Проблемы миграций народов Северо-Западного и Центрального Кавказа в конце XVIII в. - начале XX в. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Хачетлова, Сусанна Мухамедовна

  • Хачетлова, Сусанна Мухамедовна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2008, Нальчик
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 188
Хачетлова, Сусанна Мухамедовна. Проблемы миграций народов Северо-Западного и Центрального Кавказа в конце XVIII в. - начале XX в.: дис. кандидат исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Нальчик. 2008. 188 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Хачетлова, Сусанна Мухамедовна

Введение.3

Глава I. Проблемы миграций народов Северо-Западного и Центрального

Кавказа в конце XVIII века - первой половине XIX века.

§1. Основные направления российской политики на Северо-Западном и

Центральном Кавказе.29

§2. Причины и характер миграций народов Северо-Западного и Центрального

Кавказа в конце XVIII века — первой половине XIX века.32

Глава II. Проблемы миграций народов Северо-Западного и Центрального Кавказа во второй половине XIX века - начале XX века.

§1. Внутренние и внешние миграции народов Северо-Западного и

Центрального Кавказа во второй половине XIX века.61

§2. Внутренние и внешние миграции народов Северо-Западного и

Центрального Кавказа в конце XIX века — начале XX века.117

Глава III. Основные последствия миграций народов Северо-Западного и Центрального Кавказа.

§1. Расселение северокавказских иммигрантов на территории Османской империи.145

§2. Положение народов Северо-Западного и Центрального Кавказа во второй половине XIX века - начале XX века.163

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблемы миграций народов Северо-Западного и Центрального Кавказа в конце XVIII в. - начале XX в.»

Актуальность темы. На протяжении столетий Кавказ занимал важное геополитическое положение. Находясь на стыке Европы и Азии, Кавказ являлся объектом столкновения захватнических интересов султанской Турции, шахской Персии и царской России, которые, обеспечив господство на Кавказе, приобретали бы не только богатейший регион, но и важнейшие торговые пути из Европы в Азию.

Российско-имперское завоевание Северного Кавказа, имело для горских народов, проживающих на этих территориях, социально-политические, культурные и историко-географические последствия. Миграционная политика Российской империи на Северо-Западном и Центральном Кавказе с конца XVIII до начала XX веков является чрезвычайно важным этапом в истории народов, населяющих эти субрегионы Северного Кавказа — адыгов, балкарцев, карачаевцев, осетин и др. Это было время, тесно связанное как с Кавказской войной, так и пореформенными преобразованиями, проводимыми российской администрацией. Это один из самых драматичных периодов для народов Северного Кавказа, особенно адыгов, которые подверглись геноциду со стороны царизма и чья вина заключалась только в том, что они жили на территории, имевшей военно-стратегическое значение. Для тех, кто уцелел, были созданы невыносимые условия, и они были вынуждены покинуть родину.

Изучение истории народов Северного Кавказа, ставших активными и пассивными участниками проводимой Россией миграционной политики, в советской историографии было ограничено, а в ряде случаев подчинено ортодоксальной идеологии, которая оказывала негативное влияние на выявление объективных исторических фактов. В постсоветской историографии, в связи с изменением общественно-политического и социально-экономического строя России, у историков и этнографов появилась возможность исследовать различные вопросы, связанные с российско-имперским завоеванием Северного Кавказа, в том числе и с его последствиями, вне каких-либо идеологических установок и методологических ограничений. Появилось много полемических работ по ключевым аспектам российской политики на Северном Кавказе в XVI - XIX веках. Вышли в свет различные сборники архивных материалов, выявленных из различных архивных фондов РФ.

Необходимость комплексного изучения истории народов Северного Кавказа и, в частности, истории миграций во многом обусловлена важностью правильного и объективного анализа происходивших в этом регионе исторических процессов, необходимого для гармонизации межнациональных отношений, а в ряде случаев и международных отношений на современном этапе.

Степень изученности темы. Проблемы миграций народов Северного Кавказа стали объектом пристального изучения в 1990-е годы. В это время появился ряд интересных исследований, но они в силу ряда причин далеко не исчерпывают исследуемую нами тематику. Во-первых, некоторые работы носят отчасти общий характер. Во-вторых, в работах ряда авторов основное внимание уделено изучению политических причин миграций народов Северного Кавказа и меньше внимания подробному описанию самих этапов миграций. В-третьих, многие исследователи при анализе миграционных процессов народов Северного Кавказа оставили вне поля зрения основные тенденции российской политики, в том числе и в области религии, в значительной степени оказавшей влияние на характер и темпы миграций народов Северного Кавказа, имевших место в течение XVIII века — начале XX века. По нашему мнению, подробный анализ проблем миграций народов Северо-Западного и Центрального Кавказа - причин, характера и последствий - в указанный период не стал объектом специального изучения исследователей.

Прежде всего отметим, что несмотря на идеологические препоны 19501980-х годов- некоторым советским историкам удалось рассмотреть отдельные аспекты миграционных процессов, происходивших в конце XVIII века — первой половине XIX века и опубликовать результаты, своих исследований в ряде научных трудов. Можно назвать исследования Л.И. Лаврова, В.К. Гарданова и Н.Г. Волковой,1 посвященные судьбам народов в ходе миграций внутри Северного Кавказа. В 1990-е годы проблема последствий для северокавказцев, имевших место в ходе внутренних миграций отдельных народов Северо-Западного и Центрального Кавказа, вновь была' поднята в связи с происходившими в этот период в отдельных республиках Северного Кавказа политическими процессами, направленными-на попытки лидеров национальных движений изменить государственный статус субъектов Федерации. Так, вопрос о месте внутренних миграций в этнической истории народов и изменениях в связи с этим границ расселения стал крайне актуальным в первой половине 1990-х годов в Кабардино-Балкарии из-за стремления лидеров Национального Совета Балкарского народа к созданию Балкарского «государства». Такая постановка вопроса неминуемо привела к анализу этнических территорий расселения кабардинцев и балкарцев. Появились многочисленные публикации историков в средствах массовой информации (статьи Х.М. Думанова, Ж.А. Калмыкова, И.М. Мизиева, В.Н. Сокурова, X. Хутуева) и ряд научных публикаций, среди которых можно выделить монографию Ч.Э. Карданова «Из истории территориальных отношений Кабарды и Балкарии» и предисловие Х.М. Думанова к уже упоминавшемуся сборнику архивных документов «Территория и расселение кабардинцев и балкарцев в XVIII веке - начале XX века»2. В них нашли отражение различные точки зрения относительно административно-территориальной локализации различных этносов на Северном Кавказе и динамика трансформации их внутренних и внешних границ в дореволюционный период.

Историки, занимавшиеся военной историей, периодом Кавказской войны, отчасти касались описания жизни народов Северного Кавказа в ходе миграционных процессов конца XVIII века - первой половины XIX века. Отметим исследования М.М. Блиева, В.В. Дегоева, М.Н. Губжокова, Х.М. Ибрагимбейли и A.M. Эльмесова3.

С середины 1860-х годов- вплоть до 1910-х годов* можно отметить труды Н.Г. Волковой4, в которых намечены основные тенденции формирования этнической карты расселения горцев в пореформенное время, а также работы Г.Х. Мамбетова, К.М. Текеева и Ю.Н. Асанова5, в которых освещены вопросы материальной культуры кабардинцев и балкарцев.

Следует указать, что существует значительное число исследований, посвященных миграционным процессам казаков и крестьян на Северном Кавказе как в дореформенный период, с конца XVIII века до 1860-х годов, так и во второй половине XIX века - начале XX века. В частности, среди них А.Х. Касумов и Х.А. Касумов справедливо подчеркивали, что военно-казачья и крестьянская колонизация земель являлась одним из ключевых методов захвата региона6. Следует согласиться, что военно-казачья и крестьянская колонизация наряду с северокавказскими миграциями составляют основные части миграционной политики царского правительства на Северном Кавказе. В задачи диссертации не входит анализ миграций казаков и российских крестьян, тем не менее, для понимания тех последствий, которые произошли в жизни народов Северного Кавказа в процессе их миграций, считаем, необходимым указать на основные тенденции в политике казачьей и крестьянской колонизации, и их место в стратегии покорения Кавказа. Казачьи и крестьянские миграции не являются следствием горских переселений, а должны рассматриваться как один из инструментов подчинения коренных народов Северного Кавказа российской власти. Совершенно очевидно, как отмечает JI.B. Бурыкина, что «вопрос о переселенческой политике и переселенческом движении представителей различных этносов на Северо-Западный Кавказ в 90-е годы XVIII века - 90-е годы XIX века является' частью общеисторической проблемы миграции народов и территориального расширения Российской империи и представляет не только сугубо научный интерес, но и имеет политическую значимость в контексте возникающих трудностей в сохранении суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации».7

Дореформенный период освоения-степного Предкавказья исследован в работах известных историков А.В. Фадеева, А.С. Чекменева, В.П. Громова^. В 1990-е годы, этим успешно занимались JI.B. Бурыкина, А.Х. Бижев, И.Х. Тхамокова9. Как отмечает JI.B. Бурыкина, «проведенный в исследовании, анализ отечественной историографической литературы позволяет утверждать, что развитие историографии этой проблемы находилось в-значительной зависимости от политической конъюнктуры. В XIX веке начала складываться школа отечественного кавказоведения, занимавшаяся, в основном, военно-исторической и этнографической проблематикой»10. Тем не менее, как и прежде, часто историки казачества рассматривают процесс казачьих и крестьянских миграций только как позитивный, абсолютно не затрагивая то, что ему предшествовало, а именно: выселение горцев с земель, которые впоследствии и были заселены российскими гражданами. Чаще всего рассмотрение становления российской концепции колонизации Северо-Западного и Центрального Кавказа анализируется с точки зрения

1 1 г~\ включения иноэтничных территорий в границы российской империи. Это традиционная точка зрения, появившаяся еще в XVIII веке - начале XX века, должна была оправдать все используемые Российской империей методы колонизации Северного Кавказа.

