Развитие композиционного мышления студентов в процессе обучения орнаментальному искусству тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Зубрилин, Константин Михайлович

  • Зубрилин, Константин Михайлович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2009, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 148
Зубрилин, Константин Михайлович. Развитие композиционного мышления студентов в процессе обучения орнаментальному искусству: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2009. 148 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Зубрилин, Константин Михайлович

Введение.

Глава 1. Специфика композиционного мышления студентов в процессе обучения орнаментальному искусству.

1.1 Из истории развития орнаментального искусства.

1.2 Особенности построения орнаментальной композиции.

1.3 Композиционное мышление и орнаментальные образы

1.4 Дидактика орнаментальной композиции.

Глава 2. Динамика формирования композиционного мышления студентов в процессе обучения орнаментальному искусству.

2.1 Критерии оценки уровня композиционного мышления студентов начальных курсов.

2.2 Диагностика исходного уровня развития композиционного мышления студентов начальных курсов (констатирующий эксперимент).

2.3 Теоретические аспекты развития композиционного мышления студентов начальных курсов.

2.4 Развитие композиционного мышления студентов на занятиях по орнаментальному искусству формирующий эксперимент).

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие композиционного мышления студентов в процессе обучения орнаментальному искусству»

Проблема исследования и ее актуальность

В условиях совершенствования системы Российского образования существует необходимость качественного повышения уровня профессиональной подготовки художника-педагога, в которой значительное место занимает обучение композиции. Формирование опыта творческой деятельности студентов рассматривается в общедидактических концепциях как основополагающее условие готовности к творческой работе в школьном и вузовском образовании. В этой связи практические и теоретические занятия в области орнаментальной композиции являются действенным и, по нашему мнению, очень важным средством развития и обогащения художественного потенциала педагога изобразительного искусства, призванного развивать композиционное мышление в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Несомненно, знакомство и усвоение орнаментальных композиционных структур способствует развитию художественного мышления и неразрывно связанно с творческим процессом учащихся.

Актуальность данного исследования обусловливается значимостью проблемы развития композиционного мышления студентов художественных факультетов в процессе обучения орнаментальному искусству.

Развитие данного типа мышления рассматривается нами как основополагающее умение для профессионального роста личности художника-педагога в процессе его дальнейшего творческого пути. Спецкурс по орнаментальной композиции дает импульс будущему специалисту в художественном подходе теме работы, в понимании специфики изобразительного искусства.

Методологической основой нашего исследования явилось философские труды известных в данной области: специалистов Д.Н.

Лихачева, Н.С. Гумилева, А.И. Дырина, В.И. Вернадского и др. з

Основы теории развития творческих способностей личности рассматривались в трудах ведущих исследователей в области психологии: Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, JI.C. Выготского, П.Я. Гальперина, Е.И. Игнатьева, И.С. Кона, B.C. Кузина, А.Н. Леонтьева, А.Н. Лука, A.M. Матюшкина, Я.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, Д.И. Фельдштейна, Д.Н. Узнадзе и др. Труды Ю.К. Бабанского, В.И. Загвязинского, И.Я. Лернера, Н.Д. Никандрова, М.Н. Скаткина и многих других. Данные исследования посвящены разработке дидактических основ обучения и педагогическому творчеству студентов, в них раскрываются возможности активизации учебного процесса, выявляются наиболее эффективные средства управления мыслительной деятельностью обучаемых.

В разработке вопросов методики преподавания орнаментального искусства мы опирались на исследования Т.С. Комаровой, B.C. Кузина, С.П. Ломова, Н.Н. Ростовцева, А.С. Хворостова, Е.В. Шорохова, Т.Я. Шпикаловой, в которых народное творчество рассматривается как часть культуры и системообразующий компонент содержания в системе подготовки педагога-художника.

Вопросами теории, методики и практики преподавания различных видов искусства, эстетического воспитания и творческого развития школьников, студентов занимались известные ученые: Е.И. Игнатьев, С.Е. Игнатьев, С.П. Ломов, Г.В. Беда, Н.Н. Ростовцев, B.C. Кузин, Е.В. Шорохов, Т.Я. Шпикалова, Э.И. Кубышкина, Б.Т. Лихачев, А.А. Унковский, Л.М. Сокольникова и другие известные ученые.

В существующих разработках методических основ преподавания орнаментального искусства в системе подготовки художника-педагога указывается, что возможности занятий орнаментальной композиции можно успешно использовать как эффективное средство развития композиционного мышления, которое, в свою очередь, позволит обеспечить высокий уровень художественно-образной выразительности учебных работ студентов, повысить профессиональную компетенцию, 4 готовность будущих учителей к творческой художественно-педагогической деятельности.

Настоящее исследование нацелено на разработку и внедрение в учебный процесс спецкурса «Орнаментальная композиция» при подготовке художника-педагога. Оптимальное развитие композиционного мышления выступает как центральная проблема обучения будущего художника-педагога. Оно тесно связано с другими компонентами художественных способностей личности: творческим восприятием, воображением, оригинальным мышлением и др., что позволяет ставить задачи развития оригинальной личности будущего художника-педагога на основе активизации интеллектуальной деятельности обучаемого в процессе индивидуального творчества.

Специфичность композиционного мышления, присущая художнику-педагогу, видится нам в большей доле рефлексивности по отношению к своему творчеству, чем у обычного художника-практика. Рефлексия композиционного мышления свидетельствует о высоком уровне осознанности особенностей своей профессии. В мышлении педагога рефлексивные моменты проявляются по отношению к восприятию создаваемого объекта. Более глубокое понимание процесса своего художественного развития позволяют будущему художнику-педагогу адекватно видеть и оценивать уровни развития ученика.

