Социально-философские основания евразийской цивилизационной парадигмы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Ермаков, Дмитрий Сергеевич

  • Ермаков, Дмитрий Сергеевич
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2005, Владивосток
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 161
Ермаков, Дмитрий Сергеевич. Социально-философские основания евразийской цивилизационной парадигмы: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Владивосток. 2005. 161 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Ермаков, Дмитрий Сергеевич

Введение:

Глава I. Евразийская парадигма в цивилизационном контексте

§ 1. Российская социально-философская традиция о цивилизационной специфике России.

§ 2. Становление и основные этапы эволюции евразийства.

§ 3. Евразийство и «Русская идея».

Глава II. Особенности и перспективы современного евразий- 81 ства (социально-философский дискурс)

§ 1. Современные цивилизационные теории и евразийская мо- 81 дель

§ 2. Современное евразийство: Российская модель. ''

§ 3. Современное евразийство: Россия - СНГ, генезис и пер- 115 спективы развития.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социально-философские основания евразийской цивилизационной парадигмы»

Продолжающийся уже около двух десятилетий процесс трансформации российского общества проходит в условиях беспрецедентных «вызовов» геополитического, экономического, социокультурного характера. Опыт 90-х годов убедительно свидетельствует: современная российская политическая и культурная элита испытывает дефицит рациональных представлений о целях, средствах и, в конечном итоге, результатах современной трансформации.

Объективно назревшая необходимость философского осмысления ци-вилизационного опыта развития России вообще и последних десятилетий в частности заставляет обратить внимание на проблему поиска социально-философских оснований данной трансформации. Абсолютизация ценности «внешнего» цивилизационного опыта и многочисленные попытки перенесения его на российскую почву свидетельствуют о необходимости выработки такой модели развития, которая соответствовала бы цивилизационному опыту и потенциалу России.

Исследования в данной области имеют длительную историю, но лишь сегодня можно констатировать, что евразийская цивилизационная парадигма, как комплекс социально-философских представлений о специфике цивилизационного пути России, стала свершившимся фактом.

Возвращение в 90-х годах XX столетия «евразийского» культурного наследия способствовало формированию в рамках общего цивилизационного подхода нового направления - евразийской цивилизационной парадигмы. Евразийское наследие, представители которого внесли значительный вклад в развитие истории, правоведения, философии, религиоведения, лингвистики, этнографии, экономики, исторической географии и многих других наук, дает возможность всесторонне рассмотреть проблему евразийской цивилизационной парадигмы и ее значения для модернизационного развития России. Обращение к евразийскому наследию дает возможность продолжить традицию философского осмысления культурно-исторического своеобразия России, прерванную в начале XX века.

Евразийская цивилизационная парадигма, как качественно новый этап осмысления и систематизации изысканий в области цивилизационной специфики, отвергает возможность единого, универсального пути общественного и социального развития, равно как и попытки некритически следовать чужим образцам. Как продолжение и развитие российской историософской традиции она несет в себе возможность анализа, моделирования и прогнозирования социальной перспективы современной России.

Степень научной разработанности темы диссертационного исследования представлена автором в виде нескольких уровней теоретического анализа. К первому уровню следует отнести, собственно, российскую историософскую традицию XIX века. Процесс осмысления России как цивилизации был начат П. Я. Чаадаевым и В. Ф. Одоевским, продолжен славянофилами: А. С. Хомяковым, И. В. Киреевским, К. С. и И. С. Аксаковыми, Ю. Ф. Самариным, создателями оригинальных концепций Н. Я. Данилевским и К. Н. Леонтьевым. Их наследие рассматривается в работе как постановка проблемы цивилизационной специфики России.

Однако, русская социально-философская мысль XIX столетия не пошла дальше констатации уникальности цивилизационного опыта России и ее противопоставления Западной Европе и европейской цивилизации.

Ко второму уровню автор относит работы представителей «западной» (в широком смысле) школы, которые, начиная с М. Вебера («Протестантская этика и «дух капитализма»»), О. Шпенглера («Закат Европы»), А. Тойнби («Постижение истории»), П. Сорокина («Социальная и культурная динамика», «Главные тенденции нашего времени») и продолжая, уже сегодня, работами С. Хантингтона1, П. Кеннеди2, Ф. Фукуямы3, Э. Тоффлера4 и другими,

1 Huntington, S. The Clash of Civilization and the Remaking of the World Order / S. Huntington. - N. Y., 1996.

2 Kennedy, P. Preparing for the Twenty-First Century / P. Kennedy. - L., 1994.

3 Fukuyama, F. The End of History and the Last Man / F. Fukuyama. - L.-N.Y., 1992. - P. 116.

4 Тоффлер, Э. Футурошок / Э. Тоффлер. - СПб.: Лань, 1997; Третья волна / Э. Тоффлер. - М.: ACT, 1999. исследовали проблему цивилизационной специфики и создавали оригинальные цивилизационные концепции.

Среди многочисленных работ в области цивилизационных теорий и их приложения к проблемам модернизационного развития необходимо отметить коллективные труды, вышедшие в России в 90-е годы3, а также работы А. С. Ахиезера6, Б. С. Ерасова7, В. А. Красильщикова8, А. С. Панарина, А. Рябова, В. Г. Хороса и др.

Новейшая история поставила проблему возможности прогрессивного развития стран незападного типа без формирования у них системы социокультурных ценностей, воспроизводящих целиком или частично систему ценностей западного общества. Позиции различных исследователей, проблемы модернизационного развития менялись в течение второй половины XX века от утверждения необходимости полной вестернизации, как единственного пути прогресса стран незападного типа, до признания неизбежности изменений структурного характера, в которых самобытные традиционные и современные ценности сосуществуют и взаимодействуют, распределяясь по различным социокультурным сферам и продуктивно взаимодействуя на качественно новом, синтетическом уровне.

Однако большинство современных цивилизационных концепций развиваются либо в нео-европоцентристском ключе, т. е. рассматривают проблемы цивилизационного и межцивилизационного взаимодействия в контексте глобализации, либо рассматривают проблемы цивилизационного развития, абсолютизируя на макроцивилизационном уровне те или иные доминанты: конфессиональную, этническую, технократическую и т. д. Ни тот, ни другой подходы, по мнению автора, не являются эффективными для анализа проблем развития российской цивилизации.

5 Модернизация: зарубежный опыт и Россия. - М., 1994; Модернизация в России и конфликт ценностей. -М„ 1993.

6 Ахиезер, А. С. Россия: критика исторического опыта (социокультурная динамика России) / А. С. Ахие-зер. - 2-е изд. - Новосибирск, 1997.

7 Ерасов, Б. С. Культура, религия и цивилизация на Востоке: очерки общей теории / Б. С. Ерасов. - М., 1991.

3 Красильщиков, В. А. Модернизация в России на пороге XXI века / В. А. Красильщиков // Вопросы философии,- 1993.-№7.

К третьему уровню отнесены труды «евразийцев» и работы современных авторов, развивающих евразийское наследие.

Начиная с конца 80-х годов, регулярно выходят публикации по «евразийской» проблематике9. С 1990 года, издан ряд работ евразийцев в Вестнике МГУ (филология)10. Проблемы евразийства обсуждались в августе 1991 года на Конгрессе соотечественников в Москве. В конце того же года Комиссия СССР по делам ЮНЕСКО провела конференцию по евразийству, где было отмечено: «О евразийцах вспомнили не от большой любви к философии. Это практическая потребность. В них есть просвет из тупиков, куда . мы забрели».11 В 90-е годы «евразийская» проблематика в контексте цивилизационно-го подхода активно разрабатывается рядом современных авторов, таких как А. С. Панарин12, Б. С. Ерасов13, Л. И. Новикова, И. Н. Сиземская14, выходят

4 Одними из первых появилась работы И. А. Исаева и С. С. Хоружего. См.: Исаев, И. А. Геополитические аспекты тотальности: евразийство / И. А. Исаев // Тоталитаризм как исторический феномен. - М., 1989; Исаев, И. А. Идеи культуры и государственности в трактовке «евразийства» / И. А. Исаев // Проблемы правовой и политической идеологии. - М., 1989; Хоружий, С. Лев Платонович Карсавин / С. Хоружий //Литературная газета. - 1989. - № 8. Следует отметить, что еще тридцать лет назад О. Сулейменов в работе «Аз и Я», исследуя древнерусские памятники письменности, обнаружил глубокое взаимопроникновение тюркских и славянских языков, т. е. на лингвистическом материале развивал евразийскую проблематику.