В историческом кавказоведении в советское и особенно в постсоветское время было написано достаточно исследований, в которых рассматривалась история миграций народов Северного Кавказа в Османскую империю, происходивших в рассматриваемый нами период. Наиболее фундаментальной работой в. области переселения горцев остается опубликованная в 1975 году монография Г.А. Дзидзария «Махаджирство и проблемы истории Абхазии XIX столетия»12. Среди крупных работ -монографии А.Х. Касумова и Х.А. Касумова, М.С. Тотоева и др.13 В 1990-е годы появились значительные научные исследования, посвященные внешним миграционным процессам на Северном Кавказе во второй половине XIX века. Среди них: Т. X. Кумыков «Вхождение адыгов в Турцию - последствие Кавказской войны»; 3. Кумыков «Вопрос о выселении адыгов в Турцию в 5060-х годах XIX века в историческом кавказоведении»; А.Х. Касумов «Вопросы мухаджирства в трудах профессора Тотоева»; К.Ф. Дзамихов «Вопросы политической истории народов'Северного Кавказа» и др.14 В 1990-е годы появились интересные работы по истории переселения на Ближний Восток практически всех народов Северного Кавказа. Первым исследованием была работа А.В. Кушхабиева,15 а также М. Абдулаевой, Д.С. Кидирзиязова,' С.Ф. Алибекова, М.М. Магомедханова, A.M. Магомеддадаева.16

Для характеристики пореформенной внешней миграции горцев в современном российском кавказоведении стали использоваться различные термины: переселение, выселение, насильственное выселение, вынужденная эмиграция, геноцид, депортация, мухаджирство, экспатриация, великое черкесское изгнание. Термин «мухаджиры» стал использоваться в Дагестане в годы Кавказской войны. Мухаджирами называли сторонников имамата, находивших убежище на его территории. Для переселенцев это был почетный титул. Согласно исламской исторической традиции, первыми мухаджирами были пророк Мухаммед и его сподвижники, вынужденные совершить переселение (хиджру) из Мекки в Медину из-за притеснений врагов ислама.

Обширная историография по проблеме внешних миграционных процессов второй половины XIX в. представлена в работах Т.Х. Кумыкова, где показаны основные точки зрения на причины переселения большей части народов Северного Кавказа в Османскую империю во второй половине XIX в., принятые в научной литературе.17

Российская администрация, ее историки и идеологи, а также большинство советских историков придерживались точки зрения, согласно которой ключевым фактором в деятельности России на Северном Кавказе была колониальная политика Османской империи, тогда как российская политика была всего лишь ответом на геополитические устремления^ османов, в том числе и религиозные (исламские). Поэтому вполне понятно, что в российской истории наблюдалось абсолютное оправдание военно-феодальных методов российской империи, применявшихся при завоевании4 Северного Кавказа (А.П. Берже, Н.Ф. Грабовский, В.А. Потто| Е.Д. Фелицин, С. Эсадзе и др.). Многие историки* настаивали на том, что горцы, особенно представители привилегированных сословий» и мусульманского «духовенства», переселялись на Ближний Восток исключительно по собственному желанию (В.А. Потто, А.П. Короленко, Н.Ф. Дубровин, A.M. Зайончковский), которое обусловливалось успешными результатами пропаганды, проводимой как турецкой агентурой, так и местной аристократией и исламскими лидерами. Эта же точка зрения преобладала и в большинстве учебников по истории СССР в соответствующих исследованиях Н.А. Смирнова, А.В. Фадеева, М.В. Покровского.

Сторонники противоположной точки зрения убеждены в том, что главной причиной внешних миграций горцев на Ближний Восток стала колониальная политика не Османской, а именно Российской империи. В исследованиях 1980-х и особенно 1990-х годов завоевательный характер политики России рассматривался и продолжает рассматриваться как единственный или в лучшем случае определяющий в активизации миграционных процессов второй половины XIX века (Х.О. Лайпанов, А.Х. Касумов, Х.А. Касумов, Г.А. Дзидзария, А.В. Кушхабиев, С. Шами и др.). Так A.M. Магомеддадаев, рассматривая переселение народов Дагестана в Османскую империю, подчеркивает: «Мухаджирство (эмиграция) горцев не было связано лишь с религиозными убеждениями горцев: большая часть из них переселялась в Турцию вопреки их желанию - под давлением царских войск: в результате колонизаторской политики самодержавия, под влиянием эмиссаров из Турции и т.д.»18 А.Х. Касумов и Х.А. Касумов отмечают, что «окончание Русско-Кавказской войны на Западном Кавказе тесно было связано с вопросом насильственного выселения адыгов и их расселением в пределах Османской империи»19. Изучая место и роль «черкесского вопроса» как составной части кавказской проблемы в системе международных отношений и русско-турецких войн XIX века, А.Х. Касумов пришел к выводу, что в основе переселения горцев во второй половине XIX века была, безусловно, колониальная борьба ряда держав, в том числе России, Турции, Англии и др., за Черноморское побережье. Победить в этой борьбе ценою трагедии черкесов удалось Российской империи20. Таких же позиций применительно к истории переселения на Ближний Восток тюркоязычных балкарцев придерживается М.Ч. Кучмезова.21

В современной исторической науке существуют как сторонники вышеотмеченных мнений, так и «промежуточных» взглядов на причины внешних миграционных процессов на Северном Кавказе во второй половине XIX века — начале XX века, согласно которым при выделении первостепенных причин, связанных с деятельностью Российской империи на Северном Кавказе в области социально-экономических и политических преобразований, имевших в своей основе, безусловно, колониальные цели, следует признать огромную роль политических и религиозных притязаний Османской империи (Т.Х. Кумыков и др.).

Как правило, внешние миграционные процессы, происходившие на Северном Кавказе во второй половине XIX века — начале XX вв., рассматривались в советские, и продолжают рассматриваться в постперестроечные годы, как мы указывали выше, как результат ряда общественно-политических причин, связанных с российско-имперской колонизацией региона. Многие исследователи указывают и на экономические причины мухаджирства, связанные с разорением знати и обезземеливанием общинников после окончания Кавказской войны.

Между тем влияние религиозного (исламского) фактора в активизации северокавказских миграций стало отмечаться в научной литературе лишь в последние годы. Как указывал А.Х. Бижев «обращение адыгов в мусульманскую веру совпало во времени с окончательным утверждением христианства на Руси как государственной религии. Это привело к тому, что последующие события, происходившие во взаимоотношениях адыгов и русских, приобретали религиозный оттенок, а проводимая русскими царями и адыгскими владельцами политика осуществлялась, как правило, под религиозными знаменами. Принадлежность к разным религиям русских и адыгов стала существенным фактором в их

22 взаимоотношениях». Как нам представляется, это радикальная точка зрения, тем не менее, влияние религиозного (исламского) фактора в активизации миграции северокавказских народов имело место и его следует изучить детальнее. В основном, ученые признавали воздействие ислама на горцев Чечни и Дагестана и лишь отчасти на горцев Северо-Западного и Центрального Кавказа. Так, Т.Х. Кумыков указывал, что «религиозный фактор сыграл известную' роль в массовом выселении адыгов. Царская администрация умело использовала религию и ее служителей в 2 осуществлении геноцида»" . Об исламском факторе на одном из этапов переселения тюркоязычных народов, а именно, в 1890-е годы, пишет и М.Ч. Кучмезова: «Главной причиной переселения балкарцев и карачаевцев была модернизация традиционного уклада жизни горцев, в частности, их правовой и социальной систем, а также исламские ориентиры горцев»24. A.M. Магомеддадаев подчеркивает, что «и российские, и турецкие власти уделяли много внимания «обработке» шейхов и мулл, других авторитетных людей с целью склонения их (т.е. горцев — С.Х.) к эмиграции в Турцию»25. О роли ислама в общеимперской политики России, проводимой ею на национальных окраинах, стали писать в последние годы и зарубежные ученые, в частности, Франк Аллен26. По нашему мнению, внутрироссийские причины имперской политики на Северном Кавказе совпали с геополитическими интересами Османской империи, которая использовала переселенцев в качестве военных колонистов в регионах с нелояльным населением (с христианским) империи. Основным методом колонизации османами горцев Северного Кавказа и была их исламизация, начавшаяся задолго до активной деятельности Российской империи в этом регионе.

