Развитие творческих способностей студентов ХГФ педвузов в процессе обучения гобелену тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Марченко, Инна Владимировна

  • Марченко, Инна Владимировна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 0, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 175
Марченко, Инна Владимировна. Развитие творческих способностей студентов ХГФ педвузов в процессе обучения гобелену: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 0. 175 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Марченко, Инна Владимировна

Взведение - 4- "13.

Глава I. Научно-теоретические основы развития творческихособностейудентов художественно-графических факультетов педвузов в процессе обучения гобелену.14-44.

1.1. Сущность процесса творчества. сЛ4-22.

1.2. Основные закономерности развития творческихособностей.23-32

1.3. Условия формирования и развития творческихособностейудентов хгф педвузов в процессе обучения гобелену.33-40, Выводы по I главе.41-44,

Глава II. Преподавание гобелена в педвузах и пути развития творческих способностей студентов художественно-графических факультетов на занятиях по изучению гобелена.45-96.

2.1. К вопросу об истории развития гобелена какставной части декоративно-прикладного искусства.45-68,

2.2. Технология изготовления гобелена.68-80.

2.3. Организация занятий по изучению гобеленаудентами хгф педвузов.81-84.

4. Методические основы развития творческих способностей студентов хгф педвузов на занятиях по изучению гобелена-85-93.

Выводы по II главе.94-95.

Глава III. Экспериментальная проверка путей и методов развития творческих способностей студентов хгф педвузов на занятиях по изучению гобелена.96-124.

3.1. Методические основы организации и проведения научного эксперимента.96-99.

3.2. Организация и проведение поискового эксперимента.100-107.

3.3. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования условии развития творческихособностейудентов хгф педвузов, обучающихся гобелену. Контроль но- итоговая проверка результатов эксперимента.108-121. Выводы по III главе.122-123.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие творческих способностей студентов ХГФ педвузов в процессе обучения гобелену»

В современных условиях значительных преобразовании во многих сферах общественной жизни гуманистическое начало приобретает все большую значимость. В связи с этим возрастает необходимость в творчески развитом молодом поколении, которому предстоит в своей практической деятельности преобразовывать окружаюпщй мир.

На данном этапе развития нашего общества большое внимание уделяется художественному образованию и эстетическому воспитанию молодого поколения, направленных на формирование нравственных качеств и мировоззрения личности. В этой связи повышается социальная роль художника-педагога как основного проводника культуры и искусства в высшей и средней школе. Решение сложных проблем обучения и воспитания молодого поколения зависит от профессионального мастерства, интеллекта и нравственных качеств учителя.

В связи с этим происходит активный поиск путей совершенствования процесса обучения в высшей школе. Сегодня он идет по линии активизации внутренних резервов учебного процесса, выявления творческих способностей студентов педвузов, ведь учитель призван не только передавать детям знания, научить их чему-либо в узком смысле слова, но и обогатить их еще только формирующееся сознание высшими духовными ценностями, пробудить в детях потребность творить, быть полезными обществу - воспитывать социально активную личность.

Итак, главной образовательной и воспитательной задачей на современном этапе является создание условий для активизации творческого потенциала личности и его реализации в процессе деятельности.

Вопросы творчества и его места в системе формирования личности, проблемы его активизации, развития творческих способностей всегда интересовали философов, психологов, педагогов.

В общеметодологическом плане мы опирались на исследования А.И.Астахова, Л.В.Выготского, Е.С.Громова, В.Л.Дранко-ва, Е.И.Игнатьева, В.М.Кириенко, А.Л.Леонтьева, Я.А.Пономарева, В. А. Сластенина, Б.М.Теплова, П.М.Е&тобсона и др.

Эффективным средством формирования и реализации творческих способностей является художественная деятельность. Теоретические вопросы активизации творческого потенциала, дидактические основы организации занятий рассматриваются в работах А.Д.Алехина, Н.С.Боголюбова, С.Е.Игнатьева, В.В.Ко-решкова, В.С.Кузина, Н.Н.Ростовцева, А.С.Хворостова, Е.В.Шо-рохова и др.

Большую роль в формировании и развитии творческих способностей играет декоративно-прикладное искусство. Его специфика служит средством решения не только целого комплекса задач образования, воспитания и развития, но и является источником формирования творческих способностей, в частности, художественных.

Вопросы профессионального образования художников-педагогов, их преломление в свете современных требований немыслимо без творческого отношения к делу, поэтому для нас. было особенно важно обратиться к тем исследованиям, в которых рассматриваются проблемы активизации творчества., творческого отношения к действительности в процессе изучения декоративно-прикладного искусства. Среди них можно отметить работы И.В.Алексеевой, Ю.К.Беджанова.

Важное место в системе формирования творческих способностей студентов художественно-графических факультетов занимает работа по изучению искусства гобелена как одной из разновидностей декоративно-прикладного искусства, которая является неиссякаемым источником вдохновения, развития художественного мышления и навыков изобразительной деятельности. Обучение этому виду декоративно-прикладного искусства стимулирует инициативу, творческую активность, сохраняет и возрождает культурные традиции старинного промысла.

