"Символический капитал" спорта в современном социокультурном пространстве: модусы и факторы его актуализации тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Кулаков, Артем Михайлович

  • Кулаков, Артем Михайлович
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2007, Москва
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 136
Кулаков, Артем Михайлович. "Символический капитал" спорта в современном социокультурном пространстве: модусы и факторы его актуализации: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Москва. 2007. 136 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Кулаков, Артем Михайлович

Введение.

Глава 1 Социальные смыслы, ценностные основания, культурные значения спорта.

II Особенности развития института спорта как ^ социокультурного явления в современном обществе.

I 2 Возрастание роли символического капитала спорта в различных контекстах его социальной репрезентации.

Глава 2 Визуализация ценностно-смыслового содержания ^ спорта посредством художественного творчества.

2.1. Динамика развития символико-изобразительного ряда, 57 связанного со спортом (на примере культуры советского времени).

2.2. Спорт и кино: социальные доминанты, аксиологические 81 векторы, символические ряды.

Глава 3 Актуализация символического капитала спорта 95 в социально-политическом пространстве.

3.1. Социально-культурный потенциал спорта и его 96 репрезентация в процессе формирования имиджа страны.

3.2. Возможности использования символического капитала 100 спорта в социализационных практиках.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «"Символический капитал" спорта в современном социокультурном пространстве: модусы и факторы его актуализации»

Актуальность темы.

Среди явлений, занявших весьма заметное место в современном мире - по темпам своего массового вторжения в этот мир, по масштабам распространения в нем, по степени представленности в информационном пространстве, по количеству и многообразию включенных в его орбиту «целевых групп», - феномен спорта, несомненно, устойчиво удерживает одну из ведущих позиций.

Как нам представляется, уже в силу столь масштабного, статистически подтвержденного интереса огромного числа людей к тем видам деятельности, которые при всем своем разнообразии, обозначаются, как современный спорт, данный феномен заслуживает углубленного анализа, как особое социокультурное явление, процессы генезиса и трансформации которого тесно сопряжены с социальным и культурным контекстами его бытования.

Конечно, спорт, как особый вид социальной деятельности (во всем его структурном многообразии, о котором речь будет идти ниже), может быть рассмотрен в самых различных измерениях, включая, скажем, собственно специфику данного вида соревновательной деятельности, этапы ее исторического развития, особенности организационно-управленческой, экономической и иных составляющих и т.д. Конечно, есть подвергающаяся специальному анализу реальная спортивная практика, включающая обширный спектр технологий (тренировки, выполнения действий, измерения результата и пр.), множество собственно событий (Олимпиады, чемпионаты, матчи и т.п.), есть результаты и их постоянное преодоление (знакомый всем стандарт: «голы, очки, секунды»), есть реальная профессиональная жизнь включенных в эти практики людей, есть быстро развивающееся научно-техническое обеспечение спортивных практик (новые материалы, биостимуляторы и пр.) и очень многое иное. Сложилась огромная индустрия производства спортивных товаров и услуг; нельзя не заметить, сколь интенсифицировался процесс развития массовых коммуникаций, связанных со спортом. Спорт оказывает существенное влияние на имидж современного человека, на стиль его жизни. Все это, несомненно, самостоятельные предметные поля для исследования феномена спорта в различных научных сферах (педагогике, биомеханике, психологии, медицине, генетике и др). В то же время, вполне обоснованным, социально и научно востребованным, представляется расширение спектра анализа феномена спорта, а именно, более детальное изучение всех тех многообразных социокультурных детерминант, которые существенно воздействуют на его структурные, содержательные, функциональные, аксиологические, смысловые характеристики, а с другой стороны - тех «проекций» спорта в социум, которые позволяют описать его функционирование в системе современных социальных и культурных институтов. Разработка этих исследовательских ракурсов является важным условием для понимания причин и условий своего рода «экспансии» спорта в современном мире.

Акцент, сделанный в данной работе, обусловлен ориентацией диссертационного исследования, прежде всего, на культурологический анализ спорта, который, в отличие от таких традиционных в этой области исследований, как спортивно-педагогические или спортивно-медицинские, необходимо предполагает, в качестве одного из важнейших векторов, изучение именно символических, смысловых, аксиологических характеристик данного феномена. Рассмотрение этих характеристик необходимо предполагает «помещение» рассматриваемого явления в более общий социально-культурный контекст, «взгляд» на спортивные практики не «изнутри», а как бы «извне», в соотнесении с особенностями конкретного аксиологического пространства их развития, с принятыми в данном обществе (сообществах, субкультурах) языками трансляции культурных традиций, культурными кодами и и.д.

Говоря об этом процессе применительно к современному обществу, мы имеем ввиду социальный контекст развития спорта в 20-начале 21 вв. со всеми значимыми атрибутами этого пространства, в т.ч. такими, как процессы глобализации, развития межкультурных коммуникаций, визуализации современной культуры, роста гедонистических настроений и ценности индивидуальности, экспансии массовой культуры, беспрецедентное возрастание влияния СМИ на общественное мнение и потребности людей. Одной из заметных составляющих развития современного социокультурного пространства является возрастающее значение процесса символизации в структуре различных видов социальных практик, в том числе, и в сфере спорта, а также смежных или взаимодействующих с ним, практик. Используя концепцию «символического капитала» П.Бурдье и опираясь на сложившийся к сегодняшнему дню фундамент в разработке социокультурных проблем спорта, мы сделали предметным полем нашего анализа аксиологический, символико-смысловой потенциал спортивных практик, рассматривая данный исследовательский вектор как одну из важных составляющих культурологического изучения данного феномена.

