Принцип золотого сечения в эпосе "Гэсэр" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.09, кандидат филологических наук Бадмацыренова, Дарима Базарсадаевна

  • Бадмацыренова, Дарима Базарсадаевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2001, Улан-удэ
  • Специальность ВАК РФ10.01.09
  • Количество страниц 140
Бадмацыренова, Дарима Базарсадаевна. Принцип золотого сечения в эпосе "Гэсэр": дис. кандидат филологических наук: 10.01.09 - Фольклористика. Улан-удэ. 2001. 140 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Бадмацыренова, Дарима Базарсадаевна

Введение.

Глава I. Аспекты проявления принципа золотого сечения.

§ 1. Золотое сечение - динамическая симметрия.

§ 2, Принцип золотого сечения в архитектуре.

§ 3. Принцип золотого сечения в живописи.

Выводы.

Глава II. Принцип золотого сечения в эпических текстах бурятской Гэсэриады.

§ 1. Принцип золотого сечения в стихосложении.

§ 2. Принцип золотого сечения в ритмической организации стиха.

§ 3, Принцип золотого сечения как способ выделения точек кульминации в эпизодах и картинах эпоса «Гэсэр».'.

§ 4. Принцип золотого сечения во временной организации улигерного действия.

Выводы.

Глава III. Принцип золотого сечения в эпических напевах бурятской Гэсэриады.

§ 1. Принцип золотого сечения в музыке.

§ 2. Принцип золотого сечения в улигерных напевах.

2.1. Эхирит-булагатская эпическая традиция.

2.2. Унгинская эпическая традиция.

2.3. Хоринская эпическая традиция.

Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Принцип золотого сечения в эпосе "Гэсэр"»

Настоящая работа посвящена исследованию проявления фундаментального закона (принципа) золотого сечения в эпосе «Гэсэр» - замечательном памятнике устной поэзии бурят-монголов.

Героический эпос «Гэсэр», являясь своеобразным отражением объективной реальности материального мира, подчиняется важнейшим законам его строения, одним из которых выступает принцип золотого сечения. Во все времена золотое сечение имело для человека большое эстетическое и практическое значение. Благодаря умелому использованию этого принципа были созданы шедевры мировой архитектуры, других видов искусства, устного народного творчества, в том числе и бурятский героический эпос «Гэсэр».

Золотое сечение изучали и античные мыслители, и деятели эпохи Возрождения. Золотое сечение волнует умы и многих современных ученых. Проявление этого принципа в стихосложении так или иначе затронуто в исследованиях ученых Г. В. Церетели, С. М. Эйзенштейна, М. К. Му-гдуевой, а у нас в Бурят-Монголии - С. Ш. Чагдурова. При этом исходной позицией всех названных ученых является понимание ими того, что принцип золотого сечения или канон Алтан хэблиг (по Пеохону Петрову - одному из лучших бурятских рапсодов XX века) начинает действовать только тогда, когда эпические элементы структуры улигеров, скажем, строки-параллелизмы, «хэб» (двустишия, четверостишия и т. п.), улигерные эпизоды, картины, действия находятся в постоянном движении и развитии (в динамике, в росте).

Актуальность исследования определяется настоятельной потребностью анализа эпических текстов и напевов бурят-монгольской Гэсэриады с позиций всестороннего учета и использования улигершинами этого принципа. При выборе данной темы мы руководствовались положением о том, что вплоть до 90-х годов XX столетия никто из гэсэроведов не обращал на принцип золотого сечения особо пристального внимания. Если кто-то и считал, что бурятские улигеры отличаются исключительно симметрично построенным сюжетом, композиционной стройностью стиха, напева, образных единиц, эпизодов, глав (частей) и всего улигера в целом, то эту симметрию никто не связывал со всемирно известным принципом золотого сечения, названного так в свое время знаменитым Леонардо да Винчи. То, что этот принцип по-бурятски называется «Алтан хэблиг» тоже никому не было известно и честь открытия этого факта (наличия бурятского названия) принадлежит С. Ш. Чагдурову, который в своей монографии «Поэтика Гэсэриады» [Иркутск, 1993] всю вторую основную часть книги посвятил подтверждению и раскрытию принципа «Алтан хэблиг».

Актуальность исследования обусловлена также все возрастающим интересом к Гэсэриаде, к ее идейно-художественному содержанию, к стиховой и музыкальной фактуре, к сказительскому мастерству улигершинов.

Целью данного исследования является анализ текстов Гэсэриады на уровне композиции и особенно - анализ эхирит-булагатских, унгинских и хоринских улигерных напевов с позиций принципа золотого сечения.

Реализация поставленной цели предполагает решение ряда конкретных задач:

• дать подробную характеристику принципу золотого сечения - одному из важнейших законов мироздания;

• определить роль принципа золотого сечения в архитектуре, живописи, стихосложении, музыке;

• выяснить роль принципа золотого сечения в ритмической организации стиха, в композиции улигерных эпизодов и картин, а также во временной организации улигерного действия;

• проанализировать роль, структуру и особенности эхирит-булагатских, унгинских и хоринских эпических напевов.

Основными методами исследования послужили: системный метод, позволяющий как можно полнее осветить аспекты проявления принципа золотого сечения, историко-типологический, который дает возможность рассмотреть эволюцию этого принципа, являющейся, в сущности, историей поисков теории гармонической пропорции. Вся античная культура, а также и культура Возрождения вели поиски законов красоты в пропорциях отдельных частей, а также частей и целого; сравнительно-типологический, сопоставляющий традиции эпических напевов.

