Специфика "массового сознания" в современных условиях тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Бестаева, Манана Романовна

  • Бестаева, Манана Романовна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2006, Пермь
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 149
Бестаева, Манана Романовна. Специфика "массового сознания" в современных условиях: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Пермь. 2006. 149 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Бестаева, Манана Романовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ МАССОВОГО СОЗНАНИЯ

1.1. Психология масс как одна из важнейших предпосылок в исследовании «массового сознания».

1.2 Классики марксизма о «сознании масс».

1.3. Феномен «массовое сознание в современной научной философии.

ГЛАВА 2. ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ УСЛОВИЯ ВОСПРОИЗВОДСТВА «МАССОВОГО СОЗНАНИЯ» СОВРЕМЕННОГО ТИПА.

2.1. Основные способы воздействия на «массовое общество» при. формировании «массового сознания».

2.2. «Человек - масса», как манипулируемый человек.

2.3. Социальные экстремальные условия в России как объективный фактор возникновения «растерянного» массового сознания и необходимость их преодоления.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Специфика "массового сознания" в современных условиях»

Актуальность темы исследования. Термин «массовое сознание» широко используется в современной философской, социологической, социально-психологической литературе, а также в средствах массовой информации, но при близком ознакомлении с литературой по данному вопросу оказывается, что соответствующий этому термину явление недостаточно изучен в научном плане.

В условиях современной России, когда степень социальных трансформаций достигла такого количественного уровня, что нарушила меру и перешла в новое разрушительное качество практически во всех упорядоченных ранее социальных сферах, большинство россиян в этих условиях перестает ощущать себя субъектами своих действий и поступков. «Рассеянное» сознание пытается хоть на время вырваться из ситуации социальной обреченности, а средства массовой информации из коммерческой заинтересованности выполняют любые заказы, приносящие им дивиденды, используя пиарные методы влияния на сознание, помогают растерявшемуся, отчаявшемуся человеку погрузиться в виртуальную реальность.

Под виртуальной реальностью мы понимаем измененные состояния сознания: психологические виртуальные реальности, эзотерические, сновиденческие, игровые и др.

Однако уход от реальности в иллюзию непродуктивен, он ведет к атрофированию способностей к общественно-полезной деятельности и потере подлинного смысла жизни. Появляется внутренний конфликт между осознанием того, что происходит в реальности и имплатированными социальными ценностями.

Возникает идеальный объект для манипулирования - «человек-масса» -стереотипно мыслящий, деградирующий в социальном плане, теряющий социальную многомерность, нивелированный, обычно не осознающий свою примитивность и бездуховность.

Чтобы человек-масса не перешел в наступление, необходимы коренные преобразования как в социальной сфере, так и в области духовной жизни общества. В связи с этим перед исследователями встает ряд вопросов психологического, идеологического, философского характера, разрешение которых будет способствовать осмыслению «человека - масса» как социального феномена. Немаловажную роль в этом должна сыграть терминологическая и логическая обоснованность понятия «массовое сознание» в экстремальных условиях в его отличии от «массового сознания» в стабильном обществе.

Автор диссертации пытается сформулировать собственную точку зрения на поставленные временем вопросы о месте «массового сознания» в экстремальной социальной ситуации и наметить некоторые пути превращения «массового сознания» в «сознание масс». Нет сомнения в том, что появилась настоятельная потребность позитивного решения проблем «массового сознания».

Степень разработанности проблемы. Хотя диссертация выполнена в парадигме диалектического подхода и классической рациональности, пограничность представленной темы (на стыке философии, социальной психологии и социологии) потребовала привлечения разноплановых теоретико-методологических источников.

Одним из аспектов исследования «массового сознания» является изучение психологии масс. Этой проблемой занимались западные и российские психологи, физиологи, социологи, философы: Х.Арендт, Г.Андреева, В.С.Барулин, Д.Белл, Л.Боден, Г.Блумер, Г.Гибш, П.С.Гуревич, Г.Зиммель, Г.Лебон, Ч.Липман, Э.Ледерер, Л.Леви - Стросс, Д.Майер, К.Маннгейм, В.Х.Кандинский, С.С.Корсаков, С.Московичи, Х.Ортега-и-Гассет, Б.Д.Парыгин, Б.Ф.Поршнев, Ш.Сигеле, Д.Рисмен, Г.Тард, Э.Тоффлер, З.Фрейд, Ф.Юнгер и др. И хотя у перечисленных авторов калейдоскоп разных мнений и стоят они на различных методологических позициях, тем не менее в их исследованиях особо вычленяется психологический элемент «массового сознания», основанный на огромной значимости бессознательного.

При определении роли «массового сознания» в обществе и выяснении различий между «массовым сознанием» и «сознанием масс» мы руководствуемся принципами диалектического и исторического материализма.

Базовыми основаниями нашего анализа выступили парные категории диалектики, принцип историзма, а также такие категории социальной философии как «социальная структура общества», «общественное сознание», «культура». Здесь потребовалось серьезное обращение к работам классиков марксизма — ленинизма, но для того, чтобы наполнить этот анализ определенной конкретизацией, был применен социологически-культурологический подход и привлечены неклассические концепции исторического процесса, выраженные в исследованиях Н.А.Бердяева, Х.Ортега-и-Гассета, О.Шпенглера, А.Дж.Тойнби, ЬСЯсперса. Синтез этих подходов к изучению духовной сферы, общественного сознания позволил автору провести сравнительный анализ понятий «массовое сознание» и «сознание масс».

Осмысление феномена «массовое сознание», на наш взгляд, будет более продуктивно при учете исследований, в которых осуществлен анализ взаимодействия массовой культуры и массового общества, а также соотношения общественного и массового сознания. К ним можно отнести работы Г.К.Ашина, П.С.Гуревича, В.М.Межуева, Л.В.Любивого, В.Л.Иеру-салимского, Н.Н.Козлова, М.Я.Ковальзона, В.И.Толстых, В.В.Шаромова, Д.Н.Угриновича, А.К.Уледова и др. Некоторые аспекты управления «массовым сознанием» рассматривает Л.Г.Судас, попытка исследовать «массовое сознание» как объект социологического анализа принадлежит Г.К.Овчинникову.

