Прагматическое отношение к культурным ценностям в современном мире: социально-философский аспект тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Семенюк, Елена Юрьевна

  • Семенюк, Елена Юрьевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2006, Армавир
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 155
Семенюк, Елена Юрьевна. Прагматическое отношение к культурным ценностям в современном мире: социально-философский аспект: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Армавир. 2006. 155 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Семенюк, Елена Юрьевна

Введение.

ГЛАВА 1 Культурные ценности как социальный феномен.

1.1. Ценность и ее социокультурные параметры.

1.2. Классификация культурных ценностей; анализ оснований.

1.3. Место культурных ценностей в системе характеристик социального бытия.

ГЛАВА 2. Социокультурная обусловленность прагматического отношения к миру.

2.1. Прагматическая полезность и ее аксиологическая значимость как соци альный и историко-философский феномен.

2.2. Социокультурная характеристика современного мира и детерминация прагматического отношения к ценностям.

ГЛАВА 3 Особенности проявлении взаимодействии культурных ценностей и прагматической полезности в современном мире.

3.1. Специфика бытия культурных ценностей в социуме.

3.2. Социальная динамика прагматического отношения к миру и представле ния о полезном.

3.3. Основные противоречия восприятия культурных ценностей и прагмати ческой полезности в современном социокультурном пространстве.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Прагматическое отношение к культурным ценностям в современном мире: социально-философский аспект»

Актуальность темы исследования.

Глубокие социальные трансформации, происходящие в человеческом бытии на рубеже XX-XXI вв. заставляют по-новому переосмыслить вечные проблемы человечества, связанные с местом человека в мире, смыслом и целью его существования. Рассмотрение социального бытия с точки зрения его аксиологических характеристик всегда находилось в центре общественного сознания, особенно философии. Поскольку предметом философских размышлений является, прежде всего, проблема человека и его взаимосвязи с миром, постольку культурно-ценностная проблематика во многом определяет специфику философского познания и деятельности. Исследование аксиологических составляющих человеческого бытия предполагает включенность человека в это бытие, эту реальность на основе исторически развивающихся систем культурных ценностей. В этой связи встает вопрос о сущностных социокультурных характеристиках ценностей, их месте и роли в социальном бытии, социализации и аккультурации индивида, вопрос о «ценности» самих ценностей как факторов культуры, человеческого познания и деятельности. Тем самым поднимается проблема «полезности» ценностей для человека и общества.

С другой стороны, в современную эпоху обостряется проблема выявления сущностных характеристик прагматической полезности как момента социального бытия. Полезность в становлении и развитии различных сфер социокультурной деятельности выступает как необходимая и неотъемлемая характеристика данных сфер, поскольку любая сфера, любой феномен человеческого бытия формируется, существует и сохраняет свою «востребованность» в нем как способствующий дальнейшему прогрессивному развитию человека, общества, культуры. Момент полезности фиксируется общественным сознанием и сознанием индивида как смыслозначимый момент. Следовательно, польза, в качестве необходимого элемента социокультурной деятельности несет в себе аксиологические составляющие. Таким образом, ценность и полезность имеют общие точки соприкосновения в социальном бытии, взаимодействуют друг с другом.

Современный период развития человеческого общества характеризуется дисбалансом, рассогласованностью взаимодействия полезных и ценностных моментов в феноменах, способах и сферах деятельности культуры. Происходит доминирование прагматически полезной стороны в социокультурной деятельности, человеческом бытии. Прагматическая полезность принимает вид суперценности, что ведет к эрозии ценностей, деформации принципа полезности и остро ставит проблему самого существования культуры и общества. Возникает необходимость исследования сущностных характеристик культурных ценностей и прагматической полезности как моментов, сфер социального бытия, находящихся в противоречивом единстве и взаимодействии.

Степень разработанности проблемы.

Проблема сущности ценностей, их роли в жизни человека и общества издавна интересовала человеческую мысль. Однако, сама теория ценностей формируется лишь в XIX столетии. В этот период оформляются основные направления аксиологии, которые условно можно поделить на два типа: объективистский и субъективистский. К первому типу можно отнести взгляды таких мыслителей как Г. Гегель, Г. Лотце, А. Ратцель, Г. Мюнстенберг, М. Шеллер, Г. Риккерт, В. Виндельбанд, Н. Гартман, Э. Шпрангер, Дж. Ройс, Р. Кенией, Дж. Мур, В. Дильтей, В. Франкл, М. Парсонс, К. Шилз. Представители этого подхода считают, что ценность - это всеобщая высшая форма культуры, основание человеческого бытия, имеющее трансцедентный онтологический статус. Субъективистская аксиология лишает ценность самостоятельного статуса, связывает ее с интересами человека, «натурализирует» ее. К представителям данного типа аксиологии можно отнести таких мыслителей как Р. Перри, Ф. Ницше, а также представителей прагматизма (Ч. Пирс, У. Джемс, Дж. Дьюи, Дж. Мид, К. Льюис, Р. Рорти). Отечественная аксиологическая мысль, критикуя данные типы аксиологии, приходит к выводу о взаимодействии и взаимосвязи в ценности объективного и субъективного, природного и социального, эмоционального и рационального. Ценности в отечественной аксиологической мысли рассматриваются с точки зрения выделения их сущностных характеристик (М.С. Каган, С.Ф. Анисимов, В.К. Тугаринов, О.Г. Дубровский и др.), с точки зрения роли ценностей в культуре, социокультурной деятельности (Зло-бин Н.С., Туровский Б.Г., Каган М.С., Проданов Ю., Столович Л.И.), с точки зрения их статуса в мировоззрении человека и общества (Брожек Ю.М., Сага-товский В.М., Дробницкий О.Г. и др.) и с точки зрения анализа места ценностей в социальной системе (Макаров Н.Г., Майзель И.А., Бугрин М.С. и др.). Вопросы аксиологической специфики, роли ценностей в жизни человека и общества рассматривались также в рамках этно-регионального аспекта изучения культуры. Исследователи выделяют различные факторы аксиологической специфики этнокультуры: эстетические (Эфендиев Ф.С., Гетегежев В.А.), психологические (Эфендиев С.И., Эфендиев Ф.С., Тхагапсоев Х.Г.), социальные (Кумыков A.M.), информационно-коммуникативные (Тхагапсоев Х.Г.), традиционные (Унежев К.Х., Кумыков A.M.). Однако, в вышеперечисленных подходах слабо разработана проблема оценки самих ценностей с точки зрения их полезности для человека, общества, культуры, проблема анализа механизмов становления и динамики ценностных систем в социальном бытии. В них либо отсутствует вовсе, либо слабо представлен анализ проблемы культурных ценностей, их классификации, их места в жизни человека и общества. Наиболее близко к этой проблематике находится работа Чавчавадзе Н.З. «Культура и ценности» (1984), рассматривающая взаимодействие ценностей и культуры как феноменов человеческого бытия. Но автор оставляет без внимания как механизмы становления ценностей в культуре и обществе, так и механизмы взаимодействия ценностей и полезностей.

