Проблема свободы в русской религиозной философии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Суханова, Надежда Анатольевна

  • Суханова, Надежда Анатольевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2007, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 174
Суханова, Надежда Анатольевна. Проблема свободы в русской религиозной философии: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Москва. 2007. 174 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Суханова, Надежда Анатольевна

Введение.

Глава 1 .Теоретико-методологические проблемы исследования свободы как универсальной характеристики человеческого бытия.

Глава 2.0нтологический аспект свободы

2.1 .Свобода и теодицея в русской религиозно-философской мысли.

2.2.Теория предопределения и ее связь с проблемой теодицеи.

2.3. Детерминизм и индетерминизм. Свобода и необходимость в их взаимодействии со свободой воли.

2.4. Свобода воли в русской религиозной мысли.

Глава З.Духовная свобода. Смысл жизни и свобода творчества.

Глава 4.Свобода и право.

Глава 5.Категория свободы и эсхатология.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема свободы в русской религиозной философии»

Актуальность исследования. Проблема свободы является практически неисчерпаемой. Как философская, юридическая и нравственная категория она обладает беспредельной глубиной и безгранично многозначными определениями. Не будет преувеличением сказать, что эта проблема стала объектом рассмотрения в европейской философии, видимо, со времен Аристотеля. Еще в античности свобода понималась как право гражданина города распоряжаться самим собой, а стоики считали, что свободным человеком является тот, кто думает. Кант видел в свободе единственный способ достойного человеческого самоопределения. Шеллинг считал, что «установление связи между понятием свободы и мировоззрением в целом всегда останется необходимой задачей, без решения которой само понятие свободы останется неопределенным, а философия - лишенной какой бы то ни было ценности».1 Вл.Соловьев полагал, что философия и свобода нераздельны, они тянутся друг к другу и питают, обогащают одна другую, работая в едином силовом поле -всеобщности и бесконечности бытия. Бесконечная сочетаемость категории свободы с понятиями воли, права, отношение свободы к добру и злу, к духовному состоянию человека, к нравственному уровню его воспитания дает возможность рассматривать свободу как калейдоскоп весьма обширных философских, религиозных, правовых, социологических понятий, затрагивающих огромный спектр фундаментальных вопросов.

Актуальность проблемы свободы была и остается чрезвычайно острой. Проблема свободы - один из наиболее сущностных вопросов во всей истории философии. Она также находится в центре различных религиозных учений. В диссертации исследуется категория свободы в ее трактовке русской религиозной философией конца 19 - начала 20 веков. Шеллинг Ф.В.И. Философские исследования о сущности человеческой свободы и связанных с ней предметах. Соч. в 2 т. Т.2. - М.: Мысль, 1989. - С.90.

Актуальность исследования проблемы в немалой степени обусловлена осознанием необходимости включения в научный оборот целого пласта изысканий по теме свободы, осуществленных выдающимися русскими мыслителями, доступ к работам которых был затруднен в советский период. Речь идет о трудах таких религиозных философов, как Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков и др. Произошел разрыв во времени в разработках духовного наследия 19 - начала 20 веков и фактическими наработками второй половины 20 - начала 21 веков. Произошла социальная катастрофа, в результате которой часть русских философов вынуждена была эмигрировать, отсюда и их оторванность от русской почвы, с одной стороны, а с другой стороны, из-за отсутствия доступа к их зарубежным трудам, не существовало возможности полного и открытого ознакомления с их творческой деятельностью. Другим русским философам , коим подлежало пройти тернистый путь лихолетья, лишенным свободы, окончившим свое дерзновение в лагерях, здесь у себя на родине, и чей духовный поиск был так резко оборван, не пришлось донести до нас все таинственные и мистические помыслы своего творчества.

Актуальность решения проблемы свободы русскими религиозными философами связана с поисками путей выхода из духовного кризиса, в котором оказалось в начале 21 века наше общество; назрела насущная необходимость вернуться к лучшим традициям русской интеллектуальной и духовной мысли, исследовать богатейший арсенал творческого наследия наших предшественников. Таким образом, интерес к исследуемой проблематике, равно как и к русской философии конца 19 - начала 20 веков, обусловлен духовными поисками наших соотечественников, их стремлением найти идейную опору в отечественной традиции.

Актуальность проблемы продиктована чрезвычайной значимостью осмысления проблемы свободы в связи с целым рядом других аспектов человеческого бытия: это признание свободы воли человека, проблемы необходимости и детерминизма в человеческой истории, ответственности, возлагаемой на человека за выбор пути, его роли в обществе и норм нравственного поведения, его самоосуществления, самовыражения. Более ясное понимание проблемы свободы в рамках социальных условий ставит тему свободы не в абстрактно-теоретический, а в практический, жизненно важный интерес.

Всякое искание смысла жизни, как говорили философы, предполагает некоторое предварительное о нем знание. Главный источник философских и религиозных сомнений - факт существования зла в мире. Ставится вопрос о том, могут ли страдания, злая воля, несовершенство -рассматриваться как проявление свободы воли.

И.Кант писал, что способность творить должное предполагает наличие у человека свободы, «автономности воли». Для Ж.-П. Сартра свобода -это ничто, позволяющее человеческой реальности делать себя вместо того, чтобы быть. Русский философ С.Л. Франк определял свободу как самоосуществление. Как видно, сама постановка вопроса свободы. связывается с жизнедеятельностью человека.

Актуальность темы тем более глубока, так как, по меткому выражению В.В.Зеньковского, главной особенностью русской религиозной философии является антропоцентризм, исключительная занятость темой о человеке, его судьбе. Это приводит к доминированию моральной установки, в которой лежит «один из самых действенных и творческих истоков русского философствования». В антропоцентризме русской мысли есть один «очень глубокий мотив» - невозможность «разделять» теоретическую и практическую сферы. Интерес к русской религиозной философии тем более велик, так как она с ее антропоцентризмом, моральной установкой, социальной ориентированностью пронизана необычайной свободой духа. Само учение о свободе, как основе христианства, разрабатывавшееся русской религиозной философией, связывалось с учением о соборности и онтологизме. По выражению Бердяева, был сделан опыт христианского осмысления процессов новой истории. Исследование феномена природы человека не столь на биологическом, но на духовном уровне, анализ поведения человека в обществе, как проявление свободы воли, взаимодействие человека с миром природы, анализ проявления творческой активности человека, соотнесенные со свободой, предлагают осмыслить роль личности как свободой на новом онтологическом уровне. Степень изученности проблемы.

В русской религиозной философии проблемой свободы занималась целая плеяда последователей учения Вл. Соловьева: П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков, H.A. Бердяев, И.А. Ильин И.О. Лосский, E.H. Трубецкой, В.И. Несмелое, В.В. Зеньковский, С.Л. Франк,1 и др. Помимо самих вышеупомянутых философов, в свою очередь занимавшихся

1 Вл. Соловьев. Философская публицистика. Национальный вопрос в России. Соч. в 2 т. Т.1. - М.: Правда, 1989; Вл. Соловьев. Философская публицистика. Порфирий Головлев о свободе и вере. Соч. в 2т. Т.2. -М.: Правда, 1989; Вл. Соловьев. Оправдание добра. Нравственная философия. Критика отвлеченных начал. Соч. в 2 т. Т.1. - М.: Мысль, 1990; Вл. Соловьев. Кризис западной философии (против позитивистов). Философские начала цельного знания. Три речи в память Достоевского. На пути к истинной философии. Об упадке средневекового миросозерцания. Красота в природе. Общий смысл искусства. Статьи из энциклопедического словаря. Смысл любви. Первый шаг к положительной эстетике. Идея сверхчеловека. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории. Соч. в 2 т. Т.2. -М.: 1990; П.А.Флоренский. Столп и утверждение истины. Т.1 (I) и Т.1 (И). -М.: Правда, 1990; П.А. Флоренский. Пути и средоточия. Обратная перспектива. Мысль и язык. Т.2. - М.: Правда, 1990; П.Флоренский. Иконостас. - М.: АСТ, 2001; Н.А.Бердяев. Философия свободы. Смысл творчества. -М.: Правда, 1989; Н.А Бердяев. Самопознание. -М.: Книга, 1991; С.Н. Булгаков. Трагедия философии. Философия хозяйства. Экскурсы. Соч. в 2 т. Т.1. -М.: Наука, 1993; С.Н.Булгаков. Апокалиптика и социализм. Героизм и подвижничество. Догматическое обоснование культуры. Соч. в