Теоретической и методологической базой диссертационного исследования стали труды отечественных и зарубежных ученых, которые можно условно разделить на несколько групп. Первая группа - это исследования проблемы золотого сечения (JI. М. Баткин, Н. А. Васютинский, Г. Вейль, Ю. Ф. Виппер, Ф. В. Ковалев, В. А. Копцик, П. Кюри, М. А. Марутаев, В. И. Новиков, Д. Петрович, Н. А. Померанцева, А. А. Соколов, А. С. Сонин, Тань Аошуан, С. Ш. Чагдуров, Г. В. Церетели, А. Цейзинг, И. И. Шафра-новский, И. Ш. Шевелев, И. П. Шмелев, С. М. Эйзенштейн). Вторая группа представлена трудами фольклористов (В. П. Аникин, С. С. Бардаханова, Н. Ц. Биткеев, А. Н. Веселовский, Ц. Дамдинсурэн, Ц. Ж. Жамцарано, В. М. Жирмунский, А. Ш. Кичиков, X. Г. Короглы, Е. М. Мелетинский, С. Ю. Неклюдов, В. Я. Пропп, А. П. Скафтымов, М. И. Тулохонов, А. И. Уланов, М. П. Хомонов, Е. О. Хундаева, С. Ш. Чагдуров, Н. О. Шаракшинова, Р. А. Шерхунаев). Следующая группа - это исследования ученых, освещающие проблему историзма эпических произведений (В. М. Гацак, У. Б. Далгат, А. В. Кудияров и др.), раскрывающие локальное бытование эпоса (Д. А. Бурчина, Д. Д. Гомбоин, Д. С. Дугаров, Ц. А. Дугар-Нимаев, М. Н. Намжи-лова). Пятая группа - это труды ученых, посвященные музыке эпоса и песен (П. М. Берлинский, Д. С. Дугаров, М. Г. Кондратьев, С. А. Кондратьев, О. И. Куницын, А. Д. Руднев, Г. Д. Фролова).

Научная новизна работы состоит в том, что впервые предпринят комплексный анализ роли золотого сечения в разных видах искусства, а также в улигерном стихе и напеве, что расшифрованы и проанализированы напевы Лхасарана Бальчинова и молодого сказителя Виктора Жалсанова.

Объектом исследования является бурятский героический эпос о Гэ-сэре, предметом исследования - принцип золотого сечения в эпических текстах и напевах Гэсэриады.

Материалом исследования послужили варианты улигеров, записанные от известных бурятских сказителей Маншуда Имегенова, Пеохона Петрова, Папы Тушемилова, Альфора Васильева, Парамона Дмитриева; сводный вариант на русском языке, составленный С. Ш. Чагдуровым на основе оригинальных бурятских текстов, записанных от сказителей А. Васильева, П. Тушемилова, А. Тороева фольклористами С. П. Балдаевым и Т. М. Болдоновой в 40-е годы и напевы улигеров Буры Барнакова, Константина Доржеева, Лхасарана Бальчинова и молодого начинающего сказителя Виктора Жалсанова.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях принципа золотого сечения в других жанрах устного народного творчества. Основные выводы и положения диссертации могут быть использованы при подготовке спецкурсов, лекционных и практических занятий по фольклору. Материалы исследования представляют интерес и для таких областей науки, как религиеведение, этнография, культурология.

Апробация работы. Материалы диссертации, ее основные положения и выводы были представлены в виде докладов на заседании кафедры русского устного народного творчества филологического факультета Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова (1998), на заседаниях кафедры английского языка и кафедры начального обучения языкам Бурятского государственного университета (1999,2000), на региональных конференциях «Цыдыповские чтения - 1» (Улан-Удэ, 1999), «Высшая школа: проблемы преподавания словесности» (Улан-Удэ, 2000), а также на научно-практической конференции, посвященной памяти доктора филологических наук, профессора ИГУ Н. О. Шаракшиновой (Иркутск, 2001).

Основные положения по теме диссертации отражены в пяти публикациях.

Структура работы: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Фольклористика», Бадмацыренова, Дарима Базарсадаевна

Выводы

Научный этап собирания музыкального фольклора бурят начинается с 60-х годов XX века и связан с именем ученого-этнографа и музыковеда Д. С. Дугарова.

Улигерные напевы являются самыми древними и представляют собой напевный речитатив. Характерной чертой бурятских улигеров является их интонационная и метроритмическая сложность. Особенностью эпических сказаний является также и то, что улигеры не имели определенного, закрепленного именно за этими сказаниями, напева. У «Гэсэра» тоже не было своего мотива. Данный факт объясняется тем, что каждый сказитель владел одним или несколькими напевами и пользовался ими при исполнении всех известных ему улигеров.

Характерной особенностью бурятской народной музыки является пентатоника. Напев «Гэсэра» в исполнении Виктора Жалсанова построен на ре-минорной пентатонике. Размер напева пятидольный, с переходом на трехдольный, характеризуется подвижным ритмическим рисунком.

Унгинский напев Константина Доржеева, расшифрованный Б. Цы-рендашиевым, построен на фа-минорной пентатонике и развертывается в пределах септимы.Данный напев имеет двухчастную форму: первая часть звучит в тональности фа-минор, а вторая - в тональности ми-бемоль мажор. В напеве много мелизмов.

Хоринский напев Лхасарана Бальчинова отличается спокойной мелодией речитативного склада, отсутствием орнаментальных украшений. Напев имеет четырехдольный размер и построент на соль-минорной пентатонике.

У рапсодов от структуры стиха зависела основа напева, то есть, стих и напев находились в тесном взаимодействии. В музыкальной фразе напевов точка золотого сечения проходит по ее третьей четверти.

Теоретический анализ проблемы выявил, что исследования поэтических произведений и улигерных текстов с позиции принципа золотого сечения только начинаются. Исследования в этой области, безусловно, позволят получить более полную информацию о роли и об особенностях проявления золотого сечения в стихосложении.

В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что золотое сечение участвует в композиционной организации улигера и выделяет его кульминационные точки, которые находятся не в центре эпического текста, а помещены в его третьей четверти. Наиболее важная функция золотого сечения в улигерном тексте - смысло-содержательная. А также динамизирующая, структурирующая и эвфоническая.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Золотое сечение теснейшим образом связано с симметрией и проявляется в композиции и смысловой организации эпического текста. Оно имеет, по своей сути, динамическую природу. Это - симметрия развития материи, симметрия законов движения и роста в природе.