Во всех предыдущих исследованиях не ставились задачи развития творческих способностей студентов художественно- графических факультетов конкретно средствами гобелена, который, безусловно, является одним из средств эстетического, трудового воспитания будущих учителей изобразительного искусства, руководителей кружков, факультативов декоративно-прикладного цикла. Этот вид декоративно-прикладного искусства призван воспитывать способности полноцен ного восприятия и понимания прекрасного, развивать чувства и творческие способности, содействовать духовному росту студентов.

Актуальность темы нашего исследования определяется не полкой степенью разработки проблем, связанных с развитием творческих способностей студентов художественно-графических факультетов педвузов средствами декоративно-прикладного искусства (в том числе гобеленом) и недостаточностью исследований в этой области. Наша работа призвана дополнить эти исследования в современной педагогической науке., теории и практике художественного образования.

Проблема исследования заключается в поиске наиболее эффективных способов обучения, форм организации занятий по гобелену с целью наиболее полной реализации творческих способностей студентов художественно-графических факультетов педвузов в процессе художественно-декоративной деятельности.

Цель исследовалия - научное обоснование, экспериментальная проверка и практическая разработка способов и методов формирования и развития творческих способностей студентов в процессе изучения гобелена.

Объект исследования - творческая деятельность студентов художественно-графических факультетов педвузов на занятиях по изучению гобелена.

Предмет исследования - процесс формирования и развития творческих способностей студентов художественно-графических факультетов педвузов на занятиях по изучению техники гобелена. На основе этого предположения - различные педагогические способы, методические приемы активизации и реализации творческого потенциала студентов в процессе художественно-декоративной деятельности.

Гипотеза исследования состоит в том, что если осуществить обучение гобелену с учетом следующих положений организации профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов педвузов по: - принципу соответствия фазам творческого процесса; - построению учебного процесса с учетом психофизиологических особенностей и индивидуальных задатков студентов; - руководствуясь рекомендациями по организации учебного процесса, оптимизации программ и совершенствованию педмастерства; - определению оптимального содержания форм и методов работы над гобеленом; - изучению теоретического материала по истории развития гобелена и специфики данного вида декоративно-прикладного искусства; то процесс развития творческих способностей активизируется.

Поставленная цель и доказательство выдвинутой гипотезы обусловили постановку и решение конкретных задач исследования: - изучить существенную научно-теоретическую литературу с целью определения сущности творчества и его места в общей структуре личности; - обосновать общетеоретические подходы к проблеме превращения задатков в способности., формирования творческих способностей и их реализацию в деятельности личности; - проанализировать особенности развития творческих способностей студентов художественно-графических факультетов педвузов на занятиях по изучению гобелена; - изучить современное состояние организации учебного процесса по изучению гобелена на художественно-графических факультетах педвузов;

- определить оптимальные формы и методы организации обучения гобелену на художественно-графических факультетах педвузов;

- систематизировать материал по истории развития гобелена, рассмотреть технологические особенности его изготовления; разработать научно-методические рекомендации к проведению занятий по изучению гобелена, направленных на формирование и развитие творческих способностей; - экспериментально проверить эффективность предлагаемой методики в системе профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов педвузов.

Теоретической основой исследования явились труды совr\ у — ременных ученых: психологов., философов, педагогов; работы по искусствознанию, художественному образованию, творческое наследие художников-гобеленьщиков.

Для достижения поставленных задач применялись следующие методы исследования: - изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблемам творчества и закономерностям развития творческих способностей; по этнографии, по вопросам преподавания декоративно-прикладного искусства, по истории и технологии изготовления гобелена; - изучение учебно-методической документации, учебных планов, программ по технологии художественной обработки текстильных материалов; - наблюдение за познавательной, репродуктивной и продуктивной творческой деятельностью студентов художественно-графических факультетов на занятиях по изучению гобелена; - проведение психолого-педагогического эксперимента с целью выявления оптимальных форм и методов организации учебных занятий; - обобщение результатов, анализов и наблюдений по проблеме исследования.

Исследования проводились с 1991 по 1999 г.г. включительно.

На первом этапе исследования (1991-1995) проводилось изучение специальной литературы по проблемам общей и возрастной психологии, философии, педагогике, по проблемам природы творчества, развития творческих способностей человека, по вопросам преподавания декоративно-прикладного искусства, основам композиции, цветоведению, по истории развития и технологии изготовления гобелена.В это время осуществлялось наблюдение за творческой деятельностью студентов художественно-графических факультетов педвузов. Одновременно проводились контрольные исследования уровня творческих способностей студентов, тщательно анализировались студенческие учебно-творческие задания- Констатирующий эксперимент с целью определения исходных позиций исследования, его проблематики и методики преподавания проводился на художественно-графическом факультете КГПУ (Курск).Для решения задач исследования был проведен анализ программ преподавания, методических указаний и наглядных материалов, а также конечных результатов творческой деятельности. В результате проведения первого этапа исследования нами были разработаны: 1. Экспериментальная программа по художественной обработке текстильных материалов по разделу "Гобелен", составленная с учетом основных положений развития творческих способностей. 2. Методы и методические приемы развития творческих способностей студентов художественно-графических факультетов педвузов в процессе профессиональной подготовки на занятиях по изучению гобелена.

