Социально-философский анализ феноменов любви и пола тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Баранова, Ольга Михайловна

  • Баранова, Ольга Михайловна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1998, Уфа
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 135
Баранова, Ольга Михайловна. Социально-философский анализ феноменов любви и пола: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Уфа. 1998. 135 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Баранова, Ольга Михайловна

Введение

Глава 1. Сущность и генезис понятия пола

§ 1. Сущностное понимание пола: ретроспективный анализ

философских воззрений прошлого

§ 2. Пол в контексте единства и оппозиции духовного

и телесного

§ 3. Проблема социально-философского анализа тендерных

исследований пола

Глава 2. Феномены любви й пола человека: опыт социально-

философского анализа

§ 1. Любовь как универсалия культуры

§ 2. Проблема любви и пола в истории культуры

§ 3. Проблема ценностной ориентации полов и культура любви в современном мире (на базе социологических исследований Уральского региона)

Заключение

Приложение

Библиография

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социально-философский анализ феноменов любви и пола»

-3 -Введение.

Актуальность диссертационного исследования обусловлена прежде всего тем, что современный кризис в России охватил практически все области человеческого существования, в том числе и половую сферу. Кризисные явления (в экономике, духе, культуре и нравственности) неразрешимы только на политической стезе. Должны приниматься в расчет иные стороны бытия. Невозможно возродить страну одними политико-экономическими методами без преображения более глубинного слоя национальной души, отвечающего за внутреннее, сущностное общение между полами.

Истинный человек только и проявляется в очевидности глубины своего духа. "Все те, -пишет А. Менегетти, - кого человечество признает своими учителями, отличались глубиной собственной души"1. Именно такая постановка вопроса, увязывающая сущность полового чувства со стремлением человека обрести целостность на всех планах и уровнях своего бытия, является творчески продуктивной. Ведь существует по меньшей мере три уровня проявления пола: телесный, душевный и духовный. По нашему мнению, ни теория удовольствия, ни концепция деторождения, ни доктрина платонической природы любви, не в состоянии исчерпать сущность пола. Чисто метафизический подход к проблеме или идея "Божественного Андрогината" на деле оборачивается принижением значения женского начала на всех планах бытия.

Актуальность настоящего исследования обосновывается также тем, что по состоянию половой морали, характерной для тех или иных

Менегетти А. Мотивация комплекса взаимосвязи "мужчина - женщина" // Онтопсихология. Санкт - Петербург, 1996. - С.12.

культур и общественных отношений, можно судить о состоянии общества в целом. Процесс вырождения многих государств и крушения некогда великих империй во многом был обусловлен деградацией и десакрализацией половой сферы. Народ, избравший путь абсолютно бесконтрольной гонки за удовольствиями, отказавшийся от принципа самоконтроля, в конечном счете, достигает снижения духа пассионарности. В то же время полное пренебрежение принципом счастья как сконцентрированным выражением стремления человека к полнокровной, многогранной и плодотворной для него жизни, оборачивалось преступной подменой любви этикой холодного долга, обернувшейся не только равнодушием, но и невистью к тем, кто не был склонен слепо уверовать в "любовь к дальнему".

В действительности, как будет далее показано нами, тело человека принадлежит его сущности также, как духовная и душевная организация. Об этом размышляли Шеллинг и Кьеркегор, Герцен и Чернышевский, Маркс и Фейербах. Бытие человека есть в первую очередь его чувственное бытие, а не логическое. Человек не только мыслит, но и переживает, стемится к чему-то, страдает о чём-то. Человек не может быть абстрактной идеей, и всякие рассуждения о конкретности вне человека просто абсурдны. "К сожалению, пишет В.А. Малинин, - немецкие философы фактически игнорировали этическое начало человеческой личности. В одном из своих эссе Киркегор замечает, что во взаимоотношениях конкретного мужчины и конкретной женщины больше философского смысла, чем в абстрактно-логических рассуждениях вообще и ни о чём"1.

Следует также заметить,; что сексуальный инстинкт оказывал и продолжает оказывать мощное воздействие на исторический процесс. Любовное чувство того или иного фараона, царя, императора,

1 Малинин В.А. Диалектика Гегеля и антигельянство. - М.: Мысль, 1983. - С. 181.

полководца, крупного ученого нередко поворачивало колесо истории. Но на сегодняшний день состояние половой энергии человечества весьма далеко от идеалов, заповеданных традицией. Практически отсутствует метафизика пола. В области пола фактически наблюдается растущее отчуждение между полами. Откровенная мужская доминация, часто сопровождающаяся высокомерным отношением к женщине как к низшему существу, странным образом сосуществует в современном мире со скрытым господством низших женских идеалов, представлений и ценностей1. Усиленное стремление к эмансипации и профаническое равноправие, за которое сражаются многие женщины, в сущности есть бегство от собственного- пола. В настоящее время нарушается космический закон равноправия двух начал. Однако конфликт между полами на отечественной почве пока ещё не перерос в необратимую фазу взаимного отчуждения и войны. Вместе с тем, необходимо заметить, что любая социальная смута, общественные катаклизмы порождают разгул половых страстей. Падение нравов, пропаганда нестандартных сексуальных ориентаций, апология вульгарности, анархо-коммерческая антикультура секса, ошеломляющая своей вакханальностью - всё это соседствует с другой тенденцией, связанной с угасанием двойной морали (гусарской для мужчин, монашеской для женщин), с уменьшением невежества и предрассудков, с ростом •влияния сексологии и полового просвещения. Начинает формироваться гуманистическая культура любви. Она углубляет личностные отношения между людьми, насыщая их глубокой духовностью. Ведь человек и разделен по половому признаку ("секс" означает "разделенный"), чтобы реализовать возможность встречи с любовью. Феномен полового разделения подразумевает обретение духовного начала. "Сексуальная

4См.: Ключников С.Ю. Предисловие к;кн.: К)лиус Эвола. Метафизика пола. - М.: Беловодье, 1996. - С.15.

