Роль лидера творческого исполнительского коллектива в воплощении художественного произведения тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.09, кандидат наук Бибикова Анна Валерьевна

  • Бибикова Анна Валерьевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2018, ФГБОУ ВО «Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова»
  • Специальность ВАК РФ17.00.09
  • Количество страниц 172
Бибикова Анна Валерьевна. Роль лидера творческого исполнительского коллектива в воплощении художественного произведения: дис. кандидат наук: 17.00.09 - Теория и история искусства. ФГБОУ ВО «Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова». 2018. 172 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Бибикова Анна Валерьевна

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты исследования лидерства в

творческом исполнительском коллективе

1.1. Возникновение творческого исполнительского коллектива в историческом и теоретическом аспектах

1.2. Проблемы воплощения художественного произведения

1.3. Методологические аспекты исследования феномена лидерства

Глава 2. Базовые черты/способности личности лидера творческого исполнительского коллектива как основа воплощения художественного произведения

2.1. Методика определения и исследования базовых черт/способностей личности лидера творческого 73 исполнительского коллектива

2.2. Базовые черты/способности личности лидера музыкально-инструментального и музыкально-драматического коллективов

2.3. Базовые черты/способности личности лидера театрального и кинематографического коллективов

2.4. Совокупность базовых черт/способностей личности лидера творческого исполнительского коллектива

Заключение

Литература

Приложение

Приложение I. Перечень базовых черт/способностей личности

дирижёра, упомянутых в личных документах

Приложение II. Перечень базовых черт/способностей личности лидера (дирижёра/режиссера) оперного коллектива,

упомянутых в личных документах

Приложение III. Таблицы частоты упоминаний черт/способностей в личных документах лидеров творческих исполнительских коллективов по видам коллективов

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Роль лидера творческого исполнительского коллектива в воплощении художественного произведения»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Деятельность лидера творческого исполнительского коллектива (режиссёра, дирижёра, кинорежиссёра), незаменимая вообще в творческом процессе, стала особо заметна на сломе эпох, когда привычные художественные, этические и эстетические принципы в той или иной степени утрачивают свой первоначальный смысл, вытесняясь новыми нормами и установками. Значение творческих исполнительских коллективов неоценимо, они транслируют значительную часть ценностей мировой и национальной культуры. Велика их роль в становлении мышления, ментальности современного общества. Творческие коллективы не только передают культурные ценности от поколения к поколению, но они, ведомые своим лидером, воплощают в жизнь новые, неизвестные ещё произведения, обеспечивая, таким образом, развитие музыкального и драматического искусства. Генератор новых идей - лидер творческого исполнительского коллектива, он определяет соотношение нового и старого, он свои идеи воплощает через возглавляемый им коллектив.

Исследования отношений «лидер - группа/коллектив» проводились в группах/коллективах, занятых политической, военной, производственной, коммерческой деятельностью. Они не затрагивали роль лидера в творческих коллективах. Объясняется это не столько отсутствием интереса к данной группе коллективов, сколько особой сложностью изучаемого объекта.

Наше исследование нацелено на изучение лидерства применительно к творческим коллективам и вводит в научный оборот специфический комплекс документов, позволяющих исследовать данный феномен. Роль лидеров в ста-

новлении и дальнейшем развитии возглавляемых ими творческих исполнительских коллективов имеет большое значение для понимания особенностей протекающих здесь процессов воплощения художественного текста. Без ясного представления об устойчивых личностных характеристиках лидера творческого исполнительского коллектива невозможно объективное установление предрасположенности к специфической деятельности дирижёра и режиссёра, воплощающих через коллективное творчество свои интерпретационные замыслы.

Для выявления обстоятельств, формирующих условия максимально эффективного раскрытия потенциала творческого исполнительского коллектива и его лидера, требуется исследование, насколько данный индивид может реализоваться в качестве лидера этого коллектива, насколько гармонично сочетаются их возможности. И зависит это во многом от базовых черт лидера, от его способности через свой коллектив воплотить художественное произведение.