Отметим - мы вполне осознаем, что сфера спортивной деятельности сама по себе насыщена знаковыми, символическими атрибутами: звуковыми (выстрел стартового пистолета, звук фанфар, свисток судьи и пр.); визуальными (жесты рефери, лавровый венок победителя, разновысокие ступени пьедестала и пр.); тактильными (символическое касание в некоторых видах борьбы, разрывание финишной ленточки и пр.). Однако, учитывая профиль диссертационного исследования, его ориентацию на анализ символического капитала спорта, предметным полем рассмотрения для нас стал не «внутренний мир» спорта, а его «внешнее», социальное бытование, пространство его социокультурного функционирования, «пересечения» с теми социальными сферами, в которых (или посредством которых) спорт оказывается «востребованным» и «символизированным». В частности, для данного исследования мы выделили такие значимые области востребования символического капитала спорта, как художественное творчество (и его продукты, так или иначе связанные со спортивной тематикой); как политические практики (связанные с формированием и укреплением имиджа государства во внешней политике, с ПР-практиками в период избирательных кампаний и пр.). Символическим значением спорт (имея в виду не только профессиональный, но и массовый его уровень), его отдельные виды, обладает и востребован как «символический маркер» социального статуса, социальных притязаний индивида (или группы) в условиях явной дифференцированное™ общества (степень доступности клубов для занятий элитными видами спорта, возможность/невозможность приобретения соответствующей спортивной экипировки, участие в эксклюзивных формах активного досуга и т.п.). Немалый символический потенциал содержится в спорте (или опять же в его отдельных видах) как одной из сфер самореализации, самоидентификации, самоутверждения личности, как важного механизма осуществления социализации и инкультурации молодого поколения.

Таким образом, можно говорить о многообразии социокультурных модусов и векторов проявления символического капитала спорта в современном мире, что в свою очередь обусловлено его реальным ценностно-смысловым потенциалом, все более востребованным и используемым в самых разных сферах социальной жизни. Именно данный аспект социокультурного анализа спорта и стал тем проблемным полем, в рамках которого было проведено данное диссертационное исследование.

Объект исследования: спорт как социокультурный феномен Предмет исследования: факторы и модусы репрезентации символико-аксиологического содержания спорта в структуре современных социально-культурных практик

Цель исследования: выявить характер и различные векторы актуализации символического капитала спорта в современном социокультурном пространстве Задачи исследования:

1. Провести анализ аксиологического содержания и символического потенциала современного спорта как особого вида социокультурной практики

2. Раскрыть характер взаимосвязей и взаимодействия современного спорта с такими значимыми сферами социальной жизни, как политическая, художественно-эстетическая, образовательная, воспитательная и др.

3. Проанализировать процесс социокультурного функционирования спорта как проявления и потребления его символического капитала (применительно к феномену в целом и к его отдельным структурным подсистемам -спортивной личности, спортивному соревнованию, зрелищу и

ДР-)

4. Провести анализ процесса визуализации ценностно-смыслового содержания спорта в отдельных видах и жанрах художественного творчества (прежде всего, в изобразительных искусствах и кинематографе).

5. Показать тесную сопряженность процесса трансформации модуса художественно-образного представления спорта с динамикой более общих социально-культурных процессов (на примере отечественной истории 20в.).

6. Раскрыть особенности актуализации символического капитала спорта в социально-политическом пространстве, прежде всего, в контексте формирования имиджа страны и нации

7. Изучить потенциальное и реальное использование символико-аксиологических возможностей спорта в современных инкультурационных и социализационных процессах, выявив социально-позитивные и социально-негативные тенденции, характеризующие эти процессы.

Теоретическая база исследования и степень научной разработанности проблемы:

