Своеобразие жанра романа в стихах как специфической формы поэтического эпоса мордовской литературы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Вельдяйкина, Елена Ивановна

  • Вельдяйкина, Елена Ивановна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2006, Саранск
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 156
Вельдяйкина, Елена Ивановна. Своеобразие жанра романа в стихах как специфической формы поэтического эпоса мордовской литературы: дис. кандидат филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Саранск. 2006. 156 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Вельдяйкина, Елена Ивановна

Введение

1. Становление жанра стихотворного романа как специфической формы поэтического эпоса мордовской литературы

2. Идейно-эстетические и художественные особенности романов в стихах «Ламзурь» и «Покш ки лангсо умарина» («Яблоня у большой дороги») А. Д. Куторкина

3. Жанрово-тематическое своеобразие романа в стихах «Ава ды лей» («Женщина и река») И. А. Калинкина

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Своеобразие жанра романа в стихах как специфической формы поэтического эпоса мордовской литературы»

Актуальность диссертационного исследования. Тема, давшая название настоящей диссертации, самым непосредственным образом связана с необходимостью восстановления реальной картины развития мордовской литературы на материале становления в ней жанра стихотворного романа. В современных условиях, когда в сфере изучения национальных и межнациональных отношений в науке на передний план выдвинулась разработка проблем возрождения культурных традиций народов России, тема настоящего диссертационного исследования приобретает общенаучное историко-литературное значение. Актуальность ее связана с необходимостью конкретизации и дополнения реальной картины формирования мордовской литературы в целом и отдельных ее жанров, в частности стихотворного романа. Однако в литературоведении Мордовии, не смотря на большое количество исследований по истории национальной литературы, вопрос о становлении и развитии жанра стихотворного романа по существу все еще остается неисследованной проблемой не только в методологическом, но и в фактологическом отношении. Иначе говоря, тема настоящей диссертации и поныне остается не просто мало исследованной, но и новой, прежде всего, для мордовского литературоведения.

Становление и развитие жанра романа в стихах, на наш взгляд, позволяет говорить, с одной стороны, о стабильном оформлении собственно-национальных художественных традиций мордовской литературы на современном этапе, а с другой, показывает новые исходно-типологические начала, которые позволяют говорить о классическом пути развития литератур малых народов, о постепенном выравнивании их художественного опыта по отношению к литературам более зрелым, старописьменным.

В романе в стихах отражаются важнейшие стороны национально-своеобразного общественно-исторического сознания мордовского народа, его идеалы, нравственно-эстетические ценности, философские и мировоззренческие позиции. Отсюда совершенно очевидно, какое исключительно важное значение приобретает выяснение места и роли жанра романа в стихах в формировании историко-литературных и культурных традиций мордовского народа.

Сейчас, когда уже написаны «Очерк мордовской литературы» (1956) и «История мордовской литературы» (1968, 1971, 1974), содержащие не только обзорные главы, но и литературные портреты многих писателей, когда появились монографии, посвященные изучению отдельных жанров, досадным пробелом выглядит отсутствие литературоведческих работ о путях становления и развития жанра романа в стихах. Все это однозначно обедняет наше литературоведение, смещает оценки и выводы, уводит от объективной картины становления и развития мордовского историко-литературного процесса. В связи с этим исследование путей становления и развития жанра романа в стихах приобретает не только важное историко-литературное значение, но и становится одновременно проблемой изучения национального литературного процесса, начиная с ранних стадий его развития и до современности. В значительной мере этим подтверждается актуальность нашей работы.

Для понимания места и роли стихотворного романа в развитии мордовского историко-литературного процесса представляется необходимым обратиться к основным этапам становления данного жанра в мордовской литературе. Как справедливо отмечается в «Истории мордовской литературы», путь к стихотворному роману в мордовской литературе проходит через весь предшествующий период ее развития (История мордовской литературы, 1968: С. 89). На наш взгляд, жанр романа в стихах вызревает в рамках эпической и лиро-эпической поэмы. Так, уже в первой половине 30-х годов XX века М. И. Безбородое задумал написать большое поэтическое произведение об исторической судьбе мордовского народа, о его участии в трех революциях. Оно должно было состоять из трех частей - «За землю», «За волю», «За лучшую долю». Из задуманного удалось написать только одну часть - поэму «Волянкса» («За волю»). Судя уже по этой части, произведение М. И. Безбородова могло свободно перерасти в стихотворную повесть или даже в национальный стихотворный роман. Во второй половине 30-х годов появляется роман в стихах

Киняль» (1933) А. М. Лукьянова, в котором молодой писатель-новатор эпически широко показал участие заволжской мордвы в событиях революции и гражданской войны, и которым по существу положил начало утверждению в мордовской литературе крупных эпических форм поэзии, которые сегодня не без основания претендуют называться репрезентативными жанрами нашей литературы.

В послевоенной мордовской литературе А. К. Мартынов успешно выступил с повестью в стихах «Монь ял гам» («Мой товарищ») (1947), посвященной событиям Великой Отечественной войны. К этому времени относятся опыты создания стихотворного романа Ф. С. Атяниным. Он выступил с двумя стихотворными повестями «Шадось ушедсь» («Лед тронулся») и «Варьхмодема лан-га» («На рассвете»), которые по своим жанровым признакам стоят между поэмой и стихотворным романом. В этом ряду нельзя не отметить стихотворную повесть И. В. Чигодайкина «Кши и сал» («Хлеб и соль»), поэму А. С. Малькина «Мода» («Земля») и другие произведения, способствовавшие дальнейшему освоению традиций крупных форм национального поэтического эпоса.

Все эти важнейшие этапы развития национальной поэзии являются подступами к стихотворному роману. Поэтому его появление в мордовской литературе не следует считать случайным явлением. Оно продиктовано всей логикой развития мордовской литературы, которая в своем становлении опиралась на фольклорные традиции и художественный опыт более развитых литератур. Интересно отметить, что аналогичные процессы происходят и в поволжских литературах. За сравнительно короткий срок в них появилось несколько больших поэтических полотен. Здесь следует назвать стихотворный роман «Перевал» и стихотворную повесть «Дед Кельбук» чувашского писателя Я. Ухсая, стихотворные романы «Семья Аптраман» П. Хузангая и «Атнер» Ю. Айдаша, марийские повести в стихах «Марийский цветок» М. Якимова, «Белая лебедь» С. Вишневского и др.

Увлечение крупными эпическими формами поэзии, - пишет А. В. Алешкин, - было в какой-то мере явлением повсеместным, характерным и для литератур, имеющих многовековые художественные традиции, в том числе и в русской литературе» (Алешкин, 1978: С. 117).

В чем тут дело? Только ли фольклор сыграл здесь роль стимулирующего фактора? Ведь опора на эпические формы народного творчества - это общее явление, свойственное самым различным литературам, в том числе и тем, которые давно уже отошли от прямолинейного фольклоризма, и эпичность истории ярко показали в прозаических романах. Именно из этого положения исходил в свое время известный поэт Н. И. Рыленков, когда говорил, что «роман в стихах как-то не прижился. Ни эпопеи Сельвинского, ни попытки других поэтов, бравшихся за этот жанр, не стоят на уровне высших достижений литератур нашей страны, при всей талантливости некоторых из них. В чем тут дело? Мне представляется, что в наше время больших дифференциаций литературных жанров, вряд ли есть необходимость излагать стихами то, что можно с большим успехом сказать в прозе» (Рыленков, 1962: С. 22). В подтверждение своих рассуждений Н. И. Рыленков указывает на стихотворный роман «Добровольцы» Е. Долматовского, утверждая, что «большая поэтическая форма оказалась явно не по плечу автору многих популярных песен» (Рыленков, 1962: С. 23).

Это положение, высказанное Н. И. Рыленковым в книге «Традиции и новаторство», позднее еще раз было конкретизировано по отношению к «Семье Аптраман» П. Хузангая на расширенном секретариате Союза писателей России, где он, развивая ранее высказанную мысль, говорил о том, что «роман в стихах был нужен тогда, когда жил А. С. Пушкин, когда не была хорошо развита проза» (Второй съезд советских писателей, 1956: С. 41).

Такой же точки зрения по отношению к стихотворному роману придерживается другой российский поэт Н. Доризо. К ним примыкает в своих убеждениях чувашский литературовед А. Терентьев, который считает роман в стихах «странным делом», как он в свое время заявил о стихотворном романе «Перевал» Я. Ухсая.

Правда, наряду с такими убеждениями существует и другое мнение о судьбах стихотворного романа. Известный азербайджанский поэт и знаток литературы Самед Вургун на Втором съезде писателей СССР говорил: «Не время думать, что форма романа в стихах и больших эпических форм устарела для нашего времени, что она была закономерной только для того периода, когда роман в прозе еще не развивался. По сравнению с лирикой эпическая поэзия дает художнику возможность лирических и философских размышлений. Эпическая поэзия как нельзя лучше способствует всестороннему и полному раскрытию творческих возможностей поэта, в том числе и его лирического дарования» (Второй съезд советских писателей, 1956: С. 65).

