Ретроспективная проза народов Дагестана и роман Магомеда Хуршилова "Сулак свидетель" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат наук Ниматулаева, Миная Давудовна

  • Ниматулаева, Миная Давудовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 157
Ниматулаева, Миная Давудовна. Ретроспективная проза народов Дагестана и роман Магомеда Хуршилова "Сулак свидетель": дис. кандидат наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Махачкала. 2015. 157 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Ниматулаева, Миная Давудовна

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I.

РЕТРОСПЕКТИВНАЯ ПРОЗА НАРОДОВ ДАГЕСТАНА

1.1 Зарождение художественной прозы в дагестанской литературе

1.2 Возникновение историко-революционных произведений в дагестанской литературе

1.3 Ретроспективный характер романов в аварской литературе:

«Герои в шубах» Р. Динмагомаева, «Сулак-свидетель» М. Хуршилова,

«Месть» М. Магомедова

ГЛАВА II.

РОМАН МАГОМЕДА ХУРШИЛОВА «СУЛАК-СВИДЕТЕЛЬ»

2.1. Жизненный и творческий путь М. Хуршилова

2.2 Проблематика, система образов и композиция романа «Сулак-свидетель» 1943 года издания

2.3 Язык и стиль романа «Сулак-свидетель» 1943 года издания

2.4 Издания романа «Сулак-свидетель» в 1950 и 1953 годах

ГЛАВА III

ЖАНРОВО-СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОМАНА«СУЛАК-

СВИДЕТЕЛЬ» 1955 ГОДА ИЗДАНИЯ

3.1. Идейно-тематические и композиционные особенности романа

3.2 Конфликты и характеры в романе

3.3 Стилевое своеобразие романа в его окончательном издании

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

! |

5

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Ретроспективная проза народов Дагестана и роман Магомеда Хуршилова "Сулак свидетель"»

ВВЕДЕНИЕ

Сущностной особенностью дагестанской литературы современного этапа является то, что в ней сложились и успешно развиваются повествовательные жанры. При этом значительные успехи достигнуты в жанре романа, обращенного к исторической тематике. Учитывая динамику формирования романа и его жанровых разновидностей в литературах Дагестана, можно констатировать становление и успешное функционирование в них жанра романа.

Однако проблема самобытности и типологической общности дагестанской ретроспективной прозы еще не исследована и нуждается в специальном историко-литературоведческом исследовании.

В данной работе освещаются основные моменты из жизни дагестанского писателя М. Хуршилова и его творческого пути,анализируются все издания его романа «Сулак-свидетель» в сравнительно-сопоставительном плане.

С именем аварского писателя, драматурга Магомеда Хуршилова связано зарождение аварской прозы и развитие русскоязычной прозы в дагестанской литературе. Несмотря на то, что творческое наследие сравнительно небольшое по объёму,М. Хуршилов известен как яркий и самобытный писатель. Он жил и творил во время эпохальных перемен XX столетия: гражданской и Великой Отечественной войн. Его произведения, «Андаляльцы», «Суровые дни», «Сулак-свидетель» посвящены идее борьбы за социальные права и независимость Родины.

Писатели советского времени в своих произведениях превозносили человека-героя, борющегося за равенство и свободу. Этой задаче были подчинены тематика и проблематика произведений М. Хуршилова. Событиям двухсотлетней давности посвящены его повесть «Андаляльцы» и драма

«Разгром Надир-шаха». В драме «Заложник» (или «Шамиль») изображены события времен Кавказской войны.

Повесть «Лицо классового врага», очерк «Два колхоза» и роман «Сулак-свидетель» М. Хуршилова посвящены эпохе революционных событий. В драме «Суровые дни» воссоздается время Великой Отечественной войны. Все эти сочинения писателя спровоцировали людей к поступкам, литературным примером воздействуя на выбор жизненного пути, как этого требовала в свое время Коммунистическая партия.

В своих произведениях М. Хуршилов создает художественную модель горца - борца за свободу. Особенно ярко это выражено в его романе «Сулак-свидетель», который имел несколько редакций.

Актуальность темы исследования обусловлена отсутствием исследований по изучению ретроспективных романов в дагестанском литературоведении и глубокого, системно-комплексного исследования романа М. Хуршилова «Сулак-свидетель».

Анализируя произведения «Герои в шубах» Р. Динмагомаева, «Сулак-свидетель» М. Хуршилова, «Месть» М. Магомедова литературоведы упускали из виду, что в них фигурируютвымышленные герои, а реальные исторические личности, изображённые в них, играют второстепенную роль. Не находят документального подтверждения также и события, изображенные в романе.

Исследователи творчества М. Хуршилова, анализируя его роман «Сулак-свидетель», недостаточное внимание отдельным его изданиям, изменениям, внесенным автором в каждую новую редакцию книги, не охарактеризовали в полной мере идейно-тематические и стилевые особенности произведения. Учитывая все это, мы считаем необходимым всесторонне исследовать роман М. Хуршилова «Сулак-свидетель», проанализировать идейно-тематическое и стилевое своеобразие каждого

издания романа.

В качестве аргумента в пользу актуальности настоящего исследования следует также указать на неослабевающий интерес исследователей к прозе, а также к творчеству М. Хуршилова.

Объектом настоящего научного исследования являются историко-революционные романы «Три солнца» М.-С. Яхьяева, «Махач» И. Керимова, «Чрезвычайный комиссар» А. Абу-Бакара, «Революция иконтр-революция» А. Тахо-Годи,ретроспективные романы «Герои в шубах» Р. Динмагомаева, «Месть» М. Магомедова и «Сулак-свидетель» М. Хуршилова.

Предметомисследования являются идейно-тематические особенности историко-революционныхи ретроспективных романов, жанрово-стилевые, композиционные особенности и образная система всех изданий романа М. Хуршилова «Сулак-свидетель» (1943, 1950, 1953, 1955)

Степень научной разработанности темы. Статьи о жизни и творчестве М. Хуршилова печатались в газетах «Дагестанская правда», «Комсомолец Дагестана», «Литература и искусство». Наиболее значительными являются статьи «Как не надо писать» Н. Павлович, «В гостях у читателя» Е. Велика, «Творческий путь Магомеда Хуршилова» И. Керимова, «Сулак - свидетель» С. Абрамова, «Талант служит народу. К 60-летию со дня рождения М. Хуршилова» X. Авшалумова, «Певец мужества и свободы. К 80-летию писателя М. Хуршилова» М. Гасан-Гусейнова. В «Литературной странице» газеты «Дагестанская правда» выходили следующие статьи, опубликованные к юбилею писателя, либо анализирующие новые произведения писателя: «На очередной «среде» в редакции «Дагестанская правда», «Обсуждение романа М. Хуршилова «Сулак-свидетель», «В гостях у писателя», «Юбилей М. Хуршилова», «Талантливый дагестанский писатель. К 50-летию со дня рождения Магомеда Хуршилова», «Магомед Хуршилов».

