Социальные функции обыденного сознания тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Путилин, Александр Иванович

  • Путилин, Александр Иванович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2009, Таганрог
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 146
Путилин, Александр Иванович. Социальные функции обыденного сознания: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Таганрог. 2009. 146 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Путилин, Александр Иванович

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. Концептуальные и методологические особенности исследования обыденного сознания.22.

1.1. Эволюция понятия и проблемы обыденного сознания.22.

1.2. Проблемное поле исследования обыденного сознания.29.

1.3. Социокультурный контекст исследования обыденного сознания .50.

Глава 2. Проявления обыденной стратегии сознания в обществе.68.

2.1. Основание обыденного сознания и его существенные характеристики .68.

2.2. Социальные функции обыденной стратегии сознания.90.

2.3. Особенности формирования обыденного сознания в современную эпоху.105.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социальные функции обыденного сознания»

Актуальность темы исследования. Исследование проблемы сознания, его индивидуального и общественного измерения традиционно для всей истории философской мысли. Модернизационные и интеграционные процессы, происходящие в обществе, начиная со второй половины XX века, естественным образом отразились как на всем общественном сознании, так и на тех формах, которые специализируются на его познании. Справедливо полагая, что знание закономерностей и функций индивидуального и общественного сознания является одним из весомых оснований для предсказуемого и контролируемого развития общества в целом, исследователи сосредотачивают свои усилия на выработке эффекптыых методов-технологий в междисциплинарных исследованиях общественного сознания, надеясь на получение синергетического эффект. В этой ситуации многократно возрастет роль социальной философии, которая интегрирует и коррелируе! эти исследования. Методологический «азарт» специалистов различных отраслей обществознания своевременно возвращается исследователями социальной философии в русло онтологической укорененности общественной проблематики, социально-культурной обусловленности и категориальной точности и эвристичности. Недооценка же названных факторов в междисциплинарных исследованиях общества является общим местом.

Работы по социальной проблематике демонстрируют скорее готовность выявлять особенности тех или иных форм общественного сознания, чем определиться с онтологией, необходимыми предикатами, доминантами и детерминантами самого общественного сознания. Еще реже можно встретить сравнение общественного и индивидуального сознания, тем более фрагментарен анализ необходимых моментов архитектоники того и другого. Неявно исследователями под вопрос ставится сама правомерность употребления категории общественного сознания. Нередко ее элиминация связана с заменой категорией «культура» и редукцией к индивидуальному сознанию, его простому сложению. Практически не разработано понятие обыденного сознания. Учитывая стремительный рост потребности учета специфики обыденного сознания, его атрибутивных свойств и экзистенциальных характеристик, границ и возможностей его манипулированием, его социальных функций, актуальность его исследования, как в рамках специальных обществоведческих дисциплин, гак и в рамках современной социальной философии представляется очевидной.

Понятие обыденного сознания в отличие от проблемы им выражаемой, несмотря на регулярное употребление исследователями, отсутствует в качестве специальной категории практически во всех отечественных словарях и энциклопедиях. Вероятно, понятие «обыденное сознание» большинством исследователей по умолчанию считается самоочевидным, так как ничем другим нельзя объяснить столь очевидное «невнимание» к этому термину. Традиционна и область применения понятия «обыденное сознание» отечественными исследователями - специализированные науки об обществе и социальная философия. Общим местом является и традиция рассматривать обыденное сознание на нижнем эвристическом уровне в вертикально-иерархической проекции. Но это едва ли не все конвенции отечественной диалектико-материалистической традиции в социальной философии в отношении обыденного сознания.

В энциклопедиях, базирующихся на традициях исторического и диалектического материализма, отчасти этот пробел компенсировался термином «здравый смысл». И хотя авторы словарных статей не брали на себя ответственность однозначно отождествлять понятия «обыденное сознание» и «здравый смысл», тем не менее, употребляли их через запятую, используя сходные предикаты, что не согласуется ни с требованием «бритвы Оккама», ни со смыслом понятий. В «Новой философской энциклопедии»1 элиминирован уже и термин «здравый смысл», хотя в текстах статей авторы не стали отказываться от обоих понятий, к тому же используя их необоснованно расширенную область применения: «обыденное знание, сознание, познание, мышление, язык, культура и т.д.». Учитывая устойчивую потребность в использовании этого термина, «неопределенность» теоретического конструкта «обыденное сознание» должна быть преодолена.

В социальных исследованиях и учебных пособиях, имеющих обьектом рассмотрения общество, понятие «обыденное сознание» используется регулярно. Как правило, оно традиционно в контексте социальной философии, несколько реже встречается в гносеологии. Общим местом является известная гегелевско-марксистская традиция истолкования обыденного сознания как «низшего уровня общественного сознания». Высшим уровнем на этой шкале признается научно-теоретический2. Обыденное сознание в этой традиции эвристично уже тем. что наиболее выпукло обнаруживает фундаментальные интересы социальных групп, классов. Затем, в силу своей неразвитости оно, по общему согласию авторов, подлежало активному преобразованию путем его рационализации и целенаправленной идеологической обработки с позиций прогрессивного научно-теоретического уровня (А.Хеллер, А.Печчеи, В.А. Лефевр)3. Проблема состояла лишь в том, что трудно было найти субъекта, который бы смог «снять», преодолеть дилетантизм обыденного сознания хотя бы в большинстве .сфер своей деятельности. В связи с усиливающейся

1 Новая философская энциклопедия [Текст]: В 4 т. - М: Мысль. 2000 - 2001 - 2659 с.

2 Философский энциклопедический словарь. [Текст]- М.: Советская энциклопедия, i983.-840с.

3 Heller, A. The Sociology of Everyday Life in U. Himmelstrand, ed. The Social Reproduction of Organization and Culture, London, Beverly Hills, New Delhi: Sage Publications. 1987, -pp. 150164.; Печчеи, А. Человеческие качества. [Текст]: монография / А. Печчеи. Пер. с англ.— М.: «Прогресс», 1985. - 312 е.; Lefebvre V. A. Algebra of conscience. A comparative analysis of Avestern and Soviet ethical systems // Theory and decision library. V. 26. Dordrecht, 1982. тенденцией к узкой специализации теоретическое сознание в значительно большей степени, чем обыденное сознание теряло способность к социальной адаптации.

Вывод о необходимости детального анализа обыденного сознания обусловлен еще и тем обстоятельством, что в большинстве случаев в рамках одного исследования авторы используют понятие обыденного (сознания) в разных соотношениях и контекстах, соответственно, и эвристическая ценность в зависимости от дисциплины и смысловой пары не одинакова. Ведь представляется вполне очевидным, что обыденное (как обычное, будничное) в противопоставлении редкому и праздничному имеет очень определенную область применения и не совпадает ни с противопоставлением обыденного как типичного в отношении редкого, экстремального, патологического (в идеале оправдано разведение даже этих определений), ни с противопоставлением профанного и сакрального. Та или иная смысловая пара оказывается эвристически оправданной, методологически продуктивной, например, в исторической антропологии и культурологии и менее эффективной в социальной философии, как и наоборот. В связи с чем, в исследовании -. предполагается сосредоточить внимание на смысловых оппозициях, имеющих высокую эвристическую ценность именно в рамках социальной философии, обособив другие смысловые пары областью их продуктивного применения.

Меняется акцент исследования и получаемые результаты и в зависимости от основания, по которому проводится различие обыденного сознания в отношении необыденного. Обыденное может выделяться как по тому содержанию, которое присутствует в мышлении (по принципу общеупотребимости), так и по форме, этапу, способу освоения лкзбого содержания, месту в архитектонике мыслительных способностей.

Вполне самоценной представляется и аксиологическая составляющая исследования обыденного сознания: исследуется ли оно с позиции «сильных» и слабых» сторон современного состояния обыденного сознания в связи с имеющимися в обществе кардинальными изменениями бытия на предмет возможности влияния на него (обычно, описание ситуаций манипулирования обыденным сознанием); или ставится проблема о возможном изменении фундаментальной метафизической установки (космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм) во всех формах общественного сознания и соответствующей трансформации обыденного сознания. Последний аспект представляет особый интерес в связи с констатацией (возможно преждевременной) возникновения общества качественно нового типа - постиндустриального, информационного, антропогенного и т.д.

Стенень научной разработанности темы исследования. Термин «обыденное сознание» достаточно поздно вошел в обиход социально-философских исследований, его категориальная разработанность не отличается строгостью и обоснованностью. При этом проблемы, которые оно отражает, являются вполне традиционными для большинства направлений и этапов философской мысли. Отсутствуют обобщающие исследования проблемы и понятия обыденного сознания.

В работах А. Хеллер, А. Печчеи, В.А. Лефевра, А.Грамши4 обыденное сознание чаще всего рассматривалось как внешняя форма проявления, в основе которой лежит подлинная субстанциальная реальность: будь то производительные силы, способ производства (экономический «базис») марксизма, фундаментальные структуры в функционализме, критическая идеология представителей Франкфуртской школы неокантианства, бессознательное в психоаналитической традиции. Из этого подхода следовала необходимость регулярно соотносить обыденное сознание с прообразом, верифицировать его истинность. Общим недостатком историко

4 Gramsci, A. Philosophy, Common Sense, Language and Folklore // The Antonio Gramsci Reader: Selected Writings 1916-1935, by Antonio Gramsci, David Forgacs, and Eric J. Hobsbawm, 2000,- pp.323-362 материалистического .подхода в работах М. Ковальзона, В. Келле3, помимо активно критикуемого доминирования идеологической предопределенности выводов6, является отсутствие всеобщности в выводах авторов, о чем свидетельствует тот факт, что не всегда один и тот же базис, социальная структура или особенность формирования психики приводят к появлению одних и тех же форм обыденного сознания. Что, тем не менее, не исключает вполне очевидного рассмотрения перечисленных факторов как необходимых, но недостаточных условий и предпосылок формирования и трансформации общественного сознания, которые вполне эффективно взаимодействуют с другими факторами.