реальность, констатирует А. Менегетти, - дает возможность достичь адекватного измерения Я и того чувства, что приближает к жизни в целом"1.

Итак, человек должен, наконец, серьезно отнестись к своему полу как к источнику своей жизни. Пол присутствует и в теле, и в душе. Поэтому вне пола нет человека, как единства душевного и телесного. Тело как бы имеет отношение с двумя абсолютно разными пространствами. Во-первых, со всем тем, чем оно само не является. Во-вторых, с некоторой модификацией пространства в качестве самого себя. Более того, пространство во втором смысле не ограничивается местом тела, а является постоянно меняющейся величиной,

и о пг\ и

расширяющейся и сужающейся. Б своих краиних пределах тело может постоянно утесняться в сторону небытия. Причем речь здесь идет не только о смерти как пределе небытийственности тела (напротив, смерть предоставляет телу определенный минимум пространства)2. Отсюда возрастает актуальность одухотворенного секса (любви), как мощнейшего инструмента преображения человеческой личности, поскольку он предполагает участие человека противоположного пола и тем самым включает в себя момент трансцендирования за пределы той или иной телесной и духовной организации.

В настоящее время, когда в стране развертываются острейшие споры о путях гуманизации жизни, мало кто из обществоведов связывает демократизацию социальных, политических, экономических отношении с половыми и семенными отношениями. Б изучении полового вопроса наблюдается стремление избавиться от наслоений экономического детерминизма, преодолеть ограниченность классового

1 См.: Менегетти А. Мотивация комплекса взаимосвязи "мужчина - женщина" // Онтопсихология. Санкт - Петербург, 1996. - С.62.

2 См.: Серкова В.А. Взаимодействие пространства и тела // Человек - Философия - Гуманизм: Тезисы докладов Первого Российского философского конгресса (4 - 7 июня 1997 г.). В 7 томах. Т.6. - СПб., 1997. - С.155.

подхода.В рамках данного направления создаются работы, авторы которых пытаются осмыслить проблему "женщина и общество" всесторонне, не ограничиваясь рассмотрением лишь одного вопроса.

Степень разработанности проблемы. Исследованию проблемы пола посвящено сравнительно небольшое количество работ. Прежде всего, это труды H.A. Бердяева, Отто Вейнингера, Эмиля Дюркгейма, Герберта Маркузе, В.В. Розанова, Р. Тэннэхилла, 3. Фрейда, Ю. Эволы. Из наших современных отечественных авторов особо выделим труды Андреевой И.С., Абубикировой Н.И., Ворониной O.A., Гуревича А.Я., Габриэлян И.М., Гулыги A.B., Жарова Л.В., Киященко Л.П., Кона И.С., Короленко Ц.П., Литвиновой А.Л., Лукьянова A.B., Любутина К.Н., Руткевича A.M., Розина В.М., Рюрикова Ю.Б., Ушакина С.А., Хидиятова Н.Б., Харчева А.Г., Чучина-Русова А.Е., Чанышева А.Н.

Часть из них связана с анализом "гендерных исследований", в которых термин "гендер" трактуется как социально-закрепленные отношения полов. В работах В.М. Розина раскрывается глубинная связь таких понятий, как "пол" и "тело". По его мнению она осуществляется в "телесности", которая претерпевает самые необычные изменения и метаморфозы. Сексуальность в данном плане можно рассматривать как форму телесности.1 В сочинениях Габриэлян Н.М. проблема пола осмысливается через символы "женского" и "мужского" рядов, что позволяет пролить дополнительный свет на соотношение внешнего и внутреннего, физического и духовного пола2.

Значительное количество авторов (Абрамов А.И., Бычков В.В., Губин В.Д., Жанбуршина Р.Б., Ивин A.A., Нарский И.С., Рюриков Ю.Б., Семенова С.Г., Стрельцова Г.Я., Чанышев А.Н.) пол человека соотносит с такой сущностной силой последнего, как любовь. Так, Ивин

1 См.: Розин В.М. Природа сексуальности // Вопросы философии, №4. 1993. - С.83.

2 См.: Габриэлян Н.М. Пол. Культура. Религия // Общественные науки, №6. 1996. - С.126-132.

A.A., реконструируя концепцию любви B.C. Соловьева, понимает под половой любовью полноту жизненной взаимности, становящейся высшим символом идеального отношения между личным началом • и общественным целым1. Рюриков Ю.Б. специально обращает внимание на тот момент, что пол - это "не полчеловека, а весь человек, ... "2. Однако способность человека чувствовать свой пол есть нечто внутреннее. Свойство чувственности, с самого начала присущее человеку как живому биологическому существу, пишет Д.А. Нуриев, "существует в нем самом "невидимо", ^скрыто" в виде способности и эта способность остается "невидимой", "скрытой", до тех пор пока он не входит в субъектно-субъектные или субъектно-объектные отношения"3. Развивая эту мысль дальше, можно сказать, что в половом чувстве заключено огромное многообразие черт скрытой реальности (например, диалог обретает подлинно духовное содержание, если озарен любовью, эросом).

В последние десятилетия интерес к полу приобрел значение глобальной проблемы. На смену патриархату идет новое состояние, биархат - главенство обоих полов. Эти кардинальные перемены в положении женщины усиливают женское начало в культуре. Биархатные влияния преобладают в мировом реалистическом искусстве, в сексологии, в половом просвещении, в женском движении, во всей

к* т~> «-»

демократической культуре в целом. В нашей литературе, к сожалению, очень мало работ посвященных тому, что делается в данной области на

1 См.: Ивин A.A. Многообразный мир любви // Философия любви. 4.1. - М.: Политиздат, 1990.

- С.383.

