Социально-бессознательное и историческая субъектность в общественном развитии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Краузе, Александра Анатольевна

  • Краузе, Александра Анатольевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1998, Пермь
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 158
Краузе, Александра Анатольевна. Социально-бессознательное и историческая субъектность в общественном развитии: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Пермь. 1998. 158 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Краузе, Александра Анатольевна

Содержание

• ■■ »

*

Вв едение

Глава I. Место социально-бессознательного в становлении исторической субъектности

§1. Социально-бессознательное как предмет

различных психологических и философских систем...14-35

§2. Интегративная сущность исторического

субъекта и социально-бессознательное

Глава II. Субъекты в историческом процессе (диалектика сознательного и бессознательного)

I

§1. Понятие исторического субъекта в различных

философских и психологических концепциях

§2. Классификация типов исторической

субъектности

Глава III. Проблема социально-сознательного и социально-бессознательного в

современной социальной действительности

§1. Интеграционные процессы как

историческая необходимость

§2. Социально-сознательное и сощ^ально-бессоз-нательное в постиндустриальном обществе

§3. Социально-сознательное и социально-бессознательное в российской социальной

действительности

Заключение

Список литера туры

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социально-бессознательное и историческая субъектность в общественном развитии»

Введение

Актуальность темы исследования

В современных условиях стремительных перемен характеризующихся невиданным динамизмом социальных процессов особое значение приобретают проблемы включенности человека в историческое развитие. Глубокой прорабосски требуют вопросы, Отражающие процессы эволюционирования человеческой субьектности в историческом поступательном развитии.

В настоящее время актуальность исследования

определяется тем, что понимание глубинных тенденций

развития общества невозможно без учета в субьективном

факторе диалектики сознательных и неосознанных элементов.

Особенно это относится к современному этапу

постиндустриального и постсоциалистического развития, где

все труднее становится осмыслить ,,сущность происходящих

!

перемен.

Разработка теоретических проблем социально-бессознательного диктуется обостряющимися противоречиями в представлениях людей о будущем человечества, противоречиями технократического и гуманистического направлений в прогнозировании и предвидении дальнейшего социального развития.

В некоторой степени облегчение решения этой задачи обьясняется появлением возможности знакомства с работами З.Фрейдд, А.Адлера, К.Юнга, Э.Фромма, Э.Эриксона и других, которые ставили вопросы о влиянии

"бессознательного" и "коллективного бессознательного" на различные сферы социальной жизни.

Однако, решение этих вопросов требует научно-диалектйческого подхода.

В диссертации предпринимается попытка с научных диалектико-материалистических, деятельностных позиций рассмотреть малоизученную проблему значения "социально-бессознательного" в становлении и функционировании исторической субьектности.

Степень разработанности проблемы

Базовыми категориями нашего .исследования являются «

"социально-бессознательное" и "историческая

субъектность". В объяснении социальных явлений феномен "бессознательное" был введен З.Фрейдом. В своей характеристике бессознательного он исходил из "всеопределяющей роли сексуальной этиологии"1. З.Фрейд полагал, что основу бессознательного составляют первичные инстинкты. Последователь З.Фрейда в деле изучения роли бессознательного в историческом процессе К.Юнг сосредоточил свое внимание на проблеме "коллективного бессознательного" .• В юнговском п'онимании психическая сфера человека предстает как единство сознательного и бессознательного. Его заслугой является и то, что онв своих исследованиях исходил из взаимосвязей коллективных и индивидуальных форм человеческого бытия. Вместе с тем, и З.Фрейд, и К.Юнг не преодолели биологизаторский детерминизм в объяснении социальных процессов.

К подобному ряду концепций, в плане доминирования какого-либо одного определяющего фактора, можно отнести

философские работы А.Адлера и ,, Э.Дюркгейма. Теория «

бессознательного построена А.Адлером полностью на положении о чувстве неполноценности, которое определяется как врожденное, смутно осознаваемое. Человек стал человеком только потому, что он чувствовал свою неполноценность, так как в обществе человек ощущает себя более сильным.

Э.Дюркгейм подчинение индивидуально-личностного коллективному воспринимает как изначальную

предопределенность. Главная мысль Э.Дюркгейма состоит в том, что исторический ■• процесс' » представляет собой освобождение индивидуального от коллективного, что "коллективный тип теряет свою рельефность, а индивид становится объектом своего рода религии. А эта религия, в конечном счете, навязывается общественным мнением"2.

Особое место в неофрейдистских исследованиях занимает концепции Э.Фромма и Д.Радьяра.

Э.Фромм поставил перед собой задачу с антрополого-

философских позиций взглянуть на человека и общество.

Появляется и новая трактовка "социально-

. • »

бессознательного", как того, что вытеснено из сознания индивида по предписанию общества. По мнению Э.Фромма существует "архетипное бессознательное" отражающее человека целостного и бессознательное, сформированное в психике индивида обществом. Оно по своему качественному положению не эквивалентно первому, потому, как бессознательное архетипного характера представляет

1 Фрейд 3. О психоанализе. Пять лекций, // Хрестоматия по истории психологии. М., Изд-во Московского университета. 1980. С.73.

