Структура и содержание креативности в контексте самоактуализации личности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.01, кандидат наук Загорная, Елена Владимировна

  • Загорная, Елена Владимировна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ19.00.01
  • Количество страниц 180
Загорная, Елена Владимировна. Структура и содержание креативности в контексте самоактуализации личности: дис. кандидат наук: 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии. Санкт-Петербург. 2015. 180 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Загорная, Елена Владимировна

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Литературный обзор по теме исследования

1.1. Проблема творчества в контексте философских воззрений

1.1.1. Творчество с позиций античной философской мысли

1.1.2. История как творческий продукт человечества: средневековая христианская философия

1.1.3. Культ творца в философских учениях эпохи Возрождения

1.1.4. Творчество как апогей разума в философской доктрине эпохи Просвещения

1.1.5. Творчество как экзистенциальная ценность в философских учениях XIX -XX века

1.1.6. К вопросу о свободе воли в творчестве: российская философская мысль XIX - XX века

1.2. Проблема творчества и креативности в психологии

1.2.1. Ассоциации как детерминанта творчества: первые шаги психологии

1.2.2. О множественности психологических учений в классической парадигме психологии

1.2.3. Инсайт как творческий акт в рамках гештальтпсихологии

1.2.4. Творчество как формируемый ментально-поведенческий паттерн с позиций бихевиоризма

1.2.5. Дивергентность мышления с позиций когнитивной психологии

1.2.6. Экзистенциальная зрелость как принцип творчества с позиции

гуманистической психологии

1.2.6.1. Самоактуализация как ценностно-смысловая направленность творческой личности

1.3. К вопросу о соотношении задатков и способностей

1.4. Проблема психометрии креативности в рамках современной психологии

1.5. Креативность в структуре одаренности: полимодальный подход

1.6. Структура и содержание креативности в контексте ценностно-смысловой

направленности самоактуализирующейся личности

Выводы по первой главе

Глава 2. Методологические основания, организация и методы исследования

2.1. Теоретико-методологические основания исследования креативности в контексте самоактуализации

2.2. Организация и методы исследования

2.3. Описание психодиагностических методов

2.4. Методы математико-статистической обработки

Глава 3. Результаты исследования структуры и содержания креативности в контексте самоактуализации личности

3.1. Результаты анализа взаимосвязей показателей самоактуализации и дивергентной продуктивности

3.2. Сравнительный анализ показателей методики САМО АЛ и дивергентной продуктивности в группах с разным уровнем самоактуализации

3.3. Сравнительный анализ показателей самоактуализации в группах с разным уровнем дивергентной продуктивности

3.4. Результаты анализа взаимосвязей характерологических показателей и дивергентной продуктивности

3.5. Сравнительный анализ характерологических показателей в группах с разным уровнем дивергентной продуктивности

3.6. Результаты анализа взаимосвязей когнитивных показателей и дивергентной продуктивности

3.7. Сравнительный анализ когнитивных показателей в группах с разным уровнем

дивергентной продуктивности

Заключение

Список литературы

Приложения

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Структура и содержание креативности в контексте самоактуализации личности»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Творческая продуктивность или креативность (с позиций западной культуры) как принцип, лежащий в основе прогресса человечества в освоении мира и самого себя, является одной из важнейших метадисциплинарных проблем. Именно творчество определяет в общественном плане все виды прогресса: социального, политического, экономического, а в индивидуальном плане обуславливает успехи личности в практическом освоении внешнего мира и самореализации себя в нем.

Научное стремление понять природу и механизмы креативности продиктовано актуальными проблемами современного общества. Прежде всего, социально - экономической потребностью в инновационных идеях, эффективных стратегиях развития всех областей общественной жизни и экономики. Второй, не менее важной проблемой, является гуманизация общества, в центре планов и забот которой должен стать человек с его творческим потенциалом и возможностями, а также условиями их полноценного раскрытия и реализации.

Актуальность выбранной темы обусловлена также тем, что в рамках формирующейся современной виртуально-информационной культуры креативность рассматривается уже не просто как способность отдельного индивида, а как идеология нового информационного общества и креативного класса в нем - Homo creativus. Как указывают в своих работах Р.Флорида, (2007) и Дж.Хокинс (2000) именно эти люди, обладающие особой ценностной доктриной «меняют будущее». А потому именного сегодня особо остро стоит вопрос о структуре и содержании креативности в контексте формирования общественного сознания и его ценностно-смыслового наполнения.

Исследования креативности как психологического феномена активно ведутся с середины XX века, методологической основой которых послужила концепция креативности и ее методы измерения, разработанные Дж. Гилфордом и Э.П.Торренсом в 50-60-х годах. Однако накопленные за этот период

неоднозначные, а зачастую и противоречивые эмпирические данные, привели к научной критике как концептуальных обоснований, так и способов операционализации креативности. В то же время, полученные результаты высветили круг научных проблем, связанных как с полисемичностью понятия креативность в научном дискурсе, так и с недостаточностью исследования механизмов и содержания данного феномена с редуцированных механистических позиций.

Одной из последних тенденций в современной психологической науке, основанной на трудах психологов-гуманистов (Г.Олпорт, К.Роджерс, А.Маслоу, В.Франкл и др.) и классических трудах отечественной психологии (Л.С.Выготский, А.В.Брушлинский, С.Л.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, В.Н.Панферов), является интеграция естественно-научной и гуманистической парадигм в исследовании психических явлений.

В рамках такого сближения фокус научного внимания сосредоточен на личности и её психике как «недизъюнктивном» единстве, формирующемся и развивающемся в процессе активного взаимодействия внутренних и внешних условий. В этом процессе, как отмечает А.Н.Леонтьев, личность рождается дважды, первое рождение - это социальная личность, второе — ответственная и самостоятельная личность. Основное различие этих двух уровней личности заключается во внешней или внутренней регуляции мотивов, и если для социальной личности ориентиром являются социальные нормы, то для самостоятельной личности таким ориентиром становится внутриличностный смысловой концепт. Именно личностный смысл обуславливает жизненный выбор способов достижения цели (по В. Франклу), и, в конечном счете, определяет успешность самореализации личности на жизненном пути (К.А.Абульханова-Славская, В.Х.Манёров, Е.Ю.Коржова и др.).