10 Трубецкой, Н. С. К украинской проблеме / Н. С. Трубецкой // Вестник МГУ. Серия 9. Филология. - 1990. -№ 4; Трубецкой, Н. С. О туранском элементе в русской культуре / Н. С. Трубецкой // Вестник МГУ. Серия 9. Филология. - 1990. - № 6; Трубецкой, Н. С. Предисловие к сборнику «Исход к Востоку». Об истинном и ложном национализме. Верхи и низы русской культуры (этническая основа русской культуры) / Н. С. Трубецкой // Вестник МГУ. Серия 9. Филология. - 1991. -№ 1; Трубецкой, Н. С. Наследие Чингисхана (взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока) / Н. С. Трубецкой // Вестник МГУ. Серия 9. Филология. -1991.-№4. Евразийская идея: вчера, сегодня, завтра. Из материалов конференции, состоявшейся в Комиссии СССР по делам ЮНЕСКО // Иностранная литература. - 1991. -№ 12. - С. 214.

12 Панарин, А. С. Соблазн западничества и аскеза евразийства / А. С. Панарин // Россия после августа 1991: цивилизационные, политические и культурные дилеммы. - М., 1993; Панарин, А. Между атлантизмом и евразийством / А. Панарин // Свободная мысль. - М., 1993. - № 11; Панарин, А. С. Заблудившиеся западники и пробудившиеся евразийцы / А. С. Панарин // Цивилизации и культуры. - М., 1994. - Вып. 1; Панарин, А. Россия в Евразии: вызовы и ответы / А. Панарин // Россия и мусульманский мир. - М., 1995. -№ 2; Панарин, А. С. Россия в цивилизационном процессе / А. С. Панарин. - М., 1995; Панарин, А. Россия и Евразия: геополитические вызовы и цивилизационные ответы / А. Панарин. - М., 1995.

13 Ерасов, Б. С. Выбор России в евразийском пространстве / Б. С. Ерасов // Цивилизации и культуры. - М., 1994. - Вып. 1; Ерасов, Б. О геополитическом и цивилизационном устроении Евразии: Народы. Культуры. Религии / Б. Ерасов. - M., 1997. - № 5; Ерасов, Б. С. Россия в евразийском пространстве / Б. С. Ерасов // ОНС: Общественные науки и современность. - M., 1994. -№ 2; Ерасов, Б. С. Россия в системе каких координат? / Б. С. Ерасов // Восток - Orient. - M., 1995. - № 3; Ерасов, Б. С. Одномерная логика российских модернизаторов / Б. С. Ерасов // ОНС: Общественные науки и современность. - 1995. -№ 2.

14 Новикова, Л. Два лика евразийства / Л. Новикова, И. Сиземская // Свободная мысль. - M., 1992. - j4a 7; Новикова, Л. И. Евразийский искус / Л. И. Новикова, И. H. Сиземская // Мир России - Евразия: антология. - М., 1995; Новикова, Л. И. Евразийский искус / Л. И. Новикова, И. Н. Сиземская // Философские науки. - М., 1991. - № 12; Новикова, Л. И. Политическая программа евразийцев, реальность или утопия? / Л. И. Новикова, И. Н. Сиземская//ОНС: Общественные науки и современность. -М., 1992. - № 1; Новикова, Л. И. Предисловие/ Л. И. Новикова, И. Н. Сиземская// Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн, - M., 1993. серии антологий евразийских текстов15, сборники материалов и статей по евразийской проблематике16, статьи Э. Кульпина17, С. Лурье18 и многих других. В работах «евразийце» развивалась идея «России-Евразии» как цивилизации, обладающей своей отличной, как от Запада, так и от Востока цивилизацион-ной идентичностью с необходимостью обуславливающей специфический, не сводимый к внешним заимствованиям путь социокультурного и политического развития. Решающее значение для развития и творческого восприятия евразийского наследия играют труды Л. Н. Гумилева19, давшего теоретическое обоснование ряда идей евразийства в своем учении об этносе, о ком-плиментарности, о формировании Российско-тюркского этноса, об особых условиях «месторазвития» евразийских народов. Л. Н. Гумилев показал невозможность механического использования западноевропейского опыта. Императивы поведения более молодого российского этноса, по мнению Л. Н. Гумилева, делают его невосприимчивым к навязываемым западноевропейским нормам.

Востребованность евразийского наследия в 90-е годы, обусловила не только внимание к их идеям, но и появление, как в научной среде, так и в по

15 Евразия: исторические взгляды русских эмигрантов / отв. ред. Пономарева Л. В.; авт. ввод. ст. Пономарева Л. В. - М., 1992; Пути Евразии: русская интеллигенция и судьбы России / сост., вступит, ст., коммент. Исаева И. А. - М., 1992; Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн: антология / ред.-сост.: Новикова Л. И., Сиземская И. H. - М., 1993; Мир России - Евразия: антология / сост.: Новикова Л. И., Сизем-ская И. H. - М„ 1995; Исход к Востоку / под ред. Широкова О. С. - М., 1997; Русский узел евразийства: Восток в русской мысли / отв. ред. Толстой H. И. - М, 1997.

16 Глобальные проблемы и перспективы цивилизации: (феномен евразийства) / отв. ред. Гиренок Ф. И. - М., 1993; Евразийская перспектива // Второй Междунар. конгр. «Культура и будущее России». - М., 1994; Евразийский талисман. - Алма-Аты, 1996; Евразия как полиэтническая система: сб. ст. и тез. к первой моек. науч. конф. «Евразия как полиэтническая система» / ред. Марченко В. T. - М., 1993; Культурно-историческое единство Евразии и великий шелковый путь: сб. тез. семинара / под ред. Узанова С. А., Серебряковой Т. Д. - М., 1993; Социальная теория и современность. - М., 1995. - Вып. 18: Евразийский проект модернизации России: «за» и «против» / ред. вып. Шевченко В. H.; Россия между Востоком и Западом: традиционные и современные концепции: хрестоматия / редкол.: Игрицкий Ю. И. (отв. ред.) и др. - M., 1994; Цивилизации и культуры: науч. альм. / Ин-т востоковедения РАН и др.; гл. ред. Ерасов Б. С. - М., 1994. - Вып. 1: Россия и Восток.

17 Кульпин, Э. Россия в евразийском пространстве / Э. Кульпин // Вести Евразии «Acta Eurasica». - M., 1996. - № 1.

13 Лурье, С. Евразия: проблема соседства культур и межкультурного взаимодействия / С. Лурье // Вести Евразии «Acta Eurasica». - M., 1999. - № 5.

19 Гумилев, Л. H. Заметки последнего евразийца / Л. Н. Гумилев / предисл. Нерознака В. П. // Наше наследие. - М., 1991. - № 3; Славянские ручьи сольются в Русское море (Беседа Гумилева Л. Н., Панченко А. М., Иванова К. П.) // Литературная учеба. - М., 1990. - № 6; Гумилев, Л. Н. Горе от иллюзий (Интервью Ермолаеву В. Ю.) / Л. Н. Гумилев // Aima mater. - M., 1992. - jY° 7-9; Если Россия будет спасена, то только через евразийство (Интервью с Гумилевым Л. Н.) // Начала. - 1992. - № 4; Гумилев, Л. Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации / Л. Н. Гумилев; предисл. Лаврова С. Б. //Л. H. Гумилев и евразийство. - М„ 1993. литической практике попытки развития и творческой адаптации их наследия к современным условиям. Автор считает, что представленная работа исследует проблему социально-философских оснований евразийской цивилизаци-онной парадигмы именно в этом ключе: творческой адаптации их наследия к современным условиям.

Объект диссертационного исследования - специфический опыт российской цивилизации, отраженный в социально-философском и культурном наследии, исследующем проблему цивилизационной специфики и моделей общественного развития.

Предмет - исследование социально-философских оснований евразийской цивилизационной парадигмы, как качественно нового этапа теоретических изысканий в области цивилизационной специфики.

Основная цель работы - социально-философский анализ становления и развития евразийской цивилизационной парадигмы - определила задачи исследования:

1. Рассмотреть работы тех представителей российской философской мысли, которые, начиная с XIX века, развивали проблему самобытности российской культуры, неповторимой цивилизационной идентичности и геополитической самодостаточности.