Такая точка зрения, на наш взгляд, более перспективна, так как она учитывает диалектику расширяющихся и меняющихся возможностей эпической поэзии, связанных с углублением лирико-философской содержательности в художественном раскрытии этапных периодов исторического развития народной жизни.

Трудно, конечно, создать поэтическое великолепие, близкое «Евгению Онегину», - отмечает Н. И. Черапкин, - трудно, но, как нам представляется, от этого жанр романа в стихах не теряет права на существование. Эта мысль будет в какой-то мере справедлива и по отношению к другим жанрам. Басня, например, тоже казалась исчерпанной как жанр гением И. А. Крылова, но она живет» (Черапкин, 1973: С. 149).

Несмотря на категорические мнения литературоведов, роман в стихах существует. «А вот где, почему и насколько жизнеспособно, вопрос совсем другой, .не всегда объяснимый ни уровнем развития прозаического романа, способного якобы оживить или затормозить интерес к роману стихотворному, ни представлением об исчерпанности стихотворного романа как жанра» (Алешкин, 1985: С. 133).

Живая практика литературной жизни показывает, что интерес к большим формам поэтического эпоса сохраняется преимущественно у народов, литературы которых, будучи тесно связанными с национально-эпическими традициями фольклора, и поныне еще испытывают большую потребность в художественном обобщении исторического опыта народа. Стихотворный роман с его широкими возможностями для синтеза лирики и эпоса, как ни один другой жанр, более всего отвечает этой потребности. Именно этим, на наш взгляд, и объясняется интенсивное развитие стихотворных романов и повестей в мордовской литературе.

Первым опытом создания широкомасштабного стихотворного романа в ней явился роман А. Д. Куторкина «Ламзурь» (1941), посвященный конкретно-историческим событиям прошлого - Терюшевскому восстанию мордвы в 1743 - 1745 годах. Конечно, не все А. Д. Куторкину удалось сделать так хорошо, как было задумано. Не случайно, не было единого мнения среди критиков в том, к какому жанру следует отнести это произведение. Одни критики рассматривали это произведение как поэму (Маскаев: 1941), другие - как роман в стихах (Киргашкин, 1965: С. 31).

Как нам представляется, есть доля правды в утверждениях и той и другой стороны. Ведь стихотворный роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» В. Г. Белинский тоже называет поэмой (Белинский, 1959: С. 435). Поэма как жанровое определение в научной литературе употребляется в том смысле, когда в поэтической форме отражается жизнь народа во всех ее сложностях и противоречиях. В этом смысле «Ламзурь» А. Д. Куторкина - поэма историческая. Но по своим жанрово-стилевым признакам: многоплановости, широкому охвату жизни, показу размаха народного движения, введению в ткань повествования диалогов и монологов, лирических и авторских отступлений - она представляет собой романную форму.

Как нам кажется, при определении жанра произведения нельзя исходить из объемно-количественных показателей: поэма меньше, стихотворный роман больше по количеству глав, действующих лиц. В этом случае, прежде всего, нужно учитывать масштаб и характер изображаемых событий, их общественно-историческую значимость, эпическую широту, полноту и глубину образного отражения наиболее важных явлений народной жизни. Такой широтой охвата жизни мордовского народа отличается стихотворный роман А. Д. Куторкина «Покш ки лангсо умарина» («Яблоня у большой дороги»), ставший венцом жанра стихотворного романа в мордовской литературе. Произведение это убедительно подтверждает мысль, что в прочных связях с традициями народного эпоса находится одна из важнейших особенностей поэтического творчества как самого А. Д. Куторкина, так и эпико-повествовательных жанров всей мордовской литературы. Основу художественного новаторства в романе в стихах «Яблоня у большой дороги» составляет опора на национально-эпические традиции мордовского фольклора. Суть его заключается в стремлении А. Д. Куторкина осветить судьбы и характеры героев светом народных идеалов, органически соединенных с показом конкретных исторических событий. Через фольклорно-романтические образы в романе высвечен глубокий характер социально-исторических явлений национальной истории мордовского народа. Таким образом, роман в стихах «Яблоня у большой дороги» засвидетельствовал собой появление стихотворного романа в мордовской литературе. На современном этапе развития мордовской литературы традиции, заложенные А. Д. Куторкиным в освоении жанра романа в стихах, продолжил народный поэт Республики Мордовия И. А. Калинкин, выступивший в 1995 году с романом в стихах «Ава ды лей» («Женщина и река»). Внимательно вчитываясь в идейно-художественный замысел автора, невольно сталкиваешься с совершенно новой, ранее малознакомой для мордовской эпической поэзии природой изображения социальных конфликтов и обрисовкой личности героев. В центр повествования в ней выдвинуто само время - наша современность. Причем, она осмысливается не столько через действие и поступки героев, сколько через лирико-философские раздумья о времени и зрелости своих героев, сопричастность их к общему бытию. В этом, пожалуй, как раз и заключается то идейно-художественное и эстетическое своеобразие, которое постепенно вырисовывается в мордовской эпической поэзии, как самая добрая примета ее современного состояния.

Таким образом, стихотворный роман как специфическая форма поэтического эпоса начинает занимать достойное место среди других жанровых форм мордовской литературы. Все чаще и чаще мордовские писатели стали обращаться к жанру романа в стихах в целях поэтического воспроизведения жизни родного народа в далеком прошлом, воспевание его настоящего и проекции будущего. В связи с этим возникает объективная необходимость рассмотрения основных этапов становления и развития романа в стихах в мордовской литературе, выявления его места в национальном историко-литературном процессе, а также его жанрово-стилевых особенностей.

Необходимость изучения этой проблемы в мордовском литературоведении назрела давно, но лишь в последнее время ученые стали уделять ей пристальное внимание. Первыми литературно-критическими статьями, посвященными рассмотрению жанровой специфики романа в стихах в мордовской литературе, были по существу рецензии и отзывы на книги и отдельные произведения писателей. Таковы, например, статьи И. Ф. Чумакова «Тундань лаца свежай книга» («Новая книга, свежая как весна») о поэме «Волянкса» М. И. Безбородова, рецензии известных мордовских поэтов А. С. Малькина «Стихса мокшень повесть» («Повесть в стихах на мокшанском языке» на стихотворную повесть Ф. С. Атянина «Шадось ушедсь» («Лед тронулся»), А. М. Моро «Монь ялгам» («Мой товарищ») и А. Богомолова «Геройде поэма» («Поэма о герое») на повесть в стихах А. К. Мартынова «Монь ялгам» («Мой товарищ»), а также предисловие А. И. Маскаева к отдельному изданию «Лам-зури» А. Д. Куторкина. Большинство высказываний в них носили газетно-просветительский характер, посвящались преимущественно идейно-художественному анализу произведений и не претендовали на широкие обобщения. Имея в основном констатационный характер, они во многом способствовали зарождению интереса литературоведов к этой проблеме. Критики с одобрением отметили тяготение писателей к эпически емкой манере письма, тесную связь с устным народным творчеством, стремление к освещению жизни своего народа в различные периоды его национальной истории. Но одновременно указали и на недостатки произведений, как на следствие, в основном слабости художественного обобщения, недостаточную глубину раскрытия и абстрагирования явлений и фактов действительности. В то же время они отмеи тили, что все эти произведения остались незамеченными в критике, не получили верной оценочной трактовки. Надо сказать, что такое положение в отношении первых стихотворных романов сохраняется до сих пор. Хотя уже в них по-своему проявилась глубоко самобытная творческая личность писателей, особенности их творческого дарования, специфика психологического раскрытия, типизации художественных образов, построения сюжета и языковое новаторство.

Разноречивые мнения среди критиков вызвал роман в стихах «Ламзурь» А. Д. Куторкина. Мнения критиков разошлись в оценке образа центрального персонажа - исторического героя Несмеяна Васильева - Кривова. Одни видели в нем конкретную историческую личность (История мордовской советской литературы, 1956: С. 98), другие же - чуть ли не романтического сказочного чародея (Маскаев, 1941: С. 72). Не было единого мнения и в том, к какому жанру отнести «Ламзурь». Одни литературоведы рассматривали его как поэму (Маскаев, 1941: С. 82), другие как роман в стихах (Кирюшкин, 1965: С. 31). Противоречивые суждения о «Ламзури» во многом объяснялись недостаточным уровнем самой мордовской критики, неглубоким пониманием диалектики художественного вымысла и конкретной исторической правды.

