Социально-философские воззрения Н. С. Лескова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Шелковникова, Лариса Феогневна

  • Шелковникова, Лариса Феогневна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2000, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 166
Шелковникова, Лариса Феогневна. Социально-философские воззрения Н. С. Лескова: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Москва. 2000. 166 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Шелковникова, Лариса Феогневна

Введение

Глава 1. Человек и общество в социально-философских воззрениях Н.С. Лескова

1) Проблема человека в социально-философских воззрениях

Н.С. Лескова

2) Проблема выбора путей общественного развития в социально-философском сознании Н.С. Лескова

Глава 2. Социально-философский анализ религиозного сознания Н.С. Лескова

1) Диалектика вселенского и национального в религиозно-философском сознании Лескова

2) Концепция православной культуры в творчестве

Н.С.Лескова

3) Категории добра и зла в философии Н.С.Лескова. .135 Заключение. .156 Библиография.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социально-философские воззрения Н. С. Лескова»

Актуальность изучения социально-философских воззрений русского писателя и мыслителя Николая Семеновича Лескова (1831-1895) объясняется возросшим интересом к его художественному творчеству, возникшим на волне переосмысления истории русской литературы XIX века и тех философских и общественных проблем, которые она поднимала. В ряду великих русских писателей Лесков прочно занял достойное место и как талантливый мастер, создавший глубокие и оригинальные художественные произведения, и как мыслитель, который в своих художественных и публицистических произведениях высказал социально значимые философско-нравственные идеи о мире и человеке.

Актуальность изучения социально-философских взглядов Лескова определяется и тем, что современная Россия, пережившая в начале XX века резкую смену общественной и духовной жизни, войдя в эпоху преобразований конца XX века, нуждается в более глубоком осмыслении духовных национальных и общечеловеческих ценностей, нравственного смысла жизни. Способствовать этому процессу была призвана не только русская философия XIX - середины XX века, но и великая русская литература, оставившая нам богатое философское наследие. Известно, что такие представители великой русской литературы, как A.C. Пушкин, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский и другие, создавали художественные произведения, в которых можно выделить два пласта осмысления общественных проблем - литературно-художественный и философско-нравственный. По отношению к Лескову, можно сказать, что поставленные им социально-философские проблемы обеспечили ему своеобразный "возврат в русское духовное сознание не просто как изографу и волшебнику слова, но как знатоку народных глубин - как социальному философу"[1]. В своих художественных и публицистических произведениях Лесков поднимает острейшие вопросы общественной жизни России 2-ой половины XIX века, ставит социально-философские проблемы мира как целого, исследует характер взаимоотношения человека и общества, анализирует взаимодействие социальной и духовной природы личности. Создавая неповторимые художественные образы, Лесков рассматривает особенности религиозного сознания русского народа через категории добра и зла, а также исследует основы духовно-нравственной культуры человечества.

Актуальность изучения социально-философских воззрений Лескова объясняется и тем, что во второй половине XIX века не только Россия, но и все европейское сообщество вступило в полосу политического, экономического и духовного кризиса. Именно поэтому философское осмысление важнейших социальных проблем и прежде всего проблемы человека находилось в центре внимания многих русских писателей и мыслителей и нашло отражение в творчестве Лескова.

Степень разработанности проблемы Литературно-критическая и общественная мысль, посвященная творчеству Лескова, с момента выхода в печать его первых произведений, отли

1. Аннинский Л.А. Николай Лесков//Лесков Н.С. Собр. соч. в 6 Т.-Т.1,- М., АО "Экран": 1993. - С. 11. чалась исключительным разнообразием оценок: от полного отрицания до восторженных отзывов. Так, первая бурная полемика о творчестве Лескова возникла по поводу романов "Некуда" (1864) и "На ножах" (1870), известных в историко-литературной мысли XIX века как антинигилистические романы. Многими современниками Лескова эти произведения были признаны малохудожественными, а в основе их содержания литературные критики увидели злостную клевету на "новых людей", "плохо подслушанные сплетни", "карикатурничанье" и "потуги на остроумие". Окончательный приговор вынес "Современник", высказавший пожелание, чтобы "подобная литература, не представляющая собою ничего, кроме бессмысленного поругания над здравым смыслом", прекратилась навсегда[1]. Даже Аполлон Григорьев, первым восторженно отозвавшийся о таланте Лескова, посоветовал ему "оставить писание романов, наводящих уныние и сон"[2]. Перелом во взглядах на Лескова наметился, когда прозвучал отзыв Л.Н. Толстого: "Это самобытный писатель. С оригинальным умом и большим запасом самых разнообразных познаний"[3]. Со своей стороны, Вл. Соловьев (1853-1900) вскоре после кончины писателя отметил, что "глубокое требование нравственного совершенства побуждало его к созданию идеальных типов"[4].