Специфика спорта как особого социокультурного явления, как важнейшая составляющая культуры современного общества, исследованы в работах М.Арвисто, И.М. Быховской, Н.Н. Визитея, В.П.Моченова, B.C. Родиченко, М.Я.Сарафа, В.И. Столярова. В зарубежной литературе значительный вклад в этот вопрос внесен такими специалистами, как Г. Люшен, О.Вайс, Л.Фиалова, Й.Мразек, Е.Косевич, М.Фитерстоун и др. Г. Люшен отмечает в своих работах, что хотя структурная связь спорта с культурой весьма часто ставится под сомнение, однако спорт - выражение той социально-культурной системы, в условиях которой происходит его развитие. Наиболее распространенными в области гуманитаристики спорта являются исследования, имеющие педагогический характер, прежде всего, связанные с проблемами физического развития человека, развития его физических качеств, в том числе и обеспечивающих его участие в спорте (Н.А.Анашкина, В.К.Бальсевич, В.Я.Виленский, П.А.Виноградов, В.М.Выдрин, Ю.А.Лебедев, Л.И.Лубышева, С.Н.Мягкова, и др.). Что касается собственно социально-культурных аспектов, не говоря уже о, в строгом смысле, культурологических разработок, то они имеют весьма ограниченный и по представленности в научном пространстве, и по широте спектра разрабатываемой проблематики, характер. В то же время, к числу важных, с точки зрения формирования методологической базы исследования, следует отнести работы, затрагивающие философские, социологические, социально-психологические проблемы спорта: Бароненко В.А., Брехмана И.И., Вайнера Э.Н., Волынской О.В., Димова В.М., Дубровского В.В., Колбанова В.В., К. Лисицина, В.С.Малахова, Чумакова Б.Н. и др. В исследованиях по философской антропологии и философии культуры Е.В. Петровской, Б.В. Маркова, В.А. Подороги, В.М.Розина, М.К. Рыклина, А.К. Секацкого, М.Б. Ямпольского были затронуты проблемы телесности и определенным образом связанные с этим валеологические аспекты, имеющие отношение и к социокультурному аспекту функционирования спорта. В ряде работ по истории культуры, в исследованиях, посвященных анализу общей концепции культуры и ее конкретным областям (к примеру, эстетической, физической культуре), обоснованию деятельностно-структурного подхода к феномену культуры, затрагиваются отдельные вопросы телесного бытия человека, его физической (телесной) культуры и спорта (Л.П.Буева, Л.А.Зеленов, М.С.Каган, Л.Н.Коган, И.С.Кон и др.). Однако, как правило, это лишь фрагменты, "по касательной" связанные с основной проблематикой исследований, что не может не отражаться на степени проработанности, фундированности данного вопроса.

Культурологическое осмысление феномена спорта достаточно интересно (но более в социально-философском измерении) представлено в работах зарубежных исследователей. Это работы польского философа Е.Косевича, эмпирические исследования Г.Риттнера и Й.Мразека, датского исследователя С.Дамкъера и др. Важную роль в разработке темы исследования сыграли работы 3. Кравчика, А.Воля, Н. Элиаса, Х.Эйхберга и др. Чрезвычайно насыщенными теоретическими работами отличается французская школа социологии спорта и социологии тела, к числу представителей которой необходимо отнести М. Бернара, Ж.-М. Вертело, Ж.-М. Брома, Д. ле Бретона и др. Важной чертой работ этих исследователей является ориентация на реализацию интегративного подхода, стремление к нахождению точек соприкосновения между различными научно-дисциплинарными областями.

Таким образом, при наличии достаточно богатой исследовательской базы по отдельным проблемам, связанным с социокультурными характеристиками спорта, пока сложно говорить о существовании комплексного, культурологически выстроенного анализа спорта как социокультурного феномена, позволяющего системно описать все многообразие культурных факторов, его определяющих и использовать эту модель для формирования соответствующей социальной политики в данной области.

Что касается методологических оснований, связанных с анализом символического, то базовым основанием здесь стала концепция П.Бурдье. Кроме того, важнейшими методологически значимыми источниками послужили работы А.Ф.Лосева, К.А.Свасьяна, Ю.М.Лотмана, К.Юнга, Дж.Холла Г.Бидерманна, К.Блумера, О.Вайса, Ж.Бодрийяра и др.

Логика работы основывается на междисциплинарном подходе к изучению социокультурных факторов развития такого явления, как спорт и его многообразные проявления, выявления его социальных смыслов, культурных контекстов, символических нагрузок. Семиотический метод стал важным инструментом для анализа социокультурной информации как результата знаковой деятельности. Социально-коммуникационный подход позволил выявлять особенности функционирования культуры и спорта в контексте культурного пространства.

Научная новизна исследования заключается: в обосновании концептуального подхода к изучению символического потенциала спорта и форм актуализации этого потенциала; в разработке и детализации понятия «символический капитал спорта»;

- в выявлении взаимосвязи и взаимовлияния спорта с различными социокультурными сферами жизнедеятельности, такими, как искусство, политика, идеология, массовая культура;

- в раскрытии особенностей образов спорта в различных областях художественно-творческой деятельности (в частности, в изобразительном искусстве и кинематографе), в показе динамики этих образов в сопряжении с историко-культурным процессом;

- в введении в оборот новых, до этого не использовавшихся зарубежных источников, в которых рассматриваются аксиологические, смысловые, символические аспекты спортивных практик в современном мире.

Теоретическая значимость исследования состоит в развитии социокультурного анализа феномена спорта с акцентом на его символический потенциал и аксиологические компоненты; в развитии концепции «символического капитала спорта» как важного направления исследования феномена визуализации и символизации современной культуры; Полученные результаты обеспечивают определенное приращение знания о символическом и более широко - социокультурном смыслах спортивных практик, о развитии и функционировании символического капитала современного спорта и его актуализации в различных видах социальной деятельности.

Практическая значимость исследования:

Материалы исследования могут быть использованы при разработке вопросов культурной политики, совершенствования форм репрезентации спорта и его составляющих, в пропаганде здорового образа жизни, стать основой для разработки курсов и спецкурсов по культурологии, теории коммуникации, социологии искусства, политологии, социокультурного анализа спорта.