Большое внимание уделили литературоведы и другому произведению А. Д. Куторкина - роману в стихах «Яблоня у большой дороги», который увидел свет в 1958 году и сразу был переведен на русский язык. В отличие от других произведений, роман в стихах «Яблоня у большой дороги» критикой был оценен как большой успех писателя и всей мордовской литературы в целом. Положительно отозвались о романе не только исследователи мордовской литературы, но российская критика. Московские писатели и критики, принимавшие в 1951 году участие в обсуждении первого варианта этого произведения, отметили, что роман А. Д. Куторкина является большой творческой удачей, а критик В. В. Гоффеншефер подчеркнул, что «.талант и мастерство поэта сказываются в точных и ярких изображениях персонажей, в характеристике людей, в особенности стариков и детей, в хорошем, в мягком юморе и, главное, в превосходных традициях. Роман А. Д. Куторкина пестрит песнями, сказами, легендами и в самом повествовании чувствуется традиция, идущая от фольклора» (ЦГА РМ, ф. р-356, оп. 1, инв. № 252, С. 157).

Исследователи мордовской литературы также положительно высказались относительно этого произведения. Так, Б. Е. Кирюшкин, не претендуя на глубокое рассмотрение проблем и особенностей романа, впервые указал на фольклор как на важный источник, формирующий самобытность таланта писателя. Критик в частности отметил, что в романе А. Д. Куторкина «впервые в мордовской литературе предстают конкретные исторические герои и конкретные исторические события, высвеченные эстетическим народным опытом и народной эстетикой» (Кирюшкин, 1959: С. 99).

Другой исследователь этого романа А. В. Алешкин отметил принципиально важное значение этого произведения в развитии мордовской эпической поэзии. Оно, по мнению критика, состоит в том, что «традиции национального фольклора использованы автором с учетом органической связи с достижениями современного отечественного романа, что произведение писателя давно уже стало классикой мордовской литературы» (Алешкин, 1978: С. 125).

О стихотворном романе «Яблоня у большой дороги» А. Д. Куторкина свою точку зрения высказали И. К. Инжеватов, В. В. Горбунов, Г. И. Горбунов, Н. И. Черапкин, Б. Е. Кирюшкин, А. Г. Борисов, А. И. Брыжинский, В. М. Макушкин, Н. В. Зиновьев, М. И. Малькина, Н. М. Сайгин, М. И. Ломшин и другие. Рассматривая роман в стихах «Яблоня у большой дороги», они единогласно отмечают тягу писателя к эпичности, к широкому изображению исторического прошлого родного народа, своеобразие реализма, основанного на творческом использовании традиций устного народного творчества.

По мере развития мордовского литературоведения стали появляться исследования, анализирующие не только отдельные стихотворные повести и романы писателей, но и рассматривающие их в связи с развитием мордовского историко-литературного процесса. Первые стихотворные повести и романы в контексте развития мордовской литературы впервые были рассмотрены в учебных пособиях «Мордовская советская литература» А. И. Маскаева и Н. И. Черапкина, «Мордовская советская литература» В. В. Горбунова, вышедших в 1952 году, в «Очерке истории мордовской советской литературы», изданном в 1956 году в качестве учебного пособия для средних школ и педагогических училищ. Разумеется, ни статьи, ни отдельные пособия не могли претендовать на раскрытие своебразия жанра стихотворного романа как специфической формы поэтического эпоса мордовской литературы, более того - в них давалась лишь краткая биографическая справка о писателе, и делался преимущественно идейно-художественный анализ его произведений.

Необходимо отметить, что первые исследования, посвященные рассмотрению мордовского историко-литературного процесса, способствовали появлению работ, в которых предпринимается попытка собрать и систематизировать материал о романе вообще, и в стихах в частности, рассеянный по статьям и рецензиям. Одним из них стала монография Б. Е. Кирюшкина «Мордовский советский роман» (1965). Рассматривая истоки возникновения мордовского романа как такового, он останавливается на стихотворном романе как специфической форме поэтического эпоса мордовской литературы. Автор глубоко и основательно раскрыл жанрово-тематические и художественные особенности стихотворных романов А. М. Лукьянова, А. Д. Куторкина и других. Б. Е. Кирюш-кин впервые указал на такие жанровые особенности романа в стихах, как присутствие в нем образа лирического героя-повествователя, который, как правило, выражает мысли и чувства автора, многоплановость и полифонизм в обрисовке героев и событий, фрагментарность сюжетных решений, чередование сюжета с лирическими отступлениями.

Несколько позже появляется работа Н. И. Черапкина «В братском содружестве» (1969), в которой делается попытка осмысления развития мордовского историко-литературного процесса в типологической связи с литературами Среднего Поволжья. Естественно, исследователь не мог оставить без внимания вопрос о становлении и развитии жанра стихотворного романа в литературах народов этого региона. Рассматривая типологически однородные процессы в развитии мордовской, марийской и чувашской литератур, Н. И. Черапкин аргументировано опровергает выводы отдельных ученых об исчерпанности стихотворного романа как жанра на основе глубокого научного анализа романов и повестей в стихах чувашских писателей Я. Ухсая и П. Хузангая «Перевал», «Дед Кельбук» и «Семья Аптраман», а также мордовского писателя А. Д. Ку-торкина «Яблоня у большой дороги». Несмотря на категорические мнения литературоведов, как показал Н. И. Черапкин, роман в стихах в этих литературах существует, и интерес к нему со временем не ослабевает. Впоследствии эту точку зрения он развил в своей работе «Притоки» (1973).

Значительным вкладом в изучение путей становления и развития жанра стихотворного романа в мордовской литературе явились работы известного мордовского литературоведа А. В. Алешкина «Единство традиций» (1978) и «Эпос дружбы» (1985), в которых дается проблемный анализ произведений эпической поэзии мордовского, марийского, чувашского и других младописьменных народов. В них показывается принципиально новое эстетическое и художественное новаторство писателей в крупных жанровых формах эпической поэзии, в том числе в жанре стихотворного романа, который, по мнению автора, является специфическим жанровым образованием в общей структуре эпической поэзии многонациональной литературы народов нашей страны (Алеш-кин, 1985: С. 175).

Оценивая по достоинству все вышеперечисленные работы, следует отметить отсутствие специальных исследований, посвященных рассмотрению путей становления и развития жанра стихотворного романа в мордовской литературе. Во всех этих работах проблемы жанра романа в стихах в мордовской литературе освещались преимущественно на уровне рассмотрения творчества отдельных писателей или жанров, литературоведы не делали ее целью специального анализа, так как ими решались иные вопросы. По этой причине монографических работ по поставленной проблеме до сих пор в мордовском литературоведении нет.

Предлагаемая диссертационная работа, не претендуя на широкое раскрытие вопроса о специфике жанра стихотворного романа как одной из форм поэтического эпоса мордовской литературы, призвана восполнить тот пробел, который существует в мордовском литературоведении в отношении путей становления и развития данного жанра, проследить плодотворность новаторских поисков Д. И. Морского, М. И. Безбородова, Я. Я. Кулдуркаева, П. С. Кириллова, А. М. Лукьянова, А. Д. Куторкина, И. А. Калинкина и других, тех их традиций, которые оказали значительное воздействие на освоение современной мордовской литературой новых идейно-эстетических вершин, показать на примере их произведений идейно-художественный и жанрово-стилевой рост мордовской литературы и на материале романа в стихах раскрыть особенности развития в ней крупных форм эпической поэзии.

Научная новизна диссертацинного исследования заключается в том, что в нем впервые в мордовском литературоведении рассматривается становление и развитие жанра романа в стихах в связи с формированием национального литературного процесса и его влияние на последующее развитие поэтического эпоса мордовской литературы. Изучение жанра стихотворного романа в таком аспекте дополняет и углубляет представления о сложном пути и закономерностях развития мордовской литературы, дает представление о своеобразии формирования ее собственных национально-художественных традиций, а также в создании его идейно-эстетического фундамента. Новизна работы определяется также конкретностью и малоизученностью материала исследования. Предлагаемая диссертационная работа, не претендуя на широкое раскрытие вопроса о своеобразии жанра стихотворного романа как специфической формы поэтического эпоса мордовской литературы, призвана восполнить тот пробел, который в настоящее время существует в изучении поставленной проблемы.

Цели и задачи диссертационного исследования. Целью данной диссертации является проблемное исследование основных этапов становления и развития жанра романа в стихах мордовской литературе, его влияния на формирование видов и жанров поэтического эпоса национальной литературы, освоение приемов и методов творческого воспроизведения действительности, оформление им основного арсенала художественно-изобразительных средств на базе народно-поэтического видения окружающего мира, закрепление национально-эстетических принципов изображения жизни, формирование собственно-национальных художественных традиций поэтического эпоса.

