Синтаксико-стилистическая характеристика "Журнала путешествия" Н. П. Резанова: В свете развития предпушкинской прозы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.01, кандидат филологических наук Сурник, Анна Петровна

  • Сурник, Анна Петровна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2001, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ10.02.01
  • Количество страниц 189
Сурник, Анна Петровна. Синтаксико-стилистическая характеристика "Журнала путешествия" Н. П. Резанова: В свете развития предпушкинской прозы: дис. кандидат филологических наук: 10.02.01 - Русский язык. Санкт-Петербург. 2001. 189 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Сурник, Анна Петровна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ И ЖАНРОВ В ПРЕДПУШКИНСКИЙ ПЕРИОД (КОНЕЦ XVIII - НАЧАЛО XIX вв.) 1.1. Реформирование русского литературного языка на рубеже столетий

1.1.1. Социально-культурная атмосфера предпушкинского периода.

1.1.2. Роль Н. М. Карамзина в перестройке русского литературного языка: изменения в сфере синтаксиса.

1.1.3. «Опыт о порядке слов» И. И. Давыдова как один из источников отражения синтаксической реформы

Н. М. Карамзина.

1.2. Проблема литературных направлений и жанров в переходный период конца XVIII - начала XIX вв. 1.2 Л. К вопросу о литературных направлениях.

1.2.2. Генезис жанра путешествий.

1.2.3. Н. П. Резанов, автор «Журнала путешествия».

Выводы.

Глава II. СТИЛИСТИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ И

СИНТАКСИЧСКИЕ ОСОБЕННОСТИ «ЖУРНАЛА ПУТЕШЕСТВИЯ» Н. П. РЕЗАНОВА 2.1. «Журнал путешествия» как синтез трех стилистических планов

2.1.1. К вопросу о стилях.

2.1.2. Соотношение стилистических планов в «Журнале путешествия» Н. П. Резанова.

2.2. Синтаксико-стилистическая характеристика «Журнала путешествия» Н. П. Резанова

2.2.1. Синтаксические особенности и стилеобразующая лексика научных частей «Журнала путешествия».

2.2.2. Синтаксические особенности и стилеобразующая лексика публицистических частей «Журнала путешествия».

2.2.3. Синтаксические особенности литературно-художественных частей «Журнала путешествия».

Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Синтаксико-стилистическая характеристика "Журнала путешествия" Н. П. Резанова: В свете развития предпушкинской прозы»

Данное диссертационное исследование посвящено описанию синтак-сико-стилистических особенностей «Журнала путешествия» Н. П. Резанова в свете развития основных тенденций предпушкинской прозы.

Анализ языка и стиля «путешествий» предпушкинского периода традиционно проводится на материале произведений ведущих прозаиков конца XVIII - начала XIX веков, к которым принято относить Д. И. Фонвизина («Письма из Франции»), А. Н. Радищева («Путешествие из Петербурга в Москву»), Н. М. Карамзина («Письма русского путешественника»). На протяжении двух столетий всесторонне и глубоко изучались как литературное творчество [Гончарова 1986; Гуковский 1941; Лавровский 1866; Макогоненко 1969; 1980; Сиповский 1899], так и язык их произведений [Байкова 1963; 1967; Виноградов 1990; Вомперский 1972; Грот 1899; Истомин 1895; Ковтунова 1973]. Но кроме перечисленных писателей существовали и другие, которые были менее значимы по их вкладу в литературный процесс, но язык их «путешествий» представляет большой интерес для лингвистов. К таким авторам можно отнести Николая Петровича Резанова (1764 - 1807), государственного деятеля, руководителя первой русской кругосветной экспедиции, почетного члена Петербургской Академии наук. Творчество Н. П. Резанова мало кому известно в наши дни, но в середине XIX столетия его имя можно было встретить в «Словаре русских светских писателей» [Евгений (Болховитинов) 1845: 139 - 142]. До сих пор текст основного произведения Резанова, «Журнал путешествия», не являлся объектом внимания исследователей, так как публикация всей рукописи была произведена недавно, через 190 лет после написания [Командор 1995: 117-238]. Таким образом, текст «путешествия» Н. П. Резанова предлагаемой диссертацией вводится в научный оборот.

В пределах одной диссертации невозможно описать в полном объеме, детально и всесторонне, язык «Журнала путешествия» Резанова, поэтому в нашей работе рассматриваются наиболее яркие и интересные черты языка, характерные для данного автора, его произведения, а также указанного временного периода, конца XVIII - начала XIX веков.

Годы создания «Журнала путешествия», 1803 - 1805, входят в период, который принято называть «предпушкинским» [Горшков 1982], следовательно, текст «путешествия» Н. П. Резанова рассматривается в свете развития основных тенденций предпушкинской прозы. В литературоведении и языкознании накоплена обширная библиография как по общим [Бу-лаховский 1954; 1957; Винокур 1959; Гуковский 1939; Кожин 1989; Левин 1964а; 19646; Лотман 19616; Мещерский 1981; Шкляревский 1967], так и по частным [Берков 1981; Ивашина 1978; Кочеткова 1980; Остапенко 1966; Смирнова 1961] вопросам преобразования русского языка и литературных направлений в предпушкинский период.

На наш взгляд, существенным для изложения материала является понимание основных преобразований, происходивших как в литературе, так и в языке в переломную эпоху, на рубеже двух столетий. Этот период характеризуется одновременным формированием ряда литературных направлений [Иванов 1997; Купреянова 1981], генезис которых приводит к существенному изменению в системе жанров: на передовые позиции, по наблюдениям В. М. Гуминского, Е. С. Ивашиной, Н. Н. Шокова, выдвигается «путешествие» [Гуминский 1977; 1979; Ивашина 1980; Шоков 1989]. Наряду с преобразованиями в системе литературных направлений и жанров происходят изменения в национальном языке: устанавливается «средняя» литературная норма, укрепляется так называемый «средний слог», основу которого стал составлять язык, пригодный для разнообразных литературных жанров и единый для книг и общения. Учитывая огромную роль Н. М. Карамзина в реформировании русской фразы, «средний» или «новый слог» принято называть «карамзинским» [Макаров 1817], поэтому в диссертационном сочинении представляется уместным рассмотрение основных языковых процессов, связанных с именем Карамзина, а также обращается внимание на работу И. И. Давыдова «Опыт о порядке слов» [Давыдов 1816; 1817; 1819], которая является прямым отражением принципов карамзинского реформированного синтаксиса.

Безусловно, предшественники Н. М. Карамзина тоже уделяли внимание построению фразы, но именно автор «Писем русского путешественника» провел окончательную нивелировку среднего стиля и распространил его на все виды и жанры литературной речи, поэтому как современники, так и представители последующих поколений считали создание «нового слога» прерогативой Карамзина.

Говоря о создании Н. М. Карамзиным «нового слога», мы, прежде всего, имеем в виду реформирование синтаксического строя русского литературного языка. К наиболее существенным преобразованиям в области синтаксиса исследователи относят изменения в принципах порядка слов: закрепление в качестве нормы нейтральных вариантов словорасположения и установление в этой области строгой системы стилистических противопоставлений, то есть стилистически нейтральные варианты противопоставляются стилистически окрашенным [Ковтунова 1969; 1973; 1974а]. Впервые провозглашается принцип соответствия порядка слов конкретному смыслу предложения (по современной терминологии речь идет о принципе актуального членения предложения), что явилось прямым следствием отказа от архаических книжных шаблонов словопорядка в предложении. Показательно, что И. И. Давыдов в «Опыте о порядке слов» опирается на правила построения фразы, выработанные Н. М. Карамзиным, например, он пишет следующее: «должен соблюдаться естественный порядок слов» [Давыдов 1816]. Это еще раз подчеркивает ту огромную роль, которую сыграл Н. М. Карамзин в утверждении новой системы книжного синтаксиса в русском литературном языке.

Вопрос о соотношении карамзинского «нового слога» с языком произведений его современников ставился неоднократно, например, в работах А. И. Горшкова [Горшков 1975; 1982]. Несомненно, творчество Н. П. Резанова тоже состояло в тесной связи с творчеством Н. М. Карамзина, на которого Резанов неоднократно ссылался в своем журнале, поэтому для нас представляет определенный интерес сопоставление синтаксиса текстов «Журнала путешествия» и «Писем русского путешественника», как произведений наиболее близких по жанру и времени создания. Тем более, что в «путешествиях» обоих авторов встречаем описание одних и тех же городов, примечательных зданий, известных общественных деятелей.