Положения, выносимые на защиту:

- Спорт как социокультурное явление и социальный институт является микромоделыо социальной системы, экономики и культуры страны, поэтому отношение к спорту, его образы, сформированные посредством различных видов социокультурных практик (политики, искусства и пр.) находятся в прямой зависимости от идеологических и социокультурных конструктов, внедряемых в массовое сознание посредством конкретных репрезентаций.

- Сопряженность спорта с социальным и культурным контекстом всегда носит конкретно-исторический характер, а потому каждая эпоха, социальная ситуация, особенности того или иного культурно-исторического пространства обусловливают особенности функционирования спорта, характер его взаимозависимостей и взаимосвязей с «внеспортивным» пространством социума.

- Возрастание в современной культуре «удельного веса», роли символического капитала проецируется в различные области социальных практик, включая сферу спорта и составляющих ее подсистем. Символически нагруженные репрезентации спорта преимущественно связаны со знаково-символическим использованием, осмыслением, акцентировкой многообразных составляющих, структурных единиц спорта как сложной, многокомпонентной, полифункциональной деятельности. В частности, важнейшее значение в таком контексте имеют такие его составляющие, как собственно спортивное соперничество, соревнование (или в более общем виде - соревновательность как одна из сущностных характеристик спорта); как спортивный результат (его достижение, статус, обладание этим результатом; как спортивное зрелище (со всеми его компонентами и атрибутами - пространственно-временными, субъект-объектными отношениями и др.); как спортивный стиль и имидж (телесно-физические характеристики, одежда, внешность в обобщенном смысле, манеры и пр.).

- Один из наиболее социально востребованных векторов символической репрезентации спорта (в таких дискурсах, как политический, рекламный, образно-художественный - например, в киноискусстве) связан с представлением спортивной деятельности как одного из мощных механизмов «социального лифтинга», как способа перехода с одних (нижних) социальных позиций на другие (связанные с высоким статусом).

-Значимый символический потенциал спорта связан с его ориентированностью на ценность внешнего, демонстративно-очевидного результата, публично явленного успеха, что высоко коррелирует с особенностями развития современного социокультурного пространства и определяет высокую степень востребованности спорта сегодня.

- Спорт, имеющий социально значимый символический капитал, на протяжении многих лет является важным средством создания паблисити, имиджа государства и отдельных политиков, в т.ч. и как элемент структуры политических предвыборных технологий.

Символический капитал содержит в себе очевидную амбивалентность, выступая при его актуализации в отдельных сферах и как средство формирования патриотизма, чувства гордости за страну, и как источник формирования интолерантного и даже агрессивного отношения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Кулаков, Артем Михайлович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный диссертационных анализ проблемы функционирования спорта в современном социокультурном пространстве, репрезентации его социальных смыслов и ценностных оснований, модусов и факторов актуализации символического капитала спорта в целом и его отдельных составляющих (участники, зрители, управленцы, соревновательная практика, рекламное сопровождение и т.д.), позволяет сделать ряд выводов как методологического характера, так и предметно-содержательного.

Спорт, как особый вид социальной деятельности, во всем его структурном многообразии, для более глубоко и детализированного изучения должен рассматриваться в таких его измерениях, как содержательно-сущностная специфика соревновательной деятельности, этапы ее исторического развития, инфраструктурные особенности развития спортивных практик - организационно-управленческие, материально-экономические, информационно-аналитические, кадровые и иные. Важным условием для проведения многостороннего, полномасштабного анализа феномена спорта является расширение спектра его изучения, включая все те многообразные социокультурные детерминанты, которые существенно воздействуют на его структурные, содержательные, функциональные, аксиологические, смысловые характеристики. С другой стороны, в поле внимания должны попадать те «проекции» спорта в социум, которые позволяют описать его функционирование в системе современных социальных и культурных институтов.

Культурологический анализ спорта необходимо предполагает, в качестве одного из важнейших векторов, изучение символических, смысловых, аксиологических характеристик данного феномена. Рассмотрение этих характеристик необходимо предполагает «помещение» рассматриваемого явления в более общий социально-культурный контекст, «взгляд» на спортивные практики не «изнутри», а как бы «извне», в соотнесении с особенностями конкретного аксиологического пространства их развития, с принятыми в данном обществе (сообществах, субкультурах) языками трансляции культурных традиций, культурными кодами и и.д.

