Социокультурные факторы межэтнической брачности: На примере Республики Адыгея, социологический анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.06, кандидат социологических наук Делова, Людмила Алиевна

  • Делова, Людмила Алиевна
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 2001, Майкоп
  • Специальность ВАК РФ22.00.06
  • Количество страниц 178
Делова, Людмила Алиевна. Социокультурные факторы межэтнической брачности: На примере Республики Адыгея, социологический анализ: дис. кандидат социологических наук: 22.00.06 - Социология культуры, духовной жизни. Майкоп. 2001. 178 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Делова, Людмила Алиевна

Введение

Глава I. Моно- и межэтническая брачность как предмет научного исследования

1.1. Семья как предмет научной рефлексии

1.2. Семья в условиях трансформации ценностных ориентаций

1.3. Особенности функционирования межэтнической семьи

Глава SI. Факторы межэтнической брачности в новых социокультурных условиях

2.1. Менталитет полиэтнического общества и другие социокультурные факторы межэтнической брачности

2.2. Процессы этнической идентификации в условиях реформирования общества и межэтническая брачность

2.3. Личностные социально-перцептивные особенности супругов в моно- и межэтническом браке

Глава lit. Влияние менталитета адыгов на межэтническую брачность

3.1. Имплицитные концепции личности как фактор межэтнической брачности

3.2. Этностереотипные представления адыгов о семье (в сфере семейно-брачных отношений)

3.3. Динамика межэтнической брачности в Адыгее: история и современность

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социокультурные факторы межэтнической брачности: На примере Республики Адыгея, социологический анализ»

Актуальность темы исследования

Затяжной системный кризис всех сфер жизни российского общества явился фактором интенсивных изменений в социальной среде, обусловил трансформацию брачно-семейных отношений. Семья как основа общества переживает период кризиса, что выражается в уменьшении количества регистрируемых браков, росте разводимости, внебрачной рождаемости, отрицательном воспроизводстве населения.

В условиях смены ценностных ориентации, нарушения прежнего баланса взаимоотношений на всех уровнях поликультурного общества, раскола массового сознания на множество этнокультурных идентичностей идет процесс формирования новой ценностной парадигмы семейных отношений. Потребность в исследовании процессов трансформации семейно-брачных отношений в период общественных реформ обусловлена необходимостью решения проблем снижения социальной напряженности в поликультурном обществе.

Важное значение приобретает изучение особенностей функционирования межэтнических семей в полиэтническом регионе. На территории Адыгеи кроме двух основных этносов, населяющих республику, - русских и адыгов (их количественное преобладание ярко выражено: русских - 68%, адыгов - 23%) -проживают представители более чем 80 национальностей. Ориентация на межэтнические браки как норму жизни для полиэтничного общества Адыгеи в новых социокультурных условиях трансформируется.

Этот процесс существенно влияет на ситуацию в поликультурной среде. С одной стороны, личность тяготеет к общечеловеческим ценностям. В условиях трансформации общества и общественного сознания, потери прежних ценностных ориентиров возрождается интерес к стабильным этническим ценностям, этнической культуре, в том числе традициям брачно-семейных отношений в соответствии с этнической идентичностью. В менталитете адыгов, например, актуализируется всеобъемлющий этнический стереотип - "адыгагьэ", что детерминировано поиском стабильных ценностей в условиях нестабильной действительности.

С другой стороны - социальная напряженность способствует актуализации психологического принципа "мы - они". Опыт поликультурной семьи предлагает механизмы изменения менталитета, формирования систем ценностей, соответствующих новой социальной системе.

Вместе с тем семья, основанная на межнациональном браке, несет в себе определенный тип культуры, особенные способы социализации личности, своеобразную систему ценностных ориентаций с ее иерархией ценностей. В то же время межнациональная семья - это институт, способный оказывать влияние на утверждение толерантности, терпимости к иным культурам, поиску компромиссов в выборе ценностных ориентиров на основе знания и узнавания иной культуры и традиций.

Особую значимость приобретает исследование социокультурных факторов, обуславливающих состояние межэтнической брачности в кризисном обществе.

Таким образом, актуальность исследования социокультурных факторов межэтнической брачности обусловлена изменяющейся ситуацией в полиэтнической среде под влиянием смены систем ценностей, формированием новой социокультурной ситуации.

Необходимость выявления социокультурных факторов, оказывающих влияние на состояние межэтнической брачности, диктуется потребностью поддержания социальной стабильности в поли культурном регионе Северного Кавказа, в частности, в Республике Адыгея.

Степень научной разработанности проблемы

Изучение литературы по рассматриваемой теме показало, что проблема межэтнических браков представляет интерес для исследователей разных отраслей научного знания. Социологов, демографов, специалистов по истории интересовали вопросы динамики межэтнической брачности как неотъемлемой черты советского образа жизни (Трофимова А.Г., Ханазаров К.Х., Садыхов Г.Ш., Меретуков М.А., Киселева Н.М.)1.

Для замысла нашего исследования представляют интерес работы, посвященные рассмотрению специфики межэтнической брачности, функционирования национально-смешанных семей (Сусоколов А.А.2, Волков А.Г.).3

Важное значение для понимания особенностей функционирования межэтнической семьи в поликультурном регионе имеют работы Смирновой Я.С. (1983)4, Меретукова М.А.5, Дзуцева Х.В.6. В Адыгее динамика создания адыго-русских семей изучалась Меретуковым М.А., Киселевой Н.М.

Трофимова А.Г. Материалы отделов ЗАГС о браках как этнографический источник/Юоветская этнография. -1965. -№5., Ханазаров К.Х. Межнациональные браки - одна из прогрессивных тенденций сближения социалистических наций (из опыта конкретного социол. исследованиям/Общественные науки в Узбекистане. -1964. -№10; Меретуков М.А. Межнациональные браки у адыгов в XIX-XX в.в.//Культура и быт адыгов (Этнографические исследования). Вып 2. -Майкоп. -1986. -С. 52-66; Киселева Н.М. Межнациональные браки в Адыгее//Культура и быт адыгов. Вып. I. -Майкоп. -1976. -С. 125-128.

2Сусоколов А.А. Межнациональные браки в СССР. -М.: Мысль, 1987.

3Волков А.Г. Этнически смешанные семьи и межнациональные браки//Семья и межнациональная политика. М.: Институт социально-экономических проблем народонаселения АНСССР.-1991.-С.77-90.

4Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа (вторая половина Х1Х-ХХв.) -М.: Наука, 1983.

5Меретуков М.А. Межнациональные браки у адыгов в XIX-XX в.в.//Культура и быт адыгов (Этнографические исследования). Вып 2. -Майкоп. -1986. -С. 52-66.

Дзуцев Х.В. Эволюция осетинской семьи и межсемейных отношений: этносоциологический анализ.-Владикавказ, Проект-Пресс, 1998,

В последние годы появились работы, рассматривающие межнациональные семьи в контексте миграционных процессов (Топилин А.В., 1995)7.

Особый интерес для осмысления темы исследования представляют работы, посвященные этно-социо-психологической тематике, теории этносов как феноменов, объединяющих культуру и ментальность, анализу межэтнических взаимоотношений (Бромлей Ю.В., Дробижева Л.М., Мухина B.C., Старовойтова Г.В., Поршнев Б.Ф., Кцоева Г.У., Лабунская В.А., Ногерова М.Т.)8, без чего невозможно понять влияние социокультурных факторов на динамику межэтнической брачности, мотивы выбора брачного партнера, супружеских ролей, образа жизни пол и культурной семьи, на статистику разводов.