С «псевдомышлением» отождествлял обыденное сознание Э. Фромм: «Содержание наших мыслей,чувств и желаний бывает индуцировано извне, не является своим собственным настолько часто, что эти псевдоакты, пожалуй, являются правилом, а исключение составляют подлинно самобытные мысли и чувства. Псевдомышление известно лучше, чем аналогичные явления в сфере п желаний и чувств» . Его аргумент сводился к тому, что обыденное сознание людей большую часть информации воспринимает без анализа, некритически, а по прошествии некоторого времени наивно, но абсолютно убежденно, воспроизводит ее уже как свое собственное мнение. Позиция Э. Фромма сколь популярна, столь же не лишена максимализма и односторонности. Человек действительно всегда застает пред-данную ему культуру, однако, нельзя не учитывать творчески-преобразующей деятельности субъекта. Кроме того, автор, очевидно, переносит особенности индивидуальной психологии на йКелле. В.Ж. Струюура общественного сознания. [Текст]монография / В.Ж. Келле М.Я Ковальзон.-М.:Политизднт, 1964. - 226с.

Кара-Мурза, С.Г. Официальное советское обществоведение и незнание общества, в котором мы живем / С.Г. Кара-Мурза. // Электронный учебник. (http://rushistory.stsland.ru/Books/Book24.html)

7 Фромм Э. Бегство от свободы. [Текст]: монография -М.: Прогресс, 1995.- С. 162 обыденное сознание как форму общественного сознания, которое, как известно уже благодаря И.Канту, является не конституирующим объекты, а регулятивным, так как опирается на идеи разума. Нормы обыденного сознания воспроизводят в первую очередь не содержание, а форму запрета.

С конца 70-х годов XX в. обыденное сознание активно изучается отечественной исторической психологией в рамках эволюции человеческой ментальности (В.Ф. Петренко, Н.Н. Моисеев, А.П. Назаретян, Э. Янч, Д. Кристиан)8 как фактор, задающий направление глобальной эволюции. В психологии чаще всего термин «обыденное сознание» заменялся понятием «практическое мышление», однако, предикаты и акценты C.JI. Рубинштейном, О. Липманом, X. Богеном 9 употреблялись идентично традиции исторического материализма с той же расширительной оценкой влияния (технико-экономических факторов.

Обыденное сознание рассматривают и как собственный объект социальной психологии. Обращаясь к рассмотрению менталитета, говоря о массовом сознании и влиянии на него, И.Г. Дубов считает необходимым исследование психологических феноменов массового сознания, фактически признавая его -предметом психологии: «Необходимость психологического изучения менталитета различных социальных слоев и этноса в целом является для нашей страны насущной потребностью. . Любая деятельность, связанная с воздействием на массовое сознание, будь то коммерческая реклама, s Петренко, В.Ф. Психосемантика сознания. [Текст]: монография - М.: Изд-во МГУ. 1988. -208с.; Моисеев, Н.Н. Современный рационализм [Текст]: монография - М.: МГВП КОКС, 1995. - 376 е., Назаретян, А. П. Синергетика в гуманитарном знании: предварительные итоги [Текст] / А.П. Назаретян // Общественные науки и современность. - 1997. - № 2. - С. 91-98. - Библиогр. С.97-98; Янч Э. Прогнозирование научно-технического прогресса [Текст]: монография - М.: Прогресс, 1974.- 586с.; Кристиан, Д. К обоснованию Большой (Универсальной) истории [Текст] / Д. Кристиан // Общественные науки и современность. - 2001. - № 2. - С. 137-146. - Библиогр. С. 145-146

4 Панкратов, А.В. Практическое и обыденное мышление: иолиопосредованность, субъективность и стратегичность. [Текст]: автореф канд. псих, наук./А.В. Панкратов

Ярославль, 2003.- 28с.; политический маркетинг, снятие межнациональной напряженности или организация народного образования, нуждается в точном знании специфического для данной культуры содержания указанных выше психологических феноменов» 10.

В контексте взаимодополнителыюсти биологического и социального в психическом развитии вели анализ психологической структуры и предприняли попытку выявить сущность обыденного сознания А.Г. Асмолов, Б.Г. Ананьев, А.В. Петровский, Б.Ф. Ломов; деятельностный подход в анализе обыденного сознания осуществили JI.C. Выготский, СЛ. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, К.А.; психосемантический подход к изучению обыденного сознания применяли А.Г. Шмелев, В.Ф. Петренко. А.Р. Лурия11. Выводы исследователей ограничивались преимущественной характеристикой обыденного сознания как пракшческн ориентированного, образного, гносеологически несостоятельного.

Однако и делать выводы о субстанциальности обыденного сознания представляется преждевременным, как и не ясна эвристическая ценность противопоставления обыденного сознания по рефлективной паре категории: субстанциальное - акцидентальное. В связи с чем представляется необходимым

10 Дубов И.Г. Феномен менталитета: психологический анализ [Текст] / И.Г. Дубов // Вопросы, психологии. № 5. "1993.- С.28

Асмолов, А.Г. Деятельность и установка. [Текст]: монография. - М.: МГУ, 1979. - 144 е.; Ананьев, Б.Г. Психология чувственного познания. [Текст]: монография - М.: Наука, 2001. - 279 е.; Петровский, А.В. К психологии активности личност/А.В. Пстровский // Вопросы психологии.- 1975.-№ 3. С.26-38.; Ломов, Б. Ф. Об исследовании законов психики. /Б.Ф. Ломов // Психологический журнал. - 1982, - № 1. - С. 18—30.; Выготский, Л.С. Мышление и речь /Выготский J1.С.// Собр. соч. в б it. - М.: Педагогика, 1982. - Т. 2. -504 е.; Рубинштейн, С.Л. О мышлении и путях его исследования. [Текст]: монография -М.: АН СССР, 1958. - 152 е.; Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. [Текст]: монография - М.: Политиздат, 1975. - 302 е.; Абульханова-Славская, К.А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии нсследования[ Гекст] / К.А. Абульханова-Славская // Социальная психология в трудах отечественных психологов - СПб.: Питер, -2000. - С. 289 -314.; Шмелев, А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теорегико-мегодологические основания и психодиагностические возможности. [Текст]: монография - М.: Изд-во Моск. Ун-та, - 1983. — 180 е.; Петренко, В.Ф. Психосемантика сознания. [Текст]: монография - М.: Изд-во МГУ. 1988. -208с.; Лурия, А.Р. Язык и сознание. [Гекст]: монография - Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998. - 416с. в значительной степени отвлечься от вертикального гносеологического аспекта и обратить внимание на горизонтальную онтологическую плоскость, в которой сосуществуют не уровни, а определенные стратегии, интенции, «силы» общественного сознания.

Существенное внимание обращается в диссертационном исследовании на смысловые оппозиции, по отношению к которым рассматривается обыденное сознание. Противопоставлению одной из самых популярных у исследователей категориальных пар «профанного» и «сакрального» посвящено большое количество исследований ставших классическими: М. Элиаде, Б.Вандельфельс,

1 'У

Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, JT. Леви-Брюль, Р. Кайуа и др. Данная смысловая пара оказывается эвристически оправданной, методологически более продуктивной в исторической антропологии и культурологи ш малоэффективной в социальной философии, как и наоборот. Так очень часто, благодаря известной, традиции (феноменологии Э. Гуссерля, социальной 1 феноменологии А.Шюца, социологии знания П.Бергера и Т.Лукмана) понятие «обыденное сознание», по сути, отождествляли с понятием «жизненный мир» и «повседневность». Что, впрочем, имело и многих критиков с разных позиций:

12 Элиаде, М.Священное и мирское.[Текст]:монография - М.:Изд-во МГУ, 1994. - 144 с; Вандельфельс, Б. Повседневность как плавильный тигль рациональности[Текст]/ Б. Вандельфельс // Социо-Логос., Вып., 1, - М. : Прогресс, 1991. - С. 39-50; Дюркгейм, Э. Элементарные формы религиозной жизни. /Э. Дюркгейм //Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиеведения. М., 1998. С.174-231; Парсонс, Т. Современный взгляд на дюркгеймову теорию религии. /Г. Парсонс // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. - М., 1996. - С. 170 - 190.; Леви-Брюль, J1. Первобытное мышление.