2. Выделить сущностные черты «евразийства» как одного из направлений российской историософской и социально-политической мысли и проследить их влияние на формирование и развитие евразийской цивилизационной парадигмы.

3. Проанализировать современные цивилизационные концепции в контексте их предметной связи с формированием евразийской цивилизационной парадигмы с целью выявления механизмов культурной адаптации внешнего опыта и интеграции его в систему традиционных культурных и цивилизаци-онных ценностей.

4. Раскрыть социально-философское содержание евразийской цивили-зационной парадигмы как качественно нового этапа в развитии цивилизаци-онного подхода на основе анализа цивилизационного опыта России.

5. Наметить перспективы и возможности реализации евразийской модели общественного развития на постсоветском пространстве.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили принципы нелинейности исторического и уникальности цивилизационного развития, сформулированные в рамках российской историософской традиции (П. Я. Чаадаев, В. Ф. Одоевский, А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, К. С. и И. С. Аксаковы, Ю. Ф. Самарин, Н. Я. Данилевский, К. Н. Леонтьев), развитые и конкретизированные в трудах евразийцев о России-Евразии (Н. Н. Алексеев, П. М. Бицилли, Г. В. Вернадский, Л. П. Карсавин, А. Кизеветтер, П. Н. Савицкий, Н. С. Трубецкой, Э. Хара-Даван и др.), а также работы западных авторов, в которых разрабатывались проблемы цивилизационных моделей (М. Вебер, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин, С. Хантингтон, П. Кеннеди, Ф. Фукуяма, Э. Тоффлер и др.).

В процессе исследования евразийской цивилизационной парадигмы использованы теоретические положения и идеи, развиваемые такими современными российскими исследователями как А. С. Ахиезер, Л. Н. Гумилев, А. Г. Дугин, Б. С. Ерасов, В. А. Красильщиков, Э. С. Кульпин, Л. И. Новикова, И. Н. Сиземская, А. С. Панарин и др.

Диссертационное исследование проведено в рамках цивилизационного подхода на основе применения сравнительного культурно-исторического анализа, диалектических принципов историчности и конкретности, а также общенаучных методов, в частности, системно-структурного и социального моделирования.

Положения, выносимые на защиту:

- Евразийская цивилизационная парадигма является комплексом теоре-. тических представлений, определяющим важнейшие качественные черты российской цивилизации и решающие факторы ее развития.

- Формирование евразийской цивилизационной парадигмы следует рассматривать как продолжение и развитие российской социально-философской традиции, повлиявшей на развитие и становление цивилизаци-онного подхода.

- Евразийская цивилизационная парадигма выступает как наиболее адекватный российским реалиям методологический подход, позволяющий выявлять цивилизационную специфику России и определять конкретные формы, цели и задачи ее социокультурного развития.

Научная новизна исследования:

- выявлены социально-философские основания евразийской цивилизационной парадигмы, раскрыто ее содержание;

- показано, что евразийская цивилизационная парадигма является основой формирующейся в рамках цивилизационного подхода модели цивили-зационного развития, выражающей важнейшие качественные черты российской цивилизации;

- обосновывается использование евразийской цивилизационной парадигмы в качестве методологического принципа анализа наиболее важных тенденций развития России, стран постсоветского пространства с целью выявления общности социокультурных доминант в условиях модернизационно-го развития.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в ней определяется методология анализа и решения проблем модернизационного развития российской цивилизации.

Результаты диссертационной работы позволяют углубить теоретические представления о сущности процесса модернизационного развития культур и цивилизаций незападного типа, что создает предпосылки для корректного анализа современного состояния российского общества и открывает перспективы выработки модели общественного развития, отвечающей реалиям XXI века.

Материалы диссертации, могут быть использованы в преподавании ♦ общих и специальных курсов по социальной философии, истории философии, политологии, культурологии, в современных исследованиях и дискуссиях о природе и характере российской цивилизации, перспективах ее развития и т. п.

Основные теоретические положения, содержащиеся в диссертации, прошли апробацию в докладах автора на научно-практических конференциях, в том числе международных: межвузовская научно-практическая конференция студентов и молодых ученых Сахалинской области (Южно-Сахалинск, 1997); научно-практическая конференция преподавателей и сту-щ дентов ЮСГИК (Южно-Сахалинск, ЮСГИК, 1997); научно-практическая конференция профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов ЮСГИК (Южно-Сахалинск, ЮСГИК, 1998); международная научно-практическая конференция на базе ЮСИЭПИ (Южно-Сахалинск, ЮСИЭПИ, 2001); региональная научно-практическая конференция «Совершенствование форм и методов взаимодействия органов власти, общественных объединений, некоммерческих организаций, бизнеса и средств массовой информации» (Южно-Сахалинск, 2001); философские чтения в СахГУ (Южно-Сахалинск, СахГУ, 2001, 2002, 2003, 2004), научные труды Дальрыбвтуза (Владивосток, Щ 2005).

Структура и объем диссертации обусловлены целью и задачами исследования, а также избранной автором логикой их раскрытия. Работа состоит из введения, двух глав, состоящих из шести параграфов, заключения и списка библиографической литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Ермаков, Дмитрий Сергеевич

Заключение

Социально-философский анализ оснований евразийской цивилизаци-онной парадигмы является необходимым условием формирования адекватной вызовам времени модели развития российской цивилизации.

Процесс формирования евразийской цивилизационной парадигмы охватывает длительный период, приблизительно с 30-40 гг. XIX века по

90-е гг. XX века, в ходе которого социально-философская мысль, оттолкнувшись от проблемы исторической и культурной идентификации России в мировом историческом процессе, прошла длительный путь до формирования комплекса мировоззренческих и методологических представлений, заключающих в себе ключ к пониманию природы и перспектив российской цивилизации. • ;.

В наиболее систематизированной и законченной форме идея цивили-зационной специфики России, которая всей своей историей, культурой, социальной организацией, политической традицией, географией принадлежала иному (неевропейскому) «культурно-историческому типу», проявила себя в евразийском учении.

Россия - Евразия «.сочетающая элементы одних и других («европейских» и «азиатско-азийских»), сводящая их к некоторому единству. И потому, с точки зрения указанного подразделения культур, квалификация русской культуры как «евразийской» более выражает сущность явления, чем какая-либо иная (выделено мною. - Е. Д.)».237

Определение парадигмы, как проявляющей себя в наличии достаточно большой группы последователей и приверженцев и обладающей способностью в течение достаточно длительного периода времени открывать возможность для решения нерешенных проблем,238 в полной мере относится к комплексу идей мировоззренческого и методологического характера -евразийской цивилизационной парадигме.

Парадигмы приобретают свой статус потому, что их использование приводит к успеху скорее, чем применение конкурирующих с ними способов решения некоторых проблем. Однако успех измеряется не полной удачей в решении одной проблемы и незначительной продуктивностью в решении большого числа проблем. Успех парадигмы . вначале представ

237 Савицкий, П. Евразийство. Византизм и славянство. Великий спор / П. Савицкий. - М.: изд-во ЭКСИМО-Пресс, 2001.-С. 7.

24 Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. - М.: Прогресс, 1977. - С. 28. ляет собой в основном открывающуюся перспективу успеха в решении проблем особого рода (выделено мною. - Е. Д.)».239

Такой проблемой «особого рода» является проблема цивилизацион-ного развития России. Двухвековая, «догоняющая» ориентация на мирового лидера продемонстрировала, в лучшем случае, кратковременный успех с необходимостью очередной модернизации.

Модернизация выступает как ответ на вызов со стороны динамичной западной цивилизации: предстоит либо достойно ответить на этот вызов, либо капитулировать, превратившись в периферию этой цивилизации».240 Это возможно лишь при условии адекватного соотнесения целей и задач, продиктованных необходимостью общественного развития и тем потенциалом, которым обладает российская цивилизация.

Моделью модернизационного развития России, которая соответствовала бы цивилизационным доминантам, цивилизационным «вызовам» и цивилизационным реалиям современности, можно считать евразийскую модель модернизации как практическую, прикладную сторону евразийской цивилизационной парадигмы. Реализацию этой модели необходимо понимать как процесс выбора и актуализации иного, ни вестернизаторского и ни традиционалистского вектора цивилизационного развития, в противном случае происходящее окажется очередным этапом вестернизации или тра-диционализации с кратковременным и локальным эффектом.