Специфику современного «массового сознания» многие западные философы видят в отчуждении общества от человека, а человека от общества: Х.Арендт, Р.Маркузе, Р.Сеннет, Э.Фромм, Ф.Фукуяма и др. или связывают с информационной революцией, которая обуславливает измененные состояния сознания. Отсюда целесообразно обращение к работам, посвященным виртуальной реальности, авторами которых являются: А.М.Анисов, С.А.Борчков, В.А.Майер, В.А.Кутырев. О функционировании в современном обществе таких измененных состояний пишет Р.А.Зобов, а способы манипулирования таким сознанием рассматривает С.Кара-Мурза.

Особое значение в диссертации приобретает исследование «массового сознания» в экстремальных условиях. Поэтому автор обращается к понятиям катастроф (Ж.Кювье, А.Орбиньи), теории стресса Г.Селье, к анализу соотношения экстремальных условий с чрезвычайными ситуациями (Е.А.Бабосов). Весь этот арсенал источников потребовался для того, чтобы вычленить направление движения от «массового сознания», аморфного и нивелированного, к здравому смыслу обыденных представлений, которые способствуют переходу «массового сознания» к «сознанию масс».

Цель и задачи исследования. Целью исследования является выявление сущностных характеристик «массового сознания» в современных условиях и его значения в общественной жизни. Реализация данной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:

• изучение истоков проблемы массового сознания, а для этого выяснение статуса и места понятия «психология масс» в социальной философии;

• сравнительный анализ понятий «толпа», «масса», «публика» и др.;

• соотнесение понятий «массовое сознание» и «сознание масс»;

• определение специфики современного типа «массового сознания»;

• обозначение основных характеристик социальных экстремальных условий и функционирование «массового сознания» в этих условиях;

• исследование путей и средств снятия напряженности «массового сознания» в экстремальных условиях.

Теоретико-методологические основы исследования. Методологической базой исследования являются труды классиков мировой философии, работы современных западных и отечественных ученых, в которых рассматривается феномен «массовое сознание» и близкие к нему понятия и явления.

Для адекватного осмысления «массового сознания» в современных условиях на социально-философском уровне потребовалось его включение в более широкий социальный контекст: социально-психологический, исторический, социологический и др. Поэтому одним из подходов является междисциплинарный, предполагающий привлечение и анализ работ психологов, политологов, культурологов, экологов, а также практиков МЧС.

Основным методом исследования является научная диалектика, реализуемая через применение принципов историзма, объективности и всесторонности. Немаловажную роль играет также принцип системности. Его преимущества состоят в том, что он расширяет философское пространство исследуемого феномена, используя на содержательном и текстуальном уровне функциональный, ценностный и комплексный подходы. Сравнение исторического и логического, гносеологического и онтологического подходов при системном анализе способствовало проблемно-теоретическому осмыслению изучаемого феномена.

Научная новизна исследования и положения, выносимые на защиту.

• В работе исследуется новый тип «массового сознания» в современных условиях.

• Обосновывается его специфика. «Массовое сознание» - особый синтетический элемент общественного сознания, отчужденная превращенная форма сознания, отражающая социальную реальность на обыденном уровне, включающая в себя элементы теоретического знания, усвоенного в форме стереотипов, функционирующая в обществе как разрушительная, деструктивная сила.

• В работе впервые проводится сравнительный анализ понятий «массовое сознание» и «сознание масс» в экстремальных социальных условиях России.

• Новый тип «массового сознания» предстает как продукт цивилизации только современного общества, искусственно воспроизводимый под влиянием идеологического воздействия через средства массовой информации и дегуманистических форм социализации.

• «Сознание масс» в отличие от «массового сознания» формируется в процессе деятельности, указывает на степень осмысления объективных социальных процессов социальными слоями и группами.

• Впервые вскрывается механизм развития современного обыденного сознания через противоречия мистического стереотипного «массового сознания» и практического здравомыслия масс.

Научно-практическая значимость исследования. Теоретические выводы диссертации могут быть использованы при изучении таких разделов социальной философии, как общественное сознание и его структура, философия культуры, духовная жизнь общества и другие, а также представить интерес для практикующих психологов и социологов в исследовании людей и групп, находящихся в состоянии, близком к патологическому, у которых системы ценностей, сложившиеся на основе информационных технологий, заменяют реальные ценности фантомами, препятствующими нормальной жизнедеятельности.

Апробация работы. Апробация и практическое внедрение основных положений осуществлялись в контексте профессиональной деятельности автора, т. е. в плане психологического консультирования пациентов института сердца, находящихся в стрессовом состоянии, близком к патологическому.

Многие идеи, высказанные в работе, нашли также реализацию в программах для занятий со студентами, аспирантами, для практикующих психологов и социологов. Основные положения настоящего исследования отражены в материалах XII Уральских социологических чтений, посвященных памяти профессора З.И.Файнбурга (Пермь, 2000 г.); в материалах IV Всероссийской научно-практической конференции (Пермь, 2001 г.); в материалах Всероссийской теоретической конференции «Современная научная философия и интеллектуальный потенциал общества» (Пермь, 2001 г.); в учебном пособии для студентов и аспирантов «Философские и социальнопсихологические проблемы современной антропологии» (Пермь, 2002 г.); в материалах VI-ой международной научной конференции «Славянский мир на пороге третьего тысячелетия» (Пермь, 2002 г.); в материалах общероссийской научной конференции «Актуальные проблемы научной философии» (Пермь, 2003 г)., в материалах общероссийской научной конференции «Актуальные проблемы научной философии» (Пермь, 2005 г.).

