Проблема биографического жанра в творчестве Питера Акройда тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат филологических наук Шубина, Александра Владимировна

  • Шубина, Александра Владимировна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2009, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 183
Шубина, Александра Владимировна. Проблема биографического жанра в творчестве Питера Акройда: дис. кандидат филологических наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). Санкт-Петербург. 2009. 183 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Шубина, Александра Владимировна

Введение.

Глава 1. Литературный процесс в Великобритании: конец XX - начало ХХТ веков.

1.1. Ситуация постмодернизма в английской литературе на рубеже веков.

1.2 Жанры исторического повествования в творчестве английских писателей конца XX века. а) «Сомнительный постмодернизм» Джона Фаулза. в) «Рецепт исторического повествования» (Джулиан Барнс). с) Грэм Свифт - возрождение семейной хроники.

Глава 2. Творчество Питера Акройда конца XX века (1980-1990ые)

2.1 Роман «Последнее завещание Оскара Уайльда» (1983) -реконструкция биографии.

2.2. «Т.С. Элиот. Жизнь» (1984) - опыт создания классической биографии.

2.3. Роман «Чаттертон» (1987) - между реальностью мифа и реальностью факта.

2.4 «Блейк. Биография» (1995) - «житие» лондонского визионера.

Глава 3. Обобщающий характер поздних биографических опытов Питера Акройда (2000ые годы).

3.1. Серия «обобщающих» биографий - «деперсонализация» жизнеописания. а) «Лондон: Биография» (2000). в) Книга «Альбион: Происхождение английского воображения»

2002). с) «Темза: Священная река» (2007).

3.2. Серия «Краткие биографии» (Acroyd's Brief Lives).

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема биографического жанра в творчестве Питера Акройда»

Проблема теории жанра уже не одно десятилетие находится в центре напряженного внимания литературоведческой науки. Ядро проблемы составляют вопросы о природе жанра, о его границах и эволюции, об источниках «оживления» и причинах «смерти» тех или иных жанров.

Ю.Н. Тынянов обосновал теорию забвения и возрождения жанровых структур, исходя из концентрической модели литературы, организованной по принципу противопоставления «центра» и «периферии». Перемещаясь внутри этой структуры, жанр забывается или отмирает, удаляясь от центра, и обновляется, приближаясь к нему [111]. Миграция и трансформация жанра, по мнению современного литературоведа В.П. Трыкова, является «показателем изменения векторов литературного процесса, проявления новых тенденций литературного развития» [108; 341].

В этом отношении биография представляет собой едва ли не уникальный пример - равно долгожительства и многоликости, «зыбкости» [68]. Содержание жанра биографии в общих чертах может быть сформулировано следующим образом: «жизнеописание отдельного человека, обычно известного, написанное от третьего лица и претендующее на определенную объективность и беспристрастность» [197]. Предпосылкой к созданию такого произведения служит «признание значимости данной личности для истории, культурной, политической деятельности или быта в национальном или мировом масштабе» [44;7], то есть его значимость для своего времени или для истории в широком смысле, для определенной сферы-деятельности, или его «типичность» [143; vi].

Предполагается, что обращение к жанру биографии' свидетельствует о поиске основы идентичности не в области отвлеченной идеологии, а в области подвижного жизненного опыта. В то же время биография, «секретарь нашего существования» [160; xiii], описывает жизнь, давая читателю насладиться удовольствием двух родов: удовлетворением от факта и радостью свободы воображения.

В первых известных биографиях (например, древнеегипетских записях жизни фараонов) уже прочитывается основная реализуемая в них потребность: «увековечить и обессмертить» [160; 2] человека. Такое жизнеописание выступает в роли оружия жизни в борьбе со смертью.

В западной традиции биография как отдельная историческая дисциплина выделилась в IV в. до н.э. с появлением «популярной биографии», которая, в отличие от собственно исторического произведения, ставила целью перечисление знаменитых дел и изречений интересующей автора личности без учета хронологии событий или их роли в общем историческом контексте эпохи. Так уже Ксенофонт в «Memorabilia» [16] (сер. - кон. IV в. до н.э.) включает в текст сочинения истории из обыденной жизни и элементы диалога, отказываясь от абсолютной точности в пользу яркости и живости портрета.

Латинская ' традиция дает нам примеры преимущественно моралистической биографии. Жизнеописание римского' полководца Агриколы Корнелия- Тацита отличается преобладанием «условного восхваления». Современник Тацита - Светоний - создал первую полноправную биографию [160; 5], он соединил в «Жизни двенадцати цезарей» [17] исторический факт, бытовую историю, запись изречений и известные и редкие характеристики своих героев.

Однако прямым предшественником современной биографии может быть назван только Плутарх, автор 46 биографических портретов, собранных в томах «Сравнительных жизнеописаний» [15]. Плутарх разделил историю и биографию окончательно, указав, что первая занимается изучением человеческих дел, вторая же должна ответить на вопрос, кто есть человек.

Классическая биография, оформившаяся в творчестве Плутарха, свидетельствовала о жизни выдающегося человека, «великой натуры» (категория, восходящая к «Государству» Платона [42;651]). Ее основной целью было преподать урок, представить современникам и потомкам образец достойного поведения. В этом смысле биография как жанр прочно закреплялась в поле историографии в понимании ее античной традицией, как и для истории, для биографии «предназначение заключалось не столько в том, чтобы давать исчерпывающий отчет о случившемся, сколько в том, чтобы служить источником примеров для подражания» [95; 10].

В христианской европейской традиции истоки биографии восходят к Четырем Евангелиям, которые дали точный образец жизнеописания, призванного наставлять читателя и укреплять христианскую веру. Средневековое жизнеописание - агиография или духовная биография - «не делает различия между миром факта и миром легенды» [160; 8]; она оперирует «священной правдой», обеспечивая взаимодействие реальности и фантазии, правды и вымысла, земной и небесной сфер.

Эпоха Ренессанса по-настоящему обогатила жанр, усилив интерес к отдельной личности и к сообществу индивидуальностей в рамках коллективной биографии, описывающей целый ряд соположенных по какому-либо значимому признаку людей. В стремлении охватить целый ряд судеб проявилось, стремление к энциклопедическому знанию о жизни [143; 47]. Ренессанс ознаменовался также созданием первых биографических словарей и энциклопедий.

Английская биография развивалась в рамках того же общеевропейского направления (о чем свидетельствуют работы Конрада Геснера «Biblioteca Universalis» (1545-1549) и Пьера Бейла «Словарь истории и критики» (1697)), однако, как и вся английская культура, испытывала в ходе эволюции несомненное влияние пуританской идеологии, ориентированной на высокую оценку личностной ценности и на восприятие личности как самосознающего субъекта.

Развитие науки в Новое время повлияло на все области знания и искусства. Изменившаяся научная парадигма, ориентированная на опыт как средство постижения реальности, на индуктивный способ мышления, вместе с традиционным пуританским взглядом на личность как самоценный объект сформировала благоприятный для биографии культурный контекст.

Тогда же (в XVII-XVIII веках) биография впервые была теоретически осмыслена как род знания, отличный от истории. В работе Френсиса Бэкона «Прогресс знания» (Advancement of learning, 1605) выделяется три отдельных ветви исторического повествования: «хроника», представляющая эпоху, «жизнь», описывающая человека, и «история» (narrative), повествующая о событиях [130]. При этом философ отдает предпочтение второму типу -«жизни», - поскольку в ней видит «более правдивое, естественное и живое изображение» объекта [130].

Новый тип жизнеописания имел значение не только как продукт эпохи, но и как ее знак и средство распространения набирающей силу идеологии Нового времени. В этом смысле он близок раннехристианским агиографиям, с той разницей, что здесь преобладающей становится функция воссоздания национальной и индивидуальной, а не религиозной, идентичности.

Творчество Сэмюэля Джонсона (1709-1784) дает пример многостороннего изображения исторической личности во всей полноте ее проявлений. «Жизнь английских поэтов» (1779-1781) Джонсона состоит из 52 эссе о художниках эпохи Реставрации и начала XVIII века и представляет «обзорное описание периода зарождения современного профессионального писательства, развивающегося в новых условиях книгопечатания и распространения литературы» [160; 11] и представляет первый опыт включения критического элемента в биографический текст. В эссе «Rambler № 50» (1750) он обосновывает многоаспектность биографического письма, сочетающего в себе исследование с глубоким психологическим и этическим эффектом [153] - необходимо добиться живости портрета, его близости читателю, при этом избежав и панегирика и нездоровой сенсационности.

Следующей значительной вехой в истории английской биографии логично назвать творчество Джеймса Босуэлла, которого к созданию книги о Джонсоне - «Жизнь Сэмюэля Джонсона» (1791) - подтолкнул не только личный и биографический интерес к знаменитому предшественнику, но и знакомство с его теоретическим наследием, которому биограф бросает

• « « г 4 , « 7 своеобразный «вызов». Если Джонсон утверждал, что весь первичный материал должен быть осмыслен и прочувствован создателем жизнеописания, то его ученик видит в биографии собрание документов, писем, бесед, бытовых сцен, объединенных минимальным вмешательством автора [11]. Босуэлл утверждает за биографом двоякую роль, подчиненного и руководителя, - с одной стороны, «невидимого секретаря», с другой стороны, своего рода «прожектора», направленного на творящего [160; 17].