Психология мышления. Текст]^монография- М: Пзд-во МГУ, 1980. - 220с.;Кайуа, Р. Миф и человек. Человек и сакральное. [Текст]^монография - М.: ОГИ, 2003, - 296с. u Гуссерль, Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология [Текст] /Э. Гуссерль// Философия как строгая наука. - Новочеркасск. Изд: Агентство Сагуна, 1994. Гл. 1. - С.66-94.; Щюц, А. Структура повседневного мышления. [Текст] / А. Щюц // Социс. Вып 2. - М.: Наука, 1988.- С. 129-137; Бергер, П. Религиозный опыт и традиция.[Текст]/П.Бергер// Религия и общество: хрестоматия по социологии религии. М.: Наука, 1994. - Ч. 1. - С.212 - 229

Р. Леффлер, H.B. Мотрошилова14. Но если очевидна методологическая ценность исследования обыденного как повседневного, например, у X. Ортега и Гассет15 (повседневность имеет тендерное истолкование) и в историческом исследовании школы «Анналов» (М.Блок, Ж. Ле Гофф)16, культурологическом исследовании Ф.Ареса, Й. Хейзинга, Ф. Броделя, Л.Стоуна, Ж. Дюби17, социологическом исследовании А. Лефевра18, то в философском исследовании общества приоритетными являются не особенные, а всеобщие моменты общественного сознания. Поэтому не всегда представляется уместным прямое копирование продуктивной в специальных областях методологии и перенесение их на почву философии, как это часто наблюдается англо-американской традиции19. Более продуктивной является попытка разведения понятий обыденного и повседневного20.

14 Касавин, II. Т. Анализ повседневности. [Текст]: монография / И.Т. Касавин, С.П. Щавелев // - М: Канон+, Рос. акад. наук, Ин-т философии.- 2004. - 430 с.

15 Ортега-и-Гассет X. Этюды о любви [Текст]: сборник / Х.Ортега-и-Гассет // Эс1етика. Философия культуры - М.: Искусство, 1991 - С.426

16 Блок, М. Феодальное общество./М.Блок// Сочинения в 2 т. М.: Изд-во им. Сабашниковы, 2003. - 504 е.; Ле Гофф, Ж. Средневековый мир воображаемого. [Текст]:монографияг Пер. с фр. — М.: Изд. группа «Прогресс», 2001. - 440 с.

17 Арьес, Ф. Человек перед лицом смерти. ,[Текст]:монография - М.: Прогресс - Прогресс-Академия, 1992. - 528с.; Хейзинга, Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня.

Текст]-.монография - М. : Прогресс-Академия, 1992. - 464 е.; Бродель, Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVI1I вв. Структуры повседневности. Возможное и невозможное./Ф. Бродель// Собр. соч.: в 3 томах. Т. 1. Изд: Весь мир, 2007. -592 е.; Stone, L. The Revival of Narrative: Reflections on a new old history// Past and Present.Vol.85.1979. - pp.3-24.; Дюби, Ж. Европа в Средние века. [Текст] ^монография -Смоленск: Полиграмма, 1994. - 316с.

18 Лефевр А. Повседневное и новседневность[Текст] / А. Лефевр // Социологическое обозрение Том 6. № 3. 2007,- С.33 - 36: Lefebvre, Н. Critique of everyday life (Vol. I), published by Verso. 1991, - 282 pp.; Lefebvre, H. Critique of everyday life (Vol. 2). published by Verso. 2002,-378 pp.; Lefebvre, IL Critique of everyday life (Vol. 3). published by Verso. 2008, - 180 pp.; Lefebvre, H. Everyday Life in the Modern World. London: Transaction Publishers. 1994-206 pp.

19 Thrangu, K. R. Everyday Consciousness and Primordial Awareness // Publisher: Snow Lion Publications; Reprint edition , 2007 - 128 pp.; Thrangu, K. R. Everyday Consciousness and Buddha-Awakening //The Journal of Asian Studies. Vol. 62, No. 2 (May, 2003), pp. 679-680 doi: 10.2307/3096321; Wilson, C. Everyday Consciousness is a Liar. London: Hutchinson 1966. Reprint (Harrap 1985); Edwards D. Unconscious Influences on Discourses About Consciousness: Ideology, State-Specific Science and Unformulated Experience /'/ Indo-Pacific

В связи с этим проблемное поле может быть ограничено анализом эвристической ценности преимущественно двух оппозиций: обыденное -научно-теоретическое и обыденное - рефлективное. Анализ именно этих пар категорий и позволил получить вполне обоснованные положительные выводы о природе и социальных функциях обыденного сознания.

Кроме того, представляется необходимым отметить, что имеющаяся сейчас традиция исследовать обыденное сознание в контексте «образа жизни»21 и его типичных» черт, выявлять экзистенциальные характеристики обыденного

22 сознания , представляет повышенный интерес в контексте изменения социальных условий и развитием информационных технологий. При этом, однако, обращается внимание на то, что вполне очевидная и оправданная постановка проблемы требует более детального разведения как по предметному полю23 (большинство экзистенциальных характеристик относятся к философской или культурной антропологии24, социальной психологии25, этике и культурологии, а не к характеристикам обыденного как особенности общественного сознания), так и по методологии26, являющейся в некоторых из

Journal of Phenomenology, Volume 5. Edition 1 April 2005 - pp.1- 20; Mavratsas, C.V. National Identity and Consciousness in Everyday Life: Towards a Sociology of Knowledge of Greek-Cypriot Nationalism // Nations and Nationalism, Volume 5, N 1, Publisher: Blackwell Publishing, 1999 , - pp. 91-104(14)

20 Козырьков, В. П. Образы повседневноеги и проблема их целостное!и [Текст]: материалы четвертой межвузовской научной конференции - Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2002. - Вып. 4. - С.5-30.

21 Орлова, Э.А. Социокультурное пространство обыденной жизни. [Текст] - учебное пособие / Э.А. Орлова - М.:ГАСК, 2002. - 104с. Золотухина-Аболина, Е.В. Философия обыденной жизни. Экзистенциальные проблемы. [Текст]: курс лекций. / Е.В. Зологухина-Аболина- Ростов-на-Дону: Феникс. ЛР11Ц Феникс, 1994.- 139с.

Вальденфельс, Б. Повседневность как плавильный тигль рациональноегн[Текст]/ Б. Вальденфельс // Социо-Логос., Вып., 1, - М.; Прогресс, 1991. - С. 39-50

24 Верещагина, Г. Н. Проблема человека: экзистенциально-антропологический анализ : [ Гекег]: автореф дис. канд. ист. наук / Верещагина Г. Н. - М., Ставрополь, 2005.- 32 с

25 Breisach, Е. Introduction to Modem Existentialism. New York, 1962, p.220

26 Сухачев, В.Ю. Тематическое и нетематизируемое в аналитике Lebenswelt [Текст] / В.Ю. Сухачев // Очерки по феноменологической философии: сб. науч. работ. — Санкт-Петербург: Изд: СПбГУ, 1997, - С.111-130. этих исследований27 преимущественно особенной, эмпирической. Еще одним характерным штрихом к последним отечественным разработкам обыденного сознания является тот факт, что подавляющее их большинство проходит по категории учебных и методических пособий.

Появляющиеся новейшие диссертационные исследования обыденного сознания в рамках социальной философии имеют две ярко выраженные тенденции: понятие обыденного сознания в них берется без дополнительного обоснования в традиции исторического материализма как низший уровень (что дополнительно свидетельствует о необходимости представленного исследования) и в контексте описания взаимодействия обыденного сознания с одной из форм общественного сознания28, что свидетельствует лишь о безграничности феноменов обыденного сознания в формах культуры, но не о-компаративном эвристическом и аксиологическом анализе концептуальных подходов, и тем более не о возможности их интеграции на основе простого, перечисления. В диссертации используется подход к проблеме обыденного сознания В.В. Богданова, в рамках которого этот теоретический конструкт рассматривается в горизонтально-онтологической плоскости29.

Объект исследования - обыденное сознание.

Предмет исследования - социальные функции обыденного сознания.

Цель исследования - определение социальных функций обыденного сознания, исходя из выявленного контекста истолкования понятия обыденного

27 Сергодсева, Е.А. Изменение структур повседневности в процессе адаптации к ситуации глобализации [Текст] / Е.А. Сергодсева // Проблемы адаптации к процессам глобализации: стразовый, общенациональный и глобальный уровни: сб. науч. работ. — Невинномысск, НГГТИ, 2006, С. 15-26

28 Никитина, И: В. Закономерности взаимодействия обыденного сознания и искусства как основания социокуль-турной системы [Текст]: автореф. докт. филос. наук : спец.: 09.00.11 / И. В. Никитина ; Алтайский государственный университет ; науч. коне. В. А. Ельчанинов - Барнаул, 2006. - 32 е.; Швецова, Н.А. Феномен харизмы в общественном сознании. [Текст]: автореф дисс. канд. филос.наук/Н.А. Швецова - Пермь: ПГУ, 2007. - 29с.

29 Богданов В.В. Экзистенциальный характер обыденного сознания человека в информационную эпоху [Текст]: Учебное пособие./В.В. Богданов// - Таганрог: Издательство ТТИЮФУ, 2007,-221с. сознания. Данная . цель раскрывается путем решения следующих исследовательских задач:

- выявить содержательное наполнение и необходимые предикаты понятия обыденного сознания в истории философских исследований объективных форм духа;

- определить место обыденного сознания в архитектонике мыслительных способностей, его онтологический статус, отношение к часто употребляемым, в качестве близких по смыслу, понятиям здравого смысла, менталитета и т.д.;

- рассмотреть смысловые оппозиции, в которых употребляется понятие обыденного сознания, их эвристическую ценность и вытекающую отсюда сферу применения;

- обосновать необходимость преимущественного обращения в контексте. социально-философского исследования к изучению категориальной пары «обыденное» и «рефлективное». Исследовать взаимообусловленность «обыденного» и «рефлективного»;

- определить социальные функции обыденного сознания, вытекающие из его необходимых и достаточных предикатов;

- выявить социальные .институты, преимущественно осуществляющие те или иные социальные функции обыденного сознания, а также проанализировать возможность учета социальных функций обыденного сознания в условиях стремительной трансформации современного общества. . .