Недостаточная изученность теоретических и практических вопросов развития композиционного мышления, потребность практики обучения в формировании творческой личности художника-педагога и зависимость творческого развития студентов от сформированности композиционного мышления является актуальной проблемой, определяющей выбор темы нашего исследования.

Цель исследования: - разработка и апробация универсального курса «орнаментальной композиции» для развития композиционного мышления и повышения эффективности профессиональной художественной подготовки художника-педагога;

- совершенствование учебно-методического блока в изобразительной деятельности;

- качественное повышение специальных знаний студентов в процессе изобразительного творчества.

Объект исследования: процесс обучения орнаментальной композиции студентов в системе подготовки художников-педагогов.

Предмет исследования является методика обучения (теоретические основы, предлагаемые пути, методы и средства обучения) орнаментальной композиции студентов в системе подготовки художника-педагога.

Гипотезой исследования явилось предположение о том, что эффективность развития композиционного мышления студентов значительно повысится, если:

- на первоначальных этапах обучения декоративно-прикладному искусству активизировать изучение стилистики орнаментального искусства;

- разработать научно обоснованную методику этого обучения на занятиях по спецкурсу «Орнаментальная композиция».

Задачи исследования:

1. Проанализировать историческую, психолого-педагогическую, филосовскую и методическую литературу по проблеме развития композиционного мышления средствами орнаментальной композиции.

2. Теоретически обосновать и экспериментально подтвердить психолого-педагогические условия развития композиционного мышления студентов в системе подготовки художника-педагога, а также эффективность использования для реализации этой цели занятий 6 орнаментальной композицией.

3. Изучить особенности развития композиционного мышления в декоративно-творческих работах студентов по орнаментальной композиции.

4. Определить роль выразительных средств орнаментальной композиции в создании декоративных работ и закономерности их влияния на формирование композиционного мышления студентов.

5. Рассмотреть с точки зрения учебного процесса специфические особенности различных орнаментально-композиционных работ с целью стимулировать интеллектуальную деятельность и творческий поиск студентов.

6. Разработать и экспериментально проверить научно обоснованную методику преподавания спецкурса «Орнаментальная композиция», направленную на развитие композиционного мышления студентов в процессе индивидуальной декоративно-творческой деятельности.

7. Внедрить в практику обучения методические основы преподавания спецкурса «Орнаментальная композиция», оптимизированные в условиях современного учебного процесса.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили фундаментальные положения философской науки, психологии, методики преподавания изобразительного искусства и педагогики по проблеме развития мышления, а также современные труды зарубежных и отечественных ученных по проблеме развития личности в системе художественного образования и эстетического воспитания, теоретические искусствоведческие исследования, раскрывающие значительные возможности орнаментального искусства в формировании творческой личности, наследие традиционного декоративного искусства и современная художественная практика преподавания композиции.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

- теоретический анализ и обобщение данных психолого-педагогической литературы по проблеме развития композиционного мышления, научных и методических исследований, диссертационных работ, периодических изданий;

- изучение существующих методик обучения орнаментальной композиции, анализ современного состояния проблемы преподавания орнаментальной композиции на факультетах изобразительного искусства в педвузах и системе средне-специального образования;

- изучение и обобщение опыта педагогов, художников-профессионалов, ведущих подготовку студентов художественно-графических факультетов и факультетов изобразительного искусства;

- изучение процесса создания индивидуальных декоративно-творческих работ студентами и определение роли орнаментальной композиции в развитии творческих способностей в учебно-художественных работах посредством их анализа;

- изучение материалов экспозиционно-выставочной практики современной орнаментальной композиции на выставках различного уровня (местных, областных, зональных, региональных, всероссийских), на конкурсах и фестивалях;

- экспериментальная художественно-педагогическая работа со студентами и учащимися и обобщение ее результатов (психолого-педагогический эксперимент).

Организация и этапы исследования. Экспериментальная работа проводилась:

- на 1-х курсах факультетов изобразительного искусства и народных ремесел Московского Государственного областного Университета и Московского гуманитарного института,

- в областном центре эстетического воспитания детей «Гармония» при Московском государственном областном университете - в старших группах,

- в Детских школах искусств в городах Московской области Королеве и Красноармейске Московской области - в старших группах,

- а также на художественных факультетах Нижневартовского и Омского государственного педагогического университетов.

Сущность методического эксперимента заключалась в том, что групповые занятия велись по предложенным диссертантом методическим рекомендациям, разработанным поурочным планам и специальной системе оригинальных учебно-методических пособий с применением проблемных заданий, ситуаций. По результатам системного проведения контрольных работ сравнивались результаты экспериментальной и традиционной методик обучения орнаментальной композиции.