2 т. Т.2. - М.: Наука, 1993; С.Н.Булгаков. Два града. Исследования о природе общественных идеалов. -Санкт-Петербург: Изд-во Русск.христ.гуман. ин-та, 1997; С.Н.Булгаков. Закон причинности и свобода человеческих действий// Отд. Оттиск из журн. «Новое слово», 1897; С.Н.Булгаков. Невеста Агнца. -Париж, 1945; С.Н.Булгаков. Православие. - М.: Терра-Тегга, 1991; С.Н.Булгаков. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. - М.: Республика, 1994; С.Н.Булгаков. Труды но социлологии и теологии. В 2 т. Т.2: Статьи и работы разных лет. - М.: Наука, 1997; С.Н.Булгаков. Христианский социализм. -Новосибирск: Наука, 1991; И.А.Ильин. Наши задачи. - Париж-Москва: МП Рарог, 1992; И.А.Ильин. Общее учение о праве и государстве. О сущности правопознания. Соч.вЮт. Т.4. - М.: Русская книга, 1994; И.А. Ильин. Путь к очевидности. Соч. в 10 т. Т.З. - М.: Русская книга, 1994; Н.О.Лосский. История русской философии. - М.: Советский писатель, 1991; Н.О.Лосский. Обоснование интуитивизма. Мир как органическое целое. Свобода воли. - М.: Правда. 1991; В.В.Зеньковский. Апологетика. - изд. Дом ГРААЛЬ, 2002; В.В.Зеньковский. История русской философии. В 2 т. -Париж: УМСА-РгеББ, 1950; В.И.Несмелое. Наука о человеке. - Казань, 1903; Е.Н.Трубецкой. Миросозерцание блаженного Августина в его генезпсе//В кн.: Блаженный Августин. Творения. Т.2. -Киев: Изд-во АЛЕТЕЯ, 2000; Е.Н.Трубецкой. Смысл жизни. - М.: Капом, 2005; С.Л.Франк. Крушение кумиров. Непостижимое. - М.: Правда, 1990; С.Л. Франк. Реальность и человек. - М.: Республика, 1997; С.Л.Франк. Смысл жизни. - Минск: ТПЦ Моск. издат., 1992. исследованием творчества своих коллег, следует упомянуть и других, не менее уважаемых авторов, приложивших немало усилий для анализа проблем, освещаемых в русской религиозной философии. В своем диссертационном исследовании автор использовал материалы как всемирно известных философов-исследователей, так и работы современных авторов по данной тематике.1

В данном диссертационном исследовании использованы материалы и ряда зарубежных авторов.2

Несмотря на обширный объем литературы по указанной проблематике, следует заключить, что практически не существует наиболее полного компаративистского исследования по всему спектру проблем, поставленных в русской религиозной философии, соотносящихся с проблемой свободы, нет целостного анализа различных направлений и концепций в русской философии, рассматривавших проблему свободы, не предложен весь перечень актуальных вопросов во взаимосвязи с проблемой свободы. Зарубежные источники по проблеме свободы в русской религиозной философии представлены крайне скудно. Проблемное поле остается малоисследованным. У ряда современных авторов можно наблюдать одностороннее, в немалой

1 В.В.Розанов. О нужде и неизбежности нового религиозного сознанияУ/Записки С.-Петербургского Религиозно-философского общества. СПб., 1908; Г.В.Флоровский. Пути русского богословия. -Париж, 1933; Л.П.Карсавин. Религиозно-философские сочинения. - М.: 1992; П.И.Новгородцев. О путях и задачах русской интеллигенции//Вехи. Из глубины. - М.: Правда. 1991; С.С.Хоружий. Вехи философского творчества отца Сергия Булгакова//Вступ. ст. в кн.: С.Н.Булгаков. Соч. в 2 т. Т. 1. - М.: Наука, 1993; С.С.Хоружий. Миросозерцание Флоренского. - Томск: Водолей, 1999; С.С.Хоружий. После перерыва. Пути русской философии. - Санкт- Пет., 1994; В.Ф.Асмус. Владимир Соловьев. -М.:Прогресс, 1994; Л.А.Коган. В.С.Соловьев и проблема свободы//История философии. - М.: ИФ РАН, 2000. - №6; Э.Радлов. Учение Вл.Соловьева о свободе воли//Журнал Мин.-ва народного просвещения. - 1911. - Февраль; С.Б.Роцинский. Примирение идей и идея примирения в философии всеединства Вл.Соловьева. -М.: Изд-во РАГС, 1999; М.В. Силантьева. Критика языческой мистики Н.А.Бердяевым//Вест.слав.культур. - М., 2002. - №5/6; А.В.Смирнова. Религиозно-философская концепция исторического процесса Г.Ф.Флоровского/ РАГС. - М., 2000 и др.

2Allen E.L.Existentialism from Within. L., 1953; Berlin I.Foul-Essays on Liberty. Oxf., 1969; Bultman R. History and Eshatology. Edinburg, 1957; Cain J. Free will and the problem of evil// Religious studies/ -Cambridge etc., 2004.- Vol.40, №4; Cayre F. Initiation a la philosophie de S.Augustin. P., 1947; Clark M.T. Augustin. Philosopher of Freedom. N.Y.-P., 1958; Del Vecchio. Philosophie du droit. P., 1953; Gilson E.Introduction a 1'etude de sant Augustin. P., 1949; Joseph R. The morality of freedom. Oxf., 1986; Sutton J The Religious Philosophy of Vladimir Solovyov: Towards a Reassessment. Basingstoke-L., 1988; Ware K. The human person as an image of the Holy Trinity: from Augustin to Palamas// Архив за средневековна философия и культура. - С., 2003. - Спитых 9, etc. степени предубежденное, традиционно сложившееся отношение к той или иной позиции того или иного философа. Зачастую игнорируется всеохватность и комплексность идей и концепций, выраженных в той или иной форме. Подчас игнорируется дух времени - начало 20 века, используется в известной мере формализм подходов.

Проблема свободы требует более углубленного, логически осмысленного изучения на основе тщательного исследования самих оригинальных работ русских религиозных философов, которых существует немало.

Цель и задачи исследования.

Целью диссертационного исследования является раскрытие понимания свободы в русской религиозной философии второй половины 19 - начала 20 веков; на основе конкретного сравнительного анализа показать всю глубину и разносторонность понимания свободы во всем спектре ее взаимодействия с другими философскими и социальными категориями.

Для достижения этой цели ставились следующие задачи:

- проанализировать теоретико-методологические проблемы исследования свободы как универсальной характеристики человеческого бытия;

- систематизировать онтологический аспект свободы; выявить истоки теории теодицеи, проанализировать учения о предопределении для их последующего рассмотрения в связи с проблемой свободы в русской религиозной философии; исследовать проблему детерминизма и индетерминизма, свободы и необходимости в их взаимодействии с проблемой свободы воли;

- обосновать значимость духовной свободы в русской религиозной мысли, ее связь со свободой творчества и постановкой вопроса о смысле жизни;

- выявить связь между свободой и правом в русской религиозной философии; раскрыть философско-богословское содержание православной эсхатологии в контексте решения проблемы свободы в русской религиозной философии конца 19 - начала 20 веков.

Объект исследования - философская мысль в работах русских религиозных философов в связи с разработкой ими проблемы свободы.

Предмет исследования - свобода в контексте с прочими философскими и социальными категориями.

Теоретико-методологичекая база.

В качестве исходного методологического ориентира исследования используются принципы объективности и полноты изложения материала, принцип единства логического и исторического, применен компаративистский подход к рассмотрению проблемы различия и схожести идей, комплексного анализа для выявления особенностей и общего, содержащегося в рассматриваемом направлении отечественной философской мысли. Теоретической основой исследования стали труды русских и зарубежных историков религии, философов и социологов, без учета которых был бы невозможен анализ изучаемого явления.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и научная новизна работы.

Диссертация является первым монографическим исследованием, посвященным философскому анализу всего спектра проблем, идей, концепций, связанных с категорией свободы в творчестве русских религиозных философов конца 19 - начала 20 веков.

1. В диссертации в комплексном виде на уровне специального исследования рассмотрены теоретико-методологические проблемы изучения свободы как универсальной характеристики человеческого бытия.

