Социально-философский анализ учения Аврелия Августина о добре и зле тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Лобов, Денис Васильевич

  • Лобов, Денис Васильевич
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2010, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 122
Лобов, Денис Васильевич. Социально-философский анализ учения Аврелия Августина о добре и зле: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Москва. 2010. 122 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Лобов, Денис Васильевич

Введение

Глава первая. Теоретические предпосылки учения Августина о социальной значимости добра и зла

1.1. Образец Человека и Гражданина в воззрениях античных мыслителей и их влияние на творчество Августина

1.2. Понимание проблематики добра и зла у Плотина и Августина

1.3. Отношение Августина к учению манихеев о дуализме добра и зла

Глава вторая. Августин о формировании личности

2.1. Зло как «уменьшение добра»

2.2. О значении воли в выборе поступка

2.3. Добродетель как мотивация утверждения добра и совершенствования личности

Глава третья. О двух градах и противостоянии злу

3.1. Добро как условие общественной жизни

3.2. О необходимости противостояния злу

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социально-философский анализ учения Аврелия Августина о добре и зле»

Представления о добре и зле - это не только концептуальное выражение о должном поведении человека в обществе. Это важнейшая область специфических социальных (идеологических) отношений, которые влияют на всю совокупность общественных отношений и на формирование личности. Человек может выстраивать свои действия, свои отношения с другими людьми по вектору добра или по вектору зла. Это область оценивания, интерпретации человеческих поступков1, делающая данную проблему актуальной во все времена.

Особенно остро проблема добра и зла звучит в переломные моменты истории, когда рушится устоявшийся мир человеческих взаимоотношений. В эти периоды лучшие мыслители бережно сохраняли духовный опыт предшествующих поколений, обосновывали гуманистические ценности, которые никогда не утрачивают своей социальной значимости. В них содержится важное положение: человек только тогда постигнет сущность добра, когда сам будет претворять его в своих практических деяниях.

И не случайно наша мысль направляется в прошлое, чтобы получить ответы на волнующие нас сегодня вопросы. Эта общая методологическая тенденция объясняет частные изыскания - актуальность нашего обращения к социально-философскому учению Аврелия Августина

0 добре и зле как пути совершенствования личности и социальных отношений.

Учение Августина оказало огромное влияние на европейскую культуру, с которой Россия генетически связана. Его творчество содержит философские, религиозные, социально-нравственные идеи, во многом

О 1 отвечающие нашим поискам . Русский философ А. Ф. Лосев отмечал, что

1 Философия и этика: сб. научных трудов. К 70-летию академика А. А. Гусейнова. - М.: Альфа, 2009. - С. 19-31.

2 Карсавин Л. П. Св. Августин и наша эпоха // Августин. Pro et Contra. Антология. - СПб.: РХГИ, 2002. -С. 389, 395. обращение Августина к проблеме человека, введение категории «личность» знаменовало собой не только осуществление сдвигов в истории человеческой мысли, но и появление новых мучительных вопросов, связанных с самосознанием человеческого «я»1.

Практически нет ни одной философской темы в современной культурной жизни человека, где бы мы не могли сослаться на мнение Августина, высказанное им в схожей ситуации. Причем личность Августина ассоциируется нашим сознанием не просто с верно поставленными вопросами - что называется «по существу», — а именно с искренним поиском, приводящим к более или менее их успешному разрешению»2.

Следует согласиться с мнением современного норвежского ученого Т. Б. Эриксена, что «в наше время интерес к Августину заметно возрастает во всем мире. Свыше тысячи лет пропагандой его идей занималась тесная кучка членов монашеского ордена. Теперь же мыслитель Августин, похоже, порвал церковные узы, и его не менее часто цитируют лингвисты и исследователи риторики, специалисты по эстетике и психологи»3.

Актуальность диссертационного исследования определяется не только важностью поставленной Августином проблемы добра и зла в контексте свободного выбора и формирования личности, но и тем, что рассматриваемые аспекты творчества Августина почти не исследованы в отечественной литературе. Да и в целом его социально-философские концепции нуждаются в тщательном изучении.

Актуальность диссертационного исследования определяется также тем, что совершенствование образования, развитие научной мысли в период постнеклассической рациональности связывается с вопросами нравственности, с решением жизненно необходимых для человечества социальных задач. Поэтому наше обращение к социально-философской

1 Лосев А.Ф. Августин // Августин: Pro et Contra. - С. 831.

2 Селиверстов В. JI. Августин в русской интеллектуальной традиции // Августин. Pro et Contra. - С. 11.

3 Эриксеи Т. Б. Августин. Беспокойное сердце. - М.: Прогресс-Традиция, 2003. - С. 6. проблематике добра и зла как важного фактора человеческих отношений отвечает также и этим задачам.

Степень научной разработанности темы.

Исследуемая в диссертации концепция добра и зла не только актуальна, но и сложна. Как справедливо подметил Г. Лейбниц, «есть два лабиринта, в которых часто блуждает наш разум: один связан с вопросом

0 свободе и необходимости, а другой — с происхождением зла»1. Эта проблема имеет долгую историю. «Начиная с эллинистического периода, вся античная философия вращается вокруг вопроса о высшем благе» . Свое понимание добра, зла, добродетели и порока высказывали Сократ и Платон, Аристотель и Эпикур, древнеримские стоики - Цицерон и Сенека, Эпиктет и Аврелий, неоплатоники и скептики. Марк Варрон, отмечает Аврелий Августин, усмотрел в античной философии более двухсот различных представлений о благе3.