Реализация этой цели предполагает:

- рассмотреть основные этапы становления и развития жанра романа в стихах как специфической формы поэтического эпоса мордовской литературы;

- выявить своеобразие стихотворных романов А. Д. Куторкина, И. А. Калинкина и других писателей, обратив при этом внимание на их тематические и жанровые особенности, глубину освоения материала и сюжеты;

- показать, как в процессе своего развития мордовская литература достигает уровня, на котором в ней появляются стихотворные романы, отражающие наиболее существенные особенности эстетики и поэтики национального мировосприятия;

- через анализ форм поэтического эпоса, характерных для творчества М. И. Безбородова, И. А. Калинкина, П. С. Кириллова, Я. Я. Кулдуркаева, А. Д. Куторкина, А. К. Мартынова, А. М. Лукьянова и других, показать их плодотворность и потенциальные возможности дальнейшего развития;

- показать особенности эстетики и национального миропонимания мордовских писателей в жанре стихотворного романа, своеобразия художественного вымысла их романов, языка и стиля, взаимодействия в них культурных и этнических традиций.

Объектом диссертационного исследования являются произведения М. И. Безбородова, И. А. Калинкина, П. С. Кириллова, Я. Я. Кулдуркаева, А. Д. Куторкина, А. М. Лукьянова, А. К. Мартынова, Д. И. Морского и других писателей. Для показа преемственности литературных традиций и их сравнительно-типологической характеристики привлекаются произведения чувашских писателей 10. Айдаша, П. Хузангая, Я. Ухсая и др., выступивших почти одновременно с романами в стихах в своих литературах. В процессе работы были привлечены и прокомментированы статьи, рецензии и обзоры, привлечены и прокомментированы статьи, рецензии и обзоры, размышления и воспоминания писателей в аспекте поставленной проблемы.

Методологические и теоретические основы диссертационного исследования. Методологической основой диссертации является этико-философская концепция о диалектическом соотношении общего и особенного в художественной литературе. Теоретической основой послужили труды известных отечественных литературоведов, критиков и историков русской литературы по проблемам жанра: М. М. Бахтина, Г. А. Белой, А. Г. Бочарова, Л. Я. Гинзбург, Н. А. Гуляева, Л. Ф. Ершова, Е. И. Журбиной, В. Я. Канторовича, Л. И. Тимофеева, М. Б. Храпченко и других, а также мордовских литературоведов В. В. Горбунова, Н. И. Черапкина, Б. Е. Кирюшкина, В. М. Макушкина, А. И. Брыжинского, А. В. Алешкина, Г. И. Горбунова, М. И. Ломшина и других.

В методах исследования основой работы явился принцип конкретно-исторического подхода к оценке рассматриваемых явлений и фактов. Исходными методологическими принципами, позволяющими проследить эволюцию жанра романа в стихах в мордовской литературе с момента его зарождения и до обретения им зрелости с самостоятельной эстетикой и поэтикой, стали такие положения, как историзм литературы, зависимость литературного процесса от явлений общественно-исторического характера и своеобразия национального миропонимания. Изучение текстов, рукописных фондов, публикаций проводилось с точки зрения закономерностей развития тех культурологических процессов, которые объективно происходили не только в отдельно взятом регионе, но имели общероссийский характер. Поэтому анализ стихотворных романов мордовской литературы частично соотносится с аналогичными произведениями многонациональной литературы народов нашей страны.

Практическая значимость диссертационного исследования определяется тем, что выявленные в нем особенности и общие закономерности формирования и развития жанра романа в стихах в мордовской литературе расширяют и углубляют представление о его жанровом многообразии, а также о типологии и специфике становления в младописьменных литературах традиций крупных форм поэтического эпоса.

Аналитические результаты, содержащиеся в исследовании, могут быть использованы при дальнейшем изучении жанрового богатства мордовской литературы вообще, и романа в стихах в частности, а также при чтении лекций, спецкурсов, при разработке спецсеминаров для вузов. Теоретические положения и фактический материал диссертации могут быть использованы при составлении учебников и методических рекомендаций по мордовской литературе для вузов и общеобразовательных школ.

Апробацию диссертация проходила в отделе филологии и финноугроведения ГУ «Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия». Основные положения исследования нашли отражение в статьях, тезисах, опубликованных в периодической печати, а также в докладах и сообщениях на научно-теоретических конференциях разных уровней: ежегодные Огаревские чтения (2003, 2004); конференция молодых ученых Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева (2005); Республиканская научно-практическая конференция, посвященная 90-летию со дня рождения профессора В. В. Горбунова (Саранск, 2004); Межрегиональная конференция «Взаимодействие и взаимовлияние языков и литератур народов Поволжья и Приуралья», посвященная 100-летию со дня рождения известного финно-угроведа Пауля Аристэ (Саранск, 2005).

Структура диссертационного исследования продиктована логикой раскрытия темы и решения поставленных проблем. Она состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Вельдяйкина, Елена Ивановна

Заключение

Поступь многонациональной литературы народов России не можем себе представить без развития большого поэтического эпоса. Это развитие имеет активную осваивающую направленность, как в тематической, так и в жанровой сферах. Что же касается последнего, интересным явлением и даже открытием (закономерным, естественно) можно считать роман в стихах. Конечно, учитывая сложность создания, количественно он уступает любому другому эпическому жанру. Но данное обстоятельство не дает индульгенции литературоведческой науке за недостаточное к нему внимание. В диссертации сделана попытка - исследовать историю фомирования и развития романа в стихах в мордовской литературе.

Будучи романом, опирающимся на две родовые стихии - лирику и эпос, с появлением «Евгения Онегина», он четко выкристаллизовывается как самостоятельный жанр. Его своеобразие, особенности получили свое наиболее приемлемое, классическое выражение. Наверное, поэтому роман как жанр не вызывал и не вызывает у литературоведов особых дискуссионных вопросов. Хотя, нельзя сказать, что он имеет свое сравнительно научное определение. Но этого сделать почти невозможно, так как трудно провести четкую разделительную линию между, например, романом в стихах и стихотворной повестью или большой эпической поэмой (когда родовой доминантой является не «воспевающее» начало, а повествовательное). Со времен «Евгения Онегина» жанр романа в стихах в основном почти не изменился. Его типичные черты, отдельные особенности были подтверждены практикой использования этой формы в литературе народов Российской Федерации. Появились разновидности жанра: роман-поэма, роман-баллада, роман-легенда, роман-сказание и др. Это говорит о художественной перспективности и больших возможностях жанра, который по плечу многим поэтам-эпикам, черты которого определить не так трудно. В большей мере мы опираемся на описательное определение романа, взятое из «Истории русского советского романа» (1965): «Роман в стихах - оригинальный стык специфических признаков поэзии и прозы. Стихотворный роман тяготеет к многоплановому повествованию, с эпической полнотой осмысляющему действительность. В нем мы наблюдаем и значительное количество действующих лиц, одинаково претендующих на роль героя, и разветвленный сюжет, рассказывающий об истории человеческой судьбы, погружающий нас в размышления о личности и обществе. Но не будем забывать, что перед нами роман в стихах. Стих динамизирует повествование, «сокращает» его, переводит его зачастую из логического в эмоциональный план. Благодаря специфичности художественных средств поэзии, стихотворный роман более условен, чем прозаический, его характеры более «обобщены», повествование непрерывно сопровождается лирическим аккомпанементом» (История русского советского романа, 1965: С. 237). В мордовской литературе А. В. Алешкин дал следующее определение жанра стихотворного романа: «роман в стихах - лиро-эпический жанр мордовской поэзии. В отличие от романа роман в стихах более условен, тяготеет к емкости обобщения характеров и событий, олицетворяет типические черты личности и явления национальной истории; в романе в стихах присутствует образ лирического героя-повествователя, как правило, выражает мысли и чувства автора; события в романе в стихах взаимосвязаны и взаимообусловлены, что придает ему характер открытого отражения лирических переживаний в развитии сюжета и раскрытии образов. Формообразующая специфика жанра предполагает общий настрой произведения и особенности его структуры (повышенная эмоциональность, чередование сюжета с лирическими отступлениями, авторское отношение к изображению героев и событий и др.). Многоплановость и полифонизм в обрисовке героев и событий, фрагментность сюжетных решений и перенесение центра тяжести с эпической характеристики на отражение душевного состояния героев сближает его с жанром эпической поэмы и дает основание отнести его к его репрезентативным жанрам мордовской литературы» (Мордовия: Энциклопедия, 2004: С. 246).

Пока эти определения, как нам кажется, отвечают потребности литературоведческой науки. Но с появлением новых и новых произведений в ближайшее будущее в национальных литературах необходимо будет «дополнить» определение жанра, учитывая при этом его историческое прошлое.