Сфера спортивной деятельности насыщена знаковыми, символическими атрибутами: звуковыми (выстрел стартового пистолета, звук фанфар, свисток судьи и пр.); визуальными (жесты рефери, лавровый венок победителя, разновысокие ступени пьедестала и пр.); тактильными (символическое касание в некоторых видах борьбы, разрывание финишной ленточки и пр.). Для данного исследования были выделены такие значимые области востребования символического капитала спорта, как художественное творчество (и его продукты, так или иначе связанные со спортивной тематикой); как политические практики (связанные с формированием и укреплением имиджа государства во внешней политике, с ПР-практиками в период избирательных кампаний и пр.). Символическим значением спорт (имея в виду не только профессиональный, но и массовый его уровень), его отдельные виды, обладает и востребован как «символический маркер» социального статуса, социальных притязаний индивида (или группы) в условиях явной дифференцированное™ общества (степень доступности клубов для занятий элитными видами спорта, возможность/невозможность приобретения соответствующей спортивной экипировки, участие в эксклюзивных формах активного досуга и т.п.). Немалый символический потенциал содержится в спорте (или опять же в его отдельных видах) как одной из сфер самореализации, самоидентификации, самоутверждения личности, как важного механизма осуществления социализации и инкультурации молодого поколения. Таким образом, можно говорить о многообразии социокультурных модусов и векторов проявления символического капитала спорта в современном мире, что в свою очередь обусловлено его реальным ценностно-смысловым потенциалом, все более востребованным и используемым в самых разных сферах социальной жизни.

Значимый символический потенциал спорта связан с его ориентированностью на ценность внешнего, демонстративно-очевидного результата, публично явленного успеха, что высоко коррелирует с особенностями развития современного социокультурного пространства и определяет высокую степень востребованности спорта сегодня.

Спорт, имеющий социально значимый символический капитал, на протяжении многих лет является важным средством создания паблисити, имиджа государства и отдельных политиков, в т.ч. и как элемент структуры политических предвыборных технологий. Символический капитал содержит в себе очевидную амбивалентность, выступая при его актуализации в отдельных сферах и как средство формирования патриотизма, чувства гордости за страну, и как источник формирования интолерантного и даже агрессивного отношения.

128

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Кулаков, Артем Михайлович, 2007 год

1. Агеев B.C. Психологическое исследование социальных стереотипов // Вопросы психологии. — 1986. —№ 1. — С.98

2. Аксельрод С. Л. Физическая культура и спорт в СССР: Сб. материалов в помощь пропагандисту М.: ФиС, 1954. - С. 130.

3. Александров Г.В. Эпоха и кино. М.: Политиздат, 1983. - 336 с.

4. Алексеев М.Н. Экран это жизнь - М.: Всесоюз. Бюро пропаганды киноискусства, 1985. - 78 с.

5. Алкемаейер Т. Социология спорта. Телесные практики субъективации и самоинсценировки // Логос. Философско-литературный журнал. 2006.- №3. - С.141-147

6. Анатольев О. Пеле играет в кино // Советский экран. 1981. - № 19.

7. Андреев Б. Б. Советское киноискусство 20-х годов: Учеб. материалы по курсу "История отечественного кино" Моск. гос. ун-т культуры и искусств и др. М.: Ротапринт МГУКИ, 2004. - С. 19.

8. Андреев Б.Б. Советское киноискусство 30-х годов: Сб. учеб. Материалов. -М.:МГУКИ,2004.-С. 112.

9. Андреев 10. Цена свободы и гармонии. Несколько штрихов к портрету греческой цивилизации. С-Пб.: Алетейя, 1998.

10. Ю.Баскаков В.Е. Фильм движение эпохи. - М., 1989. - 220 с.

11. Белова Л.И. История советского кино: В 2т. М., 1969 - 1975.

12. Бергер П. и Т. Лукман. Социальное конструирование реальности. — М.: Медиум, 1995.

13. Бодрийяр Ж. Общество потребления. М.: «Культурная революция», 2006. -269с.

14. Борев В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация. М.: Наука, 1986.-303 с.

15. Борзов В. Ведущие игру//Искусство кино. 1980. - № 7. - С. 10-12.

16. Борисова Ел. В гл. роли — чемпион мира. // Сов. экран. 1980. - № 14.

17. Брейтман А. С. Базовые ценности русской культуры в их отражении киноискусством:. Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2002. - 158 с.

18. Брякин С. Структура и функции современного спорта. М.: ФИС, 1989.-143с.

19. Бугров Н.Н. Международные спортивные связи как фактор упрочения мира//Материалы Всемирного научного конгресса: Спорт в современном обществе. Тбилиси, 1980.-с.43-44

20. Бугров Н.Н. Физическая культура и спорт в СССР и зарубежных странах // Учеб. пособие М.: Б. и., 1979. - С. 72.

21. Буданцев Ю.П. Системность в изучении массовых информационных процессов. -М.: Изд-во Ун-та дружбы народов, 1986. 167 с.

22. Бурдье П. Начала: пер. с фр./Бурдье Пьер. М.: Socio-Logos: Фирма "Адапт", 1994.-288 с.

23. Бурдье П. Практический смысл. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2001. -239с.

24. Бурдье П. Программа для социологии спорта // Начала. М.: Socio-Logos, 1994.-С. 257-276

25. Бурдье П. Рынок символической продукции // Вопросы социологии. 1993. -№1/2.-163 с.

26. Бурдье П. Социология политики. М.: Socio-Logos, 1993.- 214с.

27. Бурстин Д. Имидж. М.: Има-Пресс, 1993. 48с.

28. Быстрицкая Э. Люблю спорт // Сов. экран. 1980. - № 14. - С.4-5.