Августин не только внес существенный вклад в понимание проблемы онтологии добра и зла, социальной значимости утверждения добра, но и вызвал интерес к дальнейшей ее разработке. Этот интерес обнаруживается на протяжении столетий в трудах Фомы Аквинского, Б. Спинозы и Ф. Бэкона, Т. Гоббса и Дж. Локка, Г. Лейбница и И. Канта, Г. Гегеля и Л. Фейербаха, В. С. Соловьева и Н. А. Бердяева, И. А. Ильина и Н. О. Лосского, С. Булгакова и П. Флоренского, С. Кьеркегора и Ф. Ницше, А. Камю и Ж.-П. Сартра и многих других.

Наиболее активно исследование теологического, философского, социального учения Августина велось в Западной Европе. В России первый перевод «Исповеди», одобренный цензурой, появился лишь к концу XVIII столетия. И по сей день серьезных русскоязычных исследований социально-философских воззрений Августина, особенно по

1 Лейбниц Г. В. Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла // Сочинения: в 4 т. Т. 4. - М.: Мысль, 1989. - С. 53.

2 Марру А.-И. Святой Августин и августинианство. - Долгопрудный: Вестком, 1999. - С. 77.

3 Блаженный Августин. О граде Божием . - Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000. - С. 995. сравнению с западноевропейской литературой, очень мало. Из того, что имеется, можно отметить работу Е. Н. Трубецкого, в которой в контексте анализа западно-христианского общества дается общий обзор философских построений Августина, предлагаются впечатления автора от осмысления проблемы добра и зла1.

Изучал наследие Августина выпускник Казанской духовной семинарии JI. И. Писарев. Он отмечал, что анализируемые Августином вопросы о сущности зла в мире составляют одну из труднейших, но в то же время и важнейшую проблему человеческого знания . Однако сам JI. И. Писарев не ставил своей задачей исследовать данную проблему. Он обращал внимание главным образом на вопросы антропологии.

Профессор Московского университета В. И. Герье, осуществляя общий обзор философско-теологического учения Августина, также не о подвергал специальному анализу проблему блага .

И. В. Попов, видимо, намеревался сделать широкий анализ взглядов Августина, однако не успел. В 1919 г. он был репрессирован, а в 1938 г. расстрелян. В своеобразной подготовительной работе, посвященной личности Августина, изданной в 1917 году4, в основном рассматриваются онтологические и гносеологические основы учения Августина, учение о благе и зле не выделяется в особую проблему.

Из современных российских публикаций следует отметить монографию специалиста по патристике А. А. Столярова5, в которой Августину посвящена одна из глав («Христианство и Августин») и рассматривается учение Августина о воле. О философии Августина пишет

1 Трубецкой Е. Н. Религиозно-общественный идеал западного христианства в V в. Ч. I. Миросозерцание бл. Августина. - М., 1892.

2 Писарев Л. И. Учение бл. Августина, епископа Иппонского, о человеке в его отношении к Богу. -Казань, 1894.-С. 88.

3 Ггрье В. Блаженный Августин. - М., 1910.

4 Попов И. В. Личность и учение блаж. Августина. - Сергиев Посад, 1917.

3 Столяров А. А. Свобода воли как проблема европейского морального сознания. - М.: ГЛК, 1999.

Г. Г. Майоров1, уделяя внимание проблемам человека, нравственности, но задача раскрытия онтологии добра и зла автором также не ставится. Проблема добра и зла, добродетели в истории философской мысли исследуется А. А. Гусейновым, Р. Г. Апресяном, В. А. Васильевым .

Значительный интерес представляет работа «Августин: Pro et Contra. Антология», в которой собраны отечественные и зарубежные исследования творческого наследия Августина3. В ней напечатаны ранее известные и новые статьи Е. Н. Трубецкого, JL П. Карсавина, С. Н. Булгакова, В. Н. Лосского, И. В. Попова, А. Ф. Лосева, Г. Г. Майорова, С. С. Аверинцева, О. В. Бычкова, С. С. Неретиной, К. И. Скворцова, В. Л. Селиверстова, А. И. Бриллиантова, Е. В. Аничкова, П. И. Верещацкого, А. М. Иванцова-Платонова, М. А. Горнцева, прот. И. Мейендорфа. В антологии анализируется влияние Августина на европейскую культуру и на русское богословие, рассматриваются вопросы бытия и познания, этики и эстетики и другие значимые для современности философские, социальные, гносеологические вопросы. Проблематика же добра и зла специально не освещается.

В последние годы защищались кандидатские диссертации, соприкасающиеся с нашей темой4. В литературе по средневековой философии (В. В. Соколов, А. Н. Чанышев и другие), в журнальных статьях уделяется внимание общему анализу учения Августина5.

1 Майоров Г. Г. Философия как искание Абсолюта. Опыты теоретические и исторические. — М., 2004. — С. 141-144, 233-267.

Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. - М.: Мысль, 1979. - С. 183-340.

2 Гусейнов А. А. Античная этика. - М.: Гардарики, 2004; Апресян Р. Г. Постижение добра. - М.: Мол. гвардия, 1986; Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика. - М.: Гардарики, 2002; Васильев В. А. Воспитание добродетели (этические учения философов VI-III вв. до н. э.) // Социально-гуманитарные знания. - 2001. -№ 2; Васильев В. А., Лобов Д. В. Плотин о добре, зле, добродетели // Социально-гуманитарные знания. -2008. - №. 2; Васильев В. А., Лобов. Д. В. Августин о добре, зле, добродетели // Социально-гуманитарные знания. - 2008. - №. 5; Васильев В. А. Воспитание добродетели. М.: МГЛУ, РЕМА, 2006.

3 Августин. Pro et Contra. Антология. - СПб.: РХГИ, 2002.

