществу посвящены работы А. Тьюринга, М. Маклюэна, Дж. П. Барлоу, Д. Иванова, А. И. Смирнова, Н. Моисеева.

Наибольший интерес вызывает связь процесса «культурной глобализации» с явлением постмодерна, с философией постмодернизма и формировавшимся постмодернистским стилем мышления.

Историческими предпосылками для формирования идей постмодернизма явились работы Ф. Ницше и 3. Фрейда. Основоположниками постмодернистской философии являются: Р. Барт, Ж. Бодрийяр, Ф. Гваттари, Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Делез, Ж. Деррида, М. Фуко, Ю. Кристева, У. Эко, Ф. де Соссюр и др. С их идеями связано возникновение новой эпохи в культуре, получившей название постмодернизма.

Р. Барт, М. Фуко одними из первых начинают создавать теоретическую базу философии постмодернизма, разрабатывая основной категориальный аппарат. Эту традицию продолжают Ж. Бодрийяр, Ф. Гваттари, Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Делез, Ж. Деррида, которые уделяют внимание таким категориям, как дискурс, ризома, симулякр, лабиринт, ландшафт, знак, текст, интертекст, интертекстуальность, код, концепт, нарратив и т.д.

Анализу понятия «мышление» уделяли внимание К. Манхейм, Л. Леви-Брюль, М. К. Мамардашвили, E.H. Устюгова, и т.д.

Логика определения сущности понятий и явлений «постмодернизм», «постмодерн», «культура постмодерна», «постмодернистский стиль мышления», их соотношения, разграничения неизбежно ведет к компаративистскому и структурно-сравнительному анализу произведений' таких авторов, как: Р. Барт, Ж. Бодрийяр, 3. Бауман, В. Велып, А. Гидденс, Д. Гудинг, Дж. Леннокс, Д. Денет, Ф. Джеймисон, К. Манхейм, О.Б. Вайнштейн, М.К. Мамардашвили, В.Л. Алтухов, Л.М. Андрюхина, E.H. Устюгова и др.

В своей работе автор опирается на монографические произведения известных зарубежных и русских ученых: Р. Барта, Дж. П. Барлоу, Ф. Гваттари, Ж. Дерриды, Ж. Делеза, И. Кларка, Л. Леви-Брюля, Ж.-Ф. Лиотара, М. Маклюэна, М. Мерло-Понти, X. Ортега-и-Гассета, Ж. П. Сартра, А. Дж. Тойнби, Ф. Фукуямы, Ю. Хабермаса, С. Хоффмана, А. Тьюринга, М. Уотерса, О. Шпенглера, Ш.Н. Айзенштадта, В.Л. Алтухова, Л.М. Андрюхиной, B.C. Библера, В.В. Бычкова, Н.С. Злобина, Д. Иванова, М.С. Кагана, А. Колмогорова, Н.С. Кирабаева, А.Ф. Лосева, М.К. Мамардашвили, Н.Б. Маньковской, Э.С. Маркаряна, Н. Моисеева, И.С. Скоропановой, А.И. Смирнова, E.H. Устюгова, М. Пешкова, и др.

Проблеме глобализации культуры посвящено диссертационное исследование Чистяковой С.С. «Глобализация культуры: генезис, типология, современные смысле», в котором автор анализирует данное явление в контексте истории и современности. В диссертационной работе Зубковой A.B. «Синергетические эффекты культурной глобализации: философско-методологические аспекты» посвящена актуальной проблеме анализа глобальных процессов самоорганизации и саморазвития социокультурных систем.

Таким образом, основываясь на проведенном анализе литературы, несмотря на большое количество работ, проблема развития культуры в глобализирующемся мире и место постмодернизма в ней на данный момент не получила должного развития. Необходимо ее дальнейшее изучение в контексте философского и культурологического анализа.

Объектом исследования является современная культура в условиях культурной глобализации.

Предметом исследования выступает постмодернистская парадигма культуры глобализирующегося мира.

Целью диссертационного исследования является философско-культурологическое обоснование места постмодернизма в структуре современной культуры, его роли в процессе культурной глобализации.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

- выявить основные тенденции развития современной культуры, цивилизации в условиях глобализации: процессы унификации и стандартизации, технотизации, информатизации, предпосылки формирования культуры антропокосмизма — культуры будущего.

- раскрыть сущность процессов культурной глобализации и глобализации культуры, их соотношение, место в мегатенденциях развития современной культуры;

- проанализировать понятие «постмодернистский стиль мышления» и выявить его роль в становлении культуры постмодерна;

- рассмотреть сущность понятий «постмодерн», «постмодернизм», их соотношение и взаимосвязь; определить их место в структуре культуры глобализирующегося мира.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют общетеоретические методы: диалектический, комплексный, системный, г}елостный, сочетающиеся с философско-культурологическими подходами, для которых свойственно стремление объединить, синтезировать материал отдельных наук о культуре. С этой целью нами был использован идеографический метод (В.Виндельбант, Г.Риккерт), направленный на изучение не общего, а особенного, индивидуального, неповторимого в явлениях культуры.

Применение других общенаучных методов: аксиологического, интуитивно-психологического («вчувствование» В.Дильтей, Ф.Ницше), герменевтического (Г.Гадамер, П. Рикер), структуралистского («археология гуманитарных наук» М. Фуко, К. Леви-Стросс), а также компаративистского («кросс-культурного» П. Сорокин, Б. Малиновский, Л. Уайт), позволяет учитывать взаимоотношения между индивидуальным и общественным, взаимообусловленность развития парадигм от их темпоральных горизонтов,, определять правила интерпретации философских, психологических, культурных «текстов», выявлять аксиологические основания феноменов и понятий, находить специфику формирования идеальных ценностей («ценностных благ культуры»).

