Становление юношеской культуры в сфере семейно-бытовых отношений тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Конокотин, Александр Александрович

  • Конокотин, Александр Александрович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2001, Орел
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 178
Конокотин, Александр Александрович. Становление юношеской культуры в сфере семейно-бытовых отношений: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Орел. 2001. 178 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Конокотин, Александр Александрович

Введение.

Глава 1. Культура семейно-бытовых отношений как социально-педагогическая проблема.

1.1. Ценности семьи и семейно-бытовых отношений в философском, этическом, социологическом и культурологическом научном знании.

1.2. Проблема культуры семейно-бытовых отношений в психолого-педагогических исследованиях.

Выводы по первой главе.

Глава 2. Социально-педагогические основы становления культуры личности в сфере семейно-бытовых отношений в условиях гуманитарного образования в высшей школе.

2.1. Ценностно-смысловые представления о семье и факторы, их обусловливающие (по данным диагностического опроса студентов и курсантов различных вузов).

2.2. Целевая социально-педагогическая программа гуманитарно-образовательной поддержки культуры в сфере семейно-бытовых отношений у курсантов военно-технического вуза.

2.3. Развитие представлений курсантов о культуре семейно-бытовых отношений в условиях социально ориентирующей деятельности, этического просвещения и помощи в разрешении жизненных проблем.

Выводы по второй главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Становление юношеской культуры в сфере семейно-бытовых отношений»

Актуальность исследования. В условиях сложного протекания социально-экономических преобразований в российском обществе существенно меняются демографическая ситуация, человеческие ценности и духовные идеалы, представления о семье и поведении в ней, растёт число разводов и семей риска. В силу этого обостряется социально-педагогическая проблема помощи личности в вопросах создания семьи и развития культуры семейно-бытовых отношений, прежде всего, в юношеском возрасте, поскольку институт семьи относится к разряду тех социальных явлений, культурное значение которых уникально как для отдельного человека, так и для всего общества.

Исходя из этого, видно, что в семье и семейно-бытовых отношениях, содержащих в себе множество ценностей, вбирающих опыт прошлых и современных поколений и реализующих жизненно значимые потребности людей во взаимопонимании и доверии друг к другу, человек может и должен уметь обрести своё душевное равновесие и психологическую устойчивость. Известные социологи и педагоги подчеркивают, что семейно-бытовым отношениям и возможностям семьи в сфере социализации и воспитания личности объективно не существует сколько-нибудь серьезной альтернативы (Азаров Ю.П., Гуров В.Н., Маслова Н.Ф., Мудрик А.В., Харчев А.Г. и др.), поскольку в социальном развитии человека нравственность или безнравственность, доброта к людям или жесткость в отношениях почти полностью не заданы генетикой, но перекрываются культурными результатами воспитания в семье и, далее - в системе образования.

Для социальной практики, таким образом, объективно важно, что семья является естественным институтом социализации, где теплый дом и гармоничный союз супругов помогают ему, поскольку при этом складывается особая система нравственных отношений, которые объединяют социальные потребности и ценности не только супругов, но и их детей. Однако, успешное становление ценностей семьи и культуры в сфере семейно-бытовых отношений невозможно без специальной подготовки человека по данным вопросам.

Следовательно, в социально-педагогическом плане важно выявить как звенья цепи в создании благополучных семейно-супружеских отношений, так и проследить пути ценностного развития социально-психологических установок на формирование у юношей и девушек качеств супруга и семьянина, в том числе, и в условиях системы общекультурного гуманитарного образования. Ведь на практике, задолго до официального акта заключения брака, у будущих супругов начинает вырабатываться готовность к семейной жизни, общность в мыслях и чувствах, понятиях и настроениях. Исходным моментом юношеской готовности к семейным отношениям и созданию семьи является сознательное понимание девушками и юношами социальной значимости своих действий, ответственности за семью и детей, добровольное принятие неизбежных в семейной жизни хлопот и ограничений личной свободы.

Между тем, понимание семейных проблем далеко не всегда свойственно современным юношам и девушкам. В силу этого сплошь и рядом переход от неформальных и исключительно эмоциональных взаимоотношений в период предбрачного ухаживания к формализованным, достаточно регламентированным и, главное, обязательным отношениям супругов как семейных партнёров на практике часто связан со значительными психологическими трудностями. Кроме того, у большей части молодежи представления о семейной жизни складываются под воздействием средств массовой культуры (литературы, кинематографа, internet, радио, телевидения), содержательная сторона которых в последние годы претерпела значительные перемены. Исходя из этого, видно, что для практики гуманитарного образования и воспитания юношества, особенно в системе высшей школы, в общепедагогическом плане важно уяснить исходные начала становления культуры отношений личности к семье. Необходим и социально-педагогический анализ изменения представлений молодых людей о сфере семейно-бытовых отношений.

В социальном плане проблема юношеской культуры семьи приобретает в современном российском обществе особую актуальность, поскольку, по статистическим данным, соотношение между браками и разводами за последние годы в России составило 3:2, то-есть на каждые три брака приходится два развода. Причём, из общего числа распадающихся браков 41 процент разводов приходится на юношеские семьи, просуществовавшие менее 5 лет и создававшиеся в возрасте от 18 до 24 лет. Вместе с тем, с увеличением разводов отмечается и сокращение брачности (с 8,9 процентов в 1990 году до 6,3-в 1997). По данным нашего экспресс опроса студентов и курсантов вузов, 72,5 процента из них отмечают, что для создания благополучной семьи нужны прежде всего «деньги и работа». Однако, среди проблем семьи их заботят не только материальные, но и отсутствие взаимопонимания супругов (у 62 %) и гармонии в супружестве (у 57,2 %). Причем, как разрешать эти проблемы на практике, они не всегда представляют достаточно отчетливо и полно.

Таким образом, видно, что налицо серьёзный культурный кризис молодой семьи, связанный с социально-экономической, демографической, социально-психологической нестабильностью, противоречивостью ценностей общества и духовных ориентиров личности. Ситуация кризиса семьи чревата и своими демографическими и медико-социальными последствиями, поскольку на общем фоне снижения рождаемости может произойти депопуляция нации.

Известно, что для семьи социально необходимо наличие определенного количества жизненно важных функций, исключение которых обесценивает смысл существования семьи. Объективно существуют функции, которые в той или иной форме сохраняются (реально или в потенции) в течение всего жизненного цикла существования полноценной семьи и которые важно осмыслить мировоззренчески уже в юности.