4 Колшева 3. В. Свобода воли и предопределение у Аврелия Августина в его полемике с пелагианами: дис. кан-та филос. наук. - М., 2000. Гаджикурбанов Г. А. Антропология Августина и античная философия: дис. кан-та филос. наук. - M., 1979. ДаттенкоЛ. А. Философско-эстетические взгляды Августина: дис. . кан-та филос. наук. -М., 1982.

5 Чанышев А. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - M.: ВШ, 1991; Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М.: Республика, 1994; Виндельбанд В. История философии. - Киев: Ника

В исследовании проблемы добра и зла как специфического вида социальных отношений диссертант опирался на устоявшиеся в нашей научной литературе положения: нравственные (идеологические) отношения существуют объективно, так же как и производственные отношения. Только, прежде чем сложиться, они проходят через сознание людей.

В работе над диссертацией проанализированы зарубежные источники по проблеме добра и зла. Приходится констатировать, что более основательно философские, социальные, теологические воззрения Августина исследованы зарубежными авторами. Так, один из известных на Западе ученых, занимающихся изучением творчества блаженного Августина, Дж. Боннер в книге «Св. Августин Гиппонский. Жизнь и полемика»1 провел тщательное исследование творчества Августина и тех взглядов, которые формировались в результате полемики с манихеями, донатистами, пелагианами. Проблема генезиса блага и зла рассматривается здесь в контексте антиманихейских трактатов.

Следует отметить книгу Сержа Ланселя, которая, на наш взгляд, является одним из самых полных современных исследований учения и жизни Августина. В ней анализируются философские воззрения, этические вопросы Августина сквозь призму его жизненных перипетий. Работа написана хорошим литературным языком, что делает ее доступной для понимания широкого круга читателей.

Книга знатока античной философии А.-И. Марру , скорее, является своеобразным введением в изучение наследия Августина. В интересной и вполне добротной книге Мэри Кларк, которая в популярной форме

Центр, 1997; Коплстон Ф. Ч. История средневековой философии. - М.: Энигма, 1997; Ерохин А. К. Августин: чем мы обязаны нашим учителям//Религиоведение. - 2007. - №. 1.-С. 121-132и др.

1 Bonner G. St. Augustine of Hippo. Life and Controversies. - London, 1963.

2 Lancel S. Saint Augustin. - Paris: Librairie Arth£me Fayard, 1999.

3 Marrou H.-I. Saint Augustin et 1'augustinisme. - Paris: Editions du Seuil, 1995. интерпретирует основные философские и социальные идеи Августина, проблеме добра и зла, однако, не уделяется должного внимания1.

В западноевропейской литературе, посвященной изучению творчества Августина, имеются периодические издания, с которыми диссертанту пришлось ознакомиться и, по мере необходимости, использовать. Например, американское издание Augnstinian Studies, которое издается с 1970 г. (Villanova University). В журнале печатаются статьи, предметом которых является социально-философская мысль Августина (См., например: Воигке V. J. Voluntarism in Augustine's Ethical-Legal Thought // Augustinian Studies. - 1970. - № 1. - P. 3-19; Kotersky J. W. St. Augustine on the Moral Law I I ibid. - 1980. - № 11. - P. 65-79). Здесь можно обнаружить и статьи, посвященные проблеме зла: Stark J. Ch. The Problem of Evil: Augustine and Ricoeur // ibid. - 1983. - № 13. - P. 111-123; Cress D. A. A Defence of Augustine's Privation Account of Evil // ibid. - 1989. - № 20. - P. 109-129. Однако специальных статей, написанных по исследуемой нами теме, обнаружить не удалось.

Несмотря на обилие литературы, посвященной творчеству Августина, к его наследию обращаются главным образом в историко-философских исследованиях и зачастую без соотнесения с актуальными вопросами современности. На русском языке практически отсутствуют сочинения Августина, посвященные проблеме добра и зла. Диссертантом в какой-то степени восполнен данный пробел, сделан перевод с латинского языка на русский трактата Августина «О природе блага против манихеев» . Работа опубликована и находит своих читателей. Монографическое исследование социально-философского понимания онтологии, социального содержания добра и зла в учении Августина еще не разработано. Настоящее диссертационное исследование является первым шагом в данной области.

1 Clark М. Т. Augustine. - London, 1994.

2 Блаженный Августин, епископ Гиппонский. О природе блага против манихеев. Пер. с лат., вступ. ст., коммент. Д. В. Лобова//Альфа и Омега. - 2007. -№ 3 (50). - С. 79-97; 2008. 1 (51). - С. 62-81.

Объектом исследования является социально-философская проблематика происхождения и сущности добра и зла.

Предмет исследования — учение Августина о добре и зле как важном социальном факторе совершенствования человека и человеческих отношений.

Цель и задачи диссертации.

Основная цель исследования - дать концептуальный социально-философский анализ учения Августина о добре и зле как важном социальном факторе совершенствования человека и человеческих отношений.

Реализация цели исследования потребовала решения следующих задач:

- исследовать духовную и методологическую связь социально-философских воззрений Августина с социальной проблематикой добра и зла античных мыслителей, манихеев, Плотина;

- на основе малоизученных источников или впервые переведенных диссертантом на русский язык работ Августина проанализировать обоснованное им монистическое понимание добра и зла;

- выявить в учении Августина социальную значимость добра и зла в человеческих отношениях, роль воли, мотивов в совершенствовании личности; исследовать концептуальное положение Августина о необходимости активного сопротивления злу (внутреннему и внешнему) со стороны как отдельного индивида, так и социума;

- с использованием положений Г. Лейбница и И. Канта, Г. Гегеля и В. С. Соловьева, Н. А. Бердяева и Н. О. Лосского, И. А. Ильина и других философов выявить историческую и социальную значимость проблематики добра и зла как сущностного основания человеческих отношений.

Теоретические источники и методологические основания диссертационного исследования.