Общеизвестным фактом является то, что творческая продуктивность свойственна большинству детей дошкольного и начального школьного возраста, однако эта способность у многих утрачивается в период усвоения академических

знаний. Подтверждением тому выступают результаты лонгитюдного исследования, проведенного в рамках когнитивного направления (Е.И.Банзелюк, Д.Б.Богоявленская, 2008), которые показали, что проявление креативности на уровне формирования социального индивида носит крайне нестабильный характер. Следовательно, на этом уровне креативность еще не сформирована как способность и не может рассматриваться как качество личности. Наиболее устойчиво и динамично креативность проявляется в процессе самоактуализации, на высшем уровне становления внутренне-целостной личности (В.Х.Манёров, Е.Ю.Коржова, К.А.Абульханова-Славская, Д.А.Леонтьев и др.), которая достигается благодаря осмыслению мира и себя в нем: «личность в конкретной ситуации может быть адаптивной или творческой в зависимости от осознания нравственных идеалов» (Е. Ю. Коржова, 2004).

Другими словами, для того чтобы креативность стала индивидуально-личностным свойством, в процессе перехода от присвоения социального опыта до преобразования собственного, необходимы дополнительные внешние и внутренние условия. Таким внутренним условием является потребность в самоактуализации, обуславливающая формирование ценностно-смысловой направленности, которая, в свою очередь, определяет содержание креативности личности и направление ее самореализации.

Таких направлений или уровней самоактуализации в своей Ъ — теории А.Маслоу выделяет два: «трансцендеры» и «просто здоровые» самоактуализирующиеся. «Трансцендеры», по мнению А.Маслоу, более осознанно и намеренно метамотивированы, и более склонны к новаторству, другими словами, им в большей мере свойственно проявление креативности. «Трансцендеры» качественно отличается от «просто здоровых» самоактуализирующихся, и эти качественные различия, на наш взгляд, обусловлены спецификой ценностно-смысловой направленности личности.

Таким образом, проблема исследования заключается в необходимости определения структуры и содержания креативности как личностного образования

в контексте исследования специфики ценностно-смысловой направленности самоактуализирующейся личности.

В рамках исследования ценностно-смысловая направленность рассматривается с позиции личностно-деятельностного подхода (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев), в русле которого направленность определяется как мотивационно-смысловая структура личности, регулирующая поведение и деятельность в зависимости от системы личностных смыслов и ценностных ориентаций личности.

Цель исследования: выявить структуру и содержание креативности в контексте исследования специфики самоактуализации испытуемых, имеющих разный уровень творческого потенциала.

Объект исследования: студенты психологического факультета ЧОУ Санкт-Петербургский институт психологии и акмеологии, в возрасте от 23 до 35 лет (66 мужчин, 223 женщины).

Предмет исследования: самоактуализационные, личностные и когнитивные корреляты креативности.

Гипотезы исследования состоят в предположениях о том, что:

- существуют два уровня самоактуализации, в которых креативность имеет разную степень выраженности;

- различия двух уровней самоактуализации обусловлены спецификой ценностно-смысловой направленности личности;

- существуют различия в структуре личностных диспозиций высокопродуктивных и низко-продуктивных, в творческом плане, испытуемых;

- показатели направленности на «бытийные» ценности у высокопродуктивных, в творческом плане, испытуемых значительно выше, чем у низкопродуктивных.

В соответствии с обозначенной целью исследования были определены следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ основных направлений в исследовании креативности и самоактуализации как психологических явлений.

2. Разработать и теоретически обосновать структурную модель формирования двух уровней самоактуализации, в которых креативность имеет разную степень выраженности.

3. Разработать релевантный метод измерения креативности.

4. Применить адекватные методы обработки эмпирического материала (математико-статистических).

5. Провести анализ взаимосвязей между показателями креативности и показателями самоактуализации, а также характерологическими показателями.

6. С помощью статистических критериев провести сравнительный анализ для групп с разным уровнем креативности и выявить достоверные различия по исследуемым характеристикам.

7. Провести факторный анализ и выделить факторную структуру ценностно-смысловой направленности испытуемых с разным уровнем креативности и разным уровнем самоактуализации.

Научная новизна исследования состоит в том, что креативность как личностное образование рассматривается в контексте уровней самоактуализации, теоретически предложенных в Ъ — теории А.Маслоу. Эмпирически доказано наличие двух уровней самоактуализации: «просто здоровых» и «трансцендеров», в которых креативность имеет разную степень выраженности, что является подтверждением и эмпирическим уточнением теории А.Маслоу. Разработана структурная модель формирования двух уровней самоактуализации. Выявлена специфика ценностно-смысловой направленности лиц с высоким творческим потенциалом, разработан релевантный метод измерения креативности.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты вносят вклад в понимание механизмов креативности как личностного образования. Выявленная самоактуализационная структура,

рассматриваемая в рамках ценностно-смысловой направленности креативной личности, и разработанная структурная модель формирования двух уровней самоактуализации позволяют углубить понимание роли креативности в самоактуализационном процессе.

Практическая значимость результатов исследования определяется возможностями использования полученных данных в таких направлениях психологии как психодиагностика уровня креативности и самоактуализации, необходимых для совершенствования профессиональной ориентации обучающихся, а также при совершенствовании технологий обучения учащихся общеобразовательных и высших учебных учреждений. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при подготовке специалистов профессиональных образовательных учреждений, для повышения квалификации психологических и педагогических кадров в форме лекций, обучающих семинаров и спецкурсов.

Теоретико-методологические основы исследования. В основу исследования положены: философские и психологические концепции (Г.Лейбниц, И.Кант, С.Александер, Э.Гуссерль, Н.А.Бердяев, Ж.П.Сартр, К.Юнг, К.Хорни, В.Франки, Г.Олпорт, К.Роджерс, А.В.Брушлинский, Я.А.Пономарев, Д.А.Леонтьев, К.А.Абульханова-Славская). В качестве основного методологического принципа нашего исследования выступают: личностно-деятельностный подход (С.Л.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев) сформировавшийся на основе культурно-исторической теории Л. С. Выготского; функционально-генетический подход в изучении задатков и способностей (Е.П.Ильин, В.Д.Шадриков); теория самоактуализирующейся личности А.Маслоу; концепция креативности Дж.Гилфорда, Э.П.Торренса.

Методы исследования: в работе использовался комплекс методов, включающий логико-теоретический анализ проблемы исследования, психодиагностические методы измерения изучаемых явлений и методы математико-статистической обработки полученных данных.

Положения, выносимые на защиту:

1. Неоднозначность результатов в поиске механизмов креативности в рамках естественно-научного подхода явилась основанием рассмотрения креативности как личностного образования, формирующегося в процессе самоактуализации, во взаимосвязи с развитием ценностно-смысловой направленности личности.