Методология база диссертации была усилена за счет теории кулътурно-цивилизационных систем (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби), позволяющей процессы культурной глобализации рассмотреть через метакатегории: «культура» и «цивилизация». Базовой методологической посылкой исследования считаем признание культурно-исторического и коммуникативного детерминизма, обусловленного социокультурной и коммуникативно-кодовой природой современного гуманитарного знания.

В качестве основных теоретических источников диссертационного исследования выступили работы западноевропейских и отечественных авторов: Ш. Айзенштадта, Р. Барта, Ж. Дерриды, И. Кларка, Ж.-Ф. Лиотара, X. Ортега-и-Гассета, Э. Перро, П. Рикера, М. Уотерс, Ф. Фукуямы, Ю. Хабермаса, К. Харта, Э.А. Азроянц, П.В. Малиновского, В.М. Розина, И.С. Скоропановой, А.Н. Чумакова и т.д.

Научная новизна диссертационного исследования: показано, что на развитие феномена современной культуры главное влияние оказывает глобализация с ее унификацией, стандартизацией, а также процесс локоглобализации, стремящийся сохранить ценности национальных культур. На фоне этих противоречивых тенденций и формируются предпосылки культуры антропокосмизма, вбирающей культурные ценности всех народов мира. выявлено, что в настоящее время в культуре выделяются две основные мегатенденции: культурная глобализация и глобализация культуры; определена их сущность как разноуровневых и неоднозначных сложноструктурированных процессов.

- раскрыто соотношение явлений постмодерна, постмодернизма и постмодернистского стиля мышления. Обосновано, что постмодернистский стиль мышления есть мировоззренческое основание культуры постмодерна.

- определено место и роль культуры постмодерна в культуре глобализирующегося мира.

Основные положения, выносимые на защиту: 1. Культура в условиях глобализирующегося мира, будучи явлением сложноструктурированным, мультимедийным, не может быть сведена к однополярным ценностям, претендующим на всеобщность, а вбирает в себя духовные основания всех национальных культур, формируя фундамент культуры антропокосмизма (множество в единстве).

2. Современная культура имеет две важнейшие тенденции развития, выражающиеся в понятиях «глобализация культуры» и «культурная глобализация». «Глобализация культуры» — это процесс, основанный на механизме универсализации, стирании культурных границ национальных культур, национальных идентичностей, их институтов. «Культурная глобализация» — процесс более сложный, включающий не только универсализацию, но и локоглобализацию, глокализацию, фрагментацию, поляризацию, ассимиляцию, гибридизацию, изоляцию.

3. Стиль мышления, являясь исторически сложившейся нормативной установкой, определяющей направленность и содержание изменений познавательных процессов на конкретном историческом этапе, влияет на формирование мировоззрения, культуры в конкретной темпоральной ситуации. В настоящее время претендует, на главенство постмодернистский стиль мышления, формулирующий теоретическую установку, отрицающую строгую-логическую систему, провозглашающий невозможность создания цельной философской концепции действительности; создающий предпосылки для мировоззренческого плюрализма.

4. Культура постмодерна и ее философская рефлексия -постмодернизм - лишь часть культуры глобализирующегося мира, но ее духовные ценности значимы. Постмодернизм, стирая различия элитарной и массовой форм культуры, создает «поп-ценности» участвующие в процессе глобализации культуры. Вместе с тем постмодернизм, постулируя множественность, мультимедийность,- духовную свободу от догм, не утилитарность, передает свои механизмы «культурной глобализации», культуре будущего, которая вбирает в себя достижения всех этно-национальных культур планеты.

Теоретическая и научно-практическая значимость исследования. Основные положения, выводы, определения, разработанные в диссертационном исследовании, представляют интерес для научно-исследовательских работ, посвященных анализу современной культуры, проблемам глобализации, культурной глобализации, смене стилей мышления в процессе исторического развития.

Материалы диссертации имеют практическое применение: положения работы могут быть использованы для разработки учебных программ нового поколения по гуманитарным предметам в вузах, при разработке учебно-методических пособий и в преподавании курсов философии, культурологии, политологии, антропологии, религиоведения и т.д.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного -исследования получили апробацию на научно-теоретических конференциях: II Международная научная конференция (памяти С.Н. Булгакова) (2008 г., г. Орел); «Основные направления организации работы с молодежью в современных условиях (на примере центрального региона)» (2008 г., г. Орел). ; Результаты исследования использовались в процессе преподавания философских дисциплин и разработке методического пособия по курсу «Постмодернизм». Выводы диссертационного исследования отражены в 9 авторских публикациях, в том числе 3 из списка ВАК.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Гревцева, Анна Анатольевна

Заключение

Предложенная логика диссертационного исследования проблем современного состояния и тенденций развития культуры неизбежно привела к необходимости анализа ее фундаментальных парадигм.

С этой целью потребовалось использование основных философских и культурологических методов: компаративистского, структурно-сравнительного, идеографического, герменевтического, лингвистического и др.

Рассмотрение структуры современной культуры потребовало раскрытия смысла следующих понятий через их сопоставление и разграничение: «культура» и «цивилизация», «глобализация», «культурная глобализация», «глобализация культуры», «информационное общество», постмодернистский стиль мышления», «постмодернизм», «постмодерн», «культура постмодерна».

Исследование сущности «культуры» и «цивилизации» как глобальных метакатегорий играет важную роль в понимании глубин процесса глобализации — главной тенденции развития современного социума.