Методологические основы исследования

Социально-философское исследование принципиально опирается на диалектическую позицию, согласно которой метод «вытекает», «диктуется» содержанием. В связи с этим представляется некорректным в исследовании социально-философской проблематики внешним образом «накладывать» на всеобщее содержание особенные специализированные методы социологии и других обществоведческих дисциплин. Анализ генезиса и становления понятия обыденного сознания с необходимостью предполагает диалектическое единство исторического и логического подходов. Однако это не только не исключает, но и предполагает использование синергетического эффекта междисциплинарных импликаций, сравнительных конкретно-исторических, культурологических, антропологических методов и подходов в тех случаях, когда требуется проверка выдвигаемой гипотезы или демонстрация ее социокультурных феноменов и следствий.

Отсутствие в истории становления понятия и проблемы обыденного сознания устойчивых конвенций представителями разных философских направлений и сколько-нибудь очевидного поступательно-прогрессивного развития не позволяет выявить диалектического снятия исследователями предшествующих интерпретаций, что дает возможность применять преимущественно компаративистский анализ в соответствии с предметным полем рассмотрения.

Данное исследование позволяет фиксировать синхронные соответствия (в контексте исследования истории понятий Г. Гадамера) и диахронные последовательности . (в контексте исследования истории проблем) интерпретаций понятия обыденного сознания и их эвристической ценности в связи с господствующей фундаментальной метафизической установкой и социально-исторической, культурной ситуацией. по возможности экстраполируя их на современность. В ситуации плюрализма категориальных интерпретаций критерием выделения того или иного смыслового наполнения избрана эвристическая ценность понятия в рамках философской концепции. Функциональное назначение понятия обыденного сознания в определенной традиции соответственно предполагает истолкование смысловых полей.

Наличие множественности смысловых оппозиций, в которых используется понятие обыденного сознания, предполагает на основе анализа проблемы и понятия выделить приоритетные области, в которых исследуемое понятие оказывается функциональным. Переход от выделенного в исследовании эвристического смысла понятия обыденного сознания позволяет обратиться к проблеме, им обозначаемой. Результаты культурологических, конкретно-социологических и политологических исследований позволили зафиксировать социальные институты, в которых реализуются социальные функции обыденного сознания.

В целом в диссертационном исследовании применяется комплексный, междисциплинарный, системно-методологический, проблемно-понятийиый подходы в полном соответствии с общенаучными и логическими методами.

Научная новизна исследования состоит в целостное ги осмысления понятия и проблемы обыденного сознания и может быть выражена в следующих результатах:

- выявлены содержательное наполнение и необходимые предикаты понятия обыденного сознания в истории классических и постклассических философских исследований объективных форм духа, в культурологических и социологических контекстах, а также отношение к часто употребляемым в качестве близких по смыслу понятиям здравого смысла, менталитета и т.д.;

- рассмотрены смысловые оппозиции, в которых употребляется понятие обыденного сознания, их эвристическая ценность и вытекающая отсюда сфера эффективного применения. Рассмотрена связь понятия обыденного сознания с другими, близкими и сопоставимыми с ним понятиями; выявлены сходство и различие подходов к этой категории в различных концепциях. Исследованы генезис понятия и проблемы обыденного сознания, его источники и предпосылки, выявлена историческая и логическая необходимость рассматриваемой категории в рамках историко-культурных традиций;

- обоснована - необходимость обращения в контексте социально-философского исследования к изучению категориальной пары «обыденное — рефлективное». Исследована диалектическая взаимообусловленность обыденного и рефлективного как двух противоположно направленных интенций, стратегий и «сил» для форм общественного сознания. Обоснована гипотеза о том, что в переходные и кризисные периоды состояние общественного сознания приобретает известные «центробежные» и револтоционаристские черты в связи с приближением к «критической массе» роста, «удвоения» рефлективной стратегии за счет трансформации части обыденной стратегии сознания в свою противоположность.

- определено место обыденного сознания в архитектонике мыслительных способное гей и его онтологический статус. Обоснована необходимая связь между понятиями обыденного сознания и габитуса, а также обоснована возможность рассмотрения концепта «габитус» в качестве доминирующего социального ядра обыденного сознания;

- определены социальные функции обыденного сознания, вытекающие из его необходимых и достаточных предикатов;

- выявлены социальные институты, преимущественно осуществляющие те или иные социальные функции обыденного сознания, а также проанализирована возможность учета социальных функций обыденного сознания в условиях стремительной трансформации современного общества.

Положения, выносимые на защиту

1. Повышенный интерес к исследованию обыденного сознания возникает как необходимый результат ориентации общественного сознания на субъект-объектную антропоцентрическую установку, в рамках которой социальная реальность в значительной степени конструируется в сознании ее обычного носителя.

2. Холистский онтологический приоритет общественного сознания над относительной суверенностью индивидуального сознания и принципиально внеличностный характер габитуса и формируемого им менталитета, являются той методологической эвристически оправданной предпосылкой, на основании которой только и возможно обосновать теоретический конструкт - обыденное сознание.

3. Обыденное сознание эвристически оправданно рассматривать не в гносеологическом вертикально-иерархическом измерении, а в горизонтальной онтологической плоскости, где сосуществуют не уровни, а определенные стратегии, интенции, «силы» в любой форме общественного сознания. Обыденная и рефлективная стратегии, относительно уравновешивающие друг друга в любой форме общественного осознания в периоды стабильности, могут г свидетельствовать о социальной дисгармонии в случае доминирования одной из них.

4. Основной социальной функцией обыденной интенции сознания в противоположность рефлективной является его консервативно-сохранная направленность, позволяющая транслировать традицию через институты образования и социализации. В исследовании выявлено, что форма запрета является специфической характеристикой обыденного сознания как всеобщей и необходимой интенции общественного сознания, в отличие от характеристик индивидуального сознания.

5. Стабилизационная и защитная функции обыденной стратегии реализуется в механизмах диверсификации социальных активов и верификации, эволюционной ассимиляции инноваций и воплощаются преимущественно в институте семьи, в преемственности и постепенной ротации власти, а также на психологическом уровне в периоды высокой динамики социальных процессов, информационной перегруженности - в выработке механизмов адаптации через формы игровой и художественной культуры.

6. Диалектическая и коммуникативная функции обыденной стратегии в противоположность рефлексии, которая на определенном этапе в принципе не нуждается в Другом, обнаруживаются в приоритете интересов целого, органического единства и в конечном итоге превращают вступающего в диалог индивида в социальное существо. Укорененность той или иной стратегии в определенной форме социальной организации свидетельствует о необходимой связи одних социальных институтов с другими, преимущественно реализующими противоположную стратегию. Тем самым, рассматривая диалектику понятия на примере обыденного сознания, мы осознанно и планомерно можем моделировать и изменять социальную реальность.

Научно-теоретическая значимость исследования. Теоретическая значимость диссертации состоит в новых перспективах исследования обыденного сознания, в контексте социальной онтологии, социальной антропологии и культурологии. Выводы диссертационного исследования позволяют в новом ракурсе рассмотреть такие проблемы социальной философии как соотношение общественного и индивидуального сознания, структурного взаимодействия социально значимых сфер и индивидуального сознания. Результаты анализа концептуальных установок обыденного сознания позволяют выделять принципы и критерии стабильности социальных систем и их эффективности. Значимость исследования заключается в разработке теоретических оснований для решения таких проблем как повышение социальной адаптации, выявления необходимых приоритетов для принятия политических и управленческих решений. Выводы, полученные в ходе проведенной работы, могут найти применение при изучении дисциплин социально-гуманитарного блока: социальной философии, культурологии, политологии, социологии, философской антропологии, а также при чтении специализированных курсов по философии сознания.

Апробация работы. Результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на региональных научных конференциях, на Международной конференции «Медиа как предмет философии» 16 — 17 ноября 2007 года в Санкт-Петербурге, на 55-ой конференции аспирантов и студентов ТТИ ЮФУ, на кафедре истории и философии Таганрогского технологического института ЮФУ. Основные положения и выводы диссертационного исследования нашли отражение в пяти публикациях автора (три из них в журналах, рекомендованных ВАК) общим объемом 1,2 п.л.

Структура диссертации включает введение, 2 главы, состоящие из параграфов, заключения и списка использованной литературы. Деление диссертации на две главы обусловлено логикой исследования и полученными результатами.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Путилин, Александр Иванович

Заключение

Таким образом, учет концептуальных и методологических особенностей исследования обыденного сознания позволил прийти к следующим выводам. Анализ историко-философских источников, опирающихся на разные фундаментальные метафизические установки (космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм) позволил зафиксировать две традиции. Одна из которых опирается на единую онтологию сознания и разные, но равнозначимые формы его проявления в любом особенном сознании, другая - настаивает на принципиальной иерархии и подчиненности мыслительных способностей. В рамках первой, уклон общественного сознания в сторону той или иной формы свидетельствует об особенностях культурно-исторической парадигмы, ее уникальности и плюрализме форм идентификации и самореализации. В рамках второй, актуально конструирование общественного устройства в соответствии с более «прогрессивной» элитарной формой сознания и «исправление», коррекция низшей.