2. Существуют два уровня самоактуализации, в которых креативность имеет разную степень выраженности: «трансцендеры» и «просто здоровые» самоактуализирующиеся. Творческий потенциал у «трансцендеров» значительно выше, чем у «просто здоровых» самоактуапизирующихся.

3. Различия двух уровней самоактуализации, выделенных А.Маслоу - «просто здоровых» самоактуализирующихся и «трансцендеров» - обусловлены спецификой ценностно-смысловой направленности. «Трансцендеры» ориентированы на «бытийные», экзистенциальные ценности и содержание своего внутреннего мира. Они в большей мере сенситивны, спонтанны, более автономны и дипломатичны в общении. «Просто здоровые» самоактуализирующиеся ориентированы на «дефицитарные» ценности, на установление взаимовыгодных социальных контактов, однако менее дипломатичны в общении, чем «трансцендеры».

4. Существуют различия в структуре личностных диспозиций высокопродуктивных и низко-продуктивных в творческом плане испытуемых. Для высокопродуктивных характерна когерентность гипертимных и дистимных психодинамических свойств в сочетании с высоким самоконтролем, высокой морально-нравственной позицией и намеренным отстранением от шаблонности в деятельности, тогда как низкопродуктивным свойственна повышенная демонстративность в сочетании с низким самоконтролем и низкой этической позицией.

Достоверность и надежность полученных данных представленных в диссертации обусловлены проведением содержательного анализа работ по теме

диссертации, применением психологических методов, адекватных поставленной цели, задачам и гипотезам исследования, репрезентативностью и объемом выборки (289 человек), использованием современных методов статистической обработки данных, статистической значимостью эмпирических результатов, на основе которых проводилась теоретическая интерпретация.

Апробация и внедрение результатов. Основные результаты исследования изложены в тезисах международных и межвузовских научно-практических конференций: Материалы к 3-ей международной конференции. ЛГУ им.

A.С.Пушкина, 2010; Проблемы развития современных психодинамических концепций в России и за рубежом. Санкт-Петербургский институт психологии и акмеологии, 2010; Акмеологические проблемы управления в современных условиях. Санкт-Петербургский институт психологии и акмеологии, 2011; Современные проблемы психодиагностики. Санкт-Петербургский институт психологии и акмеологии, 2012; Материалы к V Всероссийской научно-практической (заочной) конференции, посвященной 75-летию доктора психологических наук, профессор, почетного профессора РГПУ им. А.И. Герцена

B.Н.Панферова. СПб. 2015 г.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, списка литературы и приложений. Основной текст диссертации изложен на 180 страницах, содержит 12 таблиц и 9 рисунков. Приложение включает 7 таблиц. Список литературы включает 157 источников, в том числе 12 на иностранном языке.

ГЛАВА I. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 1.1. Проблема творчества в контексте философских воззрений 1.1.1. Творчество с позиций античной философской мысли

Попытки осмыслить и объяснить феномен зарождения творческой идеи предпринимались философами, литераторами, искусствоведами, учеными на протяжении двух тысяч лет. Эти попытки связаны, в большей степени, с интересом к метафизическим проблемам бытия: проблеме происхождения всего сущего, проблеме априорного знания, и наконец, эстетической и духовной проблеме.

Так тема зарождения идеи в сознании творца в наиболее глубокой проработке впервые была изложена в трудах Платона (427-347 г.г. до н.э.), который рассматривал «идеи» (эйдосы) как первооснову бытия [67]. Платоновским идеям свойственны регулятивная и формообразующая функция, так как их цель — это постоянное совершенствование всего мироздания. Человек как результат творения высшего Разума, по его образу и подобию, также обладает способностью творить: «...все люди беременны как телесно, так и духовно...» [86, с. 163]. Подобие человека богу усматривается Платоном в духовной и созидательной потребности человека, потребности развития и самосовершенствования, а не только в механическом копировании переданного опыта.

Платон создает первую классификацию типов творчества - физическое, художественное, научно-техническое, общественно-политическое. Любовь как экзистенциальная сущность, как фундаментальный платоновский принцип зарождения новой идеи, обуславливает рождение «дитя» в любом из перечисленных видов творчества (там же, с. 166). Стремление к самосовершенствованию, наивысшему состоянию гармонии души и тела,

представляется философом как эротическая одержимость (эрос) проводящая человека по уровням творчества: любовь к прекрасному телу, красоте души, к наукам и, наконец, овладение чистой идеей красоты (там же, с. 167-168). Другими словами, Платон в этом стремлении усматривал констелляцию духовного и плотского, своего рода эстетическое наслаждение в процессе творчества.

Его ученик Аристотель (384-322 до н.э.) продвигается дальше своего учителя в понимании фундаментальных принципов, движущей силы творчества в деятельности человека. Так, высший Разум, по Аристотелю, создал все, что мы называем естественным, также как человек создал все, что мы называем искусственным. Организующим принципом жизнедеятельности человека, по Аристотелю, является душа: «душа есть причина как то, откуда движение, как цель и как сущность одушевленных тел» [11, с. 371]. Душа, являясь отражением всеобъемлющего и вечного Разума, познающая все сущее и при этом «много времени проводит в ошибках». И только добродетели, а их Аристотель выделил две - нравственные и разумные, устанавливают внутренний порядок души. Обрести же эти добродетели можно посредством сознательных и целенаправленных усилий (там же, с. 388).

Аристотель считал, что платоновская «теория идей» недостаточна для объяснения эмпирической реальности. В основе всего сущего, по Аристотелю, лежат два компонента: материя и форма. Материя — это субстанция, обладающая потенциальной сущностью, она инертна и пассивна, чтобы эту пассивность превратить в действительность необходимо придать материи форму (эйдос). Трансформация субстанции в форму, по Аристотелю, и есть творческий акт, благодаря которому вещь становится действительной. Форма — это стимул и цель, причина становления многообразных вещей из однообразной материи: материя — своего рода глина. Для того чтобы из нее возникли разнообразные вещи, необходим гончар — бог (или ум-перводвигатель). Форма и материя неразрывно связана между собой. Каждая вещь потенциально содержится в материи и путем естественного развития получает свою форму. Весь мир

представляет собой ряд форм, взаимосвязанных друг с другом и расположенных в иерархическом порядке все большего совершенства. Таким образом, Аристотель подходит к идее единичного бытия явлений: они представляют собой слияние материи и эйдоса (формы). Материя выступает как возможность и как своего рода субстрат сущего. Мрамор, например, можно рассматривать как возможность статуи, он же есть материальное начало, субстрат, а высеченная из него статуя — это уже единство материи и формы [106].

