Социальные и этно-этические аспекты культуры общения адыгов: Социологический анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.06, кандидат социологических наук Овсянникова, Татьяна Анатольевна

  • Овсянникова, Татьяна Анатольевна
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 1999, Майкоп
  • Специальность ВАК РФ22.00.06
  • Количество страниц 161
Овсянникова, Татьяна Анатольевна. Социальные и этно-этические аспекты культуры общения адыгов: Социологический анализ: дис. кандидат социологических наук: 22.00.06 - Социология культуры, духовной жизни. Майкоп. 1999. 161 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Овсянникова, Татьяна Анатольевна

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I. Культура общения как предмет научного исследования

1. Общение - способ существования культуры

2. Универсальные нормативно-ценностные основания 22 культуры общения.

3. Нравственные основы общения и их типология

Глава II. Специфика социальных отношений адыгов и их 50 отражение в этикете.

1. Социальная природа этикета

2. «Адыгэ хабзэ» - регулирующая система поведения 70 адыгов.

3. Общечеловеческое и национальное в адыгском 89 этикете.

4. Трансляция культуры общения

Глава III. Роль национального этикета в формировании 124 нравственного общества.

1. Роль этикета в гуманизации нравов общества

2.Социальные перспективы национального этикета 135 адыгов.

Заключение

Список использованной литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социальные и этно-этические аспекты культуры общения адыгов: Социологический анализ»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В культуре каждого народа всегда присутствует всеобщее, особенное и единичное, то есть национально-специфическое. В совокупности они представляют собой факторы, объединяющие данную нацию с другими, отличающие ее от других^ а также обеспечивающие единство представителей отдельной конкретной нации.

Нельзя понять жизнь нации, ее поступки и действия, если не учитывать ее историю, культуру, язык, традиции и другие особенности. Так, без анализа социальной детерминанты межнациональных отношений невозможно разобраться в сути межнациональных конфликтов, или, наоборот, обеспечить достаточно продуктивное национальное сотрудничество.

Нации различаются не только в социально-историческом плане, им присущи также определенные антропологические, психологические, характерологические признаки, проявляющиеся в их культуре, языке, поведении и мышлении. В этой связи можно в известной мере согласиться с французским социологом и антропологом Г. Лебоном, который считал, что «каждый народ обладает душевным строем, столь же устойчивым, как его анатомические особенности, от него-то и происходят его чувства, его убеждения, его верования и его искусства».1

Современный взгляд на культуру исходит из эмпирически наглядного факта множественности национальных культур, их качественного различия и своеобразия. Сегодня нельзя говорить о культуре как о чем-то, лишенном внутренних границ и специфических

1 Лебон Г. Психология народов. - СПб., 1898, с.5.

особенностей. Мир, в котором мы живем, сложен и многообразен, чему соответствует и многообразие культур.

В период радикальных реформ общества, как правило, люди разных национальностей остро интересуются истоками своих культур, приобщаясь к ним, к своим древним традициям, они осознают свою принадлежность к нации, свое единство с множеством себе подобных. Прошлое своего народа, корни его культуры, веками сложившиеся нормы поведения, вызывают живейший интерес, связанный с осознанием, возможно, инстинктивным, глубинной связи между собственной судьбой и судьбой всей культуры.

Приобщение к своей культуре не означает безразличия к культурам других народов. «Культурный человек - это не тот, кто много читал классических произведений, много слушал классическую музыку и т.д., а тот, который обогатился всем этим, которому открылась глубина мысли прошедших веков, душевная жизнь других, который много понял и, следовательно, стал терпимее к чужому, стал все это чужое понимать. Отсюда приобрел уважение к другим народам, к их культуре, верованиям.»1

Время побуждает людей разных наций искать общие точки соприкосновения. Учитывая все государственные, социальные, национальные различия, необходимо найти общий подход к общечеловеческим проблемам. Это немыслимо без обмена духовными ценностями, развитие которого является актуальной задачей, тем более неотложной в условиях, когда есть опасность негативных последствий технического прогресса, который, интенсифицируя связи между

1 Лихачев Д. С. Агрессивность "бездуховности". // Литературная газета. - 1990, 30 мая.

народами, придает их культурам однобокий рационально-утилитарный характер, ущемляя духовное начало в природе человека, стремление к доброму и прекрасному.

Отличительной чертой российской цивилизации является ее полиэтнический, поликультурный характер. Исторически сложилось так, что большое число народов и этнических групп с незапамятных времен стали жить не только рядом друг с другом, но и вместе друг с другом. При этом их культуры оказываются включенными, встроенными в общероссийскую культуру, составляя с ней единое целое. И сегодня понять, как они развивались и как будут развиваться, можно только рассматривая их в связи с общероссийской культурой.

В условиях современного состояния российского общества проблема духовности является чрезвычайно актуальной. В обществе происходит стремительное падение традиционных ценностей и нарастает стихийное формирование новых, более значительными из которых становятся внешние показатели материального успеха. Чрезвычайно тревожно отсутствие какой-либо целенаправленной и научно разработанной программы воздействия на этот процесс.