Таким образом, обращение к теме диссертационного исследования обусловлено стремлением решения следующих объективных противоречий:

- между намерением стать лидером творческого исполнительского коллектива и реальной возможностью его реализовать;

- между сложившимися исполнительскими традициями и необходимостью оригинальной интерпретации исполняемого художественного произведения.

Творческий коллектив возглавляет художник - признанный, авторитетный лидер, который инициирует коллективное творчество и управляет им, воплощая художественное произведение. Однако не каждый человек, вставший по той или иной причине во главе творческого исполнительского коллектива, оказывается способным к достижению художественно значимого результата. Разрешить противоречие между намерением и реальными возможностями лидера - вот вечная и основная проблема, сопровождающая деятельность любого творческого коллектива.

Особенно актуальным решение данной проблемы видится в современных условиях состояния искусства. В настоящее время количество творческих ис-

полнительских коллективов стремительно возрастает. В связи с этим возникает реальный дефицит творчески одарённых лидеров, способных повести за собой данные коллективы и добиться значимых художественных результатов. Вот почему назрела объективная необходимость в осмыслении и обобщении накопленного здесь опыта.

Определение области исследований. Логика развития исполнительства привела к тому, что во главе творческих коллективов встал человек, длякото-рого исполнительство есть воплощение его интерпретационных идей посредством управления исполнительским коллективом. Он определяющим образом влияет в целом на исполнительское искусство. Это лидер - режиссёр, дирижёр, то есть тот, кто управляет коллективом в силу своего авторитета и должности. Данная социокультурная ситуация первоначально рассматривалась в категориях так называемой «харизмы», понимаемой как совокупность психофизиологических свойств человека, которые проявляются при определенных условиях в коммуникативном процессе. Но это слишком общее и не всегда верное истолкование феномена лидерства. Существует ряд гипотез, проверенных на практике и раскрывающих этот феномен более конкретно, в частности, теория базовых черт личности.

В нашей работе проанализирован фактический материал и выявлен базовый набор черт/способностей у лидера драматического (режиссёра) и музыкального (дирижёра) коллектива. Таким образом, данным исследованием подтверждается предложенная отечественными психологами академиком А. В. Петровским и М. Г. Ярошевским теория, которая сводит истинность выводов теории черт к сравнительно узкой области функционирования однотипных групп, каковыми являются творческие исполнительские коллективы. Лидер выделяется не только чертами, врождёнными и приобретенными в процессе становления личности, эти черты раскрываются в ходе деятельности индивида, вынужденного воплощать свои художественные идеи через творческий исполнительский коллектив. Все эти факторы требуют определённого набора базо-

вых черты/способностей личности, становящейся лидером творческого коллектива.

Деятельность лидера и сам феномен лидерства относятся к социальным образованиям и подчиняются общим закономерностям, выявленным исследованиями социальных психологов. Поскольку нами исследуется феномен лидерства и набор специфических лидерских качеств именно в организации исполнительской деятельности художественного творчества в сфере искусства и непосредственно изучаются творческие коллективы, разрабатываемая тема полностью попадает в раздел «Искусство как социальное явление», относящийся к области «Теория и история искусства».

Наиболее близкой к теме настоящего исследования является диссертация Н. Б. Буяновой «Проблема лидерства в художественно-творческом коллективе: структура, мотивация, личность» [11], в которой изучались профессионально -личностные качества руководителя художественно-творческого коллектива. Характеризуя индивидуальность руководителя коллектива, автор объясняет причины воздействия личности на коллектив как суггестивными («энергетика, яркость эмоций»), так и интеллектуальными («логикой и всесторонней продуманностью своих идей, предложений, творческих установок») свойствами. Вместе с тем здесь не выделены критерии различия «лидера» и «руководителя», а также неясен способ определения базовых черт/способностей личности. Исключены из исследования и так называемые «личные документы», что сузило аналитическую базу исследования.