2. Осуществлен анализ онтологического аспекта свободы; выявлены корни возникновения проблемы теодицеи и ее трактовка в русской религиозной философии; рассмотрено учение о предопределении в связи с его влиянием на последующую философскую мысль; систематизированы подходы к проблемам детерминизма, индетерминизма, свободы и необходимости, свободы воли.

3. Обоснована значимость и приоритетность духовной свободы в русской религиозной мысли; проводится сравнительный анализ влияния патристики на духовное и нравственное начала творчества русских философов; проведен анализ динамики развития взглядов мыслителей, осуществлен сравнительный анализ влияния западных философских учений и вероучений на русскую философскую мысль; прослеживается проблема конвергенции идей у целого ряда русских мыслителей, выявлены преемственные связи философов, взаимовлияние теорий и предположений, дается анализ социально-философских и этических предпосылок, имеющих значение для дальнейшего общественного развития.

4. Выявлена взаимосвязь свободы и права в русской религиозной философии на основе работ B.C. Соловьева, С.Н. Булгакова. И.А. Ильина и других.

5. Исследована малоизвестная и малоизученная до настоящего времени проблема взаимосвязи свободы и эсхатологической проблематики.

На сегодняшний день в мире практически отсутствует полный комплексный анализ всех затронутых в русской религиозной философии проблем, связанных с вопросом свободы. В данном исследовании впервые представлена вся совокупность проблематики, в ее вплетении в насущные проблемы жизнетворчества человека и смысла его духовных поисков.

Теоретическая и практическая значимость.

Дальнейшее углубленное постижение проблемы свободы в русской религиозной философии, может помочь в восполнении того пробела в изучении отечественной мысли, который образовался в ходе исторических событий в России в 20 веке. Представленные в диссертации материалы и содержащиеся в ней выводы могут быть использованы в качестве исходных данных в дальнейших, более масштабных исследованиях проблемы свободы, при подготовке учебных курсов и учебно-методической литературы по данной тематике в рамках философии, этики, права, могут быть использованы в практической деятельности в преподавании курсов «История философии», «Религиоведение». «Культурология».

Апробация работы.

Основные идеи данного исследования нашли отражение в трех публикациях, общим объемом 1,3 п.л. Результаты решения поставленных задач прошли апробацию и получили положительную оценку специалистов.

Диссертация обсуждена на заседании кафедры государственно-конфессиональных отношений РАГС и рекомендована к защите.

Структура работы обусловлена целью и задачами диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Суханова, Надежда Анатольевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема свободы в русской религиозной философии поражает своей многогранностью и всеохватностью. Является очевидным то, что в изучении проблемы свободы русскими философами была предпринята попытка охватить весь спектр проблем, доминирующих в истории, культуре, философии, в самом обществе, и совместить их с христианским подходом к важнейшему вопросу антропологии. Становится ясно, что решаются не только вопросы мысли, но и живая судьба человека. Как писал Бердяев, философия не мечта, но действие. . ■

Русская религиозная философия далеко не однородна. В ней существует несколько течений, то переплетающихся между собой, то вступающих в очевидный конфликт. Затронутые в работе вопросы взаимодействия категории свободы с прочими социологическими, онтологическими, нравственными аспектами дают возможность обозначить ее в широком энциклопедическом смысле. Исследование проблемы показывает, насколько тесно взаимодействуют различные аспекты проблематики: теория теодицеи тесно связана с вопросом свободы воли, она же легла в основу теории предопределения, свобода воли и детерминизм также тесно перекликаются и взаимодействуют. Проблемы права и свободы ставятся перед обществом в тесной связи, а нравственная философия, проблема творчества и смысла жизни никак не могут рассматриваться вне проблемы свободы.

С первой главы диссертационного исследования - Теоретико-методологические проблемы исследования свободы как универсальной характеристики человеческого бытия - становится очевидным, что при всех многочисленных попытках в истории философии дать более или менее точное определение свободы не представляется возможным. Это объясняется многомерностью категории, наличием ее концептуальной размытости. Естественно, ее можно было бы объяснить как одну из основополагающих для европейской культуры идей, как отражение такого отношения субъекта к своим актам , при котором он является их определяющей причиной. Формально свобода обнаруживается в свободе выбора, но выбор реален при наличии альтернатив, так же доступных к познанию. Неоднозначность определений в отношении свободы не умаляет их значимость для философской мысли.

В русской религиозной философии мы обнаруживаем несколько смыслов в попытке дать определение свободы. Прежде всего - это онтологическое понимание свободы. Т.е. имеется в виду естественная свобода человека, внутренняя свобода, самоопределение личности перед лицом выбора между добром и злом. Второе - это внешняя свобода, совокупность определенных прав личности в государстве, в обществе. Если внешняя свобода устраняет насильственное вмешательство других людей в духовную жизнь человека, то внутренняя свобода обращает свои требования не к другим людям, а к самому человеку. Третий вид свободы - свобода духовная. В русской религиозной философии прослеживается стремление к духовной свободе или нравственному идеалу, и основание этой свободы - вера в свободно творящий божественный разум, в Христа, а условие свободы - причастность человека к социальной общности духовно развитых людей, связанных взаимной любовью.

В главе - Онтологический аспект свободы в параграфе Категория свободы и теодицея - анализируется вопрос свободы в связи с проблемой теодицеи, которая, несомненно, стала отправной точкой во многих философских и религиозных учениях. Теодицея означает некое оправдание Бога, рассматриваемого как абсолютное добро, за непричастность Его к творимому в мире злу, это попытки соединить идею благого Бога с несовершенным миром. В работе анализируются попытки разрешить данную проблему в истории философии и религиоведении в связи с вопросом о свободе, рассматриваются такие сложные философские осмысления вопросов, как: почему Бог допустил зло, или почему Бог терпит распространение зла на земле, а также в чем состоял замысел творения. В тесной связи со всем этим рассматривается вопрос свободы, т.е. делается вывод, что зло распространяется от свободного согласия человеческой воли, суть зла определяется как разрыв с Богом, а разрыв есть акт свободы.

Большое внимание теодицее уделяли русские философы - Вл. Соловьев, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков, СЛ. Франк, Н.О. Лосский, E.H. Трубецкой, H.A. Бердяев, концепция последнего основывается на принципе свободы воли человека , подразумевающей возможность морального зла, порождающего зло физическое. В рамках теодицеи получила развитие антроподицея, т.е. оправдание человека. Флоренский, разрабатывая идею теодицеи, видел постижение ее содержания в единстве двух идей: «восхождение нас к Богу» и «нисхождения Бога к нам». Для раскрытия своей теодицеи Флоренский избрал метод диалектики, говоря об антроподицее, Флоренский использует метод практического символизма. Его антропология рассматривает не только человека, но и анализирует те возможности, которые у него имеются для одухотворения плоти. Теодицея Флоренского была рассчитана на личный подвиг самосовершенствования.

Бердяевский вариант теодицеи исключает ортодоксальное представление о божественном всемогуществе. Существующее в мире зло он соотносит не со свободой воли, а с иррациональной свободой, коренящейся в первичном хаосе. Исполнение морального долга Бердяев связывает со вторым видом свободы - рациональной свободой. Третий вид свободы, определяемый любовью к Богу, проявляется, по Бердяеву, как божественная жертва во имя искупления мира и человека.

Таким образом, сравнивая отношение русских философов к проблеме теодицеи, несмотря на расхождения в некоторых вопросах, можно придти к выводу о существовании некой оценки поведения человека и свободы воли в феномене наличия зла на земле и той ответственности, которую несет сам человек за катастрофы и страдания.

Проблема теодицеи тесно связана с теорией предопределения, о чем и говорится в соответствующем параграфе. В диссертации анализируются истоки этой теории, согласно которой деятельность и судьба людей всецело определяются волей Бога, т.е. детерминируются. Возникшая в поздней античности и представленная блаж. Августином, эта теория так или иначе оказала значительное влияние на всю последующую философскую, и религиозную мысль.

В русской религиозной философии отмечалось, что само учение о предопределении стало источником религиозных сомнений. Так, например, E.H. Трубецкой считал, что признать, что всеединое сознание от века видит наши свободные действия - значит просто утверждать, что наша свобода состоит в абсолютной истине. И возникает вопрос, как согласовать учение о божественном предвидении со свободой твари, и если результат свободного выбора человека от века известен, то не является ли эта свобода пустым самообольщением.