Структура работы. Настоящее исследование состоит из введения, двух глав и заключения. Первая глава включает три параграфа, вторая глава - три параграфа. Общий объем работы - 150 страниц. Библиографический список содержит 245 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Бестаева, Манана Романовна

Выводы, полученные в результате философского исследования, состоят в следующем:

Предпосылкой к анализу «массового сознания» является анализ «психологии масс» как западными социологами, так и российскими психологами начала XX века. В психологии масс большинство исследователей эти понятия не разводили, обозначая этими понятиями неустойчивую, нестабильную общность людей, которая характеризуется высокой степенью конформизма составляющих ее индивидов, действующих эмоционально и относительно единодушно. Однако мы пришли к выводу о том, что «масса» -это специфическое временное социальное объединение, а «толпа» - это «масса», но уже подверженная гипнотическому влиянию, в результате -характеризуемое временным помутнением сознания людей, включенных в эту общность. В состоянии «толпизма» благодаря социально-психологическим механизмам «заражения» и «подражания» «толпа» не останавливается в выборе средств как в отстаивании идей, так и в практическом воплощении.

В диссертации дается определение «массового сознания». «Массовое сознание» - это особый синтетический элемент общественного сознания, отчужденная превращенная форма социальности, отражающая социальную реальность на обыденном уровне, включающая в себя элементы теоретического знания, усвоенного в форме стереотипов, функционирующих в обществе как деструктивная, разрушительная сила.

Синтетический калейдоскоп «массового сознания» проявляется в «вкрапленности» других элементов общественного сознания в названный феномен, специфических в зависимости от конкретно - исторического места. Если рассматривать «массовое сознание» в гносеологическом плане, то оно выступает в виде двух уровней: собственно обыденного и обыденно-логического (превращенного).

Но понятие «массовое сознание» в социально-философском плане не исчерпывается гносеологическим срезом, функциональные его особенности связаны с деятельностью индивидов, групп, классов, наций.

Массовое сознание», таким образом, обладает энергией практического действия. Но функциональное наполнение «массового сознания» не ограничивается социально-психологическими компонентами, а включает также идеологические.

В «массовом сознании» всегда фиксируется двойное отражение. Социально-психологическая компонента в «массовом сознании» предстает как эмоциональный чувственный пласт, отражающий групповую, классовую, национальную и прочие стороны общностного сознания, выраженный в массовом настроении, психологическом состоянии страха, неудовлетворенности, мотивирующими пассивность или неорганизованную массовую активность.

Идеологическая компонента опосредуется через структуры массовой коммуникации, которые корректируют, в соответствии с интересами государственной власти, «массовое сознание» в обыденно-логическую превращенную форму в виде стандартов и стереотипов.

Особое значение приобретает в диссертации исследование носителя, субъекта «массового сознания», - «человека - массы»; им является индивид, утративший свои автономные, индивидуальные качества.

Диалектика «становящегося» и «ставшего» массового сознания состоит в том, что становящееся сознание гетерономно; «ставшее» же сознание принуждает подчиниться фатально неотвратимому для индивида, невольному принуждению со стороны массовой общности. Гетерономность «становящегося» массового сознания трансформируется в новую массово -общностную форму автономности, продуцируя насилие по отношению к другим социальным общностям и индивидам.

В «массовом сознании» упрощаются многокачественные связи между людьми. Оно существует как отражение этих связей в превращенной форме и представляет одну из форм отчуждения социальности.

Массовое сознание» - продукт цивилизации только современного общества, искусственно воспроизводимый под напором идеологического воздействия, реализующейся через средства массовой информации.

Особое место занимает в диссертации исследование «массового сознания» в российской действительности. Радикальные изменения в социальных отношениях, безусловно, повлияли на характер и содержание «массового сознания». Социальный хаос воспринимается «массовым сознанием» как социальная катастрофа, приводящая к ломке старых стереотипов, изменению ценностей, кризису идентичности. Все это является формой социального кризиса, в котором «рождается» страх и тревожность, рассеянность и неуверенность.

Наряду с «массовым сознанием» в современном российском обществе мы можем выделить и другую сторону общественного сознания «сознание масс», которым в свое время оперировали классики марксизма. «Сознание масс» формируется в процессе деятельности и носит практическую направленность. Здесь также можно зафиксировать обыденный уровень, но этот обыденный уровень соответствует здравому смыслу.

К сожалению, «здравый смысл» не дает возможности ответить, как от «массового сознания» перейти к сознанию масс? Господствующие элитарные слои, боясь «сознания масс», пытаются подбросить ответы на этот вопрос, ориентируясь на культ силы, денег, религии. Противоположная направленность «сознания масс» и «массового сознания» сталкивает в индивидуальном сознаний ценности и псевдоценности, а в поведенческих актах проявление и псевдосоциализированности.

Опираясь на «здравый смысл» практического «сознания масс», возможно создать условия, при которых специализированное элитарное сознание будет служить людям, а это единственная возможность осуществить прорыв в достойное человека будущее.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Массовое сознание» как философская проблема становится самостоятельной областью социального знания.

В данной работе, осмысливая проблему «массового сознания», мы учитывали разные предметные области (психологическую, социальную, философскую).

Благодаря этому мы обнаружили полиамофность, многоаспектность, полисистемность понятия «массовое сознание».

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Бестаева, Манана Романовна, 2006 год

1. Абишев К.А. Человек. Индивидуальность. Личность. - Алма-Ата: Казахстан, 1978. - 166 с.

2. Аббаньяно Н. Мудрость философии и проблемы нашей жизни. СПб., Алетейя, 1998.-312 с.

3. Александровский К.А. Социально-стрессовые расстройства. М.: Медицина, 1995. - 103 с.

4. Александровский Ю.А., Лобастов О.С., Спивак Л.И., Щукин Б.П. Психогении в экстремальных условиях. М.: Медицина, 1991. - 95 с.

5. Алексеев В.П. Становление человечества. М.: Политиздат, 1984. -462 с.

6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., Изд-во Ленинградского университета, 1968. - 339 с.

7. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М.: Мысль, 1988.- 415 с.

8. Анищенко А.И. Структура общественного сознания. М.: Высшая школа, 1973. - 86 с.

9. Антонович И.И. Современная «философская антропология». Минск, Наука и техника, 1970. - 304 с.

10. Ахиезер А.С. Об особенностях современного философствования: Взгляд из России // Вопросы философии. 1995. - № 12, с. 3 - 20.