Евразийская цивилизационная парадигма, как адекватная социально-экономическим, культурным, геополитическим реалиям начала XXI века, позволяет восполнить дефицит идейной, идеологической и программной составляющей модернизационного процесса, способствует выработке модели развития, которая отвечает как внешним, так и внутренним «вызовам», модели адекватно отражающей как цивилизационную специфику России, так и «вызовы» XXI века. Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. - М.: Прогресс, 1977. - С. 29.

40 Панарин, А. С. Россия в цивилизационном процессе (между атлантизмом и евразийством) / А. С. Пана-рин.-М., 1994.-С. 5.

Евразийская цивилизациоииая парадигма, состоявшаяся как явление науки и, в значительной степени, общественного сознания, выполняет роль методологического принципа, позволяющего глубже и на принципиально иной основе понять, объяснить и спрогнозировать будущее России. Кризис цивилизационной самоидентификации, утрата культурных ориентиров на уровне личностном, общественном, государственном проявляет себя в попытках перенесения в Россию иного цивилизационного опыта. «Евразийство», понимаемое не только как социально-философская школа в русском зарубежье, а как социально-философская и политическая альтернатива кризису цивилизационной самоидентификации и возможный вариант решения данной проблемы представляется достаточно перспективным.

Реализация евразийской модели общественного развития 'на основе евразийской цивилизационной парадигмы представляется способом отказа от догоняющего развития и создания на основе актуализации цивилизационного потенциала России-Евразии - основы для долговременного, устойчивого развития российской цивилизации в XXI веке.

Целевая установка евразийской модели это ориентация не на «мирового лидера», а на «цивилизационный идеал», т. е. создание таких форм политической, экономической, культурной и социальной организации евразийского пространства, которые соответствовали бы объективным задачам стоящим перед Россией-Евразией: сохранение, развитие и трансляция цивилизационной идентичности. Решению этих задач на первом этапе могла бы способствовать реинтеграция постсоветского (евразийского) пространства на принципах цивилизационной, культурной и политической идентичности.

В современном мире в основе любой региональной интеграции лежит идея географической, историко-политической, экономической, культурной общности народов интегрирующихся государств. Представляется, что такой интеграционной идеей для постсоветского пространства может быть осознание принадлежности народов бывшего СССР к единой евразийской цивилизации.

Факт формирования на евразийском пространстве самобытной и самостоятельной цивилизации, представляющей собой нерасторжимый сплав элементов славянской, византийской, тюркско-монгольской и западноевропейской культур, не может сегодня подвергаться сомнению.

Естественным является и то, что стремящиеся к интеграции постсоветские государства воспринимают идею принадлежности народов бывшего СССР к единой евразийской цивилизации в качестве мировоззренческой основы для осуществления указанной интеграции. Основаниями для этого являются пограничный, гибкий характер евразийской цивилизации, исторический опыт, близкий к интегральному (П. Сорокин) социокультурный строй.

Евразийская цивилизационная парадигма, как адекватная культурным, историческим, социально-политическим основам российской цивилизации является необходимым условием модернизационного развития российского общества и предпосылкой решения проблем геополитического, политического, экономического, культурного характера на постсоветском пространстве.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Ермаков, Дмитрий Сергеевич, 2005 год

1. Аванесова, Г. А. Особенности евразийского анализа культуры / Г. А. Аванесова // Наука о культуре итоги и перспективы. - М., 1998. -Вып 4.

2. Аизатулин, Т. А. Между молотом Европы и наковальней Азии. Историческая память и самопознание / Т. А. Аизатулин // Родина. М., 1993. -№ 5-6.

3. Алеврас, Н. Н. Проблема «Россия и Европа» в традициях евразийской школы / Н. Н. Алеврас // Россия и Запад. Диалог культур. М., 1996.

4. Алеврас, Н. Н. Россия и Восток в концепции евразийцев / Н. Н. Алеврас // Россия и Восток. Проблемы взаимодействия. Уфа, 1993.

5. Алеврас, Н. Начала евразийской концепции в раннем творчестве Г. В. Вернадского и П. Н. Савицкого / Н. Алеврас // Вестник Евразии. 1996. -№ 1 (2).

6. Алексеев, Н. Н. Евразийцы и государство / Н. Н. Алексеев // Мир России Евразия: антология / Сост.: Л. И. Новикова, И. Н. Сиземская. - М.: Высш. шк., 1995.

7. Алексеев, Н. Н. Советский федерализм / Н. Н. Алексеев // ОНС: Общественные науки и современность. 1992. -№ 1.

8. Алексеев, Н. Русский-народ и государство / Н. Алексеев. М.,1998.

9. Алиев, И. Евразийство как национальная идея: Россия может быть измерена только тюркским аршином / И. Алиев // НГ сценарии. - М., 1998. - № 4.

10. Антология мировой политической мысли: в 5 т. М.: Мысль, 1997.

11. Антощенко, А. В. Россия в контексте всемирной истории: евразийский проект Г. В. Вернадского / А. В. Антощенко // Россия в Новое время: единство и многообразие в историческом процессе. М., 2000.

12. Арапов, А. В. Евразийство на постсоветском Востоке / А. В. Арапов, Я. С. Уманский // Полис. 1992. - № 4.

13. Арбатов, А. Г. Российская национальная идея и внешняя политика / А. Г. Арбатов. -М.: МОНФ, 1998.

14. Арыстанова, Б. Евразийство основа соединения культур / Б. Арыстанова // Библиотека. - 2002. - № 1.

15. Ахиезер, А. С. Россия: критика исторического опыта (Социокультурная динамика России) / А. С. Ахиезер. 2-е изд. - Новосибирск, 1997.

16. Ахиезер, А. С. Социально-культурные проблемы России: философский аспект / А. С. Ахиезер. М., 1992. ;

17. Баграмов, Э. Национальная идея в евразийском контексте / Э. Баграмов // Евразия. М., 1996. - № 1.

18. Баимов, Р. Н. Восточные корни проблемы евразийства / Р. Н. Баимов // Ядкяр. 2002. - № 4.

19. Барковский, А. Десять лет СНГ, накопленный опыт и перспективы / А. Барковский // Содружество НГ. 2001. - № 6 (27 июня).

20. Батаева, Т. В. Этнополитическая ситуация в постсоветской России I Т. В. Батаева // Россия и современный мир. 2000. - № 1 (26).

21. Беговатов, А. И. Россия как Евразия: идеология и геополитика /

22. A. И. Беговатов, Л. Д. Козырева. СПб., 1995.

23. Бердяев, Н. А. Смысл истории / Н. А. Бердяев. М., 1990.

24. Бердяев, Н. А. Утопический этатизм евразийцев / Н. А. Бердяев // Мир России Евразия: антология. - М., 1995.

25. Бердяев, Н. Евразийцы / Н. Бердяев // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. М.: Наука, 1993.

26. Бердяев, Н. Русская Идея / Н. Бердяев // Византизм и славянство. Великий спор. М.: изд-во ЭКСИМО-Пресс, 2001.

27. Бжезинский, 36. Великая шахматная доска / 36. Бжезинский. М.: Международные отношения, 1998.

28. Бжезинский, 36. Геостратегия для Евразии / 36. Бжезинский // Независимая газета. 1997. - 24 окт.

29. Бицилли, П. М. «Восток» и «Запад» в истории Старого Света / П. М. Бицилли // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. М.: Наука, 1993. '

30. Бицилли, П. М. Два лика евразийства / П. М. Бицилли // Мир России Евразия: антология / Сост.: Л. И. Новикова, И. Н. Сиземская. - М.: Высш. шк., 1995.

31. Борисова, В. В. Евразийство и русская классическая литература /

32. B. В. Борисова // Евразийство: проблемы осмысления: (по итогам междунар. науч. конф. 14-15 сент. 2000 г.) / Отв. ред. Р. И. Якупов; Вост. ин-т экономики, гуманит. наук, упр. и права; Центр этнологических исслед УНЦ РАН; Башк. гос. пед. ун-т. Уфа, 2002.

33. Босс, О. Учение евразийцев: Евразийцы и смысл русской революции / О. Босс; пер. Никоновой Н. А., Троянова А. А. // Начала. 1992. - № 4.