Рассматривались работы, посвященные осмыслению менталитета полиэтнического общества как социокультурного фактора процессов в социальной среде в период общественных реформ (Дубов И.Г., Полякова Т.М., Пантин И.К., Кельберг А.А. и др.9).

Среди авторов работ, определяющих содержание социокультурных феноменов, в которых репрезентатируется менталитет Липпман У., Поршнев Б.Ф.,

7Топилин А.В. Межнациональные семьи и миграция: вопросы взаимовлияния//Социологические исследования. -1995. -№7. -С. 76-82.

8Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. -М.: Наука, 1973; Дробижева Л.М. Национальное самосознание: база формирования и социально-культурные стимулы развития// Советская этнография. -1985. -№5. -С. 3-15; Кцоева Г.У. Опыт эмпирического исследования этнических стереотипов // Психологический журнал. -Т.7. -№2. -1986. -С. 41-51; Лабунская В.А. Социально-психологические детерминанты возникновения затруднений в межэтническом общении//Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. -1998. -№2. -С. 60-65; Мухина B.C. Этнопсихология: настоящее и будущее//Психологический журнал. -1994. -№3. -С. 42-50; Ногерова М.Т. Представление о субъекте затрудненного общения у учителей Кабардино-Балкарии. Дис. канд. псих, наук, -Ростов-на-Дону, 1998.

9Ментальность россиян(Специфика сознания больших групп населения России)//Под общ. ред. Дубова И.Г.-М.Российская академия образования., 1997; Пантин И.К. Российская ментальность (Материалы "круглого стола")//Вопросы философии. -1994. -№1. -С.30-35; Полякова Т.М. Менталитет полиэтнического общества (опыт России)// Под ред. М.Н.ГубоглогМ., 1998.

Стефаненко Т.Г., Донцов А.И., Уталиева Х.Т., Лабунская В.А., Гозман Л.Я., Эткинд A.M., Кочубей Б. и др.10.

Особую значимость для реализации цели данного исследования, на наш взгляд, имеют работы, посвященные описанию менталитета различных эпох и народов (Лосский Н.О., Бердяев Н.А., Соловьев В., Хомяков А.С., Розанов В.В., Достоевский Ф.М., Гозман Л.Я., Эткинд A.M., Кочубей Б., Бгажноков Б.Х., Ханаху Р А. и др.).11

Следующую группу исследований составляют работы кавказоведческой тематики: многочисленные источники исторического, этнографического характера, описывающие специфику, особенности бытового уклада и этикетных форм поведения адыгов. Источники данной тематики можно разделить на две подгруппы: 1) дореволюционные описательные работы русских и зарубежных авторов и адыгских ученых - просветителей: Т. де Мариньи, Д. де Монпере, Кпапрот К., Кох, К.^Спенсер Э., Фонвилль А., Карлгоф Н.И., Сталь К.Ф., Люлье Л.Я., Торнау Ф.Ф. и др., Хан-Гирей С., Ногмов Ш.12;

10Донцов А.И., Стефаненко Т.Г., Уталиева Ж.Т. Язык как фактор этнической идентичности // Вопросы психологии. -1997. -N4. -С. 75-86; Лабунская В.А. Социально-психологические детерминанты возникновения затруднений в межэтническом общении // Известия вузов. СевероКавказский регион. Общественные науки. -1998. -№2. -С. 60-65; Гозман J1.Я., Эткинд A.M. Метафоры или реальность? Психологический анализ советской истории//Вопросы философии. -1991. -№3.-С. 164-172; Кочубей Б. Жить в обществе и быть свободным?//Знамя. -М.-1991. -№10. -С.140-160.

Лосский Н.О. Ценности и бытие//Бог и мировое зло. М. -1994. -С. 250-315; Бердяев Н. Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности. -М.: Мысль, 1990; Бгажноков Б.Х. Адыгская этика. Нальчик: Издательский центр "Эль-фа", 1999; Бгажноков Б.Х. Очерки этнографии общения адыгов. -Нальчик, 1986; Ханаху Р.А. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени (социально-философский анализ. -Майкоп, 1997.

12Табу де Мариньи. Путешествие в Черкесию в 1818 году // Адыги, балкарцы, карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. -Нальчик: Эльбрус, 1974.-С.291-321; Дюбуа де Монперэ Ф. Путешествие вокруг Кавказа. У черкесов и абхазов, в Колхиде, в Грузии, в Армении и в Крыму. -T I. Пер. сфр. Н.А. Данкевич-Пушкиной.-Сухуми: Абгиз, 1937; Клапрот Г.Ю. Путешествие по Кавказу и Грузии, предпринятое в 1807-1808гг. // Адыги, балкарцы, карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. -Нальчик: Эльбрус, 1974.-С.236-281; Кох Карл. Путешествие по России и в кавказские земли//Адыги, балкарцы, карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. -Нальчик: Эльбрус, 1974-С.585-626; Спенсер Э. Путешествия в Черкесию / Пер. Н.Нефляшевой. -Майкоп, 1993; Фонвилль А. Последний год войны Черкесии за независимость. 1863-1864 гг.: Из записок участника-иностранца. -Нальчик: Адыги. -1991; Карлгоф Н.И. Восточный

2) исследования современных ученых, посвященные осмыслению особенностей этносоциотипического поведения представителей разных культур, анализу социокультурных факторов, обусловливающих формирование этностереотипных представлений о семье у адыгов и других северокавказских народов: Бгажноков Б.Х., Касландзия Н.В., Ханаху Р.А., Цветков О.М., Шадже А.Ю.13

Проблемы влияния культурного и природного, рационального и эмоционального, сознательного и бессознательного на состояние межэтнической брачности решались в работах исследователей различных областей знания:

- социологов (Голода С.И., Гурко Т.А., Мацковского М.С., Маляровой Н.В., Харчева А.Г. Тийт Э.-М. и др.);14

- психологов (Андреевой Г.М., Кона И.С., Петровского А.В.,Бурлачук Л.Ф., Коростылевой Л.А., Сатир В., Пезешкиана Н., Кочаряна А.С., Кочаряна Г.С., Левкович В.П., Кузмикайте Л.Д., Роджерса К., Васильевой Э.К., Эйдемиллера Э.Г., берег Черного моря //Военно-статистическое обозрение Российской империи.-СПб., 1853.-T.XVI-4.10; Сталь К.Ф. Этнографический очерк черкесского народа // Кавказский сборник. Тбилиси, 1900. T.XXI; Люлье Л.Я. Черкесия//Историко-этнографические статьи. Краснодар. Общество изучения Адыгейской АО, 1927; Торнау Ф.Ф. Воспоминания русского офицера//Русский вестник. -СПб., 1864. -N11-12 -Т.54. гл. IX; Хан-Гирей. Записки о ЧеркесиигНальчик: Эльбрус. 1978; Ногмов Ш.Б. История адыгейского народа, составленная по преданиям кабардинцев:* Нальчик: Кабард. кн. изд-во. 1947.

13Бгажноков Б.Х. Адыгская этика.-Нальчик: Издательский центр "Эль-фа", 1999; Бгажноков Б.Х. Очерки этнографии общения адыгов. -Нальчик, 1986; Касланзия Н.В. Адыгагъэ и апсуара: адыго-абхазские культурно-этнические параллели // Философия и социология в Республике Адыгея-Майкоп, 1995. - С. 57-67; Ханаху Р.А., Цветков О.М. Некоторые типологические характеристики традиционной культуры адыгов (к проблеме ментальности) / /Философия и социология. - №4. -Майкоп, 1996. -С. 44-60; Шадже А.Ю. Национальные ценности и человек (социально-философский аспект). -Майкоп: Изд-во Адыгейского государственного университета, 1996.