Основные постулаты природы творчества Платона и Аристотеля послужили отправной точкой в развитии всей философской мысли. Их концепты, проработанные и доведенные до методологического абсолютизма, встречаются у древнегреческих и древнеримских философов-стоиков (конец IV века до н. э. — II века н. э., Зенон, Клеанф, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий).

В своих концептах стоики отводят особую роль самосовершенствованию через самовоспитание базирующимся на высоких моральных принципах, что, по их мнению, и считалось подлинным творчеством - творением самого себя [110]. Другими словами, совершенство личности формируется посредством субъективных усилий, в результате бесконечных упражнений и целенаправленных действий [67], [107]. Природа представлялась стоикам величайшим художником и творцом, у которого человек должен учиться творить. Однако природное творение вполне естественно являло собой слияние внешней формы и внутреннего содержания в готовом виде, тогда как творчество человека требовало волевых усилий, то есть те же аристотелевские добродетели -нравственные и разумные.

О внутренней активности как заложенном механизме развития бытия говорит основатель неоплатонизма Плотин (205-270). В своем учении о «Едином» философ указывает на трансцендентное начало, воссоздающее все сущее, присутствующее в нем и воздействующее на него [12]. Плотин впервые выделяет и противопоставляет два типа мышления: интуитивное и дискурсивное: «Интуиция - это божественный способ познания чего-то одним лишь взглядом, в

один миг, вне времени. Дискурсивное же мышление - человеческий способ познания, состоящий в том, что в ходе некоторого рассуждения последовательно, шаг за шагом развертывается аргументация» [44, с. 84].

1.1.2. История как творческий продукт человечества: средневековая христианская философия

В средневековой христианской философии наблюдаются две тенденции в понимания творчества: теистическая, исходящая из понимания мира как Абсолюта, а Бога как личности, сотворившей все сущее и управляющей жизнью человека (Августин Аврелий 354-430 г.г.), и пантеистическая, берущая свое начало от античной философии, и характеризующаяся отождествлением Бога и мира (Фома Аквинский 1225-1274) [36].

Отличительной чертой теистической философии Августина Аврелия являлось понимание творчества как принципа развития, как человека, так и человечества в целом в его динамике - истории, которая в конечном итоге выступает божественным замыслом мира. По его мнению, становление личности связано с конфронтацией двух тенденций, заложенных в человеке - добра и зла, для выхода из тёмной «бездны» душе необходима божественная благодать, которая формирует и спасает личность.

Под благодатью Августином понимается духовное созревание человека -его проникновение в тайны бытия, его мудрость, посредством которых и происходят изменения в природе человека, но достижение благодати зависит, прежде всего, от способностей ума, воли и высшего «Промысла», а потому не все могут ее достичь.

Рассматривая вопрос «свободы воли» Августин говорит: «... любой, кто, наблюдая и рассматривая все творение в целом, направляет свой путь к мудрости, видит, что мудрость благосклонно является ему на путях, и при всякой мысли встречается с ним. И тем живее он загорается пройти (проделать) этот путь, что

путь этот, который достичь он снедаем желанием, прекрасен сам по себе» [2, с. 112].

Промысел божий, в трактовке Августина, заключается в представлении шанса человеку познать истинные ценности бытия, узревший их обретает мудрость и благодать.

В отличие от неоплатоников Августин считал, что ум и воля функционально отличаются: для воли характерны мотивы, которые не всегда контролируются умом. Ум познает все уже имеющееся, воля может создать то, чего не было (там же).

Антитезой к такой точке зрения выступает учение Фомы Аквинского, которого придерживалась большая часть представителей средневековой схоластики. В его учении ум выступает приматом воли человека «...скорее совершеннейшая природа разума, нежели воля, сама себя делающая совершенной» [27, с. 273]. Только в Боге разум есть Абсолют, человек же получил в дар от Бога лишь его потенцию - ум, сам по себе «ум не мыслит», лишь человек мыслит «при посредстве ума». Воля, управляемая интеллектом, следует к достижению цели лишь тогда, когда интеллект расценивает эту цель как благое, и лишь при совершении определенных действий на первый план выходит волевое усилие [17].

Как и Августин, Аквинат особую роль в творчестве человека отводил божественной благодати, не устраняющей своеобразие человеческой природы, а совершенствующей её.

Фома Аквинский считал, что «идеи» или понятия вещей необходимо рассматривать в трех категориях:

- как идеальные прообразы (архетипы), существующие в божественном

Разуме (платонизм, крайний реализм);

- как «субстанции», или их сущность (аристотелизм, умеренный реализм);

- как возникновение понятия в сознании человека посредством активного

разума, так как под пассивным разумом Фома Аквинский подразумевал

апперцептивный процесс, а под активным разумом, способность к

абстрагированию от чувств и обобщению полученной информации [114].

Ум человека до начала познания, по мнению Аквината, подобен tabula rasa (лат. «чистая доска»), однако у людей существуют врожденные «общие схемы», которые активируются в момент психического отражения чувственного мира [4].

Независимо от того, что во взглядах, представленных двух тенденций средневековой философии, имеются некоторые разногласия, именно в этот период, впервые, история рассматривается как эволюционный творческий продукт человечества. В достижении высшего уровня божественного разума человеку необходимо гармонизировать дух, интеллект и волю. Именно гармония трансцендентного и имманентного начал, по мнению средневековых философов, позволяет человеку победить в себе «темную бездну порока» и приобщиться к высшим ценностям бытия.

1.1.3. Культ творца в философских учениях эпохи Возрождения

Революционным всплеском творческой активности человеческого разума ознаменована эпоха Возрождения (2-я половина XIII века - до 90-х годов XVI века). В величайших произведениях искусства, шедеврах, проникнутых духом этой эпохи, отразилась экзистенциальная мощь и творческая сила человека. Именно эпоха Ренессанса является расцветом культуры и отправной точкой отсчета «нового времени» в истории человечества.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Загорная, Елена Владимировна, 2015 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская -М.: Мысль, 1991.-299 с.

2. Аврелий Августин. О свободе воли / Августин Аврелий. О христианском учении, пер. М. Ермаковой, А. Шарниной- СПб.: РХГИ - 2001. - 2 т.