34. Бутенко, А. П. Менталитет россиян и евразийство их сущность и общественно-политический смысл / А. П. Бутенко, Ю. В. Колесниченко // Социс.-М., 1996.-№ 5.

35. Бушуев, С. В. Евразийство и его критики / С. В. Бушуев // История государства Российского: историко-библиогр. очерки. М., 1994.

36. Валицкий, А. По поводу «русской идеи» в русской философии / А. Валицкий// Вопросы философии. 1994. - № I.

37. Вахитов, Р. Р. Евразийский проект и его враги (критика критики евразийства) / Р. Р. Вахитов // Философский космос России: памяти Н. А. Бердяева (1874-1948). Уфа, 1998.

38. Вернадский, Г. В. Истоки России / Г. В. Вернандский; пер. с англ. -М.: изд. центр Российское Возрождение, 1992.

39. Вернадский, Г. В. Начертание русской истории (Фрагменты) / Г. В. Вернандский // Евразия: ист. взгляды русских эмигрантов. М. 1992.

40. Вернадский, Г. В. Опыт истории Евразии с половины XI века до настоящего времени (Фрагменты) / Г. В. Вернандский // В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. М., 1994.

41. Водолагин, А. Метафизическая ось евразийства / А. Водолагин, С. Данилов. Тверь, 1994.

42. Воронов, Ю. М. Идеократия евразийцев / Ю. М. Воронов // Интеллигенция России: традиции и новации. Иваново, 1997.

43. Воронов, Ю. М. Идеократия как идеальное государство в творчестве евразийцев / Ю. М. Воронов // Некоторые современные вопросы анализа российской интеллигенции. Иваново, 1997.

44. Выбранные места из переписки с друзьями / Н. В. Гоголь // Гоголь Н. В. Собр. соч.: в 7 т. М., 1991.-Т. 6.

45. Гиренок, Ф. И. Евразийские тропы / Ф. И. Гиренок // Глобальные проблемы и перспективы цивилизации: (Феномен евразийства). М., 1993.

46. Голик, Ю. В. Почему даже «демократическая» Россия не устраивает «свободный» Запад / Ю. В. Голик, В. И. Карасев. Полис. - 1999. - № 3.

47. Горяев, А. Т. Евразийство как явление культуры России: историко-философск. аспект: автореф. дис. . канд. филос. наук / А. Т. Горяев. М., 1993.

48. Госкомстат России // Статистический бюллетень. 2002. -№ I (янв.).

49. Гулыга, А. В. Русская идея и ее творцы / А. В. Гулыга. М.: Соратник, 1995.

50. Гумилев, Л. Н. Горе от иллюзий / Л. Н. Гумилев, В. Ю. Ермолаев // Гумилев Л. Н. Ритмы Евразии. Эцохи цивилизации. М., 1993. .

51. Гумилев, Л. Н. Древняя Русь и Великая Степь / Л. Н. Гумилев. -М, 1989.

52. Гумилев, Л. Н. Заметки последнего евразийца // Наше наследие, 1991.-№3.55. 'Гумилев, Л. Н. Ритмы Евразии. Эпохи и цивилизации / Л. Н. Гумилев. -М., 1993.

53. Гумилев, Л. Н. Чтобы свеча не погасла: диалог / Л. Н. Гумилев, А. М. Панченко. Л., 1990.

54. Гусева, А. В. Концепция русской самобытности евразийцев: критический анализ / А. В. Гусева. Л.: Лен. ин-т авиац. приборостроения, 1986. 25 с. - Рукопись, депонированная в ИНИОН АН СССР.

55. Данилевский, Н. Я. Россия и Европа / Н. Я. Данилевский. М.,1991.59. 'Данилов, С. И. Социальная философия евразийства: истоки, сущность, современное состояние: автореф. дис. . канд. филос. наук / С. И. Данилов. М., 1994.

56. Джемаль, Г. Судьба понятий: Евразийская геополитика в роли «нац. идеи» России / Г. Джемаль // Завтра. 2001. - № 24.

57. Дневник писателя, 1881 / Ф. М. Достоевский // Достоевский Ф. М. Поли. собр. соч. Л., 1984. - Т. XXVII.

58. Дороченков, А. И. Евразийская идея в русском зарубежье 20-30-х гг. и современность / А. И. Дороченков // Российское зарубежье: история и современность. М., 1998.

59. Достоевский, Ф. М. Собрание сочинений / Ф. М. Достоевский. -СПб.: Наука, 1994.-Т. 13.

60. Дугин, А. Континент Россия / А. Дугин. М.: Знание, 1990.

61. Дьяков, В. А. «Русская идея» в эмигрантских изданиях 1920-1968 гг. / В. А. Дьяков // Славяноведение. М., 1995. - № 4.

62. Евлахов, А. Евразийский тупик. Россия / А. Евлахов. М., 1994.

63. Евразийская идея и современность: сб. / Под ред. Н. С. Кирабаева и др. М.: изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2002.

64. Евразийская идея: вчера, сегодня, завтра (из материалов конференции, состоявшейся в Комиссии СССР по делам ЮНЕСКО) // Иностранная литература. 1991.-№ 12.

65. Евразийская перспектива: Второй Междунар. конгр. «Культура и будущее России». М., 1994.

66. Евразийский миллиард. Что такое «евразийское пространство» вообще? // Красная звезда. 2001. - № 29 (май).

67. Евразийское движение: книги, журналы, сборники / Сост. и вступ. статья «Евразийство. Предчувствия и свершения» О. В. Манихина // Сов. Библиография. 1991. - № 9.

68. Евразийство (формулировка 1927 г.) // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. М., 1993.

69. Евразийство и консервативная революция: Соблазн антизападничества в России и Германии // Вопросы философии. 1996. — JY« 3.

70. Евразийство и культуры мира: понятия, концепции, термины // Вестн. Библиотечной Ассамблеи Евразии. 2003. - № 3.

71. Евразийство: за и против, вчера и сегодня (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1995. - № 6.

72. Евразия на перекрестке языков и культур: типология яз. и культур: ежегод. междунар. чтения памяти кн. Н. С. Трубецкого. М., 1999.

73. Елсуков, М. Ю. Евразийство и геополитика / М. Ю. Елсуков // Вестник С.-Петерб. ун-та. Сер. 7. Геология, география. - СПб., 1994. - Вып. 3.

74. Ерасов, Б. О геополитическом и цивилизационном устроении Евразии / Б. Ерасов // Народы. Культуры. Религии. М., 1997. - № 5.

75. Ерасов, Б. С. Выбор России в евразийском пространстве / Б. С. Ерасов // Цивилизации и культуры. М., 1994. - Вып. 1.

76. Ерасов, Б. С. Россия в евразийском пространстве / Б. С. Ерасов // ОНС: Общественные науки и современность. М., 1994. - № 2.

77. Ерасов, Б. С. Социокультурные и геополитические принципы евразийства / Б. С. Ерасов // Полис. 2001. - № 5.

78. Ерасов, Б. С. Цивилизационная теория и евразийские исследования / Б. С. Ерасов // Цивилизации и культура. М., 1996.

79. Жданова, Г. В. Перспектива евразийского проекта / Г. В. Жданова // Евразийская идея и современность: сб. / Под ред. Н. С. Кирабаева и др. М., 2002.

80. Зайцев, Д. Ф. Становление евразийской цивилизации и русского мессианизма / Д. Ф. Зайцев // Научная конференция «Социальная философия и философия истории: Открытое общество и культура». СПб., 1994.

81. Зарубина, Н. Н. Социокультурные факторы хозяйственного развития: М. Вебер и современные теории модернизации / Н. Н. Зарубина. СПб.: изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 1998.

82. Зубков, К. И. Россия и Восток: генезис политического евразийства / К. И. Зубков // Россия и Восток: Проблемы взаимодействия. Челябинск, 1995.

83. Игнатов, А. «Евразийство» и поиск новой русской культурной идентичности / А. Игнатов; пер. с' нем. Кантора В. К. // Вопросы философии. -1995.-№6.

84. Игнатова, С. В. Историко-философский анализ евразийского учения: автореф. дис. . канд. филос. наук / С. В. Игнатова. М., 1995.

85. Игнатова, С. В. Проблема государственности и правосознания в России в работах евразийцев / С. В. Игнатова. М., 1994.

86. Ильин, В. Евразийство / В. Ильин // Ступени. 1992. - № 2.