14Голод С.И. Будущая семья: какова она? (Социально-нравственный аспект) -М.: Знание, 1990; Гурко Т.А. Трансформация института современной семьи//Социологические исследования. -1995. -10. -С. 95-99; Мацковский М.С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики. -М.: Наука, 1989; Тийт Э.М. Проблемы выбора будущего спутника жизни у молодежи//Современная семья. -М.: Финансы и статистика. -1982. -С. 25-39.Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. -М.: Политиздат, 1979. Г.

Юстицкого В.В., Berman Е.М., Zief H.I., Lederer W., lachson D.D., Guber I.F., Harrof PB. и др.);15

-этнологов (Бгажнокова Б.Х., Джандар М.А., Студенецкой Е.Н. и др.16).

Однако исследования особенностей функционирования межэтнических семей, уровня их стабильности, места в общем процессе роста разводимости, анализ супружеских отношений, их специфики в разнонациональных семьях крайне немногочисленны (Левкович В.П., Уразгельдиева Н.В.)17.

Мало исследованы процессы функционирования межэтнической семьи в переходный период.

Семья и семейный уклад народов Северного Кавказа нашли достаточное отражение в обширной дореволюционной и советской литературе. Во многих работах кавказоведческой тематики авторы касаются различных сторон семейного быта. Однако в этих трудах исследуются этнографические аспекты тех или иных сторон семейного уклада различных кавказских народов. И большей частью они посвящены дореволюционному быту.

Андреева Г.М. Социальная психология -М.: Изд-во МГУ, 1980; Кон И.С. Национальный характер. Миф и реальность//Иностранная литература. -1970.-№3; Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. -М.: Политиздат, 1982; Петровский А.В. Популярные беседы о психологии. -М.: Педагогика, 1983; Бурлачук Л.Ф., Коростылева Л.А. Психологические особенности лиц, испытывающих затруднения при вступлении в брак (на материале службы знакомств)// Психологический журнал. -1995. -Т. 16. -№3. -С. 37-145; Сатир В. Как строить себя и свою семью: Пер. с англ. -М.: Педагогика - Пресс, 1992; Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт / Пер. с англ., нем. -М.: Смысл, 1993; Кочарян А.С., Кочарян Г.С. Психотерапия сексуальных расстройств и супружеских конфликтов. -М.: Медицина, 1994; Левкович В.П., Мин Л.В. Особенности сохранения этнического самосознания корейских переселенцев Казахстана // Психологический журнал. -1996 -T.17. -№6. -С. 72-81; , Малярова Н.В. Семейный конфликт как объект прикладного социологического исследования. Автореф. дис.канд. филос. наук. М., 1984; Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий З.В. Семейная психотерапия. -Л.: Наука, 1989.

1бДжандар М.А. Песня в семейных обрядах адыгов. -Майкоп: Адыг. кн. изд-во, 1991; Студенецкая Б.Н. Быт и культура кабардинского народа XVI-II-XIX вв. // Сборник статей по истории Кабарды. -Вып. 3. - Нальчик, 1954.

Левкович В.П., Мин Л.В. Особенности сохранения этнического самосознания корейских переселенцев Казахстана//Психологический журнал. -1996 -T.17. -№6. -С. 72-81; Уразгельдиева Н.К. Национально-смешанные семьи: социально-психологический портрет (по материалам социологического исследования) // Социально-этнические проблемы России и Северного Кавказа на исходе XX века. -Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. пед. ун-та, 1998. -С. 249-258.

М.О. Косвен - известный исследователь Кавказа - писал о дореволюционном кавказоведении: "Большая патриархальная семья осталась почти незамеченной и совершенно неописанной. Брак, его условия и формы заключения составили довольно обычную тему, но описаны были все же недостаточно. Об экзогамии и эндогамии говорилось, но попыток исследовать эти явления в их конкретном бытовании не делалось."18

Практически отсутствуют монографические работы по проблемам влияния социокультурных факторов на функционирование национально-смешанных семей, динамику межэтнической брачности в поликультурном регионе в условиях реформирования общества.

Вопросам функционирования семьи, описанию быта кавказских народов, различным аспектам менталитета исследователи уделяли внимание, однако вопросы влияния менталитета на функционирование межэтнической семьи остаются мало изученными.

Проведенный анализ позволяет констатировать, что в отечественной социологии комплекс проблем, связанных с влиянием социокультурных факторов на процессы межэтнической брачности, остается пока мало изученным. Отсутствуют работы по вопросам межэтнической брачности в Республике Адыгея в переходный период.

Вместе с тем недостаточная разработанность проблемы, сложность объекта изучения, междисциплинарный характер исследования потребовали привлечения материалов не только по социологии, но и психологии личности, социальной психологии, этнопсихологии, философии, этнологии, истории, демографии.

8Косвен М.О. Материалы по истории этнографического изучения Кавказа в русской науке. Часть 3. -кн. КЭС. 1962гС.173.

Цель и задачи исследования

Цель исследования: выявление социокультурных факторов, оказывающих влияние на особенности функционирования национально-смешанных семей и динамику межэтнической брачности. Задачи исследования:

-изучение ценностных ориентаций этносов региона, населяющих Республику Адыгея, в частности, адыгов и русских - как наиболее многочисленных групп населения, их имплицитной картины мира и этносоциотипических моделей поведения, актуализировавшихся в условиях реформ в России;

-выявление особенностей функционирования моно- и межэтнической семьи как динамического образования в условиях трансформации ценностных ориентаций;

-исследование процесса трансформации представлений этносов региона в сфере семейно-брачных отношений;

-исследование роли феноменов духовной деятельности в процессе формирования, функционирования межэтнической семьи;

-анализ влияния менталитета адыгов, систем ценностей и иных социокультурных факторов на процессы межэтнической брачности;

-определение зависимости между ростом этнической идентичности и состоянием межэтнической брачности;

-выявление динамики межэтнической брачности в Республике Адыгея; -изучение особенностей влияния межэтнической семьи на утверждение духовно-культурных ценностей, толерантности, терпимости к иным культурам.

Методы исследования

Для решения исследовательских задач были использованы следующие методы: теоретический анализ социологической, философской, психологической, этнографической литературы по изучаемой проблеме; метод индивидуальной беседы; включенное наблюдение; метод обработки и анализа статических данных, который использовался при анализе динамики брачности (по архивам республиканского ЗАГСа); интервьюирование; методика "УСК" (уровня субъективного контроля); методика "Диагностика личностной тревожности" по шкале Ч.Д. Спилберга; опросник Айзенка; "Метод выявления межкультурных заимствований"; анкета, составленная автором для целей данного исследования, что позволило изучить проблему в комплексе и получить репрезентативные выводы.

Объект исследования - процессы межэтнической брачности в новых социокультурных условиях полиэтничного региона.

Предмет исследования - влияние социокультурных факторов на процессы межэтнической брачности.

Гипотеза исследования: состояние межэтнической брачности детерминируется в условиях системного кризиса социокультурными факторами, находится под влиянием менталитета поликультурного общества, национального самосознания, процессов этнической самоиндентификации и др.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

-теории этнических и межэтнических процессов (Бромлей Ю.В., Лебедева Н.М., Кон И.К., Дробижева Л.М., Козлов И.М., Стефаненко Т.Г.);

-основные концепции моно- и межэтнической семьи (Андреева Г.М., Голод С.И., Кон И.С., Мацковский М.С., Харчев А.В., Кочарян Г.С., Кочарян А.С.; Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В., Левкович В.П.);

-современные теории личности (Петровский А.В., Леонтьев А.Н., Асмолов А.Г., К. Роджерс, В. Франкл и др.);

-концепции социальной культурологии (Ерасов Б.С., Ахиезер А.С.).