Первый очерк о жизни и творчестве М. Хуршилова опубликован во втором томе «Истории дагестанской советской литературы» (1967).

Все издания романа М. Хуршилова «Сулак-свидетель» рассмотрены в монографии С.Х. Ахмедова «Художественная проза народов Дагестана: История и современность» (1996). В ней С.Х. Ахмедов подчеркивает, что «не все написанное о той эпохе может быть отнесено к историко-революционному жанру, ибо здесь всего важнее отражение революционного содержания эпохи» [33, 134]. По мнению исследователя, именно таким романом и явилось произведение М. Хуршилова «Сулак-свидетель».

Значительное внимание уделяет роману М. Хуршилова «Сулак-свидетель» Г. Садыкова в книге «Тема рабочего класса в дагестанской литературе» (1978), A.M. Вагидов монографии «Дагестанская литература второй половины XX века» (2005). Ш.А. Мазанаев в своем исследовании «Русскоязычная литература Дагестана» (1984) отмечает: «Несомненной заслугой Хуршилова является то, что ему впервые в дагестанской литературе удалось изобразить крупным планом, в форме романа, путь дагестанцев в революцию под влиянием русского пролетариата» [137, 93].

Исследованию романа «Сулак-свидетель» отвели страницы своих диссертаций «Аварская проза» (1967) М.-Р.У. Усахов и «Дагестанский исторический роман второй половины XX века: самобытность и типологическая общность» (2011) Э.М. Омаршаева.

Целыо данной работы является рассмотрение жанров историко-революционных и ретроспективных романов вдагестанской литературе и комплексный анализ всех изданий романа Магомеда Хуршилова «Сулак-свидетель».

Задачи работы определяются спецификой предмета и объекта исследования и сводятся к следующему:

- определить формы отражения исторической эпохи в ретроспективных

романах;

- исследовать жанровую специфику ретроспективных романов;

- охарактеризовать проблематику и соотношение различных типов конфликтов в отдельных изданиях романа М. Хуршилова «Сулак-свидетель»;

- раскрыть способы создания характеров, обусловленные спецификой жанра, соотношением художественного и документально-исторического;

- вывести типологическую характеристику героев романа;

- изучить целостную картину идейно-тематического, художественного своеобразия романа М. Хуршилова «Сулак-свидетель», соотношения в нем традиционного и новаторского.

проследить жанрово-стилевую эволюцию произведения М. Хуршилова «Сулак-свидетель».

Научная новизна работы состоит в том, что:

- на основе исследования отдельных произведений дагестанских писателей охарактеризованы особенности и закономерности функционирования дагестанского ретроспективного романа;

- в диссертации впервые проанализированы содержательные аспекты ретроспективного романа;

- подробно проанализировавшее издания романа «Сулак-свидетель»;

- выявлены структурные особенности каждого из изданий романа;

-исследованы поэтика этих изданий, их жанрово-стилевые особенности

и художественный язык романа;

-выявлено соотношение реалистического, романтического, натуралистического пластов романа М. Хуршилова «Сулак-свидетель».

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных литературоведов, разрабатывающих проблемы жанра, стиля, идейно-тематических и композиционных особенностей прозаических произведений. Среди них работы М.М. Бахтина,

В.В. Кожинова, П.В. Палиевского, А.Я. Эсалнек, З.Г. Мурзагуловой, С.М. Петрова, Н.М. Щедриной, В. Днепрова, Г.Н. Поспелова, Н.Д. Тамарченко, а также труды дагестанских ученых, внесших особый вклад в исследование творчества Магомеда Хуршилова: С.Х. Ахмедова, A.M. Вагидова, М.-Р.У. Усахова, Ш.А. Мазанаева, Г. Садыковой, Э.М. Омаршаевой и других.

Методы исследования. В работе использованы сравнительно-исторический, культурно-исторический, социологический, морфологический, структурный, биографический методы исследования, а также метод литературной герменевтики. Основной метод изучения каждой из редакций романа М. Хуршилова «Сулак-свидетель» - аналитический.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что она существенно дополняет сложившееся в дагестанском литературоведении представление об исторической и ретроспективной прозе. Подробное изучение романа М. Хуршилова «Сулак-свидетель» может содействовать более глубокому пониманию процесса развития дагестанской литературы. Создание целостной картины ретроспективной прозы и идейно-тематического и художественного своеобразия романа М. Хуршилова «Сулак-свидетель» способствует полноценному описанию современного состояния дагестанской литературы.

Практическая ценность настоящегоисследования заключается в том, что его результаты будут полезны при анализе произведений аварской и других национальных литератур. Материалы диссертации могут быть использованы при изучении творчества дагестанских писателей в высших и средних специальных учебных заведениях, при составлении спецкурсов и учебников по дагестанской литературе.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Романы насыщенные событиями и образами исторического характера, но не воспроизводящие действительные, документально

подтвержденные события и не изображающие реальных исторических личностей правильнее назвать ретроспективными.

2. Первое издание романа М. Хуршилова «Сулак-свидетель» существенно отличается от последующих. Основные события в романе разворачиваются вокруг матери Омара Байгуш-Фатьмы и ограничены рамками аульской жизни. Подробное описание некоторых эпизодов, допущение преувеличений, сгущение красок приближает роман к натуралистическим произведениям.

3.Основной способ изображения жизни горцев -антитетический.Благодаря использованию отдельных слов аварского, арабского и тюркского языков в романеМ. Хуршилова ярко воссоздан национальный колорит. Изображение жизни простого народа, горского быта, использование авторских описаний, лирических отступлений, воспоминаний придают роману художественную законченность, единство замысла и его воплощения.