11. Матвеев С.Я. Гуманизм как элемент культуры // Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта (социокульт. динамика России) в 2 т. -Новосибирск, Сиб. хронограф, т. 1: От прошлого к будущему. 1997. - 805 е., С. 3-47.

12. Ахиезер А.С., Ильин В. С. Российская цивилизация: содержание: содержание, границы, возможности. М.: Изд-во МГУ, 2000. - 303 с.

13. Ашин Г.К. Буржуазная массовая культура. М.: «Знание», 1988. - 39

14. Ашин Г.К. Вторжение без оружия: Идеологическая борьба в современном мире и буржуазная «массовая культура». М.: Сов. Россия, 1985. -160 с.

15. Ашин Г.К. Доктрина массового общества. М.: Изд-во политической литературы, 1971.- 191 с.

16. Ашин Г.К. Критика современных буржуазных концепций лидерства. -М.: Мысль, 1978.-136 с.

17. Ашин Г.К. Миф об элите и «массовом обществе». М.: Междунар. отношения, 1966. - 160 с.

18. Ашин Г.К. Миф об элите. М.: Знание, 1964. - 40 с.

19. Ашин Г.К. Народные массы и мировая политика. М.: Междунар. отношения, 1982. - 97 с.

20. Ашин Г.К. Современные теории элиты: критический очерк. М.: Междунар. отношения, 1985.-256 с.

21. Ашин Г.К., Мидлер А.П. В тисках духовного гнета. М.: Мысль, 1986.-253 с.

22. Бабосов Е.М.: Катастрофы: социологический анализ. Минск. Наука и техника, 1995. - 472 с.

23. Барулин B.C. Диалектика сфер общественной жизни. М.: Изд-во МГУ, 1982.-230 с.

24. Барулин B.C. Российский человек в XX веке. Потери и обретение себя. СПб. Алетейя, 2000. - 431 с.

25. Барулин B.C. Соотношение материального и идеального в обществе: (методологические аспекты проблемы). -М.: Политиздат, 1977. 143 с.

26. Барулин B.C. Социальная жизнь общества: вопросы методологии. -М.: Изд-во МГУ, 1987.

27. Баталов М.: Массовое политическое сознание современного американского общества. Методология исследования // Общественные науки. -1981.-№3.-С. 104-118.

28. Батенин С.С. Человек в его истории. JL, Изд-во Ленинградского унта, 1976.-295 с.

29. Бессонов Д.Д. Массовые преступления в общем и уголовном праве. -СПб., 1902.-498 с.

30. Бестаева М.Р. Манипуляция массовым сознанием как форма насилия. // Новые идеи в философии. Вып. 14, т.2. Пермь. - 2005. - С.222-224.

31. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.: Academia, 1999. - 790 с.

32. Бердяев Н.А. Судьба России: Опыты по психологии войны и национальности. М.: «Мысль», 1990. - 205 с.

33. Биологическое в формировании целостной личности. Межвуз. сборник, научных трудов. Рига: АГУ, 1977. - 192 с.

34. Бойченко И.В. Методологическая роль исторического материализма в анализе форм социального знания. Киев: Наукова думка, 1982. - 149 с.

35. Бонч-Бруевич Е.И. «Массовая культура» в современной идеологической борьбе. / Автореферат, кандидат, диссертации. М.: 1976. - с. 17.

36. Бурдина А.И. Общественное сознание как проблема диалектического и исторического материализма. М.: Высшая школа, 1979. - 175 с.

37. Быстрицкий Е.К. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие. -Киев: Наукова думка, 1991. 195 с.

38. Вареник B.C. Историко-философские проблемы всестороннего развития личности. Киев: Изд-во Киевского ун-та, 1978. - 151 с.

39. Васильева Т.С. Проблема соотношения биологического и социального. / Пермский государственный университет. Пермь: ПТУ, 1996. -98 с.

40. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. М.: Наука, 1976. - 405 с.

41. Ватин И.В. Человеческая субъективность. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 1984. - 197 с.

42. Вебер М. Образ общества // Вебер М. Избранное. М.: Юрист, 1994. -704 с.

43. Вейнгерова JT.JI. Современная философия духа и сознания. М.: Московский лицей, 1996. - 76 с.

44. Взаимодействие форм общественного сознания: Сб. ст. М.: Издательство Московского университета, 1964. - 311 с.

45. Гак Г.М. Учение об общественном сознании в свете теории познания. М.: Изд. ВПШ и АОН, 1960. - 20 с.

46. Гвардини Р. Конец нового времени // Вопросы философии. 1990. -№4.- С. 5-16.

47. Гиндев П. Философия и социальное познание. М.: Прогресс, 1977. -366 с.

48. Горелова В.Н. Обыденное сознание как объект социально-философского анализа / Нижегор. гос. Архит.-строит. Акад. Н. Новгород, 1994. — 33 с. (на правах рукописи)

49. Горелова В. Обыденное сознание как философская проблема. Пермь: ПГСИ, 1993.- 167 с.

50. Гостюшин А.В. Азбука выживания. М.: Знание, 1995. - 272 с.

51. Григорьян Б.Т. Философская антропология. Критический очерк. М.: Мысль, 1982.-188 с.

52. Грин Р. 48 законов власти. М.: Рипод классик, 2001. - 571 с.

53. Гринин JI.E. Философия и социология истории: некоторые закономерности истории человечества. Волгоград: Учитель, 1995. Ч. 1 - 116 е., ч. 2 — 125 с.

54. Грушин Б.А. Массовое сознание. Опыт, определения и проблемы исследования. М.: Политиздат, 1987. - 367 с.

55. Грушин Б.А. Эффективность массовой информации и пропаганды: понятие и проблемы измерения. М.: Знание, 1979. - 64 с.

56. Грушин Б.А. Логические принципы исследования массового сознания // Вопросы философии. 1970. - № 8. - С. 91 - 99.

57. Грушин Б. А. Логические принципы исследования массового сознания // Вопросы философии. 1970. -№ 7. - С. 43 - 53.

58. Грушин Б.А. Масса как субъект исторического и социального действия // Рабочий класс и современный мир. — 1984. № 5. — С. 28 — 45.