Проблема полезности рассматривается зарубежной и отечественной философией как с точки зрения анализа философии утилитаризма (Кувакина JI.A. и др.), так и с точки зрения характеристики философии прагматизма. Такие мыслители как Коммонджер А.С., Сантаньяна И., Труитт У.Г., Моррис Ч. рассматривают прагматизм как американскую версию рассмотрения принципа полезности. Как социокультурное явление проблема прагматической полезности рассматривается такими философы как Юлина Н.С., Мельвиль Ю., Джо-хадзе И. и др. Рассмотрение прагматических тенденций современного постиндустриального мира можно найти в трудах М. Янга, К.-О. Аппеля, Ю. Хабер-маса, 3. Баумана, К. Ясперса, Э. Фромма, К. Манхейма, Т. Джентиле, Ж. Липо-вецкого, О. Белла, Г. Кюнга, А.С. Бузгалина, А.С.Панарина, В.А. Кутарева, Т.П. Покровского, М.Е. Соболевой, И. Быстрицкого и др. Наиболее близко к проблеме нашего исследования подходит Кутырев В.А. в своей работе «Культура и технология: борьба миров». Однако, рассмотрение принципа прагматической полезности хотя частично и вскрывает механизм ее социокультурного становления, например, зависимость принципа полезности от конкретной, индустриально-постиндустриальной культурной «картины мира», но оставляет в тени рассмотрение аксиологических характеристик прагматической полезности в онтологическом аспекте, а также механизм взаимодействия ценностей культуры с ней.

Из всего вышесказанного возникает необходимость анализа сущностных характеристик взаимоотношения культурных ценностей и прагматической полезности как феноменов социального бытия, что мы и попытаемся осуществить в диссертационном исследовании.

Объектом исследования данной диссертации является социальное бытие как сложный и противоречивый феномен, включающий в себя в качестве моментов культурные ценности и прагматическую полезность.

Предметом исследования являются закономерности становления и взаимодействия друг с другом культурных ценностей и прагматической полезности как феноменов социального бытия.

Цель и задачи диссертационного исследования.

Цель диссертационного исследования состоит в раскрытии сущности прагматического отношения к культурным ценностям в современном мире на уровне социума и личностного бытия.

Реализация намеченной цели предполагает решение следующих задач:

• рассмотрение культурной ценности как социального феномена;

• раскрытие социокультурных оснований классификации ценностей;

• выявление места культурных ценностей в системе социальных характеристик бытия и прагматической стороны ценностного отношения к миру;

• выявление основных, в том числе аксиологических характеристик прагматической полезности как социокультурного и историко-философского феномена;

• анализ прагматических тенденций отношения к культурным ценностям и их характерных особенностей в современном социальном бытии;

• раскрытие специфики бытия культурных ценностей в социуме;

• анализ динамики прагматического отношения к миру и представлений о полезном;

• выявление основных противоречий взаимодействия культурных ценностей и прагматической полезности в общественном и индивидуальном сознании.

Методологической основой диссертационного исследования является совокупность методов, ориентированных на специфику объекта и предмета представленной работы.

В ходе исследования были использованы такие методы как диалектический, исторический, социально-философский, логический, феноменологический, культурологический, системный, синергетический. Теоретическую базу диссертации составили работы зарубежных и отечественных специалистов в области исследования ценностей (труды Г. Гегеля, Г. Риккерта, М. Шеллера, М.С. Кагана, М.Б. Туровского, Ю. Мельвиля и др.); в области исследования прагматической полезности (работы И. Джохадзе, Н.С. Юлиной, Ю. Мельвиля и др). При анализе прагматического отношения к культурным ценностям были использованы работы классических и современных прагматистов (труды У.Джемса, Ч.Пирса, Дж. Дьюи, К.-О. Апеля, Р. Рорти, Дж. Мида).

Научная новизна работы состоит в следующем:

1. Дано определение статуса культурных ценностей как смысло-символического универсума общества, определяемого человеческим бытием и, в свою очередь, определяющим его на основе регуляции, направления деятельности, выбора ее способов.

2. Показан системный характер ценностей в динамике их становления в социуме на основе понятий: дискретность - целостность, количество - качество, стабильность - нестабильность, культурный лаг, культурный шок, традиции, новации, заимствования, и др.

3. Определена основа формирования, существования и воспроизводства принципа полезности. Данной основой является повседневный уровень социального бытия с его нестабильностью и непредсказуемостью, требующими активности человека и ориентации его деятельности на оптимальный результат.

4. Выявлены основные противоречия прагматической теории ценностей: а) между всеобщим, объективным пониманием существования ценностей и их субъективным восприятием, зависимостью от индивидуальных потребностей и целей субъекта (натурализация ценностей); б) между пониманием «ценностей - полезностей» как универсальных инструментов деятельности людей и индивидуальным отрицанием объективного характера социокультурных ценностей; в) между реальным многообразием субъект - объектных взаимодействий и сведением этого многообразия к отношению пользы для субъекта в повседневной жизни (аксиологический редукционизм).

5. Выявлена социокультурная основа формирования противоречий между ценностями и прагматической полезностью, заключающаяся в объективно существующей дихотомии, раскрывающейся в противоположности утилитарно-практических установок повседневности и мировоззренчески-смысловых установок духовного бытия.

6. Сформулированы основные противоречия между культурными ценностями и прагматической полезностью в их существовании и восприятии на современном этапе. К ним можно отнести:

1) дисбаланс между технологически-производственной, рыночной сферой социокультурного бытия и экзистенциально-ценностной, при котором первая сфера «подавляет» вторую на основе объективной логики исторического процесса;

2) противоречие между ценностями реального мира и «полезностями», имеющими все более виртуальный характер. При доминировании «полезно-стей» над ценностями данное противоречие введет ко все большей технизации и ирреализации человеческого бытия;

3) противоречие между поливариантностью ценностей различных культур и стремлением создать модель единой культуры с едиными смыслозначимыми установками. В результате происходит минимализация культурных норм, ценностей, их унификация на основе понижения духовно-смыслового содержания данной модели культуры, тяготение к ее формально-функциональному воплощению в социокультурном бытии.

7. Выявлено, что полезная составляющая культурных ценностей и ценностная составляющая прагматической полезности являются основой для их взаимодействия в социальном процессе. Абсолютизация принципа полезности и формирование иллюзорной гиперценности - удовольствия, выступающей в современном социокультурном бытии в качестве аттрактора, грозит гибелью человека, общества, культуры. Тем самым насущной необходимостью становится наполнение аксиологическим содержанием прагматической полезности.

В результате диссертационного исследования были получены основные положения, выносимые на защиту:

1. Культурные ценности, являясь неотъемлемым элементом человеческого бытия, воплощают в себе смысловую характеристику социокультурной деятельности как на его определенном историческом этапе, так и в жизни человечества в целом. Они представляют собой объективированные, надындивидуальные упорядоченности, так как несут в себе не только содержание личного бытия индивида, но и объективно-субъективное, природно-социальное содержание человеческого бытия в целом, являясь результатами, средствами и целями человеческой жизнедеятельности, проявляющимся в оценке.