Методы исследования. В процессе решения задач исследования и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы:

- теоретические - изучение и обобщение творческого наследия народных мастеров и художников в области декоративно-прикладного искусства, в частности, орнаментального искусства;

- эмпирические - организация и проведение психолого-педагогического эксперимента; анализ и наблюдение за учебным процессом, творческой деятельностью учащихся и педагогов;

- диагностические - изучение продуктов художественной деятельности студентов до и после введения экспериментальной программы, статистический анализ полученных результатов.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- разработана, научно обоснована и экспериментально проверена методическая система эффективного развития композиционного мышления студентов в системе подготовки художников-педагогов;

- разработана система композиционно-орнаментальных заданий, предполагающая повышение уровня теоретических и практических знаний, умений и навыков использования широкого спектра у возможностей орнаментальной композиции, и направленная на качественное развитие композиционного мышления студентов; отобрана база практических упражнений, способствующих эффективному развитию композиционного мышления;

- предложены и обоснованы критерии диагностики уровня развития композиционного мышления студентов, проведен анализ эффективных методов преподавания орнаментальной композиции, направленных на эффективное развитие композиционного мышления студентов в системе подготовки художника-педагога.

Теоретическая значимость исследования: теоретически обоснованы психолого-педагогические условия, при которых использование орнаментального искусства является важным фактором развития композиционного мышления студентов;

- разработана специальная диагностирующая методика, направленная на выявление и оценку уровня развития композиционного мышления студентов в процессе изучения орнаментального искусства; теоретически обоснованы критерии оценки развития композиционного мышления студентов установлено, что в процессе занятий орнаментальной композицией эффективно формируется и развивается композиционное мышление студентов; установлена взаимосвязь между формированием знаний о структуре выразительных средств орнаментальной композиции и характером творческого процесса создания композиционного решения в учебно-творческих работах студентов, а также выявлено методическое значение этой связи как эффективного средства развития композиционного мышления будущих художников-педагогов; установлено, что использование в процессе занятий орнаментальной композиции активизирует интеллектуальную деятельность обучаемых и стимулирует процесс развития композиционного мышления.

Практическая значимость заключается в разработке и апробации в ходе исследования системы орнаментально-композиционных заданий и упражнений, направленных на эффективное и оптимальное развитие композиционного мышления студентов на занятиях орнаментальной композицией в системе подготовки художника—педагога. Полученные результаты могут быть использованы как в системе высшего и среднего художественно-педагогического образования, так и в системе дополнительного профессионального художественного образования.

Достоверность результатов исследования обеспечивается:

- опорой на исследования в области философии, психологии, педагогики и методики преподавания изобразительного искусства;

- избранной методологией и широтой констатирующих исследований;

- экспериментальной проверкой основных положений исследования на практике в работе со студентами в ходе поисково-формирующего этапа эксперимента.

Апробация результатов исследования.

Практическая работа в области преподавания спецкурса орнаментальной композиции на факультете изобразительного искусства и народных художественных ремесел Московского государственного областного университета опиралась на разработанную в исследовании концепцию оптимизации процесса развития композиционного мышления студентов в ходе обучения, что нашло отражение в результатах контрольных работ, которые получили высокие оценки и отличались повышенным разнообразием, оригинальностью, нестандартностью решений, большой творческой насыщенностью.

Материалы и результаты исследования стали основой выступлений и докладов на заседаниях кафедры народных художественных ремесел Московского государственного областного университета, на научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава факультета изобразительного искусства и народных ремесел (ежегодно с 2005 по 2009 год).

Экспериментальная работа со студентами факультете изобразительного искусства и народных ремесел Московского государственного областного университета и Московского гуманитарного института на 1-х курсах, в областном центре эстетического воспитания детей «Гармония» при Московского государственного областного университета в старших группах, в Детских школах искусств в городах Королеве и Красноармейске Московской области в старших группах, а также на художественных факультетах Нижневартовского и Омского государственных педагогических университетов, проводилась в период с 2005 по 2009 г., в работе приняли участие более 200 человек.

Первый этап (2005-2006 гг.) — поисковый, заключающийся в теоретическом осмыслении проблемы орнаментальной композиции в контексте современной образовательной системы. На этом этапе проводился анализ искусствоведческих, философских, психолого-педагогических и методических литературных источников, определялась методология исследования, выдвигалась гипотеза, намечались цели, задачи и методы исследования.

Второй этап (2005-2008 гг.) — опытно-экспериментальный, на котором проводился констатирующий эксперимент, определялась база поисково-формирующего эксперимента, подвергались первичной проверке и уточнению положения гипотезы исследования.

Третий этап (2007-2009 гг.) - теоретически-обобщающий; был посвящен проверке эффективности предлагаемой методической системы развития композиционного мышления студентов на занятиях орнаментальной композицией в ходе педагогического поисково

12 формирующего эксперимента. Проводились анализ и обобщение результатов теоретического и экспериментального исследования, оформление материалов диссертации.

На защиту выносятся:

- разработанная, научно обоснованная, экспериментально проверенная и апробированная система эффективного развития композиционного мышления студентов в системе подготовки художников-педагогов на занятиях орнаментальной композицией;

- критерии диагностики уровня развития композиционного мышления студентов в системе подготовки художников-педагогов на занятиях орнаментальной композицией;

- система заданий по орнаментальной композиции, базу которых составляет единство художественных и композиционных задач с постепенным техническим и художественным усложнением этого обучения.