3. Адлер, А. Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека/ Альфред Адлер. - Киев: Наука жить, 1997 - 328 с.

4. Аквинский, Фома [Электронный ресурс]/ Фома Аквинский. Католическая энциклопедия. - Режим доступа: http://www.catholic.ru/index.php

5. Алигьери, Д. Божественная комедия. / Данте Алигьери, перев. и примеч. М.Л. Лозинского. -М.: Азбука, 2006. - 896 с.

6. Аллахвервдов, В. М. Сознание как парадокс / В. М. Аллахвервдов. - СПб.: ДНК, 2000. - 528 с.

7. Альтшуллер, Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач / Г. С. Альтшуллер. — 2-е изд., доп. — Новосибирск: Наука, 1991.-209 с.

8. Альтшуллер, Г.С., Вёрткин, И.М. Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности. / Г.С.Альтшуллер, И.М.Вёрткин. - Минск: Беларусь, 1994.-152 с.

9. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. -СПб: Питер, 2001. - 272 с.

10. Анцыферова, Л.И. Психология самоактуализирующейся личности в работах Абрахама Маслоу / Л. И. Анцыферова // Вопросы психологии. - 1973. - № 4. с. 173—180.

11. Аристотель. О душе. Сочинения в четырех томах / Аристотель, под ред. В.

Ф. Асмус. -М.: Мысль, 1976. - 550 с. - 1 т.

12. Асмус, В.Ф. Античная философия: учебное пособие/ В. Ф. Асмус. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 1976. - 400 с.

13. Ассаджоли, Р. Психосинтез: теория и практика / Р.Ассаджиоли. Пер. с англ. Е. Перовой. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. - 416 с.

14. Бабаева, Ю.Д. Динамическая теория одаренности //Основные современные концепции творчества и одаренности, под ред. Д.Б.Богоявленской. - М.: Молодая гвардия, 1997 - с. 275-294.

15. Бабаева, Ю.Д. Основные подходы к проблеме формирования общей одаренности [Электронный ресурс] / Ю.Д.Бабаева// Вопросы психологии. 2008. - Режим доступа: http://www.zaoisc.ru/proekti/inf_podderj/babaeva-osn-podhod.html.

16. Базалук, O.A. Философия жизни: от волюнтаризма к экзистенциализму (компаративистский анализ) / O.A. Базалук. - Винница: О.Власюк, 2006. -292 с.

17. Бандуровский, К.В. Понятие «контингентного» и проблема свободы воли у Фомы Аквинского / К. В. Бандуровский// Историко-философский ежегодник — 2001.

18. Банзилюк, Е.И. Диагностические показатели креативности и их динамика: автореф. дис. канд. псх. наук: 19.00.01/ Екатерина Ивановна Банзилюк - М., 2008. - 143 с.

19. Барышева, Т.А. Психологическая структура и развитие креативности у взрослых: автореф. дис. док. псх, наук. 19.00.13 / Тамара Александровна Барышева - СПб. 2005. - 360 с.

20. Бергсон, А. Творческая эволюция / А. Бергсон, пер с фр. В.А. Флеровой. -М.: Терра - Книжный клуб, 2001. - 384 с.

21. Бердяев, Н. А. Смысл творчества. Философия свободы / Н. А. Бердяев. - М.: Правда, 1989.-608 с.

22. Бердяев, H.A. Самопознание (Опыт философской автобиографии). - М.: Изд-во «Книга», 1991. - 416 с.

23. Бехтерева, Н.П. Магия мозга и лабиринты жизни / Н.П. Бехтерева. - М.: ACT. 2007. - 349 с.

24. Богоявленская, Д.Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности / Д.Б. Богоявленская // Вопросы психологии. - 1971. - № 1.

25. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: учеб пособие для ВУЗов / Д.Б. Богоявленская. - М.: Академия, 2002. - 320 с.

26. Вертгеймер, М. Продуктивное мышление / М. Вертгеймер. - М.: Прогресс, 1987.-336 с.

27. Виндельбанд, В. История древней философии с приложением истории философии средних веков и эпохи возрождения / В. Виндельбанд. - М.: Нобель Пресс. - 2011. - 404 с.

28. Воронин, А.Н. Диагностика невербальной креативности (краткий вариант теста Э.Торренса) / А.Н. Воронин // Психологическое обозрение. - 1995. -№ 1.

29. Гайденко, П.П. Научная рациональность и философский разум / П.П. Гайденко. - М.: Прогресс-Традиция, 2003. - 528 с.

30. Гайденко, П.П. Парадоксы свободы в учении Фихте / П.П. Гайденко. - М.: Наука, 1990.-128 с.

31. Галилей, Г. Диалог о двух системах мира. Избранные труды в 2-х томах/ Галилео Галилей. -М.: Наука, 1964. - 1212 с. 1 т.

32. Галкина, Т.В., Алексеев Л.Г. Изучение влияния тестовой ситуации на результаты исследования креативной личности // Методы психологической

диагностики/ Под ред. А.Н. Воронина М.: ИП РАН, 1994. - Выпуск 2.

33. Гегель, Г.В.Ф. Эстетика. Лекции по эстетике / Г. В. Гегель, под ред. М. Лифшица, М.: Искусство, 1969. 2 т.

34. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта / Дж. Гилфорд // Психология мышления. М.: Прогресс, 1965. - 214 с.

35. Голощапов, Н.М. Премудрость, мудрость, разум и ум человека / Н.М. Голощапов. - Тюмень: Вектор Бук, 2011. - 292 с.

36. Грицанов, A.A. История философии. Энциклопедия / A.A. Грицанов. -Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002 - 1376 с.

37. Гуссерль, Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии / Эдмунд Гуссерль, пер.с нем. A.B. Михайлов. — М.: ДИК, 1999. -329 с. 1 т.

38. Гуссерль, Э. Логические исследования: исследования по феноменологии и теории познания / Эдмунд Гуссерль, перев. с нем. В.И. Молчанов. - М.: Гнозис, Дом интеллектуальной книги, 2001. - 472 с. 2 т.

39. Декарт, Р. Первоначала философии. [Электронный ресурс] / Рене Декарт // Библиотека Якова Кротова 2010. - Режим доступа: http ://www.krotov. info/lib_sec/05_d/dek/dekart_ 1 _297.htm

40. Декарт, Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках и другие философские работы / Рене Декарт, пер. с лат. - М.: Академический проект, 2011. - 335 с.

41. Дружини, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 1999.-368 с.

