Справедливость в системе ценностей российской правовой культуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Александров, Юрий Васильевич

  • Александров, Юрий Васильевич
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2003, Великий Новгород
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 131
Александров, Юрий Васильевич. Справедливость в системе ценностей российской правовой культуры: дис. кандидат философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Великий Новгород. 2003. 131 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Александров, Юрий Васильевич

Введение

Глава I. Проблема справедливости: история и современность.

1.1. Понятие справедливости и ее исторические модификации.

1.2. Русский либерализм и теория справедливости

Дж. Ролза.

Глава II. Справедливость как базовая ценность российской правовой культуры.

2.1. Справедливость как аксиологическая категория и социокультурная ценность.

2.2. Справедливость в системе демократических ценностей реформируемой России.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Справедливость в системе ценностей российской правовой культуры»

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена необходимостью разработки теоретико-методологических основ формирования ценностей правовой культуры в условиях демократически реформируемой России. Разочарование и недовольство, вызванные у большинства населения ходом реформ, отсутствие национальной идеи и государственной идеологии в целом, ведут ко все углубляющейся пропасти между властью и народом, что угрожает не только процессу реформирования, но и самой российской государственности, вновь обостряя и выводя на первый план проблему социальной справедливости. Известно, что все социальные конфликты, бунты и революции от Спартака и Кромвеля до Ленина и Пол Пота, все их победы и поражения, в том числе самые кровавые, совершались во имя справедливости. Начиная с древнейшего принципа "талиона", то есть возмездия, равноценного проступку ("око за око"), проблема справедливости затрагивает самый болезненный нерв отношений между людьми с точки зрения соответствия прав и обязанностей, деяния и воздаяния, преступления и наказания, выходя на новый политико-правовой уровень в государственно-организованных обществах. В их осмыслении справедливость не случайно занимает центральное место - от "Государства" Платона и "Русской Правды" Ярослава Мудрого до фундаментальной "Теории справедливости" Дж. Ролза (1971 г.). Особенно обостряется проблема справедливости в революционно-кризисных ситуациях, проявляясь прежде всего в теориях народного самоуправления, например, У. Годвина (1793 г.), П.Ж. Прудона (1848 г.), П.А. Кропоткина (1922 г.).

Естественно, что любой народ хочет жить по справедливости, но, например, в западной культуре жизнь по справедливости означает жизнь по правилам и является по сути понятием юридическим ("юстиция" от лат. justitia - справедливость). Не случайно на Западе до сих пор наблюдается противопоставление свободы и равенства и, соответственно, либерализма и демократии, что и пытается преодолеть Дж. Ролз. В России же - это понятие прежде всего духовно-нравственное и означает жизнь по совести, в том числе и со стороны государства. Поэтому идеи единства свободы и равенства, либерализма и демократии на основе справедливости были изначально присущи идеологии русского либерализма. Однако свойственный отечественной культуре перевес "внутренней справедливости" над "внешней формальностью" (И.В. Киреевский) может стать основой как правового нигилизма, так и правовой культуры, что напрямую зависит от состояния и уровня развития народного правосознания, а не только от государства и его правоохранительных органов.

Справедливость становится ключевой ценностью правовой культуры благодаря своему морально-правовому содержанию и статусу. Поэтому и в западном, и в российском законотворчестве понятие справедливости включается там, где без него не обойтись, где суть и содержание дела не исчерпывается буквой закона. Будучи "прописанной" в сфере права и морали, справедливость тем не менее пронизывает фактически все сферы общественной жизни от экономики до духовной культуры. Отсюда попытки дифференцированного подхода к изучению ее специфики и появление в специальной литературе понятий социальной, экономической, политической, правовой, моральной справедливости. Поэтому необходим целостный анализ справедливости как социокультурной ценности и основы правовой культуры средствами комплексного философско-культурологического исследования.

Степень разработанности проблемы. Проблема справедливости в ее морально-правовом, социально- и общефилософском аспектах широко представлена в классической и современной зарубежной и отечественной философии. К ней в разное время обращались Платон, Аристотель, Д. Локк, Г.В. Лейбниц, К. Гельвеций, Д. Юм, Кант, Гегель, А. Шопенгауэр, И.В. Киреевский, Ф. Ницше, B.C. Соловьев, Н А. Бердяев, Е.Н. Трубецкой, С.Л. Франк, Б.П. Вышеславцев, И.А. Ильин, Ортега-и-Гассет, К.Р. Поппер, Ю. Хабермас, Э. Леви-нас, идеи которых в той или иной степени использованы в диссертационном исследовании.