87. Исаев, И. А. Геополитические аспекты тотальности: евразийство / И. А. Исаев // Тоталитаризм как исторический феномен. М., 1989.

88. Исаев, И. А. Евразийство миф или традиция? / И. А-. Исаев // Коммунист. - 1991. - № 12.

89. Исаев, И. А. Евразийство: идеология государственности / И. А. Исаев // ОНС: Общественные науки и современность. М., 1994. — № 5.

90. Исаев, И. А. Идеи культуры и государственности в трактовке «евразийства» / И. А. Исаев // Проблемы правовой и политической идеологии. — М., 1989.

91. История России с древнейших времен / С. М. Соловьев // Соловьев С. М. Сочинения. М., 1991. - Т. 13-14. - Кн. 7.

92. Казнина, О. А. Н. С. Трубецкой и кризис евразийства / О. А. Каз-нина // Славяноведение. М., 1995. - № 4.

93. Казнина, О. Д. П. Святополк-Мирский и евразийское движение / О. Д. Казнина // Начала. 1992. - № 4.

94. Калашникова, В. Россия и Запад: (заметки по поводу евразийцев и антизападников) / В. Калашникова // Ступени. СПб., 1992. - № 3.

95. Кальсии, М. Г. Движение евразийцев первой половины 20-х годов: Опыт осмысления феномена России / М. Г. Кальсии // Традиции русской исторической мысли: историософия. М., 1997.

96. Карлов, В. В. Евразийская идея и русский национализм: (по поводу ст. В. А-Шнирельмана «Евразийская идея и теория культуры») / В. В. Карлов // Этногр. обозрение. М., 1997. - № 1.

97. Карсавин, Л. П. Европа и Россия: (наброски евразийской идеологии) / Л. П. Карсавин; пер. с литовского Можейкиса Г. П., Савкина И. А. -СПб.: Логос, 1992.

98. Карсавин, Л. П. Основы политики: Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн / Л. П. Карсавин. М., 1993.I

99. Карсавин, Л. П. От доктрины к идее / Л. П. Карсавин // Отечественная философия. Опыт, проблемы, ориентиры исследования / Публ. и примеч. Горяева А. Т. М., 1992. - Вып. 10.

100. Карсавин, Л. П. Русская идея / Л. П. Карсавин // Русская литература. М., 1993.-№ 1.

101. Карсавин, Л. П. Философия истории / Л. П. Карсавин. СПб., 1993.

102. Касьянова, К. О русском национальном характере / К. Касьянова. -М., 1994.

103. Кизеветтер, А. Евразийство / А. Кизеветтер // Мир России Евразия: Антология / Сост.: Л. И. Новикова, И. Н. Сиземская. - М.: Высш. шк., 1995.

104. Кизеветтер, А. Славянофильство и евразийство: (доклад, записанный кн. К. А. Чхеидзе, прочитан 20 янв. 1938 г.) / А. Кизеветтер // Евразия: Исторические взгляды русских эмигрантов. М., 1992.

105. Киркин, М. Национальная идея в России: прошлое и современность: Евразийство как национальная идея / М. Киркин // Диалог. 2000. - № 8.

106. Киселев, С. Г. Основной инстинкт цивилизаций и геополитические вызовы России / С. Г. Киселев. М.: Известия, 2002.

107. Клименко, В. Россия: тупик в конце туннеля? / В. Клименко // ОНС: Общественные науки и современность. 1995. - № 5.

108. Ключников, С. Русский узел евразийства / С. Ключников // Наш современник. 1992. -№ 3.

109. Кожинов, В. Историософия евразийцев / В. Кожинов // Наш современник. 1992. - № 2.

110. Козловский, В. В. «Третий путь» евразийства / В. В. Козловский, И. А. Савкин // Вече. СПб., 1994. - Вып. 1.

111. Колесниченко, Ю. В. Концепция личности в философии евразийства: автореф. дис. канд. филос. наук / Ю. В. Колесниченко. М., 1994.

112. Колосов, В. А. Геополитическое положение России на пороге XXIвека: реалии и перспективы / В. А. Колосов, Р. Ф. Туровский // Полис. 2000. i

113. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Независимое военное обозрение. — 2000. № 1. - 14 янв.

114. Крженов, В. С. Взаимоотношения общества и государства в концепции евразийства: «соборность», или тоталитаризм?. / В. С. Крженов // Социальная теория и современность. М., 1995. - Вып. 18.

115. Кривошеева, Е. Г. Пореволюционное эмигрантское течение евразийства (1921-1932): автореф. дис. канд. ист. наук / Е. Г. Кривошеева. М., 1995.

116. Критики европейской культуры у русских мыслителей / В. В. Зеньковский // Зеньковский В. В. Русские мыслители и Европа. М., 1997.

117. Кувалдин, В. Точка отсчета. Национальная идея в евразийскомIконтексте / В. Кувалдин // Независимая газета. 1992. - 10 апр.

118. Кульпин Э. С. Неразгаданный парадокс: будущее мира в прошлом Китая? // Экологические проблемы Китая. М., 1990.

119. Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. М.: Прогресс,1977.

120. Курс русской истории / В. О. Ключевский // Ключевский В. О. Сочинения в 9 т. М., 1987. - Т. 1.

121. Кьязе, Дж. Прощай, Россия / Дж. Кьязе. М.: Гея, 1997.

122. Леонтьев, К. Византизм и славянство. Великий спор / К. Леонтьев.i- М.: изд-во ЭКСИМО-Пресс, 2001.

123. Лосский, Н. Условия абсолютного добра / Н. Лосский. М., 1990.

124. Лубенский, М. С. Евразийская библиография 1921-1931: путеводитель по евразийской литературе / М. С. Лубенский // Славяноведение. М., 1992.-№-4. • •

125. Люкс, Л. Евразийство / Л. Люкс; пер. с нем. Н. Бурихина // Вопросы философии. 1993. - № 6.

126. Люкс, Л. Евразийство и консервативная революция: соблазн антизападничества в России и Германии / Л. Люкс //. Вопросы философии. 1996. -№ 3.

127. Лян Шумин. В чем специфика китайской культуры? / Лян Шумин // Проблемы Дальнего Востока. 2004. - № 4.

128. Маслин, М. А. Неоевразийство о судьбе России / М. А. Маслин // Евразийская идея и современность: сб. / Под ред. Н. С. Кирабаева и др. М., 2002.

129. Межуев, В. М. О национальной идее / В. М. Межуев // Вопросы философии. 1997.-№ 12.

130. Милюков, П. Евразианизм и европеизм в русской истории: Европейский альманах / П. Милюков. М., 1994.

131. Молодяков, В. Э. «Мэйдзи исин» консервативная революция / В. Э. Молодяков // Проблемы Дальнего Востока. - 1993. - № 6.

132. Молчанов, М. Истоки Российского кризиса: глобализация или внутренние проблемы? / М. Молчанов // Полис. 1999. - № 5.

133. Молчанова, Е. П. Интеграционные процессы в странах СНГ: путиIи направления / Е. П. Молчанова // Credo new. 2004. - № 3.

134. Муталипов, Ж. Евразийская идея как культурологическая проблема / Ж. Муталипов // Филос. исслед. 2002. - № 1.

135. Н. С. Трубецкой и евразийство / JL Н. Гумилев // Гумилев JL Н., Трубецкой Н. История, культура, язык. М., 1995.

136. Назарбаев, Н. Вместе мы можем сопротивляться глобализации / Н. Назарбаев // Независимая газета. 2001. - 29 апр.

137. Новикова, JI. И. Евразийский искус / Мир России Евразия: антология / JI. И. Новикова, И. Н. Сиземская. - М., 1995.1.ш

138. Новикова, JI. Политическая программа евразийцев, реальность или утопия? / JL Новикова, И. Сиземская // ОНС: Общественные науки и современность. 1992. - № 1.I1460 Евразии и евразийцах: библиографический указатель. Петрозаводск, 1997.

139. Одоевский, В. Ф. Русские ночи / В. Ф. Одоевский. М.: Наука,1975.

140. Одоевский, В. Ф. Сочинения в двух томах / В. Ф. Одоевский; сост. и коммент. В. И. Сахарова. М.: Худож. лит, 1981.I

141. Орлова, И. Б. Евразийская цивилизация: Социально-историческая ретроспектива и перспектива / И. Б. Орлова. М., 1998.