Холистская онтологическая установка в социальных исследованиях позволила констатировать приоритет общественного сознанця над относительной суверенностью индивидуального сознания. Она представляется той методологической эвристически оправданной предпосылкой, на основании которой только и можно обосновать теоретический конструкт — обыденное сознание. И наоборот, атомистическое представление об обществе и общественном сознании, как номеналистском объединении по общим признакам индивидуального бытия и сознания отдельных людей вывело бы предпринятое исследование из сферы социальной философии к позитивному социологическому анализу.

Обосновано выделение социального ментального основания, оправдывающего применение понятия обыденного сознания и его устойчивую доминантную форму - габитус. Проблемное поле сосредоточено вокруг исследования обыденного сознания в смысловой оппозиции с рефлексией, как момента, интенции любого сознания. Обосновано, что ни одна из интенций не может рассматриваться как «главная», субстанциальная, «высшая»; ни одна из интенций не снимает другую. Обыденная стратегия, «сила» сознания рассматривается в противопоставлении рефлективной стратегии и имеет функциональной целью достижение единства, самотождественности, устойчивости, целостности, очевидности и простоты. Рефлективная стратегия раздваивает, разъединяет, изменяет, усложняет, ввергает в скепсис, неуверенность, необходимость процесса удостоверения. Мерой усиления той или иной направленности сознания за счет другой является здравый смысл.

Социокультурный контекст исследования обыденного сознания позволяет соотнести обыденное сознание с исторически возникавшими формами общественного сознания. Рассмотрение мифа как исторически первичной праформы обыденной и рефлективной стратегий сознания в контексте принципа диалектического отрицания позволяет оценить мифологию как снятую, подчиненную форму любой современной формы общественного и-- -индивидуального сознания.

Эстетика позволила обыденному сознанию рассматривать природу как целостный момент социальности. Образы процессов природы, преобразованные в знаково-символические формы, а также антропоморфизация естественных стихий смягчали суровость природных катаклизмов и придавали высокий смысл проявлениям «космоса». Такая идеализация оказалась ценна вовсе не благодаря невежеству. Эстетическая трансформация природы очеловечивала ее создавая подобие коммуникации. Обыденная направленность сознания тяготеющая к устойчивости, надежности, отсутствию раздвоенности, находила формы и способы реализации этих человеческих потребностей.

Отношение обыденного сознания и науки так же не представляется возможным рассматривать как оппозицию. Действительной оппозицией обыденному в научном познании выступают формы скепсиса, парадокса, незавершенности, которые в обыденной стратегии имеют место только в игровых практиках. Обыденное сознание, со своей стороны, регулярно ассимилировало достижения науки, активно формируя дисперсионную рациональную среду. Научное знание, в свою очередь, с необходимостью всегда использовало аппарат обыденного сознания. При этом влияние науки на коммуникативную и прагматически ориентационную способность обыденного сознания последовательно ослабевало. Нарастающее внимание к понятию «жизненного мира», а также необходимость понимания собственных оснований обыденным сознанием стали очевидны только тогда, когда само развитие и усложнение наук не позволило «делать из научных открытий какие-либо обязывающие выводы для общей культурной ориентации».164 Поэтому-обыденное сознание эвристично соотносить только в качестве имманентной стратегии противостоящей рефлексии, имеющих место в обеих формах.

В равной степени неоправданным представляется и противопоставление . t *-обыденного сознания и философии. Обыденное сознание вовсе не чуждо всеобщности, скорее наоборот, именно обыденное сознание чаще любой другой формы склонно возводить свой частный опыт во всеобщность, называя его «житейской мудростью» и, соответственно, более склонно стихийно философствовать. В этом непрофессиональном философствовании проявляется вполне оправданная стратегия локально систематизировать картину мира в соответствии с культурными, национальными, возрастными, профессиональными и прочими особенными тематизациями. Оно пытается сформировать участок представляемой, удерживаемой в сознании окружающей

164 Люббе, Г. Наука и религия после Просвещения: об утрате культурной значимое in научных представлений о мире[Текст] / Г. Люббе // Наука в культуре: сб. науч. работ. - М.: Эдиториал УРСС, 1998. -С. 288. ' реальности доступный пониманию, оправданию, пригодности для существования в нем в соответствии со своими ментальными способностями. Обыденная стратегия сознания создает целостный, локально систематизированный, внутренне дифференцированный и иерархизированный образ окружающей реальности, в котором оно может выжить, чувствовать себя относительно комфортно, уместно и обоснованно. Обыденная стратегия позволяет приспособиться к любым условиям с целью выживания, прочности, самотождественности, т.е. быть свободным сознанием. Эту стратегию не может изменить ни уровень образования, ни степень компетентности, ни классовая принадлежность. Такая философия чаще всего оказывается ограниченной, но в своих особенных пределах она всеобща и необходима.

Таким образом, рассмотрена связь этого понятия с другими категориями, как родственными понятию обыденного сознания, так и соотносимыми с ним; выявлено сходство и различие подходов к этой категории в различных концепциях; обоснована необходимая связь между понятиями обыденного сознания и менталитета и габитуса; выявлено содержательное наполнение и необходимые предикаты понятия обыденного сознания в истории классических и постклассических философских исследований объективных форм духа, культурологических и социологических контекстах; отношение к часто употребляемым в качестве близких по смыслу понятиям здравого смысла, менталитета и т.д.; рассмотрены смысловые оппозиции, в которых употребляется понятие обыденного сознания, их эвристическая ценность и вытекающая отсюда сфера эффективного применения; обоснована необходимость преимущественного обращения в контексте социально-философского исследования к исследованию категориальной пары «обыденное - рефлективное»; определено место обыденного сознания в архитектонике мыслительных способностей и его онтологический статус; исследована диалектическая взаимообусловленность обыденного и рефлективного как двух противоположно направленных интенций, стратегий и «сил» всех форм общественного сознания; дедуцированы социальные функции обыденного сознания, вытекающие из его необходимых и достаточных предикатов; выявлены социальные институты, преимущественно осуществляющие те или иные социальные функции обыденного сознания; проанализирована возможность учета социальных функций обыденного сознания в условиях стремительной трансформации современного общества; обоснована гипотеза о том, что в переходные и кризисные периоды состояние общественного сознания приобретает известные «центробежные» и революционаристские черты в связи с приближением к «критической массе» роста, «удвоения» рефлективной стратегии за счет трансформаци части обыденной стратегии сознания в свою противоположность.

Повышенный интерес к исследованию обыденного сознания возникает как необходимый результат ориентации общественного сознания на субъект-объектную антропоцентрическую установку, в рамках которой социальная реальность в значительной степени конструируется в сознании ее обычного носителя. В исследовании обоснован феномен виртуализации обыденного сознания и показаны некоторые элементы виртуальной дисперсионной среды, базирующиеся на присущем обыденному сознанию фикционализме. Холиетский онтологический приоритет общественного сознания над относительной суверенностью индивидуального сознания и принципиально внеличностный характер габитуса как его сущностного момента являются той методологической эвристически оправданной предпосылкой, на основании которой только и возможно обосновать теоретический конструкт - обыденное сознание. Обыденное сознание эвристически оправданно рассматривать не в i гносеологическом вертикально-иерархическом измерении, а в горизонтальной онтологической плоскости, где сосуществуют не уровни, а определенные стратегии, интенции, «силы» в любой форме общественного сознания.

Обыденная и рефлективная стратегии, относительно уравновешивающие друг друга в любой форме общественного осознания в периоды стабильности, могут свидегельсгвовать о социальной дисгармонии в случае доминирования одной из них. Основной социальной функцией обыденной интенции сознания в противоположность рефлективной является его консервативно-сохранная направленность, позволяющая транслировать традицию через институты образования и социализации.

Стабилизационная и защитная функции обыденной стратегии реализуется в механизмах диверсификации социальных активов и верификации, эволюционной ассимиляцией инноваций и воплощаются преимущественно в институте семьи, в преемственности и постепенной ротации власти; на психологическом уровне в периоды высокой динамики,социальных процессов., информационной перегруженности - в выработке механизмов адаптации через формы игровой и художественной культуры. Диалектическая к коммуникативная функции обыденной стратегии в противоположность рефлексии, которая на определенном этапе в принципе не нуждается в Другом, обнаруживаются в приоритете интересов целого, органического единства и в конечном итоге превращают вступающего в диалог индивида в социальное существо. Тем самым, рассматривая диалектику понятия на примере обыденного сознания, мы осознанно и планомерно можем моделировать и изменять социальную реальность.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Путилин, Александр Иванович, 2009 год

1. Абульханова-Славская, К.А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования Текст. / К. А. Абульханова-Славская // Социальная психология в трудах отечественных психологов - СПб.: Питер, - 2000. - С. 289-314.

2. Ананьев, Б.Г. Психология чувственного познания. Текст.: монография М.: Наука, 2001. - 279с.

3. Антипов, Г.А., Проблема периодизации историко-философского процесса с позиций представления о рефлексии Текст. /Г.А.Антииов, О.А.Донских// Проблемы рефлексии: сб. науч. работ. Новосибирск: "Наука", 1987. С. 176-228.

4. Апресян, Р.Г. Смысл жизни. /Р.Г. Апресян// Ценности гражданского общества и личность. -М.: Гардарики 2001.- С. 160-167. ,„,, ,

5. Арьес, Ф. Человек перед лицом смерти. .Текст.монография М.: Прогресс - Прогресс- Академия, 1992. - 528с.