Естественно, что более широко использовались специальные работы, отечественные и зарубежные, посвященные различным аспектам проблемы справедливости, таких авторов как Т.А. Алексеева, З.А. Бербешкина, А.А. Гусейнов, Е.Л. Дубко, Г.К. Ермолина, Г. Кельзен, П.А. Кропоткин, А.В. Кузьмина, Э. Левинас, Ю. Лившиц, Е.Ю. Пахомов, В.А. Печенев, Дж. Ролз, А. В. Смирнов, Г. Со-отла, М.Т. Степанянц, Т. Фельдеши, О. Хёффе, Ш.А. Шайхова, И.П. Шохов. А также работы по истории и этимологии самого термина "справедливость" (В.В. Кулыгин, А.В. Пресняков, Э Л. Рыма-шевская, Ю.С. Степанов, М.В. Черников, А.Л. Юрганов).

Место, роль и функции справедливости в системе права всегда привлекали пристальное внимание специалистов в области правоведения и философии права: Н.Н. Алексеева, М.А. Арефьева, Р.С. Байниязова, В.А. Бачинина, СИ. Григорьева, Р. Давида, И.С. Ильина, Т.И. Козлову, Т.В. Мельникову, Дж. Н. Мур, B.C. Нерсесянца, П.И. Новгородцева, П.И. Новоселова, И.Д. Осипо-ва, А.В. Полякова, В.П. Сальникова, В.И. Шамшурина.

Проблема справедливости рассматривается в диссертации с точки зрения культурологии и философии культуры, поэтому в ней учтены соответствующие культурфилософские работы В.П. Большакова, П.С. Гуревича, Л.Г. Ионина, М.С. Кагана, X. Ортеги-и-Гассета.

При этом особое внимание обращено на культуру России (П.П. Гайденко, И.А. Ильин, Н.Г. Козин, Ю.С. Степанов, М.В. Черников, A.J1. Юрганов) и прежде всего - правовую культуру (О.Б. Беляков, И В. Ковалева, Е.В. Кучумова, А.В. Поляков, Э.Ю. Соловьев).

Особенностью диссертационного исследования является анализ справедливости как аксиологической категории и социокультурной ценности, что и определяет ее место и роль в сфере правовой культуры. Поэтому использованы специальные работы по философии ценности, аксиологии культуры и аксиологии права Н.Н. Алексеева, Г.П. Выжлецова, В.Г. Графского, Ю.А. Демидова, О.Г. Дроб-ницкого, М.С. Кагана, Н.В. Колотовой, Д.А. Леонтьева, В.Г. Лукьянова, Н.О. Лосского, Н. Неновски, B.C. Нерсесянца, А.В. Полякова, В.П. Тугаринова.

Проблема справедливости играет ключевую роль в идеологии и социокультурных установках отечественных и зарубежных общественных движений либерализма и демократии, в их истории и теории, представленных в трудах таких авторов как А. Валицкий, Т. Джефферсон, И.А. Ильин, Г. Кельзен, В.В. Леонтович, Б.В. Марков, П.И. Новгородцев, И.Д. Осипов, А.А. Попов, В.Ф. Пустарнаков, Дж. Ролз, М.М. Сперанский, Ю. Хабермас, И. Шапиро.

В диссертации используются также работы, посвященные анализу современной социокультурной ситуации в России, включая данные социологических исследований Е.М. Авраамовой, А.А. Ани-скина, А.Н. Аринина, Л.А. Гордона, А.Г. Здравомыслова, Н.Г. Козина, В.Л. Космарского, В.А. Кутырева, Н.И. Лапина, С.Н. Никешина, Н.Е. Тихонова, А.П. Цыганкова.

Однако все вышеуказанные работы касаются лишь определенных аспектов темы диссертационного исследования, целью которого поэтому является целостный философско-культурологический анализ справедливости в сфере правовой культуры на основе аксиологического подхода. Для ее реализации поставлены следующие задачи:

- рассмотреть специфику и исторические модификации понятия справедливости, включая историю проблемы и этимологию самого термина;

- дать сравнительный анализ места и роли справедливости как основополагающей морально-правовой категории в идеологии и социокультурных установках русского и зарубежного либерально-демократического движения в ключевых моментах исторического развития, включая современное состояние проблемы;

- раскрыть содержание и функции справедливости в качестве аксиологической категории и базовой ценности правовой культуры, ее место в иерархии ценностей демократически реформируемой России;

- обосновать ценностный статус права и его посредствующую роль во взаимосвязи морали и политики на основе справедливости как социокультурной ценности, обеспечивающей единство свободы и равенства, либерализма и демократии;

- конкретизировать аксиологический подход к исследованию правовой культуры на основе современной межсубъектной концепции ценности, позволяющей юридической аксиологии преодолеть ограничивающие ее рамки субъектно-объектной трактовки ценности как значимости, и выйти на уровень права и справедливости как регуляторов ценностных межчеловеческих отношений.