Творчество Лескова нашло отклик в русской философской мысли конца XIX - начала XX в. Так, П.П. Сувчинский (1892-1985), представитель евразийского направления в русской философии, увидел в Лескове глубочайшего

1. См.: Аннинский Л.А. Катастрофа в начале пути//Лесков Н.С.

Собр.соч. в 6 т.- Т.1.- М.: 1993,-С. 674.

2. См.: Там же. - С. 667.

3. Толстой Л.Н. Об искусстве и литературе: В 2 т.- Т.2.- М.: 1958,- С.136.

4. Соловьев B.C. Н.С. Лесков//Соловьев B.C. Философия искусства и литературная критика,- М., "Искусство": 1991,- С.606. мыслителя, "самого мудрого русского писателя", провидца, "творческие откровения" которого являются "пророческим знамением глухой поры"[1].

С. Ключников в произведениях Лескова видит "тип творчества, который идет от живой жизни и нацелен на оздоровление национально-исторической стихии", являясь "наиболее плодотворным для отечественной словесности". Исследователь связывает художественно-философские искания Лескова с особенностями творческого мышления A.C. Пушкина, Л.Н. Толстого и противопоставляет их творчество художественному методу

H.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Андреева, А.Н. Белого, якобы характеризующемуся "самодовлеющим творческим субъективизмом"[2].

После смерти Лескова вышли первые крупные литературно-критические исследования его творческого пути. Так, например, А.И. Фаре-сов в известной книге о Лескове "Против течений", подчеркивая обособленность общественно-политической мысли писателя, отмечает при этом "благочестивое и ригористическое направление" внутреннего мира Лескова^]. Верность духовному идеалу деятельного добра, определяющему мировоззрение писателя, подчеркивает Р.И. Сементков-ский[4]. Показательно, что большинство исследователей характеризует Лескова не только как художника слова,но и как самобытного мыслителя.

I. Сувчинский П.П. Знамения былого (о Лескове)//Русский узел евразийства.

М.: 1997. - С. 300.

2. Ключников С. Восточная ориентация русской культуры//Русский узел евразийства,- М.: 1997,-С. 49.

3. Фаресов А.И. Против течений. Н.С. Лесков. Его жизнь, сочинения, полемика и воспоминания о нем.- С.-П.: 1904,- С.80.

4. Сементковский Р.И. Н.С. Лесков. Критико-биографический очерк// Н.С.Лесков.

Полн.собр.соч.-С.-П.:1902.-Т.1 ,с.5.

В советский период по существу первым о значении творчества Лескова написал A.M. Горький, отметивший, что "как художник слова

H.С. Лесков достоин встать рядом с такими творцами литературы русской, каковы Л.Толстой, Гоголь, Тургенев, Гончаров"[1]. Однако долгое время советское литературоведение преимущественно видело в Лескове волшебника слова и знатока русской жизни. Именно под таким углом зрения рассматривается творчество Лескова в 40-60 годы XX века[2].

Частично это объяснялось тем, что интеллектуальная история России в трудах значительной части исследователей отождествлялась с историей русской "общественной мысли", создаваемой представителями российской интеллигенции, "которые в свое время противостояли идеологии и практике самодержавных устремлений великих князей и царей Московской Руси и имперскому Петербургу"[3]. Разумеется, изучались и различные религиозные идеи и течения, однако чаще всего потому, что в них усматривалась некоторая форма оппозиции государственной власти и церкви. Такое положение привело к тому, что из истории общественной мысли нередко исключались мыслители, прямо не сочувствовавшие освободительному движению и революционной идеологии. В результате "историография носила исключительно секулярный характер и предлагала читателю своеобразную летопись, в которой друг друга сменяли герои, целиком устремленные к эсхатологической революции. Вся их жизнь и героическая борьба были важны лишь

I. Горький A.M. Н.С.Лесков//А.М.Горький. Собр. соч. вЗОт.-М.: 1953,-Т.24, с. 23.

2. См.: Гебель В. Н.С.Лесков. В творческой лаборатории.- М.: 1945.