В диссертационных исследованиях Е. В. Кудряшовой [51] и И. А. Урми-ной [1 14] рассматриваются локальные проблемы взаимодействия лидера и его коллектива, а также некоторые особенности творчества в исполнительских искусствах, что не позволяет представить проблему лидера творческого исполнительского коллектива в общем универсальном плане.

В соответствии с формулой специальности 17.00.09 - «Теория и история искусства», охватывающей проблемы, которые связаны с происхождением искусства как особого вида духовно-практической деятельности человека, его об-

разной сущности, социальных функций и исторических этапов его развития, в нами показана эволюция творческих коллективов, изучена специфика деятельности лидера творческого исполнительского коллектива, установлен набор базовых черт/способностей личности, характерный для лидера творческого исполнительского коллектива, определена степень его влияния на развитие исполнительского искусства и закономерности динамики художественного процесса в зависимости от социальных условий деятельности творческих исполнительских коллективов.

Объектом исследования является лидер творческого исполнительского коллектива, под которым понимается индивидуум, организующий совместную деятельность своего коллектива в области исполнительского искусства для наилучшего воплощения исполняемого произведения, опираясь на свой авторитет, поддерживая необходимые нормы и правила функционирования коллектива и неся полную ответственность за результаты деятельности своего коллектива. В нашем исследовании в качестве лидера творческого коллектива рассматриваются дирижёр - руководитель симфонического коллектива - и режиссёр -руководитель театрального и кинематографического творческого коллектива. Это обусловлено тем, что данные виды руководителей, на наш взгляд, наиболее показательны и отражают все сущностные составляющие лидера творческого коллектива.

В зависимости от ситуации лидер творческого исполнительского коллектива может быть занят в различных процессах, в частности, в коммерческом (получение прибыли от деятельности коллектива), социальном (общая организация и управление коллективом) и т. п. Но его основная функция - осознать задачу как целое и организовать деятельность своего коллектива таким образом, чтобы творчество каждого члена коллектива стало необходимой частью общей деятельности всего коллектива в воплощении произведения искусства с достижением значимого художественного результата. Наше внимание будет сосредоточено в основном на последнем направлении деятельности, представ-

ляя лидера творческого исполнительского коллектива как создателя уникального произведения искусства.

Предметом исследования является роль лидера творческого исполнительского коллектива в воплощении интерпретируемого им художественного текста и получение результата, адекватного его замыслу. Естественно, не каждый человек, назначенный на должность руководителя творческого исполнительского коллектива, оказывается способным к достижению художественно значимого результата. Поэтому в нашем исследовании мы сосредоточили внимание на существенных факторах (черты/способности), которые дают возможность индивидууму не просто быть лидером творческого коллектива, но ещё и добиваться высокохудожественных результатов совместной коллективной творческой работы.

Цель исследования - построить эмпирическую модель базовых черт/способностей личности лидера творческого исполнительского коллектива, указывающую на его предрасположенность к решению задач, которые стоят перед этим коллективом при воплощении художественного текста. Для достижения обозначенной цели и решения данной проблемы поставлены следующие задачи исследования:

- провести анализ теорий лидерства;

- выявить специфику творческих коллективов;

- определить круг источников для получения необходимой информации по выявлению специфических черт/способностей у лидера творческого исполнительского коллектива;

- проанализировать теоретические работы лидеров творческих исполнительских коллективов с целью выяснения базового набора черт/способностей, характерных для творческой деятельности в коллективах;

- определить специфику творчества лидера творческого исполнительского коллектива;

- выявить фактический существующий набор черт/способностей лидера творческого исполнительского коллектива.

Исследование проведено на стыке двух наук - искусствоведения и социальной психологии, - которые составили главную его методологическую основу. У каждой из этих научных сфер имеется свой предмет изучения и методы исследования. Поскольку основное внимание сосредоточено на области искусства, ведущими стали методологические подходы, разработанные в искусствоведение. Кроме того, были использованы методы, разработанные Ю. М. Лотма-ном и его школой, в частности, его представления об искусстве как особой форме мышления. Для понимания специфики процедуры интерпретации были приняты во внимание работы П. Рикёра, Х.-Г. Гадамера, С. Я. Вартанова. В классификации творческих коллективов в области исполнительского искусства мы обращались к соответствующим трудам о внутреннем строении мира искусств М. Кагана.