Теоретико-методологическая база исследования обеспечивается средствами комплексного философско-культурологического анализа на стыке философии, культурологии и права при ведущей роли аксиологического подхода на основе межсубъектной концепции ценности, включая принципы историзма и компаративизма. Теоретическую основу составляют труды зарубежных и отечественных философов, культурологов и правоведов, специалистов в области философии культуры, ценностей и права.

Основные результаты исследования, определяющие его новизну и выносимые на защиту:

1. Впервые дан целостный философско-культурологический анализ справедливости как аксиологической категории и социокультурной базовой ценности правовой культуры в условиях демократически реформируемой России на основе аксиологического подхода.

2. Конкретизировано положение о том, что юридическая аксиология возникла в связи с противостоянием естественного и позитивного права. Для этого проведено различение "права как ценности" и "ценностей права", через функционирование которых само право становится ценностью культуры и фактором стабильности социального целого.

3. Доказана необходимость применения к анализу справедливости современной межсубъектной концепции ценности, позволяющей юридической аксиологии преодолеть узкие рамки субъектно-объектной трактовки ценности как значимости, поскольку справедливость, как и право в целом, регулирует именно межчеловеческие, межсубъектные отношения индивида, государства и общества на ценностном социокультурном уровне.

4. Обоснован вывод о том, что справедливость как базовая ценность правовой культуры обеспечивает единство свободы и равенства, либерализма и демократии в современном обществе и поэтому может при определенных условиях взять на себя интегрирующую роль общенациональной российской идеи.

5. Уточнено место права как посредствующего звена во взаимосвязях морали и политики, а через них, соответственно, - нравственности и экономики на основе анализа справедливости как социокультурной ценности, пронизывающей все сферы жизни человека и общества от духовно-нравственных глубин до норм публичного права.

6. В результате сравнительного анализа эволюции русской либеральной мысли, основанной на правде-справедливости, и обобщающей либеральной теории справедливости Дж. Ролза показано, что при всем различии их исходных традиций, демократически-правовые тенденции "народоправства" (И.А. Ильин), заложенные в российском менталитете в форме не "власти всех", а "служения всех Правде" (С.Л. Франк), также могут быть ориентированы не на светлое будущее, а на реализацию перехода от равенства возможностей к равенству результатов, от либеральной гипотезы к реальной демократии.

7. Раскрыто содержание общей и частной справедливости как ценности в дистрибутивной и ретрибутивной формах ее функционирования в рамках естественного и позитивного права в качестве критерия и гаранта свободы и достоинства человека.

8. Дан анализ основных модификаций справедливости в различных культурах: славяно-русской ("правда - справедливость"), западноевропейской ("жизнь по правилам") и восточно-мусульманской ("истинность" и "усредненность"), включая этимологию самого термина.

Научно-практическое значение диссертации заключается в том, что ее материалы могут быть использованы для дальнейшей разработки проблемы справедливости, а также категориального аппарата юридической аксиологии и правовой культуры в целом, теории и философии права, философии культуры и культурологии в процессе преподавания соответствующих учебных дисциплин. Философско-теоретические положения и выводы исследования могут применяться в практической юриспруденции при разработке правовых норм и законодательных актов, в пропагандистско-воспитательной работе государственных органов, общественных организаций и политических партий.

Структура диссертации обусловлена решением поставленных в ней цели и задач и состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Александров, Юрий Васильевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование показывает, что проблема справедливости, начиная от древнейших принципов "талиона" и "каждому свое", приобрела особое значение в государственно-организованных обществах, став одной из центральных, связующих категорий права, морали и политики. Ее многочисленные исторические модификации, включая этимологию самого термина, свидетельствуют о сущностных различиях ее содержания и специфики в различных типах культур: славяно-русской ("правда-справедливость"), западноевропейской ("жизнь по правилам") и восточно-мусульманской ("истинность" и "усредненность"). Особенно обостряется проблема справедливости в революционно-кризисные этапы развития любого общества, вызывая к ней естественный теоретический интерес. Сложность изучения справедливости и заключается в том, что понятия единой, а тем более универсальной и абсолютной справедливости нет даже в теории, не говоря уже о конкретно-исторической практике. Естественно, что она рассматривается в рамках различных философских и научных дисциплин, прежде всего в этике, правоведении и политологии, но также в социологии, психологии, политэкономии и в лингвистике. Поэтому в диссертации реализуется давно назревшая необходимость целостного философско-культурологического исследования проблемы справедливости на стыке различных дисциплин, прежде всего философии, культурологии и права.

