Этнически смешанные семьи на Северном Кавказе: Образование и межэтническая адаптация тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.04, кандидат социологических наук Верещагина, Анна Владимировна

  • Верещагина, Анна Владимировна
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 2003, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ22.00.04
  • Количество страниц 166
Верещагина, Анна Владимировна. Этнически смешанные семьи на Северном Кавказе: Образование и межэтническая адаптация: дис. кандидат социологических наук: 22.00.04 - Социальная структура, социальные институты и процессы. Ростов-на-Дону. 2003. 166 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Верещагина, Анна Владимировна

Введение.3.

Глава 1. Теоретические аспекты образования этнически смешанных семей на Северном Кавказе.19.

1.1. Этнически смешанные семьи: методология исследования.19.

1.2. Образование этнически смешанных семей на Северном Кавказе.39.

Глава 2. Межэтническая адаптация этнически смешанных семей на макроуровне.60.

2.1.Теоретические подходы к исследованию межэтнической адаптации этнически смешанных семей на макроуровне.61.

2.2. Межэтническая адаптация этнически смешанных семей в современных этнополитических условиях Северного Кавказа на макроуровне.79.

Глава 3. Межэтническая адаптация этнически смешанных семей на микроуровне.104.

3.1. Межэтническая адаптация этнически смешанных семей в рамках микросоциологического подхода.104.

3.2. Межэтническая адаптация этнически смешанных семей на Северном Кавказе на микроуровне.126.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная структура, социальные институты и процессы», 22.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этнически смешанные семьи на Северном Кавказе: Образование и межэтническая адаптация»

Актуальность темы. Одним из наиболее сложных полиэтничных I регионов России является Северный Кавказ. Он отличается не только высоким уровнем этнокультурной мозаичности населения, но и политической напряженностью на почве межэтнических отношений. Согласно данным социологического мониторинга, проводившегося в 2001 г., уровень национальной нетерпимости на Северном Кавказе является самым высоким в стране.1 В этих условиях положение этнически смешанных семей отличается сложностью и нестабильностью, поскольку разноэтничность их состава является негативным фактором для населения Северного Кавказа, в то время как в советское время подобные семьи I воспринимались как норма общественной жизни. В условиях идеологической либерализации и мощного подъема национального самосознания возникает необходимость нового научного подхода и осмысления проблем, связанных с условиями образования этнически смешанных семей, а также их межэтнической адаптацией в процессе трансформации современного российского общества, в котором этнический фактор стал одним из наиболее важных элементов политики и всей общественной жизни.

На примере республик Северного Кавказа можно проследить процесс развития межэтнической брачности и становления этнически смешанной семьи как этнокультурного феномена, а также выявить социальные закономерности функционирования семей этого типа в рамках теоретического анализа процесса межэтнической адаптации в полиэтничных условиях Северного Кавказа на микро- и макроуровнях, которые являются составляющими компонентами социальной системы

10 лет российских реформ глазами россиян. Аналитический доклад. М.: ИКСИ РАН, 2002. С. 4. и позволяют рассматривать этнически смешанную семью как малую группу и социальный институт.

Процесс межэтнической адаптации можно представить как процесс активного приспособления индивида или группы к определенным этнокультурным ценностям данной среды. В современных этнополитических и этносоциальных условиях от характера межэтнической адаптации во многом зависит и характер социальной адаптации, которая представляет собой процесс активного приспособления индивида или группы к определенным материальным условиям, нормам, ценностям социальной среды.2

Моноэтнические и этнически смешанные семьи обладают разным адаптационно-деятельностным потенциалом, т.е. неодинаковой способностью включаться в формирование новых общественных институтов, участвовать в их развитии и укреплении, использовать их в своих интересах, активно адаптироваться к меняющейся реальности и в результате улучшать или хотя бы сохранять свой статус. В итоге выявляется качественно различная роль этих семей в трансформационном процессе, что позволяет сделать вывод о необходимости более глубокого и качественного анализа адаптационного поведения современной межэтнической семьи в процессе межэтнического взаимодействия.

Актуальность и недостаточная разработанность данной проблематики обеспечивают теоретическую и практическую значимость подобных исследований в условиях трансформации российского общества.

Вместе с тем, несмотря на острую практическую востребованность исследования функционирования этого типа семей на региональном уровне, число исследовательских работ этого направления незначительно.

Степень научной разработанности темы. Анализ современной социологической и этнологической литературы позволил выявить несколько направлений по данной проблематике. Необходимо отметить, что проблема исследования этнически смешанных семей в социологической науке не является новой. Очень много в этой области было сделано советскими исследователями, и их исследования не потеряли своей значимости и в настоящее время, поскольку современные исследования по данной проблеме часто опираются на фундаментальные разработки советских ученых. Кроме того, литература советского периода представляет интерес для современных исследований в качестве источниковой базы при сравнительном анализе. В исследованиях советского периода представлена различная тематика: это и динамика межэтнической брачности, и факторы, обеспечивающие стабильность межэтнических семей, и проблема детей в смешанных семьях и многое другое. Это работы таких авторов, как: Р.А. Ачылова, С.Ш. Гаджиева, J1.M. Дробижева, Ю.А. Евстигнеев, Н.М. Киселева, В.И. Козлов, М.А. Меретуков, О. Мусаев, Т.Б. Савина, Г.А. Сергеева, Я.С. Смирнова, А.А. Сусоколов, Л.Н. Терентьева, А.Г. Трофимова, М.Я. Устинова, А.Г. Хар^ев и др.3 Особый интерес ученых вызывало изучение динамики

2 Социологический энциклопедический словарь. М., 1998. С.8.

3 Ачылова Р. Межнациональные браки и семьи в СССР. М., 1968; Гаджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана в XIX-начале XX в. М., 1985; Дробижева Л.М. Духовная общность народов СССР. Историко-социологический очерк межнациональных отношений. М., 1981; Евстигнеев Ю.А. Национально-смешанные браки в Махачкале //Советская этнография. 1971. № 4; Киселева Н.М. Межнациональные браки в Адыгее //Культура и быт адыгов. Вып. I. Майкоп, 1976; Козлов В.И. Национальности СССР: Этнодемографический обзор. М.: Финансы и статистика, 1982; Меретуков М.А. Межнациональные браки у адыгов в XIX-XX в.в. //Культура и быт адыгов (Этнографические исследования). Вып 2. Майкоп, 1986; Мусаев i О. Межнациональные браки и семьи в СССР. М., 1973; Савина Т.Б. Межнациональная семья на Северном Кавказе //Известия Северо-Кавказского научного центра Высшей школы. Общественные науки. 1984, № 1; Сергеева Г.А., Смирнова Я.С. К вопросу о национальном самосознании городской молодежи //Советская этнография. 1971. № 4; Сусоколов А. А. Национально смешанные браки и семьи в СССР. М. , 1990; Терентьева Л.Н., Устинова М.Я. межэтнической брачности как неотъемлемой черты советского образа жизни. Все советские исследователи отмечали неуклонный рост числа смешанных браков вплоть до начала 80-х, отмечая их положительную роль в процессе интернационализации межэтнических отношений. Эти исследования представляют научный интерес и для современных исследователей, особенно те из них, в которых рассматриваются микросоциальные проблемы функционирования этнически смешанных семей. Внимание исследователей, главным образом, было обращено к проблеме этнической идентификации подростков из этнически смешанных I семей, чему способствовала богатая источниковая база в форме фиксированной национальной принадлежности в отдельной графе паспорта. В этом ключе работали такие исследователи, как: Ю.А. Евстигнеев, Н.М. Киселева, Т.Б. Савина, Г.А. Сергеева, Я.С. Смирнова, JI.H. Терентьева, А.Г. Трофимова, М.Я. Устинова и некоторые другие.

