Теория "симфонии" церкви и государства в религиозной мысли Древней Руси XI-XVI веков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.14, кандидат философских наук Кожаев, Михаил Михайлович

  • Кожаев, Михаил Михайлович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2011, Тула
  • Специальность ВАК РФ09.00.14
  • Количество страниц 165
Кожаев, Михаил Михайлович. Теория "симфонии" церкви и государства в религиозной мысли Древней Руси XI-XVI веков: дис. кандидат философских наук: 09.00.14 - Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология. Тула. 2011. 165 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Кожаев, Михаил Михайлович

ВВЕДЕНИЕ.З

Глава I. Виды и формы взаимодействия светской и духовной власти в мировой и отечественной философии

§1. Понятие власти: религиозно-философский анализ.

§2. Проблема взаимодействия христианской Церкви и государства: «симфония» как регулятор церковно-государственных отношений в православии

Глава II. Проблематизация представлений о симфонии властей в русской религиозной мысли XI - XVI вв.

§ 1. Проблема восприятия власти в русской культуре и ментальности XI -XVI вв.

§2. Генезис теории «симфонии» властей в период от Владимира I до Ивана III. Сравнительная кратология митрополита Илариона и преподобного Иосифа Волоцкого.

§3. Идея абсолютистской самодержавной власти XVI в. Концепция «Москва - третий Рим».

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Теория "симфонии" церкви и государства в религиозной мысли Древней Руси XI-XVI веков»

Актуальность исследования объясняется динамичностью социально-культурных процессов в современном российском обществе и потребностью глубже понять коренные особенности русской ментальности, связанные с пониманием и оценкой феномена власти. В настоящее время в России происходят активные поиски государственной доктрины, которая заполнила бы образовавшийся после советского периода идеологический вакуум. Политическая власть сегодня стремится к взаимнопродуктивному диалогу с Церковью, о чём свидетельствует встреча Президента РФ Д.А. Медведева с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом 1 февраля 2011 г. На этой встрече Д.А. Медведев высказался в пользу более активного церковно-государственного сотрудничества: «Сделано многое для того, чтобы отношения, которые складываются между Русской православной церковью и государством, были. ещё более симфоничными»1. Заданный курс на сближение Церкви и государства в вопросах социального взаимодействия говорит о жизнеспособности и важности теории «симфонии властей», который реально позиционировался в Древней Руси, начиная с XI в.

Эксперт в области международных государственно-церковных отношений, консультант Комиссии по вопросам социального развития Общественной палаты РФ Е.М. Мирошникова замечает о специфике современного этапа взаимодействия Церкви и государства: «Исследование имеющегося мирового опыта и проблем, возникающих в процессе взаимодействия государства с религиозными организациями, приобретает особую значимость в поликультурном и поликонфессиональном мире. В современной России складывается практически новая система взаимоотношений государства с религиозными организациями, направленная на признание общественной значимости религии и церкви, на сотрудничество, но в условиях отделения церкви от государства»2. http://1 ipg'Jиден г рф/[ювости/101 %

2 Модели госудаственно-церковных отношений в современном мире: Хрестоматия / Сост. Е.М. Мирошникова. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2009. С. 3,6.

Церковь как религиозный институт, безусловно, является органом, влияющим на власть, поэтому в настоящее время государство в рамках Конституции РФ, в соответствии с «Законом о свободе совести и о религиозных об ьеди-нениях», сотрудничает с Церковью, выбирая соответствующие модели данного сотрудничества, делая упор на социальных проблемах взаимодействия. Такая позиция проявлена в «Основах социальной концепции» Русской Православной Церкви, принятой на Архиерейском соборе 2000 г.: «Церковь призвана принимать участие в устроении человеческой жизни во всех областях, где это возможно, и объединять соответствующие усилия с представителями светской власти»3.

Актуальность данного исследования заключена в том, чтобы исследовать культурные истоки взаимодействия власти и Церкви, показать уникальность и своеобразие этого сотрудничества, историю развития, определить современные тенденции связи государства и Церкви в условиях поликонфессиональности, идеологического и культурного плюрализма.

На современном этапе актуален глубокий анализ существующих кратоло-гических концепций и вопросов, связанных с природой, происхождением и ^сферой применения власти, и в синтезе общенаучного понимания власти на основе междисциплинарных связей гуманитарного знания. Актуальность работы определяется также общим интересом к различным явлениям, связанным с природой власти: социальным неравенством, политическим принуждением, культом личности правителя, отношением к власти как к институту, имеющему в том числе религиозные корни. Поэтому для отечественного религиоведения актуальным является целый комплекс проблем, связанных с феноменом власти: религиозные трактовки происхождения власти, сферы её полномочий и применения в обществе с точки зрения представлений о высшей справедливости, вопрос воздаяния за несправедливое употребление власти, проблема соотношения светской и духовной властей.

3 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2000. С. 12.

Хронологические рамки исследования ограничены периодом XI - XVI вв. До середины XVI в. в рамках церковно-государственных отношений, в целом, сохранялось понимание эквивалентной правомочности и ответственности между светской и духовной властью. В отличие от последующего времени институт великокняжеской и царской власти высоко оценивал важность сотрудничества с церковной иерархией в вопросах осуществления социального благополучия в государстве. Церковь, в свою очередь, являлась консолидирующим фактором в деле сохранения национального и государственного единства. С XI в., когда вместе с христианством Русь приняла модель церковно-государственных отношений, взаимодействие светской и духовной властей характеризовалось единой направленностью и согласованностью в вопросах внутренней и внешней стратегии государства. Но во второй половине XVI в. в этих отношениях происходит явный дисбаланс, в результате чего усиливается секуляризация светской власти, что, в конечном итоге, приводит к жёсткому подавлению и к подчинению Церкви государством к концу XVII в.

Огромный пласт религиозно-философских произведений Древней Руси XI - XVI вв. обнаруживает религиозно-философские, историософские и общественно-политические концепции, требующие глубокого, серьёзного изучения.

Степень научной разработанности проблемы. Исследование проблемы власти как предмета философского осмысления связано с публикацией важнейших религиозно-философских памятников XI - XVI вв. Древней Руси. Период активного интереса отечественной философской науке к феномену власти, как его истолковывали средневековые русские авторы, начинается с первой половины XIX в., когда первоисточники по данной проблеме становятся общедоступными.

Важнейшими источниками древнерусского учения о власти являются религиозно-философские трактаты XI - XVI вв. К ним в первую очередь относятся «Слово о законе и благодати» митрополита Киевского Илариона (XI в.), «Просветитель» и «Духовная грамота» преподобного Иосифа Волоцкого (конец XV - начало XVI вв.) и два послания псковского старца Филофея (XVI в.).

Значительный интерес представляют собой исследования приведённых философских сочинений, опубликованные в конце XIX - начале XX вв. Среди них отметим монографии М. Дьяконова «Власть московских государей» (С.-Пб., 1889), В.Н. Малинина «Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания» (M., 1901), В. Вальденберга «Древнерусские учения о пределах царской власти» (Пг., 1916) и Б.В. Титлинова «Православие на службе самодержавия» (Л., 1924).

Предваряя исследование древнерусского учения о власти XI - XVI вв., в работе представляется исторический очерк развития понятия «власть» в мировой и отечественной философии и проанализированы концепции власти таких мыслителей, как Анаксимандр, Гераклит, Платон, Августин Аврелий, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Н. Макиавелли, Ф. Ницше, М. Вебер, М. Хайдеггер, К. Поппер, Б. Рассел, М. Фуко, B.C. Соловьёв, С.Н.Булгаков, H.A. Бердяев, Б.П. Вышеславцев, В.В. Зеньковский, Л.П. Карсавин, В.Н. Лосский, А.Ф. Лосев.

В работе были активно использованы исследования о природе власти ведущих зарубежных и отечественных правоведов, политологов и представителей других сфер гуманитарного знания, среди них: Т. Парсонс, Е. Вятр, Ф. Нойманн, В.В. Мшвениерадзе, В.Ф. Халипов, В.В. Ильин, М.В. Ильин, И.А. Исаев, В.Н. Назаров, B.C. Нерсесянц, A.A. Радугин, A.A. Дегтярёв, А.И. Демидов, В.В. Клочков, A.C. Ахиезер, А.Ю.Мельвиль, М.Н. Золотухина, А.Г.Конфисахор, Ж.Т. Тощенко, E.H. Салыгин, В.Л. Цымбурский, C.B. Чесно-ков.