59. Грушин Б.А. Мнение о мире и мир мнений. Проблемы методологии исследования общественного мнения. М.: «Политиздат», 1967. - 400 с.

60. Гырдев Д. Актуальные проблемы общественного сознания. М.: Прогресс, 1982.-312 с.

61. Демин М.: В. Проблемы теории личности. М.: Изд. Московского университета, 1977. - 240 с.

62. Диалектика социального познания. Сб. ст. / МГУ. М.: Изд. МГУ, 1979. -126 с.

63. Дилигенский Г.Г. «Общество потребления» и классовое сознание пролетариата // Мировая экономика и международные отношения. — 1965. № 7.- С. 43-56.

64. Дилигенский Г.Г. В поисках смысла и цели. Проблемы массового сознания современного капиталистического общества. -М.: Политиздат, 1986. -255 с.

65. Дилигенский Г.Г. Марксизм и проблемы массового сознания // Вопросы философии. 1983. -№ 11. - С. 3 - 15.

66. Дилигенский Г.Г. Рабочий на капиталистическом предприятии. Исследование по социальной психологии французского рабочего класса. М.: Наука, 1969.-410 с.

67. Дилигенский Г.Г. Российский горожанин конца девяностых: генезис постсоветского сознания. (Социально психологическое исследование) М.:, 1998 г.

68. Дубинин Н.П. Что такое человек. М.: Мысль, 1983. - 334 с.

69. Духанин В.Н. Формирование социального знания. Саратов: Изд. Саратовского университета, 1983.- 141 с.

70. Журавлев В.В. Марксизм-ленинизм об относительной самостоятельности общественного сознания. -М.: Высшая школа, 1961. 158 с.

71. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. — М.: Политиздат, 1986.-223 с.

72. Зыбковец В.Ф. Дорелигиозная эпоха. К истории формирования общественного сознания. М.: Идательство Академии наук СССР, 1959. - 248 с.

73. Зыкова А.Б. Учение о человеке в философии. -М.: Наука, 1978. — 160 с.

74. Иванов В.П. Человеческая деятельность познание - искусство. -Киев: Наукова думка, 1977. - 251 с.

75. Идеологические и психологические аспекты исследования массового сознания. Сб. обзоров М.: ИНИОН, 1989. - 241 с.

76. Ильиных О.П. Социальный кризис российского общества и мировоззрение молодежи. / Автореф. канд. диссертации Пермь.: Б-И, 1997. -30 с.

77. Историко-философские исследования. Проблема человека в буржуазной философии. Свердловск: Уральский университет, 1977. — 144 с.

78. Исторический материализм и анализ социальных явлений: Сб. ст. МГУ им.: М.В. Ломоносова. М.: Изд. МГУ, 1973. - 119 с.

79. Исторический материализм как методология познания и преобразования общественной жизни. М.: Наука, 1987. - 283 с.

80. Исторический материализм как социально-философская теория. М.: Высшая школа, 1982. - 364 с.

81. Исторический материализм как теория социального познания и деятельности. М.: Наука, 1972. - 320 с.

82. Казакова Н. Вехи. Интеллигенция в России. М.: Молодая гвардия. 1991.-463 с.

83. Калайтан Н.Е. Идейно-политическая сущность американской «массовой культуры» и социальные функции. / Автореф. канд. диссертации. М.:, 1974.- 17 с.

84. Калашникова Е.М. Личность и общность (Проблема идентификации).- Пермь: Пермский университет, 1997. 154 с.

85. Кандинский В.Х. Нервно-психический контакт и душевные эпидемии.- М.: Природа, 1987, кн.2 198 с.

86. Канетти Э. Человек нашего столетия. М.: Прогресс, 1990. - 395 с.

87. Кара-Мурза С.Г. Манипуляции сознанием. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. -832 с.

88. Келле В.Ж. Общественное сознание. М.: Политиздат, 1966. - 56 с.

89. Келле В.Ж. Проблемы исторического материализма в работе В.И.Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» // Вопросы философии. — 1979.-№5.-С. 83-95.

90. Келле В.Ж. Формы общественного сознания. М.: Госполитиздат, 1959.-263 с.

91. Кириленко Г.С. Самосознание и мировоззрение личности. М.: Знание, 1988.-62 с.

92. Клягин Н.В. От доистории к истории: Палеосоциология и социальная философия. М.: Наука, 1992. - 188 с.

93. Ковальзон М.Я. Угринович Д.М. О предмете социальной психологии // Вестник МГУ, серия «Философия». 1966. - № 5. - С. 14-23.

94. Коган Л.Н. Человек и его судьба. М.: Мысль, 1988. - 283 с.

95. Коган М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974. - 328 с.

96. Козлов Д.Ф. Структура и функции социологической теории. М.: Изд. МГУ, 1984.-177 с.

97. Козлова Н.Н. Социализм и сознание масс: (социально-философские проблемы). -М.: «Наука», 1989. 158 с.

98. Козлова Н.Н., Межуев В.М.:, Толстых В.И. Общественное сознание: Результаты и перспективы исследования // Вопросы философии. 1977. -№ 10. -С. 142-157.

99. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. - 335 с.

100. Корсаков С.С. Курс психиатрии., М.:, 1901.-468 с.

101. Космолицкий Г.И. Эмоциональный стресс при работе в экстремальных условиях. СПб.: Политиздат, 1989. - 307 с.

102. Кохановский В.П. Историзм как принцип диалектической логики. — Ростов-на-Дону: Изд. Ростовского университета, 1978. 159 с.

103. Крутова О.Н. Человек и история. М.: Политиздат, 1982. - 208 с.

104. Кульпин Э.С. Путь России. М.: Московский лицей, 1995. - 200 с.

105. Кукаркин А.В. Буржуазная массовая культура. М.: Политиздат, 1985.-320 с.

106. Кукаркин А.В. По ту сторону расцвета. М.: Политиздат, 1971. - 180 с.

107. Лебон Г. Психология народов и масс. С-П., 1986.

108. Ленин В.И. К десятому юбилею «Правды». / Полное собрание сочинений. Т. 45. М.: Государственное издательство политической литературы, 1964. С. 173 - 177.