Исследование проблемы добра и зла основывалось на произведениях Августина, в том числе в авторском переводе диссертанта. Использовались труды античных мыслителей, российских и зарубежных ученых, специалистов в области истории культуры, социальной философии, этики.

Методологической основой исследования послужили принципы диалектики, системности, историзма, сравнительного анализа, а также общенаучные методы: индукция и дедукция, восхождение от абстрактного к конкретному, герменевтики и другие.

Научная новизна диссертации состоит в следующем:

1. Впервые в отечественной науке глубоко и всесторонне исследована социальная значимость добра и зла в учении Августина. В концептуальном виде исследовано учение Августина о добре и зле как нормативно-регулятивная проблема человеческих отношений и формирования личности.

2. Впервые проанализорована духовная и методологическая связь социально-философских представлений Августина со взглядами древнегреческих и римских мыслителей, манихеев и Плотина относительно социальной проблематики добра и зла. Подобный подход позволил диссертанту выявить генезис анализируемой проблемы и особенность монистического обоснования Августином происхождения добра и зла.

3. Выявленное в учении Августина противостояние между чувством и разумом, волей и мотивом при выборе поступка позволило диссертанту проанализировать Августиновское понимание добра и добродетели как социальных, нормативно-нравственных факторов совершенствования личности и межличностных отношений.

4. Впервые показана взаимосвязь духовно-нравственных взглядов Августина с его представлениями об устройстве общества. Доказано, что в учении Августина зло рассматривается как «уменьшение» добра и подводится под определение нравственного греха, который является не только преступлением против собственной совести, но и преступлением против других людей. Из подобного понимания зла выстраивается логика активного духовного и гражданского противостояния злу.

5. С использованием положений Г. Лейбница и И. Канта, Г. Гегеля и В. С. Соловьёва, Н. А. Бердяева и Н. О. Лосского, И. А. Ильина и других философов выявлена непреходящая значимость поставленной Августином проблематики добра и зла как сущностного основания человеческих отношений.

Положения, выносимые на защиту.

1. Проблема добра и зла, рассматриваемая Августином в социально-философском аспекте, является одной из главных в творчестве этого мыслителя, оказавшего значительное влияние на всю последующую европейскую духовную культуру.

2. Социально-философские взгляды Августина формируются под влиянием античных мыслителей и римских стоиков, философии Плотина. Это позволило Августину отойти от манихейской трактовки добра и зла как двух независимых субстанций, обосновать монистическо-отнологическое понимание этой проблемы.

3. Онтологическое решения проблемы добра и зла явилось основанием для выявления Августином мотивов человеческого поведения. Зло, в его понимании, во многом определяется не двумя душами, которые якобы находятся в человеке и борются между собой, как утверждали манихеи, а различными мотивами человека, его волей, которая направляет душу на свершение добродетели или порока.

4. Поступки, в понимании Августина, выступают нормативно-регулирующими принципами социальных отношений, формируют личность и общественные взаимосвязи.

5. Добро в учении Августина выступает важным личностным фактором, имеющим своим вектором духовное и практическое построение нормального общества и совершенствование человеческой культуры.

6. Совершаемое человеком зло, с точки зрения Августина, наносит вред не только самому грешнику, но и другим людьми. Из подобного понимания зла выстраивается логика противостояния злу.

Теоретическая и практическая значимость диссертации. Полученные выводы могут быть использованы для дальнейшей научной разработки социально-философского учения о добре и зле.

Теоретические обобщения, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в учебном процессе в высшей школе в виде спецкурсов, для чтения лекций по истории философии, социальной философии, этике, антропологии. Результаты и выводы диссертации имеют значение для практики, могут быть применены в разработке программ по усовершенствованию общественной нравственности и духовно-нравственному воспитанию молодого поколения.

Апробация работы.

Основные теоретические положения диссертационного исследования заложены в основу читаемого диссертантом с 2003 г. в МГЛУ курса по «Этике и аксиологии в религии», изложены в докладах на научно-практических конференциях {Лобов Д. В. Понятие градации в богословии бл. Августина // Ежегодная богословская конференция. Материалы. - М.: ПСТБИ, 2001. - С.74-79), а также нашли своё отражение в публикациях автора. Диссертация обсуждалась на кафедре философии МГЛУ.

Структура диссертации обусловлена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Лобов, Денис Васильевич

Заключение

Анализ социально-философских воззрений Августина показывает, что проблематика добра и зла является одной из важнейших в его воззрениях на бытие. В ходе исследования прослеживается, что эта сложная проблематика находила свое отражение в работах древнегреческих, римских философов, неоплатоников, сочинения которых повлияли на творчество Августина. Восприняв у Плотина методологию онтологического основания добра, Августин не только разуверился в учении манихеев, но и подверг критике их субстанционально-дуалистические построения.

Концептуальный анализ творчества Августина позволил диссертанту выявить особенности монистическо-онтологического обоснования Августином происхождения добра и зла. В отличие от учения манихеев, зло в его учении не выступает самостоятельной субстанцией, а является причиной «уменьшения» добра. Августином формулируется оригинальное понимание таких важных категорий, как «добро», «зло», «воля», «страдание», «добродетель», «порок» и др. Осознание Августином наличия зла в мире, его деструктивной и отвратительной силы, не явилось для него основанием для нравственного эскапизма, попытки снять саму проблему добра и зла. Наоборот, ему свойственно расценивать добро и зло относительно природного бытия как объективные категории. Что касается философской антропологии Августина, то греховность (зло) определяется субъективной деятельностью человека. Будучи глубоким психологом, Августин исследовал структуру души, выявил в ней разум, чувство, волю.