В целом в эпоху Просвещения биография характеризовалась стремлением выявить закономерности взаимодействия индивидуального и социального бытия человека, обнаружить мотивацию деятельности в целом и отдельных поступков исследуемой личности; она строится на основательных доказательных исследованиях и в исторической перспективе.

XVIII век ознаменовался сближением романа и биографии, взаимным обогащением жанров и размыванием стилистических границ. Так роман стал активно привлекать квази-документальные материалы, письма, дневники и записи, для усиления художественного правдоподобия; а также повествовательную манеру, стилизованную под объективное биографическое или исповедально-субъективное автобиографическое письмо. Биография же в свою очередь заимствовала психологическое описание как средство создания характера и драматизации действия.

В то же время начала складываться традиция литературной биографии и автобиографии (например, «Biographia literaria» (1817) С.Т. Кольриджа). XIX век и романтическое восприятие личности творца-одиночки обратило биографию к фигурам преимущественно писателей и поэтов в их духовном и общественном воздействии на эпоху.

С тенденцией к сближению биографии и романа, особенно явной в литературной биографии, литературовед Ричард Алтик связывает успех жизнеописательных произведений в англо-американской литературной среде: поскольку «литературная биография разделила основное направление литературного интереса в движении от внешнего действия к взгляду вовнутрь - к миру мыслей и чувств», то ее «привлекательность в том же, в чем и присущая психологическому роману или исповедальной лирике» [129; xi].

Кроме внутрилитературных связей на пересмотр методов исследования личности в биографическом произведении уже в середине XIX века оказали влияние научные открытия в социальной и гуманитарной областях и технический прогресс в Европе XIX века вообще. Наибольшее влияние на литературу жизнеописания оказали теории естественного отбора Чарльза Дарвина, материалистическая концепция Карла Маркса и психоаналитические штудии Зигмунда Фрейда, а позже, его учеников, Карла Юнга и Эрика Эриксона. Психоанализ, в отличие от первых двух философских парадигм, концентрировал внимание писателя на частной жизни человека, внутренних мотивах его жизни, не зависящих от общества. Однако все три теории, при глубоко заложенном в них различии, были призваны разрешить, единую задачу - создать, научную базу для описания человеческого бытия, то есть окончательно освободить биографию от диктата истории.

Также с течением времени утрачивает остроту морализаторский пафос первых биографий. В Англии уже к концу XIX века морализм, претензия на учительство в жизнеописаниях становится объектом иронии и пародии. Примером тому может служить книга Литтона Стрэчи «Знаменитые викторианцы», которую Андре Моруа назвал первой современной биографией. Эпоха рубежа XIX-XX веков ознаменовала новый этап развития* английской биографии. Оглядываясь в начале XX века на прошедшее столетие, молодое поколение писателей, к каковым принадлежали Стрэчи-и Вирджиния Вулф, могло лицезреть лишь развалины жизнеописательного жанра, специфические «викторианские биографии», своим названием обязанные правлению королевы Виктории (1837-1901). За редким исключением, к каковым относится, например, книга Элизабет Гаскелл «Жизнь Шарлотты Бронте» (1857), несущая^ на себе отпечаток творческой страсти автора, традицию викторианской биографии составляли «безжизненные и сбивающие с толку обилием деталей собрания обезличенных фактов или портреты неправдоподобного совершенства» [160; 20].

Книга Стрэчи «Знаменитые викторианцы» (Eminent Victorians, 1918) построена как серия из четырех портретов знаковых фигур в культуре эпохи правления королевы Виктории: Флоренса Найтингейла, кардинала Меннинга, генерала Гордона и Томаса Арнольда [167]. Она написана в стилистике «иконоборчества», не лишенного, однако, почтения к героям, и сочетает «сочувствие и насмешку, скупость композиции и пылкость драматического чувства» [161; 6]. Стрэчи утверждает эссеистический жанр биографического письма, не требующий от автора «скрупулезного повествования. утомляющего плаванием в океане материала», прошлое, по его мнению, «может быть четко увидено посредством образов, переходящих нам от наших предшественников» [173; 9]. Он разрабатывал также новую концепцию героя биографии, полемизирующую с викторианской концепцией панегирика великому человеку, утверждая, что «простой человек может предстать в героическом свете . его ценность не зависит от изменений в свете» [173;10].

Параллельно с исканиями Стрэчи в области предмета и смысла биографического повествования осуществляла свои искания новой формы жизнеописания Вирджиния Вулф. Результатом этих экспериментов стали роман «Орландо. Биография» (1928) и повесть «Флаш. Биографический очерк» (1933) [12], представляющие образец модернистской биографии.

Генри Джеймс, рассуждая о состоянии литературы жизнеописания на рубеже XIX-XX веков, свидетельствует об особом положении искусства биографии: по его наблюдениям, биография не может быть приравнена к «виртуальной реальности воображения», а потому роль биографа заключается в поиске слов, «которые, не будучи аналогом жизни, поскольку это невозможно, будут адекватным творческим соответствием этой жизни» [169; 62-63].

В середине XX века под воздействием идеи постмодернизма о «смерти автора» (термин Ролана Барта [48]) и освобождения текста от власти идеологии [78; 278], лишающей смысла познание творческой личности, биография претерпела дальнейшие изменения.

Е.В. Ушакова выделяет следующие черты посмодернистской биографии: фрагментация, смешение биографического и автобиографического, эксперименты с точкой зрения, временные и логические лакуны, пародия, пастиш [115; 152]. Биография становится гибридной формой, которая воссоздает возможную, но в итоге вымышленную версию жизни героя. Ставя перед собой цель - воссоздать реальную жизнь своего персонажа, биограф сталкивается с тем, что это реальность особого рода - реальность «коннотативного означаемого», отсылающая к подразумеваемой истине, но не указывающая на нее прямо [47; 400]. Невозможность постижения абсолютной истины приводит к невозможности написания достоверной биографии; поскольку согласно эстетике постмодернизма объективного прошлого не существует, невозможно познание истины, то авторская биография может предложить лишь одну из множества интерпретаций.

Однако постмодернистская биография решает также одну из важнейших позитивных задач - разрушение стереотипа, освобождение образа исторической личности от всего условного, иконического, ставшего общепризнанным вследствие подчинения единственной авторитетной интерпретации.

Таким образом, складывается двойственное положение жанра биографии в современную эпоху: с одной стороны, этот жанр очень популярен и распространен, с другой стороны, комплекс постмодернистских идей ставит под вопрос существование традиционной биографии. * *

Биография, однако, как ни один другой жанр способна противостоять напору постмодернистской идеологии, поскольку объектом ее изображения по определению является персональный человеческий опыт, соотнесенный с культурной и социальной средой. Тем более это актуально в отношении биографии творческой личности, чей опыт закреплен в текстовой форме документа - в Слове и, шире, знаке.

Уже в начале XX века в работе «Биография и культура» 1926/27 года Г.О. Винокур определил специфику биографии творческой личности как соположенное изучение не только событий и поступков, но и особую манеру персонажа, его стиль, в котором также отражается судьба героя [53]. Уточняя это положение он выделяет два аспекта филологического изучения. Слово как явление и орган литературы. В широком смысле сюда относятся: языковедение, стилистика, поэтика, риторика, текстология, стиховедение. Второе: слово как всякое выражение духовной деятельности человека [54].

Об особом статусе жанра биографии писателя конкретно в английской литературе и о чрезвычайной популярности этого жанра в Англии пишет современный немецкий исследователь Юрген Шлегер [165]. Он констатировал центральное положение «биографического письма» (biographical writing) в английской литературе и маргинальное - в немецкой (в отличие от автобиографии). Причину такого «фокусного» положения биографии в английской литературе исследователь видит в особом характере английской культуры, которую он определяет каю личностно-ориентированную (personally-centered culture [1'65; 61]). Англичане утверждают свою индивидуальность через культ прошлого, культ предков -носителей культурных ценностей.

Традиционно биографическая проза причисляется- к формам повествования о прошлом - документально-художественной литературе, основанной на факте. Соотносимость биографии с документами позволяет выделить следующие жанрообразующие признаки: документ и его роль в структуре текста; характер и границы вымысла; автор и его роль в произведении [114; 7]. Как в отечественном, так и в зарубежном литературоведении неоднократно предпринимались попытки классифицировать биографические произведения во всем их разнообразии, используя эти признаки [51, 85, 96, 97, 129, 165].

Также интерес представляет рефлексия по поводу биографии авторов биографических произведений, которые видят процесс жизнеописания изнутри [87, 106].

Однако возможны и иные подходы к классификации жизнеописаний, не учитывающие эти факторы. Так автор «Энциклопедического словаря культуры XX века» В. Руднев выделяет три вида биографии: сравнительную биографию, где важна не последовательность событий, а их система; жизнеописание святого, следующее агиографическому канону, и - отдельно -семиотическую биографию лотмановского типа [196].

Важно отметить, что при многообразии критериев, которые встречаются в классификациях биографических произведений, большинство исследователей включает в ряд важнейших показателей своеобразия жизнеописания критерий соотносимости со шкалой «факт/вымысел».