6. Асмолов, А.Г. Деятельность и установка. Текст.: монография: т-М.: МГУ, 1979. 144с.

7. Асмолов, А.Г. Личность как предмет психологического исследования. Текст.: монография. -М.: МГУ, 1984. 103с.

8. Баранов,С.Т. Законы обыденного сознанияТекст./С.Т.Баранов//Вестник СевКавГ ГУ. Серия "Гуманитарные науки", №1 (11). 2004. С. 18 - 28

9. Барт, Р. Мифологии Текст.: монография М., Изд: им. . Сабашниковых - 2004. - 320с.

10. Белановский, С.А. Глубокое интервью Текст.: учеб. метод, пособие /С.А. Белановский. - М.: Никколо-Медиа. - 2001- 320с.

11. Бек, У. Общество риска: на пути к другому модерну. Текст.: монография /У. Бек М.: Прогресс -Традиция, 2000. - 384 с.

12. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. Текст.: монография М.: Academia, 1999.-782 с.

13. Бергер, П. Религиозный опыт и традиция.Текст./П.Бергер// Религия и общество: хрестоматия по социологии религии. М.: Наука, 1994. 4.1. - С.212 — 229

14. Бессмертный, Ю. Л. Жизнь и смерть в средние века: очерки демографической истории ФранцинТекст.: монография -АН СССР. Ин-т всеобщей истории. М.: Наука, 1991. - 239с.

15. Бестужев-Лада, И.В. «Эффект футурофобии» в обыденном и„« бюрократическом сознании Текст. /И.В. Бестужев-Л ада //Социологические исследования. 1990. № 11. - С. 76-77. - ^

16. Бестужев-Лада, И.В. Технология прогнозных разработок социальных процессов. Текст.: монография / И.В. Бестужев-Лада, Г. А. Наместникова М.: НПО «Поиск», 1992 - 97с. " - ,

17. Биглов, Ю.Ш. Психологические проблемы/Ю.Ш. Биглов// Мир как большая гонка. Изд: НиТ, 2001.(http://n-t.ru/tp/rnr/mbg09.htm)

18. Блок, М. Феодальное общество./М.Блок// Сочинения в 2 т. М.: Изд-во им. Сабашниковы, 2003. 504с.

19. Богданов, В.В. Понятие субстанции в классической европейской философии. Текст.: монография. научное издание., Таганрог: ТРТУ, 2002.- 193с.

20. Богданов В.В. Экзистенциальный характер обыденного сознания человека в информационную эпоху Текст.: Учебное пособие./В.В. Богданов// Таганрог: Издательство ТТИ ЮФУ, 2007.- 221с.

21. Бодрийяр, Ж. Прозрачность зла. Текст.: монография М.: Добросвет, 2000. - 258с.

22. Борн, М. Моя жизнь и взгляды. Текст.монография -2-е изд. -М, :УРСС ,2004.-162с.

23. Брод ель, Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. Структуры повседневности. Возможное и невозможное./Ф. Бродель // Собр. соч.: в 3 гомах. Т. 1. Изд: Весь мир, 2007. 592 с.

24. Бурдье, П. Структура, габитус, практика Тексг. /П. Бурдье // Журнал социологии и социальной антропологии. Том 1. № 2. 1998. -С.44-59

25. Вальденфельс, Б. Повседневность как плавильный тигль рациональностиТекст./ Б. Вальденфельс // Социо-Логос., Вып., 1, М. : Прогресс, 1991. - С. 39-50

26. Верещагина, Г.Н. Проблема человека: экзистенциально-антропологический анализ : Текст.: автореф дис. канд. ист. наук/ Верещагина Г. Н. М., Ставрополь, 2005. - 32с.

27. Верцман, И. Здравый смысл.Текст./И.Верцман, Г.Федоров// Философская энциклопедия в 5 т. Т.2. М. 1962.-1970 С. 164-167.

28. Вилляреал Л. Вирус: существо или вещество?/ Л. Вилляреал // В мире науки. 2005. -№3. - С.60 - 65.

29. Всеобщая декларация прав человека // United Nations, 2008 (http.'Vwvvw.un.org/russian/documen/declarat/declhr.htm)

30. Выготский, Л.С. Мышление и речь /Выготский Л .С.// Собр. соч. в 6 тт. М.: Педагогика, 1982. - Т. 2. - 504 с.

31. Гадамер, Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики Текст. монография — М.: Прогресс, 1988.- 704 с.

32. Гегель, Г. Б. Ф. Философия права. Текст.: монография. -М.: Мысль, 1990.-524с.

33. Гегель, Г.В.Ф. Лекции по истории философии. /Г.В.Ф.Гегель // Собр. соч.: в 3 кн Кн.1.- СПб.: Наука, 1993.-350с.

34. Гегель, Г.В.Ф. Наука логики. Текст.: монография.- СПБ. Наука, 1997.-800с.

35. Гегель, Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Наука логики./Г.В.Ф.Гегель // Собр. соч.: в 3 томах. Т. 1. М:Мысль, 1974. -452с.

36. Гегель, Г.В.Ф. Эс1етика. /Гегель // Собр. соч.: в 4 г. Т. 3. М.Искусство, 1971. 624с.

37. Гегель, Г.В.Ф. Система наук. Часть 1. Феноменология духа. Текст.: монография. СПб: Наука, 1992. - 443с.

38. Генне, О.В. Заметки о социальной инженерии Текст./О.В. Гейне// Защита информации INSIDE. 2006. №6. - С.16-27

39. Горан, В.П. Философия. Что же это гакое? Текст. /В.П. Горан// Философия науки. 1997. - № 1 (3). - С.3-15

40. Грудницкий, П. Теория тепловых машин Текст ./ П. Грудницкий // Эксперт Казахстан - 2005, №12 (38)http://www.expert.ru/printissues/kazakhstan/2005/12/12ka-knit/)

41. Гуревич, А.Я. Древние германцы. Викинги. Текст. / А.Я. Гуревич // Избранные труды: В 4-х т. -СПб.:Университетская книга. -(Российские Пропилеи).Т. 1 1999. - 351с.

42. Гуревич, А.Я. Исторический синтез н школа "Анналов".Текст.: монография. М.: Индрик, 1993. - 328с.

43. Гуревич, А.Я. Изучение ментальностей: социальная история и поиски исторического, синтеза / А.Я. Гуревич // Советская этнография. 1988, № 6. С. 16-24.

44. Гуревич, А.Я. Средневековый мир. Текст. / А.Я. Гуревич // Избранные труды: В 4-х т. -СПб.'Университетская книга. -(Российские Пропилеи).Т.2 -1999. 560с.

45. Гуссерль, Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология Текст. /Э. Гуссерль// Философия как строгая наука. -Новочеркасск. Изд: Агентство Сагуна, 1994. Гл. 1. С.66-94,

46. Данилов, М.П. Самая опасная уязвимость Текст./ М.П. Данилов // Защита информации INSIDE. 2006. №6. - С.32-35

47. Делез, Ж. Различие и повторение. Текст.: монография СПб.— ТОО ТК «Петрополис», 1998—384с.

48. Демиховекий, В.Я. Физика квантовых низкоразмерных структур.Текст.монография/ В.Я. Демиховекий, Г.А. Вульгальтер • М.: Логос, 2000. - 248с.

49. Дубов И.Г. Феномен менталитета: психологический анализ, -< Текст. / И.Г. Дубов // Вопросы, психологии. № 5. 1993,- С.20-29

50. Дыльнов Г.В. Об основном понятии "социологии жизни" Текст. // Дыльнов Г.В., Климов В.А / Социологические исследования. № 4. 2003. С.12-19.

51. Дюби, Ж. Европа в Средние века. Текст.монография Смоленск:

52. Полиграмма, 1994. 316с. < *

53. Дюркгейм,;Э. Элементарные формы религиозной жизни. /Э.

54. Дюркгейм //Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиеведения. М„ 1998. С. 174-231 .

55. Ермаханова, С.А. Теория модернизации: история и современность Текст./С.А. Ермаханова// Актуальные проблемы социально-экономического развития: взгляд молодых ученых : Сб.науч.тр. — Новосибирск : ИЭОПП СО РАН, 2005. Разд. 2. - С. 233-247.

56. Завалншина, Д.Н. Практическое мышление: специфика и проблемы развития. Текст.: монография. М.: ИП РАН, 2005. -386с.

57. Золотухина-Аболнна, Е.В. Философия обыденной жизни. Экзистенциальные проблемы. Текст.: курс лекций. / Е.В. Золотухина-Аболина Ростов-на-Дону: Феникс, ЛРНЦ Феникс, 1994. - 139с.

58. Иноземцев, В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. Текст.: монография М.: Логос, 2000. - 304с.

59. Исаев А.П. Развитие способностей к управленческой рефлексии //

60. Элитариум Центр дистанционного образования. 2008 r.(hUp://w\vw.elitarium.ru/2008/06/25/uchimsjarefleksii.html)

61. Кайуа, Р. Миф и человек. Человек и сакральное. Текст.монография М.: ОГИ, 2003, - 296с.

62. Канг, И. Критика чистого разума. /И.Кант // Собр. соч.: в 6 т. -М.:Мысль, 1964 .- Т.З. 799с.