Гроссман В. Н.С. Лесков. Жизнь - творчество - поэтика,- М.:1945. Другов Б.М. Н.С.Лесков. Очерк творчества.- М.: 1961.

3. Раев М. Соблазны и разрывы: Георгий Флоровский как историк русской мысли.

В кн.: Георгий Флоровский. Священнослужитель, богослов, философ.-М.: 1995,-С. 242. как вклад в окончательную победу социальной справедливости и политической свободы. Личности оказывались скорее объектом приложения исторических сил, пассивным продуктом среды"[1].

Однако уже в начале XX века в результате огромной духовной работы выдающихся представителей русского философского ренессанса стало очевидно, что история общественной мысли не должна ограничиваться только анализом "общественных идей", напрямую связанных с политикой, "поскольку она включает в себя религиозные и "философские искания, достижения в области естественных и гуманитарных наук, искусства"[2].

В результате такого осознания появилась возможность видеть социально-философские воззрения и в произведениях литературы, включив в число русских философов выдающихся русских писателей. Резко разделенные ранее сферы социальной философии и культуры стали сближаться. Огромный вклад в это сближение внесли появившиеся к концу XIX - началу XX века работы о философии A.C. Пушкина, принадлежащие перу таких русских мыслителей, как Ф.М. Достоевский, Вл. С. Соловьев, С.Л. Франк, Д.С. Мережковский, В.В. Розанов, М.О. Гершензон и др.[3].

Однако изучение социально-философских воззрений Лескова по существу началось в последней четверти XX века в работах известных литературоведов и историков общественной мысли, которые все настойчивее характеризовали Лескова не только как художника слова, но и как мыслителя и философа.

1. Раев М. Соблазны и разрывы,- С. 246.

2. Там же. - С. 248.

3. См. Кибальник С.А. Художественная философия A.C. Пушкина. - СПб.: 1998

Так, И.П. Видуэцкая, назвав Лескова вслед за Достоевским писателем-пророком[1], выразила такой взгляд на его творчество, который дает основание видеть в основе художественных поисков писателя философские искания, выразивишиеся прежде всего в опоре "на прошлое России, на устойчивые и неизменные в течение длительного времени национально-исторические основы жизни"[2]. Со своей стороны, В.Ю. Троицкий отмечает истинный патриотизм Лескова и его веру в то, что будущее принадлежит добру и справедливости^].

Особенности идейно-нравственной проблематики в творчестве Лескова отмечают Б.Я. Бухштаб, В.В. Основин, H.H. Старыгина, все более подчеркивая философскую основу авторской мысли[4]. В "служении царству мысли" видит основную миссию Лескова В.В. Основин, который в качестве причины его "разлада с церковностью" называет "противоречие. между верой (Лесков верит "в великое значение церкви") человека во что-то высокое и. отсутствием образца или "духа", по Лескову, который бы "приличествовал обществу, носящему Христово имя"[5]. H.H. Старыгина видит в творчестве Лескова сложившийся этический идеал, который определил связь идеи переустройства мира с идеей нравственного совершенствования человека[6]. Знаменательно, что Старыгина в художественных исканиях Лескова и особенно в его антинигилизме усматривает

1. Видуэцкая И.П. Н.С. Лесков//Книжное обозрение. N 20, 14 мая 1996 г.

2. Там же.

3. Троицкий В.Ю. С думой о России//Н.С.Лесков. Собр.соч. в 12 Т.-Т.1.

М.:1989. - С. 4.

4. См.: Бухштаб Б.Я. Самобытнейший, писатель русский//Н.С.Лесков.

Очарованный странник,- Тула: 1981.- С. 352.

5. Основин В.В. Служение царству мысли//Н.С.Лесков. Заячий ремиз.

М.: 1987. -С. 11.

6. См.: Старыгина H.H. Больше света, больше веры в высокое призвание человека//Н.С.Лесков. Легендарные характеры.- М.:1989,- С.3-12. прежде всего попытку "осмыслить недавний исторический опыт, противопоставив революционной теории программу социального развития, сориентированную на положительный идеал жизни и человека"[1].