Современные трансформационные процессы, происшедшие за последние десятилетия в российском обществе, заставили исследователей вновь обратиться к проблемам этнически смешанных семей, о которых в свете актуализации, прежде всего, политической проблематики на какое-то время забыли. Однако следует отметить, что работ в данном направлении еще крайне недостаточно, особенно это касается эмпирических исследований, проведение которых в современных условиях сопряжено с рядом трудностей. Современными исследователями была продолжена советская традиция исследования этнически смешанных семей. Во-первых, в центре внимания исследователей оказались те же проблемы, а именно: динамика межэтнической брачности, этнически смешанные семьи и этнические процессы в обществе, проблема устойчивости этнически

Межнациональные браки и их роль в этнических процессах в СССР. М., 1979; Трофимова А.Г. Материалы отделов ЗАГС о браках как этнографический источник //Советская этнография. 1965. № 5; Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М., 1964 и др. смешанных семей, этническая идентификация и социализация подростков в этих семьях и т.д. Этот круг проблем явился предметом многих исследований, носящих, как правило, региональный характер. Во-вторых, все исследования проводились в рамках либо макросоциологического анализа (динамика межэтнической брачности, роль этнически смешанных семей в этнических процессах и др.), либо микросоциологического (проблемы межэтнической адаптации супругов в этнически смешанных семьях и детей в контексте этнической идентификации и др).

Большинством современных исследователей отмечается снижение численности этнически смешанных семей на территории постсоветской России и на Северном Кавказе, в частности. Об этом свидетельствуют работы таких авторов, как: А.Г. Волков, Н.Н. Гасанов, JI.A. Делова, Г\С. Денисова, Х.В. Дзуцев, А.К. Казимов, А.В. Топилин.4 Однако, если российские исследователи отрицательно оценивают данный факт (А.Г.Волков, А.В. Топилин), то кавказские авторы считают, что отрицательная динамика межэтнической брачности - вполне закономерный процесс и не является негативным явлением в современных конфликтогенных условиях, т.к. стабильность и уверенность в жизни в нестабильных социально-экономических и политических условиях ассоциируется с моноэтнической семьей, хранительницей этнических, религиозных и иных ценностей.

4 Волков А.Г. Этнически смешанные семьи и межнациональные браки //Семья и межнациональная политика. М. 1991; Гасанов Н.Н., Казимов А.К. Смешанные браки в Дагестане: роль, тенденции развития // Женщина и свобода: пути выбора в мире традиций и перемен. Материалы Международной конференции 1993 г. М., 1994; Делова JI.A. Социокультурные факторы межэтнической брачности. Диссерт. на соиск. уч. степени канд. социолог, наук. Майкоп, 2001; Денисова Г.С. Этнический фактор в политической жизни России 90-х годов. Ростов-на-Дону, 1996; Дзуцев Х.В. Эволюция осетинской семьи и межсемейных отношений: этносоциологический анализ. Владикавказ, 1998; Топилин А.В. Межнациональные семьи и миграция: вопросы взаимовлияния //Социологические исследования. 1995. №7.

В результате анализа литературы по проблеме устойчивости этнически смешанных семей выявились некоторые расхождения во взглядах ученых, занимающихся данным вопросом (Е.Г. Гукова, J1.A. Делова, Х.В. Дзуцев, JI.B. Карцева, М.Б. Мустафаев и М.Г. Мустафаева и др).5 Всего выявилось три позиции на этот счет: 1) этнически смешанные семьи менее стабильны, чем моноэтнические; 2) этнически смешанные семьи отличаются большей стабильностью, нежели моноэтнические и 3) этнический состав не влияет на устойчивость семьи. Большинство исследователей (JI.A. Делова, Х.В. Дзуцев, М.Б. Мустафаев и М.Г. Мустафаева), как показал анализ мнений и версий на этот счет, придерживаются первой позиции.

В контексте устойчивости этнически смешанных семей некоторыми исследователями рассматриваются социально-психологические проблемы взаимоотношений в подобных семьях, поскольку на устойчивость семьи I большое влияние оказывает система взаимоотношений между ее членами. Это работы таких авторов, как: В.П. Левкович. Г.У. Солдатова, З.В. Сикевич и др.6 В.П. Лекович отмечает, что успешная адаптация супругов в этнически смешанных семьях во многом зависит от их способности преодолевать противоречия, обусловленные спецификой национальных

5 Гукова Е.Г. Устойчивость брака и критерии его качества //Семья в России. 1994. № 2: Делова Л.А. Социокультурные факторы межэтнической брачности. Диссерт. на соиск. уч. степени канд. социолог, наук. Майкоп, 2001; Дзуцев Х.В. Эволюция осетинской семьи и межсемейных отношений: этносоциологический анализ. Владикавказ, 1998; Карцева J1.B. Смешанная семья: прошлое, настоящее, будущее //Профессиональное образование. 1999. № 1; Мустафаев М.Б., Мустафаева М.Г. Введение в теорию межнационального общения (философско-антропологический аспект): опыт полифонического исследования. Махачкала, 2002.

6 Левкович В.П. Социально-психологические проблемы взаимоотношений в разнонациональных семьях //Женщина и свобода: пути выбора в мире традиций и перемен. Материалы Международной конференции 1993 г. М., 1994; Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М., 1997; Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. М., 1999 и др. культур брачных партнеров, соответственно, вероятность возникновения конфликтов в семьях, в которых супруги принадлежат к отдаленным культурам, выше.7

Проблема социальной адаптации подростков из смешанных семей в полиэтнической среде в контексте исследования процессов этнического самосознания и самоопределения успешно разрешена в работах Е.П. Белинской, Е.М. Галкиной, А.Я. Зарипова, С.Г. Климовой, Л.Д. о

Кузмикайте, В.П. Левкович, Т.Т. Стефаненко, Ф.С. Файзуллина и дф. Серьезных разногласий в этом вопросе между учеными не возникло. Ученые обратили внимание на то, что на подростках из этнически смешанных семей лежит более аффективная нагрузка в процессе социализации и адаптации, как в семье, так и в обществе, чем на подростках из семей, в которых оба супруга принадлежат к одной национальности. В большинстве случаев, отмечают также исследователи, подростки из этнически смешанных семей при выборе национальности ориентируются на этническую группу отца, либо на коренную для данного региона. Такая тенденция характерна и для республик Северного Кавказа, о чем свидетельствуют работы северокавказских исследователей.9

7 Левкович В.П. Социально-психологические проблемы взаимоотношений в разнонациональных семьях //Женщина и свобода: пути выбора в мире традиций и перемен. Материалы Международной конференции 1993 г. М., 1994, С. 135.