Культура, находясь в ситуации глобализации мирового социального пространства, является многокомпонентной, плюралистичной. Она не сводится и не сводима к моноценностям.

Анализируя концепции культуры, приходим к неким обобщениям и под культурой понимаем многообразие форм человеческой деятельности, способов выражения этой деятельности (творческой, в первую очередь), накопленные результаты этой деятельности. Культура содержит в себе исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение идеалы, ценности и нормы свойственные конкретному человеческому сообществу.

Понятие «цивилизация» представляет собой материальную сторону развития общества подвластную техническому, технологическому прогрессу. Цивилизационный подход предполагает создание единой реальности, например Интернет-пространство, киберпространство и т.д. Создание единой культуры невозможно, так как абсолютизация каких либо локальных ценностей неминуемо ведет к их унификации.

Итак, большинство исследователей считают, что культура — духовная составляющая общества, а цивилизация — материальная. Существуют две стороны социума: цивилизация - материально-техническая база (позволяющая развивать способы производства и создавать необходимые блага); и культура (нравственные и духовные ценности).

Складывающаяся в настоящее время социальная реальность возникла благодаря новым информационным технологиям, новым формам коммуникации, а они, в свою очередь, меняют все окружающее пространство, культуру. В ходе глобального формирования нового общества и благодаря развитию новых информационных технологий стираются географические и национальные границы.

Новое глобальное информационное общество переходит на новый уровень предложения услуг. Теперь важнейшей формой его существования является производство и потребление информации, как основного ресурса. Одной из главных задач информационного общества является предоставление социальных гарантий возможности доступа и применения необходимой информации для решения возникающих проблем.

В исследовании было определено, что развитие современной культуры в^ процессе глобализации протекает на базе двухвекторного развития, получившего выражение в понятиях «культурная глобализация» и «глобализация культуры».

Под глобализацией понимается процесс формирования единого планетарного экономико-культурного киберпространства на основе новых информационных технологий. Глобализация, не зависимо от того, как мы ее оцениваем, положительно или отрицательно, объективно протекающий процесс. Процесс глобализации сопровождается формированием транснациональных рынков, транснациональных корпораций, приоритетом общемировых ценностей над локальными национальными ценностями и национальными интересами. Поэтому правомерно говорить о трех формах глобализации - экономической, политической и культурной, которые реализуются в поле общечеловеческой культуры.

Глобализация культуры - это понятие, отражающее процесс экспансии западных ценностей, принципов культуры, образованных на основе механизмах универсализации, унификации, устремленных на создание единой для всех, массовой культуры.

Культурная глобализация — процесс сложноструктурированный, включающий в себя как процесс глобализации культуры, так и процесс фрагментации (появление содружеств национальных государств), локализации (формирование закрытой системы этнических культур), глокализация (изменение локальных культур в соответствии с принципами формирования глобальных культур).

Важное место в культурной глобализации занимает культура -постмодернизма. В соответствии со своими идеалами она не претендует на всеобщность, не стремится заменить собой существующие локальные культуры, хотя они могут руководствоваться ее идеями.

Постмодернистский стиль мышления оказал и оказывает большое влияние на формирование и развитие современной культуры и философии. В настоящее время он является главенствующим. Постмодернистский («постметафизическим») стиль мышления выражает теоретическую установку современной философии, культуры не признающую классическую логическую систему, провозглашающий невыполнимость создания единой философской концепции реальности, создающий предпосылки для диалога, связи между многообразными мировоззренческими позициями.

Постмодерн, практикуя плюрализм, синтез различного, множества в единстве, как в искусстве, науке, так и в культуре в целом, стирает принципиальное различие между элитарным и массовым. Постмодернизм (философская рефлексия постмодерна) и постмодерн (одна из форм существования современной культуры) ныне выступают как объяснение реализации художественных, философских направлений и школ, как основа и характер деятельности общества.

Основанием культуры постмодернизма являются западные ценности. Они, естественно воспринимаемые Западом, зачастую неприемлемы для традиций Востока. Ряд исследователей связывают объединение культур Запада и Востока с транспостмодернизмом. Вместе с тем, транспостмодернизм - феномен и понятие еще не устоявшееся, отражающее явление европейской культуры, отвечающее идеям только западного мироустройства. Постмодерн, занимает в этой культуре свое важной место, но не является единственной формой ее существования.

Невозможно построение культуры будущего без учета интересов всех участников мирового диалога культур. Подобную проблему способна решить на наш взгляд антропокосмическая культура - культура общечеловеческая, которая руководствуется морально-нравственными законами и императивом единства Добра, Красоты и Истины. Именно воплощение в жизнь идеи антропокосмизма будет способствовать возникновению новых (подчас, забытых старых) ценностей, новой культуры. Для создания единой культуры будущего - антропокосмизма, необходимо соединить идеалы и нормы присущие как Западу, так и Востоку, как элите, так и массе, учесть интересы всех мировых ценностей в планетарном масштабе, руководствуясь принципами взаимоуважения и толерантности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Гревцева, Анна Анатольевна, 2009 год

1. Айзенштадт, Ш. Н. Множественность модернизмов в век глобализации Текст. / Ш. Н. Айзенштадт // Глобализация: контуры XXI века: реф. сб. / РАН ИНИОН. М., 2002. - С. 136-145.

2. Алтухов, В. Л. О перестройке мышления Текст.: философско-методологические аспекты / В. Л. Алтухов, В. Ф. Шапошников. М.: Знание, 1988. - 64 с.

3. Ананян, Л. Остров и океан: глобализация и диалог культур Текст. / Л. Ананян // Дружба народов. 2005. - № 2. - С. 140-142.