Пифагор и его последователи предпочитали вместо слова «симметрия» пользоваться для выражения того же значения словом «гармония». Идеи гармонии мира были хорошо осмыслены и воспеты их школой. По мнению пифагорейцев, тайны прекрасного можно понять и описать «числом и мерой». Этим числом и этой мерой явились величины интервалов, получаемых в ходе геометрического деления отрезка единичной длины на две части так, что отношение большей части к меньшей оказывалось равным отношению всего отрезка - к большей части. В дальнейшем это деление, благодаря Леонардо да Винчи, получило имя золотого сечения. Правда, за тысячи лет до греческих философов секреты золотого сечения были в совершенстве изучены жрецами Древнего Египта. Цивилизация Древнего Египта, в свою очередь, унаследовала знания об этом феномене еще из какого-то более древнего источника (согласно взгляду И. П. Шмелева, возможно, легендарной Атлантиды). Сегодня, в эпоху расцвета научно-технической революции, переоткрываются знания фундаментальных законов природы, уходящих своими корнями в глубины веков и тысячелетий. Понятие принципа золотого сечения прочно вошло в нашу жизнь, отражая вид согласованности отдельных частей, которые объединяются в хорошо упорядоченное единое целое.

Строгий, всеобъемлющий принцип золотого сечения (или канон Алтай хэблиг), одинаково действующий и на Земле и в космосе, диктует форму динамической симметрии любым объектам материального мира, и, конечно, в первую очередь, венцу творения природы - человеку, поскольку человеческий организм есть зеркало природы. В конституции человеческого организма, в организации нейрофизиологической структуры его мозга закономерности золотого сечения прослеживаются во всей полноте: строение слуховой улитки, взаиморасположение палочек и колбочек глазного яблока, характер пульсации сердечной мышцы, симметричные биоритмы мозга, пропорции тела и органов человека.

Факт наличия принципа золотого сечения в структуре эпоса «Гэсэр» и эпических напевов не вызывает сомнения. С другой стороны, теория бурятского фольклора сформировалась таким образом, что о золотом сечении в этой отрасли филологической науки ученые знают мало или не знают вовсе. Выявлено, что золотое сечение участвует в композиции и смысловой организации эпического текста.

Так как в основных конструктивных единицах поэтики и композиции эпоса «Гэсэр» действует принцип или канон Алтан хэблиг, то человек не мог это не чувствовать. Сказители Гэсэриады и их слушатели, а также их мозг обязательно настраивался на бета-волну, которая при выполнении творческой работы доминирует и сопровождается антиципацией успеха и чувством радости. Иначе говоря, сказитель, настроив свою аудиторию на эту волну и услаждая их слух исполнением эпоса, способствовал возникновению бета-волны и в мозгу его слушателей. И поэтому кульминационные точки или точки наивысшего напряжения в развитии эпизодов, картин, действий, при нагнетании звуковой динамики, как правило, проходят по третьей четверти основных конструктивных составляющих поэтики Гэсэриады.

Проявление принципа золотого сечения в таких различных видах искусства, как архитектура, живопись, поэзия, музыка, скульптура, а также в математике, где число Ф есть естественная инварианта преобразований

2 3 п симметрии на прогрессии 1, Ф, Ф", Ф\ . . ., Фп, в ботанике, используемая для описания расположения чешуи в шишках сосновых (последователь

112 3 5 ность дробей /ь /2, /з, /5, /8 состоит из чисел Фибоначчи), в биологических молекулах, древнейших моллюсках и водорослях [Сонин А. С., 1987, с. 168], в темперированном звукоряде, компонентах генного аппарата человека и животных, планетарных системах [Шевелев И.Ш. и др., М., 1990, с. 260] и т. д. дает основание предполагать присутствие единых критериев гармонии, общих как для творений природы, так и для творений, созданных человеком. Поскольку есть общие законы природы, то можно говорить и об общих критериях гармонии систем. Обнаруживая общие черты в самых разных объектах и явлениях природы, человек, скорее всего, упорядочивает мир, делая его единым и целым.

Так что принципом Алтан хэблиг пронизан фактически весь текст эпоса о Гэсэре, что безукоризненно характеризует его со стороны структуры выражения - как главное доказательство правоты Владимира Солоухина, утверждающего, между прочим, что «Гэсэр» - это "величайший эпос человечества".

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Бадмацыренова, Дарима Базарсадаевна, 2001 год

1. Абай Гэсэр - хан. /Эпопея (Эхирит-булагатский вариант). Подг. текста, перев. и прим. М.П. Хомонова - Улан-Удэ, 1961.- ч.1 - 230 с.

2. Абай Гэсэр Богдо хаан: Буряадай морин Ульгэр / БНЦ СО РАН -Улан-Удэ, 1995 (на бурятском языке). 517 х.

3. Абай Гэсэр Могучий: бурятский героический эпос М.: Издат. фирма "Восточная литература". РАН, 1995. - 526 с.

4. Абай Гэсэр. Автор и составитель С. Ш. Чагдуров. Улан-Удэ: Изд-во газеты "Бурятия", 1995.- 205 с.

5. Абай Гэсэр. Вступ. стат., подг. текста, перев. и комм, к нему А.И. Уланова Улан-Удэ, 1960. - 314 с.

6. Аламжи Мэргэн молодой и его сестрица Агуй Гохон.- Бурятский героический эпос. Новосибирск, 1991.-310 с.

7. Аникин В.П. Теория фольклора. Курс лекций М., 1996. - 480 с.

8. Аникин В.П. Теория фольклорной традиции и ее значения для исторического исследования былин. М.: Изд-во МГУ, 1980.

9. Асафьев Б.В. О народной музыке. JL; Музыка, 1987, 247 с.

10. Аюшина С.А. Об иносказательной природе эпоса "Гэсэр" // Гэсэриада: Фольклор в современной культуре Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1995. - с.48-53.