Наряду с искусствоведением, в разработке темы лидера в творческом исполнительском коллективе нами были привлечены методы социальной психологии как валидный инструмент для изучения феномена лидерства. В целом в качестве методологической основы исследования использован системный междисциплинарный подход, позволяющий применить теоретические положения таких научных областей, как искусствознание, история искусств, философия, психология, социальная психология, эстетика, всеобщая история и др., контент-анализ и статистические методы организации полученной информации.

Источники, использованные в исследовании, классифицированы на несколько групп в зависимости от рассматриваемой проблематики. К ним относятся труды зарубежных и отечественных социологов, социальных психологов, исследующих проблемы творчества, закономерности функционирования групп (коллективов), генезис и феномен лидерства. При этом особое значение для исследования имеют общая психология (Л. С. Выготский, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, М. Г. Ярошевский), психология художественного творчества Л. С. Выготский, Г. М. Цыпин), исследования лидерства в группах (Б. Д. Пары-гин, К. Альдерфер, Б. М. Басс, М. Вебер, Р. Бэрон, С. Московичи). Социально-психологические теории, связанные с проблемой лидерства, представлены тру-

дами зарубежных (К. Левин, Р. Стогдилл, Ф. Фидлер,) и отечественных (Б. Д. Парыгин, А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский) учёных. Наконец, задействованы труды, где исследована специфика и роль лидера в исполнительских видах искусства: музыке (Т. Адорно, В. Беньямин, Л. М. Гинзбург, В. Фуртвен-глер, Ш. Мюнш, Б. Э. Хайкин, А. М. Пазовский, Б. Тилес, Л. Стоковский, Н. Лебрехт, Я. Латам-Кёниг), театре (Н. П. Акимов, А. К. Гладков, А. А. Гончаров, Б. Е. Захава, Н. А. Крымова, Г. Крэг, В. Э. Мейерхольд, К. С. Станиславский, А. Я. Таиров, М. А. Чехов, А. В. Эфрос), кино (Б. Балаш, Ю. Б. Борев, Г. М. Козинцев, Ю. М. Лотман, А. Монтегю, М. И. Ромм, А. А. Тарковский, Ф. Трюффо, Ю. Н. Тынянов, Ф. Феллини, С. М. Эйзенштейн).

Материалом исследования послужили личные документы, под которыми понимаются авторские тексты, написанные выдающимися деятелями искусства, которые являлись фактическими руководителями творческих коллективов. Данные документы включают в себя письма, дневники, мемуары, биографии, а также интервью, содержащие информацию, необходимую для понимания роли лидера творческого коллектива в воплощении художественного произведения.

Для выяснения общих закономерностей влияния базовых черт/способностей личности на воплощение художественного произведения важное значение имеет процедура отбора личных документов. В первую очередь были определены источники необходимой информации, а также установлен хронологический и содержательный критерий такого отбора. При этом использовались следующие подходы:

1. Отбирались личные документы выдающихся деятелей интересующих нас видов искусства, которые создавались для разъяснения личного опыта и расширения числа последователей мастера. В этих документах имплицитно, а иногда и прямо описываются черты/способности, необходимые для успешной профессиональной деятельности лидера творческого исполнительского коллектива.

2. Использовались работы, в которых был представлен психологический портрет лидера творческого исполнительского коллектива. Принимались во внимание также исследования, включающие прямое цитирование высказываний лидера.

3. Хронологические рамки отбора документов включали период фактического становления и теоретического осмысления института лидерства в творческом исполнительском коллективе (конец XIX начало XXI столетия).

4. Содержательные ограничения в отборе личных документов лидеров творческих исполнительских коллективов определялись жанром, в котором они были выполнены. В нашем исследовании рассмотрены прямые теоретические изыскания лидеров, а также мемуары с анализом их деятельности.