Проблема власти своеобразно преломилась в православной социальной доктрине, выразившись в теории «симфонии», то есть «созвучия» светской и духовной властей. Появление концепции симфонии относится к V - VI вв. и является отдельным предметом изучения церковного, канонического права. Важнейшим первоисточником здесь представляется законодательство византийского императора Юстиниана, в частности, «Избранные новеллы Юстиниана», которые стали предметом исследования многих отечественных и зарубежных канонистов, таких как Вальсамон, архиепископ Болгарский Дмитрий Хоматин,

A.C. Павлов, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн, архиепископ Серафим (Соболев), епископ Никодим (Милош), протоиерей В. Цыпин.

Наиболее сложным вопросом исследуемой проблемы представляется принципы воплощения в истории Древней Руси XI - XVI вв. тех принципов взаимоотношения церковной и государственной власти, которые были сформулированы в Византии и перенесены на Русь вместе с христианством. Древнерусское учение о власти, равно как и связь этого учения с исторически обусловленными процессами формирования самодержавия и целого комплекса сопутствующих явлений, было предметом тщательного изучения как советских, так и современных российских историков философии. Среди советских исследователей проблемы власти в средневековых памятниках отечественной философской мысли необходимо выделить следующих: A.JI. Гольдберг, И.У. Будов-ниц, A.A. Зимин, А.И. Клибанов, H.A. Казакова, Я.С. Лурье, С.Б.Веселовский,

B.C. Горский, Н.М. Золотухина, В.Н. Назаров, A.M. Молдован, О.В. Трахтен-берг, Д.Н. Альшиц, И.П. Ерёмин, А.Ф. Замалеев, В.А. Зоц, А.А.Галактионов, И.Я. Щипанов.

Активный всплеск интереса к проблеме власти в древнерусских религиозно-философских трактатах наблюдается в начале 90-х гг. XX в., когда современное российское общество стало стремиться к культурной самоидентификации и глубокому познанию собственных корней, в том числе ментальных, мировоззренческих. Философское наследие Древней Руси по-новому осмысливается в данный период. Появляются новые возможности для более детального изучения средневековых русских концепций, заметно возрастает число посвященных древнерусскому учению о власти работ. Крупнейшими современными исследователями проблемы соотношения земного и небесного в древнерусском учении о власти XI - XVI вв. являются: Н.В. Синицына, A.B. Королевский, Р.Г. Скрынников, Д.С. Лихачёв, В.Д. Бакулов, B.C. Жидков, К.Б. Соколов, А.Н. Бо-ханов, Б.А. Успенский, Е.М. Мирошникова, А.И. Плигузов, А.П. Богданов, А.И. Алексеев, H.H. Алексеев, М.Н. Громов, В.В. Мильков, Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская, C.B. Перевезенцев, A.JI. Янов, Ю. Кабанков, Е.Б. Рашковский, Г.Н. Моисеев, М.В. Бибиков, Г.П. Присенко.

Проблематикой древнерусского учения о власти, кроме перечисленных исследователей, интересовались и разрабатывали её в своих трудах крупные отечественные философы и культурологи: B.C. Соловьёв, С.Н. Булгаков, H.A. Бердяев, В.Н. Лосский, В.В. Зеньковский, Б.П. Вышеславцев, М.М. Бахтин, Д.С. Лихачёв; историки русской философии: A.B. Гулыга, Л.Н. Столович, И.И. Евлампиев, Л.Е. Шапошников; историки Русской Церкви: Е.Е. Голубинский, A.B. Карташёв, С.А. Зеньковский, И.К. Смолич, И.М. Концевич, Г.П. Федотов, А.Л. Дворкин; а также современные православные иерархи: игумен Иоанн (Экономцев), архимандрит Иннокентий (Просвирин), протоиерей Г. Флоров-ский.

Несмотря на достаточное количество работ, изучающих проблематику древнерусских кратологических концепций, в настоящее время требуется разработка систематического изложения взглядов русских мыслителей XI - XVI вв. на проблему природы и происхождения власти, их оценка идеального и наличного образа правления государя Древней Руси, анализ концепций средневековых русских авторов в контексте православного миросозерцания и особенностей национального самосознания и менталитета. Богатые фактическим материалом исследования многих авторов не учитывают особенности древнерусского церковного права, в рамках которого вырабатывались аспекты учения о великокняжеской или царской власти. В диссертации представлен обзор важнейших канонических норм, которые регулировали церковно-государственные отношения в Византии и Древней Руси и которые оставались вне поля изучения современных исследователей проблемы «симфонии».

Многоплановость и сложность избранной проблематики, связанной с осмыслением церковного и государственного векторов в формировании общенациональной идеологии и теории власти, обусловили выбор темы, объекта и предмета исследования, а также цель и задач» диссертации.

Объектом исследования является рецепция теории «симфонии» Церкви и государства в русской культуре и религиозно-философской мысли XI - XVI вв.

Предметом исследования выступает концептуализация религиозных представлений о власти в русской культуре и философской мысли XI - XVI вв.

Целью диссертационного исследования является анализ древнерусского учения о власти XI - XVI вв. с позиции представления средневековым русским сознанием «симфонии» Церкви и государства как идеального общественного устройства.

Для выполнения поставленной цели необходимо было сформулировать и решить следующие задачи:

- изучить рецепцию понятия власти с позиций философии, представить основные принципы осмысления феномена власти в мировой и отечественной философии;

- проанализировать проблему взаимодействия христианской Церкви и государства в вопросах политического управления;

- систематизировать основные особенности осмысления происхождения и пределов великокняжеской власти в русской философской мысли XI - XV вв.;

- произвести сравнительный анализ кратологических теорий, выявить сущность и причины генезиса концепции власти в древнерусской философии;

- реконструировать основные тенденции в формировании и развитии философии самодержавия в России XVI в. на примерах конкретных кратологических концепций.

Теоретико-методологическую основу исследования составляет синтез философского, церковно-канонического, богословского и исторического материала, который позволяет целостно и многопланово раскрыть избранную проблему. В диссертации применены следующие методы исследования: историко-философский и культурологический методы, а также метод философско-герменевтической интерпретации религиозно-теологического дискурса.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

- реконструировано целостное описание проблемы соотношения земного и небесного в древнерусском учении о власти XI - XVI вв.;

- концептуализирован важнейший принцип взаимоотношения православной Церкви и государства на основе «симфонии властей», представлен исторический очерк развития и функционирования этой теории в Византийской империи и Древней Руси;

- актуализирована философская рефлексия принципа теократии как идеологического фундамента самодержавной доктрины в Византии и в русской религиозно-философской мысли;

- раскрыты и проанализированы основные теории происхождения и пределов государственной власти в философской мысли Древней Руси, дана их философская оценка;

- определены ключевые особенности формирования философии самодержавия в России XVI в.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Изучение религиозных представлений о власти в рамках русской религиозно-философской мысли XI - XVI вв. невозможно без исследования и анализа церковно-политической теории «симфонии властей». В IV в. православная Церковь пришла к признанию высокой церковной функции византийских царей. К VI в. византийским императором Юстинианом формулируется знаменитая теория «симфонии» Церкви и государства, которая выражает идеал отношений Церкви и государства. Основной смысл этой теории сводился к тому, что в отношении Церкви императорская власть состоит в том, чтобы покровительствовать Церкви, предохранять её от расколов, развивать законодательно и, в конечном счёте, привести в гармонию с государственным порядком. Многие древнерусские мыслители признавали теорию симфонии единственно правильной позицией в вопросе о соотношении Церкви и государства. Причём как в Византии, так впоследствии и на Руси идея симфонии властей неразрывно связывалась с представлением о церковной соборности. Мы считаем, что концепция «симфонии» являлась универсальным механизмом гармонического социального устройства в Древней Руси, и нарушение это «созвучия» Церкви и государства приводило к общественному дисбалансу и культурной дестабилизации.