11. Бадмацыренова Д.Б. О времени и причинах происхождения героического эпоса // Проблемы бурятской филологии на современном этапе. Мат. регион, науч.-практ. конф-и, поев. 80-летию проф. Ц.Ц. Цыдыпо-ва. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1999. - с. 175-176.

12. Бадмацыренова Д.Б. Принцип золотого сечения в эпосе "Абай Гэсэр" // Вестник Бурятского государственного университета. Серия 6: Филология. Вып.З. Улан-Удэ: Изд-во Бурят.гос.ун-та, 1999.- с.28-32.

13. Бадмацыренова Д.Б. Золотое сечение в стихосложении. Мат. регион, науч.-практ. конф-и. «Высшая школа: проблемы преподавания словесности» Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2000.

14. Балдаев С.П. Некоторые вопросы филологии и этнографии бурятского народа. Дисс. на соиск. уч. ст. канд фил. наук. JL, 1967.

15. Балданов С.Ж. Народно-поэтические истоки национальных литератур Сибири (Бурятии, Тувы, Якутии). Дисс. на соиск. уч. ст. докт. фил. наук.-Улан-Удэ, 1995.

16. Балданжапов П.Б. Агын буряадай аман зохеолой дээжэнууд. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1999.

17. Баранникова Е.В. Бурятские волшебно-фантастические сказки. Новосибирск, 1979. - 254 с.

18. Бардаханова С.С. "Гэсэр" в эпическом репертуаре современных сказителей. // Гэсэриада духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной научной конференции) - Улан-Удэ, БНЦ СО РАН, 1995.- С. 115-118.

19. Бардаханова С.С. Система жанров бурятского фольклора. Новосибирск, 1992;-237 с.

20. Бардаханова С.С. Бурятские сказки о животных. Улан-Удэ, 1974. -152 с.

21. Бардаханова С.С. О некоторых образах животных в фольклоре бурят // Бурятские фольклор. Улан-Удэ: БФ СО АН СССР. 1970. - с. 19-34.

22. Басаева К.Д. Семья и брак у бурят. Улан-Удэ, 1991.

23. Баткин JI.M. Леонардо да Винчи и особенности ренессанского творческого мышления. М., 1990.

24. Бертагаев Т.А. Лексика современных монгольских литературных языков. М.: Наука, 1974. - 383 с.

25. Биткеев Н.Ц. Калмыцкий героический эпос "Джангар": Поэтика и традиция. Автореф. дисс. .д.ф.н. - Улан-Удэ, 1997 - 35 с.

26. Биткеев Н.Ц. Поэтическое искусство джангарчи. Элиста, 1982.

27. Биткеев Н.Ц. Типические места эпического репертуара исполнителей "школы " джангарчи Ээлян Овла и проблемы эпической традиции // Типологические и художественные особенности Джангара. Элиста,1978.-с. 25-50.

28. Борджанова Т.Г. О поэтике ойратского героического эпоса // Вестник института 14. Джангароведение. Элиста, 1976. - с. 141-163.

29. Бороноева Т.А. Образы Гэсэриады в бурятской книжной графике 1960-нач. 90-х гг. //Гэсэриада духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной научной конференции) - Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995. - С.120-123.

30. Будаев Б.Ж. Акцентуация бурятского языка. Словесное ударение в хоринском диалекте.- М.: Наука, 1981. 111 с.

31. Бурчина Д.А. Гэсэриада западных бурят: Указание произведения и их вариантов./ СО АН СССР. БФ БИОН Новосибирск: Наука Сиб. отд-ние, 1990. -449 с.

32. Бурчина Д.А. Женские образы в Гэсэриаде. // Филологический сборник Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1998. - с.74-82.

33. Бурчина Д.А. Своеобразие исполнительского стиля Маншуда Имегенова. // Творчество сказителей: традиция и импровизация Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1998. - с.53-67.

34. Бурчина Д.А. Эпос «Гэсэр» в записи М.Н.Хангалова. (Сравнительный анализ сюжетов) // Современность и традиционная культура народов Бурятии. Улан-Удэ, БФ СО АН СССР, 1989. - с. 141-169.

35. Буяхаева Л.И. Лексико-стилистические особенности языка эхирит-булагатского варианта эпоса "Гэсэр": Дисс.канд. филол. наук.- Улан-Удэ, 2000.

36. Бюраева Э.И. Ритмомелодика простых нераспространенных предложений бурятского языка. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1978. - 128 с.

37. Васютинский Н.А. Золотая пропорция. М.: Молодая гвардия, 1990. -236 с.

38. Вайнштейн Э.С. Стержень спирали. М., 1971.

39. Вейль Г. Симметрия. М.: Наука, 1968. - 192 с.

40. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. / Вступительная статья И. К. Горского, сост., комментарии В.В.Мочаловой. М.: Высшая школа, 1989.-406 с.

41. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Пространство и время в неживой и живой природе. М.: Наука, 1975. - 173 с.

42. Вигнер Е. Этюды о симметрии. Пер. с англ. М.: Мир, 1971. - 318 с.

43. Виппер Ю.Ф. Золотое деление как основной морфологический закон в природе и искусстве (открытие профессора Цейзинга). М., тип. Т. Рис, 1876.

44. Владимирцов Б.Я. Монголо-ойратский героический эпос. Пб.; М., 1923.

45. Владимирцов Б.Я. Общественный строй монголов. JL, 1934.

46. Владимирцов Б.Я. Филология и история монгольских народов. Памяти акад. Б.Я. Владимирцова. Сб. ст. М., 1958.

47. Гаадамба III., Цэрэнсодном Д. Монгол ардын аман зохиолын дээж бичиг. Улаанбаатар, 1978. - 304 х.

48. Габель М.О. К вопросу о технике русского былинного эпоса. Форма былинного действия // Науч. зап. науч.-иссл. кафедры истории европейской культуры. Т. 2. История и литература. 1927.

49. Гацак В.М. Устная эпическая традиция во времени. Историческое исследование поэтики. М.: Наука, 1989. - 256 с.

50. Герасимович JI.K. Монгольское стихосложение. Опыт экспериментально-фонетического исследования. JI., 1975.