Несмотря на появившуюся в 1990-е годы возможность тщательного изучения основных этапов проникновения ислама на Северо-Западный и Центральный Кавказ на протяжении XV века - начала XX вв., и особенно в XIX веке процесс исламского развития и характер его влияние на миграционные процессы, происходящие в горском обществе на протяжении-всего XIX века, и особенно во второй половине XIX века — начале XX века, до сих пор плохо изучен. Можно упомянуть лишь работы Т.Х. Кумыкова и Л.Р. Полонской, которые пытались рассматривать вынужденное выселение горцев в пореформенный период в рамках «исламского пространства»27.

Активная антиисламская позиция Российской империи и исламские устремления горцев Северного Кавказа способствовали отъезду горцев, стремящихся сохранить свою веру." Наиболее сильное влияние ислам приобрел уже в первой половине XIX века и именно с этого времени он стал оказывать влияние на миграционные процессы в горских обществах Северо-Западного и Центрального Кавказа. В первой половине XIX века татарские и турецкие миссионеры начинают в большей степени реформировать многие традиции горцев, чем в XVII-XVIII века. Это движение иностранных миссионеров было поддержано местными общественными лидерами, ставшими наиболее ярыми сторонниками ислама, стремившимися к значительному реформированию и модернизации жизни горских мусульман Северо-Западного и Центрального Кавказа (шариатское движение в Кабарде, руководитель князь Адиль-Гирей Атажукин, 1798 г.; проводник идей на Северо-Западном Кавказ - Магомет-Амин; движение мюридизма, руководитель — Шамиль, создание Имамата на ■ Северо

Восточном Кавказе, 1834-1859 гг.). Хотя в основе деятельности Магомета-Амина было религиозное учение мюридизма, по нашему мнению, его реформы имели и политическое, и религиозное влияние. В своей исламскойлл пропаганде Магомет-Амин делал упор на идее священной войны . Как указывал С. Эсадзэ, «успехи проповеди Магомед-Амина были так быстры, что в феврале 1849 года он уже издает законы, организует управление в

30 народе, создает постоянное войско» . Активизация исламских движений на Северо-Западном Кавказе 1840-18601х годов, безусловно, сыграла серьезную роль в будущей судьбе горцев этого региона, приведя российскую администрацию к мысли о необходимости ослабления ислама путем выселения наиболее активных мусульман за пределы Кавказа. Об этом свидетельствуют многочисленные архивные материалы и научные исследования современных авторов.

В результате этого исламские движения первой половины XIX века, с одной стороны, стали одной из причин начала добровольно-вынужденного переселения части горцев на Ближний Восток в первой половине XIX века, а с другой, стали поводом для формирования новой более радикальной миграционной политики Российской империи на Северном Кавказе. Среди мусульман Северо-Восточного Кавказа более сильный эффект имела пропаганда переселения, которую вели в 60-70-е годы XIX в. агенты Османского правительства и влиятельные суфии, принимавшие участие в движении за джихад времен Кавказской войны. A.M. Магомеддадаев подчеркивал, что «идеология мюридизма стала идейным оружием антиколониальной борьбы кавказских мусульманских народов: не проповедь мюридизма породила движение горцев против царского самодержавия, а само движение, направленное против царских колонизаторов и служивших им феодалов, нашло в мюридизме свое идеологическое оформление».31

Одной из важных является проблема периодизации в изучении миграционных процессов на Северном Кавказе. В целом массовое переселение мусульман Северо-Западного и Центрального Кавказа в страны Ближнего Востока с конца 1850-х годов и продолжалось с некоторыми перерывами вплоть до 1916 года. Официально выселение горцев датируется 10 апреля 1862 года, когда было обнародовано Постановление Кавказского комитета «О переселении горцев» и была сформирована Специальная комиссия по переселению горцев. Как правило, историки выделяют несколько. этапов этих миграций. Первый этап — конец 1850-х - первая половина 1860-х годов — время окончательного завоевания Северного Кавказа Россией, установление российского господства и проведения радикальных реформ во всех сферах горской жизни. Отъезд горцев СевероЗападного и Центрального Кавказа происходил в 1861 году, 1864 году и в 1865 году. В начале 1870-х годов Российская империя взяла курс на подготовку и проведение массового выселения народов Северного Кавказа за пределы этого региона. Это была вторая волна внешних миграций пореформенного времени. Третья волна переселения северокавказских горцев проходила в 1880-1890-е годы, когда по Северному Кавказу, особенно на его востоке, прокатились антироссийские выступления. Горцы СевероЗападного и Центрального Кавказа были, в меньшей степени затронуты этим движением и поэтому в этот период их переселение было слабее, чем на Востоке Северного Кавказа. Тем не менее, и в этом регионе были факторы, способствовавшие его активизации - внутренняя миграция русского и казачьего населения вглубь горских аулов. Четвертая волна пришлась на начало XX века. В этот период на всех мусульманских окраинах Российской империи началось мощное антироссийское исламское движение (известное под разными терминами - джадидизм, панисламизм, пантюркизм), которое способствовало активизации исламских устремлений горцев и усилению движения по переселению горцев в Османскую империю.

Чаще всего историки, рассматривая внешние миграции горцев, обращаются к очень узкому историческому периоду — 1857-1865 года. Так, Т.Х. Кумыков рассматривает выселение адыгов в Турцию как акт окончания

Кавказской войны, закончившейся в 1864 году.32 З.Т. Кумыков так озаглавил свою работу: «Вопрос о выселении адыгов в Турцию в 50-60-х годах XIX века в историческом кавказоведении»33. А.В. Кушхабиев считает, что «массовая иммиграция черкесов и абхазцев в Османскую империю-явилась следствием экспансионистской политики царской России на Северном Кавказе. Во второй половине XIX века российское военное командование прибегло к изгнанию непокорного северокавказского населения как одному из средств в достижении военного успеха»34. Автор указывает, что «выселение народов Северного Кавказа российскими властями продолжалось и после массовой депортации черкесов. Изменены были лишь методы миграционной политики России: на смену изгнания' силовым путем, администрация перешла к политике постепенного вытеснения коренных народов, создавая^им невыносимые условия жизни»35. И, наконец, в своей другой работе автор упоминает о горских миграциях более раннего периода: в Ближневосточном и Североафриканском регионах на протяжении многих

36 веков, вплоть до середины XIX века была массовая миграция черкесов .

По мнению Г.А. Дзидзария, которое он отразил в своей монографии «Махаджирство и проблемы истории Абхазии XIX столетия», «начало рассматриваемого переселенческого движения восходит еще к периоду установления господства правителей Турции на Кавказском побережье. В ту пору (т.е. в конце XVII - XVIII веков - С.Х.) постоянная кавказская эмиграция была обусловлена, главным образом, религиозной политикой турецких захватчиков и носила насильственный характер или достигалась подкупом».37 Г.А. Дзидзария подчеркивал, что «махаджирство на Кавказе продолжалось периодически в течение почти всего XIX века и вплоть до начала первой мировой войны. Однако это движение имело несколько основных этапов, связанных, как правило, с крупными внутренними и внешними, международными событиями, когда оно становилось особенно массовым, причем на большом пространстве Кавказского края или в отдельных его частях». Для понимания характера горских миграции автор предлагал употреблять два понятия: большая и малая эмиграция, как это делали французские исследователи еще в 1950-х годах.

Подчеркнем, что помимо внешней миграции, т.е. переселения горцев главным образом в страны Ближнего Востока, в течение 1860-1910-х годов имели место и другие миграционные процессы - внутренние миграции. Проходившие в начале 1860-х годов процесс укрупнения- горских селений и процесс переселения горцев с гор на предравнинные территории, а также мощный этап крестьянской (русско-украинской) колонизации на СевероЗападном и Центральном Кавказе значительно изменили этническую карту расселения народов. Самые значительные изменения произошли с русскими, которые на протяжении всего исследуемого периода активно заселяли северокавказские территории, особенно Северо-Западный и Центральный Кавказ. Во второй половине XIX века — начале XX века российская администрация на Кавказе проводила политику поощрения крестьянского заселения захваченных в ходе русско-кавказской войны новых территорий. Для этого она, приняв ряд юридических документов, дававших переселенцам некоторые экономические и социальные льготы, стимулировала крестьян из внутренних губерний России к переселению на Северный Кавказ. Важно подчеркнуть, что эти внутренние миграции во многом обуславливались основными тенденциями в сфере внешних миграционных процессов, а первые, в свою очередь, стали оказывать влияние на характер и интенсивность внешней миграции.