На противоположных от центра концах (факт - вымысел) расположены научная (объективная) биография и биографический роман [85; 109]. Концепция художественной биографии может быть сведена к следующим основным положениям: это «творческая свобода письма, авторская индивидуальность изложения и отказ от педантизма в изложении и классификации документов, фактические лакуны при интерпретации документов в художественной биографии преодолеваются с помощью интуиции и воображения автора» [114; 14]. Однако здесь важно определить границы авторского воображения, для чего следует обратить внимание на противопоставление «воображаемой конфигурации» и «вымысла», сформулированное французским философом-герменевтом Полем Рикером: «вымысел» он определяет как антитезу истинному рассказу, тогда как конфигурация - упорядочивание и связывание первичного материала рассказом - общая операция для любого достоверного нарратива [44].

В поисках концепции, могущей организовать целостность и непротиворечивость жизнеописания, воссоздающего личность, автор «должен пробиваться через пласты поддающихся внешнему наблюдению событий в области невидимых внутренних мотивов <.> А это неизбежно ведет к домыслу и предположению, к гипотетической реконструкции скрытого от наблюдателей мира» [57; 150]. В этом свете уточняется роль документа и факта, как текстовых запечатлений внутренних мотивов и событий внешней жизни, в биографии: не создание «атмосферы биографической правды», а «создание полифонии в биографии» [82; 32]. Следовательно, невозможность непосредственного использования документального материала может быть компенсирована иными средствами диалогизации повествования? - средствами создания «внутреннего диалога» [82; 30], теорию которого, с опорой на работы М.М.Бахтина,,разрабатывали Ю. Кристева [80] и Р. Барт [46]. * *

Творчество Питера Акройда представляет интерес и как пример постмодернистского письма и как образец признанного мастерства биографии, отмеченного рядом престижных национальных премий. Его произведения, посвященные исследованию личностей, хрестоматийных для английской культуры (от Чосера до Элиота), одновременно ориентированы, в силу жанровой специфики, на утверждение ценности человеческой индивидуальности и утверждают на практике основные положения постмодернистской эстетики и поэтики.

В зарубежном литературоведении к настоящему моменту к анализу сочинений Акройда обращались С. Онега [159], Дж. Гибсон и Дж. Волфрей [141], У. Ханнинен [145] - в монографических работах, Б. Финни [138], Б.Эпплеярд [181] и другие - в научных статьях.

Диссертация финского ученого из университета Хельсинки Укко Ханнинена - «Переписывание истории литературы: Питер Акройд и интертекстуальность» (Rewriting Literary History: Peter Ackroyd and Intertextuality, 1997) предлагает взгляд на творчество Акройда-романиста с точки зрения отражения в нем постмодернистской поэтики. Исследователь последовательно обращается к проблемам подражания и пародии, деконструкции истории и творчества, «реализма» и достоверности, анализируя ранние художественные произведения Акройда: «Последнее завещание Оскара Уайльда», «Чаттертон», «Дэн Лино и голем из Лаймхауза». Ханнинен делает вывод о принадлежности Акройда культуре дискурса - талант писателя проявился в том, насколько точно он уловил природу современного сознания, идентифицирующего себя посредством культурных кодов, закрепленных в текстах.

Сьюзан Онега в книге «Метатекст и миф в творчестве Питера Акройда» (Metafiction and Myth in the Novels of Peter Ackroyd, 1999) предлагает- нам трактовку произведений писателя с позиции теории «историографического метатекста», который в пародийной- форме переосмысляет историческое прошлое в поисках обретения его живого, актуального для современности смысла. При этом исследователь доказывает, что прошлое в акройдовских романах выступает равно как объект художественного анализа и как творящий субъект, диктующий авторскому воображению стратегии преображения реальности.

Книга Гибсона и Волфрей «Питер Акройд: абсурдный и запутанный текст» (Peter Ackroyd: The Ludic and Labyrinthine Text, 2000) посвящена анализу полифонического стиля, акройдовских романов-пастишей. Оно основано на принципах, одновременно, «ироничного дистанцирования» [131; 710] и близости автору. Исследователи пытаются разрушить сложившееся в современной- критике мнение о творчестве Акройда как исключительно постмодернистской игре, обращая внимание на значение в его произведениях образов города и национальной литературы, хранящей дух английской культуры.

Первое в отечественном литературоведении монографическое исследование творчества Питера Акройда принадлежит воронежскому ученому В.В. Струкову [107]. В книге «Художественное своеобразие романов Питера Акройда» исследование организовано вокруг понятия «роман-саморефлексия», который автор определяет как произведение о творческой личности, открыто вовлекающее читателя в процесс его создания. Такая повествовательная модель, черты которой Струков обнаруживает в творчестве английского прозаика, «напрямую связано с особенностями философии постструктурализма» [107; 20], чьи идеи отразились в системе отношений субъекта и объекта и разрушении субъекта как центра ценностной системы.

В монографии также исследуется широкий круг проблем, связанных с поэтикой, и организацией текста постмодернистского романа: особенности временной и пространственной организации, отношения героя и автора, соотношение прототипа и прототипических текстов с их художественным перевоплощением. При этом В.В. Струков лишь вскользь касается вопроса жанрового своеобразия произведений Акройда. Указывая на условность разграничения автором романа и биографии, исследователь все же предлагает краткую типологию его сочинений, подразделяя их на два типа, видимо, следуя традиции англоязычного литературоведения, - собственно биографии (non-fiction), к которым относятся книги о Паунде, Элиоте, Диккенсе, Блейке и Море, и романы (fiction) [107; 25].

В дальнейшем к творчеству Акройда как объекту монографического интереса обращались такие исследователи как Е.Г. Петросова, Е.В. Ушакова. Первая работа посвящена анализу концепции «английскости», национальной идентичности, в контексте постмодернизма и не затрагивает проблемы жанровых вариаций, оговаривая лишь принадлежность последних работ писателя к разновидности «популярной истории» [92; 11], не разделяющей вымысел и факт.

Е.В. Ушакова, наконец, обращается к освещению вопроса о месте биографического жанра в творчестве Питера Акройда, посвящая этому диссертационную работу [113], результаты которой отразились в ряде статей [115] и в монографии [114]. Ушакова концентрирует внимание на вписанности биографических работ изучаемого автора в традицию английской биографической прозы, в частности, отмечает его связь с модернистской традицией, представленной сочинениями JI. Стрэчи и В.Вулф. Литературовед производит тщательную классификацию форм проявления биографизма в творчестве Акройда: от исследовательской академической биографии через «обновление формы» к романизированным и альтернативным, фиктивным разновидностям жизнеописания. Она особо подчеркивает авторскую установку на интерпретативный характер акройдовских произведений [114; 108] о выдающихся творческих личностях, не претендующих на абсолютную истинность и оставляющих простор для читательского переосмысления. Также она указывает на противоречивость творческого мира писателя, где сосуществуют консервативные реалистические тенденции и элементы постмодернистской провокационной поэтики. Однако в силу объективных причин (недоступность материала) и строгих рамок исследования, целью которого было проследить эволюцию только поджанра индивидуальной биографии творческой личности, в поле зрения Е.В. Ушаковой не попадают произведения последних лет (2000ых годов), и работы, ориентированные на воссоздание биографии не персоны, но отвлеченной идеи или культурного объекта.

Таким образом, творчество Питера Акройда, при относительной изученности в современной литературоведческой науке, оставляет простор для аналитических изысканий в свете проблемы жанрового своеобразия.

Вышеизложенное подводит нас к определению цели исследования — определить место биографического жанра и форм биографического повествования в английской литературе конца XX - начала XXI веков и в творчестве современного английского писателя Питера Акройда, как одного из ярких ее представителей.

Указанная цель обусловила постановку ряда практических задач:

- описать историко-культурный и философско-эстетический фон, на котором создавались произведения писателя-постмодерниста;

- определить особенности отношения к историческим сочинениям и сочинениям на исторические темы в английской культуре конца XX - начала XXI веков; обозначить причины обращения к жанру биографии в Англии в указанный период;

- сформулировать специфику восприятия жанра биографии и героя биографии, носителя национальной культуры, Акройдом;

- проследить эволюцию жанра в творчестве писателя и обосновать разнообразие проявлений, форм биографического повествования.

Для решения этих задач применялись следующие методы, традиционные для литературоведения: сравнительный и сравнительно-исторический анализ, семиотический метод, структурно-функциональный.

Актуальность темы, «Проблема биографического жанра в творчестве Питера Акройда», обусловлена в равной степени особенностями современного литературного процесса в Англии и местом Акройда в нем.

Переходная эпоха рубежа XX - XXI веков вновь заставляет писателей обратиться к исследованию отношений между минувшим и грядущим. В связи с этим активно развивается историографический дискурс, соответственно, исследование одного из древнейших жанров, описывающих историю через описание человеческой жизни, - жанра биографии в его современных проявлениях, - приобретает особое значение, позволяя не только выявить новые черты историографического повествования, но и, путем анализа содержательного строя произведений, реконструировать идеологическую и ценностную системы новейшего периода.