4. В переизданиях 1950 и 1953 годов М. Хуршилов перерабатывает некоторые эпизоды, а также добавляет новые главы. В этих изданиях усиливается изображение жизни главного героя романа на революционном поприще.

5. Структура последнего издания произведения соответствует принципам композиционного построения романа. В романе ставятся важные гражданские проблемы: о нравственных нормах современной жизни и воспитании нового человека, о преодолении тех условий и обстоятельств действительности, которые мешают движению народа к лучшему будущему.

6. На раскрытие образа главного героя в романе «Сулак-свидетель» работают время и пространство. Социальным разделением героев на богатых - носителей зла и бедных наделенных высокими достоинствами М. Хуршилов показал историческую необходимость борьбы нового со старым,

неизбежность торжества нового. В романе представлены также женские образы, воплощающие в себе разные характеры и судьбы горянок до революции.

7. В романе (1955)писатель придает особое значение национальному колориту. М. Хуршилов в своем романе ярко передает обстановку, окружающую героев, своеобразие жизни и быта горского аула, обычаи, предания, легенды, поверья, приметы народа. Речи его героев присуща социальная, психологическая и возрастная особенность, определенная доля индивидуализации и типизации речи. Важными средствами характеристики персонажей выступают монолог и диалог.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования нашли отражения в докладах, оглашенных на всероссийских и региональных научно-практических конференциях, а также на ежегодных конференциях Дагестанского государственного педагогического университета, что отразилось в восьми научных статьях, в том числе три статьи опубликованы в научных журналах, рекомендованных ВАК РФ.

Структура работы. В соответствиис поставленными целью и задачами исследования была определена структура диссертационной работы. Работа состоит из введения, трех глав -«Ретроспективная проза народов Дагестана», «Роман Магомеда Хуршилова «Сулак-свидетель», «Жанрово-стилевые особенности романа «Сулак-свидетель» 1955 года издания», заключения, списка использованной литературы и списка использованных источников.

ГЛАВА I.

РЕТРОСПЕКТИВНАЯ ПРОЗА НАРОДОВ ДАГЕСТАНА

1.1 Зарождение художественной прозы в дагестанской литературе.

Многоязычие является одной из важнейших составляющих культуры республики Дагестан. Не случайно именно языковая среда и малая территория, на которой представлено большое количество языков, характеризуют Дагестан как уникальное явление в мировом масштабе.

Уникальна в своем роде и современная литература народов Дагестана, названная Г.Г. Гамзатовым «многонациональным и полиэстетическим феноменом»[61, 190]. Современная дагестанская литература включает в себя произведения, создаваемые на многочисленных национальных языках (аварском, агульском, даргинском, кумыкском, лакском, лезгинском, ногайском, табасаранском, татском, рутульском, цахурском и русском). Кроме того, к ним примыкают также литературы и на других языках, создаваемые представителями наций, являющихся исконными жителями Дагестана. К ним относятся, например, азербайджанская, чеченская литературы.

Оригинальной можно считать культурународов Дагестана в том плане, что на протяжении столетий она сменила ряд алфавитов. В результате арабских завоеваний были уничтожены албанская письменность созданная еще в пятом веке и грузинское письмо распространенное на территории Дагестана прилегающих к Грузии. Долгое времяобщепризнанным языком в Дагестане был арабский (аджам), просуществовавший вплоть до 1928 года.В 1928-1938 годах была создана новая письменность на основе латиницы, а с 1938 года дагестанские народы получили современный алфавит, основанный на кириллице.

За сменой алфавитов следовала и перестройка всей идеологической системы, переосмысление всего накопленного в культуре со всеми вытекающими из этого последствиями.

В Дагестане арабский язык считался языком священного Корана. По своему составу, идеологической и политической направленности «арабоязычная литература была продуктом средневековой схоластики, обусловленной религиозным сознанием эпохи» [28, 36]. Идеи ислама, служения богу были главным критерием ее функционирования, идеологическим оправданием существования.

Кроме того, создавались произведения и на персидском и тюркских (азербайджанском, турецком) языках.

Другой особенностью дагестанской литературы является то, что она развивалась под активным влиянием восточной культуры, а с XIX века -западной (русской).

В свое время некоторые писатели и исследователи отрицали сам факт существования дореволюционных дагестанских литератур. Вспомним, что даже П.К. Услар игнорировал художественную значимость произведений горского фольклора. Исследователь считал, что они представляют ценность «исключительно в лингвистическом отношении»[151, 57].

X. Авшалумов отрицал существование дореволюционной дагестанской литературы, чем он и объяснял «отсутствие изображения дореволюционной жизни Дагестана в произведениях этих лет» [150,45].

Как пишет К. Султанов, «ложная мысль об отсутствии в прошлом у горцев Дагестана художественной литературы оказалась навязчивой. Даже в наше время, вплоть до конца 40-х годов»[150, 42].

Однако, как считает С.Х. Ахмедов, «заметно возросший историзм мышления дагестанских литературоведов позволяет им глубже и шире ставить вопрос о культурном наследии горских народов, его характере и

составе» [28, 9].

В действительности, как правильно отметил Н.С. Тихонов, в Дагестане были поэты, которых разъединяли как естественные барьеры (географические), так и искусственные (национальная рознь, тухумные и кастовые различия и противоречия). Он утверждает: «Истоки дагестанской литературы восходят к раннесредневековой литературе христианской Кавказской Албании (V - VIII вв.), а также к традициям литературы стран Ближнего и Среднего Востока» [109, 76].

Между тем, в ряде очерков дореволюционных литератур, в «Истории дагестанской советской литературы», в научных работах М.-Р. Усахова, С.М.-С. Алиева, Ф.И. Вагабовой, М. Гасан-Гусейнова, в трудах других исследователей ставится вопрос о различных жанрах прозы, возникших еще до революции.

Зарождению дагестанской прозы предшествовало многовековое культурное развитие, ее традиции уходят вглубь веков.

Невозможно не согласиться с мнением С.Х. Ахмедова, который в своей работе «Художественная проза народов Дагестана. История и современность» (1996), акцентирует внимание на том, что на становление и развитие художественной литературы большое влияние оказал фольклор, вобравший в себя сказки, басни, анекдоты, притчи, пословицы, поговорки, предания, легенды.