Таким образом, хотя лесковедение в целом сегодня представляет довольно стройную систему взглядов, которые определяют Лескова как художника слова, мастера "словоделья", отличающегося глубиной познания народной жизни, самобытностью, тем не менее социально-философские взгляды писателя еще четко не определены, так же как глубоко не исследованы и философско-религиозные основы его творчества. Несмотря на то, что направление общественно-политической мысли Лескова, его духовно-нравственные ориентиры нашли свое определение в таких категориях, как "нормальный прогрессист", "либерал", "демократ", "сторонник реформ, гласности"[2], и все исследователи отмечают, что Лесков был сторонником умеренных и постепенных реформ, человеком законопослушным и уважающим государственную власть, все же социально-философские воззрения Лескова не были предметом систематического исследования.

Таким образом, теоретическая и практическая значимость проблемы обусловили выбор темы исследования: Социально-философские воззрения Николая Семеновича Лескова.

1. Старыгина H.H. Роман Н.С. Лескова "На ножах",- М.: 1995. - С. 6.

2. См.: Аннинский Л.А. Лесковское ожерелье,- М.: 1986,- С. 264.

Предметом исследования является социальная антропология, теория общественного развития и религиозно-философское сознание Лескова.

Цель исследования - выявить философско-религиозные и духовно-нравственные основы художественного и публицистического творчества Лескова в контексте социально-философской мысли 2-ой половины XIX - начала XX вв.

Поставленная цель определяет и задачи исследования:

1. Проанализировать социально-политический и духовно-культурный контекст, в котором формировались философские взгляды и социальные позиции Лескова.

2. Исследовать ключевую проблему философских интересов Лескова, выразившуюся в стремлении определить место и роль человека в мироздании, его предназначение, смысл жизни.

3. Рассмотреть понимание Лесковым закономерностей, противоречий, перспектив и специфики исторического развития России.

4. Раскрыть содержание религиозно-философского наследия Лескова.

5. Исследовать лесковскую концепцию православной культуры.

6. Определить место творчества Лескова в истории развития социально-философской мысли России.

Методологическая основа исследования Социально-философские воззрения Лескова выступают не в виде традиционной системы категорий или отвлеченных понятий, а как важнейшая сторона художественного освоения мира. Сам путь формирования философского видения мира и человека в творчестве Лескова в известной степени воспроизводит наиболее существенные особенности отражения философских проблем в русской литературе XIX века. С одной стороны, великие русские писатели в своем творчестве ставили острейшие социально-философские проблемы общественного развития, обнаруживая постоянное стремление к философскому осмыслению мира, сущности человека и природы самой творческой деятельности. С другой - социально-философские идеи большинства русских писателей были органической частью духовного мира изображаемых героев, интеллектуальная жизнь которых была насыщена философскими, нравственными и эстетическими представлениями. Кроме того, следует подчеркнуть, что, как правило, философская мысль, с точки зрения великих русских писателей (от Лермонтова до Достоевского), представляла "ценность не сама по себе, но как форма и основание изменяющего человека и жизнь действия"[1].

Теоретическое обоснование самой возможности исследования философских идей, выраженных в художественных произведениях, получило развитие в 80-х годах XX века и охарактеризовано рядом исследователей как "методологическая агрессия литературоведения в другие сферы знания"[2].

Обычно начало этого процесса связывают с работами французского философа Жака Дерриды, в 60-х годах выдвинувшего концепцию деконструкции смысла исследуемого текста. Тем не менее основные идеи так называемой деконструкции были сформулированы в трудах основателей "Школы анналов" Люсьена Февра и Марка Блока. В России методология

1. Асмус В. Круг идей Лермонтова//Вопросы теории и истории эстетики.

М.: 1968.-С. 361.

2. Ильин И. Постмодернизм. - М.: 1998,-С. 170. деконструкции смысла текста и самой истории разработана в трудах Г.П. Федотова. Характеризуя методологию такого исследования, А.Я. Гуре-вич пишет: "Историк должен стремиться к тому, чтобы обнаружить те мыслительные процедуры, способы мировосприятия, привычки сознания, которые были присущи людям данной эпохи и о которой сами эти люди могли и не отдавать себе ясного отчета, применяя их как бы автоматически, не рассуждая о них. При таком подходе удалось бы пробиться к более глубокому пласту сознания, теснейшим образом связанному с социальным поведением людей."[1]. Ссылаясь на известные исследования И. Хейзинги, Гуревич полагает, что при таком подходе история прямых высказываний философов будет дополнена "историей потаенных мыслительных структур, которые присущи всем членам общества"[2].