В данной работе впервые рассматривается вопрос об отношении творчества современных авторов, в том числе Акройда, не только к философии постмодернизма, но и к специфической философии истории, получившей название «нового историзма» или микроисторизма, видящего историю через призму человеческой жизни.

Акройд остается одним из наименее изученных в отечественном литературоведении современных англоязычных авторов. Имеющиеся переводы в значительной степени искажают восприятие писателя русскоязычным читателем, создавая образ не столько биографа-исследователя, сколько талантливого автора детективных и фантастических произведений («Хоксмур», «Дом доктора Ди», «Повесть о Платоне» и др.), что, конечно, не позволяет верно оценить масштаб его творчества. Его творчество, в то же время, представляет интерес и как пример постмодернистского письма и как образец признанного мастерства биографии, отмеченного рядом престижных национальных премий. Его произведения, посвященные исследованию личностей, хрестоматийных для английской культуры (от Чосера до Элиота), одновременно ориентированы, в силу жанровой специфики, на утверждение ценности человеческой индивидуальности и реализацию основных положений постмодернистской эстетики.

Приступая к исследованию творчества столь плодовитого автора (с 1976 года Акройдом опубликовано порядка 30 крупных прозаических произведений), необходимо решить вопрос репрезентативности выборки материала исследования. Объектом диссертационного исследования является творчество Акройда-биографа, к которому, в силу особенностей восприятия автором специфики жанра, относятся не только собственно академические биографии, но и романы. Материал исследования — это ранние работы писателя, вызвавшие широкий общественный резонанс и принесшие автору признание критиков («Последнее завещание Оскара Уайльда», 1983; «Т.С.Элиот. Биография», 1984; «Чаттертон», 1987), книга

1995 года «Блейк. Биография», представляющая второй этап творческой деятельности Акройда, и произведения последнего десятилетия («Лондон. Биография», 2000; «Альбион. Истоки английского воображения», 2002; «Темза. Священная река», 2007 и серия «Ackroyd's Brief Lives»). Таким образом отобранный материал позволяет полно проследить эволюцию жанра в творчестве исследуемого автора.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней предпринимается попытка рассмотреть все творчество Питера Акройда с точки зрения его стилистической и смысловой целостности, в том числе, на материале ранее не затрагивавшихся исследователями произведений последних лет. В работе впервые системно представлено формирование определяющих черт поэтики современной английской биографии в свете сопутствующей ей проблематики национального самоопределения. Особое внимание уделено стремлению показать многоплановость развития одного из древнейших жанров в рамках персонального творчества, современного автора, проследить процесс расширения жанровых рамок биографии и ее трансформации при условии сохранения -стилевого единства и идейной общности.

Теоретическая значимость работы заключается в предлагаемой единой концепции, поясняющей особенности биографического письма в XX веке в целом и их преломление в творчестве Акройда. В работе предложено видение всего корпуса текстов автора как целостного «сверх-текста», подчиненного общим методологическим, стилистическим и языковым законам, и формирующегося в рамках общей идеи - поиска' основ национальной идентичности.

Практическая значимость исследования заключается в возможности включить его результаты в соответствующие разделы лекционных курсов по современной зарубежной литературе, культурологии и социологии литературы. Представленные в данной работе материалы и выводы могут быть использованы в ходе дальнейших исследований в области жанровой теории, в изучении творчества как исследуемого автора, так и современных ему писателей, при чтении общих курсов по истории зарубежной литературы второй половины XX века, спецкурсов по современной английской литературе и проблемам жанров исторического повествования в новейшей английской литературе, а также при составлении учебных пособий по названным темам.

Апробация исследования: Основные положения диссертационной работы обсуждались на межвузовских научно-методологических конференциях «XIX Пуришевские чтения. Переходные периоды в мировой культуре и литературе» (2007) в МШ'У им. М.В. Ломоносова (Москва); «Компаративистика: история и современность» (2008) и «Детская литература как предмет компаративистики» (2009) в РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург); на межвузовских философско-экономических чтениях «Экономика знаний» (2008) в ВЗФЭИ (Архангельск).

Структура работы: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников из 199 наименований, 81 из них на иностранном языке.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», Шубина, Александра Владимировна

Заключение.

В рамках данного исследования мы обратились к анализу литературного творчества Питера Акройда как одного из самых ярких представителей современной английской биографической литературы, которая гармонично сочетает литературную технику постмодернизма с философским осмыслением наследия культуры, прежде всего, национальной.

В процессе работы мы описали историко-культурный и философско-эстетический фон, на котором создавались произведения писателя-постмодерниста. В Великобритании как идеология постструктурализма, ориентированная на семиотическое истолкование реальности, уподобление ее тексту, так и постмодернистская, по преимуществу игровая, эстетика -сплелись с весьма характерной для страны тягой к конкретно-историческим обоснованиям любого занятия. Они не становятся препятствием для глубокого и серьезного анализа широкого круга актуальных на рубеже XX-XXI веков проблем памяти и забвения,- взаимоотношения прошлого и настоящего, человека и истории, подчиняясь законам своеобразной историоцентричности - «одержимости историей». Англия второй половины XX века стала родиной «нового историзма» - такой историософской парадигмы, которая выразила присущий современности скепсис по поводу познавательных возможностей макроистории, «большого нарратива» и создала почву для развития микроисторического дискурса и жанров малой истории. Адам Синфилд, один из идеологов «новой истории», в обращении к единичным явлениям прошлого увидел основу для возрождения национальной культуры.

В диссертационном исследовании также определены особенности отношения к историческим сочинениям и сочинениям на исторические темы в английской культуре конца XX - начала XXI веков и обозначены причины обращения к жанру биографии в Англии в указанный период.

Окончательное крушение Великой Британской империи в середине XX века вызвало болезненный перелом в сознании бывших ее представителей. В этих обстоятельствах, казалось бы, далеких от области литературы, жизнеописанию были приданы функции осмысления национального прошлого и поиска основ национальной идентичности в изменившемся мире. Решение столь масштабных задач потребовало, как показано в исследовании, расширения границ биографического жанра: применяя философские идеи постмодернизма, обосновывающего необходимость разрушения конвенциональных систем, в том числе, системы жанров, современные английские авторы применяют на практике постулат о размывании границ дискурсов, например, исторического и литературного, и жанров, документальных и художественных («фикциональных»): истории, биографии и романа.

Обращение к биографии, как свидетельствует исследование, говорит об осознании современными авторами необходимости поиска основ идентичности в ситуации- смены временной и мировоззренческой парадигмы при наступлении нового тысячелетия. Во второй половине XX века английскими писателями разрабатываются различные формы исторического повествования: автобиография, субъективно осмысляющая события внешнего мира; семейная хроника и местная история («интимная» и «локальная» история); каледоскопичная «микроистория» - история момента.

Наиболее существенные результаты диссертационного исследования заключаются в определении возросшего значения биографического жанра в современной английской культуре. Основанием для широких обобщений послужил анализ творчества одного из признанных мастеров современной англоязычной биографистики - Акройда.

Творчество Акройда, ставящего перед собой задачу исследования истории Англии через исследование ее отражений в историях известных англичан, при его оригинальности и самостоятельности, органически вписывается в широкое литературное движение, направленное на решение трудных вопросов современного общества с опорой на осмысление прошлых эпох и минувших поколений.

Специфику произведений Акройда, посвященных исследованию творческой личности, определяет несколько тенденций. Выбор героя биографии определяется его значением в контексте национальной культуры и, в то же время, близостью автору. Акройд оспаривает преимущество факта перед воображением как инструмента познания мира в масштабе истории и в масштабе отдельно взятой жизни. Он активно экспериментирует с категориями реальности, вымысла и истины, совмещая в своем изложении факты и домысел. За счет этого жанры романа и биографии помещаются в одно поле - поле исследования человеческой жизни. Реконструкция текста истории личности осуществляется языковыми средствами. Прием стилизации, подражания выступает как один из путей «вживания» в персонажа. Писатель экспериментирует с наиболее личностно-окрашенными повествовательными формами (дневник, исповедь) и стилистическими канонами (завещание, житие).

Последняя из анализируемых во. второй главе диссертационного исследования книг - «Блейк. Биография», представляет особый интерес, поскольку в ней Акройд во всей полноте раскрывает свое представление о природе творческого гения. Он подчеркивает, прежде всего, генетическую связь поэта с Лондоном - хранилищем городской культуры. Столь же значимой характеристикой для объяснения художника-новатора является прописанная здесь способность к особому типу восприятия действительности - визионерству, умению увидеть тайную жизнь вещей за обыденной оболочкой.

Присутствие сходных черт в портретах персонажей книг Акройда свидетельствует о стремлении писателя; к образованию некой целостности художественного мира, складывающуюся под воздействием единой концепции личности. Эта целостность может быть определена как цикл биографий «лондонских визионеров», объединяющихся в историю становления английской культуры, или групповую биографию лондонских художников-«визионеров», деятельность которых, по мнению Акройда, является одной из доминант национальной идентичности.

Акройд и в персональных биографиях и, позже, в серии «неперсональных» биографий решает вопрос об истоках английской культуры, об основах английского характера, определивших историческое развитие нации. Его работы, посвященные описанию жизней величайших творцов в истории Англии - от Чосера до Элиота, взятые вместе, по мненшо автора диссертации, представляют путь национальной культуры.