63. Кара-Мурза, С.Г. Манипуляция сознанием. Текст.: монография. -Москва. Изд: ЭКСМО, 2007. 864с.

64. Кара-Мурза, С.Г. Официальное советское обществоведение и незнание общества, в котором мы живем / С.Г. Кара-Мурза. // Электронный учебник. (http://rushistory.stsland.ru/Books/Book24.html)

65. Касавин, И.Т. Где живет Повседневность?// Знание в связях социальности. Сборник статей ИФ РАН. М, 2003.-С.43-49

66. Касавин, И.Т. Мир науки и жизненный мир человека Текст. /И.Т. Касавин // Наука и религия. Междисциплинарный и кросс-культурный подход: науч. тр. Ин-т философии РАН. - М.: Канон+. 2006. - С.59-78.

67. Касавин, И . Т. Анализ повседневности. Текст.: монография / И.Т. Касавин, С.П. Щавелев // М: Канон+, Рос. акад. наук, Ин-т философии,- 2004. - 430 с.

68. Кассирер, Э. Философия символических форм. /Э. Кассирер//Соч. в 3 томах. Т. 3. М.-СПб.: Университетская книга. 2002. - 398с.

69. Катастрофическое сознание в современном мире в конце 20 века. Текст. // Материалы международных исследований ИС РАН и университета штата Мичиган. Москва- София-Ист Лансинг, США, 1999.-452с.

70. Келле, В.Ж., Структура общественного сознания.

71. Текст.монография / В.Ж. Келле М.Я Ковальзон.-М.:Политиздаг, 1964. -226с.

72. Козырьков, В. П. Образы повседневности и проблема их целостности Текст.: материалы четвертой межвузовской научной конференции Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2002. - Вып. 4. - С.5-30.

73. Кожаева, С,Б. Антиномия "сакрального" "обыденного" и ее воплощение в западной и русской музыкальной традиции. Текст.монография - Волгоград. Изд: ВолГУ, 2005. - 190 с.

74. Кондаков, Н. И. Логический словарь. Текст.: монография / Н. И. Кондаков Академия наук СССР. Институт философии. М. Наука. 1971г.- 656с.

75. Кондаков, Н.И. Здравый смысл. /Н.И. Кондаков И Логический словарь.-М.: Наука, 1971.- С. 159

76. Коноплец, Е.С. Интенсификация информационного обмена как фактор антропологического кризиса в современном обществе: тезисы доклада Текст. / Е.С. Коноплев // Интеллектуальная собственность в гуманитарном измерении. — М.: РГГУ, 2005. Вып. 6. - С. 246-248.

77. Краткая философская энциклопедия, Текст. М.: Энциклопедия, 1994.- 576с.

78. Кристиан, Д. К обоснованию Большой (Универсальной) истории

79. Текст. / Д. Кристиан // Общественные науки и современность. 2001. - № 2. - С. 137-146. - Библиогр. С.145-146

80. Лазарев, Г.М. Наука побеждать Текст. / Г.М. Лазарев // Защита информации INSIDE. 2006. - №6. - С.36-37

81. Ле Гофф, Ж. Средневековый мир воображаемого.

82. Текст.монография: Пер. с фр. — М.: Изд. группа «Прогресс», 2001. -440 с.

83. Левек П. Эллинистический мир. Текст.: монография / П. Левек // М: Наука ГРВЛ, 1989. 252 с.

84. Леви-Брюль, Л. Первобытное мышление. Психология мышления. Текст.монография- М: Изд-во МГУ, 1980. 220с.

85. Лекторский, В.А. Часть 2. Проблемы и принципы эпистемологии: новое рассмотрение /В.А. Лекторский// Эпитемология классическая и неклассическая Москва УРСС - 2001-С.103-136

86. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Текст.: монография-М.: Политиздат, 1975.-302с.

87. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики. Текст.: монография -М., МГУ, 1972.-565 с.

88. Лефевр А. Повседневное и повседневностьТекст. / А. Лефевр // Социологическое обозрение. 2007, Том 6. № 3. С.33 - 36

89. Лиотар, Ж.-Ф. Состояние постмодерна. Текст.: монография Спб.: Алетейя, серия "Gallicinium 1998. 160с.

90. Лосев, А.Ф. Философия мифология культура Текст.: монография — М: Политиздат, 1991. 525с.

91. Ломов, Б. Ф. Об исследовании законов психики. /Б.Ф. Ломов // Психологический журнал. 1982, № 1. С. 18 - 30.

92. Лурия, А.Р. Язык и сознание. Текст.: монография Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998. -416с.

93. Люббе, Г. Наука и религия после Просвещения: об утрате культурной значимости научных представлений о мире Текст. / Г. Люббе // Наука в культуре: сб. науч. работ. М.: Эдиториал УРСС, 1998. - С. 278-292.

94. Маклюэн, Г. М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека Текст. монография —М.; Жуковский: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2003. — 464с.

95. Марков, Б.В. Философская антропология.- Тексг.: учебник СПб, Изд: Лань. 1997.-384 с.

96. Мерцалов, В. Рождение сознания. Происхождение человека. Текст.:мон,ография М., 1998. - 168с.

97. Моисеев, Н.Н. Современный рационализм Текст.: монография -М.: МГВП КОКС, 1995.-376 с.

98. Моль, А.А. Социодинамика культуры. Текст. монография -Изд:

99. ЛКИ, Издание 3 2008 - 416с.

100. Назаретян, А. П. Синергетика в гуманитарном знании: предварительные итоги Текст. / А.П. Назаретян // Общественные науки и современность. 1997. - № 2. - С. 91-98. - Библиогр. С.97-98

101. Новая технократическая волна на Западе. Текст.: Сб. ст. : Переводы М.:Прогресс, 1986.- 450с.

102. Новая философская энциклопедия Текст.: В 4 т. М.: Мысль, 2000 -2001 -2659 с.

103. Овчаренко, В.И. Дисперсионная рациональная среда Текст. / В.И. Овчареико//Постмодернизм. Энциклопедия. Мн.:Интерпрессервис; -Книжный Дом. 2001. - С. 240-241

104. Орлова, Э.А. Социокультурное пространство обыденной жизни. Текст. учебное пособие / Э.А. Орлова - М.:ГАСК, 2002. - 104с.

105. Ортега-и-Гассет X. Этюды о любви Текст.: сборник / Х.Ортега-и-Гассет // Эстетика. Философия культуры М.: Искусство, 1991 - 588 с.

106. Оруджев, 3?М. Способмышления эпохи и принцип априоризма //З.М.Оруджев// Вопросы философии. №5. 2006 - С. 18-33.

107. Островский Н.А. Как закалялась сгаль. Текст.: роман / И.;А Островский //.- М.: Современник, 1980. 364с

108. Панкратов, А.В. Практическое и обыденное мышление: полиопосредованность, субъективность и стратегичность. Текст.: автореф канд. псих, наук./ А.В. Панкратов Ярославль, 2003.- 28с.

109. Парсонс, Т. Современный взгляд на дюркгеймову теорию религии. /Т. Парсонс // Религия и общество. Хрестоматия посоциологии религии. М., 1996. - С. 17,0 - 190.

110. Петренко, В.Ф. Психосемантика сознания. Текст.: монография -М.: Изд-во МГУ. 1988. -208с.

111. Петренко, В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику : исследование форм репрезентации в обыденном сознании. Текст.: монография. М.: МГУ, 1992.- 400 с.

112. Петровский, А.В. К психологии активности личности/А.В. Петровский // Вопросы психологии.- 1975.- № 3. С.26-38.

113. Петров Ю.А, Практическая методология. Текст.: монография / Петров Ю.А., Захаров А.А // М.: Диалог- МГУ, 1999.- 107 с.

114. Печчеи, А. Человеческие качества. Текст.: монография / А. Печчеи, Пер. с англ.— М.: «Прогресс», 1985. — 312 с.

115. Попова И.М. Повседневные идеологии Текст. / И.М. Попова // Социологический журнал. 1998. № 3/4. - С.5 -21.

116. Поппер, К. Р. Предположения и опровержения: Рост научного знания: Текст.: монография.— М.: ООО «Издательство ACT »: ЗАО НПЛ «Ермак», 2004. — 638с.

117. Раппопорт, С. Художественное представление и художественный образ. Текст. / С. Раппопорт // Эстетические очерки: Вып 3. М.: Музыка, 1973. - С. 45-94.

118. Ратнер, М. Нанотехнология: простое объяснение очередной гениальной идеи. Текст.: монография/М.Ратнер, Д. Ратнер Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2004. - 240с.

119. Рачипа А.В. Обыденное сознание населения среднего города России в социологическом измерении (на примере города Таганрога) Текст.: монография Изд: ТТИ ЮФУ, Таганрог, 2008. -131с.

120. Рубинштейн, С.Л. О мышлении и путях его исследования. Текст. монография -М.: АН СССР, 1958. 152 с.

121. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. Текст.: учебное пособие СПб.: Изд-во «Питер», 1999. - 720 с.

122. Семаш, А.Ю. Трансформация обыденного знания, или Наука в популярном изложении. /Ю.А. Семаш// Сборник материалов конференции. Серия "Symposium", Вып. 29. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество. - 2003. - С.413-420

123. Сидоров, М.А. Магия "напо". Эволюция современной электроники: от нанонауки к нанобизнесу. Текст.: монография/ М.А. Сидоров - М: Компания Спутник плюс, 2005. - 120 с.