Второй этап (1996-1997) - опытно-экспериментальный, зключающий: - опытно-экспериментальную работу по апробации экспериментальной программы по изучению гобелена студентами художественно-графических факультетов с целью формирования и развития их творческих способностей. Эксперимент проводился на базе художественно-графического факультета КГПУ; - анализ результатов опытно-экспериментальной работы, сравнение данных по контрольной и экспериментальной группам студентов.

Третий этап (1998-1999) - контрольно-итоговый: систематизация и обобщение полученного материала; проверка выводов и методических рекомендаций, разработанных в ходе исследования .

Научная новизна заключается в разработке комплексного подхода к формированию и развитию творческих способностей студентов художественно-графических факультетов педвузов в процессе создания гобелена; в определении закономерностей развития творческих способностей как важнейшего средства, способствующего повышению профессионального уровня подготовки будущего учителя.

Теоретическая значимость исследования заключается: - в научном обосновании возможности более оптимального решения проблем формирования и развития творческих способностей студентов художественно-графических факультетов педвузов на занятиях по гобелену; - в теоретическом определении и научном обосновании возможностей изучения искусства гобелена в процессе подготовки студентов художественно-графических факультетов педвузов, направленной на развитие творческих способностей студентов.

Практическая значимость данного исследования состоит в том, что на основе теоретического анализа и обобщения результатов опытно-педагогической и экспериментальной работы разработана методика формирования и развития творческих способностей студентов художественно-графических факультетов педвузов на занятиях по изучению гобелена; разработана и оп-робирована экспериментальная программа для студентов художественно-графических факультетов педвузов по художественной обработке текстильных материалов по разделу "Гобелен"; предложены и экспериментально проверены практические и методологические рекомендации, которые могут быть использованы преподавателями и студентами, а также руководителями кружков декоративно-прикладного цикла; разработаны конкретные упражнения, учебные и творческие задания для студентов художественно- графических факультетов педвузов, направленных на формирование и развитие творческих способностей.

Достоверность исследования обеспечивается: - опорой на современные достижения педагогической и психологической наук, касающихся проблем творческого развития личности; -опытно-экспериментальной работой, проводимой с 1991 по 1998 год.

Результаты исследования могут быть использованы при составлении или корректировке новых учебных планов и программ для художественно-графических факультетов, кружков, факультативов, детских художественных школ, при подготовке учебно-методических пособии по художественному ткачеству, а также материалы исследования могут применяться в работе по повышению квалификации педагогов в институтах усовершенствования учителей.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные выводы и результаты исследований докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях по итогам научно-исследовательской работы в МПГУ им.В.И.Ленина (Москва) и КГ11У (Курск), на заседаниях кафедры декоративно-прикладного искусства МПГУ им.В.И.Ленина и кафедры дизайна КГПУ. Экспериментальная работа со студентами проводилась на базе художественно-графического факультета КГПУ.В эксперименте принимали участие студенты художественно-графического факультета 4-5 курса, опытно-педагогическая работа проводилась в ходе выполнения курсовых и дипломных работ.

Основные положения отражены в статьях, опубликованных в следующих сборниках: - "Человек в научной и философской картине 21 века", Курск, 1996 г. «-"Народное декоративно-прикладное искусство в процессе гуманизации образования", с.42-45; - Программы "Технология художественной обработки материалов", КГПУ, Курск, 1997 г,;-"Традиционная русская народная художественная культура и современность", Орел, 1998 г.: "Традиционная русская народная художественная культура в процессе совершенствования профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов", с.139-141; -"Вопросы теории и методики преподавания изобразительного искусства", Курск, 1998 г.: "Изучение истоков народного творчества Курского края в системе подготовки студентов художественно-графических факультетов на занятиях по оформлению текстильных материалов" (на примере курских ковров), с.43-47;-"Проблемы провинциальной художественной культуры", Курск, 1998 г,:"Об изучении традиций курского ковроделия на занятиях со студентами художественно-графических факультетов пед. университета", с,76-78.

Разработанная в ходе исследования методика внедрена в практику работы со студентами 4-5 курсов художественно-графического факультета КГПУ (Курск).

Структура и объем диссертации .-диссертация состоит из введения, трех глав, библиографии, приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Марченко, Инна Владимировна

Результаты исследования могут быть использованы также при составлении или корректировке новых учебных планов и программ для художественно-графических факультетов, кружков, факультативов, детских художественных школ, при подготовке учебно-методических пособий по художественному ткачеству, а также материалы исследования могут применяться в работе по повышению квалификации педагогов в институтах усовершенствования учителей.

Заключение.

Итак, объективным результатом творческой деятельности, в частности художественной,является возникновение чего-либо нового, не существовавшего ранее. Формы творчества бесконечны, а сущность его одна: созидание.

Подготовленность людей к конкретной деятельности обусловлена их способностями - индивидуальными особенностями личности, являющимися субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности.