2. Культурные ценности имеют множество оснований для классификации, в той или иной мере представленных в аксиологических воззрениях различных мыслителей. С нашей точки зрения за основу классификации можно взять особенности существования ценностей в различных сферах социального бытия.

3. Место ценностей в социальном бытии предопределено социальной деятельностью людей. Ценности культуры, на наш взгляд, занимают «промежуточное» положение между предшествующей и настоящей, настоящей и будущей деятельностью людей, объективируясь в качестве «положительных» результатов человеческой жизнедеятельности в общественном и индивидуальном сознании. Ценности выполняют роль аттракторов, способствуя целостности общества, культуры, общественного и индивидуального сознания, социокультурного бытия в целом.

4. Культурная ценность отражает момент вечного, экзистенциально-смыслового в человеческой жизнедеятельности. Ценности же культуры - преломление этого смысла в определенной культуре народа, выражение конкретно-исторического аспекта культурной ценности.

5. Прагматическая полезность является модификацией утилитарной составляющей социального бытия как неотъемлемого элемента человеческой жизни, связанной с социокультурной динамикой индустриального и постиндустриального общества, реализуемой на основе культурных традиций западного социального организма с присущим ему типом ментальности. Прагматизм «на-турализирует» сущность ценности, элиминируя такие ее характеристики как социальность, вплетенность в социокультурную жизнедеятельность.

6. Логика развития современного социального бытия приводит к доминированию прагматической полезности во взаимодействии ее с культурными ценностями, к замещению их технорациональными феноменами. Это приводит к дисбалансу между культурой и цивилизацией. Противоречия взаимодействия между современными культурными ценностями и прагматической полезностью являются следствием дисбаланса между технологически-производственной сферой социокультурного бытия и экзистенциально-аксиологической.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Данное диссертационное исследование может помочь более глубокому изучению социальной философии, истории и теории культуры, а также более полному рассмотрению вопросов, связанных с изучением современной западной философии. Анализ взаимодействия культурных ценностей и прагматической полезности в качестве элементов современного социального бытия способно помочь студентам и всем тем, кто интересуется спецификой развития современной культуры, выявить доминанты современного социокультурного развития, определить его основные закономерности и лучше ориентироваться в современных социокультурных проблемах. Апробация работы.

Основные положения диссертации были апробированы в выступлениях на международных, межвузовских научно-практических конференциях, в работе III и IV Российского Философского Конгресса, в выступлениях на Армавирских Философских Чтениях, на теоретических семинарах кафедры философии и культурологии Армавирском государственном педагогическом университете, в чтениях лекций по курсам философии, истории философии, социальной философии, культурологии, а также в четырнадцати публикациях.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Семенюк, Елена Юрьевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Глубокие, революционные изменения в социальном развитии человечества, происходящие на рубеже XX-XXI вв. заставляют задуматься о смысле бытия человека, общества, о тенденциях дальнейшего развития и существования человечества. Важнейшим фактором, определяющим характер современной эпохи является фактор технологизации всех сфер социальной жизнедеятельности и аксиологизации прагматического отношения к ним.

Культурные ценности воплощают в себе смыслы, жизненные цели, средств и результатов социокультурной деятельности как на определенном конкретно - историческом этапе, так и в жизни человечества в целом.

Существующие в общественном сознании и в духовно-предметном бытии данные значимости воплощены в рефлексии субъекта культуры (человека, группы, общества). Культура, с этой точки зрения, - исторически становящийся способ формирования саморефлексии субъекта и его способностей. Ценности - это критерии данной рефлексии, объективированные надындивидуальные упорядоченности. Ценность несет в себе объективно-субъективное, при-родно-социальное содержание, имеющее надиндивидуальный характер, возникающее и существующее в результате взаимодействия личности и общества, но реализующееся в оценке субъектом объекта в рамках исторически-культурного типа жизнедеятельности. Культурная ценность отражает момент вечного, экзистенциально-смыслового в человеческой жизнедеятельности. Ценности же культуры - преломление этого смысла в определенной культуре мира, выражение конкретно-исторического аспекта культурной ценности. Имея общественную природу, культурные ценности распространяются между людьми, оказывая влияние на все сферы человеческого существования.

Ценности - результаты, средства и цели человеческой жизнедеятельности, проявляющиеся в оценке. Ценность - это динамично трансформирующиеся образования, меняющиеся и наполняющиеся новым историко-культурным содержанием. Являясь аксиологической составляющей процесса «развертывания» социального бытия по «овладению» и преобразованию действительности, ценности, как часть бытия, обладают пространственно-временными характеристиками. К этим характеристикам относятся: количественно-качественная определенность (степень ценностного насыщения и характер, способ ценностного существования культуры общества); дискретность (прерывность, диффе-ренциальность существования ценностей культуры) и непрерывность (их единство, целостность, преемственность и стабильность). Культурные ценности, выступающие в качестве аттракторов, обеспечивают динамичную устойчивость социокультурного организма. Ценности регулируют, направляют и гармонизируют социокультурное бытие на основе воплощения в человеческой деятельности целей, норм, идеалов общественного сознания, реализуемого через сознание индивидов. Многообразие видов ценностей культуры (экономических, политических, религиозных, художественных и др.) создает диалектично-динамичное взаимодействие между ними, между стремлением ценностей и их культурных подсистем к специфике и разнообразию и определяемое одновременно стремлением к единству и унификации. На современном этапе социокультурного развития это взаимодействие характеризуется преобладанием унификационных процессов.

Данная ситуация связана с доминированием в межкультурном диалоге западных ценностей над ценностями многообразных культур человечества. Наиболее ярким теоретическим выражением западной ментальности, западных ценностей является аксиологическое учение прагматизма. Появившись в качестве «национальной» философии США, прагматизм вобрал в себя теоретические установки английской ментальности (ориентация на здравый смысл, индивидуализм, на опыт), наработки западноевропейской мысли по проблеме человеческой деятельности (активность субъекта в немецкой классической философии, ориентацию на «положительные» знания позитивизма, приспособительную теорию эволюции Ч. Дарвина).

В эпоху становления капиталистического способа жизнедеятельности социокультурного бытия, философия прагматизма ориентируется на обыденного человека, его нужды и потребности. На основе этих понятий как «опыт» субъекта, «адаптация» организма к окружающей среде с помощью мышления и действия. Те свойства предметов, те способы деятельности, которые могут привести к конкретной цели - получению пользы, удовольствия, комфортного существования индивида в хаотичном и нестабильном мире, приобретают характер ценностей - полезностей.

Прагматические ценности всегда конкретны, изменяются и перестают быть таковыми, когда потребности удовлетворены, цели деятельности достигнуты. Эти ценности являются индивидуальными. Тем самым подчеркивается инструментальный характер ценностей как средств приспособления к действительности (на основе веры - сомнения У. Джемса, оценки практического результата идеи Ч. Пирса, установления равновесия со средой с помощью выбора действия Дж. Дьюи, наилучшего способа поведения в конкретной ситуации Дж. Мида, выработки универсальных конвенциональных категорий, используемых в опыте К. Льюиса, оптимальных средств осуществления «языковой игры» с целью извлечения наибольшей пользы и Р. Рорти).