Фольклор оказывал значительное влияние на литературу, которая, обращаясь к устному народному творчеству, черпала в нем идеи, сюжеты, образы. Именно в фольклоре вырабатывались черты и свойства прозаического произведения, которые затем способствовали построению литературного художественного произведения.

Моделью малого прозаического произведения, которую принято считать первопроходцем среди прозаических жанров, можно назвать сказку,

устный рассказ, притчи, анекдоты, в которых «усилился реалистический элемент, особенно в бытовых жанрах прозы, углубились психологические характеристики героев» [28, 24]

Аналогичного мнения придерживается в своей работе «Эволюция жанров рассказа и новеллы в дагестанской литературе» Л.О. Юсуфова: «В фольклоре концентрировались и оттачивались мудрые мысли, моральные сентенции, составлявшие часть духовного богатства горцев» [185, 78].

Солидарен был с этим мнением и известный исследователь в области дагестанской литературы А.Ф. Лазаревич: «В народной демократической литературе горцев в конце XIX - в начале XX веков развивается не только поэзия, но и начинает складываться проза. Она зарождается из сказки в формах своеобразной национально-окрашенной новеллы» [125, 55].

Важную роль в развитии духовной культуры дагестанских народов сыграли исторические хроники, которых некоторыеисследователи литературы рассматривают исключительно как жанр исторического сочинения.

Различают два вида хроник: средневековые, в которых ярко выражены идеи превосходства мусульман над язычниками, осуждения язычества и хроники Х1Хвека, повествующие об антифеодальной и антиколониальной борьбе горцев под знаменем шариата в эпоху имамата Шамиля.

Первой из известных хроник является «История Абу-Муслима», повествующая о распространении ислама в Дагестане, написание которой исследователи относят X веку.Другие хроники «Тарих-аль-Баб», «История Ширвана и Дербента» относят к XI веку, «Тарихи Дагестана» (сер. XV в.) Мухаммеда Рафи аш-Ширвани, «Дербенд-наме» Мухаммеда Аваби Акташа, (ХУН в.), «Блеск дагестанских шашек в некоторых битвах Шамиля» (XIX в.) Мухаммеда Тахира аль-Карахи, а также дошедшие до нас малые хроники «Ахты-намэ», «Цахур-намэ», «Анжи-намэ».

Широкое распространение получила в Дагестане переводная литература. На местные языки переводились сочинения, созданные самими дагестанцами на восточных языках. Хроника «Дербенд-намэ» была переведена на аварский, даргинский, кумыкский, лакский языки. Кроме того с восточных языков переводились «религиозно-дидактические книги, предания о пророке Мухаммеде, его сподвижниках и потомках» [28,70].

На аварский, кумыкский, лакский языки были переведены романтические повести «Лейла и Меджнун», «Тахир и Зухра», «Юсуф и Зулейха», написанные в традиционных формах восточной литературы.Хотя, как отмечает С.Х. Ахмедов: «Одни ученые рассматривают их как переводы, а другие - как оригинальные произведения» [28, 72]

Одной из прогрессивных форм самопознания горцев были так называемые этнографические очерки, написанные на русском языке, но продолжавшие традиции арабоязычной прозы. V

В годы Кавказской войны наблюдаются первые опыты в области художественной прозы дагестанцев. В 1846 году ученик Тифлисской * гимназии Шерапел Айгани (лезгин) в газете «Кавказ» опубликовал «Дагестанское предание» о нашествии Надир-шаха и борьбе горцев с грозным завоевателем.

Через год в той же газете Султан Адиль-Гирей опубликовал «Рассказ аварца», посвященный личности и образу жизни Шамиля.

В XIX веке литература Дагестана на арабском языке постепенно начинает уступать место литературе на национальных языках. Это время, когда усиливается влияние русской культуры и литературы после окончательного присоединения Дагестана к России.

В это же время появляется оригинальная национальная дагестанская литература на языках народов Дагестана в лице талантливых поэтов Е. Эмина, Эльдарилава, Й. Казака, Чанки, Махмуда из Кахабросо, Ю.-К.

Муркелинского, Г. Гузунова, П. Кумухской, О. Батырая.

Появляется целая плеяда деятелей дагестанской культуры: Д.-М. Шихалиев, А. Чиркеевский, А. Омаров, М.-Э. Османов, М. Казем-бек. Это были «...этнографы, фольклористы, литераторы, ученые, публицисты, авторы оригинальных произведений, испытавшие на себе воздействие русской передовой культуры и демократической мысли» [120, 17].

Одними из первых в Тифлисе были опубликованы некоторые труды дагестанцев: Д.М. Шихалиева «Рассказ кумыка о кумыках (1848), А. Чиркеевского «Несколько слов об аварцах», исследование «О происхождении аварцев» (1865), А. Омарова «Воспоминания муталима», «Как живут лаки» (1870), Г.-М. Амирова «Среди горцев Северного Дагестана» (1873), С. Ш. Анисимова «Кавказские евреи-горцы» (1886).

Данные произведения имеют описательный, историко-этнографический характер. Как отмечает Ф.О Абакарова, в названных очерках «...поднимаются целые пласты народной жизни, намечается реалистический подход к созданию бытовых картин, описанию аулов, пейзажа, попытка осмысления действительности, пока в жанре доказательных зарисовок»[1, 119].

Вначале XX века на родных языках создавались колоссальные по объему книги религиозно-дидактического характера: «Бустан Аваристан» (на аварском языке), «Книга о нравственности» А. Акаева (на кумыкском языке, изд. в 1908 г.), «Наставление для всех» (Унчукатан) Курбанали из Унчукатля (на лакском языке, изд в 1910 г.).

Творчество аварских писателей после победы Октябрьской революции отражало новые явления действительности, борьбу со старыми пережитками в сознании людей.

Один из первых очерков аварской прозы «Ночь в Анцухском ущелье» Ш. Микаилова написан и опубликован в конце 20-х годов XX столетия. Он посвящен событиям в Анцухском ущелье. В этом ущелье произошло

сражение красных партизан с белогвардейцами под командованием полковника К. Алиханова.Как отмечают исследователи 3.3. Гаджиева и М.Х. Гаджиахмедова, автор умеет манипулировать художественными приемами, он сумел «проникнуть и в своеобразие психологии боя в горах» [56, 70].