Очевидным образом стремление описать развитие культуры как непрерывный и преемственный процесс выразилось в обращении Акройда к форме биографической серии. Выяснение природы связи книг в ее рамках помогает рассмотреть «серию» - разновидность биографического жанра - как веху в эволюции творчества писателя. Книги, объединенные в цикл, связаны на нескольких уровнях: стилевом, тематическом и на уровне проблематики. Акройд вновь обращается к стилизации и цитированию для создания целостного образа персонажа; в поле его зрения - любимые им герои (творческие личности, составляющие пантеон английской культуры); центральные проблемы - взаимоотношения творца и истории, прошлого и настоящего, места (города) и его обитателя. Произведения, составляющие «серию», поясняют и дополняют друг друга, развивая разные аспекты одной темы - темы поиска определяющих черт английской идентичности и механизмов развития национальной культуры.

Акройд своеобразно наследует традицию ^классической биографии. Подобно античным авторам он рассматривает жизнеописание как неисчерпаемый источник знаний о человеческой природе. Однако для современного писателя большее значение имеет не процесс самоопределения личности, а осознание человеком национальной идентичности, связи его с национальной историей, культурой, с «духом нации».

Раздумья писателя об этой стороне «учительного» потенциала биографии нашли отражение уже в структуре его позднего творчества.

Переход от исключительно персональных биографий к биографическим циклам и специфическим произведениям «не персонально биографического» содержания, на наш взгляд, подтверждает мысль о значимости темы национального самоопределения в творчестве Акройда. Эволюция жанра жизнеописания в направлении «обобщающей» биографии и циклизации в целом воплощает идею писателя о новых путях исследования эволюции национальной истории и культуры.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Шубина, Александра Владимировна, 2009 год

1. Тексты и интервью.

2. Акройд П. Блейк. Биография Текст. / П. Акройд; пер. с англ. Т.Азаркович. М.: София, 2004. - 672с.

3. Акройд П. Лондон: Биография Текст. / П. Акройд; пер.с англ. В.Бабкова, Л. Мотылева. М.: Изд-во Ольги Морозовой, 2007. - 896с.

4. Акройд П. Завещание Оскара Уайльда: Роман Текст. / П. Акройд; пер. с англ. Л. Мотылева, предисл. А. Зверева. М.: Б.С.Г.-Пресс, 2000. -288с.

5. Акройд П. Завещание Оскара Уайльда: Роман Текст. / П. Акройд; пер. с англ. Л. Мотылева, вступит, ст. А. Зверева // Иностранная литература. 1993. -№ 11. -сс. 5-104.

6. Акройд П. Повесть о Платоне Текст. / П. Акройд; пер. с англ. М.: Иностранка, 2002. - 169с

7. Акройд П. Темза: Священная река Текст. / П. Акройд; пер. Л. Мотылева. М.: Издательство Ольги Морозовой, 2009. - 568с.

8. Акройд П. Чаттертон Текст. / П. Акройд; пер. Т. Азаркович. М.: Аграф, 2000. - 397с.

9. Акройд П. В каждой стране свое воображение (беседа с А. Гавриловым) // Книжное обозрение // URL: http://www.book-review.ru/news/news66.html (дата обращения: 28.10.2009).

10. Акройд П. Не верю в утрату доминирующего положения английской культуры (Интервью с В. Поляковским и К. Щербино) // Частный корреспондент // URL: http://www.chaskor.ru/p.php?id=6626 (дата обращения: 28.10.2009).

11. Барнс Дж. Артур и Джордж Текст. / Дж. Барнс; пер. с англ. И.Гуровой. М.: ACT, 2008. - 539с.

12. Босуэлл Дж. Жизнь Сэмюэля Джонсона Текст. / Дж. Босуэлл; пер. с англ. М.: Текст, 2003. - 192с.

13. Вулф В. Миссис Дэллоуэй. На маяк. Орландо. Волны. Флаш. Рассказы. Эссе Текст. / В. Вулф; пер. с англ. М.: Пушкинская библиотека, ACT, 2004. - 904с.

14. Интервью. Дьявольская инквизиция: Джон Фаулз и Дианн Випон (1995) Текст. / Дж. Фаулз; пер. с англ. И. Бессмертной, И. Тогоевой // Фаулз Дж. Кротовые норы (1998): Сб. М., 2004. - 702с. - сс.613-647.

15. Метьюрин Ч.Р. Мельмот Скиталец Текст. / Ч.Р. Мэтьюрин; пер.

16. A.M. Шадрина, общ. ред., ст. и прим. М.П. Алексеева. М.: Наука, 1983. -703с.

17. Плутарх. Сравнительные жизнеописания Текст. / Плутарх; пер. с др.-греч. // Плутарх. Сравнительные жизнеописания: В 2 т. Т. 1. М., 1994. -704с.; Т.2. - М., 1994 - 672с.

18. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе Текст. / Ксенофонт; пер. с др.-греч. М.: Наука, 1993. - 384с.

19. Светоний Гай Т. Жизнь двенадцати цезарей Текст. / Гай Т. Светоний; пер. с др.-греч. М.: Наука, 1993. - 368с.

20. Уайльд О. Тюремная исповедь Текст. / О. Уайльд; пер. с англ.

21. B.Чухно // Уайльд О. Портрет Дориана Грея: Роман. Повести. Сказки. Стихотворения. Стихотворения в прозе. М.: Эксмо, 2006. - 800с. (Библиотека всемирной литературы). - сс.619-799.

22. Фаулз Дж. Заметки о неоконченном романе Текст. / Дж. Фаулз; пер. с англ. И. Бессмертной, И. Тогоевой // Фаулз Дж. Кротовые норы (1998): Сб. М., 2004. - 702с. - сс. 43-64.

23. Ackroyd P. Albion: The Origins of English Imagination Text. / P.Ackroyd. L.: Chatto and Windus, 2002. - 517p.

24. Ackroyd P. Blake. A Biography Text. / P.Ackroyd. N.Y.: Ballantine books, cop. 1995. - 399p.

25. Ackroyd P. Chatterton Text. / P.Ackroyd. L.: Hamish Hamilton, 1987. - 234p.

26. Ackroyd P. Chaucer (Ackroyd's Brief Lives) Text. / P.Ackroyd. N.Y.: Nan A. Talese, 2005. - 190p.

27. Ackroyd P. Dressing-up Transvestism and Drag: The History of Obsession Text. / P.Ackroyd. - L.: Thames and Hudson, 1979. - 160p.

28. Ackroyd P. Ezra Pound and his World Text. / P.Ackroyd. L., 1980.127p.

29. Ackroyd P. J.M.W. Turner (Ackroyd's Brief Lives) Text. / P.Ackroyd.- N.Y.: Nan A. Talese, 2006. 173p.

30. Ackroyd P. London: The Biography Text. / P.Ackroyd. L., 2003.848p.

31. Ackroyd P. Notes for a New Culture. An Essay on Modernism Text. / P.Ackroyd. L., 1976. - 152 p.

32. Ackroyd P. Shakespeare. The Biography Text. / P.Ackroyd. L.: Chatto and Windus, 2005. - N.Y.: Nan A. Talese, 2006. - 572p.

33. Ackroyd P. Thames: The Sacred River Text. / P.Ackroyd. L.: Chatto and Windus, 2007. - 490 p.

34. Ackroyd P. T.S. Eliot. A life Text. / P.Ackroyd. N.Y.: Simon and Schuster, 1984.-400 p.

35. Ackroyd P. All the Time in the World Text. / P.Ackroyd; ed. by T.Wright // Ackroyd P. The Collection. Journalism, Reviews, Essays, Short stories, Lectures. L., 2001. - 465p. - pp.365-371.

36. Ackroyd P. The English Novel Now Text. / P.Ackroyd; ed. by T.Wright // Ackroyd P. The Collection. Journalism, Reviews, Essays, Short stories, Lectures.- L., 2001. 465p. - pp. 321-327.

37. Ackroyd P. The Englishness of English Literature Text. / P.Ackroyd; ed. by T.Wright // Ackroyd P. The Collection. Journalism, Reviews, Essays, Short stories, Lectures. L., 2001. - 465p. - pp.328-340.

38. Ackroyd P. William Blake, A Spiritual Radical Text. / P.Ackroyd; ed. by T.Wright // Ackroyd P. The Collection. Journalism, Reviews, Essays, Short stories, Lectures. L., 2001. - 465p. - pp.352-364.

39. Strachey L. Eminent Victorians Text. / L. Strachey. N.Y.: G.P. Putnam, 1918; Bartleby.com, 2000 // URL: http://www.bartleby.com/189/ (дата обращения: 28.10.2009).

40. Fowles J. The Ebony Tower Text. / J. Fowles // Fowles J. The Ebony Tower. L.: Jonathan Cape, 1974. - p.246.

41. Interview with Peter Ackroyd conducted by Susana Onega // Twentieth Century Literature. 1996. - Vol. 42, No. 2. - pp. 208-220.

42. Interview with Peter Ackroyd // URL: http://webdoc.sub.gwdg.de/edoc/eese/articles/scheuetze/895.html (дата обращения: 28.10.2009).