Ценности в прагматизме сливаются с деятельностью индивида, также как мышление сливается с бытием, действительностью. Действительность же сводится к совокупному опыту человека. Тем самым мир ценностей лишается общезначимой социокультурной сферы существования.

Прагматическая трактовка ценностей блага находит свое развитие в современных социокультурных процессах. Технорациональное регулирование жизни, пришедшее на смену целерациональному, информатизация всех сфер социокультурного бытия - основная тенденция современной эпохи, приводящая к «утрате реальности», виртуализации мира. Информационно-технологический прагматический алгоритм жизни становится доминирующим, лишая ее экзистенциально-смысловых оснований, ввергая в хаос и абсурд.

Ценностными приоритетами привилегированных слоев современного общества становятся «эффективное» хозяйствование, освобождение от каких бы то ни было обязательств перед социумом и удовольствие как принцип жизни. Для непривилегированных слоев, массы социума целью жизни становятся удовольствия - польза, абсолютная свобода, иллюзорная автономия в сфере досуга, отказ от культурных ценностей. Это влечет за собой деструкцию ценностей культуры, деформацию социокультурного бытия, грозит исчезновением культуры.

Однако потребность в обретении смысла существования индивида и об. щества их социокультурного бытия- сущностная, характеризующая саму человеческую природу. Ценности и их системы - необходимый элемент социокультурного бытия, раскрывающий отношения человека, общества к окружающему миру.

Становление ценностей в социуме тесно связано с такими социокультурными феноменами как потребности, интересы, цели, идеалы. Диалектика становления ценностей в социуме раскрывается через взаимосвязь в ней объективного (ценностная предметность) и субъективного (оценка), индивидуального и группового, общественного, эмоционального и рационального.

Противоречивый процесс становления ценностей в социуме обусловлен самим сложноорганизованным характером социального организма, формирующий богатый и многообразный мир ценностей.

Динамика становления ценностей в социуме может быть раскрыта через такие понятия как «духовное ядро» культуры, «коммуникация», «культурный лаг», «бифуркационные изломы», «культурные заимствования», «культурный шок» и др. Ведущей тенденцией современной социокультурной динамики, определяющей характер существования мира ценностей, является прагматизация всех сфер и форм, способов социокультурного существования, приводящей к дихотомии между культурно-смысловым, ценностным полем существования и производственно-техническим полем формирует и воспроизводящей индивидуально-утилитарное отношение человека к миру, к любым сферам человеческой жизнедеятельности. Ценностно-смысловые характеристики бытия заменяются на прагматически - полезные. Прагматическая полезность выступает в роли «базисной» ценности - аттрактора социальной системы, находит свое обоснование в идеологии «рыночного фундаментализма». Процесс постижения действительности сменяется произвольной и абсолютно свободной интерпретацией симулякра духовной культуры. Взаимоотношения между индивидами выглядят как интерактивная коммуникация. Данные процессы носят ценностно-негативный характер, вызывают эрозию социокультурного бытия, грозящую гибелью культуры, общества, цивилизации.

Мы можем выделить ряд основных противоречий, определяющих ход и характер современной эпохи. К ним мы относим противоречия между ценностно-ментальными установками культуры запада и установками других культур; дисбаланс между технологически производственной сферой социокультурного бытия и экзистенциально аксиологической, между культурой и цивилизацией; противоречия между восприятием мира реального и мира виртуально-информационного с его «ценностями - полезностями»; противоречия между тенденцией социокультурного процесса к многообразию, поливариантности как основному условию развития социокультурного бытия и тенденции его унификации формирование модели едино «минимально», полезной культуры; и, наконец, главное противоречие - между смысловыми установками обыденной жизни и экзистенциально-смысловыми установками бытия человека в мире.

С нашей точки зрения, необходимо наполнить прагматически-полезное отношение к бытию аксиологически-культурным содержанием. Мировоззренческие установки прагматизма способствуют не только выживанию индивидов в хаосе и непредсказуемости обыденного бытия. Они могут помочь «выжить» культуре, ее экзистенциально-смысловым ценностям, могут выступить в качестве потерна - образца.

С другой стороны, сама культура, сами культурные ценности несут в себе прагматически полезный заряд, поскольку существование вне их и без них ни человека, ни общества невозможно. Необходимо произвести прагматически-критический анализ ценностно-релевантных, с точки зрения современного постмодернистского мировоззрения, феноменов человеческого бытия, выявив среди них оптимально полезные и функциональные.

138

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Семенюк, Елена Юрьевна, 2006 год

1. Абдулло Т.Н. Культура, философия и духовный мир человека. Минск, 1986.

2. Абишева А.К. О понятии «ценность» // Вопросы философии. 2003. № 5.

3. Алтухов В. Философия многомерного мира // Общ. науки и современность.1992. № 1.

4. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М., 1998.

5. Архангельский. Курс лекций по этике. М., 1974.

6. Ахиезер А.С. От культурологического к социокультурному анализу инноваций в обществе // Вестник московского университета. Сер. 12. Политические науки, 1996, № 2.

7. Ахиезер А.С. Философские основы социокультурной теории и методологии // Вопросы философии. 2002. № 9.

8. Балашов Л.Е. Зараза антикультуры // Вестник РФО. 2002. № 4.

9. Балла О. Компьютерная игра как этап в истории человечества // Знание-сила, № 8,2002.

10. Ю.Барулин B.C. Социальная философия. М., 2000.

11. П.Бауман 3. От паломника к туристу. // Социологический журнал. 1995. №4.

12. Бауман Э. Социологическая теория постсовременности // Социологические очерки. Вып. 1. М., 1991. С. 30,36.

13. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

14. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999.

15. Бентам И. Избранные сочинения. СПб., 1997.

16. Бергер П.А. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива. М., 1996.

17. Бжезинский 3. Великая шахматная доска. М., 1998.

18. Библер B.C. Культура. Диалог культур // Вопросы философии. № 6. 1982.

19. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. М., 1991.

20. Бистршицки И. Культура постмодернизма // Вестник МГУ. Сер. Философия. 2003. № 3.

21. Блюменкранц М. Общество мертвых велосипедистов. // Вопросы философии. 2004. № 1.

22. Бодрияр Ж. Прозрачность зла. М., 2000.

23. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV-XVIII вв. Т. 1.М., 1998.

24. Брожек Ю.М. Ценность и оценка. М., 1984.

25. Бугрин М.С., Кузнецов В.И. Аксиологические аспекты научных теорий. Киев, 1991.

26. Буева А.П. Человек, деятельность, общение. М., 1978.

27. Бузгалин А.В. По ту сторону царства необходимости. М., 1998.

28. Бузгалин А.В. Постиндустриальное общество тупиковая ветвь социального развития? // Вопросы философии. 2003. № 5.

29. Бузгалин А.В. Постмодернизм устарел (Закат неолиберализма чреват угрозой «протоимперии») // Вопросы философии. 2004. № 2.