!

2 Дюркгейм Э. Разделение общественного труда. М., Наука. 1991. С.161-163.

универсального человека прошлого и 'будущего.

Представитель современного гуманизма и неофрейдизма Д.Радьяр динамику взаимодействия сознательного и бессознательного рассматривает как столкновение в деятельности человека разумного и коллективного бессознательного1.

По сути дела, Д.Радьяр отталкивается от концептуальной схемы К.Юнга.

Американский ученый А.Маслоу вводит понятие "здоровое бессознательное". "Эти первичные процессы,- говорит он, -часть йормальной ' или здоровой человеческой природы и могут быть включены в теорию здоровой человеческой природы"2.

В рассуждениях А.Маслоу есть вполне реалистические выводы: во-первых, человеческая природа носит иерархизированный характер, во-вторых, для того, чтобы появились "здоровые", т.е. социальные, высшие потребности, должны быть удовлетворены первичные потребности человека. И наконец, в-третьих,

бессознательные, биологизированныр потребности не являются чем-то враждебным по отношению к обществу и самому человеку, а представляют собой здоровые проявления организма.

В функциональном аспекте на феномен "социально-бессознательное" обратил внимание Р.Бхаскар. "Социально-бессознательное" представляется ему как неосознаваемое индивидом социальное последствие (его индивида) обычной практики, а именно, как воспроизводство и преобразование

1 ■

См.: Радьяр Д. Планетаризация сознания от индивидуального к целому. М., Ваклер. 1995. С.84-85.

2 Маслоу А. Психология бытия. М., Реффл-бук. 1997. С.225.

общества. "Воспроизводство'и/или прёобразование общества, - отмечает Р.Бхаскар, - хотя большей частью совершается бессознательно, тем не менее является неким достижением, результатом искусного исполнения активными субъектами, а не механическим следствием предшествующих условий"1.

К проблеме взаимодействия сознательного и бессознательного, встроенного в социально-исторический процесс, обращаются и отечественные философы. Толкование бессознательной природы человека, общества со стороны

таких ученых как Ф.В.Бассин, Я .,В. Любивый, И. В. Ватин,

»

«

A.M.Бойко является, по сути дела, социально-психологическим, либо общефилософским. К примеру, для И.В.Ватина бессознательное - есть вытесненное из сознания субъекта. A.M.Бойко признает за бессознательным некую совокупность психических явлений, носящих неосознанный характер.

Широкий комплекс подходов обнаруживает анализ философской литературы по вопросу об исторической субъектности.

Немецкие философы К.Яеперс и О.Шпенглер к понятию "исторический субъект" применяют культурологический подход. Так, для К.Ясперса субъект - тот, кто может внести в эпоху великое духовное преобразование2.

О.Шпенглер в динамике исторических процессов выделяет не один, а два типа субъектности: культурный и цивилизованный. "Энергия культурного человека, - отмечает он, - устремлена вовнутрь"3, энергия цивилизованного

1 Бхаскар Р. Общество и сферы смысла общества. // Социология, антропология, метафизика. М. , Прогресс. 1,991. С. 229.

2См. :•' Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., Республика. 1994. С. 73.

3 Шпенглер О. Закат Европы. // Философия истории. Антология. М., Аспект-пресс. 1995. С.177-182.

*

человека обращена на внешнее.

Фрейдисты и неофрейдисты субъекта социального действия рассматривают с точки зрения психологии. К примеру, А.Адлер полагает, что существует два типа субъектов: реальный неполноценный индивид и социализированный (идеальный) тип человека1.

Э.Фромм в качестве исходного критерия человеческой субъектности рассматривает психологические потребности индивидов, которые в зависимости от исторических обстоятельств . и особенностей времени воспринимаются индивидуальной психикой, образуют определенный тип субъекта в историческом процессе2.

Испанский философ X.Ортега-и-Гассет дает определение типов субъектов в истории, исходя из принимаемых индивидом ценностных ориентиров "героя", либо толпы3.

Русский ученый Н.Я.Данилевский рассматривает историческую субъектность как национальную общность, обладающую определенными, только ей присущими способностями и склонностями4.

Л.Н.'Гумилев под историческим ' субъектом понимает пассионариев - это энергичные люди-мутанты (изменившиеся под воздействием космической' энергии), становящиеся движущей силой исторического процесса1.

Принципиально иначе исторический субъект предстает у К.Маркса. Для него исторический субъект - это тот индивид, который переходит к "практическому созиданию

1 См.: Адлер А. Понять природу человека. Спб., Академический проект. 1997. С.30.

2 См.;: Фромм-Э. Бегство от свободы. М'.'; Прогресс 1990.

3 Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // 1989. №3.С.122-140.

4 Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., Книга.1991.

предметного мира, переработке неорганической природы, ... что есть самоутверждение человека как созидательно родового существа, т.е. такого существа, которое относится к роду как к своей собственной сущности, или к самому себе как к родовому существу"2.

Среди отечественных ученых философов хотелось бы отметить точки зрения В.М.Быченкова, Ю.Г.Волкова,

B.С.Поликарпова, а также И.В.Ватина.