Тем не менее, как нам представляется, горские миграции 1860 - 1910-х годов, как внешние, так и внутренние, невозможно изучать вне остальных миграционных процессов, имевших место на Северо-Западном и Центральном Кавказе. Этноконфессиональная карта этих регионов стала быстро и резко меняться уже в XVIII веке. Вынужденное выселение горцев с их земель не могло не вызвать в течение первой половины XIX века с их стороны ответное вооруженное сопротивление, которое, в свою очередь, служило для российского командования толчком к дальнейшим переселениям. Уже в этот период деятельность Российской империи на Северном Кавказе начала сопровождаться массовыми миграциями местного населения. Активизация миграционных процессов горцев Северного Кавказа происходила в течение всего XIX века, и особенно, как уже указывалось выше, в его второй половине — и начале XX века.

Как нам представляется; при изучении миграций народов Северного Кавказа следует значительно расширить исторические рамки и рассматривать этническую историю горцев региона с конца XVIII века по 1910-е годы в контексте общероссийской политики на Северном Кавказе в целом, и миграционной политики, в частности. В предлагаемой диссертации мы рассматриваем комплекс факторов, обуславливающих все миграционные процессы у народов Северного Кавказа.

Российское завоевание Северного Кавказа имело не только социально-политические и культурные, но и историко-географические последствия для жизни населяющих этот регион многочисленных коренных народов.

Прежде всего, для северокавказских мусульман в значительной степени это означало потерю их исконной территории. До сих пор в научных исследованиях по истории Кавказа не было уделено должного внимания вопросу о том, каковы были результаты российско-имперской миграционной политики и ее последствий для горцев, как тех, которые остались на Северном Кавказе, так и тех, которые были вынуждены обустраиваться в чужом обществе.

В 1990-е годы в силу снятия идеологических рамок и возможности введения в научных оборот архивных материалов и опубликованных литературных и научных работ, издаваемых на Ближнем Востоке, появились интересные исследования, рассматривающие историю обустройства и проживания северокавказских горцев на Ближнем Востоке.39 Так, в монографиях «Черкесы в Сирии» и «Черкесская диаспора в арабских странах (XIX века - XX века)» А.В. Кушхабиев сосредоточил свое внимание на роли черкесских иммигрантов в социально-политической жизни стран Ближнего

Востока. В монографии A.M. Магомеддадаева «Дагестанская диаспора в Турции и Сирии (генезис и проблемы ассимиляции)», рассматриваются проблемы сохранения этнической культуры дагестанской и отчасти черкесской диаспоры в странах Ближнего Востока. Автор, изучая исламское движение во главе с Магомет-Амином, пришел к выводу, что это движение могло бы сформировать черкесскую нацию, и лишь переселение горцев в Османскую империю ее разрушило. Далее автор подчеркивает, что «складывающаяся черкесская нация была почти растворена в общей массе населения Османской империи».40 Б.Н. Березгов рассматривал создание и деятельность, первых черкесских организаций, расселение черкесских эмигрантов и роль их в общественной жизни Османской империи. Новизна исследований Б.Н. Березгова связана с попыткой автора ввести в научный оборот труды кавказских эмигрантов 1908-1980-х годов, которые до 1990-х годов практически не были известны советскому читателю.41

В 2006 году вышла в свет книга З.Б. Кипкеевой «Народы СевероЗападного и Центрального Кавказа: миграции и расселение в 60-е годы XVIII в. - 60-е годы XIX в.». Автор предлагает рассматривать итоги Кавказской войны и сокращение численности адыгов на 95% не как насильственную эмиграцию, а как добровольный миграционный процесс. З.Б. Кипкеева солидаризируется с самыми одиозными взглядами, господствовавшими в официальной российской историографии XIX века. Кавказская война, по мысли автора, является следствием дурных наклонностей адыгского населения, привыкшего «промышлять грабительскими набегами». «Непрекращающиеся набеги закубанских народов и сопротивление мероприятиям новой власти вынудили войска продвигаться от Кубани до Черного моря постепенно, перенося укрепленные линии на новые рубежи».42 Работа З.Б. Кипкеевой насыщена множеством провокационных и оскорбительных выпадов и искажением истории адыгского народа.

Значительный интерес представляют современные исследования С. Г. Кудаевой и Г. В. Чочиева.43 С. Г. Кудаева в своей работе «Адыги (черкесы)

Северозападного Кавказа в XIX веке: процессы трансформации и дифференциации адыгского общества» предприняла попытку комплексного исследования переломного периода истории адыгов в XIX веке, когда в результате Кавказской войны адыгское общество принудительно подверглось дифференциации и трансформации. Автор рассматривает процессы трансформации адыгского общества при вхождении частей разорванного этноса в две разные среды - в Российскую и Османскую империи.

Проблемы истории черкесской диаспоры в Османской империи рассматривает осетинский автор Г. В. Чочиев. В частности его монография «Из истории деятельности черкесского общества единении и взаимопомощи в Османской империи в 1908 - 1914 годах» о деятельности ЧОЕВ. Северокавказская черкесская интеллигенция с целью расширения проблем культурного, социально-экономического и политического развития своих соотечественников создала данную организацию, которая просуществовала на протяжении шести лет. Автор раскрывает некоторые аспекты деятельности ЧОЕВ.

Таким образом, краткий анализ позволяет заключить, что проблемы миграций в динамике на протяжении значительного временного промежутка не нашли должного отражения в научных трудах.

Объектом исследования является Северный Кавказ в системе международных отношений.

Предметом исследования выступают проблемы миграций у народов Северо-Западного и Центрального Кавказа в конце XVIII века - начале XX века.

Цель диссертации - исследовать миграции народов Северо-Западного и Центрального Кавказа с конца XVIII века до начала XX века, их причины, характер и последствия.

Исходя из цели, были сформулированы следующие задачи диссертации:

• Выявить место миграционной политики в сети основных направлений российской политики на Северо-Западном и Центральном Кавказе с конца XVIII века до начала XX века.

• Проанализировать факторы, предопределившие миграцию народов Северо-Западного и Центрального Кавказа в конце XVIII века - начале XX века.

• Осуществить периодизацию миграционных процессов народов СевероЗападного и Центрального Кавказа в конце XVIII века - начале XX века.

• Охарактеризовать политические и демографические последствия миграционных процессов. 1 .

• Проанализировать комплекс политических, социально-культурных, и. экономических вопросов, связанных с адаптацией северокавказских мигрантов в Османской империи во второй половине XIX века - начале XX века.

• Рассмотреть специфику адаптации народов Северо-Западного и Центрального Кавказа к политической и социально-культурной системе Российской империи во второй половине XIX века - начале XX века.

Хронологические рамки работы охватывают период с конца XVIII века, когда Российская империя начала проводить активную колониальную миграционную политику на Северном Кавказе, путем образования населенных пунктов и казачьих поселений до первого десятилетия XX века. В ходе исследования внутри выделенного периода нами будет определен ряд промежуточных этапов, которые имели специфические черты, как по форме, так и по характеру реализации миграционной политики.

Методологической основой исследования выступает комплексный (междисциплинарный) подход. В качестве специальных методов исследования использованы исторический, проблемно-хронологический, сравнительно-исторический, ретроспективный и другие. В ходе исследования широкое применение получили принципы историзма, системности и объективности.

Для всестороннего анализа проблем миграций народов СевероЗападного и Центрального Кавказа в диссертации рассматриваются разные виды миграций (критерий - характер миграций) - вынужденно-добровольные и насильственные. Кроме того, на основе территориального признака мы выделяем две формы миграций - внешние (т.е. переселение за пределы Северного Кавказа) и внутренние (т.е. переселение горцев внутри территории Северного Кавказа). В диссертации будут рассмотрены все перечисленные виды миграционных процессов, происходившие с народами СевероЗападного и Центрального Кавказа с конца XVIII до начала XX вв.

Источниковедческую базу исследования составляют фонды центральных и местных архивов, опубликованные сборники документов, описания российских и иностранных авторов, произведения мемуарного характера и т.д. ,

К числу опубликованных источников следует отнести 12-томные «Акты, собранные Кавказской археографической комиссией», вышедшие в свет в 1886-1904 гг.В этих томах содержится значительный материал, отражающие основные этапы миграционной политики Российской империи с 1762 по 1862 гг.44

В данной диссертации использованы неопубликованные архивные источники, в частности, материалы по миграционным процессам горцев, относящимся к первой половине XIX и началу XX вв., извлеченные нами из фондов Российского Государственного Военно-Исторического архива, Государственного архива Краснодарского края и Центрального Государственного архива Кабардино-Балкарской республики. По исследуемой теме проработаны следующие фонды: РГВИА - ф. 38 («Департамент генерального штаба»); Ф. 13454 («Штаб войск Кавказской линии и Черномории»; Ф. 405 «Департамент военных поселений 1810-1864»; Ф. 14257 «Главный штаб Кавказской армии 1806-1877»; Ф. 14719 «Штаб командующего войск Кубанской области», Ф. ВУА («Военно-ученый архив»); ГАКК - (ф. 347, ф. 389); ЦГА КБР - ф. 2 («Управление Кабардинского округа»); Ф. 454 («Управление Кубанской области»).