В последние десятилетия большое количество работ [Вомперский 1972; Ковалевская 1971; 1984; 1992; Ковтунова 1974а; Кожина, Копорова 1978; Лотман, Успенский 1975; Успенский 1985; Чичерин 1985 и др.] посвящено становлению норм русского литературного языка в переломный период конца XVIII - начала XIX веков, явившийся периодом радикальных сдвигов в стилистической системе русского национального литературного языка, периодом формирования функционально-речевых стилей. Распад системы трех стилей и формирование функционально-речевых стилей в конце XVIII - начале XIX столетий сделали возможным выражение индивидуального в повествовании, то есть авторский стиль писателей становится основным фактором развития русского литературного языка. При проведении лингвистических исследований текста необходимо учитывать социальный, культурный, личностный статус автора произведения, что является существенным фактором, влияющим на отбор языковых средств. Н. П. Резанова, дружившего и переписывавшегося с Г. Р. Державиным, И. И. Дмитриевым, Н. П. Румянцевым, без преувеличения можно назвать знатоком русского языка своего времени. Отметим также, что он являлся сторонником языковых преобразований Н. М. Карамзина и высоко ценил его «волшебное перо» [Командор 1995: 46].

Журнал путешествия» написан Н. П. Резановым во время кругосветного плавания и представляет собой записки, так или иначе отражающие каждый день путешествия. Несомненно, текст журнала относится к жанру путешествия, на что указывает и само название произведения.

Характерной особенностью жанра путешествия является полифункциональность. Как известно, функциональный подход к изучению языковых явлений считается одним из ведущих в современной лингвистике. Так, например, Н. А. Слюсарева полагает, что функции языка сохраняют свои особенности в каждом тексте и что «любой текст является носителем трех базовых функций: коммуникативной, когнитивной и эмоциональной» [Слюсарева 1981: 3].

Многозначность термина «функция» делает неопределенным его значение [Колесов 1999: 3]. В данном случае под функцией мы будем понимать «употребление языка в человеческом обществе» [Лингвистический энциклопедический словарь 1990: 564].

По наблюдениям исследователей [Гуминский 1979; Шоков 1989], жанр путешествия в конце XVIII - начале XIX веков выполнял несколько функций: первая функция — передача информации, полученной путешественником; вторая - популяризация знаний среди широкого круга читателей; третья - воздействие не только на ум, но и на душу читающего путем убеждения, описания. В соответствии с перечисленными функциями, в жанре путешествия выделяются следующие стилистические планы: научный, возможно, с чертами официально-делового (функция передачи информации); публицистический (популяризация знаний); литературно-художественный (функция воздействия). Следует отметить, что названные функции часто переплетаются, например, в публицистическом плане «путешествия» может наблюдаться синтез нескольких функций: к функции коммуникативно-информативной примешивается функция воздействия на читателя. Определение стилистической разноплановости «Журнала путешествий» Н. П. Резанова - одна из задач нашей диссертационной работы.

Полифункциональность жанра путешествия предопределила использование нескольких разновидностей литературного языка конца XVIII -начала XIX веков: языка науки, публицистики, художественной литературы.

Так, язык науки характеризуется точностью, строгостью, логичностью, отсутствием эмоциональности. Путешественники прибегали к нему при описании животных, растений, минералов и т.п., при объяснении тех или иных природных явлений, при обосновании выводов, идей.

Языку публицистики свойственны экспрессивность, эмоциональность, наличие авторского отношения к изображаемому. Он используется, как правило, при описании различных социальных аспектов.

Язык художественной литературы, который характеризуется образностью, выразительностью, наличием индивидуально-авторского начала повествования, применяется при описании происшествий, случившихся во время путешествия, а также в лирических отступления, связанных с воспоминаниями о событиях, дорогих сердцу автора.

Общеизвестно, что разные формы отражения действительности находят свое выражение в использовании различных языковых средств. В задачи диссертационного исследования входит выявление основных языковых средств, характерных для каждого стилистического плана «Журнала путешествия» Н. П. Резанова, а также рассмотрение специфики организации этих языковых единиц.

Для характеристики стиля наиболее показательны две стороны языковой системы: лексика и синтаксис [Акимова 1981а: 6]. В нашей работе приоритет отдается синтаксическому уровню текста, так как еще А. М. Пешковский отмечал, что стилистические возможности в синтаксисе многообразны и значительны [Пешковский 1956]. Особое внимание обращается на синтаксис «Журнала путешествия» Н. П. Резанова также потому, что, как уже отмечалось выше, на рубеже XVIII - XIX столетий происходит коренная ломка синтаксической системы русского литературного языка, связанная с изменениями в принципах словорасположения.

Анализируя лексический уровень «Журнала путешествия», мы, прежде всего, обратим внимание на маркированную лексику того или иного стилистического плана, выявим основные стилеобразующие лексические элементы. Рассмотрение лексического уровня «Журнала путешествия» предопределено общеизвестным фактом: ядром стилистической системы, как XVIII века, так и современной, является лексика, поэтому оставить без какого-либо внимания лексический уровень «Журнала путешествия» не представляется возможным. Мы также будем исходить из того, что лексический уровень текста базируется на лексико-стилистическом и образно-лексическом аспектах. Анализ языкового материала позволит определить главенствующий из аспектов в каждом стилистическом плане «Журнала путешествия».

При анализе лексических единиц текста Н. П. Резанова нами брались во внимание следующие лексикографические источники: Грищук 1985 -1987; Глотов 1994; Даль 1912 - 1914; Исанин 1986; Самойлов 1939 - 1941; САР 1789 - 1794; Чернавин 1990; Шишков 1832 - 1840 и др. (см. с. 162). Преобладающее количество специальных военно-морских словарей и справочников обусловлено тем, что текст «Журнала путешествия», написанный во время кругосветного плавания, насыщен военно-морской терминологией. Иностранные лексикографические источники [Brockhaus 1953 - 1958; Larousse 1865 - 1890; Paasch 1885; 1890; Roding 1794 - 1798; Vial du Clairbois 1793] привлекались для отражения терминологических систем различных отраслей знаний, представленных в тексте Н. П. Резанова лексикой иноязычного происхождения.

Анализируя синтаксический уровень «Журнала путешествия», мы отдаем предпочтение следующим языковым чертам, которым свойственно стилистическое значение: 1) порядку слов; 2) средствам связи как самих предложений, так и их частей; 3) экспрессивным синтаксическим явлениям. Отметим также, что синтаксический уровень текста включает в себя функционально-стилистический, экспрессивно-стилистический и структурно-ритмический аспекты. При анализе текста Н. П. Резанова предполагается определение ведущего из этих аспектов в каждом стилистическом плане журнала.

Порядок слов всегда привлекал внимание исследователей. Во-первых, история формирования литературных норм в области словорасположения показательна для характеристики процесса образования единого общелитературного русского языка. Во-вторых, порядок слов - богатый источник стилистической синонимики.

Так, например, большое количество работ посвящено изучению порядка слов в историческом аспекте [Ковтунова 1969; 1973; 1974а; Колесов 1991; Мельничук 1991; Сиротинина 1965а,б и др.]. Отдельные параграфы, раскрывающие своеобразие порядка слов в произведениях Н. М. Карамзина, представлены в монографиях Л. А. Булаховского, В. В. Виноградова, А. Н. Кожина, В. Д. Левина, Н. А. Мещерского [Булаховский 1954; 1957; Виноградов 1982; Кожин 1989; Левин 1964а; Мещерский 1981]. Ряд исследований затрагивает различные аспекты при описании порядка слов в атрибутивных словосочетаниях [Лаптева 1963; Нехайчик 1967; Остапенко 1966; Полищук 1972; Попова 1958]. Изучением коммуникативно-стилистических функций словопорядка на материале немецкого и латинского языков занимались А. Г. Алиева, Т. К. Демидова, Л. С. Иванова [Алиева 1986; Демидова 1979; Иванова 1985]. Синтаксическая изобразительность словорасположения раскрывается в диссертационных работах Е. В. Мар-касовой, А. П. Сковородникова, А. Ю. Шиленко и др. [Маркасова 1994; Сковородников 1982; Шиленко 1990].

Несомненный интерес в стилистическом ракурсе представляют так называемые средства связи между самостоятельными предложениями и между их частями, которые приводят к определенной логичности текста и являются характерными, прежде всего, для языка науки. В нашей работе рассматриваются случаи, когда наблюдаются наиболее тесные связи, выражающиеся указательными местоимениями с повторяющимися существительными или без них, а также личными местоимениями. Заслуживают внимания выводы М. Н. Кожиной, М. П. Котюровой, занимающихся изучением данного вопроса, которые подчеркнутую логичность между самостоятельными предложениями в научных текстах XVIII - XIX веков видят в специализировавшихся в этой функции вводных словах и словосочетаниях [Кожина, Котюрова 1978: 14].