4. Андрюхина, Л. М. Стиль науки: культурно-историческая природа Текст. / Л. М. Андрюхина. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1992. -152 с.

5. Анисимов, С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление Текст. / С. Ф. Анисимов. М.: Мысль. 1988. - 253 с.

6. Антонович, И. И. После современности. Очерк цивилизации модернизма и постмодернизма Текст. / И. И. Антонович. Минск: Белорус, навука, 1997. - 446 с.

7. Астафьева, О. Н. Транснационализация культурного пространства: государство и проблемы коммуникативных стратегий Текст. / О. Н. Астафьева // Обсерватория культуры. — 2006. № 4. - С. 4-10.

8. Ю.Бард, A. NetOKpaTHH, новая правящая элита и жизнь после капитализма Текст. / А. Бард, Я. Зондерквист; пер. с англ. В. Мишучкова. СПб, 2004, с.94

9. П.Барлоу, Дж.П. Декларация независимости киберпространства Текст. / Дж.П. Барлоу // Информационное общество: сб. М.: ООО «Издательство ACT», 2004. - С.349-352.

10. Барт, Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика Текст. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г.К. Косикова. — М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. 616 с.

11. Барт, Р. Критика и истина Текст. / Р. Барт // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX XX вв.: трактаты. Статьи. Эссе. - М.: Изд-во МГУ, 1987.-С. 349-387.

12. Барт, Р. Третий смысл Текст. / Р. Барт // Называть вещи своими именами: программные выступления мастеров западноевропейской литературы XX века. -М.: Радуга, 1984. С. 176-188.

13. Бауман, 3. Философия и постмодернистская социология Текст. / 3. Бауман // Вопросы философии. 1993. - № 3. - С. 46-62.

14. Белый, А. Пути культуры. Непонятый Гоголь Текст. / А. Белый // Вопросы философии. 1990. -№11.- С.91-99.

15. Библер, B.C. От наукоучения к логике культуры: два философских введения в двадцать первый век Текст. / В. С. Библер. — М.: Политиздат, 1990. - 413 с.

16. Бодрийяр, Ж. Симулякры и симуляция Текст. / Ж. Бодрийяр // Философия эпохи постмодерна / под ред. А. Усмановой. Минск, 1996.-С. 32-47.

17. Бухтина, Т.П., Римский, В.П. Философская антропология и воспитательно-образовательные парадигмы: от античной Пайдейи к Просвещению Текст.: монография / Т.П. Бухтина, В.П. Римский. — Волгоград: изд-во ВолГУ, 2004. — 156 с.

18. Быстрицкий, Е. К. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие Текст. / Е. К. Быстрицкий; АН УССР, Ин-т философии. Киев : , 1991.-195 с.

19. Бычков, В. В. Смысл искусства в Византийской культуре Текст. / В.В. Бычков. -М.: Знание, 1991. 62[2] с.

20. Вайнштейн, О. Б. Постмодернизм: история или язык? Текст. / О. Б. Вайнштейн // Вопросы философии. 1993. - № 3. - С. 3-7.

21. Василенко, И. А. Политические процессы на рубеже культур Текст. / И. А. Василенко. М.: Эдиторная УРСС, 1998. - 224 с.

22. Вельш, В. «Постмодерн»: генеалогия и значение одного спорного понятия Текст. / В. Вельш // Путь. 1992. - № 1. - С. 129-130.

23. Гарсия, Д. О понятиях «культура» и «цивилизация» Текст. / Д. Гарсия // Вопросы философии. 2002. - №12. - С. 228-234.

24. Гваттари, Ф. Язык, сознание, общество Текст. / Ф. Гваттари // Логос. 1991. - № 1.-С. 12-19.

25. Гетманов, И.П. Коэволюционная динамика ноосферогенеза. Текст. / И.П. Гетманов. Ростов н/ Д.: АПСН СКНЦ ВШ, 2004. -188 с.

26. Гидденс, А. Постмодерн Текст. / А. Гидденс // Философия истории: антология. -М., 1994. С. 340-347.

27. Гидденс, Э. Последствия модернити Текст. / Э. Энтони // Новая постиндустриальная волна на Западе: антология / под ред. В. Л. Иноземцева. М., 1999. - С. 104-112.

28. Глаголев, М. В. Культурные ценности в современном информационном пространстве: культурологический аспект Текст. / М. В. Глаголев // Обсерватория культуры. 2005. - № 3. - С. 68-73.

29. Глобализация и мультикультурализм / Рос. ун-т Дружбы народов, Фак. гуманитар, и социал. наук ; отв. ред. Н. С. Кирабаев. М.: изд-во РУДН, 2005.-332 с.

30. Горский, В. С. История философии и культура Текст. / В. С. Горский. -Киев: Наукова думка, 1991. 379 с.

31. Готт, В. С. Понятийное мышление и становление единой науки о человеке Текст. / В. С. Готт, Г. А. Ключарев // Философские науки. -1989. -№ п.-С. 16-29.

32. Грей, Дж. Поминки по просвещению: политика и культура на закате современности Текст. : пер. с англ. / Дж. Грей. М.: Праксис, 2003. -368 с.

33. Гудинг, Д., Леннокс, Дж. Мировоззрение: человек в поисках истины и реальности Текст. Т. 2. Кн. 1 / Д. Гудинг, Дж. Леннокс; пер. с англ. Т.

34. B. Барчуновой. Ярославль: Норд, 2004. — 380 с.

35. Делез, Ж. Переговоры. 1972-1990 Текст. / Ж. Делез. СПб.: Наука, 2004. - 234 с.