51. Гомбоин Д.Д. Сюжетообразующие мотивы в эхирит-булагатских ули-герах о сватовстве // Эволюция эпических жанров бурятского фольклора Улан-Удэ: БФ СО РАН СССР, 1985. - с. 89-101.

52. Гомбоин Д.Д. Характеристика сюжетов эхирит-булагатских улигеров // Типология традиционных жанров бурятского фольклора. Улан-Удэ,1989.- с.32-54.

53. Гомбоин Д.Д. Эхирит-булагатские улигеры Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1990.-112 с.

54. Горький М. О литературе. М., 1953. - с.48-49.

55. Гунгаров В.Ш. Буряад арадай туухэ домогууд. Улаан-Удэ, 1990.

56. Гунгаров В.Ш. Ульгэр туурээлгэ // Творчество сказителей: традиция и импровизация Улан-Удэ, 1998, с. 100-109.

57. Гунгаров В.Ш. Современное бытование бурятских легенд и преданий. Автореф. к.ф.н. Улан-Удэ, 1993, - 20 с.

58. Дамдинсурэн Ц. Исторические корни Гэсэриады. М., 1957.

59. Дампилова JI.C. Гэсэриада в современной поэзии. У/ Гэсэриада духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной научной конференции) - Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995. - с. 108-109.

60. Дианова Т.Б. Поэтика народной лирики: Проблемы стиля // Наука о фольклоре сегодня: Междисциплинарные взаимодействия. М.: Диалог МГУ, 1998, с. 157-159.

61. Доржи Банзаров. Черная вера или шаманство у монголов. Улан-Удэ, 1997. - с.29-56.

62. Дугаров Б.С. Эволюция образа Гал Дулма хана (на материале окин-ских легенд о Гэсэре) // Гэсэриада духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной научной конференции) - Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995. - с. 138-140.

63. Дугаров Д.С. Исторические корни белого шаманства (на материале обрядового фольклора бурят). -М.: Наука, 1991.- 300 с.

64. Дугаров Д.С. Опыт реконструкции напева эхирит-булагатского варианта эпоса "Гэсэр" // Эпическое творчество народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск, 1978.

65. Дулам С. Монгол домог зуйн дур. Улаанбаатар, 1989. - 192 с.

66. Дулам С. Мифологические мотивы в эпосе «Гэсэр» // Гэсэриада духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной научной конференции) - Улан-Удэ: БНЦ СО РАН,1995.-с. 102-105.

67. Дулам С. Образы монгольской мифологии и литературная традиция. Дисс. к. филол. наук. М., 1982. - 163 с.

68. Дылыкова Р.С. Мифическое время в эпосе "Гэсэр".// Вестник Бурятского университета. Серия 6: Филология. Вып.З. Улан-Удэ: Изд-во Бурят, гос. ун-та, 1999. - с. 16-23.

69. Дылыкова Р.С. Мифологическая основа эпоса "Гэсэр " // Филологический сборник Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1998.- с. 119-123.

70. Дылыкова Р.С. Мифологическая основа эпоса "Гэсэр". Дисс. на соиск. уч. ст. канд фил. наук. Улан-Удэ, 2000.

71. Жамцарано Ц. Ж. Образцы монгольской народной литературы. -СПб., 1908.

72. Жамцарано Ц.Ж. Пайзы у монголов в настоящее время. СПб., 1914.

73. Жирмунский В.М. Сказание об Алпамыше и богатырская сказка. М., 1960.

74. Жирмунский В.М. Сравнительное изучение героического эпоса народов Средней Азии. М., 1960-1961.

75. Казначеев В.П. Феномен человека: Космические и земные истоки. -Новосибирск, 1991. 125 с.

76. Казначеев В.П. Живые лучи и живое поле / Чудеса и приключения.1996, №5-с. 27.

77. Ковалев Ф.В. Золотое сечение в живописи. Киев, 1989.- 142 с.

78. Козин С.А. Сокровенное сказание. Т.1 Введение в изучение памятника. Перевод, тексты, глоссарии. М., 1940.

79. Козин С.А. Эпос монгольских народов. M.-JL, 1948. - 246 с.

80. Кондратьев М.Г. О ритме чувашской народной песни. М., 1990.

81. Кондратьев С.А. Музыка монгольского эпоса и песен. М., 1970.247 с.

82. Короглы Х.Г. Художественные каноны и видоизменения эпоса // Фольклор. Поэтика историзма. М., 1988 - с. 102-125.

83. Кудияров А.В. Художественный стиль калмыцкого эпоса "Джангар" и вопросы его исторической интерпретации: Автореф. дисс. к.ф.н.- М., 1983-24 с.

84. Кузьмина Ё. Н. Женские образы в героическом эпосе бурятского народа. Новосибирск, Наука, 1980.- 160 с.

85. Кузьмина Е. Н. О древнейших основах женских образов улигеров. -Улан-Удэ: БФ СО АН СССР, 1978. 18 с.

86. Куницын О.И. Бурятская музыкальная литература. Улан-Удэ, 1986.106 с.

87. Куницын О.И. Выразительные средства бурятской профессиональной музыки. Улан- Удэ, 1999.- 134 с.

88. Лазарева А.А. Типологические проблемы номинации на материале онимической лексики: Дисс.к. филол. наук. Улан-Удэ, 1999.

89. Лихачев Д.С. Изб. Работы. Поэтика древнерусской литературы. Т.1. -Л, 1987.

90. Лосев А.Ф. Мифология // Философская энциклопедия в 5-ти томах, т.З М.: Советская энциклопедия, 1964. - с. 457-466.

91. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. Л.: Просвещение, 1972.-271 с.

92. Лотман Ю.Н. Структура художественного текста. СПб. 1998.- 704 с.

93. Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа.-М.: Наука, 1986.- 320 с.

94. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Гл. редакция восточной литературы изд-ва «Наука», 1976. - 406 с.

95. Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса. Ранние формы и архаические памятники. М.: Изд-во восточной литературы, 1963.-461 с.