В частности, среди важнейших специалисты выделяют такие функции, как воспитательная (культура воспитания), хозяйственно-бытовых отношений (культура быта), эмоционального, интеллектуального, речевого взаимодействия (культура общения с партнером), психологической разрядки (культура отдыха), сексуально-эротическая функция (культура сексуальных отношений) и др. Поскольку они составляют особую социально-психологическую систему, где реализация ее элементов тесно взаимосвязана с личностным осмыслением качественных параметров каждого из них, то общая социально-педагогическая проблема в системе гуманитарного образования юношей и девушек состоит в том, чтобы на практике сформировать такую личностную культуру семейно-бытовых отношений, которая включает в себя как развитие в сознании личности ценностей и жизненного смысла семьи, так и личных представлений об адекватном поведении при вступлении в брак и практических путях успешного функционирования семейных отношений.

Между тем, существующая система высшего образования не всегда помогает личности устранить жизненно важные пробелы и противоречия юношеского фамилистского (семьеведческого) самообразования. В частности, как у студентов гражданских вузов, так и у курсантов военного вуза, в их представлениях о культуре семейно-бытовых отношений налицо противоречивые ценности и не всегда адекватное видение семьи. В практике вузовского образования проблемы семьи и культуры семейно-бытовых отношений крайне редко затрагиваются в ходе плановых учебных занятий. Например, в военно-техническом вузе на них отводится по разным программам лишь от 2,5-3 до 5-6 часов учебного времени в рамках изучения культурологиии, социологии, психологии и педагогики вместе взятых. При этом закладывается лишь описательное знание функций семьи, тогда как юношей и девушек интересуют способы грамотного решения практических проблем семьи с позиций адекватного построения культуры семейно-бытовых отношений.

Исходя из обнаруженных социально-образовательных и личностно-психологических противоречий, проблема специального педагогического исследования состоит в том, чтобы определить, при каких условиях организации гуманитарного образования в военно-техническом вузе знания курсанта о семье становятся социально значимыми и существенными для развития его личной культуры семейно-бытовых отношений и при отборе какого содержания социокультурного знания могут сложиться такие ценностные ориентации, связанные с будущей семьёй, которые помогут личности эту семью и спланировать, и построить, и сохранить как социально-нравственный институт. С учетом обозначенного, тема нашего исследования -"Становление юношеской культуры в сфере семейно-бытовых отношений", цель которого состоит в том, чтобы выявить те психолого-педагогические условия, содержание, формы и методы внутривузовской социально ориентирующей деятельности, которые обеспечивают в юности успешное становление культуры личности в сфере семейно-бытовых отношений.

Объект исследования - система представлений о семье и культуре семейно-бытовых отношений.

Предмет исследования - содержание и условия успешного воспитания и самовоспитания в юношеском возрасте культуры личности в сфере семейно-бытовых отношений.

Рабочая гипотеза исследования: В период обучения в высшей школе юношеская культура личности в сфере семейно-бытовых отношений успешно складывается при условиях, если, во-первых, в прошлом, в родительской семье у личности накоплен собственный опыт позитивных отношений сотрудничества и взаимопонимания и, во-вторых, в социальной микросреде юношеского взаимодействия при разрешении проблем в коллективе выстраиваются партнерские отношения взаимопонимания и взаимоподдержки и существует целевая социально-педагогическая программа гуманитарно-этического развития смысловых представлений личности о семье и её функциях, для чего оказывается индивидуально-дифференцированная педагогическая помощь при возникновении жизненных конфликтов социально-этического и бытового плана.

Задачи исследования:

1. Провести анализ теоретического состояния проблемы семьи и брака в философско-этической, социологической и психолого-педагогической литературе и выявить сущностные характеристики проявления юношеской культуры в сфере семейно-бытовых отношений.

2. Проанализировать юношеские представления о семье и браке, сложившиеся у обучающихся в высших учебных заведениях, и на диагностической основе наметить целевую комплексную программу преобразования индивидуальных представлений о семье и браке в культуру личности в сфере семейно-бытовых отношений.

3. Реализовать социально-педагогическую программу поддержки саморазвития культуры семейно-бытовых отношений в процессе овладения курсантов военного вуза соответствующим гуманитарным знанием и разработать в помощь обучающимся в вузе рекомендации по развитию адекватных ожиданий и представлений о семье и браке.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

- общефилософские положения о природе и сущности человеческой деятельности в становлении отношений личности к окружающему миру;

- историко-культурный анализ, позволяющий проследить тенденции развития семьи и семейных отношений в культуре общества;

- концепции ценностно-ориентированной гуманистической педагогики, обеспечивающие в условиях высшей школы аксиологический анализ юношеской культуры в сфере семейно-бытовых отношений, в ценностном её определении как единства витальных, экзистенциальных и познавательно-гностических ценностных ориентаций личности.

В психолого-педагогическом плане исследование опирается на положения психологической теории развития личности в деятельности и общении и социально-педагогические концепции субъектно-творческого саморазвития личности в юношеском возрасте.

Методы исследования:

- теоретические методы аналитического исследования (историографический, сравнительно-культурный и сравнительный психолого-педагогический анализ);

- эмпирические методы (педагогическое наблюдение, изучение жизненного опыта конкретных личностей, педагогическое моделирование и опытная работа по развитию юношеской культуры в сфере семейно-бытовых отношений, диагностические методики, устный и письменный опрос, последующая математическая обработка эмпирических материалов исследования).

Эмпирической базой исследования явились: на констатирующем его этапе

- 615 человек, в том числе - 310 курсантов военного и 305 студентов гражданских вузов; в трехлетней опытно-экспериментальной работе участвовали юноши-курсанты старших курсов военного вуза.

Исследование проводилось в три этапа:

Первый этап - ориентировочно-аналитический (1995-1997 гг.) - посвящен анализу философской, социологической, психолого-педагогической литературы, сбору и обработке эмпирических данных об уровне сформированности юношеских представлений и ожиданий в области семейной жизни.

Второй этап - теоретико-моделирующий (1997-2000 гг.) - отражает разработку педагогической модели культуры семейно-бытовых отношений и целевой комплексной программы её развития у юношей, обучающихся в условиях высшей военной школы.

Третий этап - опытно-обобщающий (2000-2001 гг.) - связан с апробацией социально-педагогической программы в процессе опытной работы фамилистского объединения курсантов и с обобщением результатов исследования в тексте диссертации.

Достоверность полученных выводов и результатов обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических позиций; применением методов, адекватных проблеме, объекту, предмету, задачам исследования; подтверждена результатами опытной работы, свидетельствующими о позитивных изменениях в культуре личности в сфере семейно-бытовых отношений.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

- уточнены понятие культуры в сфере семейно-бытовых отношений, её содержание, структурно-компонентный состав, критерии и показатели;

- разработана педагогическая модель целевой социально-психологической поддержки личностной сферы развития культуры семейно-бытовых отношений;

- теоретически обоснована и эмпирически подтверждена в опытно-экспериментальной работе с курсантами военного вуза необходимость и достаточность системно-критериального подхода в целевой социально-педагогической организации индивидуально-дифференцированной поддержки процесса становления юношеской культуры семейно-бытовых отношений посредством комплексной социально ориентированной деятельности, этического просвещения и разрешения в учебном коллективе социально-коммуникативных проблем и жизненных конфликтов личности.