109. Ленин В.И. Как Богданов исправляет и «развивает» Маркса. / Полное собрание сочинений. Т. 18. М.: Государственное издательство политической литературы, 1961. С. 242 - 351.

110. Ленин В.И. Новые задачи и силы / Полное собрание сочинений. Т. 9. — М.: Государственное издательство политической литературы, 1960. С. 294 -306.

111. Ленин В.И. О чистке партии / Полное собрание сочинений. Т. 44. — М.: Государственное издательство политической литературы, 1964. С. 122 -124.

112. Ленин В.И. Объективные данные о силе разных течений в рабочем движении / Полное собрание сочинений. Т. 25. М.: Государственное издательство политической литературы, 1961. С. 224 - 250.

113. Ленин В.И. От каждого наследства мы отказывается / Полное собрание сочинений. Т. 2. М.: Государственное издательство политической литературы, 1961. С. 505 - 550.

114. Ленин В.И. Проект и объяснение программы социально-демократической партии / Полное собрание сочинений. Т. 2. М.: Государственное издательство политической литературы, 1958. С. 81 - 110.

115. Ленин В.И. События на Балканах и в Персии / Полное собрание сочинений. Т. 17. М.: Государственное издательство политической литературы, 1961. С. 221 -232.

116. Ленин В.И. Тезисы ко второму Конгрессу коммунистического интернационала / Полное собрание сочинений. Т. 41. М.: Государственное издательство политической литературы, 1963. С. 159-212.

117. Лошакова И.Л. Динамика изменения духовной ориентации современного общества в пер. 1961-1985. Пермь.: ПГУ, 1992 - 188 с.

118. Любивый Я.В. Современное массовое сознание: Динамика и тенденции развития. Киев: Наукова думка, 1993. - 141 с.

119. Лямцев П.П. Формирование человека как личности. Л.: Изд. Ленинградского университета, 1984. - 119 с.

120. Малина Я., Малинова Р. Великие загадки Земли: Природные катастрофы и пришельцы из космоса. М.: Прогресс. Пангея, 1993. - 350 с.

121. Марков Б.В. Философская антропология. СПб.: Лань, 1997, - 382 с.

122. Маркс К. К Критике политической экономии / Маркс К. Энгельс Ф. Полное собрание сочинения. Т. 13. М.: Государственное издательство политической литературы, 1959. С. 1-167.

123. Маркс К. Капитал / Маркс К. Энгельс Ф. Полное собрание сочинения. Т. 23. М.: Государственное издательство политической литературы, 1960. С. 43 - 773.

124. Маркс К. Критика политической экономии / Маркс К. Энгельс Ф. Полное собрание сочинения. Т. 46. М.: Государственное издательство политической литературы, 1968. С. 51 - 184.

125. Маркс К. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии / Маркс К. Энгельс Ф. Полное собрание сочинения. Т. 21. М.: Государственное издательство политической литературы, 1961. С. 269 - 317.

126. Маркс К. Экономико-философские рукописи / Маркс К. Энгельс Ф. Из ранних произведений.-М.;, 1956. С. 517 642.

127. Маркс К. Экономико-философские рукописи 1844/ Маркс К. Энгельс Ф. Полное собрание сочинения. Т. 42. М.: Государственное издательство политической литературы, 1974. С. 41 - 174.

128. Маркс К., Энгельс Ф. Диалектика природы / Маркс К. Энгельс Ф. Полное собрание сочинения. Т. 20. М.: Государственное издательство политической литературы, 1974. С. 239 - 626.

129. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология / Избранные сочинения: В 9-ти т. Т. 2. М. 1985, т. 2. С. 5 - 79.

130. Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство или критика критической критики / Маркс К. Энгельс Ф. Полное собрание сочинения. Т. 2. М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. С. - 3.

131. Маркузе Г. Одномерный человек. М.: PEFL-book, 1994. - 341 с.

132. Марсель Г. Трагическая мудрость в философии. Избранные работы. — М.: Издательство гуманитарной литературы, 1995. 215 с.

133. Махаров Е.М. Проблема человека в истории философской мысли. — М.: Знание, 1986-61 с.

134. Межуев В.М. Культура и история: Проблемы культуры в философии.- М.: Политиздат, 1977. 199 с.

135. Меняйленко Л.Г. Массовое сознание и политические ориентации французов. М.: ИНИОН, 1990. - 38 с.

136. Методологические вопросы анализа общественного сознания: Сб. ст. / Горький.: Волго-вятское книжное издательство, 1972. 64 с.

137. Методологические проблемы познания социальных явлений: Сб. ст. /- Рязань: РПИ, 1979. 102 с.

138. Миллс Р. Властвующая элита. М.: Изд. иностр. лит., 1959. - 543 с.

139. Милль Д.С. Утилитаризм о свободе. СПб.: Издательство иностранной литературы, 1966. - 310 с.

140. Михайлов Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. -М.: Наука, 1990-220 с.

141. Михайловская И.Б. и др. Права человека в массовом сознании. М.: Проект. Группа по правам человека: ИНТУ, 1995, - 53 с.

142. Могун B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности. -J1.: «Наука», 1983. 175 с.

143. Молчанов В.В. Массовая мистификация: поп-культура и суеверие. -Л.: Лениздат, 1987. 108 с.

144. Молчанов В.В. Миражи массовой культуры. Л.: Искусство. Ленинградское отделение, 1984. - 119 с.

145. Москаленко А.Т. Личность как предмет философского познания. -Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1984. 319 с.

146. Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. -М.: Центр психологии и психотерапии, 1998. 480 с.

147. Московичи С. Машина, творящая богов. М.: Центр психологии и психотерапии, 1998. - 560 с.

148. Буржуазная массовая культура: новые времена, старые проблемы: очерки / Н. Мусиенко, П. Яковенко, Е. Голубь. Киев: Мыстецтво, 1988. - 204 с.

149. Мшвениерадзе В.В. Современное буржуазное политическое сознание: Философский аспект. М.: «Наука», 1981. - 448 с.