96. Михайлов В.А. Религиозная мифология. Улан-Удэ, 1996.

97. Михайлов Г.И. Проблема фольклора монгольских народов. Элиста: 1971,-235 с.

98. Михайлов Т.М. Бурятский шаманизм. История. Структура. Социальные функции.-Новосибирск, 1987.

99. Михайлов Т.М. Из истории бурятского шаманизма с древнейших времен по XVIII в. Новосибирск: Наука, 1980. - 319 с.

100. Михайлов Т.М. Шаманизм и эпос // Эпическое творчество народов Сибири. Тезисы докладов научной конференции. Улан-Удэ, 1973. -с. 88-91.

101. Найдаков В.Ц., Тулохонов М.И. Бурятский героический эпос "Гэсэр" // Гэсэриада духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной научной конференции) - Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995 - с.6-14.

102. Настинова Г.М. Эпические напевы "Джангара" //ЖанЪр. Хальмг ба-атрлг эпос. М., 1990. - с. 431-441.

103. Неизвестные страницы истории Бурятии. Улан-Удэ, 1992.

104. Неклюдов С.Ю. Героический эпос монгольских народов: Устные литературные традиции. М., 1984. - 309 с.

105. Неклюдов С.Ю. К вопросу об описании "эмоциональной реакции" былинного персонажа.// Сб.ст. по вторичным моделирующим системам Тарту, 1973. - с.5-12.

106. Неклюдов С.Ю. Образ Гэсэра в фольклорно-мифологических традициях Центральной Азии и Южной Сибири // Эпическое творчествонародов Сибири и Дальнего Востока. Материалы Всесоюзной конференции фольклористов Якутск, 1977. - с.40-44.

107. Неклюдов С.Ю. Тумурцырен Ж. Монгольские сказания о Гэсэре: новые записи. М.: Наука, 1981.

108. Неклюдов С.Ю. Эпические традиции народов Центральной Азии и проблема литературных контактов. М., 1976.

109. Ш.Неклюдов С.Ю. Эпические традиции народов Центральной Азии и проблемы литературных памятников Востока и Запада в средние века. Дисс. к.ф.н.-М., 1973.- 177 с.

110. Омакаева Э.У. Некоторые буддийские мотивы и буддийская лексика в калмыцких сказках о Гэсэре // Гэсэриада духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной научной конференции) - Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995. - с. 135-137.

111. Осоодор Мэргэн. Улаан-Удэ: БМНИИК, 1956. - 137 с.

112. Ошорова С.А. Иносказательная природа бурятского устного народного творчества: Дисс. к. ф. н. Улан-Удэ, 1997.

113. Петрович Д. Теоретики пропорций. М., 1979.

114. Петросян А.А. История народа и его эпос. М., 1982.

115. Померанцева Н.А. Эстетические основы искусства Древнего Египта. -М., 1985.

116. Поппе Н.А. Халха-монгольский героический эпос. Изд-во АН СССР, 1937.- 125 с.

117. Потанин Г.Н. Тангутско-тибетская окраина Китая и Центральная Монголия. М., 1950.

118. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. JI.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1946. - 338 с.

119. Пропп В.Я. Русский героический эпос. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1958.-603 с.

120. Пушкин А.С. Об искусстве. В 2-х т. Т. 1./Сост., предисл. и коммент. А.А.Вишневского. М.: Искусство, 1990. - 363 с.

121. Пушкин А.С. Стихотворения / Редкол. Ю.Герасимов, Е.Исаев, А. Козловский и др.; Сост. и вступ. Статья Г. Волкова; худож. Г. Клодт, Д. Домогацкий. М.: Худож. лит., 1985. - 430 с.

122. Раднаев В.Э. К проблеме эстетики героического эпоса монгольских народов // Вестник института 14. Джангароведение. Элиста, 1976 -с. 117-132.

123. Райцанова Д.А. Русские переводы Гэсэриады: Дисс. к. филол. наук. -М.,1999. 150 с.

124. Ранние формы искусства. Сб. ст. Сост. Неклюдов С.Ю. Отв. ред. Ме-летинский Е.М. М., 1972.

125. Румянцев Г.Н. Баргузинские летописи. Вып. 1. Улан-Удэ: Бурят-монгольское кн. изд-во, 1956. - 101 с.

126. Румянцев Г.Н. Происхождение хоринских бурят. Улан-Удэ, 1962.

127. Русский фольклор. Эпические традиции. Материалы и исследования. -СПб, 1995.

128. Рыбаков Б.А. Слово о полку Игореве и его современники. М., 1971.

129. Сагалаев A.M. Алтай в зеркале мифа. Новосибирск: Наука, 1992.

130. Самдан З.Б. Образ Гэсэра в тувинских мифах. // Гэсэриада духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной научной конференции) - Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995 -с.144-146.

131. Санжеев Г.Д. Эпос северных бурят // Аламжи Мерген. Бурятский эпос.-М.: Л., 1936.

132. Санжеева Л.Ц. Об исторической взаимосвязи антропонимов, этноми-мов и топонимов в эпосе "Гэсэр" // Вестник Бурятского университета. Сер.6 Филология. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1999 - с. 23-28.

133. Санжеева Л.Ц. Ономастика эпоса "Гэсэр": Дисс. к. филол.наук. -Улан-Удэ, 2000. 186 с.

134. Скафтымов А.П. Поэтика и генезис былин.- Москва ; Саратов, 1924.

135. Современность и традиционная культура народов Бурятии. Улан1. Удэ, 1983.

136. Соколов А.А. Тайны золотого сечения // Техника молодежи. - 1978.-№5.-с. 40-42.

137. Соколов Б.Г. Герменевтика метафизики. СПб., 1998.

138. Соктоев А.Б. Становление художественной литературы Бурятии дооктябрьского периода. Улан-Удэ, 1976.

139. Сонин А.С. Постижение совершенства: Симметрия, асимметрия, дис-симметрия, антисимметрия. М.: Знамя, 1987. - 208 с.