В этих условиях особую важность приобретает исследование корней, сущности и форм проявления традиций, утверждающих такие высокие принципы, как честь, достоинство, толерантность, доброжелательность и другие, могущие служить ступеньками возрождения или поддержания общечеловеческих ценностей. Они же содержатся главным образом в национальных этикетных нормах, формировавшихся и развивавшихся в течение сотен и тысяч лет.

В связи с этим большую актуальность приобретает изучение национальных форм общения, а также этикетных норм, которые могли бы стать образцом воспитания новых поколений, в повороте их от абсолютизации научно-технического прогресса к гуманистическим ориентирам и ценностям. Те или иные элементы национальной культуры общения, возможно, смогли бы стать неким регулятором поведения, которая помогла бы со временем восстановить в обществе стабильность, упорядоченность жизни, вернуть к жизни утрачиваемые ценности и моральные принципы. Это могло бы быть осуществлено путем просветительной деятельности, преподавания этикета в школах, что ранее не практиковалось за исключением отдельных случаев. Процесс воспитания в учебном заведении, включающий в себя объяснение необходимости соблюдения правил этикета и обучение этим правилам, смог бы вернуть моральным принципам и нравственным регуляторам их утраченную силу и значение. Культура общения адыгов, вобравшая в себя опыт тысячелетнего развития, может стать одним из таких факторов. Этим и вызван интерес к данной проблеме.

Нестабильность и противоречия нашего времени, как и непостоянство и противоречивость предложенных им требований к личности, делают эту проблему еще более актуальной.

Степень научной разработанности проблемы. Исследования данной темы потребовали обращения к культурологическим, социально - философским и историческим работам, авторы которых по разному трактовали культуру общения: либо как целостный процесс, подчиняющийся закону преемственности (Балле Э.А., Бахтин М.М.,

Гадамер Х.Г., Маркарян Э.С., Швейцер А., Ясперс К.)1, либо как смену локальных культурно - исторических типов или цивилизаций (Данилевский Н.Я., Шпенглер О., Тойнби А. и т.д.)2.

Вторую группу использованных теоретических источников составили работы, посвященные теории этносов, в сущности этнических особенностей национальных культур - труды Бромлея Ю.В., Гумилева Л.Н., Данзанова С.М., Козлова В.И., Кона И.К., Котожекова Г.Г., Межуева В.М. и другие .

Третью группу работ, использованных при подготовке к диссертации, составляют - многочисленные источники исторического, этнографического и этнологического характера, конкретно описывающих специфику и особенности культуры этносов, населяющих Кавказ: адыгейцев, черкесов, балкарцев, кабардинцев.

Данных авторов можно разделить на две подгруппы. К первой относятся дореволюционные бытописатели и ученые, такие, как Дж. Интериано, К. Главани, Г. Клапрот, Т. де Мариньи, Ф.Д. де Монпере, С. Бромлевский, Дж. Белл, Н. Дубровин, а также адыгские ученые и просветители: Ш. Ногмов, С. Хан-Гирей,

1 Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. - М., 1969., Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. - М,- 1975., Гадамер Х..Г. Истинный метод. -М.1958., Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука. - М.Мир,1983., Швейцер А. Этика и культура. - М.: Прогресс, 1973., Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1991.

2 Данилевскй Н.Я. Россия и Европа. - М., 1991., Шпенглер О. Закат Европы. - М., 1993., Тойнби А. Постижение истории. - М., 1991.

3 Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. - М., 1983., Гумилев Л. Н. Этногенез и атмосфера земли. -Л., 1990., Данзалов С.М. Национальная самоидентификация: состояние, тенденции и пути гуманизации. - М., 1992, Козлов В. И. Этнос и культура// Советская этнография. 1979, № 3, Кон И.К. К проблеме национального характера. История и психология. - М., 1971., Коротеков Г.Г. Генезис национальной культуры. - Абакан, 1991, Межуев В. И. Национальная культура и современная цивилизация// Освобождение духа. - М., 1991.

А.Г. Кешев.1 Работы данных авторов носят описательный или этнографический характер.

Ко второй подгруппе относятся имена ученых и исследователей современного периода, которые освещали различные аспекты культуры общения адыгов, такие как: Б.Х. Бгажноков, Х.М. Казанов, Т.М. Керашев, Б.М. Курашинов, З.М. Налоев, В.Х. Теунов, P.A. Ханаху, А.Ю. Шадже, Ж.А. Шаов, И.А. Шоров и т.д. , которые не только описывают те или иные формы национальных культур, но и анализируют, сопоставляют, выявляя корни, а также взаимовлияния и взаимосвязи тех или иных их сторон.

Четвертую группу источников составили работы, в которых акцентировано не этническое своеобразие, а взаимодействие национальных культур. Его значение подчеркивалось в многочисленных трудах, выходивших в нашей стране в 60-80-х годах.3

Таким образом, исследования культуры общения, как мы видим, в целом охватывают довольно широкий круг проблем, но по сей день ни одна из дисциплин не располагает сколько-нибудь полным, систематизированным исследованием культуры общения,

Интериано Д. Быт и страна зихов, именуемых черкесами. - Нальчик- 1974. Главани К. Описание Черного моря и Татарии. АБКИЕА. 1974., Мариньи Т. Путешествие в Черкесию. Там же., Монпере Ф.Д. Путешествие по Кавказу. Там же. и т. д. Ногмов Ш. История адыгейского народа.