В советские годы архивные документы и материалы* по миграционным процессам горцев Северного Кавказа во многом не были использованы* и введены в научный оборот, что, безусловно, было связано, как указывалось выше, с идеологическим гнетом и ограничениями в научных исследованиях. В основном историки, разрабатывали тему массовых переселений> горцев, организованных военными и гражданскими властями Российской империи в рамках последнего этапа Кавказской войны, в первой половине 1860-х.годов. Это обстоятельство повлияло на-то, что-в центральных и региональных архивах главным образом,исследователями собирались,архивные документы, и материалы, отражавшие не столько миграционные процессы горцев, сколько^ собственно военную историю. За годы советской власти был опубликован лишь один сборник документов, составленный Г.А. Дзагуровым, в котором автор-составитель представил архивные документы и материалы, свидетельствующие об этапах и характере переселения горцев в Османскую империю43 . Поэтому чрезвычайно важным и понятным стало то обстоятельство, что именно в 1990-е годы был опубликован целый ряд сборников архивных документов, извлеченных историками - кавказоведами из целого ряда центральных и республиканских архивов.

Выделим среди них следующие сборники документов: «Территория и расселение кабардинцев и балкарцев в XV11I - начале XX веков» и «Вдали от Родины», составленные Х.М. Думановым в 1992-1994 гг. главным образом по материалам Центрального Государственного архива Кабардино-Балкарской республики (далее - ЦГА КБР); «Выселение адыгов в Турцию -последствие Кавказской войны», подготовленный Т.Х. Кумыковым. В сборнике представлены, архивные материалы Центрального Государственного архива Грузии (далее - ЦГА Грузии), в частности, доклад Комиссии по делу о переселении горцев в Турцию (18.02.1865), отчет Евдокимова о положении дел на Северо-Западном Кавказе (1863-1864) и др.;

Трагические последствия Кавказской войны для адыгов (вторая половина XIX - начало XX вв.)», составленный Р.Х. Гуговым, Х.А. Касумовым, Д.В. Шабаевым на основе материалов целого ряда центральных и республиканских архивов Северного Кавказа: Российского Государственного военно-исторического архива (далее - РГВИА), Архива внешней политики РФ, отдела рукописей Российской Государственной библиотеки (личный фонд Д.А. Милютина), отдела рукописей Государственной библиотеки им. Н.Н. Салтыкова-Щедрина, ЦГА КБР, Государственного архива Краснодарского края (далее - ГАКК) и Центрального государственного архива Республики Северная Осетия-Алания; «Проблемы Кавказской войны и выселение черкесов в пределы Османской империи (20-70-е годы XIX в.)», подготовленный Т.Х. Кумыковым. В сборнике собраны материалы из: ЦГА Грузии, РГВИА, ГАКК, ЦГА КБР44.

В 1990 — е годы появились сборники архивных документов, в которых отражаются основные этапы распространения ислама и связанные с ними различные процессы, в том числе миграционные. В них прослеживается негативное отношение к этим процессам Российской империи. Среди подобных сборников можно выделить книгу A.M. Магомеддадаева «Мухаммад-Амин и народно-освободительное движение народов СевероЗападного Кавказа в 40-60-е годы XIX в.», Г-А.Д. Даниялова «Имам Шамиль» и Д.Ю. Арапова «Ислам в Российской империи. Законодательные

47 акты, описания, статистика» .

В диссертационной работе использован и ряд других архивных документов и материалов, опубликованные в последние годы усилиями историка МГУ Д.Ю. Арапова, в частности, архивные документы представителей русской власти на Кавказе: военного министра и впоследствии председателя Кавказского комитета князя Александра Ивановича Чернышева (1832 - 1852), генерал-лейтенанта, командующего войсками на Кавказской линии и начальника Кавказской области А.А. Вельяминова (1831 - 1837), военного министра Д.А. Милютина и министра финансов С.Ю. Витте (1900 г.), ранее не используемых в научной литературе

48 по теме данной диссертации .

В диссертации использованы литературные, научные, газетные и мемуарные материалы, описывающие отдельные аспекты миграционных движений на протяжении всего исследуемого исторического периода49. В 1990-е годы в России был опубликован ряд литературных материалов, переведенных с турецкого языка, в частности, современный турецкий исследователь Н. Берзедж представил в своей работе «Изгнание черкесов».50

Научная новизна исследования состоит в следующем:

• выявлено место миграционной политики в сети основных направлений российской политики на Северо-Западном и Центральном Кавказе с конца XVIII века до начала XX века,

• проанализирован механизм реализации данной политики в исследуемом регионе и влияние на него горских народов исследуемого региона,

• произведена четкая дифференциация основных этапов миграционных процессов народов Северного Кавказа,

• выявлены результаты миграционной политики Российской империи и ее последствия для народов Северо-Западного и Центрального Кавказа и северокавказских переселенцев в Османской империи.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что положения и выводы диссертации могут быть использованы при создании обобщающих трудов по истории народов Северного Кавказа, при изучении в высших учебных заведениях истории Кабардино-Балкарии, Адыгеи, Карачаево-Черкесии и Северной Осетии. Настоящее исследование также может быть использовано при чтении курсов лекций, спецкурсов, спецсеминаров и в учебно-методической работе региональных высших учебных заведений.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в публикациях автора, в его выступлениях на всероссийских и региональных научных конференциях. По теме диссертации опубликованы работы общим объемом 2,0 п.л.

Структура работы соответствует цели и задачам исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии.

Примечания

Лавров Л.И. Карачай и Балкария до 30-х годов XIX в. // Кавказский этнограф, сб. Т.4. М., 1969; его же. Происхождение кабардинцев и заселение ими нынешней территории // Сов. этнография (далее - СЭ). Вып.1. 1956; Гарданов В.К. О расселении и численности адыгских племен в первой половине XIX в. // СЭ. 1963. N 4; Волкова Н.Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII - начале XX в. Нальчик, 1974.

2Думанов Х.М. Да, была граница // Советская молодежь (далее - СМ). 20 марта 1992; его же. Правда о границах //КБП. 10 дек. 1991; Калмыков Ж. Правду найдет тот, кто этого хочет // СМ. 21 янв. 1992; его же. Дележ земли по-царски и по- болыневистки. // Там же. 20 марта 1992; Карданов Ч.Э. Из истории территориальных отношений Кабарды и Балкарии. Нальчик, 1993; Мизиев И.М. Народы Кабарды и Балкарии в XIII-XVIII вв. Нальчик, 1995; Сокуров В.Н. Из истории кабардино-балкарских отношений: факты опровергают концепции //Хасэ. 1992. N 3; Хутуев X. Была ли граница //СМ. 28 февр. 1992, а также материалы экспертной комиссии Национального совета балкарского народа //СМ. 28 февр. 1992; Тере. 1992. N 12; КБП. 1 июля 1992.

3Блиев М.М., Дегосв В.В. Кавказская война.М., 1994; Губжоков М.Н. Западные адыги в период Кавказской войны (этнокультурные аспекты). Дисс.канд. истор.н. Нальчик, 2001; Ибрагимбейли Х.М. Кавказ в Крымской войне 1853-1956 гг. М., 1971; Эльмесов A.M. Из истории Русско-Кавказской войны. Нальчик, 1991.

4Волкова Н.Г. Указ.раб.; ее же. Изменения этнического состава сельского населения Северного Кавказа за годы Советской власти // СЭ. 1966. N 1.

5Мамбетов Г.Х. Материальная культура кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 1971; его же. К вопросу о земельной плитике и возникновение кабардинских и балкарских населенных пунктов в 1920-х гг. //Вест. Кабардино-Балкарского научно - исследовательского института. Вып.1. Нальчик, 1968; Текеев К.М. Новые селения Кабарды и Балкарии во второй половине XIX - начале XX в.// Вопросы археологии и традиционной этнографии Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1987; Асанов Ю.Н. Поселения, жилище и хозяйственные постройки балкарцев. Нальчик, 1976.

6 Касумов А.Х., Касумов Х.А. Геноцид адыгов. Нальчик, 1992. С. 29.

7БурыкинаЛ.В. Переселенческое движение на Северо-Западный Кавказ в 90-е годы XVIII-90-е годы XIX в. Майкоп, 2002. С.4.

8Громов В.П. Население степного Предкавказья в последней четверти XVIII-первой половине XIX в. Дисс. канд. ист. наук. Ростов-на-Дону, 1983; Фадеев А.В. Очерки экономического развития степного Предкавказья в дореформенный период. М., 1957; Чекменев А.С. Переселенцы. Очерки заселения и освоения Предкавказья русским и украинским казачеством и крестьянском в конце XVIII-первой половине XIX в. Пятигорск, 1994; Чекменев А.С. Социально-экономическое развитие Ставрополья и Кубани в конце XVIII-первой половине XIX в. Пятигорск, 1967.