Существуют различные точки зрения на природу способностей. Мы считаем, что способности не даются человеку с рождения в готовом виде, они не являются врожденными свойствами человека и не передаются по наследству. Решая задачу развития творческих способностей личности, нужно опираться на общепризнанное положение о том, что они представляют собой "сплав" природного и приобретенного.Важным фактором здесь является общественная среда и деятельность индивида.

Творческие способности развиваются на основе анато-мо-физиологических особенностей, называемых задатками. Они определяют возможности человека, а среда - насколько эти возможности будут реализованы в процессе жизни.

На качественный состав способностей и темпы их развития оказывают влияние как наследственность, так и среда. Соотношение наследуемого и приобретенного, развитого в течение жизни, с трудом поддается измерению.

В результате исследования психолого-педагогической литературы, наблюдения за творческой деятельностью студентов и экспериментальной проверки разработанной методики проведения занятий по изучению гобелена нами получены следующие результаты и сделаны следующие выводы:

1) формирование творческих способностей студентов хгф при работе над гобеленом происходит на основе индивидуальных природных задатков и с учетом особенностей психофизиологического развития;

2) организация профессиональной подготовки студентов хгф по изучению гобелена должна строиться с учетом принципов соответствия фазам творческого процесса;

3) необходимо осуществлять выбор оптимальных методов, приемов и форм обучения,который обусловит постепенный переход от простого к сложному, от изученного к новому, от репродуктивной деятельности к творческой, а творческая деятельность студентов будет стимулироваться самостоятельным поиском новых знаний,открытием субъективно непознанного, освоением новых форм деятельности.

Нами обнаружено, что учебный процесс, организованный по экспериментальной программе Еедет к изменению отношения студентов к обучению, что является основой для формирования положительных мотивов и актиЕно-деятельностного состояния их в ходе самостоятельной работы.Развитие творческих способностей в таких условиях идет более успешно, полнее раскрывается творческий потенциал каждой личности.Обучаемые в экспериментальной группе, по сравнению с контрольной, легче генерируют оригинальные творческие идеи, что обусловлено богатством и разнообразием их мыслительной деятельности.

Проведенное исследование может получить дальнейшее развитие в направлении совершенствования структуры, содержания, форм и методов организации учебного процесса на художественно-графических факультетах по изучению гобелена и ткачества, направленного на формирование и развитие творческих способностей студентов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Марченко, Инна Владимировна, 0 год

1.Н. Проблемы педагогических умений б теории и практике высшего педагогического образования //Советская педагогика. - 1976. - N 1.- С.78-84.

2. Абдуллина О.Н. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего образования.-М.: Просвещение., 1984.-206 с.

3. Аграновская М.Выставка "Гобелен и скульптура": Концепция., экспозиция, режиссура //ДИ СССР.- 1986.- N8 С.1-4.

4. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении /Под редакцией Г.Н.Щукиной.- М.: Просвещение., 1984. 176 с.

5. Алексеева В.В. Ценностные ориентации личности и проблемы их формирования .//Советская педагогика. 1981. -N8.- С.61-71

6. Алексеева И.В. Развитие творческой активности студентов хгф на занятиях художественным плетением: Дис. канд. пед. наук.- Ростов-на-Дону, 1996.- 130 с.

7. Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Книга для учителя.- М.: Просвещение., 1984. -160с.

8. Алпатов М.В. Композиция в живописи: исторический очерк.- М.: Искусство, 1940.- 132 с., ил.

9. Аминов Н. Искусство в школе или школа искусств././Искусство е школе. 1993 - N5.- С.18-20.

10. Ананьев Б.Г. Задачи психологии искусства// Художественное творчество.-Л. /1982.-С.234-245.

11. Андреева Г.М. Социальная психология.-М.:Изд-во МОГУ.1980.-416 с.

12. Анохин П.К. О творческом процессе с точки зрения физиологии// Художественное творчество.- Л.: Наука, 1983.-С. 259-262.

13. Антология педагогической мысли России 18 в./Сост.И.А. Соловков. М.: Педагогика, 1985.- 480 с.

14. Антология педагогической мысли России второй половины 19-нач.20 в.в./Сост. П.А.Лебедев.- М.: Педагогика, 1990,- 608 с.

15. Арнхейн Р. Новые очерки по психологии искусства. Пер. с анг. М.: Прометей, 1994,- 352 с.

16. Артемов Е.С. Чипаева О.П. Некоторые теоретические и практические проблемы эстетического воспитания//Вопросы философии. 1987. - N4.- С.54-60.

17. Архангельский С.И. Введение в теорию обучения высшей школы.- М.: Знание, 1971.- 180 с.

18. Архангельский С.И. Некоторые новые задачи высшей школы и требования к педагогическому мастерству,- М.: Знание, 1976. 40 с.

19. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе и его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980.368 с.

20. Асмолов А.Г. Деятельность и установка.- М.: МГУ, 1979. 150 с.

21. Астахов И.Б.Эстетика.-М.: Московский рабочий,

22. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. Пер. с анг.- М.: Прогресс, 1980, 528 с.

23. АшуроЕ Н.К. Эстетическое воспитание учащихся на занятиях в учебных мастерских: Автореф. дис.канд. пед. наук М.1964 - 15 с.

24. Еабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса.- М.: Просвещение, 1982.- 189 с.