В 1913 году на страницах газет «Заря Дагестана» и «Мусульманская газета» выходит повесть С. Габиева «В народ». В своей незаконченной повести автор затрагивает острые политические вопросы. Произведение написано на русском языке.

Позже были напечатаны повести М. Чаринова «Любовь, возникшая в детстве» (1918), К. Закуева «Обманутая любовь» (1919).

Повести Н. Батырмурзаева «Бедная Хабибат» (1910), «Давуд и Лейла» (1912), «Гарун и Зубайда, или Несчастная Жанбике» (1914) являются одними из первых произведений в жанре повести в кумыкской литературе. Написанные в русле просветительского реализма, они поднимают проблему просвещения народа, эмансипации женщины. В 1917 году выходят отрывки из романа «Почему вы не готовитесь?», а в 1918 году вышла в свет хроника «Исторические дни в Дагестане» 3. Батырмурзаева.

Новатором в области становления и развития жанра рассказа можно считать Ю. Гереева и его сатирические рассказы: цикл «Лекарство от беды» и «Спутник Моллы Насретдина».

В историческом романе кумыкского писателя А.-Г. Ибрагимова«Аманхор» (1915) создан образ активного героя, предводителя народного восстания против феодального гнета.

В 20-е годы еще в зачаточном состоянии находилась даргинская проза. Первые даргинские очерки и рассказы были художественно слабы. Между тем, действительность требовала от писателей всестороннего подхода и отражения изменений, происходивших в современной им жизни. Эти требования наиболее хорошо разрешил писатель С. Абдуллаев, который

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Ниматулаева, Миная Давудовна, 2015 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абакарова Ф.О. Очерки даргинской советской литературы. (1917 - 1965 гг.). - Махачкала: ИИЯЛ им. Г. Цадасы, 1969.

2. Абдулатипов А.-К.Ю. Литература правды жизни. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1984.

3. Абрамов С. Сулак-свидетель // Дагестанская правда. 1943. 3 июля.

4. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. - М.: Просвещение, 1975.

5. Абуков К.И. Выход на магистраль. Воздействие русской критической мысли на формирование и развитие принципов соцреализма в дагестанской литературе. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1976.

6. Абуков К.И. На посту: Литературно-критические статьи, рецензии, штрихи к портретам. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1978.

7. Абуков К.И. Национальные литературы Дагестана и Северного Кавказа в системе взаимосвязей. Научный доклад по опубликованным трудам, представленный на соискание ученой степени доктора филологических наук. - Махачкала: ДНЦ РАН ИЯЛИ им Г. Цадасы, 1993.

8. Абуков К.И. Разноязычное единство, обретения и потери: Нац. литературы в системе взаимосвязей и поиске собств. путей развития. -Махачкала: Даг.кн. изд-во, 1992.

9. Аварская литература. Учебник. - Махачкала: Изд-во НИИ педагогики, 2003.

10. Аварская литература. Хрестоматия. - Махачкала: Изд-во НИИ педагогики, 1996.

11. Авшалумов X. Талант служит народу. К 60-летию со дня рождения М. Хуршилова// Дагестанская правда. 1965. 25 декабря.

12. Агеносов В.В. Генезис философского романа: Учебное пособие. - М.:

МГПИ, 1986.

13. Акавов З.Н. Диалог времен: История кум.лит. в зеркале современности. -Махачкала: Даг.кн. изд-во, 1996.

14. Акавов З.Н., Акавов Р.З. История кумыкской литературы нового времени в культурно-историческом освещении. - Махачкала: ДГПУ, 2009.

15. Акимов К.Х. Лезгинская нацональная проза: История развития жанровой системы. - Махачкала: Даг.кн. изд-во, 1998.

16. Алахвердов В. Есть вершины в горской прозе. // Дагестанская правда, 1944. 25 февраль. № 57.

17. Алибекова П. Персоязычная литература в Дагестане. // Дагестанская правда, 1996. 11 июля.

18. Алиева 3.3. Национальный характер и его развитие в современной дагестанской литературе. // Художественные искания современной дагестанской литературы. - Махачкала, 1983.

19. Апухтина В.А. Современная проза на современном этапе в 60-е и 70-е годы.-М.: 1977.

20. Арбат Ю. Проза молодых в Дагестане // Дружба народов. 1958. № 12.

21. Ахмедов С.Х. Литература народов Дагестана послевоенных десятилетий // Дагестанская литература. История и современность. Сборник статей. Выпуск 3. - Махачкала: ДГПУ, 2008.

22. Ахмедов С.Х. На путях развития дагестанской советской прозы. -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1978.

23. Ахмедов С.Х. Новый герой дагестанской прозы // Литература Дагестана и жизнь. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1975.

24. Ахмедов С.Х. Обогащение жанровой системы дагестанской прозы // Жанры советской художественной прозы народов Дагестана: Сборник статей. -Махачкала: ИИЯЛ АН СССР, 1987.

25. Ахмедов С.Х. Социалистический реализм и этапы развития

дагестанской прозы // Развитие социалистического реализма в дагестанской советской литературе. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1980.

26. Ахмедов С.Х. Социально-нравственные ориентиры дагестанской прозы. — Махачкала: Дагкнигоиздат, 1990.

27. Ахмедов С.Х. Характеры и судьбы // Национальное и интернациональное в литературах Северного Кавказа. - Орджоникидзе, 1986.

28. Ахмедов. С. X. Художественная проза народов Дагестана. История и современность. - Махачкала: Даг.кн. изд. 1996

29. Ахмедов С.Х. Образ автора и авторская позиция в современной дагестанской прозе // Художественная проза народов Дагестана: История и современность. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1996.

30. Ахмедов С. X. Художественные искания современной дагестанской литературы. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1983.

31. Ахмедов С.Х. Читатель уже другой, а писатель [о даг. прозе] // Дагестанская правда. 1985. 3 октября.

32. Ахмедова P.A. Литературный процесс и духовная интеграция народов Дагестана. Автореферат диссертации доктора филол. Наук. - Махачкала, 2004.

33. Бальбуров Э.А. Поэтика лирической прозы (1960-1970). - Новосибирск: Наука, 1985.

34. Бамматова А.Р. Этическая мысль народов Дагестана и современность. — Махачкала, 1999.

35. Бархударов Л.С. Язык и перевод. - М.: МО, 1975.

36. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. [Исследования разных лет]. -М.: Просвещение, 1975.

37. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. - М., 1963.

38. Белая Г.А. Художественный мир современной прозы. - М.: Наука, 1983.

39. Велик Е. В гостях у читателя // Комсомолец Дагестана. 1955. 1 апреля.

40. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. - СПб: Паритет, 2007.

41. Берггольц О.Ф. Разговор о лирике // Берггольц О. Ф. Собрание сочинений в 3 т. Т.2. - Д.: Худ.лит-ра. Ленинградское отделение, 1989.

42. Боборыкин В.Г. Проза 85. - М.: Знание, 1986.

43. Борев Ю. Личность. - Нация. - Время // Национальное и интернациональное в советской литературе. - Махачкала: Наука, 1971.

44. Буслаев Ф.И. Сравнительное изучение народного быта и поэзии // Труды по истории литературы. - М., 1999.

45. Бушканец Е.Г. Мемуарные источники. Учебное пособие к спецкурсу. -Казань, 1975.

46. Вагабова Ф.И. Формирование лезгинской национальной литературы. -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1970.

47. Вагидов A.M. Дагестанская проза второй половины XX века. -Махачкала: Дагкнигоиздат, 2005.

48. Вагидов A.M. Современный дагестанский рассказ. - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2000.

49. Вагидов A.M. Социалистический реализм и развитие даргинской литературы. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1987.

50. Варфоломеев Р.Х. Типологические основы жанров исторической романистики. — Ташкент, 1979.

51. Введение в литературоведение. Под ред. Акавова З.Н. - Махачкала: «Юпитер», 2001.

52. В гостях у писателя // Комсомолец Дагестана. 1954. 31 октября.

53. Взаимосвязи фольклора и литературы народов Дагестана: Сб. ст. / Сост. A.M. Абдурахманов. - Махачкала: Даг.фил. АН СССР, 1986.

54. Волков И.Ф. Теория литературы. - М.: Просвещение, 1995.

55. Ворон Д.Д. На путях становления: Особенности сюжетики советской прозы 20-х годов. - М.: Высш. шк., 1979.

56. Гаджиева 3.3., Гаджиахмедова М.Х. История аварской советской литературы (20-50 гг.). - Махачкала: ДГУ, 2004.

57. Гаджиева 3.3. Конкретно-реалистическое стилевое течение в аварской прозе // Развитие социалистического реализма в дагестанской советской литературе. Сб. ст. - Махачкала, 1980.

58. Гаджиева 3.3. Современная аварская проза. Приоритеты. Тенденции. Направления. - Махачкала: ДНЦ РАН, 2008.

59. Галь Н.Я. Слово живое и мертвое. Из опыта переводчика и редактора. — М., 1987.

60. Гамзатов Г.Г. Дагестан: историко-литературный процесс. - Махачкала, 1990.

61. Гамзатов Г.Г. Литература народов Дагестана дооктябрьского периода: Типология и своеобразие художественного опыта. - М.: Наука, 1982.

62. Гамзатов Г.Г. Художественное наследие и современность: Проблемы преемственности и взаимодействия дагестанской литературы. - Махачкала: 1982.

63. Гасан-Гусейнов М.А. Идти не проторенными путями // Литературный Дагестан. - Махачкала: 1972.

64. Гасан-Гусейнов М.А. Некоторые рассуждения об аварской прозе [на авар.яз.] //Дружба. 1991. №4.

65. Гасан-Гусейнов М.А. Певец мужества и свободы. К 80-летию писателя М. Хуршилова//Дагестанская правда. 1985. 15 июня.

66. Гасан-Гусейнов М.А. Путешествие в страну Синегорию: Заметки о дагестанской литературе. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1991.

67. Гашаров Г.Г. История лезгинской литературы: Краткий очерк. -Махачкала: ДГУ, 1983.

68. Гинзбург JT. О психологической прозе. - Ленинград: Худ. лит., 1976.

69. Гиршман М.М. Литературное произведение. Теория и практика анализа. - М.: Высшая школа, 1991.

70. Глухов А.Г. В свете солнца. Очерки о научно-популярных книгах. - М.: Советская Россия, 1977.

71. Горбанев H.A. Дагестанский роман на историко-революционную тему // Ученые записи ДГПУ. Т.6. 1962.

72. Григорьев Г.С. Высоты целей будущего [Размышления о советской прозе] // Советский Дагестан. 1979. № 6.

73. Громов Е. С. Природа художественного творчества. - М., 1986.

74. Гуляев H.A. Теория литературы. - М., 1977.

75. Гусейнаев А.Г. Арабоязычная литература народов Дагестана перв. пол. 19 в. // Филологические науки. 1990. № 3.

76. Гусейнов М.А. Картины эволюции кумыкской прозы 60-80-х годов. -Махачкала: Наука-Сервис, 1998.

77. Гусейнов Ч.Г. Советская многонациональная литература и формирование духовного облика современника // Положительный герой в современной советской литературе. - М., 1988.

78. Гусейнов Ч.Г. Этот живой феномен: советская многонациональная литература вчера и сегодня. - М., 1988.

79. Дагестан литературный 1990: Сборник // Сост. Рагимова Н.Т. -Махачкала: Даг.кн. изд-во, 1990.

80. Дагестанская литература во взаимодействии с литературами народов СССР: Сб. ст. // Сост. Гаджиева 3.3. - Махачкала, 1985.

81. Дагестанская литература: Закономерности развития (1965-1985) // Отв. ред. Ч.С. Юсупова. - Махачкала: ДНЦ РАН, 1999.

82. Дагестанская литература: История и современность. Вып. III. -Махачкала, 2008.

83. Дагестанская литература: История и современность. Вып. IV. -Махачкала, 2009.

84. Дагестанская литература: История и современность. Вып. V. -Махачкала, 2010.

85. Дагестанская литература: История и современность. Вып. VII. -Махачкала, 2013.

86. Дагестанская народная проза: [Сборник статей] // Даг. Фил. АН СССР ИИЯЛ им. Г. Цадасы. - Махачкала, 1982.

87. Деркач Т.Б. Современный историко-революционный роман [Проблемы поэтики]. - Киев, 1989.