Эмпирическая база исследования

Эмпирическую базу работы составили материалы всероссийских региональных научных и научно-практических конференций по проблемам межэтнического взаимодействия, демографических процессов в 1997-2001г.г. Использованы документы архива ЗАГС Республики Адыгея; материалы социологического исследования, проведенного отделом философии и социологии Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований "Культурно-этнический феномен "адыгагьэ" в современном сознании и поведении адыгов", с участием автора. Использовался ряд современных методик социологических исследований в процессе изучения личностных особенностей супругов, состоящих в моно- и межэтническом браке.

Цель, задачи, предмет исследования, характер эмпирического материала, а также междисциплинарный характер исследования определили его методологическую базу. Совокупность принципов научного анализа обеспечивает сочетание общетеоретических и специально-научных методов, позволяющих получить достоверное теоретическое и эмпирическое знание. Применение принципа системности позволяет построить целостную непротиворечивую концепцию.

Научная новизна исследования

-выявлены социокультурные факторы межэтнической брачности в поликультурном регионе в условиях реформирования российского общества;

-определены этнокультурные различия в представлениях этносов региона в сфере семейно-брачных отношений;

-рассмотрены имплицитные концепции личности, этностереотипные модели поведения, детерминированные "адыгагьэ";

-на основе анализа большого статистического архивного материала, результатов социологических исследований, проведенных с участием автора, изучена динамика межэтнической брачности в Республике Адыгея в условиях коренных общественных изменений;

-предложена типология межэтнических семей в поликультурном регионе -северокавказской республике.

На защиту выдвигаются следующие основные положения:

Процессы межэтнической брачности определяются степенью адаптивности семьи в новых социокультурных условиях.

Социокультурные факторы, влияющие на межэтническую брачность (менталитет, культурные, психологические, этические, социальные установки и нормы, религия, ценностные ориентации, этностеретипные представления о семье и др.), являются отражением системы реальных связей духовно-культурной сферы общества, обуславливают состояние психики индивида и этнической общности в ответ на влияние внешней среды.

Актуализация элементов национального самосознания личности в современных условиях детерминирует отрицательную динамику межэтнической брачности.

Снижение уровня межэтнической брачности в условиях реформ не является негативной тенденцией. Это естественный процесс в условиях актуализации национального самосознания. Однако новый тип взаимоотношений в социуме, формирование новых ценностных систем в процессе становления рыночных отношений обуславливает поиск новых способов обеспечения этнической толерантности.

Актуализация социокультурных факторов, их влияние на межэтническую брачность обусловлены поиском личностью стабильности в нестабильной ситуации потери прежних ценностных ориентаций в новых социокультурных уловиях.

Динамика межэтнической брачности обуславливается общественно-политической ситуацией в стране, в регионе. Чем выше уровень толерантности личности и общества, тем выше уровень положительной динамики межэтнической брачности.

Практическая значимость результатов проведенного исследования состоит в том, что они могут быть использованы при дальнейшем изучении и осмыслении влияния социокультурных факторов на изменения в различных сферах жизни этносов.

Содержащиеся в диссертации положения и выводы могут быть применены для дальнейшего изучения феномена межэтнической брачности в новых социокультурных условиях.

16

Результаты исследования могут содействовать стабилизации социокультурной сферы, согласованию социальных интересов в поликультурном регионе, например, мирному разрешению этнических конфликтов, гуманизации общественных отношений.

Результаты исследования возможно использовать для формирования механизма социального регулирования, разработки принципов взаимодействия государства и семьи в полиэтничном регионе в условиях реформ.

Ряд положений диссертации может представлять интерес для сотрудников отделов ЗАГС, практических социальных работников во взаимодействии с семьями и молодежью.

Материалы работы могут быть использованы при подготовке спецкурса по проблемам социологии семьи, социокультурных факторов семейных отношений, духовной жизни этносов.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социология культуры, духовной жизни», Делова, Людмила Алиевна

Заключение

Изучение феномена межэтнической брачности в поликультурном регионе, выявление социокультурных факторов, обусловливающих динамику межэтнической брачности в переходный период - задача сложная и многоплановая.

В современных условиях системного кризиса семья (моно- и межэтническая) как динамическое образование претерпевает определенные изменения, отражающиеся на понимании семейных ролей субъектами брачных отношений, на структуре и характере внутрисемейного общения. Как показали наши исследования, брачно-семейные отношения в условиях реформирования общества характеризуются следующими процессами:

1) стремлением к восполнению в семье дефицита личностного общения, интимности и эмоциональной близости, взаимопониманию и поддержке членами семьи друг друга - усилением значимости семьи для ее членов;

2) снижением прочности браков, ростом разводимости, дезорганизацией общения в семье, уменьшением количества заключенных браков.

В то же время возрастает потребность личности в принадлежности к стабильной группе - семейной, обеспечивающей эмоциональную поддержку и признание на фоне различного рода стрессоров, продуцируемых кризисным социумом.

Анализ особенностей функционирования межэтнической семьи, испытывающей те же трудности, что и мононациональная, свидетельствует о том, что источником деструкции супружеских отношений в национально-смешанной семье могут стать противоречия потребностей супругов, обусловленные спецификой национальных культур брачных партнеров, неспособностью проявлять уважение к родному языку супруга (супруги), к национальным обычаям, традициям. Все эти факторы могут привести к такому обострению противоречивых потребностей супругов, при котором их совместная жизнь становится невозможной. Вместе с тем конфликты на почве национальных разногласий возникают лишь в проблемных и нестабильных семьях, в отличие от стабильных межэтнических союзов, где они конструктивно решаются.

Таким образом, межэтническая семья в современных условиях актуализации национальных ценностей испытывает более серьезные трудности, чем моноэтническая.

Особенности функционирования национально-смешанных семей, динамика межэтнической брачности опосредуются специфическими для данных культур имплицитными концепциями личности, способами восприятия и особенностями образа мыслей, которые связывают с понятием «менталитет», выражающимися в специфических для данной общности формах этносоциотипических моделей поведения.

Таким образом, одним из основных социокультурных факторов межэтнической брачности в современных условиях, по нашему мнению, является менталитет. Так, в период кризиса, потери прежних стабильных ценностей актуализируются традиционные этнические ценности, стереотипы, в которых личность находит опору, психологическую защищенность.

Так, в общественном сознании адыгов актуализируется всеобъемлющий этнический стереотип «адыгагъэ».

Рост идентификации с наиболее стабильной группой - этносом - в период потери казавшихся незыблемыми факторами идентификации - с советским народом, коллективом и пр. - является фактором, детерминирующим отрицательную динамику межэтнической брачности.

Эмпирическое исследование по выявлению личностных социально-перцептивных особенностей супругов, состоящих в моно- и межэтническом браке, подтвердило гипотезу о том, что выход за рамки своей этнической общности обусловлен ситуационно, внешними факторами, а не личностными особенностями.

Социокультурным фактором, обусловливающим отрицательную динамику межэтнической брачности в Адыгее, является тип культуры по отношению к «Я» и «Другим». Для культуры адыгов, в частности, приоритетной является ориентация на взаимозависимость, включенность в референтную группу, модель «Взаимозависимого Я» в отличие от западной модели «Независимого Я». В условиях идентификации с этнической группой отказ от межэтнического брака является фактором включенности личности в референтную группу.

Итак, в условиях системного кризиса социокультурными факторами как внутренне, так и внешне обусловленными, влияющими на межэтническую брачность, являются культура в широком смысле и этническая культура с ее традициями и ценностями; менталитет поликультурного общества как «мировидение» конкретной социетальной общности. Являясь отражением системы реальных связей объективного мира, обусловливая социальное настроение индивида и социетальной общности в ответ на формальные влияния в процессе реформирования общества, менталитет выступает фактором, обусловливающим процессы в социально-духовной сфере, оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности индивида, в том числе на процессы семейно-брачных отношений.