9БурыкинаЛ.В. Переселенческое движение на Северо-Западный Кавказ в 90-е годы XVIII-90-е годы XIX в. Майкоп, 2002.; Бижев А.Х. Адыги Северо-Западного Кавказа и кризис восточного вопроса в конце 20-х-начле 30-х гг. XIX в. Майкоп, 1994; Тхамокова И.Х. Русское и украинское население Кабардино- Балкарии. Нальчик,2001.

10БурыкинаЛ.В. Переселенческое .С.5. иБурыкинаЛ.В. Переселенческое .С.67. 12

Дзидзария Г.А. Махаджирство и проблемы исюрии Абхазии XIX столетия. Сухуми, 1975. Касумов А.Х. Разные судьбы. Нальчик, 1967; Тания А. Англия, Россия и мухаджирство // Россия и Черкессия (вторая половина XVIII - XIX вв.). Майкоп, 1995; Тотоев М.С. К вопросу о переселении кабардинцев в Турцию // Ученые записки Северо-Осетинского государственного педагогического Института. Т. 18. Дзауджикау, 1949; Тотоев М.С. К вопросу о переселении осетин в Турцию (1859-1865.) // Известия СО НИИ. T.XIII. Вып.1., Дзауджикау, 1948; Туганов Р.У. Мухаджиры (по страницам русской и зарубежной печати) // Мир культуры. Нальчик, 1990.

14 Кумыков Т. X. Выселение адыгов в Турцию - последствие Кавказской войны. Н., 1994; Кумыков 3. Вопрос о выселении адыгов в Турцию в 50-60-годах XIX в. в историческом кавказоведении. Нальчик, 1998; Дзамихов К.Ф. Вопросы политической истории народов Северного Кавказа. Нальчик, 2001; Касумов А.Х. Вопросы мухаджирства в трудах профессора Тотоева // Проблемы истории и культуры народов Северного Кавказа. Орджоникидзе, 1985.

15 Кушхабиев А.В.Черкесы в Сирии. Нальчик. 1993. С.ЗЗ.

16 Кидырниязов Д.С. Переселение ногайцев Северного Кавказа в Турцию в XIX в. // Эмиграция северокавказских народов в Османскую империю (вторая половина XIX -начало XX вв. Сб.ст. Составитель С.Ф.Алибеков. Махачкала, 2000; Алибеков С.Ф. Лезгинская диаспора в Турции // Там же.; Магомедханов М.М. Дагестанцы в социально-политической структуре Турции // Там же.; Магомедцадаев A.M. К истории эмиграции дагестанцев в османскую империю // Там же.

17 Кумыков Т.Х. Выселение адыгов в Турцию - последствия Кавказской войны. Нальчик, 1994.

1 о

Магомеддадаев A.M. К истории . С.62. 19 Касумов А., Касумов X. Дипломатическая борьба во время выселения и расселения адыгов в Османской империи// Россия и Черкесия (вторая половина XVIII - XIX вв. Майкоп, 1995. С.32.

20Касумов А.Х. Северно-Западный Кавказ в русско-турецких войнах и международные отношения в XIX в. Ростов - на - Дону, 1989. С. 189.

21Кучмезова М.Ч. Карачаево-балкарская диаспора в Турции и странах Ближнего Востока // Адыгская и карачаево-черкесская зарубежная диаспора: история и культура. Нальчик, 2000. С.70-75.

22Бижев А.Х. Адыги .С.4.

23 Проблемы Кавказской войны и выселение адыгов (черкесов) в Турцию // Проблемы Кавказской войны и выселение черкесов в пределы Османской империи (20-70-е годы XIX в.). Сборник архивных документов. Составитель Т.Х.Кумыков. Нальчик, 2001. С.17. 21 Кучмезова М.Ч. Карачаево-балкарская диаспора в Турции и странах Ближнего Востока // Адыгская и карачаево-черкесская зарубежная диаспора: история и культура. Нальчик, 2000. С.73-74.

25 Магомеддадаев A.M. Дагестанская диаспора в Турции и Сирии (генезис и проблемы ассимиляции). Махачкала, 1996. Дисс. на канд.ист.н., С.16.

26 Jersild A.L. Orientalism and Empire: North CaucasusMuslim Peoples and the Georgian Frontier, 1845-1917. Montreal, 2002; Frank Allen J. Muslim Religious Institutions in Imperial Russia. 1780-1910. Leiden, 2001.

27Полонская Л.Р. Восток. XX в. Взгляд из России // Ислам в СНГ. М., 1998. 28 Гаммер М. Шамиль. Мусульманское сопротивление царизму. Завоевание Чечни и Дагестана. М., 1998; Гаммер М. Государство Шамиля // Восток, 1993 № 2; Джимов В.М. Антимюридисткие выступления на Северо-западном Кавказе в первой половине XIX в. // Некоторые вопросы общественно-политических отношений на Северо-Западном Кавказе. Майкоп, 1995; Панеш А.Д. Магомет-Амин па Северо-Западном Кавказе (1848 -1859 гг.) //

Россия и Черкесия (вторая половина XVIII - XIX вв. Майкоп, 1995; Панеш А.Д. Из истории распространения мюридизма па Северо-Западном Кавказе в 40-50-е годы XIX // G6.ct. молодых ученых и аспирантов. Майкоп, 1993; Смирнов Н.А. Мюридизм на Кавказе. М., 1963; Смирнов Н.А. Политика России на Кавказе в XVI - XIX вв. М., 1958; Смирнов Н.А. Кабардинский вопрос в русско-турецких отношениях XVI-XVIII вв. Нальчик, 1948; Смирнов Н.А. Характерные черты идеологии мюридизма. М., 1956; Смирнов Н.А. Кабарда и религиозное восстание Шейх-Мансура накануне русско-турецкой войны 1878-1891 // Сборник статей по истории Кабарды. Вып.1. Нальчик, 1951; Арапов Д.Ю. Ислам в Российской империи // Ислам в Российской империи. Законодательные акты, описания, статистика. М.,2001; Арапов Д.Ю. Ислам в системе государственного законодательства Российской империи // Российская государственность: традиции, преемственность, перспективы. М., 1999; Арапов Д.Ю. Неправославные религии в системе управления Российской империи // Государственное управление и современность. М., 1997; Арапов Д.Ю. Мусульмане Ставропольской губернии в начале XX в.: структура духовной жизни // Северный Кавказ: геополитика, история, культура. Материалы всероссийской коЕгференции (Ставрополь, 11-14 сентября 2001 г.). Ставрополь, 2001, с.119-201; Арапов Д.Ю. Исмаил Гаспринский, его жизнь и деятельность (по материалам Департамента полиции МВД Российской империи) // Исмаил Гаспринский - просветитель народов Востока. М., 2001; Арапов Д.Ю. Неправославные религии в системе управления Российской империи // Государственное управление и современность. М., 1997; Арапов Д.Ю., Ларина Е.И. Мусульманское движение в оценках Министерства внутренних дел Российской империи // Исмаил Гаспринский - просветитель народов Востока. М., 2001; Аршаруни А., Габидуллин X. Очерки панисламизма и пантюркизма в России. М., 1931.

29Пансш А. Магомет-Амин на Северо-Западном Кавказе (1848-1859 гг.) // Россия и Черкесия (вторая половина XVIII - XIX в. Майкоп, 1995, С.118-130; Чирг А.Ю. Политические реформы на Западном Кавказе в 1847-1850 гг. // Кавказская война: уроки истории и современность. Краснодар, 1995. С. 173-175.

30 Эсадзе С. Покорение Западного Кавказа и окончание Кавказской войны. Майкоп, 1993. С.68.

31Магомеддадаев A.M. (состав.) Мухаммад-Амин и народно-освободительное движение народов Северо-Западного Кавказа в 40-60-е годы XIX в. Сб. документов и научных статей. Махачкала, 1998. С. 64.

32Кумыков Т.Х. Выселение адыгов в Турцию — последствие Кавказской войны. Нальчик, 1994. С.З

33Кумыков З.Т. Вопрос о выселении адыгов в Турцию в 50-60-х годах XIX в. в историческом кавказоведении. Нальчик, 1998. 34 Кушхабиев А.Черкесы в Сирии. Нальчик. 1993. С.20. 35Кушхабиев А.Черкесы в Сирии. Нальчик. 1993. С.31.

36 Кушхабиев А.В. Черкесская диаспора в арабских странах (XIX - XX вв.). Нальчик, 1997. С.41.

37 Дзидзария Г.А. Махаджирство и проблемы истории Абхазии XIX столетия. Сухуми, 1975. С.З.