140. Старикова Г.Н. Сатирические элементы в героическом эпосе бурят "Гэсэр" // Гэсэриада духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной научной конференции) - Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995 - с.85-88.

141. Суриков В.И.-М.: Искусство, 1974.

142. Туденов Г.О. Бурятское стихосложение. Ритмическая организация бурятских стихов. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1958. - 168 с.

143. Тулохонов М.И. Бурятский фольклор и современность // Современность и традиционная культура народов Бурятии. Улан-Удэ: БФ СО АН СССР, 1983.-с.20-32.

144. Тулохонов М.И. Бурятский эпос "Гэсэр"// Абай Гэсэр Могучий М., 1995. - с.446-477.

145. Тулохонов М.И. Героический эпос бурят: Вопросы поэтики и стиля. Дисс.в форме научного доклада . .д ф.н.-Улан-Удэ, 1993.-51 с.

146. Тулохонов М.И. К характеристике эпического мира улигеров. // Джан-гар и проблемы эпического творчества тюрко-монгольских народов. Тезисы докладов и сообщений. Элиста, 1978. - с.78-80.

147. Тулохонов М.И. Основные итоги изучения улигеров // Гэсэриада духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной научной конференции) - Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995 - с.36-44.

148. Тушемилов П.М. Шаманские материалы (1948). Улан-Удэ, 1995.

149. Уланов А.И. Бурятские улигеры (исполнение, композиция, изображение человека) Улан-Удэ, 1968. - 74 с.

150. Уланов А.И. Бурятский героический эпос. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1963.-220 с.

151. Уланов А.И. Древний фольклор бурят. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1974. - 171 с.

152. Уланов А.И. Исторические корни Гэсэриады // Гэсэриада духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной научной конференции) - Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995. - с. 44-45.

153. Уланов А.И. К вопросу о возникновении эпоса "Гэсэр"// Гэсэриада: прошлое и настоящее Улан-Удэ: Бур.отд. ВФК, 1991.-е. 57-64.

154. Уланов А.И. К характеристике героического эпоса бурят. Улан-Удэ, 1957.- 171 с.

155. Уланов А.И. Устное творчество в культуре бурят. // Гэсэриада: Фольклор в современной культуре. Улан-Удэ, 1995. - с.4-14.

156. Уланов Э.А. Эпос "Гэсэр" как древнейшая эпическая картина мира // Вестник Бурятского университета. Сер.6: Филология. Вып.З Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1999. - с. 10-16.

157. Улымжиев Д.Б. Изучение Гэсэра в России. // Гэсэриада духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной научной конференции) - Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995. - с.18-24.

158. Фольклор: образ и поэтическое слово в контексте. М., 1984.

159. Хамаганов М.П. Самобытность и народность эпоса "Гэсэр". Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1995. - 104 с.

160. Хамгашалов A.M. Опыт исследования бурят-монгольского стихосложения. Улан-Удэ, 1940.

161. Хамгушкеева М.М. Дефиниции "земля" и "время" в эпосе "Гэсэр" и в произведениях бурятских поэтов. // Гэсэриада духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной на.учной конференции) Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995. - с. 113-115.

162. Хангалов М.Н. Собрание сочинений. Т.1 Улан-Удэ, 1958.

163. Хангалов М.Н. Собрание сочинений. Т.2 Улан-Удэ, 1959.

164. Хангалов М.Н. Собрание сочинений. Т.З Улан-Удэ, 1960. - 421 с.

165. Хомонов М.П. Бурятский героический эпос "Гэсэр": Эхирит-булагатский вариант- Улан-Удэ, 1976.

166. Хомонов М.П. Варианты эпоса "Гэсэр" // Гэсэриада: Фольклор в современной культуре. Улан-Удэ, 1995. - с.85-97.

167. Хомонов М.П. Гэсэриада эпос мирового значения. // Гэсэриада - духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной научной конференции) - Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995. - с.14-18.

168. Хундаева Е.О. Бурятский эпос о Гэсэре: символы и традиции Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1999. - 95 с.

169. Хундаева Е.О. Монгольские списки Гэсэриады // Средневековая культура Центральной Азии: Письменные источники. Сб. ст. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995. - с.62-76.

170. Хундаева Е.О. Монгольское книжное сказание о "Гэсэре". М., 1980.

171. Хундаева Е.О. Эпическое сказание восточных народов. // Гэсэриада -духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной научной конференции) Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995. - с.24-27.

172. Хундаева-Пинуева Е.О. Монгольский эпос о Гэсэре, его связи и поэтика // Гэсэриада : Фольклор в современной культуре Улан-Удэ, 1995. - с.73-85.

173. Хурэлбаатар JI. Буддийские мотивы в тибетском и монгольском версиях эпоса "Гэсэр" // Гэсэриада: Фольклор в современной культуре -Улан-Удэ, 1995.-с. 113-120.

174. Церетели Г.В. Метр и ритм в поэме Руставели и вопросы сравнительной версификации // Контекст 1973. Литературно-теоретические исследования. М.: Наука, 1974. - с. 114-137.

175. Цыбенова Б.Б. "Гэсэр" и "Джангар" как вершины эпического творчества монгольских народов // Немцы и Сибирь: История. Современность. Мат-лы межд.науч.конф-и 18-22 сентября 1999 г. Улан-Удэ, 1999.-с. 31-35.

176. Цыбенова Б.Б. Калмыцкий героический эпос "Джангар" // Проблемы бурятской филологии на современном этапе. Мат. регион, науч.-практ. конф-и, поев. 80-летию проф. Ц.Ц. Цыдыпова. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1999. - с.173-175.

177. Цыбенова Б.Б. Образ Гэсэра в бурятском героическом эпосе // Вестник БГУ, Сер. 6. Филология. Вып. 3. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1999. с. 32-37.

178. Цыбенова Б.Б. Общности и различия бурятского эпоса "Гэсэр" и калмыцкого эпоса "Джангар". Дисс. на соиск. уч. ст. канд фил. наук.-Улан-Удэ, 2000.