Рассматривая проблемы детерминизма и индетерминизма, свободы и необходимости в их взаимодействии со свободой воли, невольно приходим к выводу, насколько тесно и эти проблемы связаны с теодицеей и с учением о предопределении. Идею противопоставления свободы и необходимости нельзя считать, по Соловьеву, однозначно вытекающей из историко-философской традиции. Философ считает, что свобода есть только один из видов необходимости. В данном вопросе мы также отмечаем разнообразие идей. Русские философы полагали, что детерминизм глубоко изменяет смысл, если вовсе не лишает смысла, такие переживания, понятия и ценности, как раскаяние, вина, ответственность, долг, добро, зло и т.д. Русский философ Франк указывает, что принято определять свободу через ее противопоставление необходимости: свободно то, что не необходимо, не однозначно определено. Но несмотря на распространенность такого понимания свободы, оно явно несостоятельно. Признавая свободу деяний человека и человечества, диалектику, а вернее, антиномию свободы и необходимости, Булгаков, например, отдает предпочтение необходимости.

Простирая наши мысли далее к свободе воли, мы невольно вспоминаем блаженного Августина, к которому автор диссертационного исследования неоднократно обращается в своем исследовании. Утверждение Августина о том, что человек обладает свободным произволением воли, но воля эта не всегда добрая, и собственных сил человеку недостаточно для того, чтобы не допустить зло, и ему на помощь приходит Божественная благодать, не принимал H.A. Бердяев, считая, что благодать отрицает человеческую свободу. Он полагал, что человеческой свободы нет. Есть лишь божественная свобода. Согласно Бердяеву, свобода воли является синонимом приспособления к социальному и космическому детерминизму, то есть ко всем внешним угнетающим силам, она диаметрально противостоит свободе, которая является главным образом внутренним динамизмом моего целого «Я», жаждущего своей полноты. В своем учении Бердяев опирается на пантеистическую концепцию Я. Беме, рассматривая свободу как «безосновную бездну» (Ungrund). Но если источником свободы в учении немецкого мистика был Бог, то в концепции Бердяева свобода внебожественна и внебытийна. Этическое учение Бердяева отлично от православной ортодоксии.

Иначе, чем Бердяев, относился к концепции Августина Н.О. Лосский. В ней он находил подтверждение своим собственным мыслям. Бог для Лосского - необходимое условие свободы. Лосский различал свободу отрицательную и положительную. Отрицательная свобода - свобода действия. Положительную свободу он понимает как свободу человеческой воли, как свободу хотения. По Соловьеву, во внутреннем сознании нашей воли есть то, в чем выражается самобытная сущность. Свобода воли - это свобода выбора, но вместе с тем свобода характеризуется философом как возможность человека подчинить свою низшую, животную природу, высшей, чувственность - разуму. У Соловьева человек находит в себе чувство внутренней свободы и факт внешней необходимости, он твердо уверен, что движущее начало его бытия и жизни лежит в нем самом, и в то же время он осознает, что это начало не зависит от него.

У С.Н. Булгакова мы обнаруживаем, что общая антиномия тварности находит выражение в . антиномии свободы. Совершенная свобода у Булгакова сливается и с совершенной необходимостью. Свобода для пего понятие относительное. Власть немецкой философии ощущается весьма сильно у Булгакова, в том числе в его трактовке свободы, - влияние Шеллинга в его хозяйственной философии, влияние Канта и его трансцендентализма в самой постановке религиозно-философской проблемы в Свете невечернем. E.H. Трубецкой отмечал у Булгакова, (как последователя Соловьева), особенно в его софийной тематике, следы непобежденного платоновского гностицизма. Вопрос о свободе воли человека в философии всеединства был достаточно непрост, он был тесно связан с софиологической проблематикой. В данной связи следует отметить замечание В.В.Зеньковского, который, исследуя, например, работы C.JI. Франка, отмечает, что его учение о происхождении мира из глубин всеединства есть «нечто среднее между эманацией и творением». Зеньковский полагает, что хотя Франк является защитником свободы, эта свобода совпадает у него, в конце концов, с божественной ( трансрациональной) необходимостью.

Духовная свобода, проблемы нравственности, вопросы творческого поиска и смысла жизни - доминанта во всем многообразном творчестве русских религиозных философов. Для Соловьева нравственное начало в человеке - суть самого человека, а совершенный нравственный порядок предполагает нравственную свободу каждого лица. Нравственная философия Соловьева встает на путь свободной апологетики христианства. В творчестве С.Булгакова человек поднимается до вечной безусловной красоты, постигая красоту земную, духовный мир человека тоже свободен. Русский философ Бердяев полагал, что Бог ждет от человека творческого акта как ответа человека на творческий акт Бога. У Бердяева свобода, личность, творчество лежат в основе его мироощущения и миросозерцания. Семен Франк отмечал, что подлинное исполнение воли Божией доступно лишь в форме свободного творчества. Духовную свободу как нравственный идеал у русских религиозных философов можно охарактеризовать как, во-первых, основание свободы: веру в свободно творящий божественный разум, в Христа, в Царствие Божие, а, во-вторых, условие свободы - это наличие нравственно развитого общества, объединенного взаимной любовью.

Рассмотренный в диссертационном исследовании вопрос соотношения свободы и права предполагает, что свобода в сфере права - это подчинение личной воли общей воле, выраженной в общественной дисциплине, в то время как в сфере морали - это сообразование личной воли с долгом. Во взглядах русских философов на право и свободу можно отметить абсолютное своеобразие подходов, но тем не менее нормы морали, или нравственный закон, положены ими во главу угла. Исследуя вопрос о взаимосвязи свободы и права в русской философии, можно сделать вывод, что право, с одной стороны. - необходимый элемент человеческого существования, с другой стороны, само существование права является симптомом неблагополучия. Свобода духа не нарушается оттого, что человек самостоятельно нашел разумную обоснованность какого-либо правила.

В диссертации исследуется еще одна значимая тематика -эсхатологическая, которая присутствовала весьма ощутимо в русской религиозной философской мысли. H.A. Бердяев прямо говорит, что для него понимание христианства всегда было эсхатологичным, и всякое другое ему всегда казалось искажением и приспособлением. Но фатум Страшного суда и гибели он определяет как конец пути отпавшего от Бога человека, а иной конец, Божий - есть дело свободы, а не фатума. В своих рассуждениях о «конце мира» Соловьев придерживался точки зрения, доминирующей в святоотеческой литературе, о том, что «мир не может быть спасен насильно», т.е. вопрос спасения он связывал с вопросом о свободе воли.

О русской религиозной философии конца 19-го и первой половины 20-го веков принято говорить как о каком-то очень своеобразном творческом порождении русского духа. Действительно, начало века стало периодом подъема философской и религиозной мысли. По значимости поставленных задач этот период можно охарактеризовать мощным всплеском усилий перекроить прежнюю устаревшую для нового времени философию, поставить ее на рельсы христианского духа. Однако существуют мнения, что данный период можно обозначить как один из западнических эпизодов. Как выразился русский философ и богослов Георгий Флоровский, «русское неозападничество.было сильно религиозным пафосом., хотя и потаенным, блуждающим., это новый путь возвращения к религиозной метафизике, через религиозность немецкой романтики, через метафизику германского идеализма и через мистику Беме или Эккегарта, через Вагнера или Ницше». 1 Одновременно интересно отметить, что отправной точкой во многих философских системах стоял и блаж. Августин, в том числе в вопросе о свободе воли или о свободном решении, - так или иначе, оказывая положительное влияние или, напротив, вызывая, в свою очередь, резкие противодействия и дискуссии. Русская религиозная философия впитала в себя и идеи Оригена, в том числе и о свободе воли.

Для русской религиозной философии необходимым условием является свобода творческого исследования. Русская мысль вырастала из многовековой традиции религиозного мировоззрения. Поэтому, с одной стороны, она осталась связанной со своей религиозной почвой, а с другой - она стремилась не потерять «вдохновение свободы». Существенно также, что русская религиозная мысль с момента становления, как выразился Зеньковский, «нашла рядом с собой напряженную философскую жизнь на Западе» и вынуждена была формироваться и развиваться, совмещая «ученичество» с собственными духовными исканиями. Русская философия в целом испытала влияние, в первую очередь, византийской богословской традиции, классической Прот. Георгий Флоровский. Пути русскаго богословия. - Париж, 1937. - С.485-486. греческой и классической немецкой философии, ее можно назвать антропоцентричной и историософичной.