42. Дьюи, Дж. Психология и педагогика мышления. (Как мы мыслим.) / Дьюи Джон, перев. с англ. Н. М. Никольской, под ред. Ю.С. Рассказова. - М.: Лабиринт, 1999. - 192 с.

43. Ждан, А.Н. «История психологии. От Античности до наших дней» / Ждан Антонина Николаевна. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Академический Проект, 2004. - 576 с.

44. Ивин, A.A. Теория аргументации [Электронный ресурс] / А.А.Ивин. - М.: Гардарики, 2000 г. - 151 с. - Режим доступа: http://vikent.ru/author/655/

45. Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий/ Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2004.-701 с.

46. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2009. - 448 с.

47. Интеллект и творчество. Сборник научных трудов / Под ред. Воронина А.Н. - М.: Институт психологии РАН, 1999 - 266 с.

48. Искусство раннего Возрождения. - М.: Искусство, 1980. - 257 с.

49. История искусства: Ренессанс. - М.: ACT, 2003. - 503 с.

50. История психологии (10-е — 30-е гг. Период открытого кризиса): 2-е изд./ Под ред. П.Я. Гальперина, Л.II. Ждан. - М: Изд-во Моск. ун-та, 1992. - 364 с.

51. История психологии в лицах. Персоналии. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в 6 томах / ред.-сост. Л.А. Карпенко., под общ. ред. A.B. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2005. - 784 с.

52. Канке, В.А. Философия / В.А. Канке. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2007.-376 с.

53. Кант, И. Критика чистого разума [Электронный ресурс]/ Иммануил Кант, пер. с нем. Н. Лосского, под общ. ред. Ц. Г. Арзаканяна и М. И. Иткина. -М.: Эксмо, 2007. - Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/kanti02/txt26.htm

54. Кант, И. Сочинения в шести томах / Иммануил Кант, под общ. ред. В.Ф. Асмуса. A.B. Гулыги, Т.И. Ойзермана. -М.: Мысль, 1963-1966. т. 3. - 799 с.

55. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд / Под редакцией Г.В. Залевского. - Томск.: Томский университет, 1999.-154 с.

56. Когнитивная психология. Учебник для вузов / Под ред. В. Н.Дружинина, Д. В. Ушакова - М.: ПЕР СЭ, 2002 - 480 с.

57. Козлова, И. Н Личность как система конструктов. Некоторые вопросы психологической теории Дж. Келли // Системные исследования. Ежегодник. М.: Наука, 1976.

58. Коржова Е. Ю. Представления о личности русских православных мыслителей в типологии теоретических моделей личности [Электронный ресурс] / Коржова Е. Ю. статья, 2004. - Режим доступа: Ьйр:/Лул\г\у.рокгоу-forum.ru/ асйоп/

59. Кортнева, Ю.В. Диагностика актуальной проблемы / Ю.В.Кортнева - М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004 - 240 с.

60. Лейбниц, Г.В. Новые опыты о человеческом разумении. Сочинения в 4-х т./ Г.В. Лейбниц. - М.: Мысль, 1983. - 686 с. - т. 2

61. Леонгард, К. Акцентуированные личности / Карл Леонгард перев. с немец. В.М.Лещинской - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000. - 544 с.

62. Леонтьев, Д.А. Материалы к курсу "Мотивация и эмоции" [Электронный ресурс] / Д.А. Леонтьев // - Режим доступа: http://motiv.smysl.ru/

63. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев - 3-е изд., доп. - М.: Смысл, 2007 -513 с.

64. Леонтьев, Д.А. Развитие идеи самоактуализации в работах А. Маслоу [Электронный ресурс] / Д.А. Леонтьев // Вопросы психологии - 1985. Режим доступа: http://www.voppsy.ni/issues/1987/873/873150.htm#al5

65. Лихи, Т. История современной психологии / Томас Лихи. - 3-е изд. — СПб.: Питер, 2003.-448 с.

66. Лонгинова, C.B. Исследования мышления с помощью метода «пиктограммы» / C.B. Лонгинова // Психологические исследования. - 1971. -№ 3. - с. 162-167

67. Лосев, А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития / А.Ф. Лосев. - М.: Искусство, 1992, 1994 - 569 с. - т. 3, книга 2. Лосев, А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон / А.Ф. Лосев. - М.: Искусство, 1969. - 641 е., т. 2.

68. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Ломов Б.Ф. М.: Наука, 1984. - 444 с.

69. Лурия, А.Р. Язык и сознание / Александр Романович Лурия., под ред. Е. Д. Хомской. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979 - 320 с.

70. Львов, В.Е. Жизнь Альберта Эйнштейна / Львов В.Е. - М.: Молодая гвардия, 1959. - 384 с.

71. Люсин Д.В. Влияние эмоций на креативность // Творчество: от биологических оснований к социальным и культурным феноменам / Под ред. Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2011. с. 372-389.

72. Манёров В. X. Самореализация личности: взгляд с позиций христианской психологии [Электронный ресурс] / В.Х. Манёров // Сб.: Психологические проблемы самореализации личности. Под ред. А.А.Крылова, Л.А.Коростелевой. СПб. Государственный университет, 1997. - Режим доступа: http://www.psycheya.ru/lib/ppsl_ogl.html

73. Мареев, С.Н., Мареева Е.В. История философии / С.Н.Мареев, Е.В. Мареева - М.: Академический Проект, 2004. - 880 с.

74. Марцинковская, Т.Д. История психологии [Электронный ресурс] / Т. Д.

Марцинковская // онлайн библиотека психологии. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/marcin/

75. Маслоу, А.Х. Мотивация и личность / Абрахам Харольд Маслоу. перевод, с англ. Татлыбаевой А. М. - СПб.: Евразия, 1999. - 478 с.

76. Маслоу, А.Х. Новые рубежи человеческой природы [Электронный ресурс] / Абрахам Харольд Маслоу. - М.: Смысл, 1999. - 425 с. - Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/masla03/index.htm

77. Маслоу, А.Х. Самоактуализирующаяся личность/ Абрахам Харольд Маслоу. под ред. Ю. Б. Гиппенрейтера, А. А. Пузырея // Психология личности. М.: Просвещение, 1985. -348 с.

78. Матюшкин, A.M. Концепция творческой одаренности / A.M. Матюшкин // Вопросы психологии. - 1989, - № 6 - с. 29 - 33.

79. Матюшкин, A.M., Снек, Д. А. Одаренные и талантливые дети / А. М.Матюшкин, Д.А. Снек // Вопросы психологии. -1982. - № 4 - с. 88-97.