8 Белинская Е.П., Стефаненко Т.Т. Этническая социализация подростков. М., 2000; Галкина Е.М. Этническая идентичность подростков из национально-смешанных семей. М., 1993;, Климова С.Г. Изменения ценностных оснований идентификации (80-90-е юлы) //Социологические исследования. 1995. № 1; Левкович В.П., Кузмикайте Л.Д. Формирование этнического сознания подростка в семье //Психологический журнал. 1992., № 6; Файзуллин Ф.С., Зарипов А.Я. Грани этнической идентификации //Социологические исследования. 1997. № 8 и др.

9 Делова Л.А. Социокультурные факторы межэтнической брачности. Диссерт. на соиск. уч. степени канд. социолог, наук. Майкоп, 2001; Дзуцев Х.В. Эволюция осетинской семьи и межсемейных отношений: этносоциологический анализ. Владикавказ, 1998;, Мустафаев М.Б.,

Необходимо отметить, что ученые-фамилисты, занимающиеся I проблемами современной российской семьи, также исследовали и некоторые аспекты жизнедеятельности этнически смешанных семей, отмечая, что без учета национального фактора невозможно дать прогноз развития семейно-брачных отношений, поскольку семья как социальный институт служит воспроизводству нации. 10Среди них можно назвать В.Д. Альперовича, А.И. Антонова, С.А. Сорокина, С.И. Голода, Ю.А. Гаспарян, J1.B. Карцеву и др."

Практически в неисследованном состоянии оказалась проблема образования этнически смешанных семей в современных условиях, в то I время как в свете социально-экономических и политических перемен изменились социальные основы межэтнической брачности, а также мотивационная сторона этого процесса. Некоторые из этих проблем

1 ^ рассматриваются в диссертациях JI.A. Деловой и З.А. Коркмазовой. "

В столь же неисследованном состоянии оказалась и проблема ролевого поведения в этнически смешанных семьях в процессе адаптации на микроуровне. Косвенно эта проблема затрагивается в работах, посвященных ролевой структуре в семье у народов Северного Кавказа

Мустафаева М.Г. Введение в теорию межнационального общения (философско-антропологический аспект): опыт полифонического исследования. Махачкала, 2002 и др.

10 Карцева JI.B. Семья в условиях трансформации российского общества, теоретическая модель и эмпирическая реальность: Дисс. на соиск. уч. степени докт. соц. наук. Казань, 2001, С. 104. Альперович В.Д. Социальная геронтология. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997; Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России XXI в. Размышления о семейной политике, о возможности противодействия упадку семьи и депопуляции. М., 2000; Гаспарян Ю.А. Семья на пороге XXI века. М., 1999; Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб, 1998; Карцева Л.В. Российская семья на рубеже двух веков. Казань, 2001 и др.

Делова J1.A. Социокультурные факторы межэтнической брачности. Диссер|. на соиск. \ч. степени канд. социолог, наук. Майкоп, 2001; Коркмазова З.А. Семья как фактор этносоциальной стабильности на Северном Кавказе. Диссерт. на соиск. уч. степени к£)нд. философ, наук. Ставрополь, 2002.

Н.Д. Пчелинцева, Б.Р. Рагимова, Г.А. Сергеева, J1.T. Соловьева). 13Таким образом, обозначенные проблемы требуют дальнейших разработок и исследований, особенно в свете смены прежней ценностной парадигмы семейно-брачных отношений. >

Кроме того, отсутствуют исследования по таким проблемам, как: межпоколенная трансмиссия культуры в этнически смешанных семьях, маргинализация и девиация членов таких семей, тендерный аспект межэтнической адаптации этнически смешанных семей.

В условиях социально-политической ситуации на Северном Кавказе произошли значительные изменения в положении этнически смешанных семей, что сказалось на характере адаптационного процесса этих семей в обществе на микро- и макроуровнях. Изменились также социальные условия образования этнически смешанных семей. Вместе с тем, анализ предшествующей литературы по теме диссертации позволяет сделать следующие выводы: в современной этносоциологической литературе решение проблемы образования этнически смешанных семей на Северном Кавказе остается открытым, в общем-то, как и проблема межэтнической адаптации, которая рассматривается исследователями фрагментарно и имеет узкоспециализированное и региональное направление. Отсутствие работ комплексного характера, рассматривающих этнически смешанные семьи в процессе межэтнической адаптации на микро- и макроуровнях придает проблемный характер диссертационному исследованию и определяет предметное поле исследования, цель и задачи.

13 Пчелинцева Н.Д., Соловьева JT.T. Дифференциация материнских и отцовских ролей в семье народов Кавказа: традиции и современность //Женщина и свобода: пути выбора в мире традиций и перемен. Материалы Международной конференции 1993 г. М., 1994; Рагимова Б.Р. Женщина в традиционном дагестанском обществе XIX - начала XX в. (роль и место в семейной жизни). Махачкала: ДНЦ РАН, 2001; Сергеева Г.А. Роль женщины в сохранении, передаче и обновлении семейно-бытовых традиций (на примере Дагестана) // Женщина и свобода: пути выбора в мире традиций и перемен. Материалы Международной конференции 1993 г. М., 1994.

Объектом исследования является этнически смешанная семья в полиэтничных условиях Северного Кавказа.

Предмет исследования - процессы образования и межэтнической адаптации этнически смешанных семей на Северном Кавказе в современных этнополитических условиях.

Целыо исследования является выявление на теоретическом уровне I социальных условий образования этнически смешанных семей и анализ характера межэтнической адаптации семей этого типа на микро- и макроуровнях в современных этнополитических условиях Северного Кавказа.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:

Проанализировать существующие методологические подходы в системе общественных наук к изучению этнически смешанных семей.

Выявить социальные основы образования этнически смешанных семей на Северном Кавказе.

Рассмотреть возможные теоретические подходы к исследованию межэтнической адаптации этнически смешанных семей на макроуровне.

В рамках макросоциологического анализа определить характер межэтнической адаптации этнически смешанных семей на Северном Кавказе в современных конфликтогенных этнополитических условиях.

Показать характерные черты межэтнической адаптации этнически смешанных семей в рамках микросоциологического подхода. I

Проанализировать характер межэтнической адаптации этнически смешанных семей на микроуровне в республиках Северного Кавказа.