При характеристике стилистических ресурсов языка обязательно учитывается экспрессивная окраска, связанная с выразительностью и эмоциональным характером соответствующих языковых средств [Розенталь 1987: 26]. Как отмечает Е. А. Иванчикова, экспрессивные синтаксические средства, активно используются в текстах, направленных на разъяснение какой-либо мысли или события и, как правило, представлены в языке публицистики [Иванчикова 1992: 58]. Поскольку для языка публицистики характерна функция воздействия на читателя, то это влечет за собой употребление элементов ораторского синтаксиса, которые придают тексту некоторую патетичность, способствуют его эмоционально-экспрессивному насыщению. В работе рассматриваются некоторые экспрессивные синтаксические средства, представленные в «Журнале путешествия» Н. П. Резанова.

Описанию приемов и средств изобразительного синтаксиса отводится наибольшее количество страниц в грамматиках и риториках XVIII - XIX веков у И. М. Борна, А. С. Никольского, В. С. Подшивалова, И. С. Рижского [Борн 1808; Никольский 1807; Подшивалов 1796; Рижский 1796]. В наши дни описанием различных приемов и средств синтаксической изобразительности занимаются Г. Н. Акимова, Е. А. Иванчикова, А. П. Сковородников, А. Ю. Шиленко и другие [Акимова 19816; 1982; 1990; Иванчикова 1992; Сковородников 1981; Шиленко 1990]. Авторы едины в признании того факта, что ряд риторических приемов и фигур имеет ярко выраженную стилевую направленность. Выразительность языка публицистики может быть усилена за счет стилистической конвергенции [Арнольд 1974; 1999; Riffaterre 1959; 1960; 1983], когда взаимодействуют несколько риторических приемов и фигур, объединенных общей задачей: эмоционально-экспрессивное насыщение речи. В свое время на это явление обратил внимание М. В. Ломоносов [Ломоносов 1850: 640], проводя разграничение между «соединением фигур» и «смешением фигур», что соответствует рассредоточенной и сосредоточенной конвергенции [Сковородников 1981: 204].

Надо отметить, что в качестве средств языковой экспрессии могут быть представлены дополнительные приемы изобразительного синтаксиса: ритмико-мелодическая организация фразы, интонационный рисунок текста. В работах И. И. Ковтуновой, О. А. Лаптевой, О. Б. Сиротининой, Н.В. Черемисиной и др. [Ковтунова 1976а,б; Лаптева 1976; Сиротинина 1969а,б; Черемисина 1971] установлена различная степень ритмичности художественно-прозаических текстов сравнительно с нехудожественными: научной прозой, публицистикой.

Актуальность работы. Во-первых, как отмечал В. В. Виноградов, «изучение сочинений Фонвизина, Новикова, Державина, Радищева, Крылова, Карамзина (особенно «Писем русского путешественника»), а также других писателей последней четверти XVIII - первых десятилетий XIX веков чрезвычайно важно для всесторонней характеристики процессов формирования единой системы русского литературного языка и новой его стилистики» [Виноградов 1978в: 204]. Во-вторых, крайне мало специальных исследований посвящено анализу языка и стиля отдельно взятого произведения, написанного в жанре «путешествия». Между тем, записки государственных деятелей, ученых-путешественников конца XVIII - начала XIX веков занимают важное место не только в истории русской культуры и научной мысли, но и в истории русского литературного языка. В-третьих, в настоящей диссертации предпринимается попытка комплексного описания языковых средств, представленных в различных стилистических планах «Журнала путешествия» Н. П. Резанова. При этом предполагается выявление стилеобразующих, то есть наиболее стилистически значимых синтаксических единиц, которые составляют специфику и основу каждого стилистического плана «Журнала», сущностные черты его стилистической структуры, что делает изучение языка и стиля «путешествия» Н. П. Резанова весьма актуальным.

Целью настоящей диссертации является анализ синтаксико-стилисти-ческих особенностей «Журнала путешествия» Н. П. Резанова в свете развития основных тенденций предпушкинской прозы.

Цель работы определила следующие задачи:

1. Определить место, занимаемое «Журналом путешествия» Н. П. Резанова в системе жанра путешествия в предпушкинский период (конец XVIII - начало XIX веков).

2. Охарактеризовать стилистическую разноплановость «Журнала путешествия».

3. Описать основные стилистически маркированные синтаксические средства языка, которые формируют каждый из стилистических планов «Журнала путешествия», по возможности рассмотреть эти синтаксические единицы не изолированно, а в системных связях и отношениях с другими единицами языка. Выявить специфику употребления маркированной лексики в различных стилистических планах текста.

Научная новизна исследования обусловлена, прежде всего, тем, что впервые в научный оборот вводится текст «Журнала путешествия» Н. П. Резанова, написанный в 1803 - 1805 гг. (подготовку к печати и публикацию текста «Журнала путешествия» осуществила автор настоящего диссертационного исследования в 1995 г.). «Журнал путешествия» является ценным источником для изучения русского литературного языка, также он весьма интересен в историко-культурном плане.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в исследовании ранее неизвестного языкового материала, с введением которого в научный оборот могут быть подтверждены основные положения, рассматриваемые в теоретических дискуссиях по вопросу о «новом слоге». Результаты работы, ее положения и выводы могут быть использованы в преподавании общих и специальных курсов по стилистике русского языка.

Материалом для исследования послужил текст «Журнала путешествия» Н. П. Резанова.

Основным методом исследования является описательный, также использовалась статистическая методика.

Теоретической основой исследования послужили как классические труды русских лингвистов XIX - XX вв.: В. В. Виноградова, Н. И. Греча, Я. К. Грота, И. И. Давыдова, так и работы современных исследователей Г. Н. Акимовой, Е. Г. Ковалевской, И. И. Ковтуновой, О. Б. Сиротининой и других. При определении места, занимаемого «Журналом путешествия» Н. П. Резанова в жанровой системе конца XVIII - начала XIX веков, мы опирались на общетеоретические положения, выдвинутые литературоведами П. Н. Берковым, Г. А. Гуковским, Д. С. Лихачевым, Ю. М. Лотма-ном, Г. П. Макогоненко, Ю. Н. Тыняновым, и частные вопросы, разработанные Е. С. Ивашиной, Н. Н. Петруниной, Е. Г. Проценко. При сравнительном анализе текстов Н. М. Карамзина и Н. П. Резанова нами брались во внимание работы А. И. Горшкова.

Апробация. Основные положения и результаты исследования были изложены автором в докладах, сделанных на заседаниях аспирантского семинара под руководством профессора Г. Н. Акимовой, на республиканской научной конференции «Россия в XVIII веке» (СПб., 1996), на юбилейной международной научно-практической конференции «Языковое и литературное образование в школе и в вузе» (СПб., 1997), на XXX Межвузовской научно-методической конференции преподавателей и аспирантов (СПб., 2001). Кроме этого, материалы исследования отражены в четырех публикациях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и двух приложений. Во введении обосновывается выбор темы, формулируются цели и задачи работы, определяется ее теоретическая и практическая значимость, характеризуется материал и методика его анализа, раскрываются

Похожие диссертационные работы по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русский язык», Сурник, Анна Петровна

Выводы

Распад системы трех стилей и формирование функционально-речевых стилей в конце XVIII - начале XIX веков сделали возможным выражение индивидуального в повествовании, то есть авторский стиль писателей становится основным фактором развития русского литературного языка. «Журнал путешествия» Н. П. Резанова - пример такого индивидуально-авторского стиля, где самой примечательной чертой является сложный и глубокий синтез трех стилистических планов: научного, публицистического и литературно-художественного. Многоплановость повествования обусловлена функциями, заключенными в жанре «ученого путешествия», к которому принадлежит произведение Н. П. Резанова. Первая функция -передача информации, полученной путешественником во время экспедиции; вторая - популяризация научных знаний среди широкого круга образованной читающей публики; третья - воздействие не только на ум, но и на душу читателей путем описания. В свою очередь, перечисленные функции отражают стилистическую трехплановость журнала, где стилистические планы плавно сливаются под пером Н. П. Резанова в один литературный стиль, стиль «Журнала путешествия».