Подобный анализ может быть осуществлен лишь путем рассмотрения справедливости как ценности в рамках правовой культуры на основе аксиологического подхода. Упоминания о ценностной природе справедливости, а также попытки ее исследования встречаются в философской и юридической литературе от родоначальника отечественной юридической аксиологии Н.Н. Алексеева до

Н. Неновски и B.C. Нерсесянца. В рамках же теории и философии культуры справедливость как ценность исследована впервые. Для этого понадобилось обращение к межсубъектной концепции ценности современного автора Г.П. Выжлецова, в отличие от распространенной сегодня, в том числе и в юридической аксиологии, субъект-но-объектной трактовки ценности как значимости, тогда как и справедливость, и право в целом являются регуляторами именно межчеловеческих, межсубъектных отношений человека, государства и общества.

Применение аксиологического подхода позволяет сделать целый ряд выводов, перспективных для дальнейшего исследования проблемы:

1. Юридическая аксиология или ценностный подход к праву позволяет более четко квалифицировать справедливость как ценность в качестве правовой категории именно в силу ее ценностного, то есть более широкого социокультурного содержания.

2. В рамках аксиологического подхода естественным представляется органическое единство свободы, равенства и справедливости, в том числе и в более широком смысле - либерализма и демократии в современном обществе.

3. Возросшая роль справедливости во всех ее ипостасях интегрируется сегодня в ее статусе исходной базовой ценности правовой культуры.

4. Организуя иерархию реализуемых в обществе ценностей в качестве внутриправовой основы, справедливость предстает как универсальная аксиологическая категория и социокультурная ценность.

5. В справедливо организованном обществе должна осуществляться иерархия не людей в их зависимости от той или иной социальной конъюнктуры и жизненных обстоятельств, а ценностей, реализуемых самими людьми на основе идеи справедливости.

6. Справедливость в качестве основной правовой ценности становится реальным посредником между внешним формально-юридическим порядком и внутренним духовно-нравственным миром людей через организуемую ею иерархию ценностей.

Современное реформирование России вновь производится сверху и на основе привлечения западных идей. Но если в западной политико-правовой культуре до сих пор сохраняется противопоставление свободы и равенства и, соответственно, либерализма и демократии, то в российской либеральной мысли изначально господствовала либерально-демократическая идея их органического единства на основе справедливости, с признанием ведущей роли государства. И только в 1971 г. появился фундаментальный труд Дж. Ролза "Теория справедливости", обосновывающий необходимость подобного единства во имя сохранения стабильности и совершенствования современного западного общества, фактически ставший итогом западной либеральной идеологии. Сравнительный анализ русской либеральной традиции, прерванной ходом истории в начале XX в., и теории Дж. Ролза показывает, что при всем различии ролзовского "вполне упорядоченного общества" и современного состояния России, общие для них идеи защиты естественных прав человека как личности должны и могут быть реализованы в процессе демократического реформирования России. Однако, как показывает анализ, это возможно лишь как продолжение собственных внутренних тенденций культурно-исторического развития российской тысячелетней государственности. При всей неприменимости конкретных ролзовских разработок и рецептов в современной российской действительности, его главная для нас идея реализации социальной справедливости не в светлом будущем, а в современном обществе и самими сегодня живущими людьми, может быть взята на вооружение при переходе от либеральной гипотезы к реальной демократии в ее российском варианте не "власти всех", а "служении всех Правде" (С Л. Франк) и справедливости. Естественно, что все эти положения требуют дальнейшей разработки коллективными усилиями философов, правоведов и культурологов. Одной из первоочередных задач которой должно стать совершенствование российской избирательной системы и приведение ее в соответствие с принципами подлинного "народоправства" (И.А. Ильин) на основе социальной справедливости.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Александров, Юрий Васильевич, 2003 год

1. Алексеев Н.Н. Основы философии права. СПб.,1999,- 256 С.

2. Алексеева Т.А. Справедливость. Морально-политическая философия Джона Роулса. М.,1992. 112 С.

3. Алексеев П.В. Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды. 4-е изд., пер. и доп. М.,2002. 1152 С.