43. Wandering through history. Interview with Peter Ackroyd conducted by E. Kolbert // URL: http://www.newyorker.com/online/blogs/newsdesk/elizabeth-kolbert/ (дата обращения: 28.10.2009).

44. Научно-исследовательские тексты.

45. Аверинцев С.С. Добрый Плутарх рассказывает о героях, или счастливый брак биографического жанра и моральной философии Текст. / С.С. Аверинцев // Плутарх. Сравнительные жизнеописания: В 2 т. Т.1. М.: Наука, 1994. - 702с. - сс.637-653.

46. Алексеев М.П. Ч.Р. Мэтьюрин и его «Мельмот Скиталец» Текст. / М.П. Алексеев // Алексеев М.П. Английская литература. Очерки и исследования. М., Наука, 1991. - 462 с. - с.206-294.

47. Алташина В.Д. Поэзия и правда мемуаров (Франция, XVII-XVIII вв.) Текст. / В.Д. Алташина. СПб: изд. РГПУ имени А.И. Герцена, 2005. -174с.

48. Барт Р. Драма, поэма, роман (1965, 1968) Текст. / Р. Барт; пер. с фр. // Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западно-европейской литературы XX века / сост., предисл., общ. ред. Л.Г. Андреева. М., 1986. - 640с. - сс.133-151.

49. Барт Р. Риторика образа Текст. / Р. Барт; пер. с фр., вступ. ст. и коммент. Г.К. Косикова // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. -М.: Прогресс, 1989. 616с. - сс. 297-318.

50. Барт Р. Эффект реальности Текст. / Р. Барт; пер. с фр., вступ. ст. и коммент. Г.К. Косикова // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. -М., 1994. 616с. - сс.392-400.

51. Барт P. S/Z Текст. / Р.Барт; пер. Г.К. Косикова и В.П. Мурат, общ. ред., вступит, ст. Г.К. Косикова. М.: Ad Marginem, 1994. - 302с.

52. Валевский А.Л. Биографика как дисциплина гуманитарного цикла Текст. / А.Л. Валевский // Лица. Биографический альманах. М., СПб., 1995. - №6. - сс. 32-68.

53. Васютина Н.К. Город будущего в романе Питера Акройда «Повесть о Платоне» Текст. / Н.К. Васютина // Известия Уральского ун-та. -Екатеринбург, 2004. -№3. сс. 122-128.

54. Винокур Г.О. Биография и культура. Русское сценическое произношение Текст. / Г.О. Винокур. М.: Русские словари, 2007. - 97с.

55. Винокур Г.О. Введение в изучение филологических наук. // Винокур Г.О. Проблемы структурной лингвистики Текст. / Г.О. Винокур. -М.: Лабиринт, 2000. 192с.

56. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики Текст. / Х.-Г. Гадамер; пер. с нем., общ. ред. и вступ. ст. Б.Н. Бессонова. -М.: Прогресс, 1988. -704с.

57. Гениева Е. Нетипичные и типичные английские романы Текст. /Е. Гениева // Иностранная литература. 1979. - №8. - сс. 195-199.

58. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе Текст. / Л.Я. Гинзбург. -Л., 1971.-416с.

59. Горохов М.Ю. Автор публицистического текста как субъект высказывания: автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. филологических наук. Воронеж, 2006. - 22с.

60. Грешных В.И. Авторская роль в «Путевых картинах» Г.Гейне. «Путешествия по Гарцу», «Идея. Книга Ле Гран» Текст. / В.И. Грешных // Автор. Жанр, Сюжет: Межвузовский тематический сб. научных трудов. -Калининград, 1991. 124с. - сс. 31-41.

61. Гринблатт С. Формирование «Я» в эпоху Ренессанса: От Мора до Шекспира (главы из книги) Текст. / С. Гринблатт; пер. с нем. // НЛО. 1999. - № 35 // URL: http://magazines.russ.ru/nlo/1999/35/grinblat.html (дата обращения: 26.10.2009).

62. Дайс Е.А. Малая традиция европейской культуры в творчестве Дж.Фаулза: автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. культурологии. М., 2006. - 28с.

63. Дворко Ю.В. Основные тенденции британской прозы 80-х годов: диссертация на соискание ученой степени канд. филологических наук. М., 1990.-246с.

64. Жожикашвили С.В. Дневник Текст. / С.В. Жожикашвили // Литературная энциклопедия терминов и понятий / гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин. М., 2003. - 1600 стлб. - стлб. 233-234.

65. Зверев А. Вступительная статья Текст. / А. Зверев // Акройд П. Последнее завещание Оскара Уайльда // Иностранная литература. 1993. -№11. - сс.5-7.

66. Зверев A.M. Величие Блейка Текст. / А. Зверев // Блейк У. Избранные стихи: Сб. // URL: http://lib.misto.kiev.ua/POEZIQ/BLAKE/blakell.txt (дата обращения: 28.10.2009).

67. Зыкова Е. Опыты Монтеня и проблема зарождения жанра эссе Текст. / Е. Зыкова // Филологические науки. 1980. - №4. - сс. 14-22.

68. Иванов А.Г. Герменевтика вымысла (анализ опыта вымысла в процессе смыслообразования): автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. философских наук. Тюмень, 2005. - 27с.

69. Иличевский А. Биография поэта как факт языка Текст. / А. Иличевский // Иличевский А. Гуш-Мулла. М.: Время, 2008. - 336с. -сс.185-199

70. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия Текст. / И.П. Ильин. М.: Интрада, 1998. - 126с.

71. Кабанова И.В. Тема художника и художественного творчества в английском романе 60-70х годов (Д. Фаулз, Б.С. Джонсон): авторефератдиссертации на соискание ученой степени канд. филологических наук. М., 1986. - 20с.

72. Каннингем В. Английская литература в конце тысячелетия Текст. / В. Каннингем; пер. А. Ливерганта // Иностранная литература. № 10. - 1995. - сс.227-232.

73. Картузова И.Б. Проблема искусства и образ художника в творчестве Дж.Фаулза: автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. филологических наук. СПб., 2006. - 20 с.

74. Киреева Н.В. Постмодернизм в зарубежной литературе Учебный комплекс для студентов-филологов. / Н.В. Киреева. М., 2004. - 216с.

75. Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография Текст. / Р.Дж.Коллингвуд; пер. с англ. М.: Наука, 1980. - 485 с.

76. Колодинская Е.В. Историческое прошлое как предмет высказывания: современная англоязычная проза и постмодернистская историография (Г. Свифт, Дж. Барнс): автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. филологических наук. М., 2004. - 25с.

77. Коробейникова А.Н. Завещание Текст. / А.Н. Коробейникова // Литературная энциклопедия терминов и понятий / гл. ред. и сост. А.Н.Николюкин. М., 2003. - 1600 стлб. - стлб. 271.

78. Косиков Г.К. Идеология. Коннотация. Текст (по поводу книги Р. Барта "S/Z") Текст. / Г.К. Косиков // Барт P. S/Z; пер. Г.К. Косикова и В.П. Мурат. М.: Ad Marginem, 1994. - 303с. - сс. 277-302.

79. Красавченко Т.Н. Реальность, традиции, вымысел в современном английском романе Текст. / Т.Н. Красавченко // Современный роман. Опыт исследования / под ред. Е.А. Цургановой. М.: Наука, 1990. - сс.126-136.

80. Кристева Ю. Бахтин, слово, диалог и роман Текст. / Ю. Кристева; пер. с фр. Г.К. Косикова // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 1995. - №1. - с. 97-124.

81. Кузьмичев И.К. Литературоведение XX века. Кризис методологии. Лекции Текст. / И.К. Кузьмичев. Н. Новгород, 1999. - 153 с.

82. Кумок Я. Биография и биограф Текст. / Я. Кумок // Вопросы литературы. 1973. - № 10. - с. 18-33.

83. Лотман Ю.М. Карамзин. Текст. / Ю.М. Лотман. СПб.: Искусство-СПб, 1997. - 832с.

84. Лосиевский И.Я. Научная биография писателя: проблемы интерпретации и типологии Текст. / И.Я. Лосиевский. Харьков, 1998. -424 с.

85. Моруа А. Современная биография Текст. / А. Мору а; пер. с фр. // Прометей: Историко-биографический альманах серии ЖЗЛ. 1968. - том 5. -сс.394-413.

86. Муратова Я.Ю. Мифопоэтика в современном английском романе (Дж.Барнс, А.Байетт, Дж.Фаулз): автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. филологических наук. М., 1999. - 27с.

87. Мурашковски С.Р. Мультикультурность, современной английской литературы Текст. / С.Р. Мурашковский // Знание. Понимание. Умение. -2007. №2. - сс.91-96.

88. Нестерова Н.В. Лондон и проблема памяти города («Английская музыка», 1992 Питера Акройда) Текст. / Н.В. Нестерова // Сб. Великобритания в европейской культурном контексте. Н.Новгород, 2000. -156с. - сс.153-154.

89. Павленко Т.А. Методологические проблемы, биографистика в СССР Текст. / Т.А. Павленко // Историческая биография (Historic

90. Biography). Сборник обзоров к VXII международному конгрессу исторических наук (Мадрид, август 1990). М., 1990. - 228с. - с. 5-33.