Осуществление философской деконструкции социально-философского сознания людей определенного общества вызвало необходимость выработать определенную методологию исследования социально-философских идей, выраженных в художественной литературе и в других видах искусства. Их специфика проявляется прежде всего в том, что наиболее значимая часть этих идей воплощена в виде соответствующего кода в определенном сюжете и языковых формах художественной образности. Наиболее плодотворные пути в решении этой проблемы были намечены в работе М.М. Бахтина "К методологии гуманитарных наук", в которой видный литературовед и мыслитель выдвинул идею двух "контекстов понимания" художественной литературы - малое время понимания и большое время

1. Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа "Анналов". - М.: 1993,- С. 48.

2. Там же. понимания[1]. При таком рассмотрении роман Лескова "Некуда" может быть осмыслен и как полемический отклик на движение 60-х годов с его идеями насильственного переустройства мира, и, одновременно, как модель мира, фиксирующая некое инвариантное состояние общественного бытия и сущности человека. Исходя из концепции Бахтина, исследователи выделяют два достаточно традиционных подхода к пониманию художественного произведения: историко-литературный и мифопоэтический. Первый подход преимущественно рассматривает исторические условия возникновения художественного произведения, трактуя его содержание как отражение актуальных проблем конкретного периода общественного развития. При таком подходе философский смысл произведения остается, как правило, недостаточно исследованным. В свою очередь, мифопоэтический подход построен на признании примата творческого воображения художника и в известной мере отстраняется от реальной действительности. Снятие этих противоречий возможно на основе введения так называемого аксиологического подхода, позволяющего рассмотреть философский смысл произведения, ориентируясь на большое историческое время. И в этом случае романы Лескова окажутся произведениями о судьбах России, о судьбах мира, истории и культуры. Такое рассмотрение предполагает соотнесение содержания художественного произведения с духовными ценностями, сформулированными как в религиозных памятниках, так и в трудах мыслителей прошлого.

Реализация аксиологического подхода при анализе философского 1. См.: Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества,- М.: 1979. - С. 361-373. мировоззрения великих русских писателей приведет к более глубокому анализу их творчества на основе признания единства системы образов и системы ценностей, что будет способствовать раскрытию глубинных течений русской культуры, прежде всего - пониманию ее христианского подтекста, смысл и содержание которого показаны исследователями в первую очередь на материале творчества Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого. Однако за несколько лет до выхода их произведений социально-философские воззрения нашли оригинальное выражение в творчестве Лескова.

Теоретическая основа и источниковая база диссертации

Исследование социально-философских взглядов Лескова предполагает учет специфики выражения философских идей как в художественной, так и в публицистической форме. Исходной установкой в данном случае является поиск соответствия философских воззрений Лескова, выраженных в статьях, воспоминаниях и письмах с идеями, выраженными на страницах его художественных произведений. О правомерности такого подхода писал

H.О. Лосский в книге "Бог и мировое зло": "Художественное изображение мира, действительного и воображаемого, стоит ближе к Божественной правде, чем философское, потому что оно имеет конкретный характер"[1].

В качестве теоретической основы исследования была взята также разработанная в трудах Ю.М. Лотмана идея оправдания самого существования мира (тернарная модель культуры), являющаяся основополагающим принципом философского, религиозного и духовно-нравственного сознания и

I. Лосский Н.О. Достоевский и его христианское миропонимание//Лосский Н.О.

Бог и мировое зло. - М.: 1994. - С. 83.

16 и мироощущения Лескова,

Исследование основывается на г публицистического творчества Лескова, г ' исследовании идейных и творческих связей с т« г .-» исследования использовались методы - ' аксиологического анализа текста, а такж» з-п« « - данных. Важнейшим материалом и тео£ > . исследования явились труды представит. - и - г <. философской и литературно-критической здыош.