150. Наумова Н.Ф. Жизненная стратегия человека в переходном обществе // Социологический журнал. 1995. - № 2. с. 41 - 47.

151. Некоторые вопросы исследования форм общественного сознания: сб. тр. / Редколл. Ф.И. Гаркавенко. М.:, 1973. - 248 с.

152. Некоторые вопросы развития общественного сознания: Сб. ст. — Краснодар.: 1967. 80 с.

153. Некоторые вопросы теории и истории общественного сознания: Сб. ст.-М.:, 1976.-127 с.

154. Нестеренко Г.Л. Проблема сознания в марксистской социологии. М.: Мысль, 1971.-279 с.

155. Носков А.П., Янковский Р.Г. Два уровня сознания и политические убеждения. Новосибирск.: «Наука». Сибирское отделение, 1974.

156. Общественная природа сознания / А.А. Большухин и Ю.Ф. Булаев. — Горький.: Волго-вятское книжное издательство, 1977. 191 с.

157. Общественное мнение и пропаганда/ А.К. Уледов, B.JI. Артемов, А.В. Варламов и др. М.: «Мысль», 1980. - 270 с.

158. Общественное сознание в условиях совершенствования социализма / Е.М. Акишин, М.С. Бойко. Львов.: Высшая школа. Издательство при Львовском университете, 1986. - 247 с.

159. Общественное сознание и его формы / Под. ред. В.И. Толстых. М.: Политиздат, 1986. - 366 с.

160. Общественное сознание и общественная практика / Под. ред. С.С. Гольдентрихта. М.: Издательство МГУ, 1974. - 223 с.

161. Общественное сознание. Некоторые теоретические проблемы: Сб. ст. /Барнаул.: Барнаульский педагогический институт, 1975. 171 с.

162. Общество и сознание. М.: Прогресс, 1984. - 239 с.

163. Ортега-и-Гассет X. «Дегуманизация искусства» и другие работы. М.: Радуга, 1991.-638 с.

164. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. М.: ACT, 2001. - 512 с.

165. Осипов Г.В. Реформирование России: мифы и реальность. М.: «Наука», 1994. - 195 с.

166. Парыгин Б.Д. Общественное настроение. -М.: «Мысль», 1966. 327 с.

167. Плахов В.Д. Социальные нормы: Философские основания общей теории. М.: «Мысль», 1985. - 253 с.

168. Плеханов Г.В. Избранная философия: В 5-ти т. Т. 1. -М.:, 1956. 662

169. Поляков В.В., Сербаринов Е.А. Безопасность человека в экстремальных условиях. М.: Б*И, 1992. - 94 с.

170. Полякова Н. XX век в социологических теориях общества. — М.: Логос, 2004. 384 с.

171. Поппер К.Р. Открытое общество и его враги: В 2-х т. Т. 1. — М.: Междунар. фонд «Культурная инициатива», 1992. 446 с.

172. Поппер К.Р. Открытое общество и его враги: В 2-х т. Т. 2. М.: Междунар. фонд «Культурная инициатива», 1992. - 525 с.

173. Проблемы духовной жизни общества: Сб. ст. / Редколл. С. Н. Титов. -Воронеж.: Издательство Воронежского университета, 1970. 181 с.

174. Проблемы общественного сознания и социологии личности: Сб. ст. / Под ред. Л.Н.Литвинова и Ю.М.Щукина. Тула: Издательство Тульского политехнического института, 1971. — 310 с.

175. Проблемы познания социальных явлений: Сб. ст. / Редкол. Н.А.Горбачев. Саратов, 1973.-61 с.

176. Проблемы социализации личности в период экономической нестабильности. Материалы Международной научно-практической конференции. Березники, 1999. - 398 с.

177. Проблемы социального познания: Вопросы философии / Межвузовский сборник. Кишинев, 1981. - 103 с.

178. Проблемы социально-политической и духовной жизни общества: Сб. ст. / Под ред. Д.Ф. Козлова. М.: Издательство Московского университета, 1972.-91 с.

179. Психология толпы: социальные и политические механизмы воздействия на массы. М.: ЭКСМО С-П, 2003. - 800 с.

180. Райнов Б. Массовая культура. М.: Прогресс, 1979. - 487 с.

181. Ребрин В.А. Природа и специфика общественного сознания. М.: Знание, 1977.-64 с.

182. Резвицкий И.И. Личность. Индивидуальность. Общество. М.: Политиздат, 1984.- 141 с.

183. Рябов В.Ф. Наш духовный мир. Л.: Лениздат, 1987. - 156 с.

184. Самиев А. Генезис и развитие исторического сознания. Душанбе: Дониги, 1988.-120 с.

185. Самосознание и мировоззрение личности. М.: Знание, 1988. - 62 с.

186. Сахель. Уроки одной экологической катастрофы: науч-аналит. обзор / Всесоюз. науч. исслед. ин-т систем исслед. М.: ВИНИТИ, 1992. - 76 с.

187. Семенов В.Л. Закон возрастающей роли народных масс в истории: механизм действия и использования. Пермь: Кн. изд-во, 1990. - 189 с.

188. Сигеле С. Преступная толпа. М.: Институт психологии РАН, КСП, 1998.- 287с.

189. Сознание и социальная среда: Сб. ст. М.: Прогресс, 1979. - 232 с.

190. Сознание, познание и нравственность: Сб. ст. / Редколл. Н.П.Антонов. Иваново, 1973. - 168 с.

191. Соколов Э.В. О некоторых элементах и структуре общественного сознания // Философские науки. 1967. - № 1. - С. 44 - 52.

192. Социальная сущность и творческая активность советского человека: Сб. ст. / сост. О.Н. Крутова. М.: Знание, 1986. - 62 с.

193. Социальные аспекты духовной жизни общества: Сб. ст. / Редколл. И.Г.Никольский. Красноярск.: Красноярский педагогический институт, 1976. -179 с.

194. Социальные нормы: философия основания общей теории. М.: Мысль, 1985.-253 с.

195. Социальный идеал и массовое сознание: историко-культурное исследование / Ред. Л.В.Данилович. М.: ИНИОН, 1992. - 102 с.