Важнейшей стилевой чертой научных «путешествий», обусловленной их многоплановостью, является использование нескольких разновидностей, нескольких пластов русского литературного языка. Текст «Журнала путешествия» Н. П. Резанова красноречиво свидетельствует о том, что можно говорить о специфических, присущих лишь определенным стилистическим планам, языковых средствах. Одни из стилистических явлений постоянны, наличествуют всегда в том или ином стилистическом плане «путешествия», другие могут присутствовать или не присутствовать в нем, во всяком случае, не проявляться явно. Так, можно выделить наиболее значимые, глубинные, стилистические элементы, которые составляют специфику и основу каждого из трех стилистических планов «Журнала путешествия».

Стилеобразующими языковыми элементами научного плана «Журнала путешествия» на лексическом уровне являются 1) специальная лексика, отражающая терминологические системы различных отраслей знаний; 2) отвлеченная лексика, которой пользуется Резанов при обосновании различных объяснений, а также 3) эмоционально-оценочные слова. Таким образом, лексический уровень научных частей «Журнала путешествия» представлен двумя связанными между собой аспектами: лексикостатистическим (1 и 2 пункты) и образно-лексическим (3 пункт). Несомненно, ведущие позиции занимает лексико-стилистический аспект, а образно-лексический играет второстепенную роль.

Стилеобразующими синтаксическими средствами научных частей «Журнала путешествия» являются 1) старотрадиционное словорасположе-ние: а) постановка причастия в конце причастных групп за словами определяемыми и глагола в конце предложения (все приглагольные члены выстраиваются перед глаголом); б) постановка управляемых и примыкающих членов перед управляющими. Данные конструкции - принадлежность преимущественно книжной речи. 2) Научный язык отличается стремлением к точности выражения и логичности, что достигается так называемыми средствами связи между самостоятельными предложениями и между их частями: а) при помощи указательных местоимений с повторяющимися существительными или без них, а также личными местоимениями; б) с помощью вводных слов (различных значений) и словосочетаний. Таким образом, синтаксический уровень текста, включающий в себя функционально-стилистический, экспрессивно-стилистический и структурно-ритмический аспекты, в научных частях «Журнала путешествия» представлен первым из них, два последующих (экспрессивно-стилистический и структурно-ритмический) приглушены, проявлены не так отчетливо.

Стилеобразующими языковыми элементами публицистического плана «Журнала путешествия» Н. П. Резанова на синтаксическом уровне являются 1) различные экспрессивные приемы и средства русского литературного языка. Избыточность экспрессивных приемов и средств в публицистических частях «путешествия» приводит к образованию стилистической конвергенции, как сосредоточенной, в границах одного предложения, так и рассредоточенной, охватывающей несколько коммуникативных единиц. 2) Так как для публицистического плана «Журнала путешествия» характерно соединение двух начал: книжного и разговорного, то книжная сторона проявляется обилием причастных оборотов, как с пре-, так и с постпозицией причастия. Разговорная сторона представлена а) короткими предложениями, причем, с качественным их преобразованием, связанным с изменением лексического наполнения (разговорная, обыденная лексика), отсутствием конструкций с запутанной структурой; б) введением в канву повествования прямой речи; в) конструкциями с вопросо-ответным единством. Таким образом, синтаксический уровень публицистических частей «путешествия» базируется на экспрессивно-стилистическом аспекте.

Стилеобразующими языковыми элементами публицистического плана «Журнала путешествия» на лексическом уровне выступают славянизмы, которые в XVIII столетии являлись ядром «высокого стиля», а в XIX веке стали выступать признаком возвышенности, патетичности речи. Таким образом, в публицистическом плане журнала на лексическом уровне приоритет отдается образно-лексическому аспекту перед лексико-стилистическим.

Стилеобразующими языковыми элементами литературно-художественного плана «Журнала путешествия» на синтаксическом уровне являются, наряду с элементами, образующими публицистический план (различные экспрессивные средства), дополнительные приемы изобразительного синтаксиса: ритмико-мелодическая организация фразы, интонационный рисунок текста. Изобразительный синтаксис «Журнала путешествия» прежде всего представлен параллельным строением предложений, которое выражается одинаковым порядком слов, включением в состав предложений однотипных структур: рядов однородных членов, придаточных предложений, обособленных конструкций. Ритмико-интонационный рисунок литературно-художественных частей «путешествия» характеризуется членением предложения на короткие сравнительно одинаковые ритмические отрезки-синтагмы с более сильными ударениями в конце синтагм, а в целом предложении - в конце предложения. Поскольку выделение синтагм опирается на расстановку слов разной акцентной структуры, то главным средством организации ритма является порядок слов, то есть ритмико-интонационная структура текста напрямую связана с принципами словопорядка, с актуализацией. Период конца XVIII - начала XIX веков характеризуется реформированием принципов порядка слов. Из употребления уходят схемы словорасположения с «высокой» окраской, несущие печать «старого», «запутанного» слога. Продолжительнее всех «задержалась» постпозиция качественных и относительных прилагательных по отношению к определяемому слову, а также постпозиция местоименных атрибутов. Языковой материал «Журнала путешествия» Н. П. Резанова показывает, что постпозиция качественных прилагательных в отличие от относительных являлась остаточным признаком словорасположения с «высокой» окраской, а дислоцированная постпозиция качественного атрибута, как правило, была акцентирована. Постпозиция местоименных атрибутов была закреплена нормой и не являлась акцентологическим фактором, препозитивная норма их сложилась во втором десятилетии XIX века. Таким образом, в литературно-художественном плане журнала на синтаксическом уровне приоритет отдается двум аспектам: экспрессивно-стилистическому и структурно-ритмическому.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Журнал путешествия» Н. П. Резанова создавался в первые годы XIX столетия, в период коренных изменений в политической, социальной, культурной жизни России. Преобразования затронули не только общественную сферу, но и литературный язык. К концу XVIII века происходит укрепление позиций так называемого «среднего стиля» или «среднего слога», то есть на арену выходит язык, приемлемый для разнообразных литературных жанров, единый для книг и общения. Образование единого национально-литературного языка привело к упорядочению в области синтаксиса: установлению прямого порядка слов, сокращению объема предложений и периодов. В «Журнале путешествия» Н. П. Резанова, как в зеркале, отразились основные процессы, протекавшие в русском литературном языке конца XVIII — начала XIX веков, периоде, который принято называть предпушкинским. Основная роль в реформировании русской фразы, в становлении норм русского литературного языка в предпушкинский период принадлежит Н. М. Карамзину, поэтому вполне очевидно, что на слог «Журнала путешествия» Резанова большое влияние оказали произведения Н. М. Карамзина, в том числе «Письма русского путешественника». Но цели и задачи этих путешествий были различны, что обусловило принадлежность данных текстов к разным типам жанра «путешествия», а следовательно, наложило определенный отпечаток на слог «путешествий».

Журнал путешествия» Н. П. Резанова можно отнести к разряду научно-популярных «путешествий». Тексты «путешествий», как научных, так и литературных, всегда привлекали внимание исследователей, так как жанр путешествия, являясь одним из старейших, дает богатый материал для различных областей знаний: географии, истории, этнографии, естествознания, а также языкознания. Жанр «ученого путешествия» предполагает многоплановость повествования, которая связана со специфическими жанровыми функциями: первая - передача информации, полученной во время путешествия; вторая - популяризация научных знаний, третья -воздействие не только на ум, но и на душу читающего. В свою очередь, перечисленные функции отражают стилистическую трехплановость журнала, где каждый стилистический план (научный, публицистический, литературно-художественный) оформляется с помощью стилистических элементов и средств, которые составляют специфику и основу каждого стилистического плана «Журнала путешествия».

Стилеобразующими языковыми элементами научного плана журнала на лексическом уровне являются 1) специальная лексика, отражающая терминологические системы различных отраслей знаний; 2) отвлеченная лексика, служащая для обоснования различных объяснений; 3) эмоционально-оценочные слова. Стилеобразующими синтаксическими средствами научных частей журнала являются 1) старотрадиционное словораспо-ложение, характерное для книжной речи (постпозиция причастия относительно причастных групп за словами определяемыми; расположение управляемых и примыкающих членов перед управляющими); 2) употребление так называемых средств связи между самостоятельными предложениями и между их частями, что приводит к точности выражений и логичности (в этой роли выступают указательные местоимения с повторяющимися существительными или без них, а также личными местоимениями; вводные слова и словосочетания).

Стилеобразующими языковыми элементами публицистического плана «Журнала путешествия» Н. П. Резанова на синтаксическом уровне являются 1) различные экспрессивные приемы и средства русского литературного языка; 2) обилие причастных оборотов как с пре-, так и с постпозицией причастия относительно причастных групп; 3) введение в канву повествования коротких предложений с преобразованным лексическим наполнением (разговорная лексика); 4) использование прямой речи; 5) употребление конструкций с вопросо-ответным единством. Стилеобразующие языковые элементы публицистического плана журнала на лексическом уровне представлены не так ярко и многочисленно: к ним, в основном, относятся славянизмы, которые в XVIII веке являлись ядром «высокого» стиля, а позднее стали выступать признаком возвышенности, патетичности речи.