36. Делез, Ж. Эмпиризм и субъективность: опыт о человеческой природе по Юму. Критическая философия Кант: учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза Текст. / Ж. Делез. М.: ПЕР СЭ, 2001. - 480 с.

37. Денет, Д. Постмодернизм и истина Текст. / Д. Денет // Вопросы философии. 2001. - № 8, - С. 78-100.

38. Деррида, Ж. Глобализация, мир, космополитизм Текст. /Ж. Деррида // перевод Д. Ольшанского.- М., Космополис, № 2 (8), 2004.1. C. 125 -140;

39. Джеймисон, Ф. Постмодернизм, или Логика культуры позднего капитализма Текст. / Ф. Джеймисон // Философия эпохи постмодерна / под ред. А. Усмановой. Минск: Красико-принт, 1996. - С. 117-137.

40. Дженкс, Ч. Язык архитектуры постмодернизма Текст. / Ч. Дженкс. -М.: Стройиздат, 1985. 136 с.

41. Дракер, П. Посткапиталистическое общество Текст. / П. Дракер // Новая постиндустриальная волна на Западе: антология / под ред. В. JL Иноземцева. М., 1999. - 104 с.

42. Дьюи, Дж. Общество и его проблемы Текст. / Дж. Дьюи. М.: Идея-Пресс, 2002. - 160 с.

43. Иванов. Д. Общество как виртуальная реальность Текст. / Д. Иванов // Информационное общество: сб. -М.: ООО «Издательство ACT», 2004. — С.355-427.

44. Ивбулис, В. Модернизм и постмодернизм: идейно-эстетические поиски на Западе Текст. / В. Ивбулис. М.: Знание, 1988. - 250 с.

45. Ильенков, Э. В. Философия и культура Текст. / Э. В. Ильенков. М.: Политиздат, 1991. —463 с.

46. Ильин, И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм Текст. / И. П. Ильин. М.: Интрада, 1996. - 255 с.

47. Ильин, И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа Текст. / И.П. Ильин. М.: Интрада. 1998. - 256 с.

48. Иноземцев, В. JI. Современный постмодернизм: конец социального или вырождение социологии? Текст. / В JI. Иноземцев // Вопросы философии. 1998. - № 9. - С. 27-37.

49. Каган, М. С. Искусствознание и художественная критика: избранные статьи Текст. / М. С. Каган СПб.: Петрополис, 2001. - 528с.

50. Каган, М. С., Хилтухина, Е. Р., Проблема «Запад Восток» в культурологии: Взаимодействие художественных культур Текст. / М. С. Каган, Е. Р. Хилтухина -М.: Наука, 1994. - 160 с.

51. Каган, М. С., Холостова, Т. В., Культура — философия искусство: (Диалог) Текст. / М. С. Каган, Т. В. Холостова - М.: Знание, 1988. -631. с.

52. Каган, М.С. Исскуство в системе культуры Сб. ст., [Текст] / М.С. Каган. АН СССР, JL: Наука, Ленинградское отделение, 1987. -272 с.

53. Карцев, И. Е. Жиль Делез. Введение в постмодернизм: философия как эстетическая эманация Текст. / И. Е. Карцев. М.: ОГНИ ТД, 2005. -230 с.

54. Келле, В.Ж. Культура и история. Методологические заметки. Текст. / В.Ж. Келле // Новая и новейшая история. 2006. - №1. С. 23 -32

55. Керимов, Т.Х. Поэтика времени Текст. / Т.Х. Керимов. — М.: Академический проект, 2005. 184 с.

56. Кинелев, В. Г. Образование, воспитание, культура в истории цивилизаций Текст. / В. Г. Кинелев, В. Б. Миронов. М.: Владос, 1998.-520 с.

57. Козловски, П. Культура постмодерна Текст. / П. Козловски. М.: Республика, 1997. - 238 с.

58. Колмогоров, А. Автоматы и жизнь Текст. / А. Колмогоров // Информационное общество: сб. М.: ООО «Издательство ACT», 2004. - С.285-312.

59. Коряковцева, Н. А. Информационное общество, проблемы, технологии, культура Текст. / Н. А. Ковряковцева // Хрестоматия по информационной культуре. М., 2007. - 130 с.

60. Кравченко, А. И. Культурология Текст.: словарь / А. И. Кравченко. -М.: Академический проект, 2000. 577 с.

61. Красиков, В.И. Размышления о природе философских конгрессов Текст. / В.И. Красиков // Вестник Российского Философского общества. -М., 2008. №3 (47), С.10-14

62. Кристева, Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики Текст. / Ю. Кристева. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. - 656 с.

63. Культурология как наука: за и против (материалы обсуждения) Текст. // Вопросы философии.- 2008. №11 - С.3-32.

64. Курицын, В. Постмодернизм: новая первобытная культура Текст./ В. Курицын // Новый мир. 1992. - № 2. - С. 227-332.

65. Кутырев, В. А. Пост-пред-гипер-контр-модернизм: концы и начала Текст. / В. А. Кутырев // Вопросы философии. 1998. - № 5. -С. 135-143.

66. Лазарус, Н. Споры о глобализации Текст. / Н. Лазарус // Глобализация: контуры XXI века: реф. сб. / РАН ИНИОН. М., 2002. -С. 68-75.

67. Леви-Брюль, Л. Первобытное мышление. Психология мышления. Текст. / Л. Леви-Брюль, под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.В.Петухова. М: Изд-воМГУ, 1980. С. 130-140.

68. Лесков, Л. В. Наука как самоорганизующаяся система Текст. / Л. В. Лесков // Общественные науки и современность. 2003. - № 4. — С. 147-148.