91. Петросова Е.Г. Концепция «английскости» в современном постмодернистском романе (Г.Свифт, П.Акройд): автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. филологических наук. М., 2005. - 23 с.

92. Райнеке Ю.С. Исторический роман постмодернизма и традиция жанра (Великобритания, Германия, Австрия): диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 2002. - 212с.

93. Ревель Ж. Биография как историографическая проблема Текст. / Ж. Ревель. М.: РГТУ, 2002. - 58с.

94. Репина Л.П. Историческая биография и «новая биографическая история» Текст. / Л.П. Репина // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. 2001. - № 5- сс.5-12.

95. Репина Л.П. «Персональная история»: биография как средство исторического познания Текст. / Л.П. Репина // Казус. Индивидуальное и уникальное в истории; под ред. Ю.Л. Бессмертного, М.А. Бойцова. М., 1999. - вып. 2. - сс.76-100.

96. Рикер П. Память, история, забвение Текст. / П. Рикер; пер. с франц.- М.: Изд-во гуманитарной литературы, 2004. 728с.

97. Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература Текст. / И.С. Скоропанова. М., 1999. - с. 606

98. Смирнова О.М. Пророческие поэмы Уильяма Блейка: диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. СПб., 2003.- 247 с.

99. Соколянский М. Г. Оскар Уайльд: Очерк творчества. Текст. / М.Г. Соколянский. Одесса: Лыбедь, 1990. - 199с.

100. Соловьева Н.А. Вызов романтизму в современном постмодернистском британском романе Текст. / Н.А. Соловьева // Вестник МГУ. сер. 9. Филология. 2000. - №1. - сс. 53-60.

101. Соловьева Н.А. Литература Великобритании Текст. / Н.А. Соловьева // Зарубежная литература XX века; под ред. Л.Г. Андреева. М.: Высшая школа, 2000. - 559с.

102. Стародубцева Л.В. Лики памяти. Культура эпохи «пост» Текст. / Л.В. Стародубцева. Харьков, 1999. - 266с.

103. Степанова Т.М. Жанр эссе в отечественном и зарубежном литературоведении 1960-1980х гг. Текст. / Т.М. Сепанова // Герменевтика литературных жанров; ред. В.М. Головко. Ставрополь: СтГУ, 2007. - 392с. -сс.261-272.

104. Стоун И. Биографическая повесть Текст. / И. Стоун; пер. с англ. // Прометей: Историко-биографический альманах серии ЖЗЛ. 1966. - том 1. -сс. 334-345.

105. Струков В.В. Художественное своеобразие романов П. Акройда (К проблеме британского постмодернизма) Текст. /В.В. Струков. Воронеж: Полиграф, 2000. - 182 с.

106. Топоров В.Н. Петербургский текст русской литературы: Избранные труды Текст. / В.Н. Топоров. СПб, 2003. - 616с.

107. Трельч Э. Историзм и его проблемы Текст. / Э. Трельч; пер. с нем. М.: Юрист, 1994. - 719с.

108. Трыков В.П. Французский литературный портрет XIX века Текст. / В.П. Трыков. М., 1999. - 360 с.

109. Тынянов Ю.Н. Литературный факт Текст. / Ю.Н. Тынянов // Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. - с.574 - сс. 255-270.

110. Ухова Е.Ю. Память и реальность (на материале творчества В.Набокова) Текст. / Е.Ю. Ухова // Теоретико-литературные итоги XX века. Художественный текст и контекст культуры: в 2 т. Т.2. М., 2003. - 447с. -сс.358-390.

111. Ушакова Е.В. Литературная биография как жанр в творчестве Питера Акройда: диссертация на соискание ученой степени канд. филологических наук. М., 2001. - 210с.

112. Ушакова Е.В. Эволюция английской биографии творческой личности: от модернизма к постмодернизму. Монография Текст. / Е.В. Ушакова. Глазов, 2007. - 140с.

113. Ушакова Е.В. Эволюция жанра биографии в эпоху постмодернизма (на примере творчества П.Акройда) Текст. / Е.В. Ушакова // Литература Великобритании в европейском культурном контексте. Н. Новгород, 2000. - сс. 152-153.

114. Федосова Т.В. Темпоральная структура текста как компонент идиостиля автора (на материале произведений Дж.Фаулза). Монография. Текст. / Т.В. Федосова. Горно-Алтайск, 2006. - 145с.

115. Фрейбергс В. «Раздвоение» героя в романе П. Акройда «Хоксмур» Текст. / В. Фрейбергс // Зарубежная литература 1970-1980гг. и эпоха постмодернизма. Материалы теоретического семинара. Рига, 1989. - 41с. -сс.17-19.

116. Хьюитт К. Новая английская историческая беллетристика спрашивает «Почему?» Текст. / К. Хьюитт; пер. А. Кабалкина // Иностранная литература. 1995. - №10. - сс. 233-238.

117. Цейтлин Р. Предисловие Текст. / Р. Цейтлин // Винокур Г.О. Биография и культура. Русское сценическое произношение. М.: Русские словари, 1997. - 97с. - сс. 5-10.

118. Чернец JT.B. Литературные жанры (проблемы типологии и поэтики) Текст. /Л.В. Чернец. М., 1982. - 192с.

119. Шубин Л.А. Поиски смысла отдельного и общего существования. Текст. / Л.А. Шубин. М., 1987. - 368с.

120. Эпштейн М.Н. Парадоксы новизны: О литературном развитии XIX-XX веков Текст. / М.Н. Эпштейн. М.: Сов. писатель, 1988. - 416с.

121. Эткинд А. Новый историзм, русская версия Текст. / А. Эткинд // НЛО: 2001. - №47 // URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2001/47/edkin.html (дата обращения: 26.10.2009).

122. Altic R.D. Lives and Letters: A History of Literary biography in England and America Text. / R.D. Altic. N.Y.: Knopf, 1969. - 138p.

123. Bacon F. Advancement of learning Text. / F. Bacon // URL: http://www.thebook.org.ua/book/182209/The-Advancement-of-Learning /num371.html (дата обращения: 27.10.2009).

124. Bavidge J. Reviewed Work: Peter Ackroyd: The Ludic and Labyrinthine Text by Jeremy Gibson; Julian Wolfreys Text. / J. Bavidge // The Modern Language Review. 2003. - Vol. 98, No. 3. - pp. 709-710.

125. Bloom H. The Anxiety of Influence: A Theory of Poetry Text. / H. Bloom. N.Y.: Oxford Univ. Press, 1973. - 157p.

126. British Culture of the Postwar. An Introduction to Literature and Society 1945-1999 Text. / Ed. by A. Davies and A. Sienfield. L., N.Y.: Routledge, 2000.-21 lp.

127. Cogan D., Webb J. Introducing Children's Literature. From Romanticizm to Postmodernism Text. / D. Cogan, J. Webb. L., N.Y., 2002. -192p.

128. Cohen R. Do Postmodern Genres Exist? Text. / R. Cohen // Postmodern Literary Theory. An Anthology; ed. by L.Niall. Badmin, Oxford, 2000. -455p. - pp. 293-309.

129. Culler J. Towards a Theory of Non-Genre Literature Text. / J. Culler // Surfiction: Fiction Now and Tomorrow; ed. by R.Federman. Chicago: Swallow Press, 1975. - 294p. - pp. 255-262.

130. Derrida J., Ronell A. The Law of Genre Text. / J. Derrida, A. Ronell // Critical Inquiry. 1980. - Vol. 7, No. 1. - pp. 55-81. // URL: http://www.jstor.org/stable/1343176 (дата обращения: 28.08.2009).

131. Fokkema D.W. Literary History, Modernism and Postmodernism Text. / D.W. Fokkema. Amsterdam-Philadelphia: J. Benjamins, 1984. - 63p.

132. Garraty J.A., Sternstein J.L. Introduction to Encyclopedia of American Biography Text. / J.A. Garraty, J.L. Sternstein // Encyclopedia of American Biography, 2nd ed.; ed. by J.A. Garraty, J.L. Sternstein. N.Y., 1996. - 1263p. -v-xvi.

133. Gibson J., Wolfreys J. Peter Ackroyd: The Ludic and Labyrinthine Text Text. / J. Gibson, J. Wolfrey. N.Y., 2000. - 31 lp.

134. Ginzburg C. Spurensicherungen. Uber verborgene Geschichte, Kunst und soziales GedAchtnis, Aus dem Italienschen von Karl Friedrich Hauber Text. / C. Ginzburg. Berlin: Wagenbach Verlag, 1983. - p. 191. - pp.61-96.

135. Gossage A.J. Plutarh. Text. / A.J. Gossage // Latin Biography; ed. by T.A. Dorey. L.: Routledge and Kegan Paul, 1967. - p. 209. - pp. 45-77.

136. Greenblatt S.J. Learning to Curse. Essays in Early Modem Culture Text. / S.J. Greenblatt. N.Y.: Routledge, 1990. - 188p.

137. Hassan I. The Postmodern Turn: Essays in Postmodern Theory and Culture Text. /1. Hassan. Ohio State Univ. Press, 1987. - 288p.