2 См.: Рюриков Ю.Б. Любовь: её настоящее и будущее // Философия любви. 4.1. - С.292.

3 См.: Нуриев Д.А. Историческое, логическое и мировоззренческое основания категории "материя".

- Уфа: Изд. Башкирск. ун-та, 1996. - С. 137.

Западе. Можно, однако, указать на следующие работы1, в которых выявляется сложность взаимодействия двух течений современной сексуальной революции - прегрессивного и регрессивного.

Однако существующая научная литература, посвященная половому вопросу, касается в основном психологических, социо-культурных, естественно-научных, нравственных, художественных и религиозных аспектов пола. Философский анализ пола, особенно социально-философское измерение последнего, всё ещё остаётся задачей будущего. Настоящая диссертация восполняет существующий пробел в том плане, что пол осмысливается как понятие социальной философии. В определенном отношении на социальные характеристики пола проливают свет тендерные исследования; которые мы и учитываем в процессе выполнения данного исследования.

В качестве объекта исследования выступает внутренний пол человека, как единство его сущностных сил и качеств.

Предмет исследования - внутренний пол в свете такой человеческой сущностной силы, как любовь.

В связи с этим главной целью диссертации является выявление сущности пола, его генезиса и социо-культурной детерминации.

В соответствии с этим в исследовании ставятся и решаются следующие задачи:

- проанализировать сущностное понимание пола на основе ретроспективного анализа философских систем прошлого;

1 См.: Гулыга A.B., Андреева И.С. Пол и культура // Философские науки, №4. 1973.; Давыдов Ю. Мистика потребительского сознания // Вопросы - Литературы, №5. 1973.; Голод С. О так называемой сексуальной революции Наукаи техника (Рига), №1. 1976.; Кон И. Секс,

общество, культура // Иностранная литература,.№1. 1970.; Харчев А.Г., Голод С.И. Молодёжь и брак // Человек и общество. ЛГУ, вып. VI. 1969.

- рассмотреть пол человека с точки зрения понятий "телесного" и "духовного";

- проанализировать тендерные исследования проблемы пола;

- выявить соотношение половой любви и любви как универсалии культуры;

- соотнести пол и любовь в культурном и историческом развитии;

- дать социологический и социально - философский анализ культуры любви и ценностной ориентации полов в современном мире.

Методологическая основа диссертации. В настоящем исследовании мы исходим из той идеи, что разделение человечества на два пола является источником таких огромных и разнообразных возможностей развития многоцветия человеческой культуры, которые в противном случае никогда не смогли бы появиться даже в зачатке.

В основу исследования положен принцип единства биологического и социального, духовного и телесного в человеке, а также принципы развития, дополнительности и историзма.

Источниками исследования явились классические труды Платона,. Аристотеля, Декарта, Канта, Фихте, Гегеля, Фейербаха, а также наших отечественных представителей религиозной философской мысли конца XIX - начала XX века, в первую очередь Н.Ф. Федорова, B.C. Соловьева, В.В. Розанова, В.П. Вышеславцева.

В диссертации творчески реконструированы идеи Ф.В.Й. Шеллинга, С. Киркегора, К. Маркса, Э. Фромма, О. Вейнингера, Г. Маркузе, Ю. Эволы, Э. Дюркгейма. Проанализированы работы зарубежных исследователей семьи и брака, так или иначе затрагивающие проблему пола. Обобщены феминистские исследования. Изучено состояние половой культуры на современном этапе Российского общества.

Научная новизна диссертационного исследования связана с социально - философским анализом феноменов любви и пола. Эта

- и -

новизна сводится в основном к следующим научным результатам:

- сделан вывод о том, что пол, характеризующий процесс становления личности, представляет собой единство телесного и. духовного, что позволяет отнести его к разряду сущности;

- на основе анализа генезиса понятия пола, установлено, что человеческий пол формируется в противоречивом процессе дистанцирования и совпадения духовного и телесного;

на базе социально-философского анализа тендерных исследований проблемы пола, выявлено, что внутренний пол человека выражается в системе взаимодействия таких понятий, как духовность и телесность;

- исследовано отличие половой любви от любви как инварианта, остающегося неизменным в разных исторических эпохах;

- в ходе исследования современных тенденций развития культуры любви и пола обнаружено смещение духовного "Я" молодого человека в сторону душевности или мира ценностных переживаний.

Научно-теоретическая и практическая ценность исследования состоит в том, что анализ феномена пола позволяет глубже выявить особенности современной личности, её структуры в категориях пола и ценностные ориентации.

Результаты диссертации найдут свое применение в процессе преподавания социальной философии, при разработке различных спецкурсов, в чтении проблемных лекций.

Апробация исследования. Теоретические положения диссертации изложены в пяти публикациях и апробированы в выступлениях на научных конференциях: на Российской конференции "Декабризм и-конец XX века" (Оренбург, 1996); на Российской конференции

"Личность и культура на рубеже веков" (Екатеринбург, 1997); На Российской конференции "Философия ценностей" (Курган, 1998).

Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии Башкирского государственного университета.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав по три параграфа в каждой, заключения, приложения и списка использованной литературы в количестве 209 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Баранова, Ольга Михайловна

Заключение

Разделение человечества на два пола (мужской и женский) обусловлено не только биологически, но и тем обстоятельством, что пол человека есть источник многообразия форм развития человеческой культуры. Пол, тело, дух, душа - это важнейшие универсалии, определившие развитие цивилизации. Их разрушение чревато самыми трагическими последствиями для существования человека.

Социально-философское исследование проблемы пола, проведенное в настоящей диссертации, позволяет нам сделать следующие выводы:

1. Тезис об однозначной детерминации человека полом не выдерживает критики. Мало сказать, что вне пола нет человека. Человека нет и вне взаимодействия .различных полов, предполагающего взаимовлияние не только физического, но и духовного, душевного начал.