4. Александров Ю.В. Электорально-правовая культура российских граждан//Правовед: Межвузовский научно-методический сборник / Редкол. А.Т. Дугин, Б.Н. Ковалев и др. Великий Новгород, 2001. Вып.З,- С.84-91

5. Арефьев М.А., Козлова Т.Н., Осипов И.Д. Российское самоуправление: история, теория и законотворчество. СПб.,2000. -160 С.

6. Аринин A.M. Государство для человека: новая стратегия развития России/Юбщественные науки и современность. 2000.№6. -С.48-61

7. Авраамова Е.М., Космарский В.Л. Ожидания населения в меняющейся институциональной среде//Общественные науки и современность,- 2001. №3.-С.22-29

8. Аристотель. Никомахова этика. Большая этика. Полити-ка//Сочинения в 4 т. Т.4. М.,1983.-С.53-644

9. Байниязов Р.С. Правосознание и российский правовой мен-талитет//Правоведение. 2000. №2, - С. 31-40

10. Байниязов Р.С. Философия правосознания: постановка проблемы//Правоведение. 2001. №5.-С.12-23

11. Бачинин В.А., Сальников В.П. Философия права. Краткий словарь. СПб., 2000. 400 С.

12. Бербешкина З.А. Справедливость как социально-философская категория. М.,1983. 203 С.

13. Бердяев Н.А. Русская идея//0 России и русской философской культуре. М.,1990.-С.43-271

14. Блуштвейн Ю.Д. Уголовное право и социальная справедливость. Минск, 1987. 61 С.

15. Большаков В.П. Культура как форма человечности. Великий Новгород, 2000. 92 С.

16. Большаков В.П. Ценности культуры и время (некоторые проблемы современной теории культуры). Великий Новгород, 2002. 112 С.

17. Большаков В.П., Володина Т.В., Выжлецова Н Е. Своеобразие русской культуры в ее историческом развитии/Под ред. В.П. Большакова. Великий Новгород, 2002. 192 С.

18. Бура Н.А. Функции общественного правосознания. Киев, 1986. 85 С.

19. Валицкий А. Нравственность и право в теориях русских либералов конца XIX начала XX веков// Вопросы философии.-1991. №8.-С.25-40

20. Верховенство права: Сборник/Ред. А. Куликов. Пер. с англ. М., 1992. 216 С.

21. Вехи. Из глубины. Сборник статей о русской револю-ции/Сост. и подг. текста А.А. Яковлева. М.,1991. 607 С.

22. Вехи. Интеллигенция в России. Сборники статей 1909-1910/Сост. Н. Казакова. М., 1991. 462 С.

23. Власть: Очерки современной политической философии Запада/Ред.-сост. В.А. Подорога. М.,1989. 328 С.

24. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб., 1996. 152 С.

25. Выжлецов Г.П. Аксиология: становление и основные этапы развития//Социально-политический журнал. -1995. №6.-С.61-73; 1996. №1. С.86-100

26. Выжлецов Т.П. Русская Философия ценностей и западная аксиология//Вече. Альманах, русской философии и культуры/Ред. А.Ф. Замалеев. СПб.,1996. Вып.5 С.53-74

27. Вышеславцев Б.П. Вечное в русской философии/Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. М.,1994. -С.154-324

28. Гайденко П.П. Под знаком меры (либеральный консерватизм П.Б. Струве)//Вопросы философии.- 1992. №12.-С.54-64

29. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М.,1990. 524 С.

30. Гельвеций К.А. Об уме//Сочинения в 2 т. т. I. М.,1974. -С.143-603

31. Гельвеций К.А. О человеке//Сочинения в 2 т. Т.2. М., 1974. -С.7-567

32. Гоголь Н.В. О сословиях в государстве//Гоголь Н.В. Духовная проза. М., 1992. 560 С.

33. Графский В.Г. Традиции и обновление в праве: ценностное измерение перемен//Проблемы ценностного подхода в праве: традиции и обновление/Отв. ред. B.C. Нерсесянц. М., 1996.-89 С.

34. Гринберг Л.Г., Новиков А.И. Критика современных буржуазных концепций справедливости. Л.,1977. 171 С.

35. Гуревич П.С. Философия культуры. 2-е изд. М.,1995. 2881. С.

36. Гусейнов А.А. Справедливость//Новая философская энциклопедия: В 4 т. Т.З. М.,2000. С.622-623

37. Давид Р. Основные правовые системы современности.1. М.,1988. 154 С.

38. Демидов А.И. Учение о политике: философские основания. М.,2001. 288 С.