2. На становление философской мысли в Древней Руси сильнейшее влияние оказали идеологемы кириархальной Церкви - Константинопольского патриархата и соседних восточно-христианских государств, откуда Русь перенимает также представления о сущности, происхождении и пределах государственной власти. Целостная теория симфонии властей, в которой концептуализируются представления о соотношении земного и небесного в древнерусских кра-тологических системах, встречается уже в первом религиозно-философском произведениеи Древней Руси, в «Слово о законе и благодати» первого русского митрополита Илариона. Иларион одним из первых в истории философско-правовой мысли утвердил определённую политико-юридическую традицию. Важно также подчеркнуть, что труд Илариона заложил тот общефилософский фундамент, на котором будет строиться вся дальнейшая древнерусская общественно-политическая мысль.

3. Вторая половина XV - начало XVI вв. - время формирования самодержавной идеологии Московской Руси. В сознание общества в конце XV в. стала внедряться имперская доктрина. Во время правления великого князя Московского Ивана III сложилось ядро единого Российского государства и началось формирование центрального государственного аппарата. В культурно-историческом сознании намечается курс на восприятие Московской Руси как ведущего православного государства на мировой арене, формируется и укрепляется идеология самодержавия как единственно истинного богоустановленно-го института власти. Одним из основных идеологов и апологетов царской власти в Московской Руси рубежа XV - XVI вв. становится видный церковный деятель, игумен Иосиф Волоцкий. Преподобным Иосифом был сформулирован идеал теократической власти московских государей, то есть власти, поставленной и освящённой самим Богом. Обосновывается мысль, что в этом контексте московский государь предстал безусловным и неограниченным повелителем над князьями удельными, «всея Русския земли государям государь».

Иосиф Волоцкий в своих социально-философских построениях распространяет власть государя на Церковь. В одной личности государя Иосиф Волоцкий объединяет, таким образом, и духовную, и светскую власть. На этом основании высказывались мнения, что именно Волоцкого, а не Петра I, следует считать основателем «государственного православия» в России». Идеал согласованности светской и церковной власти, выражающийся в теории «симфонии», таким образом, не только не был достигнут, но и уступил место глубокого вмешательству государства в дела Церкви. Доктрина преподобного Иосифа привела к зарождению и развитию абсолютистской власти. Идеальный образ «симфонии» усилиями самой Церкви в лице Иосифа Волоцкого будет низведён до подчинённости последней государству. Другими словами, в кратологиче-ской концепции преподобного Иосифа наблюдается постепенный отход от теории симфонии властей.

4. Теория «Москва - третий Рим», сформулированная в начале XVI в., явилась не только духовным стержнем существования православия, но и идейной платформой феномена власти в средневековом русском самосознании. Идея псковского старца Филофея стала апологией русской независимости как в церковном, так и в государственном отношении. Теория «Москва - третий Рим» - это и строгая религиозно-философская концепция, и идеологическое явление своего времени. В посланиях старца Филофея сливаются проект идеальной модели христианского государства и апологии православия, примат самодержавной власти и церковные эсхатологические мотивы. Однако, учитывая особенности средневековой русской ментальное™, необходимо отметить, что вне отрыва от религиозного контекста теория «Москва - третий Рим» стала важнейшим источником философии власти на Руси в XVI в.

К середине XVI в. наблюдается постепенный отход идейности русской монархии от абсолютности принципов православия. Религиозные предикаты поведения постепенно заменяются апологетикой сильной власти. Заметно очерчивается трансформация смысла филофеевского учения. Мысль о царе как хранителе благочестия сменяется мыслью о независимом, суверенном правителе; формируется культ московского государя. В результате своеобразного усвоения византийских моделей в России появляется представление об особой харизме царя. Административные функции главы государства воспринимаются как проявление особой харизмы - харизмы власти. Таким образом, во второй половине XVI в. происходит радикальное переосмысление самого института царской власти, теория симфонии властей претерпевает серьёзные изменения: вместо реального сотрудничества в общественно-политической сфере к середине XVI в. наблюдается значительный дисбаланс в церковно-государственных отношениях.

Теоретическая и научно-практическая значимость исследования состоит в формулировке принципов понимания природы, происхождения и пределов государственной власти в древнерусской философской мысли вв. Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы в дальнейших исследованиях по истории древнерусской философии XI - XVI вв. с позиций её теоретического и культурологического наполнения, религиозной философии, философии религии, правоведению, политологии и социологии, при составлении общих и специальных лекционных курсов и написании учебных пособий, в исследованиях историко-философского, богословского, культурологического и политологического характера.

Апробация работы. Положения диссертации были изложены в 5 публикациях автора в «Известиях ТулГУ» - рецензируемом журнале, включённом в перечень научных изданий ВАК, а также в сборнике статей «Человек. Общество. Культура» кафедры философии ТулГУ (2010 г.), в «Вестнике ТулГУ» (серия «Теология», вып. 7), во «II Хомяковских межвузовских чтениях» и «VI Магистерской конференции ТулГУ» (сборник тезисов) (все три - 2011 г.).

Основные положения диссертации сообщались на научно-теоретических и научно-практических конференциях: «47 студенческие чтения ТулГУ» (Тула, 2010); «47 научно-практическая конференция профессорскопреподавательского состава ТулГУ» (Тула, 2011); «III Всероссийская межвузовская теологическая конференция» (Тула, 2011); «XX Международные чтения студентов, аспирантов, молодых учёных «XXI век: гуманитарные и социально-экономические науки»» (Тула, 2011); «II Молодёжные Хомяковские чтения» (Богучарово Тульской обл., 2011); «VI магистерская научно-теоретическая конференция» (Тула, 2011).

Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии Тульского государственного университета.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав (два и тра параграфа соответственно), заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», Кожаев, Михаил Михайлович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате диссертационного исследования можно сделать следующие выводы.

Анализ древнерусских теорий о сущности, происхождении и пределах государственной власти представляется сегодня особенно актуальным вследствие переосмысления общественно-политических идеалов современным российским обществом и стремлением использовать философское наследие Древней Руси с целью выработки целостной идеологической программы. Древнерусская религиозно-философская и богословская мысль основывалась на богатой культурной традиции Византии и в своём учении о власти продолжала теорию «симфонии», сформулированную и подробно разработанную византийскими императорами, церковными иерархами и крупнейшими богословами.

Философские взгляды Древней Руси на власть, тесно связанные с бого-словско-каноническими представлениями, тем не менее отражали определённые мировоззренческие установки средневекового русского общества, подчёркивали своеобразие того или иного исторического периода. В целом, проблема власти является одной из стержневых проблем философского, в том числе религиозно-философского знания. Современная тенденция в исследовании феномена власти заключается в активном использовании междисциплинарных связей различных отраслей гуманитарного знания: философии и политологии, истории и социологии. Говоря о периоде Древней Руси XI - XVI вв., мы должны понимать, что различные сферы личной и общественной жизни - религия, государственная политика, культура, семейное благочестие - были в определённой степени сращены между собой, и поэтому изучение проблемы власти в древнерусской философии предполагает исследование целого комплекса проблем, связанных с особенностями русского менталитета и культурных традиций.

Важной задачей философии на современном этане представляєіся обобщение новых трактовок собственных фундаментальных понятий на основе подробного анализа и глубокого синтеза новейших данных гуманитарных наук. Для этого необходимо грамотно и внимательно использовать материалы, затрагивающие не только комплекс философских идей Древней Руси, но и её историю, основы богословия, особенности культуры и т.д. Это тем более важно, что важнейшими на Руси концепциями власти являлись своеобразные трактовки её сущности, происхождения и реализации с позиций православной Церкви, которая предлагала цельные и внутренне завершённые теории власти.

На основании использованной исследовательской литературы мы пришли к выводу, что изучение проблемы соотношения земного и небесного в древнерусском учении о власти в период с XI по XVI вв. невозможно без исследования и анализа церковно-политической теории «симфонии властей». Уже в IV в. православная Церковь пришла к признанию высокой церковной функции византийских царей. К VI в. византийским императором Юстинианом формулируется знаменитая теория «симфонии» Церкви и государства, которая выражает норму отношений Церкви и государства. Основная идея этой теории сводилась к тому, что в отношении Церкви императорская власть состоит в том, чтобы покровительствовать Церкви, предохранять её от расколов, развивать законодательно и, в конечном счёте, привести в гармонию с государственным порядком.