В.М.Быченков исходит из того, что система социальных отношений между людьми порождает ' безличные институты социальной субъектности, сверхколлективные устойчивые социальные образования. Отсюда складывается два типа субъектности: одни из них "...эмпиричны и меняются в целом. Другие независимы от индивидов. Это не коллектив, не группа, не совокупность индивидов, а нечто иное: не эмпирическое, а сверхэмпирическое, что и делает его инвариантным по отношению к изменениям в сфере эмпирического"3.

Для Ю.Г.Волкова и В.С.Поликарпова историческим >

субъектом выступает интегральный человек, в миниатюре воспроизводящий потенциальное богатство социального мира1.

С позиций марксистской методологии развернутую характеристику человеческой субъективности дает И.В.Ватин. "Субъект жизнедеятельности тот, - пишет он, -

1 См.: Гумилев А.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1993.

C.237.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч..Т.42. С.93,

3 Быченков В.М. институты, сверхколлективные образования и безличные формы социальной субъектности. М., 1996. С.90-91.

кто является созидателем самого себя и своего мира как человек, способный продуцировать новое и тем самым начинать новые причинные ряды"2.

Анализ указанной философской литературы показывает, что социально-бессознательное не имеет четкого понятийного выражения и связано с классическим философско-психологическим представлением о нем. Поскольку категория "социально-бессознательное" и

историческая субъектность остаются неотрефлектированными

»

в рамках социальной философии, они зачастую употребляются в различных значениях и было бы неправомерно подвергать критике данные позиции.

Рассмотрение феномена бессознательного в социальном аспекте показывает, что в историческом процессе - это (т.е. бессознательное) интуитивное, неосознаваемое на уровне социальной необходимости реализующее или (или уже реализованное) в действиях субъекта. Такие действия носят стихийный характер и в зависимости от прогрессивной или регрессивной .ценностной направленности индивидов либо

I

расшатывают институциональную систему, либо выступают барьером в осуществлении назревших общественных потребностей.

Феномену исторического субъекта принадлежит важная роль в исследовании исторического процесса. Следует отметить, что категория исторического субъекта относится только к сфере активного социального действия и этим отличается от категории "субъект", имеющей более широкое

1 Волков Ю.Г. , Поликарпов B.C. Интегральная природа человека: естественнонаучные и гуманитарные аспекты. Учебное пособие. Ростов-на-Дону. Изд-во Ростовского университета. 1994. С. 75.

2 Ватин И.В. Человеческая субъективность. Ростов-на-Дону. Изд-во Ростовского университета. 1984. С.21.

значение.

Все эти обстоятельства и споср.бствовали выбору темы

}

>

диссертации.

Цели и задачи исследования

Целью работы является решение актуальной социально-философской проблемы функционального значения социально-бессознательного в общественном развитии. В соответствии с целью исследования в диссертации ставятся следующие основные задачи:

- во-первых, уточнение ■■ сущности « понятий "социально-бессознательное" и "историческая субъектность";

во-вторых, выяснение места феномена социально-бессознательного в историческом процессе;

- в-третьих, определение сущности и взаимосвязи феноменов "социально-сознательное", "социально-бессознательное";

- в-четвертых, разработка в соответствии с имеющимися в историческом процессе социально-ориентированными моделями поведения индивидов, типологии исторической субъектности;

: !

Теоретическая и методологическая база исследования

Теоретическую и методологическую базу исследования составляют научный материализм и диалектика, особенно принцип единства исторического и логического, концепция социальной интегральной сущности человека.

Диссертант выявляет истоки рассматриваемой проблемы, акцентируя внимание на понятиях "сознательное", "субъект", "исторический субъект", "историческая субъектность" • "субъективный фактор", "коллективное" и

"индивидуальное", "стихийное", "неорганизованное",

"историческая необходимость" и т.д. Поэтому закономерно обращение к классической немецкой философии, отечественной философии, марксизму, экзистенциализму, психоанализу. • •

Основным материалом в разработке предлагаемой концепции послужили труды западных и отечественных ученых, исследовавших понятие бессознательного в психологии и философов, обращавшихся к проблемам социально-бессознательного.

Научная новизна исследования

В диссертации впервые разрабатывается категория

!

"социально-бессознательное" с позиций деятельностного подхода.

Дается определение социально-бессознательного в историческом процессе.

Разрабатывается типология исторической субъектности: доиндивидуальная, сословно-корпоративная, технократическая и общечеловеческая.

Исследуются типы исторического действия по характеру поведенческой активности: эмоциональный, поведенческий и осознанный. '•'«

I

Впервые исследуется функциональная роль "социально-бессознательного" в общественном развитии. Разрабатывается классификация различных деятельностных форм исторических субъектов. Они рассматриваются через уровни социально-бессознательного (неосознанной), либо

социально-сознательной (осознанной) сопричастности к историческому процессу, которые переходят в формы:

исторически-пассивную, исторически-активную, но

неорганизованную, и, наконец, исторически-организованную, обозначенную нами как социально-сознательную.

В новом аспекте раскрывается место социально-бессознательного и социально-сознательного в формировании субъектности.