39. Демидов Ю.А. Социальная ценность и оценка в уголовном праве. М.,1975. 184 С.

40. Джефферсон Т. о демократии/Сост. Сол. К. Падовер. СПб., 1992 С.164-194

41. Динамика ценностей реформируемой России/Отв. ред. Н.И. Лапин, Л .А. Беляева. М.,1996. 224 С.

42. Дробницкий О.Г. Некоторые аспекты проблемы ценно-стей//Проблемы ценности в философии/Под ред. А.Г. Харчева и др. М.;Л.,1966. С.25-40

43. Дубко Е.Л. Социальная справедливость//Этическая мысль: научно-публицистические чтения. М.,1988. С.61-77

44. Ермолина Г. К. Идеал справедливости и действительность. Ярославль, 1991. 153 С.

45. Здравомыслов А.Г. Власть и общество в России: кризис 90-х годов//Общественные науки и современность. 2000. №6. - С. 25-34

46. Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948-1954 гг.: В 2 т. М. ,1992. т. I 344 С., Т. 2. - 272 С.

47. Ильин И. А. Путь духовного обновления//Ильин И. А. Путь к очевидности. М., 1993. С. 134-288

48. Ильин И.С. Истоки русского правового скептицизма (нравственно-правовые идеи ранних славянофилов). Канд. дисс. Новгород, 1998. 138 С.

49. Интеллигенция. Власть. Народ: Антология/Ред. сост. Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская. М. ,1993. - 336 С.

50. Ионин Л. Г. Социология культуры. М.,1996. 280 С.

51. История политических и правовых учений/Под ред.

52. B.C. Нерсесянца. 2-е изд., пер. и доп. М. ,1988. 816 С.

53. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996. 416 С.

54. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб., 1997. -205 С.

55. Кант И. Критика практического разума. СПб., 1995 С.121258

56. Киреевский И. В. О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России//Киреевский И. В. Критика и эстетика. 2-е изд. М.,1998. С. 254-266

57. Кистяковский Б.А. В защиту права (Интеллигенция и правосознание) /(Интеллигенция. Власть. Народ: Антология) Ред. сост. Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская. М.,1993. - С.141-163

58. Ковалева И.В. Собственность как ценность правовой куль-туры//Россия: вчера, сегодня, завтра. Материалы Международной научной межвузовской заочной конференции/Науч. ред. Н.С. Крапивина. М. -СПб.,1998-1999. С. 193-202

59. Козин Н.Г. Бегство от России. К логике исторических потрясений России в XX веке. Саратов, 1996. 168 С.

60. Козловский В В., Уткин А.И., Федотова В.Г. Модернизация: от равенства к свободе. СПб.,1995. 280 С.

61. Колотова Н.В. Мораль и право: анализ традиции исследования ценностных аспектов проблемы//Проблемы ценностного подхода в праве: традиции и обновление/Отв. ред. B.C. Нерсесянц. М., 1996. С.20-27

62. Конституция Российской Федерации. М.,1993. 64 С.

63. Кропоткин П.А. Справедливость и нравственность//Этика: Избранные труды. М.,1991. С.260-279

64. Кузьмина А.В. Идея справедливости в либеральной традиции. М.,1998. 127 С.

65. Кулыгин В В. От Пути Права к Русской Правде: этапыправогенеза восточнославянского этноса//Правоведение. -1997. №4. С.11-17

66. Культурология как она есть и как ей быть. Международные чтения по теории, истории и философии культуры. Вып.5 (Ред. вып. Малинов А. СПб.,1998. 405 С.

67. Кутырев В.А. Духовность, экономизм и "после": драма взаимодействия//Вопросы философии,- 2001. №8. С.56-65

68. Лейбниц Г.В. Опыты теодицеии о благости Божией, свободе человека и начале зла//Лейбниц Г.В. Сочинения в 4 т. Т.4. М.,1989. -С.49-497

69. Леонтович В.В. История либерализма в России. 1762-1914, М.,1995. 549 С.

70. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции//Вопросы философии,- 1996. №4. -С.15-26

71. Лившиц Ю., Соотла Г. Парадоксы справедливости. Таллинн, 1989. 174 С.

72. Локк Д. Опыт о человеческом разумении//Сочинения в 3 т. Тт.1-2. М.,1985. 621 С.; - 560 С.

73. Лосский И.О. Ценность и бытие//Лосский Н О. Бог и мировое зло. М.,1994. -(432) С. 250-314

74. Марков Б.В. В поисках другого//Хабермас Ю. Вовлечение другого. Очерки политической теории. СПб.,2001. С.5-44

75. Мельникова Т.В. Основные типы общества и правосознания. Красноярск, 2001. 103 С.