Научная новизна исследования состоит в том, что: а) выявлена роль базовых черт/способностей личности лидера творческого коллектива в воплощении художественного произведения; б) выявлены и систематизированы базовые черты личности/способности, необходимые лидерам творческих коллективов; в) определен фактический базовый набор лидерских качеств, умений и навыков по некоторым видам творческих коллективов; г) впервые определён круг источников, содержащий информацию о наличии качеств, которые определяют лидеров творческих коллективов; д) применены для решения искусствоведческих задач теоретические положения и методики, используемые в сфере социальных наук; е) доказана возможность использования теории черт на локальном материале феномена лидерства в творческом коллективе, где предполагается сочетание врожденных, психологических, интеллектуальных качеств и социальной направленности личности лидера.

Теоретическая значимость исследования обусловлена его новизной и заключается: а) в постановке и решении важной для науки проблемы обоснования и применения параметров теории черт к исследованию феномена лидерства в творческих коллективах; б) в вовлечении в исследовательский оборот ранее не используемых источников; в) в установлении области применения теории

черт; г) в определении базового набора личностных черт/способностей, необходимых для деятельности лидера творческого исполнительского коллектива.

Практическая значимость исследования состоит в том, что методики аналитической интроспекции, доказавшие свою эффективность в данной работе, могут быть использованы в дальнейших исследованиях в сложной и малоисследованной отрасли изучения феномена лидерства в творческих коллективах в области исполнительского искусства. Выводы исследования применимы в практической деятельности лидеров творческих коллективов. Кроме того, материалы исследования могут быть использованы для разработки тестов, выявляющих предрасположенность к деятельности лидера творческого исполнительского коллектива.

Апробация результатов исследования осуществлялась: в ходе обсуждения на кафедре театрально-зрелищных искусств в Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма и на кафедре гуманитарных дисциплин и физической культуры Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова; через опубликование автором исследовательских материалов по теме диссертации, список которых приводится в конце автореферата; в сообщениях на 3 международных конференциях в Москве (2014, 2015, 2016).

Положения, выносимые на защиту:

1. Для достижения значимого результата при воплощении художественного текста в личности руководителя творческого коллектива необходимо сочетание черт/способностей лидера формального (административный руководитель) и неформального (наиболее авторитетный художник). Если лидер наделен всей полнотой власти, у него появляется возможность воплощения своих идей.

2. Творческий коллектив имеет принципиальное отличие от иных видов коллективов, которое заключается прежде всего в том, что он создает новую интерпретацию исполняемого произведения. Деятельность творческого коллектива зависит в значительной степени от творчества тех, кто участвует в реализации творческого замысла. Лидер творческого коллектива как художник пред-

лагает к исполнению собственную интерпретацию художественного текста, чтобы возглавляемый им коллектив воплотил его творческую идею.

3. В структуре личности лидера творческого коллектива для воплощения художественного произведения обязательно требуется наличие постоянных базовых черт/способностей личности: талант, соответствующий виду творческого коллектива; воля к достижению цели; постоянные поиски нового, максимально выражающего время; умение воспринимать творческие идеи и доводить их до реального воплощения; способность к организации либо преобразованию творческого коллектива сообразно собственным задачам.

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, двух глав, Заключения, Списка литературы, трёх Приложений.

ГЛАВА 1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИДЕРСТВА В ТВОРЧЕСКОМ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Одной из характерных черт нашей эпохи можно назвать дальнейшее углубление поставленных на научную основу представлений о человеке, играющем главенствующую роль в воплощении и трансляции художественных ценностей. Этот человек - лидер творческого коллектива. Качества, позволяющие ему стать во главе творческого коллектива, определяются нами как базовые черты/способности личности. Лидер творческого коллектива оказывает непосредственное влияние на развитие исполнительских видов искусства. Его вклад в исполнительство обусловливается индивидуальными способностями, которые, в свою очередь, зависят от базовых черт/способностей личности.