Научная новизна исследования и обоснование ос в U В к b ïх положений, выносимых на защиту. Научная новизна исследования заключается f - „

- предпринято рассмотрение философско-религиозных г -г антропологии Лескова в контексте философской л , п - Г!г v sera;

-осуществлено исследование проблемы выбора пути общественного развития s социально-философских воззрениях Лескова: -выявлено своеобразие решения проблемы вселенского и национального в религиозно-философском сознании Лескова;

-показано философское значение категории "праведничество" в концепции православной культуры Лескова:

-осуществлен анализ значения категорий добра ш зла в философско-религиозном сознании Лескова,

Опираясь на научную новизну исследования и содержание работы, на защиту диссертант выносит следующие положения и их обоснование: 1.Основное содержание социальной антропологии Лескова состой г в обосновании специфической формы антроподицеи, включающей оправдание существования человека путем показа его духовней природы и нравственной значимости.

2.Проблема выбора путей общественного прогресса решается Лесковым на основе отрицания революционного пути преобразования России, обоснования программы постепенства и малых дол.

17

3,Обоснование Н.С.Лесковым необходимости поиска самобытного пути развития России предполагало осмысление им диалектики вселенского и национального в религиозном сознании русского народа. 4.Важной часть социально- философских воззрений разработка ш концепции православной культуры, ©оно праведничества. б.Принимая как онтологическую ренгчь п-. -с, rz -н» v * * существование в жизни человека < ^с о- - . -> г.-

Лесков в решение нравственной прсЛг.г - г г» п.- ^ * - . на народный взгляд на мир, так и ал. i."-,,-:,,1 u~ -ьс . . мысли и культуры XIX века.

Научно-практическая значимость исследования Работа представляет собой исследование ' * < истории русской философии И духовной культуры v' r<">V5- П* ^ " времени не была предметом специального из у ч я г-^ с * философии и культурологии. Содержание и выводы диссертации могут быть использованы в преподавании гуманитарных предметов щ общеобразовательных школах России, педагогических институтах и институтах повышения квалификации, а также в системе подготовка кадров высшей квалификации через аспирантуру.

Апробация результатов исследозания Основные выводы и положения диссертации обсуждались на научно-практических международных, вс-' ^ "»«, «•' i 1 р конференциях, на курсах повышения j «-»—г ~ — института повышения квалификации работ.»», п w - i* и обсуждалась на кафедре философа v ~ * повышения квалификации и переподгс г~С ~ Г .

Российской Федерации и была рекомендована к защите.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Шелковникова, Лариса Феогневна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данном диссертационном исследовании была осуществлена попытка определить социально-философские основы творчества Н.С. Лескова в контексте философских и общественно-политических идей России XIX века на основе анализа его художественных и публицистических произведений.

В работе рассмотрены социально-философские, религиозные и нравственно-этические основы мироощущения и миропонимания писателя, нашедшие отражение в его творческом наследии. В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто положение о тернарности как основополагающем принципе мировоззрения Н.С. Лескова. Данное предположение основано на концепции двух моделей культур Ю.М. Лотмана. Исследование социально-философских и религиозно-нравственных идей Н.С. Лескова было направлено на поиски тех черт, которые позволили бы определить место Лескова в том культурологическом пространстве, которое обозначено Лотманом признаками бинарной либо тернарной культуры. При анализе некоторых художественных произведений и художественных образов мы позволили себе трактовать третий элемент в тернарной модели как своеобразное примиряющее начало, "золотую середину".

Рассмотрение под таким углом зрения системы философско-религиозных идей Н.С. Лескова позволяет сделать следующие выводы:

Во-первых, социально-философские взгляды Лескова характеризуются идеалом гармонии человека и общества.

Противопоставление человека обществу, как правило, ведут как к состоянию разлада с действительностью, так и к раздвоению внутреннего мира человека, что в свою очередь приводит к гибели. Уход от мира и отъединение человека от общества губительны, по Лескову, в той же степени. Утверждение идеала гармонического человека вслед за концепцией цельного человека в славянофильской теории и провозглашение идеала равновесия и умеренности как необходимого условия в построении гармонического государства, в чем видится отправление к идеям Платона, дает возможность отнести социальное мировоззрение писателя в область тернарной культуры.

Во-вторых, в выборе путей общественного развития взгляды Лескова характеризуются неприятием революционного пути развития, так как революция в его понимании являет собой прежде всего акт разрушения, уничтожения и мыслится им как зло. Взгляды Лескова, отраженные в его публицистическом и художественном наследии, сближают его мировоззрение со взглядами на пути общественного прогресса таких представителей общественной мысли, как, например, Ф. Гизо во французском Просвещении, а также с представителями русского либерально-демократического направления, с теми, кто исповедовал идеал умеренности. Лескову ближе реформаторские идеи, так как они предлагают постепенный и плавный путь развития общества. Лесков сам назвал себя постепеновцем (в романе "Некуда").