196. Социальный идеал и массовое сознание: Историко-культурное исследование: Сб. обзоров / Рос А.И.: Ин-т науч. информации по общ. наука. М.:-М.:Б. И, 1992.- 104 с.

197. Станкевич Л.П. Проблемы целостности личности. М.: Высшая школа, 1987- 132 с.

198. Степанян Э.Х. Классовое и национальное сознание. М.: Знание, 1976.-64 с.

199. Степин B.C. Эпоха перемен и сценарии будущего. М.: ИФРАН, 1996.-176 с.

200. Струве П.Б. Исторический смысл русской революции. // Вехи. Из глубины. -М.:, 1991. С.136- 152.

201. Тард Г. Личность и толпа. СПб.: Издание А.Большакова и Д.Голова, 1903. 178 с.

202. Тард Г. Общественное мнение и толпа. М.:, 2001 - 157с.

203. Творческая активность сознания и общественная практика: Межвуз сб. научных трудов / Под ред. Г.Н.Гумницкого. Иваново.: ИвГУ, 1988. — 146 с.

204. Теоретические и практические проблемы общественного сознания: Сб. ст. / Отв. ред. Н.И.Подгорных. — Томск: Издательство Томского университета, 1980. 145 с.

205. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М.: Прогресс. Культура, 1996. -607 с.

206. Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории. М.: Изд. группа «Прогресс», «Культура»; СПб.: «Ювента», 1995. - 480 с.

207. Толстых В.И. Духовное производство как проблема исторического материализма // Вопросы философии. 1978. - № 2. - С. 42 - 56.

208. Тоффлер Э. Шок будущего. М.: ООО «Издательство ACT», 2002. -557 с.

209. Тощенко Ж.Г., Харченко С.В. Социальное настроение. М.: Мысль, 1991.-287с.

210. Трельч Э. Историзм и его проблемы: логические проблемы философии истории:-М.: Юрист, 1994. 719 с.

211. Уинч П. Идеал социальной науки и ее отношение к философии. М.: Библиотека журналистики «Логос», 1996. — 106 с.

212. Уледов А.К. Духовное обновление общества. М.: Мысль, 1990. - 334

213. Уледов А.К. Перестройка и сознание. М.: Мысль, 1988. - 106 с.

214. Уледов А.К. Структура общественного сознания. М.: Мысль, 1968. -324 с.

215. Факел Прометея: Очерки отечественной общественной мысли. JL: Издательство ЛГУ, 1981. - 160 с.

216. Федоркина А.П. Диалектика общественного, коллективного и индивидуального сознания при социализме. — М.: Высшая школа, 1989. 102 с.

217. Философия сознания в XX веке: проблемы и решения: Межвуз. сб. науч. тр. / Иванов, гос. ун-т. Иваново: Б-И, 1994. - 236 с.

218. Философские исследования. Вопросы общественного сознания. -Таллин: ТПИ, 1973. 124 с.

219. Философские проблемы общественного сознания: Сб. ст. / М-во просвещения РСФСР. Челябинск, гос. пед. ин-т, 1975. - 170 с.

220. Философское сознание: драматизм обновления: Сб.ст. / Сост. Е.Н.Шульга. М.: Политиздат, 1991. - 412 с.

221. Формы общественного сознания / Ред. колл. М.: Гак. — М.: Издательство Московского университета, 1960. 379 с.

222. Французова Н.П. Общественно-историческая сущность и творческая активность сознания. М.: Мысль, 1983. - 79 с.

223. Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого «Я». М.:, 192598с.

224. Фрейд 3. Тотем и табу. М.: Олимп ООО «Издательство ACT-ЛТД», 1998.-448 с.

225. Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя. Л., 1998. - 269с.

226. Фуллье А. Революционный невроз. М.: Институт психологии РАН, изд. «КСП-Плюс», 1998. - 576 с.

227. Фурманов Г.Л. Исторический материализм как общесоциологическая теория. М.: Изд. МГУ, 1979. - 214 с.

228. Хевеши М.А. Толпа, массы, политика: Историко-философский очерк. М.: Российская академия наук, Институт философии, 2001. - 87 с.

229. Хоан Э. Материалистическая диалектика и классовое сознание. М.: Прогресс, 1977.-192 с.

230. Чагин Б.А. Структура и закономерности общественного сознания. — JL: Наука. Ленинградское отделение, 1982. 314 с.

231. Шахзадеян М.А. Обыденное сознание. Ереван.: Наука, 1984. - 237 с.

232. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. — М.: Мысль, 1980. 326 с.

233. Шкуратов В.А. Историческая психология. -М.: Смысл, 1997. 501 с.

234. Шульндин Б. П. Философия и современное общество: О диалогизации философии и современных концепций общественного развития. Н. Новгород: Изд. Нижегородского университета, 1993. - 196 с.

235. Щенников В.П. Общественное самосознание. Саратов.: Издательство Саратовского университета, 1980. - 57 с.

236. Экстремальные состояния организма, скорая и неотложная медицинская помощь: Тезисы научных докладов., 1985.

237. Энгельс Ф. Похороны К. Маркса / Маркс К., Энгельс Ф. Полное собрание сочинения. Т. 19. М.: Государственное издательство политической литературы, 1961. С. 350-354.

238. Ядов В.А. Идеология как форма духовной деятельности общества. -Л.: Издательство Ленинградского университета, 1961. 122 с.

239. Ярышкин В.П. Историческое развитие человека. Саратов.: Изд. Саратовского университета, 1992. - 138 с.

240. Ясперс К. Смысл и назначение истории. -М.: Республика, 1994. — 527 с.

241. Kornhauser W., The Politics of Mass Society, L., 1960.

242. Lederer E., The State of the Masses, N. V., 1940.

243. Sartorti R. Stalinism and Carnival: Organisation and Aestetics of Political Holidays / The Cultur of Stalin Period. L., The Macmillan Press Ltd., 1990. - p 90.

244. W e b e r W. Mass Culture and the Res haping of European Musical Taste, 1770 1870 // International Review of the Aestetics and Sociologi of Music. -1977.- №8.- P.18-23.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.