88. Джамалудинова Х.Г. Жанрово-стилевые особенности трилогии Фазу Алиевой «Роса выпадает на каждую травинку» [Текст]: дисс. на соиск. уч. ст. канд. фи л.наук. - Махачкала, ДГПУ. 2012

89. Добролюбов Н.А. Собрание сочинений: В 6 т. T.I. - М., 1961.

90. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. -М.: Наука, 2003.

91. Жанр романа в классической и современной литературе: Межвуз. научн. сб. - Махачкала, 1983.

92. Жанры дагестанской советской литературы. - Махачкала: Даг.филиал АН СССР. ИИЯЛ им. Гамзата Цадасы // Махачкала, 1979.

93. Жанры советской художественной прозы народов Дагестана: Сборник статей. - Махачкала, 1987.

94. Живолупова Н.В. Исповедальное повествование и проблема авторской позиции // Типологические категории в анализе литературного произведения как целого. - Кемерово, 1983.

95. Инатенко Г. О чем поведал Сулак // Дагестанская правда. 1966. 4 июня.

96. История дагестанской литературы: Практический курс. - Махачкала, 1999.

97. История дагестанской советской литературы. В 2 томах. Т.1. 1967.

98. История дагестанской советской литературы. В 2 томах. Т.2. 1967.

99. История и современность в литературах Северного Кавказа: Межвузовский сб. статей / Сост. Г.И. Кравченко. - Орджоникидзе, 1980.

100. История советской многонациональной литературы: В 6 т. - М.: Наука, 1970-1974.

101. Казбекова З.Г. Дагестанско-европейские литературные связи: Периодизация. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 2008.

102. КамбачковаРЛ. Становление и развитие исторического романа в адыгейской прозе. - Нальчик: Кабардино-Балкарский государственный университет, 1998.

103. Кассиев Э.Ю. Дагестанская литература на пути к социалистическому реализму (От просветительства к реализму нового типа). - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1982.

104. Керимов И. Творческий путь Магомеда Хуршилова // Дагестанская правда. 1955.13 декабря.

105. Конфликты и характеры в современной советской литературе. - М., 1980.

106. Косиков Г.К. Вопросы повествования в романе // Литературные направления и стили. - М., 1975.

107. Кузнецов М.М. Советский роман. Пути и поиски. - М.: Знание, 1980.

108. Ладыгин М.Б. Романтический роман: Пособие по спецкурсу. - М.: МГПИ, 1981.

109. Литература Дагестана и жизнь. - Махачкала: Даг.кн. изд-во, 1986.

110. Литературная энциклопедия терминов и понятий. Главный редактор и составитель А.Н. Николюкин. - М.: НПК «Интелвак», 2001.

111. Литературный энциклопедический словарь под ред. Кожевникова В.М., Николаева П.Л. -М.: Советская энциклопедия, 1987.

112. Литературы народов России. XX век. Словарь. - М.: Наука, 2005.

113. Лихачев Д.С. Прошлое - настоящему. Статьи и очерки. - Ленинград, 1985.

114. Лобин А.М. Образ будущего как составляющая художественно-философской концепции истории в ретроспективной прозе. // Руснаука. -Ульяновск, УГТУ, 2005.

115. Ломидзе Г.И. Нравственные истоки подвига. - М., 1985.

116. Магомед Хуршилов // Дагестанская правда. 1958. 4 марта.

117. Магомедов Б.М. Очерки аварской дореволюционной литературы. -Махачкала, 1961.

118. Магомедов Д.М. Единство многообразия: Диалектика национального и интернационального в советской художественной культуре. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1977.

119. Магомедов М. Заметки о дагестанской прозе // Литература Дагестана и жизнь. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1985.

120. Мазанаев Ж.А. Русскоязычная литература Дагестана: Проблема национального и интернационального взаимодействия. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1984.

121. Малкина В.Я. Поэтика исторического романа. Проблема инварианта и типология жанра [На материале русской литературы XIX - начала XX века]: Автореферат диссертации канд. филол. наук. - М.: РГТУ, 2001.

122. Меркулова М.Г. Шекспировская модель ретроспекции в «Гамлете» // Шекспировские штудии II: «Русский Шекспир»: Исследования и материалы научного семинара, 26 апреля 2006 года / Отв. ред. Вл. А. Луков; М.: Моск. гуманит. ун-т. Ин-т гуманит. Исследований, 2006.

123. Мурзагулова З.Г. Истоки и развитие Башкирского исторического романа: Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. - Уфа, Башкирский государственный университет, 2005.

124. На очередной «среде» в редакции «Дагестанская правда» // Дагестанская правда. 1945. 31 марта.

125. Назаревич А.Ф. В мире горской народной сказки. - Махачкала, 1962.

126. Обсуждение романа Магомеда Хуршилова «Сулак-свидетель» // Дагестанская правда. 1950. 6 августа.

127. Омаршаева Э.М. Дагестанский исторический роман второй половины XX века: самобытность и типологическая общность: Дисс. на соиск. уч. ст. доктора фил.наук. - Махачкала: ДГПУ. 2011.

128. О награждении Почетной грамотой Президиума Верховного Совета ДАССР Хуршилова М.А. // Дагестанская правда. 1955. 14 декабря.

129. О художественно-документальной литературе: Межвузовский сборник научных трудов. - Иваново: ИВГУ, 1979.

130. О художественно-документальной литературе: Уч. Зап. T.I. - ИВГПИ, 1978.

131. Оскоцкий В.Д. Роман и история. Традиция и новаторство советского исторического романа. - М.: Художественная литература, 1980.

132. Очерки дагестанской советской литературы. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1957.

133. Паламарчук П. Новый реализм: корнесловие имени. // Лит. Россия, 1997. 4 апреля.

134. Палиевский П.В. Постановка проблемы стиля // Теория литературы. -М.: Наука, 1965.

135. Пауткин А.И. Советский исторический роман. - М.: Просвещение, 1970.

136. Петров С.М. Русский советский исторический роман. - М.: Современник, 1980.

137. Писатели советского Дагестана. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1990.

138. Поспелов Г.Н. Теория литературы. - М.: Высшая школа, 1978.

139. Поэтика дагестанской советской литературы. Сб. ст. // Сост. М.И. Зульфукарова. - Махачкала, 1986.

140. Поэтика русской советской прозы: Межвуз. научн. сб. - Уфа: БГУ, 1987.