В-третьих, религиозное мировоззрение Лескова основано на приоритете религии любви. В решении проблемы вселенского и национального Лесков следует гармоническому идеалу A.C. Пушкина, творческий гений которого побудил Достоевского и Вл. Соловьева утверждать идею Вселенской Церкви и призывать к единению всего христианского мира. Религиозное мировоззрение Лескова характеризуется таким образом признаками космополитизма, выраженными в признании необходимости единства в христианском мире, что сближает его воззрения со взглядами на эту проблему Достоевского и Вл. Соловьева. Тернарная культура в религиозном мировоззрении Лескова проявилась и в признании раскола трагическим конфликтом русского православия. Исходной причиной раскола, по Лескову, можно считать бинарность сознания русских раскольников и варварскую политику государства по отношению к ним. Лесков, занимаясь темой раскола и по долгу службы и по творческому вдохновению, всегда стремился найти способы примирения раскольников с русской православной церковью, что также подчеркивает близость к тернарной культуре в мировоззрении писателя. В решении проблемы выбора между "религией любви" и "религией страха" Лесков также утверждает идеалы Толстого и Достоевского, которые главным принципом истинного христианства считали любовь к ближнему, лежащую в основании христианского милосердия.

В-четвертых, особый вклад Н.С. Лесков вносит в постановку и решение проблемы греховного и святого. В бинарную модель грех - святость он добавляет третье звено - невольный грех, который Богом прощается, если это было необходимой платой за содеянное добро. В понятие истинной добродетели Лесков также вкладывает идеал деятельного добра, основанный на альтруистических началах и исключающий эгоистические и корыстные мотивы, что означает жизнь не для себя, а для других.

В-пятых, в области религиозно-этических взглядов писателя важным вкладом в формирование общественного положительного идеала явилась галерея праведников Лескова, образы которых утверждают идеал гармонического человека. Под праведным образом жизни Лесков понимает такую жизнь, которая основана на идеале служения Богу и человеку и также на приоритете жизни для других. Близость к почвенническим идеям Ф.М. Достоевского, характеризующимся стремлением к умеренности по отношению к славянофильским воззрениям, также подчеркивает тернарность как принцип мироощущения писателя.

В-шестых, нравственно-этические воззрения Лескова, проявленные, в частности, в художественных исследованиях категорий добра и зла, восходят к идее нравственного совершенствования человека, который, по Лескову, понимая и сознавая опасную и заразительную природу зла, должен сознательно стремиться побороть его в себе, открывая тем самым путь добру. Идеал деятельного добра, провозглашенный Лесковым, означает своеобразную программу человека, настроенного на добро, которое, как и зло, способно к разрастанию. Делая добро, человек таким образом увеличивает сумму добра в своем мире, что противодействует проникновению в его жизнь зла. Лесковские праведники являют собой пример такого пути, основанного на "идеале деятельного добра" и "любви совершенной". Другие же его герои ("Леди Макбет Мценского уезда", "На ножах" и др.) иллюстрируют опасную силу зла, если ему не противостоят высокие духовные идеалы. В прогрессе общества ведущая роль, по Лескову, принадлежит духовному миру человека.

Исследование показало, что социально-философские воззрения

Н.С. Лескова основаны на принципе гармонического мироощущения, т.е.

160 на принципе принятия мира таким, как он есть. Взгляды Лескова в этой области характеризуются признанием срединного положения человека между миром добра (божественным началом в человеке) и миром зла, которому человек также принадлежит отчасти своим физическим, материальным воплощением. Человек здесь является тем самым третьим звеном, в котором "нераздельно" и "неслиянно" совмещены эти два вечно противоборствующих начала. Идея богоискательства у Лескова связана прежде всего со стремлением к тем нравственным идеалам, которыми характеризуется христианство. Но человек, по Лескову, должен оставаться человеком и претворять христианские идеалы в жизнь на земле, среди людей, в борьбе со всеми искушениями сил зла.