Стилеобразующими языковыми элементами литературно-художественного плана «Журнала путешествия» на синтаксическом уровне, наряду с экспрессивными приемами и средствами русского литературного языка, являются дополнительные приемы изобразительного синтаксиса: ритмико-мелодическая организация фразы, интонационный рисунок текста, что напрямую связано с принципами словопорядка, с актуализацией. Конец XVIII - начало XIX веков характеризуются реформированием порядка слов. Наиболее интересные примеры дает пре- и постпозиция качественных и относительных прилагательных, а также расположение местоименных атрибутов. Языковой материал «Журнала путешествия» Н. П. Резанова показывает, что постпозиция качественных прилагательных в отличие от относительных являлась остаточным признаком словораспо-ложения с «высокой» окраской и не являлась акцентологическим фактором, а дислоцированная постпозиция качественного атрибута, как правило, была акцентирована. Несколько реже постпозиция качественных и относительных прилагательных по отношению к определяемому слову являлась мотивом сообщения речи ритмической округленности, эстетической законченности, некоего ритмомелодического рисунка. Постпозиция местоименных атрибутов была закреплена нормой, не несла особой смысловой нагрузки, была совершенно нейтральной и не способствовала актуализации. На фоне постпозитивной нормы препозиция местоименных атрибутов в некоторых случаях сигнализировала об их акцентуации, причем смысловая выделенность могла быть усилена с помощью дислокации, а также союзов и частиц. Особенностью старого словорасположения, служащего ритмомелодическому рисунку фразы, является постановка местоименных атрибутов (как правило, притяжательных) на конце ритмических отрезков. Этот порядок слов производит впечатление сохраненного по преимуществу ради ритма. Эти формы легко энклитизируются и поэтому оказались использованными в предпушкинский период, еще очень ценивший напевность и плавность фразы.

Таким образом, можно говорить о специфических, присущих лишь определенным стилистическим планам «Журнала путешествия» Н. П. Резанова, языковых средствах, которые составляют основу каждого стилистического плана.

Преобразования, происходившие в области синтаксиса, несомненно, нашли отражение в творчестве Н. П. Резанова, автора «Журнала путешествия». Подражая в определенной степени Н. М. Карамзину в построении фразы, Н. П. Резанов, тем не менее, сохранил свой стиль, авторскую индивидуальность, собственный структурно-синтаксический рисунок текста, что делает его произведение бесценным материалом в плане изучения языковых процессов конца XVIII - начала XIX веков. В. В. Виноградов весьма справедливо отмечал: «Для истории русского литературного языка, понимаемой как история последовательной смены разных языковых систем, представляющих собою внутреннее объединенное сочетание и сочленение разных стилей и жаровых разновидностей, произведения рядовых писателей являются во многих отношениях не менее важным, ценным и характерным материалом, чем сочинения великих мастеров художественного слова». [Виноградов 1978а: 157].

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Сурник, Анна Петровна, 2001 год

1. Акимова Г. Н. Очерки по синтаксису языка М. В. Ломоносова. Дис. . д-ра филол. наук. Л. 1973. 445 с.

2. Акимова Г. Н. М. В. Ломоносов и становление языка русской науки // Вопросы стилистики. Функционально-стилевая дифференциация языка. Саратов. 1981а. С. 3-19.

3. Акимова Г. Н. Развитие конструкции экспрессивного синтаксиса в русском языке // Вопросы языкознания. 19816. №6. С. 103-110

4. Акимова Г. Н. Новое в синтаксисе современного русского языка. М. 1990. 166 с.

5. Алиева А. Г. Структурно-стилистические принципы организации публицистического текста (на материале немецкой публицистики конца XVIII начала XIX века). Автореф. дис. . канд. филол. наук. Л. 1986. 22 с.

6. Арзуманова М. А. Русский сентиментализм в литературно-общественной борьбе 90-х годов XVIII века. Дис. . д-ра филол. наук. Ч. 1-3. Л. 1964. 546 с.

7. Арнольд И. В. Стилистика декодирования. Л. 1974. 75 с.

8. Арнольд И. В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность. СПб. 1999. 443 с.

9. Бажова Л. С. Бессоюзные предложения в языке Н. М. Карамзина. Автореф. дис. канд. филол. наук. Л. 1963.19 с.

10. Бажова JI. С. Структура и стилистическая направленность бессоюзных предложений в языке H. М. Карамзина. Таллин. 1967.148 с.

11. Белинский В. Г. Полн. собр. соч. в 13 т. Т. 2. М. 1953. С. 208.

12. Берков П. Н. Проблема изучения русского классицизма // Русская литература XVIII века. Эпоха классицизмА.М.-JI. 1964. С. 57-97.

13. Берков П. Н. Державин и Карамзин в истории русской литературы конца XVIII начала XIX века // Проблемы исторического развития литератур. Л. 1981. С. 242-256.

14. Билинкис М. Я. Взаимоотношения документальных жанров и беллетристики в русской литературе 60-х гг. XVIII века. Автореф. дис. . канд. филол. наук. Л. 1979. 27 с.

15. Биржакова Е. Э., Войнова Л. А., Кутина Л. Л. Очерки по исторической лексикологии русского языка XVIII в. Языковые контакты и заимствования. Л. 1972.431 с.

16. Борн И. М. Краткое руководство к российской словесности. СПб. 1808. 162 с.

17. Булаховский Л. А. Введение в синтаксис русского литературного языка первой половины XIX века // Наукови записки Харьювського Держ. Пед. шституту. Т. 7. Харьков. 1941. С. 3-38.

18. Булаховский Л. А. Русский литературный язык первой половины XIX века. Фонетика. Морфология. Ударение. Синтаксис. М. 1954. 468 с.

19. Булаховский Л. А. Русский литературный язык первой половины XIX века. Лексика и общие замечания о слоге. Киев. 1957. 492 с.

20. Веселовская Т. М. Размер предложения статистический параметр стиля // Вестник ЛГУ. Серия 2.1987. № 16. С. 76-79.

21. Виноградов В. В. Язык Пушкина. М.-Л. 1935. 457 с.

22. Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М. 1963. 255 с.

23. Виноградов В. В. О стиле Карамзина и его развитии. (Исправления текста повестей.) // Процессы формирования лексики русского литературного языка (от Кантемира до Карамзина). М.-Л. 1966. С. 237-258.

24. Виноградов В. В. О задачах истории русского литературного языка преимущественно ХУП-Х1Х вв. // В. В. Виноградов. История русского литературного языка. Избранные труды. М. 1978а. С. 152-177.

25. Виноградов В. В. Основные этапы истории русского языка // В. В. Виноградов. История русского литературного языка. Избранные труды. М. 19786. С. 10-64.

26. Виноградов В. В. Роль художественной литературы в процессе формирования и нормирования русского национального литературного языка до конца 30-х гг. XIX в. // В. В. Виноградов. История русского литературного языка. Избранные труды. М. 1978в. С. 202-205.

27. Виноградов В. В. Очерки по истории русского литературного языка. М. 1982. 529 с.

28. Виноградов В. В. Русский язык. М. 1986. 639 с.

29. Виноградов В. В. Проблема Карамзина в истории стилей русской литературы // В. В. Виноградов. Язык и стиль русских писателей. От Карамзина до Гоголя. Избранные труды. М. 1990. С. 5-23.

30. Винокур Г. О. Русский литературный язык во второй половине XVIII в. // Г. О. Винокур. Избранные работы по русскому языку. М. 1959. С. 138-161.

31. Водовозов В. И. Словесность в образцах и разборах. СПб. 1905. С. 146-177.

32. Военский К. А. Русское посольство в Японию в начале XIX века. (Посольство Н. П. Резанова в Японию в 1803 1805 гг.) // Русская старина. 1895. № 7. С. 123-141; № 10. С. 201-235.

33. Вомперский В. П. О понятии «штиля» в стилистической теории М. В. Ломоносова // Вопросы стилистики. М. 1966. С. 44-60.

34. Вомперский В. П. О стиле «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева // Русский язык в школе. 1972. № 4. С. 9-15.

35. Врубель И. Н. «Всему начало положено Карамзиным.» // Русская речь. 1991. №2. С. 70-72.

36. Вяземский П. А. Известие о жизни и стихотворениях Ивана Ивановича Дмитриева // Полн. собр. соч. князя П. А. Вяземского. Т. 1. СПб. 1878. С. 112-166.