80. Методы психологической диагностики / Под ред. А.Н. Воронина - М.: ИПРАН, 1994. - Выпуск 2.

81. Мясищев, В. Н. Психология отношений /Под редакцией А.А.Бодалева. - М.: Институт практической психологии, Воронеж.: МОД ЭК, 1995. - 356 с.

82. Нарский, И.С. Иммануил Кант / И.С.Нарский - М.: Мысль, 1976. - 208 с.

83. Никиреев, Е.М. Психологические особенности направленности личности. / Е.М. Никиреев, Учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. - 72 с.

84. Олпорт Г. Становление личности. Избранные труды : пер. с англ. / Гордон Олпорт ; Пер. JI.B. Трубицына ; Общ. ред. и пер. Д.А. Леонтьев . - Москва : Смысл, 2002 . - 462 с.

85. Первушина, О.Н. Общая психология: Методические указания / О.Н.

Первушина - Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996. -90 с.

86. Платон. Избранные диалоги / Платон, пер. B.C. Соловьев и др. - М.: Художественная литература, 1965.-440 с.

87. Платонов, К.К. Проблемы способностей / К.К. Платонов. М.: Наука, 1972. -216 с.

88. Платонов, К.К. Концепция динамической функциональной структуры личности / Психология личности в трудах отеч. психологов. Сост. Куликов Л.В. СПб: Питер 2000 - 480 с.

89. Пономарев, Я.А. Психология творчества / Я.А. Пономарев. - М.: Наука. 1976.-304 с.

90. Пономарев, Я.А., Гаджиев Ч.М. Закономерности общения в творческом коллективе / Я.А. Пономарев, Ч.М. Гаджиев // Вопросы психологии. - 1986.

- № 6. - с. 77-86.

91. Рабочая концепция одаренности [Электронный ресурс] / отв. ред. Д.Б. Богоявленская. - 2-е изд., расш. и перераб. - М., 2003. - 95 с. - Режим доступа: http://narfu.ru/school/deti_konchep.pdf

92. Развитие и диагностика способностей / Под ред. В.Н. Дружинина и В.В. Шадрикова. - М.: Наука, 1991. - С. 68-87.

93. Рензулли, Дж.С., Рис С.М. Модель обогащающего школьного обучения: практическая программа стимулирования одаренности детей // Основные современные концепции творчества и одаренности. под ред. Д.Б.Богоявленской. - М.: Молодая гвардия, 1997.

94. Роджерс K.P. Взгляд на психотерапию. Становление человека / K.P. Роджерс

- М.: Прогресс «Универс», 1994. - 480 с.

95. Российские универсальные энциклопедии: Брокгауз-Ефрон и Большая

Советская Энциклопедия объединенный словник [Электронный ресурс] / Статья. Декарт Рене / Статья. Лейбниц Г.В. - Режим доступа: http://gatchina3000.ru/big/index.htm

96. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. 2-е изд. СПб.: Питер 2002 - 720 с.

97. Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии / С.Л. Рубинштейн. -М.: Изд-во АН СССР, 1959. с. 116-137.

98. Русалов В. М. Теоретические проблемы построения специальной теории индивидуальности человека \\ Психологический журнал, 1986, том 7 № 4. -с. 23-35.

99. Сартр, Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Жан-Поль Сартр, пер. В.И. Колядко. -М.: Республика, 2000. - 639 с.

100. Сеченов, И.М. Избранные философские и психологические произведения / И.М. Сеченов. — М.: Государственное издательство политической литературы, 1947. - 648 с.

101. Словарь-справочник по психодиагностике / Под редакцией Л.Ф. Бурлачук. -3-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 688 с.

102. Современная психология мотивации. Сборник научных работ / под. ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2002. - 343 с.

103. Соловьев B.C. Общий смысл искусства / В. С. Соловьев// Философия искусства и литературная критика. -М., 1991.

104. Соловьев, B.C. Значение поэзии в стихотворениях Пушкина http://www.stihi-rus .ru/Pushkin/o_poete/6 .htm

105. Сорокин, Б.Ф. Философия и психология творчества: научно-методическое пособие для аспирантов и молодых преподавателей / Б.Ф. Сорокин. - Орел: Орловский государственный университет, 2000. - 104 с.

106. Спиноза, Б. Избранные произведения. Этика / Бенедикт Спиноза - М.: Государственное издательство политической литературы, 1957. - 727 с. - 1 т.

107. Спиркин, А.Г. Философия: Учебник / А.Г. Спиркин. - М.: Гардарики, 2001. -816 с.

108. Степанова, A.C. Философия Стой как феномен эллинистическо-римской культуры / A.C. Степанова. - СПб.: Издательский дом «Петрополис», 2012. -400 с.

109. Стернберг, Р. Практический интеллект. Practical intelligence in eveiyday life. / Роберт Стернберг. - СПб.: Питер, 2002. - 272 с.

110. Стернберг, Р., Григоренко Е. Учись думать творчески // Основные современные концепции творчества и одаренности, под ред. Д.Б. Богоявленской. -М.: Молодая гвардия, 1997. - с. 186-213.

111. Столяров, A.A. Стоя и стоицизм / A.A. Столяров. - М.: АО «КамиГруп», 1995.-445 с.

112. Теплов, Б.М. О Максе Вертгеймере, основателе гештальтпсихологии / Б.М. Теплов // Вопросы психологии. - 1981. -№ 6. - с. 116—132

113. Торшина, К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии / К.А. Торшина // Вопросы психологии, под ред. Е.В. Щедрина. - 1998. - № 4 - с. 123-133.

114. Туник, Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты / Е.Е. Туник. - СПб.: Дидактика Плюс, 2002 - 44 с.

115. Универсальная научно-популярная онлайн - энциклопедия «Кругосвет». Фома Аквинский, Св. [Электронный ресурс] /статья. 2013. - Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/FOMA_AKVINSKI

SV.html

116. Универсальная научно-популярная онлайн - энциклопедия «Кругосвет». Александер Сэмюэл. [Электронный ресурс] /статья. 2013. - Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/filosofiya/ALEKSANDER_SE MYUEL.html

117. Ушаков, Д.В. Языки психологии творчества: Яков Александрович Пономарев и его научная школа / Д.В. Ушаков. - М.: Институт психологии РАН, 2006.-624 с.