Подводя итоги, о социально-философском мировоззрении Н.С. Лескова можно сказать следующее: принимая мир таким, как он есть, и принимая человека таким, как он есть, мысль Лескова не принимала революции как насилия над природой человека и как вмешательства в устройство мира, олицетворяя тем самым идею гармонии как типа отношения человека с миром и основываясь на принципе тернарности как модели культуры с ее примиряющим началом.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Шелковникова, Лариса Феогневна, 2000 год

1. Алексеев-Попов B.C. О социальных и политических идеях Жан-Жака

2. Руссо//Жан-Жак Руссо. Трактаты. -М„ "Наука": 1969. С. 487 - 554.

3. Аннинский Л.А. Катастрофа в начале пути//Лесков Н.С. Собр.соч. в 6 т.- Т.1.1. М.: 1993,- С. 654-694.

4. Аннинский Л.А. Н.С.Лесков//Лесков Н.С. Собр.соч. в 6 т.- Т.1.1. М.,"Экран":1993. С. 5-13.

5. Аннинский Л.А. Примечания//Лесков Н.С. Собр.соч. в 6 т.- Т.5.- М., 1993.1. С. 526-571.

6. Аннинский Л.А. Несломленный. Повесть о Лескове//Аннинский Л.А. Три еретика.1. М.: 1988,-С. 229-351.

7. Аннинский Л.А. Лесковское ожерелье.- М.,"Книга": 1986. 303 с.

8. Аннинский Л.А. "На ножах" с нигилизмом//Лесков Н.С.

9. Собр.соч. в 6 т.- Т.2(1).- М.: 1993. С. 5-32.

10. Архангельская В.К. "Потаенные" произведения в 60-е начале 70-х годов

11. Из биографии и творчества Н.С.Лескова)//Фольклор народов РСФСР,-Уфа: 1982,-С. 114-123.

12. Ашурков В.Н. Исторический прообраз тульского Левши//Вопр.истории.1977, N5. С. 216-219.

13. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества,- М.: 1986,- 444 с.

14. Белинский В.Г. Россия до Петра Великого//Белинский В.Г. Полн. собр. соч.

15. Т. V. -М.: 1954. С. 91-117.

16. Белинский В.Г., Герцен А.И., Чернышевский Н.Г., Добролюбов H.A.//

17. Педагогическое наследие,- М., "Педагогика": 1988.- С. 237-244.

18. Белопольский В.И. Достоевский и философская мысль его эпохи.

19. Концепция человека,- Ростовский университет: 1987,- 207 с.

20. Белопольский В.И. Достоевский и позитивизм,- Издательство Ростовскогоуниверситета: 1985.-73 с.

21. Бердяев H.A. Философская истина и интеллигентская правда//

22. Вехи. Интеллигенция в России.- М.,"Молодая гвардия": 1991,- С. 24-42.

23. Бердяев H.A. О назначении человека,- М.: 1993. 383 с.

24. Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М.: 1989. - 607 с.

25. Бестужев-Марлинский A.A. Об историческом ходе свободомыслия в России.

26. Избранные социально-политические и философские произведения декабристов. Т.1.- М.: 1951.

27. Библейская энциклопедия в 2-х кн./Труд и издание Архимандрита

28. Никифора,- Т.1.- М.: 1981,-С. 177, 241.

29. Благова Т.И. Родоначальники славянофильства. Алексей Хомяков и Иван

30. Киреевский.- М., "Высшая школа": 1995. 351 с.

31. Богаевская К.П. Лесков о Достоевском (1880-е годы)//Лит. наследство.

32. М.: 1973.-Т. 86, с. 606-620.

33. Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество//Вехи. Интеллигенция в России.

34. М., "Молодая гвардия": 1991.-С. 43-48.

35. Бухштаб Б.Я. Самобытнейший, писатель русский//Лесков Н.С. Очарованныйстранник,- Тула: 1981.- С. 340-354.

36. Варнеке Б.В. Растерянный Лесков.(отд.оттиск из сб."Посев" 1921 г.).- С. 83-86.

37. Велтистов В. Грех, его происхождение, сущность и следствия:критико-догматическое исследование/Юбзор святоотеческих высказываний,-М.: 1994,-С. 135-136.

38. Видуэцкая И.П. Н.С.Лесков//Книжное обозрение. N 20, 14 мая 1996 г.

39. Видуэцкая И.П. Достоевский и Лесков//Рус.лит. 1975. N4.-С.127-137.28

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.