2. Тело и пол входят в сущность человека. Пол бывает не только внешним, но и внутренним. Однако не следует гиперболизировать ни внутренний, ни внешний пол. Нельзя подменять вопрос о соотношении социального и биологического в человеке проблемой социальных детерминант пола.

3. Тендерные исследования показывают, что следует различать такие понятия, как тело и телесность. В отличие от тела, которое сначала растет, потом стареет, телесность претерпевает самые необычные метеморфозы. Органы телесности на протяжении жизни могут рождаться и отмирать, пространственно накладываться друг на друга и проникать друг в друга. В данном отношении пол человека может быть выражен, на наш взгляд, в системе таких понятий, как тело любви", "тело общения", "эмоциональное тело" и т.д. Но сексуальность, как форма телесности, должна быть дополнена соответствующей формой любовного поведения.

4. Пол реализует свою сущность как в процессе дистанцирования полов, так и посредством их взаимодополнения. Именно дистанцирование полов определяет необходимость преодоления дистанции. Но формирование культуры любви не связано только с открытием новых форм сексуальности. Проблема состоит в том, чтобы обрести единство форм любви.

5. Половая любовь не может претендовать на роль последнего или предельного основания культуры, если вступает в противоречие с одухотворенным эросом. Отношение мужчины к женщине детерминирует, по нашему мнению, все виды творчества, поскольку выступает в качестве непосредственного, естественного и необходимого отношения человека к человеку.

6. Анализ тенденций развития современного нам состояния половой культуры показывает, что она приобретает всё более тесную сопряжённость с такими характеристиками бытия культуры любви, как здоровье, счастье, стабильность, ориентация на единство эроса и этоса и т.д.

7. Социологическое исследование показало, что молодёжь (главным образом студенчество) под полом чаще всего сегодня понимает душу (но не дух !), считая развитость душевного мира неотъемлемым' элементом половой культуры.

Единство мира и человека предполагает автономную разнокачественность составляющих его частей. Каждая вещь имеет свое место в мире. Относительно разделены, отчуждены и оба пола, прежде всего благодаря своим телесным и душевным свойствам. Вместе с тем каждый пол, имея свое назначение и место в социальной иерархии, един с другим в своем высшем абсолютном или общечеловеческом измерении: ни один человек вместе со своим полом, душевной и духовной организацией не должен выступать в качестве средства, а только в качестве цели.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Баранова, Ольга Михайловна, 1998 год

Библиография

Основные труды и монографии, использованные в процессе

работы над диссертацией

1.1 Аристотель. Соч. в 4-х т. - М.: Мысль, 1976-1984.

1.2. Бердяев H.A. Царство Духа и царство Кесаря. - М.: Республика, 1995. - 383 с.

1.3. Бердяев H.A. О назначении человека. М., 1993. -

1.4. Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. - М., 1989. - 380 с.

1.5. Бруно Д. О героическом энтузиазме. М., 1953.

1.6. Вейнингер Отто. Последние слова: Пер. с нем. - К.: Государственная библиотека Украины для юношества, 1995. - 256с.

1.7. Вейнингер Отто. Пол и характер. - М., 1991. - 190 с.

1.8. Гегель Г.В.Ф. Философия права. - М.: Мысль, 1990. - 525 с.

1.9. Гегель. Энциклопедия философских наук. В 3-х т.: Т.1-3. - М.: Мысль, 1975-1977.

1.10. Гёте Иоганн Вольфганг. Собр. соч. в 10-ти т.: Т.8. - М.: Худож. лит., 1979. - 462 с.

1.11. Грейвс Р. Мифы древней Греции. - М., 1992. - 200 с.

1.12. Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников (Exemplä XIII века). - М.: Искусство, 1989. - 367с.

1.13. Гелиодор. Эфиопика. М., 1965.

1.14. Декарт Р. Избранные произведения. - М., 1950.

1.15. Декарт Р. Соч. В 2-х томах. М., 1989. ТЛ.

1.16. Древнекитайская философия. В 2-х т. М., 1973. Т.2.

1.17. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М.: Мысль, 1986. - 571 с.

1.18. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. - М: Наука, 1990. -575 с.

1.19. Дэвидсон Б. Африканцы. Введение в историю культуры. М., 1975.

- 300 с.

1.20. "Духовные проповеди и рассуждения Мейстера Экхарта". М., 1912. - 120 с.

1.21. Долгов K.M. От Киркегора до Камю: Очерки европейской философско-эстетической мысли XX века. - М.: Искусство, 1990..

- 399 с.

1.22. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. Пер. с англ. - М.: Наука, 1993. - 432 с.

1.23. Достоевский Ф.М. Поли. собр. соч. в 30-ти томах. М., 1972-1989.

1.24. Дубинин Н.П. Что такое человек ? - М.: Мысль, 1983. - 334 с.

1.25. Дубинин Н.П. Некоторые проблемы современной генетики. - М.: Наука, 1994. - 224 с.

1.26. Даль В.И. Пословицы русского народа. Соч. в 2-х т.: Т.1. - М.: Худож. лит., 1984. - 383 с.

1.27. Иконникова С.Н. Молодежь и культура. - М., 1989. -

1.28. Ильенков Э.В. Философия и культура. - М.: Политиздат, 1991. .

- 464 с.

1.29. Кант И. Соч. в 6-ти т. М., 1965. - Т.4. 4.2.

1.30. Кант И. Трактаты и письма. - М., 1980. - 420 с.

1.31. Кон И.С. Введение в сексологию. -,М.: Медицина, 1989. -

1.32. Кон И.С. Дружба. Этико-психологический очерк. М., 1987. -

1.33. Кон И.С. Открытие "Я". - М., 1978. - 114 с.

1.34. Китайский эрос. Научно-художественный сборник. СП "Квадрат". М., 1993. - 504 с.