124. Смирнов, М.Ю. Российское общество между мифом и религией. Исторнко-социологический очерк. Текст.: монография -СПб., 2006. -220с.

125. Соколов, Э.В. Самопознание науки как век гор культуры XXI века. Текст. / Э.В. Соколов //Векторы развития культуры на грани тысячелетий : Материалы науч. конф. С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств СПб., 2001. - С.47-58

126. Соколов, Э.В. Четыре «науки» 21 века./Э.В. Соколов// Человек. №1 -2002.-С. 5-18

127. Сорель, Ж . Размышления о насилии. Текст.: монография М .: Польза, 1907-225с.

128. Суханцева, В.К. Хайдеггер: к онтологии обыденности./В.К.

129. Суханцева // Фшософсью дослщження. Выпуск 4. - Луганськ, 2003. -238 с.

130. Сухачев, В.Ю. Тематическое и нетематизируемое в аналитике Lebenswelt Текст. / В.Ю. Сухачев // Очерки по феноменологической философии: сб. науч. работ. — Санкт-Петербург: Изд: СПбГУ, 1997, -С.111-130.

131. Тойнби, А» Дж. Уход -и-возврат /А. Дж. Тойнби//Постижение истории: сборник М.: Прогресс, 1991.- С.261-293

132. Тоффлер, Э.Шок будущего. Текст.: монография — М.: ООО «Издательство ACT», 2002. — 557с.

133. Уэбстер, Ф. Теории информационного» общества. Текст.: монография — М.: Аспект Пресс, 2004.— 400 с.

134. Февр, Л. Бои за историю. Текст.: монография / Л. Февр -М.: "Наука".-1991. -529с.

135. Федоровских, А. А. Трансформация сакрального и профанного в обществе: миф религия - идеология : Автореф. дис. канд. филос. наук: 09.00.11 / А. А. Федоровских. - Екатеринбург : Урал. гос. ун-т, 2000.-20 с.

136. Фейербах Л. Основные положения философии будущего.

137. Фейербах Л. //Избр. филос. произв. в 2 т. T.l. М., 1955. С. 168.

138. Философский энциклопедический словарь. Текст.- М.: Советская энциклопедия, 1983.- 840с.

139. Философия. Основные идеи и принципы Текст. / А.И. Ракитов [и др.].—М.: Политиздат, 1990.-367 с.

140. Фромм Э. Бегство от свободы. Текст.: монография -М.: Прогресс, 1995.-256 с.

141. Хейзинг, И. Homo ludens. В тенн завтрашнего дня.

142. Текст.монография М. : Прогресс-Академия, 1992. - 464 с.

143. Швецова, Н.А. Феномен харизмы в общественном сознании.

144. Текст.: автореф дисс. канд. филос.наук /Н.А. Швецова Пермь: ПГУ, 2007.-29с.,

145. Шеллинг, Ф.В.Й. Система трансцендентального идеалнзма./Ф.В.Й. Шеллинг// Соч. в 2-х томах. Т.1. М.:Мысль, 1987. -С.236-237.

146. Шенкао, М.А. Основы философской танатологии. Текст.: монография Черкесск: КЧТИ, 2002. - 252 с.

147. Шкуратов, В.А. Историческая психология на перекрестках человекознания/ В.А. Шкуратов // Одиссей. Вып 1 М.: Наука, 1991.-С.59-60.; Шкуратов В.А, Историческая психология. Текст.: учебное пособие/ В.А. Шкуратов - М,: 1997 - 505с.

148. Шматко, Н.А. "Габитус" в структуре социологической теории Текст. / Н.А.Шматко// Журнал социологии и социальной антропологии. Том 1. № 2. 1998 С. 60-70.

149. Шмелев, А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. Текст.: монография — М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1983. -180 с.

150. Шухов, А. Теория здравомысленных решений./ А Шухов// Сайт Концепция "Двух продолжений" Философия природы, общества и познания (http://nounivers.narod.ru/ofir/csens.htm)

151. Щюц, А. Структура повседневного мышления. Текст. / А. Щюц // Социс. Вып 2. М.: Наука, 1988.- С.129-137

152. Щюц, А. Формирование понятий и теории в общественных науках Текст. / А. Щюц // Американская социологическая, мысль: сб. научных работ. М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 481-496.

153. Элиаде, М. Священное и мирское.Текст.монография М.:Изд-во МГУ, 1994. - 144 с.

154. Янч Э. Прогнозирование научно-технического прогресса Текст.: монография М.: Прогресс, 1974.- 586с.

155. Barlow, J. P. Selling Wine Without Bottles on the Global Net: The Economy of Mind on the Global Net. In High Noon on the Electronic Frontier : Conceptual Issues in Cyberspace (P Ludlow (ed).MIT Press, MA, 1996)

156. Bernays, E. L. Crystallizing Public Opinion New York, Boni and Liveright, 1923 -218 pp.

157. Bernays, E. L. The Engineering of Consent Normair.University of Oklahoma Press. 1956 246 pp.

158. Breisach, E. Introduction to Modem Existentialism. New York, 1962, -220 pp.

159. Derrida, J. Geschlecht: sexual difference, ontological difference in The

160. End (s) of Metaphysics. // Research in Phenomenology Atlantic Highlands, N. J., 1983, Pittsburgh vol.13, pp.65-83.

161. Edwards, D. Unconscious Influences on Discourses About Consciousness: Ideology, State-Specific Science and Unformulated Experience // Indo-Pacific Journal of Phenomenology, Vol. 5, Edition 1 April 2005-pp.1-20

162. The Antonio Gramsci Reader: Selected Writings 1916-1935, by Antonio Gramsci, David Forgacs, and Eric J. Hobsbawm, 2000, 439 pp.

163. Gibson, E. The influence of referential processing on sentence complexity / E. Gibson, T. Warren // Cognition Vol. 85, Issue I, 2002, P. 79-112

164. Grubler, A. The Rise and Fall of Infrastructure: Dynamics of Evolution and Technological Change in Transport. Heidelberg: Physica-Verlag, 1990.-305pp.

165. Heller, A. The Sociology of Everyday Life in U. Himmelstrand, ed. The Social Reproduction of Organization and Culture, London, Beverly Hills, New Delhi: Sage Publications, 1987, pp. 150-164.

166. Jeffreys S.The Industrial Vagina: The Political Economy of the Global

167. Sex Routledge, 2008 264 pp

168. Lipmann,0, Bogen,H. Naive Physik Leipzig Verlag von HJohann Arabrosius Barth 1923 -202 pp.

169. Lefebvre, H. Critique of everyday life (Vol. 1). published by Verso. 1991, -282 pp.

170. Lefebvre, H. Critique of everyday life (Vol. 2). published by Verso. 2002,-378 pp.

171. Lefebvre, H. Critique of everyday life (Vol. 3). published by Verso. 2008,- 180 pp.

172. Lefebvre, H. Everyday Life in the Modern World. London: Transaction Publishers. 1994-206 pp.

173. Luckmann, B. The Small Life-Worlds of Modern Man // Social Research, Vol 37, No.4, 1970,. pp.580-596

174. Lynch, Z. Neurotechnology and Society (2010-2060) // Annals of the New York Academy of Sciences. Vol.1013. 2004. - pp.229-233.

175. Mavratsas, C.V. National Identity and Consciousness in Everyday Life: Towards a Sociology of Knowledge of Greek-Cypriot Nationalism //Nations and Nationalism, Volume 5, N 1, Publisher: Blackwell Publishing, 1999, pp.91-104

176. McNeill, J.R. Something New Under the Sun: An Environmental History of the 20th-century World. New York: Norton, 2000.- 416 pp.

177. McKinley, P. K. Composing Adaptive Software / P. K. McKinley, Seyed Masoud Sadjadi, E. P. Kasten, Betty Cheng // IEEE Computer Society, V. 37, No 7, 2004 -P.58

178. Milmo C. Fury7 atDNA pioneer's theory: Africans are less intelligent than Westerners // The independent. 2007http://^'Ww.indcpendent.co.uk/ncws/science/fury-at-dna-pioneers-theory-africans-are-1 ess-intell igent-than-westerners-3 94 8 98 .html)

179. Post, D. New Wine, Old Bottles: The Case of the Evanescent Copy, The American Lawyer, 17(4), pp.103-104.

180. Ryle, G. Ordinary Language // Philosophy and Ordinary Language, Urbana, 1960, pp.108-127.

181. Smith, B. The Structures of the Common-Sense World // Acta Philosophica Fennica, Vol.58, 1995, -pp.290-317

182. Stone, L. The Revival of Narrative: Reflections on a new old history// Past and Present.Vol.85, 1979. pp.3-24.

183. Thrangu, K. R. Everyday Consciousness and Buddha-Awakening // The Journal of Asian Studies, Vol. 62, No. 2, pp. 679-680

184. Thrangu, K. R. Everyday Consciousness and Primordial Awareness // Publisher: Snow Lion Publications; Reprint edition , 2007 128 pp.

185. Vandersypen, L. M. K., Steffen, M., Breyta, G., Yannoni, C. S., Sherwood, M. H., Chuang, 1. L. Experimental realization of Shor's quantum factoring algorithm using nuclear magnetic resonance // Nature. Vol.414. 2001. - pp.883-887

186. Wilson, C. Everyday Consciousness is a Liar. London: Hutchinson 1966. Reprint (Harrap 1985) 203 pp.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.