69. Лиотар, Ж.-Ф. Заметки о смыслах «пост» Текст. / Ж.-Ф. Лиотар // Иностранная литература. 1994. - № 11. — С. 56-59.

70. Лиотар, Ж.-Ф. Состояние постмодерна Текст. / Ж.-Ф. Лиотар ; пер. с фр. Н. А. Шматко. М.: Институт экспериментальной социологии ; СПб. : Алетейя, 1998.-160 с.

71. Липовецкий, М. Н. Русский постмодернизм (Очерки истории поэтики) Текст.: монография / М. Н. Липовецкий. Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 1997. - 317 с.

72. Лосев, А. Ф. Знак. Символ. Миф Текст. / А. Ф. Лосев. М.: Изд-во МГУ, 1982.-480 с.

73. Лосев, А. Ф. Философия. Мифология. Культура Текст. / А. Ф. Лосев. -М.: Политиздат, 1991. 525 с.

74. Лосев, А. Ф. Хаос и структура Текст. / А. Ф. Лосев. М.: Мысль, 1997.- 831 с.

75. Любомудров, М. Одичание: (глобализм как орудие разложения культуры) Текст. / М. Любомудров // Молодая гвардия 2006. -№1-2.-С. 214-244.

76. Макбрайд, У. Глобализация и межкультурный диалог Текст.: пер. с англ. / У. Макбрайд // Вопросы философии. 2003. - № 1. - С. 80-87.

77. Маклюэн, М. Средство само есть содержание Текст. / М. Маклюэн // Информационное общество: сб. -М.: ООО «Издательство ACT», 2004. С.341-348.

78. Малиновский, П. В. Глобализация 90-х годов: время выбора Текст. / П. В. Малиновский // Глобализация: контуры XXI века : реф. сб. / РАН ИНИОН. М., 2002. - С. 5-35.

79. Мамардашвили, М. К. Классические и неклассические идеалы рациональности Текст. / М. К. Мамардашвили М.: Логос - 2004 — 2381. с.

80. Мамардашвили, М. К. Мысль в культуре Текст. / М. К. Мамардашвили // Философские науки. 1989. - № 11. - С. 75-81.

81. Мамардашвили, М. К. Философские чтения Текст. / М. К. Мамардашвили СПб: Азбука-классика - 2002. - 832 с.

82. Мамардашвили, М.К. Как я понимаю философию Текст. / М. К. Мамардашвили -М.: Прогресс; Культура, 1992.- 416 с.

83. Маньковская, Н. Б. Шизоанализ вместо психоанализа?: (Структурно-психоаналитическая эстетика): цикл «Зарубежная эстетика» Текст. / Н.Б. Маньковская. -М.: Знание, 1991. 621. с.

84. Маньковская, Н.Б. Саморефлексия неклассической эстетики Текст. / Н.Б. Маньковская // Эстетика на переломе культурных традиций. М.: ИФ РАН, 2002. С.5-24

85. Маркарян, Э.С. Теория культуры и современная наука: (логико-методологический анализ) Текст. / Э.С. Маркарян. М.: Мысль, 1983. - 284 с.

86. Модернизация и глобализация: образы России в XXI веке / отв. ред. В. Г. Федотова. М., 2002. - 208 с.

87. Моисеев, Н. Информационное общество: возможность и реальность, Текст. / Н. Моисеев // Информационное общество: сб. М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. - С.428-451.

88. Моисеев, Н. Н. Универсум. Информация. Общество Текст./ Н. Н. Моисеев. М.: Устойчивый мир, 2001. — 183 с.

89. Наука и ценности: проблема интеграции естественнонаучного и социогуманитарного знания Текст. / под ред. М. С. Кагана, Б. В. Маркова. Л. : Из-во ЛГУ, 1990. - 182 с.

90. Ницше, Ф. По ту сторону добра и зла Текст. / Ф. Ницше. — Сочинения в 2 т. Т.2. М.: Мысль, 1990. - 829,[2] с.

91. Ницше, Ф. Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм Текст. / Ф. Ницше. Сочинения в 2 т. Т.1. - М.: Мысль, 1990. -829,[2] с.

92. Ницше, Ф. Человеческое, слишком человеческое Текст. / Ф. Ницше. Сочинения в 2 т. Т.1. -М.: Мысль, 1990. - 829,[2] с.

93. Новейший философский словарь Текст. / гл. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. 2-е изд., перераб. и доп. — Минск: Интерпрессервис: Книжный Дом, 2001. - 1280 с.

94. Новейший философский словарь. Постмодернизм Текст. / гл. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. Минск: Современный литератор, 2007.- 816 с.

95. Ортега-и-Гассет, X. Восстание масс Текст.: пер. с исп. / X. Ортега-и-Гассет. -М.: ACT, 2003. 509, [3] с.

96. Ортега-и-Гассет, X. Дегуманизация искусства Текст.: пер. с исп. / X. Ортега-и-Гассет. -М.: ACT, 2003. 509, [3] с.

97. Ортега-и-Гассет, X. Эстетика. Философия культуры Текст. / X. Ортега-и-Гассет. -М.: Искусство, 1991. — 588 с.

98. Паин, Э. «Столкновение цивилизаций»: научная теория или мобилизационный проект? Текст. / Э. Паин // Знание-сила. 2007. -№ 4. - С. 53-57.

99. Парфенов, Л. Б. Глобализация: социально-экономические и культурные противоречия Текст. / Л. Б. Парфенов // Библиотека в эпоху перемен. -М., 2004. Вып. 4. - С. 28-33.