Согласно принципу «симфонии», который впоследствии будет воспринят на Руси в качестве образца церковно-государственных отношений, император являлся не только главой государства, но и верховным покровителем и защитником Церкви в сфере как государственного, так и церковного права, однако авторитет императора не распространялся на внутренние дела Церкви. Многие древнерусские мыслители признавали теорию симфонии единственно правильной позицией в вопросе о соотношении Церкви и государства. Причём как в Византии, так впоследствии и на Руси идея симфонии властей неразрыпно связывалась с представлением об абсолютного церковной соборности.

На становление философской мысли в Древней Руси сильнейшее влияние оказали идеологеммы кириархальной Церкви - Константинопольского патриархата и соседних восточно-христианских государств, откуда Русь перенимает также представления о сущности, происхождении и пределах государственной власти. Первым религиозно-философским и общественно-политическим произведением Древней Руси, в котором излагается целостная концепция власти, является «Слово о законе и благодати» первого русского митрополита Илариона. «Слово» характеризуется не только глубоким религиозно-философским, но и историософским содержанием.

Митрополит Иларион высказывает идею неразрывной связи власти и благочестия как важнейшего христианского принципа общественной жизни. Следуя византийской традиции ориентации на идеал «Священного Царства», автор в связи с излагаемой концепцией благословенной власти формулирует идеал Святой Руси. Понимание митрополитом Иларионом сущности власти, вопроса её происхождения, легитимности и области применения, - весь этот комплекс кратологических проблем основан на историко-философской концепции смены Закона Благодатью.

В трактате митрополита Илариона присутствует очень глубокая и интересная постановка проблемы, в разрешении которой мыслитель отражает уровень развития современной ему этической и правовой культуры и юридической техники. Иларион одним из первых в истории философско-правовой мысли утвердил определённую политико-юридическую традицию. Важно также отметить, что труд Илариона заложил тот общефилософский фундамент, на котором будет строиться вся дальнейшая древнерусская общественно-политическая мысль.

Причём характерно, что твёрдая позиция митрополита Илариона в оценке места русского государства в мировой истории позволяет говорить о чётком самосознании Руси XI в. как очень сильного, хотя и молодого государства, ни в чём не уступавшего даже Византийской империи. Другими словами, опираясь на византийские кратологические образцы, Иларион сознательно подчёркивает самостоятельность Руси, в том числе в вопросе тех властных концепций, которые будут приоритетными в новом независимом государстве. Более того, Иларион сформулировал идею особой миссии Руси в христианском мире.

В сочинении митрополита Илариона впервые находят отражения древнерусские представления о государственной власти, именно в «Слове о законе и благодати» получает начало сакрализация монарха в Древней Руси. Богодан-ность власти, согласно концепции Илариона, подтверждает и государственную независимость Руси, подчёркивает самостоятельность древнерусского государства. Таким образом, «Слово о законе и благодати» является самым ранним памятником отечественной именно философской мысли, в котором излагается цельная концепция власти.

Кратологические теории Древней Руси стали постепенно изменяться в связи с формированием и усилением Московской Руси как одного из крупнейших европейских государств. Вторая половина XV - начало XVI вв. - время формирования самодержавной идеологии Московской Руси. В политическое сознание общества в конце XV в. стала внедряться имперская доктрина. Во время правления великого князя Московского Ивана III сложилось ядро единого Российского государства и началось формирование центрального государственного аппарата. В общественно-политическом сознании намечается курс на восприятие Московской Руси как ведущего православного государства на мировой арене, формируется и укрепляется идеология самодержавия как единственно истинного богоустановленного института власти.

Одним из основных идеологов и апологетов царской власти в Московской Руси рубежа XV - XVI вв. становится видный церковный деятель, игумен Иосиф Волоцкий. Признавая необходимость повиновения подданных власти монарха, установленной Богом, Иосиф в то же время перечислял условия, делавшие такое подчинение недопустимым. Однако в целом Иосиф Волоцкий продолжал традиционную линию церковно-государственных отношений на Руси и в представлениях о власти руководствовался образцами древнерусской общественно-политической мысли, расширяя их при этом согласно с возвышением Москвы как центра православного мира. Преподобным Иосифом был сформулирован идеал теократической власти московских государей, то есть власти, поставленной и освящённой самим Богом. В этом контексте московский государь предстал безусловным и неограниченным повелителем над князьями удельными, «всея Русския земли государям государь».

Точка зрения преподобного Иосифа Волоцкого на отношения Церкви и государства приобретает особое значение потому, что она была свойственна не только ему, но разделялась многими видными представителями духовенства и, кроме того, не случайно совпала по времени с эпохой объединения русского государства и образования новой формы монархического строя. В самодержавии, по замечанию многих исследователей, находила удовлетворение потребность Иосифа Волоцкого в социальной дисциплине и богоответственности власти. Таким образом, самодержавие, согласно указанной доктрине, не означает произвола, оно предполагает, что царь связан законом Божиим и заповедями, находясь, как все в мире, и Церковь в том числе, в служебном отношении к общественному порядку и к делу Божию.

Однако самый значительный шаг в апологизации и идеализации самодержавной царской власти совершается в середине XVI в. благодаря уникальной историософской и кратологической концепции. Теория «Москва - третий Рим», сформулированная в начале XVI в., явилась не только духовным стержнем существования православия, но и идейной платформой категории власти в средневековом русском самосознании. Идея псковского старца Филофея стала апологией русской независимости как в церковном, так и в государственном отношении. Получение церковной автокефалии, освобождение от золотоор-дынского ига - все эти события были переработаны древнерусским старцем как явления мирового порядка, в результате которых Русь стала единственным и последним носителем православной веры. Идея «Москва - третий Рим» - это и строгая религиозно-философская концепция, и идеологическое явление своего времени.

В посланиях старца Филофея сливаются идеальная модель христианского государства и апология православия, примат самодержавной власти и церковные эсхатологические мотивы. Однако, учитывая особенности средневековой русской менталыюсти, необходимо отметить, что вне отрыва от религиозного контекста теория «Москва - третий Рим» стала важнейшим источником философии власти на Руси в XVI в.

Подводя итог, следует отметить, что проблема соотношения земного и небесного в древнерусском учении о власти XI - XVI вв. содержится в крупнейших религиозно-философских памятниках данного периода. Понимание власти в рамках византийской «симфонии» являлось важнейшей характеристикой не только официальной церковной и богословской идеологии, но и органичного русского самосознания в средневековый период.

Таким образом, в древнерусских представлениях о власти выразились не только общественно-политические идеалы Древней Руси XI - XVI вв., но и глубокая традиция религиозно-философского и богословского дискурса православной Церкви с её социальной доктриной. Развиваясь в русле византийской традиции, русская кратологическая мысль выработала и собственные ключевые моменты в понимании власти, которые сделали возможным кристаллизацию представлений о царе как помазаннике Божьем и о примате высшей государственной власти над церковной, причём за последней закреплялась роль защиты, ходатайства перед царской властью. В результате развития самодержавной доктрины власти к середине XVI в. в русском национальном самоосознании царь оценивался как абсолютный монарх, поставленный Богом и не ограниченный в своей власти. Такая концепция власти являлась ключевой для древнерусского менталитета вплоть до второй половины XVII в.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Кожаев, Михаил Михайлович, 2011 год

1. Алексеев А. И. К изучению творческой истории «Книги на еретиков» Иосифа Волоцкого // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2008. №2 (32). С. 60-71.

2. Алексеев А. И. Под знаком конца времён. Очерки русской религиозности конца XIV начала XVI вв. С.-Пб.: Алетейя, 2002. - 352 с.

3. Алексеев Н. Н. Русский народ и государство. М.: Аграф, 1998. 343 с.

4. Альшиц Д. Н. Начало самодержавия в России. Государство Ивана Грозного. Л.: Наука, 1988. 403 с.

5. Амплеева А. А. Введение: На пути Великого спора // Православие и католичество: социальные аспекты. Проблемно-тематический сборник. М.: Российская Академия Наук; Институт научной информации по общественным наукам, 1998. С. 6 13.

6. Антология мировой политической мысли / Национальный общественно-научный фонд. Академия политических наук. Руководитель проекта Г.Ю. Семигин. В пяти томах. М.: Мысль, 1997. Т. III: Политическая мысль в России. X первая половина XIX в. - 813 с.