118. Фейдимен, Дж., Фрейгер, Р. Абрахам Маслоу и психология самоактуализации [Электронный ресурс] / Дж.Фейдимен, Р. Фрейгер. из кн.: Личность и личностный рост, 2013. - Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/feidiO l/txt02.html 9

119. Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. A.A. Ивина. — М.: Гардарики, 2004. — 1072 с.

120. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: (Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов - М.: Сов. Энциклопедия, 1983. -840 с.

121. Флоренский, П.А. Иконостас. Избранные труды по искусству/ П.А. Флоренский - СПб.: Мифрил, Русская книга, 1993. - 373 с.

122. Флорида, Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее / Ричард Флорида. - М.: Классика - XXI, 2007. - 432 с.

123. Фрагменты ранних греческих философов / под ред. И.Д. Рожанского, изд. подгот. A.B. Лебедев. - М.: Наука, 1989 - 576 с.

124. Франкл, В. Человек в поисках смысла / Виктор Франкл. - М.: Прогресс, 1990.-372 с.

125. Фрейд, 3. Основные психологические теории в психоанализе / Зигмунд Фрейд, пер. М. В. Вульф. - М.: ACT, 2006. - 400 с.

126. Фромм, Э.З. Величие и ограниченность теории Фрейда / Эрих Зелигманн Фромм. - М.: ACT, 2000. - 448 с.

127. Хайдеггер, М. Пролегомены к истории понятия времени/ Мартин Хайдеггер. Томск: Водолей, 1998. - 384 с.

128. Хайдеггер, М. Письмо о гуманизме [Электронный ресурс] / Мартин Хайдеггер // Бытие и время, пер. В. В. Бибихина. - М.: Республика, 1993 -Режим доступа: http://philosophy.ru/library/heideg/humanism.html

129. Хеллер, К.А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков / К.А. Хеллер // Основные современные концепции творчества и одаренности, под ред. Д.Б. Богоявленской. -М.: Молодая гвардия, 1997.

130. Херсонский, Б.Г. Метод пиктограмм в психодиагностике / Б.Г .Херсонский. - СПб: Сенсор, 2000. - 128 с.

131. Хокинс, Дж. Креативная экономика: Как превратить идеи в деньги / Джон Хокинс. - М.: Классика-ХХ1, 2011 - 256 с.

132. Холодная, М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. / М.А. Холодная - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2004. — 384 с: ил.

133. Холодная, М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М.А. Холодная - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2002. - 272 с.

134. Шадриков, В.Д. Введение в психологию: способности человека / В.Д. Шадриков. -М: Логос, 2002. - 160 с.

135. Шадриков, В.Д. О содержании понятий «способность» и «одаренность» / В.Д. Шадриков // Психологический журнал. - 1983. - № 5. - с. 3-10.

136. Шадриков, В.Д. Способности человека [Электронный ресурс] / В.Д. Шадриков - М.: Институт практической психологи, 1997. — 288 с. - Режим доступа: http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=794

137. Шеллинг, Ф.В.Й. Философия искусства (Сер. Философское наследие) /

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг, пер. П.С. Попов. - М.: Мысль, 1966. -480 с.

138. Шмутцер, Э., Шютц, В. Галилео Галилей / Э. Шмутцер, В. Шютц. - М.: Мир, 1987. - 140 с.

139. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в 82 тт. и 4 доп. тт. [Электронный ресурс]/ М.: Терра, - Режим доступа: 2001http ://епс-dic.com/brokgause/

140. Энциклопедия Кольера. [Электронный ресурс]/ Александер Сэмюэл статья, /Спенсер Герберт статья - Режим доступа: http://enc-dic.eom/colier/_/

141. Эсаулов, А.Ф. Генезис творчества и закономерности его развития /А. Ф. Эсаулов // Вопросы психологии. - 1983. - № 2 - с. 90.

142. Юнг, К Г. Структура психики и процесс индивидуации / Карл Густав Юнг. -М.: Наука, 1996.-296 с.

143. Юнг, К.Г. Воспоминания, сновидения, размышления / Карл Густав Юнг. пер. с нем. И. Булыкиной. - Киев: AirLand, 1994 — 405 с.

144. Юнг, К.Г. Синхрония / Карл Густав Юнг. пер. О.О. Чистяков, C.JI. Удовик. - Киев: Ваклер, 2003. - 320 с.

145. Ярошевский, М.Г. История психологии от античности до середины XX в.: учебное пособие / М.Г. Ярошевский. - М.: Акодемия, 1996. - 416 с.

146. Ясницкий, А.К истории культурно-исторической гештальтпеихологии: Выготский, Лурия, Коффка, Левин и др./ А.К. Ясницкий // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека. М:. Дубна, 2012.-№ 1.

147. Guilford J.P. (1982). Is some creative thinking irrational? //J. of Creative Behavior. V. 16(3).-P. 151-154.

148. Harvey O.J., Hunt D.E., Schroder H.M. Conceptual system and personality

organization. N.Y.: Wiley Sons. 1961.

149. Koffka K. Principles of Gestalt Psychology. B.-N.Y., 1971

150. Langly, P. A computational model of scientific insight / P. Langly, R. Johns // R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. - Cambridge: Cambr. Press, 1988.-P. 177-201.

151. Maslow A. H. A theory of metamotivation: The biological rooting of the value-life // Sutich A. J., Vich M. A. (eds). Readings in humanistic psychology. N.Y.: Free Press, 1969.-P. 153-199

152. RenzuIIi, J.S. (2005). The Three-Ring Conception of Giftedness: A Developmental Model for Promoting Creative Productivity. In R.J. Sternberg, &J.E. Davidson (Eds.). Conceptions of Giftedness. - P. 246-279.

153. Sternberg R.J., Lubart T. I. Investing in creativity // American psychologist. — 1996._V. 51.№.7.

154. Sternberg R.J. Procedures for identifying intellectual potential in the gifted: A perspective on alternative "Metaphors of Mind". In: // Heller K.A. et al. (Eds.).Sternberg R. General intellectual ability // Human abilities by R. Sternberg. 1985. P. 5-31.

155. Torrance E. P. Scientific views of creativity and factors affecting its growth. Daedalus: Creativity and Learning, 1965. - P. 663-679.

156. Torrance, E.P. The nature of creativity as manifest in the testing / E.P. Torrance // R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. - Cambridge: Cambr. Press, 1988.-P. 43-75.

157. Wollach M.A., Kogan N.A. A new look at the creativity - intelligence distinction // Journal of Personality. 1965. № 33. - P. 348-369.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.