- Нальчик, 1958., Хан - Гирей . Записки о Черкесии. - Нальчик. 1978., Кешев А. Г. Характер адыгских песен. - И ПАП. 1997.

2 Бгажноков Б. X. Очерки этнографии общения адыгов. - Нальчик. 1983, Казанов X. М. Культура адыгов.- Нальчик . 1993, Тирашев А. М. Слово об адыгах (черкесах) // Сокровища курганов Адыгеи. - М., 1985 , Курашинов Б.М. В кругу друзей. - Нальчик. 1973., Налоев З.М. Этюды по истории адыгов. - Нальчик. 1978, Теунов В.Х. Обычай у нас такой. - Дон 1978, Ханаху P.A. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени. - Майкоп, 1997., Шадже А.Ю. Национальные ценности и человек. - Майкоп, 1975., Шоров И. А. Адыгская народная педагогика.

- Майкоп, 1992.

3 Отметим, в частности, следующие труды: Артановский С.Н. Историческое единство человечества и взаимовлияние культур. - П. 1967, Арутюнов С.А. Народы и культуры, развитие и взаимодействие. - М., 1989, Джунусов М.С. Современный этап развития национальных отношений. - М., 1971. и т.д.

построенном на примере одного или группы этносов и рассмотренном в динамике.

Цель исследования. Целью исследования является социально-философский анализ национальной культуры общения в полиэтническом социуме. Для этого была избрана традиционная культура общения адыгских народов, сложившаяся в период феодального, частично-постфеодального развития.

Основные задачи работы. Исходя из этой цели определены следующие задачи исследования:

- определить сущность культуры общения в системе социологических, лингвистических, психологических,

семиотических и других исследований коммуникации; -рассмотреть наиболее типичные формы культуры общения адыгов в контексте семейного и общественного быта, в составе известных обычаев и обрядов и их отражение в национальном этикете; -показать специфические черты национального этикета, уточнить смысловое поле понятий "адыгагъэ" и "адыгэ хабзэ" и показать их взаимосвязь;

-раскрыть взаимосвязь общечеловеческого и национального в адыгском этикете;

-показать роль национального этикета в формировании нравственного общества.

Объект исследования. Культура общения и ее место в системе национальных, общегосударственных и общечеловеческих отношений.

Предмет исследования - культура общения и национальный этикет адыгов на материалах Адыгеи, Кабарды и Черкесии.

Теоретико-методологическая основа исследования.

Особенностью избранной темы является ее нахождение на стыке проблемных полей как историко-философского, так и общетеоретического плана. Исходя из этого нами применялись принципы конкретно - исторического подхода к анализу культуры общения и, прежде всего, методы теоретического анализа данной проблематики.

Методологической основой является принцип системности, в соответствии с которым анализируются типичные формы национальной культуры общения, выделяются ее основные элементы, свойства, функции и их место в рамках объекта исследования. Руководствуясь принципами объективности, конкретности, автор анализирует типичные формы культуры общения адыгов в условиях радикальных реформ в России.

Автор использует систему методов научного познания: эмпирический (наблюдение, описание) и теоретический (восхождение от абстрактного к конкретному, гипотетическо-дедуктивный).

В работе анализируются философские источники и оригинальные «тексты» национальной культуры, известия европейских авторов, побывавших на Кавказе в ХШ-Х1Х вв., этнографические материалы, адыгские легенды, пословицы и поговорки.

Автор привлекает материалы социологических исследований, проведенных отделом философии и социологии Адыгейского института гуманитарных исследований по теме: «Культурно-этнический феномен «адыгагъэ» в современном сознании и поведении адыгов, а также

результаты социологического опроса, проведенного среди делегатов двух конгрессов Всемирной Черкеской Ассоциации (1983 и 1991 гг.).

Научная новизна проведенного исследования выражается в следующем:

на основе критического анализа трактовок показаны организационные

строения и некоторые типичные формы культуры общения отдельно взятого этноса;

- развито и конкретизировано понимание этикетной культуры как особого слоя, "пласта" национальной культуры, определяющего ее самобытность;

- рассмотрены наиболее типичные формы культуры общения адыгов в контексте семейного и общественного быта и их отражение в национальном этикете;

- показаны специфические черты национального этикета, развито и конкретизировано понимание терминов "адыгагьэ" и "адыгэ хабзэ" и показана их взаимосвязь и динамика;

проанализирована диалектика общего и особенного в национальных культурах на основе систематизации большого фактического материала, характеризующего этнические традиции адыгейцев, черкесов, кабардинцев;

- раскрыта роль национального этикета в формировании нравственного общества.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социология культуры, духовной жизни», Овсянникова, Татьяна Анатольевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Поведение человека - несомненно интересный и сложный феномен. Данная работа посвящена проблемам социального и нравственного регулирования поведения с помощью специфической совокупности социальных норм и принципов, которые принято называть этикетом. Сам же этикет представляет собой серьезное и объемное явление, уходящее своими корнями в далекую старину и выполняющее специфические функции в человеческом обществе.