Несмотря на то, что русскую софиологию иногда называют разновидностью немецкого идеализма, своеобразным гностицизмом, связывают с неправомерным и незаконным использованием философии для выражения христианских догматов, несомненно то, что богатый идейно-нравственный арсенал русской философии свидетельствует о колоритных находках религиозных мыслителей. Они твердо верили в творческие возможности человеческого свободного духа, затрагивали сложнейшие вопросы смысла жизни и духовной этики и нравственности, они едины силой духа и целеустремленностью, несмотря на неоднородность своего бытийного существования, эмиграционного лихолетья и мученичества в ссылках и лагерях.

Рассмотрение проблематики свободы в совокупности с прочими социальными, историческими, нравственными категориями может послужить отправным пунктом для дальнейшего более углубленного и дифференцированного исследования каждого из аспектов данной темы.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ ОТРАЖЕНЫ В СЛЕДУЮЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ:

1. Суханова H.A. Свобода и право в русской религиозной философии// Государственная служба: Научно-политический журнал. - 2007. №2. -0,3.п.л.

2. Суханова H.A. Категория свободы и эсхатология в русской религиозной философии//Федерация: Научный журнал о проблемах политики, экономики, социологии и права. - 2007. - №2. - 0,8 п.л.

3. Суханова H.A. Духовность и нравственность в русской религиозной философии//Социология власти. - 2007. - №2. - 0,3 п.л.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Суханова, Надежда Анатольевна, 2007 год

1. Аверинцев С.С. Теодицея // Новая философская энциклопедия в 4-х томах. М.: Мысль, 2001.-Т.4.- С.31.

2. Акулинин В.Н. Философия всеединства. От В.С.Соловьева к П.А.Флоренскому. Новосибирск,: Наука, 1990. - 158 е.

3. Алехина Е.В. Религиозный смысл философии (по работам И.А.Ильина) //Ломоносовские чтения.2004. -М., 2004. С.77-82.

4. Амелина Е.М. Общественный идеал в философии всеединства (от Вл. Соловьева к С.Л.Франку). М., 2000. - 249 с.

5. Андроник (Трубачев). Архив священника Павла Флоренского. Жизнь, творчество. Томск: Водолей, 1998. - 287 с.

6. Андроник ( Трубачев). Теодицея и антроподеция в творрчестве Павла Флоренского. Томск: Водолей, - 1998. - 192 с.

7. Асмус В.Ф. Владимир Соловьев.-М.: Издательская группа «Прогресс», 1994. 208 с.

8. Бабина В.Н., Попова О.В. Проблема свободы в русской религиозной мысли: П.Д.Юркевич, В.В.Зеньковский // XXI век: Россия и Запад в поисках духовности. Пенза, 2003. - С.84-86.

9. Бердяев H.A. Самопознание. -М.: Книга, 1991.-445 с.

10. Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989.-605 с.

11. Брагин A.B. В.С.Соловьев о диалектике добра и зла в свете эсхатологии и современность // Соловьевские исследования. Иваново, 2005.-Вып.10-С. 92-100.

12. Булгаков С.Н. Апокалиптика и социализм// Сочинения в 2-х томах. Т.2.-М.: Наука, 1993.-603 с.

13. Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество// Сочинения в 2-х томах. Т.2.-М.: Наука, 1993.-603 с.

14. Булгаков С.Н. Два града. Исследования о природе общественных идеалов. Санкт-Петербург: Изд.-во Русск. Христ. Гуман. Ин-та, 1997.588 с.

15. Булгаков С.Н. Догматическое обоснование культуры// Сочинения в 2-х томах. Т.2. М.: Наука, 1993. - 603 с.

16. Булгаков С.Н. Закон причинности и свобода человеческих действий. // Отд. Оттиск из журн. «Новое слово», 1897, март. С. 183-199.

17. Булгаков С.Н. Невеста Агнца. Париж, 1945. - 632 с.

18. Булгаков С.Н. Православие. М.: Терра-Тегга, 1991. - 414 с.

19. Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994.-415 с.

20. Булгаков С.Н. Труды по социологии и теологии. В 2 т. Т.2: Статьи и работы разных лет, 1902-1942. Ран.Ин-т. социологии. М.: Наука, 1997. -825 с.

21. Булгаков С.Н. Философия хозяйства// Сочинения в 2-х томах. Т.1.-М.: Наука, 1993.-603 с.

22. Булгаков С.Н. Трагедия философии // Сочинения в 2-х томах. Т.1. -М.: Наука, 1993. 6оЗ с.

23. Булгаков С.Н. Христианский социализм. Новосибирск: Наука, 1991. -347 с.

24. Булгаков С.Н. Экскурсы // Сочинения в 2-х томах. Т.1. -М.: Наука, 1993.-603 с.

25. Вехи. Из глубины. М.: Изд-во «Правда», 1991. - 606 с.

26. Владимир Соловьев и философско-культурологическая мысль XX века: Материалы Международной научной конференции. Иваново, 2000. - 287 с.

27. Вышеславцев Б.П. Вольность Пушкина ( Индивидуальная свобода ). // О России и русской философской культуре. М.: Наука, 1990. - 528 с.

28. Гегель Г.В.Ф. Философия духа// Энциклопедия философских наук. -Т.З.-М-: Мысль, 1977.-471 с.

29. Гегель Г.В.Ф. Философия религии в 2-х т. Т.1. М.: Мысль, 1977.-531с.

30. Гириюк Ф. Антропологическая катастрофа // Православное учение о человеке: Изб. ст. М.; Клин, 2004. - С.357-361.

31. Глинский Б.А., Козлова О.В. Свобода в мире В.С.Соловьева. РАН. Каф.философии. М.: АЛЬТЕКС, 2001. - 247 с.

32. Давыдов Ю.Н. Апокалипсис атеистической религии/ В кн.: Сергей 33. Булгаков. Два града. Изд. Русского Христианского гуманитарного института.- Санкт-Петербург, 1997. С.415-448.

33. Дени М. Наследие В.Соловьева и русской религиозной мысли в работах Г.Шпета//Соловьевский сборник.- М., 2001.- С.135-144.

34. Дробжев М.И. Проблема человека в русской религиозной философии XIX перв. пол. XX века / Тамб. Гос.ун-т им. Г. Державина. - Тамбов, 2000.-320 с.

35. Евлампиев И.И. Метафизические и религиозно-этические взгляды И.Ильина//История Русской философии. М., 2001 - 496 с.

36. Евтухова Е. С.Н. Булгаков: Письма к Г.В.Флоровскому // Исслед. По истории русской мысли: Ежегодник.2001 / 2002. М., 2002. - С. 175233.

37. Зандер Л. Бог и мир, миросозерцание о.С. Булгакова. Париж: ИМКА-ПРЕСС, 1948. - Т.Т.1-2.1948. - 862 с.

38. Зеньковский В.В. Учение С.Л.Франка о человеке/ В кн.: С.Л.Франк Реальность и человек, М. 1997. - 479 с.

39. Зеньковский В.В. Апологетика. Изд. Дом ГРААЛЬ, 2002. - 248 с.

40. Зеньковский В.В. История русской философии в 2-х томах. Т.2. -Париж: УМСА-РгеББ, 1950. - 544 с.

41. Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа: Критика европейской культуры у русских мыслителей. Изд. 2-е Париж: ИМКА - ПРЕСС. -1955.-291 с.

42. Иванов В. Мистическая антропология Вл.Соловьева // Владимир Соловьев и культура Серебряного века: к 150-летию В.Соловьева и 110-летию А.Ф.Лосева. М„ 2005. - С.68-77.

43. Иванова Е.В. Владимир Соловьев в раннем творчестве Павла Флоренского // Соловьевский сборник. М., 2001. - С. 114-119.

44. Иванова И.И. О православном характере русской религиозной философии//Вест моек, ун-та. Сер.7, Философия. М., 2003. - № 1. -С.44-54.

45. Ивонина О. Христианские истоки свободы: историко- теоретическая концепция Г.П. Федотова//Альтернатива.- Новосибирск, 1999. С. 84101.

46. Игнатьева Г.К. Проблема свободной воли в философии Н.О. Лосского//Проблема ценностей общества и личности в философии. -Курган, 2002. С.95-104.

47. Ильин И.А. Наши задачи. Париж-Москва: МП Рарог, 1992. - Т. 1-2.-271с.

48. Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве.// Ильин И.А. Собрание сочинений в десяти томах. М.: Русская книга, 1994. - Т.4. -621 с.

49. Ильин И.А. О сущности правопознания. // Ильин И.А. Собрание сочинений в десяти томах. Т.4.- М.: Русская книга, 1994.- 621 с.

50. Ильин И.А. Путь к очевидности.// Ильин И.А. Собрание сочинений в десяти томах. Т.З. М.: Русская книга, 1994. - 592 с.

51. Кант Иммануил. Трансцендентальное учение о началах. //Соч. в 6 т. Т.З.-М.: Мысль, 1964. С.125-569.

52. Карбанова Н.В. Теодицея. Два пути решения проблемы. Лейбниц и Н.О.Лосский // Русская философия между Востоком и Западом: Материалы V Всерос. науч. заоч. конф. Екатеринбург, 2001 г. - с. 135141.

53. Карсавин Л.П. Религиозно-философские сочинения. М.: Ренессанс. -1992.-Т.1.-323 с.

54. Карсавин Л.П. Святые отцы и учители церкви. М.: Изд-во Моск. университета, 1994. - 176 с.

55. Красников Н.П. Эволюция социально-этических воззрений русского православия: (критический анализ). М.: Знание, 1986. - 62 с.

56. Кимелев Ю.А. Современная буржуазная философско-религиозная антропология. М.: Наука, 1985. 142 с.

57. Кислов А.Г. Теодицея как парадигма философского оправдания // Мировоззрение и культура. Екатеринбург, 2002. - С. 262-270.

58. Коган Л.А. В.С.Соловьев и проблема свободы// История философии. -М.: ИФ РАН, 2000. № 6. - С.85-107.

59. Кравец С.Л. О красоте духовной: П.А.Флоренский: религиозно-нравственные воззрения. -М.,1990.- 64 с.

60. Кравченко В.В. Владимир Соловьев и София. М.: Аграф, 2006. - 381 с.

61. Кувакин В.А. Философия Вл.Соловьева (Из цикла «Страницы истории отечественной философской мысли»), М.: Знание, 1988. 64 с.

62. Куляскина И.Ю. Проблема социализма в русской религиозной философии конца XIX первой половины XX вв. (И.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, С.Л.Франк) / Амур. гос. ун-т. - Благовещенск, 2001. - 191 с.

63. Куляскина И.Ю. Философия интерпретации С.Н. Булгаковым христианской теологии и истории //Вест. Амур. гос. ун-та. Сер.:Гуманит.науки,- Благовещенск, 2005. Вып. 30. -С.9-12.

64. Лазарев В.В. Этическая мысль в Германии и России. Кант -Гегель -Вл.Соловьев. М.: ИФ РАН, 1996. - 305 с.

65. Лазарева А.Н. Идеи нравственно-духовного единства и свободы личности в русской религиозной философии // Филос.исслед. М., 2003. -№2.-С.61-76.

66. Левицкий С.А. Трагедия свободы. М., 1995. 512 с.

67. Левицкий С.А. С.А.Фраик /В кн. С.Л.Франк. Реальность и человек. -М., 1997.-479 с.

68. Лейбниц Г.В. О предопределенности. Два отрывка о свободе. Соч. в 4-х томах. Т.1.- М.: Мысль, 1982. 634 с.

69. Леонтьева О.В. Религиозная историософия Н.А.Бердяева // Иоанновские чтения: Памяти Высокопреосвященнейшего Иоанна, -Самара, 1997.- Секция: Русская история. С.21-23.

70. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев. М.: Мысль, 1983. - 208 с.

71. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Советский писатель, 1991.-476 с.

72. Лосский Н.О. Мир как органическое целое. Свобода воли. Избранное. -М.: Правда, 1991.-622 с.

73. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия. Догматическое богословие. М.: Центр «СЭИ», 1991. - 288 с.

74. Лузина Т.И. «Я» Н.Бердяева versus «Мы» Д.Мережковского: (О нехристианстве с позиции экзистенциальной философии)//Я и Мы: История, психология, перспективы. СПб., 2002.- С.40-43.

75. Льюис К.С. Просто христианство: Пер. с англ. М.: Fazenda «Дом Надежды», 2003. - 191 с.

76. Мазуров Б.Ф. Предпосылки философского обоснования Флоренским теодицеи/Юбразование, культура, православие: пути их взаимодействия и миссия в XXI веке. Ханты-Мансийск, 2002. - С.96-112.

77. Макарычев С.П., Макарычев М.С., Федорова О.Н. Антропологические взгляды русских религиозных философов: Учебное пособие. / Нижегор. гос. ун-т им. Н.И.Лобачевского. Н.Новгород, 2001. - 83 с.

78. Мальцева В.М. Идеи христианской антропологии в педагогической системе В.В.Зеньковского // Педагог. Антропология. М., 2002. - С. 144148.

79. Мартынова Е.А. Русская религ. филос. конца XIX начала XX веков и современность//Философская культура мышления. - Челябинск, 2004. -Вып.2.- С.124-133.

80. Моисеев С.А. С.Л.Франк и Вл.Соловьев: поиски абсолюта// Философия и жизненный мир человека. Саратов, 2003. - С. 188-191.

81. Мочалов Е.В. Проблема человека в русской философии конца XIX века. В.Соловьев//Социально-гуматитарные исследования: Теорет. и практ. аспекты. Саранск, 2001. - Вып. 2. - С.234-251.

82. Наймушина Л.П. Идея права в русской религиозной философии //Науч. тр.фил. МГЮА в г. Кирове. Киров. 2004. - №9. - С. 246-250.

83. Несмелов В.И. Наука о человеке. Казань, 1903. - 418 с.

84. Никольский A.A. Русский Ориген XIX века Вл.Соловьев. -СПб.: Наука, 2000.-420 с.

85. Никонов К.И. Критика современной религиозной антропологии. М.: Знание, - 1979.-63 с.

86. Новгородцев П.И. О путях и задачах русской интеллигенции// Вехи. Из глубины. М.: Правда, 1991. - 606 с.

87. Новиков Д.В. Христианское учение о человеке // Человек. М., 2001. -Вып. 1. -С.119-127.

88. Новоселов М.А. Догмат и мистика в православии, католичестве и протестантстве. М.: «Лепта-Пресс», 2003. - 375 с.

89. Овсиенко Ф.Г. Католицизм. М.: Изд- во РАГС, 2005. - 313 с.

90. Огицкий Д.П., Максим Козлов, священник. Православие и западное христианство. М.: Изд. храма св. муч. Татианы, 1999. - 175 с.

91. Ориген. О началах. Самара: Изд-во «РА», 1993. - 316 с.

92. О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М.: Наука, 1990. - 527 с.

93. Осипов А.И. Святость человека в православной аскетической традиции // Церковь и время. М.,2002.-№ 1. С; 89-104.

94. Осука Ф. Об оправдании философствования: (к вопросу построения христианских идей после Соловьева Бердяев и Флоренский)// Владимир Соловьев и культура Серебряного века: К 150-летию В.Соловьва и 110-летию А.Ф. Лосева. - М., 2005. - С.361-370.

95. Пирогова Л. А. Соборность, духовно-нравственный идеал

96. A.С.Хомякова и философские концепции И.А.Ильина и

97. B,В.Зеньковского//Философское приношение А.С.Хомякову: Сб. науч. тр. Калининград, 2004. - С.67-74.

98. Половинкин С.М. П.А.Флоренский. Логос против хаоса. -М.: Знание, 1989.-64 с.

99. Полторацкий Н.П. И.А.Ильин и полемика вокруг его идей о сопротивлении злу силою // И.А.Ильин. Собр. Соч.: в 10-томах. Т.5. М.: Русская книга. - 1996. - С.479-528.

100. Прокофьев С.О. Тайна зла и камень основы добра. М.: Evidentis, 2003, - 215 с.

101. Радлов Э. Учение Вл.Соловьева о свободе воли// Журнал Министерства народного просвещения. -1911. Февраль. - С. 154-172.

102. Рогощенков И.К. Религиозное творченство или свобода мысли в православии // Север.-Петразаводск, 2004. № 5-6.- С.234-239.

103. Розин В.М. Становление личности и ранних философских эзотерических взглядов Павла Флоренского // Филос. науки. М., 2003. -№7.-С.98-116.

104. Русские философы. Антология. Конец XIX середина XX века. - М.: Изд-во «Книжная палата», 1994.-421 с.