Гипотеза диссертационного исследования состоит в следующем: изменения, происшедшие в российском обществе в процессе его трансформации, оказали сильное влияние на функционирование института семьи, как моноэтнической, так и этнически смешанной, что можно отследить в процессе исследования условий образования и межэтнической адаптации этнически смешанных семей в обществе, в котором семьи подобного типа не являются общественно востребованным явлением на современном этапе развития. Лишенные идеологической поддержки, этнически смешанные семьи все же создаются. Не являясь нормой общественной жизни народов Северного Кавказа, этнически смешанные семьи переживают ряд трудностей в процессе межэтнической адаптации, как на микро-, так и на макроуровне. От успешного преодоления проблем на микроуровне зависит дальнейшее благополучие такой семьи в процессе ее функционирования в обществе. Актуализация этнических ценностей, в результате которой этнический статус семьи во многом определяет и ее социальное положение, оказала большое влияние на характер межэтнической адаптации этнически смешанных семей на микро- и макроуровне, которая может проявляться в форме ассимиляции, аккомодации или маргинализации. В большинстве случаев, на наш взгляд, межэтническая адаптация этнически смешанных семей на Северном Кавказе приобретает характер этнической ассимиляции, что в итоге способствует воспроизводству этнической структуры Северного Кавказа. На микроуровне данный процесс способствует воспроизводству в процессе межэтнической адаптации этнокультурной специфики народов Северного Кавказа.

Методологической основой исследования является классическая парадигма социологического исследования, теоретические подходы к исследованию этнически смешанных семей («онтологический» подход в варианте информационной концепции этноса (С. Арутюнов, 'Н. Чебоксаров, А. Сусоколов) и теория рационального выбора в варианте «рыночной концепции» Г. Беккера), которые совершенно по-разному объясняют причины образования этнически смешанных семей: 1) как результат ослабления мезоструктуры общества («онтологический» подход и 2) как результат рационального выбора индивидом брачного партнера («рыночная концепция»). Теоретической базой исследования процесса межэтнической адаптации этнически смешанных семей на макроуровне послужили теории социальной адаптации и адаптационно-деятельностный подход (Э.С. Маркарян, А.Я. Флиер и др), в то время, как исследование данного процесса на микроуровне осуществлено в рамках микросоциологического подхода (А.И. Антонов и др.) Теоретико-методологической основой исследования стали также принципы системного анализа, институционального, комплексного, исторического подходов.

Эмпирическую базу исследования составили: демографическая статистика; результаты этносоциологических исследований за период с 1970 по 2002 годы, вторичный анализ которых послужил обоснованием теоретических выводов в исследовании.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующих позициях:

Исследование процесса межэтнической адаптации этнически смешанных семей впервые было проведено одновременно на микро- и макроуровнях, в результате чего было получено новое знание о характере межэтнической адаптации семей этого типа на Северном Кавказе.

Рассмотрены условия образования этнически смешанных семей на Северном Кавказе на современном этапе развития межэтнических отношений на основе анализа социокультурных основ межэтнической брачности в данном регионе.

Выявлены и обоснованы возможные теоретические подходы к изучению межэтнической адаптации этнически смешанных семей на макроуровне, а также определена роль семей этого типа в этнических процессах в результате выбора того или иного механизма межэтнической адаптации.

В результате выявления критериев характера межэтнической адаптации этнически смешанных семей на макроуровне и I макросоциологического анализа комплекса макросоциальных факторов, влияющих на процесс межэтнической адаптации, был определен характер межэтнической адаптации этнически смешанных семей на макроуровне в современных этнополитических условиях Северного Кавказа и его влияние на этническую структуру региона.

Обозначены стадии межэтнической адаптации этнически смешанных семей на микроуровне, а также выявлены факторы, влияющие на характер межэтнической адаптации этих семей на каждой из стадий.

Определен характер межэтнической адаптации этнически I смешанных семей на микроуровне, обусловленный, во многом, влиянием традиционных норм семейно-брачного этикета народов Северного Кавказа и идеологическими установками в национальной политике.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В современной социологической и этнологической литературе изучение этнически смешанных семей проводится на макро- либо на микроуровне. Такой подход уменьшает возможности получения более глубокого и качественного анализа характера межэтнической адаптации семей этого типа в обществе, более того микромир этнически смешанной I семьи отражает характер межэтнических отношений на макроуровне, и целесообразно процесс межэтнической адаптации исследовать одновременно на двух уровнях с целью обобщения полученных результатов и выявления степени их взаимовлияния.

2. В современных этнополитических и этнокультурных условиях Северного Кавказа этнически смешанные семьи оказались лишены социальной основы для своего образования, т.к. с идеологической либерализацией и переориентацией на этнические ценности они стали невостребованными данным обществом. Идеалом семейно-брачных отношений у народов Северного Кавказа является моноэтническая и моноконфессиональная семья. В создавшихся условиях мотивационной стороной процесса создания этнически смешанных семей, являются, в большинстве случаев, личностные предпочтения, основанные на эмоциональной привязанности брачных партнеров. i

3. Процесс межэтнической адаптации является частью процесса социокультурной адаптации, в связи с чем методологической базой исследования данного процесса на макроуровне могут служить теория социальной адаптации и адаптационно-деятельностный подход, исходящий из того, что адаптивная функция культуры заложена в определении культуры как способа человеческой деятельности. Использование этих подходов в комплексе способствует получению более качественного теоретического анализа и расширяет возможности социологического исследования данной проблемы. >

4. Среди макросоциальных факторов, влияющих на характер межэтнической адаптации этнически смешанных семей на макроуровне в этнополитических условиях Северного Кавказа, можно выделить этносоциальные условия, характер межэтнических отношений в регионе, идеологические установки и некоторые другие. Отследить характер межэтнической адаптации этнически смешанных семей на Северном Кавказе можно помощью таких критериев, как: динамика межэтнической брачности и этническая специфика заключаемых межэтнических браков; степень стабильности/нестабильности межэтнических браков по сравнению с моноэтническими; уровень миграции межэтнических семей в другие российские регионы и некоторые другие. Межэтническая адаптация этнически смешанных семей на Северном Кавказе, в большинстве случаев, приобретает характер этнической ассимиляции, в процессе которой такие семьи включаются в структуру одной из родственных этнических групп брачного партнера, в результате чего не нарушается этническая структура региона. Актуализация этнических ценностей в современном обществе делает такой механизм межэтнической адаптации этнически смешанных семей на Северном Кавказе наиболее оптимальным, способствующим и более успешной социальной адаптации.

5. Специфика этнически смешанных семей, представляющих собой микромир межэтнического взаимодействия, позволяет рассматривать микросоциальные проблемы семей этого типа сквозь I призму процесса межэтнической адаптации на микроуровне, в котором выделяются три стадии, каждая из которых имеет свое проблемное поле: 1) адаптация супругов в семье; 2) адаптация детей в семье, 3) адаптация в родительских семьях и в кругу ближайших родственников. Характер межэтнической адаптации на каждой из стадий зависит от следующих факторов: 1) степень этнокультурной близости этнических культур супругов; индивидуальные особенности супругов; локализация семьи и др.; 2) этнокультурная специфика этнически смешанной семьи; характер внутрисемейных отношений, и др.; 3) установки на этническую группу каждого из супругов; прочность родственных связей и их количество, и др.