Этикет возникает в ответ на потребность общества упорядочить элементы внешней стороны поведения, найти социальную норму для форм поведения, образа действия, манер и стилистических особенностей поведенческих актов. Каждое человеческое сообщество вырабатывает свою, практически общую для этого общества точку зрения на внешнюю сторону поведения его представителей. Она выражается в определенных нормах и правилах различной императивной силы. Но общим для этих правил является то, что они касаются формы проявления отношения к другим людям, выражают ценности культуры обхождения с людьми, регламентируют поведение человека в обществе и представляют собой эталоны и образцы проявления социальных чувств и позиций. Формируя, моделируя внешнюю, формальную сторону поведения этикет безусловно является элементом культуры общества и в то же время определяется характером этой культуры. Поэтому неотъемлемыми чертами этикета является условность и формальность требований. Этикет также неизбежно превращается в знаковую систему культуры, так как человеческое поведение само по себе семиотично и кроме того регулируется принципом сигнификации, то есть с помощью знаков и символов. Представляя собой совокупность нормативных образцов и знаков, этикет служит средством культурного опосредования поведения, общения, отношений людей и особенно актуализируется в ситуациях, где присутствует элемент отчужденности между людьми, социальной, психологической, культурной дистанции. Этикет снимает противоречие между сферами своего и чужого, направлен на установление социальной связи и гармоничного сочетания своих и чужих интересов. Этому в немалой степени способствуют культурные механизмы функционирования этикетной регуляции.

Включая в себя образцы, модели, нормы и эталоны поведения, этикет содержит долженствование особого рода. В конечном итоге это долженствование оказывается нравственным, что и позволяет вести речь о моральной ценности этикета для человека и общества. Этикет появляется в ответ на социальные и нравственные потребности сообщества людей. Часть его требований обслуживает функцию вежливости и гуманности изначально, с древности. Цель этих предписаний и запретов состоит в том, чтобы выразить некоторое отношение к значимости человека, а именно положительное отношение к его достоинству и признание его самоценности.

Исследование нравственной ценности этикета неизбежно приводит к необходимости рассмотрения проблемы морального формализма. Правила и знаки этикета содержат и несут нравственную информацию, но то, что они служат лишь внешним оформлением нравственных отношений, может приводить к ситуациям их лицемерного использования и к формализму в отношениях. Это в свою очередь чревато закреплением этого формализма как жизненной позиции и появления отчуждения во взаимоотношениях с людьми. И все же это лишь самая большая угроза аморальных последствий функционирования этикетных норм. Этих последствий можно избежать, если правильно построить систему обучения этикету и воспитания учтивости. Такая система должна опираться на объяснение нравственного значения норм этикета, социальной и нравственной потребности в нем. Соблюдение правил этикета должно осуществляться сознательно и в то же время автоматизироваться, так как одной из целей этикетной регуляции поведения является облегчение контактов между людьми и предоставление безболезненных для их самолюбия и достоинства путей установления этих контактов. Это позволяет избежать напряжения в общении и сделать его приятным. Одним из способов устранения формализма из этикетного поведения и подтверждением его нравственной ценности служит то, что этикет не может ритуализировать поведение и формализировать его особенности целиком, да и существует совершенно не для этого. Невозможно также создать этикетные знаки на все случаи жизни и выражать нравственные отношения только таким образом. Этикет дает человеку основные приемы и способы формирования линии поведения и проявления нравственных чувств. Но именно от человека зависит, как он будет проявлять эти чувства и социальные позиции. Этикет предполагает свободу выбора и творчество в социальном поведении. И этим он дает возможность человеку приобрести уверенность в своей способности строить отношения с людьми правильно, красиво и в соответствии с нравственными нормами. Это определяется тем, что этикет укоренен в моральных нормах общества, и система этикетных правил, запретов, рекомендаций организуется общими этикетными принципами, которые представляют собой моральные принципы человеческих взаимоотношений и общения. Этикет содержит социально приемлемые формы поведения и оценивается обществом как система должного поведения.

Нравственную ценность этикет представляет еще и потому , что систематическое его употребление предоставляет возможность постоянной тренировки нравственных качеств и установок человека, приучает его к нравственной дисциплине и формирует у него альтруистическую, мотивацию, то есть детерминирует выбор нравственных мотивов в качестве основания своего поведения и деятельности. Субъективные мотивы формируются лишь на основе предшествующей деятельности человека.

Этикет имеет нравственное значение и как элемент нравственных традиций общества, смягчающий его нравы, сдерживающий проявления агрессивности и содействующий духовному развитию. Он выявляет и подчеркивает ценность человеческого существа, его связь с другими людьми, необходимость и возможность сосуществования с ним. Этикет связывает человека с обществом и этим способствует его развитию.

На примерах коммуникативного поведения адыгов мы попытались показать, что совокупность факторов и отношений этнической специфики общения (культуры общения) образуют одну из субсистем соционормативной культуры этноса. Роль культуры общества в актуализации внутренних связей и отношений традиционного общества трудно переоценить. Она является не только необходимым условием, но и одним из способов существования культуры.