25. Еабанский Ю.К. Проблема повышения эффективности педагогических исследований.- М,: Педагогика, 1982.- 189 с.

26. Баграмян С.А. Место и роль эмоционального начала вформировании эстетически активной личности: Автореф. дисканд. пед, наук,- М.,1979.- 16 с.

27. Барадулин В.А., Ганнус О.В. Основы художественного ремесла.- М.: Просвещение, 1986.- 238 с.

28. Баранов С.П. Сущность процесса обучения,- М.: Просвещение. 1981.- 142 с.

29. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок. Живопись. Композиция.- М.: Просвещение, 1981 239 е., ил.

30. Беджанов Ю.К. Использование народного декоративно-прикладного искусства в подготовке студентов хгф пед. институтов: Дис канд. пед. наук.- М., 1975.- 165 с.

31. Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания. Материя и память./Собрание сочинений в 4-х томах.Т.1, пер.с франц. М.: Московский клуб, 1992. - 336 с.

32. Бердяев Н.А.Самопознание.- М.: Книга. 1991.- 445 с.

33. Береснева В.Я. Романова И.В. Вопросы орнаментации ткани. М., 1977.- 188 с.

34. Бернштейн М.С. О природе научного творчества.//Вопросы философии,- -N6,- С. 140-143.

35. Бирюкова Н.Ю. Западно-европейские шпалеры в Эрмитаже.- Л.: Сов. худ., '1965.

36. Бирюкова Н.Ю. Западно-европейские шпалеры в Эрмитаже 15 нач. 16 в.- Л.: Сов. худ,., 1965.- 39 с.

37. Бирюкова Н.Ю. Французские шпалеры конца 15 -20 века в собрании Эрмитажа,- Л.: Аврора., 1974.,- 28 с.

38. Елонский П.П. Избранные психологические произведения.- М.: Просвещение, 1964.- 547 с.

39. Богачева М.И. Формирование творческой индивидуальности художника (эстетическо-психологический аспект): Дис. . канд. филос. наук.- М., 1972.- 165 с.

40. Боголюбов Н.С. Формирование творческих способностей учащихся средней школы средствами изобразительного искусства с учетом индивидуального подхода.: Дис док. пед. наук. -М., 1993. 380 с.

41. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества.- Ростов-на-Дону.:Изд-во Ростовского университета, 1983,- 176 с.

42. Богоявленская Д.Б. Метод исследования уровня интеллектуальной активности.//Вопросы психологии,- 1987. N1.-С. 144-146.

43. Богоявленская Д.Б. 0 диалектике художественного творчества/Сб. Художественное искусство.- Л.: Наука, 1983.-с. 220-224.

44. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству.- М.: Знание, 1981.- 96 с.

45. Богуславская И.Я. Вопросы изучения народного искусства// Декоративное искусство СССР. 1974. - N6.- С.36-37.

46. Болотских Е.Г.Методика преподавания художественнойобработки текстильных материалов студентам дневных отделений художественно-графических факультетов пединститутов: Дис. канд. пед. наук.- М. , 1985.- '171 с.

47. Болотских Е.Г. Гобелен.Раздел в гл. .-Монументальные виды фронтальной композиции //Основы декоративного искусства в школе. М.: Просвещение, 1981. - С.83-90,

48. Большая советская энциклопедия.

49. Борев Ю. Эстетика.- Изд. 3-е.- М.: Политиздат, 1981.- 398 е., ил.

50. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование.- М.: 1979.- 230 с.

51. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение,- М.: Знание, 1983.- 96 с.

52. Буров А.И. Эстетическая сущность искусства.- М.: Искусство, 1956.- 292 с.

53. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности: Пер. с анг.- М.: Прогресс, 1990,- 187 с.

54. Ванслов В.В. Эстетика. Искусство. Искусство знания.- М., 1983.- 439 с.

55. Васильев С.И. Теория отражения и художественное творчество.- М.: Прогресс, 1974.- 320 с.

56. Веймарн Б.В. Искусство арабских стран и Ирана 7-18 в.в.- М.: Искусство, 1974.-188 е., ил.

57. Венгер А.А., Мухина B.C. Психология. М., 1988.335 с.

58. Вепилова Г. Азербайджанские сюжетные ковры// Декоративное искусство СССР. 1985. - N2. - С.21-22,24.

59. Вергасов В.М. Активизация познавательной деятельности студентов в высшей школе.- Киев.: Вища школа, 1985.175 с.

60. Вигнере Э. /Альбом/.- М.: Советский художник, 1979.- 118 с,: ил.

61. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства.- 2-е изд.испр. и доп.- М.: Изобразительное искусство., 1985,- 288 с.

62. Возрастная и педагогическая психология/ под ред.

63. A.В. Петровского.- М.: Просвещение, 1979.- 287 с.

64. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся /Под ред. И. С. Якиманской, НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР.- М.: Педагогика, 1969.224 с.

65. Волков Н.Н. Двет в живописи.- М.: Искусство, 1965.216 с.,ил.

66. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. -М.: Просвещение, 1982.- 144 с.