Практическая значимость исследования:

- разработана многомерная методика выявления юношеской культуры в сфере семейно-бытовых отношений;

- создан в помощь обучающимся в вузе пакет диагностических, рефлексивных и формирующих социально-педагогических методик, направленных на оказание социально-психологической помощи в развитии самосознания личности, её взаимоподцерживающих и понимающих отношений в ближайшей социально- коммуникативной среде; разработана личностно ориентированная социально-педагогическая программа, обеспечивающая позитивную динамику индивидуальной культуры в сфере семейно-бытовых отношений у курсантов военного учебного заведения, проверенная в условиях элективного курса занятий. Диагностические материалы и методические рекомендации могут быть использованы в культурно-воспитательных целях в вузовской системе гуманитарного образования. Положения, выносимые на защиту:

Отсутствие в современном обществе целенаправленной социально-педагогической поддержки культуры семейно-бытовых отношений в системе гуманитарного образования молодежи ведет к созданию бесперспективных молодых семей, не только не способных ответственно реализовать свои социально-психологические и воспитательные функции, но и заранее нацеленных на развод и «пробный» брак. Подобная ситуация, усугубленная информационно-ценностным вакуумом по вопросам семьи, чревата разрушением в российской культуре традиционно сопереживающего и соучаствующего самосознания. Это требует создания системы личностно ориентированной образовательно-гуманитарной работы, обеспечивающей позитивное развитие культуры ответственных семейно-бытовых отношений личности, особенно в юношеском возрасте в целом и у юношей в частности.

Культура семейно-бытовых отношений в обществе - это такой компонент общей культуры человека данного социума, в котором отражен накопленный предыдущими поколениями и непрерывно обогащающийся опыт людей, связанных узами семейных отношений. В юношеском возрасте она определяет ценностный настрой на семью, включающий определённые мотивы взаимодействия личности с партнёром, направленные на создание и построение существенно новых отношений в собственном семейном коллективе, в котором согласованно поддерживаются принципы взаимотерпимого и комфортного существования всех её членов.

Культура отдельной личности в сфере семейно-бытовых отношений представляет собой индивидуальное и социальное качество ее ориентаций, которое отражает позитивный характер личного самосознания и личных отношений конкретного человека и проявляется в его активном соучастии в духовно-практической деятельности по познанию и позитивному преобразованию собственных ценностных позиций и поведения относительно семьи и домашнего очага.

Процесс становления юношеской культуры в сфере семейно-бытовых отношений предполагает не только когнитивное (понимающее) восприятие самой личностью знаний об этических нормах семейно-бытовых отношений, передаваемых родительской семьей и другим социальным окружением, но и их индивидуальное мировоззренческое осмысление с позиций гармонизации своих личных смыслов семьи, необходимой коррекции социально-коммуникативных ожиданий в сфере семейной жизни и с позиций личного овладения способами построения взаимоответственных отношений в семье.

В организационно-педагогическом плане социально ориентирующая модель гуманитарно-образовательной системы, создающей целесообразные условия для развития в юношеском возрасте индивидуальной культуры семейно-бытовых отношений, должна включать в себя реальные возможности для личностного проявления нормативно-нравственных знаний и диалоговых способов взаимодействия с людьми, освоенных в процессе целенаправленного этического просвещения, социально ориентированной деятельности и творческого общения в микрогруппах, что и является в период обучения в высшей школе важным условием успешного становления духовно-ценностной культуры личности в сфере семейно-бытовых отношений.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на протяжении всего периода исследования личным участием автора в проектировании и реализации опытно-экспериментальной работы в вузе; путём публикаций и участия в работе научно-практических конференций (Орел: ВИПС, Академия ФАПСИ, ОГИИК; Липецк: ЛГПИ, ЛГПУ; Брянск: БГУ; Калуга: КГУ).

Структура диссертации включает введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Конокотин, Александр Александрович

Выводы по 2 главе

В ходе анализа наших диагностико-эмпирических данных, полученных на большом массиве опроса студентов и курсантов вузов, установлено, что юношеская индивидуальная культура в сфере семейно-бытовых отношений объективно испытывает явный недостаток в социально-педагогической (гуманитарно-прикладной) разработке содержательного (социально ориентирующего) и психологически-поддерживающего аспектов подготовки личности к семейной жизни с позиции становления у неё ценностных ориентаций и мотивационной системы смыслообразующих принципов построения собственных отношений в семье. На практике отсутствуют системные социально-педагогические разработки по формированию адекватной психологии взаимоотношений юношей и девушек в добрачный период, где с гуманитарно-образовательных позиций рассматривались бы социально-педагогические вопросы, определяющие практику процесса становления культуры семейно-бытовых отношений, в частности, применительно к курсантам военного вуза. А это крайне важно в современных кризисных условиях нестабильного социально-психологического существования как отдельной личности, так и большого количества российских семей.

Анализ результатов диагностики юношеских представлений о семье выявил зависимость характера и степени их сформированности от личностных притязаний и ожиданий в семейной жизни, нравственных установок личности на типичные для неё стили и способы семейно-бытового общения. При этом установлено, что развитие представлений о внутрисемейной совместимости и микроклимате общения в семье являются базовым моментом в процессе формирования готовности к ответственному поведению в сфере семейно-бытовых отношений.

В итоге гуманитарно-образовательной работы мы можем констатировать, что участники нашего фамилистского объединения курсантов по вопросам семейной жизни показали высокий уровень осознанного понимания духовно-нравственных и социальных ценностей, сложившихся в их личной культуре.

В результате нашей работы выделены основные средства и условия формирования у юношей их ценностно-смысловой структуры личности как будущего семьянина с позиции саморазвития личной культуры семейно-бытовых отношений. В своей совокупности они в юношеском возрасте включают в себя определённые гуманитарно-самообразовательные критерии и показатели её проявления: владение курсантов самодиагностикой своих отношений и своего социального интеллекта, готовность к диалоговым взаимодействиям с людьми с позиций Я - концепция человека, ответственного за свои действия и отклонения; способность личности к рациональному и осмысленному построению семейно-бытовых отношений, когнитивный интерес к семейной жизни и др.