Одним из аспектов современных этнических процессов является все возрастающий интерес к традиционным принципам и формам вежливого обращения. И это легко понять. Сейчас люди больше, чем когда-либо, испытывают дефицит добрых человеческих отношений, одной из форм проявления и утверждения которых как раз являются традиционные стандарты вежливости.

Разрушение традиционных структур и стандартов общения может привести к дегуманизации межличностных отношений. Но этому процессу может противостоять бережно охраняемый традиционный этикет, составной частью которого является своего рода культ благожелательности.

Культура общества оказалась как раз одной из тех зон, значимость которой в общей культуре народов, в их духовном облике, неизменно возрастает, особенно если рассматривать ее сравнительно с другими компонентами культуры этноса.

Подводя итог наших исследований следует подчеркнуть, что этикет не может заменить мораль или занять ее место в человеческих отношениях. Только выражая эту мораль, помогая достижению нравственных целей, служа этим целям и содействуя благу людей, этикет может иметь и собственную общественную значимость.

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Овсянникова, Татьяна Анатольевна, 1999 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адыгский фольклор, т.2.// Составитель Кардангушев З.П. - Нальчик. 1970.-412с.

2. Акишина A.A., Акишина Т.Е., Кано X. Жесты и мимика в русской речи.-М. 1991.-С.13.

3. Анучин Д.Н. Япония и японцы. - М. -1907. -С. 133.

4. Аристотель. Метафизика // Соч. в 4т. М.: Мысль. 1976. - С.225.

5. Артановский С.Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. - Л. 1967.

6. Арутюнов С.А .Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М. 1989.

7. Асколи Э.Д. Описание Черного моря и Татарии. - Адыги, балкарцы, карачаевцы в известиях европейских авторов. Под ред. Гарданова В.К. - Нальчик. 1974. - (В дальнейшем АБКИЕА) - С.67.

8. Афасижев Т.И. Во имя Отечества. - Майкоп, 1996. - 235с.

9. Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. - Л. 1990. - С.5,7.

10. Бакштановский В.А. Культура нравственного сознания и поведения личности. М. -1979. -С.39.

11. Балагова Л.Х. "Адыгагъэ хабзэ как основание этнической идентификации адыгов." //Хабзэ. -1997. -№3.

12. Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. - М. 1969.

13. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: исследования разных лет.-М. 1975.

14. Бгажноков Б.Х. Адыгский этикет. - Нальчик. 1978. -С.147.

15. Бгажноков Б.Х. Культура общения и этнос. Док. дис.

16. Бгажноков Б.Х. Организация пространства и этикет. - Советская этнография. -1983 -№4 -С.37-50.

17. Бгажноков Б.Х. Очерки этнографии общения адыгов. -Нальчик. 1983.-197с.

18. Бгажноков Б.Х. Черкесское игрище. - Нальчик. 1978. -С.26.

19. Белл Дж. Дневник пребывания в Черкесии в течении 1837, 1838, 1839 гг.- АБКИЕА. - Нальчик. 1974. -С.458-530.

20. Бесс Ж. Путешествие в Крым, на Кавказ, в Грузию. - АБКИЕА. -С.329-352.

21.Библер B.C. Культура. Диалог культур.// Вопросы философии. -1989.- №6- С.36.

22. Броневский С. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. -М. 1823. -456с.

23. Брус П.Г. Воспоминания Генри Бруса. - АБКИЕА. - С. 148-150.

24. Буслаев Ф. Исторические очерки народной словесности и искусства. Т.1.-С-П6.-1861.

25. Вавилин Е.А., Фофанов В.И. Исторический материализм и категория культуры. - Новосибирск: Наука. 1983. -С.37.

26. ВойтылаК. Основания этики. -1991. -№1. -С.55.

27. Волченков Л.Б. Нравственность и этикет. -М.: Знание. 1976. -С.22.

28. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6-ти тт. Т.З. - М., 1984. - С.78, 90.

29. Гадамер Х.Г. Истина и метод. -М. 1988.

30. Гарданов В.К. Аталычество.// Доклад на IX Международном конгрессе антропологических и этнографических наук. -М.: Наука. -1973.

31. Гартман Н. Эстетика. -М.: Изд. иностр. лит. -1958. -216с.

32. Гельвеций. Соч. в 2 т. -М.: Мысль. 1974. -С.225.

33.Гефдииг Г. Учение о принципах нравственности. -М.: Издание Е.Б. Гронковской. 1897.

34. Гирей. Замечания на статью «Законы и обычаи кабардинцев». ИПАП (Избранные произведения адыгских просветителей). -Нальчик. -1980.-С.110-117.

35. Главани К. Описание Черного моря и Татарии. -АБКИЕА. -С. 162.

36. Гуревич A.A. категория средневековой культуры. - М. 1972. - С.34.

37. Гусейнов A.A. Мораль и насилие.// Вопросы философии. -1990.-№5.-С.130.

38. Гусейнов A.A. Понятие насилия и ненасилия.// Вопросы философии.-

1994. -№6. -С.36-39.

39. Даль В.И. Пословицы русского народа.// Сборник. В 2т. - М.: Худ. лит-ра. 1984. -т.2. -С.153, 137.