Если процессы общественных преобразований идут с учетом менталитета, согласно принципам приемственности, «совмещения» старых и новых ценностей, ускоряются процессы адаптации личности в новых социокультурных условиях, осуществляется постепенное изменение менталитета.

Напротив, насильственное внедрение новых ценностных ориентаций в социокультурную среду обусловливает процессы социального дискомфорта, маргинализацию сознания индивидов, потребность «спрятаться в раковину».

Актуализация этнических ценностей, желание стабильности, интимности в семейных отношениях на основе принятых, не всегда осознаваемых стереотипов поведения и мышления, распространенных в родственной этнической среде, вносит определенную долю нестабильности. Однако социальное регулирование, а также системы воспитания, взаимоотношения людей, принятые в данной социетальной общности, традиции, верный выбор социальной роли индивидом в новых социокультурных условиях, способны стабилизировать ситуацию, актуализировать культурные установки сознанием, реализовать позитивные стереотипы взаимоотношений, например, толерантность, т.е. терпимое отношение к иной культуре, религии, несмотря на то, что состояние межэтнической брачности характеризуется отрицательной динамикой в переходный период.

Изучение социокультурных факторов, оказывающих влияние на процессы межэтнической брачности в переходном обществе, показало, что социально-экономический и политический кризис, повышая вероятность деструктивных изменений в социально-духовной сфере, вместе с тем способствует активизации позитивного потенциала традиций и культурных ценностей, этностереотипных представлений, свойственных для социетальной общности, обеспечивающих адаптацию личности и общества в новых социокультурных условиях, формированию гражданской идентичности.

Наши исследования подтверждают зависимость уровня положительной динамики межэтнической брачности от уровня толерантности социетальных групп к иной культуре, религии, традициям и наоборот.

Реализация задач исследования позволяет констатировать, что в условиях нестабильности растет значимость социокультурных факторов, их влияние на процессы жизнедеятельности общества, что в значительной степени стабилизирует общественную среду. В то же время мы отмечаем элементы новых межкультурных отношений, новой ценностной системы, ориентирующей общество

158 на формирование гражданской идентичности. Это и понятно. В процессе формирования рыночных отношений, развития структур гражданского общества, социальной мобильности естественным образом, в процессе саморазвития социетальных общностей, создаются новые духовно-культурные конструкты общественного сознания, качественно иной тип толерантности, связанный с развитием гражданской культуры. В условиях реформирования требуется адекватное социальное регулирование, обеспечивающее самоорганизацию, саморазвитие, выбор социальных ролей социетальными общностями согласно этнической идентичности, менталитету и с учетом традиций народов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Делова, Людмила Алиевна, 2001 год

1. Бгажноков Б.Х. Адыгская этика. Нальчик: Издательский центр "Эльфа" -1999.-96с.

2. Бгажноков Б.Х. Очерки этнографии общения адыгов. -Нальчик. -1986. -238с. Бердяев Н. Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности. -М.: Мысль. -1990 -207с.

3. Бижев А.Х. Адыги Северо-Западного Кавказа и кризис Восточного вопроса в конце 20-х -начале 30-х г. XIX века. -Майкоп: Меоты. -1994. -327с.

4. Васильева Э.К. Образ жизни городской семьи. -М.: Финансы и статистика, 1986. -96с.

5. В поисках парадигмы нации (нациологические очерки)/ Под ред. Болотокова В.Х. и Семенова В.М. Москва-Нальчик. -1997. -260с.

6. Витек К. Проблемы супружеского благополучия: Пер. с чешек/Общ. ред. и предисл. М.С.Мацковского -М.: Прогресс. -1988. -144с.

7. Вунд В. Проблемы психологии народов. -СПб.: Питер. -2001. -160с. Голод С.И. Будущая семья: какова она? (Социально-нравственный аспект) -М.: Знание, -1990. -64с.

8. Голод С.И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. М.: Наука, 1984. -135с.

9. Гозман Л.Я. Ажгихина Н.И. Психология симпатий. -М.: Знание, -1988. -96с.

10. Джандар М.А. Песня в семейных обрядах адыгов. -Майкоп: Адыг. кн. изд-во. -1991.-144с.

11. Дзуцев Х.В. Эволюция осетинской семьи и межсемейных отношений: этносоциологический анализ. -Владикавказ: Проектпресс, -1998. -265с.

12. Дюбуа де Монперэ Ф. Путешествие вокруг Кавказа. У черкесов и абхазов, в Колхиде, в Грузии, в Армении и в Крыму. -TI. Пер. с фр. Н.А. Данкевич-Пушкиной.-Сухуми: Абгиз. -1937. -117с.

13. Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности -Псков: Изд-во Псковского обл. ИУУ.-1994

14. Ионин Л.Г. Социология культуры. -М.: Логос. -1998. -280с.

15. Крысько В.Г., Деркач А.А. Этнопсихология. Теория и методология. М. -1992138с.

16. Кочарян А.С., Кочарян Г.С. Психотерапия сексуальных расстройств и супружеских конфликтов. -М.: Медицина. -1994. -224с.

17. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. -М.: Просвещение. -1988208с.

18. Кабузан В.М. Население Северного Кавказа в XIX-XX веках. Этностатическое исследование. Издательство "Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ". -С.-Петербург. -1996. -223с.

19. Королев С.И. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов. -М. -1970. -99с.

20. Лапин Н.И. Пути России: социокультурные трансформации. -М.: Издание Института философии РАН,. -2000. -194с.

21. Люлье Л.Я. Черкесия. Историко-этнографические статьи. -Краснодар. 1927.48с.

22. Мацковский М.С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики. -М.: Наука. -1989.-116с.

23. Меретуков М.А. Семья и брак у адыгских народов (XIX-70-е годы ХХв.): Майкоп. Адыг. отделен Краен, кн. изд-во. -1987. -368с.

24. Меньшутин В.П. Помощь молодой семье (заметки психолога). -М.: Мысль. -1987 -203с.

25. Мальбахов Б.К.,Эльмесов A.M. Средневековая Кабарда//Внутренние и внешние аспекты истории. -Нальчик: Эльбрус. -1994. -352с.

26. Ментальность Россиян (Специфика сознания больших групп населения России)/Под общ. ред. Дубова И.Г. -Москва: Российская академия образования. Психологический институт. -1997. -477с.

27. Полякова Т.М. Менталитет полиэтнического общества (опыт России)// Под ред. М.Н.Губогло. -М. -1998. -424с.

28. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. -М.: Политиздат. -1982.254с.

29. Петровский А.В. Популярные беседы о психологии. -М.: Педагогика. -1983.224с.

30. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. -М.: Изд-во МГУ. -1988. -208с. Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. -М.: Изд-во МГУ -1983. -176с.

31. Пейсонель М. Исследование торговли на черкесско-абхазском берегу черного моря в 1750-1762г.г. -Краснодар. -1927. -35с.

32. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт/Пер. с англ., нем. -М.: Смысл. -1993.-331 с.

33. Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа (вторая половина Х1Х-ХХв.) -М.: Наука. -1983. -264с.

34. Сусоколов А.А. Межнациональные браки в СССР. -М.: Мысль. -1987. -142с.

35. СтальК.Ф. Этнографический очерк черкесского народа//Кавказский сборник. -1900.-Т21.-60-173с.

36. Спенсер Э. Путешествия в Черкесию/Пер. Н.Нефляшевой. -Майкоп. -1993.153с.