29. Быховская И.М. «Homo somatikos»: аксиология человеческого тела. М.: Эдиториал УРСС, 2000. - 208 с.

30. Быховская И. М. Гуманизм и технократизм: два стиля мышления в спорте // Нравственный потенциал современного спорта. М.: Сов. спорт, 1989. -С.25-31.

31. ЗГВайсфельд И.В. Кино как вид искусства. М.: Знание, 1983. - 144 с.

32. Ванин А. Поворот судьба // Сов. экран. 1980. - № 14. - С. 6-7

33. Визитей Н.Н. Социология спорта. Курс лекций. М.: ФК, 2006.

34. Визитей Н. Физическая культура и спорт как социальное явление. Философские очерки. Кишинев: Штиинца, 1986.- 195с.

35. Виноградов П.А. Социокультурные аспекты пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и олимпизма//Социокультурные аспекты физической культуры и здорового образа жизни. М.: Сов.спорт, 1996. -С. 21-33.

36. Власов М. П. Советское киноискусство 50-60-х годов // Учеб. пособие М. П. Власов; Всерос. гос. ин-т кинематографии им. С. А. Герасимова, Каф. Киноведения М.: ВГИК, 1993 - 117 2. с.

37. Володина Е. О, спорт, ты — фильм // Экран и сцена. 1998. - № 30 (июль-август) - С. 3

38. Володина С. Спорт перед кинокамерой // Инф. бюл. Союза кинематографистов СССР. 1985. - № 1. - С. 18.

39. Воронова О. В. Советское кино: К истории орг. кинодела в России (19251930) О. В. Воронова М.: ЧеРо, 1997. - 79 с.

40. Гаспаров М. Поэзия Пиндара // Пиндар. Вакхилид: Оды. Фрагменты. -Приложения-М.: Паука, 1980.-С. 362.

41. Галумов Э.А. Международный имидж России: стратегия формирования. М. : Известия, 2003.-450 с.

42. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.: Прогресс, 1990. -523с.

43. Гордеева О.И. Политический имидж в избирательной компании//Технологии и организация выборных компаний. Зарубежный и отечественный опыт. М., 1997.-С. 134-141

44. Горшков М. Граждане России об итогах 2000-го и надеждах на 2001-й// Независимая газета. 2001-11.01.

45. Грушин Б.А. Массовое сознание: опыт определения и проблемы исследования. М.: Политиздат, 1987. - 189 с.

46. Гуськов С.И. Профессиональный спорт и российская действителыюсть//Физическая культура и спорт в РФ/Сб-к статей М.: ФиС, 2000. - С.66-85.

47. Гуськов С.И., Гуськов С.С. Телевидение и спорт М.: Полиграф-сервис, 2000.-336 с.

48. Гутман И. Этот прекрасный и трудный спорт // Советский экран. -1982. № 3. - С. 2-3.

49. Деметр Г.С. Спорт в СССР в годы второй сталинской пятилетки (1933-1937): автореф. дис. . канд. пед. наук; ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта. Л., 1951. - 15 с.

50. Джулай Л.Н. Документальный иллюзион (отечественный документализм -опыты социального творчества). М.: Материк, 2001. 243 с.

51. Долгушин А. Смеяться, право не грешно. // Искусство кино. 1980. № 7. -С. 12-13.

52. Донской А. Спортивное кино на радость нам дано? // Экран и сцена. 1998. -№ 27 (июль). - С. 2.

53. Дорошевич А. Гражданин Арнольд // Искусство кино. 1997. - № 10. - С. 6673

54. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. М.: Речь, 1996. - 304 с.57.3аготМ. К вершине мира// Советский экран. -1981. № 12.58.3инченко Н.И. Спорт в СССР: Кн. для чтения М. : Русск. Яз., 1982. - 112 е.:ил. (Страноведение СССР).

55. Ингхэм Л., Лоу Дж. Структура игровой деятельности. // Спорт и образ жизни. М.: Физкультура и спорт, 1979. - С.71-83.

56. Ионин Л.Г. Основания социокультурного анализа. М.: РГГУ, 1995. - 151 с.

57. Калинина И. О чувствах добрых // Искусство кино. 1980. - № 7.-С. 8

58. Карцева Е. Три лица имиджа, или Кое-что об искусстве внушения // Иностранная литература. -1971. -№9. Стр. 223- 234.

59. Кино : политика и люди (30-е годы) : Сборник. / Науч.-исслед. ин-т киноискусства; [Отв. ред. JI. X. Маматова; Предисл. А. Адамовича] -М.: Материк, 1995. 229,[2] с.

60. Кино и спорт : во имя человека // Искусство кино. 1980. - № 7 - С. 3

61. Киселев С.Г. Основной инстинкт цивилизаций и геополитические вызовы России. М.: 2003.-211с.

62. Климов Г. В разных жанрах // Сов. экран. 1980. - № 14. - С. 5.

63. Колесникова Н. «Спартак» — эстафета признания // Советский экран. -1986.-№ 12.-С. 10-11.

64. Кононыхин С. Шаги твои, спорт! // Искусство кино. 1980. - № 6. -С. 28-35.

65. Концепция формирования информационного общества в России //Информационное общество,-1999.-№3.-Стр. 3-11.