40. Данилевский Н.Я. Россия о Европе. - М. 1991.

41.Даниленко О.И. Методологические проблемы изучения культуры общения. //Методология и методы исследования культуры. - Л.: Изд-во Ленинградского института культуры. -1984. -С.80.

42. Джаримов A.A. Адыгея: От автономии к республике. - М.: Алтопан.

1995.-211с.

43. Джунусов М.С. Современный этап развития национальных отношений. - М. 1971.

44. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М. 1986. - С.82.

45. Дубровин Н.Ф. Черкесы /Адыги/. -Краснодар. -1927. -176с.

46. Дубровин Н.Ф. Черкесы /Адыги/. - Нальчик. - 1991. - С.26.

47. Ильяева И.А. Культура общения.// Опыт философского анализа. -Воронеж: Изд- во Воронежского ун-та. -1989. -С.28.

48. Интериано Д. Быт и страна зихов, именуемых черкесами. -Нальчик. 1974. -С,49-50.

49. Казанов Х.М. Культура адыгов. -Нальчик: Эльбрус. 1993. -С.28.

50. Казанов Х.М. Молодежи - высокие цели.// ж. «Ошхамахо». 1986 №6. - Нальчик.

51. Казанов Х.М. Национальные ценности и человек.// Вестник Адыгейского госуниверситета. 1998.

52. Казанов Х.М. Национальный характер. - Нальчик. 1994.

53. Казанов Х.М. Образ жизни и моральные ценности.// ж. «Миннгитау». 1987 №4. - Нальчик.

54. Казанов Х.М. О главных ценностях. - Нальчик. 1992.

55. Казанов Х.М. О ценностных ориентациях молодежи.// Сб. «В помощь учителю». - Нальчик. 1990.

56. Казанов Х.М. Содержание и смысл национальных культур.// Per. кон. «Разв. и взмд. нац. культ.». - Майкоп. 1994.

57. Казанов Х.М. Социализм и национальные культуры.// ж. «Ошхамахо». 1981 №1. - Нальчик.

58. Казанов Х.М. Фундаментальная ценность общества.// Сб. «Пробл. ист. и теор. сов. об-ва». - Нальчик.

59. Карлгоф Н. О политическом устройстве черкесских племен, населяющих Северо-восточный берег Черного моря.// Русский вестник. -1860. -т.28.-№8. -С.537.

60. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Как перестать беспокоиться и начать жить. -М.: Прогресс. 1990.

61.Керашев Т.М. Слово об адыгах (черкесах).// Сокровища курганов Адыгеи. -М. 1985. -С.10.

62. Кессиди Ф.Х. К проблеме «греческого чуда».// Философская и социологическая мысль. - Киев. 1992. - №3. - С. 129.

63. Кешев А.Г. Характер адыгских песен. -ИПАП. 1977. -С.209.

64. Киржаков С. Система воспитания адыгов /черкесов/. //Историко-этнографическое исследование./ Дис. истор. наук. -Тбилиси. -1975.

65. Кнабе Г.С. Диалектика повседневности. //Вопросы философии. -1989.-№5. -С.26.

66. Косвен Г.С. Аталычество. СЭ. -1935. -№2. -С.41-62.

67. Косвен М.О. Этнография и история Кавказа.// Исследования и материалы. -М.: Изд-во вост. лит-ра. -1961. -С.128.

68. Кох К. Путешествие по России и в Кавказские земли. -АБКИЕА. -С.301-628.

69. Курашинов Б.М. В кругу друзей. -Нальчик. -1973. -С.32.

70. Курбатов В.И. Как написать и защитить диссертацию. Методическое пособие. - Ростов-на-Дону. 1995. - 46с.

71.Лапинский Т. Горцы Кавказа и их освободительная война против русских. - т.1. -Гамбург. -1863. -Библиотека КНИНФА, папка1798. -С.266.

72. Лихачев Д.С. Агрессивность «бездуховности».// Литературная газета. -1990, 30 мая.

73. Лонгворд Дж. Год среди черкесов. -АБКИЕА. -С.531-584.

74. Лотман Ю.М. Статьи по типологии культур. -Тарту. -1972. -С.52.

75. Любимов Л. На чужбине. -Ташкент. -1989. -С.31.

76. Ляушева С.А. Понятие судьбы и духовная культура адыгов.// Материалы научно-практической конференции. - Майкоп. 1998.

77. Малиновский Б.К. Научная теория культуры.// Вопросы философии.-1983. -.№2.

78. Мамбетов Г.Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. -Нальчик, 1994. - С.218-219.

79. Мандевиль Б. Басня о пчелах. -М.: Мысль. - 1974. -320с.

80. Мариньи Т. Путешествие в Черкесию. -АБКИЕА. -Нальчик. 1974. -с.309.

81.Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. -М.: Мир. 1983.-С.26.

82. Маркарян Э.С. Культурная традиция и задачи дифференциации общих и локальных проявлений.// Методологические проблемы исследования этнических культур. -Ереван. 1975.

83. Мейснер Д. Миражи и действительность. Записки эмигранта. - М. 1966. -С.123.