38Дзидзария Г.А. Махаджирство и проблемы истории Абхазии XIX столетия. Сухуми, 1975. СЛ.

39 Авакян А.Г. Черкесы в системе государственной власти Османской империи и Турции. Ереван, 2001. ИССА МГУ. Дисс. док.ист.н.; Березгов Б.Н. Черкесская диаспора // Адыгская и карачаево-черкесская зарубежная диаспора: история и культура. Нальчик, 2000; Кушхабиев А.В. Роль черкесских иммигрантов в основании Трансиорданского эмирата // Адыгская и карачаево-черкесская зарубежная диаспора: история и культура. Нальчик, 2000; Кушхабиев А.В. Черкесская диаспора в арабских странах (XIX - XX вв.). Нальчик, 1997 Кушхабиев А.В.Черкесы в Сирии. Нальчик. 1993. // Полис, 1998. № 3.

40Магомеддадаев A.M. Магомед-Амин - наиб Шамиля в Черкесии / Муххамад-Амин и народно-освободительное движение народов Северо-Западного Кавказа в 40-60-гг. XIX века. Сборник документов и материалов. Махачкала, 1998. С.38.

Березгов Б.Н. Черкесская диаспора // Адыгская и карачаево-черкесская зарубежная диаспора: история и культура. Нальчик, 2000. С.11-20.

Кипкеева З.Б. Народы Северо-Западного и Центрального Кавказа: миграции и расселение (60-е годы XVIII века - 60-е годы XIX века) / М., 2006. С.356.

Кудаева С. Г. Адыги (черкесы) Северо-Западного Кавказа в XIX веке: процессы трансформации и дифференциации адыгского общества. Н., 2007; Чочиев Г. В. Из истории черкесского общества единения и взаимопомощи в османской империи в 1908-1914 гг.» // Вестник, 2007, №10.

44 Акты, собранные Кавказской археографической комиссией. Под ред. Ад.Берже. Тифлис, 1866-1904, T.I-XII.

45 Дзагуров Г.А. Переселение горцев в Турцию. Материалы по истории горских народов. Ростов - на - Дону, 1925.

46 Вдали от Родины. Сборник документов. Нальчик, 1994. Составитель Х.М. Думанов; Территория и расселение кабардинцев и балкарцев в XVIII - начале XX веков. Сборник документов. Предисловие и составитель Х.М. Думанов. Нальчик, 1992; Кумыков Т.Х. Выселение адыгов в Турцию - последствие кавказской войны. Нальчик, 1994; Трагические последствия Кавказской войны для адыгов (вторая половина XIX - начало XX вв.). Составители Р.Х. Гугов, Х.И. Касумов, Д.В. Шабаев. Нальчик, 2000; Проблемы Кавказской войны и выселение черкесов в пределы Османской империи (20-70-е - годы XIX в.).Составитель Т.Х. Кумыков. Нальчик, 2000.

47 Мухаммад-Амин и народно-освободительное движение народов Северо-Западного Кавказа в 40-60-е годы XIX в. Составитель A.M. Магомеддадаев Сборник документов и научных статей. Махачкала, 1998; Даниялов Г.Д. Имам Шамиль. Т.З. Махачкала, 1996; Ислам в Российской империи. Законодательные акты, описания, статистика. Составитель Д.Ю. Арапов. М., 2000. о

Милютин Д.А. О разноплеменности в населении государств // журнал "Источник", 2003, № 1; Чернышов А.И. Распоряжения императора Николая I по мусульманскому вопросу // журнал «Источник», 2002, № 5; Вельяминов А.А. Правила для управления покорными горцами северных покатостей Кавказа, составленные генерал-лейтенантом Вельяминовым // журнал «Источник». 2003, № 5; Витте С.Ю. Записка по мусульманскому вопросу // Сборник Русского исторического общества. М., 2003, № 7.

49 Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов. Составитель В.К. Гардапов. Нальчик, 1974; Берже А.П. Выселение горцев с Кавказа // Русская старина, 1882; Фонвиль А. Последний год войны Черкесии за независимость (18613-1864 гг.). Краснодар, 1927; Публикация источников в книге Берзедэю Н. Изгнание черкесов (Причины и Последствия). Майкоп, 1996; Латшский Т. Горцы Кавказа и их освободительная борьба против русских. Нальчик, 1995; Хавжоко Шаукат Муфти. Герои и императоры в черкесской истории. Нальчик, 1994; Грабовский Н. Присоединение к России Кабарды и борьба ее за независимость // Сборник сведений о кавказских горцев, Вып.9, Тифлис, 1876; Абрамов Я.В. Кавказские горцы // Эмиграция северокавказских народов в Османскую империю (вторая половина XIX - начало XX вв. Сб.ст. Составитель С.Ф. Алибеков. Махачкала, 2000; Фонвгшл А. Последний год войны Черкесии за независимость, 1863-1864 гг. // Черкесы. Нальчик, 1991; Эсадзе С. Историческая записка об управлении Кавказом. Т.Н. Тифлис, 1907; Эсадзе С. Покорение Западного Кавказа и окончание Кавказкой войны. Тифлис, 1914; Эсадзэ С. Исторический очерк распространения русской власти на Кавказе. СПб., 1913; Дубровин Н. Черкесы (адыгэ). Нальчик, 1991; Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах. Составитель Л. А. Чибиров, 1989, кн.4 50Берзедж Н. Изгнание черкссов (Причины и Последствия). Майкоп, 1996.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Хачетлова, Сусанна Мухамедовна

Заключение

В диссертации охарактеризованы миграционные процессы, вызванные объективными и субъективными причинами на Северо-Западном и Центральном Кавказе в конце XVIII века - в начале XX века.

Прежде всего выявлены основные тенденции, сформировавшиеся в ходе истории при активизации своей деятельности на Северном Кавказе в начале Османской, а затем и Российской империй. В работе было отмечено, что в начале исследуемого периода народы Северного Кавказа стали одним из объектов политики Османской империи, которая применяла «метод миграций». Одним из основных последствий этого процесса является увеличение численности адыгского населения - переселенцев в Османской империи еще до начала XIX века. Миграционная политика Российской империи стала формироваться еще в XVII-XVIII веках. В конце XVIII - первой половине XIX веков Россия стала рассматривать, наряду с военными действиями, миграционные процессы в качестве дополнительного инструмента борьбы за покорение Северного Кавказа, а во второй половине XIX века миграции стали одним из ключевых механизмов колониальной политики России в этом регионе. Этот вывод был сделан нами при выявлении места миграционной политики в сети основных направлений российской политики на Северо-Западном и Центральном Кавказе с конца XVIII века до начала XX века.

Для того, чтобы проанализировать место и роль народов в миграциях, сформированных Россией на Северном Кавказе, в диссертации выделены основные этапы миграций, как в первой, так и во второй половине XIX века - начале XX века. Все миграционные процессы были разделены на вынужденно-добровольные и насильственные, на основе территориального признака - внешние и внутренние миграции. Исследование показало, что миграции народов Северо-Западного и Центрального Кавказа были различными как по степени участия, так и по последствиям, которые ощутили на себе в период различных типов миграционных процессов.

Характеризуя этапы, показано, что в их основе лежали различные ключевые идеи миграционной политики на данный период истории, и различные механизмы реализации данной политики, которые на протяжении с конца XVIII до начала XX века в значительной степени менялись: от использования дипломатических и косвенных методов воздействия на сознание северокавказцев, подталкивая их к миграциям, до открытого насилия, в результате которых вынужденные переселения являлись единственным выходом для сохранения жизни народов.

В диссертации подчеркнуто, что не только внешние миграции горцев, т.е. миграции в Османскую империю, которые применительно ко второй половине XIX - начале XX веков, уже давно стали объектом изучения кавказоведов, но и внутренние миграции, т. е. переселение горцев с одних мест на другие, часто с гор на равнины, рассматриваемое советскими историками как позитивный шаг наделения землей малоземельных горцев, в настоящее время мало изученное, следует воспринимать как акт насилия, принесший немало бедствий одним народам (особенно адыгским) Северного Кавказа, и выделяются нами как насильственные внутренние миграции.

При анализе основных факторов, которые оказывали влияние на активизацию горских миграций на разных этапах истории Северного Кавказа, мы отдельно остановились на анализе роли исламского фактора во второй половине XIX века и, особенно, в начале XX века. Это дало возможность подчеркнуть, что в период наиболее массовой миграции первой половины 1860-х годов ислам не мог играть главной роли при определении российским руководством и военачальниками своей миграционной политики в этом регионе. Тем не менее, на более поздних этапах развития этой политики исламский фактор был значимым и оказывал существенное влияние на добровольное или насильственное переселение горцев в Османскую империю.

Особое внимание было уделено рассмотрению результатов миграционной политики Российской империи с точки зрения тех последствий, которые они принесли как горским обществам Северо-Западного Кавказа и Центрального Кавказа, так и переселенцам Османской империи.