Структура диссертации определяется логической последовательностью поставленных задач. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих в себя по 4 параграфа, заключения, библиографии и приложения. В приложении приводятся методические таблицы, репродукции творческих работ студентов.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Зубрилин, Константин Михайлович

Эти выводы позволяют утверждать, что организация обучения орнаментальной композиции, активно использующая педагогическую технологию опоры на мыслительную деятельность и стимуляцию интеллектуальной активности в процессе изучения широкого спектра возможности орнаментальной композиции, дает оптимальный эффект в процессе развития композиционного мышления студентов, что, в свою очередь, способствует повышению качества профессиональной подготовки будущих художников-педагогов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты, полученные в ходе обобщения данных анализа психолого-педагогической, философской и искусствоведческой литературы по проблеме развития композиционного мышления, а также итоги опытно-экспериментальной работы, направленной на подтверждение гипотезы исследования и обусловленных ею научно-педагогических и методических основ художественно-технологической подготовки художника-педагога в области орнаментальной композиции позволили подтвердить основные положения гипотезы исследования. Это дало возможность сформулировать следующие общие выводы исследования:

1. Развитие композиционного мышления выступает как центральная проблема обучения в практике художественно - педагогической подготовки^ будучи тесно связано с формированием основных компонентов художественно-творческих способностей, обеспечивающих продуктивность творческой деятельности и качественную подготовку будущих художников - педагогов.

2. Творческая продуктивность декоративной деятельности в области орнаментальной композиции наиболее успешно обеспечивается при участии композиционного мышления, адекватного особенностям художественной природы орнамента, объединяющей формирование условно-образного замысла и воплощение его специфическими средствами.

3. Специфика композиционного мышления в ходе творчества средствами орнамента особенно ярко проявляется на этапе реализации поисково-образного замысла. Практическая орнаментальная деятельность студентов связана с постановкой и решением композиционных задач, возникающих в процессе анализа и синтеза орнаментально-композиционных свойств, обусловленных особенностями заполнения формата и построения орнамента, влияют на характер художественного решения учебно -творческих работ. Поэтому развитие композиционного мышления тесно связано с практическим изучением выразительных средств орнаментальной композиции.

4. Процесс освоения возможностей образного выражения средствами орнамента обеспечивает оптимальную активность аналитико-синтетической N мыслительной деятельности и способствует успешному развитию композиционного мышления, поскольку орнаментальная композиция предоставляет широкий диапазон направлений творческого поиска:

• особенности симметрии в построение орнамента, фиксирующего любые изменения творческого замысла в процессе работы, обеспечивают накопление в композиционном мышлении богатого опыта восприятия декоративных свойств и композиционных возможностей орнамента;

• освоение широкой палитры художественных материалов предоставляет уникальный по гибкости и разнообразию диапазон структур, цвета, что обеспечивает практически неисчерпаемый арсенал творческих возможностей;

• орнаментальная композиция по своей художественной природе обладает ярко выраженной синтетичностью, возможностями вовлечения в единую образную структуру элементов локальных областей изобразительного творчества (элементы объемных, плоскостных и пространственных решений, живописных, графических средств).

5. Оптимальными методическими условиями развития композиционного мышления в ходе занятий орнаментальной композиции являются:

• применение методических установок на творческое восприятие, осмысление средств художественной технологии, на активное использование элементов орнаментальной интерпретации и оригинальность творческого решения, активизирующих мыслительную деятельность, стимулирующих самостоятельность в постановке композиционно-творческих задач;

• формирование у студентов знаний орнамента и использование для построения различных видов симметрии и возможностей выражения в процессе

106 освоения практических навыков воплощения.

6. В настоящее время задачи развития композиционного мышления специфическими средствами занятий орнаментальной композиции не ставятся и не решаются в учебном процессе. В связи с этим в диссертации предлагается программа спецкурса «орнаментальная композиция» и разработка системы упражнений и заданий, направленных на активизацию интеллектуальной деятельности и развитие композиционного мышления средствами орнаментальной композиции в системе подготовки художника-педагога

7. Проведение опытно-экспериментальной работы, основанной на выводах теоретического анализа, позволило доказать эффективность разработанной в исследовании программы спецкурса «орнаментальная композиция», направленной на развитие композиционного мышления студентов в процессе индивидуальной декоративно-творческой деятельности.

Применение предлагаемой в исследовании методической системы, включающей комплекс специальных упражнений на решение композиционных задач, творческие задания и использование различных видов методических установок в значительной степени обусловило повышение уровня эффективного развития композиционного мышления, что нашло отражение в высокой образно-эстетической и художественной выразительности декоративно-творческой деятельности будущих художников-педагогов.

Значительно повысились тематическое и стилистическое разнообразие учебно-творческих работ и особенно творческих произведений, выполненных студентами, эмоциональная насыщенность и метафорическая содержательность работ, что во многом обеспечивалось расширением диапазона специфических выразительных средств орнаментальной композиции, содержательно осмысленных и используемых в решении художественных задач композиционного воплощения творческого замысла.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Зубрилин, Константин Михайлович, 2009 год

1. Адамов Е.Б. Художественное конструирование и оформление книги. М., 1971.

2. Алпатов М.В. Композиция в живописи. М.; Л.: Искусство, 1940.

3. Алпатов М.В. Матисс. М.: Искусство, 1969. 105 е.: ил!

4. Альберти Л.Б. Десять книг о зодчестве: В 2 т. М.: Изд-во Всесоюз. акад. архитектуры, 1937. 793 с.

5. Антология. Философия русского религиозного искусства XVI— XX вв. М.: Прогресс, 1993. 400 с6. .Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. М.: Смысл. 2007 528 с.

6. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. — М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002. —416 с.

7. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974.392 е.: ил.

8. Артемьева Е.Ю. Психология субъективной семантики.' М.: Прогресс; Изд-во МГУ, 1980. 128 с.

9. Артемьева Т.М. Методологический аспект проблемы способностей. -М., 1977.-183 с.

10. Архангельский С.И. Вопросы измерения, анализа и оценки результатов в практике педагогических исследований. М., 1975. — 43 с.