100. Перро, Э. Размышления о глобализации Текст. / Э. Перро // Глобализация: контуры XXI века. М., 2002. - С. 76-90.

101. Петров, М. К. Человек и культура в научно-технической революции Текст. / М.К. Петров // Вопросы философии. 1990. -№5. - С. 79-92

102. Померанц, Г. По ту сторону своей идеи: О необходимости диалога культур в эпоху глобализации. / Г. Померанц // Дружба народов .-2001.-№3.-С. 152-162.

103. Постмодернизм в современном мире Текст. // Континент. 1997. -№89. -С. 12-28.

104. Постмодернизм и культура Текст.: материалы «круглого стола» // Вопросы философии. 1993. - № 3. - С. 3-16.

105. Пригожин, И. Переоткрытие времени Текст. / И. Пригожин // Вопросы философии. 1989. - № 8. - С. 3-19.

106. Пригожин, И. Философия нестабильности Текст. / И. Пригожин // Вопросы философии. 1991. - № 6. - С. 46-57.

107. Разлогов, К. Э. Глобализация культуры Текст. / К. Э. Разлогов // Современная драматургия. — 2000. №4 - С. 166-174.

108. Разлогов, К. Э. Глобализация культуры в контексте духовной жизни России Текст. / К. Э. Разлогов // Отечество. 2002. - №7. -С. 5-16.

109. Разлогов, К. Э. Глобальная массовая культура и культурное разнообразие Текст. / К. Э. Разлогов // Обсерватория культуры. -2004. -№ 1.-С. 28-31.

110. Ракитов, А. И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России Текст. / А. И. Ракитов // Вопросы философии. 1994. - № 4. - С. 22-28.

111. Ратиев, В. В. Социокультурная взаимосвязь «массового» и «информационного» общества Текст. / В. В. Ратиев // Социально -гуманитарные знания. -2007. № 1. - С. 245-262.

112. Рикер, П. История и истина Текст.: пер. с фр. / П. Рикёр. СПб.: Алетейя, 2002. - 400 с.

113. Рикер, П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике Текст. / П. Рикер. -М.: «Academia Центр», «Медиум», 1995. - 412 с.

114. Рикер, П. Память, история, забвение Текст. / П. Рикер. М.: Издательство гуманитарной литературы, 2004. - 727 с.

115. Савицкая, Т. Е. «Новая локальность» в глобальном контексте Текст. / Т. Е. Савицкая // Обсерватория культуры. 2005. - № 3. -С. 10-18.

116. Савицкая, Т. Е. «Русский сфинкс»: глобализация в России как мечта и реальность Текст. / Т. Е. Савицкая // Обсерватория культуры. -2004.-№3.-С. 11-18.

117. Самойлов, Л. Н. Глобальные проблемы общественного прогресса Текст. / Л. Н. Самойлов // Филос. вопр. типологии и взаимосвязи. — М., 1985.-94 с.

118. Самохвалова. В. И. Культура, цивилизация, глобализация Текст. / В. И. Самохвалова // «Глобализация», «культура», «цивилизация» : матер, постоянно действующего междисциплинарного семинара Клуба ученых «Глобальный мир». М., 2003. - С. 57-71.

119. Селезнева, Е. Н. Идеи глобализации и мультикультурализм в современной России Текст. / Е. Н. Селезнева // Обсерватория культуры. 2005. - № 6. - С. 4-12.

120. Семенюк, Э. П. Информационная культура общества и прогресс информатики Текст. / Э. П. Семенюк // НТИ. Сер. 1. 1994. - №1. -С. 2-4.

121. Силичев, Д. А. Деррида: деконструкция, или Философия в стиле постмодерн Текст. / Д. А. Силичев // Философские науки. 1992. -№ 3. — С. 103-117.

122. Скоропанова, И. С. Русская постмодернистская литература: новая философия, новый язык Текст. / И. С. Скоропанова. Изд. второе, доп. - СПб.: Невский простор, 2001. - 416 с.

123. Смирнов, А. И. Информационная глобализация и Россия: вызовы и возможности Текст. / А. И. Смирнов. М.: Парад, 2005. - 392 с.

124. Соловьев, Э. Ю. Прошлое толкует о нас: Очерки по истории философии и культуры Текст. / Э. Ю. Соловьев. М.: Политиздат, 1991. — 430[2] с.

125. Татаровская, И. Глобальные языки: реалии и перспективы Текст. / И. Татаровская // «Глобализация», «культура», «цивилизация»: матер, постоянно действующего междисциплинарного семинара Клуба ученых «Глобальный мир». М., 2003. — С.81-99

126. Тульчинский, Г. JI. Слово и тело постмодернизма Текст. / Г. JI. Тульчинский //Вопросы философии. — 1999. № 10. - С. 35-53.

127. Тьюринг, А. Могут ли машины мыслить? Текст. / А. Тьюринг // Информационное общество: сб. — М.: ООО «Издательство ACT», 2004. — С.221-284.

128. Устюгова, Е. Н. Стиль научного мышления как культурологическая проблема. Текст. / Е. Н. Устюгова // Наука и культура / отв. ред. В. Ж. Келле; АН СССР, Ин-т истории естествознания и техники. М., 1984. - С. 126-138.

129. Филонова, Л. Г. Глобализация: от настоящего к будущему (обзор публикаций) Текст. / Л. Г. Филонова // Вестник БАЕ. 2004. - №1. -С. 16-20.

130. Флиер, А. Я. Глобализация как культурная тенденция Текст. / А. Я. Флиер // Обсерватория культуры. 2005. - № 1. - С. 38-41.