84. Мень А. О Тейяре де Шардене.// Вопросы философии. -1990. -№12.-С.89-100.

85. Монпере Ф.Д. Путешествие по Кавказу. -АБКИЕА. -Нальчик: Эльбрус.-1974. -С.435-457.

86. Монтень М. Опыты. -М. 1979. -С.46-47.

87. Морган Л.Г. Дома и домашняя жизнь американских туземцев. -Л.: Изд-во инс-та народов Севера. -1934. -С.34.

88. Мур Дж. Принципы этики. -М.: Прогресс. -1984. -С.240.

89. Мясищев В.И. Социальная психология отношений.// Проблемы общественной психологии. -М.: Мысль. -1965. -276с.

90. Налоев З.М. Из истории культуры адыгов. -Нальчик: Эльбрус. -1978.-С.317-427.

91. Налоев З.М. Этюды по истории адыгов. -Нальчик: Эльбрус. -1978. -С.49.

92. Ногмов Ш. История адыгейского народа. -Нальчик. -1958. -С.87.

93. Овчинников В. Ветка Сакуры. -М.: Молодая гвардия. -1978. -С.283.

94. О главных ценностях (монография). -Нальчик. 1991.

95. О гуманизме в науке и культуре. - М. 1982. - С.26.

96. Олеарий А. Описание путешествия... -АБКИЕА. -С.82-85.

97. Оссовская М. Рыцарь и буржуа.// Исследование по истории морали. -М.: Прогресс. -1987. -С.73.

98. Поварнин С. Спор. О теории и практике спора.// Вопросы философии. -1990. -№3. -С.57-133.

99. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. - М.: Наука. 1966. -213с.

100. Потелико Г.П. Культура общения и личность. - Киев: Знание. 1984. -32с.

101. Поэзия и проза древнего Востока. -М.: Художественная литература. -1973.-735с.

102. Правила светской жизни и этикета. Хороший тон. Сборник советов и наставлений. -М., 1991. - СЛ.

ЮЗ.Прилюк Б.Д. Проблема общения в историческом материализме. -Киев: Наукова думка. 1985. - 192с.

104. Проблема человека в западной философии. - М.: Прогресс. 1988. -552с.

105. Проблемы нравственной культуры общения. Теоретические вопросы нравственной культуры общения в социалистическом обществе.// Материалы симпозиума. - Вильнюс. 1986. - 386с.

106. Проблемы философии культуры. - М.: Мысль. 1984. - 325с.

107. Пронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы.// Этнографические очерки. -М.: Наука. -1983. -С.201-202.

108. Радуль-Затуловский Я.Б. Конфуцианство и его распределение в Японии. -М.-Л.: Изд-во Акад. наук СССР. -1947. -451с.

109. Рассел Б. Почему я не христианин. М.: Политиздат. -1987. -С.70-77.

110. Ритский М. О культе Шибле у шапсугов. -В кн.: Религиозные пережитки у черкесов-шапсугов. -М. 1940. -С.47-57.

Ш.Робин Р. Культура 50/50. //Опыт словаря нового мышления. -М.: Прогресс. -1989. -232с.

112. Родионов В.А. Коммуникация как социальное явление. - Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та. 1984. - 144с.

113. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. -М. 1973. -276с.

114. Рыбакова Н.В. Моральные отношения и их структура. - Л.: Изд-во Ленинградского ун-та. 1974. - 120с.

115.Рьюз М. Эволюционная этика: здоровая перспектива или окончательное одряхление. //Вопросы философии. -1989. -№8. -С.42.

116. Сагатовский В.Н. Нравственная культура общения: специфика, типология, основы.//Проблемы культуры общения. -1987. -С.207.

117. Самосознание европейской культуры XX века. - М.: Политиздат. 1991.-366с.

118. Сатр Ж.П. Экзистенциализм - это гуманизм.// Сумерки богов. -М.: Политиздат. -1990. -341с.

119. Сафьянов В.И. Этика и проблемы общения.// Великий Октябрь и нравственные ценности человека. -М. 1988. -С.47.

120. Светоний Гай Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. -М.: Художественная литература. -1990.

121.Семлен Ж. Выход из насилия.// Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. -М.: Прогресс. -1990. -С.79.

122. Сенека Луций Анней. Нравственные письма к Лукрецию. -М. 1977.-С.237-238.

123. Словарь по этике. -М. 1978. -т.30. -С.431.

124. Смоленцев Ю.М. Мораль и нравы: диалектика взаимодействия. -М.: МГУ. 1989. - 200с.

125. Сноу Ч. Две культуры. - М.: Прогресс. 1973. - 142с.

126. Соковнин В.Н. О природе человеческого общения. - Фрунзе: Мектеп. 1973. - 116с.

127. Соколов Э.В. Культура личности. -Л.: Наука. 1973. - 228с.

128. Соколов Э.В. Смысл и структура человеческого общения.// Духовное становление человека. - Л.: Знание. 1972. - С. 100-123.

129. Соловьев В.М. Соч. в 2 т. -М.: Правда. -1989.

130. Сталь К.Ф. Этнографический очерк черкесского народа.// Кавказский сборник. -т.ХХ. -Тифлис. -1900. -С. 133.