Сравнительный анализ положения горцев в Российской и Османской империй показал, что положение народов Северного Кавказа в Османской империи оказалось более удачным и успешным, чем в Российской империи. Народы, которые остались жить на Родине, в течение второй половины XIX — начале XX веков, в период проведения Россией целого ряда реформ, подверглись радикальным переменам всего традиционного горского уклада — процессу аккультурации, тогда как после длительного периода адаптации в Османской империи иммигранты получили возможность в полном объеме исповедовать ислам, получать исламское образование, сохранять свою этническую культуру и включаться в государственную, военную и правовую структуры исламского государства. В пореформенный период народы Северного Кавказа в значительной мере потеряли тот фундамент, на котором строилась их традиционная жизнь.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Хачетлова, Сусанна Мухамедовна, 2008 год

1. ЦГА КБР(ф. 2,оп. I, д. 743, д. 1007; ф. 454, оп. 2, д. 341)

2. ГАКК (ф. 347, on. 1, д. 31; ф. 389, on. 1, д. 39).1. Опубликованные документы

3. Абрамов Я. Кавказские горцы // Дубровин Н. Черкесы. Нальчик, 1991. 415 С.

4. Абрамов Я.В. Кавказские горцы // Эмиграция северокавказских народов в Османскую империю (вторая половина XIX начало XX вв. Сб.ст. Составитель С.Ф.Алибеков. Махачкала, 2000.

5. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов. Составитель В.КТарданов. Нальчик, 1974. 635 С.

6. Акты, собранные Кавказской археографической комиссией. Под ред. Ад.Берже. Тифлис, 1866-1904, T.I-XII.

7. Бентковский И. В. Заселение западных предгорий Главного Кавказского хребта // Кубанский сборник. Екатеринодар, 1883. № 6.

8. Бентковский И.В. Заселение Черномории с 1792 по 1825 г. Материалы по истории колонизации Северного Кавказа // Памятная книжка Кубанской области на 1881 г. Екатеринодар, 1881.

9. Бентковский И.В. Материалы для истории колонизации Северного Кавказа. Заселение западных предгорий главного Кавказского хребта // Кубанский сборник. Екатеринодар, 1883. Т.1.

10. Берже А.П. Выселение горцев с Кавказа // Русская старина, 1882. XXXIII. январь.

11. Вагнер М. Кавказ и земля казаков в 1843-1846 гг. // Осетины глазами русских и иностранных путешественников (XIII- XIX вв.). Орджоникидзе, 1967.

12. Вдали от Родины. Сборник документов. Составитель Х.М.Думанов. Нальчик, 1994.11 .Вельяминов А.А. Правила для управления покорными горцами северных покатостей Кавказа, составленные генерал-лейтенантом Вельяминовым // журнал "Источник ". 2003, № 5.

13. И.Венюков М.И. Кавказские воспоминания (1861-1863 гг.) // Русский архив, 1880,кн.1, вып. 1-2.13 . Витте С.Ю. Записка по мусульманскому вопросу // Сборник Русского исторического общества. М., 2003, № 7.

14. Выселение адыгов в Турцию последствие кавказской войны. Составитель Т. X. Кумыков. Нальчик, 1994.15 .Грабовский Н. Присоединение к России Кабарды и борьба ее за независимость // Сборник сведений о кавказских горцев, Вып.9, Тифлис, 1876.

15. Даниилов Г-А.Д. Имам Шамиль. Т.З. Махачкала, 1996. 223С.

16. Деятели адыгской культуры дооктябрьского периода. Составитель Р.Х.Хашхожева. Нальчик, 1991. 286 С.

17. Дроздов И. Последняя борьба с горцами западного Кавказа // Кавказский сборник. Т.2., Тифлис, 1877.

18. Дубровин Н. Черкесы (адыгэ). Нальчик, 1991. 415 С.

19. Дубровин Н. История войны и владычества русских на Кавказе. СПб, 1871, Т. 1. Кн.1. 640 С.

20. Ислам в Законодательстве России. 1554-1929 гг. Сборник законодательных актов. Составители: Юнусова А.Б., Сергеев Ю.Н., Латыпова В.В. Уфа, 1998. 119 С.

21. Ислам в Российской империи. Законодательные акты, описания, статистика. Составитель Д. Ю. Арапов. М., 2001.

22. Клапрот Г. Ю. Путешествие по Кавказу и Грузии, предпринятое в 1807-1808 г. // Осетины глазами русских и иностранных путешественников (XIII- XIX вв.). Орджоникидзе, 1967.

23. Люлье Л.Я. Черкесия. Историко-эгнографические статьи // Дубровин Н. Черкесы. Нальчик, 1991.415 С.

24. Люлье Л.Я. Черкесия. Исгорико-этпографические статьи. Краснодар, 1927. 48 С.

25. Магомеддадаев A.M. (соств.) Мухаммад-Амин и народно-освободительное движение народов Северо-Западного Кавказа в 40-60-е годы XIX в. Сб. документов и научных статей. Махачкала, 1998.

26. Милютин Д.А. О разноплеменности в населении государств // журнал "Источник", 2003, № 1.

27. Нух фл-Мартуки. Блестящие страницы в истории черкесов (на арабе, языке) // рукопись библиотеки Дагестанского научного центра.310 веротерпимости. Закон 17 апреля 1905. М., 1905.

28. Осетины глазами русских и иностранных путешественников (XIII- XIX вв.). Орджоникидзе, 1967.

29. Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах. Кн. 1-5, Цхинвал, 19871991. Составитель Л.А. Чибнров, кн.1., 1981, кн.4, 1989, кн.З., 1987; кн.5, 1991,

30. ЪА.Петин С. Собственный Е.И.В. конвой. СПб., 1911.

31. Потто В.А. Кавказская война. Ставрополь, 1994, Т. 1-5.

32. Проблемы Кавказской войны и выселение черкесов в пределы Османской империи (20-70-е годы XIX в.). Сборник архивных документов. Составитель Т.Х.Кумыков. Нальчик, 2001. 488 С.

33. Пфаф В. Путешествие по ущельям Северной Осетии // Сборник сведений о Кавказе. Тифлис, 1871-1872, Т. 1-2.

34. Российское законодательство Х-ХХ веков. Тексты и комментарии. Т.1-9. Ред.О.И.Чистяков. М., 1987.

35. Русско-осетинские отношения в XVIII в. 1742-1762. Орджоникидзе, 1976, Т.1. Русско-осетинские отношения в XVIII в. 1764-1784. Составитель М.М.Блиев. Орджоникидзе, 1984, Т.2.

36. АО. Смирнов Н.А. Документы и материалы по истории Турции XVIII XX в.-2., М., 1937, Т.1

37. Территория и расселение кабардинцев и балкарцев в XVIII начале XX веков. Сб. документов. Предисловие и составительХ.М.Думанов. Нальчик, 1992.

38. АЪ.Торнау Ф.Ф. Воспоминания кавказского офицера//Адыги. Нальчик, 1991, №14.

39. Трагические последствия Кавказской войны для адыгов (вторая половина XIX начало XX вв.). Сб. документов и материалов. / Составитель Р.Х.Гугов, Х.И.Касумов, Д.В.Шабаев. Нальчик, 2000.

40. Устав Черкесского общества единения и взаимопомощи // Адыгская и карачаево-черкесская зарубежная диаспора: история и культура. Нальчик, 2000.

41. Фонвилль А. Последний год войны Черкесии за независимость, 1863-1864 гг. // Дубровин Н. Черкесы (адыге). Нальчик, 1991.

42. Черкесы и другие народы Северо-Западного Кавказа в период правления императрицы Екатерины II 1775-1780 гг. Нальчик, 1998. Сб. архивных документов. Т.2. / Составитель Р. У.Туганов.

43. Мальбахов Б. К. Кабарда в период от Петра I до Ермолова. Нальчик, 1998.

44. Матвеев В. А. К вопросу о последствиях кавказской войны и вхождении северокавказских народов в состав России // Кавказская война: уроки истории и современность. Краснодар, 1995

45. Матвеев О.В. Кавказская война на Северо-Западном Кавказе и ее политические и социокультурные последствия. Дисс. канд.ист.наук. Краснодар, 1996. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII начало XX в.). СПб, 2000, Т.2.

46. Михнева Р.А. Россия и Османская империя в международных отношениях в середине XVIII в. М„ 1985.

47. Муххамад-Амин и народно-освободительное движение народов СевероЗападного Кавказа в 40-60-гг. XIX века. Сборник документов и материалов. Махачкала, 1998.

48. Налоев З.М. Баксанское культурное движение и его адаб // Адаб Баксанского культурного движения. Нальчик, 1991.

49. Османская империя и страны Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы в XVII в. М., 1988,4.1.

50. Османская империя. Проблемы внешней политики и отношений с Россией. Сбор.ст. М., 1996.

51. Османская империя. Система государственного управления, социальные и этнорелигиозные проблемы. Сбр.ст. М., 1986.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.