138. Heller J.R. Coleridge, Lamb, Hazlitt, and Reader of Drama Text. / J.R. Heller. Columbia: Univ. of Missouri Press, 1990. - 224p.

139. Huntington S. P. The Clash of Civilizations? Text. / S.P. Huntington // Foreign Affairs. 1993. - Summer // URL: http://www.foreignaffairs.com/articles/48950/samuel-p-huntington/the-clash-of-civilizations (дата обращения: 26.10.2009).

140. Hutcheon L. Theory and Parody: The Teaching of Twentienth-Century Art Forms Text. / L. Hutcheon. N.Y., L.: Methuen,1985. - xii +144p.

141. Hutcheon L. A Poetics of Postmodernism. History, Theory, Fiction Text. / L. Hutcheon. L.: Routledge, 1988. - 274p.

142. Hutcheon L. The Politics of Postmodernism Text. / L. Hutcheon. -N.Y.: Routledge, 1989. 195p.

143. Jameson F. Postmodernism and Consumer Society Text. / F. Jameson // The Anti-Aesthetic: Essays on Postmodern Culture; ed. by H. Foster. Post Tounsend, 1983.-pp. 111-126.

144. Johnson S. The Art of Biography Text. / S. Johnson // Rambler Issue. 1750. - № 50 // URL: http://www.ourcivilisation.com/smartboaid/ shop/johnsons/biogrphy.htm (дата обращения: 27.10.2009).

145. Kaveney R. Sinclair, Ackroyd and the London Novel Text. / R. Kaveny // New Statesman and Society. 1994. - № 39 (Sept.9). - p.39.

146. Liotard. J.-F. Note on the Meaning of "Post-" Text. / J.-F. Liotard // Postmodern Literaty Theory: An Antology; ed. by Niall Lucy. Oxford, Maiden, 2000. - 445p. - pp.409-412.

147. Lodge D. The Novelist at the Crossroads and Other Essays on Fiction and Criticism Text. / D. Lodge. N.Y.: Ithaca, Cornell University Press, 1971. -297p.

148. Montaut М. The Last Testament of Oscar Wilde Text., / M. Montaut // Irish University Review. 1984. - № 14. - pp.136-139.

149. Onega S.J. Metafiction and Myth in the Novels of Peter Ackroyd Text. / S.J. Onega. Columbia (S.C.): Camden House, 1999. - 214p.

150. Parke C.N. Biography. Writing lives (Genres in context) Text. / C.N.Parke. N.Y., L., 2002. - 175p.

151. Partridge F. Foreword to Lytton Strachey's Eminent Victorians Text. / F. Partridge // Strachey L. Eminent Victorians. L.: Bloomsbury, 1988. - 192p.

152. Pitchford N. Tactical readings. Feminist Postmodernism in the Novels of Kathy Acken and Angela Carter Text. / N. Pitchford. Lewisburg, L.: Bucknell University Press, 2002. - 223p.

153. Postmodernism (International Postmodernism): Theory and literary practice Text. / ed. by Hans Bertens, Douwe Fokkema. Amsterdam: John Benjamins, 1997. - 581 p.

154. Romanticism and postmodernism Text. / ed. by E. Larrissy. -Cambridge, 1999 238p.

155. Schlaeger J. Biography: Cult and Culture Text. / J. Shlaeger // The art of literary biography. Oxford, 1995. - pp.57-64.

156. Sexton D. A serious case of solipsism Text. / D. Sexton // Spectator. -1997. Vol. 278, № 87,88. - pp. 27-30.

157. Strachey L. Preface to Eminent Victorians Text. / L. Strachey // Strachey L. Eminent Victorians. New York: G.P. Putnam, 1918; Bartleby.com, 2000 // URL: http://www.bartleby.com/189/ (дата обращения: 28.10.2009).

158. Todd R. Postmodernism in the United Kingdom and the Republic of Ireland Text. / R. Todd // International postmodernism: theory and literary practice; ed. by Hans Bertens, Douwe Fokkema. Amsterdam: John Benjamins, 1997.-581p.-pp. 99-117.

159. The Correspondence of Henry James and Henry Adams, 1877-1914 (Letter from Henry James to Henry Adams, 19 November 1903) Text. / ed. by G. Monterio. Baton Rouge: Louisiana State Univ. Press, 1992. - 107p.

160. Tuchman B.W. Biography as a prism of history Text. / B.M. Tuchman // Telling lives. The biographer's art; ed. by M. Pachter. Washington, D.C., 1979. - 150 p. - pp.133-147.

161. Wright T. Peter Ackroyd Text. / T. Wright // British writers. Suppl. 6; ed. by J. Parnini. N.Y.: Charles Scribner's Sons, 2001. - 435 p. - pp.1-15.1. Критические тексты.

162. Данилкин JI. Халтурная «биография реки» Текст. / JI. Данилкин // Афиша. 2009. - И мая // URL: http://www.afisha.ru/book/1524/ (дата обращения: 28.10.2009).

163. Мильчин К. Маленькая, но гордая Текст. / К. Мильчин // Пятница (Ведомости). 2009. - № 15 (150) // URL: http://friday.vedomosti.ru/article.shtml72009/04/24/14646 (дата обращения: 28.10.2009).

164. Наринская А. Течет река Темза Текст. / А. Наринская // КоммерсантЪ-Weekend. 2009. - 15 мая // URL: http://bigbook.ru/articles/detail.php?ID=6908 (дата обращения: 28.10.2009).

165. Юзефович Г. Гений места Текст. / Г. Юзефович // Частный корреспондент- 2009. 21 мая (четверг) //URL: http://www.chaskor.ni/p. php?id=6627 (дата обращения: 28.10.2009).

166. Ackroyd P. Meredith once described Oscar Wilde as a mixture of Apollo and monster Text. / P. Ackroyd // New York Times. 1987. - November 1.-P.14

167. Adams T. The Thames it's not a-changin1 Text. / T. Adams // The Observer. 2007. - September 16 (Sunday) // URL: http://www.guardian.co.uk/books/2007/sep/16/historybooks.featuresl (дата обращения: 28.10.2009).

168. Appleyard В. Aspects of Ackroyd Text. / B. Appleyard // Sunday Times Magazine. 1989. - Aprile 9. - pp.50-54.

169. Appleyard В. A superb biography which redefines the form and should silence us all Text. / B. Appleyard // Literary review. 1990. - pp.6-10

170. Contemporary Authors. Detroit: Gale, 1989. - pp.3-5.

171. Coren J. To the Rescue of a Cockney Prophet Text. / J. Cohren // The Times. 1995. - September 11. - p. 11

172. Fluid states Text. // The Guardian. 2007. - September 15 (Saturday) // URL: http://www.guardian.co.uk/books/2007/sep/15/featuresreviews. guardianreview (дата обращения: 28.10.2009)

173. Gray P. Elementary, My dear Marx Text. / P. Gray // Times. 1995. -May 29 // URL: http://www.time.eom/time/magazine/article/0,9171, 982353,00.html (дата обращения: 28.10.2009)

174. Hawtree С. Themse Text. / C. Hawtree // The Independent // URL: http://www.club366.ru/books /html/ 122476.shtml (дата обращения: 28.10.2009)

175. Lewis R. Review of The Last Testament of Oscar Wilde // The American Spectator. 1984. - №17.3. - pp.39-41.

176. Lodge D. The marvellous Boy // New-York Review of Books. 1988. -№ 144. - pp.15-16.

177. McGrath P. Peter Ackroyd Text. / P. McGrath // Bomb. 1988/89. -№ 26 (winter).

178. Mann E. Tales of the city Text. / E. Mann // The Guardian. 2007. -September 15 (Saturday) // URL: http://www.guardian.co.uk/books /2007/sep/15/biography. fiction (дата обращения: 28.10.2009).

179. Pritchard W. London Forms // New Republic. 1989. - № 201.10. -pp.39-41.

180. The complete review's Review // URL: http://www.complete-review.com/reviews/ackroydp.htm (дата обращения: 28.10.2009).

181. T.S. Eliot. A life. By Peter Ackroyd by J. Gross // Books of The Times. 1984. - November 7.1. Словари и энциклопедии.

182. Литературная энциклопедия терминов и понятий / гл.ред.и сост. А.Н.Николюкин. -М.: Интелвак, 2003. 1600 стлб.

183. Постмодернизм. Энциклопедия / сост. А.А. Грицанов, М.А. Можейко // URL: http://www.infoliolib.info/philos/postmod/index.html (дата обращения: 28.10.2009).

184. Руднев В. Энциклопедический словарь культуры XX века. Ключевые понятия и тексты // URL: http://yanko.lib.ru/books/betweenall/mdnev-new-slovar.htm (дата обращения: 28.10.2009).

185. Энциклопедический словарь английской литературы XX века / отв. ред. А.П. Саруханян. М.: Наука, 2005. - 514с.

186. Shakespeare. An Oxford Guide / ed. by S. Wells, L.C. Orlin. Oxford Univ. Press, 2003. - 714p.

187. Webster's Seventh New Collegiate Dictionary. Springfield, Mass.: Merriam Сотр. Publishers, 1969. - 1244p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.