Представления Августина о свободной человеческой воле — важная составляющая в понимании внутреннего мира личности, анализа его сознания. Воля - это и решающий выбор мотивированного поступка, и возможная причина внутреннего страдания. Проблема страдания для Августина является весьма важной в плане исследования духовного противостояния воли и разума. В этой «душевной драме» выбор добра не дается легко, и более того, человек не может совершенно избежать зла. Такое своеобразное понимание двойственности человеческого сердца имело особое значение в формировании европейского морального сознания. Позднее Ф. М. Достоевский скажет так: достоинство и подлость есть в каждом человеке, его сердце — арена борьбы добра и зла.

В плане нравственного выбора зло (строго говоря, в этом аспекте зло может фигурировать только как «грех») Августином решительно отвергается. В индуизме же, например, практикуется поклонение богине зла. Для социальной философии Августина и в целом для европейской культуры «приятие зла», «поклонение злу» нехарактерно. Самые неприглядные поступки скорее маскируются под благо, чем прямо называются злыми. Здесь, пожалуй, и корень феномена оправдания своих плохих поступков человеком. Августин очень точно подметил, что психологически, нравственно человеку трудно признаться даже перед самим собой в том, что он сделал зло. Гораздо вероятнее услышать, что человек сделал не лучшим образом, не хорошо, сделал плохо потому, что его вынуждали обстоятельства, или по неведению пришлось выбирать из двух зол меньшее.

Представления Августина о личностном характере добра и зла связано и с осознанием в европейской культуре роли личностного действия, ответственности за поступки. Представление о безличном начале приводит к идее о том, что нравственное самосовершенствование предполагает переход к безличному. С точки зрения Августина, и это характерно для европейского культурного дискурса, проблема человека заключается не только в наличности его «я», в индивидуальном бытии, но и в единстве с другими людьми. Таким образом, для Августина проблематика зла выходит за рамки единичной человеческой жизни. Познавая самого себя, человек переносит представления о себе на других людей, а стремление к собственному благу становится фактором формирования нравственной культуры. Показательно, что Августин в своих рассуждениях не допускает возможности переноса зла в сферу «природы». Он создает как бы особое пространство «человеческого рода», в котором природа человеческих отношений искажается злом-грехом. «Естественное» в этом человеческом пространстве добро — это уже не добро в «чистом виде», оно функционирует наряду с греховными людскими деяниями. Данное состояние приводит к тому, что способность правильного различения ценностей катастрофически нарушается. Между пониманием того, в чем заключается истинное благо, и реализацией этого понимания в жизни лежит пропасть, требующая нравственных усилий. Дефицит нравственного усилия человека может быть компенсирован только духовной жизнью.

Зло оказывается источником смерти, страдания, расстройства души, но может ли оно все-таки быть конструктивным? С точки зрения Августина, «само по себе» зло не может быть конструктивным в силу того, что зло не обладает творческой активностью. Можно даже сформулировать вопрос так: а обладает ли оно активностью вообще? Августин бы ответил отрицательно: активность злу сообщает воля, но воля-то как «природный» инструмент не плоха, она имеет положительное свойство. «Сила зла» в таком случае - не только сложное, составное понятие, но и в некотором смысле антиномичное: зло ослабляет, обессиливает физические и нравственные основы человека. Однако Августин уверен в торжестве добра, уверен, что зло «обезоруживается» и даже может оказаться причиной блага.

В диссертации делается вывод, что проблема добра и зла связана у Августина с проблемой личности. Смысл «Исповеди» Августина - это не только обращение к Богу, но обращение к себе как личности, разговор самим с собой, когда человеческое «я» направлено внутрь себя, а ему навстречу из глубины души идет второе «Я» и происходит диалог. Мысль направлена к разуму, совести и к Богу. Человек задумывается о своих мыслях и поступках, ощущает свой внутренний мир, свое становление как личности, осознает свое бытие в мире. Посредством психологического анализа души Августин дает свое понимание духовности личности, обращая при этом внимание на важную ее составляющую - память. В ней им выделяются три способности: память ориентирована на прошлое, на настоящее как непосредственное созерцание и на будущее как ожидание.

Будущий «Град Божий», о котором говорил Августин, - это не только «надмирный» феномен, не только «духовный» мир человеческой нравственности, но и нравственно устроенное человеческое общество. Следует также отметить, что Августин не имеет в виду, что все члены этого сообщества «безгрешны». Совершенно безгрешных среди живущих в земных условиях людей нет. И всё же принадлежащие «Божьему граду» ищут «славы Божьей», а не своей. Таким образом, приобщаясь Божьей правде, судьба «Града Божьего» «переплетается» с судьбой «Града земного».

Основная проблема безнравственного общества, или «Града земного», с точки зрения Августина, заключается в порочном индивидуализме, в стремлении человека к атомарному существованию, что ведет к постоянной борьбе между людьми во имя своей корысти, достижения земных благ за счет порабощения другого лица. Это социальное зло, в основе которого лежит человеческая «гордыня». Каждый человек ищет своей пользы и удовлетворения своих желаний, а того, к чему он стремится, часто достаёт не всем. Это представление вполне вписывается в общую нравственную идею Августина: добро связано непосредственно с любовью, которая есть признак нормальных отношений между людьми. Эгоизм, гордыня являются грехом, который приводит к исканию личных выгод, к социально неравномерному распределению земных благ и, как следствие, к господству одних групп людей над другими. Но стремление к духовно-нравственному единению, по мысли Августина, есть некий изначальный и естественный закон. Данное положение вытекает из онтологически ориентированной Августином метафизики добра и зла, в которой зло не имеет самостоятельной субстанции, а предстает как умаление добра, а зло-грех всегда разрушает нравственную природу человеческих отношений. И здесь мы видим ту же самую установку. Изначальное естественное единство человеческого рода разрушается возникшим по воле человека грехом. Нравственные поступки, в понимании Августина, выступают нормативно-регулирующими принципами социальных отношений, формируют личность и общественные взаимосвязи. Отсюда будет следовать и то, что никакое «внешнее» единство, искусственное единение общества не будет иметь успеха до тех пор, пока не произойдёт нравственное единение на основе утверждения добра. Зло - это насилие не только над собой, но и над другими людьми. Из подобного понимания зла выстраивается логика противостояния злу как внутреннему, так и внешнему. Отсюда - духовная и нравственная установка на внимательное отношение к тому, что происходит в душе и в обществе.