76. Моральные ценности и личность/Под ред. А.И. Титаренко, Б.О. Николаичева. М.,1994. 176 С.

77. Мур Дж.Н. Верховенство права: обзор//Верховенство права: Сборник/Ред. А. Куликов. Пер. с англ. М.,1992. С.10-52

78. Неновски Н. Право и ценности. М.,1987. 248 С.

79. Нерсесянц B.C. Философия права. М.,2001. 256 С.

80. Нерсесянц B.C. Ценность права как триединство свободы, равенства и справедливости//Проблемы ценностного подхода в праве: традиции и обновление/Отв. ред. B.C. Нерсесянц. М.,1996. -89 С.

81. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое//Ницше Ф. Сочинения в 2 т.Т.1. М., 1990. С.231-490

82. Новгородцев П.И. Демократия на распутьи//Новгородцев П И. Об общественном идеале. М.,1991. С.540-558

83. Новгородцев П.И. Идея права в философии Вл.С. Соловье-ва//Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М.,1991. С.525-539

84. Осипов И.Д. Философия русского либерализма (Х1Х-начало XX века). СПб., 1996. 192 С.

85. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс//Ортега-и-Гассет X. "Дегуманизация искусства" и другие работы. Эссе о литературе и искусстве. Сборник. Пер. с исп. М.,1991. -С.40-228

86. Печенев В.А. Истина и справедливость (Размышления о нравственно-философских аспектах проблемы). М.,1989. 254 С.

87. Платон. Государство//Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т.З. М.,1994. С.79-420

88. Политико-правовые ценности: история и современность/Отв. ред. B.C. Нерсесянц. М.,2001. 256 С.

89. Поляков А.В. Общая теория права. Курс лекций. СПб., 2001. 642 С.

90. Попов А.А. А.И. Кошелев: у истоков либерализма в Рос-сии//Социально-политический журнал.- 1994. №1-2. С.143-156

91. Поппер К.Р. Тоталитаристская справедливость//Поппер К.Р. Открытое общество и его враги. Т.1.: Чары Платона. М., 1992. -С.123-159

92. Право. Свобода. Демократия/Материалы "Круглого сто-ла"//Вопросы философии,- 1990. №6. С.3-31

93. Право. Ускорение. Справедливость: Сборник статей/Отв. ред. В.И. Новоселов. Саратов, 1989. 157 С.

94. Проблема ценности в философии/Под ред. А.Г. Харчева и др. М.;Л.,1966. 261 С.

95. Пронин А.А. Культура как основа порядка в современной России и мире//История российской духовности: Материалы 22-й

96. Всероссийской заочной научной конференции/Науч. ред. С Н. Пол-торак. СПб.,2001 .-С.288-294

97. Проблемы ценностного подхода в праве: традиции и об-новление/Отв. ред. B.C. Нерсесянц. М.,1996. 89 С.

98. Пресняков А.Е. Княжое право в Древней Руси: Лекции по русской истории. Киевская Русь. М.,1993. 440 С.

99. Проблемы социальной справедливости в отраслевых юридических науках/Отв. ред. В.И. Новоселов. Саратов,1988. -136 С.

100. Правовая культура избирателей и организаторов выборов и референдумов. Документы и материалы 1994-2001 гг./Отв. за выпуск О.Б. Беляков. М., 2001. 367 С.

101. Пустарнаков В.Ф. Либерализм в России. Казань,2002. 1961. С.

102. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т. Т.2. Средневековье. СПб.,1994. 368 С.

103. Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995. -536 С.

104. Россия: вчера, сегодня, завтра. Материалы Международной научной межвузовской заочной конференции/Науч. ред. Н С. Крапивина. М.-СПб.,1998-1999. Вып.1-2. -271 С.

105. Русская философия. Новые исследования и материалы (Проблемы методологии и методики)/Под ред. А.Ф. Замалеева. СПб., 2001. -398 С.

106. Рымашевская Э.Л. Немецко-русский и русско-немецкий словарь. М.,1999. -936 С.

107. Сифурова Л.А., Пахомов Е.Ю. Справедливость в международном праве. М.,2000. 91 С.

108. Слинин Я.А. Этика Иммануила Канта//Кант И. Критика практического разума. СПб.,1995. С.5-52

109. Смирнов А.В. Справедливость (опыт контрастногопонимания)//Средневековая арабская философия: проблемы и решения. М.,1998. -С.250-295

110. Соловьев B.C. Оправдание добра: Нравственная филосо-фия//Соловьев B.C. Сочинения: В 2 т. Т.1. М.,1988. С.47-580

111. Соловьев Э.Ю. И. Кант: взаимодополнительность морали и права. М.,1992. 216 С.