1.35. Карсавин Л. Религиозно-философские сочинения. - М., 1992.

1.36. Короленко Ц.П. Мифология пола. Красноярск, 1994. -

1.37. Коллонтай A.M. Труд женщины в эволюции народного хозяйства.

- М., 1923. -

1.38. Кузанский Н. Соч. в 2-х т. - М.: Мысль, 1979-1980.

1.39. Лукьянов A.B. Философия Иоганна Готлиба Фихте (1762-1814).

- Оренбург: Издат. центр ОГАУ, 1997. - 251 с.

1.40. Лукьянов A.B. Основы истории и философии религии. В 3-х т.: Т.1. Дохристианский период. - Уфа: Изд-е ВЭГу, 1995. - 127 с.

1.41. Лоренцо Валла. Об истинном и ложном благе. О свободе воли.

- М.: Наука, 1989. - 475 с.

1.42. Лукач Д. Молодой Гегель и проблемы капиталистического общества. - М.: Наука, 1987. - 616 с.

1.43. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М.: Политиздат, 1991. - 525 с.

1.44. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: Основы этики; характер русского народа. - М.: Политиздат, 1991. - 368 с.

1.45. Локк Дж. Соч. в 3-х т.:Х2. - м.: Мысль, 1985. - 560 с.

1.46. Лейбниц Г.В. Сочинения в 4 т.: ТА. - М.: Мысль, 1989. - 556 с.

1.47. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. - М., 1978. -

1.48. Лирика Древнего Египта, - М.,. 1965. - 252 с.

1.49. Леже Л. Славянская мифология.. - Воронеж, 1908.

1.50. Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. - М., 1970.

- 352 с.

1.51. Ломоносов М.В. Древняя российская история. 4.1-2. - СПб., 1766.

1.52. Ломброзо Ц. Гениальность и помешательство. Репринтное воспроизведение издания Ф. Павленкова. "С-Петербург". 1892 г.

- 253 с.

1.53. Лившиц Р.Л. Духовность и бездуховность личности.

- Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1997. - 152 с.

1.54. Льюис К. Любовь. Страдание. Надежда: Притчи. Трактаты/Пер. с англ. М.: Республика, 1992. - 432 с.

1.55. Любутин К.Н. Человек в философском измерении. Свердловск: Изд-воУрал. ун-та, 1991. - 130 с.

1.56. Малинин В.А. Русь и Запад. Начальный фазис отношений. МФТИ. М., 1995. - 156 с.

1.57. Малинин В.А., Шинкарук В.И. К.Маркс, Ф.Энгельс и левое гегельянство. - Киев: Наукова думка, 1986. - 320 с.

1.58. Маркузе Герберт. Эрос и цивилизация. - К.: "ИСА", 1995. - 352 с.

1.59. Михайлов М.Л. Женщины, их Воспитание и значение в семье и обществе. - СПб., 1903.

1.60. Муравьев В.Н. Антология философской мысли. Русский космизм.

- М., 1993.

1.61. Майоров Г.Г. Этика в средние века. - М., 1986. - 248 с.

1.62. Мечников И. Этюдьто природе человека. - М., 1961.

1.63. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - М.: Политиздат, 1955 - 1981.

- Т.1-50.

1.64. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. - М.: Госполитиздат, 1956. - 689 с.

1.65. Мифы древних славян. Велесова книга. - Сост. А.И. Баженова, В.И. Вардугин. - Саратов, "Надежда", 1993. - 320 с.

1.66. Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.И. О женском вопросе. Изд. 2-е. М.: Политиздат, 1978. - 223 с.

1.67. Мишель Монтень. Опыты. В трех книгах. Книги первая и вторая.

- М.: Рипол классик, 1997. - 928 с.

1.68. Мишель Монтень. Опыты. В трех книгах. Книга третья. - М.: Рипол классик, 1997. - 672.

1.69. Ницше Ф. Сочинения в двух томах. - М.: Мысль, 1990.

1.70. Ойзерман Т.И. Философия Фихте. - М., 1962. - 69 с.

1.71. Платон. Собрание сочинений.в 4 т.; Т. 1-3. - М.:Мысль, 1990-1994.

1.72. Паскаль Б. Мысли,- М., 1905. : :

1.73. Пивоваров Д.В. Дух, душа и смысл жизни человека. Философия религии. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1993.

1.74. Розанов В.В. Люди лунного света: Метафизика христианства.

- М.: Дружба народов, 1990. - 340 с.

1.75. Розанов В.В. Религия, философия. Культура. - М.: Республика, 1992. - 397 с.

1.76. Розанов В.В. Религия и культура. - СПб., 1899, 1901 г.г. - 636 с.

1.77. Розанов В.В. В мире неясного и нерешенного. - М.: Республика, 1995.

1.78. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1981. 1981. - Т.2. - 336 с.

1.79. Руткевич A.M. Социальная философия "Мадридской школы".

- М., 1981.

1.80. Руткевич A.M. От Фрейда к Хайдеггеру. - М., 1985. - 175 с.

1.81. Соловьев B.C. Соч. в 2-х т. - М., 1988. - Т.2.

1.82. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. - М., 1981.

1.83. Симонов П.В., Ершов II.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. - М.: Наука, 1989. - 352 с.

1.84. Светлов В.И. Брак и семья при капитализме и социализме. - М., 1939.

1.85. Садыков Ф.Б. Коммунистическая нравственность. - Новосибирск, 1963.

1.86. Сержантов В.Ф. Человек как предмет философского и естественнонаучного познания. - Л., 1980.

1.87. Сержантов В.Ф. Личность как предмет философского познания. -Новосибирск, 1984.

1.88. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. - Л. 1990.

1.89. Сержантов В.Ф. Характер и деструктивное поведение. - СПб., 1993.