67. Вопросы истории, теории и методики преподавания художественно-графических дисциплин./ Сб. науч. трудов.- М.: МПГИ им. В.И.Ленина, 1972.- 258 с.

68. Воронков Н.В.Крашение шерстяной ковровой пряжи,-М., 1944,- 87 с,

69. Вузовское обучение: проблемы активизации./Под ред. Б.В.Бокуте, И.Ф.Харламова.- М.:Университетское,1989. -108 с.

70. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте,- М.: Просвещение, 1986.- 91 с.

71. Выготский Л.С. Конкретная психология человека// Вестник Моек,университета. Психология. М., 1986. - N1.

72. Выготский Л.С. Психология искусства /Под общ, ред.

73. B.В.Иванова, М.: Искусство, 1968,- 576 с.

74. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возврасте. М.: Просвещение, 1967.- 96 с.

75. Гаджимуратов С.М. Научно-методические основы профессиональной подготовки школьников по профилю "Ручное ковроткачество" (на материале народных промыслов Дагестана): Дис. . канд. пед. наук.- М.,1990. 185 с.

76. Гальперин П.Я. К психологии творческого мышления .//Вопросы психологии.- 1985. N5.- с. 20-24.

77. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие.- М.: Изд. Московского университета, 1985. 45 с.

78. Гете И.В. Об искусстве.- М.:Искусство,1975.- 623 с.

79. Гогель Ф.В. Ковры. М., 1950. - 211 е., ил.

80. Гильман Р.А. Педагогическое руководство творческой деятельностью студентов на занятиях по художественному оформлению тканей /Академия пед. наук СССР Научно-исследовательский институт художественного воспитания: Дис.канд. пед. наук,- М., 1986. 201 с.

81. Грицай A.M. Задачи педагога по рисунку в высшей художественной школе и воспитания художника гражданина. /'./ Вопросы художественного образования: Сб. науч. тр. -Л.: Инс-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. - Вып. 7. - 1978.- С. 17-37.

82. Громов Е.С.Природа художественного творчества.-М. .-Просвещение, 1986,- 237 с.

83. Гуляева Л.И. Эстетическое воспитание и творческая активность личности.- М.: Знание, 1987. 62 с.

84. Гусева Н.Р.Художественные ремесла Индии.- М., Наука, 1982.- 239 с.

85. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении.- М.:Педаго

86. Данилевская Л.А. Малинин Г.А. К вопросу об изучении педагогической направленности студентов педвуза/'/ Проблемы высшего педагогического образования: Материалы конференции ЛГПИ им. А.И. Герцена.- Л., 1971.- с.31-32.

87. Декоративно-прикладное искусство. Методологические рекомендации для студентов художественно-графических факультетов пед. вузов.- М.: МГПИ им.В.И.Ленина, 1984.- 103 с.

88. Дино А. Жан Люрса/'/ Декоративное искусство СССР -1966. N7. - С. 21-26.

89. Дранков В.Л. О природе художественного таланта: Дис. . докт. психол. наук,- Л.: 1973.- 552 е., ил.

90. Древние цивилизации/ Под общей ^д. гГ^ТБОж^рд-Левина.- М.: Мысль,1989,- 4479 е., ил.

91. Дудин С.М. Ковровые изделия Средней Азии// Сб.музея антропологии и этнографии СССР. Т.7. - 1927,- 96 с., ил.

92. Дьяченко М.И. Кондыбович Х.А. Психология высшей школы,- Шнек: БГУ им.В.И.Ленина, 1981.-382 с.

93. Дорогова Л.Н. Декоративно-прикладное искусство. М. Знание, 1970- 48 е.,ил.

94. Елисеев В.А., Пономарев Л.Л. Психология творчества: проблемы и исследования .//' Вопросы психологии. 1983. - N 6. - С. 16-42.

95. Есарева З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы.- Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1974.-112 с.

96. Ефремичева Н.В. Формирование и развитие творческих способностей сельских школьников на занятиях по художественной обработке волокнистых материалов: Дис. .,, канд. пед.наук.- М- 1995.- 230 с.

97. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя// Советская педагогика. 1988. - N1.- С.70-75.

98. Загвязинский В.И., Гриценко Л.И. Основы дидактики высшей школы: Учебное пособие,- Тюмень: Тюменский университет, 1978.- 91 с.

99. Зайцев А. С. Наука о цвете и живопись.-М.: Искусство, 1986.- 158 е., ил.

100. Закин P.M. На пути к творчеству.- Л.: Художник РСФСР, 1971.- 226 е., ил.

101. Заславская С. Гобелен. Тема и структура// Декоративное искусство СССР.- 1977.- N2.- с.4-6.

102. Зернов В.А. Цветоведение.- М.: Книга, 1972.- 248 с.

103. Зинченко В.П. Развитие творческих способностей на занятиях академическим рисунком: Дис. . док. пед. наук.-М. 1996 282 с.

104. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека.- М.: Знание, 1968.- 32 с.

105. Игнатьев С.Е. Исследование закономерностей развития творческих способостей младших школьников на занятиях живописью: Дис. . канд. пед. наук. М. 1982. - 264 с.