30. Василенко В.А. Ценность и ценностные отношения // Проблема ценности в философии. М., 1974.

31. Вахитов P.P. Информационные технологии // Вестник РФО. 2002. № 4.

32. Вебер М. Германия и кризис европейской культуры // Культурология. XX век. М., 1995.

33. Вебер М. Наука как призвание и профессия // Самосознание культуры и искусства XX в. Западная Европа и США. М.-СПб., 2000.

34. Вебер М. Протестантская этика. М., 1972.

35. Вебер М. Смысл свободы от оценки в социологической и экономической науке. //Избранные произведения. М., 1990.

36. Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. М., 1981.

37. Виндельбанд В. О свободе воли. СПб., 1994.

38. Виндельбанд В. Прелюдии. Философские статьи и речи. СПб., 1904.

39. Витгенштейн JI. Философские работы. Ч. 1. М., 1994.

40. Воронина Т.П. Информационные общества: сущность, черты, проблемы. М., 1995.

41. Выжнецов Г.П. Ценностные отношения: природа и генезис. СПб., 1994.

42. Вышеславцев Б.П. Кризис индустриальной культуры. Нью-Йорк, 1993.

43. Гайденко П.Л., Давыдов Ю.Н. История и рациональность. М., 1991.

44. Гартман Н. Эстетика. М., 1958.

45. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990.

46. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 2. М., 1975.

47. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 3. М., 1977.

48. Гердер И.Г. Идеи философии человечества. М., 1978.

49. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.

50. Глобальные проблемы и цивилизационный сдвиг. М., 1993.

51. Гобозов И.А. Философия политики. М., 2002.

52. Годунов И.М. Аксиологический аспект возникновения глобального мировоззрения. Новосибирск, 1999.

53. Гольбах П. Здравый смысл. М., 1941.

54. Григорьев В.И. Наука и техника в контексте культуры. М., 1989.

55. Грушин Б.А. Массовое сознание: опыт определения и проблемы. М., 1987.

56. Губман Б.Л. Смысл и назначение человеческой жизни в отражении западной философии // Современный человек: цели, ценности и идеалы. М., 2001.

57. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философии // Культурология. XX век: Антология. М., 1995.

58. Гутаринов В.П. Марксистская философия и проблема ценности // Проблема ценности в философии. М., 1974.

59. Делез Ж. Логика смысла. М., 1998.

60. Делокаров К.Х., Подзигун И.М. Глобализация и социально-философская мысль // Глобализация и философия. М., 2001.

61. Джемс У. Многообразие религиозного опыта. СПб., 1993.

62. Джохадзе И. Культур-релявистская доктрина Ричарда Рорти: философия как литературный «жанр» // Человек. Философия. Гуманизм: Тезисы докладов и выступлений 1-го Российского философского конгресса. Т. 1. СПб., 1997.

63. Джохадзе И. Неопрагматизм Ричарда Рорти и аналитическая философия // Логос. 1999. № 6(16). с. 94-118.

64. Джохадзе И. Неопрагматизм Ричарда Рорти. М., 2001.

65. Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических снах // Философия и ее проблемы. СПб., 1912.

66. Дробницкий О.Г. Некоторые аспекты проблемы ценностей // Проблема ценности в философии. М., 1974.

67. Дьюи Д. Общество и его проблемы. М., 2002.67.3лобин Н.С. Культура и общественный прогресс // Проблемы философии культуры. М., 1984.68.3нанецкий Ф. Падение западной цивилизации. М., 1991.

68. Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.

69. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб, 1997.

70. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.

71. Каретти Э. Масса и власть. М., 1997.

72. Кароха В. Карл Попер: альтернатива обществу будущего (дополнение к концепции «открытого общества») // Вопросы философии. 2002. № 6.

73. Келле В.Ж. Интеллектуальная и духовная составляющие культуры // Вопросы философии. 2005. № 10.

74. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. М., 2001.

75. Клоссовский В. Ф.Ницше. Политеизм и пародия. Париж, 1957.

76. Кнабе Г.С. Диалектика повседневности // Материалы к лекциям по общей теории культуры античного Рима. М., 1993.

77. Кнабе Г.С. Проблема контркультуры // Материалы к лекциям по общей теории культуры античного Рима. М., 1993.

78. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировидение. // Вопросы философии. 1992. № 12.

79. Ковальзон М.Я. Философский анализ человеческой деятельности // Вестник МГУ сер. Философия. 1978. № 2.

80. Коган JI.H. Цель и смысл жизни человека. М., 1984.

81. Козютинский В.В. Ценностные ориентации современного космизма и прогнозы будущего техногенной цивилизации. // Философия, наука, цивилизация. / под ред. Козютинского В.В. М., 1999.

82. Конкин H.J1. Об одной из основных тенденций современного общества. // Вестник РФО. 2002. № 7.

83. Кортунов В.В. Имитация здравого смысл. М., 2001.

84. Кохановский В.П. Философские проблемы социально-гуманитарных наук. Р-н/Д., 2003.

85. Кравченко И.И. Политические и другие социальные ценности // Вопросы философии. 2005. № 2.

86. Критические исследования в отношении логики наук о культуре. // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

87. Кузнецов Б.Г. Ценности познания. Очерки современной теории науки. М., 1975.

88. Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса. М., 1980.

89. Кулескина И.Ю. Аксиология: место в системе знания // Вестник МГУ сер. Философия. 2002. №3.

90. Культура, человек и картина мира. М., 1987.

91. Купарашвили М.Д. Парадигма мышления и системы ценностей // Философские науки. 2003. № 8.

92. Кутырев В.А. Культура и технология: борьба миров. М., 2001.

93. Кутырев В.А. Культурологический смысл глобализации // Вестник РФО. 2002. № 6.

94. Левин A.M. Киноискусство как фактор формирования системы ценностей современного общества // Философские науки. 2004. № 1.

95. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1983.

96. Ленк X. Размышления о современной технике. М., 1996.

97. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие // Вопросы философии. 1996. № 4.

98. Лерпер М. Развитие цивилизации в Америке. М., 1992. Т. 2.

99. Лимнатис К. Манипулирование. М., 2000.

100. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. СПб, 1998.

101. Липовецки Ж. Эра пустоты. СПб., 2001.

102. Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества // Знание-сила. 1991. № 1.

103. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992.

104. Лотце Г. Микрокосм. Мысли о естественной и общественной истории человечества. Опыт антропологии. СПб., 1913.

105. Лукашева Е.А. Право, мораль, личность. М., 1986.

106. Луман Н. Понятие общества // Проблемы теоретической социологии /под ред. А.О. Бороноева. СПб., 1994.

107. Любимова Т.Б. Критический анализ концепции нормативности ценности в буржуазной философии и социологии. М., 1974.

108. Майзень Н.А. Наука и проблема ценностей // Проблема ценностей в философии. М., 1974.

109. Макаров М.Г. Категория «цель в материалистической философии». М., 1977.

110. Максимов А.Н. Философия ценностей. М.: Высшая школа, 1997.