142. Очерк русской философии истории: антология / Ред.-сост. J1. И. Новикова, И. Н. Сиземская. М., 1996.

143. Очирова, Т. Геополитическая концепция евразийства / Т. Очирова // ОНС: Общественные науки и современность. 1994. - № 1.

144. Панарин, А. Западники и евразийцы / А. Панарин // ОНС: Общественные науки и современность. 1993. - № 6.

145. Панарин, А. С. Россия в Евразии: геополитические вызовы и циви-лизационные ответы / А. С. Панарин // Социальная философия и философская антропология. Труды и исследования. М., 1995.

146. Панарин, А. С. Россия в цивилизационом процессе (между атлан-тизмом и евразийством) / А. С. Панарин. М., 1994.

147. Панченко, А. Евразийство современная проблема / А. Панченко // Общая газета. - 1994. - № 17.

148. Пащенко, В. Я. Идеология евразийства / В. Я. Пащенко. М.: изд-во Моск. ун-та, 2000.

149. Платонов, О. А. Русская цивилизация / О. А. Платонов. М., 1992. 158.Поздние фазы славянофильства / В. В. Розанов // Розанов В. В. Сочинения.-М., 1990.

150. Половинкин, С. М. Россия между Востоком и Западом: (историософия кн. Н. С. Трубецкого) / С. М. Половинкин. Минск, 1990.

151. Пономарева, Л. В. Евразийство: его место в русской и западноевIропейской историко-философской традиции / Л. В. Пономарева // Евразия: исторические взгляды русских эмигрантов. М., 1992.

152. Пути Евразии: русская интеллигенция и судьбы России / Сост.,iвступит, ст., коммент. Исаева И. А. М., 1992.

153. Пушкин, С. Н. Евразийский взгляд на цивилизацию / С. Н. Пушкин//Социс. М., 1999.-№ 12.

154. Пушкин, С. Н. Очерки русской историософии / С. Н. Пушкин. -СПб., 1996.

155. Радченко, Т. А. Евразийский взгляд на судьбу России / Т. А. Рад-ченко // II Державинские чтения. Тамбов, 1996.

156. Рапота, Г. Перспективы евразийской интеграции стран СНГ: о Евразийском экон. сообществе (ЕврАзЭс) / Г. Рапота // Проблемы теории и практики управления. 2003. — jNs: 1.

157. Рерих. Художник, мыслитель / Be. Н. Иванов // Иванов Be. Н. Из неопубликованного. JL, 1992.

158. Рожанский, М. «Евразия»: власть идеи, продуманной до конца / М. Рожанский // Вести Евразии Acta Eurasica. - М., 1999. - № 5.

159. Россия и Европа: опыт соборного анализа / Сост. П. В. Тулаев. -М., 1992.

160. Россия: опыт национально-государственной идеологии / Под ред. В. В. Ильина.-М., 1994.

161. Русская идея / Сост. М. А. Маслин. М., 1992.

162. Русская идея в кругу писателей и мыслителей Русского Зарубежья. -М., 1994.-Т. 1.

163. Русская цивилизация и соборность / Сост. Е. С. Троицкий. М.,1994.

164. Русский узел евразийства: Восток в русской мысли / Отв. ред. Толстой Н. И:-М., 1997.

165. Рязановский, Н. Азия глазами русских / Н. Рязановский // В раздумьях о России. XIX в: сб. М., 1996.

166. Рязановский, Н. Возникновение евразийства / Н. Рязановский // Звезда.- 1995.-№2.i

167. Савицкий, П. Н. Географические и геополитические основы евразийства / П. Н. Савицкий; пер. с нем. // Евразия: ист. взгляды русских эмигрантов. М., 1992.

168. Савицкий, П. Н. Географический обзор России Евразии / П. Н. Савицкий // Мир России. - Евразия: антология. - М., 1995.

169. Савицкий, П. Н. Евразийство / П. Н. Савицкий // Мир России Евразия: антология / Сост.: JI. И. Новикова, И. Н. Сиземская. - М.: Высш. шк.,1995.

170. Савицкий, П. H. Континент Евразия / П. Н. Савицкий; сост. и послесловие Дугина А. Г. М., 1997.

171. Савицкий, П. Н. Письма JI. Н. Гумилеву / П. Н. Савицкий // Гумилев JL Н. Ритмы Евразии. Эпохи и цивилизации. М., 1993.

172. Савицкий, П. Н. Поворот к Востоку / П. Н. Савицкий // Элементы. -М, 1993. -№3.

173. Савицкий, П. Н. Степь и оседлость / П. Н. Савицкий // Мир России -Евразия: антология / Сост.: JT. И. Новикова, PI. H. Сиземская. M.: Высш. шк., 1995.

174. Савкин, И. Евразийское будущее России / И. Савкин, В. Козловский. Ступени. - 1992. - № 2.

175. Сагатовский, В. Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? / В. Н. Сагатовский. СПб., 1994.

176. Сапир, Ж. Августовский кризис 1998 г.: оценка ситуации в России / Ж. Сапир // Проблемы прогнозирования. 1998. - № 6.

177. Сердобинцев, К. С. Русская идея и евразийство / К. С. Сердобин-цев // Проблемы русской философии и культуры. Калининград, 1997.

178. Славянофилы эпохи футуризма: (из истории евразийского движения) // Политическая история русской эмиграции: 1920-1940 гг.: документы и материалы. М., 1999.

179. Солженицын, А. И. «Русский вопрос» к концу XX века / А. И. Солженицын. М., 1995.

180. Солженицын, А. И. Россия в обвале / А. И. Солженицын. М.,1998.

181. Соловьев В. С. Несколько слов по поводу жестокости / В. С. Соловьев // Новый Мир. 1989. - № 1.

182. Соловьев, В. С. Соч. в 2 т. / В. С. Соловьев. M., 1989. - Т. 2.

183. Соничева, H. Е. Русская история в евразийском контексте / H. Е. Соничева, Г. В. Вернадский // Глобальные проблемы и перспективы цивилизации (Феномен евразийства). М., 1993.

184. Сорокин, Д. Е. Россия: проблемы цивилизационного' выбора / Д. Е. Сорокин // ОНС: Общественные науки и современность. 2002. - № 6.

185. Сорокин, П. А. Главные тенденции нашего времени / П. А. Сорокин. М.: Наука, 1997.

186. Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество / П. А. Сорокин. -М., 1992.

187. Социальная теория и современность. М., 1995. - Вып. 18: Евразийский проект модернизации РОССИИ: «за» и «против» / Ред. вып. Шевченко В. Н.

188. Степун, Ф. А. Россия'между Европой и Азией: Евразййский соблазн / Ф. А. Степун. Наука, 1993.

189. Струве, Н. Православие и культура / Н. Струве. М., 1992.

190. Султанов, Ш. Дух евразийца / Ш. Султанов // Наш современник. -1992.-№7.

191. Суханек, JI. Россия и Европа. Евразийство: предшественники и продолжатели / JT. Суханек // Культурное наследие российской эмиграции 1917-1940.-М., 1994.-Кн. 1.

192. Сухов, А. Д. Социально-философские воззрения евразийцев / А. Д. Сухов // Философия и общество. 1998. - № 1. ; •

193. Тищенко, В. Г. Историческое значение движения евразийства для современной России / В. Г. Тищенко // Россия и Восток: проблемы взаимодействия. Челябинск, 1995.-Ч. 1.

194. Тойнби, А. Дж. Постижение истории / А. Дж. Тойнби. М.: Прогресс, 1991.

195. Тойнби, А. Дж. Цивилизация перед судом истории / А. Дж. Тойнби. М.: Рольф, 2002.

196. Тоффлер, Э. Третья волна / Э. Тоффлер. М.: ACT, 1999.

197. Три силы / В. С. Соловьев // Соловьев В. С. Избранное. М., 1990.

198. Троицкий, Е. О Русской Идее: очерк теории возрождения нации / Е. Троицкий. М., 1994.

199. Троянов, А. А. Библиография евразийства / А. А. Троянов, Р. И. Вильданова // Начала. 1992. - № 4.

200. Трубецкой Н. С. Наследие Чингисхана / Н. С. Трубецкой; сост.: Дугин А., Тараторин Д. М., 1999.

201. Трубецкой, Н. История, культура, язык / Н. Трубецкой. М., 1995.