37. Гавранек Б. Задачи литературного языка и его культура // Пражский лингвистический кружок. М. 1967. С. 338-377.

38. Гак В. Г. Порядок слов во французском языке // Очерки типологии порядка слов. М. 1989. С. 156-172.

39. Гончаров К А. Собр. соч.: В 8-ми т. Т. 2. М. 1978. С. 16.

40. Гончарова О. М. Творческая деятельность Н. М. Карамзина 1790-х годов. Автореф. дис. канд. филол. наук. Л. 1986. 16 с.

41. Горшков А. И. О судьбе трех стилей русского литературного языка во второй половине XVIII в. // Уч. зап. Читинского пед. ин-та. Вып. 5. Чита. 1961. С. 223-225.

42. Горшков А. И. О размере предложений в «Письмах из Франции» Д. И. Фонвизина и в «Письмах русского путешественника» Н. М. Карамзина // Русский язык. Сб. трудов. М. 1975. С. 71-83.

43. Горшков А. И. Язык предпушкинской прозы. М. 1982. 240 с.

44. Горшков А. И. Теория и история русского литературного языка. М. 1984.319 с.

45. Греч Н, И. Учебная книга российской словесности или избранные места из русских сочинений и переводов в стихах и прозе, с присовокуплением кратких правил риторики и пиитики и истории российской словесности. Т. 2. Ч. 4. СПб. 1822. 677 с.

46. Громова Л. П.А.И. Герцен публицист 1840-х годов. (Взаимосвязь публицистического и художественного творчества). Автореф. дис. . канд филол. наук. Л. 1983.16 с.

47. Грот Я. К. Очерк деятельности и личности Карамзина. СПб. 1867.60 с.

48. Грот Я. К. Язык Державина // Сочинения Г. Р. Державина с объяснительными примечаниями Я. Грота: В 9-ти т. Т. 9. СПб. 1883. С. 335337.

49. Грот Я. К. Карамзин в истории русского литературного языка // Филологические разыскания Я. Грота. СПб. 1899. С. 46-98.

50. ГуковскийГ. А. Русская литература XVIII века. М. 1939. 527 с.

51. Гуковский Г. А. Карамзин // История русской литературы: В 10 т. Т. 5. М.-Л. 1941. С. 55-105.

52. ГуковскийГ. А. Реализм Гоголя. М.-Л. 1959. 531 с.

53. Гуминский В. М. К вопросу о жанре «путешествий» // Филология. Вып. 5. М. 1977. С. 82-93.

54. Гуминский В. М. Проблема генезиса и развития жанра путешествий в русской литературе. Автореф. дис. . канд. филол. наук. М. 1979. 23 с.

55. Давыдов И. И. Опыт о порядке слов // Труды Об-ва любителей российской словесности при Имп. Московском университете. Ч. 5. М.1816. С. 3-127. Ч. 6. М. 1816. С. 45-62. Ч. 7. М. 1816. С. 80-93. 4.9. М.1817. С. 47-61. Ч. 14. М. 1819. С. 5-28.

56. Давыдов И. И. Взгляд на «Историю государства Российского» Карамзина со стороны художественной. СПб. 1855. 54 с.

57. Демидова Т. К. Коммуникативно-стилистические функции порядка слов в предложении немецкого языка. Автореф. дис. канд. филол. наук. М. 1979. 26 с.

58. Евгений Е.А. Болховитинов. Словарь русских светских писателей, соотечественников и чужестранцев, писавших в России, сочинение митрополита Евгения. Т. 2. М. 1845. С. 139-142.

59. Забурдяева В. И. Ритм и синтаксис русской художественной прозы конца XIX первой трети XX вв. (орнаментальная проза и сказовое повествование). Автореф. дис. канд. филол. наук. Ташкет. 1985.25 с.

60. Забытые русские люди // Сын Отечества. Ежедневная газета, политическая, ученая и литературная. 1875. № 127. 7 (19) июня.

61. Замкова В. В. Физическая терминология в «Вольфианской экспериментальной физике» М. В. Ломоносова // Материалы и исследования по лексике русского языка XVIII века. М.-Л. 1965. С. 87-115.

62. Замкова В. В. Терминология пробирного дела и аффинажа в русском языке XVIII в. // Процессы формирования лексики русского литературного языка. (От Кантемира до Карамзина). М.-Л. 1966. С. 52-80.

63. Золотова Г. А. Структура сложного синтаксического целого в ка-рамзинской повести // Труды Ин-та языкознания АН СССР. Т. 3. 1954. С. 88-119.

64. Иванов М. В. Судьба русского сентиментализма. Автореф. дис. д-ра. филол. наук. СПб. 1997. 32 с.

65. Иванова Л. С. Сопоставительное исследование порядка слов в простом повествовательном предложении латинского и русского языков (функциональный аспект). Автореф. дис. . канд. филол. наук. М. 1985. 24 с.

66. Иванчикова Е. А. Язык художественной литературы: синтаксическая изобразительность. Красноярск. 1992. 158 с.

67. Ивашина Е. С. «Путешествие» как жанр русской литературы конца XVIII первой трети XIX века (к специфике изучения) // Культурологические аспекты теории и истории русской литературы. М. 1978. С. 5055.

68. Ивашина Е. С. Жанр литературного путешествия в России конца XVIII первой трети XIX века. Автореф. дис. . канд. филол. наук. М. 1980. 16 с.

69. Истомин В. Главнейшие особенности языка и слога произведений М. В. Ломоносова, Н. М. Карамзина и И. И. Дмитриева в лексическом, этимологическом, синтаксическом и стилистическом отношениях. Варшава. 1895. 150 с.

70. Истрин В. М. Опыт методологического введения в историю русской литературы XIX века. СПб. 1907. 84 с.

71. Канунова Ф. 3. Из истории русской повести. (Историко-литературное значение повестей Н. М. Карамзина). Томск. 1967. 188 с.

72. Канунова Ф. 3. Из истории русской повести конца XVIII первой трети XIX вв.: (Н. М. Карамзин, А. А. Бестужев-Марлинский, Н. В. Гоголь). Автореф. дис. канд. филол. наук. Томск. 1968. 31 с.

73. Капралова С. Г. Об одной группе атрибутивных словосочетаний в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» // Вопросы истории русского литературного языка XIX XX веков. М. 1985. С. 67-74.

74. Карамзин Н. М. Пантеон российских авторов. Ч. 1-4. М. 18011802. 48 с.

75. Карамзин Н. М. О российском посольстве в Японию // Вестник Европы. 4.1.1803. С. 393-397.

76. Карамзин Н. М. Соч. в 9-ти т. Т. 8. М. 1820. С. 57.

77. Кислягина JI. Г. Формирование общественно-политических взглядов Н. М. Карамзина (1785-1803 гг.). М. 1976. 198 с.

78. Ковалевская Е. Г. Лингвистическое исследование текстов русских драматических произведений конца XVII первой четверти XIX веков. Автореф. дис. . д-ра филол. наук. Л. 1971. 32 с.

79. Ковалевская Е. Г. Анализ текста повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» //Языкрусских писателей XVIII в. Л. 1981. С. 176-193.

80. Ковалевская Е. Г. О судьбе «высокой лексики» в истории русского литературного языка XVIII XX вв. Вводные замечания // Функциональные и социальные разновидности русского литературного языка XVIII в. Л. 1984. С. 96-117.

81. Ковалевская Е. Г. История русского литературного языка. М. 1992. 303 с.

82. Ковтунова И. И. Порядок слов в русском литературном языке XVIII первой трети XIX в. Пути становления современной нормы. М. 1969. 231 с.

83. Ковтунова И. И. Порядок слов в современном русском литературном языке и формирование норм словорасположения в XVIII первой трети XIX в. Автореф. дис. . д-ра филол. наук. М. 1973. 51 с.

84. Ковтунова И. И. Н.М. Карамзин в истории русского литературного синтаксиса//Исследования по славянской филологии. М. 1974а. С. 153160.

85. Ковтунова И. И. Порядок слов и лексико-семантическая структура предложения // Грамматическое описание славянских языков. Концепции и методы. М. 19746. С.182-190.

86. Ковтунова И. И. Порядок слов в стихе и прозе // Синтаксис и стилистика. М. 1976а. С. 43-64.

87. Ковтунова И. И. Современный русский язык: Порядок слов и актуальное членение предложения. М. 19766.239 с.

88. Кожевникова К. Спонтанная устная речь в эпической прозе. РгаЬа. 1971. 168 с.