131.Стошкус К. Этикет в развитии общества.// Этическая мысль. Научно-публицистические чтения. -М.: Политиздат.-1988. -241с.

132. Стрейс Я.Я. Описание города Терки. -АБКИЕА. -С.99-102.

133. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. -М.: Политиздат. 1989. -С.9,18.

134. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. -М.: Наука. -1987. -С.210.

135. Теунов В.Х. Обычай у нас такой. -Дон. 1978. -С. 165-172.

136. Титаренко А.И. Антиидеи. //Опыт социально-этического анализа. -М.: Политиздат. -1984. -143с.

137. Тойнби А.Дж. Постижение истории. - М. 1991.

138. Торнау Ф.Ф. Воспоминания кавказского офицера.// Русский вестник. -1964. -№11. -391с.

139. Тхагазитов Ю.М. Эволюция художественного сознания адыгов. -Нальчик. 1996.-С.18-19.

140. Тхакушинов А.К. Культура и власть. - Майкоп. 1997. - 83с.

141. Тхакушинов А.К. Социология литературы и вопросы зарождения новописьменного адыгейского художественного слова. - Майкоп: «Зихи». 1995.-90с.

142. Тхакушинов А.К. Социология литературы и социология культуры: от Плеханова к Веберу. - Майкоп: «Зихи». 1995. - 11с.

143. Унежев К. Феномен адыгэ хабзэ (адыгского этикета).// Черкесский мир. - 1998 - №2 - С.46.

144. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. -М.: Прогресс. - 1986. -С.434-495.

145. Флоренский П.А. Соч. в 2т. -М.: Правда. - 1990.

146. Флоренский П.А. О духовной истине. - М. 1913. -320с.

147. Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!» - М. 1982. - С.91.

148. Хагуров A.A. Технология исследовательской деятельности. -Москва-Краснодар. 1998.

149. Хагуров A.A., Тхакушинов А.К. Реформы и социокультурная среда. -М. 1996.

150. Ханаху P.A. Культурно-этический феномен адыгагьэ: теоретико-методологический аспект.// Доклады Международной Адыгской (Черкеской) академии наук. -Нальчик. 1995. -С.63.

151. Ханаху P.A. Традиционная культура Сев. Кавказа: вызовы времени. - Майкоп: Зихи. -1997. -С.47.

152. Ханаху P.A. Феномен адыгагъэ.// Хабзе. -1994. -№12.

153. Хан-Гирей. Избранные произведения. -Нальчик. 1974. -С. 130-298.

154. Хан-Гирей. Записки о Черкесии. - Нальчик. 1992. - С.272.

155. Хан-Гирей. Записки о Черкесии. Подготовка текста к печати

B.К. Гарданова. -Нальчик: Эльбрус. -1978. -335с.

156. Холмсон Р. Этика ненасилия.// Философские науки. - 1990. - №11. -

C.54-89.

157. Хуако З.Ю. Заговорившие во весь голос. - Майкоп. 1986. - 187с.

158. Хунагов A.C. Историография проблемы переселения народов Краснодарского края и Ставрополья. // Народы России: проблемы депортации и реабилитации. - Майкоп. 1997. - С.188-196.

159. Хунагов A.C. К вопросу о причинах депортации народов и групп населения в 20-50-е годы (Северокавказский регион). // Вестник науки и образования. - Майкоп. 1997. - №5. - С.77-80.

160. Цвейг С. Совесть против насилия.// Киев: Изд-во политическая литра. -Украина. 1989. -С.213.

161.Цивьян Т.В. К некоторым вопросам построения языка этикета. //Труды по знаковым системам. -Тарту. 1968. -т.2. -С. 144.

162. Чистов К. В. Выражения этнической культуры в фольклоре и место фольклора в этнической культуре.// В кн.: Методологические

проблемы исследования этнических культур.// Материалы симпозиума. -Ереван.-1978. -С.66-70.

163. Чистое учение о праве Ганса Кельзена.// Сб. переводов. Вып.1. -М.: ИНИОН АН СССР. -1987. -С.9397.

164. Чистякова Е. Религия и бытовое положение женщин у шапсугов.// В кн.: Религиозные пережитки у черкесов- шапсугов. -М. 1940. -С27-36.

165.Шадже А.Ю. Национальные ценности и человек. -Майкоп: Изд-во Адыг. гос. ун-та. -1996. -С.62-75.

166. Шаов Ж.А. Адыгско-русский словарь. -Майкоп. 1975. -С.20.

167. Шаров И А. Адыгская народная педагогика. -Майкоп. -1992. -С. 100.

168. Швейцер А. Этика и культура. -М.: Прогресс. -1973. -343с.

169. Шпенглер О. Закат Европы.// Самосознание европейской культуры XX века. -М. 1991. -С.26-27.

170. Этикет у народов Передней Азии: Сб. ст. - М. 1988. - С.91.

171. Этнографическое изучение знаковых средств культуры. - JI. 1989. -С.20, 222.

172. Ясперс К. Духовная ситуация времени. -М.: ИНИОН АН СССР. -1990.-С.66.

173. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М. 1991.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.