11. Архангельский С.И. Некоторые новые задачи высшей школы и требования к педагогическому мастерству. М., 1976. - 40 с.

12. Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики: Сб. ст. М.: Искусство, 1968. 655 с.

13. Ахадуллин В.Ф. Формирование творческого воображения у студентов художественно-графического факультета на занятиях композицией : Автореферат дис . канд. пед. наук. М., 1999. - 16 с.

14. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса : ( Методические основы). -М., 1982. 192 с.

15. Бабанский Ю.К. и др. Педагогика высшей школы: (Учебное пособие для университетов и пед. институтов). Алма-Ата, 1989.-175 с.

16. Базен Жермен. История истории искусства: От Вазари до наших дней: Пер. с фр. М.: Прогресс-Культура, 1994. 528 с.

17. Банников В.Н. Педагогические условия развития художественного интереса учащихся детской школы искусств на занятиях декоративно-прикладным искусством: Автореферат дис. канд. пед. наук. -М., 2000.-18 с.

18. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 424 с.

19. Беджанов Ю.К. Использование народного декоративно-прикладного искусства в подготовке студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов: Автореферат дис. . канд. пед. наук. М., 1975. - 25 с.

20. Береснева В. Я., Романова Н. В. Вопросы орнаментации ткани. М.; изд. Легкая индустрия 1977 — 192 с

21. Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов Изд.: Владос 2008г. 175с.

22. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М., 1981. - 141 с.

23. Бойко К.С. Материя, сознание, мышление. — М., 1996. — 163 с.

24. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М.: Медицина, 1989. 304 с.

25. Буткевич Л.М. История орнамента. Учебное пособие для вузов, изд.: Владос , твердый переплет, 2003г. 272с.

26. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика. XI-XVII века. М.: Мысль, 1992. 637 1. е.: ил.

27. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. М.: Искусство, 1993. 255 с.

28. Валери П. Об искусстве: Сб.: Пер. с фр. М.: Искусство, 1993.507 е., 8. л. ил.

29. Ватто Антуан. Совет Лайкре // Мастера искусства об искусстве: В 4 т. Т. 1. М.; Л.: ОГИЗ, 1937. 597 с.

30. Вейль Г. СИММЕТРИЯ изд.: ЛКИ 2007г. 192 с.

31. Венгер Л. А. Педагогика способностей. М., 1973.- 96 с.

32. Вертгеймер М. Продуктивное мышление: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1987. 336 е.: 213. ил.

33. Виппер Р.Ю. Искусство Древней Греции. М.: Наука, 1972. 268 е.: ил.

34. Виппер Р.Ю. История Средних веков: Курс лекций. Киев: AirLand, 1996. 384 с.

35. Власов В.Г. Стили в искусстве: Словарь. Т. 1—3. СПб.: Кольна, 1995-1997, Т. 1 (1995) 672. Т. 2 (1996) - 533. Т. 3 (1997) - 655 с.

36. Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. М.: Искусство, 1978. 264 с.

37. Волков Н.Н. Композиция в живописи. М.: Искусство, 1977. 264 е.: табл.

38. Волкова Е. В. Произведение искусства — предмет эстетического анализа.-М, 1976.-288 с.

39. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997. 96 с.

40. Выготский Л.С. Педагогическая психология.- М., 1996.-533 с.

41. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. 344 с.

42. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного: Пер. с нем. М.: Искусство, 1991. 367 с.

43. Гадамер Х.Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1988. 704 с.

44. Герчук Ю.Я. История графики и искусства книги М.: «Аспект Пресс», 2000

45. Гете И.-В., Шиллер Ф. Переписка: Пер. с нем.: В 2 т. М.: Искусство, 1988. Т. 1 540 с. Т. 2 - 587 с.

46. Голан Ариэль. Миф и символ. М.,1993. - С.149.

47. Гильман Р.А. Теория и практика развития творческой активности личности студента в системе высшего художественно -педагогического образования: Автореферат дис. доктора пед. наук. -Магнитогорск, 2001.-43 с.

48. Голицын Г.А., Петров В.М. Информация—поведение-творчество. М.: Наука, 1991. 224 с.

49. Гольдентрихт С.С., Гальперин М.П. Специфика эстетического сознания. М.: Высш. шк., 1974. 103 с.

50. Даги И.А. Содержание и методы обучения основам декоративной композиции учащихся детской школы искусств: Автореферат дис. канд. пед. наук.- М., 1989.- 16 с.

51. Даль В.И. Толковый словарь. М., Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1955

52. Данилова И. От Средних веков к Возрождению. М.: Искусство, 1975.

53. Данилова И.Е. Итальянская монументальная живопись. Раннее Возрождение. М.: Искусство, 1970.

54. Даниэль С.М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. Д.: Искусство, 1990. 223 с.

55. Демин В.Н. Загадки Русского Междуречья изд.: Вече , 2008г., 325 с.

56. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта: Пер. с англ. М.: Наука, 1993. 432 с.

57. Додельцев Р.Ф., Долгов К.М. Психоанализ искусства // Художник и фантазирование: Пер. с нем. М.: Республика, 1995. С. 5-16.

58. Жегин Л.Ф. Язык живописного произведения. (Условность древнего искусства). М.: Искусство, 1970. 123 е.: табл.

59. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М., 1990.-166 с.

60. Зверев Н. Д. Максимова В. К Межпредметные связи в современной школе.- М., 1981.-160 с.