112. Социальная справедливость: пути реализации/Отв. ред. Х.А. Шайхова. Ташкент, 1990. 137 С.

113. Социальное положение и уровень жизни населения России: Статистический сборник/Госкомстат России. М.,2000. 227С.

114. Сперанский М.М. Руководство к познанию законов/Юсипов И.Д. Философия русского либерализма (XIX -начало XX века). Приложение. СПб.,1996. С.157-190

115. Справедливость//Большой энциклопедический словарь. М,-СПб.,1997. 1139 С.

116. Справедливость//Краткая философская энциклопедия. М.,1994. С.435

117. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М., 1997. 824 С.

118. Степанянц М.Т. Справедливость и демократия в контексте диалога культур//Вопросы философии. -1996.№3. С.143-1 50

119. Стратегии формирования гражданского общества в России. Материалы Второго российского научно-общественного форума "Гражданское общество в России как демократический проект" (2123 февраля 2002 г.)/Под ред. В.Г. Марахова. СПб.,2002,- 303 С.

120. Тихонова Н.Е. Личность, общность, власть в российской социокультурной модели/Юбщественные науки и современность. -2001. С.30-40

121. Трубецкой Е.Н. Всеобщее, прямое, тайное и рав-ное//Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М.,1994. С.299-303

122. Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. Л., 1968. -124 С.

123. Фельдеши Т. Справедливость и равенство//Моральные ценности и личность/Под ред. А.И. Титаренко, Б.О. Николаичева. М., 1994. С.76-83

124. Философия и ценностные формы сознания/Отв. ред. Б.Т. Григорьян. М.,1978. 348 С.

125. Философия, справедливость и любовь/Беседа с Э. Левина-сом//Философские науки. 1991. №6. - С.128-131

126. Франк С.Л. Духовные основы общества. М.,1992,- 511 С.

127. Франк С.Л. De prfundis//BexH. Из глубины. Сборник статей о русской революции/Сост. и подготовка текста А.А. Яковлева. М.,1991. С.478-499

128. Франк С.Л. Этика нигилизма//Вехи. Из глубины. Сборник статей о русской революции/Сост. и подготовка текста А.А. Яковлева. М.,1991. С.167-199

129. Хабермас Ю. Вовлечение другого. Очерки политической теории. СПб., 2001. 417 С.

130. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. Московские лекции и интервью/Отв. ред. Н.В. Мотрошилова. М., 1995. -247 С.

131. Хёффе О. Политика, право, справедливость. Основоположения критической философии права и государства. М.,1984. 328 С.

132. Цыганков А.П. Между либеральной демократией и сползанием в авторитаризм: предварительные итоги политического развития России 1991-1996 гг.//Социально-политический журнал. -1997. № 1. С.15-37

133. Черников М.В. Философия правды в русской культуре. Воронеж, 2002. 202 С.

134. Черников М.В. Царство и имперство как философемы русского общественного сознания//Русская философия. Новые исследования и материалы (Проблемы методологии и методики)/Под ред. А.Ф. Замалеева. СПб.,2001. С.222-225

135. Шамшурин В.И. Человек и государство в русской философии естественного права//Вопросы философии. 1990.№6. - С. 132140

136. Шапиро И. Введение в типологию либерализма//Полис. -1994. №3. С.8-11

137. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. М., 1992. -395 С.

138. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М., 1992. -448 С.

139. Шохов И.П. Правда о справедливости. М.,1995. -131 С.

140. Юм Д. О справедливости и несправедливости//Юм Д. О человеческой природе. СПб., 2001. С.253-287

141. Юрганов A.JI. Категории русской средневековой культуры. М., 1998. 448 С.

142. Hoffe О. Politische Gerechtigkeit. Grundlegung einer kri-tischen Philosophie von Recht und Staat/ Frankfurt am Main. Sukrkamp, 1987,-319 S.

143. Kelsen H. Allgemeine Staatslehre. Berlin, 1925. 450 S.

144. Rawls J. A Kantian conception of equality // Cambridge Review. 1975. February. - P. 94-95

145. Rawls J. A Theory of justice. The belknap press of Harvard University Press Cambridge, Massachusetts, 1971. 607 P.

146. The Concise Oxford Russian Dictionary / Ed. by C. Howlett. Oxford, 1997. 1007 P.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.