106. Искусство ансамбля. Художественный предмет-интерьер- архитектура- среда. /Составитель и науч. ред. Некрасова.-М.: Изобразительное искусство, 1988.- 464 е., ил.

107. Каплан Н. Советские гобелены//Декоративное искусство СССР.- 1965.- N5.- С.4-6.

108. Катханова Ю.Ф. Развитие творческих способностей школьников и студентов хгф в графической деятельности.: Ав-тореф. дис. .док. пед. наук.- М.:1994.- 35 с.

109. Корешков В.В. Эстетическое воспитание учащихся в процессе трудового обучения: Дис. . канд. пед. наук: М. 1986,- 181 с.

110. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе.- Изд. 2-е, доп. и перераб.- М.: Просвещение, 1977.- 207 е., ил.

111. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе.- М.: Просвещение, 1972,- 270 с.

112. Кузин B.C. Психология /Под ред. Б.Ф. Ланова: Учебник,- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Высшая школа, 1982,256 с.,ил.

113. Кузьмина Н.В. Методика исследования педагогической деятельности.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. 114 с.

114. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя.-Л.: Изд-во ЛГУ, 1967,- 183 с.

115. Ле Корбюзье. Архитектура 20 века. Перевод с французского/ Под ред. К.Г. Топуридзе.- 2-е изд.- Л.: Прогресс, 1977,- 301 с.

116. Леонтьев А.И. Деятельность. Сознание. Личность.-2-е изд.- М.: Политиздат, 1977.- 304 с.

117. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения,- М.: Педагогика, 1981.- 186 с.

118. Лилов А. Природа художественного творчества,- М.:

119. Лилов А. Воображение и творчество.- София: Наука и искусство, 1986.- 198 с.

120. Логинов В. Современный бельгийский гобелен: Выставка М-2 в Риге// Декоративное искусство СССР.- 1978.- N4.-С.39-41.

121. Логинов В. Фрески и гобелены Марка Сен-Санса/У Искусство.- 1973.- N8.- С.50-53.

122. Лук А.И. Мышление и творчество.- М.: Изд-во полит, литературы, 1976.- 144 с.

123. Луконин В.Г. Искусство древнего Ирана.- М.: Искусство.- 232 с.

124. Магомедов П.Н. Научные основы преподавания искусства ковроделия на хгф педагогического института (в условиях Дагестана): Дис. . канд. пед. наук. М. 1994. - 213 с.

125. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8-ми т,-М.: Педагогика, 1984.- Т.4.- 309 с.

126. Мельникова Н.В. Гобелен в интеьере жилых и общественных зданий : Учебное пособие/7 Моск. высш.худ.-пром. училище (б. Строгановское)- М., 1980- 31 с.

127. Мельникова Н. 0 масштабности в интерьере .//Декоративное искусство СССР.- 1963. N8. - С.11-14.

128. Методологические рекомендации для студентов худо-жествененина/ При участии Наливина Т.Н.- М., 1984. 103 с.

129. Моран А. История декоративно-прикладного искусства." М.: Искусство, 1982,- 577 с.

130. Никифорова О.й. Исследование по психологии художественного творчества.- М.: МГУ, 1972.- 155 е., ил.

131. Олейник А. "Брега Тавриды" в гобеленах Л. и С,

132. Джусов //Декоративное искусство СССР,- 1985.- N9. С. "19-21

133. Петров С.Г. Тайны творчества.- М.: Искусство, 1964.- 128 с.

134. Перфирьев В. Текстильные ритмы //Декоративное искусство СССР.- 1979.- N11. С. 31-33.

135. Пиннус С.Р. Юозас Вальчиконис.- М.: Советский художник., 1979.- 119 е., ил.

136. Пискунов А.И. Профессионально-педагогическая подготовка будущего учителя //Советская педагогика.- 1985.-N12.- С.42-47.

137. Полонский В.П. Сознание и творчество.- Л.: Изд. СП., 1934.- 211 с.

138. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика.- М,: Педагогика, 1976.- 280 е.,ил.

139. Попова О.Н. Методические основы обучения художественной обработке текстильных материалов (техника "чия", ручное ткачество, роспись ткани): Дис. . канд. пед. наук. М 1993.- 173 с.

140. Романова Н.В. Заботы художников текстиля //Декоративное искусство СССР. 1972. - N2.- С. 1-5.

141. Придатко Т. Гобелены и ткани Людмилы Жоголь //Декоративное искусство СССР.- 1976.- N12. С,38-41.

142. Прокофьев В.И. Монументальное и станковое. К вопросу о содержательной основе понятий // Об искусстве и искусствознании.- М.: Советский художник, 1985.- с.252-259.

143. Прокофьев В.И. Шесть веков французской шпалеры /'./ Об искусстве и искусствознании.- М.: Советский художник, •1985.- с.244-251.

144. Психологические исследования творческой деятельности /Отв. ред. А.К. Тихомиров.- М.: Наука, 1975.- 253 е., ил.

145. Психология процессов художественного творчества. /Ред. кол. отв. ред. B.C. Мейлах и Н.А. Хренов.- Л.: Наука, 1980.- 285 с.