Основным условием эффективного становления юношеской культуры семейно-бытовых отношений, адекватной социальным и духовно-нравственным ценностям, является системное педагогическое моделирование (целевое проектирование + последовательная реализация) программы с позиции диагностического учёта действий ее субъектов-участников. Такая комплексная программа создает субъект-субъектную систему, объединяющую деятельность всех её участников в направлении формирования позитивно мотивированной и смыслообразующей системы личностных ценностей, целевых установок и функционально-ролевых ожиданий курсанта относительно собственной семьи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное теоретико-эмпирическое исследование позволяет сделать следующие общие выводы. Анализ социально-философских, социологических и психолого-педагогических исследований показал, что семья как социальный институт выступает одним из важных объектов социального прогнозирования, которое, являясь формой осознания, условием и элементом решения обществом своих проблем, позволяет уяснить внутреннюю логику процесса, идущего от прошлого через настоящее к будущему. Социальные проблемы семьи и культуры личности в сфере семейно-бытовых отношений разрешаются в обществе через социальную и образовательную практику общества, где понятия «семья» и «культура семейно-бытовых отношений» открывают возможности для анализа социальной типичности, культурной интегративности личности в обществе и гуманитарной направленности современной семьи.

Теоретическим путём зафиксировано, что концептуального единства в социальных прогнозах семьи и целостном решении проблем развития личной культуры семейно-бытовых отношений, особенно в юношеском возрасте, практически нет, как нет его и в педагогическом понимании содержательно-ценностных основ формирования культуры личности в сфере семейно-бытовых отношений у юношей и девушек в условиях различных воспитательных систем.

Однако, проведенный анализ социально-философских и социологических исследований показал, что в обществе культура семейно-бытовых отношений выступает как особая социальная система, обладающая всеми качествами социокультурного института.

Культура семейно-бытовых отношений в обществе - это такой компонент общей культуры человека данного социума, в котором отражен накопленный предыдущими поколениями и непрерывно обогащающийся опыт людей, связанных узами семейных отношений. В юношеском возрасте она определяет ценностный настрой на семью, включающий определённые мотивы взаимодействия личности с партнёром, направленные на создание и построение существенно новых отношений в собственном семейном коллективе, в котором согласованно поддерживаются принципы взаимотерпимого и комфортного существования всех её членов.

Отсутствие в современном обществе целенаправленной социально-педагогической поддержки культуры семейно-бытовых отношений в системе гуманитарного образования молодежи ведет к созданию бесперспективных молодых семей, не только не способных ответственно реализовать свои социально-психологические и воспитательные функции, но и заранее нацеленных на развод и «пробный» брак. Подобная ситуация, усугубленная информационно-ценностным вакуумом по вопросам семьи, чревата разрушением в российской культуре традиционно сопереживающего и соучаствующего самосознания. Это требует создания системы личностно ориентированной образовательно-гуманитарной работы, обеспечивающей позитивное развитие культуры ответственных семейно-бытовых отношений личности, особенно в юношеском возрасте в целом и у юношей в частности.

Культура отдельной личности в сфере семейно-бытовых отношений представляет собой индивидуальное и социальное качество ее ориентаций, которое отражает позитивный характер личного самосознания и личных отношений конкретного человека и проявляется в его активном соучастии в духовно-практической деятельности по познанию и позитивному преобразованию собственных ценностных позиций и поведения относительно семьи и домашнего очага.

Процесс становления юношеской культуры в сфере семейно-бытовых отношений предполагает не только когнитивное (понимающее) восприятие самой личностью знаний об этических нормах семейно-бытовых отношений, передаваемых родительской семьей и другим социальным окружением, но и их индивидуальное мировоззренческое осмысление с позиций гармонизации своих личных смыслов семьи и необходимой коррекции социально-коммуникативных ожиданий в сфере семейной жизни, и с позиций личного овладения способами построения взаимоответственных отношений в семье.

В организационно-педагогическом плане социально ориентирующая модель гуманитарно-образовательной системы, создающей целесообразные условия для развития в юношеском возрасте индивидуальной культуры семейно-бытовых отношений, должна включать в себя реальные возможности для личностного проявления нормативно-нравственных знаний и диалоговых способов взаимодействия с людьми, освоенных в процессе целенаправленного этического просвещения, социально ориентированной деятельности и творческого общения в микрогруппах, что и является в период обучения в высшей школе важным условием успешного становления духовно-ценностной культуры личности в сфере семейно-бытовых отношений.

Теоретико-эмпирическим путём нами установлено, что происходящие изменения в личностной культуре семейно-бытовых отношений есть закономерное следствие исторически и социально обусловленной трансформации функций семьи, как и самой культуры семейно-бытовых отношений под воздействием социума. Эти изменения не свободны от противоречий развития, которые могут приводить к различным социальным и демографическим последствиям. Однако, семья и её культура как особая форма функционирования человека в социуме всегда наполнены конкретным содержанием, предоставляемым ей обществом, социальные институты которого существенно трансформируются в переходные периоды.

В современной ситуации социокультурного развития юношества при формировании в массовой культуре новых моделей семьи, как никогда ранее, становится актуальной проблема становления юношеской культуры личности в сфере семейно-бытовых отношений, адекватной социальным и духовно-нравственным ценностям национальной культуры. Именно юношество характеризуется субъективной мировоззренческой потребностью в осмыслении полученного социального и интимного опыта, в уточнении знаний, приобретаемых в процессе взаимодействия с окружающими (семья, сверстники, старшие и т.д.). Социальный опыт, полученный в предыдущий период жизни, именно в юношеском возрасте преобразуется в ценностно-мировоззренческие модели и представления о жизни, которые устойчиво реализуются на протяжении последующих лет, что особенно ярко проявляется в области семейных отношений. В массовой социальной практике простраиваются на основе уже ранее сформированных у личности функционально-ролевых и ценностных представлений о семье, в соответствии с ранее усвоенными личностью социально-коммуникативными навыками и умениями.

Анализируя наши диагностико-эмпирические данные, полученные при опросе студентов и курсантов вузов, нами было выявлено, что юношеская индивидуальная культура в сфере семейно-бытовых отношений объективно испытывает явный недостаток в социально-педагогической (гуманитарно-прикладной) разработке содержательного (социально ориентирующего) и психологически-поддерживающего аспектов подготовки личности к семейной жизни с позиции становления у нее ценностных ориентаций и мотивационной системы смыслообразующих принципов построения собственных отношений в семье. Отсутствие на практике системных социально-педагогических разработок по формированию адекватной психологии взаимоотношений юношей и девушек в добрачный период, где с гуманитарно-образовательных позиций рассматриваются социально-педагогические вопросы, определяющие практику процесса становления культуры семейно-бытовых отношений, в частности, применительно к курсантам военного вуза. А это очень важно в современных кризисных условиях нестабильного социально-психологического существования как отдельной личности, так и огромного количества российских семей.