111. Малиновский Б. Научная теория культуры. М., 2000.

112. Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994.

113. Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994.

114. Мартин Г.П., Шуманн X. Западная глобализация. Атака на процветание и демократию. М., 2001.

115. Марченко В.Ю. Пространство культуры как социальная реальность: Дис. . канд. филос. наук. Р-н/Д, 1986.

116. Медоуз Д. и др. Пределы роста. М., 1991.

117. Мельвиль Ю. О социоцентристской тенденции буржуазной философии XX в. // Вопросы философии, 1983, № 10, с. 99-111.

118. Мельвиль Ю. Прагматическая философская человека //Буржуазная философская антропология XX века. М., 1986, с. 104-119.

119. Мерток Р.К. Социальная структура и аномия // Социология преступности. М., 1966.

120. Миллс Р. Властвующая элита. М., 1959.

121. Мировоззренческая культура ценности. Киев, 1986.

122. Многоликая глобализация. Культурное разнообразие в современном мире // под ред. Бергера П., Хантингтона С. М., 2004.

123. Многомерный образ человека /под ред. И.Т. Фролова и Б.Г. Юдина. М., 2001.

124. Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973.

125. Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955.

126. Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Смысл жизни и личность.

127. Московичи С. Машина, творящая богов. М., 1998.

128. Мотрошилова Н.В. Варварство как оборотная сторона цивилизации. //Философия, наука, цивилизация, /под ред. Козютинского В.В. М., 1999.

129. Назаретян А.П. Цивилизационные кризисы в контексте универсальной теории. М., 2001.

130. Нарский Н.С. Ценности и полезность. //Философские науки. 1969, № 3.

131. Научный и социальный аспекты. М., 1981.

132. Ницше Ф. Воля к власти // Собр. соч. в 2-х тт. М., 1989.

133. Новая постиндустриальная волна на Западе. // Антология под ред. B.J1. Иноземцева, 1999.

134. Нэсбит Д., Эбурдин JI. Что нас ждет в 90-е годы. Мегатенденции: год 2000, М., 1992.

135. Общественное сознание и его формы. М., 1986.

136. Онеггер А. Я композитор. М., 1963.

137. Опыт социального прогнозирования. М., 1999.

138. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Ортега-и-Гассет X. Избранные труды. М., 1997.

139. Ортега-и-Гассет X. Избранные труды. М., 1997.

140. Основания цивилизации: философский анализ. М., 2001.

141. Основы современной философии. СПб., 2001.

142. Отюцкий Г.П. Общество в условиях информатизации (философский аспект) // Социальная политика и социология. № 3. 2003.

143. Павленко А.К. «Экологический кризис» как псевдопроблема // Вопросы философии, 2003, № 3.

144. Павлов А.П. Познание и ценности: масс-медиа в структуре жизненного мира человека // Вопросы гуманитарных наук. 2003. №6.

145. Панарин А. Искушение глобализмом. М., 2003.

146. Панарин А.С. Глобальное политическое прогнозирование в условиях стратегической нестабильности. М., 1999.

147. Панарин А.С. Постмодернизм и глобализация: проект освобождения собственников от социальных и национальных обязательств // Вопросы философии. 2003. № 6.

148. Паренти М. Демократия для немногих. М., 1992.

149. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985.

150. Пирютко Т.А. О ценностном статусе науки // Вопросы гуманитарных наук. 2003. №4.

151. Пирютко Т.А. Цивилизация и культура: противоречивый симбиоз или гармония // Вопросы гуманитарных наук. 2003. № 4.

152. Политико-правовые ценности: история и современность. М., 2000.

153. Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992.

154. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1966.

155. Преданов В. Биосоциальные ценности. София, 1982.

156. Пригожин И. Переоткрытие времени // Вопросы философии. 1989. № 8.

157. Пригожин И., Стенгерс. Порядок из хаоса. М., 1986.

158. Пушканский Б.Я. Обыденное знание. Опыт философского осмысления. Л., 1987.

159. Пушкарский Б.Я. Истина как моральная ценность // Наука и ценности. Новосибирск, 1987.

160. Райков Б. Массовая культура. М., 1979.

161. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М., 1991.

162. Рассел Б. Мудрость Запада. М., 1998.

163. Риккерт Г. Два пути теории познания. Новые идеи в философии. М., 1999.

164. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.

165. Риккерт Г. О понятии философии. М.: Логос, 1910.

166. Риккерт Г. Ценности жизни и культурные ценности. М.: Логос, 1912.

167. Риккерт Г. Ценности жизни и культурные ценности. М: Логос, 1912.

168. Риккерт Г.О. О понятии философии. М., 1910, кн. 1.

169. Риккерт Г.О. О системе ценностей // Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.

170. Роззак Т. Незавершенное животное. Форпост эпохи Водолея и эволюция. Человек и общество. М., 1992, вып. 4.

171. Рорти Р. От религии через философию к литературе: путь западных интеллектуалов // Вопросы философии. 2003. № 3.

172. Рубинштейн М.М. О смысле жизни: В 2 ч. М., 1927.

173. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989.

174. Сен-Марк Ф. Социализация природы. М., 1977.

175. Сидоров И. Проблемы трансформации на рубеже XX-XXI веков. СПб., 1996, с. 20-21.

176. Сидоров И. Солидарность как философский принцип. СПб., 1996, с. 3134.

177. Сколимовски X. Философия техники как философия человека. // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.

178. Смирнов П.И. Ценностные основания общества. СПб, 1994.

179. Сноу Чарльз П. Две культуры. М., 1973.

180. Современная западная социология. Словарь. М., 1990. С. 240.

181. Современная западная философия. М., 1991.

182. Согомонов Ю.В. Моральное отчуждение: грани малоизученной проблемы. // Вопросы философии. 2002. № 6.

183. Солонин Ю.И. Культура и духовный мир человека // Основы современной философии. СПб., 2001.

184. Солонин Ю.Н. Культура и духовный мир человека. // Основы современной философии. СПб., 2001.

185. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. СПб., 2000.

186. Сорокин П.А. Социологические теории современности. М., 1992.

187. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

188. Степанова И.Н., Шалютина Б.С., Кузнецова О.В. Сборник научных трудов. Курган, 2002.

189. Степин B.C. Философская антропология и философские науки. М., 1992.

190. Столович Л.И. Красота. Добро. Истина. Очерк истории эстетической аксиологии. М., 1994.

191. Столович Л.И. Эстетическая и художественная ценность: сущность, специфика, соотношение. М., 1983.

192. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина. Очерк истории эстетической аксиологии. М., 1994.

193. Структуры повседневности: возможное и невозможное. М., 1986.195. Сумерки богов. М., 1989.

194. Суркова Л.В. Ценность науки: реальность и иллюзии. Вестник. МГУ. сер. Т.Ф., 2002, №1.

195. Татаренко А.Н. Методология этических исследований. М., 1982.

196. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.

197. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

198. Токвиль А. Демократия в Америке. М., 1992.

199. Толстых В.И. Цивилизация и модернизация в эпоху глобализации. Философия, наука, цивилизация. // под ред. Козютинского В.В. М., 1999.