6. Успешная адаптация на макроуровне, зависящая от этнического статуса этнически смешанной семьи, является отражением и результатом межэтнической адаптации на микроуровне, ключевым моментом которой выступает процесс этнической ассимиляции на внутрисемейном уровне. Со временем, в результате этнической ассимиляции, этнически смешанная семья приобретает черты моноэтнической, на уровне которой через поколенческую структуру передаются элементы преимущественно одной культуры (как правило, отца), что обеспечивает воспроизводство традиционной культуры народов Северного Кавказа и не противоречит основным направлениям этнической идеологии, доминирующей и активно пропагандируемой политическими элитами республик Северного Кавказа.

Практическая значимость исследования определяется потребностью осмысления социокультурных и политических последствий снижения численности этнически смешанных семей на Северном Кавказе, проблем, связанных с образованием и межэтнической адаптацией этнически смешанных семей в обществе и в проведении целенаправленной политики государства в области урегулирования межэтнических отношений и создания благоприятной обстановки для укрепления института семьи смешанного типа, как фактора стабилизации межэтнических отношений и формирования здорового гражданского общества. Материалы диссертации могут найти применение в высшей школе при чтении курсов социальцо-гуманитарных и этносоциальных дисциплин, таких как: общая социология, социология семьи, этносоциология, социальная психология, этническая психология, а также могут стать основой для дальнейшей разработки данной проблематики.

Апробация работы. Основные положения работы были изложены в ряде научных конференций, на III Российском философском конгрессе и отражены в материалах сборников научных статей: «Путь в науку», «Ксенофобия на Юге России», «Актуальные проблемы современной социологии», всего в 12 работах общим объемом 3,5 п.л. ,

Структура диссертации включает в себя: введение, три главы, состоящие из шести параграфов, заключение и список литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная структура, социальные институты и процессы», 22.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная структура, социальные институты и процессы», Верещагина, Анна Владимировна

Заключение.

Этнически смешанная семья - важнейшее звено в цепи г> 1 взаимодеиствия этносов, контактирующих друг с другом. В процессе взаимодействия народов на микроуровне — через семейные связи, соседские поселения, трудовые коллективы развивается и обогащается культура, укрепляются межэтнические отношения. Интенсивные социальные изменения в российском обществе, происшедшие за последние десятилетия, привели к трансформации семейно-брачных отношений и смене прежней ценностной парадигмы межэтнических отношений. Этнически смешанная семья как основа интеграции полиэтничного общества переживает период кризиса, что выражается в снижении I численности межэтнических браков, их стабильности, а также в проблемах, связанных с процессом адаптации этих семей в обществе. Поэтому актуальным представляется задача изучения образования этнически смешанных семей на Северном Кавказе, доминирующих факторов стабильности (не стабильности) этнически смешанных семей и механизмов их адаптации в обществе.

В процессе длительного межэтнического взаимодействия многочисленных народов на Северном Кавказе была выработана определенная своеобразная система межнационального общения, I основанная на социокультурных традициях межэтнического взаимодействия каждого народа. В данной системе этнически смешанная семья выступает в роли связующего звена. Однако в современной этнокультурной и социокультурной ситуации на Северном Кавказе этнически смешанная семья не является значимым и востребованным элементом системы взаимодействия между различными этносами. Этноконсолидационные процессы, происходящие во всех республиках Северного Кавказа, актуализировали проблему этничности, в результате чего на первый план вышли этнические ценности, воспроизводство и передача которых другому поколению происходит, прежде всего, в семье. Этнически смешанная семья, в силу ее этногетерогенности, не выполняет в полной мере столь значимой для народов Северного Кавказа функции, с чем связано неприятие семей этого типа современным обществом. Таким образом, на Северном Кавказе не закрепилась традиция межэтнической брачности, что проявляется, главным образом, в резком снижении численности межэтнических браков во всех республиках Северного Кавказа. Этнически смешанная семья перестала быть нормой общественной жизни народов Северного Кавказа, особенно если она является еще и межконфессиональной.

Образование этнически смешанных семей в рамках этнической идеологии рассматривается как угроза целостности и самобытности этносов Северного Кавказа. Таким образом, этнически смешанные семьи не являются в глазах общественности фактором этносоциальной стабильности. Анализ методологических подходов к исследованию природы этнически смешанных семей показал, что неприятие семей смешанного типа вполне закономерно для этносов, ориентирующихся на традиционные этнические ценности, тем более в условиях социальной нестабильности, кроме того, они являются менее эффективными, если рассматривать их с позиций рационального выбора брачного партнера, и, скорее, исключением из правил, нежели нормой общественной жизни.

Исследование адаптационного поведения этнически смешанных семей в процессе межэтнического взаимодействия на макро-1 и микроуровнях, проведенное в комплексе имеющихся теоретических подходов к изучению адаптационного процесса (теория социальной адаптации, адаптационно-деятельностный подход и др.), а также с применением микросоциологического подхода при изучении данного процесса на внутрисемейном уровне, позволило выявить характер межэтнической адаптации этих семей в полиэтничных и конфликтогенных условиях Северного Кавказа на микро- и макроуровнях, а также корреляционную зависимость микро- и макропараметров семьи. Качественный анализ специфики адаптационного поведения в процессе межэтнического взаимодействия этнически смешанных семей с определением основных механизмов межэтнической адаптации этих семей в полиэтничном социуме позволит выявить, а также спрогнозировать характер общественного развития в конкретном регионе, а также сможет I способствовать проведению более эффективной и целенаправленной политико-идеологической работы на региональном уровне.

В этносоциальных и этнополитических условиях Северного Кавказа, межэтническая адаптация этнически смешанных семей приобретает, как правило, ассимиляционный характер, выражающийся в том, что они, включаясь в этническую группу одного из супругов, служат этническому воспроизводству данной этнической группы, ее традиций, обычаев, установок, не нарушая, тем самым, этнической структуры региона.

Более благополучно этот процесс протекает в семьях, в которых I супруги принадлежат к близким по культуре этносам. Семьи подобного типа являются самой многочисленной группой из числа имеющихся типов межэтнических семей на Северном Кавказе, кроме того, они отличаются и большей стабильностью по сравнению с теми семьями, в которых супруги принадлежат к совершенно разным в культурном плане этническим группам. В процессе адаптации супругов на микроуровне этот фактор играет важнейшее значение, поскольку этнокультурная близость народов предполагает и похожий семейный этикет, набор ролевого поведения и т.д., который в традиционной культуре Северного Кавказа играет огромное I значение. В большинстве случаев, одному из супругов на Северном Кавказе в этнически смешанных семьях приходится «ассимилироваться» в этнической группе брачного партнера, как правило, с потерей своих культурных традиций и обычаев. Этот закон этнической мембраны действует, в основном, в отношении женщин на Северном Кавказе, 4то является следствием маскулинности культур народов этого региона. В этом случае дети воспитываются в лоне преимущественно одной культуры, как правило, отца, усваивая нормы и ценности данной этнической культуры, что облегчает процесс адаптации этих детей в обществе, так как они не становятся этническими маргиналами, идентифицируя себя с конкретной этнической группой. При такой социализации и этнической идентификации этнически смешанные семьи часто становятся однопоколенным явлением, так как второе-третье поколение, как правило, идентифицирует себя только с одной этнической группой, живя ее интересами, целями и традициями.