66. Костенко Н.В. Ценности и символы в массовой коммуникации. К.: Наукова Думка, 2003. - 128 с.

67. Кравчик 36. Спорт и современные образцы культуры. // Спорт, духовные ценности, культура. Вып. 2-й - М.: Гуманитарный Центр «СпАрт», 1998.-С. 126-134.

68. Крадман Д.А. Физическая культура в СССР в годы развернутого наступления социализма по всему фронту (1930-1934): дис. канд. пед. Наук-М., 1950.-268 с.

69. Кун JI. Всеобщая история физической культуры и спорта. М.: Радуга, 1982.-399 с.

70. Лубашова Н.И. Кино в истории России XX века: культурологический аспект : монография. / Н. И. Лубашова; М-во культуры Рос. Федерации, Краснодар, гос. ун-т культуры и искусств. Краснодар, 2003. - 302 с.

71. Любомиров Н.И. Физическая культура и спорт в СССР: Метод, материалы в помощь тренерам, докладчикам, пропагандистам сборных Олимп, команд СССР М.: Советский спорт, 1987. - 36 с.

72. Люшен Г. Спорт и игра // Спорт, духовные ценности, культура. Вып. 2-й. - М.: Гуманитарный Центр «СпАрт», 1997. - С. 11-19

73. Люшен Г. Взаимосвязь между спортом и культурой // Спорт и образ жизни. М.: Физкультура и спорт, 1979. - С.44-51.

74. Маматова Л.Х. Многонациональное советское киноискусство М. : Знание, 1982.- 159 с.

75. Марголит Е.Я. Советское киноискусство. Основные этапы становления и развития : (Крат, очерк истории худож. кино) : Учеб. пособие / Е. Я. Марголит; Всесоюз. заоч. нар. ун-т искусств, Фак. кинофотоискусства -М. :ВЗНУИ, 1988. 98,1. с.

76. Мартенс Р. Социальная психология и спорт. М.: ФиС, 1979. - 176с.

77. Морфорд Р. Олимпизм пережиток викторианской эпохи // Межд. спорт, движение. Экспресс-информация, вып. I. - М.: ЦООНТИ-ФиС, 1987.-С. 21-27.

78. Моченов В.П. Спорт против наркотиков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1999. -№ 3. С. 61-63.

79. Моченов В.П. Физическая культура и спорт в профилактике наркомании и преступности среди молодежи // Теория и практика физической культуры. -2001. № 2. - С. 60-62.

80. Новикова С.С. Введение в прикладную социологию. Учеб. пособ. М.: «СпортАкадемПресс», 2000.

81. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. М.: Прогресс, 1996.- 312с.

82. Основные тематические и жанровые направления в советском киноискусстве 70-80-х годов. // Сборник научных трудов. Выпуск 1. -М., 1984.-С. 108.

83. Певзнер В.Р. Кино в спортивной тренировке. Рига : Латгосиздат, 1963. - 152 с.

84. Полани М. Личностное знание. -М: Прогресс, 1986. -256с.

85. Пономарчук В., Козлова В. Институт спорта: История и реалии. -Минск, 2002

86. Родиченко B.C. Введение в спортологию М.: ФиС, 2001. - 128 с.

87. Сартори Дж. Искажение концептов в сравнительной политологии//Электронный полис для политологов. 2003. - №3. -www.polismag.ru

88. Саяпина И. А. Информация, коммуникация, трансляция в социокультурных процессах современного общества автореф. дис. докт. культур, н.: 24.00.01 - Теория культуры. - Краснодар, 2001. - 48 с.

89. Сиберт Ф., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы/под ред. Я.Н. Засурского. М.: Вагриус, 1998. - 223 с.

90. Словарь политической терминологии. М.: Словари, 1990. - 227 с.

91. Соболева Н.И. Социальная мифология: социокультурный аспект//Социологические исследования 1999 - № 10.

92. Солодухин Ю. Н. Российские средства массовой информации: являются ли они "четвертой властыо"?//СМИ в политических технологиях. М.: Энигма, 1995. - С. 15-21.

93. Спорт в зеркале журналистики: (О мастерстве спортивного журналиста)/Сост. Г.Я. Солганик. М.: Мысль, 1989. - 220 с.

94. Средства массовой информации в современном обществе: тенденции развития, подготовка кадров. Монография/Коллектив авторов//Под ред. А.А. Грабельникова.- М.: Изд-во РУДН, 1995.- 132 с.

95. Стернин И.А. Коммуникативное поведение в структуре национальной культуры//Этнокультурная специфика языкового сознания. Сб. ст. -Отв. Ред. Н.В. Уфимцева. М.: ИЯ РАН, 1996- С. 97-112.

96. Столбов В.В., Финогенова JI.A., Мельникова Н.Ю. История физической культуры и спорта. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ФиС, 2001.-423 с.

97. Стровский Д.Л. Журналистика и политическая культура: к вопросу о взаимодействии//Акценты. Новое в массовой коммуникации. Альманах. вып. 5-6 (16-17). - Воронеж: изд-во ВорГУ, 1999. - с. 2732.