7. Аристотель. Политика // Аристотель. Сочинения. В 4-х томах / Пер. с древнегреч. Общ. ред. А.И. Доватура. М.: Мысль, 1983. Т. 4. С. 375-644.

8. Асмус В. Ф. Античная философия. М.: Высшая школа, 2005. 408 с.

9. Асмус В., прот. Происхождение царской власти. (К истолкованию I Царств VIII) // Regnum Aeternum. М., 1996. С. 41 46.

10. Асмус В., прот. Церковные полномочия византийских императоров // Православная государственность. 12 писем об империи. С.-Пб.: Лань, 2002. С. 41 -69.

11. Бакулов В. Д. Доктрина Филофея Псковского «Москва третий Рим» как видообразование положительной утопии // Научная мысль Кавказа. 2002. №15. С. 10-18.

12. Бакулов В. Д. Метаморфозы содержания учения Филофея «Москва третий Рим» в контексте политико-правовой идеологии его времени // Философия в пространстве культуры. Россия и Запад / Ред. А. Н. Ерыгин. Ростов-на-Дону, 2001. С. 24 - 43.

13. Бакулов В. Д. Социокультурные метаморфозы утопизма. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2003. 352 с.

14. Бахтин М. М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа // Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. С. 281 308.

15. Бердяев Н. А. Душа России // Русская идея. Сборник произведений русских мыслителей. М.: Айрис-Пресс, 2002. С. 289 317.

16. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.

17. Бердяев Н. А. Смысл истории // Философия истории в России. Хрестоматия / Сост. Овчинников Г. К. М.: Логос, 1996. С. 180 217.

18. Бердяев Н. А. Царство духа и царство кесаря. М.: Республика, 1995. -383 с.

19. Бибиков М. В. ВугапНпогоББюа: Свод византийских свидетельств о Руси / Российская Академия Наук. Институт всеобщей истории. М.: Языки славянской культуры, 2004. 736 с.

20. Библиотека Ивана Грозного. Реконструкция и библиографическое описание / Сост. Н. Н. Зарубин. Подг. к печати А. А. Амосова под ред. С. О. Шмидта. Л.: Наука, 1982. 409 с.

21. Библия. Священное Писание Ветхого и Нового Завета. М.: Российское Библейское Общество, 1998. 1376 с.

22. Богданов А. П. Российское православное самодержавное царство. М.: Инфра-М, 2000. 376 с.

23. Боханов А. Н. Русская идея. От Владимира Святого до наших дней. М.: Вече, 2005.-400 с.

24. Будовниц И. У. Общественно-политическая мысль Древней Руси (XI XIV вв.). М.: Издательство Академии Наук СССР, 1960. - 488 с.

25. Булгаков С. Н. Свет невечерний: созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994. 415 с.

26. Бычков В. В. Словесность в оценке древнерусских книжников // Русская речь. 1988. №4. С. 95 100.

27. Вальденберг В. Древнерусские учения о пределах царской власти. Пг., 1916.-284 с.

28. Вебер М. Избранные произведения / Пер. с нем. Сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; предисл. П.П. Гайденко; коммент. А.Ф. Филиппова. М.: Прогресс, 1990. 808 с.

29. Вернадский Г. В. Россия в средние века. Тверь: Леан; Москва: Аграф, 2001.-352 с.

30. Веселовский С. Б. Феодальное землевладение в Северо-Восточной Руси. М.-Л.: Издательство АН СССР, 1947. 511 с.

31. Власть: Очерки современной политической философии Запада / Под ред. В.В. Мшвениерадзе, И.И. Кравченко, Е.В. Осипова. М.: Наука, 1989.-328 с.

32. Власть // Католическая энциклопедия. В 111-х томах. М.: Издательство Францисканцев, 2002. Т. I. С. 1038 1044.

33. Всемирный русский собор. Второй этап. М.: Роман-газета, 1995. -80 с.

34. Вышеславцев Б. П. Этика преображённого Эроса / Вступ. ст., сост. и коммент. В. В. Сапова. М.: Республика, 1994. 368 с.

35. Вятр Е. Социология политических отношений / Пер. с польского. М.: Политиздат, 1979. 319 с.

36. Галактионов А. А., Никандров П. Ф. Русская философия IX XIX вв. 2-е издание, исправленное и дополненное. JI.: Издательство Ленинградского университета, 1989. - 744 с.

37. Гейденштейн Р. Записки о Московской войне 1578 1582 гг. В 5-ти книгах. Кн. 1. С.-Пб., 1889. - 383 с.

38. Герберштейн С. Записки о Московитских делах // Россия XVI века. Воспоминания иностранцев. Смоленск: Русич, 2003. С. 152 301.

39. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Гоббс Т. Сочинения. В 2-х томах. М.: Мысль, 1991.-731 с.

40. Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. М.: Терра, 1994 (репринт: М., 1900). 966 с.

41. Гольдберг А. Л. Идея «Москва третий Рим» в цикле сочинений первой половины XVI в. // Труды отдела древнерусской литературы. Л., 1983. Т. 37. С. 139- 149.

42. Гольдберг А. Л. К предыстории идеи «Москва третий Рим» // Культурное наследие древней Руси. Истоки. Становление. Традиции. М„ 1976. С. 111-116.

43. Гольдберг А. Л. Три «послания Филофея» (опыт текстологического анализа) // Труды отдела древнерусской литературы. Л., 1974. Т. 29. С. 204-216.

44. Горский В. С. Философские идеи в культуре Киевской Руси XI -начала XII в. Киев: Наукова Думка, 1988. 213 с.

45. Греков Б. Д. Киевская Русь. М.: ACT, 2004. 671 с.

46. Громов М. Н. Структура и типология русской сред невеко вой философии. М.: Российская Академия Наук, Институт философии, 1997. 289 с.

47. Громов М. Н., Козлов Н. С. Русская философская мысль X XVII веков. Учеб. пособие. М.: Изд-во МГУ, 1990. - 288 с.

48. Громов М. Н., Мильков В. В. Идейные течения древнерусской мысли. С.-Пб.: Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 2001. 960 с.

49. Гулыга А. В. Русская идея и её творцы. М.: Изд-во Эксмо, 2003. -448 с.

50. Гуревич А. Я. Проблематика ментальностей в современной историографии // Всеобщая история: Дискуссии, новые подходы. Вып. 1.М.: Наука, 1989. С. 75-89.

51. Даль В. И. Словарь русского языка. М.: Художественная литература, 1955. Т. III.-731 с.

52. Дворкин А. Л. Иван Грозный как религиозный тип. Статьи и материалы. Н. Новгород: Издательство братства во имя св. Александра Невского, 2005. 342 с.

53. Дворкин А. Л. Очерки по истории вселенской православной Церкви. Н. Новгород: Издательство братства во имя св. князя Александра Невского, 2005. 924 с.

54. Дегтярёв А. А. Политическая власть как регулятивный механизм социального общения // Полис. 1996. №3(33). С. 108 120.

55. Демидов А. И. Ценностные измерения власти // Полис. 1996. №3(33). С. 121-128.

56. Домострой. М.: Художественная литература, 1991. 112 с.

57. Дьяконов М. Власть московских государей. С.-Пб.: Издательский дом И. П. Сойкина, 1889. 234 с.

58. Евлампиев И. И. История русской философии. М: Высшая школа, 2002.-584 с.

59. Ерёмин И. П. Иосиф Волоцкий как писатель // Ерёмин И. П. Литература Древней Руси. Этюды и характеристики. М., Л.: Издательство АН СССР, 1960. С. 132- 156.

60. Жидков В. С., Соколов К. Б. Десять веков российской мептально-сти: картина мира и власть. М.: Алетейя, 2001. 640 с.

61. Житие преподобного Иосифа Волоцкого. М.: Издание Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 2007. 159 с.

62. Задонщина // Изборник. Сборник произведений литературы Древней Руси / Сост. и ред. Дмитриев J1. А., Лихачёв Д. С. М.: Художественная литература, 1969. С. 190 198.

63. Замалеев А. Ф., Зоц В. А. Мыслители Киевской Руси. Издание второе, переработанное и дополненное. Киев: Издательство при Киевском Государственном Университете Издательского Объединения «Вища школа», 1987. 183 с.

64. Замалеев А. Ф., Осипов И. Д. Русская политология: обзор основных направлений. С.-Пб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1994.-208 с.