В новом ракурсе рассматривается взаимодействие

»

социально-бессознательного и субъективного фактора.

Апробация работы

Содержание диссертации обсуждено на заседании кафедры философии ПГПУ. Основные положения и выводы изложены в четырех публикациях, в докладах и выступлениях на межвузовских и итоговых вузовских научных конференциях ПГПУ. На научно-практической конференции "Молодежь России и Прикамья в условиях трансформации общества"(Пермь, 1997); на теоретической конференции "фундаментальные проблемы философской антропологии и социальной философии" (Пермь, 1998); на 111-й международной научной конференции по теме: "Славянский мир в контексте диалога культур" (Пермь, 1998); на IV научной конференции, посвященной памяти профессора 3.И.Файнбурга: "Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований" (Пермь, 1998).

Структура диссертации

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Краузе, Александра Анатольевна

Заключение

Основная цель работы состояла в том, чтобы определить » исходные теоретические положения, касающиеся сущности "социально-бессознательного" и "социального-сознательного", выраженных в типах исторической субъектности.

В зависимости от глубины осознания субъектом данного ему наличного бытия, своих коренных интересов, целей и задач, реализованных в общественных процессах, его деятельность следует рассматривать либо как "социально-сознательную", либо как "социально-бессознательную". Социально-бессознательное в контексте исторического процесса-' - это двуёдинство состоянйя сознания и действия (индивида, личности, общности), субъективно-объективное образование, отражающее объективную историческую потребности преобразования социальных условий в стихийных неорганизованных действиях субъекта, основанных на поверхностных, аморфных, обыденных представлениях о действительности.

Социально-осознанное в историческом развитии - есть высокая степень осознания исторически необходимого реализованного в организованных действиях субъекта. »

Диалектико-материалистический подход к проблеме исторического развития, основой которого является материалистическое понимание истории, утверждающее, что всеобщей, объективной целью, средством и результатом развития человечества, его актуальных и потенциальных сил является практическая жизнь людей, что бытие в деятельности является универсальным, всеобщим, существенным, единственно возможным качеством человеческого бытия, позволяет нам проследить, каким образом смена форм деятельности обусловливает и смену типов .исторической субъектности.

В каждое историческое время участие субъекта в социальных процессах уникально. В свое время К.Маркс писал: "Мы должны знать, какова человеческая природа вообще и как она модифицируется в каждую исторически данную эпоху"1. Перефразируя К.Маркса, применительно к нашему исследованию заметим, что мы должны знать, что такое историческая субъектность и каковы типы этой субъектности, модифицированные в каждой исторической эпохе.

Подлинная историческая субъектность - это идеальный вариант субъектности, выраженной ' способности субъекта (личности, общности) влиять на ход общественного развития, так как он - субъект - не только владеет исторической ситуацией, но и знает методы эффективного преобразования действительности.

Понимая, что в реальности историческая субъектность есть исторически обусловленный феномен, нами был применен в исследовании диалектический метод. Так, качество субъекта конкретно-исторического движения было выявлено благодаря анализу СУ™ исторических ситуаций, "Соотношение объективных общественных сил, форм, направленности, степени саморазвития социальной активности.

Показав в целом, что вызревание субъектности идет от неосознанного стихийного сопротивления, вызванного неудовлетворяющими человека условиями его бытия до

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.23. С.623. сознательных действий, связанных с осознанием статуса, места в системе общественных отношений, мы вычленили в истории четыре типа исторической субъектности: доиндивидуальную, сословно-корпоративную, технократическую, глобально-общечеловеческую и проследили в динамике типы исторического действия по характеру поведенческой активности, выраженной в эмоциональной, прямого действия и осознанной формах.

В диссертации выявлены функциональные особенности социально-бессознательного в зависимости от того, какую сторону объективных противоречий отражает субъект исторического действия: положительную (стремящуюся сохранить систему прежних общественных отношений) или отрицательную (ведущую к их разрушению). В зависимости от этого социально-бессознательные действия выступают либо барьером в удовлетворении назревших общественных потребностей, либо инструментом в расшатывании институциональной общественной системы, способствующим в будущем становлению новых общественных отношений.

Большое внимание в исследовании уделено современному типу исторической субъектности, его вариабельности в разных общественно-экономических системах. Указано на общее объективное основание - интеграционные общественные процессы, где индивиды принимают такие условия бытия, при которых ; сопрйчастность, ; включеннс5сть в общественную деятельность становится фактором реального существования человечества, где целостность побеждает дискретность.

Только человечество - как социально-интеллектуальный и социально-действующий субъект способно справиться с решением глобальных проблем современности.

Теоретические положения и выводы могут быть использованы для дальнейшего исследования социально-философских проблем. Концептуально, "социально-бессознательное" и "социально-сознательное" в исторической субъектности наполняет более общие социально-философские проблемы.

Социально-бессознательное" с позиций деятельностного подхода, в контексте его органической связи с процессом становления исторической субъектности, становится одной из ключевых категорий в социальной философии при рассмотрении динамических аспектов общественных отношений. Его значимость определяется той существенной ролью, которую он играет в анализе становления различных (по степени осознания исторических условий бытия) типов социальной субъектности, в том числе и исторической.