Выработанные Августином мировоззренческие, социально-философские парадигмы стали неотъемлемым явлением европейской культуры. Роль Августина для европейского сознания уникальна. Формирование европейских ценностей, уклада интеллектуальной, духовной, нравственной жизни во многом происходило в процессе рецепции идей Августина о благе, человеке, добродетели, духовной жизни.

Поднятый Августином вопрос о добре и зле, о свободной воле в выборе нравственного поступка, о различных факторах мотивации человеческой деятельности и ответственности за результат деяний оказал огромное влияние не только на средневековых теологов и философов, но и на мыслителей эпохи Возрождения, Нового времени. Августиновский гносеологический принцип сомнения «Знаешь ли ты, что ты мыслишь? Знаю!» был подхвачен Р. Декартом. В письме священнику Мелану он сообщал, что положение Августина подкрепляет его позицию относительно метода сомнения в обосновании дедуктивно-рационалистического построения нахождения истинного знания: cogito ergo sum.

Под влиянием учения Августина разрабатывали свое видение добра и зла французские материалисты и просветители К. Гельвеций и Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо и П. Гольбах. Отказавшись от онтологического понимания добра и зла (как это понимал Августин), они обратили внимание на земные причины, кроющиеся во взаимоотношениях людей. При разработке проблемы добра и зла Г. Лейбниц вводит понятие «теодицея». И. Кант в поставленную Августином проблематику вводит понятие «категорический императив». Г. Гегель, не соглашаясь с отождествлением у Августина Блага и добра, разделяет эти понятия. Применительно к земной жизни, поясняет Гегель, добро включает в себя две взаимосвязанные части: право (юридические и нравственные нормы) и благо. Благо - это всеобщая польза. Благо без права не есть добро. Так же и право не есть добро без блага. Понимание Августином значения слова как средства общения между людьми нашло свое творческое развитие у представителей направления философии языка, у экзистенциалиста М. Хайдеггера, назвавшего язык домом бытия.

Тема добра и зла разрабатывалась русскими философами: В. С. Соловьёвым, Н. А. Бердяевым, Н. О. Лосским и другими. И. А. Ильин в новых исторических условиях творчески обогатил положения Августина о противостоянии злу силой.

Поэт и гуманист эпохи Возрождения Петрарка так характеризовал величие Августина:

С Августином, конечно, сравняться не может, По-моему, ни один человек; Ведь если в его изобильный талантами век Ему, на мой взгляд, не было равных,

Кто сравнится с ним теперь?

Слишком велик был во всех отношениях

Этот человек, слишком неподражаем».

Исследование поднятой Августином проблемы добра и зла, добродетели и порока, внутреннего мира личности, гносеологии показывает, что это не только важнейшие социально-философские проблемы. Мы их воспринимаем ежедневно на нашем обыденном уровне, ощущая значимость нравственного выбора между справедливостью и несправедливостью. Наше понимание того, что есть добро и зло, во многом определяется мировоззренческим восприятием бытия, что, в свою очередь, влияет на нравственную ориентацию. Ошибка в решении вопроса о добре и зле непременно приводит к ложноинтеллектуальному и ложнодуховному опыту. Нравственный выбор особенно остро ощущается в периоды социальных революций, распада государств и империй, когда рушатся устои жизни. На таком, не только экономическом, но и духовно-нравственном, перепутье находится Россия. Духовный кризис ощущается особенно остро. Прежние социалистические ценности девальвируются, преобладает страсть к торгашеству, безудержному материальному накопительству в ущерб духовности. Эгоистически понимаемый индивидуализм оборачивается безразличием к судьбам людей, для которых еще остаются в почете совесть, честь, порядочность, патриотизм.

Данная диссертация может послужить основанием для дальнейших исследований в области социальной философии, философии морали, поскольку мысль Августина затрагивает извечные вопросы, над которыми будет задумываться не одно поколение людей: каким надо быть, чтобы быть человеком, как определяется критерий добра и зла, является ли человек «мерой всех вещей», свободен ли человек в выборе между добром и злом и отвечает ли он за свой нравственный выбор? Если человек свободен, то почему ему следует выбрать добро, а не зло? Каким образом происходит преодоление зла в плане каждой личности с одной стороны и в плане общества в целом с другой стороны? Эти и подобные вопросы актуальны всегда, ибо имеют общечеловеческую культурную значимость. I

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Лобов, Денис Васильевич, 2010 год

1. Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М.: Coda, 1997. - 342 с.

2. Аврелий Августин. Письмо к Целестину. М.: ГЛК, 2000. - 16 с.

3. Адо 77. Плотин, или простота взгляда. М.: ГЛК, 1991. - 140 с.

4. Апресян Р. Г. Постижение добра. М.: Мол. гвардия, 1986. - 207 с.

5. Аристотель. Никомахова этика // Сочинения: в 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1983.-830 с.

6. Бердяев Н. А. Опыт парадоксальной этики. Харьков: Фолио, 2003. - 704 с.

7. Блаженный Августин. Исповедь. М.: Гендальф, 1992. — 544 с.

8. Блаженный Августин. О граде Божием. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000. — 1296 с.