65. Зеньковский В. В. История русской философии. Париж: YMCA-Press, 1989. 563 с.

66. Зеньковский С. А. Преподобный Иосиф и иосифляне // Вестник. Т. 90. Париж: YMCA-Press, 1956. С. 23 32.

67. Зеньковский С. А. Русское мессианство // http://apocalvpse.orthodoxy.ru/review/1969.htm.

68. Зимин А. А. О политической доктрине Иосифа Волоцкого // Труды отдела древнерусской литературы. 1953. Т. 9. С. 128 140.

69. Зимин А. А. Правда Русская. М.: Издательство «Древлехранилище», 1999.-424 с.

70. Зимин А. Россия на пороге нового времени. М.: Наука, 1972. 391 с.

71. Золотухина Н. М. Иосиф Волоцкий. М.: Молодая гвардия, 1981. -283 с.

72. Иван Грозный. Послания Ивана Грозного. M.-JL: Изд-во АН СССР, 1951.-391 с.

73. Ивин А. А. Основы социальной философии. М.: Высшая школа, 2005.-440 с.

74. Избранные новеллы Юстиниана / В.А. Сметанин, ввод, ст., пер., комм. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2005.- 340 с.

75. Из редакции «Домостроя» Стефана Вонифатьева // Домострой. М.: Художественная литература, 1991. С. 23 56.

76. Иларион, митрополит. Слово о законе и благодати / Подг. текста и перевод Т. В. Черторицкой // Красноречие Древней Руси (XI XVII вв.). М.: Художественная литература, 1987. С. 42 - 57.

77. Ильин В. В., Ахиезер А. С. Российская государственность: истоки, традиции, перспективы. М.: Изд-во МГУ, 1997. 384 с.

78. Ильин М. В. Слова и смыслы. По уставу судьбы: исторический выбор, историческая миссия, arcana imperii, ratio status // Полис. 1996. №3(33). С. 56-69.

79. Ильин М. В., Мельвиль А. Ю. Власть // Полис. 1997. №6(42). С. 146- 163.

80. Иннокентий (Просвирин), архимандрит. Тысячелетие русской книжности //Прометей. М.: Молодая гвардия, 1990. С. 31 -41.

81. Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Русь Соборная. Очерки христианской государственности. С.-Пб.: Царское Дело, 1994. 248 с.

82. Иоанн Златоуст, святитель. Толкование на 2-ую главу второго послания апостола Павла к солунянам // Иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, творения. М.: Свято-Троицкая Сергиевая лавра, 1992. С. 208 221.

83. Иосиф Волоцкий. Духовная грамота // Волоколамский патерик. М.: Отчий дом, 1999. С. 145 167.

84. Иосиф Волоцкий. Послание иконописцу и три «Слова» о почитании святых икон // Философия русского религиозного искусства XVI -XX вв. Антология. М.: Слово, 2001. С. 147 164.

85. Иосиф Волоцкий. Просветитель, или Обличение ереси жидовству-ющих. М.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1993. 212 с.

86. Исаев И. А. Ро1Шса ИегтеНса: скрытые аспекты власти. М.: Юристь, 2002.-413 с.

87. Исаев И. А., Золотухина И. М. История политических и правовых учений России XI XX вв. М.: Юристъ, 1995. - 378 с.

88. Историко-литературный обзор древнерусских сочинений против латинян. М.: Синодальная типография, 1875. 308 с.

89. Кабанков Ю. Максим Грек и проблематика апологии Православия в русле концепции «Москва третий Рим» // Кабанков Ю. Последний византиец русской книжности. Преподобный Максим Грек. Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2007. С. 84 -91.

90. Казакова Н. А. Вассиан Патрикеев и его сочинения. М., Л.: Издательство АН СССР, 1960. 358 с.

91. Казакова Н. А. Очерки по истории русской общественной мысли. Первая треть XVI в. Л.: Наука, 1970. 298 с.

92. Канарш Г. Ю. Этические основания политики в современном ари-стотелианстве // Знание. Понимание. Умение. 2005. №2. С. 145 -152.

93. Каптерёв Н. Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. В 2-х томах. М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996. Т. 1.-645 с.

94. Каптерёв Н. Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. В 2-х томах. М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996. Т. 2.-669 с.

95. Карсавин JT. Святые отцы и учителя Церкви. М.: Таурус, 1996. 283 с.

96. Карсавин JT. П. Философия истории. М.: ACT, Хранитель, 2007. -510 с.

97. Карташёв А. В. Очерки по истории Русской Церкви. В 2-х томах. Т. 1. М.: Терра, 1992.-592 с.

98. Клибанов А. И. Духовная культура средневековой Руси. М.: Аспект-Пресс, 1996. 368 с.

99. Клибанов А. И. Реформационные движения в России в XIV первой половине XVI веков. М.: Политиздат, 1960. - 319 с.

100. Клочков В. В. История политических и правовых учений. М., 2004.

101. Ключевский В. О. Псковские споры // Сочинения. В 8-ми томах. М.: Мысль, 1959. Т. 7. С. 33 105.

102. Книга правил святых Апостолов, святых Соборов Вселенских и поместных и святых Отцов. М.: Издание Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 1992. зф листов.

103. Конфисахор А. Г. Психология власти. 2-е изд., перераб. и доп. С.-Пб.: Питер, 2004. - 235 с.

104. Концевич И. М. Стяжание Духа Святого в путях Древней Руси. Минск: Свято-Елисаветинский монастырь, 2001. -479 с.

105. Кореневский А. В. Officium stratoris и «шествие на осляти»: к вопросу о сопоставимости религиозно-политических доктрин западноевропейского и русского Средневековья // Ab Imperio. 2002. №1. С. 185-204.

106. Кореневский А. В. Кем и когда была «изобретена» теория «Москва Третий Рим»? // Ab Imperio. 2001. № 1 - 2. С. 87 - 124.

107. Кореневский А. В. По следам Филофея. Опыт реконструкции биографии древнерусского книжника. М.: Владос, 1998. 320 с.

108. Кореневский А. В. Филофей Псковский: портрет книжника на фоне текстов // Диалог со временем: альманах интеллектуальной истории. Под ред. Л. П. Репина. Выпуск 11. М.: УРСС, 2004. С. 182 -198.

109. Королёв А. А. Этноменталитет: сущность, структура, проблемы формирования: Научная монография. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та «Социум», 2011. 68 с.

110. Костомаров Н. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. Первый отдел. Вып. 2. С.-Пб.: Наука, 1973. 691 с.

111. Красиков А. О социальной доктрине русского православия // Православие и католичество: социальные аспекты. Проблемно-тематический сборник. М.: Российская Академия Наук; Институт научной информации по общественным наукам, 1998. С. 14-31.

112. Кудряшова М. С., Мчедлова Е. М. Религия и политика в современном российском обществе // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2008. №4. С. 23 30.

113. Леонтьев К. Византизм и славянство // Избранные труды. М.: Мысль, 1979. С. 450-492.

114. Лихачёв Д. С. Культура русского народа X XVII вв. М.; Л.: Издательство АН СССР, 1961. - 120 с.

115. Лихачёв Д. С. Национальное самосознание Древней Руси. Очерки по области литературы XI XVII вв. М.-Л., 1945. - 118 с.

116. Лихачёв Д. С. Сочинения царя Ивана Васильевича Грозного // Лихачёв Д. С. Избранные работы. В 3-х томах. Л.: Художественная литература, 1980. Т. 2. 564 с.

117. Лихачёв Д. С. Раздумья. М., 1991. 317 с.

118. Лихачёв Д. С. «Слово о законе и благодати» Илариона // Лихачёв Д. С. Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси. 2-е изд., доп. М.: Современник, 1980. С. 33 -46.

119. Лихачев Д. С., Панченко А. М., Понырко Н. В. Смех в Древней Руси. Л.: Художественная литература, 1984. 380 с.

120. Локк Дж. Опыт веротерпимости // Локк Дж. Сочинения. В 3-х томах. М.: Мысль, 1988. Т. 3. С. 66 90.

121. Локк Дж. Сочинения. В 3-х томах. М.: Мысль, 1988. Т. 1. 670 с.

122. Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А. Платон. Жизнеописание. М.: Художественная литература, 1977. 224 с.

123. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия восточной Церкви. Догматическое богословие. М.: Центр «РИОР», 1991. 319 с.

124. Лотман Ю. М. Избранные статьи. В 3-х томах. Таллинн: Александра, 1992. Т. 1: Статьи по семиотике и типологии культуры. -480 с.

125. Лурье Я. С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV начала XVI веков. М., Л.: Издательство АН СССР, 1960. - 411 с.

126. Лурье Я. С. О возникновении теории «Москва третий Рим» // Труды отдела древнерусской литературы. М., Л., 1960. Т. 16. С. 626 -636.

127. Лурье Я. С. Россия древняя и Россия новая. Избарнное. С.-Пб.: Дмитрий Буланин, 1999. 407 с.

128. Лурье Я. С. Русские современники возрождения. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1988. 160 с.

129. Макарий, архимандрит. Московский митрополит Макарий и его время. М.: Издание Московского Патриархата, 1996. 238 с.

130. Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Tina Ливия. О военном искусстве. Минск: Современный литератор, 1999. 704 с.

131. Малинин В. Н. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания. М., 1901.-341 с.

132. Малинов А. В. Философия истории в России. С.-Пб.: Изд-во СПбГУ, 2003.-484 с.

133. Мелешко Е. Д. Философия непротивления Л. Н. Толстого: Систематическое учение и духовный опыт. Тула: ТГПУ, 1999. 269 с.

134. Мирошникова Е. М. Амбивалентный характер кооперационной модели государственно-церковных отношений // http://idmedina.nichost.ru/books/islamic/72594

135. Мирошникова Е. М. Кооперационная модель государственно-церковных отношений: опыт и проблемы. Монография / Е.М. Мирошникова. М.: Институт Европы РАН; Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2007. 181 с.

136. Модели госудаственно-церковных отношений в современном мире: Хрестоматия / Сост. Е.М. Мирошникова. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2009. 223 с.

137. Моисеев Г. Н. Валаамская беседа памятник русской публицистики середины XVI века. М.-Л., 1958. - 424 с.

138. Молдован А. М. «Слово о законе и благодати» Илариона. Киев, 1984.-383 с.

139. Муравьёв А. Учение о Христианском Царстве у преподобного Ефрема Сирина // 1^пит Ае1егпит. М., 1996. С. 68 83.

140. Назаров В. Н. Введение в теологию: Учебное пособие. М.: Гардари-ки, 2004. 320 с.

141. Назаров В. Н. Введение в теологию русской культуры: учебное пособие для вузов. Тула: Изд-во ТулГПУ им Л.Н. Толстого, 2003. -269 с.

142. Назаров В. Н. Прикладная этика: учебник для вузов. М.: Гардарики, 2005.-302 с.

143. Назаров В. Н. Систематическая философия в вопросах и ответах: опыт философской пропедевтики. Тула: Издательство ТГПИ, 1999. 332 с.

144. Назаров В. Н. Феноменология мудрости: образы мудреца в истории культуры. Нравственно-философское исследование. Тула: Изд-во ТПИ, 1993.-332 с.

145. Нерсесянц В. С. Философия права. Учебник для вузов. М.: Издательская группа Инфра-М Норма, 1997. - 652 с.

146. Нил Сорский. Устав о скитской жизни. М.: Издательство Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 1991. 84 с.

147. Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей / Пер. с нем. Е.Герцык и др. М.: Культурная Революция, 2005. 880 с.

148. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М.: Академический проект, 2007.-319 с.

149. Новикова Л. И., Сиземская И. Н. Русская философия истории. М.: Аспект Пресс, 2000. 415 с.

150. О свободе совести, вероисповеданий и религиозных объединениях. Российские и международно-правовые документы (в извлечениях). М.: МАРС, 1996.-64 с.

151. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Архиерейский собор 2000 г. М., 2000. 60 с.

152. Павлов А. С. Курс церковного права. С.-Пб.: Издательство «Лань», 2002.-384 с.

153. Памятники литературы Древней Руси. Конец XV первая половина

154. XVI века / Сост. и общ. ред. JI. А. Дмитриева и Д. С. Лихачёв. М.: Изд-во художественной литературы, 1984. 768 с.

155. Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. XI начало XII века. Вступит, статья Д. С. Лихачёва. Сост. и общая ред. Д. С. Лихачёва и Л. А. Дмитриева. М.: Художественная литература, 1978.-413 с.

156. Памятники римского права. Институции Юстиниана. М.: Зерцало, 1998.-399 с.

157. Перевезенцев С. В. Русская религиозно-философская мысль XI

158. XVII вв. // Альфа и Омега. 1997. №3. С. 11 19.

159. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским / Подготовка текста Я. С. Лурье и Ю. Д. Рыкова. Ленинград: Наука, 1979.

160. Пересветов И. С. Большая челобитная государю Иоанну Васильевичу // http://old-ru.narod.ru/Q7.htm.

161. Платон. Государство. Законы. Политик / Предисл. Е.И. Темнова. М.: Мысль, 1998.-798 с.

162. Платон. Критий // Платон. Избранные диалоги / Пер., предисл. и коммент. С.С.Аверинцева. М.: ACT, 2006. С. 276 291.

163. Плигузов А. И. Полемика в русской Церкви первой трети XVI столетия. М.: «Индрик», 2002. -424 с.

164. Повесть временных лет // Памятники литературы Древней Руси. XI начало XII в. М.: Художественная литература, 1978. С. 220 - 244.

165. Повесть о Новгородском белом клобуке // Древнерусские повести. Тула: Приокское книжное издательство, 1987. С. 429 -448.

166. Политология: словарь-справочник / М.А. Василик, М.С. Вершинин и др. М.: Гардарики, 2001. 328 с.

167. Политология: энциклопедический словарь / Общ. ред., сост. Ю.И. Аверьянов. М.: Издательство Московского коммерческого университета, 1993.-431 с.

168. Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 1: Чары Платона / Пер. с англ. под ред. В.Н. Садовского. М.: Феникс; Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. -448 с.

169. Послания Иосифа Волоцкого / Подг. текста А. А. Зимина, Я. С. Лурье. М., Л.: Издательство АН СССР, 1959. 212 с.

170. Поспеловский Д. Православная Церковь в истории Руси, России и СССР. М.: Библейско-богословский институт св. Апостола Андрея, 2006.-409 с.

171. Поссевино А. Исторические сочинения о России XVI в. М.: Мысль, 1983.-469 с.

172. Правила Православной Церкви с толкованиями епископа Никодима (Милоша). В И-х томах. М.: Отчий дом, 2001. Т. I. 792 с.

173. Правила Православной Церкви с толкованиями епископа Никодима (Милоша). В И-х томах. М.: Отчий дом, 2001. Т. II. 807 с.

174. Православие и католичество: социальные аспекты. Проблемно-тематический сборник. М.: Российская Академия Наук; Институт научной информации по общественным наукам, 1998. 251 с.

175. Присенко Г. П. Древнерусские книжники XI начала XVII вв. об истории. Учеб. кн. для школ, гимназий, лицеев с углубленным изучением истории, ист. фак. Вузов. Тула, 1998. - 181 с.

176. Прохоров Г. М. Исихазм и общественная мысль в Европе в XIV в. // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. XXIII. Л., 1968. С. 72 -88.

177. Радугин А. А. Политическая власть // Политология: учебное пособие для вузов / Научный редактор А. А.Радугин. 2-е изд., перераб. и дополн. М.: Центр, 2001. С. 61 79.

178. Рашковский Е. Б. Смыслы в истории. Исследования по истории веры, познания, культуры. М.: Прогресс-Традиция, 2008. 376 с.

179. Россия XVI века. Воспоминания иностранцев / Пер. с англ. Н. Белозерской, Ю. Готье. Пер. с нем. И. Анонимова, И. Полосина. Смоленск: Русич, 2003. 480 с.

180. Русская философия права. Антология. Издание второе, дополненное. Авторы-составители: А. П. Альбов, Д. В. Масленников, М. В. Сальников. С.-Пб.: Санкт-Петербургский университет МВД; Але-тейя, 1999. 438 с.

181. Русский конституционализм: от самодержавия к конституционно-парламентской монархии. Сб. документов / Авт.-сост.: A.B. Гоголевский (вступительная статья, комментарии), Б.Н. Ковалёв (комментарии, библиография). М.: Гардарики, 2001.-489 с.