200. Тоффлер Э. Метамарфозы власти. М., 2001.

201. Тоффлер Э. Третья волна. М., 1999.

202. Тоффлер Э. Футурошок. М., 1999.

203. Труитт У.Г. Предшественники постмодернизма и его связь с классическим американским прагматизмом // Вопросы философии. 2003. № 3.

204. Тугариков В.П. О ценностях жизни и культуры. JL, 1960.

205. Тульчинский Г.А. Проблемы осмысления действительности. Логико-философский анализ. Л., 1986.

206. Туровский М.Б. Философские основания культурологии. М., 1997.

207. Уледов А.К. Духовная жизнь общества. М.: Мысль, 1980.

208. Уткин А.И. Глобализация: процесс и осмысление. М., 2001.

209. Федотова В.Г. Факторы ценностных измерений на Западе и в России. // Вопросы философии. 2005. № 11.

210. Философия и ценностные формы сознания. М., 1978.

211. Флейтман Б.С. Системно-экологические аспекты аксиологии // Ценностные аспекты науки и проблемы экологии. М., 1981.

212. Франк С.Л. Духовные основы общества. Ведение в социальную философию. Париж, 1930.

213. Франки В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

214. Фролов И.Т. Перспективы человека. М., 1979.

215. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1995.

216. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990.

217. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и созидание благосостояния. Новая постиндустриальная волна на Западе. М., 1999.

218. Фукуяма Ф. Конец истории? // Философия истории. Антология. М., 1995.

219. Хайдеггер М. Европейский нигилизм // Время и бытие. М., 1993.

220. Хайрмас Ю. Понятие индивидуальности // Вопросы философии. 1989. №2.

221. Хейзинга И. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992.

222. Худайкулов Н.И. Формирование отношений людей к труду как ценности //Актуальные проблемы развития социалистического общества. Казань, 1991.

223. Цыганков А.П. Несостоявшийся диалог с Фукуямой. О западных идеях, многокультурном мире и ответственности интеллектуалов // Вопросы философии. 2002. № 8.

224. Чавчавадзе И.З. Культура и ценности. Тбилиси, 1984.

225. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992.

226. Швейцер А. Культура и этика. М., 1973.

227. Шеллер М. Избранные произведения. М., 1994.

228. Шеллер М. Положение человека в космосе // Проблема человека в западной философии. М., 1988.

229. Шеллер М. Ресектимент в структуре моралей. СПб., 1999.

230. Шеллер М. Человек и история // Человек: образ и сущность /под ред. JI.B. Скворцова. М., 1991.

231. Шилов В. К. Политические ценности: специфика и функции //Социально-гуманитарное знание. 2003. № 3.

232. Швейцер А. Культура и этика. М., 1973.

233. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.

234. Эллюль Ж. Технологический блеф // Это человек: Антология. М., 1995.

235. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.

236. Эпштейн М. От многокультурья к транскультуре // Вестник РФО, 2003, №3.

237. Юлдашев Л.Г. Теории ценностей в социологии: вчера и сегодня //Социологические исследования. 2001. № 8.

238. Юлина Н. Очерки по философии в США. XX век. М., 1999.

239. Юлина Н. Постмодернистский прагматизм Ричарда Рорти. М., 1998.

240. ЮнгК.Г. Архетип и символ. М., 1991.

241. Юнг К.Г. Современность и будущее. Минск, 1992.

242. Юрченко О.Н. Мир ценностей как фактор социализации личности.

243. Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. М., 2001.

244. Янг И. Некоторые соображения о гегемонии и глобальной демократии // Философские науки. 2003. № 8.

245. Яркова Е.И. Утилитаризм как тип культуры. Новосибирск, 2001.

246. Яркова Е.И. Утилитаризм как тип нравственности: опыт концептуальной реконструкции // Вопросы философии. 2005. № 8.

247. Яркова Е.Н. Русские в Киргизии: социокультурная динамика межэтнических отношений // Общественные науки и современность. 1999. № 5.

248. Ярославцева Е.И. Восхождение к новому мировоззрению: смена параметров порядка. М., 2003.

249. Ясперс К. Духовная ситуация времени. М., 1990.

250. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.

251. ЛИТЕРАТУРА НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ

252. American Models of Creative Communication. New York: St. Martin's Press, 1999.

253. Bell D. Sociological journey: Essays 1960-1980. London, Heinemann, 1980.

254. Bell D. The Cultural Contradictions of Capitalism. N.Y., 1978.

255. Bell D. The End of Ideology: On the Exhaustion of Political Ideals in the Zifties. Cambridge (Ma.) Harward University Press, 1988.

256. Bernstein R. American Pragmatism: The Conflict of Narratives // Rorty and Bernstein R. One Step Forward, Two Steps Backward: Richard Rorty on Liberal Democracy and Philosophy // Political Theory, 1987, vol. 15, № 4, p. 538-563.

257. Bouman Z. Philosophy as the Mirror of the Time // History of the Human Sciens; 1992. Vol. 5, №3.

258. Cahoone L.E. Consolation of Antiphilosophy: Skepticism, Common Sense, Pragmatism, and Rorti // Philosophy Today, 1994, vol. 38, p. 204-224.

259. Coates J.F. Impacts we will be assessing in the 21-century // Impact Assess. Bull. 1991. Vol. 9, №4.

260. Davidson D. A Coherence Theory of Truth and Knowledge // Reading Rorti, p.120-138.

261. O.Dewey J. Human nature and conduct. N.Y. 1922.

262. Dewey J. On Byhezinsky Z. Between Two Ages. America is Role in the Techno-tronic Era. N.Y. The Viking Press, 1970.

263. Dewey J. On Experience, Nature and Freedom.

264. Dewey J. Philosopher of Science and Irceclom, N.Y. 1955.

265. Dewey J. Theory of Valuation. International Encyclopedia Unifid Science. Vol. II, 4.1946, p. 38.

266. Dewey J. Valuation Judgment and Immediate Quality // Journal of philosophy. 1943. vol. XL, p. 10.

267. Eisenstaclt S. N. Multiple. Modernistic in an Age of Globalization. Jerusalem, The Herber University, 1998.

268. Elkington J. Into the 21-st century: A handbook for a sustainable future // Long Range Plan. 1992. Vol. 25, № 6.

269. Fischer M. Redefining Philosophy as Literature: Richard Rorty's "Defens" of Literary Culture // Reading Rorty, p. 233-243.

270. From Modernism to Postmodernism: An Anthology. Ed. by L. Cahoone. Cam-brige, 1996.

271. Furtado C. Development and under Development. Berkley; Los Angeles, 1964.

272. Garrison J. Dewey's Philosophy and the Experience of Working: Labor, Tools and Language // Syntheses, 1995, vol. 105, № 1, p.87-114.

273. Gellner E. Relativism and the Social Sciences. Cambridge, 1986.

274. Gutting G. Pragmatic Liberalism and the Critique of Modernity. Cambridge; N.Y., 1999. HartmanN. Einfuhrung in die philosophic, Crottingen, 1949.