1.90. Скворцов Л.В. Культура самосознания: человек в поисках истины своего бытия. - М., 1989.

1.91. Соколов В.В. Средневековая философия. - М., 1979. -

1.92. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. - М., 1984, (2 - е изд. 1994). '

1.93. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М.: Политиздат, 1992. - 543 с.

1.94. Степин B.C. Философская антропология и история науки. - М., 1992

1.95. Стрельцова Г.Я. Блез Паскаль. - М., 1979.

1.96. Тэннэхилл Р. Секс в истории. - М., 1995.

1.97. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. - М. - Л., 1928-1958.

1.98. Трубников H.H. Время человеческого бытия. - М., 1987. - 221 с.

1.99. Тютчев Ф.И. Полн. собр. соч. СПб., 1913.

1.100. Ушинский К.Д. Собр. соч. Т.1.-11. - М., 1948-1952.

1.101.Философия любви. 4.1. / Под общ. ред. Д.П. Горского; Сост. A.A. Ивин. - М.: Политиздат, 1990. - 510 с.

1.102.Философия любви. 4.2. / Сост. A.A. Ивин. - М.: Политиздат, 1990. - 605 с.

1.103.Фихте И.Г. Сочинения в двух томах. T.I. /Сост. и примечания Владимира Волжского. - СПб.: Мифрил, 1993. - 687 с.

1.104.Фихте И.Г. Сочинения в двух томах. Т.П. - СПб.: Мифрил, 1993.

- 789 с.

1.105.Фромм Э. Иметь или быть ? - М.: Прогресс, 1990. - 336 с.

1.106.Фейербах Л. Сущность христианства//Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. М.: Республика, 1995.

1.107.Фихте Иоганн Готлиб. Сочинения. Работы 1792-1801 г.г. Издание подготовлено П.П. Гайденко. Научно-издательский центр "Ладомир". - М., 1995. - 655 с.

1.108.Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. - М.: Наука, 1992. - 136 с.

1.109.Фейербах Людвиг. Основы философии будущего. М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1937.

- 151 с.

1.110.Французова Н.П. Общественно-историческая сущность и

творческая активность сознания. - М., 1983.

1.111.Фролов И.Т. О смысле жизни, смерти и бессмертии человека. -М., 1985.

1.112.Фейербах Л. Избр. философ, произв. - М., 1955. - Т.2.

1.113.Федоров Н.Ф. Сочинения. - М., 1982.

1.114.Фрейд 3. Очерки по психологии сексуальности. - М., 1989.

1.115.Фурье Ш. Избр. соч. - М., 1951. - Т.2.

1.116.Форель А. Половой вопрос. - СПб., 1913. - Т.2.

1.117.Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. - М., 1914.

1.118.Фромм Э. Искусство любить. - М.: Педагогика, 1990, - 159 с.

1.119.Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990.

- 367 с.

1.120.Фрейд 3. Тотем и табу. - М. - Л., 1923.

1.121.Фрейд 3. Психология бессознательного. - М.: Просвещение, 1990.

- 448 с.

1.122.Фридан Б. Загадка женственности. - М., 1994.

1.123.Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. - М., 1979. - 367 с.

1.124.Харчев А.Г. Нравственность и семья. - М., 1981.

1.125.Хвостов В.М. Психология женщин. - М., 1911. 1.126.Чанышев А.Н. Эгейская предфилософия. - М., 1970. 1.127.Чанышев А.Н. Аристотель. - М., 1981 (2 - е изд. - 1987).

1.128.Шеллинг Ф.В.Й. Сочинения в 2 т.: Пер с нем. Т.2. - М.: Мысль, 1989. - 636 с.

1.129.Шмальгаузен И.И. Регуляция формообразования в индивидуальном развитии. - М., 1964.

1.130.Эвола Юлиус. Метафизика пола. пер. с франц. - М.: Беловодье, 1996.- 448 с.

1.131.Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1994.

1.132.Ярослав Говорка. Дорога к долголетию. - М.: Профиздат, 1990. - 300 с.

Научные статьи

2.1. Андреева И.С. Социально-философские проблемы пола, брака и семьи//Вопросы философии, № 1. 1980. - с. 135-143.

2.2. Абубикирова Н.И. Что такое "тендер"?//Общественные науки и современность, № 6. 1996. - с. 123-125.

2.3. Баранова О.М. Деятельность декабристов в свете проблемы пола //Движение декабристов в историческом самосознании: Сборник научных статей/Изд-е Башкирск. ун-та. - Уфа, 1998. - с. 36-39.

2.4. Бадинтер Э. Феминизм //50/50. Опыт словаря нового мышления. - М., 1989. - с. 524.

2.5. Воронина O.A. Феминизм//Современная западная социология. Словарь - М., 1990. - 367.

2.6. Воронина O.A. Феминизм//50/50. Опыт словаря нового мышления. - М., 1989. - с. 528.

2.7. Гуревич П.С. Антропологический ренессанс//Феномен человека. Антология. - М., 1993. - с. 19.

2.8. Гуревич П.С. Философская антропология: опыт систематики//

Вопросы философии, № 8. 1995. - с. 92-102.

2.9. Габриэляи И.М. Пол. Культура. Религия.//Общественные науки и современность, № 6. 1996. - с 123-125.

2.10. Голубев B.C. Антропоцентризм и биоцентризм: попытка сопоставления//Человек, № 3. 1996. - с. 187-189.

2.11. Галина М. Чужие среди нас. Идентификация страхов// Общественные науки и современность, № 1. 1997.

2.12. Гулыга A.B., Андреева И.С. Пол и культура//Философские науки, № 4. 1973.

2.13. Голод С. О так называемой сексуальной революции//Наука и техника (Рига). № 1. 1976.

2.14. Гулыга А. Азбука для двоих//Студенческий меридиан, № 8, 9. 1980.