141. Принципы изображения характера в советской прозе: Межвузовский сборник научных трудов. - Челябинск: ЧГПИ, 1985.

142. Развитие социалистического реализма в дагестанской советской литературе [Сборник статей]. - Махачкала: Институт ИИЯЛ им. Г. Цадасы, 1980.

143. Рамазанова П.К. Хронотоп в дагестанском историческом романе: Автореферат диссертации канд. филол. наук. - Махачкала, 2005.

144. Русско-аварский словарь: Более 40000 слов. Под ред. С.З. Алиханова. -Махачкала: ДНЦРАН, 2003.

145. Садыкова Г.Ф. Тема рабочего класса в дагестанской литературе. -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1978.

146. Словарь литературоведческих терминов // Редакторы-составители Л.И. Тимофеев, C.B. Тураев. -М/. Просвещение, 1976.

147. Смирнов И.П. Соцреализм: антропологическое измерение. // Новое лит.обозрение, 1995. №15

148. Советский роман: Новаторство, поэтика, типология. - М.: Наука, 1978.

149. Современный словарь иностранных слов: толкование, словообразование, этимология // Под ред. Л.М. Баша, A.B. Боброва и др., изд-е 6-е. - М.: Цитадель-Трейд, ИКТЦ Лада, Рипол Классик, 2005.

150. Султанов К.Д. Достоинство слова. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1976.

151. Султанов К.Д. Очерки истории дагестанских литератур 19 - начала 20 вв. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1978.

152. Султанов К.Д. Пробиваясь к заветному смыслу [Историко-революционный роман в прозе Дагестана и Северного Кавказа] // Литературная Россия. 1988. 15 июля. № 28.

153. Султанов K.K. Национальный характер нового типа в современной литературе // Положительный герой в современной советской литературе. — М.: 1988.

154. Сурганов B.C. Советская литература и дагестанская проза наших дней // Дон. 1984. №2.

155. Талантливый дагестанский писатель. К 50-летию со дня рождения Магомеда Хуршилова//Комсомолец Дагестана. 1955. 11 декабря.

156. Теория литературы. Т. 2. - М.: Изд. центр. «Академия», 2006.

157. Традиционный фольклор народов Дагестана. М.: Наука, 1996.

158. Усахов М.-Р.У. Аварская литература. Проблема творческого метода. — Махачкала: ДГПУ, 2000.

159. Усахов М.-Р.У. Аварская проза: Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. кандидата филол. наук. - Махачкала, 1967.

160. Усахов М.-Р.У. Размышления о художественных методах и направлениях в аварской литературе. - Махачкала: ДНЦ РАН, 2010.

161. Усахов М.-Р. У. Прекрасная жизнь. - [на авар, яз.] // Дружба. 2004. № 5.

162. Усахов М.-Р.У. Социалистический реализм в дагестанской литературе: Учебное пособие по спецкурсу. - Ростов-на-Дону: РГПИ, 1985.

163. Устное творчество народов Дагестана. - Махачкала: НИИ педагогики, 2000.

164. Уэллек Р., Уоррен О. Теория литературы. - М., 1978.

165. Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1983.

166. Хайбуллаев С.М. Зарождение советской аварской литературы (на авар.яз.) // Литературный Дагестан. - 1988. №5.

167. Хайбуллаев С.М. Страницы аварской литературы. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1991.

168. Хализев В.Е. Теория литературы. - М.: Высшая школа, 2005.

169. Хизриева П.М. Лирическая проза и лиризм дагестанской прозы. Автореферат диссертации канд. филол. наук. - Махачкала, 2005.

170. Храпченко М.Б. Горизонты художественного образа. - М.: Художественная литература, 1986.

171. Храпченко М.Б. Размышления о системном анализе литературы // Вопросы литературы. 1975. № 3.

172. Художественные искания в современной дагестанской литературе // Отв. ред. С.Х. Ахмедов. Сост. Ч.С. Юсупова. - Махачкала, 1983.

173. Чернухина И.Я. Элементы организации художественного прозаического текста. - Воронеж: ВГУ, 1984.

174. Чичерин A.B. Возникновение романа эпопеи. Издание 2. - М.: Советский писатель, 1975.

175. Шайтанов И.О. Как было и как вспомнилось. - М.: Знание, 1981.

176. Шилова Л. Изображение национального характера // Вопросы дагестанской литературы. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1969.

177. Шкловский В.Б. О теории прозы. - М.: Советский писатель, 1983.

178. Шубин Э.А. Современный русский рассказ. Вопросы поэтики жанра. -Ленинград: Наука, 1974.

179. Щедрина Н.М. Концепция личности в современном историко-революционном романе: Учебное пособие. - Уфа: БГУ, 1988.

180. Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В.И. Новиков, Е.А. Шкловский. - М., Педагогика-Пресс, 1998.

181. Эсалнек А.Я. Роман // Русская словесность. - М.: Наука, 1993.

182. Юбилей М. Хуршилова // Дагестанская правда. 1955. 7 декабря.

183. Юбилей М. Хуршилова // Дагестанская правда. 1955. 16 декабря.

184. Юсуфов Р.Ф. Дагестан и русская литература конца 18 и первой половины 19 вв. -М.: Наука, 1964.

185. Юсуфова JI.О. Эволюция жанров рассказа и новеллы в дагестанской литературе: Дисс. на соиск. уч. ст. кандидата филол. наук. - Махачкала: ДГПУ. 2006.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Абу-Бакар А. Чрезвычайный комиссар. - Махачкала: Даг.кн. изд-во, 1983.

2. Динмагомаев Р. Герои в шубах. - Махачкала: Даггиз., 1932.

3. Керимов И. Махач. - М.: Издательство советская Россия, 1964.

4. Магомедов М. Месть. - Махачкала: Даг.кн. изд-во, 1996.

5. Тахо-Годи А. Революция и контр-революция. - Махачкала: Даг.гос. изд-во, 1927.

6. Хуршилов М. Сулак-свидетель. - Махачкала: Даггосиздат, 1943.

7. Хуршилов М. Сулак-свидетель. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1950.

8. Хуршилов М. Сулак-свидетель. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1953.

9. Хуршилов М. Сулак-свидетель. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1955.

10. Хуршилов М. Сулак-свидетель. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1990.

11. Яхьяев М.-С. Три солнца. - М.: Политиздат, 1978.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.