105. Руткевич A.M. От Фрейда к Хайдеггеру. М.: Изд-во политической литературы, 1985. 174 с.

106. Савинцев В.И. Проблема свободы в концепциях А.С.Хомякова и H.A. Бердяева // Философское приношение Хомякову: Сб. науч. тр. -Калининград, 2004.- С.50-56.

107. Сафонов В. Учение св. Игнатия ( Брянчанинова ) о человеке и христианская антропология // Язык и текст в пространстве культуры: науч.-метод.семинар «Textos». СПб.; Ставрополь, 2003. - Вып. - 9. - С. 87-90.

108. Семенова С.Г. Русская религиозно-философская мысль и пореволюционные течения 1930-х годов в эмиграции // Русское зарубежье духовный и культурный феномен: Материалы Международной науч. конф. - М., 2003. - Ч.2.- С. 195-211.

109. Силантьева М.В. Критика языческой мистики H.A. Бердяевым: ( По работам В.В. Розанова «В мире неясного и нерешенного», А. Белого «Символизм как миропонимание» и H.A. Бердяева «Смысл творчества»). // Вест. слав, культур. М„ 2002. - № 5 / 6 - С.76-81.

110. Соколов В.В. Средневековая философия. Августин. М.: высшая школа, 1979.-С.51-84.

111. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. М.: Высшая школа, 1984.-444 с.

112. Вл.Соловьев: pro et contra: Личность и творчество Вл.Соловьева в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология / Сев.-Зап. Отд-ние Рос. акад. образования. Рус.христиан. гуманит. ин-т.- СПб. : Изд-во рус. христиан, гуманит. ин-та, 2000. 895 с.

113. Соловьев B.C. Порфирий Головлев о свободе и вере. Философская публицистика.// Соловьев B.C. Собрание сочинений в двух томах. М.: Правда, 1989.-Т.2-732 с.

114. Соловьев B.C. Оправдание добра. Нравственная философия. //Соловьев B.C. Собрание сочинений в двух томах. М.: Мысль, 1990. -Т.1.-892 с.

115. Соловьев B.C. Критика отвлеченных начал. // Соловьев B.C. Собрание сочинений в двух томах. М.:, Мысль, 1990. - Т.1. - 892 с.

116. Соловьев B.C. Кризис западной философии (Против позитивистов).//Сочинения в 2-х томах. Второе издание. М.: Мысль, 1990.-Т.2.- 822 с.

117. Соловьев B.C. Философские начала цельного знания. М.:Мысль, 1990.- Т.2.-822 с.

118. Соловьев B.C. Три речи в память Достоевского. М: Мысль, 1990.-Т.2. - 822 с.

119. Соловьев B.C. На пути к истинной философии. М.: Мысль, 1990. -Т.2.- 822 с.

120. Соловьев B.C. Об упадке средневекового миросозерцания. М.: Мысль. 1990.-Т.2.-822 с.

121. Соловьев B.C. Красота в природе. М.: Мысль, 1990. Т.2. — 822 с.

122. Соловьев B.C. Общий смысл искусства. М.: Мысль, 1990. - Т.2. -822 с.

123. Соловьев B.C. Статьи из энциклопедического словаря.- М.: Мысль, 1990. Т.2.- 822 с.

124. Соловьев B.C. Смысл любви.- М.Мысль, 1990. Т.2- 822 с.

125. Соловьев B.C. Идея сверхчеловека. М.:Мысль, 1990.- Т.2.— 822 с.

126. Соловьев B.C. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории. М.: Мысль, 1990. Т.2 - 822 с.

127. Соловьев. B.C. Право и нравственность. Собр.соч. Т.8. -Брюссель, 1966. С.84-92.

128. В.С.Соловьев. Философия искусства и литературная критика. М.: Искусство, 1991. 700 с.

129. Степанов С.А. Проблема сущности интеллигенции в осмыслении русских религиозных философов // Российское общество XXI века в контексте глобальных трансформаций. М., 2002. - С.67-69.

130. Степанова И.Н. Ценностные измерения человека и его воспитания в религиозно-философской антропологии В.В.Зеньковского//Проблема ценностей общества и личности в философии. Курган, 2002. - С.58-66.

131. Столяров А.А. Аврелий Августин. Жизнь, учение и его судьбы, (в кн.: Аврелий Августин. Исповедь)/Памятники религиозно-философской мысли. М.: Renaissance, 1991. - С.5-50.

132. Суини Майкл. Лекции по средневековой философии. Вып.2. М.: Ин-т филсв.Фомы, 2006. - 319 с.

133. Товекс И.А. Идея личности в философии П.Флоренского // Православие и проблемы воспитания: Материалы VII Рождественских православ. философ, чтений. - Н.Новгород, 2000. - С. 369-374.

134. Товекс И.А. Проблема истины в философии Флоренского// Православие и культура. Н.Новгород, 2002. - С. 284-291.

135. Трубачев С.З., Трубачева М.С. Сергиев Посад в жизни Павла Флоренского // Ныне и присно. М., 2006. - № 3/ 4.- С.138-152.

136. Трубецкой Е.Н. Миросозерцание Блаженного Августина (в кн.: Блаженный Августин. Творения). Киев: Изд-во: Алетея, 2000. - С.681-750.

137. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М.: Канон, 2005. - 475 с.

138. Усачев А.В. Русская религиозная философия: Динамика проблемных подходов // Собор: ( Альманах религиоведения )- Елец, 2003. Вып.З: Православие и интеллигенция. - С. 160-184.

139. Ушаков В.В. Оценка русской религиозной философии в современной западной критике//Философское наследие и современность: Учеб. пособие.- М., 2004. Вып.5: В 2 ч. 4.2. - С.31-43.

140. Флоренский П. А.Иконостас. -М.:АСТ, 2001. -204 с.

141. Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. T.I (I), (II), М.: Правда, 1990. - 839 с.

142. Флоренский П. А. У водоразделов мысли: Пути и средоточия. Обратная перспектива. М.: Правда, 1990. - 438 с.

143. Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Париж, 1937. - 345 с.

144. Франк С.Л. Крушение кумиров. Непостижимое. Соч. М.: Правда, 1990.-605 с.

145. Франк СЛ. Реальность и человек. М.: Республика, 1997. - 479 с.

146. Франк C.JI. Смысл жизни. Минск, ТПЦ «Полифакт»,- 1992.- 46 с.

147. Франкл В.Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. - 366 с.

148. Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет.-М.: Гнозис, 1993.333 с.

149. Хайдеггер Мартин. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993.-447 с.

150. Хачатурян JI.B. Святоотеческое предание в религиозной философии И.А.Ильина // Свет невечерний, Владимир, 2002. №3. - С.45-50.

151. Хоружий С.С. Вехи философского творчества отца Сергия Булгакова/ Вступ.ст. . С.Н.Булгаков. Соч. в 2 т. Т.1. М.: Наука, 1993. -С.3-14.

152. Хоружий С.С.Миросозерцание Флоренского.-Томск: Водолей, 1999. -159 с.

153. Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии: Учебное пособие Сан.- Пет., СПб: Алетейя, 1994. - 447 с.

154. Цепелева Н.В. Теодицея Н.О. Лосского в контексте западных и восточных влияний // Русская философия между Западом и Востоком: Материалы V Всерос. науч. заоч. конф. Екатеринбург, 2001.- С.273-277.1. KJ

155. Шеллинг Ф.В.И. Философские письма о догматизме и критицизме// Соч. в 2-х томах. Т.1.- М.: мысль, 1987. С.39-88.

156. Шеллинг Ф.В.Й. Философские исследования о сущности человеческой свободы и связанных с ней предметах// Соч. в 2-х томах. Т.2. М.: Мысль, 1989. - С.86-158.

157. Элоян М.Р. С.Н. Булгаков и В.Н. Лосский: «спор о Софии»// Философия хоз-ва. М., 2005. - № 4/ 5 - С.315-327.

158. Эриксен Тронд Берг .Августин беспокойное сердце (перевод с норвежского). М., 2003. - 369 с.

159. Святитель Игнатий Брянчанинов. Собр. твор. в 6-ти т. Аскетические опыты. Т.И.- М.: Поломник, 2001.- 638 с.

160. Протоиерей .Иоанн Мейендорф Введение в святоотеческое богословие. Клин: Фонд «Христианская Жизнь», 2001. - 445 с.