179. Цыбенова Б.Б. Эпическая страна Бумба // Исторические и политические науки. Литература. Сб.тр.молодых ученых Байкальского региона.- Улан-Удэ, Изд-во БГУ, 1999.- с. 137-140.

180. Чагдуров С.Ш. Горная Бурятия прародина всех монголов // Филологический сборник - Улан-Удэ, БНЦ СО РАН, 1998. - с. 190-193.

181. Чагдуров С.Ш. Гэсэриаде 1000 лет. // Гэсэриада: прошлое и настоящее- Улан-Удэ: бур.отд.ВФК, 1991. с.73-89.

182. Чагдуров С.Ш. Древнейшие истоки Гэсэриады.//Гэсэриада: Фольклор в современной культуре. Улан-Удэ, 1995. - с.25-45.

183. Чагдуров С.Ш. Исторические основы цротивопоставления Неба-Отца и Матери-Земли в эпосе "Гэсэр" // Вестник Бурятского университета. Сер.6 Филология. Вып.З. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1999. - с.3-10.

184. Чагдуров С.Ш. Канон золотого сечения в эпосе "Гэсэр" // Язык художественных произведений писателей Сибири. Сб. ст. Улан-Удэ, 1993. - с.71-83.

185. Чагдуров С.Ш. Культ слова в эпосе монгольских народов. // Джангар и проблемы эпического творчества тюрко-монгольских народов. М.: Наука. 1980.-с. 302-308.

186. Чагдуров С.Ш. Поэтика Гэсэриады, Иркутск, 1993. 367 с.

187. Чагдуров С.Ш. Прародина монголов Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1999. -138с.

188. Чагдуров С.Ш. Происхождение Гэсэриады: Опыт сравнительно-исторического исследования древнего словарного фонда / СО АН СССР БФ БИОН Новосибирск: Наука, 1980. - 272 с.

189. Чагдуров С.Ш. Стихосложение Гэсэриады. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1984.-128 с.

190. Чимитдоржиев Ш.Б. Гэсэриада общемонгольский эпос // Гэсэриада -духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной научной конференции) - Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995. - с.45-47.

191. Чойролжав. Новая теория об историческом происхождении "Гэсэра" // Гэсэриада духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной научной конференции) - Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995.-с.45-47.

192. Шагдаров Л.Д. О языке эпоса "Гэсэр" // Гэсэриада духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной научной конференции) Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995. - с.33-36.

193. Шагдарова Д.Л. Религиозная лексика "Гэсэра" в переводе В. Солоухина-// Гэсэриада духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной научной конференции) Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995. - с.161-163.

194. Шаракшинова Н.О. Бурятский фольклор. Иркутск, 1959. - 227 с.

195. Шаракшинова Н.О. Г.Н. Потанин и его роль в собирании и публикации эпоса о Гэсэре // Гэсэриада: Фольклор в современной культуре -Улан-Удэ, 1995.-с.66-73.

196. Шаракшинова Н.О. Героико-эпическая поэзия бурят Иркутск: Изд-во ИГУ, 1987.-304 с.

197. Шаракшинова Н.О. Героический эпос бурят. Иркутск: Вост.-сиб. кн.изд-во, 1968. - 160 с.

198. Шаракшинова Н.О. Героический эпос бурят-монголов Усть-Ордынского национального округа. Дисс. на соиск. уч. ст. канд фил. наук.-Л., 1949.

199. Шаракшинова Н.О. Героический эпос о Гэсэре. Уч. пособие для студентов фил. фак.-та. -Иркутск, 1969. -348 с.

200. Шаракшинова Н.О. Из истории записи, публикации и изучения монгольских версий "Джангара" // Эпическая поэзия монгольских народов. Элиста, 1982. - с. 25-42.

201. Шаракшинова Н.О. О героико-эпическом сказании бурят // Гэсэриада: прошлое и настоящее Улан-Удэ: Бур.отд.ВФК, 1991. - с.64-73.

202. Шафрановский И.И. Симметрия в природе Л.: Недра, 1968.-184 с.

203. Шевелев И.Ш., Марутаев М.А., Шмелев И.П. Золотое сечение: Три взгляда на природу гармонии. М.: Стройиздат, 1990. - 343 с.

204. Шерхунаев Р.А. Бурятские народные сказители, ч.1. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1986.- 208 с.

205. Шерхунаев Р.А. Изображение охоты в героическом эпосе бурят // Поэтика жанров бурятского фольклора Улан-Удэ: БФ СО АН СССР, 1982.-с. 82-100.

206. Шерхунаев Р.А. Маншут Имегеев певец «Гэсэра». Очерк жизни и деятельности. Иркутск, 1993. - 47 с.

207. Шерхунаев Р.А. Певцов благородное племя. Иркутск, 1978.

208. Шерхунаев Р.А. Эстетические воззрения бурят в улигерах. // Эстетические особенности фольклора Улан-Удэ: БФ СО АН СССР, 1969. -с.113-125.

209. Шубников А.В., Копцик В. А. Симметрия в науке и искусстве. М.: Наука, 1972.

210. Шулунова J1.B. Бурятская ономастика: Дисс.доктора филол. наук -Улан-Удэ, 1995.

211. Эйзенштейн С.М. Избранные произведения. В 6-ти т. Глав. ред. С. И. Юткевич. -Т. 3 М., "Искусство", 1964.

212. Эйзенштейн С.М. Избранные произведения. В 6-ти т. Глав. ред. С. И. Юткевич. -Т. 4 М., "Искусство", 1966. 790 с.лI

213. Применение золотого сечения в построении картины И. Е. Репина■

214. А. С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года»

215. Ковалев Ф.В., Киев, 1989, с.а+о =Ф1. Ъомшсе ешш^

216. Пропорции золотого деления в линейном построении картины; Н. Н. Ге «Александр Сергеевич Пушкин в селе Михайловском»

217. Ковалев Ф.В., Киев, 1989, с. 12.1. Ъомшь iou&triQV ашм-ие.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.