Успешность адаптации этих семей в обществе на макроуровне зависит, прежде всего, от того, какой характер принимает процесс адаптации на микроуровне, т.е. микроадаптация определяет характер макроадаптации, которая в настоящее время во многом детерминирована этнополитическими условиями. Региональное правительство в республиках Северного Кавказа идеологически ориентировано на сохранение традиционных основ жизнедеятельности народов Северного Кавказа, что, в общем-то, не противоречит современным этническим установкам населения данного региона, и в данной ситуации адаптационное поведение этнически смешанных семей, направленное на сохранение этнокультурной целостности семьи в условиях поликультурности их состава, также обслуживает и целевую программу социума, и управляющих им.

Вместе с тем, адаптивная деятельность этнически смешанных семей в современных условиях на Северном Кавказе не способна оказать существенное влияние на изменение ситуации межэтнической напряженности, так как в условиях полиэтничности и поликультурноЬти данного региона с учетом высокой степени этноцентризма и снижения уровня толерантности в данном обществе только политические меры могут изменить обстановку напряженности и выстроить национальную политику в направлении интеграции и международного сотрудничества. На семейноI бытовом уровне эта проблема будет решаться наиболее интенсивно и эффективно параллельно с происходящими социально-политическими переменами в русле мирного сосуществования и взаимодействия различных народов, населяющих Россию.

В рамках адаптационного подхода к исследованию этнически смешанных семей остаются мало изученными такие проблемы, как: межпоколенная трансмиссия культуры в семьях смешанного типа, проблема маргинализации и девиации членов этнически смешанной семьи, тендерный аспект межэтнической адаптации этих семей и некоторые I другие, составляющие проблемное поле исследования межэтнической адаптации этнически смешанных семей в полиэтничном обществе.

Многогранность и недостаточная научная разработанность данной проблематики вызывает необходимость обратить внимание также на другие стороны адаптационного поведения этнически смешанных семей в обществе, и изучать семьи этого типа в процессе адаптации на профессиональном, экономическом, политическом, образовательном уровнях и т.д., выявляя закономерности функционирования этнически смешанных семей в различных сферах общественной деятельности с I учетом влияния микро- и макрофакторов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Верещагина, Анна Владимировна, 2003 год

1. Алимова Б.М. Брак и свадебные обычаи в прошлом и настоящем. Махачкала, 1989.

2. Альперович В.Д. Социальная геронтология. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997.

3. Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. BiH. Добренькова. М.: Изд-во МГУ, 1994.

4. Антонов А.И. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов): Учеб. Пособие для вузов. М., 1998.

5. Антонов А.П., Сорокин С.А. Судьба семьи в России XXI века. Размышления о семейной политике, о возможности противодействия упадку семьи и депопуляции. М., 2000.

6. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи, М., 1996.

7. Арутюнов С.А. Адаптивное значение культурного полиморфизма //Этнографическое обозрение. 1993. № 4. i

8. Арутюнов С.А. К проблемам этничности и интерэтничности культуры //Советская этнография. 1980. № 3.

9. Арутюнов С.А. Этническая психология и межнациональные отношения. Взаимодействие и особенности эволюции (на примере Западного Кавказа) //Этнографическое обозрение. 1997. № 2.

10. Ю.Арутюнян Ю.В. О национальных отношениях в постсоветских обществах: межличностный аспект //Социологические исследования. 1999. №4.

11. П.Арутюнян Ю.В., Дробижева JI.M., Сусоколов А.А. Этносоциология. М., 1999.

12. Ачильдиева Е.Ф., Синельников А.Б. Многодетная семья в современной России //Семья в России. 1994. № 2.

13. Ачылова Р.А. Нация и семья. Фрунзе. «Илим», 1987.

14. Ачылова Р.А. Межнациональные браки и семьи в СССР, М., 1968.

15. Балашов В.А., Савинов А.И. Облик современной семьи: социально-демографический и этнический аспекты. Саранск.: Мордов. книж. изд-во, 1987.

16. Безлепкина Л.Ф. Государство и дети //Семья в России. 1994. № 2. П.Беккер Г. Выбор партнера на брачных рынках //THESIS: теория иистория экономических и социальных институтов и систем. Вып. 6. М., 1994.

17. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Т. Этническая социализация подростков.I1. М., 2000.

18. Богоявленский Д. Д. Этнический состав населения России //Социологические исследования. 2001. № 10.

19. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М., 1987.

20. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973.

21. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии. М., 1981.

22. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.

23. Булаева К.Б. Ассортативность браков и ее значимость для генофондаIэтнических популяций Дагестана // Наука Дагестана сегодня: уровень и масштабы поиска. Махачкала, 1998.

24. Бутовская М.Л. Формирование тендерных стереотипов у детей -социокультурная и социобиологическая парадигма //Этнографическое обозрение. 1997. № 4.

25. Вавилин В.Ф. Оценка факторов и условий функционирования компонент этнической культуры //Социологические исследования. 1993. № 1.

26. Виноградов Г.С. Этнография и современность //ЭтнографическоеIобозрение. 1993. № 1.

27. Волков А.Г. Этнически смешанные семьи и межнациональные браки //Семья и межнациональная политика. М., 1991.

28. Волков Ю.Г. Социология: Лекции и задачи: Учебник. М.: Гардарики, 2003.

29. Гаджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана в XIX-начале XX в. М., 1985.

30. Гаджиева М.И., Омаршаев А.О. Семья народов Дагестана в историческом развитии. Часть 1. Махачкала: РИЦ «Стиль», 2000.

31. Галкина Е.М. Этническая идентичность подростков из национально-смешанных семей. М., 1993.

32. Ганцкая О.А., Терентьева Л.Н. Этнос и семья в СССР. М., 1973.

33. Гаспарян Ю.А. Семья на пороге XXI века. М., 1999.

34. Геллнер Э Нации и национализм. М.: Прогресс, 1991. 1 36.20.Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб,1998.

35. Голод С.И. Социально-психологические и нравственные ценности семьи. Молодая семья. Ред. -сост. А.И. Антонов. М., 1977.

36. Голод С.И. Современная семья: плюрализм моделей //Социологический журнал. 1996. № 3,4.

37. Голод С.И. Будущая семья: какова она? (Социально-нравственный аспект). М.: Знание, 1990.

38. Голод С.И., Клецин А.А. Состояние и перспективы развития семЬи. Теоретико-типологический анализ. СПб, 1994.