98. Сараф М. Спорт в системе культуры. М.: Высшее военное училище, 1994.-36с.

99. Сараф М.Я. Спорт и художественная культура // Спорт. Духовные ценности. Культура. Вып. 5-й М.: Гуманитарный Центр «СпАрт» РГАФК, 1998.-С. 35^1.

100. Соболев П. Спорт в СССР достояние народа / сост. В.В.Денисов. -М.: Физкультура и спорт, 1967. - 96 с.

101. Советское кино в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). -М.: ВГИК, 1999. 52 с.

102. Советское кино: история и современность : Сб. науч. тр. / ВНИИ киноискусства; Редкол.: Л. Г. Мельвиль (отв. ред.) и др.. М. : ВНИИ киноискусства, 1982. - 142 с.

103. Советское киноискусство 20-х годов: Учеб. материалы по курсу «История отечественного кино» Моск. гос. ун-т культуры и искусств и др. М.: Ротапринт МГУКИ, 2004. - 19 с.

104. Советское кино. 70-е годы: Основные тенденции развития / ВНИИ киноискусства Госкино СССР. М.: Искусство, 1984. - 344 с.

105. Советское кино семидесятых первой половины восьмидесятых годов. Под ред. проф.Власова - М.: Черметинформация, 1997. - 180 с.

106. Старшинов В. Человек в спорте и спорт на экране // Искусство кино. -1980,-№7.-С. 6-8.

107. Степанова Л., Грибакина Н. Политический символ как способ политической коммуникации // Прикладная психология. 2000. -№1. -Стр. 25-34

108. Столяров В. Социология физической культуры и спорта: основные проблемы, новые подходы и концепции. -М.: Сов.спорт, 1999. -254с.

109. Столяров В.И. Социология физической культуры и спорта: Учебник. -М.,ФКиС, 2005.-217с.

110. Сьюэне Л. Спорт и его гуманизирующее или негуманизирующее воздействие на человека // Спорт и образ жизни: Сб. статей. М.: ФИС, 1979.-С. 134-140.

111. Физическая культура в СССР М. : Физкультура и спорт, 1978. - 214 с.

112. Физическая культура и спорт в СССР: сборник статей. М. : Физкультура и спорт, 1963. - 135 е.: ил.

113. Физическая культура и спорт в СССР: 40 лет: 1917-1957. М. : ФиС, 1957.-376 с.

114. Фромм Э. Иметь или быть. М.: Прогресс, 1986. - С. 166.

115. Хайдеггер М. Европейский нигилизм. // Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988. - С. 269.

116. Хачатуров К.А. Роль международной информации в формировании репутации государства // Информация. Дипломатия. Психология. Сборник материалов. М.: Дипломатическая академия МИД России, 2002. Стр. 94-99.

117. Хёйзинга Й. Homo Ludens. Опыт определения игрового элемента культуры // Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. М.: «Прогресс-Академия», 1992. - С. 5-240

118. Элиас Н. Генезис спорта как социологическая проблема // Логос. Философско-литературный журнал. 2006.- №3. - С.41- 63

119. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991

120. Bale John. Sport as Theatre? Some Ambiguities of the Segmented World of Sportscape // Sport in Space and Time / ed. Otmar Weiss and Wolfgang Schulz. Vienna Univ.Press, 1995, P. 253-263

121. Dunning E. Sport in Space and Time: "Civilizing Process", Trajectories of State-Formation and the Development of Modern Sport // Sport in Space and Time / ed. Otmar Weiss and Wolfgang Schulz. Vienna Univ.Press, 1995, P. 13-30

122. Featherstone, M. The body in consumer culture // Theory, culture & society.-1982.-Vol.-N2.-P. 18-33.

123. Heinemann K. Einfuhrung in die Sociologie des Sports. Schorndorf: HofmanVerlag, 1980.

124. Jankowski K., Modz J. Sport as a Part of Mass Culture // Sport in the Mirror of the Values (ed. by J.Kosiewicz, K.Obodynski). Rzeszow, Univ. of Rzes., EASS, 2003.-P. 72-81

125. Krawczyk Z. Aksjologia ciala. Narodziny i rozwoj aksjologii jako nauki // Filozofia kultury fizycznej. Koncepcje i problemy, b.I, Warszawa, 1990. -pp. 99-122

126. Krawszyk,Z. Fundamental Values of the European Culture and the Development of Tourism // Sport in the Mirror of the Values/ Rzeszow, 2003.

127. Malinowski B.K. A scientific theory of culture and other essays, N. Y., 1960.

128. Mill. J.S. Unilitarianism // Great Books of the Western World. Vol.40. -Encyclopedia Britannica, 1994.

129. Morgan W.J. The Philosophy of Sport: A Historical and Conceptual Overview and a Conjecture Regarding Its Future// Handbook of Sports Studies (eds.J. Coakley and E.Dunning). London: Sage, 2003. P. 205-212).

130. Weiss Otmar. Social recognition in Sport // Sport in the Mirror of the Values (ed. by J.Kosiewicz, K.Obodynski). Rzeszow, Univ. of Rzes., EASS, 2003.-P. 32-40

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.