Такое положение и значение руководителя творческого коллектива объяснимо понятием художественной коммуникации, что в самом общем виде сформулировано Ю. М. Лотманом как процесс, в результате которого «коммуникативные связи реализуются в форме передачи некоего сообщения в определённой системе» [59, с. 568]. Рассматривая этот процесс с точки зрения художественной коммуникации, мы видим жёстко выстроенную систему: лидер - художественное произведение - творческий исполнительский коллектив. Художественное сообщение строится на специфической модели коммуникативных отношений, как пишет В. А. Шапошникова: «любой творческий акт становится актом прямой или косвенной коммуникации, так как передаёт аудитории своего рода сообщение - речь идёт о сознательно заложенном в творчество и отре-флексированном message» [127, с. 217]. Человек, занятый в любом виде творче-

ства, изначально пытается установить с кем-то общность [43, с. 88], что в большей степени касается всех видов исполнительского искусства, напрямую воздействующих на аудиторию.

Коммуникация в нашем случае может быть разделена на прямую и косвенную. Прямая коммуникация возникает между лидером и творческим исполнительским коллективом, косвенная - между автором текста и его интерпретатором. Главным интерпретатором является, естественно, лидер творческого исполнительского коллектива, однако члены этого коллектива - артисты-исполнители - также вступают в косвенную коммуникацию, непосредственно воплощая текст исполняемого произведения. При этом возникает коллизия, вызванная возможным несовпадением понимания текста исполняемого произведения интерпретатором-руководителем и артистами-исполнителями, которая обычно решается соответствующими действиями лидера творческого исполнительского коллектива. Вот как, например, характеризует такую ситуацию при исполнении музыкального произведения Г. Л. Ержемский: дирижёр, «используя механизмы лидерства, <...> строит свои управляющие действия, отталкиваясь от внутреннего звучания музыки, как идеального эталона, включающего в себя как оценку реально сложившейся ситуации в оркестре, так и выработанное решение о необходимых коррекциях, ведущих к ликвидации рассогласования между желаемым и конкретно полученным художественным результатом» [32, с. 80]. Деятельность лидера требует, разумеется, его тесного коммуникационного взаимодействия со своим творческим коллективом, по отношению к которому он, в свою очередь, корректирует свои управляющие воздействия.

Лидерство, творческий исполнительский коллектив и воплощение художественного произведения - сложные и многоаспектные феномены, и каждый из них требует особого внимания. Это обстоятельство определило логику построения данной главы. Причём в нашем исследовании мы посчитали целесообразным избрать обратную логику относительно функционирования обозначенной коммуникационной цепочки. Если коммуникация обычно осуществляется, как мы уже упоминали, по направлению лидер - художественное произве-

дение - творческий исполнительский коллектив, то материал главы распределён следующим образом: сначала мы рассмотрим специфику творческого исполнительского коллектива, затем остановимся на воплощении художественного произведения, наконец, разберём концепции лидерства.

1.1. Возникновение творческого исполнительского коллектива в историческом и теоретическом аспектах

Творческие исполнительские коллективы занимают значительное место в духовной жизни человечества. Они, с одной стороны, транслируют накопленные человечеством богатства музыкальной и театральной культуры, с другой -создают новое, тем самым, обеспечивая не только преемственность, но и развитие исполнительских искусств. Взаимоотношение лидера и творческого исполнительского коллектива имеет ряд особенностей, понятных лишь в исторической перспективе. Поэтому для исследования проблемы лидерства в творческих исполнительских коллективах важно изучение этого феномена в историческом и теоретическом аспектах.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Бибикова Анна Валерьевна, 2018 год