37. Соловьев Н.Я. Брак и семья сегодня. -Вильнюс: Минтис. -1977. -226с. Титаренко В.А. Семья и формирование личности. -М.: Мысль. -1987. -352с. Фотеева Е.В. Семья в современном буржуазном мире. -М.: Мысль. -1988.206с.

38. Фонвилль А. Последний год войны Черкесии за независимость. 1863-1864 гг.: Из записок участника-иностранца. -Нальчик: Адыги. -1991. -48с. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. -М.: Мысль. -1979.

39. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. -М.: Статистика, 1978. -223с.

40. Ханаху Р.А. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени (социально-философский анализ). -Майкоп. -1997. -194.

41. Чуйко Л.В. Браки и разводы. -М.: Статистика. -1975. -175с.163

42. Шабаев Ю.П. Этнокультурное и этнополитическое развитие народов коми в XX веке (Штрихи этнополитического развития Республики Коми. Т.З)//Под ред. М.Н. Губогло -М.: ЦИМО. -1998. -376с.

43. Шадже А.Ю. Национальные ценности и человек (социально-философский аспект). -Майкоп: Изд-во Адыгейского государственного университета. -1996. -168с. Шихирев П.Н. Современная социальная психология США. -М.:Наука. -1979.230с.

44. Шмелев А.Г., Похилько В.И., Козловская-Тельнова А.Ю. Практикум по экспериментальной психосемантике. Тезаурус личностных черт. -М.: Изд-во МГУ. -1988. -208с.

45. Шкуратов В.А. Историческая психология. -Ростов-на-Дону: Издательство "Город N". -1994. -288с.

46. Шибутани Т. Социальная психология. -Ростов-на-Дону: Феникс. -1999. -544с. Щербина Ф.А. История Армавира и черкесогаев. -Екатеринодар. -1914.192с.

47. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий З.В. Семейная психотерапия. -Л.: Наука. -1989.192с.

48. Это моя нация. Из-под пера Расима Рушди. Черкес рассказывает о своем народе: Нальчик. -Издательский центр "Эльфа". -1993. -94с.2. Статьи

49. Алексахина Н.А. Тенденции в изменении национальной идентичности народов России//Социологические исследования. -1995. -№2 -С.49-54.

50. Арутюнов С.А. Об условности понятия "этнопсихология'У/Советская этнография. -1983. -№2. -С. 82-83.

51. Антонов А.Н. Действительно ли небо упало на землю? (комментарии к дискуссии американских социологов об упадке семьи в США)//Вест.Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. -1996. -№3. -С. 60-65.

52. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: Исследования и проблемы//Вест. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. -1987. -№2. -С. 60-72.

53. Бурлачук Л.Ф., Коростылева Л.А. Психологические особенности лиц, испытывающих затруднения при вступлении в брак (на материале службы знакомств)// Психологический журнал. -1995. -Т. 16. -№3. -С. 37-145.

54. Байбурин А.К. Этнические аспекты изучения стереотипных форм поведения и традиционная культура//Советская этнография. -1985. -№2. -С. 36-45.

55. Бутенко А.П., Колесниченко Ю.В. Менталитет россиян и евразийство: их сущность и общественно-политический смысл//Социологические исследования. -1996. -N5. -С. 92-102.

56. Багдасарьян Н.Г., Кансузян Л.В., Немцов А.А.Инновация в ценностных ориентациях студентов//Социологические исследования. 1995. -N4. -С. 125-129.

57. Бажин Е.Ф., Галынкина Е.Ф., Эткинд A.M. Метод исследования уровня субъективного контроля//Психологический журнал. -1984. -Т.5. -N3. -С.152-162.

58. Быстрицкас Р., Кочюнас P. Homo soveticus или Homo sapiens? Несколько штрихов к психологическому портрету//Радуга. -1989.-№5. -С. 78-82.

59. Вызова В.М., Антонова Н.А. Локус контроля у представителейкоми и русского этносов// Психологический журнал -Т. 16. -N6. -1995. -С. 111.

60. Богомолова Н.Н., Стефаненко Н.Т. Образы американца и советского человека в восприятии московских студентов на страницах молодежной прессы//Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. -1991. -№3. -С. 3-11.

61. Вардомацкий А.П. Сдвиг в ценностном измерении//Социологические исследования. -1993. -№4. -С. 46-55.

62. Васильева Г.П. Современные этнические процессы в Северном Туркестане// Советская этнография. -1968. -N1.

63. Волков А.Г. Этнически смешанные семьи и межнациональные браки//Семья и семейная политика. М.: Институт социально-экономических проблем народонаселения АН СССР. -1991. -С.77-90.

64. Голод С.И. Удовлетворенность супружеством как фактор стабилизации семьи//Современная семья. -М.: Финансы и статистика. -1982. -С. 57-62.

65. Гозман Л.Я., Шлягина Е.И. Психологические проблемы семьи//Вопр. психологии. -1985. -№2. -С. 186-187.

66. Ганцкая О.А., Терентьева Л.Н. Межнациональные браки и их роль в этнических процессах/Юовременные этнические процессы в СССР. -М.: Наука. -1977-С. 460-483.

67. Ганцкая О.А., Терентьева Л.Н. Этнографические исследования национальных процессов в Прибалтике//Советская этнография. -1965. -N5. -С. 15-16.

68. Гризискас Ч.С., Малярова Н.В. Социально-терапевтическая деятельность в области брачно-семейных отношений//Семья и общество/Под ред. А.Г. Харчева и др. -М„ -1982. С.99-120.

69. Голберг Л.Р., Шмелев А.Г. Межкультурное исследование лексики личностных черт "большая пятерка факторов в английском и русском языках'У/Психологический журнал. -1993. -Т. 14. -№4. С. 32-39.

70. Гурко Т.А. Трансформация института современной семьи//Социологические исследования. -1995. №10-11. -С. 95-99.

71. Гасанова Н.И. К проблеме этнопсихологической адаптации//Социологические исследования. -1995. -С. 63-67.

72. Горяинов В.П. Эмпирическая классификация жизненных ценностей россиян в постсоветский период//Полис. -№4. -1996. -С.

73. Гозман Л.Я., Алешина Ю.Е. Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы//Вестник МГУ. Сер.14. Психология. -1985. -№4. -С. 10-20.

74. Гозман Л.Я., Эткинд A.M. Метафоры или реальность? Психологический анализ советской истории//Вопросы философии. -1991. -№3.-С. 164-172.

75. Гризискас Ч.С., Малярова Н.В. Социально-терапевтическая деятельность в области брачно-семейных отношений//Семья и общество./ Под ред. А.Г.Харчева и др. -М. -1982. -С. 99-120.

76. Дармодехин С.В., Елизаров В.В. Проблемы семьи и семейной политики// Социально-политический журнал. -1994. -№ 9-10. -С. 43-53.

77. Денисова Г.С., Уразгильдиева Н.К. Семья в процессе модернизации российского общества// Проблемы современного общества. -Ростов-на-Дону. -1996. -С. 152-166.

78. Дубов И.Г. Феномен менталитета: психологический анализ//Вопросы психологии. -1993. -№5. -С. 20-29.

79. Дробижева Л.М. Национальное самосознание: база формирования и социально-культурные стимулы развития//Советская этнография. -1985. -№5. -С. 315.

80. Дашдамиров А.Ф. К методологии исследования национально-психологических проблем//Советская этнография. -1983. -№2. -С. 62-73.

81. Дмитриев К.Д., Цейтина Г.П., Эткинд A.M. Уровень субъективного контроля соматически больных и задачи реабилитации//Социально-психологические проблемы реабилитации нервно-психических больных.-Л.-1984-С. 100-105.