Зарождению романа в стихах предшествовало длительное его формирование и выделение из лиро-эпоса литературного происхождения. Кроме того, немалое значение в этом принадлежит народно-поэтическому творчеству. Здесь берут свое начало корни стихотворного романа в мордовской, да и, собственно, в других национальных литературах. Примечательно, что во французской, немецкой и других европейских литературах произведения романного жанра в стихотворной форме бытовали еще в XII - XIII вв. Хотя они, в основном, и считаются романами переходными, ибо создавались в переломный период перехода от стихотворной формы к прозаической, все же некоторые их особенности сформировались и перешли в роман XIX - XX вв. Безусловно, в первую очередь эти особенности связаны со стихом, который с одной стороны - формальный признак, с другой - способ отображения. Они и составляют исторические корни стихотворного романа. Более значимыми считаются фольклорные корни, поскольку они в каждой национальной литературе, в частности в романе, составляют свой особенный колорит, национальный элемент. Литературные корни, как нам кажется, следует разделить на собственно литературные, межлитературные и литературный перевод. В первом случае имеется в виду, что в каждой литературе роман опирается на достижения других эпических жанров, особенно - эпической поэмы и прозаического романа. В другом, - учитывается постоянный процесс взаимовлияния и взаимообогащения литератур народов России в сфере освоения романа в стихах посредством тем, образов, исторических событий и т.д. В третьем — переводные романы становятся достоянием многих литератур, а значит, растет и число читателей; они становятся объектами для исследований литературоведами и школой (примером использования жанра) для писателей других национальных литератур. Отдельно следует остановиться еще на одном литературном корне - романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Гениальное творение русского поэта более чем полтора века является прекрасным образцом жанра. Особенно тщательно и детально опыт Пушкина-романиста изучали и изучают мордовские, чувашские и др. поэты. Это благотворно отобразилось на художественных особенностях их произведений и натолкнуло авторов на создание объемной строфы для романного отображения жизни (А. Д. Куторкин, И. А. Калинкин). Разумеется, рождение стихотворного романа происходило при воздействии вышеназванных корней вместо взятых и частично «переплавленных» в романе прозаическом и эпической поэме, а также - при непосредственном их влиянии (через тему, образ, стих, стиль, композицию и т.п.). Этот момент закономерный и касается большинства эпических жанров. Кроме этого, большое значение имеет авторская «подготовленность» в том или ином жанре, а также массовость читателя. Без успеха этих двух взаимосвязанных элементов не может быть и речи об исторической необходимости и «жизнестойкости» жанра.

Так, имея талантливых поэтов-эпиков, мордовская дооктябрьская литература стихотворного романа не дала. Но своим творчеством они обогатили мордовскую литературу, утвердили новые эпические возможности ее, подготавливая тем самым романную почву. Уже в первой половине 30-х годов XX века мордовская литература активно включается в освоение новой действительности. Желание отобразить полнее, объемнее картину современности приводило поэтов к использованию крупных жанровых форм стихотворного эпоса. Так, в 1933 году появляется «Киняль» А. М. Лукьянова. Это первый в мордовской литературе роман в стихах. Конечно, он далек от современного понимания жанра, больше тяготеет к поэме. Но все же это роман, каков бы он ни был, есть роман. В этой первой попытке создания романа в стихах находим действительно романные элементы: разнообразие жизненного материала, углубление в его детали, эволюция событий, характеров, а также романно-повествовательное начало с элементами многоплановости и т.д.

В эти годы пробует свои силы в освоении жанра романа в стихах и М. И. Безбородов. Он задумал написать большое поэтическое полотно об участии мордовского народа в трех революциях. Оно должно было состоять из трех частей - «За землю», «За волю», «За лучшую долю». Но, к сожалению, в силу сложившихся обстоятельств, он не успел закончить задуманное. Но его поэмы «Ёфкс, кона ульсь» («Сказка-быль») и «Волянкса» («За волю») стали одними из первых в мордовской литературе крупными жанровыми формами поэтического эпоса, имеющими ярко выраженные романные элементы

В 40-е годы XX века мордовские писатели, опираясь на традиции своих предшественников, вплотную подходят к созданию жанра стихотворного романа. Накопленный творческий опыт в области малых лиро-эпических форм (поэма и повесть в стихах) дал возможность мордовским писателям обратиться к более крупным произведениям. В годы Великой Отечественной войны в мордовской литературе усиливается интерес к исторической тематике. Мордовская эпическая поэзия, как и в других национальных литературах, успешно развивалась и выполняла свою общественную функцию - разработку тем национальной истории. Осмысление исторического прошлого, его переломных периодов ярко проявилось и в творчестве А. Д. Куторкина. Для него обращение к страницам национальной истории было делом не новым, потому что основные тенденции его творческого развития совпадали с потребностями как послереволюционного, так и военного времени. Уже в 1941 году А. Д. Куторкин публикует стихотворный роман «Ламзурь». Этим произведением начинается новая полоса в его творчестве и во всей мордовской литературе, ознаменовавшаяся созданием больших лиро-эпических произведений об историческом прошлом мордовского народа. В отличие от прозаического романа «Черный столб», в котором писатель воссоздал события общероссийского восстания в 1905 -1907 годах, в новом произведении показаны события еще более отдаленные и малоисследованные в исторической науке — терюшевское восстание мордвы в 1743 —1745 годах, т.е. в основу нового произведения положены подлинные события национальной истории. Как писатель эпического склада мышления, А. Д. Куторкин в своем произведении не ограничивается только показом бунта. Широким планом в нем представлены российское общество XVIII века, различные социальные слои населения, начиная от придворных, представителей духовенства и военной аристократии, кончая царицей Елизаветой Петровной и ее свитой. Сквозь призму реальных событий автор стремится высветить жизнь и быт мордовского народа, его нравы и национальные обычаи. Все это позволило ему создать значительное полотно, раскрывающее яркие страницы героической борьбы мордовского народа в XVIII веке за свои интересы.

Но самым знаменательным явлением 50-х годов XX века в мордовской литературе было появление его романа «Яблоня у большой дороги» (1958). Это произведение свидетельствует о достаточно высоком уровне развития мордовского эпоса, для которого роман в стихах - закономерная поступь. А. Д. Куторкину удалось создать высокохудожественное произведение, с образами передовых людей своего времени. Они проходят через множество испытаний, мужают и преодолевают трудности. Автор глубоко и аргументировано отображает формирование характеров своих героев, их идейный рост. Роман в стихах «Яблоня у большой дороги» А. Д. Куторкина посвящен событиям революции 1905 -1907 годов. Одной из особенностей становления жанра романа в стихах в мордовской литературе, как и в других младописьменных литературах, является его тесная связь с фольклорно-эпическими традициями, что особенно ярко отразилось в этом произведении. В лучших традициях народного эпоса в произведении дан зачин. В нем на первый план выведен образ старика-сказителя, предстающего своеобразным свидетелем изображаемых событий и носителем народной мудрости. От его имени «в назидание потомству» ведется все повествование. Наиболее удачно в стиле фольклорно-эпической символики в романе развернуты образы яблони и большака. Судьба яблони, олицетворяющая трудности и невзгоды, выпавшие на долю мордовского народа, раскрывается с эмоциональной приподнятостью и в то же время с реалистической достоверностью деталей, не противоречащей традициям фольклорно-романтической символики. Художественное новаторство произведения обусловлено стремлением писателя осветить судьбы и характеры героев светом народных идеалов, а это придает произведению яркую романтическую окрашенность.

Примечательным явлением последних лет в современной мордовской литературе стал стихотворный роман народного поэта Республики Мордовия И. А. Калинкина «Ава ды лей» («Женщина и река»), вышедший в 1995 году на эрзянском языке, а в 1997 году на русском. Создавая свое произведение, И. А. Калинкин, бесспорно, опирался на те традиции, которые были заложены А. Д. Куторкиным и другими писателями мордовской литературы. Роман в стихах И. А. Калинкина отличается тем, что поднимает иные исторические пласты, затрагивает проблемы, актуальные сегодня и сейчас. Роман «Женщина и река» посвящен жизни современной деревни. Его герои - рядовые труженики. Их заботы во многом близки и понятны автору. И. А. Калинкин взял немалый временной промежуток (с 1941 по 1985 год), почти половину века, сумев показать при этом изменения не только в жизни главной героини романа, но и всей России. Ее образ персонифицирует такие лучшие черты мордовского характера, как трудолюбие, ум и выдержка. Высокий художественный уровень романа «Женщина и река» во многом определяет творческое использование И. А. Калинкиным народной поэзии.

Таким образом, роман в стихах в мордовской литературе существует. Он заявил о себе. Стоит ли тогда говорить, что он является «формой переходной», что он «непопулярный» и «забытый» жанр, как это делают некоторые критики до сих пор?!