275. Haack S. "We pragmatists." : Peirse and Rorty in Conversation // Partisan Review, 1997, vol. 64, p.91-107.

276. Habermas J. On the Logic of the Social sciens. L., 1971.

277. Habermas J. Richard Rorty's Pragmatic Turn // Rorty and His Critics, p.31 -3 5. Hallavell A. Culture, personality and society // Anthropology Today, 1953.

278. Harris M. The rise of cultural theory. N.Y., 1968.

279. HartmanN. Einfuhrung indie Philosophy Crottingen, 1949.

280. Hartman N. Ethicr. Z. Aufgabe. Berlin, 1949.

281. Heibroner R.L. Business Civilization in Dyeline. N.Y. L, 1976.

282. Hendley B. The Conversation Continues: Rorty and Dewey // Process studies, 1991, vol. 20, №2, p.102-113.

283. Horowitg T.L. Three Worlds of development: The Theory and practices of international development. N.Y. 1966.

284. Huntington S.P. Political order in changing societies. New Havon, 1968. 34.International of intercultural relations. L, 1998.

285. Janik A. Style, Politics and the Future of Philosophy. Dordrecht etc., 1989.

286. Jernanclo S. Mental health, race and culture. L: Me Milan and Mind Pub., 1990.

287. Jones C.B. From scarcity to sustainability: futures studies and the environment: The role of the club of Rome // Technol. Forecasting and Soc.Change. Vol. 44, №1.

288. Joynbec A. Surviving the Future, L., 1971.

289. Kingwell M. Interpretation, Dialogue and the Just Citizen // Philosophy and Social Criticism, 1993, vol. 19, № 2, p. 115-144.

290. Lentricchia F. Criticism and Social Change. Chicago, 1983.

291. Lewis С J. Mind and the World Order. N.Y. 1929.

292. Lewis C.J. Conception of the a Priori, in: Reading in philosophy analysis. N.Y. 1964.43 .Lewis C.J. Logic and Pragmatism In: Contemporary American Philosophy. Vol. 11. N.Y., 1962.

293. Lewis C.J. Our Social inheritance Bloomington, 1957.

294. Lewis C.J. Pragmatic Conception of the a Priari'In: Reading in philosophy analysis. N.Y, 1969.

295. Lewis C.J. Logic and Pragmatism In: Contemporary American Philosophy vol. 11. N.Y. 1962.

296. Mannheim K. Man and society in age reconstruction. L., 1940.

297. Manning R.N. Pragmatism and the Quest for Truth // Met philosophy, 1992, vol. 23, № 4, p. 350-362.

298. Martin B. Liberalism: Modern and Postmodern // Social Epistemology, 1993, vol. 7, p.75-81.

299. Masuda Y. The Information Society Wash: World Future Soc. 1983.

300. May B. The Modernist as Pragmatist: E.M.Forster and the Fate of Liberalism. Columbia, 1997.

301. Mead Y.H. The philosophy of the Act. Chicago. 1950.

302. Mead Y.H. The social psychology. Chicago. 1956.

303. Misgeld D. Modernity, Democracy and Social Engineering // Praxis International, 1987/1988, vol. 7, p.3/4, p.268-285.

304. Morris C. W. The Pragmatic Movement in American Philosophy. New York, Yeorge Brasiller, 1970.

305. Morris Ch. Mind, self and Society. Chicago. 1934.

306. Mounce H.O. The Two Pragmatists: From Pierce to Rorty. L., N.Y., 1997. Mum-ford L. Myth of the Machine, N.Y., 1970.

307. Murphy J.P. Pragmatism: From Our Changing Planet: A U.S. Strategy for global change research. Washington, 1989.

308. Neiman A. Pragmatism and the Ironic Teacher of Virtue // The Educational Conversation. Ed. By J.W.Garrison and A.G.Reid, Jr. Albany, 1995, p.61-83.

309. Newman P. W.G. Sustainable development // Environ. Educ. And the Inf. 1989. Vol. 8, №4.

310. Parsons and Shills. The Cultures Patterns and personality // Psychoanalysis and culture. By I Wilber and A.Munster berger. N.Y., 1951. № 2.

311. Perry R.B. Realigns of Value: A Critique of Human Civilization. New York: Cambridge: Harward University Press, 1954.

312. Poster M. The Mode of Information: Poststructuralist and Social Context.

313. Prado C.G. The Limits of Pragmatism. N.Y. 1987.

314. Pragmatism. The philosopher Responds to His Critics. Nashville; L., 1995. p.54-67.

315. Реггу. The theory of valuation. N.Y. 1926.

316. Putnam H. Realism with a Human Face. Part Two: Relativism // Realism with a Human Face. Cambridge, 1990, p. 18-29.

317. Recovering Pragmatism's Voice: The Classical Tradition, Rorty and the Philosophy of Communication. Ed. By L. angsdorf and A.R. Smith. Albany, 1995.

318. Rifkin J. The End of Work. The Decline of the global labor force and Dawn of the Post-Market Era. N.Y. 1995.

319. Rorty R. Comings on Denned // Synthesis, 1982.

320. Rorty R. Contingency, Tony, and Solidarity. Cambridge, 1989.

321. Rosgar T. Where the Westland Ends: Politics and Transcendence in Postindustrial Society, N.Y. 1972.

322. Royce J. The World and Individual. Vol. 2. N.Y. 1986.

323. Scheller M. Der Formalismus in der a Ethic und die material Wertethick. Berlin, 1954.

324. Slaughter R.A. Futures Concepts // Futures. 1993. Vol. 25, № 3.

325. Soros Y. Crisis swiatoweeg capitalism. Warszawa, 1999.

326. Srusterman R. Pragmatism and Liberalism between Dewey and Rorty // Political Theory, 1994, vol. 22, № 3, p.391-413.

327. Stern A. Philosophy of History and the Problem of Values. Pasadena, California, 1962.

328. Susman W.L. Culture as History: The transformation of American Society in the Twentieth Century. N.Y. 1984.

329. Tuccille I. Who's Afraid of 1984? The Case for Optimism in Looking ahead to the 1980's. N.Y, 1976.

330. Urban W.M. The philosophy of spirit in: Contemporary idealism in America. Ed. ByC. Barret. N.Y. 1964.

331. Urban W.M. Value and existence // The journal of philosophy. 1916. Vol. № 17.

332. Viederman S. Sustainable development: What is it and how do we get there // Current History. 1993. Vol. 92, № 573.

333. West C. The American Evasion of Philosophy: A Genealogy of Pragmatism. Madison, 1989.

334. Wolin S. Democracy in the Discourse of Postmodernism // Social research, 1990. Vol. 57. № i.p. 5-30.

335. Yolton J.W. Some Remarks on the Historiography of philosophy. // Journal of the History of philosophy, 1985, Vol. 23. № 4. P.571-578. York: Cambridge: Harvard University Press, 1954.

336. Yors A. Farewell to the Working Class: An Essay on Post-Industrial Socialism. L, 1982. M. Bell D. The Social Teamwork of the Information Society. Oxford, 1980.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.