61. Зись А .Я. Философское мышление и художественное творчество. М.: Искусство, 1987. 255 с.

62. Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях, изд.: Дрофа-Плюс, 320 стр., 2005 г.

63. Ивахнова Л. В. Научные основы подготовки учителя изобразительного искусства к конструированию содержания учебных предметов: дис. Докт. пед. наук.- М., 1996.- 36 с.

64. Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности людей. -М., 1961.-224 с.

65. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. 464 с. (Мыслители XX века).

66. Ильин И. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 6. Кн. 1. М.: Русская книга, 1996. 560 е.: 1. ил., портр.

67. Ильин И.А. Одинокий художник. Статьи, речи, лекции. М.: Искусство, 1993. 348 с.

68. Исследование проблем психологии творчества. / под ред. Я. А. Пономарёва,- М., 1983.- 336 с.

69. Каган М.С. «Морфология искусства»: JL, 1972 «Философия культуры»: СПб., 1995

70. Киплик Д.И. Техника живописи. М.: Сварог и К, 1998. 504 с.

71. Ковалева Ф.В. Золотое сечение в живописи. Киев: Выша шк., 1989. 143 с.

72. Ковалевская Т.М. Крамской об искусстве. М.: Изобраз. искусство, 1988. 176 е.: ил.

73. Комарова Т.С. , Антонова А.В., Зацепина М., Программа эстетического воспитания дошкольников. Учебное пособие. М 2008 г.

74. Кондаков М.И. Новое содержание образования и совершенствование учебного процесса. М., 1974. - 64 с.

75. Крутецкий В.А .Исследование специальных способностей, их структуры и условий их формирования и развития. В. кн.: Проблемы возрастной и педагогической психологии.- М., 1978.- с. 206-221.

76. Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. -М., 1972.255 с.

77. Кузин B.C. Вопросы изобразительного творчества. М., 1971.-144 с.

78. Кузин B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: Учебник для студентов художественно-графических факультетов пед. институтов и университетов. М., 1998. - 334 с.

79. Кузин B.C. Особенности изобразительной деятельности как познавательной деятельности. Пособие для учителей изобразительного искусства. М., 1969. - 100 с.

80. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе. М.,1977. - 207 с.

81. Кузин B.C. Психология: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. М., 1997. - 303 с.

82. Культура и искусство западноевропейского Средневековья: Материалы науч. конф. (1980). М.: Сов. художник, 1981.

83. Кыверялг А. А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин, 1980. - 334 с.

84. Лебедко В. П. Пространственные представления в творческом развитии художника-педагога: дис. докторапед. наук. М., 1994. - 27 с.

85. Леви Стросс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994. 384 е.: ил.

86. Леонардо да Винчи. Историческая композиция. Трактат о живописи // Мастера искусства об искусстве: В 4 т. Т. 1. М.; Л.: ОГИЗ, 1937. С. 141-146.

87. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1972. 576 с.

88. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. -М, 1981.-185 с.

89. Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности,- М., 1980. -96 с.

90. Лессинг Г.-Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. М.: Худож. лит. 1957. 520 с.

91. Либман М.Я. Иконология // Современное искусствознание за рубежом. М., 1964.

92. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. Введение в психологию. М.: Мир, 1974. 550 с.

93. Лихачев Б. Т. Методологические основы педагогики. -Самара, 1998.199 с.

94. Лихачев Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников. М., 1985.-174 с.

95. Ломов Б. Ф. Проблема обучения в психологии. -М., 1981.98. Ломов С.П. Изобразительная деятельность школьников. В сб.1. МПГУ.-М., 1992.-1,0 п. л.

96. Ломов С.П. Наша оригинальность специализация. // Совершенствование методов преподавания изобразительного и декоративно114прикладного искусства. Сб. статей. М., 1998,- с. 8-11.

97. Ломов С.П. Живопись. Учебник для студентов ХГР педвузов, М.: Агар. 2008.-240с.

98. Ломов С.П. Дидактика художественного образования. Монография -М.: Педагогика. Академия. 2009.-230 с.

99. Ломов С.П. Преподавание изобразительного искусства и народных художественных ремёсел в сельской школе. В сб. МПУ. М., 2000. 0,25 п. л.

100. Ломов С.П. Система оптимальной живописной подготовки учителей декоративно-прикладного искусства и народных промыслов: Автореферат дис. доктора пед. наук. М., 2000. - 30 с.

101. Ломов С. П., Крылов В. П. Орнаментальная композиция на уроках изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Учебное пособие для старших школьников. М.Молодая гвардия, 1997.

102. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1995. 320 с.

103. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1978. 623 с.

104. Лосский Н.О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики. М.: Прогресс-Традиция, 1998. 416 с.

105. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.: Гнозис; Прогресс, 1992. 272 с.

106. Люшер М. Четырехцветный человек, или Путь к внутреннему равновесию. Сигналы личности // Магия цвета. Харьков: Сфера; Сварог, 1996. 432 с.

107. Макаров К. А. Декоративность как форма выражения красоты: Дис. канд. философских наук.- М., 1966,- 240 с.

108. Маркелов Г.И. Этюды по психологии искусства. СПб., 1913. 188 с.

109. Матисс А. Заметки художника // Мастера искусства об искусстве. М.: Искусство, 1967. Т. 5. Кн. 2. С. 233.

110. Матюшкин А. М. Актуальные проблемы психологии в высшей115школе: Материалы лекций.- М., 1977,- 44 с.