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Вельдяйкина, Елена Ивановна, 2006 год

1. Алешкин, А. В. Петр Кириллов: Очерк творчества. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1974. - 153 с.

2. Алешкин, А. В. Единство традиций. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1978.-192 с.

3. Алешкин, А. В. Эпос дружбы. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1985. -184 с.

4. Ахметьянов, Р. Г. Общая лексика духовной культуры народов Среднего Поволжья. -М. : Наука, 1981. 144 с.

5. Бассаргин, Б. Путь писателя: О жизни и творчестве П. Кириллова Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1955. - 112 с.

6. Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики. М. : Худож. лит-ра, 1985.-502 с.

7. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества. М. : Искусство, 1986. -446 с.

8. Белинский, В. Г. Полн. собр. соч. М. : Изд-во АН СССР, 1955.С -Т. 10. -740 с.

9. Белинский, В. Г. Эстетика и литературная критика: в 2-х т. М. : Гослитиздат, 1959.-Т. 1.-305 е.; 1959.-Т. 2.-435 с.

10. Белая, А. Г. Литература в зеркале критики: Современ. пробл. М. : Сов. писатель, 1986. - 365 с.

11. Большая советская энциклопедия. М. : Гос. науч. изд-во «Большая сов. энциклопедия», 1955. -Т. 36. -670 с.

12. Борев, Ю. Б. Эстетика. М. : Политиздат, 1988. - 495 с.

13. Борисов, А. Г. Художественный опыт народа и мордовская литература. -Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1977. 189 с.

14. Борисов, А. Г. Эрзянь келень эпитетэнь нурькине словарь (Краткий словарь эпитетов эрзянского языка). Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1982. -180 с.

15. Бочаров, А. Г. Воспитательная сила литературы. М. : Знание, 1976. -64 с.

16. Бочаров, А. Г. Бесконечность поиска: Худож. поиски сов. прозы. М. : Сов. писатель, 1982. -423 с.

17. Бочаров, А. Г. Чем жива литература?.: Современность и литературный процесс. М.: Сов. писатель., 1986. - 397 с.

18. Бочаров, А. Г. Литература и время: Из творческого опыта прозы 60-х -80-х гг. М. : Худож. лит., 1988. - 383 с.

19. Брыжинский, А. И. В едином строю. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1984.- 120 с.

20. Брыжинский, А. И. Неень шкань мокшэрзянь литературась: Учебной пособия. Саранск : Мордов. ун-нь изд-сь, 1993. - 128 с.

21. Бузакова, Р. Н. Словарь синонимов эрзянского языка / Под ред. доктора филологических наук, профессора Д. В. Цыганкина. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1982. - 192 с.

22. Бушмин, А. С. Преемственность в развитии литературы. Л. : Худож. лит-ра, 1975. - 223 с.

23. Васильев, Л. В. Дмитрий Морской: Очерк жизни и творчества. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1964. - 87 с.

24. Виноградов, В. В. О языке художественной литературы. М. : ГИХЛ, 1959.-639 с.

25. Волков, И. Ф. Литература как вид художественного творчества. М. : Просвещение, 1985. - 192 с.

26. Волков, И. Ф. Теория литературы. М. : Просвещение, 1995. — 256 с.

27. Воронин, И. Д. Литературные деятели и литературные места в Мордовии. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1976. - 335 с.

28. Второй Всесоюзный съезд советских писателей: стеногр. отчет. М. : Гослитиздат, 1956. - 65 с.

29. Выходцев, П. Новаторство. Традиции. Мастерство. Л. : Сов. писатель, 1973.-336 с.

30. Гинзбург, JI. Я.О литературном герое. Л. : Сов. писатель, 1979. -222 с.

31. Гинзбург, Л. Я. О старом и новом: Статьи и очерки Л. : Сов. писатель, 1982.-423 с.

32. Гинзбург, Л. Я. Литература в поисках реальности. Л. : Сов. писатель, 1987.-400 с.

33. Грехнев, В. Диалог с читателем в романе Пушкина «Евгений Онегин» // Пушкин. Исследования и материалы. Л. : Наука, 1979. - Т. 9. -С. 100-109.

34. Горбунов, В. В. Поэзия душа народа. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1973.-295 с.

35. Горбунов, В. В. Признание. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1984. -151 с.

36. Горбунов, Г. И. Вастомат (Встречи): Литературно-критические статьи. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1993. - 190 с.

37. Горизонт: Литературно-художественный сборник. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1987.-280 с.

38. Гуляев, Н. А. Теория литературы в связи с проблемами эстетики. М. : Высшая школа, 1970. - 379 с.

39. Гуляев, Н. А. Теория литературы. М. : Высшая школа, 1977. - 274 с.

40. Далгат, У. Б. Фольклор и современный литературный процесс // Фольклор. Поэтика и традиция. М., 1982. - С. 301 - 310.

41. Днепров, В. Проблемы реализма. Л. : Сов. писатель, 1960. -362 с.

42. Домокош, П. Формирование литератур малых уральских народов. -Йошкар-Ола : Map. кн. изд-во, 1993. 288 с.

43. Ершов, Л. Ф. Русский советский роман (Национальные традиции и новаторство). — Л. : Наука, 1967. 340 с.

44. Ершов, Л. Ф. Память и время: Сб. статей. М. : Современник, 1984. -287 с.

45. Ершов, JI. Ф. История русской советской литературы. М. : Высшая школа, 1988. - 655 с.

46. Журбина, Е. И. Устойчивые темы. Статьи. М. : Современник, 1974. -208 с.

47. Зайцев, В. Современная советская поэзия. М. : Просвещение, 1969. -222 с.

48. Захаркина, А., Фирстов, И. Мордовия в годы трех народных революций. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1957. - 334 с.

49. Зиновьев, Н. В. Человек и время. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1994. - 272 с.

50. Инжеватов, И. К. Литература и жизнь: Литературно-критические статьи. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1982. - 272 с.

51. История русской советской литературы: в 3 т. М. : АН СССР, 1958. -Т. 1.-722 е.; I960.-Т. 2.-634 е.; 1961.-Т. 3.-358 с.

52. История мордовской советской литературы: в 3 т. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1968.-Т. 1.-414 е.; 1971.-Т. 2.-418 е.; 1974. - Т. 3. - 302 с.

53. История марийской литературы. Йошкар-Ола : Map. кн. изд-во, 1989. -432 с.

54. История русского советского романа: в 2 кн. М. : Л. : Наука, 1965. -Кн. 1. -718 с.;- Кн. 2. -768 с.

55. Канторович, В. Я. Литература и читатель: (Заметки о социологии чтения). М. : Знание, 1976. - 63 с.

56. Канторович, В. Я. Литература и социология: Ст., воспоминания. М. : Сов. писатель, 1989. - 400 с.

57. Квятковский, А. Поэтический словарь. М. : Сов. энциклопедия, 1966. -375 с.

58. Кирюшкин, Б. Е. Мордовский советский роман. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1965. - 182 с.

59. Краткая литературная энциклопедия. М. : Сов. энциклопедия, 1962. -1088 с.

60. Кожинов, В. В. Статьи о современной литературе. М.: Сов. писатель, 1990.-544 с.

61. Кожинов, В. В. Судьба России: вчера, сегодня, завтра. М. : Мол. гвардия, 1990. - 252 с.

62. Конакова, Ж. А. Михаил Ильич Безбородов: Очерк жизни и творчества. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1987. - 132 с.

63. Конрад, Н. И. Запад и Восток. М. : Наука, 1972. - 437 с.

64. Корни: Литературно-художественный сборник. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1985.-408 с.

65. Кубанцев, Т. И. Литература финно-угорских народов Поволжья и Приуралья. Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 1994. - 36 с.

66. Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В. М. Кожевникова и П. А. Николаева. М. : Сов. энциклопедия, 1987. -751 с.

67. Литературное наследие народов Урало-Поволжья и современность. Сб. статей: Уфа : БФЛИ СССР, 1980. - 166 с.

68. Ломидзе, Г. И. Единство и многообразие. М. : Современник, 1960. -527 с.

69. Ломидзе, Г. И. В поисках нового. М. : Сов. писатель, 1963. - 351 с.

70. Ломидзе, Г. И. Чувство великой общности. М. : Сов. писатель, 1978. - 272 с.

71. Ломшин, М. И. А. Д. Куторкин: Эрямозо ды творчествазо (А. Д. Куторкин: Жизнь и творчество). Саранск : Мордов. кн. изд-сь, 1995.- 136 с.

72. Макушкин, В. М. Начало пути. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1976. -146 с.

73. Макушкин, В. М. Обретение зрелости. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1984.-224 с.

74. Мейлах, Б. С. Талант писателя и процессы творчества. Л. : Сов. писатель, 1969.-446 с.