89. Кожин А. Н. Литературный язык допушкинской России. М. 1989. 281 с.

90. Кожина М. Н. Проблемы специфики и системности функциональных стилей речи. Автореф. дис. д-ра филол. наук. М., 1970. 40 с.

91. Кожина M. H., Котюрова M. П. О некоторых тенденциях функционирования единиц синтаксиса в русской научной речи (к вопросу об эволюции научного стиля) // Стиль научной речи. М. 1978. С. 3-23.

92. Колесов В. В. Порядок слов в русском литературном языке

93. XVII века (на материале авторской правки в текстах протопопа Аввакума) // Славянская филология. Имя и глагол в исторической перспективе: Научные труды Латвийского ун-та. Т. 558. Рига. 1991. С. 18-26.

94. Колесов В. В. «Жизнь происходит от слова.». СПб. 1999. 364 с.

95. Коротаева Э. И. К истории русских причастных оборотов // Уч. зап. ЛГУ. Серия филологических наук. Вып. 68. Исследования по грамматике русского языка. Л. 1963. № 322. С. 80-90.

96. Кочеткова Н. Д. Сентиментализм. Карамзин // История русской литературы: В 4-х т. Т. 1. Л. 1980. С. 726-764.

97. Кулакова Л. И. Очерки истории русской эстетической мысли

98. XVIII века. Л. 1968. 343 с.

99. Купреянова Е. Н. Основные направления и течения русской литературно-общественной мысли первой четверти XIX в. // История русской литературы: В 4-х т. Т. 2. Л. 1981. С. 11-35.

100. Кутина Л. Л. Формирование языка русской науки. (Терминология математики, астрономии, географии в первой трети XVIII в.). М.-Л. 1964. 219 с.

101. Кутина Л. Л. Формирование терминологии физики в России. М.-Л. 1966. 288 с.

102. Кутина Л. Л. Языковые процессы, возникающие при становлении научных терминологических систем // Лингвистические проблемы научно-технической терминологии. М. 1970. С. 82-94.

103. Кутина Л. Л. «Чужая речь» в книжно-славянском тексте (к вопросу о разговорной функции церковнославянского языка) // Функциональные и социальные разновидности русского литературного языка XVIII в. Л. 1984. С. 63-81.

104. Кучеров А. Я. Сентиментальная повесть и литература путешествий // История русской литературы: В 10-ти т. Т. 5. M.-JI. 1941. С. 106-120.

105. Лавровский Н. А. Карамзин и его литературная деятельность. Речь, произнесенная в Императорском Харьковском университете 1-го декабря 1866 года. Харьков. 1866.52 с.

106. Лаптева O.A. Расположение одиночного качественного прилагательного в составе атрибутивного словосочетания в русских текстах XI

107. XVII вв. Автореф. дис. канд. филол. наук. М. 1963.24 с.

108. Лаптева О. А. Русский разговорный синтаксис. М. 1976. 397 с.

109. Лариохина Н. М. Вопросы синтаксиса научного стиля речи. М. 1978.240 с.

110. Левин В. Д. Краткий очерк истории русского литературного языка. М. 1964а. 247 с.

111. Левин В. Д. Очерк стилистики русского литературного языка конца XVIII начала XIX века (лексика). М. 19646. 407 с.

112. Лесскис Г. А. Некоторые статистические характеристики простого и сложного предложения в русской научной и художественной прозе

113. XVIII XX вв. // Русский язык в национальной школе. 1968. № 2. С. 67-80.

114. Лингвистический энциклопедический словарь. / Гл. ред. В. Н. Ярцева. М. 1990. С. 564.

115. Лисицына Т. А. Становление языка русской науки (взаимодействие терминологических и обиходных значений слов) // Функциональные и социальные разновидности русского литературного языка XVIII в. Л. 1984. С. 31-45.

116. Лихачев Д. С. Повести русских послов как памятники литературы // Путешествия русских послов XVI — XVII вв. Статейные списки. М.-Л. 1954. С. 319-346.

117. Лицей. Ч. 1. Кн. 2. СПб. 1806. С. 87.

118. Лотман Ю. М. Пути развития русской прозы 1800-1810-х годов // Уч. зап. Тартуского ун-та. Вып. 104. Тарту. 19616. С. 23-25.

119. Лотман Ю. М. Сотворение Карамзина. М. 1987. 336 с.

120. Лотман Ю. М. Карамзин. Статьи и исследования 1957-1990. Заметки и рецензии. СПб. 1997. 830 с.

121. Лотман Ю. М., Успенский Б. А. Споры о языке в начале XIX в. как факт русской культуры // Уч. зап. Тартуского ун-та. Вып. 358. Тарту. 1975. С. 168-254.

122. Лотман Ю. М., Успенский Б. А. «Письма русского путешественника» Карамзина и их место в развитии русской культуры // Н. М. Карамзин. «Письма русского путешественника». Л. 1984. С. 525-606.

123. Лысакова П. И. Указательные местоимения в языке русской частной переписки XVII начала XVIII века. Автореф. дис. . канд. филол. наук. Л. 1971. 21 с.

124. Макаров П. И. Критика на книгу под названием: Рассуждение о старом и новом слоге российского языка // Сочинения и переводы Петра Макарова. Т. 1. Ч. 2. М. 1817. С. 15-56.

125. Макогоненко Г. П. От Фонвизина до Пушкина. Из истории русского реализма. М. 1969. 510с.

126. Макогоненко Г. П. Русская проза в эпоху Просвещения // Русская проза XVIII века. М. 1971. С. 5-38.

127. Макогоненко Г. П. Николай Карамзин и его «Письма русского путешественника» // Н. М. Карамзин. Письма русского путешественника. М. 1980. С. 3-24.

128. Мальцева И. М. Записки путешествий XVIII века как источник литературного языка и языка художественной литературы (к постановке вопроса) I/ Язык русских писателей XVIII века. Л. 1981. С. 130-150.

129. Мальцева И. М. «Журнал путешествия 1697-1698 годов» и его издание в 1788 г. (изменения в языке и стиле) // Литературный язык XVIII века. Проблемы стилистики. Л. 1982. С. 169-195.

130. Маркасова Е. В. Стилистические традиции Выговской литературной школы в 20-30 гг. XVIII века (на материале двух редакций Жития Корнилия Выговского). Дис. канд. филол. наук. СПб. 1994. 164 с.

131. Маслова Н. М. Путевые записки как публицистическая форма. М. 1977. 115 с.

132. Мелъничук А. С. Взаимодействие разговорных закономерностей порядка слов и иноязычных влияний на него в истории русского литературного языка // Русский язык и современность: Проблемы и перспективы развития русистики. М. 1991. С. 190-206.

133. Мещерский Н. А. История русского литературного языка. Л. 1981. 279 с.

134. Михелъсон В. А. «Путешествие» в русской литературе. Ростов. 1974. 107 с.

135. Накамура Синтаро. Японцы и русские: Из истории контактов. М. 1983. 303 с.

136. Нехайчик Ф. Ф. Порядок слов в атрибутивных словосочетаниях с притяжательными местоимениями в современном русском литературном языке. Автореф. дис. канд. филол. наук. Харьков. 1967. 21 с.

137. Осетров Е. И. Три жизни Карамзина. М. 1985. 302 с.

138. Остапенко В. И. Расположение определений по отношению к определяемому слову в «Письмах русского путешественника» Н. М. Карамзина. Автореф. дис. канд. филол. наук. М. 1966. 19 с.

139. Отечественные записки. Ч. 10. СПб. 1822. № 25. С. 195.

140. Откупщикова М. И. Синтаксис связного текста. Л. 1982. 103 с.

141. Петрова 3. М. Роль прилагательных на -арный/-ярный в формировании специальной терминологии русского языка XVIII в. // Функциональные и социальные разновидности русского литературного языка XVIII в. Л. 1984. С. 46-62.

142. Петрова О. П. Словарь японского языка Николая Резанова. (Неучтенный результат экспедиции в Японии в 1803-1805 гг.) // XXVI Международный конгресс востоковедов. М. 1963. 15 с.

143. Петрова О. П. Первое кругосветное плавание российских моряков в 1803-1805 гг. и миссия Николая Резанова в Японию // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. Л. 1967. С. 2426.

144. Петрунина Н. Н. Проза 1800-1810-х гг. // История русской литературы: В 4-х т. Т. 2. Л. 1981. С. 51-79.

145. Пешковский А. М. Русский синтаксис в научном освещении. М. 1956.511 с.

146. Платонов С. Ф. Н. М. Карамзин. Речь, произнесенная в собрании 18 июля 1911 г., по случаю открытия памятника Н. М. Карамзину. СПб. 1912. Юс.