Феномен "социально-бессознательное" рассматривается нами как важный аспект теории интегральной социальной сущности человека;. Приобщение человека ' к социуму имеет многоуровневый и многоплановый характер. При анализе этого процесса обнаруживается, что тип такого приобщения имеет зачастую социально-бессознательную природу.

Социально-бессознательное" выражает характер интеграционных процессов, происходящих на уровне социальной и биологической тотальности индивидов.

Таким образом, социально-бессознательное как определенного рода концепт дает возможность квалифицировать деятельностную сущность человека,, которая определяет результаты его отношения к миру и воспроизводство его (человека) собственно человеческой сущности.

Деятельностный подход к рассматриваемым социальным I проблемам в социальной философии может носить методологический характер.

Концептуальные подходы, примененные в работе, имеют большое значение для историков, психологов, социологов.

В практическом плане материалы диссертации могут найти применение в составлении учебных пособий, разработке учебных лекций, в вузовских курсах социальной философии.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Краузе, Александра Анатольевна, 1998 год

Список литературы

1 .Абрамсон M.JI. От Данте к Альберти. М., Наука. 197 9. 1.7 6 с. '

2.Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977. 62 с.

3.Адлер А. Наука жить. Киев, Port-Royal. 1997. 288 с. А.Адлер А. Понять природу человека. Спб., 1997.

251, [1] с.

5.Актуальные проблемы Европы. М., 1992. 260 с.

6.Антонов Н.П. Происхождение и сущность сознания. Иваново, 1959. 372 с.

7.Араб-Оглы Э.А. Европейская .цивилизация и общече-

»

ловеческие ценности // Вопросы философии. 1990. №8. С.10-12.

8.Арлычев А.Н. Объективное и субъективное в общественном процессе. // Вестник дальневосточного отделения РАН. 1994. №516.

Э.Арон Р. Этапы развития социологической масли. М., Прогресс. 1993. 606[1] с.

Ю.Бабиков В.Г., Семенов В.М. Национальное сознание и национальная культура. М., 1996. 70 с.

И.Бассин Ф.В. Проблема бессознательного // Вопросы философии. 1975. №10. »

12.Батенин С. С. Человек в его истории. JI., Изд-во Ленинградского Университета. 1976. 295 с.

13.Бебель А. Что вызвало к жизни социал-демократию. Спб., 1917. 16 с.

1А.Бергер П. Капиталистическая революция. М., Прогресс. Универс. 1994. 314, [2] с.

15.Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. М., Наука. 1994. 398 с. .

16.Бланшо М. Неописуемое общество. М., 1998. 80 с.

17.Бойко А.Н. Проблема бессознательного в философии и конкретных науках. Киев., "Вища школа". 1978. 135 с.

18.Браун К-Х. Критика фрейдо-марксизма: к вопросу о марксистском снятии психоанализа. М., Прогресс. 1982. 270 с.

; *

I

19.Брюно П., Клеман К.Б. Марксистская критика психоанализа. М., 1976. 282 с.

2 0.Бугреев А.Н. Диалектика стихийности и сознательности в общественном развитии. М., Мысль. 1982. 199 с.

21.Буржуазная философия XX века. М., Наука. 1974. 335 с.

22.Буржуазная философская антропология XX века. М., 1986. 294,[1] с.

23;. Быченков . В.М. Институты'} сверхколлективные образования и безличные формы социальной субъектности. М., 1996. 976 с.

24.Васильева Т.С., Орлов В.В. Проблемы соотношения биологического и социального. Пермь., 1996. 98 с.

2 5.Ватин И. В. Человеческая субъективность. Ростов-на-Дону., Изд-во Ростовского Университета. 1984. 284 с.

26.Виттельс Ф. Фрейд, его личность, учение и школа. Л., "Эго". 1991. 197 с.

21.Волков Ю.Г., Поликарпов В. С. Интегральная природа' человека: естественно-научные и гуманитарные аспекты. Ростов-на-Дону, Изд-во Ростовского университета. 1994. 282 с.

28.Волошинов В.Н. Фрейдизм. М., Лабиринт. 1993. 119 с.

2 9.Воскобойников А.Э. Бессознательное и

сознательное в человеке. М., 1997. 202 с.

30.Гачев Г. Д. Национальные образы мира: Америка в сравнении с Россией и славянством. М., 1997. 680 с.

31.Гегель Г.В.Ф. Философия истории. Сочинения. М. , сэи. 1935. Т.8. 109 с.

32.Гелбрейт Д. Новое индустриальное общество. М., Прогресс. 1969. 480 с.

33. Георгиев Ю.Ф. Проблема бессознательного в социальной антропогенности // Очерки социальной антропологии. -Спб.., 1995. С 85-93. ''>

34.Гончарова Т. В. Человечество на пороге XXI века. М., 1997. 24 с.

ЗЪ.Гриффен Л.А. Диалектика общественного развития (опыт современного марксизма). Киев, Наукова Думка. 1994. 116 с.