75. Мельников, П. И. (Печерский Андрей). Очерки мордвы. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1981. - 132 с.

76. Многонациональный роман. -М. : Наука, 1985. 398 с.

77. Мордовия: Энциклопедия: в 2-х т. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2004.-Т. 2.-704 с.

78. Мордовской устной народной творчествань коряс хрестоматия. Ва-сенце пельксэсь (Хрестоматия по мордовскому устному народному творчеству. Часть первая). Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 1995. - 123 с.

79. Мордовское народное устно-поэтическое творчество: Очерки. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1975. - 432 с.

80. Мордовское устное народное творчество. Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 1987.-288 с.

81. Очерки истории марийской литературы: в 2-х ч. Йошкар-Ола : Мар. кн. изд-во, 1956. - Ч. 1. - 226 с.

82. Очерки истории мордовской советской литературы. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1956. - 226 с.

83. Очерки истории Мордовской АССР: в 2-х т. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1961.-Т. 2.-543 с.

84. Поляков, М. Я. В мире идей и образов. М. : Сов. писатель, 1983. -368 с.

85. Поляков, Ю. А., Ненароков А. П. Историческая наука и художественная литература. М. : Знание, 1986. - 32 с.

86. Поспелов, Г. Н. Теория литературы. М. : Просвещение, 1978. - 351 с.

87. Потебня, А. А. Эстетика и поэтика. -М. : Искусство, 1976. 614 с.

88. Проблемы современной мордовской литературы. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1980.-272 с.

89. Проблемы жанров современной мордовской литературы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1987. - 204 с.

90. Роль фольклора в развитии литературы народов СССР. М. : Наука, 1975.-248 с.

91. Рыленков, Н. И. Традиции и новаторство: статьи о поэзии. М. : Сов. Россия, 1962.- 133 с.

92. Самородов, К. Т. Мордовские пословицы и загадки. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1959. - 428 с.

93. Самородов, К. Т. Мордовские пословицы, присловицы и поговорки. -Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1980. 278 с.

94. Соболенко В. В. Жанр романа-эпопеи: (Опыт сравнительного анализа «Войны и мира» Л. Толстого и «Тихого Дона» М. Шолохова). М. : Ху-дож. лит., 1986.-205 с.

95. Современный многонациональный роман / Под ред. Г. Ломидзе. М. : Наука, 1985.-398 с.

96. Современная мордовская литература. 60-80-е годы: в 2-х ч. -Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1991.- Ч. 1.-240 е.; 1993. Ч. 2. - 320 с.

97. Сироткин, М. Я. Чувашская советская литература. Очерк истории. -Чебоксары : Чуваш, кн. изд-во, 1956. 352 с.

98. Словарь литературоведческих терминов. М. : Просвещение, 1974. -509 с.

99. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы. М. : Наука, 1964. - 484 с.

100. Тимофеев, Л. И., Жегалов, И. Н. Литература учебник жизни. - М. : Знание, 1961.-39 с.

101. Тимофеев, Л. И. Советская литература. Метод, стиль, поэтика. М. : Сов. писатель, 1964. - 523 с.

102. Тимофеев, Л. Н., Тураев, В. С. Словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 1974. - 509 с.

103. Тимофеев, J1. И. Основы теории литературы. М. : Просвещение, 1976.-548 с.

104. Тимофеев, Л. И. Слово в стихе. М. : Сов. писатель, 1987.-421 с.

105. Тингаева, Л. А. Дооктябрьская мордовская литература: Учеб. пособие. Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 1989. - 80 с.

106. Тынянов, Ю. Литературный факт. М. : Высш. школа, 1993. - 319 с.

107. Устно-поэтическое творчество мордовского народа: в 8 т. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1963. - Т. 1. - 400 е.; 1965. - Т. 2. - 372 е.; 1972. - Т. 7.-Ч. 1.-376 с.

108. Федоров, В. Седьмое небо. М. : Наука, 1968. - 207 с.

109. Хализев, В. Е. Теория литературы. М. : Высш. школа, 2002. — 437 с. Ш.Хлебников, Г. Н. Чувашский роман : - Чебоксары : Чуваш, кн. изд-во, 1966.-211 с.

110. Хлебников, Г. Я. Современная чувашская литература. Чебоксары : Чуваш, кн. изд-во, 1971. - 182 с.

111. Хлебников, Г. Я. Метод и мастерство. Чебоксары : Чуваш, кн. изд-во, 1984.-253 с.

112. Храпченко, М. Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М. : Сов. писатель, 1972. - 406 с.

113. Храпченко, М. Б. Собрание сочинений: в 4-х т. М. : Худож. лит., 1981. — Т. 3. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. - 431 с.

114. Храпченко, М. Б. Художественное творчество, действительность, человек. М. : Сов. писатель, 1982. - 416 с.

115. Храпченко, М. Б. Горизонты художественного образа. М. : Худож. лит., 1986.-439 с.

116. Храпченко, М. Б. Познание литературы и искусства: Теория. Пути современного развития. М. : Наука, 1987. - 575 с.

117. Черапкин, Н. И. Современная мордовская литература. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1954. -208 с.

118. Черапкин, Н. И. В братском содружестве. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1969.-383 с.

119. Черапкин, Н. И. Притоки. -М. : Современник, 1973. 198 с.

120. Чернов, Е. И. Современная мордовская литература. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1992. - 90 с.

121. Числов, М. Время зрелости пора поэмы. - М. : Сов. писатель, 1986. -396 с.

122. Шанский, Н. М., Иванов, В. В., Шанская Т. В. Краткий этимологический словарь русского языка. М. : Просвещение, 1971. - 542 с.

123. Щербина, В. Р. А. Н. Толстой. Творческий путь / В. Р. Щербина. -М. : Сов. писатель, 1956.-480 с.

124. Эрзянско-русский словарь / Сост. М. Н. Коляденков, Н. Ф. Цыганов. -М. : Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1949. 292 с.

125. Юрченков, В. А. Мокшэрзятне умонь шкасто ды ней (Мордва с древних времен и до наших дней). Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1999. -128 с.1. Б. Статьи и рецензии

126. Алешкин, А. Вкус хлеба // Сов. Мордовия. 1966. - 14 апр.

127. Алешкин, А. В. На путях ускоренного развития // Горизонты. Саранск, 1972. - С. 158-161.

128. Алешкин, А. В. Правда жизни // Сов. Мордовия. 1987. - 30 окт.

129. Алешкин, А. В. Яблоня у большой дороги: О народности лирико-романтических образов в стихотворном романе А. Куторкина // Единство традиций. Саранск, 1978.-С. 117-125.

130. Алтышкин, В. Седейс совиця, а стувтовиця (В сердце входящий, незабываемый) // Эрзянь правда. 1996. - 3 авг.

131. Айтматов, Ч., Плавиус, X. Человек и мир. Семидесятые годы // Новый мир. 1977.-№ 12.-С. 252.

132. Баруздин, С., Новиченко, J1. Движение жизни движение конфликта. // Лит. газ. - 1978. - 4 окт.

133. Бассаргин, Б. Покш ки лангсо умарина (Яблоня на большаке) // Су-рань толт. 1956. - № 2. - С. 95 - 103.

134. Богомолов, А. Геройде поэма (Поэма о герое) // Изнямо. 1947. -№ 2. - С. 97 - 99.

135. Бочаров, А. Круги художественного конфликта // Вопр. лит. 1974. -№5.-С. 58).

136. Бучис, А. Судьбы национального в современной литературе // Вопр. лит. 1988.-№2.-С. 3-38.

137. Васильев, JI. Хлеб и соль// Сов. Россия. 1967. -27 янв.

138. Горбунов, Г. Исследователь народной жизни // Сов. Мордовия. -1981.-25 авг.

139. Горланов, Г. Тиринь мастордо арсезь (Думая о родной земле) // Эр-зянь правда. 1999. - 25 марта.

140. Дорогойченко, А. Мордовская литература // Красная Мордовия. -1934.- 14 мая.

141. Зиновьев, Н. «Ава» ды «лей» сырнень валт («Женщина» и «река» -золотые слова) // Эрзянь правда. 1996. - 3 авг.

142. Зиновьев, Н. Андрей Дмитриевич Куторкин // Мокша. 1986. - № 4. -С. 42-43.

143. Изымский, А. Художественный вымысел // Дон. 1987. - № 12. -С. 144- 150.

144. Имяреков, М. Интересная поэма // Сов. Мордовия. 1959. - 22 нояб.

145. Кирюшкин, Б. «Ламзуресь» исторической роман («Ламзурь» - исторический роман) // Сурань толт. - 1957. - № 6. - С. 70 - 79.