82. Долгова Т.П., Симонова Е.В. Проблемы комплексного изучения семьи//Социологические исследования. -2000. -N4. -С. 137-139.

83. Донцов А.И., Стефаненко Т.Г. Уталиева Ж.Т. Язык как фактор этнической идентичности//Вопросы психологии. -1997. -N4. -С. 75-86.

84. Дичюс П. Развод и его причины в Литовской ССР//Человек после развода/Под ред. Н.Я. Соловьева. -Вильнюс. -1985. -С. 13-20.

85. Елизаров А.Н. Роль духовных ценностных ориентаций в процессе интеграции семьи//Вест. Моск. университета. Сер. 14. Психология. -1997 -№3. -С. 59-67.

86. Елизаров А.Н. К проблеме поиска основного интегрирующего фактора семьи//Вест. МГУ. Сер 14. Психология. -1996. -№1. -С. 42-49.

87. Елизаров А.Н. Ценностные ориентации неблагополучных семей//Социологические исследования. -1995. -№7. -С. 93-99.

88. Елизаров А.Н. Родительско-юношеский конфликт в работе молодежного телефона доверия//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. -1995. -№2. -С. 17-20.

89. Ивченко Е.Г., Усенко Л.В. Русская семья:опыт и ценностные ориентации//Проблемы современного общества: Лекции по социологии. -Ростов-на-Дону.: Издательство Ростовского педагогического университета. -1996. -С.35-49.

90. Кузнецов И.М. Адаптивность этнических культур и этнокультурные типы самоопределения личности/Юоветская этнография. -1988. -№1. -С. 15-27.

91. Кцоева Г. У. Опыт эмпирического исследования этнических стереотипов//Психологический журнал. -Т. 7. -№2. -1986. -С. 41-51.

92. Киселева Н.М. Межнациональные браки в Адыгее/Жультура и быт адыгов. Вып. I. -Майкоп. -1976. -С. 125-128.

93. Касланзия Н.В. Адыгагъэ и апсуара: адыго-абхазские культурно-этнические параллели//Философия и социология в Республике Адыгея. Майкоп. -1995. -С. 5767.

94. Короленко П.П. Записки о черкесах//Кубанский сборник.-Екатеринодар. -1908.-Т/XIV.

95. Кузнецов И.М. Об обыденных этнокультурных психологических представлениях//Советская этнография. -1983. -№2. -С. 84-87.

96. Козлов В.И. О некоторых методологических проблемах изучения этнической психологии//Советская этнография. -1983. -№2. -С. 74-79.

97. Комарова Г.А. Этнические установки при выборе брачного партнера (по материалам Службы брачных объявлений в Уфе и Чебоксарах)//Советская этнография. -1987. №3. -С. 80-89.

98. Климова С.Г. Изменение ценностных оснований идентификации (80-90-е годы)//Социологические исследования. -1995. -№1. -С. 59-72.

99. Кочубей Б. Жить в обществе и быть свободным?//3намя. -М.-1991. -№10. -С. 140-160.

100. Кон И.С. Национальный характер. Миф или реальность//Иностранная литература. -1970.-№3.

101. Лабунская В.А. Социально-психологические детерминанты возникновения затруднений в межэтническом общении//Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. -1998. -№2. -С. 60-65.

102. Леш К. Семья-убежище в бессердечном мире//США: Проблемы семьи. М.: АН СССР ИНИОН. Центр по изучению проблем народонаселения. Экон. фак. МГУ. -1990. -С. 93-102.

103. Левкович В.П., Зуськова О.Э. Социально-психологический к изучению супружеских конфликтов//Психологический журнал. -1985. -Т.6. -№3. -С. 127-137.

104. Левкович В.П., Мин Л.В. Особенности сохранения этнического самосознания корейских переселенцев Казахстана//Психологический журнал. -1996 -Т. 17. -№6. -С. 72-81.

105. Левкович В.П., Кузмикайте Л.Д. Формирование этнического сознания подростка в семье//Психологический журнал. -Т. 13. -№6. -1992. -С. 35-42.

106. Леонтьев А.А. Личность как историко-этническая категория//Советская этнография. -1981. -№3. -С. 35-44.

107. Леонтьев А.А. Национальная психология и этнопсихология//Советская этнография. -1983. -№2. -С. 80-82.

108. Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян//Социологические исследования. -1996. -№5. -С. 3-23.

109. Лебедева Н. Роль культурной дистанции в формировании новых идентичностей//Идентичность и конфликт в постсоветских государствах: Сб. статей/Под ред. М.Б.Олкотт, В.Тшикова и А.Малашенко. -М.: Моск. Центр Карнеги. -1997. -С. 64-82.

110. Лебедева Н.М. Русская диаспора: диалог цивилизаций и кризис социальной идентичности//Психологический журнал. -Т.17.-1996. -№4. -С. 32-42.

111. Лапин Н.И. Ценности как компоненты социокультурной эволюции современной России/Юоциологические исследования. -1994. -№5. -С. 3-8.

112. Лосский Н.О. Ценности и бытие//Бог и мировое зло. М. -1994. -С. 250-315.

113. Мухина B.C. Этнопсихология: настоящее и будущее//Психологический журнал. -1994. -№3. -С. 42-50.

114. Лосский Н.О. Характер русского народа/Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. -М.: Изд-во политической литературы, -1991. -С.238-360.

115. Медков В.М. Стратегия фамилистических исследований в России во второй половине 90-х годов//Вестник Моск. Ун-та. Сер. 18. Социология и политология. -1996. -№3. -С.79-82.

116. Меретуков М.А. Межнациональные браки у адыгов в XIX-XX в.в.//Культура и быт адыгов (Этнографические исследования). Вып 2. -Майкоп. -1987. -С. 52-66.

117. Навайтис Г.А. Опыт психологического консультирования супружеских конфликтов//Психологический журнал. -1983. -Т.4. -№3.-С. 70-72.

118. Нго Тхи Туан Зунг. Роль социально-психологических факторов в стабилизации молодой семьи во Вьетнаме//Психологический журнал. -Т.13. -№6. -1992. -С.90-92.

119. Обозов Н.Н., Обозова А.Н. Диагностика супружеских затруднений//Психологический журнал. -1982. -Т.З. -№3. -С.147-151.

120. Петрова А.С. Феномен общения с точки зрения этнопсихологии (к постановке проблемы)//Советская этнография. -1987. -№3. -С. 12-22.

121. Пибоди Д., Шмелев А. Г., Андреева М.К., Граменицкий А.Е. Психосемантический анализ стереотипов русского характера: кросскультурный аспект//Вопросы психологии. -1993. -№3. С. 101-111.

122. Подопригора В.Н., Краснопевцева Т.И. Русский вопрос в современной России//Вопросы философии. -1995. -N6. -С. 65-75.

123. Попеное Д. Упадок американской семьи (1960-1980): обзор и оценка (фрагменты статьи)//Вестник Моск.ун-та. Сер. 18. Социология и политология. -1996. -N3. -С. 65-79.

124. Пантин И.К. Российская ментальность (Материалы "круглого стола")//Вопросы философии. -1994. -№1. -С.30-35.

125. Реан А.А. Проблемы и перспективы развития концепции локуса контроля личности//Психологический журнал. -1998 -Т. 19. -N4. -С, 3-12.

126. Реан А.А. Локус контроля деликвентной личности//Психологический журнал. -1994. -Т. 15. -N2. -С. 52-56.

127. Рукавишников В.О.Социологические аспекты модернизации России и других посткоммунистических обществ//Социологические исследования. -1995. -№1.-С.38-39.