36.Грушин Б. А. Массовое сознание. М, Политиздат. 1987. 495 с.

31 .Гумилев JI.H. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989. 367[1] с.

»

38 .Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972. 318 с.

39.Гуревич П. С. Бессознательное в период жизненных перемен // Сознательное и бессознательное в социально-политических процессах современного российского общества. М., 1997. С.17-23.

40.Давидович В.Е. Проблема человеческой свободы. Львов, 1967. 248 с.

41.Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., Книга. 1991. 5¡74 с.

А2.Джиоев О.И. Природа исторической необходимости. Тбилиси., Мецниеребе, 1967. 136. с.

43.Диалектика объективного и субъективного в историческом процессе и социальной'»познании. Л., 1986. 212,[2] с.

44 . Дилигенский Г.Г. В защиту человеческой индивидуальности // Вопросы философии. 1990. №3. С.31-36.

45.Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М., Новая школа. 1996. 351,[1] с.

46.Дюркгейм Э. Разделение общественного труда. М., Наука. 1991. 572,[2] с.

4 7.Дюркгейм Э. Социология. М., Канон. 1995. 349 с.

48. Железнов Ю.Д. Природа человека и общества:

■ »

введение в эколого-философскую антропологию. М. , 1996. 200 с.

49.Желенина И.А. Историческая ситуация. М., 1987. 123 с.

50.Замошкин Ю.А. Кризис буржуазного индивидуализма и личность. М., Знание. 1967. 62 с.

51. Ильин В. В и др. Политическая антропология. М., 1995. 254 с.

52. Ильин В.В. Реформы и контрреформы в России. Циклы модернизации процесса. М., 19'9,6. 399 с.

53.Каган М.С. Человеческая деятельность. М., Политиздат. 1974. 328 с.

54. Казначеев В.П., Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека. Новосибирск., 1991. 304 с.

55.Калашникова Е.М. Личность и общность (Проблема идентификации). Пермь., Изд-во Пермского университета. 1997. 156 с.

56.Карпинская Р. С. О целостном подходе к изучению

жизнедеятельности человека. М., 1984.

»

Ы'.Келле В.Ж. Человеческий потенциал и человеческая

деятельность // Человек. М., 1997. Вып.6. С.5-14.

58.Кирвель Ч.С. Притязания утопии и логика истории // Социология и социальная антропология. Спб., Алетея. 1997. С.128-138

: 1

59 '.Козин Н.Г. Бесконечность. Прогресс. Человек. Статус человека в объективной реальности. Саратов, 1988. 198,[2] с.

60. Кон И. С. Открытие "Я". М. , Политиздат. 1978. 365, [2] с.

61. Константинов В.М. Социальная активность и пассивность личности. Владимир, 1990. 113 с.

62 .Кормер В.Ф. Крот истории, или революция в республике S=F; двойное сознание интеллигенции и псевдокультура. М., .1997. 288 с. ..

63.Кочергин A.M. Будущее без отчуждения или отчужденное будущее // Человек: грани философской рефлексии. М., 1996. Вып1. С.3-11.

64.Кочергин А.Н., Коган В.З. Проблемы информационного взаимодействия в обществе: философско-социологический анализ. М., Наука. 1980. 17 6 с.

65.Крылов В. В. Теория формаций. М., Восточная литература. 1997. 232 с.

66.Кууси П. Этот человеческий мир. М., Прогресс. 1988. 3;62, [1] с.

67.Левицкий Я. А. Города и городское ремесло X-XIII в.в. М., Изд-во Академии наук СССР. 1960. 298 с.

68.Лейбин В.М. Психоанализ и философия неофрейдизма. М., Политиздат. 1977. 246 с.

69.Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М., Наука. 1980. 359 с.

Ю.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.

М., Политиздат. 1977. 304 с.

11.Леонтьев А.Я. Проблемы развития психики. М., Изд-во Московского университета. 1972. 57 5 с.

12.Любивый Я.В. Современное массовое сознание: диалектика и тенденции развития. Киев, Наукова Думка. 1993. 141 с.

73¡.Любутин К.Н;, Пивоваров Д. В'.» Диалектика субъекта и объекта. Екатеринбург, Изд-во Уральского университета. 1993. 415 с.

7 4.Лямцев П.П. Формирование человека как личности: социально-философский аспект. Д., Изд-во Ленинградского университета. 1984. 119 с.

75.Маккиавелли Н. Государь. М., Планета. 1990. 79 с.

7 6.Малышко Л. В. Объективные и субъективные факторы прогресса и свободы. М., Изд-во .Московского университета. 1974. 259 с.

»

77*.Мальцева Н.П. Человек и человечество на пути к устойчивому развитию. Волгоград., Изд-во института качеств. 1996. 176 с.

7 8.Мамардашвилли М.К. Сознание и цивилизация // Природа. 1988. №11. С.57-66.

19.Марголис Д. Личность и сознание: Перспективы нередуктивного материализма. М., Прогресс. 1986. 418, [2] с.

80.Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.46..

81 ..Маркс ■ К. Экономическо-филобофские рукописи 184 4 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.42. С. 4-173

82.Маркс К. г Энгельс Ф. Избранные произведения в трех томах. М.,1980. Т.1. 640 с.