146. Кирюшкин, Б. Темы и образы в историческом романе А. Куторкина «Яблоня у большой дороги» // Литература возрожденного народа. Саранск, 1959. - С. 78 - 101.

147. Кирюшкин, Б. А. М. Лукьяновонь творчествазо (Творчество А. М. Лукьянова) // Сурань толт. 1964. - № 3. - С. 78 - 82.

148. Колышкин, А. Ходоки из Колопина // Мол. ленинец. 1960. - 28 февр.

149. Конакова, Ж. Ушодыця ды тонавтыця: М. И. Безбородовонь творче-ствадо (Зачинатель и учитель: о творчестве М. И. Безбородова) // Сятко. — 1973.-№ 6.-С. 57-61.

150. Кузнецова, О. В. Формирование мордовской поэмы как жанра // Очерки жанров мордовской литературы (1974 1975 гг.). Труды МНИИ-ЯЛИЭ. - Вып. 67. - Саранск, 1982. - С. 57 - 103.

151. Куторкин, А. Работается хорошо // Лит. Мордовия. Саранск, 1962. -С. 115-127.

152. Кулаков, Г. Покш ки лангсо (На большой дороге) // Сятко. 1976. -№ 4. - С. 62 - 70.

153. Лихачев, Д. С. Внутренний мир художественного произведения // Вопр. лит. 1968. - № 84. - С. 74 - 79.

154. Маскаев, А. И. Вечкемась ды тюремась (Любовь и борьба) // Сятко. -1941.-№ 6.-С. 69-82.

155. Маскаев, А. И. Мордовская литература за 30 лет// Лит. Мордовия. -Саранск, 1947.-С. 99-114.

156. Моро, А. Монь ялгам (Мой товарищ) // Сурань толт. 1956. - № 3. -С. 74-83.

157. Пятаев, Е. Ялгадо вал (Слово о друге) // Эрзянь правда. 1963. — 8 февр.

158. Радаев, В. К. Кода моразь Кинялесь (Как прочитан Киняль) // Сятко. -1933. № 23. - С. 51 - 53.; - № 24. - С. 39 - 41.

159. Радаев, В., Кавтаськин, Л. Андрей Ендолонь творчествадонзо (О творчестве Андрея Ендола) // Сятко. 1934. - № 2. - С. 142-161.

160. Радецкая, М. О большом эпосе малых народов // Вопр. лит. 1987. — № 1.-С. 235 -243.

161. Ревизов, Б. Сравнительное изучение литератур // Вопросы методологии литературоведения: Сб. науч. ст. М.: Л.: Наука, 1966. - С. 183-196.

162. Таборская, М. Творческая индивидуальность писателя // Пути анализа литературных произведений. М., - 1981. - № 3. - 222 с.

163. Тарасов, А. Кши и сал (Хлеб и соль) // Мол. ленинец. 1960. -11 марта.

164. Сергеев, Г. Женщина и река // Изв. Мордовии. 1996. - 16 янв.

165. Фатькина, Н. Значительный вклад в мордовскую литературу // Сов. Мордовия. 1959. - 8 февр.

166. Шаронов, А. М. Муик эсеть янонть.(Найди свою дорогу.) // Сятко. 1986. -№ 4. - С. 70-72.

167. Шаронов, А. М. Дорога на милую Родину // Сов. Мордовия. 1986. -22 окт.

168. Эльяшевич, А. В поисках нового // Звезда. 1986. - № 15. -С. 179-190.

169. Эрбекаев, А. Настало ли время романа // Дружба народов. 1981. -№ 1. - С. 218 - 226.

170. В. Авторефераты диссертаций

171. Алешкина, С. А. Формирование жанров и художественных традиций мордовской литературы конца XIX начала XX века: Автореф. дис. . канд. филол. наук. - Саранск, 1990. - 16 с.

172. Канаева, J1. П. Мордовская басня: движение жанра: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Саранск, 2004. - 21с.

173. Конакова, Ж. А. Творчество Михаила Безбородова: Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1974. - 20 с.

174. Ключагин, П. А. Особенности формирования мордовской литературы 1917 1941 гг.): Автореф. дис. . канд. филол. наук. - Саранск, 1982. -16с.

175. Кочеткова, Н. Н. Современная мордовская поэма: традиции и новаторство (1970 1990): Автореф. дис. . канд. филол. наук. - Саранск, 2004.- 16 с.

176. Кузнецова, О. В. Формирование и развитие жанра поэмы в мордовской литературе: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Саранск, 1982. -22 с.

177. Ломшин, М. И. Творчество А. Д. Куторкина и развитие эпических традиций мордовской советской литературы: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Саранск, 1990. - 16 с.

178. Романов, В. Н. Идейно-художественное своеобразие чувашской литературы конца XIX- начала XX века: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Чебоксары, 1998. - 22 с.

179. Самаркина, Н. П. Фольклорные традиции в современной мордовской поэзии: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Саранск, 1991. - 20 с.

180. Г. Художественная литература и другие источники

181. Асадов, Э. А. Избранное. Смоленск : Русич, 1999. - 624 с.

182. Безбородов, М. И. Сочиненият (Сочинения). Саранск : Мордов. кн. изд-сь, 1941.-Т. 2.- 156 с.

183. Безбородов, М. И. Стихи и поэмы. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1958.-86 с.

184. Безбородов, М. И. Стихт и поэмат (Стихи и поэмы). Саранск : Мордов. кн. изд-сь, 1958. - 206 с.

185. Безбородов, М. И. Я пахарь. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1977. -152 с.

186. Есенин, С. Стихотворения. Поэмы. М. : Правда, 1984. - 480 с.

187. Калинкин, И. Пиче вирь (Сосновый лес). Саранск : Мордов. кн. изд-вась, 1985.- 128 с.

188. Калинкин, И. Ава ды лей (Женщина и река). Саранск : Москов : Россиянь Писателень союзонь изд-сь «Палея», 1995. - 336 с.

189. Калинкин, И. Женщина и река. Саранск : «Живое слово», 1997. -227 с.

190. Кириллов, П. С. Утро на Суре. Саранск : Мордов. кн. изд-вась, 1941. -37 с.

191. Кулдуркаев, Я. Я. Эрьмезь: Ёвкс кезэрень эрямодо (Эрьмезь: Сказка о старой жизни). Саранск : Мордов. кн. изд-вась, 1935. - 37 с.

192. Куторкин, А. Ламзурь. Саранск : Мордов. кн. изд-вась, 1941. -266 с.

193. Куторкин, А. Раужо палмань: Роман, Ламзурь: Поэма (Черный столб: Роман, Ламзурь: Поэма). Саранск : Мордов. кн. изд-вась, 1997. - 336с.

194. Куторкин, А. Покш ки лангсо умарина (Яблоня у большой дороги: Роман). Саранск : Морд. кн. изд-вась, 1958. - 222 с.

195. Куторкин, А. Яблоня у большой дороги: Повесть в стихах. М. : Сов. писатель, 1961. - 272 с.

196. Куторкин, А. Покш ки лангсо умарина (Яблоня у большой дороги: Роман). Саранск : Мордов. кн. изд-вась, 1993. - 240 с.

197. Куторкин, А. Яблоня у большой дороги: Роман. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991. - 192 с.

198. Лукьянов, А. Киняль (Киняль). Саранск : Эрзямокшонь гос. изд-сь, 1933.- 117с.

199. Мартынов, А. Монь ялгам (Мой товарищ). Саранск : Мордов. гос. изд-сь, 1947.-75 с.

200. Мартынов, А. Мой товарищ. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1958. — 112 с.

201. Морской (Малышев), Д. И. Ульяна Сосновская: Поэма. М. ; Л. ; Госиздат, 1929. - 47 с.

202. Морской, Д. И. Нувази: Поэма. Поэма. М. ; Л. ; Госиздат, 1929. -42 с.

203. Пушкин, А. С. Поли. собр. соч.: в 10 т.-Л., 1979.-Т. 10.-472 с. Д. Архивные материалы

204. Архив правления Союза писателей Мордовской АССР // ЦГА РМ, ф. р-356, on. 1.

205. Куторкин, А. Д. Покш ки лангсо умарина: роман на морд, яз.: машинопись // ЦГА РМ, ф. р-356, on. 1, инв. № 252 с.

206. Куторкин, А. Д. Яблоня у большой дороги: роман на рус. яз.: машинопись с правкой автора // ЦГА РМ, ф. р-356, оп. 1, инв. № 254. 169 с.

207. Личный архив И. Калинкина.

208. Подстрочный перевод рукописей А. Куторкина // ЦГА РМ, ф. р-356, оп. 2, инв. № 137.-210 с.

209. Стенограмма выступлений на совещании по мордовской литературе 11-12 апреля 1951 года // ЦГА РМ, ф. р-356, оп. 1, инв. № 112. 157 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.