9. Блаженный Августин. О книге Бытия // Блаженный Августин. Теологические трактаты: В 2 т. Т. 2. СПб.: Алетейа, 1998. - С. 316-674.

10. Блаэюенный Августин, епископ Гиппонский. О природе блага против манихеев. Пер. с лат., вступ. ст., коммент. Д. В. Лобова // Альфа и Омега. -2007.-№3 (50).-С. 79-97; 2008.-№.1 (51).-С. 62-81.

11. Блаэ/сенный Августин. Трактаты о различных вопросах. — М.: Империум Траст, 2005.-347 с.

12. Блаженный Августин. Энхиридион или о вере, надежде и любви. — Киев: УЦИММ-ПРЕСС, 1996.-413 с.

13. Васильев В. А. Воспитание добродетели (этические учения философов Villi вв. до н. э.) // Социально-гуманитарные знания. 2001. - № 2. - С. 190204.

14. Васильев В. А., Лобов. Д. В. Августин о добре, зле, добродетели // Социально-гуманитарные знания. 2008. - № 5. - С. 255-266.

15. Васильев В. А. Воспитание добродетели. М.: МГЛУ, 2006. 317 с.

16. Васильев В. А., Лобов Д. В. Плотин о добре, зле, добродетели // Социально-гуманитарные знания. 2008. - № 2. - С. 228-240.

17. Виденгрен Г. Мани и манихейство. СПб.: Евразия, 2001. - 256 с.

18. Виндельбанд В. История философии. Киев: Ника-Центр, 1997. - 560 с.

19. Гегель Г. Энциклопедия философских наук: В 3 т. — М.: Мысль, 1977. 471 с.

20. Гусейнов А. А. Античная этика. М.: Гардарики, 2003. - 270 с.

21. Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика. М.: Гардарики, 2002. - 472 с.

22. Древнеримская философия. От Эпиктета до Марка Аврелия. Харьков: Фолио, 1999.-830 с.

23. Ерохин А. К. Августин: чем мы обязаны нашим учителям // Религиоведение. 2007. - № 1. - С. 121-132.

24. Ильин И. А. О сопротивлении злу силою // Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. - С. 40-138.

25. Карсавин Л. 77. Св. Августин и наша эпоха // Августин. Pro et Contra. Антология. СПб.: РХГИ, 2002. - С. 389-399.

26. Коплстон Ф. Ч. История средневековой философии. М.: Энигма, 1997. -512 с.

27. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М.: Наука, 1993. - 379 с.

28. Лейбниц Г. В. Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла // Лейбниц Г. В. Сочинения: В 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1989. - С. 49-554.

29. Лобов Д. В. Язык этического дискурса блаженного Августина Гиппонского // Вестник МГЛУ. Язык в мире дискурсов. Человек и концептосферы. Вербализация в дискурсе. М.: РЕМА, 2009. - Вып. 560. - С. 135-146.

30. Лосев А.Ф. Августин // Августин. Pro et Contra. Антология. СПб.: РХГИ, 2002.-С. 822-853.

31. Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. М.: Политиздат, 1991. — 367 с.

32. Лосский КО. Мир как осуществление красоты. М.: Прогресс-Традиция, 1998.-416 с.

33. Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. Латинская Патристика. М.: Мысль, 1979. - 432 с.

34. Майоров Г. Г. Философия как искание Абсолюта. Опыты теоретические и исторические. М.: УРСС, 2004. - 416 с.

35. Марру А.-И. Святой Августин и августинианство. Долгопрудный: Вестком, 1999.-207 с.

36. Назаров В. Н. Прикладная этика. М.: Гардарики, 2005. - 302 с.

37. Писарев JI. И. Учение бл. Августина, епископа Иппонского, о человеке в его отношении к Богу. Казань, 1894. - 250 с.

38. Платон. Государство // Сочинения: в 4 т. Т. 3. М.: Мысль, 1994. - С. 79420.

39. Платон. Тимей // Сочинения: в 4 т. Т. 3. М.: Мысль, 1994. - С. 421-500.

40. Платон. Филеб // Сочинения: в 4 т. Т. 3. М.: Мысль, 1994. - С. 7-78.

41. Плотин. Космогония. М.: Ваклер, 1995. - 304 с.

42. Плотин. О диалектике // Вопросы философии. 2002. - №. 2. - С. 145-153.

43. Плотин. О добродетели // Вопросы философии. 2002. - №. 8. - С. 141155.

44. Плотин. О первом благе и других благах // Вопросы философии. 2003. -№9.-С. 165-176.

45. Плотин. О том, что такое живое существо и что такое человек // Вопросы философии. 2003. - №. 9. - С. 152-164.

46. Плотин. Трактаты I-II. М.: ГЖ, 2007. - 485 с.

47. Плотин. Шестая эннеада. Трактаты VI-IX. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2005.-410 с.

48. Попов И. В. Личность и учение блаж. Августина. Сергиев Посад, 1917. -470 с.

49. Проблема зла и теодицеи: Материалы междунар. конф. Москва, ИФ РАН, 6-9 июня 2005 г. М., 2006. 239 с.

50. Селиверстов В. Л. Августин в русской интеллектуальной традиции //Августин. Pro et Contra. Антология. М.: РХГИ, 2002. - С. 3-24.

51. Селиверстов В. Л. Этюды по онтологии Аврелия Августина. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. 192 с.

52. Соловьёв В. С. Духовные основы жизни. — СПб.: Магик-Пресс, 1995. — 145 с.

53. Соловьев В. С. Оправдание добра: Нравственная философия // Соч.: В 2 т. -М., 1998.-С. 47-581.

54. Столяров А. А. Свобода воли как проблема европейского морального сознания. -М.: ГЛК, 1999. 208 с.