83.Маркс К. , Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии. М., Политиздат. 1972. 62 с.

152

: »

84.Маркузе Г. Одномерный человек. М., Рефл-бук.

1994. 340,[1] с.

8 5.Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Киев, Рефл-бук.

1995. 313 с.

8 6.Маслоу А. Психология бытия. М., Рефл-бук. 1997. 300,[2] с.

87.Мерлин B.C. Личность и общество. Пермь, 1990. 90 с.

88.Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования

индивидуальности. М., Педагогика. 1986. 253 с.

• >

89. Мосс М. Общество, обмен, личность. М., Педагогика. 1986. 253 с.

90.Мунье Э. Персонализм. М., Искусство. 1992. 144 с.

91.На изломах социальной структуры. М., Мысль. 1987. 315,[1] с.

92.Налимов В. В. Реальность нереального (вероятностная модель бессознательного). М., 1995.

93.Наранхо К. Агония патриархата и надежда на триединое общество. Воронеж., Модэк. 1995. 223 с.

94¡.Нарский И, С. Современная буржуазная философия: два ведущих течения начала 80-х годов XX века. М., Мысль. 1983. 80 с.

95.Николаева Л. В. Объективные и субъективные факторы социального прогресса. М., 1974. 259 с.

96.Новая технократическая волна на Западе. М., Прогресс. 1986. 450,[1] с.

97.Новые проблемы старого мира. М., 1987. 286,[1] с. 98.Оконская Н.Б. Диалектика социального и биологического в историческом процессе. Пермь, Изд-во Пермского университета. 1975. 198 с.

99.Оконская Н.Б. Ноосфера как форма эволюции человечества // Проблема . сознания в отечественной и

зарубежной философии XX века. Иваново, 1994. 175 с.

100.Орлов В. В. Основы философии. Часть 1. Вып.2.

■ 1 »

Пермь.,' 1997 . 175 с.

101.Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Вопросы философии. 1989. №3. С.119-152, №4 . С.114-122.

102.Очерки социальной антропологии. Спб., 1945. 8593 с.

103.Панарин A.C. Россия в цивилизованном процессе. М., 1995. 261,[1] с.

104.Парамонова С.П. Динамика морального сознания. Пермь., 1997. 209 с.

10¡э.Парсонс Г.Л. Человек в современном мире. М. , Прогресс. 1985. 428 с.

106. Парыгин Б. Д. Основы ..социально-психологической теории. М., 1971. 351 с.

107.Печчеи А. Человеческие качества. М., Прогресс.1 985. 312 с.

108.Плеханов Г.В. К вопросу о роли личности в истории. М., Госполитиздат. 1948. 45 с.

ЮЭ.Полищук М.Л. В предвидении натиска "третьей

волны": контуры планетарной цивилизации в общественно»

политической мысли запада. М., Наука. 1989. 159,[2] с.

110.Попов С.К. Сознание и социальная среда. М., Прогресс. 1979. 232 с.

111.Поппер К. Открытое общество и его враги. М., Мысль. 1974. 487 с.

112.Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. Проблемы палеопсихологии. М., Мысль. 1974. 487 с.

113.Проблема сознания в современной западной философии. М., Наука. 1989. 250 с.

114.Проблема человека в западной философии. М., Прогресс. 1988. 544,[2] с.

115.Проблема человека в современной философии. М., Наука. 1969. 431 с.

116.Психоанализ■и культура. М./'Юристъ, 1995. 623 с.

117.Радьяр Д. Планетаризация сознания: от индивидуального к целому: М. , Киев, Refl-book, Ваклер, 1995. 302 с.

118.Резвицкий И.И. Личность. Индивидуальность. Общество. М., Политиздат. 1984. 141 с.

119.Российское сознание: психология, феноменология, культура. Самара, 1996. 296 с.

120.Руткевич A.M. От Фрейда к Хайдеггеру: критический очерк жизнедеятельного психоанализа. М.,

г ♦

Политиздат. 1985. 175 с.

121.Сафронов И.А. Человек, вселенная, время. Спб., 1997. 124 с.

122.Скворцов Л. В. Культура самосознания. М. , 1989. 317,[2] с.

123.Скворцов Л. В. Социальный прогресс и свобода: к анализу теоретических истоков кризиса буржуазного сознания. М., Политиздат. 1979. 190 с.

124.Скворцов Л.В. Субъект истории социальное самосознание М., Политиздат.. 1983. '2,64 с.

125.Сознательное и бессознательное в социально-политических процессах современного российского общества. М., 1997. 95 с.

12 6.Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас: очерки по истории философии и культуры. М., Политиздат. 1991. 430,[2] с.

127.Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М.,

Политиздат. 1992. 542[1] с.

128.Социальная политика буржуазного государства. М., Наука. 1987. 207,[1] с.

129.Социология и социальная антропология. Спб., 1997. 446 с.

130.Социо-Логос. Вып. 1. М., Прогресс. 1991. 22 9 с.

131.Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., Политиздат. 1972. 303 с.