128. Раппопорт С.С. Посперазводная ситуация в восприятии разведенных//Человек после развода/Под ред. Н.Я. Соловьева. -Вильнюс. -1985. -С. 135-148.

129. Садыхов Г.Ш. Межнациональные молодые семьи новых городов Азербайджана//Современная семья. -М.: Финансы и статистика. -1982. -С.39-43.

130. Сысенко В.А. Разводы, динамика, последствия//Социологические исследования. -1982. -№2. -С. 101-105.

131. Солдатова Г.У. Межэтническое общение: когнитивная структура этнического самосознания//Познание и общение. -М.: Наука. -1988. -С. 111-125.

132. Силласте Г. Г. Эволюция духовных ценностей россиянок в новой социокультурной ситуации//Социологические исследования. -1995. -N10. -С. 88-95.

133. Силласте Г.Г. Эволюция социальных позиций женщин в меняющемся российском обществе//Социологические исследования. -1995. -№4. -С.

134. Савельев А.Н. Ценностное пространство кризисного социума (попытка методологической интерпретации)//Полития. Вестник фонда "Российский общественно-политический центр"-N3. -1997. -С. 79-87.

135. Самооценка и оценка другого в супружеских парах//Эмоциональные и познавательные характеристики общения. -Ростов-на-Дону. -1990. -С. 22-33.

136. Смагина Л.В. Психологический механизм любовного чувства//Современная семья: проблемы и перспективы/Под ред. А.И.Тащева и др. -Ростов-на-Дону. -1994. -С. 42-45.

137. Смирнов Л.М. Анализ опыта разработки экспериментальных методов изучения ценностей//Психологический журнал. -1996. -Т. 17. -№1. -С. 157-168.

138. Смехов В.А. Опыт психологической диагностики коррекции конфликтного общения в семье//Вопросы психологии. -1985. -№4. -С. 81-92.

139. Снежкова И.А. К проблеме изучения этнического самосознания у детей и юношества (по материалам Киевской и Закарпатской областей у/Советская этнография. -1982. -№1. -С. 80-88.

140. Тийт Э.М. Проблемы выбора будущего спутника жизни у молодежи//Современная семья. -М.: Финансы и статистика. -1982. -С. 25-39.

141. Трофимова А. Г. Материалы отделов ЗАГС о браках как этнографический источник//Советская этнография. -1965. -№5.

142. Терентьева Л.Н. Определение своей национальной принадлежности подростками в национально-смешанных семьях//Советская этнография. -1969. -№3. -С. 20-30.

143. Топилин А.В. Межнациональные семьи и миграция: вопросы взаимовлияния//Социологические исследования. -1995. -№7. -С. 76-82.

144. Трусов В.П., Филиппов А.С. Этнические стереотипы//Этническая психология (Этнические процессы и образ жизни людей. Сб. научных трудов. -М.: Университет дружбы народов. -1984. -С. 77-85.

145. Фабрика А.А. Семья в стрессовой ситуации//Семья России. -1994. -№2. -С. 179-182.

146. Ханаху Р. А., Цветков О.М. Феномен "адыгагьэ" (к постановке исследовательской проблемы)//Философия и социология в Республике Адыгея. -№1. -Майкоп. -1994. -С. 4-20.

147. Ханаху Р.А., Цветков О.М. Некоторые типологические характеристики традиционной культуры адыгов (к проблеме ментальности)//Философия и социология. -№4. -Майкоп. -1996. -С. 44-60.

148. Ханазаров К.Х. Межнациональные брааки одна из прогрессивных тенденций сближения социалистических наций (из опыта конкретного социол. исследования)//Общественные науки в Узбекистане. -1964. -№10.

149. Цветков О.М. Социокультурная динамика адыго-славянских отношений (К постановке проблемы)//Философия и социология в Республике Адыгея. Майкоп. -1995. №2 -С.38-56.

150. Шапиро А.З. Психолого-гуманистические проблемы позитивности-негативности внутрисемейных отношений//Вопросы психологии. -1994. -№4. -С. 4556.

151. Шихирев П.Н. Ммежнациональные отношения: социально-психологический подход//Национальные процессы в СССР. -М.: Наука. -1991. -С. 264.

152. Шмелев А.Г., Похилько В.И., Козловская-Тельнова А.Ю. Репрезентативность личностных черт в сознании носителя русского языка//Психологический журнал. -1991. -Т.12. -№2. -С. 27-44.

153. Шогенов Р.Х. Национальное самосознание: понятие и сущность//Социально-этнические проблемы России и Северного Кавказа на исходе XX века. -Ростов-на-Дону, Изд-во Рост. пед. ун-та, 1998, с. 138-150.

154. Шулындин БЛ. Российский менталитет в сценариях перемен//Социс, 1999,N12, с. 50-53.

155. Шерейдер Ю.А. Человеческая рефлексия и две системы этнического сознания//Вопросы философии. -1990. -№7. -С. 22-32.

156. Ядов В.А. Ценности в кризисном обществе //Психологический журнал. -1991 -Т. 12. -№6. -С. 166-167.1743. Справочная литература

157. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х т. Т.1. Пер. с франц. -М.: Мир, 1992.496с.

158. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х т. Т2. Пер. с франц. -М.: Мир, 1992.376с.

159. Краткий словарь по социологии/под общ. ред. Д.М. Гвишиани, Н.И., Лапина. Сост. Э.М. Коржева, Н.Ф. Наумова. -М.: Политиздат, 1989-479с.

160. Психологический словарь/Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова.-2-е изд. перераб. и доп. -М.: Педагогика -Пресс, 1999. -440с.

161. Психология. Словарь/Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского 2-е изд., испр. и доп. -М.: Политиздат, 1990.-494с.

162. Современная западная социология: Словарь -М.: Политиздат, 1990.-432с. Философский словарь/Под ред. И.Т.Фролова. -6-е изд., перераб. и доп. -М.: Политиздат, 1991 -560с.

163. Философский энциклопедический словарь./Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н.Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г.Панов. -М.: Советская энциклопедия, 1983.-840с.

164. Диссертации, авторефераты диссертациий

165. Дмитриева М.А. Формирование ценностного отношения к семье у старших школьников. Дис. кканд. психол. наук, Ростов-на-Дону, 1999.

166. Елизаров А.Н. Ценностные ориентации семьи как фактор родительско-юношеского конфликта. Автореф. дис. .канд. психол. наук.-М., 1995.

167. Кишинец В.А. Удовлетворенность браком и стабильность современной городской семьи. Дис. канд. ф. наук. -М., 1985.

168. Магамедов А.А. Семейно-брачные отношения у народов Северного Кавказа: комплексное социологическое исследование. Автореф. .дис. .докт. социолог. наук.-Ставрополь, 2000.

169. Малярова Н.В. Семейный конфликт как объект прикладного социологического исследования. Автореф. дис. .канд. филос. наук. М., 1984.

170. Марковская Н.Г. Место семьи в системе ценностных ориентаций личности. Автореф. дис. .канд. социолог, наук. -М., 1990.

171. Ногерова М.Т. Представление о субъекте затрудненного общения у учителей Кабардино-Балкарии. Дис. .канд. псих, наук, -Ростов-на-Дону, 1998.

172. Пищик М.В. Транслирование менталитета в процессе общения воспитателя и ребенка. Дис. .канд. психол. наук. -Ростов-на-Дону, 2000.

173. Полякова Т.М. Менталитет полиэтнического общества как фактор политического процесса в России. Автореф. дис. .докт. политич. наук.-М. -1998.

174. Савинов Л.И. Социокультурная детерминация ценностных ориентаций семьи. Дис. .докт. социологич. наук. -М., 1996.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.