Наш диагностический материал констатировал в значительной мере у холостой и незамужней молодёжи эгоцентрический характер представлений о построении их будущей семьи и некоторый схематичный, заданный родительской семьёй, проявлений в сфере семейно-бытовых отношениях у женатых и замужних. Культура семейно-бытовых отношений, сложившаяся к моменту их вузовского обучения, представляет собой хаотический синтез эгоцентрически направленных функционально-ролевых ожиданий и ценностных ориентаций, с одной стороны, и не всегда осознаваемых романтических или пессимистических целевых установок - с другой. У значительной части курсантов военного вуза отсутствует достаточно развитая личная ответственность за состояние внутрисемейного микроклимата, налицо неадекватно-спокойное отношение к разводу как способу разрешения конфликтов, отсутствие готовности к сопереживанию в своей собственной семье.

Проведенный анализ результатов диагностики юношеских представлений о семье показал зависимость характера и степени их сформированности от личностных притязаний и ожиданий в семейной жизни, нравственных установок личности на типичные для неё стили и разные варианты семейно-бытового общения. При этом мы установили, что развитие представлений о внутрисемейной совместимости и микроклимате общения в семье являются основным моментом в процессе формирования готовности к ответственному поведению в сфере семейно-бытовых отношений.

В ходе социально-гуманитарной образовательной деятельности фамилистского объединения в двух учебных группах старших курсов военного вуза подтверждено, что социально-педагогическое проектирование и реализация гуманитарно-образовательной программы, направленной на создание целесообразных иформацнонных, психологически поддерживающих, консультативных и этико-просветительских условий для становления (саморазвития) личности обеспечивает у курсантов рост их готовности к духовно-творческому построению собственной полноценной семьи. Реализация такой программы требует соблюдения следующих условий. Во-первых, важно создать такое социокультурное объединение курсантов, которое основано на принципе активного, заинтересованного и осознанного их включения в процесс обретения фамилистских знаний о социальной, духовно-нравственной и психологической сущности семьи, что поможет им и осмыслить личную культуру в сфере семейно-бытовых отношений. Во-вторых, важно мотивировать их заинтересованное овладение способами и навыками адекватной социальной коммуникации в собственной семье. В-третьих, в педагогической системе гуманитарно-фамилистского развития личности важно нивелировать эгоцентрические и неадекватные ожидания курсантов в их представлениях о поведении в семье с позиции мужской культуры самоутверждения в отношениях. В качестве особого направления в такой социально-педагогической системе полезно обеспечить осмысление курсантами факторов создания комфортных условий в семье, адекватное понимание ими своей функционально-ролевой готовности к семейной жизни.

В ходе гуманитарно-образовательной, социально-ориентирующей деятельности установлена особая необходимость включения в неё комплекса приёмов и методов, направленных на становление у курсантов ценностных ориентаций и взаимоотношений взаимного диалога в семье. Процесс ориентации на социально и духовно значимые ценности в культуре личности в сфере её семейно-бытовых отношений, в данном случае, представлен как расширяющееся жизненное пространство, в котором курсант целенаправленно и осмысленно строит и сам приобретает определённую траекторию своего движения. Он приучается выбирать те социальные ориентиры, которые адекватны ценностям социума и ценностям его самопознания, с позиции критической самооценки своих отношений к партнёру и саморазвития их в союзе друг с другом. Ценностные ориентации, складывающиеся в юности у личности, таким образом, обеспечивают тот стержень и общую линию, или некую ось её сознания, которая уравновешивает ее поступки, поведение, деятельность, отклонившиеся в ту или иную сторону от общего стержня ценностно-коммуникативного диалога с ближайшим окружением.

В итоге нами выявлено, что способность применять личностью полученные фамилистские знания в реальной жизни является основным критерием результативности организованного социально-педагогического процесса формирования культуры в сфере семейно-бытовых отношений. Важным педагогическим условием, обеспечивающим эффективность личностного становления полноценной культуры в сфере семейно-бытовых отношений в процессе совместной познавательно-семьеведческой деятельности и взаимодействия курсантов в условиях фамилистского объединения, является социально ориентированная направленность их социально-коммуникативной деятельности как в объединении указанного типа, так и в целом в воинском коллективе в вузе. Процесс личностного постижения юношами ценностей и сущности семьи с позиции достижения личной культуры семейно-бытовых отношений обширен и включает развитие конструктивной готовности к организации общения и бытового уклада жизни в семье на основе развития личной ответственности за семейную жизнь. Для этого целесообразно применение на занятиях по «Основам фамилистики» аналогий, социально-коммуникативных тренингов, игрового проигрывания, и обсуждения различных конфликтных ситуаций и др. Содержание и педагогический выбор личностно ориентированных и ценностно развивающих приёмов проведения таких занятий важно вести в парадигме ценностно-культурного гуманитарного образования. Педагогу при этом важно направлять свою деятельность на деятельное и конструктивное познание юношами ведущих аспектов построения жизнедеятельности в их собственной (настоящей или будущей) семье с позиций дифференцированного саморазвития личной культуры отношений в ней у женатых и холостых с учётом их личного опыта.

В процессе опытной работы фамилистского плана с юношами были подтверждены основные социально-педагогические условия, обеспечивающие устойчиво-позитивное становление культуры личности в сфере семейно-бытовых отношений.

Главным условием качественно-эффективного становления юношеской культуры в сфере семейно-бытовых отношений, адекватной социальным и духовно-нравственным ценностям, является планомерное педагогическое моделирование (целевое проектирование + последовательная реализация) программы с позиции диагностического учёта и контроля действий ее субъектов-участников. Эта комплексная программа создает субъект-субъектную систему, объединяющую деятельность всех её участников на пути формирования позитивно мотивированной и смыслообразующей системы личностных ценностей, целевых установок и функционально-ролевых ожиданий курсанта относительно собственной семьи.

Таким образом, в опытной работе подтверждён комплекс организационно-педагогических условий, который обеспечивает эффективность формирования культуры семейно-бытовых отношений в юношеском возрасте. Он включает в себя, прежде всего, целевое критериально выявленное социально-педагогическое проектирование процесса позитивного становления такой культуры на основе индивидуальной диагностики представлений о семье и семейно-проблемного поля личности и, во-вторых, реализацию комплексной программы заинтересованных действий по основным направлениям культурно-ценностного взаимодействия курсантов и командиров-воспитателей с позиции целевой поддержки ценностей семьи и путём последовательного мотивирования саморазвития курсантами их собственной культуры семейно-бытовых отношений и своей личности как достойного семьянина.

Проведенная гуманитарно-образовательная работа в нашем опыте её педагогического проектирования и реализации со старшекурсниками вуза, подтвердила выдвинутую гипотезу, доказав успешность системного применения диагностико-направленной социокультурной программы ценностного и социально-гуманитарного развития представлений о семье в юношеском возрасте.