111. Медведев Л.Г. Формирование графического образа на занятиях по рисунку: Учеб. пособие для студентов художественно-графических факультетов пед. институтов. —М., 1989.

112. Медведев Л.Г. Живопись. Гармония чувства мысли, цвета. Омск. 2009.изд-во ОмГПУ,2009.-152с.

113. Менегетти А. Ин-се искусства и творчества: Пер. с итал. / Под общ. ред. О. Камаевой. Екатеринбург: Славянская ассоциация онтопсихологии: Cricket, 1997. 236 е.: ил.

114. Михайлова А. А. О художественной условности.-М., 1970.-300 с.

115. Михаленко Л. Б. Формирование художественно-педагогических способностей в процессе подготовки учителей изобразительного искусства в педагогических институтах: Автореферат дис. канд. пед. наук. -М., 1984.- 17 с.

116. Мочалов Л.В. Пространство мира и пространство картины. М.: Сов. художник, 1983.

117. Налимов В.В. Непрерывность против дискретности в языке и мышлении: Сб. Тбилиси: Изд-во Тбилис. ун-та, 1978. С. 11—12.

118. Налимов В.В. Спонтанность сознания: Вероятностные теории смыслов и смысловая архитектоника личности. М.: Прометей, 1989. 288 с.

119. Насырова А.Н. Методические основы обучения художественной керамике на художественно-графических факультетах педагогических институтов: Дис. канд. пед. наук.- М., 1993.- 195 с.

120. Нейссер У. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психологии. М.: Прогресс, 1981. 232 с.

121. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры М.: "Изобразительное искусство", 1983, 344 е., илл.

122. Никандров Н. Д., Гершунский Б. С. Актуальные проблемы методологии педагогики.- М., 1984,- 43 с.116

123. Нотон Д., Старк JI. Движение глаз и зрительное восприятие // Механизмы и модели. М.: Мир, 1974. С. 226-240.

124. Никифорова О. И. Исследование по психологии художественного творчества.- М., 1976.- 343 с.

125. Ожегов С.И. и Шведовой Н.Ю. Большой Толковый Словарь. Издательство "Азъ", 1992. 660 с

126. Педагогика. Учеб. Пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 2002. - 640 с.

127. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М.: Изд-во МГУ, 1988. 208 с.

128. Пиаже Жан. Избранные психологические труды. М.:

129. Психологические факторы активизации обучения специалистов в вузе. Сб. ст.- Киев, 1977. -19 с.

130. Психология процессов художественного творчества. / Подуред. Мейлаха B.C. и Хренова Н.А.- Л., 1980.-285 с.

131. Раушенбах Б.В. Пространственные построения в живописи. М.: Наука, 1980. 288 с.

132. Рибо Т. Опыт исследования творческого воображения. СПб.,1901.232 с.

133. Ригль А. История европейского искусствознания. Вторая половина XIX в. начало ХХв., кн. 1, М., 1969, с.

134. Рок И. Введение в зрительное восприятие. Кн. 1, 2. М.: Педагогика, 1980. Кн. 1 309 с. Кн. 2 - 279 с.

135. Ростовцев Н.Н. и др. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия. М.: Просвещение, 1989. 207 с.

136. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебное пособие для худож.-граф. факультетов пед.институтов. М., 1980. - 240 с.

137. Ростовцев Н. К, Терентьев А. Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием : Учеб. пособие для студентов117худож.-граф. факультетов пед. институтов. — М., 1987. — 174 с.

138. Рубинштейн C.JI. О мышлении и путях его исследования.М., 1958.256 с.

139. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии: В 2 т.Т. 1. -М., 1989. 488с.

140. Рубинштейн С. JI. Проблемы общей психологии. — М., 1973. 423 с.

141. Руссо П. Из писем А. Санье (1863) // Мастера искусства об искусстве. М.: Искусство, 1967.

142. Рыбаков Б.А. «Ремесло Древней Руси» (1948), «Русское прикладное искусство X—XIII веков». — JL, Аврора, 1971., «Из истории культуры древней Руси» Сборник статей. Издательство МГУ, 1984

143. Сенека JI.-A. Нравственные письма к Луцилию. М.: Наука, 1977. 384 с.

144. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя: Учеб. пособие. -М., 1995. 188 с.

145. Симонов В.П. Диагностика степени обученности учащихся: Учеб. пособие. М.,1999. - 46 с.

146. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогического исследования (В помощь начинающему исследователю). М., 1986.- 150 с.

147. Скаткин М.Н. Основы дидактики. М., 1962. — 115с.

148. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. Проблемы и суждения.- М., 1971.- 118 с.

149. Скотт Ян. Цветовой тест Люшера // Магия цвета. Харьков: Сфера; Сварог, 1996. 432 с.

150. Соколов Е.Н., Измойлов Ч.А. Цветовое зрение. М.: Изд-во МГУ, 1984. 176 с.

151. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Рисунок. Живопись. Народноеискусство. Декоративное искусство. Дизайн, учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений, 4-е изд., ВУЗ изд. Academia 2008г. 368 с.

152. Соловьев B.C. Философия искусства и литературная критика. М.: Искусство, 1991. 701 с.

153. Стасов В.В. Русский народный орнамент. Выпуск 1: Шитье, ткани, кружева изд. Golden Books 2008г. 144 с.

154. Столович Н.Н. Жизнь—творчество—человек: Функции художественной деятельности. М.: Политиздат, 1985. 415 с.