182. Савва В. Московские Цари и Византийские Василевсы. К вопросу о влиянии Византии на образование идеи Царской власти Московских государей. Харьков, 2001. 236 с.

183. Савельев В. Н. Свобода совести: история и теория. Монография. М.: Высшая школа, 2001. 144 с.

184. Салыгин Е. Н. Теократическое государство. М.: Центр конституционных исследований МОНФ, 1999. 128 с.

185. Свобода религии, нравственность и ответственность в российском обществе. Материалы научно-практической конференции. Москва, 21 декабря 2005 г. Заокский: «Источник жизни», 2006. 320 с.

186. Свобода совести в России: исторический и современный аспекты. Выпуск 5. Сборник статей. М., С.-Пб.: Российское объединение исследователей религии, 2007. 560 с.

187. Свобода совести в России: исторический и современный аспекты. Выпуск 6. Сборник статей. М., С.-Пб.: Российское объединение исследователей религии, 2008. 400 с.

188. Седых Т. Н. Теория «симфонии властей»: история и современность // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2008. №4. С. 31-37.

189. Серафим (Соболев), архиепископ. Русская идеология / Отв. за вып. В. П. Пархоменко. 3-е изд. С.-Пб.: Издательство имени А. С. Суворина, 1992. 104 с.

190. Синицына Н. В. Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции (XV XVI вв.). М.: Индрик, 1998. - 416 с.

191. Сказания о князьях Владимирских // О, Русская земля! Сборник / Ред. Грихин В. А. М.: Советская Россия, 1982. С. 107 109.

192. Скрынников Р. Г. Государство и Церковь на Руси XIV XVI вв. Подвижники Русской Церкви. Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1991.-394 с.

193. Скрынников Р. Г. Иван Грозный. М.: ACT, 2005. 413 с.

194. Скрынников Р. Г. Крест и корона. Церковь и государство на Руси IX XVII вв. С.-Пб.: Искусство-СПБ, 2000. - 463 с.

195. Скрынников Р. Г. Святители и власти. JL: Лениздат, 1990. 349 с.

196. Скрынников Р. Г. Третий Рим. С.-Пб.: Вехи, 1994. 325 с.

197. Словарь книжников и книжности Древней Руси. В 2-х частях. Л.: Наука, Ленинградское Отделение, 1988. Ч. 1. 567 с.

198. Смолич И. К. Русское монашество. Возникновение, развитие, сущность. 988 1917. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 1997.

199. Собственность в России. Средневековье и раннее новое время. М.: Наука, 2001.-283 с.

200. Сокулер 3. А. Концепция «дисциплинарной власти» М. Фуко // Со-кулер 3. А. Знание и власть: наука в обществе модерна. С.-Пб.: РХГИ, 2001.С. 58-82.

201. Соловьёв В. Национальный вопрос в России // Соловьёв В. Собрание сочинений. В 10-ти томах. С.-Пб., 1912. Т. 5. Вып. 2. С. 141 -243.

202. Соловьёв В. С. Панмонголизм // Соловьёв В. С. Россия и вселенская Церковь. Минск: Харвест, 1999. 1411 с.

203. Соловьёв В. С. Русская идея // Русская идея. Сборник произведений русских мыслителей. М.: Айрис-Пресс, 2002. С. 202 254.

204. Соловьёв В. С. Сочинения. В 2-х томах. М.: Мысль, 1989. Т. 1: Философская публицистика. 595 с.

205. Соловьёв В. С. Сочинения. В 2-х томах. М.: Мысль, 1989. Т. 2: Чтения о богочеловечестве. 659 с.

206. Соловьёв С. М. История России с древнейших времён. М.: Наука, 1960. Кн. 3.-583 с.

207. Срезневский И. И. Материалы для словаря древнерусского языка. С.-Пб., 1985. Т. И.

208. Столович JL Н. История русской философии. Очерки. М.: Республика, 2005.-495 с.

209. Тихомиров JI. А. Монархическая государственность. М.: ГУП Об-лиздат, ТОО «Алир», 1999. 678 с.

210. Тощенко Ж. Т. Три особенных лика власти: Социологические заметки. М.: Российский Государственный Гуманитарный Университет, 2002. 121 с.

211. Тиллих Г1. Избранное. Теология культуры. М.: Юрист, 1995. 479 с.

212. Титлинов Б. В. Православие на службе самодержавия. Л.: Государственное издательство, 1924. 210 с.

213. Урбах Э. Э. Мудрость Талмуда. Тель-Авив, 1986.

214. Успенский Б. А. Избранные труды. В 2-х томах. Т. 1: Семиотика истории. Семиотика культуры. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. 603 с.

215. Успенский Б. А. Этюды по русской истории. С.-Пб.: Азбука, 2002. -474'с.

216. Успенский Ф. И. История Византийской империи XI XV вв. Восточный вопрос. М.: Мысль, 1997. - 829 с.

217. Федотов Г. П. Святые Древней Руси / Предисл. Д. С. Лихачёва и А. В. Меня. Коммент. С. С. Бычкова. М.: Московский рабочий, 1990. -269 с.

218. Федотов Г. П. Трагедия древнерусской святости // Федотов Г П. О святости, интеллигенции и большевизме. Избранные статьи. С.-Пб.: Издание Санкт-Петербургского университета, 1994. С. 35 51.

219. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. М.: Советская энциклопедия, 1983.-840 с.

220. Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Минск: Издательство Белорусского Экзархата, 2006. 608 с.

221. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. I: От эпической космогонии до возникновения атомистики. М.: Мысль, 1989. 685 с.

222. Фуко М. Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности / Пер. с фр. С. Табачниковой. Под ред. А. Пузырея. М.: Маги-стериум; Касталь, 1996. 448 с.

223. Фуко M. Интеллектуалы и власть. Избранные политические статьи, выступления и интервью / Пер. с франц. С.Ч. Офертаса под общ. ред. В.П. Визгина и Б.М. Скуратова. М.: Праксис, 2002. 384 с.

224. Фуко М. Правительственность (идея государственного интереса и её генезис) / Пер. И. Окуневой // Логос. 2003. №4/5. С. 4 22.

225. Халипов В. Ф. Власть в жизни и наука о власти. Словарь-справочник. М.: Витязь, 2004. 440 с.

226. Халипов В. Ф. Кратология наука о власти: Концепция. М.: Экономика, 2002. - 367 с.

227. Халипов В. Ф. Наука о власти. Кратология. М.: Ось-89, 2008. 443 с.

228. Халипов В. Ф. Энциклопедия власти. М.: Академический проект; Культура, 2005. 1055 с.

229. Церковь в истории России (IX в. 1917 г.). Критические очерки. М.: Издательство «Наука», 1967. - 336 с.

230. Цымбурский В. Л. «От великого острова Русии.» (К прасимволу российской цивилизации) // Полис. 1997. №6(42). С. 34 56.

231. Цыпин В. А. Церковное право. Курс лекций. М.: Круглый стол по религиозному образованию в Русской Православной Церкви; Издательство МФТИ, 1994. 440 с.

232. Чесноков C.B. «Социология господства» Макса Вебера сквозь призму теории верховной власти Л.А. Тихомирова // Полис. 2000. №2. С. 160- 166.

233. Чичерин Б. О народном представительстве. 2-е изд. М.: Товарищество И. Д. Сытина, 1899. 836 с.

234. Что такое социальная доктрина Церкви? На вопросы «Независимой Газеты» отвечает митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл // Независимая Газета. 09.08.2000 г.

235. Шапошников Л. Е., Фёдоров А. А. История русской религиозной философии. Учеб. пособие для вузов / Л. Е. Шапошников, А. А. Фёдоров. М.: Высшая школа, 2006. 447 с.

236. Экономцев И., игумен. Православие, Византия, Россия. М.: Христианская литература, 1992. 232 с.

237. Юрков С. Е. Под знаком гротеска: антиповедение в русской культуре (XI начало XX вв.). С.-Пб.: Издательско-торговый дом «Летний сад», 2003. - 210 с.

238. Янов А. Л. Россия: у истоков трагедии 1462 1584 гг. Заметки о природе и происхождении русской государственности. М.: Прогресс-Традиция, 2001. - 559 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.