131. Флиер, А. Я. Мультикультуральность Текст. / А. Я. Флиер // Обсерватория культуры. 2008. - № 2. - С. 22-26.

132. Фрейд, 3. Неудовлетворенность культурой Текст. / 3. Фрейд // М.: Изд-во «Московский рабочий». 1990. - 176 с.

133. Фролов, И. Т. Взаимодействие наук и гуманистические ценности Текст. / И. Т. Фролов // Наука и культура / отв. ред. В. Ж. Келле; АН СССР, Ин-т истории естествознания и техники. М., 1984. -С. 317-335.

134. Фромм, Э. Бегство от свободы Текст. / Э. Фромм. М.: Прогресс, 1990.-398 с.

135. Фукуяма, Ф. Конец истории и последний человек Текст. / Ф. Фукуяма; пер. с англ. М. Б. Левина. -М.: ACT: Ермак, 2005. 121 с.

136. Фукуяма, Ф. Конец истории? Текст. / Ф. Фукуяма // Вопросы философии. 1990. - № 3. - С. 134-147.

137. Хабермас, Ю. Будущее человеческой природы Текст. / Ю. Хабермас. М.: Издательство «Весь мир», 2002. — 144 с.

138. Хабермас, Ю. Модерн незавершенный проект Текст. / Ю. Хабермас // Вопросы философии. - 1992. - № 4. - С. 40-53.

139. Хабермас, Ю. Философский дискурс о модерне.Текст. / Пер. с нем. — М.: Издательство «Весь Мир», 2003. — 416 с.

140. Хайдеггер, М. Разговор на проселочной дороге: сборник Текст. / М. Хайдеггер. — М.: Высшая школа, 1991. 192 с.

141. Хайдеггер, М. Что зовется мышлением Текст. / М. Хайдеггер. — М.: Территория будущего, 2006. 315 с.

142. Халипов, В. Постмодернизм в системе мировой культуры Текст. / В. Халипов // Иностр. лит. 1994. - № 1. - С. 235-237.

143. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций Текст. / С. Хантингтон М.: ACT; СПб.: Terra fantastica, 2005. - 603[2] с,

144. Хантингтон, С. Третья волна. Демократизация в конце 20 века Текст. / С. Хантингтон М.: Росспен, 2003 - 368 с.

145. Харт, К. Постмодернизм Текст. / К. Харт. — Пер. с англ. К. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006 272 с.

146. Чешков, М. А. «Новая наука», постмодернизм и целостность современного мира Текст. / М. А. Чешков // Вопросы философии. -1995.-№4.-С. 24-35.

147. Шапинская, Е. Н. Постановка и разработка проблемы культурной маргинальное™ теоретиками постмодернизма Текст. /

148. Е. Н. Шапинская, В. А. Шапинский // Постмодернизм и культура: сб. ст. / отв. ред. Е. Н. Шапинская; АН СССР, Ин-т философии. М., 1991. -С.3-33

149. Шубарт, В. Европа и душа Востока Текст. / В. Шубарт. — М.: Эксмо, Алгоритм, 2003.-479 с.

150. Шулындин, Б. П. Философия и современное общество: о диологизации философии и современной концепции общественного развития Текст. / Б. П. Шулындин; Нижегород. ун-т им. Н. И. Лобачевского. Н. Новгород : Изд-во Нижегород. ун-та, 1993. -196 с.

151. Эпштейн, М. После будущего: парадоксы постмодернизма в современной русской культуре Текст. / М. Эпштейн // Знамя. 1991. -№1,-С. 217-231.

152. Эпштейн, М. Прото-, или Конец постмодернизма Текст. / М. Эпштейн // Знамя. 1996. - № 3. - С. 196-209.

153. Юнг, К.-Г. Современность и будущее Текст. / К.-Г. Юнг. -Минск: Изд-во Университетское, 1992. 60 с.

154. Якимович, А. К. Двадцатый век. Искусство. Культура. Картина мира Текст. / А. К. Якимович. М.: Искусство, 2003. - 490 с.

155. Яскевич, Я. С. В поисках идеала строгого мышления Текст./ Я. С. Яскевич. Минск: Изд-во Университетское, 1989. - 125 с.

156. Ясперс, К. Духовная ситуация времени Текст. / К. Ясперс // Человек и его ценности. -М., 1988. -Ч. 1. С. 61-89.

157. Clark, I. Globalization and fragmentation Text.: international relations in the twentieth century /1. Clark. New York [etc.]: Oxford univ. press, 1997. - 220 p. - Bibliogr.: p. 203-213.

158. Dahrendorf, R. Towards the twenty-first century Text. / R. Dahrendorf // The Oxford history of XX century. New York: Oxford univ. press, 1998.-342 p.

159. Habermas, J. Knowledge and Humain Interests Text. / J. Habermas // Revolutions and Reconstructions in the Philosophy of Science / ed. M. Hesse. London: Bloomington, 1980. - P. 179-183.

160. Hoffman, S. The Clash of Globalizations Text. / S. Hoffman // Foreign Affairs. 2002. - July/August. - P. 104-115.

161. Pieterse, J. N. Globalisation as hybridization Text. / J. N. Pieterse // Intern, sociology. 1994. - Vol. 9, № 2. - P. 161-184.

162. Polikarov, A. Methodological Problems of Science Text. / A. Polikarov. Sofia, 1983. - 214 p.

163. Richter, M. N. Science as a cultural process Text. / M. N. Richter. -London: Cambridge, 1972. — 116 p.

164. Waters, M. Globalization Text. / M. Waters. London; New York: Routledge, 1996. - 185 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.