155. Столяренко A.M. Психология и педагогика. М., 2001. - 423 с.

156. Тайлор Э.Б. Первобытная культура: Пер. с англ. М.: Политздат, 1989. 573 с.

157. Теория и практика педагогического эксперимента. /Под. ред. Пискунова А.И., Воробьёва Г.В. М., 1979.- 207 с.

158. Тихомиров O.K. Психология мышления. М.: Изд-во МГУ, 1984. 272 с.

159. Толстой JI.H. Собрание сочинений. М.: Худож. лит., 1965. Т. 17: Письма 1845-1886.

160. Толстой JI.H. Что такое искусство? О Шекспире: Собр. соч. Сер. 1. Т. 8. М.: Изд. В.М. Саблина, 1911. 335 с.

161. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ:

162. Исследование в области мифопоэтического: Избранное. М.:

163. Прогресс-Культура, 1995. 624 с.

164. Тульчинский Г.Л. Проблема понимания в философии. М., 1985. 129 с.

165. Тютюнник В.В. Материалы и техника живописи. М.: Изд-во АХ СССР, 1962. 207 с.

166. Успенский Б.А. Семиотика искусства. Поэтика композиции. Семиотика иконы: Статьи об искусстве. М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. 360 е.: 69. ил.

167. Успенский Ф.И. История Византийской империи. М.: Мысль, 1996. 827 1. с; 1997 829 2. с; 1997 - 527 [3] с.

168. Фаворский В.А. Литературно-теоретическое наследие. М.: Сов. художник, 1988. 588 е.: ил.

169. Федоров А. В. Язык и стиль художественного произведения. М.; Л., 1963.

170. Фейнберг Е.Л. Кибернетика, логика, искусство. М.: Радио и связь, 1981. 145 с.

171. Ферстер Н.П. Творческая фантазия. М.: Рус. книжник, 1924. 100 с.

172. Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М.: Прогресс, 1993. 324 с.

173. Флоренский П.А. Избранные труды по искусству. М.: Изобраз. искусство, 1993. 336 с.

174. Фомичева В.И. Васнецов педагог. М.: Изд-во АХ СССР, 1952. 142 с.

175. Фрейд 3. Художник и фантазирование: Пер. с нем. М.: Республика, 1995. 400 е.: ил. (Прошлое и настоящее).

176. Хейзинга Й. Homo Ludens: Статьи по истории культуры. М.: Прогресс-Традиция, 1997. 416 с.

177. Хогарт У. Анализ красоты. Л.: Искусство, 1987. 254 с.

178. Художественное воображение и отражение действительности. Современные зарубежные исследования / АН СССР. ИНИОН; Отв. ред. И.Л. Галинская. М., 1983. 176 с.

179. Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение: Пер. с англ. М.: Мир, 1990. 239 е.: ил.

180. Хюбнер К. Истина мифа: Пер. с нем. М.: Республика, 1996. 448 с. (Мыслители XX века).

181. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М.: Высш. шк., 1991. 512 с.120

182. Ченнино Ченнини. Книга об искусстве, или Трактат о живописи. М.: ОГИЗ; ИЗОГИЗ, 1933.

183. Шадриков В.Д. Введение в психологию. Способности человека. Логос. 2002г.

184. Шадриков В.Д. Мотивация поведения: для пед. вузов. Логос. 2003 г. 210 с.

185. Шорохов Е.В. Основы композиции. М.: Просвещение, 1979. 304 с.

186. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. М, 1977. - 112 с.

187. Шубников А.В, Копцик В.А. Симметрия в науке и искусстве.: М. Наука, 1972. 334 с.

188. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М., 1988. - 203 с.

189. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе.-М.,1986.-144с.

190. Эббингауз Г. Очерк психологии // Ассоциативная психология. М.: ACT-ЛАД, 1998. С. 12-202. (Классика зарубежной психологии).

191. Эшер М.К. Графика изд.: АРТ-Родник 2005г. 99 с.

192. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978. 392 с.

193. ЮнгК.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. 304 с.121

194. Юнг К.Г. Психологические типы: Пер. с нем. М.: Университетская книга; ACT, 1996. 718 с.

195. Ягодинский В.Н. Ритм, ритм, ритм! Этюды хронобиологии. М., 1985.

196. Ярбус A.JI. Роль движения глаз в процессе зрения. М.:Наука,1965. 184с.

197. Arnheim, Rudolf. Toward a Psychology of Art. Berkeley and Los Angeles: University of California Press, 1966.

198. Arnheim, Rudolf. Visual thinking. Berkeley: University of California Press, 1969.

199. Epstein, W. Stability and constancy in visual perception. N.Y.: Wiley, 1977.

200. Gibson, J.J. Events are perceivable but time is not. In The study of timell, edited by J.T. Fraser and N. Lawrence. N.Y.: Spinger-Verlag, 1975.

201. Held, Julius. S. Rembrandt's Aristitle and Other Rembrandt Studies. Princeton; N.J.: Princeton University Press, 1969.

202. Krauss, D.A., Fryrear, Y.H. Phototherapy in Mental Health-Springfield: Thomas, 1983. 258 p.

203. Leonhard, K. Akzentuierte Personlichkeiten. Berlin, 1968.

204. Naredi-Rainer, Paul v. Architektur und Harmonic. Cologne: Dumont, 1982.

205. Бесчастнов, H. 77. Черно-белая графика Текст. : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Н. П. Бесчастнов. М. - Владос, 2002. - 272 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.