2.15. Егорова H.A. Современное женское движение и идеология неофеминизма//Рабочий класс и современный мир, № 2. 1977. - с. 132-143.

2.16. Жаров Л.В. О специфике телесной культуры человека//Вопросы философии, № 6. 1987. - с. 145-148.

2.17. Клименкова Т. Феминизм как культурная позиция// Преображение, № 1. 1993. - с. 9.

2.18. Киященко Л.П. О границах телесности человека//Телесность человека: проблемы междисциплинарного анализа. - М., 1991.

2.19. Киященко Л.П. Классика и неклассика о телесности: два взгляда на одну проблему//Эпистемологические проблемы постнеклассической науки. - М., 1993.

2.20. Льюис К.С. Любовь//Вопросы философии, № 8. 1989. - с. 107-108.

2.21. Липатов В.М. Женский язык//Лингвистический энциклопедический словарь. - М., 1990. - с. 153.

2.22. Литвинова А.Л. Неопубликованные произведения И.Г. Фихте о проблемах брака и семьи//Философские науки, № 5. 1972. -с. 118-125.

2.23. Лукьянов A.B. Баранова О.М. Пол как ценность существования: к вопросу о единстве душевного и телесного "Я"//Философия ценностей: Тезисы Российской конференции. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 1998. - с. 61-62.

2.24. Менегетти А. Сексуальное поведение//Онтопсихология. 1996.

2.25. Менегетти А. Мотивация комплекса взаимосвязи "мужчина -женщина"/Онтопсихология. Санкт-Петербург, 1996. - с. 12-19.

2.26. Соколовская М. Социальные роли женщины (по материалам исследования общественного мнения в ПНР//Социологические исследования, № 3. 1978.

2.27. Степанянц М.Т. Образ женщины в религиозном сознании: прошлое, настоящее, будущее//Общественные науки и современность, № 4. 1993. - с. 177-183.

2.28. Семенова С.Г. Метаморфоза пола. Фрагмент из кн.: Путь к древу бессмертия//Вестник МГУ, № 1. 1991. - с. 314-335.

2.29. Серова H.A. Антропософия здоровья: тело и дух//Экология человека, № 1. 1995.

2.30. Садыков Ф.Б. Критерии разумных потребностей//Вопросы

философии, № 1. 1985. - с, 45-54.

2.31. Семенов B.C. Культура и развитие человека//Вопросы философии, № 4. 1982. - с. 15-29.

2.32. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия//Психология бессознательного. - М., 1989.

2.33. Фромм Э. Психоанализ и религия//Сумерки богов. - М., 1989.

2.34. Харчев А.Г. Голод С.И. Молодежь и брак//Человек и общество. ЛГУ, 1969. Вып. VI.

2.35. Эпштейн М. В поисках "естественного" человека (Сексуальная революция и дегуманизация личности в западной литературе XX века)//Вопросы литературы, № 8. 1976.

2.36. Яних П. Проблема тела и души как проблема естественных наук //Вестник МГУ, № 5. 1994.

Авторефераты диссертаций

3.1. Арлаускас С.Ю. Проблема единства воли и чувственности в философии Фихте. Авт-т дисс. канд. филос. наук. - Вильнюс, 1986. - 18 с.

3.2. Валеев Д.Ж. Проблема императивности в этике. - Авт-т. дисс. канд. филос. наук. - М., 1970. - 20 с.

3.3. Галимов Б.С. Принцип развития в основаниях научной картины природы (методологические проблемы): Авт-т. дисс. докт. филос. наук. - Свердловск, 1988. - 41 с.

3.4. Гуревич П.С. Человек как объект социально-философского анализа. - Авт-т. дисс. докт. филос. наук. - М., 1991. - 39 с.

3.5. Жанбуршина Р.Б. Онтологическое обоснование любви: философско-антропологический аспект. Авт-т дисс. канд. филос. наук. - Уфа, 1996. - 17 с.

3.6. Киященко Л.П. Методологический анализ основания экологического прогнозирования. - Авт-т. дисс. канд. филос. наук. - М., 1983. - 21 с.

3.7. Литвинова А.Л. Проблема брака и семьи в немецкой классической философии (Кант, Фихте, Гегель). - Авт-т. дисс. канд. филос. наук. - М., 1972. - 24 с.

3.8. Лукьянов А.В. Идея духовного в философии И.Г. Фихте. Авт-т. дисс. докт. филос. наук. - Уфа, 1994. - 32 с.

Список трудов зарубежных авторов, использованных в процессе работы над диссертацией

4.1. Butler J. Sexual Inversions // Foucault and the Critique of Institutions. University Park, 1993.

4.2. d'Alverny. M. - Th. Comment les theologiens et les philosophes voient la femme. - "Cahiers de civilisation médiévale", XXe année, 1977, № 2-3.

4.3. Hirdman, Yronne: "Makt och Kôn", i O. Peterson (red): Maktbegreppet. Stockholm, 1987.

4.4. Scott J. "Geander: A Useinl Category of Historical Analysis", i The American Historical Review, vol 91, nr 5, 1986.

4.5. Schelski H. Soziologie dsr Sexualität. Hamburg, 1955, p. 126.

4.6. Jonas D., Jonas A. Sex and Status. N.Y., 1975.

4.7. Fridan B. The Feminine Mystique. N.Y., 1963.

Дополнительная литература, проанализированная

в диссертации

5.1. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление.

- М.: Мысль, 1988. 255 с.

5.2. Бондаренко В.Н. Гносеологическая концепция классического марксизма (философский анализ). Авт-т дисс. докт. филос. наук.

- Уфа, 1995. - 38 с.

5.3. Бабушкин В.У. Философия духа (опыт интенционального анализа). - М., 1995. - 103 с.

5.4. Васильев Д.Ю. Идея эроса в русской религиозной философии.