39. Городская и сельская семья. М., 1987.

40. Гукова Е.Г. Устойчивость брака и критерии его качества //Семья в России. 1994. №2.

41. Гумилев Л.Н. Этносфера. История людей и история природы. М., 1993.

42. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли /Л.Н. Гумилев. М.: ООО «Издательство ACT», 2001.

43. Гумилев Л.Н., Иванов К.П. Этнические процессы: два подхода к изучению//Социологические исследования. 1992. № 1. 1

44. Гурко Т.А., Игнатова И.В. Особенности брачного выбора в России в начаое 90-х годов //Семья в России. 1997. № 3.

45. Даштамиров А.Ф. К методологии исследования национально-психологических проблем//Советская этнография. 1983. №2. !

46. Делова JI.A. Социокультурные факторы межэтнической брачности (на примере Республики Адыгея). Социологический анализ. Автореферат диссертации на соискание уч. степени кан. социол. наук. Майкоп, 2001.

47. Денисова Г.С. Этнический фактор в политической жизни России 90-х годов. Ростов-на-Дону, 1996.

48. Денисова Г.С., Радовель М.П. Этносоциология. Ростов-на-Дону: Изд-во ООО «ЦВВР», 2000.

49. Дзуцев Х.В. Эволюция осетинской семьи и межсемейных отношений: этносоциологический анализ. Владикавказ, 1998. (

50. Дробижева JI.M. Об изучении социально-психологических аспектов национальных отношений //Советская этнография. 1974. № 4.

51. Дробижева JI.M. Духовная общность народов СССР. Историко-социологический очерк межнациональных отношений. М., 1981.

52. Духовная культура и этническое самосознание нации / Отв. ред JI.M. Дробижева. Вып. 1. М., 1990.

53. Дьячков М.В. Об ассимиляции и интеграции в полиэтнических социумах. //Социологические исследования, 1995, №7.

54. Евстигнеев Ю.А. Национально-смешанные браки в Махачкале. //Советская этнография. 1971. № 4.

55. Женщина и свобода: пути выбора в мире традиций и перемен. Материалы Международной конференции 1993 г. М., 1994.

56. Жизнедеятельность семьи: тенденции и проблемы /Отв. ред А.И. Антонов. М.: Наука, 1990.59.3адворнов И.А. Северный Кавказ: этнополнтическне и религиозные особенности социокультурной идентичности //Социологические исследования. 2000. № 10.

57. Ибрагимов Х.А. Восприятие русских в Дагестане на межличностном уровне (к экологии социологии) //Дагестанский социологический сборник 2000 / Институт истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН.I1. Махачкала, 2001.

58. Иванов В.Н. Межнациональные отношения в России //Социологические исследования. 1994. № 6.

59. Иванов В.Н. Российская Федерация: национальные и региональные проблемы. М., 1997.

60. Исламишина Т.Г. Этнические ценности полиэтнического общества: социологический очерк. Казань, 1996.

61. История теоретической социологии. В 4-х т. Т. 3 / Ответ, ред. и составитель Ю.Н. Давыдов. М.: Канон, 1997.I

62. История, этнография и культура народов Северного Кавказа. Орджоникидзе, 1981.

63. Казанцев В.Г. Социальная и этнополитическая ситуация в южном регионе России. /Отв. ред Ю.Г. Волков. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета. 2000.

64. Карцева JI.B. Российская семья на рубеже двух веков. Казань, 2001 г.

65. Карцева JI.B. Смешанная семья: прошлое, настоящее, будущее. //Профессиональное образование, 1999, № 1.

66. Карцева JI.B. Смешанная семья: культурологический подход. В кн.:1

67. Социально-экономические и нравственно-этические аспекты развития социально-культурной сферы в условиях рыночной экономики: Материалы региональной научно-практической конференции. Казанская гос. академия культуры и искусств. Казань, 1998.

68. Карцева JI.В. Семья в условиях трансформации российского общества: теоретическая модель и эмпирическая реальность. Автореферат диссертации на соискание уч. степени док. социол. наук. Ростов-на-Дону, 2002.

69. Киселева Н.М. Межнациональные браки в Адыгее //Культура и быт адыгов. Вып. I. Майкоп, 1976.

70. Климова С.Г. Изменения ценностных оснований идентификации (80 -90-е годы) //Социологические исследования. 1995. № 1.

71. Козлов В.И. Национальности СССР: Этнодемографический обзор. М.: Финансы и статистика, 1982.

72. Коркмазова З.А. Семья как фактор этносоциальной стабильности на Северном Кавказе. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Ставрополь, 2002.

73. Кризис семьи и депопуляция в России («круглый стол») //Социологические исследования. 1999. № 1.

74. Крылова H.JI. Русские женщины в Африке. Проблемы адаптации. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1996.

75. Курбанов М.Г. Стихийное и сознательное в процессах социальной адаптации, http://www.archipelag.ru/text/155.htm.

76. Лапченков В. Пока гром не грянет //Крестьянин. 6-12 июня 2002.

77. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросскультурную психологию: Учеб. Пособие. М.: Ключ, 1999.

78. Левкович В.П., Кузмицкайте Л.Д. Формирование этнического сознания подростка в семье //Психологический журнал, 1992. Т. 13. №6.

79. Локосов В.В. Трансформация российского общества (социологические аспекты). М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2002.

80. Лунеев В.В. Преступность в межнациональных конфликтах //Социологические исследования. 1995. № 4.

81. Лурье С.В. Историческая этнология. М.: Аспект Пресс, 1997.

82. Мацковский М.С. Социология семьи: проблемы теории, методологии и методики. М.: Наука, 1989.I

83. Мацковский М.С. Российская семья в изменяющемся мире //Семья в России. 1995.

84. Меретуков М.А. Межнациональные браки у адыгов в XIX-XX вв. //Культура и быт адыгов (Этнографические исследования). Вып 2. Майкоп, 1986.

85. Мнацаканян М.О. Интегрализм и национальная общность как социальная реальность //Социологические исследования. 2001. № 3.

86. Момджян К.Х. Введение в социальную философию. М., 1997.

87. Мусаев О. Межнациональные браки и семьи в СССР. М., 1973.I

88. Мустафаев М.Б., Мустафаева М.Г. Введение в теорию межнационального общения (философско-антропологический аспект): опыт полифонического исследования. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2002.

89. Мужчина и женщина в современном мире: меняющиеся роли и образы. В 2 Т. М., 1999.

90. Наумова Н.Ф. Жизненная стратегия человека в переходном обществе //Социологический журнал. 1995. № 2.

91. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И. Рогов. М.: ВЛАДОС, 1995.I

92. Очерки социальной философии. М., 1994.

93. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности. Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 1996.

94. Пономарев А.П. Развитие семьи и брачно-семейных отношений на Украине /Отв. ред. Л.А. Ткаченко. Киев: «Наукова думка», 1983.

95. Постсоветское пространство: этнополитические проблемы. //Социологические исследования, 1997, № 1.