202. Трубецкой, Н. С. «Русская проблема» / Н. С. Трубецкой // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. М.: Наука, 1993.

203. Трубецкой, Н. С. Исход к востоку / Н. С. Трубецкой // Пути Евразии. Русская интеллигенция и судьбы России. М., 1992.

204. Трубецкой, Н. С. К украинской проблеме / Н. С. Трубецкой // Вестник МГУ. Серия 9. Филология. 1990. - № 4.

205. Трубецкой, Н. С. Мы и другие / Н. С. Трубецкой // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. М.: Наука, 1993.

206. Трубецкой, Н. С. О туранском элементе в русской культуре / Н. С. Трубецкой // Вестник МГУ. Серия 9. Филология. 1990. - № 6.I

207. Трубецкой, Н. С. Об истинном и ложном национализме. / Н. С. Трубецкой // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн -М.: Наука, 1993.

208. Трубецкой, Н. С. Общеславянский элемент в русской культуре / Н. С. Трубецкой // Вопросы языкознания. 1990. - № 2-3.

209. Трубецкой, Н. С. Собрание трудов / Н. С. Трубецкой. М.: Прогресс, 1992.

210. Трубникова, Н. В. JI. Н. Гумилев и наследие школы евразийства / Н. В. Трубникова // Исторические науки на рубеже веков. Томск, 1999. - T. I.

211. Труды по русской и славянской филологии. Тарту, 1970.221 .Тугаринов, И. А. Литература по евразийству / И. А. Тугаринов // Aima mater: Высшая школа. М., 1992. - № 7-9.

212. Урханова, Р. А. Евразийство как идейно-философское течение в русской культуре XX века: автореф. дис. . канд. филос. науки / Р. А. Урханова.-М., 1992.

213. Федоров, А. Евразийство как русское философско-культурное движение: основные положения и актуальные аспекты / А. Федоров // Вельские просторы. 2000. - № 11.

214. Флоровский, Г. Вечное и приходящее в учении русских славянофилов / Г. Флоровский // Начала. 1991. - № 3.

215. Флоровский, Г. Евразийский соблазн / Г. Флоровский // Новый мир, 1991.-№ 1.

216. Франк, С. Л. Русское мировоззрение / С. Л. Франк. СПб., 1996.

217. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций и что оно может означать для России / С. Хантингтон // ОНС: Общественные науки и современность. 1995. -№ 3.

218. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций? / С. Хантингтон // Полис. 1994.-№ 1.

219. Хара-Даван, Э. Русь монгольская. Чингисхан и монголосфера / Э. Хара-Даван. М.: Агфа, 2002.

220. Хаупер, М. «Восточники» и «евразийцы» / М. Хаупер // Россия и современный мир. М., 1996. - Вып. 3.

221. Хомяков, А. С. Соч. в 2 т. / А. С. Хомяков. М.: Медиум, 1994.

222. Хомяков, Д. А. Православие, самодержавие, народность / Д. А. Хомяков. Минск, 1997.

223. Хоружий, С. Россия, Евразия и отец Георгий Флоровский / С. Хоружий // Начала. 1991. - № 3.

224. Хоружий, С. Русь новая Александрия: страница из предыстории евразийских идей / С. Хоружий // Начала. - 1992. - № 4 (6).i

225. Хоружий, С. С. Жизнь и учение Льва Карсавина / С. С. Хоружий // Карсавин Л. П. Религиозно-философские сочинения. М.: Ренессанс, 1992.

226. Хоружий, С. С. Карсавин, евразийство и ВКП / С. С. Хоружий // Вопросы философии. 1992. - № 2.

227. Хоружий, С. С. Трансформация славянофильской идеи в XX веке / С. С. Хоружий// Вопросы философии. 1994. - № 11.

228. Церковь, личность и государство / JL П. Карсавин // Карсавин Л. П. Малые сочинения. СПб., 1994.

229. Цивилизации и культуры: Россия и Восток: цивилизационные отношения. М., 1994.-Вып. 1; 1995.-Вып. 2.

230. Цимбурский, В. Л. Идея суверенитета в посттоталитарном контексте / В. Л. Цимбурский // Полис. 1993. - № 2.

231. Цымбурский, В. Геополитика для «евразийской Атлантиды» / В. Цымбурский // Pro et Contra. 1999. - Т. 4.

232. Чаадаев, П. Я. Избранные сочинения и письма / П. Я. Чаадаев. -М., 1991.

233. Шапошников, Л. Е. Философия соборности: очерки русского самосознания / Л. Е. Шапошников. СПб., 1996.

234. Шатилов, А. Б. Геополитическая альтернатива евразийства // Россия в новое время: ист. традиция и проблема самоидентификации /1. A. Б. Шатилов. -М., 1996.

235. Шатилов, А. Б. Геополитическая модель классического евразийства и ее современные мифологические интерпретации / А. Б. Шатилов // Современные политические мифологии: содержание и механизмы функционирования. М., 1996.

236. Шевченко, В. Н. К современным спорам вокруг евразийской идеи /

237. B. Н. Шевченко // Социальная теория и современность. М., 1995. - Вып. 18.

238. Шишков, Ю. В. Реинтеграция постсоветского пространства и опыт Западной Европы / Ю. В. Шишков, В. Р. Евстигнеев. М., 1994.

239. Шпенглер, О. Закат Европы: очерки морфологи мировой истории. Т. 1. Образ и действительность / О. Шпенглер. -"Мн., 1998.

240. Шубарт, В. Европа и душа Востока / В. Шубарт. М.: Русская идея, 2000. • ;.

241. Щерба, А. А. Государственно-патриотическая идея евразийства: (ист.-филос. анализ): автореф. дис. . канд. филос. наук / А. А. Щерба. М.,

242. Югай, Г. А. Средний путь России и Евразийство / Г. А. Югай. М.,1998.

243. Юнусова, А. Б. Евразия: общность культур и культура евразийской общности / А. Б. Юнусова // Ядкяр. 2002. - № 4.

244. Является ли Россия исторической страной: (к спорам о евразийстве) / В. Кантор // Кантор В. «Есть европейская держава». М., 1997.

245. Яковенко, И. Г. Распад России как предмет осмысления / И. Г. Яковенко // «НГ сценарии», 1999. - № 10 (нояб.).

246. Яковец, Ю. В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций / Ю. В. Яковец. М.: Экономика, 2001.

247. Яковец, Ю. В. Циклы. Кризисы. Прогнозы / Ю. В. Яковец. М.: Наука, 1999. '

248. Яковец, Ю. Взаимодействие цивилизаций Востока и Запада: осевая проблема XXI века // Безопасность Евразии. 2001. - № 1 (янв.-март).1. Данные Интернета

249. Волкогонова, О. «Русская Идея»: мечты и реальность / О. Волко-гонова. http://vvvvw.PHILOSOPHY.ru/library/misc/volkidea.html.

250. Кара-Мурза, Алексей. Между Евразией и Азиопой / Алексей Кара-Мурза // Хрестоматия нового российского самосознания. А5юра:ги, 27 июня, 2001. - http://asiopa.ni/5.200106282000.html

251. Касьянова, К. Представляем ли мы, русские, нацию? / К. Касьянова. // Иное. Хрестоматия нового российского самосознания. -http.V/\vww.mss.nl/antolog/inoeЛ<:asjan.htIn/kasjan.htm

252. Кульпин, Э. Феномен России в системе координат социоестест-венной истории / Э. Кульпин // Иное. Хрестоматия нового российского самосознания. http://www.шss.ш/antolog/inoe/lшlpin.htnVkulpin.htm

253. Панарин, А. К реконструкции «Второго мира» / А. Панарин // Иное. Хрестоматия нового российского самосознания. -http://vvvvvv.russ.ru/antolog/inoe/panar.htm/panar.htm

254. Специфика России как научная проблема. Круглый стол. Независимый теоретический семинар «Социокультурная методология анализа российского общества»). г. Москва, 1996. 5 ноября. -http://scd.centro.ru/l<xug.htm

255. Угрозы национальным интересам и безопасности России, создаваемые конфликтами на пространстве СНГ (Аналитический доклад). -http://www.e-journal.ru/besop-st2-10.html1. Иностранные источникиI

256. Alvin and Heidi Toffler. Creating a New Civilization. The Politics of the Third Wave. Turner Publishing. Inc. Atlanta, 1995.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.