161. Константин (Горянов), архиепископ Тихвинский. Познай самого себя: Жизнь и религиозно-философская антропология Виктора Несмелова // Всерус. Собор СПб, 2003 - № 3.- с.49-66

162. Иерей Олег Давыденков. Догматическое богословие. М.: Православный Свято-Тихоновский ун-т., 2006. - 435 с.

163. Лоргус А. священник. Душа и дух: природа и бытие // Православное учение о человеке: Избр. ст. М.: Клин, 2004. - С. 168-188.

164. Лоргус А. священник. Личность человека в свете православного учения//Духовный мир человека на пороге третьего тысячелетия. М., 2003 г.-С. 8-16.

165. Раух А. священник. Великие заветы Владимира Соловьева на пути к христианскому единству // Память и беспамятство в церкви и обществе: итоги XX века. М. 2004. - С.311-318.

166. Протоиерей Митрофан Зноско-Боровский. Сравнительное богословие. М.: «Артос-Медиа», 2003. - 253 с.

167. Протоиерей. Стефан Кашменский. Святоотеческое учение о душе. -Пермь: Правосл.об-во «Панагия», 2002. 262 с.

168. Цыпин В. протоиерей. Концепция права в сфере христианской антропологии.// Церковь и время. М., 2002. - № 1- С. 29-41.

169. Allen E.L. Existentialism from Within. L.,1953. -IX, 185 p.

170. Berlin I. Four essays on Liberty. Oxf., 1969. LXIII, 213 p.

171. Bultmann R. History and Eschatology. Edinburgh, 1958. IX, 170 p.

172. Cain J. Free will and the problem of evil // Religious studies/ Cambridge etc., 2004. - Vol.40, № 4. - P.437-456

173. Cayre F. et autr. L'Existentialism. Paris, 1947. 175 p.

174. Clark M.T. Augustin. Philosopher of Freedom. N.Y.-P., 1958//II/, 273 p.

175. Clark, Mary T. The problem of freedom. N.Y., 1973. XVII, 256 p.

176. Del Vecchio.Philosophie du droit. P.,1953 463 p.

177. Farmer L.L. Human individuation according to Aquinas: Resolving the scholarly debate // Mod. Schoolman. Saint Louis, 2002. - Vol. 80, №1. -P.55-63

178. Frede M. John of Damascus on human action, the will, and human freedom. // Byzantine philosophy and its ancient sources. Oxford, 2002. - P. 63-95.

179. Florovsky G. Christianity and culture. Belmont, Norland publ. co., 1974.- 245 p.

180. Gilson E. Introduction a l'edude de Sant Augustin. P., 1949. VIII, 370 p.

181. Hanly Ch. Existentialism and Psychoanalysis.N.Y., 1979. 298 c.

182. Hart H. The Concept of Law . Oxf., 1961. X, 263 p.

183. Henaff M. Religious ethics, gift exchange and capitalism // Arch, europ. de sociologie = Europ.j. of sociology. P., 2003. - T.44, №3 - P.293-324.

184. Henry P. Saint Augustine on Personality. N.Y., 1960. VIII, 44 p.

185. Mc.Donald David. Masters' theses in anthropology: a bibliography of theses from United States collegues and universities. New Haven, HRAF press, 1977. V 1 -453 p.

186. Mantzaridis Georgious I. Time and man. Pennsylvania, - St.Tikhon's seminary press, 1966. - 113 p.

187. Philosophy: The big questions / Ed. by Sample R.J. et al.- Maiden (MA), etc.: Blackwell, 2004. XIV, 530 p.

188. Pruss A.R. A new free-will defence // Religious studies. Cambridge etc., 2003. - Vol.-39, №2. -P. 211-223.

189. Segundo J.L. Berdiaeff. Une reflection chretienne sur la personne. P., 1963.-421 p.

190. Schellenberg J.L.The atheist's free will offence // Intern. J. for philosophy of religion.- The Hague etc., 2004.- Vol.56, №1. - P. 1-15

191. Sutton J. The Religious Philosophy of Vladimir Solovyov: Towards a Reassessment. Basingstoke-L., 1988. - XV, - 247 p.

192. Ware K. The human person as an image of the Holy Trinity from Augustine to Palamas // Архив за средневековна философия и культура. -С., 2003. Свитых 9 . - Р.7-19.

193. Абрамова Т.В. Космизм в русской религиозной философии: В.С.Соловьев, П.А.Флоренский, С.Н.Булгаков: Дис.канд.филос.наук/ РАУ. Центр гуманит. подготовки кадров управления. Каф.философии. -М., 1994. 146 с.

194. Барковская Т.В. И.А.Ильин о роли культуры и религии в национальном возрождении России: Дис.канд.филос. наук/РАГС при Президенте РФ. Кафедра религиоведения. М., 2005. - 137 с.

195. Васильев А.В. Сущность и эволюции богоискательства Н.А.Бердяева: Дис.канд.филос.наук / РАУ. Гуманит.центр. М., 1992. -201 с.

196. Гавриленков Алексей Федорович.Генезис и эволюция христианского социализма в русской религиозной мысли: Дис.канд. филос.наук/ РАГС при Президенте РФ. Кафедра религиоведения. М., 1999. - 186с.

197. Дремлюгин Д.М. Религиозно-философские воззрения В.И.Несмелова: Автореф.дис.канд.филос.наук/МГУ им.Ломоносова.- М., 2000. 19с.

198. Ефимов Г.И. Проблема зла и насилия в нравственной философии Н.А.Бердяева: Дис.канд.филос.наук/РАУ. Гуманит. центр. Каф. Философии. М., 1993. - 177 с.

199. Завольская Галина Николаевна. Проблема личности в философии С.Л.Франка:Дис.канд.филос.наук/РАУ.Гуманит.центр.Каф.философии. -М., 1993. 139 с.

200. Иванова Т.В. Проблема свободы в исторических воззрениях Г.П.Федотова: Дис.канд. филос. наук/РАГС при Президенте РФ, Кафедра философии. М., 2001. - 142 с.

201. Кривова Е.В. Этика В.С.Соловьева: Дис.канд.филос. наук / МГУ им. Ломоносова. Кафедра этики философского факультета. М., 2005. -162 с.

202. Никитина Н.И. Онтологическое единство мира в философии Павла Флоренского. Автореф. дис. канд. наук. Философские науки: 09.00.03/ МГУ им. Ломоносова.- М., 1999. 19 с.

203. Роцинский С.Б. Идея примирения и примирение идей в философии всеединства Вл.Соловьева: Дис.докт.философ.наук/РАГС при Президенте РФ. Кафедра истории российской государственности и общ,-филос.мысли. М., 2000. - 222 с.

204. Силантьева М.В. Этика творчества Николая Бердяева/МГУ им.Ломоносова. Кафедра этики филос.факультета. М., 1993. - 167 с.

205. Смирнова A.B. Религиозно-философская концепция исторического процесса Г.В.Флоровского: Дис.канд.филос.наук/РАГС при Президенте РФ. Кафедра религиоведения. М., 2000. - 141 с.

206. Степанов В.В. Аскетическое понимание человека и общества в русской православной религиозно-философской и богословской мысли XIX века: Дис.канд.филос. наук/РАГС при Президенте РФ. Кафедра религиоведения. -М., 2005. 147 с.

207. Столяров A.A. Проблема свободы воли в раннесредневековой философии (Аврелий Августин): Автореф. канд. Дисс. М., 1983. 22 с.

208. Яблонский Б.Н. Религиозно-философская система С.Н. Булгакова: Дис.канд.филос.наук/РАУ. Гуманит. центр подготовки кадровуправления. Каф. Религиоведения и гос.-церков. отношений.- М., 1994. -108 с.

209. Exterior (to insure free action)i. Freedom from : ignorancei. Freedom from : principles of action within man but not specifically human : passions, instincts, impulsesi. Freedom from : interference with locomotive activity

210. Freedom from: interference with exercise of personal, social, political rights.1. POSITIVE FREEDOM

211. The right use of free choice; the will guided by true value-judgments.

212. Freedom to be one's human self,and aU~tKat "one"~s~houl3 be*~(self-" possession, or self-mastery);

213. Freedom to give oneself to others in love (friendship or gift of self)

214. Freedom to transform the world according to the truth (civilizing power).

215. Freedom to enter into the revealed desires of God for oneself and for the world (sanctity or self-surrender).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.