147. Плотников А. Ю. Русско-японские отношения в период их становления. Посольство Н. П. Резанова и экспедиция 1806-07 гг. Автореф. дис. канд. ист. наук. М. 1994. 21 с.

148. Погодин М.П. Несколько дополнительных известий к первой статье о Карамзине // Москвитянин. М. 1846. № 4. С. 114-116.

149. Погодин M. П. Николай Михайлович Карамзин по его сочинениям, письмам и отзывам современников. Ч. 1. М. 1866. 397 е.; Ч. 2. М. 1866. 505 с.

150. Подшивстов B.C. Сокращенный курс российского слога. М. 1796. 141 с.

151. Полищук Г. Г. Синонимика атрибутивных словосочетаний в восточнославянских языках // Развитие синтаксических конструкций в русском литературном языке XVIII века. Казань. 1972. С. 8-14.

152. Попова 3. Д. Порядок слов в сочетаниях согласуемого определения с определяемым в житийной литературе XVIII века // Славянский сборник. Вып. 2. Воронеж. 1958. С. 95-108.

153. Проекта Т. Е. Г. Р. Державин и литературный язык последней трети XVIII начала XIX веков. Автореф. дис. . канд. филол. наук. М. 1989. 16 с.

154. Проценко Е. Г. Литература «путешествий» в России в 1840-1850-е годы. Автореф. дис. канд. филол. наук. Л. 1984. 16 с.

155. Пугачев В. В. Пушкин, Радищев и Карамзин. Саратов. 1992.213 с.

156. Разинкина //.МО возможности сосуществования эмоционального и логического в английской научной литературе XIX века // Стили-стико-грамматические черты языка научной литературы. М. 1970. С. 7-17.

157. Резанов Н. 77. Письмо к И. И. Дмитриеву об отправлении в Японию, 1803 г. //Русский архив. 1866. № 8-9. С. 1331-1336.

158. Рижский И. С. Опыт риторики, сочиненный и преподаваемый в Санктпетербургском Горном училище. СПб. 1796. 396 с.

159. Роболи Т. Литература «путешествий» // Русская проза. Вып. 8. Л. 1926. С. 42-73.

160. Розенталъ Д. Э. Практическая стилистика русского языка. М. 1987. 399 с.

161. Рудакова 3. И. Размер и структура причастных оборотов // Вопросы структуры и функционирования русского языка. Томск. 1979. С. 8092.

162. Русский биографический словарь. Т. 15. СПб. 1910. С. 541.

163. Северный вестник. Ч. 1. СПб. 1804. № 2. С. 180.

164. Сенкевич М. П. Стилистика научной речи и литературное редактирование научных произведений. М. 1976. 263 с.

165. Сиповский В. В. Н. М. Карамзин, автор «Писем русского путешественника» // Зап. историко-филол. ф-та Имп. С.-Петербургского ун-та. Ч. 49. СПб. 1899. 578 с.

166. Сиротинина О. Б. К вопросу о роли Пушкина в становлении современных норм порядка слов // Вопросы теории и методики изучения русского языка. Саратов. 1965а. С. 137-148.

167. Сиротинина О. Б. Порядок слов в русском языке. Саратов. 19656.172 с.

168. Сиротинина О. Б., Бах С. А. и др. Изменения в языке научной прозы // Вопросы стилистики. Вып. 3. Саратов. 1969а. С. 37-55.

169. Сиротинина О. Б., Бах С. А. и др. Изменения в языке публицистики // Вопросы стилистики. Вып. 3. Саратов, 19696. С. 5-36.

170. Сковородников А. П. Экспрессивные синтаксические конструкции современного русского литературного языка. Опыт системного исследования. Томск. 1981. 255 с.

171. Сковородников А. П. Экспрессивные синтаксические конструкции в современном русском литературном языке. Автореф. дис. . д-ра филол. наук. JI. 1982. 33 с.

172. Слюсарева H.A. Проблемы функционального синтаксиса современного английского языка. М. 1981. 206 с.

173. Сорокин Ю. С. О «Словаре русского языка XVIII века» // Материалы и исследования по лексике русского языка XVIII века M.-JI. 1965. С. 5-42.

174. Старчевский А. В. Николай Михайлович Карамзин. СПб. 1849. 280 с.185., Томашевский Б. В. Теория литературы: Поэтика. М. 1996. 334 с.

175. Тынянов Ю. Н. Архаисты и новаторы. JL 1929. 596 с.

176. Успенский Б. А. Из истории русского литературного языка XVIII начала XIX века: Языковая программа Карамзина и ее исторические корни. М. 1985. 215 с.

177. Черемисина Н. В. Ритм и интонация русской художественной речи. Автореф. дис. д-ра филол. наук. М. 1971. 48 с.

178. Чичерин А. В. Очерки по истории русского литературного стиля: Повествовательная проза и лирика. М. 1985. 447 с.

179. Швецова О. А. Угасание эмоционально-оценочных элементов как фактор ригоризации научного стиля речи (на материале английской научной речи) // Стиль научной речи. М. 1978. С. 37-43.

180. Шоков Н. Н. Язык и стиль «ученых путешествий» второй половины XVIII начала XIX века. Автореф. дис. . канд. филол. наук. М. 1989. 16 с.

181. Atherton G. Rezanov. Leipzig. 1906. 285 p.

182. Dmytryshyn В. N.P. Rezanov's Inspection Tour of Russian Colonies in the North Pacific and His Visit to San Francisco, March 25 May 10, 1806 // Русская Америка 1799-1867. M. 1999. С. 45-69.

183. Fedorova S.G. Russian America in the Personal Archival Collections of the Leaders of the Russian-American Company. Sitka. Alaska. 1979. P. 2125.

184. Pierce R. A. Russian America: A Biographical Dictionary. Fairbanks, Alaska; Kingston Ontario. 1990. P. 418-421 (Rezanov).

185. Riffaterre M. Criteria for Style Analysis // Word. 1959. Vol XV. N 1. P. 154-174.161

186. Riffaterre M. Stylistic Context // Word. 1960. Vol. XVI. N 2. P. 207218.

187. Riffaterre M. Text production. New York. 1983. 341 p.

188. Список цитируемых и упоминаемых словарей

189. Военно-морской словарь. /Гл. ред. В. Н. Чернавин. М. 1990. 511 с.

190. Военно-морской словарь для юношества /Под. ред. П. А. Грищука М. 1985-1987. Т.1. 254 с. Т. 2. 319 с.

191. Глотов А. Я. Изъяснение принадлежностей к вооружению корабля. СПб. 1994. 271 с.

192. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. СПб.-М. 1912-1914. Т. 1. 1912. 6., XVI, XVI е., 1744 стлб., VIII с. Т. 2. 1914. [2] е., 2030 стлб. Т. 3. 1914. [2] е., 1782 стлб. Т. 4. 1914. [2] е., 1592 стлб., [27] с.

193. Морской энциклопедический справочник /Под. ред. Н. Н. Исани-на. Л. 1986. Т.1. 510 с. Т.2: 518 с.

194. Самойлов К. И. Морской словарь. М.-Л. 1939-1941. Т.1. 654 стлб. Т.2. 644 стлб.

195. Современный словарь иностранных слов (ИС). М. 1992. 740 с.

196. Старинные морские слова (CMC) // Записки Гидрографического департамента. 4. VIII. СПб. 1850. С.577-592.

197. Шишков А. С. Морской словарь, содержащий объяснение всех названий, употребляемых в морском искусстве. СПб. 1832-1840. Словарь по кораблестроению. 1832. XIV, 180 е., 22 л.

198. Brockhaus Fr. А. Der grosse Brockhaus. Bd. 1-13. Wiesbaden. 1953-1958.

199. Larousse P. Grand dictionnaire universel du XIX-е siecle. T.l-17. Paris. 1865-1890.

200. Paasch H. Illustrated marine encyclopedia. Antwerpen. 1890. 6, 306 р., 100, 28. pl.

201. Paasch H. Vom Kiel zum Flaggenknopf. Marine Worterbuch in English, Franzosisch und Deutsch. Antwerpen. 1885. VI, 206, CIV S., ill.

202. Roding J. H. Allgemeine Worterbuch der Marine. Hamburg-Leipzig, 1794-1798. Bd. 1. 1794. 935 S., Bd. 2. 1796. 948 S., Bd. 3-4: Index. 1798. Pag. var.

203. Vial du Clairbois. Dictionnaire encyclopedique de marine. Paris. 1793. Т. 1: XII, 712 р., Т. 2: 783 р., Т. 3: 897 р.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.