Источники

Базовые черты лидера ср 01 1_ Частота

инструментального коллектива ЕЕ X о s ^ 1- X :01 ^ упоминаний

01 са н > vo m 3 X С) X ^ и со о X 01 СР vo X пз ^ ср 01 с; S пз черт

> е X у пз X га 1= 01 о о 1- пз 1— пз

Врождённые качества

Музыкальный слух - + - - - - + + - 3

Память - + + - - + + + - 5

Темперамент - - - - + - - - + 2

Воображение + + + - - + + - - 5

Чувство формы + + - + + - - - - 4

Интонационная гибкость - + + - - + - - - 3

Выразительный жест + + - - - + + - - 4

Дар внушения - + + - - + + + - 5

Личное обаяние + + + + - - + + - 6

Приобретаемые свойства

Композиторские навыки - + + - 2

Владение инструментом + + + - - + - + - 5

Мыслить многоголосно - + + - + + + + - 6

Исполнительская гибкость - - + - + + + - + 5

Ощущение оркестра - - - + + + + - + 5

Работа с коллективом

Осознать идею + + - + + - + + - 6

Пробудить артистические эмоции + + - + + + - + + 7

Воля и творческая целеустремлённосп + + - - + - + + + 6

Талант организатора и педагога - + + - + + + - - 5

Таблица 2. Частота упоминаний базовых черт/способностей лидера музыкально-драматического (оперного) коллектива

Базовые черты лидера музыкально-драматического коллектива.

Источники

Врожденные качества

т О

^

X

X

и 5 сс X

и ее ^ Ср пз

со о пз ю 5

о ю 01 1-

т зс 1- Ср Ср

пз о о 01 01

1= 1= о. и ш

Частота упоминаий черт

Музыкальный слух + + + - + 4

Память + + - - - 2

Темперамент + - - - + 2

Воображение + + + + + 5

Чувство формы + + + - - 3

Выразительный жест + - - - - 1

Приобретённые свойства

Владение инструментом + - - - - 1

Мыслить многоголосно + + + + + 5

Исполнительская гибкость + + + - + 4

Добиваться результата + + + + + 5

Работа с коллективом

Пробудить артистические эмоции + + + + + 5

Воля и творческая целеустремлённость + + + + + 5

Талант организатора и педагога + + + + + 5

Таблица 3. Частота упоминаний базовых черт/способностей

театрального коллектива

Базовые черты лидера драматического коллектива X и ей га 5 X га 5 Гордон Крэг 5 о X а О! о о а. га 1- М.Чехов о о а: < Товстоногов Эфрос Частота упоминаний лидерских черт

Врождённые качества

Талант * - + + + + + + 7

Ум и интуиция + + + - - + - + 5

Обучаемость + + + - + + + 6

Воображение + ■ + + + - - - 4

Настойчивость + + + + * - + + 7

Креати вность + + + + + * * + 8

Приобретённые свойства

Самосоти вация * + + + - + + ■ 6

Воля и упорство + + + + - - 4

Гибкость + + + + - + + + 7

Независимость + + + + + + + + 8

Такт - + - - + - - 2

Авторитет + ■ + + + - + - 5

Решительность + + + + + + + + 8

Упорство + + + + + 8

Работа с коллективом

Педагогические способности + + + * + + + 8

Умение донести идею + + + + * * + + 8

Создать творческую атмосферу + + + + * + 3

Таблица 4. Частота упоминаний базовых черт/способностей кинематографического коллектива

Источники

Базовые черты лидера кинематографического коллектива X 11 н 3 I <и IV! т Козинцев § 1 Трюффо Феллини Частота упоминаний лидерских черт

Врождённые качества

Талант + + + + 5

Ум и интуиция + + + 3

Обучаемость + + + + + 5

воображение + + - * з

Такт - + + + 3

Настойчивость + + + + 5

Креативность + + - + з

Приобретаемые свойства

Самомотивация + + + + + 5

Воля и упорство + + + + * 5

Гибкость + ■ - + 2

Независимость + - + ■ * 3

Вера в себя + - - + + 3

Решительность + + - + 3

Упорство + + + + + 5

Работа с коллективом

Понимание запроса времени + + + - 3

Педагогические способности * + - + 3

Умение донести идею + + + + + 5

Создать творческую атмосферу + + + + + 5

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.