146. Психологические исследования творческой деятельности. /Отв. ред. O.K. Тихомиров.- М.: Наука, 1975.- 256 с.

147. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе.- М.г Просвещение, 1980.- 239 е., ил.

148. Ростовцев Н.Н. Очерки по истории методов преподавания рисунка.- М.: Изобразительное искусство, 1983.- 288 с.,ил.

149. Ростовцев Н.Н. Актуальные проблемы педагогики в области эстетического воспитания и художественного образования .//Пути повышения эффективности преподавания художественно-графических дисциплин.- Карачаевок, 1972.- С.25-39.

150. Руденко С.И. Древнейшие в мире художественные ковры и ткани из оледенелых курганов Горного Алтая.- М.: Искусство, 1968.- 134 е.,ил.

151. Русские шпалеры 18-начала 20 века: каталог выставки /Авт. вступит, статьи и сост. каталога И.М. Ясинская.-Л.,1975.- 34 с.

152. Рюмина И.А. Гобелен, архитектура, музыка.//Декоративное искусство СССР.- 1976.- N12. С.14-15.

153. Рюмина И.А. Мина Левитан-Бабенскине//Декоративное искусство СССР.- 1988.- N10.- С.14-15.

154. Савицкая В.И. Современный советский гобелен.- М.: Советский художник, 1979.- 215 е.,ил.

155. Савицкая В. Апофеоз кризиса: Международные выставки гобелена/'/Декоративное искусство СССР. 1976.- N7.j. 1Г iC.'i а

156. Савицкая В. Гобелек/'/Декоративное искусство СССР.-1983.- N3.- С.2.

157. Савицкая В. Гобелен и его образы//Декоративное искусство СССР.- 1970.- N9.- С.16-19.

158. Савицкая В. Фольклор и история в гобелене и керамике/ /Декоративное искусство СССР.- 1984.- N7.- С.1-5,

159. Симонов П.В. Мозг и творчество//Вопросы философии. N11. - 1992.- С.3-25.

160. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки.- М.: Просвещение, 1976,- 160 с,

161. Словарь русского языка С.И.Ожегова

162. Советский гобелен и пространство. "Круглый стол"//Декоративное искусство СССР.- 1976.- N7.- С. 13-18.

163. Стриженова Т.К. Наталья Васильевна Кирсанова. Л. Художник РСФСР, 1976.- 187 е.,ил.

164. Стриженова Т.К. Гиви Кандарели.- М.: Советский художник, 1981.- 118 е., ил.

165. Стриженова Т.К. Рудольф Хеймрат: гщбелен /альбом./.- М.: Советский художник, 1984.- 86 е., ил.

166. Т.К. Гобелен сегодня //Советское декоративное искусство 1975 / Сост. Н.С.Степанян,Н.С.Николаева.- М.: Советский художник,1976.- С.107-122.

167. Стриженова Т.К. Текстильная миниатюра //Декоративное искусство СССР.- 1978.- N6.- С.6-10.

168. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М. : Изд-во АПН РСФСР, 1961.- 536 е., ил.

169. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний.- М. : Изд-EO МГУ., 1975.- 343 с.

170. Трубников Н.Н. О категориях "цель"., "средство"., "результат".- М.: Высшая школа, 1968.- 148 с.

171. Уваров В.Д. Принципы построения текстильных изделий на основе образно-пластических приемов изобразительного искусства (на опыте художественной практики Венгрии "1960-1990 г. г.): Дис. .канд. искусствовед. М. ,1993.- 229 с

172. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки.- Тбилиси: йзд-во АН Грузинской ССР, 1961.- 210 с.171. Философский словарь

173. Флерова Н.Н. Композиция рисунков штучных текстильных изделий и метровых тканей для жилого интерьера. Изучение техник народного ковроткачества: Учебное пособие для студентов текстильного института.- М.: МГИ, 1977.- 52 с.

174. Фламандские шпалеры 16-17 веков: из собрания Королевского музея искусств и истории в Брюсселе /Авт. вступит, статьи Т.И. Дельмаргель.- Л., 1978.- 32 с.

175. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе.- М.: Просвещение, 1981.- 174 с.

176. Хоманько Л.Н. Проблемы художественно-выразительных возможностей технологии современного ручного ковроткачества /б. Строгановское/: Дис. . канд. иск-я.- М., 1983.- 191 с.

177. Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога.- М.: Знание, 1985.- 80 с.

178. Школа, учитель, искусство: Альбом репродукций учебных и творческих работ студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов /Сост. A.M. Лавров: Под ред. Н.Н. Ростовцева.- М.: Просвещение, 1981.- 191с., ил.

179. Шорохов Е.В. Композиция: Учебник для студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов.- 2-е изд. перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1986.- 207 с., ил.

180. Щербаков А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя.- М.: Просвещение, 1967.- 266 с.

181. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия.- М.: Искусство, 1964.- 86 с.

182. Якобсон П.М. Психология художественного творчества.- М.: Знание, 1971.- 47 с.

183. Яковлева Е.Г. Курские ковры /НИИ худож. промышленности/: Дис. . канд. искусствовед.- М., 1953.- 200 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.