- Авт-т дисс. канд. филос. наук. Уфа, 1997. - 18 с.

5.5. Валеев Д.Ж. Происхождение морали. - Саратов: Сарат. ун-т, 1981.- 168 с.

5.6. Гоббс Т. Человеческая природа//Избр. произв.: в 2 - х т. М.: Политиздат, 1984. Т.1.

5.7. Губин В.Д. Проблема человека в современной философии: Учеб. пособие/Международ, педаг. академия. - М., 1992.

5.8. Егорова H.A. Современное женское движение и идеология неофеминизма//"Рабочий класс и современный мир", 1977, Nb 2.

- с. 132-143.

5.9. Кашин В.В. Социальная философия. - Екатеринбург, 1994. - 90 с.

5.10. Коои Г. Мужественность и женственность//"Изменение положения женщины и семья". М., 1977. - с. 166-179.

5.11. Ламетри Ж.О. Сочинения. - 2 - е изд. - М.: Мысль, 1983.

5.12. Нуриев Д.А. Историческое, логическое и мировоззренческое основания категории "материя". - Уфа: Изд. Башкирск. ун-та, 1996. - 164 с.

5.13. Подорога В.А. Феноменология тела (Введение в философскую антропологию). Материалы лекционных курсов 1992-1994 гг. -М., 1995. - 339 с.

5.14. Поздяева С.М., Фролова И.В. Социальная утопия: тип сознания, идеал и эксперимент. - Уфа: Изд-е Башкирск. ун-та, 1997. - 150 с.

5.15. Поздяева С.М. Человек и его мир: Учебное пособие. - Уфа: Изд-е Башкирск. ун-та, 1996. - 170 с.

5.16. Рюриков Ю.Б. По закону Тезея. Мужчина и женщина в начале биархата// Новый мир. 1986. № 7.

5.17. Русов А. Энергия поиска, энергия заблуждения//Литературная учеба. 1984. № 1.

5.18. Самохвалова В.И. Человек и мир: проблема антропоцентризма//Философские науки, Nb 3. 1992.

5.19. Селиванов А.И. Мозаичная философия развивающегося мира.

- Уфа: Изд-е Башкирск. ун-та, 1997. - 160 с.

5.20. Ушакин С.А. Пол как идеологический продукт//Откуда и куда. 1997.

5.21. Философы России Х1Х-ХХ столетий. Биографии. Идеи. Труды. Изд-е 2. М.: "Книга и бизнес", 1995.

5.22. Хидиятов Н.Б. Психоаналитическая теория 3. Фрейда о противоречивой сущности и движущих силах поведения человека. - Уфа, 1994. - 38 с.

5.23. Чучин-Русов А.Е. Природа культуры//Общественные науки и современность, № 6. 1995.

5.24. Чучин-Русов А.Е. Тендерные аспекты культуры//Общественные науки и современность, № 6. 1996. - с. 141-152.

5.25. Юнг К. Г. Собрание сочинений. Дух Меркурий/Пер. с нем. - М.: Канон, 1996. - 384 с.

5.26. Голубев В.Б. Мужская ментальность и роль женщины в политике //Человек-Философия-Гуманизм: Тезисы докладов Первого Российского философского конгресса (4-7 июня 1997 г.). В 7 томах. Т.4. - СПб., 1997. - с. 266-268.

5.27. Брандман Е., Шевцов Ю. Эмансипация женщины как фактор социального прогресса//Человек-Философия-Гуманизм: Тезисы докладов Первого Российского философского конгресса (4-7 июня 1997 г.). В 7 томах. Т.4. - СПб., 1997. - с. 38-41.

5.28. Гайденко П.П. Философия Фихте и современность. - М.: Мысль, 1979. - 288 с.

5.29. Малинин В.А. Диалектика Гегеля и антигегельянство. - М.: Мысль, 1983. - 240 с.

5.30. Эткинд A.M. Эрос невозможного (история психоанализа в России). - М.: Гнозис. Прогресс-Комплекс, 1994. - 374 с.

5.31. Бадентэр Э. Мужская сущность. - М.: Новости, 1995. - 301 с.

5.32. Круткин В. Онтология человеческой телесности. - Ижевск: Изд-во • Удмурск. ун-та, 1993. - 169 с.

5.33. Судьбы людей: Россия XX в. Биографии семей как объект социологического исследования. Под ред. В.Семенова,

Е. Фотеевой. - М. Инс-т социологии, 1996. - 426 с.

5.34. Совет да любовь. Сборник статей. Под ред. Л.О. Хаирова. - Уфа: Башкнигоиздат, 1991. - 154 с.

5.35. Зотов В.М. Сощально-ф1лософсьш аспекты феномену любовь Авт-т 3anopi3. дерис. ун-т., 1992. - 23 с.

5.36. Кахидзе О.В. Сущность любви и ее роль в нравственном совершенствовании человека. Авт-т дисс. канд. филос. наук. Тбилиси, 1987. - 21 с.

5.37. Казнин Л.Н. Проблема эмансипации женщин в социальном учении. А.И. Герцена. - Авт-т дисс. канд. филос. наук. Л., 1988. - 18 с.

5.38. Ушакова В.К. Общественная роль женщины и идеология феминизма (Критич. анализ). - Авт-т дисс. канд. филос. наук. - М., 1984. - 25 с.

5.39. Чупров A.C. Концепции родовой сущности человека в философии И. Канта, А. Шопенгауэра и Л. Фейербаха. Авт-т дисс. доктора филос. наук. - Екатеринбург, 1996. - 47 с.

5.40. Розин В.М., Шапинская Рина. Природа любви: понимание и изображение любви и сексуальности в разных культурах, в работах философов, в искусстве. - М., 1993. - 173 с.

5.41. Горелов A.A. Расщепленный человек и целостная личность. - М., 1990. - 255 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.