Вместе с тем, исследование выдвинуло ряд проблем, подлежащих дальнейшему изучению, в частности, необходима разработка социально-педагогической гуманитарной подготовки военных педагогов-воспитателей к работе в военных вузах, программы обеспечивающей формирование культурного образа комфортной семьи с учётом тендерных различий обучающихся в современных вузах и др.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Конокотин, Александр Александрович, 2001 год

1. Абульханова-Славская К.А. Диалектика человеческой жизни: Соотношение философского, методологического и конкретно-научного подходов к проблеме индивида. М.: Мысль, 1977. - 224 с.

2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-336с.

3. Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности. Психология формирования и развития личности.- М.: Наука, 1981.-225 с.

4. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика Любви и Свободы. М.: Аргументы и факты, 1993.- 608 с.

5. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. 2-е изд. - М.: Политиздат, 1985. - 238с.

6. Алемаскин М.А. Проблемы воспитания трудных подростков.//Советская педагогика. 1966- 9- С.26 - 30.

7. Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы.// Учёные записки ЛГУ. Психология. Л., 1959. - Вып.16- № 265.- С. 25-32.

8. Ананьев Б.Г Человек как предмет познания. Л.: изд-во ЛГУ, 1968-339 с.

9. Ананьин С. А. Интерес по учен, современ. психологии и педагогики. -Киев, 1915.-516 с.

10. Андреева Г.М. Социальная психология М.: Просвещение, 1980 - 223с.

11. Антонов А.И. Социология рождаемости. М.: Статистика, 1980. - 271 с.

12. Антропологическая библиография работ по проблемам семьи в СССР 1957 -1971гг. В 2-х т. - М.: Политиздат, 1972. - 250 с.

13. Анцыферова Л.И. Методологические проблемы формирования и развития личности.- М.: Наука, 1981. 365 с.

14. Анцыферова Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучениюличности. 11 Психологический журнал. 1991. - Т.2. - № 2.- С. 8 - 13.

15. Апдайк Д. Кентавр // Иностранная литература. 1965 - №2. - С.82.

16. Аристотель. Политика. Афинская политика. М.: Мысль, 1997. - 458с.

17. Афанасьев В.Г. Общество: системность и управление М.: Мысль, 1966.-200с.

18. Афанасьева Т.В. Семья: Учеб. пособ. для учащихся. М.: Проев., 1988.

19. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М., 1980.-92с.

20. Баздырев К.К. Как быть счастливым в браке? М.: Мысль, 1987 - 219с.

21. Баховен И .Я. Материнское право М.: ФЭС, Инфра-М., 1998.-266с.

22. Безруких М.М. Я и другие. Я, или правила поведения для всех. М.: Политиздат, 1991.-317с.

23. Безрукова B.C. Педагогика. Екатеринбург: Деловая книга, 1996 - 344 с.

24. Бердяев Н. Судьба России. М.: Мысль, 1990 - 207 с.

25. Бесстужев-Лада И.В. История твоих родителей: разговор с молодым поколе-нием.-М.: Просвещение, 1988.- 112 с.

26. Блауберг И., Садовский В., Юдин Э. Системный подход в современной науке.: Проблемы методологии системного исследования.- М.: Мысль, 1970.-445с.

27. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2-х т./ Под ред. А.В.Петровского. М.: Педагогика, 1979. - 304с., 399с.

28. Божович Л.И. Личность и её формирование. М.: Просвещение, 1968. - 447с.

29. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во ЛГУ, 1982.-199с.

30. Бондаревская Е.В, Кульневич С.В. Педагогика. М.- Ростов-на-Дону: - 560с.

31. Васильева Э.В. Семья в социалистическом обществе.- М.:Мысль,1985.- 156с.

32. Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения.-М.'Педагогика. 219с.

33. Вестмарк Э. История человеческого быта. М., 1891.- С. БСЭ т. 23 М., 1976. -С. 244-245.

34. Вишневский А.Г. Демографическая революция.-М.:Статистика, 1976 С. 10-20.

35. Вопросы личности супругов и качества семьи. Проблемы семьи. Т.VI. -Тарту: ТГУ, 1984- 184с.

36. Волнов А.Г. Семья глазами демографа.- М.: Педагогика, 1989.- 65 с.

37. Выготский JI.C. Развитие высших психических функций. М., 1960. - С. 145-146

38. Гаврилова JI. В. Организация службы планирования семьи в РФ и основные направления её развития //Личность семья - общество: социальные проблемы, тенденции, прогнозы. - М.: Союз, 1994.- С. 79-83.

39. Гадасина А. Д. Плоды запретов: подростки и секс: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1991.- 80 с.

40. Гаджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана в 19 начале 20 века. - М.: Наука, 1985.- 359 с.

41. Голод С.И. Личная жизнь: любовь, отношения полов.- М.: Наука, 1991.-223с.

42. Голод С.И. Стабильность семьи.: Социологические и демографические аспекты.- Спб.: Педагогика, 1990.- 150 с.

43. Гранин Д.О. О милосердии. // Литературная газета. 1987. №3 - 18 марта.

44. Гребенников И.В. Основы семейной жизни.- М.: Просвещение, 1991-156 с.

45. Григорович Д.В. Избранные сочинения. М.: Госполитиздат., 1954.- 697 с

46. Гроссе Э. Формы семьи и формы хозяйства, 1896. Философская энциклопедия т. 1 М., 1960. - С.406.

47. Гуревич А .Я. Категории средневековой культуры.- М.: Искусство, 1972.-312с.

48. Гуров В.Н. Место жительства место воспитания.- Уфа, 1989.- 55 с.

49. Гуров В.Н., Савинова Л.Ф., Селюкова Л .Я. Человек в современном мире. Пособие для учителя Ставрополь, 1992.- 45 с.

50. Давыдянова Н.С. Становление и развитие естественнонаучной теории семейного воспитания в России (koh.XIX нач. XX в.): /Дисс.канд. пед.наук.-Владимир, 1995.- 185 с.

51. Де Турвиль Л. Социальная наука представляет ли науку? - Спб., 1895 -С.51-59, 87-114.

52. Домострой. Памятники литературы Древней Руси. М.: Изд-во Лествица, 1985- 190с.

53. Донцова И.А. Самовоспитание личности: Филос.-этич. проблемы. М.: Политиздат, 1984.- 285 с.

54. Дубровицкий И.В. Под крышей дома твоего: Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1987.- 144 с.

55. Духовный потенциал общества и просвещение как решающие факторы воспитания подрастающего поколения //Общечеловеческие духовно-нравственные ценности и воспитание молодежи. Сборник научных трудов.-М.: Изд-во РАН, 1996. С. 14 - 18.

56. Елизаров Б.В. Перспективы исследования семьи.-М.: Мысль, 1987.- 120 с.