96. Рагимова Б.Р. Женщина в традиционном дагестанском обществе XIX-начала XX в. (роль и место в семейной и общественной жизни). Махачкала: ДНЦ РАН, 2001.

97. Россия: социальная ситуация и межнациональные отношения в регионах. М., 1996. 1

98. Рыбаковский JI.JI., Сигарева Е.П., Харланова Н.Н. Этнический фундамент населения России //Социологические исследования. 2001. № 4.

99. Рязанцев С.В. Демографическая ситуация на Северном Кавказе //Социологические исследования. 2002. № 1.

100. Русские. Этносоциологическое исследование. М., 1992.

101. Савва М.В., Чупров В.И. Этнический статус в молодежной среде. //Социологические исследования. 1992. № 7.

102. Савина Т.Б. Влияние современной семьи на формирование культуры межэтнических отношений, http://www.dgu.ru/~philosophy/stsaw9.htm

103. Савина Т.Б. Межнациональная семья на Северном Кавказе //Известия Северо-Кавказского научного центра Высшей школы. Общественные науки. 1984. № 1.

104. Савинов Л.И. Семья и общество: история, современность и взгляд в будущее. Саранск, 1992.

105. Садохин А.П. Этнология: Учебник. М.: Гардарики, 2001.

106. Семья и общество. М., 1982.

107. Семья на пороге третьего тысячелетия. М.: Центр общечЬл. Ценностей, 1995.

108. Семья: традиции и современность / Отв. ред.: О.А. Ганцкая и И.А. Гришаев. М., 1990.

109. Сергееа Г.А., Смирнова Я.С. К вопросу о национальном самосознании городской молодежи //Советская этнография. 1971. № 4.

110. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. М., 1999.

111. Скворцов Н.Г. Этничность: социологическая перспектива //Социологические исследования. 1999. № 1.

112. Смешанное общество. Российский вариант. М., 1999.

113. Смирнова Я.С. К вопросу о национальном самосознании городской молодежи //Советская этнография. 1971. № 4.

114. Смирнова Я.С. Национально-смешанные браки у народов Карачаево-Черкесии //Советская этнография. 1967. № 4.

115. Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990.

116. Солодников В.В. Семья: социологическая и социально-психологическая парадигмы //Социологические исследования. 1994. №6.

117. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор академик РАН Г.В. Осипов. М.: Издательская группа ИНФРА . М - НОРМА, 1998.I

118. Социология в России. М.: Изд-во Института социологии РАН, 1998.

119. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М., 1997.

120. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

121. Сусоколов А.А. Национально-смешанные семьи в СССР. М., 1990.

122. Субботина И. Демографические перспективы русской диаспоры http: //www. archipelag .ru/text/15 5 .htm

123. Сусоколов А.А. Структурные факторы самоорганизации этноса. Расы и народы. Вып. 20., 1990.

124. Социально-культурный облик советских наций. М.: «Наука», 1986.

125. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. М.: Финансы и статистика, 1983.

126. Теоретическое поле этносоциологии: традиции и новые возможности http://www.iskhakov.narod.ru/disser.partl.html.

127. Терентьева JI.H. Определение своей национальной принадлежности подростками в национально-смешанных семьях //Советская этнография. 1969. №3.

128. Терентьева Л.Н., Устинова М.Я. Межнациональные браки и их роль в этнических процессах в СССР. М., 1979.

129. Топилин А.В. Межнациональные семьи и миграция: вопросы взаимовлияния //Социологические исследования. 1995. №7.

130. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997.

131. Трапезникова Т.М. Этика и психология семейных отношений: Учеб. пособие. Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1988.

132. Троицкий Е.С. Русская нация: социалистическое преобразование и обновление: Социально-философские очерки. М.: Сов. Россия, 1989.

133. Трофимова А.Г. Материалы отделов ЗАГС о браках как этнографический источник //Советская этнография. 1965. № 5.

134. Тухватуллин P.M. Влияние общественного мнения на ценностные ориентации личности в сфере национального развития ' и межнациональных отношений. Уфа, 1997.

135. Файзуллин Ф.С., Зарипов А.Я. Грани этнической идентификации. //Социологические исследования. 1997. № 8.

136. Философские проблемы теории адаптации / Под ред. Г.И. Царегородцева, М., 1975.

137. Формирование культуры межнационального общения на Дону: опыт и проблемы. Материалы областной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону: ИУБиП, 2002.

138. Фотеева Е.В. Отношение молодежи к межнациональным бракам: Опыт построения типологии //Семья в России. 1997. № 3.

139. Ханаху Р.А. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени (социально-философский анализ). Майкоп, 1997.

140. Ханаху Р.А., Цветков О.М. Некоторые типологические характеристики традиционной культуры адыгов (к проблеме ментальности) //Философия и социология. № 4. Майкоп. 1996

141. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М., 1964.

142. Харчев А.Г. Нравственность и семья. М.: Знание, 1981.

143. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. СПб.: Алетейя, 2000.

144. Хунагов Р.Д., Шадже А.Ю. Кавказский фактор в современной России //Социологические исследования. 2001. № 3.

145. Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы. Расы. Культуры. М.: «Наука», 1985. ,

146. Черноус В.В. Северный Кавказ: этнокультурные процессы и проблема стабильности //Сотрудничество в Европе: перспективы и вызовы развития. М., 2001.

147. Черноус В.В. Россия и народы Кавказа: проблемы культурно-цивилизационного диалога //Научная мысль Кавказа. 1999. № 3. ,

148. Черняк Е.М. Социология семьи: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003.

149. Чешко С.В. Человек и этничность //Этнографическое обозрение. 1994. №6.

150. Чугров С. Этнические стереотипы и их влияние на формирование общественного мнения //Мировая экономика и международные отношения. 1993. № 1.

151. Шалин В.В. Толерантность (Культурная норма и политическая необходимость). Краснодар: «Периодика Кубани», 2000.

152. Шаов А.А. Этническая идеология в традиционном обществе (социально-философский аспект). Майкоп: Изд-во АГУ, 2001.

153. Шевченко A.M., Маринов М.Б. Социальная адаптация в микросредеIк проблеме реабилитации бывших заключенных). Ростов-на-Дону. Изд-во «Пегас» 1997.

154. Шестопал Е.Б., Брицкий Г.О., Денисенко М.В. Этнические стереотипы русских //Социологические исследования. 1999. № 4.

155. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969.

156. Эволюция семьи и семейная политика в СССР / Отв. ред. А.Г. Вишневский. М.: Наука, 1992.

157. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис /Пер. с англ. Общая редакция и предисл. Толстых А.В. М.: Изд. группа "Прогресс", 19966.I

158. Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб, 1991.

159. Этнические факторы в жизни общества. М., 1991.

160. Этнокультурные процессы в национально смешанной среде. М., 1989.164. 10 лет российских реформ глазами россиян. Аналитический доклад. М.: ИКСИ РАН, 2002.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.