132.Степин B.C. Эпохи перемен и сценарии будущего. М., 1996. 176 с.

133.Сумерки богов. М., Политиздат. 1989. 396,[2] с.

134.Сухонос С.И. Россия В XXI веке (проблема национального самосознания). М., "АГАР". 1997. 186 с.

135. Тарасов К.Е., Кельнер М.С. Фрейдо-марксизм о человеке. М, Мысль. 1989. 211, [2] с.

136.Тард Г. Личность и толпа. Спб., Изд-во

Большакова и Рыкова.- 1903. .17 8 с. *

137.Тард Г. Социальная логика. Спб., Социально-психологический центр. 1996. 500 с.

138.Тойнби А. Д. Цивилизация перед судом истории. Спб., Ювента. 1995. 447 с.

139.Тоффлер А. Футурошок. Спб., 1997. 461 с.

140.Три точки зрения на философию. Севастополь, 1996. Вып.2. 86 с.

141.Факторы развития человеческой субъектности. Лен., 1989. 143,[1] с.

»

142.Феномен человека. Антология. М., Высшая школа. 1993. 347,[2] с.

143.Феномен человека. Антология. М., 1993. 347,[2] с.

144.Философская энциклопедия. М., Советская энциклопедия. 1970. Т.5. С.48, 154-157.

t

14Ъ.Фрейд 3. Введение в психоанализ. М., 1989. 580 с. 14 6.Фрейд 3. О психоанализе М., 1990. 38 с.

147.Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. М., Прогресс. 1992. 568 с.

148.Фрейд 3. Психоаналитические эпизоды. Минск, 1997. 606 с.

149. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., Просвещение. 1990. 447,[1] с.

150.Фрейд 3. Собрание сочинений. Спб., Алетейя. 1997. ТЗ. 251 .с.

151. Фрейд 3. Тотем и табу. И.М.П., 1924. 208 с.

152.Фромм Э. Бегство от, свободы. М., Прогресс. 1990. 269,[2] с.

153.Фромм Э. Душа человека. М., Республика. 19 92. 429 с.

154. Фромм Э. Иметь или быть. М., Прогресс. 1986. 238 с.

155. Фромм Э. Психоанализ и этика. М. , Республика. 414 с.

I

15Ъ. Фромм Э. Человеческая ситуация. М., Смысл. 1995. 238 с.

157.Фуко М. История безумия в классическую эпоху. Спб., 1997. 576 с.

158.Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. №3. С.134-160.

159.Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М., 1995. 246 с.

160. Хайдеггер М. Время и бытие. М., Республика. 1993. 445 с. .

I

161.Хайек Ф. Дорога к рабству // Вопросы философии. 1990. №9,10,11.

162.Халленслебен Б. Кто субъект истории? // Общественные науки и современность. М., 1996. №2. С.130-133.

I

163.Хонин С.М. Индивид как субъект жизнедеятельности. Куйбышев, 1990. 164, [2] с.

164.Чагин Б. А. Структура и закономерности общественного сознания. Л., 1982. 314 с.

165.Человек в контексте глобальных проблем. М., 1989. 138,[1] с.

166.Человек: Философские аспекты сознания и деятельности. М., Наука и техника. 198 9. 206,[2] с.

161.Чернов Е.А. Историческая закономерность и сознательная деятельность людей. Куйбышев, 1972. 96 с.

168.Чешков М.А. Развивающийся мир и посттоталитарная Россия: новые контуры мирового пространства. М., Наука. 1994. 171,[2] с.

169.Чинакова Л.И. Социальный детерминизм: Проблема движущих сил развития общества. М., Политиздат. 1985. 159 с.

170.Шпенглер О. Закат Европы // Философия истории. Антология. М., Аспект-Пресс.1995. 351 с.

171. Энгельс Ф. Карл Маркс. М., П9литиздат. 1984. 37 с. »

172.Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. М., Политиздат. 1982. 71 с.

173.Эриксон Э. Детство и общество. Спб., Ленато. 1996. 589 с.

174.Юнг К. Психологические типы. М., Ювента. Прогресс универс. 1995. 716 с.

175.Юнг К. Психология бессознательного. М. , Канон. 1996. 318 с.

116.Юнг К. Об архетипах коллективного бессознатель-

ного // Вопросы философии. 1988. №1. С.133-135.

177.Ясперс К. Смысл и назначение истории. М. , 1994. Республика. 527 с.

178. Ящук Т. И. Диалектика объективного и субъективного в общественном развитии. Киев, 1989. 191 с.

179.Adler A. Social' interest // Individual Psychology of Alfred Adler. NW., 1956. P.

18 0.Adler A. Understanding human nature. N.Y.,

1928 .

181. Fromm E. The anatomy of human destructivness. N.Y., 1973.

182. Fromm E. On disobedience and of her essays. N.Y., 1981.

183.Shear J. The inner dimension: philosophia. The experence of .consiousness. N.Y., 19*90 . P. 140.

184.Schölte J.A. Global Capitalism and the State // intern.affairs, L.1997. vol.73, №3. P.427-452.

185.Jung C. Cj Psychology and religion. Y ale Univ. Press, 1967.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.