57. Ильина Н.С. Формирование культуры нравственного самосознания учащихся профтехучилищ.: Автореф. дисс.-.канд. пед. наук.-Казань, 1995.- 19 с.

58. Кавелин К.Д. Что есть гражданское право и где его пределы? СПб., 1864 -С. 121-123.

59. Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. М.: Педагогика. 1991. - 256 с.

60. Каган В.Е. Семейное воспитание и тоталитарное сознание. От психологии насилия к личностному росту.//Современная семья: проблемы, решения, перспективы развития. М.: Политиздат, 1992.- С. 17-25.

61. Каган В.Е. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. М.: Политиздат, 1974. - 328 с.

62. Кан-Калик В.А. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990.- 142 с.

63. Каптерев П.Ф. Педагогический процесс. СПб., 1905.- 336 с.

64. Клушина Н.П. Подготовка студентов к социально-педагогической работе ссемьёй: Дисс.канд. пед. наук. -М., 1994. 180 с.

65. Ключевский В.О. Сочинения в 9 т. -Т.З.- М.: Просвещение, 1988.- С.50 -67.

66. Ковалёв С.В. Психология современной семьи. М.:Просвещение, 1988.-207 с.

67. Ковалевский М.М. Социология. Т.1 Социология и конкретные науки об обществе. Исторический очерк развития социологии СПб., 1910. - 300 с.

68. Ковалевский М.М. Социология. СПб., 1910. Т.2 - С. 3 - 90.

69. Коган JI.H. Цель и смысл жизни человека.- М.: Мысль, 1984.- 252 с.

70. Козлов Н.И. Истинная правда или учебник для психолога по жизни. М.: Аст-пресс, 1999. -480 с.

71. Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день.- М.: Новая школа, 1993.- 327 с.

72. Кон И.С. Дружба. Этико-психологический очерк. М. Политиздат 1989. -С.141-323.

73. Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967.- 267 с.

74. Кон И.С. В поисках себя. -М. 1984.- 367 с.

75. Кон И.С. Психология юношеского возраста. -М. 1979.- 268 с.

76. Кон И.С. Ребенок и общество.- М.: Наука, 1988-270с.

77. Конокотин А.А. Становление культуры семейно-бытовых отношений в системе военно-профессионального образования.//Сб. науч. тр. Липецк: ЛГПИ, 2000-С. 103-108.

78. Конокотин А.А. О становлении культуры семейно-бытовых отношений в юношеском возрасте. // Проблемы и перспективы развития гуманитарного образования в эпоху социальных реформ. Сб. мат. Орел: ОГИИК, 2001 - С. 97-98.

79. Конокотин А.А. Сущность культуры семейно-бытовых отношений.// Сб.докл. и тез. Орел: АФАПСИ, 2001 - С. 511-514.

80. Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях. -СПб., 1887.

81. Кочетов А.И. Начало семейной жизни. Минск, 1989. - 415 с.

82. Кремень В.Г. Индивидуальное и комплексное: антиподы или стороны одной медали. М.: Мысль, 1990.- 400 с.

83. Кузнецова Т.В Учебная программа дисциплины "Семьеведе-ние".//Допрофессиональная подготовка и начальное профессиональное образование социальных работников. Научно-методическое пособие. М.: Изд-во РАО, 1997-С. 107-113.

84. Кузнецова Т.В. Становление у старшеклассников адекватного образа семьи: Дисс. канд. пед. наук. Орёл, 1998. - 184 с.

85. Культура семейных отношений М., 1985 - 257с.

86. Кумина А.П., Кумин М.А. Семейная экономика./1000 советов по домоводству.- Тула: Приок.кн.изд-во, 1991.- 225 с.

87. Левин Б.М., Петрович М.В. Экономические функции семьи. М.: Политиздат, 1984- 190 с.

88. Леонтьев А.Н. Деятельность.Сознание.Личность.-М.:Политиздат, 1975-3 04 с.

89. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребёнка и его значение. /Изб. Соч. в 2-х томах./ Том 1. М, 1951. - С.59-75.

90. Лихачёв Б.Т. Простые истины воспитания. М.: Просвещение, 1983.-225с.

91. Личность и факторы ее социализации: семья, коллектив, образование, культура.: Учебное пособие. Н.Новгород: Межвуз. типография, 1995- 149 с.

92. Малярова Н.В. К определению понятия образа жизни.// Сб.,1989-С.163-165.

93. Макаренко А.С. О воспитании. 2-е изд. М.: Политиздат, 1990.- 415 с.

94. Мамонов В.Ф. Политические партии и проблемы развития семьи.// Личность Семья - Общество./ Матер, научно-практ. Конф.-М.: Союз, 1994-С.44-47.

95. Маслова Н.Ф. Педагогическая диагностика личности школьника: методические рекомендации социальному педагогу. Орёл, 1991.- 32 с.

96. Маслова Н.Ф. Рабочая книга социального педагога. Часть 1: Гуманистическая педагогика./Пособие для самообразования специалиста по социальной работе. Орёл: ОГУ, 1994. - 138 с.

97. Мацковский М.С, Бодрова В. Ценность семьи в сознании различных слоёв населения. М:. РАН. 1990 - 220с.

98. Мацковский М.С. Социология семьи: Проблемы, теории, методологии и методики.- М.: Наука, 1989.- 112 с.

99. Мелик-Пашаев А.А., Новлинская З.Н. Ступени к творчеству. М.: Педагогика, 1987.- 144 с.

100. Миринская Т.Н. Роль коммуникативной креативности в процессе реализации личности в обществе.//Личность Семья - Общество./Материалы научно-практической конференции.- М.: Союз, 1994.- С.67 - 71.

101. Морган Л.Г. Древнее общество. М., 1934 - С. 216-275.

102. Муляева B.C., Муляева Т.П. Организованность как интегральное свойство личности в её деятельностных характеристиках.// Личность в системе общественных отношений./ Тез. к 6 Всесоюз. съезду общ-ва псих. СССР.- М.: Политиздат, 1983.- С.15-19.

103. Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию. М.: Школа-пресс, 1994- 189 с.

104. Новый философский словарь Минск, 1998 - 896с.

105. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М.: Роспедагенство, 1996 - 372 с.

106. Общечеловеческие духовно-нравственные ценности и воспитание молодежи. Сборник научных трудов./Под ред. П.В.Конаныхина М.: Изд-во РАН, 1996-117 с.

107. Ожегов С.И. Словарь русского языка./ Под ред. Н.Ю.Шведовой. М.: Русский язык, 1978.- 846 с.

108. Панкова Л.М. У порога семейной жизни: Кн.для учителя,- М.: Просвещение, 1991.-144 с.

109. Петровский А.В. Быть личностью.- М.: Педагогика, 1990.- 112 с.

110. Платон. Государство. Законы. Политика. М.: Мысль. 1998. - 798 с.

111. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: Учебник. М.: Профиздат, 1991.- 192 с.

112. Плотниекс И.Э. Психология в семье. М.: Педагогика, 1991. - 209 с.

113. Победоносцев К.Ю. Курс гражданского права. 4.1. СПб. - С.4 - 26.

114. Подготовка учителей к духовно-нравственному образованию и воспитанию учащихся. Рязань, 1996.- 141 с.

115. Проблемы методологии системного исследования./Под ред. И.В.Блауберга, В.Н.Садовского, Э.Г. Юдина.-М.: Мысль, 1970.- 385 с.

116. Психологическая диагностика.- М.: Педагогика, 1981.- 232 с.

117. Психологический словарь / Под. ред. В.В.Давыдова М.: Педагогика, 1983.- 448 с.

118. Психология ранней юности. Книга для учителя. М.:Просвещение, 1989.-254

119. Психология формирования и развития личности./Под ред. Л.И.Анцыферовой. М.: Наука, 1981.- 364 с.

120. Разумихина Г.П. Мир семьи: Кн. для учащихся ст. классов по курсу «Этика и психология семейной жизни».- М.: Просвещение, 1986.- 208 с.

121. Разматшаева В.А. Грамматика общения. Школа для родителей.- М.: Семья и школа, 1995.- 190 с.

122. Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. Давыдова В.В. М., 1999. - 670 с.

123. Рудестам К. Групповая психотерапия. Пер. с англ. 2-е изд.-М.: Прогресс, 1993.-368 с.

124. Ружже В.М. Структуры и функции семейных групп.- М.: Финансы и статистика, 1983. 160 с.

125. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или о воспитании // Пед. соч.:В 2 т.: Т.1. М.: Педагогика. 1981-Т. 1.- 592 с.

126. Рюриков Ю. По закону Тезея. Мужчина и женщина в начале биархата.

127. Новый мир. 1986, -С. 180-186.

128. Рюриков Три влечения. Барнаул, 1988. - 297с.

129. Рясинцев В.А. Семейное право. М.: Юрид. лит., 1967. - 224с.

130. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М.: Педагогика-Пресс, 1992. - 192

131. Семёнов Ю.И. Происхождение брака и семьи. М.: Мысль, 1974. - 309 с.

132. Семейный кодекс РФ в ред. федеральных законов от 15.11.97 № 140 ФЗ, от 27.06.98 № 94 ФЗ. С.543-563.

133. Сидельковский А.Г. Проблемы познания отношений в советской педагогике.- Ставрополь, 1971.- 286 с.

134. Словарь по этике / Под ред. Гусейнова А.А. и Кона И.С. М., 1989 - 232с.

135. Словарь русского языка/Под ред. Н.Ю.Шведовой.- М.:Рус.яз.,1990. 921 с.

136. Соколов В.М. Социология нравственного развития личности. М.: Политиздат, 1986.- 240 с.

137. Соколова В.П., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире: Книга для учителей и родителей. М.: Просвещение, 1991.- 223 с.

138. Сорокин П. Брак в старину. Рига, 1913.- 118 с.

139. Сорокин П. Кризис современной семьи. М., 1916 - 171 с.

140. Социальная педагогика в действии./ Под ред. В.Н.Гурова-Ставрополь, 1994.- 143 с.

141. Социальная работа с семьей./Под ред. С.В.Дармодехина.- М.: Изд-во ИСР, 1995.-175с.

142. Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983.

143. Стоюнин В.Я. Из истории воспитания в России в начале 19 столетия, 1878. Наша семья и её исторические судьбы, 1884. // Педагогическая энциклопедия, Т.4. М.: Изд-во Сов. Энциклопедия. 1968. - С. 159-160.

144. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения.: В 3-х т. Т.З/-М.: Педагогика, 1981.-640 с.

145. Сухомлинский В.А. Книга о любви. М., 1983. - 162 с.

146. Сысенко В.А. Отцы и дети // Социс. 1986. -№2. - С.94-101

147. Торохтий B.C. Психология взаимоотношений в семье военнослужащего. М.: ГА ВС, 1995.-220с.

148. Тейлор Э. Ранняя история человечества: Первобытная культура. 1865.

149. Уварова JT.P. Милосердие как одна из общечеловеческих духовно-нравственных ценностей в структуре личности педагога./Общечеловеческие духовно-нравственные ценности и воспитание молодежи. М.: изд-во РАН, 1996.-С.72 -77.

150. Филонов Г.Н. Проблемы эффективности воспитания личности. М.: Педагогика, 1978. - 223 с.

151. Философский энциклопедический словарь./Под ред. С.С.Аверинцева и др. М.:Сов. энциклопедия, 1989-815 с.

152. Харчев А.Г, Мацковский М.С. Современная семья и её проблемы. М.: Статистика, 1978. - 223 с.

153. Харчев А.Г, Мацковский М.С. Современная семья как фактор воспроизводства социальной структуры социалистического общества. М., 1986. -С.30-43.

154. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М.: Мысль, 1979. - 367 с.

155. Харчев А.Г. Современная семья и её проблемы. М.: Прогресс, 1978.-180с.

156. Чупахина H.JI. Духовно-нравственный мир Библии: Методические рекомендации. Орел: изд-во СОЦ, 1997.- 90 с.

157. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения: В 4-х т./ Под ред. Каирова.- М.:

158. Шилин Н.Д. Семья как общественное явление. Воронеж, 1989. - 163с.

159. Шнейдерман Н.А. Рождаемость и меры её регулирования. М.: Мысль, 1991,- 170 с.

160. Штарке К. Любовь и сексуальность до 30. М., 1991. - 382 с.

161. Штарке К. Первобытная семья и её возникновение и развитие в 18 веке.

162. Эйдемиллер Э.Г.Методы семейной диагностики и психотерапии. Методическое пособие. -М.:Изд-во Фолиум, 1996.-48с.

163. Энциклопедический словарь. В 2-х т. М.: Изд-во Сов. энциклопед., 1964.-236с.

164. Энциклопедический социологический словарь. / Под ред. Осипова Г.В. -М.: Просвещение, 1968 663с.

165. Этика и психология семейной жизни: Пособие для учителя./Под ред. И.В.Гребенникова.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 1987.- 256с.

166. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности.-М.: Наука, 1979-392

167. Ярская В.Н. Смысл человеческого бытия. Киев, 1985. - 135 с.

168. Malinovski В. Sex and repression in Savage Sosiety. Meridian books, 1963 -P. 170-190.

169. Cherlin A., Furstenberg F.F. The American Family in the Vear 2000 The Futurist. - 1983; Vol. 27,P. 7-14.

170. Theodorson G. and A. A Modern dictionary of sociology.-N.Y.,1969-P. 206207.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.