55. Трубецкой Е. Н. Миросозерцание блаженного Августина // Блаженный Августин. Творения. Теологические трактаты. СПб.: Алетейа, 1998. - С. 681-750.

56. Философия и этика: сб. научных трудов. К 70-летию академика А. А. Гусейнова. -М.: Альфа-М, 2009. 800 с.

57. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М.: Высшая школа, 1991. - 512 с.

58. Эриксен Т. Б. Августин. Беспокойное сердце. М.: Прогресс-Традиция, 2003.-384 с.

59. Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М.: Республика, 1994. 527 с.

60. Arendzen J. P. Manichaeism // The Catholic Encyclopedia. s.l., 1910. - P. 200-220.

61. Augustin D'Hippone. Sermons pour la Paque // Sources Chretiennes. Paris: Cerf, 1996.-380 p.

62. Augustinus Hipponensis. De ciuitate Dei // Corpus Christianorum, Series Latina. Vol. 47-48. Turnhout: Brepols, 1955. CETEDOC Library of Latin Christian texts Электронный ресурс. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).

63. Augustinus Hipponensis. De doctrina Christiana // Corpus Christianorum, Series Latina. Vol. 32. Turnhout: Brepols, 1962. - P. 1-167. CETEDOC Library of Latin Christian texts Электронный ресурс. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).

64. Augustinus Hipponensis. De libero arbitrio // Corpus Christianorum, Series Latina. Vol. 29. Turnhout: Brepols, 1970. - P. 211-321. CETEDOC Library of Latin Christian texts Электронный ресурс. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).

65. Augustinus Hipponensis. De moribus Manichaeorum // Patrologia Latina / Migne.Vol. 32. Paris, 1841 s. - C. 1309-1378. CETEDOC Library of Latin Christian texts Электронный ресурс. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).

66. Augustinus Hipponensis. De musica // Patrologia Latina / Migne.Vol. 32. — Paris, 1841 s. C. 1081-1194. CETEDOC Library of Latin Christian texts Электронный ресурс. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).

67. Augustinus Hipponensis. Enarrationes in Psalmos // Corpus Christianorum, Series Latina. Vol. 38-40. Turnhout: Brepols, 1956. CETEDOC Library of Latin Christian texts Электронный ресурс. — 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).

68. Augustinus Hipponensis. In Iohannis euangelium tractatus // Corpus Christianorum, Series Latina. Vol. 36. Turnhout: Brepols, 1954. CETEDOC Library of Latin Christian texts Электронный ресурс. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).

69. Augustinus Hipponensis. Regula tertia uel Praeceptum. — Paris, 1967. CETEDOC Library of Latin Christian texts Электронный ресурс. 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).

70. Augustinus Hipponensis. Sermones // Patrologia Latina / Migne.Vol. 38-39. -Paris, 1841 s. CETEDOC Library of Latin Christian texts Электронный ресурс. 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).

71. Bohlin Т. Die Theologie Des Pelagius Und Ihre Genesis. Uppsala, 1957. - 104 s.

72. Bonner G. St. Augustine of Hippo. Life and Controversies. London, 1963. -420 p.

73. Burt D. X. Friendship & society. An introduction to Augustine's practical philosophy. Cambridge: Grand Rapids, 1999. - 439 p.

74. Clark M. T. Augustine. London, 1994. - 346 p.

75. Ferguson J. Pelagius. A historical and theological study. Cambridge: W. Heffer & sons Ltd, 1956. - 206 p.

76. Johnson P. D. Virtus: Transition from the Classical Latin to De Civitate Dei // Augustinian Studies. Vol. 6. Villanova University, 1975. - P. 117-125 .

77. Kotersky J. W. St. Augustine on the Moral Law // Augustinian Studies. Vol. 11. Villanova University, 1980. - P. 65-79.

78. Lancel S. Saint Augustin. Paris: Librairie Artheme Fayard, 1999. - 792 p.

79. Lavere G. J. The Political Realism of Saint Agustine // Augustiian Studies. Vol. 11.-Villanova University, 1980.-P. 135-145.

80. Liddel-Scott. A Greek-English Lexicon. Oxford: ClarendonPress, 1996. -2042 p.

81. MacQeen D. J. The origin and dynamics of society and the state according to st. Augustine // Agustinian Studies. Vol. 4. Villanova University, 1973. P. 73103.У

82. Marrou H.-I. Saint Augustin et l'augustinisme. Paris: Editions du Seuil, 1995. -189 p.

83. Meara J. The Young Augustine. London, 1954. - 348 p.

84. Meer F. Van Den. Augustine the Bisbop. London., 1961. - 679 p.

85. Neusch M. Initiation a Saint Augustin. Paris: Cerf, 1996. - 277 p.

86. Newman A. H. Introductory essay on the manichaean heresy // A select library of the Nicene and post-Nicene Fathers of the Christian Church. Edinburgh: T&T Clark. Vol. IV. s.a. - P. 4-32.

87. О'Daly G. Augustine's philosophy of mind. London: Duckworth, 1987. - 340 P

88. Oxford Latin Dictionary. Oxford: Clarendon Press, 1968. - 2126 p.

89. Saint Augustin. Philosophie, catechese, polemique. — Paris: Gallimard, 2002. -357 p.

90. Stark J. Ch. The Problem of Evil: Augustine and Ricoeur // Agustinian Studies. Vol. 13.- Villanova University, 1983. P. 111 -123.

91. Tertullianus. De anima // Corpus Christianorum, Series Latina. Vol. 2. -Turnhout: Brepols, 1954. P. 781-869.

92. Zumkeller A. Augustine's ideal of the religious life. New York: Fordham University Press, 1986. - 460 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.